Зачем Владимир Маяковский покончил с собой. Смерть Маяковского: трагический финал поэта

Это произошло 14 апреля 1930 года в Москве, в Лубянском проезде. В рабочей комнате Владимира Маяковского прозвучал выстрел. Споры, ушел ли поэт из жизни добровольно или был убит, не стихают до сих пор.
О виртуозном расследовании экспертов рассказывает один из его участников, профессор кафедры судебной медицины ММА им.Сеченова Александр Васильевич Маслов.

Версии и факты

14 апреля 1930 г. «Красная газета» сообщила: «Сегодня в 10 часов 17 минут в своей рабочей комнате выстрелом из нагана в область сердца покончил с собой Владимир Маяковский. Прибывшая «скорая помощь» нашла его уже мертвым. В последние дни В.В.Маяковский ничем не обнаруживал душевного разлада и ничего не предвещало катастрофы».
Днем тело перевезли в квартиру поэта в Гендриковом переулке. Скульптором К.Луцким была снята посмертная маска, причем плохо - он ободрал покойному лицо. Сотрудники Института мозга извлекли мозг Маяковского, весивший 1700 г. В первый же день в презектуре клиники медицинского факультета МГУ патологоанатом профессор Талалай произвел вскрытие тела, а в ночь на 17 апреля состоялось перевскрытие: из-за поползших слухов о якобы имевшемся у поэта венерическом заболевании, которые не подтвердились. Потом тело было кремировано.

Как и с Есениным, самоубийство Маяковского вызвало различную реакцию и множество версий. Одной из «мишеней» стала 22-летняя актриса МХАТа Вероника Полонская. Известно, что Маяковский просил ее стать женой. Именно она была последним человеком, видевшим поэта живым. Однако показания актрисы, соседей по квартире и данные следствия свидетельствуют, что выстрел прогремел сразу после того, как Полонская вышла из комнаты Маяковского. Значит, стрелять она не могла.

Версия, будто Маяковский не в переносном, а в прямом смысле «лег виском на дуло», пустил себе пулю в голову, не выдерживает критики. Мозг поэта сохранен по сей день и, как справедливо сообщили в те дни сотрудники Института мозга, «по внешнему осмотру мозг не представляет сколько-нибудь существенных отклонений от нормы».
Несколько лет назад в передаче «До и после полуночи» известный тележурналист Владимир Молчанов высказал предположение, что на посмертной фотографии на груди Маяковского ясно видны следы ДВУХ выстрелов.

Эту сомнительную гипотезу развеял другой журналист - В.Скорятин, проведший скрупулезное расследование. Выстрел был один, но он также считает, что в стреляли. Конкретно - начальник секретного отдела ОГПУ Агранов, с которым, кстати, поэт дружил: спрятавшись в подсобной комнате и дождавшись ухода Полонской, Агранов проникает в кабинет, убивает поэта, оставляет предсмертное письмо и вновь черным ходом выходит на улицу. А затем уже поднимается на место происшествия как чекист. Версия занятная и почти укладывается в законы того времени. Впрочем, не ведая того, журналист неожиданно помог экспертам. Упоминая о рубашке, бывшей на поэте в момент выстрела, он пишет: «Я осмотрел ее. И даже с помощью лупы не обнаружил следов порохового ожога. Нет на ней ничего, кроме бурого пятна крови». Значит, рубашка сохранилась!

Рубашка поэта

Действительно, в середине 50-х Л.Ю.Брик, у которой находилась рубашка поэта, передала ее в Государственный музей В.В. Маяковского - реликвия хранилась в коробке и была завернута в пропитанную специальным составом бумагу. На левой стороне переда рубашки - сквозное повреждение, вокруг него видна засохшая кровь. Удивительно, но это «вещественное доказательство» ни в 1930 году, ни позже не подвергалось экспертизе. А сколько было споров вокруг фотографий!
Получив разрешение на исследование, я, не посвящая в суть дела, показал рубашку крупному специалисту по судебно-баллистической экспертизе Э.Г.Сафронскому, который сразу поставил «диагноз»: «Входное пулевое огнестрельное повреждение, скорее всего, выстрел в упор».

Узнав, что выстрел произведен более 60 лет назад, Сафронский заметил, что тогда в СССР подобные экспертизы не проводились. Была достигнута договоренность: специалисты Федерального центра судебных экспертиз, куда передавалась рубашка, не будут знать о ее принадлежности поэту - для чистоты эксперимента.

Итак, исследованию подлежит рубашка бежево-розового цвета из хлопчатобумажной ткани. Спереди на планке 4 перламутровые пуговицы. Спинка рубашки от ворота до низа разрезана ножницами, о чем свидетельствуют уступообразные края разреза и ровные концы нитей. Но для утверждения, что именно эта рубашка, купленная поэтом в Париже, находилась на нем в момент выстрела, недостаточно. На фотографиях тела Маяковского, сделанных на месте происшествия, хорошо различимы рисунок ткани, фактура, форма и локализация пятна крови, огнестрельного повреждения. Когда музейную рубашку сфотографировали в том же ракурсе, увеличении и провели фотосовмещение, все детали совпали.

Экспертам из Федерального центра предстояла нелегкая работа - найти на рубашке следы выстрела более чем 60-летней давности и установить его дистанцию. А их в судебной медицине и криминалистике три: выстрел в упор, с близкого и дальнего расстояния. Были обнаружены характерные для выстрела в упор линейные повреждения крестообразной формы (они возникают от действия отражаемых от тела газов в момент разрушения ткани снарядом), а также следы пороха, копоти и опаления как в самом повреждении, так и на прилегающих участках ткани.

Но надо было выявить ряд устойчивых признаков, для чего и использовался диффузно-контактный метод, не разрушающий рубашку. Известно: при выстреле вместе с пулей вылетает раскаленное облачко, затем пуля опережает его и улетает дальше. Если стреляли с дальней дистанции, облачко не достигло объекта, если с близкой - газо-пороховая взвесь должна была осесть на рубашке. Предстояло исследовать комплекс металлов, входящих в состав оболочки пули предполагаемого патрона.

Полученные оттиски показали незначительное количество свинца в области повреждения, а меди практически не обнаружено. Зато благодаря диффузно-контактному методу определения сурьмы (один из компонентов капсульного состава) удалось установить обширную зону этого вещества диаметром около 10 мм вокруг повреждения с характерной для выстрела в боковой упор топографией. Причем секторальное отложение сурьмы говорило, что дульный срез был прижат к рубашке под углом. А интенсивная металлизация в левой части - признак произведения выстрела справа налево, почти в горизонтальной плоскости, с небольшим наклоном книзу.

Из «Заключения» экспертов:

«1. Повреждение на рубашке В.В.Маяковского является входным огнестрельным, образованным при выстреле с дистанции «боковой упор» в направлении спереди назад и несколько справа налево почти в горизонтальной плоскости.

2. Судя по особенностям повреждения, было применено короткоствольное оружие (например, пистолет) и использован маломощный патрон.

3. Небольшие размеры пропитанного кровью участка, расположенного вокруг входного огнестрельного повреждения, свидетельствуют об образовании его вследствие одномоментного выброса крови из раны, а отсутствие вертикальных потеков крови указывает на то, что сразу после получения ранения В.В.Маяковский находился в горизонтальном положении, лежа на спине.

4. Форма и малые размеры помарок крови, расположенных ниже повреждения, и особенность их расположения по дуге свидетельствуют о том, что они возникли в результате падения мелких капель крови с небольшой высоты на рубашку в процессе перемещения вниз правой руки, обрызганной кровью, или же с оружия, находившегося в той же руке».

Можно ли так тщательно сымитировать самоубийство? Да, в экспертной практике встречаются случаи инсценировки одного, двух, реже пяти признаков. Но весь комплекс признаков фальсифицировать невозможно. Установлено, что капли крови - не следы кровотечения из раны: они падали с небольшой высоты с руки или оружия. Даже если допустить, что чекист Агранов (а он действительно знал свое дело) был убийцей и нанес капли крови после выстрела, скажем, из пипетки, хотя по восстановленному хронометражу событий у него на это просто не было времени, необходимо было достичь полного совпадения локализации капель крови и расположения следов сурьмы. Но реакция на сурьму была открыта лишь в 1987 году. Именно сопоставление расположения сурьмы и капель крови стало вершиной этого исследования.

Автограф смерти

Пришлось поработать и специалистам лаборатории судебно-почерковедческих экспертиз, ведь многие, даже очень чуткие люди, сомневались в подлинности предсмертного письма поэта, выполненного карандашом почти без знаков препинания:

«Всем. В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля - люби меня. Моя семья это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская...
Любовная лодка\разбилась о быт.\Я с жизнью в расчете\И не к чему перечень\Взаимных\бед\И обид. Счастливо оставаться.\ Владимир\Маяковский. 12.IV.30 г.»

Из «Заключения» экспертов:

«Представленное письмо от имени Маяковского выполнено самим Маяковским в необычных условиях, наиболее вероятной причиной которых является психофизиологическое состояние, вызванное волнением».
Не вызвала сомнений и датировка - именно 12 апреля, за два дня до смерти - «непосредственно перед самоубийством признаки необычности были бы выражены более ярко». Так что тайна решения уйти из жизни кроется не в 14-м дне апреля, а в 12-м.

«Ваше слово, товарищ маузер»

Сравнительно недавно дело «О самоубийстве В.В.Маяковского» было передано из Президентского архива в Музей поэта вместе с роковым браунингом, пулей и гильзой. Но в протоколе осмотра места происшествия, подписанного следователем и врачом-экспертом, говорится, что он застрелился из «револьвера системы маузер, калибр 7,65, № 312045». По удостоверению у поэта было два пистолета - браунинг и байярд. И хотя «Красная газета» писала о выстреле из нагана, очевидец В.А.Катанян упоминает маузер, а Н.Денисовский, спустя годы, браунинг, все-таки трудно представить, чтобы следователь-профессионал мог спутать браунинг с маузером.

Сотрудники Музея В.В.Маяковского обратились в Российский федеральный центр судебных экспертиз с просьбой провести исследование переданного им из Президентского архива пистолета браунинг № 268979, пули и гильзы и установить, из этого ли оружия стрелял в себя поэт?

Химический анализ налета в канале ствола браунинга позволил сделать вывод, что «из оружия после последней чистки выстрел не производился». Но пуля, извлеченная когда-то из тела Маяковского, действительно «является частью 7,65 мм патрона браунинга образца 1900 года». Так в чем же дело? Экспертиза показала: «Калибр пули, количество следов, ширина, угол наклона и правосторонняя направленность следов свидетельствуют, что пуля была выстрелена из пистолета маузер модели 1914 г.».
Результаты экспериментальной стрельбы окончательно подтвердили, что «пуля 7,65 мм патрона браунинга была выстрелена не из пистолета браунинг № 268979, а из маузера калибра 7,65 мм».

Все-таки - маузер. Кто же подменил оружие? В 1944 году сотрудник НКГБ, «беседуя» с опальным писателем М.М.Зощенко, спросил, считает ли он ясной причину смерти Маяковского, на что писатель достойно ответил: «Она и дальше остается загадочной. Любопытно, что револьвер, из которого застрелился Маяковский, был ему подарен известным чекистом Аграновым».
Уж не сам ли Агранов, к которому стекались все материалы следствия, подменил оружие, приложив к делу браунинг Маяковского? Зачем? О «подарке» знали многие, к тому же маузер не был зарегистрирован за Маяковским, что могло сильно аукнуться самому Агранову (кстати, позже его расстреляли, но за что?). Впрочем, это из области догадок. Лучше отнесемся с уважением к последней просьбе поэта: «...пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил»

Памятник Владимиру Маяковскому (1893–1930) , одному из самых ярких представителей советской литературы начала 20 в. На Новодевичьем кладбище в Москве.

Владимир Маяковский - один из самых ярких представителей советской литературы и авангардного искусства начала 20 в.

Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930) - поэт , драматург , один из самых ярких представителей советской литературы и авангардного искусства начала 20 в. Маяковский обладал уникальным многогранным талантом. Он получил известность не только как выдающийся поэт, но и как драматург, киносценарист и кинорежиссёр. Маяковский снимался в кино, работал художником и редактором журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ» . Поэт оставил после себя богатое наследие в виде стихов, поэм и автобиографических заметок, среди самых известных — поэмы «Облако в штанах» , «Флейта-позвоночник» , «Мистерия Буфф» , «Про это» , «Хорошо!» и другие. Его произведения стали классикой, некоторые из них вошли в школьную программу.

Владимир Маяковский скончался 14 апреля 1930 г., был кремирован. До 1952 г. урна с прахом хранилась в закрытом колумбарии Донского кладбища, после чего была перенесена на в Москве (1 участок, 14 ряд). Рядом с Владимиром Маяковским покоятся его мать и сёстры.

Памятник поэту выполнил советский скульптор Александр Кибальников. Он использовал гранит двух цветов: тёмно-серого и красного, символизирующего революцию и переломную эпоху, которую Маяковский воспевал в своём творчестве. Перед красно-серой стелой простой прямоугольной формы возвышается постамент, на котором установлен . Суровый пронизывающий взгляд, строгое лицо, волосы зачёсаны назад — Маяковского увековечили таким, каким запомнили современники. На стеле плакатным шрифтом выбито имя, ниже нанесены годы жизни. Массивная надгробная плита выполнена из серого гранита, по обеим сторонам расположены два прямоугольных надгробия.

При жизни Маяковский имел много романов, хотя в официальном браке никогда не состоял. Среди его возлюбленных было немало русских эмигранток – Татьяна Яковлева, Элли Джонс. Самым серьезным увлечением в жизни Маяковского был романом с Лилей Брик. Несмотря на то, что она была замужем, отношения между ними сохранялись долгие годы. Более того, долгий отрезок своей жизни поэт жил в одном доме с семьей Брик. Этот любовный треугольник существовал несколько лет, пока Маяковский не встретил молодую актрису Веронику Полонскую, которой на тот момент исполнился 21 год. Ни разница в возрасте в 15 лет, ни наличие официального супруга не могли помешать этой связи.Известно, что поэт планировал с ней совместную жизнь и всячески настаивал на разводе. Эта история стала причиной официальной версии самоубийства. В день смерти Маяковский получил отказ от Вероники, что спровоцировало, как утверждают многие историки, серьезное нервное потрясение, которое привело к таким трагическим событиям. Во всяком случае, семья Маяковского, включая мать и сестер, считали, что вина за его смерть лежит именно на Полонской.

Маяковский оставил предсмертную записку следующего содержания:
«ВСЕМ

В том что умираю не вините никого и пожалуйста не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама сестры и товарищи простите – это не способ (другим не советую) но у меня выходов нет.
Лиля – люби меня.
Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. –
Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо.
Начатые стихи отдайте Брикам они разберутся.
Как говорят – «инцидент исперчен», любовная лодка разбилась о быт
Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид.
Счастливо оставаться

ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ.

Маяковский Владимир Владимирович - советский поэт, добившийся успеха и признания. Родился он в 1893 году на Кавказе. Его работы можно определить по эмоциональному характеру стихов и по хорошо узнаваемой «лесенке» изложения текста, которая впоследствии стала его «визитной карточкой».

По жизни он был энергичен, не держал язык за зубами, за что сидел в тюрьме, он был скандальной личностью. Владимир Маяковский внес огромный вклад в копилку русской культуры. Но кто бы мог подумать, что Маяковскому В.В. отведен столь короткий строк. Он умер, когда ему было 36 лет. Но почему и как умер Маяковский?

Из личной жизни поэта

Загадочная смерть Маяковского волновала экспертов очень долгое время.

Личная жизнь его не радовала. Над его желанием иметь нормальную семью смеялись все, а особенно Лиля Брик, любимая женщина всей его жизни. Она говорила, что если родит ему ребенка, то он уже никогда не родит ни одного талантливого стиха. И он все чаще стал говорить о самоубийстве, как о единственном спасении.

Любовь и смерть

Пытаясь освободиться от чар Лили, он пытался начать свою жизнь с чистого листа.

Последняя его пассия была Вероника Полонская, красивая актриса МХАТа. 14 апреля 1930 г. у них должно было быть свидание. Он закрыл двери на ключ и долго говорил он о том, чтобы та развелась с мужем и переехала к нему немедленно. Но Вероника (Нора) не могла решиться уйти от Михаила Яншина, понимая, что в любой момент их роман может закончиться. Он вышел за дверь, она услышала звук выстрела, прибежала к любовнику и увидела кровь на его теле.

Выстрел был произведен в упор в сердце. Также была найдена предсмертная записка от 12 апреля.

Версии гибели Маяковского

В чем причина смерти Маяковского? Любимая женщина или то, что он боялся старости, или его конфликты с поэтами, которых он перестал понимать, как и они его. Он был революционером, но революция уже закончилась. Версий гибели поэта существует несколько, у каждой есть свои сторонники и противники.

Убийство. Возможно, кто-то хотел его смерти? Противники этой версии говорят, что Владимир Владимирович готовился к тому, чтобы уйти из жизни. Ведь он оставил предсмертную записку. Но тот факт, что записка была написана простым карандашом, настораживает. Так как, во-первых, почерк карандашом можно подделать легче, так уверяют графологи. К тому же, как утверждал В.И.Скорятин, Маяковский трепетно относился к своей авторучке и, скорее всего, стал бы писать последнее письмо именно ею. А С. Эйзенштейн отмечает, что вообще ничего подобного Маяковский не писал, и записка – дело рук его убийц. В защиту версии об убийстве говорит и тот факт, что у Маяковского был сломан нос, хотя он упал на спину. По словам Норы, когда его нашли, Владимир Владимирович лежал на спине с открытыми глазами и пытался ей что-то сказать, но не успел. Еще один довод в пользу того, что Маяковский не стал бы себя убивать: когда он услышал весть о самоубийстве Сергея Есенина, он его строго осудил, назвав подобный поступок трусостью. Как правило, в убийстве поэта обвиняют советские спецслужбы.

Несчастный случай. Самая непопулярная версия говорит о том, что умер поэт в результате печального стечения обстоятельств. Дело в том, что Маяковский несколько раз устраивал себе экстрим с одной пулей в семизарядном пистолете. И неужели в этот раз удача ему отказала в игре «русская рулетка»?

Самоубийство. Сегодня это официальная версия. Ее придерживаются большинство исследователей. Да и согласно воспоминаниям Лилии Брик, Маяковский не раз пытался свести счеты с жизнью. Также отмечается, что у поэта были резкие перемены настроения. Его захлестывали эмоции радости, когда у него был успех, а неудачи вводили в глубокую депрессию.

Истинная причина гибели поэта до сих пор остается предметом горячих споров.

Прах поэта обрел приют

Патрисия Томпсон пережила своего знаменитого отца, Владимира Маяковского, на ровно без двух недель 86 лет. Она скончалась 1 апреля 2016 года в 89. Маяковский - тоже 1 (14) апреля, но по старому стилю, в 1930‑м, в 36.

Исполнится ли последнее желание единственной дочери Владимира Маяковского, захотевшей после своей смерти быть развеянной на его могиле на Новодевичьем кладбище, о чем написали все СМИ?

В государственном бюджетном учреждении города Москвы «Ритуал» утверждают, что сделать это достаточно сложно. Дело в том, что никаких официальных доказательств родства между Маяковским и миссис Томпсон нет. При жизни договор с администрацией кладбища на родственное захоронение она тоже не заключала.

А между тем с могилой великого поэта происходят еще более странные вещи...

1‑й участок. 14‑й ряд. Лаконичная красная стела. Вверху - суровое лицо из металла, взгляд пробирает насквозь. Внизу - даты жизни. И простым пролетарским шрифтом выбиты два слова - «Владимир Маяковский».

Что нужно для того, чтобы пепел дочери упокоился рядом с пеплом отца?

Какие документы и разрешения? Или можно просто прийти и, ничего никому не сказав, опустошить урну?

«Процедуры «развеивания» не существует!»

«К сожалению, Патрисия Томпсон, когда была в России, ни разу не зашла в администрацию Новодевичьего, не принесла бумаги, которые подтвердили бы ее родство с поэтом, договор с ней не заключали, поэтому пока неясно, как поступать в таком случае», - сообщили «МК» в ГБУ «Ритуал». «Она хотела сюда приехать. Строила планы. За две недели до смерти с ней в Америке говорил об этом директор нашего музея. О ее желании быть после смерти рядом с отцом известно давно, но Патриция не хотела делать никаких генетических экспертиз, она полностью доверяла словам матери», - сетует Марина Краснова, заместитель директора по работе с аудиторией Государственного музея имени В.В.Маяковского.

Миссис Хелена Патрисия Томпсон, она же Елена Владимировна, видела отца всего раз, в три года. И всю жизнь хранила память о нем. Собственно говоря, воспоминания - это все, что у нее было. Но для сотрудников серьезных государственных погребальных структур это ничего не значит.


Единственная дочь поэта несколько месяцев не дожила до 90 лет.

«В любом случае родство нужно подтвердить документально. Желания у людей могут быть разными, в том числе и упокоиться рядом со своими близкими. Хотя процедуры «развеивания» не существует. Бывает так, что часть праха развеют над землей, а часть - хоронят в родственной могиле. Таким образом, будет считаться, что этот человек у нас тоже погребен», - объяснили в ГБУ «Ритуал»

Между тем с могилой Маяковского на Новодевичьем не все так просто. По бумагам поэт был похоронен там 22 мая 1952 года - только через 22 года после своей смерти.

И это, безусловно, много, когда с момента кончины и до предания останков земле проходит столько лет. Однако есть свидетели, которые утверждают, что могилы у поэта не было чуть ли не до середины «нулевых».

«Десятилетия прах поэта никому не был нужен», - уверена Нина Молева, известный историк, публицист, литератор, кандидат искусствоведческих наук, профессор. Ее супруг - прославленный художник-авангардист, участник скандальной выставки в Манеже Элий Белютин. За свои заслуги он также удостоился Новодевичьего. 4‑й участок. 24‑е место. Между Тимуром Гайдаром и Андреем Громыко. «Муж умер в 2012‑м, и я много времени проводила на его могиле, пока там ставили памятник и так далее. Так вот я лично разговаривала с сотрудниками, которые мне рассказывали, что могилы Маяковского у них нет. А сама урна где-то лежит. А затем - и я утверждаю, что это было не ранее 2012‑го, - надгробие все же появилось».

Когда я первый раз услышала от Нины Михайловны Молевой, что останки Владимира Маяковского могли быть не преданы земле чуть ли не восемь десятилетий после его смерти, я подумала, что такого просто не может быть.

Однако после изучения документов стало понятно, что такая версия все-таки имеет право на существование. Мы, разумеется, не утверждаем, что это правда. Но ведь ни в одном полном собрании сочинений, изданном при советской власти, вы не найдете старых черно-белых фотографий могилы Маяковского. В Интернете их нет тоже. Все снимки - цифровые и датируются последними двумя-тремя годами. Тогда как, к примеру, фото памятника Есенина с Ваганьковского распространены в огромном количестве. Да даже и фотографий с похорон самого Маяковского хватает. А дальше - тишина.

Я опросила с десяток современных писателей и поэтов: посещали ли они не сейчас, а хотя бы лет двадцать назад могилу Маяковского на старом Новодевичьем, те надолго задумывались, а затем все же признавались, что нет, не были. У Есенина были все, к Маяковскому как-то не сложилось...

Но почему?

Историк Нина Молева провела свое собственное «литературное расследование».

Я была знакома с племянником Лили Брик, Львом Юдасиным, весьма на нее похожим, таким же наглым и напористым. В юности мы занимались с ним вместе в студии художественного слова, - вспоминает 85‑летняя Нина Михайловна Молева. - Он терпеть не мог свою тетку. Когда я спрашивала его, какая она, с презрением отвечал: «Она никого не любит. Она любит только шуметь». По словам Льва, Лиля могла идти по Тверской и кричать во всеуслышание: смотрите, вот идет самая красивая женщина в мире. Или вытащить младенца мужского пола из коляски и заявить, что он тоже в нее влюблен. Она была уверена, что лучше и желаннее ее нет никого на свете.


Владимир Маяковский и Лиля Брик.

- Может быть, поэтому ее и боготворил Маяковский?

Полноте! Маяковскому просто некуда было деться. Она вцепилась в него мертвой хваткой. Лев Федорович Жегин-Шехтель, сын приятеля юности Маяковского, мне говорил, что вначале это был гормональный всплеск, который, впрочем, быстро прошел. Даже теплых отношений между ними не осталось. Как известно, Брик была связана с органами и угрожала Маяковскому, что если тот ее бросит, то ему не видать заграницы. Между тем Владимир Владимирович мечтал обрести славу за пределами Советской России, он почему-то был уверен, что тогда его не тронут здесь.

- Я знаю, вы не верите, что Маяковский покончил с собой.

В прежние времена на Шаболовке я работала с Марией Игоревной Бриллинг, режиссером редакции учебных программ на телевидении. Девочкой она жила в одной квартире с поэтом - буквально за стенкой. Отношения у ее родителей с Маяковским были дружеские. Когда в день своего якобы «самоубийства» Маяковский вышел утром на общую кухню умыться под краном, с полотенцем через плечо, мама Маши предложила ему кусок пирога с капустой, оставшийся от завтрака. Маяковский съел пирог, выпил чаю и ушел к себе. Маша с мамой были еще дома, они собирались в магазин, раздался звонок во входную дверь, трое незнакомых мужчин пришли к поэту, они разговаривали в его комнате на повышенных тонах. Хлопнул выстрел... Как много лет спустя рассказывала мне Мария Игоревна, мама мигом схватила ее, хозяйственную корзинку, они спустились по лестнице, долго бродили по городу, делали какие-то покупки, а когда вернулись, в их коммунальной квартире уже было полно народу, первый вопрос, который им задали следователи: как давно вы ушли? Мама ответила, что очень давно. Кстати, Мария Игоревна Бриллинг ни словом не обмолвилась о Веронике Полонской, приходившей в то утро к Маяковскому.

А была ли могила?

Ваш разговор шел в коммунистические времена. За такую историю, в корне изменяющую хрестоматийную картину самоубийства первого трибуна революции, в определенных органах по головке бы не погладили... Как же Бриллинг вам доверилась?

А Бриллинг ничего мне сперва и не рассказывала. Моя хорошая знакомая Нина Сергеевна Лосева, доверенный секретарь члена правления Союза советских писателей - Сергея Венедиктовича Сартакова, в юности училась в студии при Театре Мейерхольда, много раз видела Маяковского на репетициях, прогонах, литературных вечерах. Как-то мы разговорились о поэте и его странной смерти, на прощание она сунула мне в руку записку с именем соседки, которая была на квартире на Кировской в момент его гибели. На бумажке стояло имя Марии Бриллинг. Вот так мистическое совпадение: это же моя коллега на телевидении! Лишь после такой рекомендации Мария Игоревна заговорила.

- И все же что с могилой Маяковского?

Да, вернемся к могиле. Как вы знаете, Маяковский был одним из первых в Москве, кто был по моде тех лет сожжен в крематории. Сергей Есенин лежал на Ваганьковском, Маяковский же должен был упокоиться на Донском, «партийном» кладбище. Похоронная процессия растянулась от Дома печати на Воровского до стен Донского монастыря. Люди жаждали проводить поэта в последний путь! Маяковский был больше чем знаменит! Он был лидером, трибуном революции. Но дверцы печи с огнеупорным стеклом, через которое можно было смотреть, как горит покойник, захлопнулись... И все - далее прах поэта оказался невостребован.


Профессор Нина Молева считает, что с могилой Маяковского не все в порядке.

- А Брик?

Она польстилась на гонорары за его сочинения. Но не польстилась на урну с его пеплом. Ее могли бы забрать сестры, но и они почему-то этого не сделали. Прах поэта в запечатанной баночке хранился до лучших времен. В общий колумбарий его не ставили, первое время все ждали, когда его заберет кто-нибудь из близких. Потом, вероятно, позабыли... В 1952 году создавался знаменитый Новодевичий некрополь, где должны были найти свой последний приют перенесенные туда останки Чехова, Серова, Левитана, под шумок отправили и Маяковского. Перенос урны был замечен современниками поэта, отразился в официальных документах. То, что и на этот раз праху не нашлось места в земле, никто так и не узнал. Я уверена, что я права. Иначе покажите мне хоть одну черно-белую фотографию могилы Маяковского? Таких снимков, учитывая значимость личности этого человека, должны остаться сотни.

А как же рассказ Патрисии Томпсон о том, что она уже развеивала прах своей матери в 90‑е годы над могилой отца?

Я думаю, что это красивая легенда, не более. Даже в 90‑е годы не так-то просто было прийти в знаменитый некрополь, тем более иностранке, чтобы что-то там разбрасывать на могиле... А захоронили его без шороха и пыли в последние годы, потому что было позорно признаться в том, что его прах был забыт. Маяковского изучали, цитировали, печатали... Но настоящее отношение к нему власти можно понять по одной этой истории. Есенин, Маяковский, Горький... Они все в одном ряду. Такие люди удобны власти только мертвыми...

В годовщину на Новодевичьем

И ведь действительно в отношениях с властью даже давно почившему Маяковскому как-то не везет. Еще не забыт давнишний скандал с государственным музеем его имени, который закрыли на реконструкцию по велению главы тогдашнего Департамента культуры Москвы Сергея Капкова. Работники музея, правда, резонно опасались, что кому-то приглянулось их престижное помещение.

Чиновники же клялись, что в самом ближайшем будущем музей откроют. Но этого до сих пор (с 2013 года!) так и не произошло. «На данный момент Департамент обещает закончить капитальный ремонт в третьем квартале 2017 года, а музей открыть в 2018‑м, но сами понимаете, что никто ничего не гарантирует» - «МК» дозвонился до сотрудников Государственного музея В.В.Маяковского, которые прокомментировали ситуацию с затянувшимся ремонтом, но вот вопрос о могиле их тоже поставил в тупик. «Мы думаем, что такого все-таки не может быть, чтобы столь легендарная личность была так долго не захоронена». Однако они тоже не смогли точно припомнить, посещал ли кто могилу Маяковского в советские годы. Они сами там точно не были. «Может быть, кто-то из старейших поклонников его творчества? Но у тех уже не спросишь», - размышляют музейщики. А на прощание они пригласили «МК» 14 апреля, в годовщину смерти Маяковского, на Триумфальную площадь и Новодевичье кладбище, где на могиле поэта, которая теперь уж точно существует, будут возложены цветы и прочитаны стихи в его честь.