«Алтайская принцесса» и споры об останках. Алтайская принцесса

Одна из самых знаменитых археологических находок XX века - замороженное погребение Алтайской принцессы или принцессы Укока, по названию плоскогорья в Горном Алтае, где ее обнаружили. "Возраст" мумии 2,5 тысячи лет. Благодаря природной морозильной камере до нашего времени сохранилась органика - все содержимое захоронения найдено в том виде, в каком было оставлено в древности. Особенно привлекли внимание татуировки мумии. После пазырыкских находок стало особенно ясно, что наколки характерны буквально для всего древнего мира.

Мы знаем, что люди раскрашивали тело краской - отголосок этого древнего обычая, к примеру, - тилаки, священные знаки индуизма. О традициях наносить на тело рисунки красками, а также о нанесении татуировок свидетельствует культура многих народностей, сохраниших древние обычаи до наших дней.

Для меня эти древние татуировки стали открытием в том смысле, что татуирование тела могло стать прообразом многих ювелирных украшений. Разные части тела имели определенное значение при нанесении татуировки. К примеру, главный символ племени обычно наносился на плечо - именно так нанесены одинаковые или похожие символы у пазырыкцев. Это своего рода герб, гражданство и паспорт. Я замечала, что в древности большое значение придавали браслетам на предплечье, в Индии он называется баджубанд и это до сих пор одно из обязательных украшений для невесты. Примером анатомической сути символики татуировки может служить связь большого пальца руки с брачными символами. Но сейчас не об этом, речь пойдет о татуировках и украшениях алтайской принцессы.

Мумия была обнаружена при раскопках кургана на юге Алтая, на плато Укок в 1993 году археологом Н.Полосьмак. Мне кажется, есть какая-то мистика, в том, что ее нашла именно женщина-археолог. Может и впрямь сокровища и клады знают кому открываться... Мумия принадлежала 25-летней женщине довольно высокого роста (выше 165 см) близкого к европеоидному типу. Там же обнаружены останки 6 жертвенных лошадей. Одно это уже указывает на достаточно высокий статус женщины. Женщина погребена с высоким головным убором (длина погребальной колоды учитывает рост женщины с надетым головным убором), найдены золотые украшения и достаточно ценные для этих мест предметы как, например, шелковая рубашка (из Китая или Индии) или кориандр, который использовался в качестве благовония.



Реконструкция захоронения, музей в Горно-Алтайске

Сохранились куски мяса погребальной трапезы, одежда и парик женщины (мумия была лысой и неизвестно, было ли это погребальной традицией или вообще обычаем), предметы из кожи, меха и дерева, травы, использованные в качестве набивки. Сохранились краски - мы знаем, что жители Укока предпочитали красный, белый и черный цвета. Древняя культура, к которой относится могильник, известна как пазырыкская (V-III века до н.э ), ее относят к алтайским скифам. Существовала на территории России (Горный Алтай), Казахстана, Монголии и Китая.

Антропологическая реконструкция - Татьяна Балуева

Мумия широко известна под самыми разными именами - ее также называют Очы-бола, Ак-Кадын (Белая госпожа) и так далее. Вокруг нее до сих пор кипят страсти, она окружена большим количеством суеверий, легенд, домыслов и политических баталий, несмотря на то, что это не единственная подобная находка, относящаяся к пазырыкской культуре. Но появилась из небытия Алтайская принцесса действительно эффектно и не одна - а вместе с ожившим фрагментом своего мира. Но тайны открыла не все. Она принадлежала к знати пазырыкского общества, но чем-то отличалась от остальных. Пока мы не знаем, кем же она была.

ПАЗЫРЫКСКИЕ ТАТУИРОВКИ

Ученые Эрмитажа по совету криминалистов сфотографировали мумии, найденные в 1949 г. археологом Руденко, в отраженных инфракрасных лучах - так было обнаружено, что татуировки есть на всех пазырыкских мумиях. Известно, что татуировки (шрамирование) были и на теле Эци, ледяного человека, обнаруженного за три года до принцессы - в 1991 году в Альпах. Возраст мумии Эци - более 5 тысяч лет. Возможно это обстоятельство также сыграло свою роль в оценке пазырыкских татуировок.

Среди рисунков на эрмитажных мумиях есть как хищные, так и копытные, реальные звери, обитавшие на Алтае (тигры, горные бараны, козероги, лошади, архары, косули) и неизвестные здесь (куланы). Среди изображений - фантастические существа - копытные с птичьей головой, хищники с крыльями и много птиц. На данный момент доказано, что татуировки носили все взрослые пазырыкцы, независимо от пола и социального положения.

Итак, вот три самые известные пазырыкские татуировки.

Татуировки были скопированы Е.В.Шумаковой, ей же принадлежит и их графическая реконструкция. Рисунки были опубликованы в книге Н.Полосьмак "Всадники Укока " и других изданиях. Н.Полосьмак принадлежат работы "Татуировки у пазырыкцев" , "Пурпур и золото тысячелетий" , "Птицы в татуировках пазарыкцев" , в книге Л.Л.Барковой и С.В.Панковой о татуировках и других, из которых мною и почерпнута большая часть информации о татуировках Алтайской принцессы и пазырыкцев. Почти все ссылки ведут на тексты академических изданий, их можно почитать.

Первая мумия мужчины с татуировкой была найдена в 1948 году С.И.Руденко во Втором Пазырыкском кургане - мужчина монголоидного типа около 60 лет, которого в литературе обычно называют вождем. Татуировкой были покрыты руки, верхняя часть спины и голени. Мумия хранится в Государственном Эрмитаже. Были найдены и другие мумии и замороженные захоронения, но в конце 50-х послевоенных лет это не вызвало такого сильного мирового резонанса, как находка Алтайской принцессы (собственно я ее так называю для удобства и краткости).

На теле вождя лучше всего видна татуировка на правой половине тела. На правой руке от плеча до запястья изображены шесть фантастических животных со вскинутыми задними ногами и длинными ветвистыми рогами. На правой ноге от коленной чашечки до щиколотки изображена рыба. На груди - тигр со спирально закрученным хвостом. На левой руке - два оленя и горный баран в прыжке. Изображения выполнены в особой художественной манере, в так называемом скифо-сибирском "зверином" стиле. Они передают образы отдельных животных и сцены нападения хищников на копытных ("сцены терзания").

У мужчины вдоль позвоночника нанесено несколько точек, что могло означать их лечебное назначение - исцелять с помощью нанесения на кожу магических знаков. Эти нанесённые татуировкой на спину и голеностопы мужчины знаки можно трактовать как точки рефлексотерапии.

Особенно характерный символ у пазырыкцев - олень с "перекрученным" туловищем, с клювом грифона и длинным кошачьим хвостом, на конце которого изображена голова грифона; отростки огромных стилизованных рогов также оканчиваются птичьими головками с клювом грифона. Характерны также крылатые хищники семейства кошачьих. Татуировка на фрагменте кожи мумии выставлена в Эрмитаже.


Татуировка с правой руки вождя. Горный Алтай, урочище Пазырык, долина р. Большой Улаган. Второй Пазырыкский курган (раскопки С.И. Руденко). Эрмитаж


Алтайская принцесса

Алтайская принцесса стала второй найденной мумией с татуировкой (на других, более ранних эрмитажных мумиях татуировки к этому времени еще не были обнаружены). Курган 1, могильник Ак-Алаха-3 (плато Укок, Алтай). Татуировки были нанесены на обе руки от плеч до кистей. Рисунки были синего цвета и выделялись на белой коже. Сохранились они только на левой руке, на правой почти полностью разрушены. Рисунки были нанесены также на некоторые фаланги обоих рук. Археологи увидели татуировки при вскрытии деревянного саркофага, затем кожа мумии начала темнеть, а татуировки - пропадать, впоследствии их восстановили в лаборатории. Когда находили другие пазырыкские мумии - визуально татуировки не были заметны.

Обращает на себя внимание схожесть основного символа в татуировке вождя и Алтайской принцессы. Перекрученное изображение оленя с хищным клювом, хвост, рога и верхушки рогов имеют вид грифонов с клювами.

Мумия мужчины с татуировкой из кургана №3 могильника Верх-Кальджин-2

Третье татуированное тело найдено в кургане 3 могильника Верх-Кальджин-2 (В.И.Молодин,1993). На левом плече мужчины изображено фантастическое копытное животное, как бы перекинутое через плечо - с туловищем оленя, клювом грифона, головками грифа на рогах и спине. Символика все та же, но выполнена по другому. В связи с этим даже появилась мысль - не отсюда ли перекрученность тела животных в символах - может быть это свидетельство переосмысления животного через сложенную, перекинутую через плечо или что-то другое шкуру?

Идентичность татуировок говорит о принадлежности всех этих людей к одному роду или племени. Символы, нанесённые на тело в результате болезненной процедуры, делали человека причастным к мистическим тайнам его общества и равноправным членом. Первая татуировка была, по-видимому, составной частью обряда инициации, затем в течение жизни наносились дополнительные татуировки, связанные с различными событиями (как печать в паспорт о заключении брака, рждении детей и т.д.).

ТАТУИРОВКИ АЛТАЙСКОЙ ПРИНЦЕССЫ

Рисунок-реконструкция внешнего облика Алтайской принцессы и рисунки ее татуировок.


На левом плече женщины ниже основного символа в такой же "перекрученной" позе изображен баран с закинутой назад головой; у его ног - сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом. Под барсом - фантастический зверь, изображение головы которого не сохранилось; у него когтистые лапы, длинный полосатый хвост тигра, туловище лежащего оленя, а из спины вырастает голова грифона. На запястье хорошо видна голова оленя с большими ветвистыми рогами. На второй фаланге большого пальца правой руки женщины нарисовано копытное животное с «перекрученным» туловищем. Знаки на среднем и безымянном пальцах левой руки мелкие и плохо различимые.

Татуировка на руках женщины по стилю и способу нанесения идентична татуировке "вождя" из 2-го кургана. Повторяются образы животных, есть сходство в композиционном построении рисунков на руках.


ТАТУИРОВКА НАНОСИЛАСЬ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СКРЫВАТЬ ЕЕ ПОД ОДЕЖДОЙ

Несмотря на суровый климат, татуировки, как отмечает в своей книге Н.Полосьмак, наносились не для того, что их "скрывать" под одеждой. Татуировка мужчин могла демонстрироваться во время борьбы, в том числе шаманской борьбы со злыми духами. При важных событиях воины сбрасывали с плеч шубу, которая держалась на одном поясе, и обнажали торс, женщины вскидывали разрисованные руки.

На пазырыкских татуировках заметно не только стилевое единство. Угадывается традиция нанесения изображений определеных животных на определенные части тела человека. Например, верхнюю часть плеча и у вождя, и у принцессы занимали изображения фантастических копытных; чередующихся с баранами и хищниками из семейства кошачьих.

Плечи — одна из наиболее заметных и удобных поверхностей для нанесения татуировки, здесь обычно располагался самый главный знак. На плечах всех трёх мумий были запечатлены фигуры одного и того же фантастического существа. Поскольку татуировка имела важное значение не только при жизни человека, но и после его смерти, то изображённое на коже у всех трёх известных татуированных пазырыкцев фантастическое существо (олень с клювом грифона) мог быть помощником перехода человека в «иной» мир.

Объединяет татуировки повторяемость элементов рисунка - на человеческое тело наносили не орнамент, а знаковую систему, «текст». Для цивилизаций, не имеющих своей письменности, характерно многократное повторение символов. Соответственно, татуировка - сакральное письмо, передающее важную информацию мифологического характера. Те же самые символы повторяются на одежде, посуде, оружии. Таким образом облик человека трансформировался в изобразительный символ племенной мудрости. Татуировка не только символизировала принадлежность всех членов к одной общности (герб), но и сохраняла память об обычаях, верованиях и моральных нормах, принятых в этой группе людей (библия).


На большом пальце руки Алтайской принцессы вытатуировано изображение фантастического зверя.

В БОЛЬШОМ ПАЛЬЦЕ - ДУША ЧЕЛОВЕКА

Обычно у пазырыкских женщин на большом пальце находилось изображение птицы, у Алтайской принцессы - фантастический зверь. Возможно здесь зашифрован какой-то смысл.

В алтайском фольклоре в большом пальце заключена душа человека, а сам большой палец выступает в качестве квинтэссенции жизни. В алтайских сказаниях большие пальцы рук богатыря заключают в себе его жизнь или «душу». Лишь отчленив их, враги добиваются окончательной смерти героя. Эта же традиция прослеживается в мифологической анатомии тюркских народов. Функции большого пальца человека отличают его от мира животных - необходимое условие для захвата, использования различных орудий, в том числе для добывания огня. В алтайском сказании «Маадай-Кара» наличие большого пальца становится отличительным признаком человеческого рода. Напротив, отсутствие большого пальца — показатель хтонической природы для персонажей тюрко-монгольской мифологии. Для многих древних народов большой палец был фаллическим символом, а также символом силы.

Изображения на больших пальцах рук пазырыкцев (как и вообще на пальцах) имели для них одно из первостепенных значений. Изображения птиц на больших пальцах характерны не только для женщин, но и для мужчин. Поскольку для древних сакральное уравнивалось с фаллическим (творящее Божество), название птицы во многих языках соотносится со значением «рожать», «детородные органы». Рисунок птицы на большом пальце указывает на представления, связанные с продолжением рода.

У мужчин татуировка на большом пальце часто содержит изображение петуха - символ мужской потенции у многих народов, тетерка также часто является символом невесты. Многие виды птиц в татуировках изображены во время токования, в том числе глухарь и тетерев. С другой стороны у обских угров "третья душа" имеет вид глухарки. К человеку она прилетает только во время сна, поэтому её называют «душа сна», «птица сна». Таким образом, птицы на пальцах пазырыкцев могли быть также олицетворением души. Возможно, рисунки птиц наносились на пальцы рук по достижении брачного возраста или при заключении брака.

СВЯЩЕННАЯ САЖА

Татуировки наносились с помощью накалывания, красящее вещество - сажа, наличие калия, характерного для продуктов горения растительного происхождения подтверждено лабораторными исследованиями. Сажа имела "защитное" значение. При нанесении татуировки в сибирском и дальневосточном регионах еще в обозримом этнографическом прошлом в качестве красителей использовались сажа и уголь, смешанные с жиром, мочой или соком растений.

По-видимому применялась именно сажа с котла. О татуировке обских угров С. И. Руденко писал, что «украшение наносится в виде точек иглой, затем берется сажа с наружной стороны котла и втирается в исколотые места кожи». Сажа от котла выступала в традиционной культуре тувинцев как магическое средство, предохраняющее человека от злых сил и делающее его невидимым: например, если вечером нужно перейти с ребенком из одной юрты в другую, ему мазали лицо сажей от котла. У алтайцев впервые приехавшему гостю мазали сажей кончик носа, приобщая таким образом нового человека к огню аила. Возможно, нанесение татуировки с втиранием сажи с поверхности котла было актом приобщения к какому-то огню-очагу-дому-роду.

Женская татуировка у пазарыкцев отличалась более мелкими и ажурными рисунками, на ней меньше, чем на мужской татуировке полностью зачернённых мест. Зачернение каких-то деталей изображения с целью сделать его более выразительным и ярким производилось, вероятно, с помощью пучка связанных вместе игл, что облегчало и ускоряло работу татуировщика.

ТАТУИРОВАНИЕ - САКРАЛЬНЫЙ РИТУАЛ

Создание несмываемых рисунков на теле — это сакрализованное действие, разработанный ритуал, по завершению которого полностью менялась сущность человека. Мастера-татуировщики, вероятно, высоко ценились в пазырыкском обществе и принадлежали к служителям культа, к категории лиц, наделённых особым даром. У многих народов татуировки наносились женщинами. Кожа с искусственно нанесенными на неё знаками, ставшими неотделимыми от кожи, может являться свидетельством кровного родства людей с одинаковой татуировкой.

Во многих архаических обществах татуировка имела большое значение и чаще всего была связана с обрядом инициации (и у мальчиков, и у девочек). Так, на Самоа «юноша, пока он не подвергся татуировке... не мог и думать о браке, над ним постоянно издевались, как над бедняком и существом низкого происхождения, не имеющим права голоса. Татуировка и скарификация — это те внешние знаки смерти и воскрешения, через которые проходил в первобытных обществах чловек, чтобы получить доступ к духовности.

Есть свидетельства о татуировках у территориально близких пазырыкцам народов. Среди археологических находок в округе Синьцзяна у европеоидных мумий обнаружены татуировки на верхней части руки, на кистях, пальцах и спине в виде простых растительных и геометрических орнаментов. В могильнике Субаши-3 была обнаружена мумифицированная голова мужчины, на лице которого сохранился нанесенный краской узор: в центре лба были проведены две вертикальные линии, а на щеках нанесены но две горизонтальные линии (в духе рисунков у индусов). Вероятно, раскраска лица была известна и тагарцам Минусинской котловины. Об этом могут косвенно свидетельствовать их расписные погребальные маски-лица.

УКРАШЕНИЯ АЛТАЙСКОЙ ПРИНЦЕССЫ

В головном уборе также повторяется символика татуировки Алтайской принцессы. Украшения вырезаны из дерева и обернуты золотой фольгой, как и все золотые украшения пазырыкцев. Высокий головной убор с золотыми украшениями, очевидно, был важной составной частью облика женщины.

Черная масса, сформировавшая парик, обтянута конским волосом. Парик украшен деревянными накосниками, покрытыми золотой фольгой. На парик крепился головной убор - высокое (61 см) сооружение из войлока в виде длинного лепестка, обтянутое черной тканью. На него нашито 15 деревянных птичьих фигурок, обклеенных золотой фольгой. В каждую из них отдельно вставлены крылышки, лапки и хвостик из кожи. На парик крепилась, как кокарда, деревянная фигурка лежащего оленя с раздвоенным туловищем, в золотой фольге. Еще одно украшение прически - чехол из красной шерсти, надетый на прядь собранных на макушке волос, в него воткнута бронзовая булавка с деревянным навершием в виде оленя, стоящего на шаре (все в золотой фольге).

Среди украшений Алтайской принцессы - самое типичное украшение для всего скифского региона - золотая гривна.

Украшения выполнены из дерева и покрыты тонкой золотой фольгой, которая сама по себе плохо держит форму. Однако охранились деревянные части, которые позволяют точно установить форму гривны и друих украшений. На Алтае золото добывалось с очень глубокой древности. Интересно, что многие рудники в 19 веке найдены по следам чудских разработок. Для пазырыкцев золото, по всей видимости, было особенно важно после смерти и имело символическое значение.

Гривны, видимо, выполняли роль амулетов. На деревянном обруче гривны Алтайской принцессы по всей окружности были укреплены 8 фигурок крылатых барсов. Гривна была эффектной, подобная конструкция обнаружена в Пазырыкских курганах только еще один раз. Часто встречаются гривны с обручем из бронзы и серебра, а также из прутьев, в этом случае очевидно, они были изготовлены как погребальные и при жизни их не носили. Судя по всему, гривна была обязательным элементом погребального обряда, но это не исключает того, что их носили при жизни. Гривны найдены во всех погребениях.

Мраморные бусины с кисточкой из лошадиной гривы.

Колец и браслетов у пазырыкцев не обнаружено, но встречаются бусы и бисер, особенно в богатых захоронениях, были они и у Алтайской принцессы. У тюрков бусины были атрибутом верхновной покровительницы детей и рожениц. Украшениями у пазырыкцев служили также аппликации из кожи, бересты и войлока на одежде, в основном в виде зверей, птиц и рыб.

Косметический набор принцессы включал кисточку из черного конского волоса с тонким деревянным стержнем внутри, привязанной (несохранившимся) кожаным шнурком, сплошь унизанным цилиндрическими мраморными бусинами, и горстки рассыпавшегося порошка яркого сине-зеленого цвета. Были также остатки разрушенного тоненького стерженька из плоских металлических колечек, заполненного этим же сине-зеленым веществом (то есть фактически это карандаш для нанесения линий или рисунков наподобие нашей подводки для глаз).

Анализ показал, что это был вивианит (синяя железная руда). Такой порошок ближе к современному времени использовался для получения зеленой краски. На Горном Алтае он известен как спутник золотоносных песков. Возможно этот порошок имел сакральное значение. Карандаш с вивианитом мог использоваться для раскраски лица, возможно у людей, наделенных особыми функциями или даром. У пазырыкцев роспись лица и тела не зафиксирована, отчасти потому, что не найдено ни одного мумифицированного лица. Но у близким к пазырыкцам народов такая традиция зафиксирована, в частности, разрисовка лица двумя спиралевидными рисунками. Возникает слабая ассоциация с сине-зеленой бирюзой и многочисленными шумерскими зелеными косметическими "тенями" в коробочках, обнаруженными при раскопках в Уре и других городах Шумера.

В ушах Алтайской принцессы были самые простые золотые серьги (на фото справа), хотя в некоторых погребениях встречаются серьги с подвесками в виде стилизованных грифонов (на фото слева). Серьги носили все пазырыкцы - и мужчины, и женщины.

В складках юбки найдено 5 маленьких бронзовых подвесок. Аппликацией из золотой фольги было украшено также меховое покрывало, укрывавшее все содержимое колоды мехом наружу.

В дереянную раму зеркала вставлена бронзовая пластина. Зеркало лежало у левого бедра женщины в чехле из белого и крсного войлока. У ручки зеркала лежала россыпь разноцветных бус (стекло, паста), среди которых был один коренной зуб человека. Очевидно бусинами была расшита сумочка, в которой лежало зеркало.

На мизинцах рук женщины завязаны тонкие шерстяные веревочки. Такой обычай сохранился у эхочинов - одной из групп ойратского населения западной Монголии. Один конец черно-белой веревочки надевали на палец правой руки умершего, другой - на палец левой руки кого-то из родных умершего. Затем нить разрезали, чтобы душа умершего не оставалась вместе с живыми. Основан этот обычай на символическом значении нити как нити жизни. Нить, протянутая вверх связывала людей с небесными сферами и символизировала жизнь. Разрыв нити символизировал смерть.


Кроме вышеперечисленных источников много интересного об истории татуировкок - в книге

А также смотрите подборку видео, посвященных Алтайской принцессе.

Новость о воссоздании внешнего облика принцессы Укока



Фильм BBC об Алтайской принцессе



Местные шаманы и население ребуют захоронить мумию обратно.


Все суеверия и страшилки, связанные с раскопками могилы Алтайской принцессы, в передаче "Городские легенды"

Вопрос этот местным жителям давно не даёт покоя. И особенно обострился в нынешнем году после сильнейшего наводнения и небывалого града. Общественность разглядела в катаклизмах мистическую подоплёку и потребовала... предать земле мумию, найденную в горах Алтая 21 год назад.

Проклятие Укока

Раскопки на плато Укок (плоскогорье на границе с Китаем и Монголией) начала в 1993 г. Наталья Полосьмак, сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН. Её внимание тогда привлёк полуразрушенный курган, и чутьё не подвело археолога. В кургане обнаружилась деревянная погребальная камера, заполненная льдом. Её вскрывали несколько дней, растапливая горячей водой из кружек. И когда открыли — ахнули (см. инфографику). Судя по антуражу захоронения, покойница при жизни была знатной особой, скорее всего, жрицей. Она была облачена в головной убор с золотыми деталями, в руках держала палочку из лиственницы, а сами руки были украшены татуировкой, изображающей алтайского грифона. Бесспорно, это была сенсация. Благодаря льду мумия прекрасно сохранилась. Дальнейшие исследования показали, что женщина жила более 2500 лет назад и умерла в возрасте 25 лет.

Но тогда у учёных была иная забота: как избежать конфликтов с местным населением? Оно встало кордоном, чтобы не допустить раскопок. «Через одну маленькую девочку, жившую в деревне, было предсказание: учёные выкопают знатную жрицу, которая навлечёт на нашу землю несчастья, — рассказывает Акай Кине, филолог, зайсан (глава) алтайского рода телес . — Власти тогда дали добро на раскопки, но люди были против. Писали письма, перекрывали дорогу. В итоге учёные копали в другом месте, но предсказание, как видите, сбылось».

Алтайцы уверены, что женщина, найденная археологами, не кто иная, как Белая Госпожа, «хранительница покоя Ак-Кадын». Согласно легендам, она стоит на страже врат подземного мира и не даёт духам и прочей нечисти прорываться в наш мир, который и без того не назовёшь счастливым. Шаманы считают её прародительницей Алтая и ныне живущих там людей. А стало быть, тревожить её прах никак нельзя. Многочисленные беды, выпавшие с тех пор на долю региона, — месть Белой Госпожи, уверены они.

Начать с того, что, когда «алтайскую принцессу» (она же «принцесса Укока», как
окрестили её журналисты) откапывали, задрожала земля, хотя учёные это опровергают. Затем вертолёт, на котором перевозили мумию, совершил аварийную посадку. Ну а потом пошла череда катаклизмов — лесные пожары и ураганы, землетрясения и наводнения... К примеру, Чуйское землетрясение 2003 г. Даже возросший уровень самоубийств (а по Алтаю прокатилась целая эпидемия суицидов) местные жители связывают с гневом «принцессы».

Когда «алтайскую принцессу» (она же «принцесса Укока», как окрестили её журналисты) откапывали, задрожала земля. Фото: РИА Новости / Александр Кряжев

Время не пришло

И вот катастрофическое наводнение 2014 г. Разрушены плотины и мосты, затоплены населённые пункты, тысячи людей остались без крыши над головой. Несколько человек погибли. Общественность, связанная с традиционными языческими верованиями, вновь заговорила о «принцессе Укока». Вспомнили некоторые «пророчества». Так, в 2012 г. при проведении религиозного ритуала одному верующему было откровение: «принцесса» собирается пару лет отдохнуть, но на третий год напомнит о себе. Через другого она «заявила», что если её наконец не захоронят, то она сама вернётся в свой дом, причём приплывёт туда на лодке! Пошли слухи, что вода уже затопила Национальный музей в Горно-Алтайске, где хранится мумия, и добралась до его главного экспоната.

Скульптурный портрет, созданный по черепу женщины, умершей 2,5 тысячи лет назад, останки которой были найдены во время раскопок на горном плато Укок на Алтае. Фото: РИА Новости / Юрий Заритовский

«Последней каплей стал град, он был размером с куриное яйцо и побил много домов и машин, — вздыхает Акай Кине. — Тогда мы стали собирать подписи за захоронение "принцессы Укока". Сейчас их 20 тыс., это 10% населения республики! Мы не призываем закопать её насовсем. Главное — вернуть мумию на плато Укок, на место погребения. Там можно оборудовать для неё капсулу, создать необходимые условия для хранения, обеспечить учёным доступ к ней. Мы даже готовы собрать на это средства!»

Учёные, разумеется, воспринимают инициативу скептически. Называют её суеверием и предрассудками. На строительство музея, где хранится саркофаг с «принцессой», ушло 765 млн руб. — немалая сумма. И что, теперь пойти на поводу у мракобесов, вопрошают они, и лишиться уникального научного материала? Оппоненты отвечают: «Мы мракобесы? И это лишь потому, что просим не тревожить прах наших предков? Почему вы не копаете останки своей прабабушки? Для вас это аморально? Но также и для нас аморально, когда достают из земли нашу прародительницу!»

Ситуация крайне любопытная: научный подход к реальности вошёл в противоречие с мировоззрением целого народа. К чему это приведёт? Кстати, толкователи алтайского эпоса обращают внимание, что «зона влияния» Белой Госпожи распространяется далеко за пределы их региона. В пророчествах, пусть и в образной форме, говорят они, описаны события на Украине. И даже более глобальные катаклизмы, вплоть до мировой войны. А в татуировках мумии, считают шаманы, скрыта важная для человечест-ва информация. Просто время для её расшифровки ещё не пришло.

Самые известные мумии мира

«Принцесса Укока»

Где находится : Национальный музей им. Анохина (Горно-Алтайск, Россия).

История: Найдена в ходе раскопок в 1993 г. Захоронение сделано в V-III вв. до н. э. В могиле помимо мумии лежали останки коней с сёдлами и сбруей, что говорило о высоком статусе женщины. Но позже академик В. Молодин опроверг мнение, что это «принцесса»: «Мумия принадлежит представительнице среднего социального слоя». На требования общественности захоронить мумию учёные отвечают, что это собственность Минкультуры и решение должно приниматься на федеральном уровне.

«Принцесса Укока» найдена в ходе раскопок в 1993 г. Захоронение сделано в V-III вв. до н. э. Фото: РИА Новости / Александр Кряжев

Где находится : Долина Царей (Луксор, Египет).

История: Этот фараон правил Египтом в 1332-1323 гг. до н. э. и ничем особо не выделялся. Знаменит тем, что его гробница, вскрытая в 1923 г., оказалась почти не тронутой грабителями и сохранилась до наших дней. В ней найдено много предметов и произведений искусства той эпохи.

С именем Тутанхамона связывают легенду о «проклятии фараонов». Вслед за вскрытием саркофага последовала череда несчастных случаев, приведших к гибели 22 человек, так или иначе причастных к исследованиям.

Тутанхамон. Фото: www.globallookpress.com

Где находится : Иволгинский дацан (Бурятия, Россия).

История: 15 июня 1927 г. бывший глава буддистов Восточной Сибири погрузился в состояние глубокой медитации, приказав ученикам «навестить его спустя 30 лет». Тело поместили в кедровый ящик и закопали. В 2002 г. его извлекли и не обнаружили никаких посмертных изменений и признаков разложения. Учёные объяснений феномену не нашли. Сейчас тело Итигэлова хранится в монастыре близ Улан-Удэ и служит объектом поклонения тысяч паломников. Буддисты считают, что он до сих пор жив. С его «возвращением» связывают поднятие уровня и качества жизни в Бурятии.

Хамбо-лама Итигэлов. Фото: Кадр youtube.com

Эци (Тирольский ледяной человек)

Где находится : Археологический музей Южного Тироля (Больцано, Италия).

История: Обнаружена в 1991 г. двумя немецкими туристами в Альпах. Старейшая мумия человека, найденная в Европе, её возраст — 5300 лет. Некоторые учёные считают, что при жизни Эци был колдуном: при нём найден амулет. С мумией связывают гибель 7 человек.

Эци. Фото: Commons.wikimedia.org

Ленин

Где находится : Мавзолей Ленина (Москва, Россия).

История: Основатель партии большевиков и советского государства умер в 1924 г. Его тело было решено сохранить путём бальзамирования. Историки считают, что идея принадлежала Сталину , который хотел создать новую религию для пролетариата. Но есть мнение, что в те годы многие верили: скоро учёные научатся воскрешать мёртвых и Ленина оживят. Сейчас мумию регулярно подвергают обработке. Эксперты считают, что при должном уходе она может сохраняться сколь угодно долго. Есть много мумий, забальзамированных аналогичным способом: это врач Н. Пирогов , политики Хо Ши Мин, Мао Цзэдун, Ким Ир Сен, Ким Чен Ир и др.

Репродукция картины "В.И. Ленин в Мавзолее". Народный художник РCФСР Евгений Александрович Кацман. Центральный музей В.И. Ленина в Москве. Фото: РИА Новости / С. Коган

Сильнейшее за последние полвека наводнение на Алтае вновь дало повод местным жителям заговорить о проклятии "принцессы Укока". Так коренные алтайцы называют мумию женщины, найденную археологами в 1993 году на священном плато Укок. По их мнению, потревожив гробницу, ученые навлекли на Алтай несчастья. Недавно группа алтайских общественников вновь обратилась к властям с просьбой захоронить "принцессу", чтобы избежать новых стихийных бедствий.

Авторы обращения из партии "Воля" утверждают: с тех пор, как "принцессу" извлекли из могилы, Алтай охватили лесные пожары и ураганы, а уровень самоубийств и заболеваемости заметно выросли. Участились землетрясения, которых до этого не было сто лет. Сторонники захоронения напомнили, что с самого начала вскрытие гробницы сопровождали дурные предзнаменования: небо в этот день сотрясали гром и молнии. Когда же археологи пытались вывезти мумию в Новосибирск, у их автомобилей отказали двигатели, а вертолет не взлетел.

Этим летом от катастрофического паводка на Алтае уже пострадали более 40 тысяч человек. Разрушены плотины, мосты, гидроэлектростанция, затоплены сотни населенных пунктов. Тысячи местных жителей остались без крыши над головой. Несколько человек погибли. Губернатор Алтайского края уже заявил, что регион ранее не знал бедствий такого масштаба. Среди местных жителей опять пошли разговоры о мистической подоплеке наводнения, а газеты запестрили сенсационными расследованиями.

Алтайские общественники вдруг вспомнили, что накануне наводнения "принцесса" явилась во сне одному из нашедших ее археологов и пообещала сама приплыть на родину, если ее не захоронят. Некоторые местные журналисты поторопились сообщить, что вода добралась до зловещего экспоната в Национальном музее Горно-Алтайска и едва не унесла его с собой. Но сами музейщики эту информацию опровергли и заверили всех, что мумия в безопасности.

Теперь сторонники захоронения пугают население новой мировой войной, которая наступит, если "воля принцессы не будет исполнена". В пример они приводят широко известную легенду о могиле Тамерлана, сразу после вскрытия которой в 1941 году началась Великая Отечественная.

Алтайский Тибет

Алтайские шаманы называют мумию своей прародительницей – принцессой Кыдын, покровительницей Алтая, которую почитали во все времена. Последователи народных алтайских верований полагают, что женщина была жрицей и ушла из жизни добровольно, чтобы из своего погребального кургана защищать Землю от злых духов. По одному из преданий, Кыдын стояла на страже врат подземного мира и не давала выходить на поверхность тварям, питающимся страхом людей и разрушающим гармонию существования.

В татуировках мумии, по мнению шаманов, скрыта важная для человечества информация, но время для их расшифровки еще не пришло. Некоторые даже утверждают, что "принцесса" - живая женщина, которая спит, но может проснуться, если не вернуть ее на место захоронения.

За последние двадцать лет история алтайской мумии обросла таким количеством мифов, что пересказывать их можно бесконечно. Одни называют ее убитой дочерью скифского шамана, другие – могущественной колдуньей. Это не удивительно, ведь само плато Укок, где было найдено захоронение, издревле было окутано ореолом сакральности и мистики.

Алтайцы называют Укок "началом небесного свода", где мир людей соприкасается с миром богов. Здесь запрещено резать скот, распивать спиртное, мусорить и даже громко кричать. Нарушение этих табу считается святотатством. В разные времена здесь пытались найти золото скифов и даже ворота в легендарную Шамбалу.

Очевидное и невероятное

Могилу "праматери алтайского народа" в 1993 году обнаружила группа новосибирских археологов. Мумия молодой девушки покоилась в ледяной линзе и потому хорошо сохранилась. Ученые установили, что девушка жила более 2 500 лет назад и умерла в возрасте примерно 25 лет. Никакой принцессой, по мнению экспертов, она не была и принадлежала, скорее, к средним слоям скифского общества. Мало того, согласно анализу ДНК, девушка имела индоевропейское, а не тюркское (алтайское) происхождение.

Ученые недоумевают: в середине прошлого века на пазырыкских курганах они нашли несколько не менее ценных и интересных мумий, которые сейчас хранятся в Эрмитаже. Но почему-то про них алтайская общественность не вспоминает. Зато любое чрезвычайное происшествие в регионе, выборы или дефицит местного бюджета неизбежно сопровождает шумиха по поводу захоронения "принцессы".

Винить во всех бедах ни в чем не повинные кости стало на Алтае едва ли не традицией. Кроме того, мумия Кыдын давно превратилась в один из брендов региона и чем дальше, тем больше ее захоронение будет противоречить интересам региона. Ведь на мистический экспонат в республиканский музей едут смотреть туристы со всей страны. Так что в истории с "принцессой Укока" точку ставить еще рано.

Ульяна Иванова

Каждый курган – это дверь в прошлое, которая может отправить нас в увлекательное путешествие к неизведанному. Но каждая ли дверь должна быть открыта? Вот вопрос не только этический, но и вопрос безопасности, иной раз – безопасности целого края. Как одно археологическое исследование может обернуться катастрофой и где лежит граница между наукой и мистикой? Об этом и многом другом – в нашей статье.

Плато Укок: святилище на пяти горах

Знаменитый природный парк Укок – это, в общем-то, типичный природный парк, который расположен в республике Алтай. Природа здесь действительно требует бережного подхода, потому что сохранить такое земное чудо необходимо. Здесь водится множество видов животных, птиц и растений, занесенных в Красную книгу. Парк разделен на зоны, лишь одна из которых имеет разрешение на допуск туристов, остальные предназначены для хозяйственной и научной деятельности, и то – в пределах разумного. И эта деятельность не прекращается, потому что даже нынешняя живая природа плато изучена не до конца.

Плато Укок дает ученым множество информации о формировании земного рельефа, климатических условий на протяжении тысяч лет, ледниках и многом другом. Словом, здесь есть на что посмотреть, но для народов, живущих здесь много лет назад, это место имело, пожалуй, куда более важное значение. Во-первых, само плато Укок носит название, которое переводится как ”конец всего”, То есть плато фактически было тем ”краем земли”, в который верили ещё до того, как стало общеизвестно, что Земля имеет форму шара.

За плато начинался мир духов, поэтому кричать там или, более того, мусорить и совершать другие антиобщественные поступки было просто немыслимой идеей (но можно было собирать там травы или пасти скот, ловить рыбу – на плато расположены озёра). Здесь жили десятки разных народов, которых вполне устраивали местные условия жизни, а учёные, добравшись сюда, обнаружили массу предметов быта, рассказавшие о том, кто здесь жил и чем занимался, причём благодаря холодному климату эти вещи сохранились почти что безупречно.

Одним из самых ценных объектов, находящихся на Укоке, являются скифские курганы, которые представляют огромный интерес для археологов, историков, антропологов, хотя их изучение сейчас ”заморожено”. Почему?

Курган Алтайской принцессы

Итак, курганов на плато Укок было найдено немало, и каждый из них представляет собой прекрасный объект для изучения, тем более, что захоронения на этих территориях проводились в течение нескольких эпох (как правило, выбирая место для кладбища, люди придерживаются его веками). Получить допуск к ним не так просто, и хотя несколько лет назад истек мораторий на раскопки в этих местах, археологам здесь, мягко говоря, не рады. Причём не рады все, от простых алтайцев до представителей местных властей, которые формально не запрещают проводить раскопки на плато Укок, но и без прямых запретов делают их практически невозможными.


Реконструкция внешности принцессы

Истоки такой неприязни идут из истории, связанной с мумией Алтайской принцессы. Одним из первых раскопанных курганов был курган Ак-Алаха, где покоилась девушка, впоследствии названная Алтайской принцессой. Была она молода (ученые оценили её возраст на момент смерти в 25 лет, а захоронению исполнилось более 25 веков, плюс-минус два), богата, хотя, как настаивают исследователи, и не являлась принцессой в буквальном смысле слова и даже не принадлежала к высшим слоям общества. Ее похоронили в хорошей шелковой и шерстяной одежде, на руках девушки были татуировки, в том числе в виде грифона, сакрального символа этих мест.

Забавно, но ещё Геродот писал о жителях здешних мест, как о ”грифах, стерегущих золото”, что одними переводилось как поэтическая метафора, а вот другие построили на этом легенду, согласно которой скифы в буквальном смысле слова могли обращаться в хищных птиц, атакующих врага.

Вместе с принцессой Укока были захоронены 6 коней, а также многочисленные украшения, что свидетельствовало о высоком достатке семьи погребенной. Ее могила была закована природой в толщу льда, поэтому практически все детали и само тело прекрасно сохранились, благодаря чему удалось восстановить внешность девушки. Сейчас Алтайскую принцессу относят к пызырыкской культуре, хотя многие признаки указывают на ее уникальность и невозможность отнести тело к какой-либо народности со стопроцентной уверенностью.

Нельзя сказать, чтобы именно ученые первыми потревожили ее покой – начатые в 1993 году раскопки показали, что в курган пытались залезть, и, возможно, неоднократно, очень-давно. Хотя принцесса Укока стала не первой мумией, которая была вывезена с плато для дальнейшего изучения, именно ее ”пробуждение” повлекло за собой массу странных историй, которые стали основой для разбирательств на государственном уровне…


Колода, в которой была погребена мумия принцессы Алтая

Последствия раскопок

Итак, учёные были рады находке – такое встречается чуть ли не раз в сто лет: богатое захоронение, не разграбленное мародерами; мумия, которую можно тщательно исследовать и сделать множество анализов, результаты которых обязательно скажут новое слово в науке. Однако, когда об этой находке узнали местные жители, они совсем не обрадовались. Более того, они утверждали, что место захоронения Алтайской принцессы было хорошо известно большинству живущих в этом районе Алтая, но никто и помыслить не смел о том, чтобы попытаться проникнуть в курган. А сама Алтайская принцесса, пусть в буквальном смысле слова принцессой и не являющаяся, была покровительницей этих мест, и ее транспортировка в другое место добра не обещает.


Наскальные рисунки

Итак, мумию извлекает в 1993 году экспедиция Натальи Полосьмак. В этом же году на Алтае происходит сильнейшее землетрясение, которое не приводит к таким жертвам, как, например, японское землетрясение 2012 года, но приводит округу в панику. Люди начинают говорить о том, что это плата за нарушенный покой принцессы, и, более того, это только начало.

Затем в этой же области случился падеж скота – казалось бы, печально, но ничего удивительного, однако и это было отнесено на счет раскопок. С тех пор так и повелось – любую беду считать последствиями извлечения принцессы, которую они называли прародительницей Кыдым. Вернуть ее на родную землю требовали так упорно, что – редкость в нашем государстве – гласу народа все-таки уступили, и условно принцессу Укока вернули, разместив в одном из местных музеев, где специально была создана пристройка с особыми климатическими условиями, которые позволяет мумии сохраниться еще долго.


Табын-Богдо-Ола – священная гора

Но и таким решением довольны не все – местные шаманы утверждают, что принцесса Алтая начала говорить и что она может проснуться по-настоящему, если не вернуть ее в тот же курган. Более того, говорят, что она ”живая женщина, которая спит”, позволяя нам самим додумать, что будет, если она проснется. Но здесь уже протестуют ученые – невозможно обеспечить телу сохранность в прежних условиях, да и остальные курганы со временем будут разрушены, если не принять меры. Однако создается впечатление, что на этом история курганов Укока еще не завершена…


Несмотря на весь мистический флер, который окружает историю Алтайской принцессы, всегда находятся люди, которые считают, что это полная ерунда и берутся на своем примере доказать это, войдя в контакт с каким-нибудь сакральным местом, а есть другие, кто верит в подобные истории и хотел бы что-то выгадать из них для себя. Есть и те, кому вообще все равно, лишь бы можно было шашлычка на красивой полянке зажарить. В любом случае, чрезмерный туристический интерес может серьезно навредить хрупкой системе плато Укок, поэтому, как мы говорили выше, доступ к нему строго ограничен, попасть туда можно только с заранее оговоренной экскурсией.

Некоторые участки плато (например, Золотые парки Алтая, представляющие леса, сохранившие редчайших представителей растительного и животного мира на планете) являются всемирным наследием ЮНЕСКО. Справедливости ради следует отметить, что это место и само способно себя охранять, поскольку пробраться туда не так уж легко – местность вокруг довольно обильно заболочена, нередки камнепады и другие препятствия, ограничивающие приток праздных любопытствующих.

Анастасия Берсенева
Ксения Кржижановская