Архаика древней греции кратко. Архаический период древней греции. Появление класса ремесленников и торговцев

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Историко-филологический институт

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА

Кафедра истории древнего мира и средних веков

Курсовая работа на тему:

Греция в эпоху архаики и и ее влияние на мир.

Выполнил: Клименко И.Е.

студент II курса д/о

Научный руководитель:

к.и.н., доц. А.С Клемешов

Москва 2014

Введение………………………………………………………………... 3

Письменность………………………………………………………….. 7

Поэзия…………………………………………………………………… 7

Религия и философия…………………………………………………. 10

Зодчество и Скульптура………………………………………………13

Вазовая живопись………………………………………………………15

Греческий алфавит……………………………………………………..15

Олимпийские игры………………………………………………………18

Историография…………………………………………………………. 21

Математика…………………………………………………………….. 23

Театр………………………………………………………………………23

Монеты…………………………………………………………………..24

Заключение

Список литератур

Введение

Архаический период в истории Греции (8-5. до н.э.) - термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Появился в ходе изучения греческого искусства и изначально относился лишь к временам Темных веков и классической Греции . Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период, последовавший вслед за «тёмными веками»началось значительное расширение политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка (появление греческого алфавита взамен забытого в период «тёмных веков» Линейного письма Б ).

Эта эпоха стала временем быстрого и активного развития Древней Греции, в ходе которого были сделаны все необходимые условия и предпосылки для будущего удивительного взлета и расцвета. Практически во всех областях жизни происходят глубокие перемены. За три века античное общество совершает переход от деревни к городу, от родовых и патриархальных отношений котношениям классического рабства.

Город-государство, греческий полис стал главной формой социально-политической организации общественной жизни. Общество как бы пробует все возможные формы государственного устройства и правления (т.е.такой поиск политического института)- монархию, тиранию, олигархию, аристократическую и демократическую республики.

Быстрое развитие сельского хозяйства ведет к высвобождению людей, что активизирует рост ремесел в стране. Поскольку и это не решает «проблему занятости», усиливается начавшаяся еще в ахейский период колонизация соседних и далеких земель, в результате чего территориально Греция разрастается до огромных размеров. Экономический скачок способствует увеличению рынка и торговых операций у которой главная опора-система денежного обращения. Появиласьчеканка монет, которая ускорила эти процессы.

Произошли большие достижения и победы в становлении духовной культуры. В ее развитии абсолютную роль сыграло возникновениеалфавитного письма , ставшего главным достижением культуры архаической Греции. Оно было сделано на основе финикийской письменности и отличаюсь удивительной несложной и доступной, что позволило создать на редкость эффективнуюсистему образования , благодаря которой в античной Греции не было неграмотных, что также явилось громадным успехом.

В период архаики создаются основныеэтические нормы и ценности античного общества, в которых главным есть чувство коллективизма соединятся с агонистическим (состязательным) началом, с становлением прав индивида и личности, духом свободы. Особую роль занимают патриотизм и гражданственность. Зашита своего полиса стала считаться, как высшая честь гражданина. В это же время также рождается символ человека, в котором дух и тело находятся в гармонии.

Воплощению, данного образа, повлияли возникшие в 776 г. до н.э. Олимпийские игры. Они,проходили раз в четыре года в городе Олимпии и шли пять дней, в течение которых соблюдался «священный мир», прекращавший всякие военные действия. Занявший 1 место на играх пользовался большим успехом и получал значительные социальные гарантии (освобождение от налогов, пожизненная пенсия, постоянные места в театре и на праздниках). Трижды победивший в играх заказывал у известного скульптора свою статую и ставил ее в священной роще, окружавшей главную святыню города Олимпии и всей Греции - храм Зевса.

В архаическую эпоху возникли такие символы античной культуры, какфилософия ипаука. Их отцом стал Фалес ее, у которого они еще не отделены строго друг от друга и находятся в рамках единойнатурфилософии. Одним из основателей античной философии и философии вообще как науки является также легендарный Пифагор, у которого наука, принимающая формуматематики, представляет собой уже вполне самостоятельное значение.

Настоящий расцвет в эту эпоху происходит в поэзии. Величайшими памятниками античной литературы стали эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Немного позднее Гомера творил еще один знаменитый греческий поэт - Гесиод. Его поэмы «Теогония», т.е. родословная богов, и «Каталог женщин» дополняли творчество Гомера и античная поэзия приобрела свой классичисекий, идеальный образ.

Среди других поэтов особого выделения заслуживают произведения Архилоха, основателя лирической поэзии, его стихи наполнены личными страданиями и переживаниями, соединившие в себе трудности и невзгоды жизни. Сюда же относится творчество лирика Сапфо, великой античной поэтессы с острова Лесбос, пережившей чувства любящей, ревнующей и страдающей женщины. Творчество Анакреонта, воспевшей все прекрасное: красоту, чувства, радость, увлечение и веселье жизни, оказало большое влияние на европейскую и русскую поэзию, в частности на А.С. Пушкина.

Высокую ступень в эпоху архаики достигает художественная культура. В это время развиваетсяархитектура , стоящая на двух видах ордера - дорическом и ионическом. Ведущим типом постройки выступает сакральный храм как обитель бога. Самым известным и почитаемым становится храм Аполлона в Дельфах. Возникает также монументальная скульптура - сначала деревянная, а затем каменная. Наибольшую популярность получают два вида: обнаженная мужская статуя, известная под именем «курос» (фигура юноши- атлета), и задрапированная женская, примером которой была кора (прямо стоящая девушка).

Главными элементами градостроительной структуры периода архаики были акрополь (святилище) и агора (торговый центр), вокруг находились жилые кварталы домов. Главное место в застройке городов занимали храмы, которые сначала сооружались из сырцового кирпича и дерева, затем - из известняка, а с конца VI в. до н.э. - из мрамора. Создается архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилю характерна строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом, более пышном, стиле колонна выступает не только как опора, но и как декоративный элемент, для нее характерны капитель с завитками - волютами, более сложный цоколь, сама она гораздо изящнее дорической колонны. Среди построек дорического ордера особенно известны были - храм Геры в Олимпии, а ионического ордера - храм Артемиды в Эфесе.

В период архаики идет синтез архитектуры и скульптуры - храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи божества, которому посвящен храм. Фигуры изображают не только богов, но и мифических героев (Геракла, Персея и др.). Греческая керамика эпохи архаики удивляет своим богатством и разнообразием форм, красотой стиля. Особенно выделяются коринфские вазы, расписанные в так называемом ориентализующем, т.е. восточном стиле, который отличается красотой и причудой живописного декора, и аттические чернофигурные и более поздние краснофигурные вазы с изображением обыденной жизни людей. Своеобразная архаическая культура уложила основу для расцвета культуры классической, сыгравшей столь значительную роль в развитии мировой цивилизации.Типичными образцами, созданными ваятелями того времени, были скульптуры обнаженных юношей – куросов и целомудренно задрапированных девушек – кора. Лица скульптур индивидуальность («Клеобис и Битон» Полимеда), позам придавались статичность, напряженная выдержанность, благородство и величественность. В VI в. до н.э. появились украшения храмов. Мотивами для создаваемых композиций служили традиционные, художественно- измененые мифы, описанные Гомером исторические события и их участники. Большую роль в скульптуре играл оттенок. Раскрашивались отдельные части тела куросов и одежда. Иногда в глазницы вставлялись драгоценные камни.В вазописи в VI в. до н.э. известны чернофигурный стиль (основатель Эксекий) – черный лак наносился на красную глину, а также краснофигурный стиль (основатель Эпиктет) – росписная керамики, при которой изображения оставалось в цвете обожженной глины, а фон сосуда покрывался черным лаком. Поход второму стилю имел обращение художников к непохожим бытовым сюжетам («Девушка, направляющаяся к купальне» из мастерско Евфрония

Религия. Греческая религия по-прежнему выполняла соединяющую роль в обществе. Важный смысл при этом играл образ Аполлона в Дельфах. Этот культ дельфийской сакральной коллегии в греческом государстве было очень велик, но носил чисто- культовый характер, так как жрецы не участвовали в государственном управлении. В полисах выборные жрецы ведали таинствами и обрядами, в то же время осуществляя религиозное просвещение граждан. Важное значение в греческой религии играли культы Диониса и Деметры.

Целью курсовой работы является показать как изменился мир с архаикой какую Архаика внесла лепту в развития исскувства и как весь мир изменился с ней пройдя путь экспериментов как в математиматике так и в философии и в исскувстве тоже.

Гомеровский период

Этот период (11-9 вв. до н.э.) греческой истории получил свое название по имени великого Гомера. В его поэмах отражена жизнь общ-ва с гораздо более примитивной культурой, чем та, которая предстает перед нами в памятниках Крито-Микенской эпохе. Герои Гомера – цари и представители знати.

До нас дошло мало памятников гомеровского периода. Основным строительным материалом было дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее ярко искусство этого периода проявилось в керамических вазах, расписанных геометрическим орнаментом, а также в терракотовых и бронзовых статуэтках.

В целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда вызревали предпосылки стремительного подъема греческого общ-ва в архаическую и классическую эпоху.

В этот период (8-6 вв. до н.э.) проходила Великая колонизация – освоение греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей. В рез-те греческий мир вышел из состояния изоляции, в кт оказался после крушения Крито-Микенской культуры. Греки сумели многому научиться у других народов. У лидийцев была заимствована чеканка монеты, у финикийцев – алфавитное письмо, кт греки усовершенствовали, введя обозначения не только согласных, но и гласных. Зарождение греческой науки (астрономия, геометрия) проходило под влияние египтян и вавилонян. На греческое искусство оказали сильное влияние египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Эти и другие элементы чужих культур были творчески переработаны и органически вошли в греческую культуру.

В период архаики с окончательным разложением родовой общины происходит формирование античного полиса - города-гос-ва, охватывающее сам город и прилегающую к нему территорию. Полисное устройство гос-ва воплощалось в участии граждан в народных собраниях, в судах, в принятии решений о делах гос. важности. Такое государственное устройство явл-ся прототипом демократии. (наиболее крупные полисы – Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы). В политическом отношении Греция делилась на множество самостоятельных городов-гос-в, но именно в архаическую эпоху активное взаимодействие греков с другими народами пробудило в них сознание единства, появляется понятие «эллины», «Эллада», охватывающие греческий мир в целом.

Социальная практика, предполагавшая подчинение законам, избрание высших должностных лиц и суда присяжных, имела прямое влияние на состояние умов, порождая и укрепляя в сознании граждан доверие к своему разуму. Характер мировоззрения греческого общества складывался начиная с крито-микенского периода. Это становление продолжалось и в архаический период. Мировоззрение было ориентировано на пантеон богов Олимпа. Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм (многобожие). Кроме общегреческих богов, в каждой области Греции существовали и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга. Греки считали своих богов бессмертными и всесильными, представляли их себе в антропоморфном виде (похожими на людей). Власть олимпийских богов была не беспредельной. Сам Зевс подчинялся велению судьбы.



По представлению древних греков первоначально существовал Хаос, из кт выделилась земля (Гея) и подземный мир (Тартар). Небо (Уран) было порождено Геей. Вторым поколением богов стали дети Геи и Урана – титаны, кт свергли отца. Один из титанов Кронос (время) воцарился над миром, но после ожесточенной борьбы был смещен своим младшим сыном – Зевсом. По преданию Зевс и окружающие его боги жили на горе Олимп, поэтому греки называли их олимпийцами. Победив титанов, Зевс-громовержец стал верховным богом, его жена Гера – владычицей неба.

Богом света и поэзии был Аполлон, кт обычно сопровождали 9 муз – покровительниц искусств и наук. Аполлон - сын Зевса и Богини Латоны, рожденный на острове Делос. Один из самых древних и почитаемых богов. С одной стороны, это бог-губитель, стреловержец, он насылает смерть, болезни, с другой - это бог солнца, света, покровитель пастухов, путников и мореходов, а так же бог врачеватель, бог муз. Свое прозвище Аполлон Мусагет он получил, после того как Гермес подарил ему лиру. Мусагет означает повелитель муз. Позже Аполлон становится покровителем искусства поэзии и музыки. В Москве на здании Большого театра на колеснице изображен именно Аполлон. Аполлон также предсказатель будущего. Известно его самое большое святилище в Дельфах, где жрица-пифия делала предсказания.

Музы - богини творческого вдохновения в поэзии, пении и других искусствах; спутницы Аполлона. Они - дочери Юпитера (Зевса) и нимфы Мнемозины (Памяти), которые провели на ложе девять ночей подряд. Согласно греческим мифам, они были произведены на свет, чтобы прославлять пением героические подвиги борьбы против доисторических титанов. Первоначально музы были нимфами, главенствовавшими над источниками, обладавшими силой давать вдохновение, такими, как Аганиппа и Иппокрена на горе Геликон и Кастальский ключ на горе Парнас. Последний в конце концов стал их обиталищем. Потому на картинах, изображающих муз, часто фигурируют фонтаны и источники. Со временем установилось их число - девять, и каждая получила свою сферу влияния среди наук и искусств:

Каллиопа , муза эпической поэзии; изображается с трубой, дощечкой (вощеной) и стилем (античные письменные инструменты). (Орфей - сын Аполлона и Каллиопы);

Эрато - муза любовной поэзии; изображалась с тамбурином, лирой, виолой или, реже, треугольником (один из ударных музыкальных инструментов);

Мельпомена - муза трагедии; изображалась в венке из плюща с трагической маской и палицей в руке;

Терпсихора - муза танца и пения; изображалась увенчанной венком, с виолой, лирой или другим - непременно струнным - инструментом;

Полигимния - муза священных гимнов; частым атрибутом в живописи являются музыкальные инструменты - орган-портатив, реже лютня или другой инструмент;

Клио - муза истории; изображалась увенчанной лавровым венком; с грифелем и папирусным свитком или со шкатулкой для свитков, или с книгой;

Талия - муза комедии и пасторальной поэзии; изображалась со свитком, небольшой виолой, реже с другими музыкальными инструментами; начиная с XVII века - c комической маской;

Эвтерпа - муза музыки, лирической поэзии; изображалась с флейтой (часто - с двойной, или авлосом) или иногда с трубой или другим музыкальным инструментом;

Урания - муза астрономии; изображалась с шаром и циркулем.

В изобразительном искусстве они - молодые женщины, в обществе бога Солнца Аполлона или в одиночку, и представляют то или иное искусство, держа в руках разнообразные атрибуты: книги, свитки, холсты, скрипки, тамбурины, трубы, лиры, арфы, флейты, короны, лавровые венки (как знак успехов на том или ином поприще), маски или, в случае с Мельпоменой, меч или кинжал.

Богиней красоты была Афродита, мудрости - Афина, богом огня и кузнечного дела – Гефест, войны – Арес. Каждая отрасль хозяйственной деят-ти имела своего бога-покровителя: Деметра – земледелие, Афина – ткачество, Дионис – виноделие, Гермес-торговля и т.д.

Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и др.

Важным фактором развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были:

· Олимпийские игры – спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в 4 года в Олимпии, начиная с 776 г. до н.э.;

· Пифийские игры – спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах;

· Истмийские – в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в 2 года.

В играх в честь богов проявляется один из важнейших элементов греческой культуры – агонистика (греч. Agon – борьба) – стремление к успеху в спорте, музыке, поэзии. Стремление к противоборству, состязаниям, органично присущее мировоззрению древних греков, пронизывает практически все сферы их жизни. Главное в системе воспитания архаической эпохи главное – превзойти остальных, стать лучшим. Образованный человек должен был владеть всеми видами оружия, играть на лире, петь, танцевать, участвовать в спортивных и игровых состязаниях и др.

В эпоху архаики наиболее развитой областью Греция была Иония. Именно там возникла первая философская система античности – натурфилософия . Ее представители воспринимали мир как единое материальное целое, пытались осмыслить его закономерности. Фалес (624-546 гг. до н.э.) считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен (585 – 525 гг. до н.э.) – воздух, Анаксимандр (ок. 611 – 546 гг. до н.э.) – апейрон (беспредельное), т.е. первоматерию с ее противоположными началами – твердым и жидким, теплым и холодным.

К тому же времени относится и возникновение греческого театра, который вырос из хороводов, песен и молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Эпоха архаики поражает богатством и разнообразием форм узора на греческой керамике. Особенно выделяются коринфские вазы, расписанные в т.н. ориентальном, т.е. восточном стиле, аттические чернофигурные и краснофигурные вазы. Поражает своим величием Парфенон – храм Афины-девы. Своеобразная архаическая культура заложила основу для расцвета культуры классической, сыгравшей значительную роль в развитии мировой цивилизации.

Пифагор (ок. 540-500 гг. до н.э.) и его последователи, считая основой всего сущего числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит Эфесский (ок. 554-483 гг. до н.э.), считавший первоосновой материи огонь. По его мнению, как в природе, так и в общ-ве происходит вечное движение, вечная борьба, бытие постоянно изменяется. Большой вклад в развитие философии внесла элейская школа, наиболее ярким представителем кт был Парменид Элейский (ок. 540-480 гг. до н.э.), сформулировавший принцип тождества мышления и бытия. Считая разум, а не ощущения источником познания, множественность вещей, их движение он объяснял обманом органов чувств.

Следует отметить, что не все в культуре Древней Греции было создано непосредственно греками. Они заимствовали у египтян солнечный календарь и сведения об устройстве гос-ва, у вавилонян – многие математические открытия. Но греки не просто использовали достижения других народов, они учились у них.

Классический период

Переход от архаики к классике был в значительной степени обусловлен серьезными социально-политическими событиями:

· борьбой рабовладельческой демократии и тирании;

· ожесточенной войной греческих полисов с персами.

Войны с Персией стали для греческого народа суровым историческим испытанием. Грозная опасность сплотила греческие города под руководством Афин в борьбе за свободу и независимость. Разгром персов убедительно показал преимущество общественного строя городов-гос-в Древней Греции, способствовал росту гражданского самосознания эллинов. Этот период связан с расцветом античной рабовладельческой демократии, нашедшей наиболее полное выражение в общественно-политическом строе Афин в период т.н. «золотого века»

Демократия – одна из главных черт классической древнегреческой культуры. Гос-во не существовало «вне» и «над» гражданами, они сами были гос-вом со всеми его культовыми и эстетическими установлениями. Это определило то чувство единства личного и общественного, эстетического и этического, конкретного и всеобщего, кт достигает своего кульминационного выражения именно в классической культуре. Ученые утверждали, что существование такого рода культуры было возможно лишь в сравнительно небольших полисах. В эллинистических монархиях мы имеем дело уже с иным уровнем культуры и ее выражения. Период классики фиксирует важную особенность духовной культуры: эллину не был свойственен узкий профессионализм. Например, прославленный философ делал замечательные открытия в области математики и астрономии; известный скульптор не только мог построить храм, но и расписать его, создать научный трактат (Поликлет). И большинство из известных греков были еще и поэтами.

Центром античной культуры периода классики стали Афины. В них были собраны блестящие достижения общественной мысли и художественной деят-ти. Афинское гос-во заботилось о культурной жизни граждан, предоставляя им возможность участвовать в празднествах и посещать театр. Бедным ремесленникам и торговцам выплачивалось пособие на посещение театра. Спортивные состязания, бывшие долгое время привилегией аристократов, стали ареной состязания для всех. Гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи сделали физическое воспитание правом любого афинского гражданина. О невежественном человеке говорили так: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Целью его было всестороннее воспитание личности.

Равнодушные к внешним завоеваниям, греки всю силу своей энергии направляли на достижение гармонии красоты и добра, стремились к классическому идеалу равновесия тела и духа. Умеренность в материальном положении вытекала из доверия к богам. Мир, опекаемый богами, не нуждался в чрезмерности и упрочении, для жизни в нем достаточно было уподобиться природе. Такое мирочувствие греков отразилось в искусстве архаического и классического периодов, кт не знает образов не только духовного, но и телесного страдания. Величайшие скульпторы этой поры: Мирон, Поликлет, Фидий – изображали богов и героев. Изображения атлетов-победителей – основная тема в творчестве 2-х крупнейших мастеров 5 в. до н.э. – Мирона и Поликлета. Оба скульптора работали в бронзе. К числу лучших работ Мирона относится статуя «Дискобол», изображающая атлета, победившего в состязаниях по метанию диска.

Лучшей работой Поликлета считается скульптура «Дорифор» - бронзовая фигура юноши с копьем. Статуя не была памятником какому-либо определенному атлету-победителю, и ее назвали «каноном» по названию теоретического трактата Поликлета. Мастер сумел найти правильный пропорции, на основе кт может быть построено человеческое тело в скульптуре. Он математически точно рассчитал размеры всех частей тела и их соотношение м/у собой. Слава статуи Поликлета связана также с тем, что он ярко выразил в скульптуре идеал атлета-гражданина, образ всесторонне развитого, здорового и цельного чел-ка. От этих произведений искусства веет спокойствием и величественностью

Канон – свод положений, имеющий характер правила, нормы, эталона.

«Золотым веком» Афин наз. 2 пол. 5 в. до н.э., когда на должность стратега (командующего) в Афинах был избран Перикл (ок. 490-429 гг. до н.э.). Период его правления длился всего 15 лет, но сделал он за это время очень много. Перикл обладал широким кругозором, глубокими теоретическими познаниями, тонким художественным вкусом. Лучшие умы Эллады стремились в Афины, подолгу жили и работали там. Самым притягательным центром стал дом Перикла, где собирались талантливые люди: историк Геродот, философы Анаксагор и Протагор, великий скульптор Фидий, драматург Софокл. Душой этого кружка истинных интеллигентов была жена Перикла Аспазия, кт часто вступала в дискуссии с самим Сократом. Ее роль в преобразовании античной культуры была не меньше, чем роль царицы Нефертити в древнеегипетской реформации.

Перикл преследовал возвышенную цель: создать новый невиданный город-гос-во с высококультурным обществом. Он олицетворял собой идею величия эллинского духа, обращавшую сознание его сограждан к высоким идеалам. Перикл был высококультурным чел-ком, но, страстно желая видеть таких же простых греков, невольно переоценил роль культуры в обыкновенной человеческой жизни. Одним из негативных следствием преобразовательной деят-ти Перикла стал рост массы праздных горожан в Афинах, постоянно требовавших от гос-ва «хлеба и зрелищ». Платон об этом периоде писал, что лучшие помыслы Перикла оказались бессильными перед худшими притязаниями афинского демоса.

Период архаики был периодом создания греческого рабовладельческого общества и государства и сложения многих важных сторон греческой культуры и искусства. Это был период бурного развития общества, период роста его материальных и духовных богатств.

Сложность и противоречивость искусства периода архаики объяснялись переходным характером этого исторического этапа в развитии греческого общества.

Власть главы племени, басилевса, еще в 8 в. до н.э. была сильно ограничена господством родовой аристократии - эвпатридов, сосредоточивших в своих руках богатства, землю, рабов, - а затем, в 7 в. до н.э., исчезла вовсе. Разложение старых первобытно-общинных отношений, имущественное неравенство, как и все шире применявшийся рабский труд, привели к сложению в Греции рабовладельческого строя. Развитие торговли и ремесел вызвало расцвет городской жизни и временный рост наряду с рабским и свободного труда, а вместе с ним - демоса, то есть массы свободных граждан полиса, противостоявшей старой родовой аристократии.

Период архаики стал временем ожесточенной классовой борьбы между старой родовой знатью - эвпатридами и народом - демосом, то есть массой свободных членов общины.

Именно в период архаики складывается система архитектурных ордеров , которая легла в основу всего дальнейшего развития античной архитектуры. В это же время расцветает повествовательная сюжетная вазопись и постепенно намечается путь к изображению в скульптуре прекрасного, гармонически развитого человека.

В архитектуре архаики проявились с наибольшей силой прогрессивные тенденции искусства этого времени. Уже в глубокой древности искусство Греции создало новый тип здания, ставший в ходе веков ярким отражением идей демоса, то есть свободных граждан города-государства.

Таким зданием был греческий храм, принципиальное отличие которого от храмов Древнего Востока заключалось в том, что он являлся центром важнейших событий общественной жизни граждан города-государства. Храм был хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед ним была местом собраний и празднеств. Храм воплощал идею единства, величия и совершенства города-государства, незыблемость его общественного уклада.

Простейшим и древнейшим типом каменного архаического храма был так называемый «храм в антах» . Он состоял из одного небольшого помещения - наоса , открытого на восток. На его фасаде, между антами, то есть выступами боковых стен, были помещены две колонны.

Более совершенным типом храма был простиль , на переднем фасаде которого были размещены четыре колонны. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу.


Классическим типом греческого храма стал периптер, то есть храм, имевший прямоугольную форму и окруженный со всех четырех сторон колоннадой. Периптер в основных чертах сложился уже во второй половине 7 в. до н.э..

Основные элементы конструкции периптера очень просты и глубоко народны по своему происхождению. В своих истоках конструкция греческого храма восходит к деревянному зодчеству с глинобитными стенами. Отсюда идет двускатная крыша и (впоследствии каменные) балочные перекрытия; колонны тоже восходят к деревянным столбам. В результате переработки и развития традиций древности сложилась ясная и цельная художественно осмысленная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера (что означает порядок, строй). Применительно к греческому зодчеству слово ордер подразумевает в широком смысле весь образный и конструктивный строй греческой архитектуры, главным образом храма, но чаще имеет в виду только порядок соотношения и расположения колонн и лежащего на них антаблемента (перекрытия).

Эстетическая выразительность ордерной системы была основана на целесообразной гармонии соотношения частей, образующих единое целое, и на ощущении упругого, живого равновесия несущих и несомых частей. Даже совсем незначительные изменения пропорций и масштабов ордера давали возможность свободно видоизменять весь художественный строй здания.

В эпоху архаики греческий ордер сложился в двух вариантах - дорическом и ионическом . Это соответствовало и двум основным местным школам в искусстве.

Дорический ордер, по мнению греков, воплощал идею мужественности, то есть гармонию силы и торжественной строгости. Ионический ордер, наоборот, был легок, строен и наряден; когда в ионическом ордере колонны заменялись кариатидами, то не случайно ставились именно изящные и нарядные женские фигуры.

Колонна была важнейшей частью ордера, так как она являлась основной несущей частью. Колонна дорического ордера опиралась непосредственно на стилобат ; ее пропорции в архаический период были обычно приземистыми и мощными (высота равна 4 - 6 нижним диаметрам). Дорическая колонна состояла из ствола, заканчивавшегося вверху капителью. Ствол был прорезан рядом продольных желобов - каннелюр . Колонны дорического ордера не были геометрически точными цилиндрами. Кроме общего сужения кверху они имели на высоте одной трети некоторое равномерное утолщение - энтазис, - хорошо заметное на силуэте колонны. Энтазис, подобно напряженным мышцам живого существа, создавал ощущение упругого усилия, с которым колонны несли антаблемент. Дорическая капитель была очень проста; она состояла из эхина - круглой каменной подушки, - и абаки - невысокой каменной плиты, на которую ложилось давление антаблемента.

Антаблемент складывался из архитрава , то есть балки, которая лежала непосредственно на колоннах и несла всю тяжесть перекрытия, фриза и карниза. Архитрав дорического ордера был гладким. Дорический фриз состоял из триглифов и метоп . Триглифы разделялись на три полосы вертикальными желобками. Метопы представляли собой прямоугольные плитки. Карниз завершал антаблемент.

Треугольники, образованные на переднем и заднем, фасадах - под двускатной крышей, - назывались фронтонами . Конек крыши и ее углы венчались скульптурными (обычно керамическими) украшениями, так называемыми акротериями . Фронтоны и метопы заполнялись скульптурой.

Капитель ионического ордера имела эхин, образующий два изящных завитка - волюты . Позднее, уже в эпоху классики, получил развитие третий ордер - коринфский. В нем колонны, более вытянутые по пропорциям (высота колонны доходит до 12 нижних диаметров), были увенчаны пышной и сложной корзинообразной капителью, составленной из растительного орнамента - стилизованных листьев аканфа - и завитков (волют).

В архаической архитектуре, строившейся из известняка, нашла широкое применение яркая раскраска. Основным было чаще всего сочетание красного и синего цветов.

Период архаики был периодом расцвета художественных ремесел. Потребность в изделиях прикладного искусства вызывалась ростом благосостояния значительной части свободного населения и развитием заморской торговли. Особенно высокого расцвета достигла греческая керамика.

Греческие вазы служили для самых разнообразных целей и потребностей. Они были очень разнообразны по форме и размерам. Обычно вазы покрывались художественной росписью. Во времена ранней архаики (7 в. до н.э.) в греческой вазописи господствовал так называемый «ориентализирующий» (то есть подражающий Востоку) стиль. Художники этих ваз соединяли в одной композиции схематичные изображения человека, животных или фантастических существ с чисто орнаментальными мотивами, стремясь заполнить все поле композиции, не оставляя пустых мест, и этим создать впечатление декоративного целого. В 6 в. до н.э. на смену ориентализирующему стилю пришла так называемая чернофигурная вазопись. Узорный орнамент был вытеснен четким силуэтным рисунком, характеризующим общий облик фигуры и более или менее выразительно передающим жест и движение. Рисунки людей и животных заливались черным лаком и отчетливо выделялись на красноватом фоне обожженной глины

Наибольшего расцвета чернофигурная вазопись достигла в Аттике.

Крупнейшим аттическим вазописцем середины 6 в. до н.э. (550 - 530), с наибольшей силой раскрывшим все живые и прогрессивные стороны чернофигурной вазописи, был Эксекий.

Например, рисунок на амфоре, изображающий Аякса и Ахилла, играющих в кости. Представление о высоком мастерстве Эксекия также дает изображение Диониса в ладье (роспись дна килика), отличающееся тонким чувством ритма и мастерством композиции.

По мере дальнейшего нарастания реализма в греческом искусстве в вазописи наметилась тенденция к преодолению плоскостности и условности, заложенной во всей художественной системе чернофигурной вазописи. Это привело около 530 г. до н.э. к целому перевороту в технике вазовой росписи - к переходу к так называемой краснофигурной вазописи со светлыми фигурами на черном фоне.

В скульптуре почти до самого конца архаического периода - до середины 6 в. до н.э. создавались строго фронтальные и неподвижные статуи богов, словно застывших в торжественном покое. Эти статуи соответствовали древним традициям, канонической схеме, не позволяющей художникам нарушать правила изготовления такого рода скульптуры. К такому типу статуй относятся «Артемида» с острова Делоса, «Гера» с острова Самоса, «Богиня с гранатовым яблоком» Берлинского музея. «Артемида» с острова Делоса (7 в. до н.э.) представляет собой почти нерасчлененный каменный блок со слабо намеченными формами тела. Голова поставлена прямо, волосы симметрично падают на плечи, руки опущены вдоль тела, ступни ног кажутся механически приставленными к глыбообразной массе длинной одежды.

Особенно типичными для периода архаики были прямо стоящие обнаженные статуи героев, или, позднее, воинов, так называемые куросы.

Тип куроса сложился на протяжении 7 и начала 6 в. до н.э.. Его появление имело большое прогрессивное значение для дальнейшего развития греческой скульптуры. Самый образ куроса - сильного, мужественного героя или воина - был связан с развитием гражданского самосознания человека; он означал большой шаг вперед по сравнению со старыми художественными идеалами. Связанные сначала с культом героев, эти статуи куросов к 6 в. до н.э. стали связываться с еще более жизненными образами идеальных воинов, - они начали служить надгробиями воинов и ставиться в честь победителей на олимпийских и других состязаниях. Со второй половины 6 в. до н.э. в архаической скульптуре (в том числе и в рельефе) начали яснее и отчетливее выступать реалистические искания. Наиболее передовой из греческих художественных школ поздней архаики стала аттическая школа. Афины, главный город Аттики, уже в позднеархаический период получили значение крупнейшего художественного центра, куда стекались мастера со всех концов Греции.

Одним из высших достижений архаического искусства Афин конца 6 в. до н.э. были найденные на Акрополе прекрасные статуи девушек (кор) в нарядных одеждах. бронзовая статуя юноши, сделанная около 500 г. до н.э., - так называемый «Аполлон из Пьомбино»,

Архаический период

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Архаический период
Рубрика (тематическая категория) Литература

Долитературный периоод

Форма фольклора першедшая в лит-ру

Греческая мифология. Миф фиксирует явление, этап развития. Несет отголоски общинного строя. Распространяется понятие ʼʼпуть герояʼʼ

Жанры: дедактических, героических, генеологических эпосах, поэзия, романы, трагедии, мифографическая лит-ра

Сказка - носит подчеркнуто невероятный характер.

Особенности греческой: почти нет образцов, кроме сюжета от Амуре и Психее. (2 век до н.э.) в римской лит-ре. Пренебрежение к сказке.

Элементы сказки: эпос, классическая комедия(в сюжетах, где речь идет о герое, кот. Спускается в Аид, место где жизнь идет по идеальному принципу, резко отличающейся от действительности)

Песни трудовые и обрядовые

Трудовые В эпосах, эпиграммах, лирике, комедиях.

Обрядовые в героичском эпосœе и ранней греческой лирике.

Загадки, афоризмы, пословицы - малая форма фольклора

Басня сохранила в себе черты архаической эпохе. Ее героями чаще всœего были животные и птицы. Использовались для иносказания, объяснения чего-либо, превратилась в элемент социальной борьбы между аристократией и народными массами.

Самая ранняя относится в 8 веку до н.э. Гесиод ʼʼБасня о соловье и ястребеʼʼ

5 век до н.э. Появление сборника греческих басен Эзопа. Включает в себя около 400 басен разных веков 7-4 веков написания. Переведен в 1 веке н.э. Федром, стал частью Римской культуры. Басни Барбия 2 век н.э. Лафантен Франция (17 век), Крылов (цепочка перехода басен из одной культуры в другую)

Хронология. Начался с эпических поэм(героического эпоса).

Создаются на базе мифологического сюжета (не совпадает с мифологическим циклом, лишь эпизод) Отразил устную традицию долитературного периода.

Троянский цикл начало ссора трех богинь, конец возвращение и судьба выживших героев Троянской войны

Гомер (проблемы посвященных подлинности личности Гомера, его время жизни и автортав получил название Гомеровский вопрос. 2 этапа: в Античности(Считался реальным человеком, автором ряда произведений Иллиады, Одиссеи, Гомеровских гимнов, Некоторые Киклических поэм, ранние эпиграммы) (Основные вопросы: время жизни Гомера(2 пол. 10 века до н.э или 9 век до н.э. Или 9-8 века до н.э.); место рождения (около 20 полисов Малоазийские города (Колофон, Смирна, о. Хиос, Аргос, Афины)), насколько реальны описанные Гомером путешествия), в наше время).

Место создания поэмы Иония (область Малой Азии). В корне ионийский диалект.

Гегзаметр - размер, которым пишут эпические произведения. Стал обязательным, как и ионийский диалект.

Исполнялись аэдами под лиру или кифару.

В 6веке до н.э. Аэдов сменили рапсодов (исполнители)

Гомериды - рапсоды с острова Хиос, вели свой род от Гомера

Распространение Гомеровских поэм. Балканы, потому что в греческой вазописи были отражены эпизоды Илиады и Одиссеи. В 6 веке до н.э. Появление состязаний рапсодов по героическому эпосу. Песестрат повелœел провести в Афинах запись Гомеровских поэм для состязаний рапсодов. Афинская версия.

Драматурги относились к Гомеру, как к богу.

Появления критики произведений Гомера в 6 веке до н.э. Толкование эпизодов поэм Гомера, с точки зрения реальности происходящего.

В 5 веке до н.э. Геродот и Фукидит всœерьез рассматривали тексты Гомера.

Ксенован из Колофона поэт, философ первым обратился с критикой к Гомеру за снижения образа богов, за их изображение как людей (Платон развивает эту тему)

Самая злобная критика Гомера в ʼʼБиче на Гомераʼʼ Зоила из Амфиполя (Заилова критика)

В эпоху элинизма образуется Александрийская библиотека. С 3 века до н.э. Происходит изучения рукописей ранних греческих и Гомера, привлекающих ученых Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский. В библиотека собрано множество версий рукописи Гомера. Названы по месту нахождения.

Систематизация текстов, попытка убрать новых выдуманных персонажей, уничтожение несостыковок, выявление самого раннего варианта. Арист. Самофр.
Размещено на реф.рф
Пытался вернуть Гомеровскому тексту изначальный смысл. Сома (тело, но потом труп) Фобос (страх, позже бегство)

Разбили на песни для того, чтобы было удобнее хранить. Заглавие по буквам алфавита.

Современные перевод основываются на версии Аристарха Самофракийского.

3 век до н.э. Геланник и Ксенон Хоризонты(разделители) проанализировав тексты нашли разные трактований образов и событий и сказали о том, что Илиада и Одиссея написаны разными авторами. Подверглись критике Аристарха Самофракийского (заявил, что возможно это из-за разных версий или из-за изменения возраста и взглядов Гомера)

Дошли в виде схолий(комментариев к Гомеру)

Самая ценная версия - Веницианская 10 век до н.э.

В Новое время гомеровский вопрос:

В 16 веке первая дискуссия ʼʼСпоры старых и новыхʼʼ между поклонниками эпического таланта Гомера и поклонниками Вергилия. Споры о том, кто лучше. В основном во Франции (негласно победил Гомер)

1664 год Фрнсуа Добеньяк защитил диссертацию об Илиаде, в которой заявил, что Гомера не существовало. Гомер не имя собственное, а термин ʼʼслепойʼʼ относился к ранним поэтам-сказителям, обозначал аэда или группу аэдов. Илиада - собрание песен нескольких певцов. Собрание песен слепых певцов. Откуда тогда единство текста? Причина всœему редакция 6 века до н.э.

1715 год - издание диссертации Добеньяка

1713 год - труд Бентли, который не отрицал существования Гомера, но говорил, что в основу Илиаду положены песни нескольких певцов, а Гомер их отредактировал

1795 год - Фидрих Авгут Вольф из дал ʼʼВведение к Гомеруʼʼ. Утверждал, что не существовало единства поэмы и общего текста͵ письменности еще не было, а в устной форме небольшие песни, созданные несколькими аэадами. Не отрицал Гомера, но это лишь один из аэдов, остальные имена стерлись из памяти. Поэмы соединœены из песен искусственно.

1. Теория малых песен (Карл Лахман) пытался найти первоначальные составные части.

2. Унитарная или теория Единства (Генрих Нич) говорил о том, что тогда уже была письменность и считал, что Одиссея и Илиада единые поэмы. Считал Гомера реальной личностью, одинм из аэдов, который принимал участие в создании и придал единство.

3. Теория основного ядра (Джордж Гротт) Гомер был, но им были написаны две небольшие поэмы праилиада и праодиссея, а в 6 веке до н.э. они были расширены другими аэдами.

Героический эпос написан на базе мифа, кроме некоторых поздних. В корне Илиады и Одиссеи положены эпизоды Троянского мифологического цикла. Содержание посвящено не герою, а действию. Поэма не об Ахилле, а о гневе Ахилла.

Илиада - военная поэма. Посвящена второй части цикла, ходу Троянской войны, последнего года осады Трои. Есть подробный список всœех героев. В последствии становится обязательным (на базе каталога кораблей Илиады) Самое главное - описание войны. Война показана через отдельные поединки и подвиги героев, а не через крупные батальные сцены. Подробное описание оружия.

Складывается образ гомеровского воина. Война из основное занятия, ради славы потомков, добычи

Одиссея - послевоенная поэма, с описанием мирной жизни. Война воспоминания.

Множество описаний пиров, на которых можно увидеть и фигуру аэда.

Показаны женщины: Елене, Пенелопа, Кирка. Показан домашний быт и работа женщин. Множество трудовых и обрядовых песен.

Элементы сказки.

Завершается поэма возвращением и расправой с женихами.

Основные черты героического эпоса Гомера: большой размер поэмы, обязательно о прошлом, обычно давнего прошлого; речь идет от лица автора, происходит наслоение эпох из-за того, что быт и обряды берет из современной ему эпохи; обязательное участие Олимпийских богов, сцена собрания богов и активное их участие в жизни героев; отсутствие авторской позиции на события и персонажей, объективное изложения, автор не анализирует, не судит, лишь повествует; нарочитая архаизация, удревление терминов и обрядов, подробные описания предметов, оружия, быта͵ сами герои богоподобны, сильные, красивые; ретардация - подробное описание предмета или события (своеобразная вставная конструкция); повторы наиболее важных событий в несколько строк одними и теми же словами; эпитеты(показывает отношение к герою) твердо закрепившееся за героями определœения, должна быть огромное количество; эпитеты богов связаны либо и их функциями либо с культовыми прозвищами; сравнения связаны с действиями, а не с человеком или вещью, имеют самостоятельное значение, используются для эмоционального воздействие на слушателя, связаны со стремлением к наглядности; хронологическая несовместимость отдельных событий (автор не может показать одновременность двух действий, в связи с этим перескакивает с описания одного события на другое (поединок Париса и Менелая и Елена с Приамом обсуждают ахейских воинов)); неравномерность описания событий(связано с устным созданием поэмы. Подготовка к действию описывается дольше, чем само действие); общие места (трафаретные стихи, показывающие повторяющиеся действия (восход, заход, приход, уход героя)2-3 строчки)

Язык гомеровских поэм:

Сформировались в Ионии. Написана литературным языком(самый ранний греческий литературный) оторван от греческой разговорной речи, практически не отражал его. Метонимия - замена одного слова двумя или тремя другими, сходными по значению (копье - острая медь).

Плеоназм - обилие синонимов, бросающееся в глаза (он слово сказал и промолвил).

Гекзаметр 6-ти стопный стих, созданный для героического эпоса. Каждая строка начинается с долгого слога. Стал обязателœен для всœей эпической поэзии.

Гомеру приписывался еще ряд произведения, к примеру, Гомеровские гимны. Обращение к Олимпийским богам (34 обращения). Гимн здесь понятие условное, миниэпосы. Тоже на ионийском диалекте в явном подражании Гомеру(эпитеты, трафаретные стихи). Темы: рождение богов, описание подвигов и битв богов. Возможно использовались на состязаниях рапсодов как вступление. ʼʼНачав с тебя перейду я к иной песнеʼʼ значилось в конце каждого гимна. Созданы (7(1-5 Аполлону(2), Деметре, Афродите, Гермесу)-5(богу Пнау) века до н.э.). Традиционное изображение богов, описаны с точки зрения вознесения образов богов(сильные, могучие, прекрасные).

Еще приписывается ряд киклических поэм(киклы) кикл - ʼʼкругʼʼ. Практически не сохранились (8-6 века до н.э.).Были собраны Александрийскими учеными. Замыкали круг какого-тот большого мифологического цикла (Троянский цикл. Начало с Киприи, Илиада, Эфиопия(на помощь троянцам приходят Амазонки и войско эфиопского царя Мемнона, завершается смертью Ахилла) Малая Илиада(погребение Ахилла и спор за его доспехи (между Одиссеем и Аяксом Таламанидом) Разрушение Илиона (Фелоктет убивает Париса, Троянский конь и пожар Трои) Поэмы Возвращения (Одиссея, о Агамемноне, Менелае, Аяксе малом, Нестора, Деамеда, Неаптолена, сына Ахилла) Фиванский цикл (Эдиподия, (о убийстве Эдипом отца)Фиваида(борьба за власть), Эпигоны (второй поход против Фив), Алкмеонида (поход Алкмеона на Фивы)). Киклы не имели единства, имели несколько сюжетных линий. Авторы старались включить как можно больше персонажей. Изучались ранними историками лагографами с точки зрения истории, использовали в кач-ве подтверждения разных истор.
Размещено на реф.рф
событий.

Пародия на героический эпос. (9-7 века до н.э.) писались на ионийском диалекте, гекзаметром с классическими гомеровскими эпитетами и сравнениями, но герои присутствуют в другом контексте (Маргид(7 век до н.э. плохо сохранилась. В центре пародии трусливый, жадный обжора, кот. не хочет воевать, но прославляет себя как героя) и Война мышей и лягушек (5 век до н.э. Пародия на Илиаду)

Переводы Гомера в русской лит-ре:

12 век упоминание в рукописях митрополита Клемента Славятича.

17 век первыепереводы были связаны с Войной мышей и лягушек, а не с Илиадой и Одиссеей.

18 век фрагментарный перевод Тредьяковского, Ломоносова. Попытка создания русского гегзаметра

1760 год Константин Кондратович впервые перевел Илиаду с латинской версии. Не опубликован.

1820-30 первый прозаический перевод Дмитрий Лыков

1829 перевод Гнедича 20 лет переводил. Подошел как исследователь, совместно с историками. Пытался точно передавать обычаи, вооружение, одежду, термины. Архаизация языка. Переводил фрагментами и песнями, представляя перевод в журналах и салонах. Открыл для России античную литературу

1842-49 перевод Одиссеи Жуковским. Переводил не зная греческого языка. Заказал подстрочник и придал этому подстрочнику поэтическую форму. Вольный перевод поэмы.1850-е годы. Василий Ордынский предпринял попытку перевести Илиаду языком былин

1896 ᴦ. Николай Минский новый перевод Илиады более современным языком, но считалось, что он уступает Гнедичу.

Вересаев 19-20 века. Илиада, на базе перевода Гнедича. Привлекает историков и фольклерисов. Переводит Одиссею.

Архаический период - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Архаический период" 2017, 2018.

Архаический период

Термин означает раннюю стадию развития цивилизации. Например, в Египте А. п. охватывает первые две династии (3200–2800 гг. до н.э.), во время которых страна была объединена и наступил первый расцвет ее культуры. В Греции А. п. соответствует становлению цивилизации (от 750 г. до н.э. до персидского вторжения в 480 г. до н.э.). В понимании американистов термин означает не столько хронологический период, сколько стадию в развитии. Она характеризуется охотой и собирательством как основой хозяйства в окружающей среде постплейстоцена. При определенных обстоятельствах племена могут перейти к оседлому образу жизни, изготовлению керамики и даже земледелию, но в дополнение к сбору дикорастущих растений. Термин был разработан для определенных культур лесной полосы восточной части Северной Америки (датируемых 8000–1000 гг. до н.э.), но вскоре его стали применять (часто некритически) для любых других культур, обнаруживавших сходный уровень развития без учета их датировки.


Археологический словарь. - М.: Прогресс . Уорвик Брей, Дэвид Трамп. Перевод с английского Г.А.Николаев . 1990 .

Смотреть что такое "Архаический период" в других словарях:

    Архаический Юго-запад - Архаический юго запад, англ. The Archaic Southwest термин, включающий археологические культуры юго запада США в период примерно между 6500 г. до н. э. и 200 г. н. э. Культурам, относящимся к указанному периоду, были … Википедия

    Элладский период - История Греции Доисторическая Греция (до XXX в. до н. э.) Эгейская цивилизация (XXX XII до н. э.) Западноанатолийская цивилизация Минойская цивилизация … Википедия

    Додинастический период (Древний Египет) - История Древнего Египта Додинастический период 00 … Википедия

    Вудлендский период - Вудлендский период, англ. Woodland period в доколумбовой хронологии Северной Америки относится ко времени примерно с 1000 г. до н. э. по 1000 г. н. э. в восточной части Северной Америки. Термин «Вудленд»… … Википедия

    Племена Кавказа в период энеолита - Крупнейший центр медного производства находился на границе Азии и Европы на Кавказе. Этот центр имел особенно большое значение потому, что Кавказ был непосредственно связан с передовыми странами тогдашнего мира с рабовладельческими государствами… … Всемирная история. Энциклопедия

    Архаическая Греция

    Древняя Греция - История Греции Доисторическая Греция (до XXX в. до н. э.) … Википедия

    История Узбекистана - История Узбекистана … Википедия

    Искусство Древней Греции - «Дельфийский возничий», ок. 475 г. до н. э., Археологический музей, Дельфы. Один из немногих сохранившихся оригиналов античной бронзы … Википедия

    Древнегреческая литература - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Книги

  • Архаическое мышление. Вчера, сегодня, завтра , П. П. Федоров , В результате этнографических исследований в двадцатом веке был поставлен вопрос об особом архаическом мышлении: дикарь не глупее цивилизованного человека, но мыслит по-другому (в первую… Категория: Антропология Издатель: URSS , Производитель: URSS , Купить за 735 грн (только Украина)
  • Ранняя греческая тирания Хрестоматия , Жестоканов С. (сост.) , Составленная доцентом СПбГУ С. М. Жестокановым хрестоматия посвящена одному из наиболее интересных и дискуссионных явлений в истории древней Греции - ранней греческой тирании (VII - 1-я пол.… Категория: