Библейские темы в станковой живописи. Презентация и конспект урока "библейские темы в изобразительном искусстве"

План – конспект урока изобразительного искусства

В 7 классе на тему

« «Библейские темы в изобразительном искусстве.

Ветхий Завет»

Выполнила

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ № 36 г.о. Самара

Демина Ирина Александровна

Самара 2015г.

Тема урока «Библейские темы в изобразительном искусстве. Ветхий Завет»

I. Организация деятельности учащихся

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправится с утра?

Идти за солнцем следом,

Хоть этот путь не ведом.

Идти, мой друг, всегда идти

Дорогою Добра.

Вопрос: Что такое религия? Ответы детей-- форма культуры

  • Россия – многонациональная страна и в ней представлены все мировые религиозные культуры.

Вопрос: Какие мировые религии вы знаете?- ответы детей

Вопрос: Назовите основателей религий мира- ответы детей

Вопрос: Давайте вспомним храмы религий мира ответы детей

Каждая религия имеет свои свящ енные писания - основополагающие тексты какой-либо религии. Священные писания, как правило, ссылаются на своё сверхчеловеческое происхождение или вдохновение божества.

  • Трипи́така (санскр. त्रिपिटक, «Три корзины») - свод буддийских священных текстов,
  • Коран - священная книга мусульман (приверженцев ислама). Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание».
  • Би́блия (греч. «книга, сочинение») - собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет был заимствован христианством из иудаизма, оригинал называется Танах и является священным текстом для иудеев. Ветхий Завет состоит из 39 книг и разделяются в иудаизме на три отдела. Эта часть Библии является обшей Священной Книгой для иудаизма и христианства.
  • Книги Ветхого Завета были написаны в период с XIII по I в. до н. э. на древнееврейском языке, за исключением некоторых частей книг Даниила и Ездры, написанных на арамейском языке.
  • В период с III в. до н. э. по I в. н. э. Ветхий Завет был переведён на древнегреческий язык.
    • Архиологические раскопки подтверждают гибель городов Содома и Гоморры упомянутых в Библии
    • английский археолог Леонард Вулли, открыл в 1923 году город Ур. У подножия древней ступенчатой башни шумеров в г. Уре и сейчас может каждый желающий спуститься вниз по лестнице в узкую шахту и увидеть свидетельства гигантского и катастрофического потопа. Большинство ученых считают, что гигантское наводнение идентично с библейским Всемирным потопом. Следы этого потопа ученые находят и на европейском континенте.

Тема нашего урока Библейские сюжеты в живописи, поэтому мы рассмотрим сегодня более подробно Библию как уникальный памятник культуры. Попробуем дать анализ историческим, философским, нравственным и художественным проблемам, которые она ставит перед людьми

Еврейский мудрец Гилель сказал: «Не делай другому того, что ненавистно тебе самому. ».

Эти слова называют «золотым правилом Гилея», а изложенный в них принцип воспринят многими народами и считается главным правилом человеческой морали.

Вы уже Изучали на уроках литературы Ветхий Завет, на уроках истории вы говорили о Египте. В частности о походах фараонов (посмотрите на слайд).

Вопрос: Откуда вам известны, указанные сведения? А историкам? Ответы (из исторических источников, можно перечислить, вспомнив, вещественные и письменные)

Работа с таблицей: “Факты истории и события в Библии”.

Вопрос: Можно ли назвать Ветхий Завет – историческим источником? Существует огромное количество археологических доказательств, подтверждающих историческую достоверность библейского повествования

Вопрос: Являются ли факты, указанные в Библии реальными? Что же говорит нам археологическая наука о событиях, описанных в Библии?
1. Таковы, например, археологические находки, связанные с именем древнееврейского царя Соломона

Вопрос: Чем отличается Библия от мифологии, в частности древнеегипетской, о которой у вас уже шла речь на уроках? Ответы(Единобожие и многобожие)

Вопрос: Что кроме истории можно почерпнуть в В.З.?

А) это система философских знаний ответ Рассуждения о Смысле жизни человека.

Б) система нравственных, общечеловеческих проблем – десять заповедей.

В чём своеобразие первых четырёх, почему можно выделить две группы? (1-взаимодействие Бог-человек, вера-безверие, 2-взаимоотношение человек-человек).

Вопрос: Следуют ли этим заповедям люди неверующие?

Итак, В.З. затрагивает историю, поднимает философские и нравственные проблемы, НО в какой форме это происходит? Художественный текст! т.к. он насыщен художественными образами.

Пример: Вавилонская башня – чему учит нас история, рассказанная в этой главе? Какой урок должен вынести человек разумный?

Питер Брейгель Старший «Вавилонская башня»

  • Расскажите о строительстве Вавилонской башни.
  • За что Бог покарал людей?
  • Почему понимание языка друг друга так важно для людей?
  • К чему ведёт непонимание языка?

Ной и Ноев ковчег. Поль Гюстав Доре

Ноев ковчег – модель мира. Ной – образ праведника, высоконравственности и ценности семейных отношений!

Всемирный потоп Иван Константинович Айвазовский

Миф о Всемирном потопе есть во многих религиях: в Полинезии, в Древней Греции, в Вавилоне.

Мифы о Потопе – следствие наблюдений, сделанных в разных уголках Земли в связи с большими наводнениями, колебаниями земной коры, вызвавшими разъединение континентов и опускание под воду различных участков суши.

А Рублёв « Святая Троица» Символика деталей картины «Чаша» имела значение «чаши жизни», «чаши мудрости», «чаши бессмертного напитка».

Пример: Слайд презентации “Суд царя Соломона”. Никола Пуссен

Давайте вспомним о чём рассказывает притча?

Таким образом, Ветхий Завет – это уникальный памятник культуры, в котором, в отличие от других памятников, включены исторические, философские, нравственные и художественные проблемы. Он многогранен и всеобъемлющ. Ветхий завет “даёт пищу” для всей мировой культуры: литературы, изобразительного искусства, театра и т.д.

По мнению христиан Книги Ветхого Завета написали Пророки. Считают что это люди, которые имели особый дар – слышать, что говорит им Бог. Такой дар называют пророчеством, а человек, имеющий этот дар от Бога, - пророком.

Задание : нарисовать любой сюжет из Ветхого Завета.


Картина на религиозные темы представляет собой художественный образ, созданный фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин, исторической ситуации, политической системы, от типа и характера самой личности художника, от образа его жизни .

Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»


Все выдающиеся художники умели чувствовать то, что волнует их современников, и, преломляя общественный нерв эпохи через себя, оставляли на полотне сконцентрированный художественный образ своего времени.

Пьетро Перуджино «Крещение Иисуса», 1482 г.


Икона – откровение Божие, высказанное языком линий и красок, данное и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, она символ инобытия в нашем мире.


Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение. Любой, даже не совсем сведущий в живописи человек, не перепутает полотна Леонардо да Винчи и Н. Пуссена.

Леонардо да Винчи «Мадонна»

Никола Пуссен «Святое семейство»


Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона – творение соборное; иконописание не самовыражение, а служение и аскетическое делание. Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций; сопереживание произносимым словам и восприятие иконографи-ческих символов происходят на духовном уровне.

Икона Ангела Хранителя


Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства. Картина принадлежит миру душевному.

Рембрандт Харменс ван Рейн «Снятие с креста»


Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Икона Божией Матери «Троеручница»


Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.

Светлая седмица


Для примера можно сравнить любую написанную по канонам икону Божией Матери и «Марию с младенцем» Рафаэля Санти. В первом случае человек предстоит перед образом Богородицы, которая прославлена выше чинов ангельских, а во втором – созерцает лишь земную миловидную женщину с младенцем.

Рафаэль Санти «Мария с младенцем»

Икона Божией Матери «Благоуханный цвет»


Или можно проследить, как изображают одежды на канонических иконах: вместо мягких и плавных линий складок ткани – жесткие, графичные изломы, которые по-особому контрастируют с мягкой живописью ликов. Но линии складок не хаотичны, они подчинены общему композиционному ритму иконы. В таком подходе к изображению прослеживается идея освящения и человека, и физических предметов, окружающих его.


В иконе отсутствует внешний источник света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Есть прекрасное сравнение иконописи со светописью. Действительно, если внимательно посмотреть на икону древнего письма, то невозможно определить, где находится источник света, не видно, следовательно, и падающих от фигур теней. Икона – светоносна, и моделировка ликов происходит за счет света, изливающегося из самих ликов.

Белыничская икона Божией Матери


Следует обратить внимание на то, как изображаются нимбы на православных иконах и на картинах средневековых живописцев Западной Европы. У католиков нимб представляет собой изображенный в перспективе круглый плоский предмет, как бы висящий над головой. Предмет этот – нечто отделенное от фигуры, приданное ей извне. Православные нимбы описывают вокруг головы круг и представляют собой нечто неразрывно связанное с фигурой. Нимб католический – это венец святости, приданный извне, а нимб православный – венец святости, рожденный изнутри.


Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию. Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах это цвет царского достоинства. Особо необходимо сказать о золоте на иконах. Золото символ Божественного света, и чтобы передать на иконах сияние этого «нетварного» света, требовались не краски, а особый материал. Таким материалом стало золото.

Икона Божией Матери «Знамение»

«Преподобная Богородица от бед страждущих»


Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. На новгородской иконе XV в., изображающей Преображение Господне, можно увидеть и Христа, поднимающегося с учениками на гору, и Господа Преобразившегося, и учеников, «павших на лица свое» (Мф. 17, 6), и их же, спускающихся с горы. А на иконе «Успение Божией Матери» одновременно изображены апостолы, переносимые ангелами к смертному ложу Богородицы, и те же апостолы, уже стоящие вокруг ложа. Это говорит о том, что события Священной истории, происходившие в реальном времени и пространстве, имеют другой образ в пространстве духовном.


Главная задача иконы, в отличие от картины, которая передает чувственную, материальную сторону мира, – показать реальность мира духовного, дать ощущение реального присутствия святого. Картина – веха на пути эстетического становления человека; икона – веха на пути спасения.


Интернет-ресурсы: Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki Русская живопись. – Режим доступа: http://www.artsait.ru

7 класс

Урок – конференция

5. Андрей Рублёв «Троица».

Ход урока:

Организация класса.

Уч. Изо.

УЧ ПК:

Уч. Изо:

УЧ. ПК : Беседа.10 заповедей

Уч. Изо:

Ученик

Уч. Изо : «Тайная Вечеря»

Ученик:

Ученик:

Ученик:

Уч. Изо

Ученик:

Уч. Изо

Учитель ПК: о сюжете, о содержании.

Уч. Изо:

Уч. ПК. (по сюжету).

Ученик (по сюжету)

Уч. Изо

Уч. Изо

Уч. Пк

Ученик:

Уч. Изо:

Ученик:

Уч. Изо

Уч. ПК

Уч. Изо:

Уч. Изо:

Ученик: (о жизни художника).

Ученик:

Уч. ПК

Вопрос детям:

А что такое «канон»?

Уч. Изо

Уч. Пк

Ученик: (о ветхозаветной «Троице»).

Ученик: (о «Троице» Рублёва).

Уч. Изо

Уч. Пк:

Уч. Изо

(ответы уч-ся).

Красный – радость, восторг;

Синий – подавленность;

До свидания!

Предварительный просмотр:

7 класс

Тема: «Библейские сюжеты в изобразительном искусстве».

Урок – конференция

Цель: Дать понятия смысла изображения библейских сюжетов, как особого языка в христианском изобразительном искусстве средних веков. Раскрытие сущности современных и вечных человеческих отношений и ценностей.

Рассматриваемые произведения на экране:

1. Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»

2. Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

3. Рембрандт Ван Рейн «Святое семейство», «Поклонение волхвов», «Отречение апостола Перта», «Жертвоприношение Исаака», «Возвращение блудного сына», «Христос и женщина, взятая в прелюбодеянии».

4. Александр Иванов «Явление Христа народу».

5. Андрей Рублёв «Троица».

Просмотр «Видеодиалога с Богом».

Ход урока:

Организация класса.

Уч. Изо. Ребята, сегодня мы с вами подготовили удивительный материал для обсуждения и познания истинных человеческих ценностей.

Разглядывая полотна художников, вслушиваясь в стихи и музыку, вы не всегда догадываетесь, что с вами говорит Библия, что именно её рассказы, её слово вдохновило кисть живописца и перо поэта. И когда старшие втолковывают вам, как подобает, а как не гоже поступать честному человеку, то самим подчас невдомёк, что их поучение заимствованы у Библии.

УЧ ПК: В течение двух тысячелетий весь мир воспитывается на сказках и преданиях, песнях, притчах.

Библия дошла до нас сквозь толщу веков. Её запрещали, но она уцелела. Понадобилось 18 столетий, чтобы составить Библию. Над ней работали свыше 30 авторов. Было написано 66 книг Библии на разных языках людьми, жившими в разное время.

Из каких частей состоит Библия?

Уч. Изо: Для европейского искусства, для картин, мозаик, фресок, библейские темы давали материал для фантазии, для выражения через сюжеты Библии собственного отношения к миру.

Библейские темы господствовали в искусстве в период Возрождения в 17 – 18 веках. Они не потеряли своей актуальности и в наши дни.

Через библейские сюжеты в изобразительном искусстве можно выразить разные сложные человеческие чувства. Великие художники мира отражали в своих картинах библейские сюжеты, тем самым воспитывая своих современников по законам жизни взятых из заповедей Всевышнего.

УЧ. ПК : Беседа.10 заповедей

Уч. Изо: Одной из самых выдающихся картин эпохи Возрождения является картина «Сикстинская Мадонна», написанная Рафаэлем Санти. (1483 – 1520) г.р.

Ученик : В 1515 – 1519 годах Рафаэль создаёт для церкви Святого Сикста в Пьяченце образ Мадонны с Младенцем, названной «Сикстинская Мадонна».

В центре полотна изображена как бы сходящая с неба Дева Мария, несущая младенца Христа. Ей указывает путь святой папа Сикст, а святая Варвара благоговейно преклоняет перед ней колени.

Внизу два ангелочка, забыв о своих играх, задумчиво глядят вверх. Не сразу обращаешь внимание, что фон картины на самом деле состоит из множества ликов – это сонм небожителей взирает на происходящее. А происходит вот что: Дева Мария сходит на землю, чтобы отдать своего Сына в жертву за людей. В её душе происходит борьба: она понимает, что без этой жертвы мир не может быть спасён, и в то же время не может расстаться со своим любимым сыном. Художник выразил это в движении её рук: правой рукой она прижимает к себе Младенца, не желая с ним расставаться, а левой словно отдаёт миру. В чуть приподнятых бровях Мадонны, в широко раскрытых глазах есть оттенок тревоги и того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба. У младенца выражение лица не по- детски серьёзное. Он тоже знает свою судьбу, знает, кто он и зачем явился в этот мир. Дева Мария на картине Рафаэля является воплощением материнской любви и христианской жертвенности и милосердия. Рафаэль невероятным образом достигает зыбкого равновесия между телесным и духовным. Фигура Девы Марии одновременно и легка и весома: она обладает статичностью иконы и в то же время движется вперёд, к людям.

Совершенство картины – в сочетании её духовных и художественных достоинств. Это сделало её одним из наиболее прославленных шедевров мировой живописи. Хранится она в Дрезденской картинной галерее в Германии.

Уч. Изо : «Тайная Вечеря»

К «Тайной Вечере» обращались многие художники. Леонардо да Винчи – гений человеческого разума. 1452 – 1519 г.р. создал свою фреску по заказу герцога Людовика Моро, который правил Миланом. Фреска изображена в трапезной монастыря Санта Мария дела Грацие.

Леонардо выбрал момент, когда Христос говорит своим ученикам:

Ученик: «Воистину говорю вам – один из вас предаст меня…»

Ученик: «У Леонарда да Винчи все фигуры композиции расположены на одной линии – лицом к зрителю. Христос изображён без ореола, нимба, апостолы без своих атрибутов, которые были характерны для них на старинных картинах. Игрой лиц и движением выражают они своё душевное беспокойство.

«Тайная Вечеря» - одно из величайших творений Леонардо, судьба которого оказалась очень трагична из – за людского варварства. Вся композиция «Тайная Вечеря» пронизана движением, которое породили слова Христа. Это высший накал чувств человеческих отношений. Иисус Христос – центр всей композиции, центр водоворота страстей, которые бушуют вокруг него. Христос у Леонарда идеал человеческой красоты, ничего не выдаёт в нём божества. Его невыразимо нежное лицо дышит глубокой скорбью, он велик и трагичен, но он остаётся человеком.

От центра ИИСУСА Христа движение растекается по фигурам апостолов вширь. Одиннадцать апостолов были написаны с обычных людей, которых Леонардо встречал в Милане и его окрестностях. Прообраз Христа неизвестен. Иуду мастер искал среди преступников, когда же служитель церкви, выразил недовольство по поводу проволочки, уязвлённый Леонардо предложил священнику стать моделью для написании Иуды.

Фреска «Тайная Вечеря» оказала огромное влияние на живописную технику художников последующих поколений.

Ученик: (Рассказать о вандализме над фреской)

Уч. Изо : В истории изобразительного искусства прошлых веков гениальный голландский художник Рембрандт Ван Рейн почти 100 лет, пожалуй, более, чем кто – либо другой, сумел глубоко волнующе, правдиво раскрыть неисчерпаемое богатство внутреннего мира человека. В его создание библейские герои служат ярким олицетворением прекрасных человеческих качеств. Это видно из его полотен «Святое семейство».

Ученик: На протяжении 40 – х годов Рембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства. Одно из лучших решений этой темы – эрмитажная картина «Святое семейство» созданная художником в 1645 году. Евангельская тема рождает у зрителей множество ассоциаций с повседневной народной жизнью, современной Рембрандту. Тишина, покой нарушаются лишь привычными звуками жизни дома. Потрескивают горящие дрова, слышится негромкий однообразный стук плотничьего топора. Комната окутана полумраком из разных источников мягко впивается свет, трепетно скользя по лицу Марии, освещая колыбель, придавая изображённому оттенок одухотворённости. Слегка пошевельнулся во сне ребёнок, и женщина, повинуясь тонкому материнскому инстинкту, отрывается от чтения. Приподнимает полон и озабоченно смотрит на малыша. Она сама чуткость, сама настороженность. По существу, большая человечность и проникновенность картины создаётся лишь одним её взглядом.

Светлая возвышенность запечатлённого мгновения сказывается и в том, что к матери и мальчику неслышно спускаются ангелы.

Уч. Изо : Продолжением темы является картина Рембрандта «Поклонение Волхвов».

Учитель ПК: о сюжете, о содержании.

Вопросы ученикам по картине: Что является главным зрительным центром? В каком колорите написана картина?

Как использует художник световой эффект (силуэт)?

Уч. Изо: Рембрандт посвятил много своих шедевров библейской теме. Мы видим «Отречение апостола Петра». Здесь изображён тот момент, когда …

Уч. ПК. (по сюжету).

Ученик (по сюжету)

Уч. Изо (композиция) «Приношение в жертву Исаака».

Уч. Изо : Мы познакомились с манерой письма Рембрандта с композиционным строем его картин. Для сравнения посмотрите на картину Брейгеля «Шествие на Голгофу». Изображение людской толпы, в которой еле рассматривается главное событие. Фигура сгорбленная под тяжестью креста Спасителя почти теряется среди множества людей.

Но вернёмся к картине Рембрандта «Снятие с креста».

Уч. Пк : о сюжете, когда сняли тело, куда положили.

Ученик: Ночь. Скорбная тишина. Молчаливая толпа людей окружила огромный крест, на котором распят Христос. Они пришли на Голгофу отдать последний долг своему учителю. При холодном свете факелов они снимают с креста его мёртвое тело. Один из мужчин, взобравшись по приставной лестнице, вытаскивает гвозди, с помощью которых Христос распят на перекладине; другие принимают на руки его сползающее вниз тело; женщины готовят ложе для останков, расстилая на земле большую, тяжелую ткань. Всё совершается неторопливо, в почтительном и пе5чальном безмолвии. Различны переживания собравшихся: одни лица выражают горькое отчаяние, другие мужественную скорбь, третьи – благоговейный ужас, но каждый из присутствующих людей глубоко проникнут значительностью событий. Безгранична скорбь старика. Принимающего мёртвого Христа. Он держит Его с заметным усилием, но очень бережно. Осторожно, трогательно прикасаясь щекой к бездыханному телу. Изнемогает от горя Мария. Она не в силах стоять, теряет сознание, падает на руки заботливо обступивших её людей. Мертвенно бледно её измождённое лицо, сомкнуты веки, бессильно поникла ослабевшая кисть протянутой вперёд руки. Картина захватывает глубокой проникновенностью, и жизненной правдой.

Уч. Изо: Не менее правдоподобным дан сюжет большой человеческой трагедии. После долгих скитаний во враждебном, неуютном мире с мольбой о прощении приходит к покинутому отцу блудный сын.

Ученик: (притча о блудном сыне).

Ученик: В картине «Возвращение блудного сына», изображён полный стыда и раскаяния сын. Он стоит на коленях, оборванный, с бритой головой каторжника, в стоптанных сандалиях, демонстрирует зрителю огрубевшие пятки. Впервые за много лет, ощутив тепло человеческой ласки, он прильнул к отцу, спрятал лицо у него на груди, стремясь забыться в отцовских объятиях. Ни удивление, ни восхищение не выражает старик; он давно простил сына и давно ждал этой встречи. Полуслепой, на ощупь, он нежно склонил голову над сыном, опустив на спину свои старческие руки. Во взгляде его опущенных глаз можно прочесть немой укор и горестную смиренность.

Снова Рембрандт воплощает свою мысль о том, что суровые испытания судьбы сближают людей. Выше заблуждений, обид, тщеславия оказываются любовь, доверие, взаимопонимание. Но все же в этой встрече больше горя, чем радости: трагическая ошибка сына оставила слишком глубокий след в жизни того и другого. Сломлен не только сын, но и отец. Достаточно обратить внимание на выражение лица, горестно наклонённ6ую голову, сгорбленную фигуру, поникшие старческие плечи, чтобы это почувствовать.

Уч. Изо : Многие художники 17 века изображали блудного сына во время кутежа или за карточным столом, намекая на тщетность мирских удовольствий. Но никто не сумел так глубоко увидеть и воплотить смысл этой притчи в художественном образе, как Рембрандт в своей картине. Для того, чтобы создать этот шедевр, ему пришлось пройти долгий путь потерь любимых, славы, богатства и признания – и оканчивать свою жизнь в нищете и забвении. Его последняя картина как бы итог мудрых раздумий о мире и о людях.

Уч. ПК : А вот ещё один сюжет по заповеди: «Не прелюбодействуй». «Христос и женщина, взятая в прелюбодеянии». Автор картины Рембрандт.

Уч. Изо: о композиции этой картины…(можно привлечь для беседы детей).

Уч. Изо: На следующем слайде мы видим картину «Явление Христа народу» русского художника Александра Иванова.

Ученик: (о жизни художника).

Ученик: (о картине «Явление Христа народу»).

Уч. ПК : На протяжении веков иконы были единственными предметами живописи на Руси и являются отдельным жанром в изобразительном искусстве. Иконопись появилась в 10 веке, когда Русь приняла от Византии новую религию – Христианство.

Вопрос детям: - В каком году произошло Крещение Руси? А каким богам поклонялись до принятия христианства?

К этому времени в самой Византии иконопись окончательно превратилась в строго узаконенную, признанную канонической системой изображения.

А что такое «канон»?

Поклонение иконе стало неотъемлемой частью христианского вероучения и богослужения. Таким образом Русь получила икону как одну из «оснований» новой религии.

Уч. Изо : Изображая события из жизни Христа, Марии, апостолов, иконописцы находили мотивы, задевающие душу каждого человека, старались выразить своё представление о добре и зле. Иконописец в своей работе не мог сам придумать сюжет, но мог добавить кое – какие детали, изменить цветовые отношения. Самым известными у нас на Руси являются иконописцы: Феофан Грек, Дионисий, Андрей Чёрный, Андрей Рублёв. Рассмотрим знаменитую Рублёвскую «Тройцу», ставшую как бы символом новой Руси.

Уч. Пк : Существует Ветхозаветная «Троица» и «Троица», написанная Андреем Рублёвым. Андрей Рублёв «Троицу» написал по сюжету ветхозаветной «Троицы», где изображаются Авраам, Сарра, слуга, убивающий ягнёнка, дом их, гора, мамврийский дуб.

Ученик: (о ветхозаветной «Троице»).

Ученик: (о «Троице» Рублёва).

Уч. Изо : Несмотря на то, что библейские истории повествуют о давно прошедших днях, художники обращаются к ним, чтобы через известные всем сюжеты отразить современную им действительность.

Уч. Пк: Мы обязаны, должны знать все заповеди Божьи, чтобы жить праведно, быть добрее, с чистыми помыслами в душе и поступали с людьми так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами так же.

А сейчас для раздумья вы посмотрите «Видеодиалог с Богом».

Уч. Изо : Ребята, мы заканчиваем нашу конференцию. Вы были активны, хорошо подготовили свои выступления, большое вам «Спасибо» за это и за урок в целом. И нам хотелось бы узнать, какой вывод каждый для себя сделал, какими нравственными качествами должен обладать человек.

(ответы уч-ся).

А сейчас, уходя с урока, изобразите свой знак, выбрав тот цвет, который соответствует в данный момент вашему настроению (на столе разложены кружочки обозначающие ваше настроение) и прикрепите на доску.

Красный – радость, восторг;

Синий – подавленность;

Зеленый – узнали много нового и интересного.

До свидания!


Библейские темы в изобразительном искусстве.

Райский сад. Ноев ковчег.

Особый язык изображения в христианском искусстве средних веков.

Иконопись.

Одна из самых сложных тем для преподавания, безусловно, является библейская тема. Связано это с тем, что учителя сами мало могут рассказать о Библии и не всегда могут объяснить ученикам, каким образом следует выполнять то или иное задание. В результате изучения этой темы, на уроках изобразительного искусства, ребята должны познакомиться с особым языком изображения "в христианском искусстве Средних веков, с картинами на темы Библии в искусстве Западной Европы и России, с искусством русской иконописи и выполнить практическую работу на библейские темы.

В отличие от учителя мировой художественной культуры, учитель изобразительного искусства не может ограничиться на уроке только интересным показом и рассказом, а должен научить ребенка создавать самостоятельную композицию на предложенную тему. Библейские темы могут быть сложны и скучны для современных детей, так как они плохо понимают сюжет картины. Чтобы не тратить время урока на беседу, некоторые учителя идут по самому простому пути (как им кажется), предлагая детям нарисовать икону, считая, что с таким «простым!> заданием может справиться любой ученик.

Икона не является иллюстрацией Библии, икона - это образ, написанный по канонам (правилам), подчиняться которым иконописец обязан. Иллюстрация - это взгляд художника на события, описанные в Библии, самостоятельный выбор сюжета, композиции, свой взгляд на то, как выглядят персонажи. В иконописи сюжеты ограниченны, композиция и внешний облик персонажей строго регламентированы.Предлагая детям написать икону в качестве иллюстрации Библии, учитель не выполняет программу общеобразовательной школы. Кстати, даже в воскресных школах при храмах и в православных гимназиях на уроках изобразительного искусства дети не пишут лики на иконах, так как для этого у них еще не хватает мастерства. К тому же нельзя забывать о том, что в общеобразовательной школе учатся дети не только из православных, но и из мусульманских, и из неверующих семей, а икона - это молитва, только написанная языком красок. Предложить детям написать икону - то же самое что предложить выучить или сочинить молитву на уроке литературы.

Учитель может заинтересовать детей миром библейских картин и помочь понять язык иконы, рассказав о символическом языке иконописи, познакомив с работой иконописца и предоставив возможность попробовать себя в роли опытного мастера «знаменщика», создающего самостоятельно композицию на заданный сюжет, или в роли начинающего ученика в дружине иконописцев.

Начинающие иконописцы изображали детали иконы: горки, деревья, архитектуру и животных, пользуясь «прописями» (контурный рисунок, выполненный на бумаге в один или два цвета (черный и красно-коричневый). Без помощи учителя справиться с практической работой смогут лишь единицы, и задача учителя сделать так, чтобы каждый ребенок на уроке изобразительного искусства смог почувствовать себя настоящим художником, способным создавать картины на сложные темы. Для иллюстрации Библии проще всего выбирать сюжеты не из Нового, а из Ветхого Завета, а для создания композиции использовать уже хорошо знакомый детям жанр пейзажа. Пейзаж может лечь в основу картин

«Сотворение мира", «Райский сад с древом жизни", «Всемирный потоп" и «Бегство израильтян из Египта через Красное море».

В качестве примера можно показать иллюстрации Библии знаменитого мариниста И.К Айвазовского. Теме «Портрет" была посвящена вся третья четверть шестого класса, а в седьмом классе можно создать целую галерею портретов библейских персонажей. Библии описываются события, происходящие в Древнем Египте (Иосиф Прекрасный, Моисей) и Месопотамии (Вавилонская башня), а значит, дети могут использовать знания, полученные ранее на уроках истории и изобразительного искусства. Таким образом, в одном практическом задании могут быть объединены историческая и библейская темы. Для иллюстрации можно также использовать евангельские притчи, в качестве примера показав разные по характеру иллюстрации «Притчи о блудном сыне» Рембрандта и Босха.Знакомство с библейскими темами необходимо начать с беседы. В том случае, если учитель сам плохо ориентируется в библейских сюжетах, провести ее помогут гравюры Г. Доре, так как в книгах с его иллюстрациями всегда есть краткие пояснения к каждой гравюре.

Не следует перегружать детей новой информацией, поэтому показывать во время беседы надо такие хорошо знакомые сюжеты, как,

Изгнание из рая>, "Всемирный потоп», "Вавилонская башня», «Благовещение», «Рождество», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря, . Иероним Босх. «Блудный сын» «Полдень в Иерусалиме», «Увенчание терновым венцом», «Бичевание», «Иисус под тяжестью Kpeста», « Распятие», «Снятие с креста».

При демонстрации картин на библейские темы западноевропейских и русских художников надо показать разное отношение художников к одному и тому же сюжету. Ребятам проще будет обсуждать картины, если на доске учитель оставит репродукции гравюр Г. Доре. Картины должны быть известными, такими, как "Явление Христа народу» А. Иванова, но и очень эмоциональными, как "Голгофа» Н. Ге; "Благовещение», «Осмеяние» и «Благовещение» Гелия Коржева.

Такие произведения искусства никогда не оставят детей равнодушными Рассказывая о русской иконописи, необходимо объяснить, в чем разница между картиной и иконой, показывая репродукции икон параллельно с репродукциями графики и живописи. В результате беседы каждый ученик должен понять, что картина это предмет эстетического наслаждения, а икона это и предмет эстетического наслаждения, и предмет молитвенного почитания.

Практическая работа на тему «райский сад», «Ноев ковчег». «Вавилонская башня».

Прежде чем приступить к изображению, необходимо обсудить с ребятами то событие, которое выбрано для иллюстрации, а рассказать о Библии помогут такие интересные науки, как библейская история, библейская археология, библейская география, библейская геология.

Практическая работа на тему «Иллюстрации Библии» может быть выполнена с использованием деталей иконописного пейзажа. Учитель «шаг за шагом»на доске объясняет этапы работы. Чтобы дети не повторяли за учителем каждый мазок и выполняли свою индивидуальную композицию, учителю лучше не пользоваться красками для показа, а рисовать на доске только мелом и водой. Вода быстро высыхает, дети успевают понять, как надо рисовать и работать мазками, но в то же время не срисовывают с доски каждый штрих, выполненный учителем. В итоге могут получиться интересные композиции, выполненные начинающими иконописцами.