Досье персонажа. Приступаем к созданию персонажа: придумаем ему биографию

Приступаем к созданию персонажа: придумаем ему биографию

В работе «Литература для народа» (1983) Роберт Пек дает следующий совет: «Быть писателем - занятие непростое. Подойдете к делу спустя рукава, и очень быстро наступит момент, когда придется платить по счетам. Поэтому, перед тем как напечатать вверху девственно чистого листа „Глава I“ (и сидеть потом неделю над этим листком, размышляя, чем заняться дальше), необходимо подготовить каждый персонаж».

Словосочетание «подготовить персонаж» подразумевает создание заднего плана, фона для каждого главного персонажа. Иными словами, главным героям нужна биография. Для большинства писателей, и, вне всякого сомнения, для всех начинающих писателей, создание биографий персонажей является первым обязательным предварительным шагом.

Допустим, вы решили написать детектив о загадочном убийстве. Продуманного сюжета у вас пока нет, есть только идея. Первым делом, раз речь идет о загадочном убийстве, вам нужен убийца. Именно он и станет главным злодеем, главным отрицательным персонажем вашего произведения. Козни злодея дают толчок началу повествования, поэтому, в некотором смысле, злодей является «автором» вашего произведения. То, какие еще персонажи у вас появятся, зависит от планов злодея, которого вы создадите.

Предположим, вам хочется написать про женщину, убившую мужа за то, что он опозорил семью. Он торговал наркотиками, чтобы заработать деньги. Денег у него постоянно нет, потому что он все просаживает на скачках. Он ставит не на тех лошадей. Вы понятия не имеете, кто эта женщина, какая она. Единственное, что вам известно, - она очень умна (если - нет, то стоящей злодейки из нее не получится). Вы знаете, что она планирует преступление со всей тщательностью и коварством. Более того, от ее ума и коварства зависит скорость раскрытия преступления. Поэтому, чем умнее она у вас будет, тем лучше.

Теперь вам нужен главный персонаж, герой, который раскроет преступление. Что делать, если у вас нет подходящих кандидатов на эту роль?

В романах подобного жанра бывают разные типы героев-детективов. Положительный герой или героиня могут быть искушенными профессионалами (Филипп Марло, Сэм Спейд), интеллектуалами (Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро), одаренными дилетантами (Эллери Куин, мисс Марпл) или случайными свидетелями, втянутыми сюжетом в гущу событий (миссис де Винтер в романе Дафны Дю Морье «Ребекка»).

Какой из типов предпочтительней - решать вам. Выбор зависит от вашего воображения, рождающего сюжет. Читатель любит детективы. Кому-то нравится следить за ходом мыслей такого интеллектуала, как Шерлок Холмс, занятого расследованием загадочного преступления. Кому-то нравится трепетать и испытывать ужас вместе с невинной жертвой, попавшей в сети кровавых интриг. Кто-то приходит в восторг от крепкого мужественного следователя, идущего сквозь грязь и слякоть по темным опасным переулкам, проламывая на ходу головы и уворачиваясь от пуль.

Если вы ревностный поклонник того или иного типа романа, садитесь и беритесь за ручку. Пишите такие книги, какие вам самому нравится читать. Правда, есть одно исключение: роман, написанный от лица крепкого мужественного детектива. В таком произведении стиль повествования будет весьма специфическим. Выдержать этот стиль очень сложно, особенно начинающему писателю. В случае неудачи ждите обвинения в подражании. Впрочем, если ваш детективный роман превратится в пародию, будет еще хуже.

Можете выбрать любой тип романа. Однако, вне зависимости от выбора, придется творить в рамках определенной традиции, с правилами и канонами которой вы уже ознакомились, если много читали. Известный автор волен отойти от традиций и нарушить канон, читатели его простят. Начинающий автор лишен подобной привилегии, поэтому ему настоятельно рекомендуется не выходить за рамки традиционного.

Представим, что вы решили написать роман о детективах-профессионалах. Вам нравятся романы Стенли Гарднера, Эда Макбейна, Росса Макдональда, Джона Дикенсона Карра и Роберта Паркера. Тип детектива-профессионала - ваш самый любимый. Но беда в том, что вы не знаете, каким будет ваш детектив-профессионал. Начните с имени. Это поможет нарисовать в воображении внешний облик персонажа.

Избегайте имен, которыми в романах часто награждают детективов. Никаких Рокфордов, Харперов, Арчеров или Марлоу. Вам нужно нечто особенное, свежее. Не надо выходить за грань разумного. Если одарить главный персонаж вычурным именем Стемпски Щазакс, можно отпугнуть читателя. Суть в том, что творить следует в общепринятых рамках. Архитектор может менять размер углов, количество колонн и наклон крыши дома, но внутри этого дома должно быть ровно столько комнат, ванных и туалетов, сколько от него требуют заказчики.

Давайте дадим нашему детективу имя, которое детективам обычно не свойственно, скажем Бойер. Бойер Митчел, ну как? Звучит? Самое обычное имя. Не можете придумать имя сами, возьмите телефонную книгу - там пропасть имен.

Подавляющее большинство детективов всегда среднего возраста, седые, опытные, обладают жестким характером. Пусть Бойер для разнообразия будет молодым и неопытным. Внешне он не должен походить на детектива. Детективы в романах всегда дерзкие, высокие, выделяются суровой мужской красотой. Пусть Бойер будет среднего роста, неуклюжим, сутулым, хрупкого телосложения, интеллигентного вида, с большими темными внимательными глазами. Двигается он медленно. Он верит в то, что встречают по одежке, поэтому опрятен, а еще у него сверкающие белые зубы, приятные манеры, он тих и задумчив. Многие принимают его за ученого. Ему двадцать шесть, и он еще холост.

Откуда появился образ Бойера Митчела? Ниоткуда, его соткал из воздуха автор книги, которую вы читаете. Он выбирал черты, противоположные тем, что обычно присущи детективам в романах, черты, давно уже ставшие стереотипными. С тем же успехом Бойер мог быть старым, толстым и пьющим горькую. Описание персонажей базируется на двух китах - ломке стереотипов и гармоничности.

Гармоничность, по Эгри, это искусство создания ярких персонажей, действующих словно «инструменты в оркестре, рождающие слаженную мелодию». Другими словами, не надо делать всех героев поголовно жадными или амбициозными. Персонажи должны контрастировать друг с другом. Если один персонаж трудолюбив и усидчив, другого сделайте бездельником. Гамлет был нерешительным, ему не хватало силы воли, он был более склонен к размышлениям, чем к действиям. Он бродил мрачный, погруженный в мысли, преисполненный жалости к самому себе. Лаэрт - персонаж, выведенный для контраста Гамлету, исключительно человек действия.

Есть еще один важный момент, о котором стоит упомянуть, когда речь заходит о создании персонажей. Вам, писателю, на довольно долгий срок придется обосноваться в головах своих героев. Серьезно подумайте, хотите ли вы работать с такими персонажами? Они вам интересны? Может быть, вам не хочется работать над молодым, интеллигентным и хрупким Бойером Митчелом, вам нужно, чтобы он обязательно был старым, толстым и пьющим? Поступайте, как хотите, роман пишете вы. Если вы очарованы своими персонажами, если они вам нравятся, то, скорее всего, они понравятся и читателям.

Итак, мы примерно определили физиологическую грань Бойера и слегка затронули его социологическую грань. Образ стал четче, но все еще расплывчат. Он главный герой нашего романа, поэтому мы должны проникнуть в его душу, понять его до мозга костей.

Бойер не похож на типичного детектива, поэтому, для начала, зададимся вопросом, почему вдруг Бойер решил ловить преступников. Может, его мотивация совпала с мотивацией многих молодых людей, выбирающих себе дорогу в жизни, - он захотел пойти по стопам отца? Самое время дать волю воображению. Давайте представим, что его отец был «Большой Джейк» Митчел, человек, с которого Дэшил Хэммет срисовал образ Сэма Спейда. Большой Джейк суровый, жесткий, проницательный, он не остановится ни перед чем ради защиты интересов своего клиента. Не раз и не два ему приходилось сворачивать челюсти, находясь на службе тому, что он называет «высшим правосудием». Бойер считает «Большого Джейка» Митчела задирой, но это не мешает ему одновременно восхищаться отцом. Он верит в правосудие так же искренне, как отец, но он верит и в то, что общественный порядок зиждется на соблюдении законов.

Если мы подберем Бойеру такого отца, значит, нашему герою придется тянуться до уровня Большого Джейка. Люди всегда сравнивают себя с отцами. Старые враги, чья ненависть все еще горяча, превращают жизнь сыновей в кошмар. Большой Джейк даже после смерти останется крестом, который Бойер будет тащить на себе всю жизнь. Создавая биографию персонажа, ищите детали, которые могут оказать влияние на его поступки и эмоции в романе. У многомерных персонажей, как и у настоящих людей, есть прошлое. Это прошлое всегда с ними.

И все же пока у нас только грубый набросок Бойера Митчела. Нам надо вдохнуть в него жизнь. Как? Напишем его биографию либо от первого, либо от третьего лица. Биография, приведенная ниже, содержит наброски еще нераскрытых отношений, намеки на некоторые события, о которых не повествуется в деталях, и т. д. Биография отнюдь не требует обстоятельного и всестороннего описания персонажа. Это просто краткий рассказ о его жизни, который может помочь писателю лучше понять своего главного героя. Писатель создает биографию персонажа только для себя и ни для кого больше. Перед вами биография Бойера, написанная от первого лица.

«Меня зовут Бойер Беннингтон Митчел. Я родился первого января. Мне двадцать шесть. Я не просто молод, я к тому же молодо выгляжу. С такой внешностью в моей профессии добиться уважения сложно, но я научился с этим справляться.

Для меня самое важное - довести дело до конца. Как говорил отец: если берешь деньги - отработай каждый цент.

Мой отец - „Большой Джейк“ Митчел. Это еще одна моя беда. Непросто дотянуться до уровня человека-легенды.

Бойером Беннингтоном меня назвала мать. Она родилась в семье, принадлежащей к высшему обществу, она из рода Беннингтонов, что в Вермонте. Это очень древний род в Новой Англии. Так получилось, что в 1955 году ее дядю убили здесь, в Сан-Франциско, а преступника полиция так и не нашла.

Пошли к Большому Джейку. Через сутки он поймал убийцу, а еще через сутки женился на матери. Она просто потеряла голову. И неудивительно: отец умел обращаться с женщинами. Они все без ума от мачо. Мама, по крайней мере. Правда, в браке родители были счастливы как заключенные в карцере.

Причина всех бед крылась в том, что отец настаивал - надо жить на то, что он зарабатывает, хотя у матери денег было столько, что хватило бы купить все Монако. Большой Джейк зарабатывал неплохо. Но что такое „неплохо“, когда ты привык разъезжать на „роллс-ройсах“, а зиму проводить на Багамах? Что у меня было за детство! Мать хотела, чтобы я играл на скрипке. И это при полном отсутствии слуха и чувства ритма. У меня сменилось девять учителей. Мать винила их в моих неудачах. Но я никогда не собирался становиться музыкантом. Когда мне было около пятнадцати, меня наконец освободили от уроков музыки. Теперь мать хотела сделать из меня банкира. Я даже слышать об этом не желал. Нет, господа, с самого детства я хотел стать частным сыщиком. И даже в детстве я был упрям как осел. Если мне чего-то хотелось, я всегда пытался добиться желаемого, чего бы это ни стоило.

Мать сказала, у меня ничего не получится - я совсем не похож на отца. Она сражалась со мной с отчаянием буров, боровшихся против англичан. Но, верьте или нет, чтобы стать хорошим частным сыщиком, необязательно быть таким, как Большой Джейк Митчел. Его стиль - не мой стиль. Если бы я вел себя, как он, меня разорвали бы на куски в первые полгода.

Я считаю, что хороший частный сыщик должен в первую очередь иметь отличную подготовку в области научной криминалистики, а не литые мускулы и здоровенные кулаки. В колледже я набрал побольше курсов по химии, физике, математике, юриспруденции, криминалистике, программированию. С уверенностью могу заявить: я дока в расследовании преступлений. Когда в 1982 году убили Большого Джейка, я заканчивал аспирантуру. В жизни все пошло кувырком, я как раз собирался жениться, только что мне сделали операцию, я хотел купить домик и даже присмотрел кое-какие варианты. Все пришлось бросить. Я взял дело отца в свои руки…»

Теперь у нас есть представление о том, как начиналась жизнь Бойера. Для таких важных персонажей, как Бойер, подобный биографический набросок должен занимать от десяти до пятидесяти страниц. В нем вы излагаете события жизни героя с момента его появления на свет до начала действия вашего романа.

Итак, почему мы отразили в биографии именно эти конкретные события в жизни Бойера? Как уже было сказано, нам нужны элементы, которые окажут влияние на поведение и чувства персонажа в романе. Бойер молод и потому застенчив. Некоторые другие персонажи из-за особенностей его внешности не воспринимают его всерьез. Значит, Бойер обязательно столкнется с дополнительными сложностями. Всегда ищите и создавайте своим героям препоны. Пренебрежительное отношение некоторых персонажей к Бойеру будет ему мешать дотянуться до уровня отца. Мать Бойера, которая еще жива, будет уговаривать его сменить профессию - вот вам еще одна препона. Но он стиснув зубы будет рваться к цели. В качестве компенсации внешних данных, не соответствующих, согласно стереотипу, выбранной профессии, мы наградим его кое-чем другим: умом и трудолюбием. Смерть отца не только вынудила нашего героя взяться за дело, когда он еще не был полностью готов к работе. Гибель Большого Джейка заставила Бойера внести изменения в планы на личную жизнь, отказаться от свадьбы. Вот вам и еще одна препона.

Мы вполне могли создать абсолютно другую биографию. В таком случае в корне изменился бы и характер Бойера Беннингтона Митчела. Можно сделать отцом Бойера коррумпированного полицейского. Тогда нашему герою придется отстаивать свое честное имя. Мы могли бы решить, что в раскрытии преступлений ему помогает не научный подход, а интуиция. Мы могли бы написать, что у Бойера старая, бедная, больная мать и ему приходится оплачивать ее счета. То, каким предстанет персонаж перед читателем, целиком зависит от автора. Тасуйте в вашем воображении варианты, их бесконечное множество. Ваша главная задача - создать яркий правдоподобный многомерный персонаж, который блестяще сыграет отведенную ему в романе роль.

Если вы тщательно поработаете над биографией ваших героев, то еще до начала романа будете знать их так же хорошо, как своих братьев, сестер или лучших друзей. Невозможно составить список всего, что необходимо включить в биографию персонажа. Это решать вам. В биографический набросок обязательно должны войти те события, которые повлияют на чувства и поведение вашего персонажа в романе. Расскажите обо всем, что сформировало его привычки, убеждения, взгляды, наклонности, привязанности, суеверия, - короче, все то, от чего зависит поведение человека, принятие им решений в той или иной ситуации. Вы должны четко представлять себе политические и религиозные взгляды своего персонажа, что он думает о дружбе, семье. Вы должны знать, о чем он мечтает, чем интересуется, чем увлекается, что он проходил в школе, какие предметы он любил, а какие ненавидел. У него есть предрассудки? Какие? Что он будет скрывать, придя на прием к психоаналитику? Что он будет скрывать от самого себя? Если персонаж будет по-настоящему вам близок, вы сможете ответить на любой вопрос о нем.

Может случиться так, что вы написали биографию своего персонажа, но некоторые вопросы тем не менее остаются без ответа. Допустим, ваш персонаж нашел кошелек, а там - 10 000 долларов. Что он с ним сделает? Отнесет в полицию или оставит себе? Или, скажем, ваш герой узнает, что он смертельно болен. Как он поступит? Совершит самоубийство? Представим, что у него в квартире пожар и он может спасти из огня только одну вещь. Что это будет за вещь? Не можете дать ответа на эти вопросы? Значит, требуется дальнейшее изучение персонажа. Сделать это надо до того, как вы начнете роман.

Из книги Структура художественного текста автора Лотман Юрий Михайлович

Понятие персонажа Таким образом, в основе построения текста лежит семантическая структура и действие, представляющее всегда попытку преодоления ее. Поэтому всегда даны два типа функций: классификационные (пассивные) и функции действователя (активные). Если мы вообразим

Из книги IV [Сборник научных трудов] автора Филология Коллектив авторов --

Н. В. Виноградова. Имя литературного персонажа: материалы к библиографии г. Тверь Проблема имени литературного персонажа одна из самых популярных в современном литературоведении, хотя начало активному изучению литературной антропонимики было положено сравнительно

Из книги Сталин и писатели Книга первая автора Сарнов Бенедикт Михайлович

Сюжет четвертый «ПРИВЕЗИТЕ БИОГРАФИЮ КОБЫ…» Наполеону, когда он решил стать императором, понадобилась легитимация его восшествия на императорский трон. Такой легитимацией, согласно древней традиции, должно было стать участие в церемонии коронования Римского Папы.В

Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич

§ 4. Сознание и самосознание персонажа. Психологизм Персонаж, о котором в предыдущих двух параграфах говорилось как о целостности, обладает определенной структурой, в которой различимы внутреннее и внешнее. Его изображение слагается из ряда компонентов, выявляющих

Из книги Как написать гениальный роман автора Фрей Джеймс Н

Сокровенная сущность персонажа: доминирующая страсть и способ ее выявления Доминирующая страсть является главной силой, управляющей поступками персонажа, его основной мотивацией. Эта страсть - совокупность чувств и желаний, бушующих в сердце персонажа. У Бойера

Из книги Повести о прозе. Размышления и разборы автора Шкловский Виктор Борисович

Из книги Словарик юного графомана, или Turkey City Lexicon автора Стерлинг Брюс

Часть шестая Персонажи. Точка зрения персонажа Придурок в шляпе Персонаж, обладающий одной - единственной бросающейся в глаза чертой - или он носит странную шляпу, или он хромой, или шепелявый, с попугаем на плече, и

Из книги История русской литературы XVIII века автора Лебедева О. Б.

Поэтика комедии «Мот, любовью исправленный»: амплуа говорящего персонажа Остроту литературной интуиции Лукина (намного превышающую его скромные творческие возможности) подчеркивает то обстоятельство, что в качестве источника для своих «преложений» он в большинстве

Из книги Волшебно-сказочные корни научной фантастики автора Неёлов Евгений Михайлович

Элементы волшебно-сказочной поэтики в структуре научно-фантастического персонажа Фантастика волшебной сказки конкретизируется в изображении сказочного мира и человека, живущего в этом чудесном мире. По словам М. Люти, «внешний мир как понятие, противоположное дому,

Из книги Руководство по созданию атеистов автора Богосян Пётр

Богосян Пётр - Руководство по созданию атеистов Мнения о книге других авторов. "Методы дружеского убеждения Петра Богосяна мне не даются, и, возможно, я был бы более эффективен, если бы их освоил. Они, несомненно, очень убедительны и очень нужны." - Ричард Докинз, автор

Из книги И время и место [Историко-филологический сборник к шестидесятилетию Александра Львовича Осповата] автора Коллектив авторов

Из книги Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 2 автора Коллектив авторов

Читательская лаборатория Как научиться понимать характер персонажа по его речи Речь героя является важнейшим средством создания его характера. Анализ речи литературного персонажа (его речевая характеристика) помогает составить достаточно полное представление о его

Из книги Художественная культура русского зарубежья, 1917–1939 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

1. Что является ценностями для персонажа? Деньги, дружба, власть, вера, что-то ещё? Насколько они важны для него?

2. Что для персонажа внешне красиво, а что уродливо? "Внешне" подразумевает все пять чувств, какая-то музыка может быть для него красивой, а какой-то запах - омерзительным. Красивым может быть и некий стиль вообще - например, некоторые без ума от готики.
А) Есть ли у персонажа идеал красоты, кто-то или что-то, что представляется ему совершенством, абсолютно прекрасным?
Б) Есть ли что-то, что вызывает у него омерзение?
В) Насколько для персонажа важна красота?

3. Есть ли у персонажа строгие моральные принципы?
А) Насколько они строги?
Б) Может ли он поступиться ими? Если да, то при каких обстоятельствах?
В) Есть ли для персонажа понятие табу, Греха, то есть нельзя просто потому, что нельзя?

ТЕСТ 1: Как персонаж ответил бы на вопрос "Чего ты не сделал бы ни за что?"
ТЕСТ 2: Как персонаж относится к выражению "Если нельзя, но очень хочется, то можно"?

4. Честен ли персонаж?
А) При каких обстоятельствах персонаж способен солгать? Легко ли это для него, или он будет честен до последнего?
Б) Как персонаж относится ко лжи?

5. Исповедует ли персонаж какую - либо религию/философию?
А) Почему он исповедует именно эту религию/философию?
Б) Исповедовал ли он ранее какую-либо другую религию/философию? Если да, то почему он поменял её?
В) Насколько серьёзно он относится к своей религии/философии?

6. Чего персонаж хочет от жизни - славы, достатка, любви? Как он хочет жить - тихо и сыто, странствуя в поисках приключений, роскошно и богато, один в глуши?
7. Есть ли что-то, ради чего живёт персонаж?
А) Считает ли он, что у него в жизни есть некая цель, которой он должен добиться или миссия, которую он должен выполнять?
Б) В чём смысл его жизни, что-то, без чего он не мыслит себя? В свободных странствиях, общении с друзьями, сражениях?
В) Есть ли у персонажа сокровенная мечта, самое главное желание?
ТЕСТ: Как сам персонаж ответил бы на вопрос "Для чего ты живёшь"?
8. Как персонаж относится к смерти?
А) Что такое, по мнению персонажа, смерть? Совпадает ли "официальное" мнение религии/философии, которую он исповедует с его собственным представлением?
Б) Боится ли он умереть?
В) Какие чувства у него вызывает вид мёртвого тела?
9. Легко ли испугать персонажа? Чего он боится? Есть ли у него иррациональные страхи, фобии, ночные кошмары?

10. При каких обстоятельствах персонаж побежит, спасая свою жизнь?

11. Романтичен ли персонаж или скорее циничен?

А) Склонен ли персонаж приукрашивать обстановку, "смотреть на мир через розовые очки"?
Б) Если нет, то склонен ли персонаж "срывать розовые очки" с других, деромантизировать обстановку?

12. Оптимистичен ли персонаж, реалистичен или пессимистичен?
А) Склонен ли он к нытью?
Б) Склонен ли он подбадривать окружающих?

ТЕСТ 1: Быстро! Стакан для персонажа наполовину полный, или наполовину пустой? Коньяк пахнет клопами, или клопы коньяком? У него зарплата меньше, или у соседа больше?
ТЕСТ 2: Партия находится в пещере, заваленной камнями. Завал серьёзный, собственными силами справиться вряд ли реально. Они не знают, известно ли кому-нибудь о том, где они и что с ними. Их с равной вероятностью могут спасти через час или никогда. Как будет себя вести персонаж в такой ситуации?


ОТНОШЕНИЕ ПЕРСОНАЖА К ОКРУЖАЮЩИМ

1. Важно ли для персонажа мнение окружающих о нём?
А) Склонен ли персонаж к показухе, "игре на публику"?
Б) Стремится ли персонаж нравиться окружающим?
В) Что бы он хотел, чтобы о нём думали? Кем он хочет выглядеть в глазах окружающих?
2. Общителен ли персонаж?
А) Легко ли для него сходиться с новыми знакомыми?
Б) Любит ли он находиться в компании, или предпочитает уединение?

ТЕСТ 1: Нравятся ли вашему персонажу вечеринки?
ТЕСТ 2: Как персонаж отнёсся бы к перспективе провести два дня дома в полном одиночестве?

3. Терпим ли персонаж к окружающим?
А) Может ли он терпеть, когда другие ведут себя, по его мнению, неправильно?
Б) Склонен ли он к морализаторству?

4. Делит ли персонаж людей на "своих" и "чужих"?
А) Насколько строго для персонажа проведена граница между "мы" и "они"?
Б) Как различается его поведение со "своими" и "чужими"?
В) При каких обстоятельствах "чужой" станет для персонажа "своим"? Легко ли это?
Г) Как персонаж относится к чужакам и незнакомцам?
Д) Есть ли для персонажа такое понятие, как "враги"?

5. Склонен ли персонаж к какому-либо виду шовинизма?
А) Как влияет на отношение персонажа к другому персонажу:
a. Пол?
b. Возраст?
c. Раса?
d. Внешность?
e. Одежда?
f. Социальный статус?
Б) Есть ли у персонажа какое-либо особенное отношение к представителям своей расы?
В) Как персонаж относится к представителям негуманоидных (гринскины, марсиане, кентавры, etc.) рас?
Г) Как персонаж относится к проявлениям чужого шовинизма?

ТЕСТ: Трактир. За соседнем с персонажем столиком сидит подвыпившая компания и травит анекдоты о его расе ("Вы знаете, сколько хоббитов нужно, чтобы поменять лампочку?..."). Его реакция?

6. Склонен ли персонаж прощать, или он скорее злопамятен? Есть ли вещи, которых он не прощает?
7. Мстителен ли персонаж?
А) За что персонаж склонен мстить?
Б) Насколько важна для него месть?
В) Если персонаж будет мстить, то по принципу "око за око" или по принципу "воздастся сторицей"?
Г) Как далеко может зайти персонаж в своей мести?
Д) На что он готов пойти ради выполнения мести?
Е) Если окажется, что месть требует слишком много времени, сил и средств, махнёт ли персонаж рукой или будет идти до конца?

8. Склонен ли персонаж к самопожертвованию?
А) При каких обстоятельствах он может рискнуть здоровьем или жизнью?
Б) При каких обстоятельствах он пойдёт на НЕМИНУЕМУЮ смерть?
В) При каких обстоятельствах персонаж готов пожертвовать...
1) Душой?
2) Разумом?
3) Свободой?
4) Благосостоянием?
5) Главной силой (Для мага это - возможность колдовать, для священника - божье благословление, для хакера-киберпанка - нейрошунт)?
6) Близкими?

Г) Есть ли что-то, чем персонаж не пожертвует ни при каких обстоятельствах?
ТЕСТ: Сравните две ситуации.
Первая: Бой. Персонаж видит, что в его товарища целятся из арбалета. Он может успеть прикрыть его своим телом, но ни на что другое времени нет.
Вторая: Товарища персонажа собираются вешать. Шансов освободить нет, но есть возможность поменяться с ним местами. Есть время всё обдумать.
Будет ли поведение персонажа разным в этих ситуациях?

9. Насколько свободолюбив персонаж?
А)Склонен ли он подчиняться, или напротив, тот факт, что ему приказывают вызывает у него желание сделать наоборот? Если скорее второе, то есть ли кто-то, кому он всё же готов подчиняться ("Кроме Господа я не знал царей...")?
Б) Как он относится к старшим по званию и представителям власти?
В) Как он относится к власти закона над собой?
Г) Склонен ли он пунктуально исполнять данные ему указания, или скорее сначала сделает, а потом будет разбираться?
Д) Может ли персонаж смириться с рабством?
Е) Может ли персонаж потерпеть рабство некоторое время?
Ж) Смог бы персонаж прислуживать (Например, за столом)?
З) Легко ли персонаж подчинился бы силе, или стоял бы до последнего?
И) Есть ли что-то, что заставило бы персонажа унижаться?
К) Есть ли для него понятия "Долга Службы", "Долга Чести", etc.?
Л) Есть ли для персонажа разница между подчинением тому, кто имеет над ним власть по закону и подчинением тому, кто просто сильнее?
10. Насколько властен персонаж?
А) Нравится ли персонажу приказывать другим?
Б) Как он относится к младшим по званию?
В) Как персонаж ведёт себя с подчинёнными?
Г) Мог бы персонаж стать рабовладельцем?
Д) Мог бы персонаж стать начальником?
Е) Как персонаж относится к людям с рабской психологией, готовым подчиняться?
Ж) Как он относится к непокорным, не признающим власти над собой?
11. Жесток ли персонаж?
А) Как он относится к чужим смерти и страданиям? Ужасны они для него, смотрит ли он на них хладнокровно, или радуется им?
Б) Может ли он убить? Если да, то при каких обстоятельствах? Что он при этом будет чувствовать? Станет ли это для него потрясением, удовольствием, или он отнесётся к этому с безразличием?
В) Убивал ли он раньше? Если да, то при каких обстоятельствах? Как это отразилось на нём?
Г) Способен ли персонаж пытать? Насколько жестоко? Если да, то что он при этом будет ощущать?
Д) В бою, старается ли персонаж только защищаться, обезоруживать, обездвиживать, калечить или убивать противников?

ТЕСТ 1: На персонажа бежит незнакомый ему человек, вооруженный мечом. В руках персонажа - заряженный пистолет. Он с гарантией может попасть в любую точку тела бегущего, выстрелить в воздух или убежать. Его действия? А в ситуации, когда возможности убежать нет?
ТЕСТ 2: На глазах персонажа знакомый персонажу человек (например, член его команды) собирается добить поверженного противника, не способного сопротивляться. Его реакция?
ТЕСТ 3: Знакомый персонажа собирается пытать пленника. Реакция персонажа? Попытается ли он остановить его, отвернётся, поучаствует, будет наблюдать или останется безразличен?
ТЕСТ 4: Знакомый персонажа таки применил пытки. Изменит ли это отношение вашего персонажа к нему? Каким образом?


ОТНОШЕНИЕ ПЕРСОНАЖА К СЕБЕ

1. Как персонаж относится к себе?
А) Относится ли он к себе патетично или с долей самоиронии?
Б) Насколько он любит себя?
В) Бывает ли так, что персонаж ненавидит или презирает себя?
Г) Как персонаж относится к оскорблениям в свой адрес?
Д) Как персонаж относится к смеху над собой?
Е) Склонен ли персонаж жалеть себя?

ТЕСТ: В разговоре с друзьями персонаж случайно допускает смешную и глупую оговорку. Друзья радостно смеются. Его реакция? Обидится ли он, разозлится, посмеётся вместе с ними? Как изменится его реакция, если те, с кем он говорит - не друзья, а малознакомые люди?
2. Насколько персонаж доволен собой? Есть ли в его характере что-либо, что он хотел бы изменить?
3. Насколько персонаж уверен в себе? Верит ли он, что у него всё получится?

ТЕСТ: Персонаж стоит на краю широкого и широкого ущелья, через которое перекинут призрачный мост. Он знает, что "Мост выдержит только того, кто верит в себя". Его действия?
4. Легко ли на него повлиять, убедить в чём-либо? Как он реагирует на попытки оказать на него влияние?
ТЕСТ: Проповедник на улице останавливает персонажа и начинает излагать ему свою веру, убеждая вступить в неё. Его реакция?
5. Насколько персонаж контролирует себя?
А) Легко ли спровоцировать персонаж на некое действие?
Б) Легко ли привести его в состояние аффекта?
В) Легко ли персонажу, находясь в состоянии аффекта, взять себя в руки?
Г) Есть ли у персонажа "любимая мозоль", что-либо, от чего он легко теряет самообладание?
Д) Бывает ли так, что в состоянии аффекта он совершает действия, о которых потом жалеет?
Е) Существует ли что-то, являющееся для персонажа тяжелопреодолимым искушением?
6. Как персонаж развлекается и снимает стресс?
А) Есть ли у персонажа хобби, увлечения?
Б) Что ему нравится делать?
В) Чем он не любит заниматься?
Г) Есть ли у него вредные (или безвредные) привычки? Насколько он от них зависит?
Д) Что для персонажа важнее - "Я должен" или "Я хочу"?
Е) Может ли он удовлетворять свои желания в ущерб обязанностям?
Ж) Может ли он подавлять желания ради обязанностей?

Когда я приступила к написанию своей первой работы, вопроса, как создать персонажа для книги, у меня не возникло. Я не не искала подсказок и советов в интернете, не читала книг, посвященных писательскому ремеслу, а наивно полагалась только на свои силы.

В этой статье я поделюсь с вами тем, чего не стоит делать, чтобы сэкономить себе время и нервы, а также советами, которые сработали лично для меня.

Сколько персонажей должно быть в книге?

Ответ очевиден: ровно столько, сколько вы способны раскрыть.

Если вы уверены, что каждый из героев сыграет важную роль в общем сюжете, не затеряется в толпе персонажей, то их может быть хоть сто. Однако не торопитесь брать читателя количеством героев.

3 причины почему не стоит вводить много персонажей

Когда приступаешь к написанию книги - особенно в жанре фэнтези или фантастика - есть жгучее желание населить свою историю множеством харизматичных и уникальных персонажей. Тем более, что позитивный пример есть: существуют целые серии книг, где автору удалось управиться с большим количеством героев. Но вот 3 причины, почему я не советую это делать:

  1. Огромная трата сил

    Вы распыляетесь. Вместо того, чтобы за то же количество времени создать 3-4 интересных и проработанных персонажей, вы придумываете 20 и мечетесь между ними.

    Тут необходимо задать себе вопрос:

    Готовы ли вы потратить огромную часть сил на то, чтобы раскрыть n-кол-во героев, вместо того, чтобы написать еще одну книгу или более детально проработать сюжет?

  2. Огромная трата времени

    Создание персонажей дело непростое. И то время, которое вы посвятили раскрытию героев, можно было направить на решение других, не менее важных задач.

    Готовы ли вы к тому, что в конечном итоге можете оказаться недовольны результатом, а потраченного времени уже не вернуть?

  3. Читатель не запомнил/запутался/забыл

    На своем опыте скажу, что примерно 80% читателей, которые отписывались под первыми главами моей книги, говорили, что им трудно запоминать большое количество героев.

    Готовы ли вы к тому, что какая-то часть читателей не захочет разбираться во множестве героев и отсеется в самом начале?

Если хоть на один из трех вопросов вы ответил «нет» - стоит оставить эту задумку хотя бы до тех пор, пока вы не набьете руку.

А сколько персонажей нужно?

Считается, что три основных героя - вполне достаточно. Читатель точно не забудет кто есть кто и не заскучает. Такое количество персонажей на руку и самому автору - больше возможностей, времени и сил, чтобы развить судьбы героев на страницах книги.

Основной, второстепенный, эпизодический: в чем отличие? Зачем нужны неключевые персонажи?

Когда вы разобрались с тем, сколько персонажей планируете, пришло время разделить их три группы:

Главный Второстепенный Эпизодический
Кто такой? Персонаж, о котором повествует история. Главных героев может быть несколько Персонаж не является в данной истории ключевым, но влияет на сюжет или/и гг. Его жизнь и отношения описываются, но не так подробно Персонаж, промелькнувший на фоне главного героя, вступивший с ним в не длительное взаимодействие. Часто такие герои не имеют имени
Как часто появляется? Ключевым персонажам отведена большая часть книги Занимают примерно 20-30% книжного времени Обычно один-два раза
Пример. Книга «Звонок» Кодзи Судзуки Главных героев двое: Асакава и Рюдзи - именно они находят проклятую видеокассету и расследуют убийства. Второстепенным персонажем можно назвать Маи Такано. Про нее не так много известно, но она связана и с Рюдзи, и Асакавой, а также играет во второй части книги значимую роль в сюжете, не являясь при этом главным персонажем Старичок-администратор, который находит на вилле Б-4 проклятую видеокассету, а затем отдает ее главному герою

Роль второстепенных героев

Если с главным героем все более-менее понятно, предлагаю чуть подробнее рассмотреть задачи героев второго плана.

Задача №1 - Раскрытие главного героя

Взаимоотношения между людьми и в реальной жизни помогают узнать о человеке много нового, что уж говорить про книги, где автор специально расставляет акценты так, чтобы представить главного персонажа максимально живым и разносторонним. Роль второстепенных героев обычно отводится друзьям и коллегам, чуть реже родителям и знакомым.

Задача №2 - Раскрытие прошлого и настоящего

С помощью второстепенного героя можно приоткрыть завесу прошлого. Рассказать о том, чего не знал даже главный герой.

Пример №1 (далекое прошлое): Мардж из книги «Кошмар на улице Вязов». Именно с помощью Мардж и читатель, и главная героиня узнает о том, что много лет назад Крюгера затолкали в бойлерную и подожгли.

Пример №2 (недавнее прошлое): В той же самой книге Род стал свидетелем убийства, которое совершил Крюгер. Это преступление повесили на Рода, который позже рассказал главной героине, что в момент убийства в комнате был кто-то еще. Кто-то невидимый, кто убил их общую подругу. И тогда главная героиня начинает свое расследование.

Также второстепенный персонаж может рассказать и читателю, и главному герою о том, что происходит в настоящем — в данную конкретную минуту.

Пример: Фильм «Заложница» 2007 года. По сюжету дочь главного героя похищают. В то время, как на них с подругой нападают, дочь(второстепенный персонаж) говорит с отцом по телефону. Так и зритель, и главный герой, не находясь поблизости и не видя происходящее своими глазами, узнают о похищении молодых девушек, которое происходит в реальном времени.

Задача №3 - Влияние на сюжет

Этот пункт несколько похож на предыдущий. Но здесь роль второстепенного героя заключается не в прояснении ситуации, а в какой-то степени судьбоносном влиянии на сюжет.

Пример: Стивен Кинг «Сияние». Холлоранн, как и Дэнни (главный герой) обладает даром, который в книге зовется сиянием. Именно Холлоранн предупреждает Дэнни об отеле и говорит, чтобы тот, в случае чего, звал его изо всех сил с помощью своего дара. Этот разговор в итоге сыграл огромную роль в конце книги. Дэнни, после того, как отец пытался их убить, зовет на помощь Холлоранна, и тот спасает их с матерью.

Задача №4 - Быть просто людьми

Иногда роль второстепенного персонажа заключается в том, чтобы просто быть человеком. Иногда смешным - для комической отдушины, порой стереотипным, чтобы высмеять глубоко засевшие убеждения. Можно нередко встретить и в книгах, и в фильмах стереотипных русских или американцев, которые не являются ключевыми персонажами, но делают историю более объемной и занимательной.

Для чего нужны эпизодические герои?

Задачи второстепенных и эпизодических персонажей могут перекликаться между собой. Эпизодический герой тоже может помочь в:

  • раскрытии героя

    Пример: если ключевой персонаж едет в такси и болтовня водителя его чересчур раздражает, читатель как минимум сделает вывод о темпераменте главного героя. Как максимум - если вы правильно расставите акценты - даст понимание, что герой-то садист: всю поездку он представлял, как в прямом смысле зашивает болтливому водителю рот.

  • создании фона и атмосферы

    Если герой заходит в бар, его должны окружать люди. Как минимум бармен, как максимум - толпа довольных и не очень жизнью людей. Эпизодические герои помогут в описания места действия. В баре может быть шумно, душно от скопления народа. Такой прием с эпизодическими (фоновыми) персонажами поможет сделать сцену объемнее.

  • продвижении сюжета

    Нередко и эпизодические персонажи подталкивают главного героя к тому, с чем ему придется иметь дело на протяжении всей истории.

    Пример: Кодзи Судзуки «Звонок». Главный герой Асакава едет в такси и узнает от водителя о странной смерти на дороге. Сам автор подмечает: «Если бы в тот день Асакава все-таки решил поехать домой на метро, ему бы в голову не пришло искать связь между двумя разными происшествиями. Однако, как ни посмотри, завязка романов — это всегда стечение обстоятельств».

Как создать главного героя для книги?

Обсудили второстепенных и эпизодических персонажей, теперь предлагаю разобраться с ключевыми героями. Итак, как создать героя для книги?


Внешность: нужно ли ее описывать?

Отвечая на вопрос выше, скажу: описывать внешность героя или нет - решать только автору. Не берусь утверждать, что без этого никак, но в большинстве книг авторы действительно описывают внешность персонажей. Хотя бы в общих чертах.

Своих героев я не очень люблю описывать по части внешности: если удается гармонично вписать черты персонажа в историю - отлично. Специально, потому что «нужно же рассказать, как выглядит герой», этого не делаю.

Поделюсь некоторыми секретами, которые использую лично я, когда описываю внешность героя:

  • Сравнение персонажей между собой.

    Например: главный герой сидит перед телевизором и смотрит какую-нибудь передачу. На экране он замечает ведущего, который в большей или меньшей степени на него похож. ГГ начинает сравнивать себя с персонажем на экране. Возможно даже представлять себя не его месте и думать о том, что если прической и слегка вздернутым носом, они похожи, то фигура у главного героя лучше - костюм сидел бы на нем как надо, и волосы бы блестели под софитами намного ярче и без каких-либо укладочных средств.

  • Взаимодействие с природой и окружающим миром. Задача: сплести вместе действие и описание внешности.

    Например: Кайс обернулся и, убрав упавшие на лицо пряди, посмотрел на Грэга в ожидании ответа. Тот, увидев движение юноши, усмехнулся и непроизвольно провел ладонью по коротким волосам, которые не смог тронуть ветер.

    Например: Габи бьет кулаком по столу, слезы текут вместе с краской по круглой веснушчатой физиономии к морщинкам около рта.

  • Через других героев. Это могут быть и диалоги, и мысли. Нередко выходит так, что в чужих глазах мы выглядим не так, как нам кажется. Обычно другие люди сразу выделяют для себя основные, самые яркие черты нашей внешности - вот это и можно взять за основу описания персонажа.

Со следующими приемами описания внешности советую быть осторожней. Они имеют место быть, но советую их и вовсе избегать:

  • Заезженные сравнения . Например: Глаза цвета океана, волосы цвета шоколада и подобное. В описании внешность с помощью сравнений нет ничего плохого, но старайтесь не использовать слишком избитые выражения.
  • Описание внешности в отражении. Такой прием имеет место быть, он используется в книге «50 оттенков серого», но уже считается штампом. И если рядовому читателю может быть все равно, как описана внешность, читатель-автор или очень разборчивый читатель может сделать негативные преждевременные выводы о истории в целом.
  • Нереалистичное, высокопарное, преувеличенное описание внешности. Например: Ее кожа была словно бархат, я вдыхал изумительный запах ее шикарных огненных волос, которые как шелк, как настоящее солнце переливались на солнце. Ее зубы - точно жемчужинки, а глаза цвета изумруда. Ее походка, фигура, все было идеально: от длинных ног я не мог оторвать глаз.

Характер персонажа

Не секрет, что читатель запоминает персонажа по характеру, а не по внешности. Провал - это когда все, чем отличаются ваши герои между собой, цвет волос и глаз.

Хара́ктер (греч. χαρακτηρ - примета, отличительная черта, знак) - сочетание устойчивых психических особенностей человека, определяющих его поведение в жизненных обстоятельствах и в первую очередь - при взаимодействии с окружающими людьми. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом , который определяет внешнюю форму выражения характера.

Для достоверности описания характера можно:

Способ №1 - Задавать вопросы:

  • Раздражительный ли герой?
  • Что его может вывести из себя?
  • Как он отреагирует на предательство?
  • Принципиален ли он?
  • Для героя долг прежде всего?
  • Совестливый ли герой?
  • Полезет ли герой первым в драку?
  • Как относится к насилию?
  • Как решает конфликты: криком или словами?
  • Как громко говорит?
  • Болтлив ли герой?
  • Легко ли доверяет людям?
  • Для героя стакан наполовину полон или пуст?

Остальные вопросы можно придумать по аналогии.

Способ №2 - Ставить героев в неоднозначные ситуации

Также не лишним будет поставить всех ваших героев в одну и ту же щекотливую ситуацию и подумать, как они себя в ней поведут.

Например: У героя есть те, о ком ему необходимо заботиться, но он на мели. Подворачивается прибыльное, но незаконное дело: распространять наркотики, похищать людей и т.д. Пойдет ли ваш герой на это? А если при условии, что его ТОЧНО никогда не поймают?

Или другие ситуации, например, вот такая:

Способ №3 - Ассоциации

Ассоциации - это связи между психическими явлениями, при которых появление одного из них в сознании человека влечет практически одновременное появление других.

По запросу «ассоциации» вы найдете немало интересного в интернете. Задавая людям простые слова, можно очень много о них узнать. Поиграйте в ассоциации с героями. Найдите в интернете или придумайте сами список слов и ответьте за ваших персонажей на них.

Например:

семья - любовь
дом - крепость
мать - родная
отец - предательство
предательство - боль
деньги - слава
власть - насилие
мужчина - жестокость
женщина - жертва
дети - не нужны

А теперь подумайте, что можно сказать о персонаже, который провел такие ассоциации?

5 способов раскрыть персонажа

  • Через действие/бездействие

    В одних и тех же ситуациях персонажи, за плечами которых стоят собственный опыт, прошлое и мотивация, будут поступать по-разному. Их реакции на сложившиеся обстоятельства также диктуются темпераментом.

    Пример : «Десять негритят» Агаты Кристи. Десять человек заперты на острове. После первого убийства на вилле начинается настоящих хаос: все напуганы, но ведут себя по-разному. Кто-то в ярости и хочет выбраться, кто-то плачет и предрекает всем скорую смерть.

  • Через описания

    Раскрыть героя можно через описание окружающей обстановки . Его дом, кабинет, быт: соблюдает ли герой порядок? Пуст ли его холодильник, потому что он постоянно работает и просто не успевает ходить в продуктовый? Расставлены ли по дому фоторамки с семейными фотографиями? и т.д.

    Также описание погоды или радостей текущего времени года может помочь побольше рассказать о персонаже: любит ли герой сильный дождь, потому что тогда на улице нет почти никого? Нравится ли ему снег? Вызывает ли листопад какие-нибудь воспоминания о детстве? Счастливые или нет?

  • Через мысли

    Это могут мысли как самого героя, которого необходимо раскрыть, так и рассуждения о нем другого персонажа.

  • Через диалоги

    Диалоги - очень важная часть любой истории. Когда они выходят живыми, достоверными и интересными - это уже большое достижение. Казалось бы: что сложного в описании диалогов? Просто рассуждаешь устами героев о сложившейся ситуации. Так и есть, но важно КАК вы это делаете.

    Понятно, что искусственно растянутые беседы, заставят читателя скучать. Так что долгие обмены любезностями (если это не несет в себе какой-то скрытый смысл) стоит опускать. Фразы героев в большинстве своем должны быть информативны:

    • показывать отношение героя к ситуации,
    • к человеку с которым он разговаривает,
    • его настроение,
    • желание идти на компромиссы и т.д.

    Написать хороший диалог - абсолютно реально, главное практиковаться и учиться у тех авторов, которые по вашему мнению в этом хороши.

    Когда приступаете к написанию диалога, задайте себе вопрос:

    Диалог из какой книги или фильма я могу вспомнить? Какие чувства он у меня вызвал? Что именно так привлекло и понравилось? Какую сторону личности персонажа автор открыл с помощью запомнившегося разговора?

    Проанализируйте ответы. В качестве практики: попробуйте переделать этот же самый диалог только устами ваших героев (в черновике). Хорошо получилось? Подумайте какие приемы использовал автор.

    Манера речи также придаст индивидуальности вашим героям. Это может быть:

    • Акцент;
    • Коронные фразочки, устойчивые выражения. Пример: герой почти после каждой фразы добавляет: «я так считаю» или «а может и нет»;
    • Привычка давать людям прозвища;
    • Дефекты речи;
    • Темп речи.
  • Через взаимодействия с другими людьми

    Это могут быть отношения как с эпизодическими персонажами, так и с главными. Как герой ведет в себя в социуме? Вежлив ли с обслуживающим персоналом, не мешает ли прохожим, какие отношения с соседями? Как он вообще относится к людям? Раздражают ли они его? Как ведет себя с коллегами? С родителями?

Как придумать имена для персонажей книги?

Самый простой способ - открыть в интернете списки мужских и женских имен, выбрать страну, в которой будут происходить действия, и подобрать те, которые вам приглянулись. Каких имен стоит избегать: длинны х и труднопроизносимых .

Если вы решили придумать имена самостоятельно, рекомендую делать их максимально благозвучными и запоминающимися.

Плохой пример: Махтрангстенбах
Хороший: Вилесса

Если героев много, постарайтесь обойтись без фамилий - это существенно облегчит жизнь читателю и поможет избежать путаницы.

Если вы решили придумывать имена самостоятельно, подумайте над тем, чтобы сделать несколько похожими имена для людей одной расы или тех, кто связан территориально. Например: все имена одной из рас оканчиваются на «у».

В «Блеске оправы » все имена кочевого племени заканчиваются на «тан»: И-тан, Миу-тан, Арк-тан и т.д. Имена всех цитуринов - на «о»: Ако, Нино, Джого, Руно и т.д.

Как придумать имя главному герою книги?

Советы, которые я описала выше, также могут помочь в подборе имени для ключевого персонажа. Главная рекомендация: пусть имя будет максимально запоминающимся. Найти имя можно:

  • в своей голове. Какое имя вы считаете благозвучным? Может вы еще в детстве придумали какое-нибудь имя для игр во дворе и оно нравится вам до сих пор? А главное: оно отлично вписывается в сюжет и место действий?
  • в списке имен в интернете.
  • в другом слове с помощью перестановки или замены букв. Например: молчание - Чанни Мол, метки - Тэки (Теки) и т.д.

Хочу напомнить, что нет никаких правил и стандартов, которые бы диктовали каким должно быть имя. Только рекомендации, советы, наблюдения. Хотите главного героя с максимально распространенным именем? Пускай. С необычным? Тоже нормально. Просто помните, что вашу историю прочтут другие люди, которые могут либо запомнить Карнодизавра Махмархатова, либо нет. Имейте это в виду.

Надеюсь, статья оказалась для вас полезной и вы почерпнули для себя что-то новое. Спасибо за внимание!

Когда возникает желание написать роман, первый вопрос, которым задаются будущие писатели, это - с чего же начать? Кто-то начинает с идеи, кто-то - детально расписывает сюжет, а кто-то сразу же приступает к описанию пейзажей. Но, на самом деле, можно начинать написание с персонажей. Более того, так и нужно делать.

Читая книги, можно заметить, как по-разному авторы уделяют внимание характерам своих персонажей. И, если книга с замечательным сюжетом, но сухими и не живыми персонажами, оставляет в памяти небольшое воспоминание, то произведение с идеально описанными и реалистичными героями не забудется никогда.

В наше время большое внимание уделяет персонажам в своих книгах американская писательница Донна Тартт. Читая ее произведения понимаешь, что некоторые персонажи выглядят более реальными и интересными, чем живые люди. Возможно, это одна из причин, по которой Тартт заслуженно получила Пулитцеровскую премию за свой последний роман.

Очень хорошо рассказывает о создании персонажей Джеймс Фрэй в своей книге «Как написать гениальный роман»:

1. Человек вымышленный должен отличаться от человека разумного.

Одной из главных ошибок писателей является то, что они «списывают» своих персонажей из реальных людей. Это не плохо, если взять лишь часть качеств, а остальные придумать, или же гиперболизировать. Дело в том, что читателю скучно будет наблюдать за обычными людьми. Человек вымышленный должен превосходить человека реального во всем. Он должен быть более эмоциональным, или же, наоборот, более скучным. Его действия обязаны удивлять и шокировать, радовать или разочаровывать. Только не оставлять равнодушным. Читатель такого не простит.

Очень важно. Каким бы ни был ваш персонаж, его действия должны быть понятны читателю. Если его действия и чувства покажутся кому-то нелогичными, люди просто закроют книгу и найдут что-то получше.

Также важно понимать, что человека вымышленного легче описать, чем человека разумного. Почему? Потому что у него есть ограниченная сюжетная линия, и нужно описать лишь те чувства и решения персонажа, которых требует сюжет.

Персонажи - это материал, из которого строится весь роман.

2. Человек вымышленный - подвиды.

«плоский», «картонный», «одномерный». Здесь говорится о героях второго плана, которых мы можем встретить в книге один или два раза, услышать от них пару слов, и больше не вспомнить об их существовании. Это, к примеру, бармены, официанты и т. д. Нам все равно, что творится в их внутреннем мире, какие потери они пережили, кого любили и кого ненавидели. Это не имеет никакого значения. Таких персонажей можно не расписывать;

«полный», «многомерный», или «трехгранный» персонаж. Это тип главных героев, в том числе и злодеев. Главное качество данного типа - к его представителям нельзя приклеить какой-то ярлык. Они должны быть интересными личностями, со сложной и комплексной мотивацией поступков. Эти герои должны пережить немало страданий, и познать много радостей, любить, ненавидеть, искать и сбегать, мучиться и наслаждаться… И, что главное, у них должна быть полноценная биография. Но об этом чуть позже. Вы обязаны заинтересовать читателя, чтобы он захотел познакомиться с вашими персонажами поближе.

3. Знакомство с героями

Как же познакомиться с героями? В своей работе «Искусство создания драматических произведений» Лайос Эгри называет персонажа «трехгранным», и выделяет следующие грани:

физиологическая. Сюда входят все физические качества вашего героя, такие, как его вес, рост, возраст, цвет глаз, состояние здоровья и тому подобное. Хоть эта грань и может показаться наиболее легкой в создании, однако нужно помнить, что именно по внешнему виду судят в первую очередь. Поэтому важно, чтобы внешность подходила под характер персонажа;

социологическая. Чтобы сформировать эту грань, вам нужно ответить на следующие вопросы: к какому социальному слою принадлежит ваш персонаж? В какую церковь он ходит, какую политическую партию поддерживает? Кто его воспитывал? Он был балованным ребенком, или рос в строгости и порядке? Много ли у него друзей? Какие их общие качества? И таких вопросов может быть очень-очень много. Главное узнать, каков ваш персонаж в социальном плане. Очень важно понимать динамику развития персонажа. Он не родился таким, каким сейчас является, он таким стал. Нужно понять причины формирования его характера, только так у вас получится реалистичный герой;

психологическая. Сразу следует отметить, что не нужно быть профессиональным психологом, чтобы создавать хороших и качественных персонажей. Достаточно лишь разбираться в человеческой природе и быть наблюдательным. Ваш сотрудник уволился? Узнайте, по каким причинам он это сделал. Знакомый бросил неправильное питание и записался на спорт? Пообщайтесь, и разузнайте, что стало причиной таких изменений.

Эта грань считается взаимодействием социальной и физиологической граней. Здесь вам нужно описать страсти, фантазии, комплексы, страхи, чувство вины вашего персонажа, и тому подобное. Сюда также входят эмоции, привычки, интеллект, уверенность в себе и различные склонности.

Величие драмы зависит от того, насколько автору удастся создать сложные многомерные образы героев. таким образом, вечная задача самопознания превращается для драматурга в задачу познания героев собственного произведения. Старый призыв «познай себя» для драматурга звучит как «познакомься как можно ближе с героями». Джордж Бейкер «Техника драмы»

4. Заставляем персонажей действовать

Очень важный совет - не создавайте инертных персонажей. Вы читали когда-то книги, в которых второстепенные герои были более интересными, чем основные? Так быть не должно, это во-первых, а во-вторых, происходит это из-за того, что основной персонаж получился инертным. В таком случае, он будет избегать конфликтов, бояться трудностей и борьбы. Такие персонажи никому не интересны. Старайтесь, чтобы ваши главные герои были динамическими, и умели справляться с различными сложными ситуациями.

5. Создание биографии персонажа

Перед тем, как начинать писать первую главу книги, вам нужно полностью создать каждого персонажа. Биография главных героев должна состоять из 10−50 страниц А4. Вы должны знать о вашем персонаже все - где он родился, как рос, кто его воспитывал, с кем он дружил, кого любил… В общем, все, что сможет объяснить читателю, почему ваш герой стал таким, каким он сейчас есть.

Безусловно, когда перед вами уже будет практически вся биография (рекомендуется писать ее от первого лица), у вас все же останется несколько вопросов о герое, ответов на которые вы не будете знать. Тогда лучшим вариантом будет провести интервью с персонажем. Так как он - плод вашего воображения, то все его ответы точно будут честными.

Вы должны расписать все детали жизни вашего героя. Даже если вы не будете использовать их в книге, и никто, кроме вас, о них не узнает - вы обязаны их написать. Ведь вы создаете человека.

Пишите те книги, которые вам самим нравится читать

Если вы учтете все эти советы при создании вашего персонажа, то поймете, что сами начинаете верить в его существование. Это и будет подтверждением того, что вы создали по-настоящему качественного героя.