Фантаст александр беляев умер в фашистском тылу. Краткая биография александра беляева

Д ля Александра Беляева делом всей жизни стала научная фантастика. Он переписывался с учеными, изучал труды по медицине, технике, биологии. Известный роман Беляева «Человек-амфибия» хвалил Герберт Уэллс, а научные рассказы печатали многие советские журналы.

«Судебная формалистика» и мечты о путешествиях: детство и юность Александра Беляева

Александр Беляев вырос в семье православного священника в Смоленске . По просьбе отца поступил в духовную семинарию. Читать газеты, журналы, книги и ходить в театр семинаристы могли только после особого письменного разрешения ректора, а Александр Беляев с детства любил музыку и литературу. И он решил не становиться священником, хоть и окончил семинарию в 1901 году.

Беляев играл на скрипке и рояле, увлекался фотографией и живописью, много читал и играл в театре смоленского Народного дома. Любимым его автором был Жюль Верн. Будущий писатель зачитывался приключенческими романами, мечтал о сверхспособностях, как их герои. Однажды он даже прыгнул с крыши, пытаясь «взлететь», и серьезно повредил позвоночник.

Мы с братом решили отправиться путешествовать к центру Земли. Сдвинули столы, стулья, кровати, накрыли их одеялами, простынями, запаслись масляным фонарем и углубились в таинственные недра Земли. И тотчас прозаические столы и стулья пропали. Мы видели только пещеры и пропасти, скалы и подземные водопады такими, какими их изображали чудесные картинки: жуткими и в то же время какими-то уютными. И сердце сжималось от этой сладкой жути.

Александр Беляев

В 18 лет Беляев поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле . Во время Первой русской революции участвовал в студенческих стачках, после чего губернское жандармское управление следило за ним: «В 1905 году студентом строил баррикады на площадях Москвы . Вел дневник, записывая события вооруженного восстания. Уже во время адвокатуры выступал по политическим делам, подвергался обыскам. Дневник едва не сжег» .

После окончания лицея в 1909 году, Александр Беляев вернулся в родной Смоленск. Отец умер и молодому человеку пришлось содержать семью: оформлял декорации для театра и играл на скрипке в оркестре цирка Труцци. Позднее Беляев получил должность частного поверенного, занимался юридической практикой, но, как позже вспоминал, «адвокатура - вся эта судебная формалистика и казуистика - не удовлетворяла» . В это время он также писал театральные рецензии, обзоры с концертов и литературных салонов для газеты «Смоленский вестник».

Путешествие по Европе и увлечение театром

В 1911 году после удачного судебного процесса молодой юрист получил гонорар и отправился по Европе. Он изучал историю искусств, путешествовал по Италии, Швейцарии, Германии, Австрии, югу Франции. Беляев впервые выехал за границу и получил массу ярких впечатлений от поездки. После подъема на вулкан Везувий он написал путевой очерк, который потом опубликовали в «Смоленском вестнике».

Везувий - это символ, это бог Южной Италии. Только здесь, сидя на этой черной лаве, под которой где-то внизу бурлит до времени смертоносный огонь, становится понятно обожествление сил природы, царящих над маленьким человеком, таким же беззащитным, несмотря на все завоевания культуры, - каким он был тысячи лет назад в цветущей Помпее.

Александр Беляев, отрывок из очерка

Когда Беляев вернулся из путешествия, он продолжил эксперименты в театре, которые начал еще в лицее. Вместе со смоленской виолончелисткой Юлией Сабуровой он поставил оперу-сказку «Спящая царевна». Беляев и сам играл в любительских постановках: Карандышева в «Бесприданнице» и Торцова в пьесе «Бедность не порок» по произведениям Александра Островского , Любина в «Провинциалке» Ивана Тургенева , Астрова в «Дяде Ване» Антона Чехова . Когда в Смоленске гастролировали артисты из театра Константина Станиславского , режиссер увидел Беляева на сцене и предложил ему место в своей труппе. Однако молодой юрист отказался.

Беляев-фантаст: рассказы и романы

Когда Александру Беляеву было 35 лет, он заболел туберкулезом позвоночника: сказалась детская травма. После осложнения и неудачной операции Александр Беляев три года не мог передвигаться и еще три ходил в специальном корсете. Вместе с матерью он отправился в Ялту на реабилитацию. Там писал стихи и занимался самообразованием: изучал медицину, биологию, технику, иностранные языки, читал любимого Жюля Верна, Герберта Уэллса и Константина Циолковского . Все это время рядом с ним была медсестра Маргарита Магнушевская - они познакомились в 1919 году. Она стала третьей женой Беляева. Первые два брака распались довольно быстро: обе супруги оставили писателя по разным причинам.

В 1922 году Беляеву стало лучше. Он вернулся к работе: сначала устроился воспитателем в детский дом, затем стал инспектором уголовного розыска.

Мне пришлось, поступить в канцелярию уголовного розыска, а по штату я младший милиционер. Я же - фотограф, снимающий преступников, я же - лектор, читающий курсы по уголовному и административному праву и «приватный» юрисконсульт. Несмотря на все это, приходится голодать.

Александр Беляев

Жить в Ялте было тяжело, и в 1923 году семья перебралась в столицу. Здесь Александр Беляев начал заниматься литературой: его научно-фантастические рассказы печатали журналы «Вокруг света», «Знание - сила» и «Всемирный следопыт». Последний в 1925 году опубликовал рассказ «Голова профессора Доуэля». Позже писатель переделал его в роман: «С тех пор положение изменилось. В области хирургии достигнуты огромные успехи. И я решил переработать свой рассказ в роман, сделав его, не отрываясь от научной основы, еще более фантастичным» . С этого произведения и началась эпоха беляевской фантастики. Роман - автобиографический: когда писатель три года не мог ходить, ему пришла в голову идея написать о том, как чувствовала бы себя голова без тела: «...и хотя руками я владел, все же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни «головы без тела», которого я совершенно не чувствовал - полная анестезия…»

В следующие три года Беляев написал «Остров погибших кораблей», «Последнего человека из Атлантиды», «Борьбу в эфире». Свои работы автор подписывал псевдонимами: А. Ром, Арбел, А. Р. Б., Б. Р-нъ, А. Романович, А. Роме.

«Человек-амфибия»

В 1928 году напечатали одно из его самых популярный произведений - роман «Человек-амфибия» . В основе романа, как вспоминала позже жена писателя, была газетная заметка о том, как в Буэнос-Айресе доктор ставил запрещенные эксперименты над людьми и животными. Беляев вдохновлялся и работами своих предшественников - произведениями «Иктанэр и Моизетта» французского писателя Жана де ля Ира «Человек-рыба» русского анонимного автора. Роман «Человек-амфибия» имел большой успех, в год первой публикации дважды вышел отдельной книгой, а в 1929 году ее переиздали в третий раз.

Я с удовольствием, господин Беляев, прочитал Ваши чудесные романы «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия». О! Они весьма выгодно отличаются от западных книг. Я даже немного завидую их успеху. В современной западной научно-фантастической литературе невероятно много беспочвенной фантазии и столь же невероятно мало мысли…

Герберт Уэллс

Беляевы ненадолго переехали в Ленинград, но из-за плохого климата вскоре перебрались в теплый Киев. Этот период стал очень тяжелым для семьи. Старшая дочь Людмила умерла, младшая Светлана тяжело заболела, и у самого писателя началось обострение. Местные издания принимали произведения лишь на украинском языке. Семья вернулась в Ленинград, а в январе 1931 года перебралась в Пушкин. В это время Александр Беляев начал интересоваться человеческой психикой: работой мозга, его связью с телом и эмоциональным состоянием. Об этом он создал произведения «Человек, который не спит», «Хойти-Тойти», «Человек, потерявший лицо», «Продавец воздуха».

Привлечь внимание к большой проблеме - это важнее, чем сообщить ворох готовых научных сведений. Толкнуть же на самостоятельную научную работу - это лучшее и большее, что может сделать научно-фантастическое произведение.

Александр Беляев

«Понять, над чем работает ученый»

В 1930-е Беляев увлекся космосом. Он подружился с участниками группы советского инженера Фридриха Цандера и сотрудниками группы изучения реактивного движения, штудировал труды Константина Циолковского. После знакомства с работой ученого о межпланетном дирижабле появилась идея романа «Воздушный корабль». В 1934 году, прочитав этот роман, Циолковский писал: «...остроумно написан и достаточно научен для фантазии. Позволю себе изъявить удовольствие т. Беляеву» .

После этого между ними завязалась постоянная переписка. Когда Беляев был на лечении в Евпатории , он написал Циолковскому, что планирует новый роман - «Вторая Луна». Переписка прервалась: в сентябре 1935 года Циолковского не стало. В 1936 году в журнале «Вокруг света» вышел роман о первых внеземных колониях, посвященный великому изобретателю, - «Звезда КЭЦ» (КЭЦ - инициалы Циолковского).

Писатель, работающий в области научной фантастики, должен быть сам так научно образован, чтобы смог не только понять, над чем работает ученый, но и на этой основе предвидеть последствия и возможности, которые подчас неясны еще и самому ученому.

Александр Беляев

С 1939 года для газеты «Большевистское слово» Беляев писал статьи, рассказы, очерки о Константине Циолковском, Иване Павлове, Герберте Уэллсе, Михаиле Ломоносове . В это же время вышел еще один фантастический роман - «Лаборатория Дубльвэ», а также статья «Золушка» о трудном положении фантастики в литературе. Незадолго до начала Великой Отечественной войны вышел последний прижизненный роман писателя - «Ариэль». В его основу легла детская мечта Беляева - научиться летать.

В июне 1941 года началась война. От эвакуации из Пушкина писатель отказался, потому что его прооперировали. Он не выходил из дома, мог вставать, только чтобы умыться и поесть. В январе 1942 года Александра Беляева не стало. Его дочь Светлана вспоминала: «Когда в город вошли немцы, у нас было несколько пакетов с крупой, немного картошки и бочка квашеной капусты, которую нам подарили знакомые. <...> Нам хватало и такой скудной еды, а отцу в его положении этого оказалось недостаточно. Он стал пухнуть от голода и в конце концов умер…»

Беляева похоронили в братской могиле вместе с другими жителями города.

Беляев Александр Романович (1884- 1942), писатель.

Родился 16 марта 1884 г. в Смоленске в семье священника. С раннего детства Беляев жил в мире, созданном его воображением. Мальчик жаждал приключений, тайн и подвигов.

Отец отдал его учиться в духовную семинарию, однако сын пошёл собственным путём. После окончания семинарии он поступил в юридический лицей в Ярославле и одновременно учился в Московской консерватории по классу скрипки, занимался журналистикой. По возвращении в Смоленск работал присяжным поверенным, был музыкальным критиком и театральным рецензентом в газете «Смоленский вестник» (через несколько лет стал её главным редактором).

В 1913 г. Беляев отправился в поездку по Европе. Это путешествие дало массу впечатлений, которые позже отразились в книгах: он летал на гидроплане, забирался в горы, спускался в кратеры потухших вулканов, исследовал жизнь городской бедноты. Два года спустя случилось несчастье: тяжёлая болезнь - костный туберкулёз позвоночника - на долгое время приковала Беляева к постели. Лишённый возможности передвигаться, он погрузился в чтение: изучал книги по медицине, биологии, истории, технике, следил за новейшими достижениями науки. Встав на ноги, ещё долгое время вынужден был носить специальный корсет, преодолевая сильную боль.

С 1923 г. Беляев жил в Москве. Его литературная деятельность началась в 1925 г., когда журнал «Всемирный следопыт» опубликовал рассказ «Голова профессора Доуэля» (переработан в одноимённый роман в 1937 г.). В его прозе захватывающие фантастические сюжеты сочетаются с точными знаниями и проницательными гипотезами. Главной героиней большинства произведений стала наука с сенсационными открытиями, которые могут служить во благо человечества или использоваться ему во вред, ради корыстных целей.

Мотивы добра, справедливости, гуманизма, ответственности учёного пронизывают романы и повести Беляева («Человек-амфибия», 1928 г.; «Продавец воздуха», «Властелин мира», оба 1929 г.; «Ариэль», «Человек, нашедший своё лицо», оба 1941 г., и др.).

Рисуя картины будущего, Беляев делал прогнозы, казавшиеся в те годы несбыточными: описывал пересадку человеческих органов, использование энергии ветра, добывание воды в пустыне, искусственные дожди, планеризм, цельнометаллические дирижабли, рассуждал о внутриатомной энергии.

В 30-х гг., когда к мысли о покорении космического пространства многие относились скептически, Беляев на страницах своих романов уже летал на Луну, совершал межпланетные путешествия, запускал в космос ракеты и научные станции.

К. Э. Циолковский, с которым Беляев начал переписываться, горячо поддерживал писателя и с увлечением читал его космические произведения («Прыжок в ничто», 1933 г.; «Воздушный корабль», 1934-1935 гг.).

Беляев использовал разные жанры - от волшебной сказки до романа-памфлета. Он признан одним из основоположников современной российской научной фантастики.

(1884-1942) русский писатель-фантаст

Первые его научно-фантастические произведения появились почти одновременно с «Гиперболоидом инженера Гарина» (1925) А. Толстого. Публикацию последнего романа прервала война. За этот короткий промежуток времени Александр Беляев написал несколько десятков рассказов, повестей и романов. Он стал родоначальником советской научной фантастики. Беляев оказался первым в истории русской литературы XX века писателем, для которого фантастический жанр стал основным в творчестве. Он оставил след практически во всех его разновидностях и создал собственные вариации - цикл юморесок «Изобретения профессора Вагнера», войдя в историю мировой фантастики.

Хотя романами Беляева Александра Романовича зачитываются и в наши дни, все же пик их популярности приходится на то время, когда писатель был еще жив. Правда, тогда они выходили малыми тиражами, но каждый из них сразу и навсегда входил в большую литературу.

Александр Беляев родился в Смоленске в семье священника. Отец хотел, чтобы сын также стал священником, поэтому юношу отдали в духовную семинарию. Но уже через год он отказался от духовного образования и поступил в Демидовский лицей, собираясь стать юристом. Вскоре отец умер, и Александру пришлось искать средства на продолжение обучения. Он давал уроки, работал декоратором в театре, играл на скрипке в цирковом оркестре. На собственные средства молодой человек смог не только закончить лицей, но и получить музыкальное образование.

Закончив лицей, он начал работать помощником присяжного поверенного, выступал адвокатом в суде. Постепенно Беляев стал известным в городе адвокатом. В это же время он начал писать небольшие очерки для смоленских газет, рецензии на спектакли и книжные новинки.

В 1912 году Александр Романович Беляев совершил путешествие по Европе - посетил Италию, Швейцарию, Германию и Австрию. Возвратившись в Смоленск, он публикует первое литературное произведение - пьесу-сказку «Бабушка Мойра».

Казалось, что его жизнь складывается вполне благополучно. Но неожиданно он тяжело заболел плевритом, после которого у него началось осложнение - окостенение позвоночника. Болезнь осложнилась тем, что Беляева покинула молодая жена, отказавшаяся ухаживать за инвалидом. Врачи посоветовали ему сменить климат, и вместе с матерью он переехал в Ялту. Там до них дошло известие о революции.

После тяжелого многолетнего лечения наступило некоторое улучшение, и Беляев смог вернуться к активной деятельности, хотя до конца жизни так и не покинул инвалидной коляски. Он работал воспитателем в детском доме, фотографом в уголовном розыске, библиотекарем.

Жизнь в Ялте была очень тяжелой, и в 1923 году Александр Беляев переехал в Москву. С помощью знакомых ему удалось устроиться на работу юрисконсультом в народном комиссариате почты и телеграфа. Как раз в это время в газете «Гудок» появился его первый фантастический роман «Голова профессора Доуэля». После этой публикации Беляев становится постоянным автором журналов «Всемирный следопыт» и «Вокруг света».

В Москве Александр Беляев прожил пять лет и за это время написал повести «Остров погибших кораблей» (1925), «Последний человек из Атлантиды» (1926) и роман «Человек-амфибия» (1927), а также сборник рассказов под названием «Борьба в эфире».

Все эти произведения были хорошо приняты критикой, и писатель оставляет работу юриста. С конца двадцатых годов он целиком посвящает себя литературе. В 1928 году Беляев переезжает в Ленинград, к родителям своей второй жены. Он поселяется в Пушкине, откуда посылает в Москву свои новые произведения - романы «Властелин мира», «Подводные земледельцы» (1928) и «Чудесный глаз» (1929).

Но ленинградский климат вызвал обострение болезни, и Александру Беляеву пришлось переехать в Киев. Мягкий украинский климат оказал благотворное влияние на здоровье писателя. Но он не смог печататься на Украине, поскольку не знал языка. Поэтому все написанное приходилось пересылать в московские и ленинградские издательства.

В Киеве Беляев провел два года и вернулся в Ленинград после того, как потерял свою шестилетнюю дочь, умершую от менингита. Он вновь поселяется в Пушкине, который не покидает до конца жизни. Несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства, Александр Романович Беляев ни на один день не прерывает литературной работы. Его произведения постепенно обретают философичность, углубляются характеристики героев, усложняется композиция. Между тем растет известность писателя во всем мире. В Англии и США появляются первые переводы его произведений. А роман «Голова профессора Доуэля» получает высокую оценку Г. Уэллса. Английский писатель посетил Беляева в 1934 году и сказал, что завидует его популярности.

Подлинным шедевром Беляева становится роман «Ариэль» (1939), в котором рассказывается драматическая история летающего человека. Писатель работал над ним больше десяти лет. Роман выходил частями, и его окончательный вариант появился в самом начале Великой Отечественной войны.

Однако критика встречала последние романы Александра Беляева весьма холодно. Многим не нравилась слишком отчетливая связь его произведений с современностью. Он проявил себя не только как пацифист, но и как противник тоталитарного режима. Показателен в этом плане роман «Вечный хлеб» (1935), где поставлены сложные вопросы, связанные со стремлением человека самоутвердиться за счет несчастья других. Диктаторские настроения были чужды Беляеву.

В тридцатые годы в творчестве писателя появляется новая тема. Она связана с проблемой освоения космоса. Так, в романе «Прыжок в ничто» (1933) впервые было описано межпланетное путешествие - полет научной экспедиции на Венеру. Интересно, что консультантом романа был К. Циолковский, с которым Беляев переписывался на протяжении многих лет.

Под влиянием идей ученого писатель написал две повести - «Воздушный корабль» и «Звезда КЭЦ». В последнем произведении он отдал дань Циолковскому, назвав внеземную научную станцию его именем. Кроме того, Беляев рассказал о жизни и быте ученых, работавших во внеземных условиях. Практически писатель сумел предвидеть появление будущих межпланетных станций. Примечательно, что проблематика повести показалась редактору настолько нереальной, что он значительно сократил произведение. Лишь после смерти писателя повесть была напечатана в авторском варианте.

Незадолго до начала войны, Беляев перенес тяжелую операцию на позвоночнике, поэтому врачи запретили ему эвакуироваться. Город Пушкин был оккупирован немцами, и писатель в 1942 году умер от голода. Его жена и дочь были вывезены в Польшу и вернулись домой лишь после войны.

Но произведения Александра Романовича Беляева не были забыты. В конце 50-х годов начались съемки первого советского фантастического фильма - «Человек-амфибия». И снова зазвучали знакомые обвинения: считалось, что фантастика является чуждым жанром. Однако триумфальный показ картины по всей стране опроверг мнения критиков. А вскоре вышло и собрание сочинений писателя.

В 2014 году исполняется 130 лет со дня рождения известного российского писателя Александра Романовича Беляева. Этот выдающийся творец является одним из основоположников жанра научно-фантастической литературы в Советском Союзе. Даже в наше время кажется просто невероятным, что человек в своих произведениях может отображать события, которые произойдут спустя несколько десятков лет.

Ранние годы писателя

Итак, кто такой Александр Беляев? Биография этого человека по-своему проста и уникальна. Но в отличие от миллионных тиражей произведений автора, о его жизни написано не так уж много.

Родился Александр Беляев четвертого марта 1884 года в городе Смоленске. В семье православного священника мальчика с детства приобщали любить музыку, фотографии, развивали интерес к чтению приключенческих романов и изучению иностранных языков.

Закончив по настоянию отца духовную семинарию, молодой человек выбирает для себя путь в юриспруденцию, в чем имеет неплохой успех.

Первые шаги в литературе

Зарабатывая приличные деньги на юридическом поприще, Александр Беляев начал больше интересоваться произведениями искусства, путешествиями и театром. Также он активно вливается в режиссуру и драматургию. В 1914 году в московском детском журнале «Проталинка» была опубликована его дебютная пьеса «Бабушка Мойра».

Коварный недуг

В 1919 году туберкулезный плеврит приостановил планы и действия юноши. Больше шести лет боролся с этим недугом Александр Беляев. Писатель изо всех сил пытался искоренить в себе эту заразу. Из-за неудачного лечения развился который привел к параличу ног. Как следствие, из шести лет, проведенных в постели, три года больной пролежал в гипсе. Равнодушие молодой жены еще более подорвало моральный дух писателя. В этот период это уже не беззаботный, веселый и неунывающий Александр Беляев. Биография его насыщена трагическими жизненными моментами. В 1930 году скончалась его шестилетняя дочка Люда, вторая доченька Светлана заболела рахитом. На фоне этих событий обостряется и недуг, мучающий Беляева.

На протяжении всей жизни, сражаясь со своей болезнью, этот человек находил силы и с головой погружался в изучение литературы, истории, иностранных языков и медицины.

Долгожданный успех

В 1925 году, проживая в Москве, начинающий писатель издает в «Рабочей газете» рассказ «Голова профессора Доуэля». И с этого момента произведения Александра Беляева массово выходят в известных в то время журналах «Всемирный следопыт», «Знание - сила» и «Вокруг света».

За время проживания в Москве молодой талант создает множество великолепных романов - «Человек-амфибия», «Последний человек из Атлантиды», «Остров Погибших Кораблей» и «Борьба в эфире».

Вместе с тем Беляев публикуется в необычной газете «Гудок», в которой оставили свой след и такие как М.А. Булгаков, Е.П. Петров, И.А. Ильф, В.П. Катаев,

Позже, после переезда в Ленинград, им выпущены книги «Чудесное око», «Подводные земледельцы», «Властелин мира», а также рассказы «Изобретения профессора Вагнера», которыми с упоением зачитывались советские граждане.

Последние дни жизни прозаика

Семья Беляевых проживала в пригороде Ленинграда, городе Пушкин, и оказалась в оккупации. Ослабленный организм не выдержал ужасающего голода. В январе 1942 года Александра Беляева не стало. Родные писателя через некоторое время были депортированы в Польшу.

До сегодняшнего дня остается загадкой, где был похоронен Беляев Александр, краткая биография которого насыщена постоянной борьбой человека за жизнь. И тем не менее в честь талантливого прозаика была установлена памятная стела в Пушкине на Казанском кладбище.

Роман «Ариэль» является последним творением Беляева, он был опубликован издательством «Современный писатель» незадолго до смерти автора.

«Жизнь» после смерти

Прошло более 70 лет с тех пор, как не стало русского фантаста, но память о нем живет в его произведениях и по сей день. В свое время творчество Александра Беляева подвергалось строгой критике, порой он слышал насмешливые отзывы. Однако идеи фантаста, которые раньше казались нелепыми и научно невозможными, со временем убедили в обратном даже самых закоренелых скептиков.

По мотивам романов прозаика снято немало фильмов. Так, с 1961 года экранизировано восемь картин, некоторые из них входят в состав классики советского кинематографа - «Человек-амфибия», «Завещание профессора Доуэля», «Остров Погибших Кораблей» и «Продавец воздуха».

История об Ихтиандре

Пожалуй, самым известным произведением А.Р. Беляева является роман «Человек-амфибия», который написан в 1927 году. Именно его вместе с «Головой профессора Доуэля» очень высоко оценил Герберт Уэллс.

На создание «Человека-амфибии» Беляева подвигли, во-первых, воспоминания о прочитанном романе французского писателя Жана де ля Ира «Иктанэр и Моизетта», во-вторых, газетная заметка о проходившем в Аргентине судебном процессе по делу доктора, который проводил различные эксперименты над людьми и животными. На сегодняшний день установить название газеты и подробности процесса практически не представляется возможным. Но это еще раз доказывает то, что, создавая свои научно-фантастические произведения, Александр Беляев старался опираться на реальные жизненные факты и события.

В 1962 году режиссеры В.Чеботарев и Г.Казанский экранизировали «Человека-амфибию».

«Последний человек из Атлантиды»

Не осталось незамеченным в советской и мировой литературе одно из самых первых произведений автора - «Последний человек из Атлантиды». В 1927 году оно вошло в первый авторский сборник Беляева вместе с «Островом Погибших Кораблей». С 1928 по 1956 годы произведение было забыто, и только с 1957 года оно неоднократно переиздавалось на территории Советского Союза.

Идея о поиске исчезнувшей цивилизации атлантов озарила Беляева после прочтения заметки во французской газете «Фигаро». Содержание ее было таково, что в Париже существовало общество по изучению Атлантиды. В начале двадцатого века подобного рода объединения были довольно распространены, они пользовались повышенным интересом населения. Этим и решил воспользоваться проницательный Александр Беляев. Писатель-фантаст использовал заметку как пролог к «Последнему человеку из Атлантиды». Произведение состоит из двух частей, воспринимается читателем довольно просто и захватывающе. Материал для написания романа почерпнут из книги Роже Девиня «Исчезнувший материк. Атлантида, шестая часть света».

Пророчества писателя-фантаста

Сравнивая предсказания представителей научной фантастики, важно отметить, что научные идеи книг советского писателя Александра Беляева реализовались на 99 процентов.

Так, главной мыслью романа «Голова профессора Доуэля» стала возможность оживления человеческого тела после смерти. По прошествии нескольких лет после выхода в свет этого произведения, Сергей Брюхоненко - великий советский физиолог, производил подобные эксперименты. Распространенное сегодня достижение медицины - хирургическое восстановление хрусталика глаза - тоже предвидел Александр Беляев более пятидесяти лет назад.

Роман «Человек-амфибия» стал пророческим в научных разработках технологий длительного пребывания человека под водой. Так, в 1943 году французский ученый Жак-Ив Кусто запатентовал первый акваланг, тем самым доказывая, что Ихтиандр - это не такой уж недосягаемый образ.

Удачные испытания первых в тридцатых годах двадцатого века в Великобритании, а также создание психотропного оружия - все это было описано фантастом в книге «Властелин мира» еще в 1926 году.

Роман «Человек, потерявший лицо» повествует об успешном развитии пластической хирургии и возникших в связи с этим этических проблемах. По сюжету губернатор штата перевоплощается в негра, взяв на себя все тяготы расовой дискриминации. Здесь можно провести некую параллель в судьбах упомянутого героя и известного американского певца Майкла Джексона, который, спасаясь от несправедливого гонения, сделал немалое количество операций для изменения цвета кожи.

Всю свою творческую жизнь Беляев боролся с болезнью. Обделенный физическими возможностями, он старался наградить героев книг необычными способностями: общаться без слов, летать словно птицы, плавать не хуже рыб. А ведь заражать читателя интересом к жизни, к чему-то новому - разве не в этом и заключается истинный талант писателя?

Беляев, Александр Романович

(4 марта 1884 - 6 января 1942) - Рус. сов. писатель, один из основоположников и ведущих авторов сов. НФ, мн. произв. к-рого вошли в золотой фонд детской НФ . Род. в Смоленске, в семье священника, был определен в Смоленскую духовную семинарию, из стен к-рой вышел стойким атеистом. Для продолжения обучения подписал контракт с театром смоленского Нар. дома, окончил Демидовский юридический лицей в Ярославле, одновременно получив муз. образование. Во время учебы в 1905 г. принимал участие в революционных выступлениях, позже выступал адвокатом по политич. делам, подвергался обыскам. По окончании лицея работал помощником присяжного поверенного в Смоленске, занимался журналистикой, печатал в "Смоленском вестнике" театр. рец., отчеты о концертах; путешествовал по Европе, посетив Италию, Швейцарию, Германию, Австрию, Францию. В 1914 дебютировал режиссером в театре. Первая худож. публикация - дет. пьеса-сказка "Бабушка Мойра" (1914). Серьезно заболев в молодости (костный туберкулез позвонков), Б. на всю жизнь остался полуинвалидом, годы провел в неподвижности, в гипсовом корсете. В 1922 г. он смог вернуться к активной жизни, работал инспектором по делам несовершеннолетних в Ялтинском уголовном розыске, воспитателем в дет. доме; в 1923 г. переехал в Москву, работал в Нар. комиссариате почт и телеграфа, затем юрисконсультом в Нар. комиссариате просвещения. Тяжелобольной, Б. умер от голода в осажденном фашистами г. Пушкине Ленинградской обл.

НФ тв-во Б., нервное и неровное (какой была жизнь самого автора), оставило яркий след в отечественной НФ лит-ре, лучшие его образцы на долгие годы превратились в классику сов. НФ. В них удачно сочетаются оригинальные НФ гипотезы и идеи, увлекательный приключенческий или детективный сюжет, романтический пафос. Дебютом писателя в НФ стал р-з "Голова профессора Доуэля" (1925), позднее переработанный в роман - "Голова профессора Доуэля" (1937; 1938 ); герой - гениальный ученый -хирург - открывает способ продолжить жизнь мозга после смерти тела и сам становится первым мучеником-"подопытным" собственной методики; экранизирован. Ценность романа не в конкретных хирургических рецептах (к-рых попросту нет), а в смелом задании науке : мозг должен продолжать мыслить независимо от тела. Идею бессмертия человеческого духа Б. еще раз высказал в р-зе "Хойти-Тойти" (1930) из цикла "Изобретения профессора Вагнера"; научные достижения героя цикла - эксцентричного ученого - всегда находятся на грани возможного, а иногда откровенно сказочны: полная реконструкция собственного тела, позволяющая вообще забыть про усталость - в р-зе "Человек, который не спит" (1926), пересадка мозга погибшего коллеги в череп слона - в "Хойти-Тойти", овладение тайной проницаемости веществ - в "Госте из книжного шкафа" (1926); р-з "Ни жизнь, ни смерть" (1926) посвящен проблеме анабиоза и неизбежным соц. последствиям его повсеместного применения.

Во мн. лучших книгах Б. проводится мысль о преодолении человеком границ, положенных ему биол. эволюцией , о раскрытии в нем сверхчеловека (мысль, неудивительная для автора-инвалида, особенно остро ощущавшего собственную беспомощность). Герой первого романа писателя Б., "Властелин мира" (1929 ), изобретает "машину внушения", рассчитывая завоевать весь мир, но, внушив самому себе "неагрессивную индивидуальность", забывает о прошлом и о своих грандиозных планах. В одном из самых поп. романов Б., "Человек-амфибия" (1928; 1928 ), описана романтическая и трагическая история юноши, получившего (в результате операции, проведенной еще одним гениальным хирургом) способность жить в океане , но оказавшегося совершенно неспособным к "земной" жизни; экранизирован (см. "Человек-амфибия" ). Популярность (и неизбежные нападки критиков) принес роману не только увлекательный сюжет: одним из первых в НФ Б. задумался о грядущей биол. революции с ее легко предсказыемым моральным вызовом человечеству (роль подходящей случаю генной инженерии в романе с успехом выполнила более знакомая широкому читателю хирургия). Не принес счастья фантаст. мед. эксперимент (на сей раз трансформация великого кинокомика-карлика в записного красавца) и герою романа "Человек, потерявший лицо" (1929; 1958 ); существенно переработанный, роман переиздан как "Человек, нашедший свое лицо" (1940 ) - фактически, самостоятельное произв., в к-ром изменение сюжета потребовало усложнения психол. плана, с чем автор успешно справился. В последнем (и, по мнению мн. критиков, лучшем) романе Б. - "Ариэль" (1941 ) - юный герой получает и вовсе сказочную возможность: летать одним усилием мысли; даже и не пытаясь как-то научно обосновать чудесную сверхспособность, Б. своим романом-завещанием создал гимн свободному человеку, не связанному физ. ограничениями.

Др. НФ книги Б. конца 1920-х гг. представляются менее удачными. Фантаст. "кинор-з" "Остров погибших кораблей" (1926) - типичное для массовой лит-ры той поры сочетание мелодрамы, авантюрного боевика с погонями и стрельбой, а также богатого познавательного материала о жизни океана ; неудачно экранизирован в жанре мюзикла в 1987 г. В повести "Последний человек из Атлантиды" (1926) писатель попытался реконструировать жизнь гипотетической цивилизации (в осн., используя поп. книгу Р.Девиня "Атлантида, исчезнувший материк" ), наполнив обычные для лит-ры такого рода экзотические описания "соц. содержанием", избрав центром сюжета восстание рабов; вместе с "Островом погибших кораблей" объединена в один том - сб. "Остров Погибших Кораблей. Последний человек из Атлантиды" (1927 ). В сб. "Борьба в эфире" (1928 ) включены одноим. авантюрно-пародийный роман и повесть "Вечный хлеб", посвященная поиску выхода из продовольственного кризиса, причем высказана мысль об опасности неконтролируемого использования искусственных микроорганизмов. "Борьба в эфире" представляет собой своеобразный каталог фантаст. изобретений и открытий , мн. из к-рых до сих пор остаются нерешенными науч. проблемами; по нек-рым свидетельствам, в годы "холодной войны " ЦРУ проявляло повышенный интерес к книге (одной из немн. переведенных на англ. яз. и ставшей библиограф. редкостью), как к единственному в сов. НФ описанию войны между СССР и США. Две малоудачные повести - "Золотая гора" (1929 ) и "Продавец воздуха" (1929) также посвящены изобретениям и открытиям : герой первой обещает освободить и использовать ядерную энергию , а герой второй создает "метеорологическую бомбу" (сосуд, начиненный "сверхплотным" воздухом) и пытается торговать земным воздухом с жителями Марса , грозя вызвать глобальную катастрофу ; экранизирована для телевидения в 1967 г. В последнем произв. уже явственно звучит мотив "всемирного заговора капиталистов против человечества", диктовавшийся известной политич. ситуацией в стране.

Поздние НФ произв. Б., за исключением "Ариэля" , не идут ни в какое сравнение с его ранними книгами. Свою роль сыграло как постоянно ухудшавшееся здоровье, так и все более агрессивная критика, ополчившаяся на "беспочвенные фантазии, отвлекающие от актуальных задач социалистического строительства"; последнее обстоятельство приводило ко все большей изоляции "классика сов. НФ" от его читателя (следы внешней и внутренней цензуры особенно заметны на переизд. ранних романов). В "Подводных земледельцах" (1930; 1958 ) продолжена мысль о необходимости использования богатств океана , впервые высказанная в "Человеке-амфибии" : герои строят подводный дом, в котором можно длительное время жить и работать, собирая обильный урожай с подводных плантаций. О тучах, сгущавшихся над Б. и всей сов. НФ, свидетельствуют самые неудачные книги писателя - "Лаборатория Дубльвэ" (1938; 1964 ), "Под небом Арктики" (1936-37 - "Пленники огня", "Подземный город"; 1938-39), "Чудесное око" (укр. 1936 ; рус. 1956 ); все изд. последнего романа на рус. яз. фактически были переводом с укр. (рукописи погибли во время войны). Утопические картины социалистического близкого будущего в этих произв. откровенно скучны, над всем доминирует техника, а людям остается лишь нажимать кнопки умных аппаратов и выступать в роли экскурсоводов. Повести "Земля горит" (1931) и "Замок ведьм" (1939) представляют собой политически "актуальный" отклик на "великие преобразования в сов. деревне".

Относительной удачей (да и то не лит., а скорее популяризаторской) следует считать романы Б., посвященные освоению. космоса . Этому способствовала личная дружба писателя с К.Циолковским , к-рому Б. посвятил очерк "Гражданин эфирного острова" (1930). Роман "Прыжок в ничто" (фрагм. 1933 - "Стормер-сити"; 1933 ) повествует о полете на Венеру и встрече с местной внеземной жизнью ; резко раскритикованный известным популяризатором космонавтики Я.И.Перельманом, роман, тем не менее, получил одобрительный отзыв самого К.Циолковского . Основоположник космонавтики также высоко оценил др. романы Б., слабые в худож. отношении, но научно обоснованные, - "Воздушный корабль" (1934-35; 1964 ), "Звезда КЭЦ" (1936; 1940 ); в основе обоих лежат идеи К.Циолковского - цельнометаллический дирижабль и орбитальная космич. станция, соответственно. В романе "Небесный гость" (1937-38) дано одно из первых в сов. НФ описание межзвездного путешествия, ставшего возможным благодаря сближению Солнечной системы с др. звездой .

НФ р-зы и повести Б. включены в прижизненные сб. - "Голова профессора Доуэля" (1926 ), "Борьба в эфире" (1928 ); в дальнейшем неоднократно переизд.; практически все гл. произв. писателя включены в Собр. соч. в 8 тт. (1963 -64 под ред. Б. Ляпунова ) и в Собр. соч. в 5 тт. (1983 -85 - под ред. С. А. Беляевой и А. Бритикова ). Среди р-зов выделяются: навеянный циклом Э. Берроуза о Тарзане "Белый дикарь" (1926), в к-ром мир естеств. природы противопоставляется "джунглям" небоскребов; "Сезам, откройся!" (1928 - под псевд. А. Ром) - практически первое в рус. НФ произв. о машинах-роботах ; "Мистер Смех" (1937), в к-ром обсуждаются возможности точных наук в деле исследования таких тонких материй, как эмоции человека.

Б. известен также как страстный публицист, защитник молодой сов. НФ, чьи статьи - "Создадим советскую научную фантастику" (1934), "Золушка" (1938), "Иллюстрация в научной фантастике" (1939) - и спустя десятилетия не потеряли своей актуальности. Отклик Б. на известную книгу Г.Уэллса - публицистический очерк "Огни социализма, или Господин Уэллс во мгле" (1933) - предварил личную встречу двух фантастов (во время второго визита Г.Уэллса в Ленинград в 1934 г.).

Вл. Б.

Соч. Б. выдержали в СССР мн. десятки переизд. Ниже приведены сб., выходившие до выхода Собр. соч. в 8 тт.:

"Избранные научно-фантастические произведения" в 2-х тт. (1957 ),

"Избранные научно-фантастические произведения" в 3-х тт. (1958 ),

"Властелин мира" (1958 ; др. состав - 1959 ),

"Остров Погибших Кораблей" (1958 ; др. состав - 1959 ),

"Звезда КЭЦ" (1959 ; др. составы - 1959 , 1960 ),

"Последний человек из Атлантиды" (1959 ),

"Человек-амфибия" (1959 ; др. состав - 1961 ).

Б.Ляпунов "Александр Беляев" (1967).

Дополнительные материалы

Вл. Гаков. Подвиг

Беляев, Александр Романович

(1884-1942) - видный писатель, один из основоположников и классиков советской фантастической литературы; автор произведений, составивших золотой фонд отечественной фантастики и детской литературы - "Голова профессора Доуэля", "Человек-амфибия", "Ариэль" и мн. др.

Жизни и творчеству Б. множество статей, в т. ч. - кн. Б. В. Ляпунова "Александр Беляев" (Более подробно см. библиогр. указ. "Александр Беляев". Библиогр. 1997. 2. С. 64-71), его романы и повести регулярно переиздаются.

Важную роль в период становления советской НФ литературы сыграли и критические статьи Б.; в ряде публикаций (в частности в ст. "Создадим советскую научную фантастику") писатель попытался сформулировать значение и художественные функции НФ в новом обществе; отстаивая тщательно искореняемую соцреалистической идеологией "литературу мечты", Б. с грустью писал в знаменитой статье "Золушка": "Судьба советской научной фантастики похожа на судьбу сказочной Золушки - у обеих двойная жизнь: блестящий выезд на бал и унылое существование нелюбимой падчерицы, сидящей в затрапезном платье, в темном углу кухни" (1938); одним из первых поднимал вопросы и иллюстрирования НФ произведений (ст. "Иллюстрация в научной фантастике"); в то же время зачастую рассматривал НФ с точки зрения популяризации научных знаний, что, однако, не умаляет значения критических выступлений Б. в непростой период истории советской литературы.

Библиография:

1. Аргонавты Вселенной // Дет. лит. - 1939. - № 5. - С. 55.

2. "Арктания": [Рец. на роман Г. Гребнева] // Там же. - 1938. - № 18-19.

3. "Золушка". О научной фантастике в нашей литературе // Лит. газ. - 1938. - № 27, 15 мая; То же // Мир чудес. - Хабаровск, 1991. - № 5. - С. 2.

4. Застрельщики новых открытий // Чырвоная Змена. - Минск, 1937. - № 94.

5. Иллюстрация в научной фантастике // Дет. лит. - 1939. - № 1. - С. 61-67.

6. О моих работах // Там же. - 1939. - № 5. - С. 23-25.

7. О научно-фантастическом романе и книге Г. Адамова "Победители недр" // Там же. - 1938. - № 11. - С. 18-22.

8. Послесловие к роману "Человек-амфибия" // Вокруг света. - М., 1928. - № 13. - С. 200-202.

10. Создадим советскую научную фантастику // Дет. лит. - 1938. - № 15-16. - С. 1-8.

11. Фантастика и наука: Очерк // Беляев А. Борьба в эфире: Сб. - М.-Л.: Мол. гвардия, 1928. - С. 309-323.

Лит.: Беляева С. А. "Звезда мерцает за окном..." // Фантастика-84. - М.: Мол. гвардия, 1984. - С. 312-347; Ляпунов Б. Александр Беляев: Крит.-биогр. очерк. - М.: Сов. писатель, 1967. - 159 с.

Беля ев, Александр Романович


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Беляев, Александр Романович" в других словарях:

    Русский советский писатель. Один из основоположников советской научно фантастической литературы. Его книги посвящены проблемам науки и техники будущего: «Голова профессора… … Большая советская энциклопедия

    - (1884 1942) русский писатель. Научно фантастические произведения: Голова профессора Доуэля (1925), Человек амфибия (1928), Звезда КЭЦ (1936) и др … Большой Энциклопедический словарь

    Беляев, Александр Романович - БЕЛЯЕВ Александр Романович (1884 1942), русский писатель. Научно фантастические романы: Голова профессора Доуэля (1925), Человек амфибия (1928), Звезда КЭЦ (1936) и др. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Беляев. В Википедии есть статьи о других людях с именем Беляев, Александр. Александр Романович Беляев … Википедия

    - (1884 1942), русский писатель. Научно фантастические произведения: «Голова профессора Доуэля» (1925), «Человек амфибия» (1928), «Звезда КЭЦ» (1936) и др. * * * БЕЛЯЕВ Александр Романович БЕЛЯЕВ Александр Романович (1884 1942), русский писатель.… … Энциклопедический словарь

    БЕЛЯЕВ Александр Романович - (1884—1942), русский советский писатель. Научно фантастич. и приключенч. ром. «Голова профессора Доуэля» (1925, нов. ред. 1937), «Человек амфибия», «Борьба в эфире» (оба — 1928), «Продавец воздуха», «Человек, потерявший лицо»,… … Литературный энциклопедический словарь