Большая энциклопедия нефти и газа. Стандартная концепция научного знания

Методы естественнонаучных исследований.

Принято выделять:

- Общие методы – могут быть

- Эмпирические (наблюдение, измерение, эксперимент)

- Теоретические (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, моделирование, идеализация, классификация)

- Методы собственные

- Частные методы – методики выявления конкретных особенностей объекта исследования.

Гипотеза, теория, концепция.

Гипотеза – предположительное знание, носит вероятностный характер, требует эмпирической (подтверждающей) проверки, является началом теоретических знаний, опровергается в случае не подтверждения фактами.

Теория – (умозаключение) суммирование знаний, относительно определенной части действительности. Теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы. В теории каждое умозаключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил логического вывода. Способность прогнозировать - следствие теоретических построений.

Концепция – система взаимосвязанных взглядов на явление, процесс, объект окружающей действительности. Способ понимания, трактовки какие-либо явлений, событий, процессов. Явления основополагающей идеей, теории. Главная мысль теории. Суть. Концепция- главный замысел, руководящая идея. Концепция определяет стратегию действий. Также это система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе. Это определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса.

3 Основные ступени общего хода развития естествознания . Общий ход познания природы проходит следующие основные ступени: 1) непосредственное созерцание природы как нерасчлененного целого; 2) анализ природы, расчленение ее на части, выделение и изучение отдельных вещей и явлений, поиски отдельных причин и следствий; 3) воссоздание целостной картины на основе уже познанных частностей путем приведения в движение остановленного, оживление омертвленного, связывания изолированного раньше, т.е. на основе фактического соединения анализа с синтезом.

Первый этап "новейшей" революции в естествознании. В середине 90-х годов XIX века началась новейшая революция в естествознании, главным образом в физике, а также в химии и биологии. В 1913-1921 гг. на основе представлений об атомном ядре, электронах и квантах Н. Бор создает модель атома, разработка которой ведется соответственно периодической системе Д.И. Менделеева. Это сопровождается нарушением прежних представлений о материи и ее строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени. Это был I этап революции в физике и во всем естествознании.


Второй этап "новейшей" революции в естествознании. - начался в середине 20-х годов XX века в связи с созданием квантовой механики и сочетанием ее с теорией относительности в общую квантово-релятивистскую концепцию. Происходит дальнейшее бурное развитие естествознания и в связи с этим продолжается коренная ломка старых понятий, главным образом тех, которые связаны со старой классической картиной мира.

Третий этап "новейшей" революции в естествознании. Началом 3-го этапа в естествознании было первое овладение атомной энергией в результате открытия деления ядра (1930) и последующих исследований, с которыми связано зарождение электронно-вычислительных машин и кибернетики. Теперь в естествознании на ряду с физикой лидирует биология, химия, а также науки, смежные с естествознанием - космонавтика, кибернетика.

Естественно-научная картина мироздания - упорядоченная целостность систематизированных знаний о Вселенной и человеке, формирующаяся на базе фундаментальных открытий и достижений, прежде всего естествознания (астрономии, физики, химии, биологии и др.)
1)Физическая картина мира.
Общее теоретическое знание в физике, которое включает:
-основополагающие философские и физические идеи
-фундаментальные физические теории
-основные принципы, законы и понятия
-принципы и методы познания.
С одной стороны,физическая картина мира есть обобщение всех ранее полученных знаний о природе и определенная ступень познания человеком материального мира и его закономерностей.
С другой стороны, физическая картина мира есть процесс введения в физику новых сновополагающих идей, принципов, понятий и гипотез, кторорые меняют основы теоретической физики;одна физическая картина заменяется другой.
Схема физической картины мира связана со сменой представлений о материи:от атомистических, коспускулярных представлений о материи к полевым, континуальным, а затем квантовм.Отсюда и три физических картины мира:механистическая, электромагнитная,квантово-полевая.
1.1.Механистическая
Механистическая картина мира, в отличие от античной картины мира, явилась фактически первой глобальной картиной мира.
Формируется на основе:
-механики Леонардо да Винчи
-гелиоцентрической системы Коперника
-экспериментального естествознания Галилея
-законов небесной механики Кеплера
-механики Ньютона
Характерные особенности:
1).В рамках механистической картины мира слоилась дискретная(корпускулярная) модель

4 Современную картину мира называют естественнонаучной, т.к.возникла в рамках естествознания. Она является результатом синтеза фундаментальных открытий и результатов исследования всех естественных наук в целом. Теория относительности радикально изменила наше понимание пространственно-временных отношений, аквантовая механика – причинно-следственных связей. Современная космология нарисовала историю эволюции Метагалактики. Биология выявила молекулярные основы процессов жизнедеятельности, Синергетика продемонстрировала, что процессы самоорганизации могут происходить не только в мире живого, но и в неживой природе. Неотъемлемой частью современной картины мира являются глобальные проблемы, выражающие глубинные противоречия современного этапа единого исторического процесса развития. В современное естествознание утверждает, что все существующее есть результат эволюции.

5 Материя , пространство, время движения – основные понятия науки. Все существующее во Вселенной (живое и неживое) имеет пространственно-временное измерение. Пространство и время неотделимы от материи, неразрывно связаны с ее движением и друг с другом, качественно и количественно бесконечны.

Человек познает мир с помощью органов чувств и созданные им приборов и систем для получения объективной информации.

Благодаря экспериментальным измерениям и наблюдениям, на которых основываются теории, объясняющие факты и углубляющие понимание природы, человек создает физическую картину мира. Точность знаний всегда относительна. Она постоянно меняется и оценивается количественно.

Материя – бесконечное множество всех сосуществующих в мире объектов и систем, совокупность их свойств и связей, отношений и форм движения. Она включает в себя не только непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все же, которые не даны человеку в ощущениях.


- целостное представление о науке, исходящее из какого-либо принципа, последовательно проведенного, стремящееся соответствовать современному состоянию науки.
Понятие «концепция науки» можно сопоставить с такими понятиями, как «концепция человека», «концепция жизни», «концепция техники» и т. п. Действительно, есть все основания говорить, что в современном мире есть некие устоявшиеся и общепризнанные положения, которые отличают, скажем, научные представления о человеке от религиозных (первые полагаются на факты, вторые - на тексты Священного Писания); то же можно сказать и в отношении представлений о жизни.
Философские концепции науки существуют наряду с экономическими, политологическими, психологическими, социологическими и др. Чтобы данная, достаточно абстрактная, трактовка концепции науки стала более понятной, приведем несколько примеров.

Так, в условиях современной цивилизации, когда наука становится решающим фактором развития общества, властные и политические структуры не могут отстраниться от ее существования, напротив, они чрезвычайно заинтересованы в том, чтобы иметь представление о факторах, способствующих развитию науки, о реальном состоянии науки в своей стране, а также о том, как стимулируется ускоренное развитие науки в передовых в этом отношении странах. Сегодня при высших органах власти существуют комитеты по науке, говорят, даже по такой сфере политической деятельности, как science policy. Бесспорно, должно существовать единство действий власти в отношении научных кадров, наиболее значимых на сегодняшний день направлений науки, напрямую связанных с высокими технологиями, финансированием науки в целом и тех или иных ее отраслей и пр. Это единство действий способна обеспечить политологическая концепция (или доктрина) науки. Вряд ли подобная концепция прописана в каком-либо одном тексте, открыв страницу которого мы бы смогли получить ответ о состоянии того или иного параметра науки. Но в политичес-
ком пространстве любого современного государства такая концепция присутствует.
Нетрудно себе представить, как заявленный круг вопросов, касающихся науки, перенести на сферу экономической жизни. И дело не в том, как влияет наука на современную экономику, - в экономической концепции науки теоретически обосновывается важнейшее основание существования науки, без учета которого все политологические доктрины повисают в воздухе. Именно экономисты имеют обоснованное решение, почему и как надо финансировать в ближайшее десятилетие фундаментальные и прикладные исследования, академическую и вузовскую науку и что выгоднее финансировать на нынешнем этапе страны - научные исследования в военной и оборонной сферах или в конверсионных отраслях. Не будем развивать дальше данную тему, поскольку и так ясно, что если в вопросах экономических оснований не будет последовательных и взаимосогласованных решений, то и в науке концы с концами не будут сходиться.
Подобную логику развертывания понятия концепции науки можно перенести и на взгляд психологов на науку. С учетом специфики предмета психологии она выстраивает концепцию научного творчества, выявляет психические структуры и механизмы функционирования, ответственные за интеллектуальную деятельность, исследует влияние эмоциональной составляющей на интеллектуально-рассудочную деятельность.
Конкретизировав понятие концепции науки, дадим краткую характеристику отличий философских концепций науки. Первое, что можно отметить: философские концепции не связаны с рассмотрением науки через призму какой-либо одной сферы человеческой жизнедеятельности - экономической, политической и т. п. Философские концепции нацелены, как правило, на раскрытие сущностных характеристик самой науки. А поскольку бытие науки многогранно и сущностные моменты сконцентрированы в понимании так называемых трех аспектов бытия науки, то можно говорить о философских концепциях науки как особого вида познавательной деятельности, о философских концепциях науки как особого социального феномена и о философских концепциях науки как явления культуры. Второе. Своеобразие философии заключается в том, что по поводу одних и тех же явлений и событий всегда имеется не одна позиция, поэтому и относительно философских представлений о науке можно сказать, что по каждому сущностному аспекту науки в истории философии можно обнаружить не одну концепцию, а несколько, которые конкурируют между собой и каждая из которых претендует на реальное отражение существа науки. В качестве примера сошлемся на состояние философии науки к. XIX - пер. пол. XX столетия. По поводу трактовки науки как особого рода знания и познавательной деятельности конкурировали между собой, вступая в полемику, целый ряд концепций. Можно назвать по меньшей мере позитивистскую, неорационалистическую, неокантианскую и феноменологическую концепции науки. Бесспорно, лидирующей была позитивистская философия науки, поскольку она выстраивала свою концепцию, максимально следуя за самой наукой, и претендовала на такую же строгость и точность, как и сама наука. Тогда как неокантианская концепция шла к науке от философии и претендовала на критику науки.
Наконец, нельзя не отметить еще одну особенность философских концепций науки. Хотя мы только что называли целые направления в философии науки, тем не менее философские концепции науки носят личностный характер - они всегда принадлежат ка- кому-то конкретному мыслителю, который своей позицией и своей логикой придает концепции целостность и последовательность. Поэтому мы можем говорить о концепции науки О. Конта, Э. Кассирера, Г. Баш- ляра, Э. Гуссерля и т. д.
Н. В. Бряник

ведущий замысел синтеза или развития какого-либо объекта, процесса, из которого можно было бы вывести те деятельности, которые будут способствовать воплощению этого замысла в жизнь. Существует и второе толкование, при котором концепция представляет собой точку зрения, позицию, научную теорию, на основе которой объясняются происходящие процессы. Однако применительно к существующему положению в высшем образовании актуальным является рассмотрение концепции как ведущего замысла. По своей сути, концепция должна содержать указания о том, в каком направлении необходимо развивать образование в наше время. Такие особенности требуют особого внимания к методологии концептуальной работы. Чтобы обеспечить объективность и доказательность концепции высшего образования, реальность планируемых изменений, необходимо осуществить в процессе ее создания и реализации четыре важнейших функции: исследовательскую, коммуникативную, нормативную, исполнительную. Разработка концепции должна начинаться с конкретизации и объективизации целей, которых желательно достигнуть. До тех пор, пока не сформулированы и не конкретизированы цели, последующая работа над концепцией не имеет смысла. Этот этап работы состоит в том, чтобы установить, в чем конкретно состоит «прогресс» на данном этапе развития объекта. При всей своей кажущейся простоте эта функция не может осуществляться простой разработкой некоторого текста, выполняемой даже коллективом специалистов.

Теория - это не просто отражение, а отражение, заменяющее реальность для выстраивания конкретной деятельности. Содержание образа зависит от функции ориентировки деятельности, от рассогласования между схемой действия, с одной стороны, и ситуацией действия, с другой. Любители З.Фрейда могут определить в научных концепциях подсознательные мотивы и комплексы, а сторонники К.Юнга раскроют архетипы, проявившие себя в идеях и взглядах авторов теорий.

Имея такое богатство психологических методологий, мы можем увидеть более глубокие основания теоретических споров и построений, чем их видят сами участники научных дискуссий. Все это вполне может быть применено и к концепциям психологии.

Субъективные мотивы психологических концепций.

Можно сколь угодно спорить о том, действует ли„ внешнее через внутреннее“, как считал С.Л.Рубинштейн или субъект психики сам по своей логике строит образы, как считал А.Н.Леонтьев. Но сегодняшний психолог должен постараться выяснить мотивы этой дискуссии: почему А.Н.Леонтьев строил именно „такую“ теорию, утверждал идентичность строения внешней и внутренней деятельности, говорил о интериоризации и экстериоризации, а С.Л.Рубинштейн отрицал эти теоретические образы и строил иные? Ведь за их концепциями стояли реальные механизмы возникновения этих концепций, реализовались живые человеческие мотивы.

А.Н.Леонтьев создает теорию восприятия, резко отличающуюся от ленинской „теории отражения“. У Леонтьева образ конструируется по субъектной логике деятельности, что у Ленина всегда вызывало агрессивное „теоретическое“ неприятие. Ленинские мотивы понятны. Если образ не есть прямая копия реальности, а зависит от субъекта, то очевидно, опасно разрушать мир, исходя из состояния своего образа мира. Тогда следует искать корни отрицания общества в организации самого отрицающего субъекта.

А.Н.Леонтьев хочет отстоять субъективность индивида. Но для этого он делает парадоксальный ход. Он критикует закон „специфических энергий органов чувств“ И.Мюллера именно за подтверждение факта субъективности ощущений. Хотя факт зависимости ощущения от того органа, который получает импульс энергии, вряд ли можно опровергнуть. А как же иначе, если качество ощущения воспринимается лишь в центральной зоне анализатора, а всякое воздействие, независимо от характера импульса, преобразуется в электро-химический ток по нерву. Все многообразие модальностей ощущений возникает на основе либо электро-магнитных импульсов (свет, тепло, вкус, запахи), либо механических вибраций (звуки, осязание). Многобразие чувств определяется сложностью субъекта, а не многообразием воздействующих стимулов. Богатство наших чувств определяется проблемами регуляции нашей деятельности.

Критикуя И.Мюллера, А.Н.Леонтьев защищает себя от критики, за позиции, близкие к Мюллеру. В концепциях и текстах А.Н.Леонтьева скрыто множество логических трюков и подтекстов. Надо было суметь получить Ленинскую премию за теорию, противостоящую позициям Ленина. А нам нужно уметь видеть за теоретическими построениями живые человеческие хитрости.

Противостояние психологии и науки. Амбиции науки.

Психологический подход позволяет нам оценить не только мотивы теоретизирования, но и принципы построения теорий, выраженные в науках. И здесь мы сразу оказываемся в оппозиции к большинству тех взглядов и требований к построению теорий, которые положены в основу научного теоретизирования. Ведь знаменем и кредо науки является устранение субъективности, стремление представить идеи и концепции как „истинно объективный“ взгляд на реальность. Поэтому изложение теорий в науке исключает раскрытие тех сомнений и переживаний, которые предшествовали построению теорий. Ученый излагает теорию как строгое и завершенное построение абстрактного ума. Он старается полностью скрыть субъективность своих построений, мотивы и эмоции, наполнявшие процесс и содержание теоретизирования.

Следует заметить, что такое „объективное“ теоретизирование характерно именно для западной европейской цивилизации. И сама наука, как социальная, регламентированная принципами деятельность, является порождением этой цивилизации. Научная деятельность как таковая возникла на основе мотивов овладения миром, покорения природы умом и волей человека. Эти мотивы развивались в религиозном мироощущении. Иудаизм и христианство представляли человека подобным Богу- творцу, а мир - созданным волей Бога, слишком похожего на человека. Ценности овладения миром, покорения природы волей человека не принимались восточными религиями. Они непонятны индуизму, даосизму или буддизму. Они слабо восприняты исламом. Научная деятельность и сегодня импортируется на Восток вместе с ценностями западной цивилизации.

Научные концепции формировались на мотивах покорения мира. От агрессивной практики завоевывания рынков и территорий наука получала и получает материальную поддержку. Научная деятельность достаточно амбициозна в своих мотивах. Ученый стремится с помощью своей логики и своих концепций максимально овладеть всем, что берется исследовать. Либо мир покоряется технологии науки, либо эта технология признается негодной. Тогда на смену слабой логике и концепции приходит более мощная, отвечающая максимальным претензиям на умственное овладение миром. Так проникали в сознание людей концепции Н.Коперника и А.Эйнштейна, З.Фрейда и Ж.Пиаже, вытестнявшие теории своих предшественников, Схемы науки явились интериоризацией европейских акций покорения природы, материков, социальных и физических процессов.

Покорительные, амбициозные мотивы отразились на многих базовых идеях и принципах науки. К ним прежде всего нужно отнести логику атомизма и материализм в форме сенсуализма. Здесь обосновывалась сама возможность покорять и властвовать. Сенсуализм придавал статус реальности только тому, что имело возможность предстать перед ощущениями и отрицал реальность неощущаемых явлений. Право объектов на существование было поставлено в зависимость от способности людей воспринимать эти объекты. Человек заявил себя Богом, от способности которого что-либо ощущать зависело само признание реальности вещей. Такие амбиции были абсолютно чужды восточной мудрости, всемерно подчеркивающей ограниченность прямого восприятия вещей.

Атомизм же позволял объявить началом и основой мира не Бога, дао, дух или что- либо еще безмерное и не покоряемое, а маленькие атомы. Все сложное объяснялось простым, а овладеть простым было нетрудно. Это открывало европейцам оптимистические надежды на возможную власть человека над природой. Атомизм представляет формирование предметов по аналогии с конструированием вещей человеком. Из простых и непритязательных деталей составляется весь мир. Из отдельных молекул синтезируется живой организм. Здесь нет фатальной логики саморазвития целостности мира. Предполагается, что в принципе из элементов человек сможет конструировать все, что угодно: клонировать людей, строить „светлое“ будущее общество, управлять природой. Все сложное создается из малого, а над малым источником люди могут властвовать в роли управляющего богоподобного субъекта.

Так же и вечная война материализма и идеализма практически не может быть понятна, если не видеть в ее основе мотивацию. Понятие „материя“ у В.Ленина мало чем отличается от гегелевского „абсолютного духа“ или восточного „дао“, кроме одной прибавки: „и дается нам в наших ощущениях“. А в остальном - характеристика „духа“ и „материи“ сходная. Это реальность, „вне нас и независимо от нас порождающая мир в своем развитии“. Но именно вопрос о том, „дается“ ли материя в ощущениях или нет, задает нам позицию по отношению к миру. Можем ли мы его полностью взять и покорить, или мы слабы и неспособны? Можем ли мы разрушать мир „до основания“, а затем воссоздавать его по нашим планам? Это вопрос мотивации и амбиции, вопрос покорности или нахальства.

В теориях материализма и идеализма можно проводить исследование детского „эдипова комплекса“ с разной формой претензий философов на овладение „матерью“, можно видеть то, что определяется мотивами философа, связанными с формированием стремления к власти или, наоборот, склонностью к сохранению мирового порядка. Любопытно заметить, что, согласно наблюдению ряда прихологов, у многих восточных народов „эдипов комплекс“ не формируется в силу особой организации семьи. Как-то своеобразно это согласуется с отсутствием в восточной культуре споров между „материализмом“ и „идеализмом“.

Наука развивается в ходе истории человечества. Вопрос в том, «почему» и «как» она развивается.

Согласно концепции интернализма, развитие науки определяют внутринаучные факторы (накопление знаний, любознательность ученых, гении и т.п.).

Согласно концепции экстернализма, развитие науки определяется внешними, социально-экономическими факторами.

Согласно концепции кумулятивизма (лат. cumulatio – накопление), развитие науки идет путем постепенного, непрерывного накопления новых знаний.

Согласно концепции некумулятивизма, развитие науки идет скачкообразно, катастрофически, т.к. здесь имеют место научные революции.

Научные революции особый вид фундаментальных новаций, связаны с перестройкой основополагающих научных концепций. К существу научной революции относятся: создание новых методов исследования, новых теоретических концепций и новых исследовательских программ.

Современные теории научных революций разработали И. Лакатос и Т. Кун. Последний вывел концепцию научных революций как смены парадигм научных теорий, выступающих в качестве образца научного исследования на определенном этапе развития науки. И. Лакатос рассмотрел концепцию научных революций как смены научно-исследовательских программ.

П. Фейерабенд выдвинул анархический принцип пролиферации идей – «размножения теорий», где условием развития науки является стремление к максимальному разнообразию взаимоисключающих гипотез и теорий.

5. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ

Сознание – это проявление человеческого духа; присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме; высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Человеческому сознанию присуща активная творческая деятельность. Субъектом сознания могут выступать человеческий индивид, коллектив, общество в целом. Носителем, формой и способом существования сознания является язык.

Существует несколько трактовок сознания:

· идеализм – сознаниеесть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить и конструировать действительность (Платон, Фихте, Шеллинг, Гегель и др.);

· вульгарный материализм – сознание имеет вещественную природу; мысль есть продукт деятельности мозга, т.е. мозг выделяет мысль, «как печень выделяет желчь» (Бюхнер, Фохт, Молешотт и др.);

· диалектический материализм – сознание есть свойство выскоорганизованной материи, сущность сознания идеальна;

· сознание есть высшая форма отражения мира, т.е. источником его содержания выступает объективный мир;

· сознание есть продукт эволюции природы, человека и общества;

· необходимыми факторами формирования человеческого сознания являются труд, общество и речь (Маркс, Энгельс, Ленин).

Согласно учению диалектического материализма, основой сознания является отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия одним явлением особенностей другого объекта. Выделяют три уровня отражения: в неживой природе (физико-химические взаимодействия), на биологическом уровне (раздражимость, чувствительность, восприятие, представления, рефлексы) и социальное отражение (сознание).

Сознание есть высшая ступень развития психики – особого свойства высокоорганизованной материи (живых организмов), заключающегося в активном и избирательном отображении реальности в форме идеальных образов. Психика животных обусловлена биологическими закономерностями; психика человека носит социальный характер и направлена на преобразование мира.

В структуру сознания входят: знание, внимание, память, воображение, эмоции, воля и другие феномены.

Знание – результат процесса познания, отражение действительности в виде чувственных и рациональных образов.

Эмоции включают в себя чувства (удовольствие, радость, горе и т.д.), настроения (эмоциональное самочувствие), страсти и аффекты.

Чувства – переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, к другим людям, к каким-либо явлениям; могут быть кратковременными и длительными. Особая группа – это высшие чувства (чувства долга, чести, любви, дружбы, патриотизма, эстетические чувства и др.).

Настроение – длительное эмоциональное состояние (ра­достное, угнетенное и т.п.), которое придает определенный эмоциональный тон, окраску всем другим переживаниям, а также мыслям и действиям человека.

Страсть – сильное и глубокое чувство, захватывающее человека надолго.

Аффект (душевное волнение) сильно и бурно протекаю­щее эмоциональное переживание ярость, ужас, оцепенение, плач, крик и т.п.

Память – закрепление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его предыдущего опыта.

Воображение – способность создавать но­вые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе полученных впечатлений

Воля – созидательное устремление человека на выполнение тех или иных действий; преодоление внешних и внутренних трудностей на пути достижения желаемого действия и поставленной цели; власть над собой, над своими чувствами, действиями.



Интенция (лат. intention – стремление) – направленность сознания, мышления на какой-либо предмет (схоластика, Брентано, Гуссерля, неотомизм).

Бессознательное – неконтролируемые сознанием человека психические процессы и явления. Сознание и бессознательное взаимосвязаны, являются двумя относительно самостоятельными сторонами психики человека, взаимодействуют между собой и способны достигать единства.

Самосознание – это осознание и оценка человеком своей деятельности, мыслей, чувств, интересов, потребностей; целостная оценка самого себя и своего места в жизни.

Важную роль в формировании самосознания играет интроспекция –наблюдение человеком за своей внутренней осознанной психической жизнью.

Развитой формой самосознания выступает рефлексия – осуществление субъектом анализа собственной деятельности и явлений сознания.

Идеальное – субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженной в формах сознания и воли человека (знаниях, нравственно-моральных нормах, рассуждениях и т.п.). В немецкой классической философии понятие идеального связывалось с активностью и творческой деятельностью субъекта (Фихте, Кант, Гегель). В отечественной марксисткой философии сложились две концепции:

1) социально-историческая (Э.В. Ильенков, П.В. Копнин и др.) – идеальное есть способность человека в своей предметно-практической деятельности духовно, в мыслях, целях, воле, потребностях воспроизводить вещь;

2) натуралистически-биологическая (Д.И. Дубровский, И.С. Нарский) – идеальное связано с материальными мозговыми процессами; его нельзя выносить за пределы человеческого мозга и субъекта.

6. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Познание – процесспостижения сознанием многообразных сторон и связей бытия; отражениев сознании человека свойств предметов реальности. В процессе познания происходит формирование в сознании идеальных моделей реальности. Познание – это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познание как процесс взаимодействия субъекта и объекта впервые начинает рассматриваться в немецкой классической философии. Для современной философии характерно стремление к преодолению противопоставления субъекта и объекта познания.

По вопросу о познаваемости мира выделяются позиции гносеологического оптимизма, скептицизма и агностицизма.

Представители гносеологического оптимизма верят в могущество разума и утверждают, что человек способен получать достоверное знание, истину (как правило, это материалисты и объективные идеалисты).

Сторонники скептицизма выражают сомнение в возможности достоверного познания объективной действительности; полагают, что мир познаваем только частично, любая истина носит субъективный (относительный) характер, не существует надежного критерия истины (Пиррон, Агриппа, Секст-Эмпирик).

Представители агностицизма отрицают возможность познания мира; утверждают, что невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др.). Объективной предпосылкой агностицизма являются реальные трудности, проблемы в познании истины.

Структура познания включает субъекта познания, объект познания, знание, язык, виды познания.

Субъект познания – источник целеполагающей активности в познании; индивидуальный и коллективный носитель предметно-практической познавательной деятельности и оценки.

Объект познания – часть реальности (материальной и духовной), на которую направлена познавательная и преобразующая деятельность субъекта.

Знание – результат познания, предстающий как совокупность достоверных сведений об объекте, которым и располагает общество или индивид.

Язык – универсальное средство общения людей; система знаков, которая существует для получения, хранения, переработки и передачи информации. У животных язык является двигательной и звуковой формой сигнализации; у человека язык возник вместе с сознанием и обозначает вещи, свойства и отношения, выступает основой осознанного и целенаправленного поведения.

Различают три вида познания:

1. Чувственное познание (или живое созерцание) – процесс познания, осуществляемый посредством органов чувств (зрения, слуха, осязания и др.), через которые в сознание могут проникать сведения об окружающем мире.

Формы чувственного познания:

· ощущение – отображение отдельного свойства материального объекта, непосредственно взаимодействующего с органами чувств;

· восприятие – целостный образ предмета (синтез ощущений), непосредственно данный в живом созерцании;

· представление – опосредованно-чувственный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент; представление связано с памятью и творческим воображением.

2. Рациональное познание – процесс абстрактно-логического мышления, рассудочного и разумного познания мира.

Понятие – исходная форма рационального познания; единица (форма) мысли, фиксирующая общие и существенные свойства предметов и явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). В языке понятия выражаются словами и словосочетаниями, которые называются именем понятия.

Суждение – форма мышления, отражающая наличие или отсутствие определенных признаков у вещей, явлений, процессов действительности, их свойства, связи и отношения. Суждение обычно выражается повествовательным предложением и может быть либо истинным, либо ложным.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (обычно в виде суждения).

Мышление – оперирование с конкретно-чувствен-
ными и понятийными образами; активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.).Мышление обусловлено как биологической природой человека (мозг), так и социальной составляющей (общение, речь, труд). Мышление первобытного человека (по Л. Леви-Брюлю) было в основе своей «пралогическим» (т.к. не стремилось избегать противоречий) и мистическим (коллективная вера в существование таинственных духов и сил). Мышление современного человека носит абстрактно-логический (стремится избегать противоречий) и натуралистический (поиск причин в законах природы) характер.

Абстрактное мышление – способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями.

Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона, жесткого стандарта (формальная логика).

Разум высший уровень рационального познания, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия); задача разума – объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей (диалектическое мышление).

3. Внерациональное познание – процесс получения знаний, основанный на эмоционально-волевых способностях человека, его субъективных переживаниях (феномены веры, убеждения, интуиции, творчества, понимания и т.п.).

Переживание – испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие собственной жизни.

Вера – оценка или признание информации как истинной в условиях недостатка или отсутствия достаточных логических и фактических обоснований, доказательств. Вера как особое состояние сознания проявляется в некритическом отношении к тому или иному знанию; связана с ценностным отношением к предмету верования. Неискоренимое присутствие веры в жизни и познании отстаивают представители прагматизма (Дж. Дьюи, Ч. Пирс и др.).

Убеждение – знание, соединенное с верой в него; выражение внутренней уверенности в своих взглядах, знаниях и оценках реальности.

Мнение – субъективная позиция; взгляд, точка зрения личности на что-либо.

Интуиция – процедура постижения истины без обоснования с помощью доказательств; способность человека решать проблемы без осознания путей и условий решения. Интуиция относится к сфере бессознательного. Иррационалисты считают интуицию высшей познавательной процедурой.

Понимание – познавательная процедура постижения смысла и значения объекта на основе его переживания, размещения его в своем сознании. Философское учение о понимании называется герменевтика .

Творчество – самостоятельно-поисковая деятельность по созданию качественно нового, оригинального, ранее не существующего. Результатом творческой деятельности являются изобретения , отличающиеся новизной, оригинальностью.

7. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ

Истина – центральная категория теории познания (гносеологии), цель познания; идеальное воспроизведение в познании действительности, так как она существует вне и независимо от познающего субъекта. Вопрос об истине – это вопрос об отношении знания к объективной реальности.

Существует несколько трактовок истины:

· истина как свойство идеальных объектов бытия (объективный идеализм );

· истина как соответствие мышления чувственному опыту субъекта (эмпиризм, сенсуализм );

· истина как согласие мышления с самим собой (рационализм );

· истина как процесс развития знания (диалектика ).

Выделяют основные концепции истины:

1) классическая (корреспондентская) концепция – истина есть соответствие знаний объективной реальности, верное, адекватное отображение объективной реальности; впервые определение истины как суждения, соответствующего действительности, было дано Аристотелем – это наиболее распространенная концепция истины: ее придерживаются и материалисты, и идеалисты, не отвергают ее и агностики; различия внутри проходят по вопросам о характере действительности и механизмах соответствия;

2) релятивистская концепция (лат. relativus – относительный) – истина подвижна и меняется под воздействием различных факторов (время, место, точка зрения, система ценностей и прочее), поэтому объективной истины, т.е. знаний, истинных независимо ни от чего, не существует;

3) прагматическая концепция – истина есть такие знания, которые полезны, выгодны, т.е. позволяют добиться успеха в конкретной ситуации, достичь поставленной цели; истина есть то, что лучше «работает» для нас
(У. Джеймс, Д. Дьюи, Ч. Пирс);

4) конвенциальная концепция (лат. conventio – договор, соглашение) – истина есть то, что признается таковым большинством, т.е. является продуктом соглашения (к примеру, истинность математических аксиом, физических постулатов, научных теорий есть соглашение ученых по выбору наиболее целесообразных и удобных в использовании);

5) когерентная (логико-гносеологическая) концепция (лат. cohaerentio – внутренняя связь, сцепление) – истина самосогласованность, связанность знаний, т.е. истинными знаниями являются те, которые согласованы между собой в определенной непротиворечивой системе знаний (К. Поппер, Р. Карнап).

Объективная истина – познание объекта с точки зрения его существенных свойств, связей и тенденций развития. Это процесс, в котором в единстве представлены два момента знания – абсолютное (устойчивое, неизменное в знаниях) и относительное (изменчивое, преходящее; истинное в одном отношении, но ложное в другом).

Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание об объектах и процессах действительности (гносеологический идеал); знание, которое не может быть опровергнуто в процессе дальнейшего познания.

Относительная истина – это неполное, условное, приблизительное, незавершенное, ограниченное знание об объекте; знание, зависимое от условий, места и времени его получения; истинное в одном отношении и ложное в другом.

По вопросу соотношения моментов абсолютности и относительности в знаниях выделяются позиции догматизма и релятивизма.

Догматизм – способ мышления, преувеличивающий значение абсолютной истины (истина есть знание верное всегда, при любых обстоятельствах), превращающий какие-либо положения в закостеневшие, неизменные факты.

Релятивизм (лат. relativus – относительный) – способ мышления, преувеличивающий значение относительной истины, основанный на идее условности и субъективности содержания познания, что приводит к отрицанию объективности познания (к скептицизму и агностицизму).

Критерии истины:

· ясность;

· самоочевидность, отчетливость знаний, логические построения (рационализм );

· подтверждаемость в опыте (эмпиризм ) или ощущениях (сенсуализм );

· общезначимость (конвенционализм );

· полезность, эффективность (прагматизм );

· практика (диалектический материализм ).

Практика – критерий истины в диалектическом материализме; общественно-историческая целесообразная деятельность, направленная на преобразование окружающей действительности.

Формы практики:

· общественное производство;

· научно-экспериментальная деятельность;

· социально-политическая деятельность;

· игровая практика;

· практика общения и др.

По смыслу истина отличается от заблуждений, лжи и ошибок.

Заблуждение – непреднамеренное искажение субъектом знаний о действительности; искаженное отражение действительности, т.е. знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждения могут способствовать созданию проблемных ситуаций и тем самым вести к истине.

Гегель рассматривал проблему истинного и ложного. Они относятся к тем определенным мыслям, которые неизменно считаются самостоятельными (eigene ) сущностями, из коих одна изолированно и прочно стоит по одну сторону, а другая – по другую, не имея ничего общего между собой. Вопреки этому следует указать, что истина не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде (gegeben werden ) и в таком же виде спрятана в карман. Не дано (gibt es ) ни ложного, ни злого. Правда, злое и ложное не так плохи, как дьявол, ибо рассматривать их в качестве дьявола – значит превращать их в особый субъект ; в качестве же ложного и злого они только всеобщее, хотя и обладают по отношению друг к другу собственной существенностью. Ложное было бы «иным» , было бы «негативной» субстанцией, которая, как содержание знания, есть истинное. Но субстанция сама есть по существу негативное, с одной стороны, как различие и определение содержания, с другой – как простое различение, т.е. как самость и знание вообще. Иметь ложное знание можно. Ложное знание о чем-нибудь означает неравенство знания с его субстанцией, однако именно это неравенство есть различие, которое есть существенный момент. Из этого различия возникает их равенство, которое и есть истина. Но оно есть истина не так, будто неравенство отброшено, как отбрасывается шлак от чистого металла, а как негативное, как самость, находящаяся в истинном как таковом. Однако на этом основании нельзя сказать, что ложное образует некоторый момент или некоторую составную часть истинного. В выражении «во всякой лжи есть доля правды», то и другое подобны маслу и воде, которые не смешиваясь, только внешне соединены. Именно потому, что важно обозначать момент совершенного инобытия , их выражения не должны больше употребляться там, где их инобытие снято. Так же, как выражения «единство субъекта и объекта, конечного и бесконечного, бытия и мышления и т.д.», нескладны потому, что объект и субъект и т.д. означают то, что они представляют собой вне своего единства, и, следовательно, в единстве под ними подразумевается не то, что говорится в их выражении, – точно так же и ложное составляет момент истины уже не в качестве ложного.

Ложь – преднамеренное, сознательное искажение субъектом знаний о действительности; в социальном плане – передача дезинформации.

Ошибка – результат неправильности действий человека в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в делах и т.д.

8. ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА

Культура (лат. cultura – возделывание, обработка земли) – часть человеческого окружения, созданная самими людьми; форма деятельности людей по воспроизводству и обновлению социального бытия; совокупность надбиологических программ жизнедеятельности человека, обеспечивающая воспроизводство и изменение социальной жизни, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты (артефакты, «вторая природа»).

Культура становится предметом изучения в эпоху Просвещения, когда происходит противопоставление культуры и цивилизации (Ж.-Ж. Руссо).

Культура каждого народа уникальна и неповторима; с этим связана ценность различных культур. Современный этап в развитии культуры (XX–XXI вв.) характеризуется развитием глобальных коммуникационных технологий, что приводит к постмодернистскому пониманию культуры.

Э. Кассирер полагал, что культура есть сфера символических форм (языка, мифа, религии, искусства и др.).
Й. Хейзинга считал принципом становления человеческой культуры игру. З. Фрейд обосновал репрессивный характер культуры по отношению к природе человека.

Функции культуры:

· креативная (творчества артефактов);

· познавательная, информационная (носитель социальной информации);

· аксиологическая (вырабатывает и транслирует ценности);

· коммуникативная (передает опыт поколениям);

· интегративная (объединяет людей);

· адаптивная (обеспечивает приспособление человека к миру);

· регулирующая .

Культурный универсализм – концепция, в основе которой лежит идея создания мировой культуры на основе универсальных, общечеловеческих ценностей (Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, И. Гете, В.С. Соловьев и др.).

Культурный релятивизм – концепция, в которой подчеркивается самобытность и уникальность различных культур и критически оценивается возможность создания мировой культуры (М. Монтень, И. Гердер, К. Леви-Строс, О. Шпенглер, А. Тойнби, Н.Я. Данилевский, Л. Гумилев и др.).

О. Шпенглер трактовал культуру как «организм с душой», который обособлен от других «организмов», выделял в развитии культуры этапы ранней мифосимволической, метафизико-религиозной и поздней стадии, переходящей в цивилизацию. Согласно А. Тойнби, реальность ставит перед культурами задачи самоосуществления («вызов»), на который нужно дать верный «ответ».