Какое значение имеет название повести портрет. Повесть «Портрет» в исследованиях русских литературоведов

Повесть "Портрет" Гоголя (2 часть), краткое содержание которой приведено в этой статье, входит в цикл "Петербургские повести". Она была написана в 1833-1843 годах. Впервые увидела свет в книге "Арабески", которая была издана в 1835 году. Со временем автор переработал текст, сегодняшний вариант произведения известен с 1842 года.

Повесть "Портрет"

Повесть "Портрет" Гоголя (2 часть), краткое содержание которой вы сейчас читаете, состоит из двух частей. Прежде чем перейти ко второй, нужно хотя бы кратко ознакомиться с тем, что было в первой.

Произведение начинается с описания жизни бедного художника по фамилии Чартков. В самом начале повести "Портрет" Гоголя (краткое содержание по частям дает представление о сюжете) главный герой приобретает изображение неизвестного ему старого азиата. При этом картина эта оказывается незаконченной. Автор старательно выписал только глаза, которые смотрят будто живые. Все остальное изображено максимально схематично.

Из повести "Портрет", краткое содержание, пересказ которой вы найдете в этой статье, становится ясно, что на эту картину Чартков потратил свои последние деньги. Она его настолько заворожила, что он не смог оторваться. Вместе с ней он возвращается в свою нищую квартирку, узнает, что, пока его не было, снова приходил хозяин, требуя внести деньги за жилье.

Чарткова тяготит бедность. Он уверен, что жизнь с ним обходится несправедливо, потому что, несмотря на талант, он не может выбраться из нищеты. Спать он ложится расстроенным и голодным.

Портрет в ночи

Таинственные и даже мистические события в повести "Портрет" Гоголя, краткое содержание по частям которой вы сейчас читаете, начинают происходить в первую же ночь. Картина висит на стене, и когда на нее падает лунный свет, глаза начинают смотреть пугающе и пронзительно. Неожиданно старик на холсте начинает шевелиться, упирается в раму и выпрыгивает к кровати Чарткова.

Из складок своего одеяния он достает деньги, на каждой из бумажек надпись "1000 червонных". В повести "Портрет" Гоголя, краткое содержание по частям которой приведено в этой статье, художник с жадностью и вожделением смотрит на них. Старик же пересчитывает и складывает их в мешок, в последний момент одна бумажка выпадает и откатывается в сторону. Чартков незаметно ее хватает... И в этот же миг просыпается. При этом у него остается стойкое ощущение, что это был не сон, а все происходило наяву.

Как добыть денег?

Этот вопрос мучает художника постоянно, а в это утро особенно. Он мечтает, как бы стать обладателем хотя бы малой части тех денег, которые он видел у старика. К тому же опять является хозяин квартиры, да еще и с квартальным, требуя денег за проживание.

Пока Чартков общается с владельцем, квартальный берет в руке портрет азиата и неаккуратно надавливает на раму. В этот момент оттуда выпадает сверток. В нем лежит тысяча червонцев. В повести Гоголя "Портрет", краткое содержание которой вы сейчас читаете, описывается, что счастью Чарткова нет предела. Он расплачивается с долгами, снимает новое жилье, дает объявление о своем живописном таланте.

Вскоре у него появляются богатые заказчики, жизнь налаживается. Он пишет каждый портрет старательно, вкладывая в него душу. Но со временем заказов становится так много, что он начинает халтурить. К тому же на это практически никто не обращает внимания. Публика его боготворит, хоть отдельные критики и подмечают, что в работах художника стало меньше таланта.

Все изменяется, когда он видит полотно своего старого знакомого. В повести Гоголя "Портрет", краткое содержание которой вы можете найти в этой статье, описывается, насколько поражен Чартков. Этот художник несколько лет прожил в бедности и забвении, но упорным трудом сумел достичь истинного совершенства. Главный герой понимает, что такого уровня уже никогда не сможет достичь и начинает завидовать по-черному. Те годы, которые он потратил на зарабатывание денег, убили в нем искру таланта.

Отныне он завидует всем талантливым живописцам. Из повести "Портрет" Н. В. Гоголя, краткое содержание которой вы сейчас читаете, мы узнаем о его странном занятии. Он скупает все достойные картины, что только может найти, и режет дома полотна на куски. Вскоре он сходит с ума, умирает в страшных муках.

Часть вторая

В повести "Портрет" Гоголя (2 часть), краткое содержание которой вы сейчас читаете, в дальнейшем рассказывается, что этот же портрет из дома Чарткова вскоре оказался выставлен на аукцион. Удивительные глаза старика привлекли покупателей, цены быстро выросла. В самый разгар торгов появился молодой человек, который рассказал всем историю этой картины.

Оказалось, что его отец жил под Петербургом. По соседству обосновался азиат-ростовщик. Высокий, страшный и с тяжелым взглядом. Он построил громадный дом и стал выдавать ссуды всем желающим под большие проценты. Причем деньги, которые брали у него в долг, вскоре приносили несчастья. Щедрые становились скупыми, добрые - завистливыми, в семьях начинались ссоры и скандалы, доходило даже до убийств.

Отец этого художника писал картины на религиозные темы. Однажды он решил изобразить дьявола, ему показалось, что лучше всего будет взять за образец этого ростовщика. Удивительно, но вскоре азиат сам появился на пороге его дома и попросил написать его портрет.

Ростовщик начал ему позировать. Отец писал картину, вложив в нее весь свой талант, но успел при этом написать только глаза его заказчика. После этого он не смог продолжать работать, ему постоянно казалось, что глаза ожили и пристально смотрят на него. Тогда художник объявил, что отказывается от заказа и денег ему не нужно. Ростовщик умолял закончить работу, но тот был непреклонен. На следующий день азиат умер, завещав работу мастеру.

Судьба портрета

Из повести "Портрет" Гоголя (2 часть), краткое содержание которой приведено в этой статье, мы узнаем, что художник повесил картину у себя в доме. Вскоре он почувствовал на себе демоническое влияние этих глаз. Он начал завидовать своему ученику, а выражение глаз святых для икон стали приобретать дьявольское выражение. Заподозрив, что во всем виноват портрет азиата, он хотел его уничтожить, но один из друзей выпросил картину себе.

Как только портрет унесли, отец стал успокаиваться, а гнетущую силу картину стал ощущать на себе ее новый хозяин. Отныне нарисованное лицо ростовщика приносило беды всем его владельцам.

Перед смертью автор этой картины завещал своему сыну, который тоже стал художником, знание того, что в творчестве всегда содержится некая дьявольская сила, ее надо избегать любыми способами. Оказавшись под влиянием этой силы, он тогда и написал глаза ростовщика. Он завещал сыну найти портрет и уничтожить его. Эта история так всех поразила, что, когда все снова посмотрели на сцену, портрета уже не было. Либо его кто-то украл, либо он исчез таинственным образом.

Создание повести

К написанию этого произведения Гоголя подтолкнула "Пиковая дама" Пушкина, которую все обсуждали в 1834 году. Современники невысоко оценили работу. После провала "Ревизора" автор уехал в Италию, где переработал произведение.

Он изменил многие диалоги, имена персонажей. Главного героя теперь звали Чартков, а не Чертков. Поменялся и финал. Если раньше с картины исчезала фигура ростовщика, то теперь пропал сам портрет.

Композиция произведения

Повесть состоит из двух частей. В каждой из них главным героем является художник. Писатель демонстрирует судьбу двух талантливых живописцев, которые попадают под тлетворное влияние дьявольских глаз ростовщика.

Каждый из мастеров поддается искушению, в основе которого лежит зависть к более талантливым коллегам по цеху.

Характеристика героев

Говоря о персонажах, стоит отметить, что молодой живописец Чартков в начале своей карьеру стремится следовать правде жизни. Он пытается не просто рисовать, а переносить на полотно душу человека. Но когда заказов становится много, он постепенно превращается в обычного ремесленника, который заботится только о количестве, а не о качестве.

Как только он становится богат, он начинает свысока смотреть на молодых и начинающих живописцев. Его приглашают преподавать в Академии художеств, но как только он видит действительно талантливую работу, понимает, что загубил свой талант.

Отец художника из второй части поддается искушению иного рода. В образе ростовщика его привлекает возможность создать портрет нечистой силы. Он воспринимает это как вызов, брошенный его таланту. При этом чувствует, что поступает неверно, но профессиональный интерес берет верх.

Анализ повести "Портрет"

Краткое содержание, анализ повести "Портрет" Гоголя были приведены выше. В ней противопоставляется судьба двух талантливых художников.

Стоит отметить, что и сам автор в период работы над этим произведением находился на творческом распутье. От раннего романтизма он все больше склонялся к реализму, но при этом еще не до конца осмыслил для себя переход к этому новому направлению.

В этой повести Гоголь пытается ответить на вопрос, способно ли искусство досконально изображать действительность жизни. Нужно ли это? Или задача творчества - рисовать действительность исключительно художественными средствами? Ведь во второй части повести именно попытка излишне сблизиться с реальностью привела к тому, что глаза ростовщика стали олицетворением зла, которое прорвалось в этот мир.

В повести "Портрет" Н. В. Гоголя, анализ и краткое содержание которой вы прочли, писатель утверждает, что автор обязан нести ответственность за свое творение.

Гоголь написал повесть «Портрет» в 1835 году; в 1842-м отчасти переработал ее. Такое произведение - переработанное, но сохранившее прежнюю сюжетную и стилистическую основу - в науке о литературе принято называть редакцией. Открывая современные переиздания гоголевской прозы, мы с вами обычно читаем вторую редакцию «Портрета», то есть вариант 1842 года; его и будем анализировать.

Итак, кого же считать героем этой повести? Художника Чарткова? Демонического ростовщика? Или, может быть, героем здесь является сам фантастический город Петербург, в котором разворачивается действие? Попробуем разобраться.

Если судить по внешней канве событий, по сюжету произведения, то в центре повествования, несомненно, находится художник Андрей Петрович Чартков, его судьба, его крушение. Сама фамилия героя заранее намекает на то, что он пребывает во власти злых чар, чреватых чертовщиной. И этому отнюдь не противоречит то обстоятельство, что в начале повести Чартков изображен с нескрываемым авторским сочувствием, дар его несомненен, искренность очевидна.

Более того, вспомните, каким именно образом Зло, которое олицетворяет собой Ростовщик, впервые вторгается в жизнь Чарткова? Художник на последний двугривенный покупает в картинной лавке на Щукином дворе старинный портрет «в больших, когда-то великолепных рамах»; на портрете изображен «старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым», но наделенным «не северною силою». Итак, художник отдает деньги, необходимые на пропитание, за произведение искусства. Он не совершает ничего дурного; он верен искусству; его предшествующая жизнь беспорочна и глубоко нравственна. Ho из второй части повести мы узнаем, что все владельцы злополучной картины становились ее жертвами. Значит, купив ее, художник обречен разделить их судьбу. Единственная «вина» Чарткова заключена лишь в том, что он не сумел устоять перед дьявольским наваждением, которое приблизилось к нему на опасное расстояние и засосало в себя, как трясина. Проснувшись утром после многократного кошмара (из рам портрета выходит старик ростовщик, который пересчитывает свои червонцы), Чартков обнаруживает сверток с 1000 червонцами. Душа его словно раздваивается: в нем спорят истинный художник, мечтающий о трех годах спокойной и самоотверженной работы, и двадцатилетний юноша, любящий кутнуть и склонный к модной бойкости красок. Житейская страсть побеждает; художник в нем начинает умирать.

В гоголевской картине мира так обычно и случается: небесное призвание словно притягивает к себе демонические силы; власть золота, противостоящая власти творчества, покушается на человеческую душу, и чтобы противостоять этой власти, нужно иметь особую силу и особый, подвижнический склад личности. В противном случае зло победит; художник, поддавшийся бытовому соблазну, не просто погубит свой талант, но и превратится в слугу темных сил. А значит - во врага искусства.

Переход Чарткова в новое качество изображен как предательство, как измена, религиозное падение. Переехав в роскошные апартаменты на Невском проспекте, он пишет первый в своей жизни «модный» портрет. После нескольких сеансов, все дальше уходя от верности оригиналу, он переносит приукрашенные черты юной Lise, уже познавшей страсть к балам, на свой старый эскиз. На этом эскизе была изображена мифологическая героиня Психея; в переводе на русский Психея означает Душа. Тем самым выясняется, что художник переделывает и продает свою Душу ради успеха и денег; он как бы подкладывает ее под лживое изображение. Более того, имя его первой модели, Lise, напоминает читателю о «Бедной Лизе» Карамзина. А, как вы хорошо знаете, карамзинская Лиза служила в русской литературе символом погибающей естественности.

Постепенно Чартков становится одним из «движущихся каменных гробов с мертвецом вместо сердца». Он порицает Микельанджело, и здесь Гоголь вновь использует тот же прием значимого имени. Ведь Чартков отрицает творчество художника, в чьем имени «зашифрован» образ сияющего ангела. И читатель постепенно проникается мыслью, что сам Чартков превратился в ангела - падшего. Недаром, после встречи с бывшим соучеником по Академии, который избрал противоположный путь в жизни и искусстве, провел долгие годы в Италии, на родине европейской живописи, и создал великую итоговую картину, Чартков в отчаянии пытается создать портрет Падшего Ангела. То есть портрет своей души, падшей Психеи. Ho даже техника им утрачена - став врагом гармонии, он попросту разучился рисовать...

Зато его собственное лицо становится портретом, художественным образом его падения, свидетельством утраты души. «Хула на мир» звучит в чертах его лица; из творца, наделенного небесным даром, он превращается в сатанинского истребителя шедевров: все золото, полученное как бы в обмен на проданный талант, Чартков тратит на скупку величайших творений европейского гения - и уничтожает их, как уничтожил и обезобразил самого себя...

Значит ли это, что зло всесильно? Что противостоять ему невозможно, поскольку мир устроен таким образом, что самое чистое и самое светлое, то есть искусство, привлекает, притягивает к себе самое темное, самое злое? Нет, не значит. Хотя мир, каким его изображает Гоголь, действительно искажен и устроен несправедливо; купив страшную картину, Чартков неизбежно должен сбиться с пути. Зло неустранимо. Однако оно и не всесильно. Избежать соблазна невозможно, но финал, развязка драмы могут быть совершенно иными; тут герои Гоголя свободны в своем выборе. Рассказ о судьбе Чарткова оттенен историей художника, создавшего во времена Екатерины Великой портрет Ростовщика; ее во второй части рассказывает сын портретиста. Он жил там же, где впоследствии жил Чартков - на окраине Петербурга; оба знали, что такое зависть (Чартков - к соученику по Академии, портретист - к собственному ученику, получившему заказ на роспись богатой церкви); оба оступились, попали в зависимость от дьявольских чар. Ho портретист находит единственно возможный выход из создавшегося положения, единственно надежное укрытие от зла - монастырь. Здесь он создает картину «Рождество Иисуса». Личная судьба портретиста, его - душа спасены. При том что зло как таковое победить не удается: в конце рассказа все замечают, что таинственный Портрет исчез и, значит, воплощенный в нем соблазн продолжит свое страшное шествие по миру.

Таким образом, если судить по внешней канве событий, то главным героем повести оказывается Чартков. Ho если говорить о той роли, которую персонажи играют в построении повести как целого, то в центре авторского внимания, несомненно, находится Ростовщик. Сказочно богатый заимодавец жил в эпоху Екатерины Великой, то есть задолго до рождения Чарткова; его оживающее изображение, дьявольский Портрет, сохраняет свою чудовищную силу и после гибели живописца.

Кто же он, этот Ростовщик? Никто не знает, откуда появился «азиатец» с непостижимо страшным цветом лица; в точности неизвестно, был ли он индийцем, греком или персиянином. Деньги, которые он одалживал, казалось бы, на выгодных условиях, обладали способностью восходить до непомерных процентов; кроме того, Ростовщик предлагал клиентам некие тайные условия, от которых у должников волосы «вставали дыбом». Всякий, кто занимал у него, даже на благие цели, кончал плохо.

Внимательный читатель Гоголя знает: в его произведениях постоянно звучит тема Антихриста. Подчас серьезно и мистически, как в ранних повестях, особенно в «Страшной мести», подчас насмешливо, как в «Мертвых душах». Гоголевские представления об Антихристе сродни некоторым народным поверьям: этот враг Христа не может прийти в мир до конца времен, когда окончательно ослабеют законы естества, сотворенного Богом. Ho до поры до времени Антихрист может воплощаться как бы отчасти, в отдельных людях, пробуя свои силы и готовясь к последнему сражению за земную историю. Вот Ростовщик и есть такое «пробное» воплощение Антихриста. Недаром в первой редакции повести «Портрет» Ростовщик носил имя Петромихали: Петром Михайловым звал себя Петр Первый, которого народные поверья отождествляли с Антихристом... Он пока не всесилен, а потому стремится продлить свои земные дни и продолжить свою черную работу после смерти - с помощью великого искусства.

С образом Ростовщика неразрывно связаны три темы, особо волновавшие Гоголя во время работы над циклом «петербургских повестей»: непонятная, тайная власть золота над человеческой душой; искусство, которое призвано быть «намеком о божественном», но может становиться и орудием зла; стремление дьявольских сил ценой золота подчинить себе искусство. Ho все эти темы сгущаются в один ключевой образ, встающий и со страниц «Портрета», и со страниц других петербургских повестей. Это образ двоящегося, величественного и опасного, богатого и бедного, обманчивого и прекрасного города Петербурга. И с точки зрения замысла «петербургских повестей», с точки зрения цикла как художественного целого главным героем «Портрета» следует считать сам Петербург.

Только здесь, в этом фантастическом городе, на сумрачной коломенской окраине может расцвести ложным цветом сказочная роскошь Ростовщика; только здесь может мгновенно совершиться переход из добросовестной нищеты творчества в омертвелую роскошь салона, переброс с Васильевского острова на Невский проспект; только здесь по ночам оживают демонические портреты, настоящие червонцы выпадают из-за рамы, а опасные портреты внезапно исчезают с аукциона... Петербург в изображении Гоголя похож на негатив другого великого и при этом светлого города, Рима; именно оттуда, с итальянского Юга на холодный и сумрачный Север, возвращается со своей итоговой картиной бывший соученик Чарткова; именно перед отъездом сына в Италию седовласый, «почти божественный старец», автор злополучного Портрета, завещает разыскать картину и «истребить» ее. А с нею - и зло.

Очень интересен и поучителен - приходит понимание того, какую смысловую нагрузку выполняет центральный образ - художник Чартков. Данный персонаж - индикатор конфликта между настоящим искусством и искусством коммерческим, заведомо оплаченным, сытым, принципиально повернутым к жизни большинства порядочных людей. Гибельные метаморфозы, вызванные Портретом и произошедшие с талантливым человеком, аллегорически показаны в произведении.

Петербуржский живописец-жанрист Чартков пишет хорошие картины, но прозябает на Васильевском острове в бедности. Он не покладая рук развивается как художник. В его картинах просматриваются мазки нелицеприятной правды. Последнее вызывает раздражение у платежеспособных граждан. (В период работы над "Потретом" Гоголь находился в Италии, временно покинув Россию из-за травли "Ревизора"). Но он упорно идет к своей цели.

Все изменил случай. Однажды на Щукинском дворе Чартков видит изображение мужчины-азиата с поразительно написанными (просто живыми) глазами. И покупает за последние деньги этот портрет. Произведение Гоголя далее повествует о последовавших таинственных метаморфозах личности Чарткова. Ему начали сниться страшные сны, где неизменно присутствовал старик, написанный на портрете. Даже завесив эти удивительные глаза на ночь, художник наутро обнаруживает сорванное покрывало. Однажды ему приснилось, как старик, пошевелившись, вылез из рамы и принялся пересчитывать свои деньги, упакованные в мешочки. Писатель незаметно спрятал один из мешков с надписью «тысяча червонцев» за раму портрета.

(Как вы, дорогие читатели понимаете, анализ повести Гоголя «Портрет» определяет ее жанр как мистическую повесть, повесть-аллегорию). Проснулся Чартков от стука в дверь. Хозяин доходного дома, заручившись поддержкой квартального, пришел выгонять его за неуплату. Квартальный, забирая написанные портреты в учет квартплаты, случайно взялся за раму портрета старика - внезапно на пол свалился мешок, увиденный во сне Чартковым. Обнаруженные деньги позволяют художнику не только расплатиться, но и начать новую жизнь. Он снимает дорогое жилье на Невском, обновляет свой гардероб, дает объявления о приеме заказов.

Первой заказчицей оказывается состоятельная дама, заказавшая портрет своей дочери. Чартков берется за работу, но она не ладится. Задумаемся, что нам подскажет на этом этапе анализ повести Гоголя «Портрет»? Что-то внутри художника изменилось. Если говорить предельно кратко - пропал талант. Слегка изменив свой более ранний портрет Психеи, он все-таки выполняет работу. Внезапно ему везет, его картины входят в моду. Заказы идут один за другим. Чартков теперь состоятелен, приглашаем. Однако его новые полотна, не отмеченные талантом, удивляют восторгавшихся им ранее знатоков искусства. Творческий кризис сопровождается кризисом личностным, теперь он - скряга и брюзга. Однажды его приглашают в Академию Художеств на презентацию полотна старого друга.

Стоящего перед талантливой картиной Чарткова охватывает потрясение. Анализ повести Гоголя «Портрет» в этом символическом эпизоде показывает: автор сводит лицом к лицу настоящее искусство и его антагониста. Сперва Чартков желает вернуть себе способность творить, но не может. Закрывшись в мастерской и работая без сна, он ощущает бессилие своей кисти. Окончательное осознание утраченного таланта лишает его рассудка. сочтены. Чертков лихорадочно начинает скупать доступные талантливые картины. Когда же его находят дома умершим от чахотки и нервного истощения, то обнаруживают, что все выкупленное он уничтожал. Все, кроме портрета.

Однако Гоголь на этом не заканчивает свою повесть.

Уже после смерти Чарткова на петербургском аукционе возникает портрет азиата. Цена на него быстро возрастает в четыре раза. Молодой художник Б из Коломны заявляет, что имеет особое право на покупку. И рассказывает историю о человеке, изображенном на полотне - великане-азиате, дававшем ссуды. Кредиты были выгодны, но их неизменно сопровождала фатальная судьба заемщиков. Так, приближенный к Двору вельможа, взяв кредит, впал в немилость императрицы, потерял рассудок и погиб. Молодого помещика, взявшего ссуду для свадьбы, постигла полная деформация личности: буйство, покушение на жизнь невесты, и, наконец, самоубийство.

Портрет написал отец художника Б по заказу азиата. Заказывая свое изображение, тот объяснил замысел. Написанный необыкновенный портрет будет стареть, а ростовщик останется жить вечно. Уже начав работу, отец художника Б испугался, ведь получалось изображение духа тьмы. После прерывания работы зловещий заказчик скончался. Портрет выпросил приятель художника, но не задержалось полотно, несущее беды, и у него. С тех пор страшный портрет появляется то там, то здесь…

Конец рассказа - в духе американских триллеров. Увлеченные рассказом художника Б слушатели внезапно замечают что страшный портрет украден с аукциона. Литературоведческий анализ повести Гоголя «Портрет» указывает на неслучайность и логическую обусловленность такого сюжетного поворота. Ведь проблема, затронутая классиком - вечна.

Актуальны ли идеи «Портрета» сегодня? Несомненно. Проблема роли и значимости сегодня действительно важна. Как не хватает сейчас «лучей света», освещающих «темное царство»!

Гоголь назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что автор хотел дать портрет современного ему общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству?

Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышления о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что явления реальной жизни русской столицы 30-х годов XIX века увязываются с библейскими размышлениями о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.

Художника Чарткова впервые мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью восхищается гением Рафаэля, Микеланджело, Корреджо и презирает ремесленные поделки, заменяющие обывателю искусство. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отняла у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он отвергает художников, у которых «самая природа... кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего». Однако Чартков, по признанию его учителя живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к удовольствиям житейским, суете. И как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром. Своим успехом Чартков обязан тому, что, рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта - рисунок Психеи, в котором ощущалась мечта об идеальном существе. Но идеал был не живым, и, только соединившись с впечатлениями реальной жизни, он стал притягателен, а реальная жизнь обрела значительность идеала. Однако Чартков солгал, придав незначительной девице облик Психеи. Польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою»,- говорит отец сыну во второй части повести. Это почти дословное повторение слов Моцарта в пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство - две вещи несовместные». Но для Пушкина добро - в природе гениальности. Гоголь же пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла, но губит себя и свой талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушительным для личности.

Чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее многоцветии, изменчивости, трепете. Его портреты утешают заказчиков, но не живут; они не раскрывают, а скрывают личность, натуру. И несмотря на славу модного живописца, Чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. Замечательная картина художника, усовершенствовавшегося в Италии, вызвала в Чарткове потрясение. Вероятно, в контуре этой картины Гоголь дает обобщенный образ знаменитого полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи», прямой отзыв о которой помещен как статья во второй части сборника «Арабески».

Но потрясение, испытанное Чартковым от прекрасной картины, не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.

Что было причиной этого страшного превращения: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, чей обжигающий взгляд вобрал в себя все зло мира? Гоголь двойственно отвечает на этот вопрос. Реальное объяснение судьбы Чарткова столь же возможно, как и мистическое. Сон, приводящий Чарткова к золоту, может быть и осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой силы, которая поминается всякий раз, когда речь заходит о портрете ростовщика. Слова «черт», «дьявол», «тьма», «бес» оказываются в повести речевой рамой портрета.

Пушкин в «Пиковой даме», по существу, опровергает мистическое истолкование событий, Гоголь не отрицает его.

Повесть, написанная Гоголем в год появления и всеобщего успеха «Пиковой дамы», является ответом и возражением Пушкину. Зло задевает не только подверженного соблазнам успеха Чарткова, но и отца художника Б., который писал портрет ростовщика, похожего на дьявола и самого ставшего нечистой силой. И «твердый характер, честный, прямой человек», написав портрет зла, чувствует «тревогу непостижимую», отвращение к жизни и зависть к успехам своих талантливых учеников.

Художник, прикоснувшийся ко злу, написавший глаза ростовщика, которые «глядели демонски-сокрушительно», уже не может писать добро; кистью его водит «нечистое чувство», и в картине, предназначенной для храма, «нет святости в лицах».

Все люди, связанные с ростовщиком в реальной жизни, гибнут, изменив лучшим свойствам своей натуры. Художник, который воспроизвел зло, расширил его влияние. Портрет ростовщика отнимает у людей радость жизни и пробуждает «тоску такую... точно как будто бы хотел зарезать кого-то». Характерно стилистически это сочетание «точно как будто бы». Разумеется, «точно» употреблено в значении «как», чтобы избежать тавтологии. Вместе с тем сочетание «точно» и «как будто бы» передает свойственную Гоголю манеру детализированного реалистического описания и придает некую призрачность, фантастичность смыслу событий. Манера эта подсмотрена у Пушкина. Вспомним описание видения Германна в V главе «Пиковой дамы»: «Он проснулся уже ночью: луна озаряла его комнату. Он взглянул на часы: было без четверти три. Сон у него прошел; он сел на кровати и думал о похоронах старой графини... Через минуту услышал он, что отпирали дверь в передней комнате. Германн думал, что денщик его, пьяный по своему обыкновению, возвращался с ночной прогулки. Но он услышал незнакомую походку: кто-то ходил, тихо шаркая туфлями. Дверь отворилась, вошла женщина в белом платье. Германн принял ее за свою старую кормилицу и удивился, что могло привести ее в такую пору. Но белая женщина, скользнув, очутилась вдруг перед ним,- и Германн узнал графиню!» Отчетливость бытового сознания Германна как будто не исключает возможность видения, однако призрак появляется и говорит. Сам призрак дан стилистически в той же противоречивости: «шаркая туфлями» и «скользнув».

У Пушкина в видении Германна обнаружен отрыв души от реального существования человека. У Гоголя сцену тревожного и странного сна Чарткова озаряет, как у Пушкина, луна, «богиня тайн», как она названа на страницах «Евгения Онегина»: «Свет ли месяца, несущий с собой бред мечты и облекающий все в иные образы, противоположные положительному дню, или что другое было причиною тому, только ему сделалось вдруг, неизвестно отчего, страшно сидеть одному в комнате». Гоголь разъясняет читателю, что несет с собой свет луны. Вместо определенной ясности пушкинских фраз, синтаксически скупых и точных, появляется качание, созданное обилием причастных оборотов, вводных конструкций, безличных предложений. Конкретность описания действий, как у Пушкина, сохраняется, но она подчинена более откровенному раскрытию чувств героя: «По комнате раздался стук шагов, который, наконец, становился ближе и ближе к ширмам. Сердце стало сильнее колотиться у бедного художника. С занявшимся от страха дыханьем он ожидал, что вот-вот глянет к нему за ширмы старик».

Гоголь описывает сон, который похож на быль настолько, что Чарткову кажется, что он просыпается, но потом оказывается, что он как бы проснулся, проснулся во сне. Бесконечность этого сна, преследующего художника, носит характер наваждения. Пушкин в видении Германна показывает, как таинственно в душе героя проступает совесть, перебиваемая желанием выигрыша. Гоголь пишет сцену, открывающую читателю, как художником овладевает зло.

Соседство первой и второй частей в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы. Художник, судьба которого прослежена во второй части, по высоте духа и манере работать похож на Александра Иванова, с которым Гоголь так тесно сошелся в Риме и который писал картину «Явление Христа народу», надеясь на пробуждение добра при свете подлинной истины. Беспрестанно рисуя Гоголя, Иванов делал его то одним, то другим, то третьим персонажем картины, но в конце концов определил ему место в фигуре ближайшего к Христу. Однако местоположение не определяет духовной высоты фигуры. Напротив, явление подлинного добра превращает «ближайшего» в тень, которая смущенно укрыта в плащ с капюшоном. Таков был приговор, вынесенный Александром Ивановым Гоголю. Справедлив ли он?

В своих произведениях Гоголь действительно хочет взять на себя миссию библейского пророка. Видя корысть, ничтожность, «земность» людей, писатель негодует и поучает.

Художник, отец рассказчика второй части Б., искупая зло, которое он совершил, написав портрет ростовщика, уходит в монастырь, становится отшельником и достигает той духовной высоты, которая позволяет ему написать рождество Иисуса. Но восхождение к добру, требующее от человека суровых жертв, осознается в повести не как проявление натуры, а как ее подавление. Дьявол или Бог царствует, по Гоголю, в душе человека, натура которого открыта и добру и злу. Недаром настоятель, пораженный «необыкновенной святостью фигур» в картине рождества Иисуса, говорит художнику: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословенье небес почило на труде твоем». Инверсии и архаизмы, характерные для церковной речи, свойственны не только настоятелю. Наставление, которое дает художник двадцатилетнему сыну, ободренному радостной надеждой на путешествие в Италию, выдержано в тонах Нагорной проповеди Христа и по стилю, и по смыслу: «Путь твой чист, не совратись с него... Талант есть драгоценнейший дар Бога - не погуби его».

Гимн искусству у Гоголя окрашен религиозно: «Намек о божественном, небесном рае заключен для человека в искусстве, и по тому одному оно уже выше всего... Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью; без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства». Такова эстетическая программа Гоголя, окрашенная идеей религиозного служения и утверждением художника как лица священного. Тяжеловесная торжественность стиля Гоголя в этом поучении отца сыну оказывается пластическим выражением убеждения писателя в том, что человек по натуре грешен, что мучительно и тяжело восхождение его по лестнице чистилища. Как и в «Пиковой даме», в «Портрете» упомянут Данте. Государыня говорит, что «Дант не мог найти угла в своей республиканской родине; что истинные гении возникают во время блеска и могущества государей и государств, а не во время безобразных политических явлений и терроризмов республиканских, которые доселе не подарили миру ни одного поэта».

Характерно, что для Пушкина важны мысли Данте о цельности души человеческой, не способной вмещать «две неподвижные идеи», и о преданности человека родине («горек чужой хлеб...»). Для Гоголя более важной у Данте оказывается идея искупления греха очищением и бесприютности художника на родине, если в ней не установлен твердый, монархический порядок. Однако в реальной практике своих произведений Гоголь отступает от этой программы. Повесть «Портрет» не несет успокоения, показывая, насколько все люди, независимо от свойств своего характера и высоты убеждений, подвержены злу. Гоголь, переделав финал повести, отнимает надежду на искоренение зла. В первой редакции облик ростовщика таинственно испарялся с полотна, оставив чистым холст. В окончательном тексте повести портрет ростовщика исчезает: зло опять пошло бродить по свету.

Вопросы и задания

1. Что связывает повести «Пиковая дама» Пушкина и «Портрет» Гоголя?

2. В чем несходство отношения Пушкина и Гоголя к человеку?

3. Опровергает или подтверждает вторая часть повести «Портрет» мысль о всевластии зла?

4. Чем объясняется стилистическая разность произведений Пушкина и Гоголя?

5. Рассмотрите репродукции с картин «Последний день Помпеи» К. Брюллова и «Явление Христа народу» А. Иванова. Что сближает и что отличает эти полотна?


Сочинения Н. В. Гоголя. СПб., 1900. Т. 9. С. 132. 228

Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1953. Т. 1. С. 303.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Николай Васильевич любил в своих повестях пофантазировать, создать мистический сюжет, что видно из его известных рассказов «Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки». Но если здесь читателю предстоит окунуться в вымышленный мир фольклорного характера, то Гоголя «Портрет» показывает, что автор хотел фантастику перенести и на социальные явления. В этом Николай Васильевич напоминает многих зарубежных литераторов, у которых «сверхъестественное» захватывает мир. В нашем случае злом выступают деньги.

Внутреннее противостояние богатства и таланта

В начале повести перед читателем предстает молодой, подающий большие надежды художник Чартков. Он беден, поэтому завидует судьбе живописцев, которым стоит нарисовать несколько картин, чтобы купаться в роскоши. Молодой человек ропщет на свою судьбу, ведь ему приходится жить в безызвестности и бедности. И тут создает нетипичную и совершенно фантастическую ситуацию Гоголь. Анализ произведения «Портрет» показывает постепенное превращение Чарткова из талантливого художника в завистливого и жадного человека, погубившего свой талант.

В лавочке на Щукином дворе художник находит таинственный портрет, который в результате становится источником его обогащения. В картине заключена частица дьявольской души ростовщика Петромихали. Сначала Чартков на полученные деньги покупает гравюры и манекены, чтобы серьезно заняться искусством, но потом поддается искушению, приобретая совершенно бесполезные и ненужные ему вещи. Доходит до того, что молодой человек скупает талантливые картины других живописцев и дома их уничтожает.

Анализ произведения Гоголя «Портрет» показывает, что желание иметь все и сразу может убить талант. Чартков красиво рисовал, но даже его учитель заметил, что тот нетерпелив и присматривается к модным веяниям. Преподаватель наставляет молодого художника, чтобы тот не тратил свой талант на рисование портретов за деньги. Но Чарткову хочется мгновенной славы и денег. Анализ произведения Гоголя «Портрет» показывает, что за все нужно платить, живописец получил богатство, но его кисть приобрела бесцветность, он потерял свой дар.

Искупление грехов и служение искусству

Н.В. Гоголь «Портрет» написал, чтобы противопоставить совершенно разные характеры людей и их взгляды на искусство. Автором дьявольского портрета был отец рассказчика. Этот человек, как только понял, какую силу имеет картина, и какой он грех совершил, сразу же пошел в монастырь, замаливать свои грехи. Писатель не видит ничего плохого в том, что с помощью искусства изображено зло, но человек должен в этом раскаяться и не губить свой талант.

Анализ произведения Гоголя «Портрет» показывает, что иконописец, который в молитвах провел не один год, смог нарисовать картину рождества Иисуса такой, что все ее герои кажутся живыми. Даже настоятель был поражен святостью фигур, сказав, что кистью живописца водила высшая сила. Николай Васильевич на примере двух людей показал отношение к искусству. Чартков прошел путь от таланта к гибели, а иконописец - от совершения греха к добру.