Лучшие экспонаты эрмитажа. Экспресс: Эрмитаж за час. «Вечная весна» Родена

Эрмитаж. 5 зданий. 20 км коридоров. 350 залов. 60000 картин. Для просмотра которых вам понадобится 40 суток. Если останавливаться у каждой картины хотя бы на 1 минуту.

Своему названию Эрмитаж уже давно не соответствует. В переводе с французского это слово означает “укромное место, келья”. Таким он был до середины 19 века. Когда посетить его могли лишь избранные. По специальным пропускам. В 1852 году музей был открыт для всех желающих.

В коллекции так много шедевров, что наметить маршрут по музею очень непросто. Вот лишь 7 гениальных полотен. Разных эпох и стилей. Которые стоит увидеть каждому.

1. Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490-1491 гг.

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490-1491 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Произведений в Эрмитаже немного. Но среди них аж две работы . Это при том, что в мире всего 19 работ мастера! Музей приобрёл шедевр в середине 19 века. У итальянской аристократической семьи Литта.

Картина вернулась в Россию. Потому что она там уже гостила. За полстолетия до этого ее привёз с собой Джулио Литта, представитель рода. После того, как стал подданым России. Женился на племяннице Потёмкина. Однако его наследница, дочь падчерицы, после его смерти вернула картину своим итальянским родственникам.

Картина небольшая. 41 на 32 см. Но через несколько секунд вы перестаете это замечать. Настолько в маленьком пространстве картины вмещается что-то очень величественное. Вневременное.

Мать с большой нежностью смотрит на младенца. Он припал к груди. Немного грустными глазами он смотрит в нашу сторону. Ведь за пять минут до этого разыгралась маленькая драма. Дева Мария решила отлучить ребёнка от груди. Вырезы для кормления были аккуратно зашиты.

Но она не устояла перед просьбами и плачем младенца. Один вырез был в спешке разорван. Так Леонардо изобразил милосердие и любовь матери к своему ребёнку.

2. Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1504 г.


Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1502 г. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

Ещё один шедевр хранится в Эрмитаже. “Мадонна Конестабиле” Рафаэля. Ее купил для своей супруги Александр II. Покупка была скандальной.

Общественность в Италии была возмущена тем, что их наследие покидает страну. Ругали владельца, графа Конестабиле. Уговаривали не продавать. Даже собирали деньги, чтобы выкупить шедевр и оставить на родине. Но не собрали. Картина досталась России.

Хранится она в своей “родной” раме. Которая была исполнена по рисункам Рафаэля.


Рафаэль. Мадонна Конестабиле (с рамой). 1504 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Rushist.com

Рафаэль создал свой шедевр в юном возрасте. Ему едва исполнилось двадцать лет. Но этим эта работа и ценна. Она создана в городе Перуджи. В мастерской учителя. Рафаэль ещё не видел работ и Микеланджело. Которые сильно на него повлияют.

Его искусство ещё очень самобытно. Тонкие линии. Нежные краски. Гармоничный пейзаж. Мы видим его гений в первозданном виде. Благодаря “Мадонне Конестабиле”.

3. Караваджо. Лютнист. 1595-1596 гг.


Караваджо. Лютнист. 1595-1596 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

“Лютнист” Караваджо был куплен в начале 19 века. По просьбе Александра I. Долгое время картина висела в Эрмитаже под названием “Лютнистка”. Настолько юноша изображён чувственным. Лишь плоская грудь говорит о том, что перед нами не девушка.

Молодой Караваджо заметил, что картины с такими юношами пользуются успехом у некоторых представителей католической церкви. Поэтому он охотно их писал.

Но вскоре он откажется от подобных сюжетов. Все чаще изображая трагичные библейские истории. . Успение Марии. .

Караваджо часто называли натуралистом. За его необычную проработку деталей. Попорченные фрукты. Трещина на лютне. Потертые ноты.

В “Лютнисте” Караваджо впервые использует своё знаменитое тенебросо. Когда фигуры и предметы выхватываются тусклым лучом из кромешной темноты.

Так проявляется почти осязаемый объём. А эмоции персонажа приобретают драматический оттенок. Такой театральный эффект станет очень популярным в эпоху Барокко.

О работах художника читайте в статье .

4. Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1669 г.


Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1669 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Arthistory.ru

Картина “Блудный сын” – одно из самых ранних приобретений Эрмитажа. Она была куплена у французского герцога по приказу Екатерины II ещё в 1766 году.

Это последняя картина Рембрандта. У неё всегда собирается толпа. Потому что она на многих производит сильное впечатление.

Перед нами сюжет из Евангелия от Луки. Младший сын скитался по свету. Тратил наследство отца. Все промотал. Находясь в плену своих страстей.

И вот в уже крайней нужде вернулся к порогу отцовского дома. Его одежда превратилась в лохмотья. Тапки стоптаны. Голова брита, потому что за плечами каторга. Отец милосердно принимает сына. Он склонился над ним и мягко положил руки на его плечи.

На картине – полумрак. Лишь слабый свет вылепливает фигуры. Женщина на заднем плане еле различима. Возможно, это мать вернувшегося сына.

Картина о родительском милосердии. О всепрощении. О том, что даже у опустившегося человека есть надежда обрести приют. Уняв гордыню. Преклонив колени.

О картине также читайте в статье

5. Гейнсборо. Дама в голубом. 1778-1782 гг.


Томас Гейнсборо. Портрет дамы в голубом. 1778-1782 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Be-in.ru

В начале 20 века “Дама в голубом” была передана Эрмитажу по завещанию дворянина Алексея Хитрово. Безвозмездно.

Считается одной из лучших работ Гейнсборо. Хотя он не любил писать портреты. Вынужден был их выполнять на заказ, чтобы прокормить семью. Благодаря портретам и прославился.

Гоген был очень неординарным человеком. На четверть перуанец, его всегда влекло подальше от шумных городов. И однажды он добрался до Таити.

Там и была написана “Женщина, держащая плод”. Плоскостность изображения. Яркие краски. Экзотичность деталей (на дороге “волны” песка и травы, как на японских картинах).

Обратите внимание, насколько краска положена тонким слоем. Мы видим текстуру холста. Гоген был крайне беден. Краска дорого стоила. Приходилось ее беречь.

Такую необычную живопись публика плохо принимала. Гоген нищенствовал. Лишь за несколько лет до смерти его картины начали покупать.

О художнике читайте также в статье Анри Матисс. Танец (II). 1909-1910 гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Картину “Танец” заказал русский купец и коллекционер Сергей Щукин. Перед отправкой в Россию панно показали на выставке в Париже. Публика работу очень ругала. Щукин привык к тому, что его называют собирателем всякого хлама.

Но на этот раз дрогнул. Отказался от заказа. Потом передумал, извинился перед художником за свою слабость. Картина вместе с парной к ней работой “Музыка” благополучно добралась до России.

Сейчас этот “хлам” считается одним из главных шедевров модернизма. На ней – образ золотого века человечества. Такова была эпоха. Люди наслаждались прогрессом и искусством. Считали, что живут в самое благополучное время. Но это было лишь затишье перед бурей. Впереди – страшные испытания в виде мировых войн.

Картина написана лишь тремя красками. Что ещё больше подчёркивает символичность фигур. Они кружатся в неистовом танце. Это квинтэссенция страстного, чистого движения.

Но эта эмоциональность не хаотична. Она уравновешивается движением по кругу, центробежной силой. А ещё классическими очертаниями левой фигуры.

Коллекция Эрмитажа грандиозна. Недаром музей занимает 13 место в мире по посещаемости. Но есть и свои особенности.

Целый век коллекция формировалась за счёт приобретения частных собраний. Владельцы которых не думали о том, чтобы показать будущим поколениям все вехи развития живописи.

Поэтому в коллекции очень много произведений барокко и рококо. Нимфы. Ангелочки. Пышнотелые красавицы. Натюрморты с изобилием фруктов и омаров. Которые так хорошо смотрелись в столовых знатных особ.

Как результат, в коллекции есть “белые пятна”. Например, в Эрмитаже – значительная коллекция голландских живописцев. Но среди них нет ни одной работы .

Увы, коллекция Эрмитажа пережила ещё и серьёзные потери. После революции 1917 года советское правительство продало 48 шедевров!

Россию покинула “Венера у зеркала” . “Мадонна Альба” Рафаэля. “Поклонение волхвов” . Это тоже часть истории Эрмитажа. Печальная часть.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях на моем блоге.

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Вконтакте

    Скорее, не отдельных экспонатов, а их видов. Например, греческие расписные вазы,картины Рубенса,Рембрандта, Матисса, Пикассо,Тициана, Ван Дейка, Боттичелли, Леонардо да Винчи, монеты, медали.

    Эрмитаж - художественный и культурно-исторический музей России. Находится он в Санкт-Петербурге.

    Считается одним из значительных и крупнейших музеев не только России, но и всего мира.

    Эрмитаж - сложный музейный комплекс.

    Коль уж человек по той или иной причине попал в Эрмитаж, ему следует посмотреть на следующее:

    Наверное, нет ни одного человека, не музейного работника, кто признался бы, что он изучил все экспонаты Эрмитажа. Ученые подсчитали, что если остановится у каждого экспоната и внимательно изучить его, то уйдет 8 лет! Тут уж как в песне: Жизни не жалко.

    Одним из самых интересных экспонатов являются часы -павлин, которые князь Потемкин подарил Екатерине 2.

    Во-вторых, это Черный квадрат Малевича 1932 года. Говорят, что каждый человек открывает в этой картине свой оттенок черного. Да уж, пятьдесят тысяч оттенков черного.

    В-третьих, это Египетский зал на 1 этаже.

    В четвертых это прекрасные истинные картины Рафаэля, Пикассо, Да Винчи,

    В пятых это скульптуры.

    В шестых, это женщины-призраки, которые, по словам очевидцев появляются в окнах.

    В седьмых, это кошки Эрмитажа -сотни кошек живут в музее.

    В восьмых это окна, балконы и виды с них.

    В девятых, это Иорданская лестница в северо-восточной части Зимнего дворца.

    И в десятых - лично для меня, хотя не многие обращают внимание на потолок - это поистине императорские люстры Эрмитажа!

    Эрмитаж - это не только один из самых больших культурных, художественных и исторических музеев нашей страны, но и Европы и даже мира.

    Этот замечательней музей является культурным центром, где собраны лучшие экспонаты. Эрмитаж стоит посетить хотя бы раз в жизни, чтобы получить эстетическое удовольствие и употребить эти культурные яства со всего мира собранные воедино.

    Чтобы посмотреть хотя бы треть экспонатов, нужно приходить в Эрмитаж ни раз и ни два.

    Гостю этого прекрасного культурного центра советую обязательно посмотреть следующие 10 экспонатов:

    1). Иорданская Лестница:

    2). Пазырыкский курган:

    3). Галерея портретов императорской династии Романовых:

    4). Фрески из буддистских пещерных и наземных храмов:

    5). Павильонный зал:

    6). Мадонны Леонардо да Винчи:

    7). Зал Рембрандта:

    8). Теребеневская (Парадная) лестница и портик с атлантами:

    9). Лоджии Рафаэля:

    10). Рембрандт Данная:

    Эрмитаж представляет собой очень крупный музей мирового формата. И это неудивительно ведь он содержит в себе больше трх миллионов экспонатов, на которые можно восторженно и изумлнно посмотреть. Но дело в том, как вы понимаете, все три миллиона экспонатов невозможно посмотреть, особенно если вы проездом или просто на отдыхе. Так вот среди десяти основных я бы выделила для просмотра следующие:

  • Леонардо да Винчи Мадонна Лита

    Джорджоне Юдифь

    Матисс Танец

    Зимний Дворец

    Рыцарский зал. Доспехи.

    Рембрандт Даная

    Часы Павлин

    Портик Нового Эрмитажа. Атланты.

    Петровский зал.

    Главная лестница Зимнего дворца

    Государственный Эрмитаж является одним из крупнейших мировых музеев. Его выставки и экспозиции насчитывают более трех миллионов экспонатов. Как же тут не заблудиться и не пропустить самое важное? Если говорить о десяти самых известных из них, то я бы начала с:

    • Пикассо, Портрет Солера . Это картина является одной из самых известных, относится к голубому периоду мастера, картина - воплощение одиночества, по эмоциональности ей немного найдется равных.
    • Микеланджело, Скорчившийся мальчик - скульптура, шедевр эпохи Возрождения.
    • Рогир ван дер Вейден, Св. Лука, рисующий Мадонну - эта картина бельгийского художника первоначально была разделена на две - одна половина принадлежала Николаю I, вторая - Александру III. Даже сейчас, если внимательно присмотреться, виден небольшой след от стыковки.
    • Рембрандт, Портрет старика в красном - одна из самых мощных и реалистичных картин Рембрандта.
    • Статуи Атлантов перед входом в Новый Эрмитаж. Величественные статуи - один из символов Петербурга.
    • Зал Леонардо да Винчи - здесь выставлено две замечательные картины художника - Мадонна Бенуа и Мадонна Литта.
    • Голова Афины - существует много скульптур Афины, но голова Афины, хранящаяся в Эрмитаже, - самая завораживающая. Мрамор безукоризненно передает ее смелый и мудрый взгляд, сохранивший свою яркость со дня создания.
    • Рыцарский зал . Посетители Рыцарского зала имеют возможность ознакомится с оружием и броней, созданными в 15-17 веках.
    • Иорданская лестница - мраморная лестница украшена скульптурами и орнаментами, позолотой. Благодаря своей красоте, она является одним из самых часто фотографируемых достопримечательностей музей.

    На десятое место я поставлю свою любимую экспозицию в Эрмитаже:

    • Зал Огюста Родена . Заглядываю в него всегда, при любом посещении.
  • Для осмотра всех экспонатов Эрмитажа может потребоваться много лет.Но есть такие экспонаты,которые нужно посмотреть в первую очередь.Неразгаданная загадка это гробница Гомера.Это предмет,за которым гонялись все авантюристы мира.Нужно посмотреть ее несомненно.

    Посмотреть нужно в египетском обязательно древнейший египетский памятник,это статую богини войны и воздаяния Мут-Сохмет,которая является гневной богиней.

    Кланяющийся Петр-это восковая персона Петра, над которой трудились отечественные и европейские мастера после того,как он умер.

    Картину Черный квадрат Малевича,которая датирована 1932 годом можно тоже увидеть в Эрмитаже.

    Вероятно изначально нужно посмотреть сам Зимний Дворец,он тоже является экспонатом.

    Обязательно нужно заглянуть в Малахитовую комнату.Посмотрите в любом случае полотна импрессионистов-работы Пабло Пикассо,интересна будет и экскурсия по покоям царя.

Собрание Эрмитажа насчитывает около 3 000 000 экспонатов. Сюда входят произведения живописи, скульптуры и графики, предметы прикладного искусства, нумизматика и оружие, археологические памятники и прочие ценности, созданные народами мира с древности по наше время.

Эрмитаж - необыкновенный мир, изумительное пространство, страна чудес. И каждый посетитель находит здесь то, что вызывает невероятный восторг, отчего душа радуется и сердце воодушевляется. Поэтому и знакомятся с Эрмитажем по-разному.

Можно изучать залы Эрмитажа, посещая их один за другим, имеется возможность знакомиться с историей, культурой и искусством интересующих стран. В музее - 7 огромных отделов истории культуры разных стран, плюс множество постоянных и временных выставок.

Музей представляет собой совокупность 5-и зданий, возведенных для различных целей, в различные периоды времени и, логично поэтому, различными зодчими. Отличаясь визуально по цвету фасадов, все они соединены между собой.

Зимний дворец - архитектурный шедевр Барталамео Растрелли, созданный в 1754-1762 годах по заказу императрицы Елизаветы. За ним следуют Малый Эрмитаж, построенный в 1764-1766 годах по указу императрицы Екатерины II архитекторами - Юрием Матвеевичем Фельтеном, Жаном Батистом Мишель Валлен-Деламот.

Продолжением дворцовых строений, расположившихся на набережной, является Старый (Большой) Эрмитаж, возведенный архитектором Ю. М. Фельтеном в 1771-1787 годах по заказу императрицы Екатерины II для размещения постоянно расширяющихся дворцовых коллекций и библиотеки. Вся парадная анфилада, влючая приемную, Старого (Большого) Эрмитажа была оформлены А. Штакеншнейдером.

Вышеуказанные залы плавно переходят в здание Нового Эрмитажа, возводившееся в 1842–1851 годах по проекту “музейного” архитектора Лео фон Кленце. Наконец, Эрмитажный театр был построен в 1783 - 1787 годах по поручению Екатерины II архитектором Джакомо Кваренги.

Самое ценное для просмотра, отмечено на плане музея, что составляет традиционный маршрут. Даже приведен список MUST SEE в Эрмитаже. Но каждый ищет для себя свое.

Перечень ценнейших экспонатов Эрмитажа, приведенный ниже, возможно поможет определиться с выбором очередности обзора, но, прежде всего, он даст главные знания о ценности собрания Эрмитажа.


Иорданская лестница

Классический экскурсионный маршрут по главному музею Эрмитажа начинается с Иорданской лестницы, или, как еще ее принято называть ‒ Посольской.

По белоснежной мраморной лестнице, отделанной золотом, поднимались во дворец важные гости императоров и посланники иностранных держав.


Египетская экспозиция

Сегодня памятники культуры и искусства Египта занимают 3 зала 1-го этажа в конце анфилады правого крыла. Постоянная выставка Древнего Египта позволяет посетителям проследить развитие древней цивилизации с конца 4-го тысячелетия до нашей эры до 1-го тысячелетия нашей эры. Вся экспозиция дает возможность познакомиться с Египтом древнего, птолемеевского и римского периодов.

Постоянная экспозиция отображает главные вехи развития культуры Древнего Египта. Старое царство представлено фрагментами настенных рельефов из гробниц знати 5–6 династий, а также культовые вещи - стелы, деревянные фигурки слуг, частные статуэтки. Статуя царя 12-ой династии Аменемхета III - лучший портрет правителя. Новое царство характеризуют скульптуры, стелы, предметы художественного ремесла. Во времена правления македонской династии был создан уникальнейший шедевр, который является жемчужиной коллекции, это статуя последней царицы династии Птолемеев - Клеопатры VII.



Пазырыкский курган

Часть 1-го этажа посвящена искусству древних обитателей Азии -скифов. В зале № 26 представлены вещи, найденные при раскопках царского некрополя в Горном Алтае, 5-го Пазырыкского кургана. Культура Пазырыка относится к VI-III вв. до н. э. ‒ эпохе раннего железного века.

Особой гордостью коллекции является прекрасно сохранившийся войлочный ковер, изображающий фантастический цветок, мужчину-всадника и превосходящую его по размерам женщину, по-видимому, божество. Другие интересные экспонаты, расположенные в витрине напротив ‒ войлочные фигурки лебедей, набитые оленьим мехом.




Дальний Восток и Центральная Азия

В залах №№ 359‒367 на 3-м этаже Зимнего дворца размещены настенные фрески из буддистских пещерных и наземных храмов из Карашарского, Турфанского и Кучарского оазисов, расположенных по маршруту Великого Шёлкового пути. Их возраст насчитывает не одну сотню лет. Фрески служат уникальным свидетельством единства буддийского мира в Индии, Центральной Азии и Китае домонгольского периода. Несколько лет назад часть фресок из коллекции была перевезена в реставрационно-хранительский центр “Старая деревня”, где они теперь и выставлены.


Художественное убранство русского интерьера XIХ - начала ХХ вв.

Пройдя на 2-ом этаже по анфиладе парадных комнат Зимнего дворца вдоль Невы, можно попасть в залы №№ 187–176 с жилыми интерьерами. Интерес представляют гостиные, оформленные в стиле историзма, и рокайливо-затейливая мебель, и мебель ар-деко, и готическая деревянная двухъярусная библиотека Николая II со старинными фолиантами и уютным оформлением, погружающим в атмосферу Средневековья.


Галерея находится в Зимнем дворце на 2-ом этаже. Залы № 151 и 153 позволят увидеть всех императоров, начиная с XVII века и, соответственно, с первого императора Российской империи - Петра Великого до последнего - Николая Второго. Также представлены портреты всех членов царских семей. Здесь можно изучать историю в личностях.


Работы импрессионистов и постимпрессионистов

На 3-м этаже Зимнего дворца, в залах №№ 316‒350 можно увидеть шедевры Моне, Ренуара, Дега, Сислея, Писарро и других импрессионистов. Одна из истинных жемчужин коллекции - полотно Клода Моне “Дама в саду Сент-Адресс”. Это произведение украшало обложку каталога выставки работ Моне со всего мира, которая проходила несколько лет назад в Париже в Гранд Пале.

Коллекция также изобилует работами постимпрессионистов Сезана, Гогена, Ван Гога и других французских художников начала XX века: Матисса, Дерена, Пикассо, Марке, Валлотона. Все картины ранее находились в собраниях русских купцов Морозова и Щукина, которые скупали в Париже работы французских живописцев, тем самым спасая их от голодной смерти.

После революции некоторые картины скупил Альфред Барр - основатель Нью-Йоркского музея современного искусства. Отдельной благодарности заслуживает и тогдашний директор Эрмитажа - Иосиф Орбели, взявший на себя ответственность по сохранению работ Кандинского, Малевича, Матисса и Пикассо.


Искусство Италии

Огромный интерес в рамках данной темы представляет творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана. Государственный Эрмитаж один из немногих музеев мира, обладающих подлинными работами величайшего художника эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи. В зале № 214 Старого Эрмитажа на 2-м этаже находятся 2 (из 14 сохранившихся в мире) шедевра мастера - “Мадонна Литта” и “Мадонна Бенуа”. Леонардо да Винчи является лидером всего искусства европейского Ренессанса. Именно он положил традицию масляной живописи, зародил треугольную композицию картины.

Творчество Тициана представлено в Эрмитаже 8 произведениями, среди них заслуживает особого внимания картина "Кающаяся Мария Магдалина". Первую версию картины художник написал по заказу в 1560 году, но она произвела такое впечатление на современников, что Тициану пришлось написать еще три варианта, в каждом из которых менялся задний план, положение рук и головы героини. Хранящийся в Эрмитаже вариант считается наиболее совершенным. На полотне изображена земная женщина, на чью долю выпало немало душеных мук. Ее глаза полны слез, а взгляд полон раскаяния. В 1850 году Николай Первый приобрел ее и еще несколько картин для музейной коллекции.

В зале итальянского искусства XVII-XVIII веков из выдающихся работ стоит отметить скульптуру Джузеппе Маццуолы - “Гибель Адониса”, полотно Луки Джордано - “Битва лапифов с кентаврами”, картины Тьеполо - “Триумф императора” и другие с сюжетами из истории Древнего Рима.


Галерея находится в Новом Эрмитаже на 2-м этаже в зал № 227. Это копия галереи из дворца Папы Римского в Ватикане. Она была расписана учениками Рафаэля по эскизам учителя из его мастерской и воспроизведена в Петербурге по желанию Екатерины II. Своды, которые украшают картины на ветхозаветные и евангельские сюжеты, получили название - “Библия Рафаэля”.


Искусство Испании

Эрмитажные коллекции испанской живописи входят в число самых лучших в мире. В Эрмитаже представлено одно полотно величайшего живописца Доменикоса Теотокопулоса, грека по национальности, родившегося на острове Крит, и получившего, посему, псевдоним Эль Греко. “Апостолы Петр и Павел” - единственное произведение мастера, зато подлинное, доподлинно известно.

Величайший живописец XVII века Диего Веласкес де Сильва, оказавший большое влияние на развитие реализма в искусстве в ряде европейских стран, представлен несколькими работами. Среди них самой знаменитой является картина "Завтрак", выполненной в типичном для того времени жанре “бодегона”, когда герои находятся в каком-либо питейном заведении, но основное внимание уделяется натюрморту - еде, столовой утвари и посуде. Но уникальность произведения состоит в том, что в нем присутствует визуальный обман. Сразу кажется, что на картине изображено четверо героев, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что их трое. В заблуждение вводит воротник на стене.

В Эрмитаже представлено творчество последнего великого живописца Испании XVII века - Бартоломе Эстебана Мурильо. Поистине восхищает его картина "Благовещение", написанная мастером в 1660-1665 годы, которая поступила в Петербург из Амстердама в 1814 году. Илья Репин при жизни даже рекомендовал для изучения Мурильо ехать в Эрмитаж.


Искусство Фландрии и Голландии

Художники Фландрии сыграли огромную роль в развитии европейской живописи XVII века. Выставка произведений фламандской живописи является одной из богатейших и лучших в Эрмитаже.

Здесь представлены первоклассные произведения Питера Пауля Рубенса, Антониса Ван-Дейка, Якоба Иорданса, Франса Снейдерса и других всемирно известных фламандских художников.

"Лавки" Снейдерса - это широкоформатные полотна, которые изображают различные лавки во всем своем вкусном великолепии, в сочных и колоритных красках и элементах. Снейдерс писал натюрморты, и он достиг такого высокого мастерства, что его яства выглядят - аппетитнее не придумаешь.

Произведения голландских художников экспонированы в Шатровом зале. Эрмитаж обладает 2-ой по величине коллекцией картин Рембрандта, и соперничать с ней может лишь музей Рембрандта в Амстердаме.

Ярчайшими жемчужинами в Новом Эрмитаже на 2-м этаже в зале № 254 являются картины Рембрандта – “Даная”, “Возвращение блудного сына”, “Снятие с креста”, “Портрет старика в красном”.

“Возвращение блудного сына” - одна из последних и самых известных картин Рембрандта. Вместе с Тицианом Рембрандт интерпретирует один и тот же сюжет, написав картину “Даная”. Но у последнего она печально знаменитая изначально и впоследствии. Она была посвящена любимой жене Рембрандта - Саскии. Рядом с героиней находился смеющийся ангел, и на нее проливался золотой дождь. Но после смерти супруги, Рембрандт изменил лицо девушки на портрете, придав ему черты своей новой спутницы. Видимо скорбь художника по почившей супруге была очень сильна. На полотне появилась старуха служанка, а выражение лица ангела стало страдальческим.

Плюс, в 80-х прошлого столетия посетитель музея плеснул на полотно серной кислотой и нанес два ножевых удара. Картину реставрировали в эрмитажных мастерских на протяжении целой дюжины лет. Сегодня мы видим картину, воссозданную заново, но наполненную той же тонкой и светлой грустью автора. Она была переписана после ухода в мир иной любимой жены Рембрандта, и на ней черты другой женщины, но все равно она отражает прощание мастера со своей Саскией.


Французское искусство

Собрание произведений французского искусства в Эрмитаже (Зимний дворец, II этаж, залы №№ 272‒292) считается богатейшим в мире. За исключением самой Франции, ни одна страна в мире не обладает столь обширной и разнообразной коллекцией. Интерес представляют лиможские эмали XV – XVI веков, фаянсы Бернара Палисси, работы Пуссена, Ватто, Шардена, пейзажи Лоррена, многочисленные изделия из серебра, гобелены, скульптуры Фальконе, и многое другое.


Английское искусство

В экспозиции огромный интерес представляют произведения крупнейшего английского живописца Джошуа Рейнолдса, а также знаменитого английского художника – портретиста Томаса Гейнсборо. В Эрмитаже представлены знаменитые картины мастеров: Джошуа Рейнолдса - “Младенец Геракл, удушающий змей” и Томаса Гейнсборо - "Дама в голубом".


Нидерландская живопись

В Малом Эрмитаже на 2-м этажа в зале № 262 представлен триптих из церкви - алтарный образ Жана Белльгамба, посвященный Благовещению. Передний план занимает сцена Благовещения, на втором видна Дева Мария, занятая шитьем пеленок в ожидании первенца. В центре изображен донатор, что было необычно для церковной живописи тех лет, рядом с ним архангел Гавриил, который принес Марии благую весть.

Также особое внимание заслуживают 2 групповых портрета корпорации (гильдии) амстердамских стрелков кисти Дирка Якобса, что само по себе является большой редкостью для любой музейной коллекции живописи, находящейся за пределами Нидерландов.


Работы мастеров-оружейников стран Европы

В Эрмитаже имеется богатейшее собрание западноевропейского оружия XV-XVII веков. При входе в зал № 243 можно увидеть вооружение XV века. Рядом с кольчугой, защищавшей тело воина от рубящих ударов меча, находится кинжал для пробивания кольчуг. Усовершенствование амуниции произошло в конце XIV-начале XV века. В это время в искусстве ряда стран были сильны традиции готики, что отразилось на формах доспехов, получивших название „готических".

Крестьянское вооружение, в основу которого зачастую были положены привычные для крестьян формы орудий их труда: боевая коса, боевой бич, боевой цеп, „моргенштерн" (утренняя звезда) выставлено неподалеку от кольчуги, у стены слева.

Разнообразное вооружение пехоты горожан находится в центральной части зала, у стены напротив окон. Это огромные двуручные мечи, древковое оружие алебарды, глефы, расседлыватель, стрелковое оружие (витрина слева), в частности арбалеты. Рядом с этой витриной выставлен доспех, появившийся в XVI веке.

Стоит тут пушка работы итальянского оружейника XVII века Мадзаролли, ствол которой украшен гирляндами виноградных лоз и фигурками античных божеств, бронзовый позолоченный щит с чеканным изображением сцены сражения, исполненный немецким мастером Зигманом. В зале есть еще много видов турнирного и охотничьего оружия.


- Ну что, ездил куда на выходные?
- Да, в Санкт-Петербурге был.
- В Эрмитаж ходил?

Примерно так выглядит диалог с друзьями-знакомыми, не так ли? :) И не зря...
- крупнейший художественный и историко-культурный музей мира! Датой основания считают 1764 год, когда Екатерина Великая приобрела в Берлине коллекцию из 255 картин. На сегодняшний момент в Эрмитаже насчитывается около 3-х миллионов экспонатов и отображает культуру и искусство разных стран и народов. Говорят, что если на осмотр одного экспоната потратить 1 минуту, то на изучение всех понадобится 11 лет.


Главное здание Эрмитажа - Зимной дворец украшает парадная лестница, названная Иорданской . Получила такое название, так как по ней во время праздника Крещения спускался крестный ход к Неве, где вырубалась прорубь для освящения воды, так называемую иордань. Ранее лестница носила название Посольская.
Она занимает пространство всей высоты здания.
1

Плафон "Олимп" - живописная иллюстрация, занимающая 200 квадратных метров.
2

Поднявшись на второй этаж попадаем во Фельдмаршальский зал . В глаза бросается роскошная люстра. В простенках помещены портреты русских фельдмаршалов, чем и объясняется название зала.
3

Петровский (Малый тронный) зал . Посвящен памяти Петра I.
4

В нише, оформленной в виде триумфальной арки находится трон, а над ним - картина "Петр I с богиней мудрости Минервой" .
5

Гербовый зал был предназначен для торжественных приемов. Одно из самых больших парадных помещений Эрмитажа. В центре зала находится чаша из авантюрина.
6

У входа в зал расположены скульптуры древнерусских воинов со знаменами.
7

Зал окружает колоннада, несущая балкон с балюстрадой
8

Была создана по проекту Карла Росси в честь победы Российской империи над наполеоновской Францией.
9

На стенах галереи размещены 332 портрета генералов, которые участвовали в войне 1812 года и заграничных походах 1813-1814 годах. Авторами картин являются Джордж Доу, Поляков и Голике. По центру - большой портрет Александра I верхом на коне, написанный берлинским придворным художником Крюгером.
10

Слева портрет Кутузова в полный рост.
11

Георгиевский зал или Большой тронный зал . Здесь проходили официальные церемонии и приемы. Над Тронным местом находится барельеф "Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона".
12

Большой императорский трон был исполнен в Лондоне по заказу Анны Иоанновны.
13

Перейдя в Малый Эрмитаж заходим в Павильонный зал . В исполнении интерьера соединены различные архитектурные стили: мотивы античности, Ренессанса и Востока.
Мраморные колонны стремятся ввысь к лепным кружевам в золотой огранке, откуда свисают золоченые люстры.
14

Четыре мраморных фонтана - копии "Фонтана слез" в Бахчисарайском дворце , украшают стены зала.
15

Уменьшенная в два раза копия Римской мозаики, найденной при раскопках терм в 1780 году в городе Окрикулум. Здесь представлены персонажи античной мифологии: по центру голова Горгоны-медузы, бог Нептун и обиталеи его морского царства, сражающиеся Лапиф и Кентавр.
16

Золоченные часы.
17

18

Главной достопримечательностью Павильонного зала являются часы "Павлин". Приобрел их князь Потемкиным для императрицы Екатерины. Автором автомата был Джеймс Кокс - знаменитый в те года ювелир и изобретатель сложных механизмов. Привезли в Санкт-Петербург часы в разобранном виде. Собирал их русский мастер Иван Кулибин. Важной особенностью этих часов - это то, что они до сих пор работают: сова кружит головой, хлопает глазами и с помощью колокольчиков, которые закреплены на ее клетке, наигрывается мелодия, павлин распускает хвост и кланяется зрителям, а петух кукарекает. Все фигурки двигаются как живые.
19

Висячий сад перед Павильонным залом. Напомню, что мы на втором этаже.
20

На Советской лестнице . Название объясняется тем, что на первом этаже находились помещения Государственного совета. На верхней площадке находится малахитовая ваза, созданная в середине XIX века в Екатеринбурге.
21

Зал Рембрандта . На фото картина "Даная", написанная по мотивам древнегреческого мифа. Бог Зевс в виде золотого дождя проник к Данае, которая находилась в заключении, после чего она родила Персея.
На эту картину в 1985 году было совершено покушение. Мужчина вылил на нее серную кислоту и дважды порезал картину ножом. Злоумышленник объяснил свой поступок политическими мотивами, однако суд признал его душевно больным и поместил в психиатрическую больницу.
22

Большой Итальянский просвет . В зале представлена экспозиция Итальянской живописи XVII-XVIII веков.
23

Элемент столешницы из малохита XIX века.
24

25

Скульптура "Гибель Адониса". По мотивам древнеримской поэмы "Метаморфозы".
26

Зал майолики .
27

Один из двух шедевров зала - картина Рафаэля "Мадонна Конестабиле", написанная в 1504 году.
28

Рыцарский зал - один из больших парадных интерьеров Малого Эрмитажа. Тут представлены богатейшая коллекция оружия, насчитывающая около 15 тысяч предметов.
29

Парадная лестница Нового Эрмитажа.
30

Пантера в зале Диониса , который был создан для выставки древней скульптуры.
31

Афродита - богиня красоты и любви (Венера Таврическая) II век. Была найдена при раскопка в Риме в начале XVIII века. А привез ее в Санкт-Петербург Петр I. Скульптура украшала Таврический дворец, откуда и пошло название.
32

Зал Юпитера .
Саркофаг "Церемония бракосочетания". На всех стенках мраморного римского саркофага изображены рельефные фигуры, раскрывающие сюжеты свадьбы, охоты и быта. А крышка посвящена богам Олимпа.
33

Статуя Юпитера, конец I века. Является одной из самых больших античных скульптур сохранившихся в музеях мира. В высоту она 3,5 метра.
В правой руке Юпитер держит фигурку Виктории - богини победы.
34

Зал Большой вазы . Перекрытый сводом с лепным декором, зал украшен арочными лоджиями и колоннами из белого мрамора. Еще до облицовки стен искусственным мрамором была установлена Колыванская ваза из яшмы высотой более 2,5 м. и весом 19 т. Работа над ее созданием, из-за ее громадных размером, велась прямо на каменоломне целых 12 лет. В 1843 году ваза была завершена. В Петербург ее везли сначала по суше, где в упряжке было до 160 лошадей, потом на специальной барже по воде, а над установкой в зал работали 770 человек.
35

Зал Древнего Египта . Он был создан в 1940 году, на месте буфета Зимнего дворца. Название зала говорит само за себя: здесь представлена экспозиция посвященная Древнему Египту, охватывающая период с IV тыс. до нашей эры до рубежа нашей эры.
36

Барельеф в коридоре между залами.
37

Двадцатиколонный зал . Два ряда монолитных колонн из сердобольского гранита делят его на три части. Роспись стен и мозаичного пола выполнены в стиле античной традиции. В зале расположена коллекция искусства Древней Италии конца IX - II в. до нашей эры.
38

В Большом дворе Зимнего дворца экспонируется скульптура "Снежная башня" - образ мальчика на костылях, несущего на спине дом, ремень которого душит его. Автор Энрике Мартинес Селайя говорит, что главной темой является "идея потери детской способности воспринимать блеск окружающего мира и появления духовной светонепроницаемости, что всегда сопровождается разочарованием" , также в скульптуре раскрывается эмигрантская тема.
39

40

О нет, одного раза сходить в Эрмитаж совсем недостаточно! После первого посещения создается только общее понятие устройства музея. Мне кажется, что Эрмитаж - это как "Война и мир" - книга которую нужно читать несколько раз в разные возраста, чтобы представал каждый раз новый смысл. Только ходить в этот музей мирового масштаба нужно намного чаще и каждый раз открывать для себя что-то новое!
41

Входит в «высшую лигу» мировых музейных сокровищниц. В его коллекции - три миллиона экспонатов, а великолепное собрание, начатое еще Екатериной Великой, пополняется по сей день. Предлагаем короткий тур по Эрмитажу - и 10 картин, которые обязательно нужно посмотреть.

Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа)

Италия, 1478–1480 годы

Второе название происходит по фамилии владельцев картины. При каких обстоятельствах произведение великого Леонардо попало в Россию, до сих пор неизвестно. Существует легенда, что семейство Бенуа купило ее у бродячего цирка. Шедевр достался Марии Сапожниковой (после замужества - Бенуа) в наследство от отца. В 1914 году Эрмитаж приобрел у нее эту картину. Правда, после революции, в тяжелые 1920–30-е годы, правительство СССР чуть не продало ее министру финансов США, страстному коллекционеру Эндрю Меллону. Искусствоведам, выступавшим против этой продажи, повезло: сделка сорвалась.

Рафаэль. Мадонна с Младенцем (Мадонна Конестабиле)

Италия, около 1504 года

«Мадонна с Младенцем» - одно из ранних произведений Рафаэля. Александр II приобрел эту картину в Италии у графа Конестабиле для любимой жены Марии Александровны. В 1870 году этот подарок обошелся императору в 310 тысяч франков. Продажа работы Рафаэля возмутила местную общественность, однако у итальянского правительства не было средств, чтобы выкупить картину у владельца. Собственность императрицы сразу же была выставлена в здании Эрмитажа.

Тициан. Даная

Италия, около 1554 года

Полотно Тициана Екатерина II приобрела в 1772 году. Картина написана по мотивам мифа, в котором царю Акрисию предсказали, что он умрет от руки собственного внука, и чтобы избежать этого, он заточил свою дочь Данаю в темницу. Однако находчивый бог Зевс все же проник к ней в виде золотистого проливного дождя, после чего Даная родила сына Персея.

Екатерина II была просвещенным монархом, обладала прекрасным вкусом и отлично понимала, что именно надо приобретать для своей коллекции. В Эрмитаже есть еще несколько картин с подобным сюжетом. Например, «Даная» Фервилта и «Даная» Рембрандта.

Эль Греко (Доменикос Теотокопулос). Апостолы Петр и Павел

Испания, между 1587–1592 годом

Картину подарил музею в 1911 году Петр Дурново. За несколько лет до этого Дурново показывал ее на выставке императорского общества поощрения художеств. Тогда об Эль Греко, которого считали весьма посредственным художником, заговорили как о гении. В этом полотне живописец, который всегда был далек от европейского академизма, оказался особенно близок византийской иконописной традиции. Он постарался передать духовный мир и характеры апостолов. Павел (в красном) напорист, решителен и уверен в себе, а Петр, напротив, - сомневающийся и колеблющийся… Считается, что в образе Павла Эль Греко запечатлел самого себя. Но исследователи об этом до сих пор спорят.

Караваджо. Юноша с лютней

Италия, 1595–1596 годы

Караваджо - известный мастер барокко, перевернувший своим «погребным» светом сознание нескольких поколений европейских художников. В России хранится лишь одна его работа, которую художник написал еще в юные годы. Для картин Караваджо характерна некая драма, есть она и в «Лютнисте». В нотной тетради, изображенной на столе, записана популярная в то время мелодия мадригала Якова Аркадельта «Вы знаете, что я вас люблю». А треснувшая лютня в руках юноши - символ несчастной любви. Полотно приобрел Александр I в 1808 году.

Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы

Фландрия, середина 1620-х годов

Несмотря на название, считается, что это портрет дочери художника - Клары Серены, умершей в 12 лет. Картина создана уже после смерти девушки. Художник тонко выписал и пушистые волосы, и нежную кожу лица, и задумчивый взор, от которого невозможно отвести глаза. Перед зрителем возникает одухотворенный и поэтический образ.

Картину в коллекцию Эрмитажа приобрела Екатерина II в 1772 году.

Рембрандт ван Рейн. Возвращение блудного сына

Голландия, около 1668 года

Одну из самых известных и узнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766 году. Евангельская притча о блудном сыне волновала художника на протяжении всей его жизни: первые рисунки и офорты на этот сюжет он создал еще в 1630–40-е годы, а за написание картины взялся в 1660-е. Полотно Рембрандта стало вдохновением и для других творческих личностей. Композитор-авангардист Бенджамин Бриттен под впечатлением от этой работы написал оперу. А режиссер Андрей Тарковский процитировал «Возвращение блудного сына» в одной из заключительных сцен «Соляриса» .

Эдгар Дега. Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

Франция, 1875 год

Картина «Площадь Согласия» была перевезена в Россию после Второй мировой войны из Берлина - там она хранилась в частном собрании. Полотно интересно тем, что, с одной стороны, это портрет, а с другой - типичная для импрессионистов жанровая зарисовка из жизни города. Дега изобразил своего близкого друга, аристократа Людовика Лепика, вместе с двумя дочерьми. Многофигурный портрет до сих пор хранит в себе немало загадок. Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах картина была создана. Искусствоведы предполагают, что работа была написана в 1876 году и не на заказ. Другой подобной картины ни до, ни после художник не писал. Нуждаясь в деньгах, он продал все же полотно графу Лепику, и до конца XIX века о нем не знали. После падения Берлина в 1945 году шедевр в числе других «трофейных» произведений был отправлен в Советский Союз и оказался в Эрмитаже.

Анри Матисс. Танец

Франция, 1909–1910 годы

Картина была создана по заказу Сергея Щукина, известного русского коллекционера французской живописи XIX - начала XX века. Композиция написана на тему золотого века человечества, и потому на ней изображены не конкретные люди, а символические образы. Матисс вдохновлялся народными плясками , которые, как известно, хранят в себе ритуальность языческого действа. Неистовство древних вакханалий Матисс воплотил в сочетании чистых цветов - красного, синего и зеленого. Как символов Человека, Неба и Земли. Картина была передана в Эрмитаж из московского собрания Государственного музея нового западного искусства в 1948 году.

Василий Кандинский. Композиция VI

Германия, 1913 год

В Эрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Василия Кандинского . «Композиция VI» была создана в Мюнхене в мае 1913 года - за год до начала Первой мировой войны. Динамичная яркая картина написана свободными и размашистыми мазками. Первоначально Кандинский хотел назвать ее «Потоп»: в основу абстрактного полотна лег библейский сюжет. Однако позже художник отказался от этой идеи, чтобы название работы не мешало зрительскому восприятию. Полотно поступило в музей из Государственного музея нового западного искусства в 1948 году.

В материале использованы иллюстрации с официального сайта