Мордовский писатель Андрей Куторкин. Мордовия поэтическая

9 марта свой 75-летний юбилей отметил мордовский писатель, член Союза писателей СССР и России, автор многих книг Владимир Николаевич Корчеганов. Товарищи по перу про Владимира Николаевича пишут, что есть поэты, чьё творчество вроде бы не очень заметно, не претендует на то, чтобы говорить о нём как об исключительном художественно-эстетическом явлении, однако без них трудно представить поэтический небосклон литературы. В современной мордовской литературе такой личностью, давно и надолго утвердившей в ней своё имя, является мордовский писатель Владимир Корчеганов.

Владимир Николаевич родился в 1941 году в деревне Садовка Ковылкинского района Мордовской АССР. После окончания в 1969 году Ежовской средней школы работал литейщиком, газовщиком, оператором на Саранском заводе «Электровыпрямитель». Заочно учился на юридическом факультете Казанского государственного университета, окончил Всесоюзный заочный Высший лекторий журналистики в г. Москва. С 1968 года — сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института источников света им. А. И. Лодыгина. Литературной деятельностью начал заниматься в 50-е годы, первое стихотворение напечатано в Ковылкинской районной газете «Ленинский путь» в 1959 году. После много публиковался в республиканских газетах и журналах. Первыми литературными наставниками молодого поэта были известные мордовские писатели и поэты — Яков Пинясов, Максим Бебан, Фёдор Атянин, Александр Малькин. Они заметили незаурядный художественный дар молодого автора и благословили его. Поэт издал на мокшанском языке книги «Судьбань тяште» («Звезда счастья»), «Луганязе-лаймонязе» («Луг-лужок», 1977), «Ожука, монць» («Погоди, я сам»,1980), в переводе А.Громыхина и А.Терентьева на русский язык изданы книги «Друг мой солнышко» (1984), «Штрафной удар» (1988), «Весна» (М.: Детская литература, 1986), «Волшебный мешок» (1995), «Свет негасимый» (1998), «Теплота души» (2000), «Солнечный котёнок» (2001). В 2006 году издана книга избранных произведений «Судьбы людские», куда вошли стихи и проза на мокшанском языке, стихи в переводах на русский язык А.Громыхина, С. Макарова, И. Деордиева, С.Скаченкова, на эрзянский язык – И.Ишуткина, А.Арапова, И.Калинкина, М.Втулкина.

Поэт активно участвует в смотрах-конкурсах художественного творчества своего народа. Ему присвоено звание «Заслуженный работник культуры Республики Мордовия», он лауреат Всероссийского фестиваля народного творчества. За большой вклад в дело развития литературы Владимир Корчеганов награжден Почетной грамотой правления Союза писателей России.

В 2005 году он избран действительным членом Академии русской словесности и изящных искусств им. Г. Р. Державина.

На его стихи написаны многие песни. Песни для детей на слова поэта написала известный композитор Мордовии Нина Кошелева.

Владимир Николаевич Корчеганов – ветеран труда, профессор, член Союза писателей России.

В свою очередь от редакции «Финно-угорская газета» поздравляем юбиляра со знаменательной датой. Желаем Владимиру Николаеву крепкого здоровья и творческих успехов.

Инна Астайкина, «Финно-угорская газета».

Патриарх мордовской литературы

Села Студенец в Порецком районе на современной карте Чувашии уже нет давно. Не то чтобы оно пропало, просто когда-то три села объединились в одно. Но на самом деле оно как стояло, так и стоит. В свое время семью Куторкиных, где в начале прошлого столетия, 25 августа 1906 года, родился мордовский писатель Андрей Куторкин, здесь знали хорошо.

Мать писателя Наталья Ивановна (в девичестве Шитова) хоть и грамоту не знала, но память была у нее на зависть крепкая. Перед замужеством все невесты села бежали к ней, обучала она их причитаниям, без этого мордовскую свадьбу не играют. Необыкновенным рассказчиком слыл и отец прозаика, Дмитрий Тимофеевич. Бывает, плетет лапоть, а вокруг вся многочисленная семья байки его слушает. Самый смышленый из детей, Андрей, был пятым ребенком, после него еще двое. Ораву такую прокормить было трудно. Хозяин не гнушался ни пастушьей, ни плотницкой работы.

Однажды отец подозвал Андрея и указал на стену, где висела пила: «Вот, сынок, смотрю я на эту пилу и думаю: почитай тридцать лет я тяну ее. И ты будешь всю жизнь с ней работать, а богатства не наживешь. Тебе надо выбирать другую дорогу. Надо учиться, грамотный человек не пропадет». Эти слова заставили задуматься умного не по годам мальчишку. Он сам давно хотел чего-то нового, хотел знать больше, чем окружающие. Научиться читать и писать - неужели его мечта сбудется?

В сельской церковно-приходской школе Андрей Куторкин начал учиться при царе, а закончил уже после революции. Учеба давалась легко. Мальчик запоем читал произведения Некрасова, Чехова, а томик со стихами Пушкина был самым дорогим. «Первая книга, которую я взял из библиотеки, - «Избранные произведения» Пушкина, - вспоминал потом Андрей Дмитриевич. - Перечитывал ее снова и снова». «Евгения Онегина» он знал наизусть и мог цитировать часами. Память у Андрея Куторкина, как вспоминают его современники, была уникальной.

«В тебе есть искорки таланта»

После Порецкой средней школы Андрей Куторкин поступает учиться в Ульяновскую совпартшколу. Ему исполнилось 18 лет. Путь в литературу начался тоже здесь. В этом большую роль сыграла преподаватель по политпросвещению Анна Караваева, впоследствии известная русская писательница. Анна Александровна печаталась в журнале «Сибирские огни», вела литературные кружки. Именно она заметила способности своего ученика. К тому времени имя Андрея Куторкина уже появилось в алатырской уездной «Трудовой газете». «Деревенское» - так назывался его первый очерк. В газете «Красная звезда» выходят другие прозаические произведения. Караваева смогла оценить его творчество по рассказу «Шалопутный», рукопись которого притащил ей Андрей. «Да, искорки таланта в тебе есть, и может загореться пламя», - сказала она. С помощью Караваевой рассказ был напечатан в Москве. Начинающий писатель взял псевдоним Ендол, по-эрзянски - «молния».

Менялась историческая судьба страны. Малые народы получили письменность. Начиналась борьба с неграмотностью. Андрея Куторкина отправили в Мордовию, в Дубенки. Здесь он работает в библиотеке. Вокруг него собирается молодежь, благодаря ему в окрестных селах открываются библиотеки, в клубах ставятся спектакли. Но появилась ностальгия по дому. А тут еще сестра Аня в письме сообщила, что отец тяжело заболел. Так Куторкин переезжает в соседний с Чувашией Ардатовский район. Шло время коллективизации. Его ставят председателем колхоза в село Жабино. Об этом периоде своей жизни писатель не любил вспоминать. О чем умалчивал Андрей Дмитриевич, остается только догадываться...

Архив Куторкина

В 1932 году Куторкин переезжает в Саранск, и с этого времени литературная работа становится для него профессиональным делом. Редактор газеты «Эрзянская коммуна», затем журнала «Сятко». Но пока он находился в должности редактора, ни одна его строчка на страницах газет не вышла. На вопрос, почему, он отвечал: «Я главный редактор, и у меня другие обязанности». Обязанности свои и в должности главного редактора Мордгиза, и на посту председателя правления Союза писателей он знал хорошо и выполнял беспрекословно. Что касается произведений, то он пробует силы в крупных жанрах. В 1934 году выходит его историко-революционный роман «Черный столб». Работа над ним шла долго. Критики не были благосклонны. В 1941 году свет увидела поэма, чья судьба была удачнее.

Тему Куторкину подсказал сам Максим Горький на I съезде писателей СССР. В основу поэмы «Ламзурь» легло восстание мордвы Терюшевской волости против царицы в 1743-45 гг. Произведение стало хрестоматийным, по либретто «Ламзурь» была написана первая мордовская опера. Также свет увидел роман в стихах «Яблоня у большой дороги», о революции 1905 - 1907 годов. Выход в 1976 году трилогии «Бурливая Сура» становится заметным событием в культурной жизни республики. Куторкин удостаивается Государственной премии Мордовии. Роман был выпущен и в Москве. В Центральном госархиве хранятся письма из издательства «Современник» по вопросу об издании «Бурливой Суры», споры в основном шли о переводе на русский. Автор был крайне недоволен переводчиком. Видно, сказывалось мордовское упрямство.

В целом архив писателя состоит из нескольких фотографий, писем, рецензий, статей. Ничего такого, что говорило бы о нем как о человеке. Пожалуй, лишь эти ровные, аккуратные строчки да мелкие буквы говорят о характере писавшего. Куторкина знали как молчаливого, замкнутого человека. Пунктуален он был до болезненности. Если назначал встречу в 10.00, то опоздавшему хотя бы на три минуты дверь Куторкиных в доме на проспекте Ленина уже не открывалась. Если писатель говорил, что может выделить для беседы только 30 минут, то разговор мог оборваться на полуслове. А если он дал в долг двадцатипятирублевыми ассигнациями, то вернуть надо будет такими же бумажками. Людей, которые сделали ему подлость, он просто «хоронил».

Рассказывали, что в кабинете на его столе всегда лежало много карандашей, но он не начинал нового, пока до конца не дописывал старый, хотя уже и держать его было неудобно. Некоторые же считали его скромнейшим человеком. Но того, что Андрей Дмитриевич был ходячей энциклопедией, не отрицал никто. Писатель Павел Любаев вспоминает: «Это был умнейший человек, интересный собеседник. У него была одна из самых богатых библиотек в городе».

Куторкин не открывал завесу и своей семейной жизни. Супруги не любили застолья. Детей у них не было, поэтому они взяли ребенка из детского дома. Часто отец с сыном Мишей прогуливались по улицам Саранска. «К сожалению, - говорит исследователь творчества писателя Михаил Ломшин, - как не сохранились личные вещи, архив писателя, так затерялись где-то в Москве следы единственного сына Андрея Дмитриевича».

Писатель Андрей Куторкин служил своему делу преданно. Недаром коллеги называли его «патриархом». Старый, уже тяжелобольной, находясь в больнице, он просил жену: «Мне бы лист бумаги да пяток карандашей, только наточи хорошенько». До последнего писатель переживал и за судьбу своей любимой реки: «Недавно на Суре был. Когда-то мы оттуда воду таскали для чая. А теперь и смотреть страшно. Что останется нашим внукам?»

Историческая судьба России опять изменилась, уже никто не зачитывается романами о социалистических преобразованиях, не верит в светлые идеалы. Вся литература об этом пылится на библиотечных полках. Кто знает, может, она ждет своего часа - когда ее перечитают и посмотрят на прошлое по-новому.

Куторкин Андрей Дмитриевич родился 12 августа (1906 -1991 гг.) года в селе Студенец, ныне Порецкого района Чувашской АССР, в крестьянской семье. Член Коммунистической партии с 1932. Поэт, прозаик, драматург. Заслуженный писатель МАССР. Лауреат государственной премии МАССР. Член союза писателей СССР.

Выступил в печати с рассказами в 1924 году, его первый очерк назывался «Деревенская». Далее выходит в свет в газете «Якстере теште» рассказ «Чопудасо». Тридцатые годы были пиком советской мордовской литературы. Именно в эти годы проявил свой яркий талант писателя Андрей Куторкин, написавший свой первый роман «Раужо палмань» - «Черный столб».

Как лучшие достижения национальной классики того периода в активный фонд мордовской литературы прочно вошёл созданный стихотворный роман о крестьянском движении мордвы XVIII в. «Ламзурь» А.Д. Куторкина.

В 50-е годы выходит в свет следующий его роман трилогия "Лажныця Сура".

Большое внимание уделили литературоведы произведению А. Д. Куторкина - роману в стихах «Яблоня у большой дороги», который увидел свет в 1958 году и сразу был переведен на русский язык. Роман в стихах «Яблоня у большой дороги» критикой был оценен как большой успех писателя и всей мордовской литературы в целом. Положительно отозвались о романе не только исследователи мордовской литературы, но российская критика. Московские писатели и критики, принимавшие в 1951 году участие в обсуждении первого варианта этого произведения, отметили, что роман А. Д. Куторкина является большой творческой удачей, а критик В. В. Гоффеншефер подчеркнул, что «талант и мастерство поэта сказываются в точных и ярких изображениях персонажей, в характеристике людей, в особенности стариков и детей, в хорошем, в мягком юморе и, главное, в превосходных традициях. Роман А. Д. Куторкина пестрит песнями, сказами, легендами и в самом повествовании чувствуется традиция, идущая от фольклора» (ЦГА РМ, ф. р-356, оп. 1, инв. № 252, С. 157).

Куторкин А.Д. награжден двумя орденами "Знак Почета" и медалями.

Для каждого, кто хотя бы вскользь познакомится с его творчеством, будет очевидно, что Владимир Нестеров - поэт своей страны, Родины, державы. Он - мастер патриотических од, лиро-эпических поэм, стихотворений, посвященных важным проблемам современной жизни. Творческий пусть, который прошел поэт Владимир Нестеров, биография (с фото) еще подробно не описывались.

Владимир Нестеров - певец народный

Каждому русскому человеку знакомы имена А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, С. А. Есенина, А. А. Блока. Это великие поэты, давшие свой голос простому народу. С А. С. Пушкина началось развитие русского литературного языка. Н. А. Некрасов и Сергей Есенин внесли в нашу литературу тему крестьянства и жизни бедняков, в музыкальных стихах А. А. Блока слышится величие и мужество многонациональной России, топот скифских коней, игра татарской крови.

У таких поэтов есть определенный талант, есть самобытность, есть личность. Их творчество не так многогранно, как произведения великих гениев, их голос звучит тише и проще, но, несмотря на это, именно такие стихолюбы - поэты второго порядка, всегда имели и имеют важнейшее влияние на умы молодого поколения современников. Люди, для которых поэзия является не искусством в общепринятом смысле этого слова, а способом донести до других какую-то истину, рассказать о важном событии, используя ритмику и рифму. К таким поэтам второго порядка можно отнести, например, Демьяна Бедного, Николая Петровича Огарева, и других. К таким авторам относится и современный мордовский поэт Владимир Нестеров. Биография этого литератора еще не была полно описана, потому стоит остановиться на ней подробней.

Молодые годы Владимира Нестерова

Служба в армии, будни студента, кропотливая, но творческая работа журналиста - все это познал поэт Владимир Нестеров. Биография и творчество этого автора тесно переплетены. Кажется, что на любое значительное общественное событие поэт откликается стихотворением.

Владимир Нестеров появился на свет 7 октября 1960 г. в селе Анаево на территории Республики Мордовия.

Уже со школьной скамьи проявился в будущем поэте интерес к государственным проблемам, устройству общества и месту России в мировом пространстве. Стихотворения юного патриота публиковали в газетах «Молодой ленинец», «Свет октября», «Мокша».

После школы Владимир Нестеров твердо решил стать журналистом и поступил в Мордовский государственный университет на факультет филологии, который с успехом окончил в 1987 г. Так начал свой жизненный путь Владимир Нестеров. Биография (с фото времен детства и юности) этого литератора почти не освещена в журналах, но можно надеяться, что со временем читатель будет иметь возможность узнать больше об этом необычном поэте.

Зрелые годы и начало трудовой деятельности поэта

В 1988 г. вышел первый поэтический сборник В. И. Нестерова «Соткс» (рус. «Связь»). А в 1992 г. были опубликованы две книги: «Вачашить колга» («О голоде») и сборник «Духовная жажда», и уже через год, в 1993 г., мордовский поэт Владимир Нестеров вошел в Союз писателей России.

В 1990-х годах поэт некоторое время работал руководителем национального театра в Мордовии и старался поддерживать народных дух в обществе, внушать людям веру в будущее, несмотря ни на что. Об этом периоде он отзывается как о «голодном».

В настоящее время поэт проживает в г. Саранске в Мордовии. Он ведет активную общественную деятельность, участвует в Съездах писателей России, посещает патриотические мероприятия в школах, с интересом выступает на литературных вечерах и встречах.

Награды и признание

Поэт Владимир Нестеров широко известен в родной Мордовии. Он регулярно принимает участие в поэтических конкурсах, не раз становился их призером и лауреатом.

Поэт награжден Литературной премией главы Республики Мордовия, является призером региональных конкурсов «Зеркало нации» и «Рождественская звезда», участником фестиваля финно-угорской прессы.

В феврале 2017 г. прошел творческий вечер, гостем которого стал поэт Владимир Нестеров (фото есть в статье). На нем присутствовали молодые литераторы и деятели культуры Саранска. Лозунг встречи гласил: «Мы все - россияне!», что подчеркивает интернациональный дух и гражданскую позицию поэта.

В марте 2017 г. Н. И. Нестеров победил в региональном конкурсе в номинации «Живи, Мордовия моя!».

Владимир Нестеров - журналист и переводчик

В настоящее время Владимир Нестеров работает обозревателем в газете «Мокшень правда». Он никогда не скрывал и не скрывает свою общественно-политическую позицию - и это заслуживает уважения. Действительно, поэзия В. И. Нестерова достаточно специфична, она может нравиться или не нравиться, но нельзя отказать поэту в таких личностных чертах, как гражданственность, верность слову и твердость. Он никогда не изменял себе - а это качество, которое присуще далеко не каждому. «Мы единая российская нация, - считает В.И. Нестеров, - граждане огромной великой России, а потом уже мордва, русские, татары, дагестанцы, большие и малые народы».

Будучи в первую очередь гражданином, В. И. Нестеров считает чрезвычайно важным подчеркнуть свою принадлежность к великой многонациональной культуре, которой и является культура России. Потому поэт пишет как на русском, на и на (мокша). Более того, он является переводчиком на свой родной мордовский язык Библии для детей и некоторых православных литургий.

Патриотическая лирика В. И. Нестерова

Биография и творчество Владимира Нестерова пронизаны образом могущественной и державной России. Россия в его стихах - не абстрактная родина, а империя, от которой зависит не только внутренняя стабильность, но и благополучное и мирное существование всех народов на земле. В. И. Нестеров искренне верит в высокое признание России, в ее богоизбранность и самобытность.

Поэт признается, что его вдохновляют такие литераторы, как С. Кинякин, И. Девин, Г. Пинясов.

Поэт старается откликаться на каждое значительное событие в России. Так, например, шествию «Бессмертный полк» В. И. Нестеров посвятил произведение, в котором призвал молодое поколение быть «достойным» подвига предков:

Чтоб полк Бессмертных был за нас покоен,

Как и за славу Родины своей!

Пейзажная и народная лирика В. И. Нестерова

В творчестве В. И. Нестерова можно выделить несколько основных тем: большая и малая Родина, красота природы, прошлое и будущее России, философские вопросы о жизненном призвании человека и его роли в мире.

Большое количество произведений поэта посвящено красоте его родной Мордовии. В призывном стихотворении «Живи, Мордовия!» В. И. Нестеров признается в своей любви к родному краю, говорит, что ему «нет счастья» в «чужих краях». Текст этого стихотворения положен на музыку и стал широко известен жителям Саранска.

Нужно сказать, что поэт всегда резко отрицательно отзывался о восхвалении жизни на Западе, на чужбине. В своих стихотворениях о природе, как и в патриотической лирике, В. И. Нестеров остается верным себе - он в первую очередь остается гражданином.

Еще одной отличительной чертой поэзии В. И. Нестерова является то, что он никогда, даже в юношеские годы, не писал о любви. Поэт считает, что любовь к женщине недостойна того, чтобы быть описанной в высокой поэзии. Однако тема любви в стихотворениях В. И. Нестерова все же присутствует. Это светлое чувство к Отчизне:

Любовь, как вешняя вода,

Растопит в сердце зной:

Я счастлив жить

с тобой всегда

Единою судьбой!

Пишет В.И. Нестеров о Мордовии.

Религиозная поэзия Владимира Нестерова

Мордовский поэт является глубоко верующим человеком. Он ходит на службы в православные храмы, отмечает христианские праздники. В. И. Нестеров уверен, что православное воспитание должно статье неотъемлемой частью светского образования.

Многие стихотворения Владимира Нестерова отражают его религиозность и искренность веры. Например, в произведении «Храни, Господь» поэт просит:

Храни, Господь, меня, храни:

Храни во мне Живое слово.

В этих строках чувствуется молитва, хвала Богу, вера в Его могущество и просьба поэта уберечь его от неправедных поступков, сохранить свой стихотворный талант - «живое слово». Но такое сугубо личное обращение к Богу уже в следующей строфе приобретает любимый поэтом мотив родины:

Храни, Господь, для нас Россию:

Её особый - трудный путь.

Поэт сочетает личное и общее, просьбу к Богу помочь поэту сберечь свой талант и мольбу о благополучии родной страны.

Заключение

Мордовский поэт Владимир Нестеров соединяет в своем творчестве личное и общее, описывает вопросы, касающиеся индивидуальной жизни, и проблемы, заставляющие задуматься о Родине и пути своего народа. И пусть его стихи далеки от гениальных, но зато они искренни, чисты и близки многим.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

"МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ" ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра гуманитарного образования КУРСОВОЙ ПРОЕКТ Писатели Мордовии Слушатель КПК: Сидорова Е.Г., учитель мокшанского языка МБОУ « Перхляйская ООШ» Рузаевского муниципального района Проверил: методист кафедры гуманитарного образования Медянкина Е.В. Саранск 2017

1. Введение. Актуальность темы Перед национальной школой республики стоят новые задачи по воспитанию и обучению молодого поколения. Решение их невозможно без систематического чтения художественных произведений мордовских писателей и без изучения основ литературоведения. Научить учащихся чувствовать, переживать, искать в мордовской литературе ответы на вопросы, поставленные жизнью - задача учителя-словесника. В последние годы в литературе наметилась тенденция более глубокого осмысления истории, культуры мордовского народа, героя нашего времени, положительного идеала. Если раньше внимание обращалось на контрастное изображение внутреннего мира и нравственных качеств людей различных классовых прослоек, то в мордовской прозе 70-90-х годов в центре внимания писателей находится идейно-нравственный и моральный облик нашего современника, выросшего в условиях нового общества. Это потребовало более углубленного художественного исследования сельской жизни, поиска новых средств изображения.

Цели и задачи проекта - приобщить учащихся к духовному наследию мордовской литературы; -познакомить учащихся с именами мордовских писателей, с художественными особенностями их творчества.

Ожидаемые результаты Формирование личного интереса к духовному наследию мордовской литературы и культуры; Расширение кругозора учащихся; Умение самостоятельно отбирать материал и выполнять исследовательские работы; Развитие коммуникативных умений.

Василий Иванович Виард Василий Иванович Виард (настоящая фамилия Ардеев) родился 15 января 1907 года в селе Мордовская Муромка Мокшанского района Пензенской области в крестьянской семье. В 1918 году после окончания начальной школы сначала работал в хозяйстве отца, а затем заведующим избой-читальней. Учебу продолжал в Пензенском педагогическом техникуме (1923 ­1926 гг.), на рабфаке (1927 -1930гг.). В 1934 году окончил педагогический факультет Саратовского университета и поступил в аспирантуру при Мордовском научно-исследовательском институте. В годы учебы в аспирантуре он начинает преподавать мордовский язык и литературу в Саранском вузе. В 1934 году его принимают в члены Союза писателей СССР. В. Виард увлеченно работает в должности секретаря редакции молодежной газеты « Комсомолонь вайгяль », литературным редактором детского журнала « Якстерь галстук». Большую работу проводит с начинающими мордовскими литераторами, много пишет и публикуется сам. В 1937 году В. Виард был необоснованно репрессирован, что надолго задержало дальнейший творческий рост писателя. До реабилитации (1956) литератор не мог опубликовать ни одного произведения. Вторая половина пятидесятых и первая половина. шестидесятых годов стали периодом творческой активности писателя. Один за другим он выпускает ряд сборников рассказов, повестей: « Кяжи сява », 1956, « Кешань приключениянза », 1958, «Скрипач Оха» (1959), « Колянь каникуланза », 1960, « Хрустальнай седь », 1960, « Вирень вайгяльхть », 1961, « Кафта пильгса сохатай » и другие.

Кузьма Григорьевич Абрамов Народный писатель Мордовии (1985), лауреат Государственной премии республики (1977) Кузьма Григорьевич Абрамов родился 12 ноября 1914 года в селе Старые Найманы ныне Большеберезниковского района Республики Мордовия в семье крестьянина. После окончания ичалковской десятилетки (1933) поступил учиться в Мордовский педагогический институт. Однако после первого курса оставил учебу. С 1935 года К. Абрамов работает учителем Косогорской семилетней школы Большеберезниковского района, где и начинается его литературная деятельность. В 1938 - 1939 годы К. Абрамов трудится в Мордовском книжном издательстве в должности редактора. Осенью 1939 года он призывается в армию. Был курсантом Тамбовского военно-пехотного училища. К. Абрамов - участник Великой Отечественной войны. Важным этапом на пути творческого становления писателя стали его рассказы. Затем была трилогия « Эрзянь цёра » («Сын эрзянский», 1971, 1973, 1974) - о всемирно известном скульпторе сд. НефeдoBe (Эрьзе). Она удостоена Государственной премии МАССР (1977). В конце восьмидесятых годов К. Абрамов успешно осваивал и новый жанр прозы - роман-сказание. Так, о жизни мордвы в конце Х II - начале ХIII в. он повествует в романе « Пургаз » (1988).

Михаил Ильич Безбородов Михаил Ильич Безбородов родился 10 января 1907 года в селе Старые Пичингуши ныне Ельниковского района Республики Мордовия в крестьянской семье. В 1919 году он окончил в своем селе начальную школу. Рано познакомился с мокшанскими песнями, которые пробудили в парне стремление самому пробовать сочинять стихи на родном языке. В 1929 году окончил Саранскую совпартшколу, затем работает учителем в Пичингушской начальной школе, заведует избой-читальней, является активным сотрудником районной газеты. Первое стихотворение М. Безбородова « Морафтома кудса » было опубликовано в газете «Од веле » («Новая деревня») в 1927 году. Оно посвящено культурному строительству в деревне. Стихотворение пронизано оптимистическими мотивами. М. Безбородов - мастер пейзажа. Он воспевает красоту родной земли, ее просторы, цветущие сады, бескрайние поля. Поэт экономно и умело пользуется изобразительными средствами, создавая одновременно и грустное, и светлое настроение («Виры» ,«Луга лангса », « Ялгай, морак, монга моран » и др.). В 30-х годах многие из них в мордовских селах пелись под гармонь, балалайку в молодежных хороводах.

Леонид Фёдорович Макулов Родился 17 июля 1907 года в с. Перхляй Рузаевского района Республики Мордовия. Первые литературные опыты относятся к началу 30-х годов, первой книгой стал поэтический сборник « Одонь вайгяль » («Молодой голос», 1933). Издает несколько сборников рассказов: «Од мичуринецт » («Юные мичуринцы», 1949), «Од ялгат » («Новые товарищи», 1955), « Данилка » (1956). Активно работает в жанре повести: « Мокшень стирь » (« Девушка-мокшанка », 1957), « Павазу тунда » («Счастливая весна», 1961), « Кранч » («Ворон», 1968). Большую известность получила повесть « Мокшень стирь », перведенная на русский язык и четырежды переизданная под названием «Учительница» (1960, 1963, 1964, 1977). С 1959 года-член Союза писателей СССР, заслуженный писатель Мордовской АССР (1982).

Максим Афанасьевич Бебан Максим Афанасьевич Бебан (настоящая фамиля Бябин) родился 10 февраля 1913 года в ceле Керетине Ковылкинского района Республики Мордовия в крестьянской семье. Поэт, прозаик, баснописец, заслуженный писатель Мордовии (1983), окончил сельскую школу (1926), Саранский педтехникум (1931), Мордовский педагогический институт (заочно, 1939). Член Союза писателей СССР с 1934 года. Трудился Бебан литературным сотрудником Зубово-Полянской районной газеты «Од Beлe » («Новая жизнь», 1931 - 1934), секретарем оргкомитета Союза писателей Мордовии (1934 - 1935), ответственным секpeтapeм журнала « Колхозонь эряф » («Колхозная жизнь», 1935 - 1937), учителем (1939 - 1940). В годы Великой Отечественной войны был на фронте. После войны работал в редакции газеты « Мокшень правда» (1946 - 1947), ответственным секретарем Союза писателей Мордовии (1947 - 1949), директором Мордовского книжного издательства (1949 - 1961), ответственным секретарем журнала «Мокша». Литературному творчеству М. Бебан начинает уделять много внимания после опубликования в 1930 году стихотворения « Микита-тракторист ». В поэтических произведениях он воспевает колхозную новь в мордовском ceлe . В послевоенный период автор пробует себя в создании оперных либрето (им написаны либрето для трех опер - « Нормальня », « Афра », «Крылатый человек».

Сергей Степанович Ларионов Родился 6 октября 1908 года в селе Анаево Зубово-Полянского района Мордовской АССР. Заслуженный писатель Мордовской АССР (1977), член Союза Писателей СССР (1952) Первые свои публикации С. Ларионов сделал на страницах окружной военной газеты в 1932 году. Известность писателю принесли его рассказы «Лектор» (1954), «Дикие гуси» (1957), которые затем вышли и в ряде московских изданий. В 1959 году с интересом была встречена повесть «Настя», которая под названием «Совесть» В 1961 году выпущена издательством «Молодая гвардия». Хрестоматийным стал рассказ" «Елка деда Архипа» (1955), впоследствии включенный в сборник лучших рассказов писателей нашей страны о Великой Отечественной войне «Ради жизни на земле» (М., 1975). Преобразования в мордовской деревне, которые происходили в 50-х годах, Ларионовым широко показаны в социально-бытовом романе « Лямбе кядьса » («Теплыми руками», 1962). Своим романом « Хрусталень пайкт » («Хрустальные колокола» 1974-1987) Ларионов внес высокую лепту в разработку темы рабочего класса в мордовской литературе. Ларионов долгое время работал над повестью « Фкя шинь бойста » («Один день сражения», 1983. в котором глазами очевидца поведал о начальном периоде Великой Отечественной войны.

Анатолий Прохорович Тяпаев Анатолий Прохорович Тяпаев родился 25 января 1928 года в городе Беднодемьяновске Пензенской области в семье служащего. После смерти матери воспитывался в родном селе отца Нагорное Алексово (ныне Паёво) Кадошкинского района Республики Мордовия. Здесь он окончил начальную школу, до J 945 года учился в Глушковской средней школе. Во время Великой Отечественной войны работал в колхозе. После службы в армии он работает в редакции газеты «Советская Мордовия» переводчиком. С 1957 года трудится в редакции газеты « Мокшень правда» вначале литературным сотрудником, затем заведующим отделом культуры и быта, ответственным секретарем. Заочно окончил историческое отделение Мордовского госуниверситета. В 1966 году назначен oтветственным секретарем журнала «Мокша», а с 1971 по 1976 год - главный редактор этого издания. С 1976 по 1988 год - заместитель председателя правления Союза писателей Мордовии. Свое творчество А. Тяпаев начал с поэзии. Первое стихотворение «Урожай» опубликовал в 1947 году в газете « Мокшень правда». Он выпустил 23 поэтические и прозаические книги на мокшанском и русском языках. Первый его поэтический сборник « Тундань пизем » вышел в 1959 году. Стихи и поэмы А. Тяпаева изданы в сборниках « Тядя » 1964, «Алят» 1967, «Клены на окне» (1970), «Искры из камня» (1974), « Эрек ведь» 1978.

Никул Эркай Никул Эркай (настоящая фамилия Иркаев Николай Лазаревич) родился 22 мая 1906 года в селе Курилове ныне Ромодановского района Республики Мордовия в крестьянской семье. Поэт, прозаик, драматург, переводчик. Заслуженный поэт Мордовии (1960), лауреат Государственной" премии Мордовской АССР (1975), член Союза писателей СССР с 1934 года. Литературную деятельность Н. Эркай начал в конце 20-х годов. В 1932 году вышел первый поэтический сборник « Модась одкстомсь », сборник очерков и рассказов « Корентнэ наксадсть ». В 1936 году выпустил лиро-эпическую поэму «Моро Ратордо », где повествуется о значительных вехах в истории мордовского народа. Во второй половине 30-х годов были изданы пьесы «Не рой другому яму», сказки и рассказы для детей. Стихи и поэмы военных лет вошли в сборник « Кочказь лирика», Произведения Н. Эркая послевоенного периода отмечены философскими раздумьями и обобщениями о мире и человеке (сборники: «Стихотворения и поэмы», 1952; « Тундань сад», 1959; «Теплынь», 1965 и др.). В детском журнале «Костер» опубликовал повесть «Алешка», которая была переведена позднее на многие языки народов СССР и издана массовым тиражом издательством « Детгиз » (1962). Популярными среди читателей стали повести Эркая «Березовая вода» (М., 1963), «Новая родня» (М., 1966), которая на Всероссийском конкурсе на лучшее художественное произведение для детей была отмечена второй премией. Эркай перевел на эрзянский язык ряд произведений Н. Гоголя, А. Пушкина, М. Горького, Т. Шевченко, П. Павленко, М. Джалиля, Р. Тагора, Д. Байрона, В. Маяковского, И. Крылова, Л. Украинки и др. Большинство его публицистических статей и воспоминаний опубликовано в посмертном сборнике «Родники души» (1981, составители М.Ф. Строганова, А.И. БрыжинскиЙ).

Юрий Фёдорович Кузнецов Родился в селе Мордовская Пишля Рузаевского района Республики Мордовия. Первый сборник рассказов « Ичкоздень семафор» («Дальний семафор») опубликовал в 1972 году, затем были изданы сборники рассказов и повестей « Коряй пайгонят » («Звенящие колокольчики, 1973), « Сембось ушеткшни киста» («Все ничинается с дороги», 1975), «И снова лето» (1976), « Сексень пизелхт » («Осенние рябины», 1979), « Ожудова, вишке коволхт » («Подождите, быстрые облака, 1981), «Полдень» (1981), «Чистые ключи» (1983). Произведения переведены на русский, финно-угорские языки. Он член Союза журналистов (1965), член Союза писателей СССР с 1977 года.

Петр Иванович Левчаев Родился 1 марта 1913 года в селе Промзино ныне Зубово-Полянского района Республики Мордовия. Свою литературную деятельность начал как поэт, его первое стихотворение «Од веле » («Новая деревня») было опубликовано в 1930 году, но больше известен как прозаик. Уже в 30 годы выходят два его сборника рассказов « Ушеткс » («Начало» 1935) и «Рассвет» (1936). Свыше двух десятилетий отделяют его книги « Даволхт » («Бури», 1936) и « Вирсь увнай » («Лес шумит», 1959). Такой отрезок времени он был лишен возможности печатать свои произведения, был репрессирован. После реабилитации выпустил книги на мокша-мордовском языке: « Повестть и расскаст » («Повести и рассказы», 1962), « Аляшка церокш » («Малыш-крепыш», 1967), « Золотань калня » («Золотая рыбка», 1971). С интересом был встречен роман-дилогия « Стирнят-якстернят » (« Девушки-красавушки », 1967, 1983). П.Левчаев член Союза писателей СССР с 1934 года.

Узнай портрет К.Г.Абрамов С.С.Ларионов Н.Эркай Л.Ф.Макулов

О ком говорится? В 1938 - 1939 годы трудится в Мордовском книжном издательстве в должности редактора. Осенью 1939 года он призывается в армию. Был курсантом Тамбовского военно-пехотного училища. Участник Великой Отечественной войны. Написал известную трилогию - о всемирно известном скульпторе. К.Г.Абрамов

Из какой басни эта мораль Тязк путомаль и точка, да баснясь мезень басня, къда сонь моралец апак аст! А сонь моралец тя: аф сембе, мезе пиндолды, алмаз- али зърня. М.А.Бебан « Кафонц частт » Кунардонь тя валмуворкссь, кой-кинди сяка мяляфтомаль, шять: илянди лотка тята шува - тонць эсонза улят! М.А.Бебан « Лефсь, върьгазсь и келазсь »

Выбери подходящее Мордовская Муромка « Сёксень пизелхт » « Вирень вайгяльхть » Мордовская Пишля « Вирсь увнай » Репрессирован « Кешань приключениянза » Перевел ряд произведений русских писателей В.И.Виард Мордовская Муромка « Вирень вайгяльхть » Репрессирован « Кешань приключениянза »

4 . Заключение Мордовская литература набирает новые силы, её голос становится всё слышнее в общем хоре многонациональной литературы нашей страны. Исследование жизненных явлений прошлых лет, современной действительности во многом проводится уже с новых перестроечных позиций. Выполняя требование времени, писатели стремятся создать произведения, способствующие формированию гармонично развитой личности, воспитанию в людях высоких моральных качеств, творческой активности. Они постоянно помнят о том, что общество ждет от писателя художественных открытий, правды жизни, дарят читателю всё новые и новые высокохудожественные произведения, характеризующиеся объективным отображением обновляющейся жизни мордовского народа. Таким образом, изучая произведения мордовских писателей происходит знакомство с историей и культурой мордовского народа, с их традициями и обычаями. Формируется духовно-нравственное отношение к своей республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

5. Список литературы 1. Брыжинский А.И., Пашутина О.В.,Чернов Е.И.Писатели Мордовии: Биобиблиографический указатель.- Саранск, Морд.книж.изд, 2001. -592с. 2. Зиновьев Н.В. Человек и время: Морд. лит. и нац. шк.- Саранск: Морд. книж. изд-во, 1994.-272с. 3. Малькина М.И. Мезе тейнек эряви: Мокшень литературнай антология. -Саранск: Тип. « Крас.Окт.», 2001.-200с. 6. Интернет-ресурсы www.lib.e-mordovia.ru www.mordovia.info


Книга - величайшее достижение культуры, произведение искус­ства, могучее средство воспитания. Свежо и современно звучат се­годня слова великого русского критика Б.Г. Белинского: «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека». Огромные богатства для формирования личности таятся в детской книге. Сколько нового и интересного узнают дети из книги! Она рассказывает им о жизни и приключениях их сверстников, о людях труда, о незнакомых городах, о животных наших лесов, об окружающей нас природе. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребенком идеалы справедли­вости, добра, честности, мужества, сострадания: формировать правильное отношение к людям, к самому себе, поступкам, к труду, к природе. В круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мордовские писатели – детям

Книга - величайшее достижение культуры, произведение искусства, могучее средство воспитания. Свежо и современно звучат сегодня слова великого русского критика Б.Г. Белинского: «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека». Огромные богатства для формирования личности таятся в детской книге. Сколько нового и интересного узнают дети из книги! Она рассказывает им о жизни и приключениях их сверстников, о людях труда, о незнакомых городах, о животных наших лесов, об окружающей нас природе. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания: формировать правильное отношение к людям, к самому себе, поступкам, к труду, к природе. В круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам.

Вопросами детского чтения занимались такие известные литераторы и педагоги, как В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский. Они подчеркивали мысль, что круг детского чтения должен включать в себя произведения, составляющие его основу, «книжное ядро».

Для детей дошкольного возраста это лучшие фольклорные произведения, стихи, сказки А.С. Пушкина, П.II.Ершова, рассказы и сказки К.Д. Ушинского, стихи для маленьких Н.А. Некрасова, М.М. Маяковского, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, А.Л. Барто и других. В золотой фонд библиотеки для дошкольников вошла проза наших отечественных писателей А.М. Горького, А.Н. Толстого, М.М. Пришвина, Б.С. Житкова и других. В круг детского чтения входят также фольклор народов мира и произведения зарубежных писателей для детей.

Большое значение в нашей стране придается развитию национальной культуры. Особенно важным делом является издание юношеской и детской литературы на национальных языках.

О быстром развитии нашей мордовской детской литература говорит такой факт, что до войны имелись 5-6 книжек стихов и одна повесть для юных читателей, то сейчас мы имеем десятки книжек стихов, поэм, сказок, рассказов, повестей. Наши мордовские писатели, шлифуя своё мастерство, учась мастерству у русских писателей, в основном черпают темы для своих произведений из окружающей жизни, из героических событий и замечательных дел нашего народа. Их произведения помогают воспитывать детей настоящими патриотами своей Родины. Еще до войны хорошие поэтические произведения для детей создали Ф. Фролов «Тяфтамоль эряфсь», А. Лукьянов «Минёк Вася», И. Кривошеев, А. Чекашкин и другие писатели.

В годы Великой Отечественной войны детская поэзия обогатилась многими новыми произведениями как по теме, так и по содержанию. В этот период были опубликованы поэма Р. Федькина «Ёмла партизан» («Маленький партизан»), поэма В. Чукарова «Якстерь знамя» («Красное знамя»), стихи П. Кириллова, А. Мартынова.

Из поэтических произведений для детей наиболее видное место занимают книжки стихов И. Кривошеева, поэмы С. Вечканова «Дед Богдан», «Василек», «Поэма о сыне» И. Девина.

Для маленьких читателей интересны стихи Ф. Бобылева, П. Машканцева, М. Бебана. Мордовскими поэтами создано немало хороших и разнообразных поэтических сказок. К числу их можно отнести сказки Л. Макулова «0рдаж яксярга лефкс» («Строптивый утенок»), П. Гайни «Душман овто» («Шайтан медведь»), В. Виарда «Старик со старухой и петух».

До войны замечательные рассказы для детей создали Д. Мокшони, Т. Раптанов, Ф. Чесноков, В. Аношкин и др. Об участии детей в Великой Отечественной войне повествуют рассказы А. Шеглова «Герои одного села», В. Коломасова «Два мальчика». Юным читателям полюбились книжки рассказов В. Радина «Наташа ды сонзэ оянзо» («Наташа и ее товарищи») и «Част» («Часы»). Немало удачных рассказов для детей младшего возраста написано мокшанскими писателями Ф. Атяниным и М. Сайниным, а также эрзянской писательницей Т. Тимохиной, переведенные на русский язык, например, «Мои хорошие друзья», «Мамина хитрость», «Андрюшка».

Много интересного и полезного для детей в произведениях Л. Макулова «Кафта ялгат» («Два друга»), «Данилка», «Павазу тунда» («Счастливая весна»), М. Имярекова «Настоящие друзья», «Кто важней», «Помощник» и др.

Особенной популярностью пользуются книги Я. Пинясова, которые написаны как стихами, так и прозой. Большим успехом пользуется книга Я. Пинясова «Живые фонарики», несколько раз изданная в Детгизе в Москве. Эта книга развивает фантазию детей, воспитывает чувства дружбы, осмеивает зазнайство, обман. В 1972 г. в Москве была издана книга Я. Пинясова «Дедушкин полюс». В ней много поучительных и забавных историй, рассказанных ясно и просто. Писателем создано более 60 книг, некоторые из них переведены на многие языки народов России, издавались и за рубежом.

Широко известен в Мордовии и за ее пределами писатель М. Бебан. Он мастер басенного жанра для детей и взрослых. Автор высмеивает недостатки нашего общества, бюрократизм, невежество. Лучшие его басни вошли в поэтический сборники «Моя весна», «Свирель и оса», «Золотой орешек» и другие. Для детей М. Бебан написал повесть «Красные жаворонки». В центре повести шестилетний мальчик Сандр.

Отрадно то, что, знакомя детей с произведениями мордовских писателей, мы можем прочитать многие из них как на мокшанском и эрзянском языках, так и на русском языке.