Музыкально дидактические игры во второй младшей. Картотека музыкально-дидактических игр и игровых заданий для младшей группы. Птицы и птенчики

Бабич Анна Петровна
Музыкально-дидактические игры во второй младшей группе

1. Дидактическая игра «Птичка птенчики»

2. Дидактическая игра «Узнай по звуку и назови музыкальный инструмент »

3. Инсценирование песенки «Жили у Бабуси два веселых гуся»

Программные задачи : Развивать звуковысотный слух.

Уметь различать звуки по высоте.

Развивать тембровый слух.

Учить узнавать по звучанию музыкальные инструменты , называть их.

Увлекать детей образным преподнесением песенки, вовлекая их в процесс драматизации.

Пробуждать интерес к театрализованной деятельности.

Оборудование : лесенка, две птички, металлофон, сундучок, бубенцы, колокольчик, деревянные ложки, погремушка, барабан, атрибуты : шапочки гусей, косынка, юбка,

(Дети присаживаются за спинками стульчиков на корточки)

В. Детки в домике сидят,

И в окошечко глядят.

Кто – то в гости к ним спешит,

Чик – чирик, чик – чирик

Воробьишка – озорник,

Солнцу яркому он рад,

И приветствует ребят - дети выходят на середину и прыгают на двух ногах.

В. Веселые у нас птички, молодцы, присаживайтесь, пожалуйста.

К нам прилетели птички. Это большая птичка, она поет низким голосом, послушайте (играю на металлофоне самую низкую ноту) .

Д. Низким. (2-3 ответа)

Д. Высоким. (2-3 ответа)

В. Сейчас мы с вами поиграем, я буду за ширмой играть на металлофоне, а вы, должны узнать, какая птичка поет, большая или маленькая. Если поет большая птичка низким голосом, то ее надо поставить на низкую ступеньку лесенки (показываю)

На какую ступеньку мы поставим большую птичку?

Д. На низкую. (2 -3 ответа)

В. Если вы услышите, что поет маленькая птичка высоким голосом, то ее надо поставить на высокую ступеньку лесенки (показываю)

На какую ступеньку мы поставим маленькую птичку?

Д. На высокую.

(играю на металлофоне поочередно самую низкую и самую высокую ноты, а дети определяют и называют, какая птичка поет, маленькая или большая и соответственно выставляют птичек, 2 – 3 раза)

В. Молодцы ребята, вы очень были внимательны и правильно узнавали и называли, какая птичка поет. Птичкам очень понравилось с вами играть, и они решали остаться у нас в группе .

В. Посмотрите, какой красивый сундучок у нас появился :

(воспитатель говорит от имени сундучка)

С. Я – чудесный сундучок.

Вам, ребята, я дружок.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть?

В. Сундучок, сундучок, что ты нам принес?

С. Я вам принес игрушки.

В. Спасибо. А какие игрушки ты принес?

С. Я наслышан о том, что вы любите петь, плясать и играть на музыкальных инструментах . Я принес вам, музыкальные инструменты . (воспитатель по очереди достает музыкальные инструмент , дети называют их, слушают, как звучит музыкальный инструмент )

В. Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай по звуку и назови музыкальный инструмент »

(за ширмой воспитатель играет на каждом музыкальном инструменте , дети называют их)

В. Молодцы ребята, вы очень внимательно слушали и правильно называли музыкальные инструменты .

В. Дуйте в дудки,

Бейте в ложки.

В гости к нам пришла бабуся

И два веселых гуся.

(девочка и два мальчика одеваются в костюмы : девочка надевает косынку и юбку, мальчики надевают шапочки гусей, остальные дети берут приготовленные музыкальные инструменты , поют песню, играют на музыкальных инструментах и выполняют соответствующие движения.)

Жили у бабуси, - выполняют пружинку

Два веселых гуся

Один серый, другой белый,

Два веселых гуся.

Вытянули шеи, - гуси вытягивают шею

У кого длиннее.

Один серый, другой белый,

У кого длиннее.

Мыли гуси лапки - моют одной лапкой другую

В луже у канавки.

Один серый, другой белый,

Спрятались в канавке - приседают

Вот кричит бабуся, - обхватывает голову рукам

Ой, пропали гуси, - качает головой

Один серый, другой белый,

Гуси мои, гуси.

Выходили гуси, - поднимаются и кланяются бабусе

Кланялись бабусе.

Один серый, другой белый,

Кланялись бабусе - берутся за руки, водят хоровод.

В. Какие замечательные у нас артисты. Молодцы!

анна мельник

я постояно на музыкальных занятиях использую музыкально-дидактические игры , которые изготовила сама. может кому-то будет интересно.

Угадай,на чем играю (1) (1 младшая )

Цель. Игра для развитие тембрового слуха

Пособия. Детские музыкальные инструменты : погремушка,бубен, куклы би-ба-бо Петрушка,медведь, небольшая ширма

Музыкальный материал . «Петрушка и Мишка» русская народная мелодия

Первая младшая группа

Угадай,на чем играю (2)

Пособия. Дудочка, барабан, металлофон, небольшая ширма

Музыкальный материал . «На чем играю» м. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского

Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Первая младшая группа

Трубы и барабан (2 младшая )

Цель. Игра на различение ритма

Пособия. Труба, барабан

Музыкальный материал . «Трубы и барабан» с. Ю. Островского, м. Е. Тиличеевой

Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Вторая младшая группа

Птица и птенчики (1 младшая )

Цель. Игра для развититие звуковысотного слуха

Пособия. Картинка с изображением дерева и птичек

Музыкальный материал . «Птички» м. Т. Ломовой, «Птица и птенчики» м. Е. Тиличеевой

Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Первая младшая группа

Весело-грустно (2 младшая )

Цель. Игра на определение характера музыки

Пособия. Две большие карточки с изображением веселого и грустного гнома,пиктограммы грустно-весело по количеству детей

Музыкальный материал . «Весело-грустно» Л Бетховен

Источник. О. П. Радынова «Музыка в детском саду » часть 1


Угадай-ка (2 младшая )

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха

Пособия. Парные карточки по количеству детей (корова-теленок, гусь-гусенок, баран-барашек, конь-жеребенок)

Музыкальный материал .

Источник. Н. Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для

дошкольников»

Три сестрички (2 младшая )

Цель. Игра на определение характера, динамики, регистра,гармонизации музыки

Пособия. Карточки с изображением трех девочек (плачущей, злой, играющей)

Музыкальный материал . Д. Кабалевский «Плакса» , «Злюка» , «Резвушка»

Источник. О. П. Радынова «Музыкальное развитие детей »


Зайцы (2 младшая )

Пособия. Картинки – «Зайцы спят» , «Зайцы пляшут»

Музыкальный материал музыка

Источник Н. Г. Кононова «»

Что делают мишки (2 младшая )

Цель. Игра для развития чувства ритма

Пособия. Карточки «Мишки спят» , «Мишки шагают»

Музыкальный материал . Колыбельная или танцевальная музыка

Источник Н. Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников »

Младшая группа

1. Где мои детки?

2. Птицы и птенчики

3. Курица и цыплята

4. Угадай-ка

5. Кто в домике живет?

6. Найди игрушку

8. Буратино

9. Прогулка

10. К нам гости пришли

11. Что делают дети?

13. Нам игрушки принесли

14. Колпачки

15. Наш оркестр

1. Где мои детки?

Игровой материал. Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изобра-жены гусь, утка, курица, птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Ход игры. Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каж-дого по одной маленькой карточке. Воспитатель предлагает по-играть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картин-ку) : «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы).

Дети, у которых на карточках изображены утята, подни-мают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля вто-рой октавы).

Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обра-довалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ре первой октавы). Игра продолжает-ся, пока все птицы не найдут своих детей.

2. Птицы и птенчики

Игровой материал. Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3—4 большие птицы и 3—4 птенчика, рис. 8).

Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верх-нюю ступеньку. Затем звучит do первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

3. Курица и цыплята

Игровой материал. Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята).

Ход игры. Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежа-лись. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята* кого зовет Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыпля-тами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур — воспита-тель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

4. Угадай-ка

Игровой материал. 4—6 больших карточек — каждая разделе-на на две части. На первой половине изображен гусь, на вто-рой — гусенок (утка — утенок, кошка — котенок, корова — те-ленок и т.д.). Фишки — по две на карточку (рис. 9).

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей (4—6) за столом. У каждого одна карте и две фишки. Воспитатель произ-носит: «Га-га-га» (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой. Воспи-татель произносит: «Га-га-га» (поет на ля первой октавы), дети закрывают фишкой картинку с гусенком.

5. Кто в домике живет?

Игровой материал. На карточке нарисован красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние — поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него на-ходятся вставные кармашки, куда вставляются картинки пере-численных животных, а также картинки с изображением детены-шей этих животных (рис. 10).

Ход игры. Воспитатель рассаживает детей полукругом и по-казывает дом-теремок, в котором живут кошка с котенком, пти-ца с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже,— говорит воспитатель,— живут мамы, на втором (с маленькими окошками) — их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто где живет. Поможем им найти свои комнаты». Раздает каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. На-пример, звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина. Ребенок, у которого соответствующая карточка, вставляет ее в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее в окошечке на втором этаже.

Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова). Она продол-жается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кар-машки.

В конце игры воспитатель поощряет правильные ответы. Если кто-то из детей ошибся, объясняет, что медведь не по-местится в кроватку кошечки и не сможет сесть за ее стол, когда вдруг попадет не в свою комнату, и т. д.

6. Найди игрушку

Игровой материал. Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д.; проигрыватель с пластинками программных произведений.

Ход игры. Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки.

Игра может проводиться на занятии для закрепления знако-мых произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).

7. В лесу

Игровой материал. На планшете изображен лес; 2—3 дерева, пенек приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как бы создается объемность и, кроме того, к одной половине елки (дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (петушка, кошки, мишки и т.д.). Картонажная фигурка девочки ставится рядом с.лесом.

Ход игры. «Дети, посмотрите, какой красивый лес,— говорит воспитатель.— Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послу-шайте песенку и отгадайте». На фортепиано или в грамзаписи исполняется, например, «Заинька», русская народная мелодия в обработке Н. Римского-Корсакова. Для проверки ответа ре-бенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка елки сгибается вдоль по центру, там кар-машек).

Игра проводится со всеми детьми и может быть исполь-зована на музыкальном занятии во время пения и слушания музыки.

8. Буратино

Игровой материал. Коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются кар-точки с красочными иллюстрациями к различным программ-ным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т. д.), знакомым детям.

Ход игры. Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие — дети сами должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает про-изведения, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку. Например, исполняется песня «Елочка» М. Красева, ребенок достает карточку с изображе-нием новогодней елки, или звучит мелодия песни «Паровоз» 3. Компанейца — из коробки достают картинку паровоза и т. д.

Игра может проводиться на музыкальном занятии с целью закрепления программных музыкальных произведений.

Игры для развития чувства ритма

9. Прогулка

Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу игра-ющих.

Ход игры. Дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, пойдем с i ами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице»,— педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический

рисунок. «А теперь мы вышли на улицу,— продолжает воспи-татель,— светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!»— частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»,— воспита-тель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Ос-тальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок»,— быстро уда-ряет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появи-лась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень»,— воспитатель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад»,— быстро и ритмично ударяет молоточком.

В игре может принимать участие подгруппа детей и вся группа. Желательно проводить игру в часы досуга.

10. К нам гости пришли

Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, ло-шадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слы-шится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.

Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на ме-таллофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары му-зыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.

Игра проводится со всеми детьми в свободное от занятий время.

11. Что делают дети?

Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят), вторая половина пустая; фишки (рис. 12).

Ход игры. Детям раздают по одной карточке. Педагог испол-няет знакомые музыкальные произведения (можно в грамзаписи): «Колыбельную» А. Гречанинова, «Баю-бай» В. Витлина, «Марш» Э. Парлова, любую песню (которую знают и поют дети). Тот, кто узнал музыкальное произведение, закрывает фишкой пустую половину карты.

Игра сначала проводится на занятии, а затем в свободное от занятий время.

12. Зайцы

Игровой материал. На планшете изображены лес, поляна з центре сделаны разрезы, куда могут вставляться картинки —

«Зайцы спят», «Зайцы пляшут», рис. 13).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку».

" Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. Де-ти определяют ее и по просьбе воспитателя вставляют соот-ветствующую картинку в прорези на планшете. Если ребенок узнал музыкальное произведение, дети аплодируют.

Игры для развития тембрового слуха

13. Нам игрушки принесли

Игровой материал. Музыкальные игрушки: дудочка, коло-кольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); ко-робка.

Код игры. Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкаль-ные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию.

Педагог незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игруш-ки ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкаль-ным молоточком, играет на дудочке). Затем кошка передает игрушку другому ребенку. Одна и та же дудочка не передается, желательно иметь их несколько.

Игру можно провести на праздничном утреннике или в часы досуга.

14. Колпачки

Игровой материал. Три красочных бумажных колпачка, дет-ские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка.

Ход игры. Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Воспитатель вызывает к столу ребенка и предлагает ему по-вернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.

Игра проводится в свободное от занятий время.

15. Наш оркестр

Игровой материал. Детские музыкальные игрушки и инстру-менты (домры, балалайки, дудочки, колокольчики, бубны, уголь-ники), большая коробка.

Ход игры. Педагог говорит детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раз-дает их детям (предварительное знакомство с каждым инструмен-том проводится на музыкальном занятии). Все играют на этих инструментах так, как им хочется.

Эта игровая ситуация может быть использована на утрен-нике. После «творческой» игры детей воспитатель предлагает послушать, как играет оркестр детей старшей группы

На развитие чувства ритма

2 младшая группа

«Как бегают зверята»

Цель : Выстукивание кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка.

Ход игры : Воспитатель выстукивает ритм в различном темпе, связывая с образами животных (медведь-, заяц-, мышка-)

«Песенки-ритмы»

Цель : Прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок

Ход игры : Воспитатель проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.

Лошадка .

Вот лошадка - тонконожка (дети хлопают цок-цок-цок)

Скачет, скачет по дорожке цок-цок-цок

Звонко цокают копытца цок-цок-цок

Приглашают прокатиться цок-цок-цок.

Воробушки

Стало солнце пригревать, вьют пичуги гнездышки,

Любят песни распевать бойкие воробушки

Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик.

Неваляшки

До чего же хороши неваляшки-малыши,

Низко наклоняются, звоном заливаются.

(прохл)Дили-день, дили-день

Могут кланяться весь день,

Вам поклон и нам поклон

(прохл) Дили-дон, дили-дон.

МУЗЫКАЛЬНО-Дидактические игры

на развитие звуковысотного слуха

2 младшая группа

«Лесенка» (3 ступени)

Цель: та же, что в игре «Птица и птенчики»

«Птица и птенчики»

Ход игры: Давая детям понятие о низких и высоких звуках, воспитатель ориентирует детей, связывая звуки с образами животных и птиц.

1 ступень лесенки 3 ступень лесенки

Медведь Птицы

Птица Птенчики

Коза Козлята

«Веселый кубик»

Цель: Учить подражать звучанию голосов животных, используя возможности сил и тембра своего голоса.

Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:

Кубик детям передай,

Кто пришел к нам угадай!

Ребенок у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на кубике. Дети отвечают. Если там нарисована кошка, педагог предлагает ребенку, который бросал кубик показать голосом, как кошечка здоровается («Мяу,мяу») и т.п. На гранях изображены: кошечка, собачка, петушок, поросенок, лошадка, уточка.

МУЗЫКАЛЬНО-Дидактические игры

на развитие интеллектуальных музыкальных способностей и музыкальной памяти

2 младшая группа

  1. Весело-грустно

Цель: различать построение музыки

Ход игры : Дети слушают музыку и самостоятельно выбирают карточку с изображением веселого или грустного клоуна.

2 вариант – слушают и изображают мимикой.

«Болезнь куклы»-«Новая кукла» П.И.Чайковского

  1. Здороваться, прощаться песенкой
  1. Побуждать детей к сочинению отдельных интонаций: колыбельной (баю-бай), плясовой (ля-ля)
  1. Кто как поет

Цель: Повторение звукоподражания за взрослым

Ход игры: Воспитатель предлагает свой вариант песенки: куклы –ля-ля-ля, мамы – баю-бай, зайки - тра-та-та, медведя – бум-бум, воробей – чик-чирик и т.д.

МУЗЫКАЛЬНО-Дидактические игры

на развитие тембрового слуха

2 младшая группа

«Угадай, на чем играет зайчик»

Цель: Различать тембры различных музыкальных инструментов: погремушка, барабана, бубна, ложек, дудочки, колокольчика.

Ход игры: К детям в гости приходит зайка с волшебной коробочкой с инструментами. Дети угадывают, на чем играет зайка.

«Кто в домике живет»

Цель: Развивать у детей память, связав героев сказок с определенным музыкальным инструментом.

Ход игры: Дети знакомятся с персонажами сказки, которые живут в музыкальном домике. У каждого персонажа есть любимый музыкальный инструмент (медведь – бубен, заяц – барабан, петушка – погремушка, птичка - колокольчик). Дети запоминают и угадывают, кто в домике живет по звучанию соответствующего инструмента.

МУЗЫКАЛЬНО-Дидактические игры

на развитие динамического слуха

2 младшая группа

  1. «Барабанщики»

Цель: Различать динамические оттенки: громко, тихо.

Ход игры: Воспитатель играет на барабане простой ритмический рисунок сначала громко (ребенок повторяет), затем – тихо (ребенок повторяет).

  1. «Ноги и ножки»

Цель: Изменять шаг на бег с изменением динамики музыки (громко, тихо)

Ход игры: Воспитатель поет громко:

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Воспитатель под громкое пение идет с детьми, высоко поднимая колени, под тихое пение выполняется мелкий бег. При закреплении дети выполняют самостоятельно под пение воспитателя.

  1. «Тихо-громко»

Цель: Соотносить тихие и громкие хлопки с текстом.

Ход игры: Воспитатель проговаривает текст с соответствующим динамическим оттенком:

У ребяток ручки хлопают,

Тихо-тихо ручки хлопают,

Громче хлопают,

Сами хлопают,

Вот так хлопают,

Ну и хлопают.

  1. «Кукла шагает и бегает»

Цель: Выполнять движения, соответствующие тексту.

Ход игры: Детям раздаются музыкальные инструменты, у воспитателя – кукла. Воспитатель:

Громко будем мы играть –

Кукла будет танцевать (дети играют, кукла танцует).

Тихо будем мы играть –

Ляжет кукла наша спать (выполняются движения по тексту).

Игра усложняется, если играть индивидуально.


Елена Приходько
Музыкальные игры для младшей и средней групп

Музыкальные игры

Младший и средний дошкольный возраст

«Воробушки и кошка»

Цель: Развивать выразительность движений, внимание, умение выполнять движения в соответствии с музыкой и текстом песни.

Ход игры: Педагог поет песенку, дети подпевают, выполняя движения:

1. В гнезде воробушки живут и утром все встают.

Довольно в гнездышках сидеть, пора на солнышко лететь.

Дети-воробушки прячутся за стульчиками. «Просыпаются» и «летают».

Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик на солнышко лететь.

Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик и крылышки согреть.

2. Летите, пташки, погулять, летите зернышки клевать.

Такое вкусное зерно, расти поможет вам оно.

Садятся на корточки и «клюют» пальчиками по полу.

Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик, полезное зерно.

Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик, поможет нам оно.

3. Будь осторожен, воробей, крадется кошка у дверей.

Чтоб не попасться в лапы ей лети от кошки воробей.

Убегают от кошки, кошка с криком догоняет.

«Дождик»

Цель: Развивать выразительность движений, обогащать двигательный опыт детей, умение согласовывать движения с текстом песни и музыки.

Ход игры: Педагог и дети поют:

Дождик, дождик, веселей, капай, капай, не жалей.

Брызни в поле пуще, станет травка гуще.

Только нас не замочи, зря в окошко не стучи.

Дети подходят к «дождику», «ловят» ладошками капельки.

В конце песни дети разбегаются от дождика, который султанчиком

пытается коснуться ребят.

«Мишка-лежебока»

Цель: Развивать координацию движений, чувство ритма, умение выразительно выполнять жесты в соответствии с текстом песни.

Ход игры: Дети подходят к мишке, поют:

Эй ты, мишка-лежебока (грозят мишке пальчиком)

Спал ты долго и глубоко (кладут руки под щеку)

Чтобы мишку разбудить (потягиваются)

Будем мы в ладоши бить (показывают ладошки).

Звучит любая плясовая мелодия. Дети хлопают в ладоши – мишка не просыпается.

Не дадим мы мишке спать, будем ножками стучать.

Снова звучит плясовая, дети встают и топают ногами – мишка не просыпается.

Ничего не получается – мишка наш не просыпается!

А давайте будем топать и в ладоши дружно хлопать.

Дети под музыку топают и хлопают. Мишка просыпается, рычит:

Кто здесь мишке спать мешает? Кто здесь пляшет, кто играет? Р-р-р…

Дети убегают от мишки.

«Зайчата и лиса»

Вариант 1.

Цель: Развивать эмоции, выразительность движений, способность координировать движения с музыкой и текстом.

Ход игры: Дети поют:

1. По лесной лужайке разбежались зайки. (Дети легко бегут врассыпную)

Вот какие зайки, зайки-побегайки!

2. Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок. (Садятся на корточки и

Вот какие зайки, зайки-побегайки! «роют» землю)

Вдруг бежит лисичка, рыжая сестрички! («лисичка» бегает между зайцами)

Ищет, где же зайки, зайки-побегайки! («зайчики» разбегаются, лисичка их

догоняет)

Вариант 2.

Ход игры: Лиса садится на пенек и делает вид, что спит. Зайчики становятся вокруг Лисы

Мы веселые зайчата, любим прыгать и скакать.

Ну-ка, рыжая лисица, ты попробуй нас догнать!

Зайцы разбегаются, Лиса их ловит. В конце музыки зайцы присаживаются

на корточки. Лиса обращается к зайцам:

Ах, веселые зайчата, я не буду вас пугать!

Выходите побыстрее, будем вместе мы плясать!

Лиса и зайчата вместе пляшут под веселую музыку.

«Лесной оркестр»

Цель: Развивать чувство ритма, умение музицировать на детских музыкальных инструментах.

Ход игры: Есть оркестр в лесу у нас, он сыграет вам сейчас.

Ты ладошек не жалей и в ладошки громче бей.

Мишки в бубен громко бьют, бум-бум, бум-бум.

Спать зверушкам не дают – бум-бум, бум-бум.

Дети играют на бубнах, проговаривая текст.

А лисичка в треугольник – дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля.

Нежно, нежно ударяет – дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!

Дети отбивают на треугольнике сильную долю.

Зайки весело играют, маракасы сотрясают.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча, пляска будет горяча.

Дети играют на маракасах.

«Репка»

Цель: Развивать координацию движений, чувство ритма, умение выразительно выполнять движения в соответствии с текстом песни.

Ход игры: Дети стоят по кругу, взявшись за руки. В центре круга сидит «репка». За кругом – «мышка». Дети, исполняя песню хороводом, идут по кругу. «Репка» растет; «мышка» идет за кругом.

Репка-репонька, расти крепонька,

Ни мала, ни велика, до мышиного хвоста. Да!

С окончанием пения «мышка» ловит «репку». Если «мышка» поймает «репку», обе танцуют под любую народную плясовую, дети хлопают в ладоши.

«Зайка-малыш»

Цель: Развивать эмоции, внимание, выразительность движений, способность координировать движения с музыкой и текстом.

Ход игры: Дети стоят в кругу, держась за руки. В центре круга сидит ребенок, изображающий спящего зайчика. Дети идут по кругу и поют:

Зайка, зайка, ты малыш, все гуляют, а ты спишь.

Постарайся отгадать, кто тебя зовет плясать.

Дети останавливаются, педагог предлагает ребенку позвать Зайку. Зайка «просыпается» и угадывает, кто его позвал. Если угадал правильно, то ребенок с Зайкой танцуют, дети хлопают в ладоши. Затем дети меняются местами, игра продолжается.

«Сладкий колпачок»

Цель: Формировать навыки самостоятельного исполнения выученных песен и танцев.

Игровой материал: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и еще один для конфет, карточки с заданием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод, прочитать стихи). На карточках – рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты – на каждого ребенка.

Ход игры: Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла би-ба-бо). Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок, а под какой - забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Педагог предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз, и дети выполняют задание, найденное под ним. Под последним колпачком – угощение. Колпачок с угощением может находиться не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан. Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников.

«День рождения»

Цель: Развивать умения детей различать регистровое звучание и характер музыкальных произведений.

Игровой материал: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки-подарки для Зайчика.

Ход игры. Педагог: Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству, ставя на стол игрушечную посуду). Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто-то идет! Послушайте музыку, догадайтесь, кто же первый придет?

Педагог включает музыку или напевает мелодию знакомой детям песенки, дети узнают музыкальный образ, высказываются о характере музыки. После этого появляется игрушка – гость с подарком и дарит его Зайчику. Затем игрушку сажают за стол. Таким образом, последовательно исполняются все произведения и песни. В конце игры педагог предлагает Зайчику подарить песенку или танец. Зайчик всех детей угощает конфетами.

Музыкальный репертуар: «Тяф-тяф» м. В. Герчик, «Что ты хочешь, кошечка?» м. Г. Зингер, «Мишка» м. Т. Бырченко, «Конь» м. Е. Тиличеевой, «Воробей» м. В. Герчик, «Цыплята» м. А. Филиппенко.

«Бабочки»

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, воспитывать интерес к ней, побуждать детей передавать в движениях характер музыкального образа.

Ход игры: Педагог предлагает «бабочкам» поучиться легко «летать» по полянке и кружится на месте, помахивая крылышками. Он говорит, что звуки на металлофоне будут звучать то быстро, то медленно. На быструю музыку «бабочкам» нужно «летать», а на медленную – кружиться (показывает, как это надо делать). Сначала упражнение выполняется с последовательной сменой звучания быстрой и медленной музыки. Затем педагог говорит, что он будет все время бабочкам загадывать музыкальные загадки: то несколько раз будет играть быстро, то несколько раз медленно. «Бабочки» должны будут эти музыкальные загадки разгадать. В конце предлагается детям-бабочкам потанцевать на полянке под «Вальс» П. И. Чайковского.

«Букеты»

Цель: Развивать у детей умение слышать и различать долгие и короткие звуки.

Игровой материал: бубен или треугольник, цветы небольшого размера: ромашки и васильки (по два на каждого ребенка).

Ход игры: Дети с ромашками в руках стоят в одном конце полянки, дети с васильками – в другом.

Педагог: Сейчас наши цветы будут сначала кивать головками, а потом ходить и бегать по лужайке. Если звуки будут долгие, вот такие (ударяет на бубне или треугольнике, то закивают головками скромные ромашки, а если звуки будут короткие, вот такие (показывает, то заколышутся головки васильков.

В разной последовательности исполняет длинные и короткие удары в бубен или треугольник. Дети, согласно звучанию, покачивают цветами то редко, то часто. Затем педагог предлагает «ромашкам» ходить по полянке, когда будут звучать долгие звуки, затем остановиться. А «василькам» бегать по всей полянке (и между ромашками тоже) на звучание коротких звуков. В конце игры педагог предлагает детям, кто быстрее вернется на свое место, поднимет цветочки вверх, образуя большой букет.

«Кошки и мышки»

Цель: Развивать у детей динамический слух, умение действовать в коллективе.

Игровой материал: металлофон, любая русская народная мелодия, шапочки «кошек», «мышек» по количеству детей, два плоскостных домика разного цвета.

Ход игры: В разных местах комнаты стоят два домика: один – кошек, другой для мышек.

Педагог: Мамы-мышки и мышата живут в синем домике. Мамы-кошки и котята живут в желтом домике. Ночью спят, а днем любят гулять. Но мышки ужасно боятся кошек и поэтому, когда выходят на улицу, то двигаются тихо-тихо. Поэтому и звуки, зовущие мышек гулять, будут тихие. Вот такие (играет). А кошки никого не боятся, поэтому их зовут гулять громкие звуки. Вот такие (играет). Внимательно слушайте, какие звуки будут звучать: если они будут громкими, пойдут «гулять» кошки, если тихими – мышки. Мамы-мышки, мышатам помогайте, далеко от себя не отпускайте, как только музыку кошек услышите, присядьте, мышонка руками прикройте, чтобы кошки вас не увидели и не услышали. А вы, кошки, когда будет звучать музыка мышек, оставайтесь на местах, на мышек поглядывайте, но никого не трогайте. Я много раз музыку играть буду – то громко, то тихо. А когда совсем играть перестану и скажу: «Лови!», - «мышки» должны скорее от «кошек» в свой домик убежать.

«Игра с платочками»

Цель: Развивать у детей реакцию на смену динамических изменений в музыке.

Ход игры: Дети сидят или стоят на небольшом расстоянии друг от друга, в руках у них цветные платочки. Под громкое звучание музыки дети машут платочками над головой, под тихое – прячут платочки за спину.