Находящихся во власти противника, в том числе на оккупированной территории. Анри Дюнан — основатель Движения Красного Креста

Анри Дюнан, основатель Движения Красного Креста

Жан Анри Дюнан основал крупнейшую мировую организацию помощи раненым, стал первым лауреатом Нобелевской премии мира и умер в нищете, отдав все деньги на благотворительные цели. Его имя мало кому известно, но его творение знают все.

Жан Анри Дюнан родился 8 мая 1828 года в Женеве в семье негоцианта Жана Жака Дюнана, входившего в правящий совет города. Родители, искренне верующие люди, с детства старались научить сына не только предпринимательской сметке, но и человеколюбию, состраданию, стремлению делать добро. Дюнан увлекается экономикой, религией, общественной деятельностью.

С 18 лет днем он учится экономике, а по вечерам посещает бедняков и больных.С 20 лет по воскресеньям он приходит к узникам городской тюрьмы, общается с ними, стараясь поддержать их, сохранить в них веру в людей и в Бога. После окончания колледжа он поступает стажером в банк.

В 26 лет Дюнан приезжает в Алжир и работает в представительстве женевского банка, не оставляя и своей благотворительной деятельности, принимая активное участие в борьбе против рабства. В 1859 году он решает открыть собственное предприятие и создает акционерное общество мельниц Мон-Джемиля, для финансирования которого приглашает друзей и родственников. И вот собран достаточно большой капитал, выбрано хорошее место, мельница оснащена современным оборудованием. Для окончательного осуществления планов остается получить землю. Но здесь Дюнан сталкивается с непреодолимым бюрократическим противодействием. Не добившись успеха в переговорах с алжирскими чиновниками, он отправляется в Париж, обивает пороги различных ведомств. Безрезультатно. Дюнан не опускает руки и с присущим ему упорством и целеустремленностью решает обратиться к последней инстанции - императору. Наполеон III находится в это время в Сольферино во главе французской армии, которая вместе с итальянскими союзниками готовится отразить вторжение австрийских войск. И Дюнан отправляется в Италию.

Как приходят в жизнь человека события, которые полностью меняют ее? Стечение обстоятельств? Судьба? А может быть, в каком-то смысле человек сам создает свою судьбу, призывая те ситуации, к которым он готов и через которые должен пройти?

В Италии Дюнан становится свидетелем одной из самых жестоких и кровопролитных битв XIX века - битвы при Сольферино (24 июня 1859 г.). Итогом этого сражения стало 40 тысяч убитых и раненых.Тела погибших погребают в течение трех дней.

«25 июня солнце осветило самое ужасное зрелище, какое только может представить себе человеческое воображение, - рассказывает Дюнан. - Все поле битвы усеяно трупами людей и лошадей; дороги, канавы, овраги полны мертвыми телами, а в окрестностях Сольферино земля буквально сплошь покрыта ими… Несчастные раненые, которых поднимают в течение дня, мертвенно бледны и совершенно обессилены; у некоторых, особенно у тяжелораненных, взгляд отупелый, они точно ничего не понимают, но это… не мешает им ощущать страдания; иные возбуждены и содрогаются от нервной дрожи; другие, с воспаленными, зияющими ранами, точно обезумели от жестоких страданий; они умоляют их прикончить и с искаженными лицами бьются в предсмертных судорогах… Всевозможные осколки, обломки костей, клочки одежды, земля, куски свинца раздражают раны и усиливают мучения раненых».

Ближайший город Кастильон весь заполнен ранеными. 9000 человек лежат на улицах, в церквях, на площадях. Не в силах остаться в стороне, Дюнан активно включается в оказание помощи раненым, организует добровольцев. У него нет никаких медицинских знаний, но он как умеет накладывает повязки, приносит еду, воду, табак. Даже просто разговаривает с ранеными, многие из которых находятся в очень подавленном состоянии, так как им не оказывается никакая помощь. Дюнан помогает всем - и своим, и солдатам противника - и убеждает в таком подходе остальных добровольцев. Его призыв «Tutti Fratelli» («Все мы братья») стал в дальнейшем девизом системы помощи.

Он оказался в это время в этом месте по чистой случайности. Он мог бы просто пройти мимо - как это и сделали многие другие. Но не смог. Может быть, именно это и отличает настоящего Человека?

Медицинская служба армии в те времена была очень немногочисленна и не могла справиться с таким количеством раненых. В городе всего шесть французских врачей. «В течение первой недели после сражения раненых, про которых доктора говорили „тут ничего нельзя сделать», оставляли без всякого ухода, и они умирали совершенно заброшенными. И это было вполне естественно, ввиду ограниченного количества фельдшеров и огромной массы раненых. Это жестоко и ужасно, но неизбежно; нельзя терять драгоценное время на безнадежных, когда оно нужно тем, кого еще можно спасти». «Сколько молодых венгерцев, чехов, румын, только что поступивших на военную службу, пали от усталости после сражения или от потери крови, и даже легкораненные - погибли от голода и истощения!»

В эти страшные дни у Дюнана рождается идея создания системы добровольных медицинских обществ, которые могли бы оказывать помощь раненым во время войны.

«Как нужны были бы в этих городах Ломбардии сотня-другая добровольных фельдшеров и фельдшериц, но опытных, знающих свое дело!.. Действительно, что могла сделать в громадном и спешном деле горсть единичных личностей, как бы ни были они воодушевлены добрыми намерениями».

«…Если б было достаточно лазаретной прислуги, чтоб поднимать раненых на равнинах Медоля, в оврагах Сан-Мартино и на холмах Сольферино 24 июня, несчастные не оставались бы по несколько часов без помощи, в страшной тоске и страхе быть забытыми и не делали бы неимоверных усилий, только ухудшающих их положение, чтоб подняться, невзирая на жестокие мучения, в надежде, что их увидят и принесут носилки. И, наконец, на другой день, не грозила бы еще худшая опасность живому быть похороненным с мертвыми!»

Является ли слабостью способность чувствовать чужую боль как свою собственную, если не острее? Или, наоборот, такое сострадание становится движущей силой, позволяющей человеку совершать казалось бы невозможное?

Несколько дней перевернули жизнь Анри Дюнана. Так и не встретившись с императором, он возвращается в Женеву и пишет книгу «Воспоминание о битве при Сольферино», в которой натуралистично описывает всю ту ужасную оборотную сторону войны, о которой в те времена было не принято говорить. В ней он высказывает и свои идеи организации добровольных обществ помощи раненым.

Книга оказалась своевременной и оказала сильнейшее воздействие на многих людей. Со всех концов Европы к Дюнану приходят письма. Его идеи начинают воплощаться в жизнь. В феврале 1863 года в Женеве организуется небольшой комитет, ставящий своей целью создание таких добровольных обществ. Дюнан - секретарь комитета. Ведутся переговоры с правительствами разных стран, идет подготовка к международной конференции, которая объединила бы усилия национальных групп помощи.

Дюнан рассылает письма правительствам разных стран, излагая свои идеи, лично встречается со многими из них. И вот, благодаря его усилиям и неимоверной энергии, 29 октября 1863 года 39 делегатов из 16 стран встречаются в Женеве. Подписывается договор, известный как Женевская конвенция. В него вошли такие важнейшие положения, как гарантия неприкосновенности для тех, кто оказывает помощь, введение для этих людей опознавательного знака - красный крест на белом фоне (видоизмененный швейцарский флаг - как знак признательности стране, представитель которой выдвинул эти идеи). 29 октября 1863 года считается днем рождения Красного Креста. Менее чем через два месяца открывается первое Общество помощи в Вюртенберге. В течение следующего года открываются еще 10 обществ Красного Креста: в герцогстве Ольденбургском, в Бельгии, Пруссии, Дании, Франции, Италии, Макленбурге, Испании и Германии.

8 августа 1864 года на Конференции Международного комитета по оказанию помощи раненым эмблема Красного Креста обретает особый статус: теперь она обеспечивает защиту людям, которые ее носят, средствам передвижения, зданиям. Это было узаконено межправительственным соглашением - «Женевской конвенцией об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны», подписанной 22 сентября 1864 года.

Из-за разногласий, возникших с членами Комитета, Дюнан, хотя и остается его секретарем до 1867 года, дальше продолжает действовать практически в одиночку. Он выступает также за предоставление защиты военнопленным, раненым и потерпевшим кораблекрушение на флоте. Между тем, алжирское предприятие Дюнана, которому он уже давно не уделял внимания, развалилось.

В 1867 году Дюнан объявляется банкротом и подвергается резкому осуждению со стороны женевской общественности. Несмотря на это, в том же году он объявляется почетным членом Комитетов Красного Креста Австрии, Голландии, Швеции, Пруссии и Испании.

И все же, так как одним из условий членства в МККК был определенный материальный достаток, желая избежать кривотолков, Дюнан вынужден подать в отставку с поста секретаря Международного Комитета. Отставка принимается.Задумаемся на минуту. За два года пройден путь от создания комитета из пяти человек до подписания международного соглашения правительствами 16 стран (причем Женевские конвенции до сих пор считаются одними из наиболее стойких соглашений международного права). И все это было сделано в основном благодаря усилиям и борьбе одного человека!

Есть расхожее выражение: «человек не от мира сего». Таких людей не волнует материальное благосостояние, положение в обществе - они живут ради одной идеи, в которой видят свое предназначение, и посвящают ей все свои силы, весь свой талант. Не правда ли, странно звучит применительно к деловому человеку? Однако Анри Дюнан полностью соответствует этому образу.

1870 год. В Европе новая война (между Пруссией и Францией). Несмотря на катастрофическое финансовое положение, Дюнан снова помогает раненым. Он активно участвует в снаряжении медицинских лазаретов, которые французское Общество помощи раненым отправляет на фронт. Посещает раненых в больницах Парижа. Именно по предложению Дюнана вводятся в обращение солдатские медальоны, позволяющие опознавать погибших и тяжелораненых.

Многие идеи Дюнана опередили его время. Например, понимая необходимость просвещения людей, он берется за осуществление проекта международной библиотеки. Первые книги начали выходить в 1869 году, но война помешала реализации этого проекта. В 1874 году Дюнан снова заявляет о себе, выступая инициатором компании против работорговли. 1 февраля 1875 года в Лондоне состоялось последнее общественное выступление Дюнана. Его материальное состояние на нуле.

Забытый почти всеми, Дюнан десять лет пребывает в безысходной нищете. Он странствует пешком по Эльзасу, Германии, Италии, Швейцарии, часто не имея денег на еду, скрывая ветхость сюртука с помощью чернил и отбеливая рубашки мелом. Благодаря небольшим денежным средствам, которые стали высылать ему родственники, он поселяется в Хайденском приюте, где живет до конца дней.

Страдал ли он, лишившись всего - состояния, элементарных жизненных условий, общественного признания? Трудно сказать. Но рискну предположить, что эти лишения не были для него ужасными. Ведь то, что он утратил, не играло существенной роли в его жизни. А то, что было в ней главным, отнять у него не мог никто - милосердие, сострадание, готовность откликнуться на чужое горе, способность жить ради других.

К 1895 году Красный Крест существует уже в 37 странах мира, Женевская конвенция об обращении с ранеными подписана 42 государствами. В том же году мир снова вспоминает о Дюнане благодаря журналисту Вильгельму Зондреггеру, которому удается его отыскать. Интервью с Дюнаном становится сенсацией, его перепечатывают ведущие газеты мира. Узнав о бедственном положении Дюнана, русская императрица назначает ему денежную пенсию. Дюнан не притрагивается к этим деньгам, как и к другим денежным субсидиям, и переводит практически все деньги в Красный Крест, оставляя себе лишь минимальные средства на жизнь.

В 1901 году Анри Дюнан становится первым лауреатом Нобелевской премии мира, разделив ее с Фредериком Пасси. Полученную крупную денежную сумму он передает на благотворительную деятельность в Швейцарии и Норвегии.

Дюнан умирает 30 октября 1910 года. Надгробный камень на его могиле изображает опустившегося на колени человека, подающего воду раненому солдату.

Начала XX века - Анри Барбюс. Лучшие книги прославили его как антивоенного автора, пацифиста, противника насилия в любой его форме. Он стал одним из первых, кто максимально реалистично и натуралистично описал все ужасы Первой мировой войны.

Первые шаги

Анри Барбюс родился в 1873 году в северо-западном пригороде Парижа, небольшом городке Аньер-сюр-Сен, после революции ставшим весьма популярным у русских эмигрантов.

Он появился на свет в интернациональной семье француза и англичанки. Его отец также был литератором, поэтому неудивительно, что сын поступил и успешно окончил литературный факультет в Сорбонне. Первыми шагами Барбюса в литературе стал сборник стихотворений "Плакальщицы", изданный в 1895 году. Так же как и написанные несколькими годами позже романы "Ад" и "Умоляющие", произведения проникнуты пессимизмом. При этом большой популярностью они не пользовались.

На фронте

В 1914 году жизнь Анри Барбюса резко изменилась. Он добровольцем ушел на фронт, сражаться против Германии. В 1915 году был ранен и комиссован по состоянию здоровья. За участие в боевых действиях награжден Военным Крестом, но главное, что он вынес с передовой, - это личные эмоции и переживания, которые легли в основу его самой извесной книги "Огонь".

Замысел этого произведения появился еще на фронте, в перерывах между боями. О нем Барбюс рассказывает в письмах к своей жене. Воплощать идеи в жизнь начал в госпитале в самом конце 1915 года. Книга была довольно скоро закончена и в августе 16-го уже начала печататься в газете "Творчество". Отдельным изданием произведение вышло в середине декабря того же года в издательстве "Фламмарион". Там же было указано о присуждении Анри Барбюсу Гонкуровской премии - самой престижной французской литературной награды.

"Огонь" - главный роман Барбюса

В первой главе романа произведение сопоставляется с "Божественной комедией" Данте, что придает книге поэтический характер. Герои "Огня" как бы шествуют от рая к последним кругам ада. При этом религиозные нотки исчезают, а империалистическая война предстает ужаснее самой фантастической выдумки любого писателя. Книга "страшна своей беспощадной правдой", так о романе Барбюса в предисловии к первому русскому изданию пишет Максим Горький.

Проблески прозрения героев появляются уже в самой первой главе "Видение". В ней рассказывается о земном "раю" в швейцарских горах. Там нет войны, а живущие в нем люди, представители разных народов, уже пришли к пониманию ненужности и ужаса войны.

К такому же выводу приходят и главные герои романа - солдаты. В финальной главе "Заря" они пробуждаются. Биография Барбюса Анри тесно связана с событиями, описываемыми в романе. Его главный посыл - неизбежный приход широких народных масс к революционным идеям. Катализатором этого является участие практически всех стран Европы в империалистической войне.

Роман написан в форме "дневника одного взвода". Это позволяет автору сделать повествование максимально реалистичным, следуя за героями, читатель оказывается то под огнем на передовой линии фронта, то в глубоком тылу, то в гуще сражения, когда взвод идет в атаку.

Барбюс и Октябрьская революция

Октябрьскую революцию в России Анри Барбюс воспринял как ключевое событие в мировой истории, активно поддержав ее. По его мнению, она бы позволила всем европейским народам освободиться от капиталистического гнета.

Во многом эти идеи получили свое отражение в романе "Ясность" 1919 года. Вдохновившись социалистической революцией в России, членом французской Коммунистической партии становится Анри Барбюс. Цитаты писателя, посвященные событиям тех лет, утверждают, что "мир - это спокойствие, вытекающее из труда". Так, автор действительно верил, что, усердно работая на благо всего общества, люди могут добиться счастья в любом государстве.

С тех пор Анри Барбюс вел активную общественно-политическую жизнь. В частности в 1924 году выступал против репрессий предводителей Татарбунарского восстания в Румынии. Тогда поднялось вооруженное крестьянское восстание в Южной Бассарабии против действующих властей, поддержанное большевистской партией.

Критика капитализма

Книги автора Барбюса Анри, список которых дополняют романы "Свет бездны", "Манифест интеллектуалов", вышедшие во Франции в 20-х годах, посвящены резкой критике капитализма. Писатель также не признавал буржуазной цивилизации, настаивая только на том, что в ходе социалистического строительства в государстве возможно построить честное и справедливое общество. За пример Барбюс брал события, происходившие в Советском Союзе, в частности действия, предпринимаемые Иосифом Сталиным. В 1930 году даже вышло его эссе "Россия", а через 5 лет, уже после его смерти, сочинение "Сталин". В этих произведениях как раз и были подробно изложены эти идеи. Правда, на родине социализма книги вскоре были запрещены, так как многие герои, упоминаемые в них, к тому времени были репрессированы.

"Сталин - это Ленин сегодня" - афоризм, который принадлежит перу Барбюса.

Барбюс в СССР

Советский Союз Барбюс посетил 4 раза, впервые в 1927 году. 20 сентября французский прогрессивный автор выступил в Колонном зале Дома Союзов в Москве с докладом "Белый террор и опасность войны". В том же году он совершил целое путешествие по строящемуся социалистическому государству, побывав в Харькове, Тифлисе, Батуми, Ростове-на-Дону и Баку.

В 1932 году Барбюс приезжает в Советский Союз уже как один из организаторов международного антивоенного конгресса, который состоялся в августе в Амстердаме. На нем он произнес свою знаменитую речь "Я обвиняю".

Его следующий визит совпал с избранием почетным членом Академии наук СССР. После этого была задумана и начата работа над книгой о Сталине. В июле 1935 года Барбюс в последний раз посетил Москву, активно работал над книгой, изучал документы, встречался с друзьями и соратниками Ленина. Однако завершить работу так и не удалось.

Барбюс внезапно заболел пневмонией и скоропостижно скончался в Москве 30 августа 1935 года. Через 3 дня тело проводили во Францию на Белорусском вокзале, устроив прощальный митинг.

Писатель был похоронен на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез 7 сентября. Прощание с Барбюсом переросло в политическую демонстрацию единого народного фронта.

Работы Анри Матисса впечатляют своей экспрессией, интенсивными цветами и простыми методами живописи. Его скульптуры и картины поражают воображение при минимальном наборе изобразительных средств, впечатляют своими формами и локальными цветами. Один из создателей фовизма, Матисс прошел долгий путь, «перебрав» множество стилей и направлений, в конце концов найдя себя в движении «диких», запомнившись потомкам как автор запоминающихся неординарных произведений.

Годы жизни

Будущий художник родился в 1869 году, 31 декабря, в одном из северных районов , в Пикардии. Он был старшим ребенком в семье достаточно благополучного торговца зерном, и должен был стать наследником его дела. Его мать помогала мужу работать в лавке и любила расписывать керамические изделия, так что можно сказать, что любовь к искусству Матисс впитал с молоком матери. Однако он пришел к этому не сразу - сначала ему пришлось пройти обучение в Школе юридических наук в вопреки воле отца, который видел его своим преемником. Вернувшись в родной Сен-Кантен, Анри стал работать клерком по своей новой специальности.

После удаления аппендицита, будущий известный художник долго болел и с легкой руки матери увлекся рисованием. Он решил стать художником и учился в разных школах, стремясь поступить в парижскую Школу изящных искусств, куда не попал.

Обучаясь в Школе декоративных искусств, он познакомился с , вместе с которым поступил в Школу изящных искусств в класс . В это время он познакомился с другими учениками, которые в будущем также стали известными художниками.

Развитие таланта

Обучение в Школе включало в себя обязательное копирование полотен известных мастеров старой школы. На Матисса особое влияние оказали полотна , а также художников его времени и классическая японская живопись и графика.

В 1894 году его модель родила ему дочь Маргариту, которую Матисс признал и впоследствии воспитывал в своей семье.

Знакомство с Джоном Питером Расселом коренным образом изменило мировоззрение Анри Матисса как художника. Он увлекся импрессионизмом, подружился с , выставлялся и пользовался популярностью у поклонников и покупателей.

В 1899 году Матисс познакомился с Андре Дереном и другими художниками, которые повлияли на его дальнейшее развитие и становление. В следующем году он начал заниматься скульптурой, проходя обучение в Академии де ля Гран-Шомьер на курсах Антуана Бурделя. Семья начала испытывать серьезные материальные трудности, а художник впал в депрессию, даже подумывая об отказе от карьеры художника.

До 1905 года Матисс активно искал себя, создавая полотна и скульптуру в стиле импрессионизм, а также экспериментируя с другими направлениями. Но по-настоящему он нашел себя в движении фовистов, или диких, лидером которого вместе с Андре Дереном он стал. Несмотря на короткий период популярности течения и неприятие его реакционной критикой, именно фовистский период дал нам того Матисса, которого мы знаем и любим.

Скандальный успех произведений мастера дал ему возможность продолжить работу и основать Академию Матисса, подарившую миру более 100 художников.

Матисс постепенно приобрел всемирную популярность, во многом благодаря русским меценатам и коллекционерам, а также работам над эскизами для Балета Дягилева. Последние годы жизни, даже время Второй Мировой Войны, художник провел в Ницце, где и скончался в 1954 году.

Полюбоваться Матиссом периода фовизма можно в

Анри Матисс (фр. Henri Matisse; 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя) - 3 ноября 1954, Ницца, Франция) - французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.

Биография Антри Матисса

Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri Émile Benoît Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Его детские годы прошли в соседнем городке Боэн-ан-Вермандуа, где отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики.

Анри, проучившись с 1882 по 1887 год в средней школе и лицее Анри Мартен в городке Сен-Кантен, уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук.

В августе 1888 года, после окончания учёбы, молодой Анри получил право работать по специальности. Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работу клерком у присяжного поверенного.

В 1889 году у Анри случился приступ аппендицита. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.

Анри впервые начал рисовать, копируя цветные открытки во время двухмесячного пребывания в больнице.

Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности.

В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. École nationale supérieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил.

В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ.)русск. (фр. École nationale supérieure des arts décoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. В 1895 году оба выдержали вступительные экзамены в Школу изящных искусств и были приняты в мастерскую Гюстава Моро, у которого с 1893 года они обучались в качестве приглашенных студентов. Здесь Анри познакомился с Жоржем Руо, Шарлем Камуэном, Шарлем Мангеном и Анри Эвенепулом.

В 1894 году в личной жизни художника произошло знаменательное событие. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894-1982).

Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже.

10 января 1898 года Анри Матисс женился на Амели Парейр (фр. Amélie Noellie Parayre), которая родила ему сыновей Жана-Жерара (1899-1976) и Пьера (1900-1989). Его незаконнорожденная дочь, Маргарита также была взята в семью. Жена и дочь были любимыми моделями художника.

Испытывая серьезные денежные затруднения, он поступил на работу в качестве художника-декоратора. Вместе с Альбером Марке занимался декорированием объектов для Всемирной выставки в Гран-Палэ, в Париже в 1900 году. Работа была изнурительной, и Анри заболел бронхитом. В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.

Творчество Матисса

Поиск самого себя, личностного авторского стиля является необходимым условием развития для любого талантливого мастера кисти. Рано или поздно каждый из великих художников находил свои уникальные методы и приемы, свойственные его индивидуальной манере, руководствуясь при этом сформировавшимся личностным пониманием роли живописи и собственным видением окружающего мира. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс.

Творчество этого человека невозможно охарактеризовать в рамках какого-либо отдельного направления, поскольку он постоянно выходил за любые ограничивающие его рамки, снова и снова устремляясь туда, где до него никто еще не бывал.

Всю свою жизнь Анри Матисс находился в безостановочном поиске. В стремлении к максимально эффектной и одновременно гармоничной выразительности он менял свои художественные инструменты и менялся сам.

Parade, Platanes Polynesia, La Mer Red Interior. Still Life on a Blue Table

Музей в Ницце, посвященный жизни и творчеству мастера, открывает взглядам удивленных посетителей живопись и рисунок, оконные витражи и керамику, скульптуру и бумажные коллажи. В каждом из этих направлений и в целом ряде других Анри Матисс сумел сказать свое особое слово, оставившее яркий след в искусстве.

Влияние импрессионизма и дивизионизма, собственные эксперименты с цветовыми контрастами очень сильно сказались на ранних произведениях художника. Его картины и картины его товарищей Вламинка, Дерена, Руо и Марке, выставленные в Осеннем Салоне 1905 года, критики назвали «дикими», отсюда и произошло название нового направления – «фовизма».

Впоследствии Анри Матисс под влиянием различных впечатлений неоднократно менял стиль, манеру и технику, осваивал новые средства творческого самовыражения. Ряд удачных знакомств, в том числе с Пикассо и с русским коллекционером Щукиным, помогли ему улучшить материальное положение, и художник совершил несколько путешествий.

В Марокко он увлекся восточными декоративными узорами и орнаментами, в Мюнхене испытал сильные чувства на выставке произведений исламского искусства, в России был потрясен иконами, на Таити восхищался цветочными композициями.

Однако всякий раз, подчиняясь на время новому сильному впечатлению, Матисс впитывал его, как губка, а затем творчески перерабатывал в соответствии с собственным мироощущением.

Анри Матисс всегда чувствовал в цвете силу, способную подчеркнуть ощущение. В своих произведениях он заставил цвет излучать свечение и ритмическую танцевальную пульсацию. Стремясь к максимальному выражению целого, художник удалял все несущественные детали и предельно упрощал формы, считая вредным и ненужным все, что не влияло напрямую на эмоционально-энергетический импульс.

Многие его композиции кажутся обманчиво простыми, но за каждой из них стоит титанический творческий труд, создающий поразительное напряжение этой «кричащей» простоты.

В последние годы жизни при помощи обыкновенной цветной бумаги и ножниц Анри Матисс создавал аппликации, производившие потрясающий эффект симфонического цветового звучания, ритмической музыкальности линий и абсолютной композиционной гармонии.

После смерти художника Пабло Пикассо коротко и емко охарактеризовал его творчество одной фразой «Матисс всегда был единственным и неповторимым».

Одна из картин Матисса - «Les coucous, tapis bleu et rose» - в феврале 2009 года была приобретена частным коллекционером во время торгов в аукционном доме Кристис за 32 миллиона евро. Натюрморт был создан художником в 1911 году.

Часовню Розер (Ванс, Франция) часто называют часовней Матисса (Chapelle Matisse). Дело в том, что она построена в 1949-1951 годах по проекту Анри Матисса. Художника об этом попросила бывшая натурщица Моник, а затем сестра Жак-Мари, постригшаяся в монахини. Матисс изготовил витражи, украсил зал часовни, сделал эскизы церковной одежды.

Колльюр (Франция) — родина фовизма. Именно здесь были нарисованы первые картины нового направления живописи. Здесь бывали Пабло Пикассо, Альбер Марке, Рауль Дюфи, а также Марк Шагал и другие знаменитые художники. Колльюр они выбирали из-за света и цвета. «Нет неба синее, чем в Колльюре», — говорил Анри Матисс.

Отель «Золотая голубка» в Сен-Поль-де-Вансе дышит невероятными рассказами и легендами о знаменитостях. По слухам, что однажды Анри Матисс приехал в «Голубку» очень усталым, и ему подали чашку чая прямо в автомобиль. Известная работа Анри Матисса «Чай в саду» (Tea in the Garden).

Основные требования международного гуманитарного права по защите из числа гражданского ннаселения

При осуществлении операции по оказанию гуманитар­ной помощи каждая сторона в конфликте обязана свобод­но пропускать поставки грузов помощи для нуждающего­ся гражданского населения. Государство, разрешающее пропуск груза, имеет право проверить его содержимое и удостовериться, что он попадет по назначению, а не бу­дет использоваться для военных целей.

Особую защиту международное гуманитарное право предоставляет женщинам и детям.

Конвенции утверждают принцип, гласящий, что «к жен­щинам следует относиться со всем полагающимся их полу уважением». В данном случае это предполагает учет физио­логических особенностей женщин, защиту от всяких поку­шений на их честь, нравственность и достоинство, создание более благоприятных условий жизнедеятельности для бере­менных и рожениц.

Стороны, участвующие в международном вооруженном конфликте, должны обеспечивать детям защиту и помощь: разрешать свободный пропуск посылок, предназначенных для детей до 15 лет, оказывать содействие в деятельности детских учреждений, содействовать обеспечению детей дополнительным питанием.

Осиротевшим или разлученным с семьями в результате войны детям должно быть обеспечено содержание и вос­питание. Необходимо содействовать воссоединению семей с помощью международных организаций, работающих в этой области.

Стороны, находящиеся в конфликте, должны избегать вынесения смертного приговора женщинам и детям. Если же смертный приговор вынесен, то он не должен быть при­веден в исполнение в отношении беременных женщин, ма­терей малолетних детей, а также лиц, не достигших 18 лет.

2.6. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права

На сегодняшний день Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы 1977 г. приняты почти все­ми странами мира.

Ратифицируя Женевские конвенции, государства обя­зуются соблюдать их положения.

Государство несет ответственность за все действия, со­вершаемые лицами, входящими в состав его вооруженных сил, и обязано принять законодательные меры, предусма­тривающие уголовные наказания для лиц, совершивших серьезные нарушения международного гуманитарного пра­ва или отдавших приказ совершить такие нарушения.

К серьезным нарушениям международного гуманитарно­го права относятся, например, такие действия, как: пред­намеренное убийство, пытки, преднамеренное причинение чрезмерных страданий, серьезного увечья, нанесение ущер­ба здоровью, принуждение служить в вооруженных силах противника, незаконное перемещение гражданских лиц, взятие заложников, незаконное использование отличитель­ного знака красного креста и красного полумесяца.



Государство обязывается разыскивать виновных и при­влекать их либо к собственному суду, либо выдать их дру­гому государству.

Необходимые меры принимаются и на международ­ном уровне. Так, например, были учреждены трибуна­лы, в компетенцию которых входит, в частности, пре­следование за военные преступления, совершенные во время вооруженных конфликтов в бывшей Югославии и Руанде. В 1998 г. на международной конференции в Риме был принят статут (устав) Постоянного междуна­родного уголовного суда, в компетенцию которого в том числе будет входить преследование и наказание лиц, со­вершивших серьезные нарушения международного гума­нитарного права.

На протяжении всей истории человечества люди пред­принимали усилия для того, чтобы предотвратить войну, но пока война остается реальностью, международное гу­манитарное право дает возможность ограничить насилие во время вооруженных конфликтов.

Соблюдение договорных обязательств, ограничиваю­щих воюющие стороны в ведении ими военных дейст­вий, редко осуществляется само собой: значительно ча­ще за это приходится бороться, продвигаясь шаг за шагом, с тем чтобы предотвратить перерастание воору­женного конфликта в хаос тотальной войны. Каждый, даже частичный успех означает, что где-то военноплен­ного не будут пытать или не убьют, где-то не бросят в толпу людей ручную гранату, бомбардировкой не со­трут с лица земли мирную деревню - одним словом, человек будет избавлен от бессмысленных страданий, вы­званных войной.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем заключается правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение военнослужащих?

2. Почему одна из Женевских конвенций подробно регла­ментирует защиту гражданских лиц, находящихся во влас­ти неприятеля?

3. В чем заключается опасность неправомерного использо­вания эмблем красного креста или красного полумесяца в военное время?

4. Какие действия относятся к серьезным нарушениям меж­дународного гуманитарного права?

Задание 2. Познакомьтесь с биографией Анри Дюнана. В чем значение положений, выдвинутых А. Дюнаном в кни­ге «Воспоминание о Сольферино»? Утратили ли эти положе­ния актуальность в настоящее время?

В 1859 г. во время поездки по коммерческим делам швейцарец Ан­ри Дюнан случайно оказался свидетелем сражения при Сольферино в Ломбардии. Здесь весь день шел кровавый бой. Тысячи истекающих кровью раненых умирали в мучениях из-за беспомощности военно-ме­дицинской службы.

Даже спустя два года эта картина человеческих страданий пресле­довала и мучила Дюнана. Не в силах забыть ее он взялся за перо и на­писал необыкновенную книгу «Воспоминание о Сольферино». Братья Гонкуры 1 , обычно щедрые на язвительные замечания, записали о ней в своем дневнике: «Она сильнее, в тысячу раз сильнее Гомера... Про­читав эту книгу, начинаешь проклинать войну». Однако Дюнан счел, что нельзя просто лить слезы над людским горем, необходимо помо­гать страдающим. В заключении к своей книге он выдвинул два пред­ложения: с одной стороны, чтобы еще в мирное время повсюду были организованы бригады добровольцев, которые в случае возникновения конфликта оказывали бы помощь раненым военнослужащим, и, с дру-

1 Гонкуры - французские писатели второй половины XIX в.

гой - чтобы посредством международной конвенции врачам, медицин­скому персоналу, госпиталям и самим раненым была предоставлена за­щита. Воплощение в жизнь первого предложения привело к созданию Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, второе - проложило путь к Женевским конвенциям, касающимся за­щиты жертв войны.

Обратившись к правительствам европейских государств, Дюнан предложил созвать международную конференцию и подписать договор, который бы обеспечивал защиту раненым и санитарному персоналу. 22 августа 1864 г. 12 государствами, представлявшими тогда политичес­кое лицо мира, была подписана Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны. Конвен­ция, состоящая всего из 10 статей, положила начало международному гуманитарному праву.

Задание 3. Сравните документы 1 с позиции современного международного гуманитарного права.

Приказ начальника штаба 6-го стрелкового корпуса Красной Армии командирам дивизий и корпусов от июля-августа 1941 г. об обраще­нии с немецкими военнопленными:

«В ходе прошедших боев были случаи расстрела пленных. Необхо­димо принять решительные меры для предотвращения в дальнейшем таких случаев.

Лица, нарушающие нормы международного права обращения с воен­нопленными, должны привлекаться к строжайшей ответственности».

Выдержка из памятки по охране советских военнопленных (из рас­поряжения верховного командования вермахта об обращении с совет­скими военнопленными от 8 сентября 1941 г.).

Командам охраны даются следующие основные указания:

1) Беспощадная кара при малейших признаках протеста или непо­виновения. Для подавления сопротивления беспощадно применять оружие. В военнопленных, совершивших побег, стрелять без преду­преждения с твердым намерением попасть в цель.

2) Любое общение с военнопленными - равно как во время мар­ша на работу и с работы, - кроме отдачи служебных команд, запре­щено. ...Предотвращать любое общение военнопленных с граждански­ми лицами и в случае необходимости применять оружие, в том числе и против гражданских лиц.

3) На рабочем месте также требуется постоянный неусыпный над­зор немецкой охраны. Каждый охранник должен держаться на такой дистанции от военнопленных, чтобы в любое время иметь возможность применить оружие.

1 «Война Германии против Советского Союза 1941-1945 гг.» - докумен­тальная экспозиция под ред. Рейнгарда Рюрупа. Argon-Verlag Gmbh., Берлин, 1992.

Задание 4. Познакомьтесь с ситуацией.

В стране происходят жестокие столкновения между противостоя­щими вооруженными группами. Полевой командир одной из групп сталкивается лицом со своим неприятелем. В поединке оба ранят друг друга. Полевой командир перевязывает свою рану, затем обрабатыва­ет, как умеет, раны своего противника, выведенного из строя, после чего доставляет его в свой лагерь. Товарищи командира оспаривают правильность его поступка. Они считают, что пленник должен быть казнен, тем более что их противники поступают именно таким обра­зом. Если в отношении пленного будет принято решение о сохранении ему жизни, то его следует использовать на разминировании участков, заминированных участниками его боевой группы.

Какое решение должен принять командир, который знает, что его военное командование публично заявило о намерении соблюдать основные положения Женевских конвенций?



Глава 3. БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В КРИМИНОГЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

3.1. Понятие преступления.

Незнание закона не освобождает человека от уголов­ной ответственности. Поэтому подростки как будущие граждане должны серьезно относиться к приобретению знаний в области уголовного законодательства и выра­ботке навыков правильного разрешения проблемных си­туаций.

Уже в римском праве существовало положение: никто не несет наказания за мысли. Этот принцип лежит и в ос­нове российского права, подчеркивающего, что основани­ем для уголовной ответственности может быть только пре­ступное поведение, выразившееся в конкретном деянии, а не антиобщественные свойства личности, ее помыслы и убеждения. Уголовный кодекс (УК) содержит такие вы­ражения, как деяния, действия, деятельность, поведение, тем самым определяя, что преступления могут образовы­вать все виды человеческой деятельности независимо от их сложности.

Ст. 14, ч. 1 УК РФ