Народность в китае. Национальности и народности китайской народной республики

Для большинства иностранцев Китай кажется моноэтническим государством. Между тем «китаец», это по сути то же самое, что и «россиянин». А ведь россиянином может быть и татарин, и бурят, и представитель любой другой национальности. В Китае официально насчитывается 56 национальностей, и правительство КНР при любом удобном случае подчеркивает многонациональность своего государства. Кстати, в китайских удостоверениях личности, как раньше в СССР, обязательно указывается национальность. Данная статья не является и тысячной долей того, что можно было бы рассказать на эту тему, но она должна дать вам определенное представление о национальном составе Китая.

Титульная нация называется «хань» и составляет 92% от всего населения Китая. Когда иностранцы говорят «китаец», то чаще всего имеются в виду как раз ханьцы. Таким образом, на нацменьшинства приходится 8% процентов, что составляет более 100 млн человек. И это только по официальным данным. Многие из них для западного человека, а иногда и для самих жителей КНР, ничем не отличаются от ханьцев. Тем не менее, они являются отдельным народом со своей культурой, обычаями и часто языком. Заметнее всего это наблюдается в автономных районах, которых в Китае пять:

  • Гуанси-Чжуанский;
  • Внутренняя Монголия;
  • Нинся-Хуэйский;
  • Синьцзян-Уйгурский;
  • Тибетский.

Помимо них существуют автономные округа и уезды, которые разбросаны как по этим районам, так и по некоторым провинциям. Например, с Россией граничит единственный на северо-востоке Китая автономный округ - Яньбянь-Корейский, который входит в состав провинции Цзилинь. Там проживают этнические корейцы. Чаще всего они свободно владеют путунхуа (официальный язык КНР), но не забывают свой родной язык и культуру.

Там же на северо-востоке много маньчжуров, которые начали китаизироваться еще с XVII века. В конечном итоге в наше время хоть и насчитывается более 10 миллионов маньчжуров, отличить их от ханьцев весьма затруднительно. Очень малое их число сохранило свой язык и культуру. Тем не менее, многие люди до сих пор относят себя к маньчжурам, некоторые живут в отдаленных деревнях и до сих пор говорят на родном языке. Такие места расположены ближе ко Внутренней Монголии или в ней самой. Монголы, как и корейцы, менее подверглись китаизации, однако в настоящий момент их традиционный уклад постепенно разрушается. Ханьцы активно заселяют и урбанизируют территорию, которая по площади превосходит Францию и Германию вместе взятые.

Больше всего национальных меньшинств сосредоточено на западе и юге-западе Китая. В Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) преобладают уйгуры, но также там проживают казахи, узбеки, киргизы и много других национальностей, исповедующих ислам. Рядом с ханьцами в яркой современной одежде можно встретить человека в чалме с женой, одетой в паранджу.

Не менее своеобразен Тибет. Настолько своеобразен, что некоторые иностранцы думают, что это отдельная страна. Однако за самым пестрым этническим составом нужно ехать в провинции Гуйчжоу и Юньнань. Именно там сохранились еще нетронутые поселения различных мелких этносов с уникальной культурой и редкими языками. В последние годы все больший поток туристов устремляется туда, чтобы увидеть все своими глазами. К тому же природа там тоже остается нетронутой. Смело соглашайтесь, если у вас появится возможность посетить эти места.

Стоит отметить, что среди 56 официальных национальностей Китая есть русские. Русское население присутствует в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) в основном в городах Кульджа (Инин), Чугучак (Тачэн) и Урумчи; на севере провинции Хэйлунцзян и в городском уезде Аргунь-Юци Автономного района Внутренняя Монголия.

Большинство тех, кто приезжает в Китай, посещают крупные города, где культурные и языковые различия стираются. Туда устремляются люди со всей территории страны, и поэтому складывается ложное представление о моноэтническом составе населения Китая. Кроме периодически встречающейся уйгурской кухни и тех же уйгуров, готовящих шашлыки в людных местах. В таких местах сложно сказать о том, насколько богат этнический состав КНР.

Артем Жданов

Введение

Китай – очень древняя и загадочная страна.

Сегодня это страна, преодолевшая тяжелые последствия «культурной революции»; это страна, соединившая в себе старое и новое, древность и современность, молодое и отжившее. Все это пришло в движение сегодня и создало атмосферу перемен, которая характеризует нынешний день страны.

Китай прошел долгий путь развития, но, несмотря на всевозможные перемены до нас дошли их древние традиции, их необычная культура.

Население Китая очень трепетно относится к своей истории. Благодаря неизменному менталитету китайцев эта страна является одной из самых патриотичных.

Все проживающие в Китае национальности за период становления своего государства, сделали культуру страны более полной и яркой. Они привнесли в нее свои знания и умения, которые позволили сделать государство совершенно необыкновенным.

В Китае большое количество ярких особенностей. Одна из них – это китайское иероглифическое письмо. Все национальности, имеющие собственные диалекты, могут понять друг друга с помощью иероглифов. Это древнейшее письмо, дошедшее до наших дней практически без изменений, есть связывающее звено среди всех народов этой страны.

Несмотря на свою многонациональность, Китай остается единым динамично развивающимся государством.


Глава 1. Общая характеристика населения Китая

Китай – третья по величине страна в мире после России и Канады. Ее территория составляет около 9,6 млн км 2 . По численности Китай, как известно, намного опережает все прочие страны мира. Согласно статистическим данным 2000 года в континентальной части Китая проживало 1,295 млрд человек. (не включая население ОАР Сянган, провинции Тайвань и района Аомынь), что составляет 22% населения всего земного шара.

В административном отношении территории Китая разделена на 22 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения, а так же 2 особых административных района (Аомынь и Сянган). 1

В самом факторе густонаселенности Китая, тесном соседстве больших масс людей есть ключ к пониманию многих важных особенностей китайской цивилизации в самых разных ее проявлениях, не важно быт это, политика или традиционность китайского населения.

Китай прошел долгий путь, прежде чем стать полноценной цивилизацией. Большую роль в этом сыграло население. Много раз оно переселялось с места на место оставляя после себя часть своей культуры.

Первоначальный район расселения древних китайцев – Лёссовое плато и равнина нижнего течения реки Хуанхэ. В этих областях уже в эпоху классической древности (V-III вв. до н.э.) впервые в китайской истории было достигнуто состояние предельной насыщенности ланшафта хозяйственно-культурной деятельностью людей, что и стало природно-хозяйственной основой китайской цивилизации.

Почти на рубеже нашей эры китайцы освоили ряд районов вдоль рек на юге и Сычуаньскую котловину. В дальнейшем, несмотря на непривычный для жителей северных равнин климат и сопротивление местных племен, продолжалась постепенная колонизация китайским населением плодородных земель нижнего течения реки Янцзы. Массовая колонизация южных земель пришлась примерно на III-IV века, в это время Северный Китай был завоеван кочевыми племенами, именно в это время Южный Китай начал играть самостоятельную политическую и культурную роль в жизни империи. Часть китайцев бежала на Ляодунский полуостров, где смешалась с предками современных Корейцев.

В течении нескольких последующих столетий экономический и политический центр Китая постепенно переместился к югу от реки Янцзы. Ко II веку н.э. все низменные районы Юга уже были полностью освоены китайцами. В это же время произошло второе массовое перемещение китайского населения на Юг, связанного с новым вторжением кочевников с Севера. Таким образом китайский Юг – точнее Цзянань, и прилегавшие к ней области стали политическим, культурным и экономическим центром китайской цивилизации.

В последующие столетия происходит стабилизация демографической обстановки в стране, и наблюдается даже отток населения обратно на Север вследствие перенаселенности наиболее развитых районов Юга. Позднее китайская экспансия выходит за пределы самого Китая. Во многих странах Юго-Восточной Азии – на Малайском полуострове, в Индонезии, на Филиппинах – возникают многочисленные китайские общины. Здесь китайские переселенцы именуют себя «танка», то есть «люди Тан» по названию Танской династии, правящей Китаем в VII-IX вв., - в эпоху активного заселения Юга.

В нынешнем столетии, после свержения монархии в 1911 году, происходит быстрое заселение Маньчжурской равнины населением Северного Китая. В 1927-1928 гг. сюда переселилось около 1млн. человек, не менее 400 тысяч человек переселилось из КНР в Гонконг.

В настоящее время, все население Китая распределено по территории республики неравномерно. Основная масса ханьцев находится в долинах рек Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян, а так же на востоке Сунляосской равнины, что очень тесно связано с географическим положением страны.

В связи с тем, что территория расселения китайского этноса очень обширна и разнообразна, существуют значительные этнокультурные различия между населением различных провинций и областей Китая.

Большому разнообразию китайского этноса способствовали 2 фактора:

1. Различие климатических условий Севера и Юга, с чем довольно тесно связано различие хозяйственно-культурных укладов северных и южных китайцев.

2. Контакты китайцев с разными соседними народами.

Население Северо-китайской равнины по культуре и языку более однородно чем население Юга. Так же существуют различия и во внешности. Северные Китайца выше ростом, у них светлее кожа, шире скулы и тоньше нос, а лоб немного скошен. В свою очередь южане ниже ростом, кожа смуглее, лицо более вытянуто, нос более плоский, лоб прямой.

Современные социологические опросы показывают, что даже в настоящее время многим жителям той или иной провинции приписывают различные наборы черт характера и поведения. Так считается, что жителям Цзянсу, Чжэцзяна, Цзянси свойственны хитрость, неверность в дружбе, склонность к роскоши, а так же деловая хватка и проницательность. Фуцзянцы и гуандунцы считаются людьми лукавыми, предприимчивыми, и приверженными родственным узам. Жители Хунани и Сычуани – страстными и прямодушными, население Гуйчжоу и Юньнани - бережливыми и простодушными. Эти оценки очень близки к аналогичным свидетельствам старинных письменных источников. «Я подметил, что люди некоторых провинций имеют свои недостатки: уроженцы Фуцзяни слишком вспыльчивы и дерзки, а уроженцы Шэньси – грубы и жестоки. Жители Шаньдуна слишком упрямы и всегда хотят быть впереди всех: они пеструют недобрые чувства, не ценят жизнь и охотно встают на путь разбоя. Жители Шэньси так скупы, что даже не заботятся о своих престарелых родителях. Люди же Цзянсу богаты и распущены, недостатки их всем очевидны» император Канси. VIIв. 3

Еще одной из важных особенностей Китайского этноса – это наличие в китайском языке различных местных диалектов. Так на Севере распространен единый диалект, который понимают жители Срединной равнины, Маньчжурии, Лёссового плато и северо-западных областей, в то же время на юге с давних пор существуют большое количество локальных диалектов, носители которых вынуждены для общения использовать письменный язык. Здесь различают семь основных групп диалектов:

1. Диалекты низовья Янцзы – области Цзянань.

2. Диалекты провинции Фуцзянь.

3. Диалекты Юга, охватывающие провинцию Гуандун и восточную часть Гуанси.

4. Диалекты провинции Цзянси.

5. Диалекты провинции Хунань.

6. Диалекты провинции Сычуань.

7. Диалекты этнической группы хакка

В настоящее время население Южного Китая распределяется следующим образом:

1. Диалекты У (низовья Янцзы)……………………………..69 млн.

2. Диалекты Юэ (Гуандун)…………………………………..40 млн.

3. Диалекты Хунани и Гуанси……………………………….50 млн.

4. Диалекты хакка…………………………………………….30 млн.

5. Диалекты Минь (Фуцзянь)………………………………..55 млн.

Несмотря на свой многовековой переселенческий образ жизни, даже, несмотря на то, что они говорят практически на разных языках, китайский народ сумел сохранить единство своей культуры, которая составлялась на протяжении многих столетий.

Глава 2 . Национальные меньшинства в Китае

В Китае, как в полиэтническом государстве, существует типологическая особенность – наличие в нем одной национальности подавляющего большинства и многочисленных малых этносов. По данным всекитайской переписи населения, проведенной в ноябре 2000 года, коренные китайцы – ханьцы составляют 91,59 % общей численности населения Китая. Другие национальностей составили 8,41%. Все национальности кроме ханьцев принято называть национальными меньшинствами.

Всего в национальные меньшинства включают 55 национальностей, проживающих на территории Китая. В них входят: чжуан, хуэй, уйгуры, и, мяо, маньчжуры, тибетцы, монголы, туцзя, буи, корейцы, дун, яо, бай, хани, казахи, тай, ли, лису, шэ, лаху, ва, шу, дунсян, наси, ту, киргизы, цин, дауры, цзинпо, мулао, сибо, салары, буланы, гэлао, маонань, таджики, пуми, ну, ачаны, эвенки, цзин, узбеки, цзино, уйгуры, баоань, дулуны, орочоны, татары, русские, гаошань, хэчжэ, мэньба, лоба.

Между этническими меньшинствами существует довольно большая разница в численности. Так, чжуани являются самой многочисленной группой, ее население составляет 15,556 млн. человек, а самая малочисленная этническая группа – лоба, ее население составляет 2322 человека.

Национальные меньшинства занимают 50-60% от всей территории Китая, и проживают во Внутренней Монголии, Тибете, автономных районах Синцзян-Уйгурском, Гуанси-Чжуанском, Нинся-Хуэйском, а так же в некоторых провинциях и приграничных районах.

С древних времен на территории современного Китая проживали предки всех национальностей, которые сейчас населяют Китай. В течении многих веков они расширяли границы государства. Начиная с династии Ся и до времен империи Цинь и Хань, различные племена, такие как: мяо, яо, бай осваивали долины рек Хуанхэ и Янцзы. На территориях современных провинций Хэйлунцзян, Люонин, Цзилинь были расселены ухуань, сяньбэй, гунны, дунху. На западе, в районе современной провинции Сяньцзян проживали предки современных узбеков, юэчжи, гуйцзы, юйтянь.

Китайский этнос

Китай - самая многолюдная страна во всем мире. На данный момент там проживает 1 368 021 966 человек.

Официально в Китае насчитывается 56 национальностей. Так как ханьцы составляют примерно 92 % населения страны, остальные народы обычно называют национальными меньшинствами.

На практике многие малые этноязыковые группы объединены с более крупными и реальное число этнических групп заметно выше. Так, согласно Ethnologue, в Китае насчитывается 236 языков - 235 живых и один исчезнувший (чжурчжэньский).

Важно также отметить, что хотя большинство жителей южных провинций Китая говорят на китайских диалектах, значительно отличающихся от официального стандарта, основанного на северных диалектах (напр, кантонцы, жители Фуцзяни, хакка, и т. д.), они рассматриваются официально не как отдельные национальности, а как часть ханьской национальности.

В отдельные периоды число официально признанных групп отличалось. Так, при переписи 1953 года было указано 41 национальное меньшинство. А при переписи 1964 года было зарегистрировано 183 национальных меньшинства, из которых правительство признало только 54. Из оставшихся 129 народов 74 были включены в состав признанных 54, в то время как 23 были классифицированы как «другие» и 32 как «сомнительные».

В свою очередь, правительства специальных административных районов Гонконг и Макао также не делают различия между многими этническими группами Китая.

Еще в древности китайцы приветствовали друг друга особым жестом - сложенными на груди руками и кивком головы. Сейчас это тоже используется, но большинство людей минимализируют это приветствие только до кивка.

Особо в Китае относятся и к подаркам, что является неотъемлемой частью общения. В этой стране все с радостью примут в качестве дара китайский чай, сигареты, вино или конфеты. Однако китайцам не стоит дарить часы - это символ смерти. Непарное число подарков также не надо преподносить, но и цифры 4 стоит избегать, как и черно-белых вещей. Самым важным праздником каждого человека в Китае был и остается День Рождения. Его можно отмечать как угодно. А имениннику варят особую лапшу - шоумянь. Она является символом долголетия и здоровья. В некоторых семьях на праздничный стол ставят торт. К основным качествам китайского народа можно отнести такие особенности характера, как дисциплинированность, покладистость, щедрость, настойчивость и терпение. Эти качества складывались веками и на них повлияло множество факторов. Это, например, стихийные бедствия, время от времени настигающие этот мирный народ. Также отличительным качеством китайцев является патриотизм, готовность умереть за родину. Люди в Китае очень дружелюбны и гостеприимны. Встречаясь друг с другом на улице, они спрашивают: » А Вы сегодня ели? » Однако ответ не значит ровно ничего. Это всего лишь знак уважения к другому.

Но кроме всего этого у китайцев есть по крайней мере одна отрицательная черта, и это небрежность. Все там выполняется спустя рукава, а любимым словом практически каждого китайца является слово «maskee», что в переводе на русский означает «да ладно, сойдет», чуть ли не «наплевать». Однако это совершенно не коробит местных жителей. Такое отношение к делам уже вошло в традиции. И это очень мешает китайцам в политических делах с другими странами.

В Китае не принято хвастаться своими богатствами. Даже миллионеры ведут себя достаточно скромно и даже помогают бедной части населения.

Также в Поднебесной, как часто называют китайцы свою страну есть очень строгая иерархическая лестница, каждый китаец знает свое место в обществе. Чиновник, так чиновник; прислуга, так прислуга.

Общие сведения о китайской истории

Китай является одним из четырех древних государств мира. Китайская цивилизация является одной из самых древних цивилизаций на Земле. История Китая, страницы которой документально зафиксированы, началась более 4 тыс. лет назад в эпоху династии Шан.

Антропологи обнаружили останки самого древнего в Китае гоминида. Человек из Юаньмоу жил около 1,7 млн. лет назад. Пекинский человек (смотрите раздел о Пекине, страницу Пекинский человек из Чжоукоудяня), который жил в районе к юго-западу от сегодняшнего Пекина в период от 400 тыс. до 500 тыс. лет назад, имел основные характеристики гомо сапиенса. Человек в Китае прошел путь от создания примитивного общества до образования рабовладельческого общества в 21 веке до нашей эры и первой правящей династии – династии Ся. В эпоху следующей династии – династии Шан (Shang, 16 век до н. э. – 11 век до н. э.), – а также во времена правления западной династии Чжоу (1045 г. до н. э. - 771 г. до н. э.) дальнейшее развитие рабовладельческого общества продолжилось. За этим периодом последовали Период Весны и Осени (770 г. до н. э. – 476 г. до н. э.) и Период враждующих государств (475 г. до н. э. – 221 г. до н. э.), которые ознаменовали переход от рабовладельческого общества к феодальному строю.

В 221 г. до н. э. Ин Чжэн, человек с большим талантом и стратегическим видением, прекратил волну междоусобиц среди множества мелких независимых государств в Период враждующих государств (475 г. до н. э. – 221 г. до н. э.) и образовал первое централизованное, объединенное, многонациональное государство в истории Китая. Так началась эпоха правления династии Цинь (221 г. до н. э. – 206 г. до н. э). Ин Чжэн (Ying Zheng) назвал себя Ши Хуан Ди (Shi Huang Di - первый император) и вошел в историю как Цинь Ши Хуан (Qin Shi Huang), первый император в эпоху правления династии Цинь (221 г. до н. э. – 206 г. до н. э). Во времена своего правления Цинь Ши Хуан (Qin Shi Huang) привел к единому стандарту письменность, деньги, меры веса и длины, установил новую административную систему с префектурами и округами и начал строительства ныне всемирно известной Великой китайской стены, а также большого дворца и мавзолея, которые известны теперь далеко за пределами Китая как абсолютно фантастический музей Терракотовой армии. Во многих местах, таких как города Сяньян (Xianyang), Лишань (Lishan) и др., император Цинь Ши Хуан (Qin Shi Huang) организовал временные королевские дворцы. В последние годы эпохи правления династии Цинь (221 г. до н. э. – 206 г. до н. э) император стал терять влияние. Один из крестьянских лидеров по имени Лю Бан (Liu Bang) вступил в союз с представителем аристократии и генералом Сяном Ю (Xiang Yu) и сверг режим династии Цинь. Амбиции Лю Бана (Liu Bang) на этом не иссякли. Несколько лет спустя он нанес поражение войскам Сяна Ю (Xiang Yu) и в 206 г. до н. э. установил правление династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г.), которое отличалось устойчивостью и силой.

В эпоху правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г.) в Китае были хорошо развиты сельское хозяйство, производство изделий ручной работы и торговля. Во времена правления императора Уди (Лю Чэ, 140 г. до н. э. – 87 г. до н. э.) режим эпохи правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г.) достиг пика своей силы и императору удалось победить племена сюннюй (Xiongnu). Для этого был придуман следующий стратегический ход: он послал генерала Чжана Цяня (Zhang Qian) в качестве парламентера в регионы, расположенные к западу от Китая (территория нынешней Средней Азии и Синьцзян-Уйгурского автономного района). Тому, несмотря на временное пленение, удалось договориться с кочевниками и через некоторое время с этими районами началась активная торговля, которая впоследствии привела к образованию того, что сегодня известно как Великий шелковый путь. Этот путь вел от древней столицы династии Хань города Чан-Ань (нынешний Сиань) через территорию современного Синьцзян-Уйгурского автономного района в Европу. В 33 г. до н. э. девушка из императорского круга Ван Чжаоцзюнь (Wang Zhaojun) полюбила человека по имени Хуханьсе, который был одним из лидеров воинственных племен сюннюй (Xiongnu). Молодые люди поженились, и этот случай стал основой трогательной истории о том, как представители народов хань и сюннюй (Xiongnu) полюбили друг друга и породнились. Эта история дошла до наших дней. Услышать эту историю, а также познакомиться с многочисленными историческими фактами, можно в бывшей резиденции Ван Чжаоцзюнь (Wang Zhaojun) в городе Ичан (Yichang), в котором начинаются все круизы вверх по течению реки Янцзы (Yangtze). Многонациональная страна постепенно становилась более консолидированной. Эпоха правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г.) просуществовала в общей сложности 426 лет. После этого наступил Период троецарствия (220 г. – 280 г.). Главными государствами того периода были Вэй (Wei), Шу (Shu) и У (Wu).

Религия в Китае

Китай является многоконфессиональным государством. На протяжении многих веков в Китае развивались различные религии. Сегодня там представлены даосизм, буддизм, ислам, протестантизм и католичество. Свобода верования обеспечивается государственной политикой. Согласно конституции, любой гражданин страны имеет право на отправление религиозных культов и обрядов.

Буддизм

Буддизм пришел в Китай из Индии около 2 тыс. лет назад. Китайский буддизм может быть классифицирован на три группы по языковому признаку. Это китайский буддизм, тибетский буддизм и буддизм бали. Последователями китайского буддизма являются представители основной этнической группы Китая – ханьцы. Тибетский буддизм, который также называется ламаистским буддизм, исповедуют тибетцы, монголы, уйгуры, а также представители народов лоба, моинба и туцзя. Буддизм бали распространен среди таких этнических групп как дай и булан. Эти народы в основном проживают на территории провинции Юньнань (Yunnan). Буддисты являются самой большой религиозной группой в Китае. Однако при подсчете последователей различных религий в Китае нужно учитывать тот факт, что довольно большое количество представителей народа хань не всегда являются явными приверженцами буддизма.

Даосизм

Даосизм является чисто китайской религией. Его история насчитывает более 1700 лет. Основателем этой уникальной религии является знаменитый мыслитель Лао-Цзы (Laozi). Его доктрины стали основой новой религии. Даосизм является политеистической религией. Среди поклонников даосизма много представителей народа хань, проживающих в сельских районах Китая.

Ислам

Ислам проник в Китай из арабских стран более чем 1300 лет назад. В настоящее время последователями этой религии в Китае являются 14 млн. человек. В основном это представители таких народов как хуэйцы, уйгуры, казахи, узбеки, таджики, татары, киргизы, дунсян сала и банань. Большинство мусульман проживает на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района, Нинся-Хуэйского автономного района, а также провинций Ганьсу (Gansu) и Цинхай (Qinghai). Все эти регионы находятся на северо-западе Китая. В дополнение к этому практически в каждом городе Китая проживают довольно многочисленные группы мусульман. Мусульмане не едят свинины, а также мяса лошадей.

Христианство

Католицизм и другие ветви христианства начали распространяться в Китае довольно рано. В 635 году один из миссионеров несторианской секты прибыл в Китай из Персии. В целом можно сказать, что в ранние периоды истории христианству так и не удалось завоевать хороших позиций в Китае. Другая волна распространения христианства пришлась на период окончания опиумной войны между китайцами и британцами в 1840 г. Китайские католические и протестантские сообщества пошли по пути независимости и автономного управления. В настоящий момент в Китае насчитывается более 3,3 млн. католиков и почти 5 млн. протестантов.

В дополнение к этому есть также последователи Восточной Православной церкви и других религий среди представителей различных национальностей.

Ни одна из религий так и не завоевала доминирующего положения в Китае. Иностранные религии в китайских реалиях испытали сильное влияние и были либо существенно изменены, либо ассимилированы китайской культурой. Со временем они стали религиями с явными китайскими характеристиками. В целом количество верующих составляет небольшую часть населения Китая, численность которого достигает 1,3 млрд. человек.

НАСЕЛЕНИЕ

По численности населения Китай занимает первое место в мире. К концу 1997 г. она достигла 1236,26 млн. человек (не считая САР Сянган, провинции Тайвань, района Аомэнь).

Для Китая характерна сравнительно густая населенность. По данным всекитайской выборочной переписи среди сотой доли населения, проведенной в 1995 г., средняя плотность населения составила 126 человек на 1 кв. км. Однако население размещено очень неравномерно. В густонаселенных приморских районах Восточного Китая плотность населения превышает 400 человек на 1 кв. км, а в редконаселенных горных районах запада этот показатель составляет не более 10 человек на 1 кв. км.

РОСТ НАСЕЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ РОЖДАЕМОСТИ

В 1949 г. население материковой части Китая составляло 541,67 млн. человек. Ввиду установившейся в жизни стабильности и развития производства, а также вследствие того, что в стране отсутствовали понимание важности демографического контроля и соответствующий опыт, рост населения резко ускорился. К 1969 г. численность населения достигла 806,71 млн. человек. Оказавшись перед лицом демографического взрыва, китайское правительство, начиная с 70х гг., приступило к планированию рождаемости с целью установления контроля над ростом народонаселения. Благодаря принятым мерам коэффициент рождаемости стал постепенно снижаться. Если в 1967 г. он равнялся 34,11 на тысячу, то к концу 1997 г. снизился до 16,57 на тысячу, естественный прирост населения снизился с 26,08 до 10,06 на тысячу. Ныне в Китае в основном осуществлен переход к новой модели воспроизводства населения, характеризующейся низкой рождаемостью, низкой смертностью и низким приростом населения.

Основными мерами по планированию рождаемости являются: поощрение поздних браков и поздних родов, претворение в жизнь девиза «одна супружеская пара — один ребенок» (на селе, где реализация этого сопряжена с трудностями, предполагается, что с перерывом в несколько лет может быть рожден второй ребенок). В районах нацменьшинств конкретные методы и требования в сфере планового деторождения облегчены в сравнении с районами проживания ханьцев. В настоящее время планирование рождаемости возведено в Китае в ранг государственной политики. Она получает поддержку все большего числа граждан — особенно в городах. Сопротивление ей незначительно.

56 НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

Китай — единое многонациональное государство, в котором проживают 56 национальностей. Согласно данным всекитайской выборочной переписи, проведенной в 1995 г., среди сотой доли населения, ханьцы составили 1099,32 млн. человек, или 91,02 процента всего населения, их численность увеличилась на 56,84 млн. человек по сравнению с периодом 4й всекитайской переписи населения (1990 г.). Остальные 55 национальностей насчитывают 108,46 млн. человек (прирост в сравнении с 1990 г. достиг 17,26 млн. человек), составляя 8,98 процента населения Китая. Все национальности, кроме ханьской, принято называть национальными меньшинствами. В их число входят: чжуан, хуэй, уйгуры, и, мяо. маньчжуры, тибетцы, монголы, туцзя, буи, корейцы, дун. яо, бай, хани, казахи, дай, ли, лису, шэ, лаху, ва, шуй, дунсян, наси, ту, киргизы, цян, дауры, мулао, гэлао, сибо, цзинпо, салары, буланы, маонань, таджики, пуми, ну, ачаны, эвенки, цзино, узбеки, цзин, дэаны, юйгу, баоань, мэньба, дулуны, орочоны, татары, русские, гаошань, хэчжэ и лоба. Из них наиболее многочисленной этнической группой являются чжуаны — 15,556 млн. человек, а самой малочисленной — лоба (2322 человека).

Ханьцы расселены повсеместно, но главными районами их проживания являются бассейны рек Хуанхэ, Янцзы и Чжуцзян (преимущественно по среднему и нижнему течению этих рек), а также Северо-Восточная равнина. Национальные меньшинства живут преимущественно в окраинных районах Северо-Востока, Северного Китая, Северо-Запада и Юго-Запада.

Ханьцы имеют свой язык и письменность. Китайский язык, т. е. язык ханьцев, является официальным языком в стране и одним из принятых в международной практике языков. Хуэйцы и маньчжуры также употребляют китайский язык, остальные 53 нацменьшинства пользуются родными языками. 23 национальности имеют свою письменность.

НАЦИОНАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ АВТОНОМИЯ

Равноправие, сплоченность и всеобщее процветание — таковы основные принципы, которых придерживается китайское правительство в национальной политике. На основе этих принципов в районах компактного проживания нацменьшинств осуществляется национальная районная автономия. Она подразумевает создание при едином руководстве Центрального правительства местных органов, наделенных правами самоуправления. Благодаря этому нацменьшинства получают возможность быть хозяевами своей жизни и самостоятельно решать внутренние проблемы своего района. В Китае, помимо пяти автономных районов — Автономный район Внутренняя Монголия (создан 1 мая 1947 г.), Нинся-Хуэйский автономный район (создан 25 октября 1958 г.), Синьцзян-Уйгурский автономный район (создан 1 октября 1955 г.), Гуанси-Чжуанский автономный район (создан 5 марта 1958 г.) и Тибетский автономный район (создан 9 сентября 1965 г.), существует 30 автономных округов, 121 автономный уезд (сомон). Органами самоуправления в районах национальной автономии являются Собрания народных представителей и народные правительства автономных районов, автономных округов и автономных уездов (сомонов). В районах национальной автономии на пост председателя (или заместителя председателя) Постоянного Комитета местного Собрания народных представителей выбирается представитель национальности, осуществляющей региональную автономию; то же самое относится и к должности глав правительств автономных районов, округов и уездов.

Органы самоуправления в районах национальной региональной автономии, обладая компетенцией наравне с местными органами государственной власти аналогичных уровней, пользуются широкими правами на автономию, а именною определять порядок и правила самоуправления и разрабатывать специальные положения но отдельным вопросам с учетом политических, экономических и культурных особенностей данных районов; самостоятельно использовать финансовые доходы, принадлежащие данным национально-автономным районам; самостоятельно решать вопросы строительства, образования, науки, культуры и здравоохранения. Помимо всего этого, государство старается подготовить национальные кадры и специалистов разного профиля через обычные вузы, национальные университеты (институты) и школы национальных кадров. Центральное правительство оказывает районам национальной автономии финансовую и материальную помощь, стимулируя тем самым их экономическое и культурное развитие.

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБЫЧАИ

На протяжении длительной истории у каждой национальности Китая сложились свои нравы и обычаи, на которые наложили отпечаток природные, социальные и экономические условия. Если говорить о питании, то на юге люди предпочитают рис, в северных районах — мучные продукты. У уйгуров, казахов и узбеков любимые блюда — шашлык из баранины, плов и жареные лепешки «нан»; монголы любят поджаренный рис, жареные курдюки и чай с молоком, у корейцев в почете пудинг «дагао», холодная лапша и квашеная капуста; тибетцы едят дзамбу — поджаренное на масле тесто из ячменной муки и пьют чай с топленым маслом; народности ли, цзин и дай используют в качестве жвачки листья арековой пальмы. Что касается одежды, то монголы носят национальные халаты и сапоги; тибетцы надевают запахивающиеся длиннополые кафтаны «чуба»; у уйгуров популярны вышитые тюбетейки; корейцы носят обувь с загнутым, как у старинной ладьи, носком; женщины мяо, и, а также тибетки питают повышенное пристрастие к украшениям из золота и серебра; как женщины, так и мужчины национальности и, выходя из дома, обязательно надевают плащеобразную накидку из овчины — «чарва». Традиционное жилище ханьцев — дом с внутренним двориком. Кочевники Внутренней Монголии, Синьцзяна, Цинхая и Ганьсу живут в юртах. Народности дай, чжуан, буи и многие другие нацменьшинства Южного Китая строят двухэтажные домики на сваях, называемые «ганьлань».

ПРАЗДНИКИ

Официальными праздниками в Китае являются Новый год (празднуется по всей стране 1 января), праздник Весны (Новый год по лунному календарю, который отмечается по всей стране в течение трех дней), Международный женский день (8 марта), День лесопосадок (12 марта), День международной солидарности трудящихся (1 мая), который является всенародным праздником, День молодежи Китая (4 мая). Международный день защиты детей (1 июня), День Народно-освободительной армии Китая (1 августа), День учителя (10 сентября), Национальный праздник КНР (1 октября), который отмечается всенародно в течение двух дней. К наиболее важным и распространенным традиционным праздникам Китая относятся:

Праздник Весны. Каждый год в конце зимнего сезона, в преддверии весны китайский народ по обычаю торжественно и радостно отмечает первый в году традиционный праздник — праздник Весны (Новый год по лунному календарю). Праздник Весны сопровождается расклеиванием парных бумажных надписей по обеим сторонам входа в дом, стены комнат украшаются новогодними картинами. В ночь под праздник Весны, которую называют «чуси», вся семья собирается вместе. Устраивается обильный праздничный ужин, после которого ведутся беседы на разные темы, игры. Во многих семьях не ложатся спать всю ночь, это называется «шоусуй» — ожидание Нового года. Утром следующего дня полагается обходить дома родственников и близких со взаимными поздравлениями и пожеланиями всяческих благ. В дни праздника Весны устраиваются массовые выступления: танцы львов, пляски драконов, хороводы «сухопутных лодок», шествие на ходулях.

Праздник «Юаньсяо». Приходится на 15й день первою месяца по лунному календарю, нередко именуется также «праздником Фонарей». Этот день — первое полнолуние в новом году. В этот день едят «юаньсяо» и любуются праздничными фонарями. «Юаньсяо» готовят из муки клейкого риса. начинка сладкая, они имеют форму шарика и символизируют счастье дружной семьи. Обычай любования фонарями, появившийся в 1 веке, поныне сохраняется во многих районах страны. Вечером в праздник «Юаньсяо» во многих городах открываются ярмарки фонарей, где выставляются самые красочные образцы — произведения искусных мастеров. Они поражают разнообразием форм и сюжетов. В деревнях по обычаю устраиваются фейерверки, шествия на ходулях, танцы драконов, хороводы «янгэ», развлечения на качелях и другие мероприятия.

Праздник «Цинмин». Приходится на один из дней с 4го по 6е апреля. Издревле в этот день поминали своих предков. Ныне в праздник «Цинмин» стали устраивать мероприятия в память о павших героях. В этот день приводятся в порядок их могилы. Погода стоит уже теплая, природа расцветает, и многие люди отправляются в загородные прогулки, запускают бумажных змеев, любуются весенней природой, поэтому праздник «Цинмин» еще называют «Тацинцзе» — день прогулок по первой зелени.

Праздник «Дуаньу». Приходится на 5е число пятого месяца по лунному календарю. Считается, что возникновение его связано с памятью о древнем китайском поэте-патриоте Цюй Юане. Он жил в царстве Чу в эпоху Воюющих царств (475 —221 гг. до н. э). Не раз обращался к чускому царю с предложениями о реформах, направленных против политической деградации и коррупции. Но тот, поверив наветам сановников, умышленно оговоривших Цюй Юаня, выслал его из столицы. В 278 г. до н. э. войска царства Цинь ворвались в столицу царства Чу. Цюй Юань, узнав о таком национальном позоре, 5го числа пятого месяца покончил с собой, бросившись в реку. Согласно преданию, после его смерти люди, охваченные глубокой прискорбью, сели в лодки и долго искали тело поэта в реке. Позднее каждый год в день гибели поэта люди в его память стали устраивать на реках гонки лодок, оформленных в виде драконов. Одновременно с этим они бросают в реку бамбуковые коленца, наполненные вареным рисом (как бы для Цюй Юаня). Но однажды, как гласит легенда, им встретился на берегу Цюй Юань и сказал: «Весь рис, который вы даете мне, съедает дракон. Завертывайте рис в тростниковые листья и перевязывайте его цветной ниткой, потому что дракон больше всего боится этих двух вещей». После этого стали делать «цзунцзы», завертывая рис в листья тростника. Сегодня «цзунцзы» стали традиционным блюдом, которое едят в этот праздник.

Праздник Луны. Отмечается 15го числа восьмою месяца по лунному календарю. Этот день считается серединой осени и в древности его назвали «Чжунцю». Издавна каждый год в «Чжунцю» люди готовили из муки пряники и приносили их в дар богу Луны. По окончании обряда пряниками угощалась вся семья, что символизировало благополучие в доме. Этот обычай сохранился до наших дней. В этот день луна особенно ярка. Под ее светом вся семья собирается вместе, любуется луной и лакомится «лунными пряниками». Яркий свет полной луны вызывает воспоминания о родных, и в памяти всплывают строки из стихотворения Ли Бо, великого поэта династии Тан:

Голову вверх подняв,
Я взор к луне обращаю,
А опустив ее,
О родине вспоминаю.

Помимо всего этого, многие национальные меньшинства сохранили традиции своих специфических праздников. У дайцев это «праздник Воды», у монголов — «Надом», народность и отмечает «праздник Факела», народность яо справляет праздник «Дану», байцы устраивают «Мартовский базар», чжуаны — песенные соревнования, тибетцы отмечают свой (по собственному календарю) Новый год и праздник урожая «Ванго» и т. д.

РЕЛИГИЯ

Китай — страна, где соседствуют различные религии: даосизм, буддизм, ислам, католицизм и протестантство. Число верующих превышает 100 млн. Разные национальности и люди исповедуют различные религии. 10 национальностей — хуэйцы, уйгуры, казахи, киргизы, татары, узбеки, таджики, дунсяны, салары и баоаньцы — исповедуют ислам. Религией тибетцев, монголов, лобайцев, мэньбайцев, туйцев и юйгуров является ламаизм (одно из направлений буддизма). Дайцы, буланы, дэане — приверженцы хинаяны (ортодоксального направления буддизма). Среди народностей мяо, яо, и — немало членов католической и протестантской общин. Среди ханьцев есть приверженцы разных религий: буддизма, протестантства, католицизма, даосизма.

Буддизм проник в Китай в 1 в. до н.э. После IV в. начинается его повсеместное распространение. постепенно он становится самой влиятельной религией в стране. Ламаизм зародился как одно из ответвлений буддизма, получив распространение в Тибете и Внутренней Монголии. Наиболее известные буддийские храмы — Баймасы (Лоян), Дацыэньсы (Сиань), Линъиньсы (Ханчжоу), Шаолиньсы (Хэнань). Крупнейшими ламаистскими монастырями являются тибетские монастыри Джоканг, Дашилумпо и Сакья, монастыри Таэрсы (Цинхай), Утасы (Внутренняя Монголия) и Юнхэгун (Пекин).

Ислам проник в Китай примерно в середине VII в. В Янчжоу, Сиане, Пекине, Иньчуане и Кашгаре имеются известные в стране мусульманские мечети. Католицизм и протестантство проникли в Китай значительно позднее, и влияние их слабее по сравнению с буддизмом и исламом. Католические и протестантские общины сосредоточены главным образом в Шанхае, Пекине и некоторых других больших городах. Небольшое число приверженцев этих двух религий имеется и среди крестьян.

Даосизм зародился непосредственно в Китае во II в. Знаменитыми даосскими храмами являются Байюньгуань (Пекин), Цинъянгун (Чэнду), Тайцингун (Шэньян). В Китае граждане могут исповедовать любую религию или быть атеистами, любая нормальная религиозная деятельность охраняется Конституцией.

Все главные религии — буддизм, ислам, протестантство, католицизм и даосизм имеют свои общенациональные и местные организации и автономно управляют делами своих общин. Китайские религиозные организации и их деятельность находятся вне сферы контроля со стороны зарубежных клерикальных сил.

Влияние мифологии на повседневный быт китайцев, традиции и обычаи велик. Различные предания и легенды говорят о возможности узнать историю происхождения китайцев. Согласно одной из легенд человек появился благодаря богине Нюйве, прогуливавшаяся по сотворенному миру заметившая всю его красочность и масштабность. Мир скучен и до конца не заполнен, чего-то не хватало. Богиня из глины сделала фигурку человека и своим дыханием вселила жизнь в первого и пока единственного человека женского пола, потому что лепила она его по своему образу и подобию. Затем появился мужчина, тоже с помощью глины и рук богини Нюйве.

Лепить каждого человека дело непростое и сильно утомительное, поэтому богиня пошла на хитрость, разбросав по земле кусочки глины, превращающихся в людей. Наделила людей репродуктивной функцией для продолжения рода. Так и появился народ Китая, согласно мифологии.

Находка останков древнего человека позволили археологам предположить, что первый человек в Китае появился около 500 тысяч лет назад. Ученые прозвали его Синантропом. Позже были найдены стоянки древних племен, населявших Китай.

Существуют несколько основных теорий происхождения народа Китая:

Человек в древности всегда старался селиться вокруг водоемов. Это обеспечивало его водой, а также промыслом. В Китае основными реками являются Хуанхэ и Янцзы.

  • Народ Китая сформировался и проживал здесь с момента появления первого человека. Согласно этой теории китайский народ издавна населял эту территорию и никуда отсюда не уходил. Эта теория скорее близка к тем, кто верит в божественное происхождение китайского народа.
  • Теория миграции населения. Предки китайцев мигрировали на эту территорию из других регионов. Китай с Востока окружен водой, следовательно, все племена и народы мигрировали в данный регион изо всех оставшихся трех направлений. Маршрут у всех был разный. Эта теория одна из самых популярных и достоверных. Среди историков синологов идут бесконечные споры по поводу маршрута предков китайцев. Одни утверждают, что они пришли из Севера, другие, что с Юга.
  • Китайцы, как обособленная народность возникли в результате оседания некоторых слоев населения на территории современного Китая. Согласно ей, Китай являлся далеко не конечной точкой прибытия, возможно, что племена двигались на Восток, но в процессе долгой миграции устали и свыклись с климатом, что позволило им закрепиться в данном регионе. Действительно, эта теория имеет под собой свои доводы. Климатические условия Китая раньше были намного мягче и благоприятнее. Это и создавало удобные условия для проживания на этой территории.
  • Китайцы сформировались в процессе смешанной ассимиляции. Китай государство с огромной по площади территорией. Некоторые народы здесь проживали с древних времен, другие мигрировали сюда, остальные закрепились здесь в результате изнурительного перехода. Они ассимилировали между собой, что привело к появлению общего этноса. В современном Китае прослеживается различие между китайцами разных регионов, это демонстрирует, что разные теории зарождения великого народа имеют место в современности.

Вопрос о появлении китайского народа до сих пор актуален и вызывает бурю обсуждений, и до сих пор не закрыт и детально не изучен. Ученые, на основании своих находок делают определенные выводы и строят свои теории на основании их.

Диалекты китайского языка.


Китайский язык
, согласно ООН, входит в состав 6 основных языков международного общения. На нем разговаривают больше всего людей(более 1 миллиарда).

Китай славится своим языковым разнообразием. Диалекты бывают настолько разные, что жители противоположных берегов одной маленькой речушки могут не понимать друг друга. Поэтому за основной диалект в стране Путунхуа. Этот диалект образован от пекинского языка. Распространен он в столице и на нем разговаривают ¾ населения Китая.

В поднебесной насчитывается около 300 различных языков. Несколько из них являются безвозвратно утраченными. Влияние китайского языка заметно и в соседних государствах, в которых используется китайский язык.

Сама письменность и иероглифы сформировались давно, но название и произношение постоянно менялось это и привело к образованию диалектов.

Китай условно делиться на 2 большие языковые семьи: северную и южную.

Северные диалекты схожи, что позволяет людям понимать друг друга. В южной части понять человека из другой провинции затруднительно. Южные провинции обособленные и самостоятельны.

Ученые лингвисты синологи выделяют в последнее время 10 основных диалектов:

  • Гуньхуа
  • Хакка
  • Шанхайхуа
  • Пинхуа
  • Цзинь
  • Аньхой

Этнический состав Китая

Китай можно считать многонациональным государством. Около 60-ти различных национальностей проживает на огромной территории.

Китайские этносы: китайцы(хань), мяо, хуэй, туцзя, буи, дун, яо, бай, хани, тай, ли, лису, шэ, лаху, ва, шуй, наси, ту, цян, дауры и другие.

Другие национальности, проживающие в Китае: маньчжурцы, монголы, узбеки, таджики, русские, казахи, уйгуры, татары, корйцы, японцы, вьетнамцы, филиппинцы и другие.

Естественно львиную долю перевеса имеют ханьцы. Их доля в общей численности населения составляет 9/10. Численность остальных же колеблется от нескольких миллионов до нескольких тысяч человек.

Ханьцы проживают почти во всех регионах Китая. Остальные народности, в силу своей незначительности рассредоточены в одном регионе. Создание автономий на территории Китая позволило таким народам, например как: уйгуры, тибетцы иметь свои административно-территориальные единицы.