Культура молдовы. Культурные особенности

Восточная Европа - часть Европы, характеризующая ее восточные территории. Как термин, "восточная Европа не имеет строго определения и четких границ. Ее территория менялась с ходом истории. Так, во время холодной войны к восточной Европе относили все страны советского блока. После окончания холодной войны, многие страны стали относить к другим регионам.

Согласно определению ООН, в Восточную Европу входят следующие государства: Белоруссия, Болгария, Венгрия, Молдавия, Польша, Румыния, Россия, Словакия, Украина и Чехия.

БЕЛОРУССИЯ (белор. Беларусь) - неофициальное название, полное официальное название - Республика Беларусь, второе сокращённое название Беларусь - государство в Восточной Европе. Граничит с Россией на востоке, Украиной на юге, Польшей на западе, Литвой и Латвией на северо-западе.

Столица Республики Беларусь - Минск.

Белоруссия делится на 6 областей, области делятся на районы и города областного подчинения. Общее число районов во всех областях составляет 118, а городов областного подчинения - 12. Город Минск является самостоятельной административной единицей, которая не входит ни в одну область.

Области: Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская, Могилёвская.

Экономика

Экономика в Беларуси строится на принципах социально-ориентированной, рыночной, модели.

Структура экономики Белоруссии характеризуется доминированием государственной собственности в производственной, энергетической, транспортной, добывающей, строительной, сельскохозяйственной и банковской сферах, и незначительной долей частного сектора.

Централизованные распределение и планирование, кроме макроэкономических показателей, отсутствует. Государство регулирует цены на социально значимые группы товаров.

В розничной и оптовой торговле, в сфере услуг преобладает частный сектор.

Наличие значительного государственного сектора позволяет правительству поддерживать социальные программы, оплачивать медицину и образование, дотировать сельское хозяйство и ЖКХ, выделять льготные кредиты на строительство жилья.

В стране развиты энергетика, машиностроение, сельское хозяйство, химическая и лесная промышленность, строительство и производство стройматериалов и добывающая промышленность.

Основные статьи экспорта - нефтепродукты, калийные удобрения, продовольствие, продукция машиностроения и химической промышленности и металлургии.

В марте 2011 года в Белоруссии начался валютно-финансовый кризис.

Население

По данным переписи населения 2009 года, в стране проживало 9 миллионов 504 тысячи человек. Белорусы (83,7 %), русские (8,3 %), поляки (3,1 %), украинцы (1,7 %), евреи (0,1 %). Городское население - 74,3 %


По оперативным данным, численность населения Беларуси на 1 марта 2013 года составила 9 млн 461,8 тыс человек.

Преступность

В 2010 году в Белоруссии было зарегистрировано 140 920 преступлений.

Самый высокий уровень преступности среди регионов Белоруссии наблюдается в Минске

на втором месте - Минская область (153,7). Самым криминогенным городом по коэффициенту преступности является Бобруйск, лидером по числу убийств «на душу населения» - Лида. По данным Генпрокуратуры и МВД, уровень преступности в стране снижается.

При этом выросло число преступлений, совершаемых иностранцами и ранее судимыми.

Основная статья:

На 2008 год в Республике зарегистрирована 61 религиозная и 3 монашеские общины. Действуют 25 религиозных конфессий и направлений.

Вооружённые силы Республики Беларусь

Министерство обороны и белорусская армия были созданы в январе 1992 года. Они создавались на основе бывших советских войск, размещенных на территории Белоруссии, с привлечением белорусов, служивших в других регионах Советского Союза.

В настоящее время в Вооружённых силах два вида войск - Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны. Также непосредственно генеральному штабу подчиняется род войск - Силы Специальных операций (ССО). Существуют также специальные войска (службы), органы тыла.

Численность Вооружённых сил составляет штатной численностью 62 000 человек, в том числе 48 000 военнослужащих и 14 000 гражданского персонала. По состоянию на конец 2006 года на контрактной основе службу проходило 23,1 % военнослужащих.

УКРАИНА- государство в Восточной Европе.

Столица - Киев.

Государственный язык - украинский.

Унитарное государство, президентско-парламентская республика.

В марте 2010 года пост президента занял Виктор Янукович.

Подразделяется на 27 административно-территориальных единиц, 24 из которых являются областями, 1 - автономной республикой и 2 представляют собой города государственного подчинения (Киев, Севастополь).

Независимость страны провозглашена 24 августа 1991 года. Предшествовавшие этому 69 лет она находилась в составе СССР.

Население

к июлю 2012 года его численность уменьшилась до 45 561 989 человек. Украина, таким образом, является наиболее населённой страной Восточной Европы и занимает тридцатое место в мире по количеству жителей.

Киев - столица и крупнейший город Украины с населением более 2,8 млн человек

Средняя плотность населения составляет около 77,3 человек на км², при этом население распределено неравномерно: наиболее плотно заселены индустриальные восточные области (Донецкая, Луганская, Днепропетровская, Харьковская) и прикарпатские области (Львовская, Ивано-Франковская, Черновицкая).

Доля городского населения составляет 64 %. По состоянию на 2013 год 4 города имеют население численностью более 1 миллиона человек: Киев Харьков Одесса Днепропетровск.

Вооружённые силы

В настоящее время Украинское войско активно участвует в миротворческих операциях.

Комплектуются за счёт призыва на срочную службу мужчин 18-25 лет. Численность на 2012 год составляет 184 тысяч человек.

Военное управление Вооруженными силами осуществляет Генеральный штаб.

Организационно Вооруженные силы Украины состоят из органов военного управления, объединений, соединений, военных частей, военных учебных заведений, учреждений и организаций.

Сегодня в состав вооружённых сил Украины входят:

Сухопутные войска

Механизированные и танковые войска

Ракетные войска и артиллерия.

Войска противовоздушной обороны

Воздушные силы

Организационно Военно-морские Силы включают:

Главная база Военно-морских Сил - Севастополь. Основные пункты базирования ВМС Украины: Одесса, Новоозёрное, Саки.

Экономика

Общее состояние, основные показатели

Украина считается экспортно ориентированной страной, по некоторым оценкам, она получает за счёт экспорта 50 % ВВП.

Отраслями промышленности, которые пока ещё в той или иной степени работают, являются металлургия, энергетика (имеются атомные электростанции и целый каскад гидроэлектростанций на реке Днепр), а также химическая и горнодобывающая промышленность (добыча угля, руды).

Наиболее развитые в экономическом отношении регионы - Донбасс (Донецкая область и Луганская область), Приднепровье (Днепропетровская область и Запорожская область), а также города Киев, Харьков, Одесса и Львов.

Для экономики, при её рыночном характере, характерна активная роль государства: оно владеет примерно 140 крупными предприятиями в различных секторах национального хозяйства, а также контролирует цены на ряд товаров, включая базовые продукты питания и горюче-смазочные материалы.

МОЛДАВИЯ, официальное название - Республика Молдова- государство в Юго-Восточной Европе. Граничит с Украиной и Румынией.

Унитарное государство, парламентская республика. С марта 2012 года пост президента занимает Николае Тимофти.

Подразделяется на 39 административно-территориальных единиц, 32 из которых являются районами, 5 муниципиями и 2 автономно-территориальными образованиями - Гагаузия и Левобережье Днестра.

Отличается значительным этнокультурным разнообразием. Большая часть верующих (около 88 % населения) исповедует православие.

Независимость страны была провозглашена 27 августа 1991 года. С 1940 по 1991 год входила в состав СССР под названием Молдавская Советская Социалистическая Республика.

Население

По оценочным данным, на 1 января 2012 года численность постоянного населения Республики Молдова составило 3559,5 тыс. чел. (без Приднестровья (ПМР)).

Население Республики Молдова многонационально и поликультурно. Основная часть населения, или 75,8 %, (по данным переписи 2004 года) - молдаване. Проживают также: украинцы - 8,4 %, русские - 5,9 %, гагаузы - 4,4 %, румыны - 2,2 %, болгары - 1,9 % и др.

Плотность населения - 111,4 человек на 1 км².

Экономика

Климат Молдавии способствует сельскому хозяйству. В стране нет месторождений минеральных ресурсов, в связи с чем экономика страны основана на сельском хозяйстве. Практически все энергетические ресурсы приходится импортировать.

По некоторым оценкам (справочник ЦРУ США) до 25 % рабочей силы Молдавии трудится за границей.

Основные импортеры - Россия 29 %, Румыния 15 %, Италия 10 %.

Основные экспортеры - Россия 21 %, Румыния 16 %, Украина 15 %.

В Молдавии 174 винзавода.

Внешняя политика

ГУАМ - межгосударственная организация, созданная в октябре 1997 бывшими советскими республиками - Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 годы в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ. Политика организации направлена на укрепление связей между её членами.

ЕВРОСОЮЗ

Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и Молдовой, в основном посвященное торговому и финансовому сотрудничеству, вступило в силу только в 1998 году.

Один из вариантов объединения Румынии и Молдавии (без Приднестровья)

Румыния неоднократно заявляла о желании присоединить к себе Молдавию. Основной причиной этого румынские официальные лица называли незаконное, по их мнению, отторжение этой территории от Великой Румынии и её присоединение к СССР в 1940 году.

, Украина и России , а также других соседних с Молдовой стран.


1. История

Развитие культуры Молдавии тесно связан с историей страны. На нее повлияло румынские корни, что эпохе II века нашей эры, период Римской колонизации Дакии . Вследствие этого большинство населения Молдовы, молдаване , имеют общую этническую принадлежность с румынами . Становления собственно молдавской культуры произошло в средние века с возникновением Молдавского княжества . Она формировалась в условиях контактов с восточнославянским и древнерусским населением, а также соседства и владычества Османской империи . Течение XIX века территория современной Молдавии была освобождена от османского и включена в Бессарабскую губернию , что наложило свой ​​отпечаток на культуру. После Октябрьской революции Бессарабия отошла к Румынии на 22 года, а на левом берегу Днестра была образована Молдавская АССР , вследствие чего время развитие культуры в них складывался по-разному. В годы существования МССР началось бурное развитие культуры, была создана киностудия "Молдова-фильм", развивалась наука и т. д. Развал СССР и обретения независимости привели к выходу на первый план национальных мотивов в современной культуре Молдовы.


1.1. Средние века

В течение многих столетий после ухода римлян в году нашей эры, население сегодняшней Молдовы не обладало собственной государственностью, находилось под влиянием Византийской империи и соседних славянских , а также венгерских народов, а позже и под длительным турецким игом.

Местное население начало идентифицировать себя под названием "Молдова" до четырнадцатого столетия, но продолжило поддерживать близкие культурные связи с другими Дунайских княжеств. Одним из древних источников, удостоверяющих появление этнонима "Молдаванин" , является пасторальная баллада "Миорица". Другим примером молдавской средневековой творчества является "легенда об основании Молдавского княжества". Были распространены дойны, Колинда, уретуры, сноавы, многие из которых сохранилось и до наших дней. Большинство населения средневековой Молдовы исповедовали православие , что обусловило культурные связи с другими православными народами, которые проживали на территории современной Украина . Византийско-южнославянская письменность повлияла на молдавско-славянские летописи, Польский же историография оказала влияние на официальное летописание, что осуществлялось под патронатом молдавских хозяев.

Церковь монастыря "Хинку"

Поскольку развитие культуры проходил в Молдавском княжестве в условиях феодального общества , можно выделить культуру господствующего класса, представленную письменными памятниками и народную культуру, нашедшая отражение в фольклоре и в обустройстве быта . Формирование идейной направленности средневековой культуры Молдовы проходило в два этапа. В первый, доосманський период (XIV - первая половина XVI в.) В культуре проявляется идеологическая необходимость создания крепкой централизованной и независимого государства. Период империи характеризуется развитием идеи борьбы за свержение турецкого ига и обретения независимости.

С средневековых молдавских летописцев известные Григоре Уреки, Мирон Костин и Николай Костин.

Первые книги (в виде религиозных текстов) появились в Молдове в середине XVII столетия при хозяине Василии Лупу с участием митрополита Варлаама и с помощью Москвы , Киев и Львова , откуда было завезено оборудование для книгопечатания и бумага.


1.2. XIX века

Начиная с девятнадцатого века, начинается офранцуження румынской литературы и искусства, обогатило культуру и приблизило ее к общеевропейской. Такой процесс проходил и в Запрутский Молдове , входившей в состав Румынии , однако в Бессарабии он происходил значительно медленнее.

После присоединения Бессарабии к России связь с Запрутский Молдовой, оставшейся под владычеством Османской не был полностью прерван. Например, это проявилось в художественной литературе. В XIX веке творили такие писатели, как Георге Асаки, Александру Донич, Константин Негруцци, Алику Руссо, Михай Когелничану, Василе Александри, Константин Стамати и многие другие. Молдавском языке были переведены произведения Державина, Жуковского , Лермонтова , Карамзина , Пушкина .

Во второй половине XIX века дебютируют Ион Крянгэ, Михай Эминеску, Богдан-Петричейку Хашдеу.


1.3. Бессарабия в составе Румынии

После присоединения к Румынии образование была реорганизована на основе румынской системы. С по год количество начальных школ выросла с 1564 до 2188, однако число средних школ напротив сократилось почти вдвое - с 76 в году до 39 в 1940 году. К середине -х годов наблюдался рост количества профессиональных школ, но их число сократилось с 55 в году до 43 в году. В по румынским переписи неграмотными оставались более 72% населения, среднее образование имели 86,3 тыс. человек (3,02%), выше - 10,8 тыс. (0,3%).


1.4. Молдавская АССР

Из негативных тенденций межвоенного периода следует отметить закрытие церквей, что сопровождалось уничтожением или потерей многих церковных документов. Была распространена критика буржуазного национализма, проводились преследования части писателей, ученых и деятелей культуры, объявленных буржуазными.


1.5. Молдавская ССР

Хотя Советская власть развивала образование, она также делала все, чтобы разорвать культурные связи региона с Румынией. Много этнически румынских интеллектуалов или эмигрировали, или были убиты , или сосланы во время или после Немецко-советской войны , безусловно привело к ухудшению культурной ситуации в Молдове. Чтобы восполнить потери, советская власть развивала городские, культурные и научные центры и учреждения, которые были впоследствии заполнены российскими и другими не-румынскими этническими группами.

Сразу после присоединения Бессарабии к СССР в июне года Советская власть взяла на себя ответственность за обеспечение общей бесплатного образования. Была создана сеть учреждений народного образования, печати, книгоиздания, культпросветработы, физкультуры и спорта. К года в Молдавской ССР работало 1896 школ, в 70% из которых обучение велось на молдавском языке. В 1940-41 гг более 100 тысяч школьников получили бесплатно одежду и обувь. Количество учителей выросла за год почти вдвое. Осенью 1940 года были созданы союзы писателей, композиторов, архитекторов и художников, образована государственная филармония, созданы три новых театра, оперную студию. В 1940 году было выдано 138 книг тиражом 1,5 млн, из которых 1,2 млн - на молдавском языке. Получалось 56 газет и 3 журнала.

Развитие культуры был прерван Немецко-советской войной , однако после окончания войны началось бурное развитие, в результате чего культура стала достоянием широких масс населения.

Именно во времена МССР началось становление кинематографа в Молдове. Была создана киностудия "Молдова-фильм", выпускавшей несколько полнометражных художественных фильмов в год, не считая документальных и мультипликационных фильмов.

В советский период развивалась и культура гагаузов , компактно проживающих в южных районах Молдовы. Была создана азбука на основе кириллицы , издавались словари, школьные учебники, книги: "Легенданин изи" (Следует легенд ), "Узун керван" (Длинный караван ), "Жанавар йортулары" (Святая волка ) и многие другие.


1.6. Музыка

В 1940 году в Кишиневе были открыты государственная консерватория, филармония, музыкально-драматический театр, средняя музыкальная школа. В состав филармонии вошли симфонический оркестр, хоровая капелла "Дойна", а также группа эстрадных артистов. Осенью того же года была проведена первая олимпиада художественной самодеятельности. В 1940 году был организован джазовый оркестр под руководством Шико Аранова в годы Немецко-советской войны выступал в воинских частях и госпиталях. На годы войны пришелся плодотворный период творчества молдавского композитора Штефана Нягы. В году он написал симфоническую сюиту "Молдавия", в 1943-44 гг - "Дойна" для колоратурного сопрано в сопровождении фортепиано и концерт для скрипки и симфонического оркестра, в - "Поэму о Днестре", посвященную борьбе молдавского народа против захватчиков. Ему же принадлежат хоровые произведения на стихи Емелиана Букова "Хора победы" и "Несем на знаменах победу". В жанре патриотической песни работали Д. Г. Гершфельд, С. Б. Шапиро и другие.

После войны возобновили свою деятельность музыкальные коллективы, началось бурное развитие музыки. Штефан Няга создает кантаты "Штефан Великий" (1945), "Бессарабке" (1947), "Юбилейная" (1949), ораторию "Песнь возрождения" (1951). Евгений Кока создает струнные квартеты, симфоническую поэму "Кодры" (1948), ораторию "Песнь о Котовском" (1950), композицию "Новая Дойна" для голоса с оркестром народных инструментов. Приобретают популярность такие композиторы, как Л. С. Гуров, С. М. Лобеля, В. Р. Загорский, В. Л. Поляков, Г. С. Няга, П. Б. Ривилис, Н. И. Маковый, Т. В. Кирияк.

В жанре инструментального концерта работают Д. Р. Гершфельд, Д. Р. Федов, А. Б. Муляр, С. М. Ткач, Е. Д. Дога. Молдавские композиторы советского периода создают многочисленные рапсодии, сюиты, баллады, обработки молдавских народных песен, музыку для детей, романсы. Большое внимание уделяется развитию хорового искусства.

Не обойдены стороной жанры оперы и балета. Популярность приобрела молдавский историко-легендарная опера "Грозован" () Давида Гершфельда на либретто В. А. Руссо. Опера Гершфельда "Аурелия" (1958) посвящена защитникам родины в Великой Отечественной войне. Опера А. Г. торчу "Сердце Доминики" () повествует о борьбе подпольщиков Бессарабии за воссоединение с Советским Союзом. Е. Л. Лазарев создает оперы "Клоп" (1963) по пьесе Владимира Маяковского , "Революцией призванный" (1970), "Дракон" (1976) по сказке Евгения Шварца, радиооперу "Голуби в косую линейку" (1976). Признание публики получают балеты "Рассвет" В. Г. Загорского (1959), "Сломанный меч" (1959), "Призраки" (1959), "Антоний и Клеопатра" (1965), "Арабески" (1970) Е. Л. Лазарева, "Радда" Д. Г. Гершфельда (1975), "Перекресток" В. Г. Загорского (1974).

В советский период большое внимание уделялось развитию музыкального образования. В году был создан государственный институт искусств имени Г. В. Музическу, работали три музыкальные училища, более 50 детских музыкальных школ, средней специальной музыкальной школы-интерната.

Большой популярностью пользовались академический ансамбль народного танца "Жок" , оркестр молдавских народных инструментов "Флуераш", ансамбль "Кодру", группы "норок", "Контемпоранул", "Оризонт", "Плай".


2. Современная Молдавия

2.1. Исторический очерк

Развал СССР и обретения независимости сопровождались объявлением румынского языка как единственного официального, переводом письменности на латинскую основу, введением курса "Истории румын" в школьную программу и другими подобными преобразованиями, частично послужили причиной приднестровского конфликта. В году был опубликован декрет президента, согласно которому в году предусматривалось проведение экзамена на знание государственного языка для госслужащих, причем экзаменаторам предоставлялось право решать вопрос об освобождении любого работника. Позже парламент Молдовы отложил языковую аттестацию. В году была принята новая конституция, согласно которой официальным языком страны объявлялась молдавский, а гражданам предоставлялось право выбирать язык обучения детей.


2.2. Строительство церквей

Конец XX - начало XXI века характеризуется массовым восстановлением храмов, соборов, церквей и монастырей: Каларашовський монастырь, Каприянський, Хинку , Кафедральный собор Кишинева и многие другие. Одновременно с приходом к власти были восстановлены и снесены ранее памятники Ленину в ряде населенных пунктов страны, реставрируется и мемориал воинам, павшим в Великой Отечественной войне.

Большой наиболее


2.3. Кинематограф

После распада СССР из-за недостатка средств деятельность киностудии "Молдова-фильм" резко сократилось. Новые фильмы после года практически не выпускаются. Если и выпускаются, то обычно это малометражные короткие фильмы.

2.4. Музыка

Молдавская музыка имеет глубокие национальные традиции. Для нее характерно использование таких народных музыкальных инструментов как наиболее, флуер и др.. В последние десятилетия получают развитие современные музыкальные направления. В стране и за ее пределами становятся известными музыкальные рок-коллективы "Zdob СИ Zdub" и "Гиндул Мицей", а также поп-певцы Аура, Рики Артезиан и др.. Клеопатра Стратан - дочь молдавского певца Павла Стратан, занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая молодая эстрадная певица. Начала выступать на сцене в году в возрасте трех лет. В последние годы Молдова активно участвует в конкурсе европейской песни - "Евровидении" . В году за Молдову выступала группа "Zdob СИ Zdub", в 2006 - Наталья Гордиенко и Арсениум.


Уроженцы Молдовы в мировой культуре

В 20-30-е годы послом молдавской культуры в Европе была блистательная оперная исполнительница, прославленное сопрано родом из - . Другая оперная знаменитость, примадонна национальной оперы Республики Молдова , став лучшей Чио-Чио-сан на Международном конкурсе в Японии (1967), уже несколько десятилетий дарит миру певческую национальную культуру. Ещё одна представительница Молдовы () - Лидия Амарфей стала одной из лучших оперных певиц России, выступая на сцене Большого театра в Москве.

Взаимное влияние мировых культур происходит благодаря усилиям деятелей культуры и искусства. По инициативе многих из них в Молдове организованы художественные мероприятия, ставшие у нас традицией и обретшие международную популярность. Так с 1967 года в республике проводится Международный фестиваль народной музыки «Mэрцишор», фестиваль «Дни новой музыки», международные конкурсы спортивного танца «Кишинёв OPEN», на которых с неизменным успехом выступает многократный чемпион мира и Европы - . В этих масштабных культурных праздниках принимают участие видные коллективы и солисты музыкального современного искусства и хореографии из разных стран мира. Они знакомят молдавскую публику с достижениями своих талантов, а, уезжая к себе на родину, увозят впечатления от искусства нашего края.

Красоту народной песни пронесли далеко за пределы Молдовы любимцы молдавского народа , . Эстрадную музыку - с начала 70 годов - широко пропагандировал эстрадный ансамбль (позже «Contemporanul») под руководством Михая Долгана.

Именно так наше искусство, принимая гостей и выходя за родные пределы, знакомит мир с ценностями национальной культуры.

После окончания Кишинёвского института искусств активно вошла в эстрадную музыку. Большинство шлягеров популярной певицы, которые она талантливо исполняет на сценах Украины, России и других республик СНГ, основаны на молдавском фольклоре. На Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве (1985) его гимн «Avante, avante», исполненный молдавской эстрадной певицей , стал шлягером фестиваля, звучащим на разных языках народов мира.

Современная музыкальная культура народов бывшего СССР обогатилась шедеврами неофольклорной ориентации самых различных композиторов: Р. Щедрина, Е. Станкевича, Ю. Юзелюнаса, А. Тертеряна, М. Гаджиева. В Молдове она проявилась в творчестве композиторов , . Эта ориентация совпала естественным образом с пиком в эволюции Нового фольклорного вала, выраженного в творчестве композиторов из постсоветского пространства.

Многое сделал для пропаганды музыкальной культуры и облика нашей страны Национальный симфонический оркестр Гостелерадио под руководством дирижёра и композитора Г. Мусти. Благодаря многолетнему творческому поиску и неутомимой гастрольной работе, стал известен всему миру , долгие годы бессменно руководимый . Балетмейстер М. Кафтанат создал три балетные труппы во Вьетнаме.

Международные фестивали «Приглашает Мария Биешу», «Дни новой музыки», биеннале и театра одного актёра «One man show» с успехом знакомят мир с современным музыкальным и театральным искусством нашей страны. Молдавский кинематограф стал известен миру благодаря творчеству . Успешно работая на студии «Мосфильм», он помог приобрести широкую популярность и неизменно снимавшимся в его фильмах , . Театральный режиссёр , работая долгие годы в московских театрах, способствовал пропаганде молдавской театральной культуры и драматургии, ставя пьесы . Уникальное творчество этого поистине народного писателя Молдовы, живущего в Москве, обойдя всю Россию и мир, в миллионах людских сердец оставило неповторимый образ нашей земли и её героев-крестьян, наделённых душевной мудростью и красотой.

Вклад выходцев из Молдовы в мировую науку

Наши замечательные соотечественники, талантливо проявляясь в различных областях науки, оставили глубокий след в истории всемирной науки ХХ века. Один из них - выходец из Бендер Лев Берг (1876-1950). Известный советский физико-географ и биолог, профессор ихтиологии и географии, академик АН СССР, один из создателей Географического института и председатель Географического общества СССР, этот разносторонний учёный внёс огромный вклад во многие области физической географии, зоогеографии, ихтиологии. Развивая учение В. Докучаева о природных зонах земли, он - страстный исследователь и путешественник - изучил ландшафты Сибири, центральной Азии, Кавказа, Волжского региона и Украины, исследовал Аральское и Берингово моря, озёра Ильмень, Балхаш, Байкал, Иссык-Куль и ледники Памира, создав в результате теорию о ландшафтах земли. Бергом написано множество книг, среди которых есть и труды, посвящённые нашему краю: «Бессарабия. Край, население, экономика», «Население Бессарабии. Численность и этнографический состав».

Именем Берга назван вулкан на Камчатке, пик на Памире, ледники на Памире и Джунгарском Алатау, мыс на архипелаге Северная Земля, Зоологический музей МГУ, а также более 60 животных и растений.

Другим нашим выдающимся земляком - химик-органик мирового масштаба - является тираспольчанин Николай Зелинский (1861-1953). Один из основоположников учения об органическом катализе, он создал классические работы по органическому катализу, нефтехимии, разработал методы добычи ароматических углеводородов, служащих сырьём для синтеза каучука, красителей, пластмассы, медикаментов и т.д. Академик АН СССР, профессор МГУ, доктор наук, создатель крупной научной школы, внёсшей фундаментальный вклад в развитие органической химии, он многое сделал для жизни людей, откликаясь на самые болевые точки времени. Например, во время Первой мировой войны Зелинский создал угольный противогаз, спасший жизнь миллионам солдат воюющих армий. Его именем названы улицы в Кишинёве и Тирасполе. На фасаде дома, где жил Н. Зелинский, и школы, где он учился, установлены памятные доски.

Нашей национальной гордостью является академик Николай Димо, родившийся в Оргееве (1873-1959). Крупный советский почвовед, академик ВАСХНИЛ, один из организаторов Среднеазиатского и Кишинёвского институтов почвоведения, который с 1959 года носит имя учёного, Николай Александрович труд всей своей жизни посвятил - земле. Объектом его научных работ были география почв, засоление, биология, физика и мелиорация почв в центральных районах Европейской части СССР, Средней Азии, Закавказья, Молдавии. Изучив солевые почвы, великий учёный предложил серию мер по улучшению солонцов и солончаков, создал первую карту почв Центральной Азии и других регионов, установил взаимосвязь между содержанием гумуса и его структурой в молдавских чернозёмах. В его честь в Кишинёве названа улица.

Одним из видных архитекторов ХХ века был наш соотечественник, кишинёвец, академик АН СССР Алексей Щусев (1873-1949). Организатор и директор музея архитектуры в Москве, преподаватель знаменитого Строгановского художественно-промышленного училища, автор более 200 научных работ, он, чутко всматриваясь в традиции национальной архитектуры прошлого, разрабатывал самобытные решения современных зданий в Москве (Москворецкий мост, гостиница «Москва», станция метро «Комсомольская-кольцевая» и др.), Ташкенте (театр оперы и балета им. Навои), Баку, Батуми, Сочи. Пиком творческого достижения зодчего стал Мавзолей В. Ленина, благородные формы которого органично вписались в ансамбль древней Красной площади. После Отечественной войны А. Щусев много сил отдал реконструкции разрушенных городов - Новгорода, Истры, Киева. В 1947-1949 годы архитектор разработал план генеральной реконструкции столицы Молдавии. Его именем названа улица в центре Кишинёва.

Глубокий след оставили наши соотечественники и в румынской науке. Так академик Никита Смокинэ (1894-1980) - выходец из села Дубоссарского уезда - был крупным румынским славистом и историком приднестровских молдаван. А Михаил Губоглу (1911-1990), родившийся в , стал широко известным румынским историком-востоковедом. Будучи профессором университетов Бухареста, Парижа и Анкары, он опубликовал турецкие источники, пролившие свет на историю Румынии. Интересно ещё и то, что его племянник, - носящий ту же фамилию, - стал одним из крупнейших российских этнографов.

Нельзя обойти вниманием и Григория Обрежана (1911-1991), родившегося в селе Тигинского уезда. Инженер-агроном по профессии, он вошёл в науку как один из замечательных исследователей в области мелиорации почв, был избран академиком румынской, чехословацкой и советской Академий наук. Под его руководством были сделаны значительные научные открытия. Например, создан сорт риса Полизешты-28, известный во всём мире своими богатыми урожаями.

Молдавская наука на стыке ХХ-ХХI веков

Наука достигла успехов в самых различных областях. Наша страна дала цивилизации выдающихся учёных, среди которых свыше 30 членов Академии наук СССР, из них академики: географ Л. Берг, химики Н. Зелинский, Л. Писаржевский, А. Фрумкин, архитектор А. Щусев, почвовед Н. Димо, врачи-хирурги А. Склифософский и Н. Георгиу и т.д.; 79 членов румынской Академии наук- археолог И. Суручану, астрофизик Н. Донич, историк Ш. Чобану, славист А. Кочубинский (академик и чешской Академии наук), геолог К. Парфенгольц (академик и армянской Академии наук) и т.д. Эти видные учёные, яркие богатые личности не только осуществили фундаментальные научные открытия, но и основали научные институты, лаборатории, общества, школы, организовывали трудные и неожиданные исследовательские экспедиции, разрабатывали новейшие методы для продвижения самых смелых открытий в жизнь.

Старт для развития науки в нашей стране был дан, когда в Кишинёве создалась научно-исследовательская база Академии наук СССР (11 марта 1946 года), которая в 1949 году стала Молдавским филиалом Академии наук СССР. Эти преобразования завершились знаменательным событием 2 августа 1961 года, когда была основана Молдавская Академия наук - благотворный источник национальной науки и культуры. Первым её президентом был избран академик-историк Я. Гросул (1961-1976), позже главным научным центром страны руководили генетик А. Жученко (1977-1989), физик А. Андриеш (1989-2004), и в наши дни - химик Г. Дука (с 2004 г.). Год от года в стенах Академии зреют новые силы, появляются крупные научные имена, растёт конкурентоспособность исследований, формируются новые научные школы: в области химии - академика А. Блова и Г. Лазуревского; агрохимии и генетики - академиков И. Дикусара и А. Коварского; алгебры и физики кристаллов - академиков В. Андрунакиевича и Т. Малиновского; биологии - академика Б. Матиенко; лингвистики - академика Н. Корлэтяну; техники - С. Рэдэуцана. Известные академики братья Москаленко сказали своё слово в теоретической физике. Новые научные области открыли академики Т. Фурдуй в биомедицине и академик И. Бостан - в области планетарных трансмиссий. Академик-биолог А. Чиботару основал .

Сегодня Академия наук Молдовы - ведущий научный центр страны, объединяющий 31 научно-исследовательское учреждение со штатом 5600 сотрудников. Созданные за последние годы условия способствовали достижению новых научных открытий высочайшего уровня в области физиологии стресса, экологической генетики, геоинформационных систем, экофизиологии и т.д. Своими исследованиями обрели мировую известность медики В. Анестиади и И. Абабий, математик М. Чобану, биолог А. Урсу, политологи В. Бенюк и Г. Руснак, философы А. Рошка и В. Цапок, социолог А. Тимуш, историки А. Лазарев, Н. Тудоряну, Е. Чертан, А. Ешану; юрист А. Смокинэ и другие. Фундаментальной законодательной опорой для развития национальной науки стал Кодекс о науке и нововведениях в Республике Молдова (2004). Провозгласив научный и инновационный процесс стратегическим приоритетом в социально-экономической жизни страны, этот документ со всей серьёзностью подтвердил заинтересованность государства в научном прогрессе. Для стимулирования научной деятельности - за самые яркие достижения - учреждено 10 Государственных премий Республики Молдова, каждая в миллион лей.

Впервые в истории национальной науки был создан высший руководящий орган Академии наук республики - Ассамблея, состоящая из действительных членов и членов-корреспондентов Академии наук Молдовы и из 78 докторов наук, избранных на демократической основе научным сообществом страны. Ассамблея в свою очередь создала исполнительный орган - Высший совет по науке и технологическому развитию.

Культура Молдовы в конце ХХ - начале ХХI века

Активное развитие культуры Молдовы, начавшееся после создания МССР, успешно продолжается и в наши дни. Сегодня в республике работают 14 профессиональных театров, три крупных концертных учреждения - Национальная филармония с двумя концертными залами, Органный зал и Национальный дворец, где занимаются творчеством многочисленные художественные ансамбли эстрадной и народной музыки. За эти годы театральные и музыкальные коллективы достигли высокого исполнительского мастерства, каждый раз пополняясь молодыми артистами, дирижёрами, режиссёрами, музыкантами - выпускниками самых престижных высших учебных заведений Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Киева, Одессы, где их обучали известные всему миру мастера-педагоги. Конкурсы, национальные и союзные фестивали, декады молдавского искусства и литературы в Москве и столицах республик бывшего СССР, гастроли по разным странам в совместных многонациональных группах - всё это, стимулируя творческий обмен и продвижение наших деятелей в большой мир искусства, обогащало палитру национального искусства. Сегодня - после достижения независимости - культурно-художественные связи со странами мира значительно расширились. Стали более частыми и разнообразными гастроли, конкурсы, фестивали, в которых участвуют и целые коллективы, и отдельные исполнители.

Проводя всевозможные культурно-художественные мероприятия республиканского значения, Молдова много делает для совершенствования международных художественных контактов. Среди них наиболее яркими являются Международный фестиваль звёзд оперы и балета «Приглашает Мария Биешу», много лет вдохновляемый солисткой Марией Биешу; музыкальный фестиваль «Mэрцишор», фестиваль «Дни новой музыки», инициатором которого стал композитор Г. Чобану; детище режиссёра - биеннале театра им. Эжена Ионеско. Эти фестивали, собирая таланты со всего мира, превратились для кишинёвцев в народные праздники, в настоящее торжество высокого искусства.

Следует отметить роль и других художественных дарований, способствовавших славе национального искусства. Среди них режиссёр Э. Лотяну, фильмы которого, удостоившись премий на международных фестивалях, не только утверждали молдавский кинематограф, но и формировали в душах людей прекрасный и поэтичный облик нашей Молдовы. Широкая популярность прозы и пьес народного писателя Иона Друцэ, поставленных в сотнях театров бывшего СССР и привлёкших к себе внимание ведущих актёров и режиссёров мира, прославила мудрый образ молдавского крестьянина, героя друцэвских произведений. Расширились творческие связи молдавских художников, участвующих в многочисленных зарубежных выставках и творческих встречах. Отдельной строкой в их ряду стоят уникальные, не знающие аналога в современном искусстве труды народного художника Молдовы

Группа крестьян7белорусов на сенокосе. Поднепровье. Фото 1904 г .

вытеснять плуг с железным лемехом, который тянули за собой волы или лошади. После вспашки почву разрыхляли, очищали от травы, корней, выравнивали поверхность боронами . Зерновые жалисерпами . Теперь землю обрабатывают современной техникой.

Важнейшими культурами на территории Белоруссии оставались зерновые - озимая рожь (жито ), овес, ячмень. Просом, гречихой, горохом, кукурузой засевались небольшие площади, которые стали расширяться только в ХХ в.

Из технических культур в Белоруссии исстари культивируются лен и конопля, которые давали материал для производства одежды, мешков, веревок, а также для получения растительного масла. В XVIII-XIX вв. значительно увеличилось производство картофеля, подсолнечника, свеклы.

Рыболовство, охота, собирательство, пчеловодство, огородничество, садоводство служили хорошими подспорьями в хозяйстве. Как и домашние промыслы и ремесла: кузнечное, гончарное, столярное и плотницкое, бондарное, кожевенное и сапожное, прядильное, ткацкое, портняжное. Все они обеспечивали крестьян орудиями труда, предметами домашнего обихода, одеждой, обувью. А искусно вытканные белорусскими ткачихами вышитые полотенца (ручники ) и скатерти (абрусы ) были и остаются важной частью интерьера белорусского жилья.

Поселения. Наиболее распространенным типом сельского поселения у белорусов до сегодняшнего дня остаетсявёска, илисело, с преобладающим уличным типом застройки. Дома, окнами на улицы и входом со двора, строились вдоль дорог, а за ними размещались огороды и сады. Статус села получали сельские административные центры с волостным управлением, школой и церковью. Относительно мелкие поселения, территориально тяготеющие к селу,

назывались деревнями . Они имели широкое распространение в северных и севе- ро-восточных районах. В начале XX в. в западных областях Белоруссии появилисьхутора .

Города на территории Белоруссии возникли еще в IX-X вв. К числу таких древнейших центров относятся Полоцк, Брест, Гродно, Витебск, Пинск, Орша, Минск. В облике белорусских городов соединились черты разных исторических эпох. Старые белорусские города имели узкие кривые улицы с булыжным (брукаваным ) мощением. В их центрах располагались рыночная площадь, ратуша, церковь (или костел), кирпичные дома -каменицы, а окраины имели деревянную застройку, окруженную обширными палисадниками.

Предшественниками многих городов в Белоруссии были местечки - центры кустарного ремесла, домашних промыслов, торговли. Название это происходит от польского място и украинскогомисто , что означает «маленький городок».

В ХХ в. многие местечки стали крупными селами, районными центрами, городами.

В течение ХХ в. в Белоруссии выросли старые и появились новые города, поселки городского типа. В годы Великой Отечественной войны почти все белорусские города подверглись сильному разрушению. Заново отстроенные, они во многом изменили свой облик и планировку. После Второй мировой войны произошли заметные изменения в расселении белорусов, выразившиеся в перемещении их из сельских поселений в города. Ныне удельный вес горожан в населении республики составляет около 80%. Население крупных городов характеризуется пестрым этническим составом - при преобладании белорусов (70% в среднем по стране).

Свойственная для урбанистических процессов тенденция к унификации особенно заметна в материальной культуре, на изменение которой влияет науч- но-технический прогресс, распространение изделий фабричного производства.

В городской среде в целом меньше, чем в сельской, сохраняются элементы традиционной культуры.

Материальная культура. Традиционное белорусское жилище -хата - возводилось из бревен, внутри ее обмазывали глиной, крышу, как правило, двускатную чаще всего покрывали соломой, камышом или дранкой. Фасады часто украшали богатым орнаментом. На юге Белоруссии по сей день распространены жилища, оштукатуренные и выбеленные снаружи.

Планировка хаты могла быть однокамерной (состоящей только из избы ), двухкамерной (изба и небольшая пристройка для хранения предметов домашнего обихода -сени ) или трехкамерной (изба ,сени икамора - еще одно хозяйственное помещение).

В унифицированном городском жилище лишь некоторые элементы интерьера и художественного оформления содержат этнические черты. Индивидуальные дома отчасти сохраняют приверженность традиции - в конструкциях построек, декорации фасадов (украшении фронтонов, наличников).

Типичной пищей населения былквасной (кислый) хлеб из ржаной муки. Из зерна готовиликашу ,крупник (суп из пшеничной или ячменной крупы),затирку (жидкое блюдо из пшеничной муки),кулеш (жидкую кашу-суп из крупы),жур (овсяный кисель). Из ячневой, овсяной, гречневой, ржаной, пшеничной муки пеклиблины .

С рубежа XVIII-XIX вв. в состав основных продуктов питания белорусов вошел картофель, из которого они готовят, как утверждают, более двухсот блюд. Это исалоники (очищенный вареный картофель), идраники (блины из сырого тертого картофеля), ибульен (картофельный суп), и многое другое. К блюдам, приготовленным из зерновых или картофеля, обычно добавляли молоко.

Летом и осенью в пищу употребляли огурцы, лук, груши, яблоки, вишни, сливы, арбузы. Поздней осенью и зимой ко многим блюдам добавляли кусочки жареного сала с луком. Зимой по праздникам к столу подавали жареные свиные колбасы, студень .

В число любимых блюд белорусов входят яешня (яичница с салом или ветчиной),холодник - аналог русской окрошки,мочанка - густой жирный соус

с салом и т.п. Для северо-запада и юга Белоруссии, где промысловое значение имело рыболовство, в качестве повседневной пищи характерны блюда из рыбы. Из продуктов собирательства наибольшее значение имели и имеют грибы, щавель, дикие груши.

Традиционными напитками белорусов считаются березовый сок, медовый, хлебный и свекольные квасы.

Приверженность традициям проявляется и в способах заготовки мяса и овощей впрок, к которым относятся засолка, квашение, сушка, копчение.

Традиция бортничества, использования растений-дикоросов для питания и в народной медицине особенно пригодилась белорусским партизанам в годы Великой Отечественной войны.

Комплекс национальной белорусской кухни сравнительно устойчив. Белорусы, как и прежде, предпочитают ржаной хлеб и традиционные блюда; потребление картофеля у них почти в два раза выше, чем у русских и украинцев. Лучшие образцы традиционных рецептов сохраняются и распространяются через предприятия общественного питания. Впрочем, урбанизационные процессы, в том числе за счет миграции населения из других регионов, расширили употребление белорусами блюд других национальностей. Грожане наряду

с типично белорусскими блюдами употребляют украинский борщ, русские пельмени, грузинский суп-харчо, кавказский шашлык, узбекский плов и т.п. Общественное питание сглаживает различия в питании различных национальных групп.

Одежда. Белорусский национальный костюм (на основе комплекса крестьянской одежды) соединил в себе высокохудожественные элементы ткачества, вышивки, тканевого орнамента. Преобладающий цвет в нем - белый.

Традиционный мужской костюм состоял из домотканой полотняной туникообразной вышитой рубахи кашули , которая доходила до колен и подпоясывалась широким вышитым поясом,безрукавки из цветного сукна, белых полотняных штанов, черных сапог. По сей день сохраняют известность высокохудожественные украшенные золотом и серебромслуцкие пояса. Головным убором служила летом - соломенная шляпа с широкими полями (брыль ,капелюш ), зимой - меховая шапка (кучма ,аблавуха ).

Женский комплекс одежды состоял из туникообразной (с кокеткой или прямыми плечевыми вставками) рубахи ; разнофасонных юбок (андорак ,саян ,летник ); надеваемой поверх юбкипанёвы , сшитой из суконных полотнищ;фартуков , украшенных кружевами и цветными поясами, и цветнойбезрукавки .

Головной убор девушек состоял из узеньких орнаментированных ленточек (скидочка, шлячок ) ивенков с налобником, которые составляли единый комплекс со старинной девичьей прической - распущенными волосами. Замужние женщины убирали волосы под чепец (каптур ), носили полотенчатый головной убор (намитку ) и платки (хустки ).

И мужскую, и женскую верхнюю одежду шили из валяного некрашеного сукна (сярмяга ,бурка ,свита ) и овчины.

Обыденная обувь белорусов - лапти из липового лыка, кожаныепостолы , зимой -валенки . Праздничной обувью служили сапоги (боты ) и ботинки.

Еще и сегодня в некоторых районах Полесья можно встретить женщину в национальной одежде, однако чаще бытуют отдельные элементы традиционного костюма, вкрапленные в современную одежду (дубленые овчинные кожухи, не выходящая из моды мужская рубаха с вышитым орнаментом), а также традиции покроя, цветовой гаммы.

Тенденции к унификации материальной культуры в современном белорусском городе затронули и одежду белорусов. Однако, несмотря на повсеместное распространение фабрично-заводских изделий и европейского городского костюма, народные традиции и теперь живут в выборе тканей, комплектации составных частей одежды, приемах орнаментации.

Глава 27. БЕЛОРУССИЯ, УКРАИНА И МОЛДАВИЯ: СТРАНЫ, НАРОДЫ...

Своеобразный тип жилища, одежды

имеют белорусы-полещуки . Природно-гео-

графические условия Полесья способству-

ют сохранению в быту, материальной и

духовной культуре ряда архаических черт.

Семья. До конца XIX в. белорусские

крестьяне жили большими отцовскими и

братскими семьями . До начала XX в. в де-

ревнях сохранялись элементы общинной

организации: односельчане помогали друг

другу коллективным исполнением работы

(талока, сябрына ). Важнейшие дела реша-

лись на деревенских сходах, в которых

принимали участие главы семей (гаспада-

ре ). Здесь выбирали старосту, назначали

опекунов, обсуждали семейные конфликты.

Обряды. Фольклор. Календарный обря-

довый цикл белорусов отличается разнооб-

разием. Накануне Рождества устраивали

постный ужин с обязательной ячменной

кашей. Девушки гадали о своей судьбе.

Белорусский головной убор замужней

Святки проходили с участием ряженых с

женщины - хустка с намиткой.

На Масленицу пекли блины, катались на лошадях. На Пасху (вяликдзень ) дворы обходиливолочебники , пели волочебные песни с пожеланиями урожая, богатства в доме и т.п. Особые -купальские - песни сопровождали архаический праздник в ночь на Ивана Купалу (купалье ), когда парни и девушки жгли костры, прыгали через них, искали «цветок папоротника», купались, гадали.

Некоторые элементы семейных обрядов и сегодня являются частью ритуальной жизни белорусов. Среди них можно упомянуть сажание (пасад ) невесты (а иногда и жениха) надзяжу (квашню), постригание и прижигание волос молодых, «раздел» каравая. Важным моментом родильной обрядности остается выбор крестных родителей, «раздел» «бабиной каши».

Продолжают также бытовать народные гулянья: дажынки (праздник окончания жатвы, когда плетут дажинковый венок, украшают последний сноп и устраивают праздничную трапезу),дзяды (день поминовения усопших), уже упоминавшеесякупалье .

В городах и селах Белоруссии, а также в местах компактного расселения белорусов за пределами их этнической территории продолжают звучать народные песни, исполняться народные танцы («Бульба», «Ленок», «Янка», «Лявониха», «Крыжачок», «Юрачка» и др.). Помимо песенного наследия белорусами сохраняются навыки игры на музыкальных инструментах (гуслях ,дудках ,бубнах ). Для белорусов типичен многострунный ударный музыкальный инструмент

цимбалы.

В ХХ в. белорусскими композиторами (Н. Аладов, В. Войтик, Е. Тикоцкий,

А. Туренков) создано много ярких произведений оперной, балетной, симфони-

576 Раздел IV. НАРОДЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

ческой, камерной музыки, популярных песен. В современной белорусской музыке слышны фольклорные мотивы. Широко известны во- кально-инструментальные ансамбли «Песняры» и «Верасы».

Фольклор белорусов включает в себя также легенды, предания, волшебные сказки, былины, анекдоты. В народе бытуют яркие, характерные пословицы (приказки ) и поговорки (примоуки ).

В XIX-ХХ вв. сложилась национальная белорусская литература. Повсеместно стали известны имена белорусских писателей и поэтов: Франтишка Богушевича, Максима Богдановича, Янки Купалы, Якуба Коласа, Кондрата Крапивы, Петруся Бровки, Максима Танка, Алеся Адамовича, Василя Быкова.

Другие этнические группы в Белоруссии. Как

уже говорилось, Белоруссия - не моноэтнич-

ное государство. Кроме титульного этноса в

республике наиболее многочисленны русские,

поляки, украинцы и евреи (о последних расска-

Коза - элемент колядочного

зано особо в конце главы). Это характерно как

для городов, так и для сельской местности.

реквизита. Брестская обл.

Из небелорусов сегодня в республике боль-

ше всего русских (1142 тыс. человек). Русские стали селиться на территории Белоруссии со времен войны России с Речью Посполитой (1654-1667). Позднее стали возникать поселения русских-старообрядцев, искавших здесь убежище от религиозных преследований у себя на родине и живших обособленно. В годы советской власти численность русских постоянно возрастала за счет миграционного притока из различных районов РСФСР. Он особенно возрос после Великой Отечественной войны, так как восстановление народного хозяйства республики требовало значительного количества квалифицированных трудовых ресурсов.

Украинцы (237 тыс. человек) живут как в сельских местностях (прилегающих к украинской территории), так и в городах Белоруссии. Их поселения с давних пор существуют в южных районах - Полесской зоне. Сегодня большая часть украинского населения сосредоточена в юго-западных и юго-восточных районах Белоруссии.

Формирование польской общины в Белоруссии началось со времени вхождения белорусских земель в состав Польского государства. Массовое переселение поляков на белорусскую территорию имело место в 1921-1939 гг., когда западные районы Белоруссии находились под властью Польши. Сегодня поляки (396 тыс. человек) по преимуществу расселены в сельской местности на западе Белоруссии и в белорусско-литовском порубежье. Некоторые исследователи полагают, что большая часть жителей Белоруссии, ныне причисляющих себя к полякам, это в действительности ополяченные белорусы - те, чьи

предки во времена нахождения белорусских земель в составе Речи Посполитой перешли в католичество и восприняли польский язык.

Кроме перечисленных национальностей в Белоруссии проживает до 3 тыс. татар . Они стали селиться с конца XIV в. на западе белорусской территории,

в таких городах, как Новогрудок, Лида, Ошмяны; места их компактного расселения получали соответствующие названия - Татарская улица, Татарский конец.

В Двинском, Люцинском, Режицком уездах Витебской губернии Российской империи проживали латыши , что явилось основанием при заключении

в 1920 г. мирного договора между Советской Россией и Латвией для передачи их Латвии. Деревни с латышским населением до недавнего времени сохранялись на территории Витебской области Белоруссии.

К более малочисленным, по сравнению с перечисленными, национальным группам в составе населения Белоруссии относятся армяне (10 тыс. человек),

цыгане, литовцы, азербайджанцы, немцы, молдаване, грузины.

2. Украина и украинцы

Основная область расселения украинского народа в настоящее время - Республика Украина, где численность украинцев (самоназвание) составляет более 38 млн человек. Кроме Украины, представители этого этноса проживают в России (4,4 млн человек) и ряде государств ближнего и дальнего зарубежья: Казахстане (свыше 900 тыс.), Молдавии (около 600 тыс.), Белоруссии (более 200 тыс.), Киргизии (свыше 100 тыс.), Канаде (550 тыс.), США (535 тыс.), Польше (350 тыс.), Аргентине (120 тыс.) и проч. Общая численность украинцев в мире - около 46 млн человек.

Украинцы вместе с русскими и белорусами составляют группу восточных славян. В антропологическом отношении они, как и другие восточнославянские народы, относятся к европеоидной расе, точнее среднеевропейской малой расе переходной ветви европеоидной расы.

Говорят украинцы на украинском языке славянской ветви индоевропейской семьи. Различают северное наречие (левобережные, правобережные, волынскополесские говоры), юго-западное наречие (волынско-подольские, галицкобуковинские, карпатские, поднестровские говоры) и юго-восточное наречие (поднепровские и восточно-полтавские говоры). Последние в XVI в. стали основой староукраинского книжного языка, а среднеприднепровские говоры на рубеже XVIII-XIX вв. - современного украинского литературного языка. Письменность на украинском языке (на базе кириллицы) получила распространение с XIV в.

Сегодня на Украине распространенны также русский и отчасти польский языки.

Верующие украинцы в основном православные. На Западной Украине значительная часть населения - униаты, в основном византийского обряда (грекокатолики).

Этногенез и этническая история. Существует несколько теорий происхождения украинцев. В отечественной науке наибольшее распространение получила

концепция общевосточнославянской древнерусской этнической общности. Внутри древнерусской народности формировались общие для восточных славян свойства культуры, но само это этнокультурное образование оставалось неоднородным, сочетало в себе локальные варианты социальной жизни, что создало предпосылки для возникновения русской, украинской и белорусской народностей. Исторической основой для складывания украинского этноса стала часть восточнославянского населения, проживавшая в IX-XII вв. на юго-за- паде Киевской Руси, на территории по обе стороны среднего Днепра. Более конкретно речь идет о Киевском правобережье, землях Переяславского, Чер- нигово-Северского, Волынского и Галицкого княжеств.

Формирование украинской народности и государства осложняли - особенно начиная со времени феодального дробления Древней Руси - непрекращавшиеся попытки Венгрии, Литвы, Польши и Турции захватить украинские земли

и подчинить их население своей власти. К счастью, это не привело к ассимиляции этого населения.

В XV-XVI вв. этническая территория формирующейся украинской народности значительно расширилась за счет заселения ее юго-западных окраин беглыми крестьянами. В ту же эпоху сложилась Запорожская Сечь - организация казаков, которая, как полагают, сыграла немаловажную роль в формировании украинского этноса, его самосознания и культуры. Непрекращавшаяся в XVI-XVII вв. борьба с иноземными завоевателями существенно консолидировала украинскую народность.

В XVI-XVII вв. на Украине сложилось два разговорных литературных языка: славяно-русский и так называемаяпроста мова , илируська мова - украинская разговорная речь на основе древнерусского языка. В процессе формирования украинской народности украинский язык приобрел типические общеукраинские черты, соединив черты основных диалектов Украины.

С объединением Литвы и Польши в Речь Посполитую украинские земли (кроме Закарпатья, Буковины и Чернигово-Северской области) попали под власть польских магнатов. Брестская церковная уния 1596 г. объединила на территории Речи Посполитой украинскую и белорусскую православную церковь с католической в униатскую, что оказало влияние и на этнокультурное развитие украинцев.

В XVII в. произошло перемещение значительных групп украинцев с находившегося в составе Польши Правобережья, а также из Поднепровья на восток

и юго-восток, освоение ими пустующих степных земель и образование Слободской Украины (территории современной Харьковской и частично Сумской областей Украины, а также южной части Курской, Белгородской и Воронежской областей России), которая заселялась одновременно как украинцами, так и русскими. В середине XVII в. здесь возникли слободские полки (как административные подразделения): Харьковский, Острогожский, Сумской, Изюмский.

В январе 1654 г. на Переяславской раде состоялось провозглашение политического воссоединения Украины с Россией. К концу века с Россией воссоединились Левобережная Украина, Киев с прилегающими территориями, Запорожье

и Чернигово-Северская земля.

Победы России над Османской Турцией в войнах 1768-1774 и 1787-1791 гг. привели к включению в состав Российского государства Северного Причерноморья и присоединению к украинской этнической территории Новороссии и земель между Южным Бугом и Днестром. Привлекаемые льготами, сюда устремились потоки переселенцев. И хотя основную роль в заселении и хозяйственном освоении южноукраинских областей сыграли украинцы, изначально численно здесь преобладавшие, а также русские, значительным было и участие неславянских переселенцев - молдаван, греков, гагаузов, армян, немцев и отчасти южных и западных славян (преимущественно болгар).

В результате второго и третьего разделов Польши (1793 и 1795) к России присоединились вся Правобережная Украина и Левобережная Волынь. Это ускорило этнокультурную консолидацию украинцев, укрепление внутриукраинских экономических связей, включение Украины во всероссийский рынок, рост национального самосознания, развитие культуры, языка.

Название Украина, применявшееся еще в XII-XIII вв. для обозначения южных и юго-западных земель Древней Руси, к XVII-XVIII вв. закрепилось (в значении «краина», т.е.страна ) в официальных документах, получило массовое распространение и послужило основой для этнонимаукраинцы (наряду с этнонимами, употреблявшимися первоначально по отношению к юго-вос- точной группе рассматриваемого населения:козаки ,козацкий народ ,руськи ). В российских официальных документах XVI - начала XVIII в. украинцы Среднего Поднестровья и Слобожанщины часто именовалисьчеркасами , а позже -малороссиянами ,малороссами илиюжнороссами .

Судьба западных областей Украины складывалась по-разному. Восточная Галиция и Буковина после первого раздела Польши (1772) отошли к Австрийской империи. Земли Правобережной и Южной Украины с 90-х гг. XVIII в., а придунайские украинские земли - с первой половины XIX в. вошли в состав России.

Таким образом, складывание в современную нацию в XVIII-XIX вв. проходило для украинцев на фоне необходимости противостоять колонизации, в рамках сложной этносоциальной структуры, в которой слились их собственные господствующие социальные слои с высшими социальными слоями австрийцев, поляков, русских. На рубеже XVIII-XIX вв., на завершающем этапе формирования украинской нации, сложился современный новоукраинский литературный язык.

Аграрное перенаселение, политический и национальный гнет заставляли сотни тысяч украинцев покидать пределы своей этнической территории. Из украинских губерний в составе России переселение шло в восточные области империи - Сибирь, Среднюю Азию, Кавказ и Дальний Восток, а из Западной Украины, находившейся под властью Австро-Венгрии, - в страны американского континента. Тем не менее численность украинского населения в пределах этнической территории возрастала.

Во всех этих районах в быту, культуре и иных сторонах жизни украинцев, проживавших в тесном взаимодействии с представителями других этносов (главным образом с русскими), происходили многообразные взаимодействия и взаимовлияния. В 20-х и 30-х гг. ХХ в. на Украине, как и в других регионах

СССР, интенсивно осуществлялась «коренизация» (в данном случае - украинизация) административных кадров, что конечно же способствовало укреплению позиций украинского языка. В ту же эпоху происходило интенсивное развитие украинской советской литературы, театра, кинематографии и проч. Тем не менее все эти процессы носили противоречивый характер. Так, имело место некоторое сокращение численности украинцев, считавших украинский язык родным. Впрочем, оно не было значительным: в 1959 г. называли родным языком украинский 87,7% украинцев, а в 1970 г. лишь немногим меньше, а именно 85,7%.

Завершение воссоединения украинских земель было связано с событиями Второй мировой войны: 1 ноября 1939 г. была включена в состав СССР и воссоединена с Советской Украиной Западная Украина. В июне 1940 г. Румыния возвратила Советскому Союзу Бессарабию и передала ему Северную Буковину, после чего 2 августа 1940 г. в состав Украины были включены Северная Буковина и Хотинский, Аккерманский и Измаильский уезды Бессарабии. И наконец, по Советско-Чехословацкому договору от 29 июня 1945 г. в состав Украины вошло Закарпатье.

В 1960-1980 гг. наблюдался быстрый рост украинской научно-техниче- ской и гуманитарной интеллигенции. В 1991 г. Украина стала независимым государством, начался процесс политического стимулирования расширения сферы употребления украинского языка в общественной жизни при сокращении преподавания русского языка и сферы его функционирования. Согласно принятой в июне 1996 г. конституции, украинский язык признан единственным государственным языком. Активизировались контакты с украинской диаспорой. Часть украинцев из России, Казахстана и других государств бывшего СССР

переселилась на Украину. В последние годы после провозглашения независимости в культурной ориентации Украины определяющей становится западная составляющая. Проявились противоречия - главным образом по политическим причинам - между Украинской и Русской православными церквами, а также между украинцами западной и остальных частей Украины.

После получения Украиной государственной независимости (1991) при деятельном влиянии органов власти в широких массах стали распространяться националистические взгляды и идеи. Поставлены под сомнение общие истоки этногенеза белорусов, украинцев и русских; отрицается прогрессивное значение присоединения к России Украины под руководством Богдана Хмельницкого на Переяславской раде (1654); одобрительно трактуется измена гетмана И. Мазепы в период Северной войны (первая четверть XVIII в.); положительно оцениваются предательские действия против законных властей бандеровско-мельни- ченковского подполья в годы Великой Отечественной войны и после нее.

По сохранившимся до наших дней локально-бытовым признакам Украину можно разделить на центральный, северный и западный этнографические районы. Им примерно соответствуют три основные группы диалектов в составе украинского языка Население ряда регионов сохраняет более ощутимые отличия в культуре, быте, языке. Они обусловлены географическими и историческими условиями и этнокультурными контактами. Речь идет прежде всего

Первое, что приходит на ум при упоминании Молдавии, — великолепное вино и бесконечные виноградники. Даже взглянув на карту страны, можно увидеть очертания виноградной грозди. Здесь Праздник вина в начале октября — национальное торжество.

В этот день, который проводится под патронатом самого президента, проходят народные гуляния. Народ поет, танцует, смотрит выступления фольклорных коллективов, веселится и, конечно же, пьет вино с изумительным вкусом.

С виноградом и аистами (еще одним из символов Молдовы) связана красивая древняя легенда. Когда турецкие янычары пытались завоевать крепость Городешты, защитники родины стояли насмерть. Силы были на исходе, провизия и вода кончились, но гордые молдаване сражались до последнего. И вдруг в небе появились белые аисты, их было видимо-невидимо, и каждый нес в клюве виноградную гроздь.


Удивленные завоеватели замерли, а воины — защитники крепости — насытились виноградом и с удвоенной силой продолжили сражение. Крепость отстояли, а белокрылый аист с гроздью винограда в клюве превратился в символ свободы и счастья.

Молдова — аграрная страна, здесь на каждом подворье есть свой виноградник и подвальчик для хранения вина. Возделывание виноградников и изготовление вина — это и источник дохода, и сохраненная на протяжении многих веков традиция. Фетяска Албэ, Фетяска Регалэ, Рарэ Нягрэ — самые знаменитые сорта вина, которые страна производит на экспорт.


Песенные и танцевальные традиции Молдовы

Дойны и колинды — народные песни молдаван, необычайно красивые и мелодичные, до сих пор используются в проведении народных обрядов — свадеб, Крещения, Рождества и многих других. Лиричность и плавность дойн особенно выражаются в женском и ансамблевом пении. Изначально они были напевами пастушков, позже переродились в один из символов национальной культуры.

Зажигательные молдавские народные танцы — жок, молдовеняска, хора — известны всем. В советские времена блистал на мировых сценах танцевальный коллектив «Жок». Сейчас народными танцами можно полюбоваться на национальных праздниках и фестивалях искусства.


Неразрывно связано с Молдовой имя Евгения Доги — советского композитора, автора прекрасного «Вальса» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» и многих других произведений. Молдавская певица Надежда Чепрага, популярная в свое время исполнительница эстрадных и национальных песен, воспитывалась на народных напевах и уникальных традициях песенной культуры.

Песенные и танцевальные обряды молдаван бережно и с любовью хранятся как величайшая ценность. До сих пор их можно увидеть — например, на праздновании свадьбы. Народная музыка создает радостное, возвышенное настроение. И молодожены, и родители, и гости с удовольствием участвуют в пении, танцах под музыку, исполняемую на народных инструментах (флуер, най, цимбалы, кобза).

Одной из красивейших традиций Молдовы считается весенний праздник Мэрцишор. Отмечается он в первый день весны и также связан с народной легендой. Весна, вступая в свои права, расчищала землю от снега, чтобы помочь пробиться первому цветку — подснежнику. Зима, не желая уступать место, рассердилась и напустила метель на красавицу Весну. Та, защищая от ветра подснежник, оцарапалась о колючки терновника. Капли крови упали на снег.


Символом праздника считаются сплетенные из нитей красного и белого цвета украшения — мэрцишоры. Их в честь наступления весны дарят друг другу жители Молдавии. Эти нежные украшения носят целый месяц, а в конце марта развешивают их на деревьях в лесу, загадывая при этом заветные желания. Считается, что они всегда сбываются.


Народные ремесла

Древнейшее ремесло Молдовы — гончарное — заслужило признание во многих уголках Европы. Керамика ручной работы декорирована национальным орнаментом и рисунками с изображениями животных и растений. Горшочки и другая глиняная посуда широко применяются в молдавской кухне, запеченные овощи и мясо получаются особенно вкусными.


Молдавские мастера резьбы по дереву создают восхитительные узорные сувениры и предметы интерьера. Также распространено украшение резьбой деревянных построек. Особенно красивы дома в Каларашском, Резинском и Страшенском районах Молдовы.


Ковры и национальная вышивка — еще один вид рукоделия, которым гордятся жители страны. Ковры, украшенные цветами, на ощупь совершенно гладкие. Это говорит о высоком мастерстве молдавских рукодельниц. Вышитые изделия — настоящие произведения искусства. Полюбоваться на них можно в кишиневском музее краеведения.

Каждый народ имеет свои уникальные традиции и обычаи. Молдова — страна с особенным колоритом, ее культурное наследие отличается яркими красками и солнечным настроением.