Построение перспективы. Рисуем с применением перспективы

Советы, фокусы, и полная информация о том, как все это работает.

Это часть первая предполагаемой серии уроков из двух-трех частей, посвященной теории композиции, перспективе, и тому, как все это позволит вам создавать действительно обалденные рисунки.

В части первой мы обратимся ко всем трем типам линейной перспективы с пошаговыми примерами и МНОЖЕСТВОМ советов. Я очень надеюсь, что вы, ребята, почерпнете что-то новое из этого урока! Информация, данная здесь, аналогична той, что дается в любых колледжах/институтах искусства. Только здесь все бесплатно.

1: ОСНОВА

Перспектива и композиция, обычно, идут рука об руку. Хорошая перспектива на рисунке может разительно усилить эффект от композиции. И наоборот, плохая композиция может напрочь испортить эффект от перспективы.

Сегодня в первой части данной серии уроков мы заострим свое внимание на Линейной Перспективе, и поможем вашим рисункам обрести глубину и атмосферу.

ВВЕДЕНИЕ В КОМПОЗИЦИОННУЮ ТОЧКУ ОБЗОРА

Разговор о перспективе нельзя начать, не упомянув вначале о линии горизонта. Линия горизонта – самый базовый компонент любой перспективы. Она делит то, что находится сверху и снизу, что выше и ниже, куда идут линии/объекты и как далеко они идут. Линия горизонта представляет собой самую удаленную линию земли, которую только может видеть человеческий глаз. Это область, где все сводится в одну точку. Где встречаются небо и земля.

На рисунке, направление, угол и высота камеры – это то, что называется точкой обзора, или ТО. ТО – очень важный инструмент в создании настроения и чувств, которые вызывает рисунок. Если поднять взгляд выше, точка обзора поместит линию горизонта ниже на плоскости рисунка, в результате чего небо доминирует. Если обратить взгляд вниз, линия горизонта передвигается вверх по плоскости рисунка, и мы видим в основном землю. Мы должны осознанно понимать, что мы видим больше, нельзя просто поместить линию горизонта где попало только потому, что «нам так понравилось». Например, ТО, смотрящая вверх, открывает нам небо, и для этого должна быть причина.

Планируя точку обзора, задайтесь следующими вопросами:
«Почему я больше показываю землю или небо?»
«Насколько высоко вверх я смотрю? Видна ли линия горизонта?»
«Есть ли объекты или персонажи, заслоняющие небо? Стоящие на пути?»
«Есть ли потолок или ровная поверхность? Или же небо абсолютно чистое и открытое?»
«Какие чувства вызывает данная точка обзора совместно с этими элементами?»
«Этого ли чувства я добиваюсь на рисунке?»

Посмотрите на эти примеры:

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Здесь представлены три плоскости рисунка с разными положениями линии горизонта. Заметили, как расположение линии горизонта выше или ниже на плоскости, меняет нашу точку обзора? Например, какое положение линии горизонта лучше подошла бы для того, чтобы продемонстрировать гоночный трек или стадион? А как на счет демонстрационных полетов? Что скажете о примере, приведенном посередине? Почему он теряется на фоне двух остальных? На этом примере рисунок делится строго пополам. Нет никакого доминирования между небом и землей. Такой вариант может быть выбран неслучайно, если фокусной точкой не является задний фон.

ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Так как линия горизонта – это место, где сходятся все детали, когда встречаются небо и земля, логически мы должны были бы проследить, куда идут объекты, построенные на точке обзора.

В линейной перспективе, все детали сходятся в одной точке схода на горизонте. Все объекты, которые смотрят на нас, имеют параллельные стороны. Таким образом, все вертикали абсолютно вертикальны, а все горизонтальные линии горизонтальны. Единственные линии, располагающиеся под углом, это те, что удаляются от краев объектов к точке схода на линии горизонта.

Эти удаляющиеся от объектов линии называются «ортогональными», и так мы будем называть их далее.

Обратите внимание на следующие примеры, чтобы лучше понять принцип линейной перспективы:

1) Здесь на плоскости рисунка нарисована линия горизонта. На линии горизонта находится точка схода. В этой точке будут сходиться все наши ортогональные линии, которые исходят от объектов рисунка.

2) Здесь мы нарисовали квадрат и маленький прямоугольник. Обратите внимание на то, что квадрат находится на пересечении с линией горизонта, тогда как маленький прямоугольник расположен ниже этой линии и по правую сторону.

3) От каждого угла обеих фигур мы проводим ортогональные линии к точке схода на горизонте. Все они сходятся в этой самой точке.

4) Теперь мы удаляем линии, которые находятся за объектом. (Также, вы можете вообще не рисовать эти невидимые ортогональные линии, если они не нужны, как в этом примере. Однако, рисование невидимых ортогональных линий может помочь вам лучше понять объект.)

5) Чтобы избежать эффекта, будто эти блоки удаляются в бесконечность, мы можем отрезать их заднюю часть пересечением ортогональных линий каждого объекта. Обратите внимание, передняя часть блоков имеет прямые линии, направленные вверх и вниз, влево и вправо. Заметили новые вертикальные и горизонтальные линии, которые мы добавили задний срез каждого блока?

6) Наконец, мы удаляем ортогональные линии, идущие вплоть до точки, где мы пересекли их вертикальной линией, формируя тем самым окончательные края этих блоков. Теперь видно, что они объемные и расположены на поверхности земли. Можно продолжить застраивать область рисунка другими формами, чтобы заслонить линию горизонта.

7) Посмотрите на эти новые блоки, которые мы добавили! Давайте дорисуем их ортогональные линии, чтобы лучше передать глубину.

8) Выглядит уже лучше! Можно опять же обрезать ортогональные линии пересекающей вертикальной линией, как мы делали ранее, чтобы придать этим блокам объем. Далее, удаляем излишки ортогональных линий и наложенных фигур.

9) Теперь у нас есть красиво выстроенные объекты в линейной перспективе. Подумайте, на что похожа эта сцена. Возможно, на городскую улицу? А может это большие контейнеры на складе товаров? Всего за 9 шагов мы подготовили хорошую базу для дальнейшего развития сцены.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛИНЕЙНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

Линейную перспективу лучше всего использовать, когда мы смотрим на что-то прямо. Типичные сцены с линейной перспективой представляют собой длинные участки, такие как коридор, туннель, салон поезда или автобуса, уличная сцена с дорогой, идущей вниз, городская улица, ведущая вверх или вниз. Когда вы думаете об этих сценах, легко можно сказать, почему их лучше всего передать в одной точке. Т.к. деталь в одной точке вероятнее всего ведет и сходится в точке на линии горизонта, именно туда будут направлен ваш взгляд. Это будет цент фокуса вашего рисунка. Конечно, вы можете использовать объем и контраст для отведения взгляда от точки, где сходятся ортогональные линии, и изменить центр фокуса, (который мы подробнее обсудим в Части 2) однако следует ожидать, что зрителю по-прежнему будет хотеться смотреть именно в точку схода ортогональных линий.

Точка схода на вашей сцене не всегда должна располагаться на плоскости рисунка. Вы когда-нибудь думали о том, чтобы нарисовать бОльшую сцену, вместо того, чтобы вырезать определенные области, отчего общая композиция становится уже? Вы когда-нибудь думали о том, чтобы наклонить линию горизонта так, чтобы все элементы на рисунке были под углом? Вы удивитесь, как такие мелочи могут изменить рисунок (эти эффекты будут также обсуждаться в Части 2). Создание небольших эскизов сцены может помочь вам выбрать подходящую перспективу. Уберегите себя от головной боли – планируйте свою перспективу и композицию заранее, даже если они настолько же простые, как на рисунках ниже:

1) Что, если мы вырежем небольшой участок с рисунка, который мы создали ранее? Посмотрим, как эта вырезанная область будет смотреться в полномасштабном размере…

2) А как вам этот вариант? Увеличив эту область, мы находим новые возможности для композиции. Выглядит лучше? Что, если добавить на переднем выступе человека?

3) А как вам повернутая композиция? Изображение все еще в линейной перспективе, просто все расположено под углом. Как ваши впечатления от этого варианта по сравнению с предыдущим? Когда видно много неба, должно ли там что-то быть?

Здесь представлено несколько примеров моих работ, которые были выполнены в линейной перспективе.

Использование множества деталей, чтобы разбить вертикальные и горизонтальные линии, может придать рисунку более или менее похожий на перспективу-в-одну-точку вид. Обратите внимание в первом примере на то, как использование множества фигур и коротких ортогональных линий может придать ощущение большей глубины в довольно небольшой сцене?

2: УГЛОВАЯ ПЕРСПКТИВА

Тогда как линейную перспективу можно очень часто встретить в рисунках, она имеет место быть только в том случае, если стоять лицом к объекту. В противном случае, если ваша ТО (напоминаем, это Точка Обзора) повернута на несколько градусов вправо или влево, она автоматически становится угловой (перспектива в две точки).

В линейно перспективе используется только одна точка схода и один набор ортогональных линий. Как вы, скорее всего, уже догадались, в угловой перспективе участвует две точки схода и два набора ортогональных линий . Это значит, что в угловой перспективе существует только два набора параллельных линий на вашем объекте, которые обычно (но не всегда) являются вертикалями. Если задуматься о том, как объекты вращаются вокруг вас, когда вы поворачиваетесь на месте, можно заметить, как быстро объекты могут перейти из одноточечной перспективы в угловую. Если смотреть вперед, мы видим большую часть видимого мира в угловой перспективе, и это должно быть одной из общих форм перспективы, часто используемой в рисовании. Посмотрите на примеры, приведенные ниже:

1) Здесь у нас изображена линия горизонта с двумя точками схода. Для начала скажу, мы не собираемся рисовать плоские фигуры как при линейной перспективе. Вместо этого, мы начнем рисовать исходящие от точек ортогональные линии, чтобы лучше «прочувствовать» объект, который собираемся рисовать.

2) Отходящие от каждой точки линии образуют сетку ортогональных линий. Я присвоил каждой точке свой цвет, чтобы не спутать их. Эта сетка послужит помощником при создании углов перспективы в нашей сцене.

3) Использую лишь ортогональные линии, исходящие из точек, мы нарисовали две стены, сходящиеся в одном углу. Обратите внимание, все вертикальные края стен параллельны друг другу. Эта заготовка могла бы стать основой для создания и интерьера и экстерьера. Здание ли это, или часть длинного коридора? Это может быть и то и другое.

4) В данном случае мы создаем интерьер! Используя ту же ортогональную сетку, я добавил еще несколько стен, дверей, и осветительных приборов на потолке. Все эти линии лишь повторяют уже заданные ортогональные линии, по которым они идут. Красная точка схода направляет все стены, смотрящие влево, тогда как зеленая точка отвечает за все стены, смотрящие вправо.

5) Итак, мы все доработали и добавили еще больше деталей, опять же опираясь только на ортогональную сетку. Обратите внимание, как мы приподняли потолок, продолжив линию стен и снова соединив их с точками схода. Вы можете использовать временные ортогональные линии, чтобы отмерить то, что вам необходимо, например высоту дверных проемов, чтобы они вписывались в окружение.

6) Уберите ортогональную сетку, сотрите временные ортогональные линии, и вы получите заготовку для привлекательной сцены!
Только подумайте о том, как легко мы могли бы превратить эту сцену в экстерьер, где нет потолка, а стены формируют другие здания.

Продолжение на следующей странице

Признаюсь честно, очень люблю снимать архитектуру. При этом, не имея специального объектива, достаточно часто сталкиваюсь с неприятным эффектом — параллельные вертикали на фотографии становятся сходящимися. Выражается это в том, что стены зданий или колонны и т.п. выглядят как бы наклоненными друг к другу. Такие искажения перспективы происходят из-за того, что при съемке высоких вертикальных зданий нужно наклонить камеру, чтобы объект целиком попал в кадр. Обойти этот эффект непосредственно при съемке можно, но, увы, не всегда удается, поэтому приходится применять исправление перспективы в фотошопе.

В начале хочу рассказать, как можно немного уменьшить искажения перспективы при съемке. Это важно, потому что при коррекции в фотошопе часть изображения будет отсечена. Как я уже говорил, эффект сходящихся линий возникает при оклонении матрицы от плоскости объекта, например, при съемке снизу высокого объекта.

Чтобы уменьшить угол наклона фотоаппарата, можно попробовать:

  • отойти от объекта съемки,
  • постараться встать на какое-нибудь возвышение и поднять фотоаппарат над головой,
  • изменить фокусное расстояние, чтобы обрезать нижнюю и/или верхнюю часть снимка,
  • использовать специальный объектив tilt-shift.

Об этом стоит помнить при съемке, но иногда кадр уже сделан, а проблема стала заметна только через некоторое время. Что ж, тут на помошь приходит возможность исправления перспективы в фотошоп. Хочу добавить, что при подобной коррекции нет особенных цифровых эффектов, метод перенесен еще из пленочной фотографии. По сути он заключается в том, чтобы при печати фотобумагу отклонить от плоскости кадра, компенсировав таким образом искажение вертикалей.

Как всегда, в фотошопе есть несколько путей решения задачи. Я расскажу о двух, на мой взгляд, самых простых и удобных. Первый подходит для исправления перспективы в автоматическом режиме и не всегда выдает нужный результат, зато по скорости отнимает лишь несколько секунд. В качестве основы возьмем фотографию армянской церкви:

Исходное изображение с перспективными искажениями

Явно видно, что вертикали завалены к центру. Выбираем инструмент «Crop Tool » («Обрезка «), и обязательно ставим наверху галочку «Perspective » («Перспектива «). Далее верхние края кадра сдвигаем к середине так, чтобы они были параллельны вертикалям на фотографии.

Исправление перспективы инструментом "Crop Tool" ("Обрезка")

Нажимаем «Enter » и получаем исправленную картинку. Здание стало немного приплюснутым, чтобы избавится от этого нужно растянуть картинку по вертикали. Этот эффект проявляется и во втором методе, поэтому об исправлении я расскажу ближе к концу статьи.

Перспектива исправлена, но картинка слегка приплюснута

Второй метод заключается в применении команды «Perspective » («Перспектива «) из меню «Edit » («Правка «) — «Transform » («Трансформация «). Он дает больше возможностей и позволяет, кроме перспективы, исправлять завал изображения влево или вправо, если при съемке камера была наклонена в сторону.

Применение команды "Perspective" ("Перспектива")

При применении этой команды нужно потянуть за любой верхний край в сторону и визуально подобрать желаемый уровень изменения перспективы. Кроме этого, если переместить среднюю верхнюю точку влево или вправо, то можно «наклонить» изображение в нужную сторону, чтобы компенсировать наклон при съемке.

Полученный результат несколько отличается от предыдущего. Теперь нам нужно растянуть изображение по вертикали, чтобы компенсировать его «уплощение». Для этого опять идем в меню «Edit » («Правка «) — «Transform » («Трансформация «) и выбираем команду «Scale » («Масштаб «). Растягиваем изображение наверх за центральную точку.

Конечное изображение с исправленой перспективой

Любым из этих методов можно легко и быстро исправить перспективу в фотошоп. При этом второй способ дает несколько больше возможностей. В некоторых случаях не стоит стремиться к абсолютной параллельности вертикальных линий т.к. картинка при исправлении деформируется, что особенно заметно, если в кадре есть круглые объекты, например купола.

Для того, чтобы грамотно и реалистично создать рисунок, нужно знать некоторые законы перспективы и уметь работать с ними. Перспектива – это целое направление в искусстве рисунка, которое помогает нам определить размеры различных объектов, изменяющихся в зависимости от их расположения и удалённости от нас — это могут быть дома, другие объекты, вообщем всё. Перспектива так же служит для того, что бы сделать наш рисунок объёмным. Теперь разберёмся подробнее, что же такое перспектива для художников.

Перспектива в рисунке учитывает точку, с которой мы смотрим на происходящее, что мы видим с этой точки, под каким углом мы видим объекты на рисунке. Большинство законов этой области были разработаны ещё в эпоху Возрождения. С тех пор художники умеют изображать картины с любой точки зрения, и делать их объёмными. В основе законов стоят прямые, которые при определённых правилах их наложения точно нам укажут размеры объектов по мере их удаления. Когда мы начинаем рисунок, то стараемся переложить трёхмерную сцену на холст или бумагу, так как же это сделать?

Параллельные линии, которые идут к горизонту, будут стремиться в одну точку и на горизонте сойдутся в неё. Так же сходятся в одной точке на горизонте или на уровне глаз воображаемые линии, которые продолжают линии объекта. Чем ближе к вам объект, тем более искажённую форму он будет принимать. Например, спичечный коробок рядом с вами будет искажаться (уменьшаться угол схода) намного больше, чем большой дом вдалеке от вас. Более близкие предметы или планы кажутся крупнее, чем удаленные. Если вы рисуете с натуры, то измеряйте все размеры карандашом.

Пространство, которое вы рисуете, можно разделить на три условных плана. Дальний план – то, что в самой дали или у самого горизонта, средний план и ближний план – то, что находиться непосредственно перед вами. Предметы по мере удаления становятся всё мельче и мельче. Для точных определений этих размеров применяются прямые, которые стремятся от края поверхности самых передних объектов к горизонту и сходятся в точку. Таким образом, можно выстроить правильную перспективу.

Очень важная составляющая в перспективе – это точка зрения или уровень взгляда, уровень глаз, можно назвать по-разному. Уровень взгляда и горизонт – это одно и то же! Если вы встанете перед рельсами на железнодорожном полотне, то вы увидите, что рельсы убегают вдаль, становятся всё мельче и прилегают теснее друг к другу, пока не сходятся в точку, которая находится ровно на уровне глаз. Если вы присядете, то уровень глаз понизится, площадь над уровнем глаз заметно увеличится, а ниже — уменьшится. Если мы взлетим на самолёте, то и уровень глаз и горизонт взлетит вверх, а не будет где-то внизу. Таким образом, мы выяснили и запомним, что горизонт и уровень глаз всегда находятся на одной и той же точке перед нами.

Если вы стоите перед зданием, у самого подножия, то вы никак не увидите его крыши. Это применяется и для более мелких объектов. Например, на этом рисунке ваш уровень зрения находится на уровне середины лестницы. Таким образом, вы видите верхнюю часть ступеней ниже вашего уровня зрения, но как только ступени преодолевают уровень зрения, то поверхность не только не будет видна, но ступени постепенно будут стремиться всё больше и больше закрыть его. Подобные, как бы казалось, элементарные мелочи, нужно помнить и применять во всём, изначально разделив плоскость вашего рисунка на две части, которые разделяют уровень взгляда. Если линии перспективы находятся выше вашего уровня взгляда, то они, естественно, стремятся вниз – к горизонту, если эти линии находятся ниже уровня взгляда, то они будут стремиться верх.

С первого раза вроде бы всё понятно и элементарно. Но эти законы нужно вспоминать всегда, когда вы начинаете рисовать. Таким образом, вы сможете изобразить полноценные трёхмерные объекты, начиная с домов и заканчивая коробками , и трёхмерное пространство.

На следующем примере мы видим, как линии могут помочь в рисовании здания и различных объектов на этом здании. В итоге все воображаемые линии, показывающие нам сужающуюся перспективу, сходятся в одной точке, которая находится точно на уровне нашего взгляда.

Урок рисования. Одноточечная, двухточечная и трёхточечная перспектива.

Одноточечная перспектива в рисунке . Здесь присутствует только одна точка схода. Это может быть тоннель, где наш взгляд устремлён только в одну точку схода или мы смотрим вверх — на вершину небоскрёба. Такая перспектива с одной точкой, где сходятся все прямые, затягивает зрителя, создаётся ощущение полёта вдаль. Однако, многие художники стараются не применять одноточечную перспективу, так как считают её довольно скучной и однообразной. Такой вид перспективы лучше применять, когда вы точно знаете, что в данном рисунке применима только она.

Двухточечная перспектива.

Двухточечная перспектива встречается гораздо чаще и приветствуется художниками. Это может быть сцена на улице или в помещении, где зрителя окружают различные предметы, стены. Сцена в таких случаях простирается в нескольких направлениях, все из которых стремятся сойтись в точках на горизонте. Обычно в двухточечной перспективе существует левая и правая точка схода на горизонте, куда стремятся предметы. Часть стремится к левой точке, часть — к правой. Так же встречается эта перспектива с верхней и нижней точкой схода прямых. Последняя не совсем понятна, но я объясню, что это такое. Это может быть случай, когда человек идёт вперёд и смотрит вверх, либо он идёт вперёд по улице с небоскрёбами. В таких случаях, когда человек смотрит вверх, создаются две точки схода – одна ниже его взгляда, туда уходит дорога и низы зданий, и верх, где будут сходиться вертикальные прямые, подчёркивая высоту зданий.

Трёхточечная перспектива.

Эту перспективу строить гораздо сложнее, но тем и интереснее. Она применяется тогда, когда художник хочет показать, что он смотрит снизу или сверху, а не прямо. В этом случае нужно поставить точки схода по горизонтальным двум точкам: точка одной из сторон и точка схода впереди на горизонте, точка схода слева и точка схода справа + точка схода по вертикальным линиям. Если вы смотрите сверху, тогда здания и другие высокие предметы будут сужаться книзу, если вы смотрите снизу, тогда, соответственно, здания и предметы будут сужаться кверху.

В перспективе размеры всех объектов рассчитываются на первый взгляд сложно. Но теперь, когда вы знакомы с её законами, то вам нужно правильно изобразить лишь один предмет на рисунке, определить границу, уровень взгляда, и тогда остальные предметы можно определить только лишь продолжая линии от основного предмета, к примеру, здания. Например, здание с перспективой уходящей вдаль и два человека следом идущие друг за другом. Человек сзади будет ниже предыдущего, но как же нам определить насколько он будет ниже? Это довольно просто. Рисуем линию, параллельную линии крыши дома, только теперь не от крыши, а от макушки первого человек. Эта линия будет наглядно указывать, какого роста будет следом идущий человек.

На этом урок по рисованию и построению перспективы закончен. Если у вас остались какие-то вопросы – задавайте их в комментариях. Следите за выпусками сайта, чтобы быть в курсе следующих уроков по рисованию. Желаю удачи!

Не мастак я писать пошаговые инструкции, если честно. Давным-давно, помнится, написал . Сегодняшний же повод взять в руки шашку вызван вопиющей несправедливостью, царящей на просторах фотосайтов, жежешечки и прочих мест скопления фотокартинок. Все мы с вами белые, пушистые и знаем, что завал горизонта есть страшный грех и удел нубов и лузеров. Сплошь и рядом мы наблюдаем лаконичный камент доморощенных фотокритиков "горизонт завален" и зачастую сами одобряем их вердикт, но почему-то вот мало кого волнует искривленная перспектива. Да-да, я о тех странных параллелепипедах, параллелограммах и прочих трапециях на фотографиях, где должны быть здания и сооружения. Как по мне, зачастую на архитектурных фотографиях они выглядят так же позорно, как и заваленный горизонт. Тем более, что исправить это недоразумение, в общем, не намного сложнее "выпрямления" пресловутого горизонта. И сегодня я расскажу вам о трёх простых способах исправить перспективные искажения.


Для примера, самым наглым образом, возьмем случайное фото известного фотографа-путешественника frantsouzov из его поста про усадьбу Ляхово . Вот хотя бы это изображение фасада здания:

Что я и говорил - еще чуть-чуть и по форме здание начнёт напоминать египетские пирамиды. Самое время испробовать способ намба уан. Почти всё, что нам понадобится - это инструмент Crop (обрезка). Откройте картинку в фотошопе, выберите данный инструмент и как бы очертите им всё изображение. Далее поставьте галочку Perspective в панели настроек инструмента.

Да, чуть не забыл. Вам могут пригодиться направляющие. Это линии, по которым можно проверить необходимые нам параллельность и перпендикулярность. Если у вас в окне фотошопа не отображаются линейки (см. скриншот ниже), жмите Ctrl+R . Далее просто ткните в любом месте линейки мышкой и, не отпуская, протащите её к картинке. Отпустите мышку в нужной позиции. Появится первая направляющая. Вы можете создать их любое количество. Если они вам мешают, жмите Ctrl+H и они исчезнут. Жмите еще раз и они появятся снова.

После этой необязательной подготовки выбираем, собственно, описанный выше кроп-тул . Хватаемся мышкой за уголки фото и делаем что-то подобное.

Как только будет готово, тычем enter и получаем вот такую картинку.

Стены мы "выпрямили", но здание получилось каким-то приплюснутым. Не айс. Делаем буквально следующее: выделяем всю картинку (Ctrl+A ), включаем инструмент "Free transform " (свободная трансформация) и просто тянем наш джипег мышкой за верхний якорь, пока высота здания нас не устроит.

Вот что у нас получилось в конечном итоге. Все эти манипуляции немного замыливают картинку, поэтому работать нужно с полноразмерным файлом, а не как я с маленькой картинкой с разрешением 72 точки на дюйм. Тем не менее, теперь мы видим здание, так сказать, почти так же как видит его человеческий глаз. Во всяком случае я на это надеюсь. Картинка, конечно, "тесновато" обрезана, но так ведь это только пример. К тому же можно изначально, на этапе съёмки, стараться "брать" чуть шире, подразумевая будущую обрезку.

Переходим к способу намба ту. Воспользуемся специальным фильтром, запрятанным так далеко, что "многие" пользователи фотошопа и слыхом о нём не слыхивали.

Открываем окно фильтра Lens Correction . Двигая ползунки блока Transform и контролируя результат по сетке, уберите искажения перспективы. В выпадающем списке Edge выберите что программе сделать с теми участками фото, которых теперь как бы не хватает. Я выбрал вариант, когда они будут прозрачными. Вариант Edge Extension , когда края автоматически заполняются растягиванием углов, в данном примере не подходит. Слишком уж не реалистично это потом выглядит. При меньших искажениях иногда выходит сносный результат, поэтому пробуйте оба варианта и выбирайте лучший. Обратите также внимание и на ползунок Remove Distortion . Иногда после манипуляций с перспективой картинка становится как бы выпуклой. Это недоразумение легко убирается этим самым ползунком. В нашем примере этого не потребовалось.

Дальше нам опять нужен инструмент Crop tool . Галочку с Perspective нужно снять. Просто обрезаем на фото, так сказать, неполноценные участки. Я так же срезал немного пространства над крышей здания.

Итак, итог второго метода.

Для пущей наглядности давайте сравним исходное фото и обе полученные картинки.

Первый и второй вариант, как по мне, очень похожи, а вот исходник при таких "соседях" кажется ещё более странным. Будто бы, наоборот, его кто-то терзал в фотошопе, пытаясь свалить на землю. Впрочем, давайте же еще глянем, что там за третий метод исправления перспективных искажений. Делается он, в общем, по тому же принципу. Те же яйца, только в профиль. Выделяем всю картинку(Ctrl+A ), в меню Edit выбираем пункт Transform , а там, вы не поверите, команду Perspective . Далее следует потянуть мышкой за уголки фотокарточки и нарисовать нечто подобное моей иллюстрации. Нажимаем enter , наблюдаем картинку опять же похожую на полученные первыми двумя способами.

Какой тут можно сделать вывод? Все три способа, пожалуй, идентичны по трудозатратам, так что выбирайте себе в пользование любой их них. Замечу, что первый метод особенно хорош для "распрямления" снятых сбоку картин, табличек и тому подобного. Выглядит это будет как-то так:

Итогом будет вот эта картинка.

Джипег, кстати, случайный из выданных яндексом по запросу "картина в музее". Вот автор фото , если что.
Ну, а я прощаюсь с вами. Надеюсь, урок будет полезным. Точно знаю одного юзера, который уже последовал моим советам и его фотографии стали ещё лучше. Это d_a_ck9 . Рекомендую, а если что-то не понятно - спрашивайте.

NB . Если же вы по причине каких-то своих моральных, этических или даже политических убеждений придерживаетесь мнения, что исправлять перспективные искажения необязательно, я вам отвечу, что вы просто ленивы и не более того. Да, бывают случаи, когда искажения, наоборот, добавляют фотографии шарма (тот же фишай), но я по большей степени о, так сказать, протокольной архитектурной и интерьерной съёмке. Цитирую педивикию для самых упёртых: "При данном виде фотосъёмки основная задача состоит в правдивом и точном показе формы здания , отделки, скульптур и элементов декора. Принципиальное значение для архитектурной съёмки имеет вертикальность и прямолинейность вертикальных и прямых линий. Для этого оптическая ось объектива должна быть горизонтальна, а плоскость фотоматериала или матрицы должна быть вертикальна и ни в коем случае не наклонена. "

19.04.2011 А. Ф. Афанасьев Обновлено 11.08.12

Построение перспективы

Под перспективой понимается изображение реального предметного мира на плоскости так, как это воспринимается глазом человека. Она разделяется на два вида: геометрическую и физическую, которую художники называют цветовой или воздушной.

Геометрическая перспектива раздел начертательной геометрии, где изучаются законы изображения на поверхности при помощи линий объемных предметов, размеры которых уменьшаются с увеличением расстояния до зрителя так, как это воспринимается глазом.

Цветовая перспектива изучает изменение тона (цвета) предмета в зависимости от расстояния и от влияния окружающей среды: освещения, погоды, соседних тонов и т. д.

Геометрическая перспектива делится на линейную перспективу, когда изображение строится на плоскости, панорамную, если оно делается на цилиндрической поверхности, и купольную, получаемую на внутренней поверхности купола, например сферы, эллипсоида.

Мы рассмотрим только линейную перспективу. Она имеет свои строгие геометрические правила, без знания которых построение картины «вглубь» невозможно.

Линейная перспектива . Проведем линию основания картины и линию горизонта (рис. 198), которая берется на уровне глаза художника (значит, в положении сидя линия горизонта будет ниже). Все параллельные линии, перпендикулярные основанию картины, изображаются сходящимися в точке Р, расположенной на линии горизонта. Если параллельные линии будут наклонены к линии основания картины, то точка их схода F будет смещена влево или вправо от точки Р, т. е. от середины горизонта (рис. 198, б). Точка Р называется главной точкой картины .

Если мы в плане начертим параллельные линии, перпендикулярные основанию картины, и параллельные линии, наклоненные к нему под углом 45°, то наклонные линии будут отсекать на основании картины и на линиях, к нему перпендикулярных, одинаковые отрезки (рис. 199, а). То же правило нам придется признать (рис. 199, б), если эти линии мы изобразим в перспективе (пример одинаковых по длине отрезков показан на обоих чертежах утолщенной линией).

Остается пояснить, как найти на перспективе точку D схода параллельных линий, наклоненных к основанию картины под углом 45°. Точка D называется точкой дальности или точкой отдаления , она откладывается от главной точки Р влево или вправо по линии горизонта на расстоянии, равном удалению точки зрения (S) от картины. Расстояние же этой точки выбирается художником произвольно в пределах от 1,5 до 2-2,5 диагоналей картины и при дальнейшем построении уже не изменяется. Таким образом, точки P и D являются особыми точками в перспективе. С их помощью делается ряд построений.

Так, например, если параллельные линии, сходящиеся в главной точке Р, делят основание картины на равные отрезки (отмечены цифрами 1, 2, 3...) (рис. 200), то параллельные линии, проведенные через эти точки основания и сходящиеся в точке дальности D, будут отсекать на первых прямых такие же равные им отрезки, но изображенные в перспективе. Проведя через концы этих отрезков прямые, параллельные основанию картины, получаем изображение в перспективе рассеченной на квадраты горизонтальной поверхности.

Разбив горизонтальную плоскость картины на пропорциональные, т. е. на перспективные, размеры, мы можем построить и ряд вертикальных отрезков, расположенных на равных расстояниях (в пространстве) друг от друга, взяв, например, за натуральную величину этого отрезка в плоскости картины величину АВ (см. рис. 200). Это построение можно сделать в любом месте плоскости картины. Понятно, что величина перспективы вертикального отрезка от перемещения его вдоль линии, параллельной основанию картины, не изменится.

Как мы можем заключить из чертежа, степень сокращения горизонтальных отрезков, перпендикулярных основанию картины, зависит от уровня линии горизонта и от расположения точки D, т. е. от расстояния глаза до картины. От этого же зависит и степень сокращения вертикальных отрезков. Поскольку точка дальности на поле картины не всегда умещается, приходится временно наращивать ширину картины дополнительными листами влево и вправо. Но можно обойтись и без этого, если учесть построение перспективы, показанное на рис. 201. С помощью прямых, проведенных через точки Р и D и точки 1, 2, 3..., рассечем горизонтальную плоскость на картине на 16 квадратов. Отложим от точки Р половину и четверть расстояния до точки дальности D. Соединив точки 1/2D и 1/4D с точкой 1, замечаем, что прямые проходят через точки В и Е. Таким образом мы можем получить перспективу квадрата OBF2. Проведем его диагонали и получим вершину перспективы исходного квадрата (один из 16), который мы приняли за эталон в начале построения.

В свою очередь, перспективу квадрата OBF2 можно получить с помощью диагоналей квадрата ОЕС4. Отсюда мы делаем вывод, что перспективу шашечного пола в виде квадратов или прямоугольников (сдвоенные квадраты) можно строить и с помощью половинного или четвертного расстояния от главной точки Р до точки дальности.

Рис. 202. Неправильный способ построении перспективы прямоугольников с помощью их параллельных диагоналей (например, несовпадение перспективы прямоугольников по обе стороны от ВС)
Рис. 203. Правильный способ построения перспективы с помощью диагоналей прямоугольников, сходящихся в точке на линии схода
Рис. 204. Построение перспективы точек и любой фигуры в горизонтальной плоскости с помощью плана и перспективной сетки

Обратим внимание на то, что диагонали квадратов на горизонтальном поле - это линии, наклоненные к основанию картины под углом 45°, в перспективе они сходятся в точке дальности D, т. е. в перспективе диагонали квадратов или прямоугольников (у которых стороны параллельны плоскости картины) не могут быть параллельны. Поэтому будет неверным прием построения перспективы с помощью параллельных между собой диагоналей прямоугольников, как это показано на рис. 202 (такое построение встречается иногда в практике самодеятельных художников). Остаются параллельными в перспективе только те параллельные прямые, которые расположены параллельно плоскости картины.

На рис. 203 показано правильное, упрощенное построение перспективы прямоугольников, если принять один из них за эталон, взятый на глаз. В этом случае находится точка схода одной из диагоналей прямоугольника, расположенная на линии схода плоскости фигуры (в рассматриваемом случае обе линии схода, как для вертикальной, так и для горизонтальной плоскости, проходят через точку F, она необязательно должна быть главной точкой Р). Все диагонали остальных прямоугольников данной плоскости будут пересекаться в этой точке.

Каждый из прямоугольников может быть разделен пополам линией, проходящей через точку пересечения его диагоналей (на рис. 203 намечена линия ЕО), диагонали новых прямоугольников будут иметь свою точку пересечения на той же линии схода.

Понятно, что перспективу прямоугольников произвольного размера можно получить путем деления большого прямоугольника пополам с помощью его диагоналей, а затем - дальнейшего деления получающихся половинок, но при этом число их будет: 2, 4, 8, 16, 32... Деление на любое число равных частей каждого из прямоугольников можно сделать делением стороны, параллельной плоскости картины. Полученные точки соединяются с точкой схода, и линии пересекаются диагональю данного прямоугольника. Образуется сетка из равных прямоугольников, подобных их общему прямоугольнику. Если диагонали прямоугольников имеют точку схода в точке дальности D, то они являются квадратами. Это значит, что при изменении точки зрения (расстояния до картины) в пределах принятых условий (от 1,5 до 2,5 диагоналей картины) каждый прямоугольник может стать квадратом для рассматриваемой плоскости.

Для того чтобы построить любую точку (а значит, и фигуру) в перспективе, можно воспользоваться перспективной сеткой. На рис. 204 показан план с изображением квадратной сетки и треугольника ABC, лежащего в ее плоскости. При заданных в перспективе точках Р и D построим перспективу квадратной сетки. Для этого из точки D достаточно провести одну общую диагональ квадратов и через точки ее пересечения с линиями, сходящимися в точке Р, провести прямые, параллельные основанию картины.

Точки А, В, С в перспективе строятся на пересечении соответствующих линий сетки или между ними. При необходимости в этих местах сетка делается мельче. Можно уточнить положение точек А, В и С (также и любой другой точки, если фигура сложная) как пересечение прямой, перпендикулярной основанию картины, и вспомогательной прямой, проведенной через эту точку под углом 45° (см. построение точек А и К). На перспективе вспомогательная прямая пройдет через точку D.

Рис. 205. Построение перспективы стены с использованием ее фасада любого масштаба
Рис. 206. Упрощенное построение эллипса по точкам касания сторон квадрата
Рис. 207. Построение эллипса во фронтальной перспективе с помощью вспомогательных точек, например 5 и 6
Рис. 208. Построение эллипса в угловой перспективе. Пример неудачного использования линейной перспективы для построения картины
Рис. 209. Построение эллипса в вертикальной плоскости
Рис. 210. Способ «обертывающей» поверхности для построения в перспективе сложных объемных фигур

Обратим внимание на то, что прямая АС пересекается с основанием картины в точке M - единой для плана и перспективы (также и другие прямые).

Построим перспективу фигуры, расположенной в вертикальной плоскости. На рис. 205 в качестве примера взята стена комнаты. Пусть перспектива стены определена на картине (высота задана, ширина определена построением пола). Начертим в любом масштабе фасад стены. Отложив на основании картины точки 1, 2, 3... , отражающие пропорциональные расстояния между элементами стены, соединим крайнюю точку 9 с крайней точкой стены (точка В) до пересечения с линией горизонта (точка F 1). Пользуясь точкой F 1, разделим основание стены на перспективные пропорции его элементов.

В высотном отношении сохраняется прямая пропорциональность деления стены на заданные отрезки (уровни окон, двери), поэтому здесь можно воспользоваться любой наклонной к ВС прямой. С этой целью использована прямая CF, на которой нанесены точки 9, 10, 11, 12. Прямые, параллельные 9В, определят на стене уровень окон и высоту двери.

На рис. 206 показано упрощенное построение эллипса, являющегося перспективой окружности, лежащей в горизонтальной плоскости. Для этого построим сначала перспективу квадрата, в который вписана окружность. Проведя диагональ квадрата, найдем точку К, которая определит среднюю линию квадрата 3-4 и точки 3 и 4 касания окружности его боковых сторон. Зная малую ось эллипса 1-2, направление большой оси (посередине малой оси) и хотя бы одну из точек эллипса (3 или 4), можно найти размер большой оси и построить весь эллипс (см. с. 221 этой главы) .

Построение эллипса с применением необходимого количества дополнительных точек показано на рис. 207. Здесь использован план половины изображаемой в перспективе окружности. Точка 5 получена как принадлежащая диагонали квадрата, для точки 6 построена вспомогательная прямая 1-7 (дальнейшее построение показано на рисунке). Аналогично можно получить и другие, необходимые для построения точки.

На рис. 208 показано построение эллипса в горизонтальной плоскости, смещенного относительно центральной оси картины, т. е. в угловой перспективе. В рисунке и в живописи эллипсы в таком ракурсе не делаются (пояснения следуют). Приведенный чертеж мы используем для практики построения дополнительных точек эллипса. Лучше избегать пересечения линий построения под острым углом, дающим неточность (пример с точкой 7). Поэтому для точки 8 проведена вспомогательная линия, проходящая через одну из уже найденных точек эллипса - точку 5. Построение ее показано на чертеже. Для точки 7 было бы удобнее воспользоваться прямой, проходящей через точку 4.

Построение эллипса в вертикальной плоскости (рис. 209) в принципе не отличается от описанного выше. Кроме основных точек, лежащих на серединах сторон квадрата (1, 2, 3, 4), и точек, принадлежащих его диагоналям (5, 6 и две парные им точки), дополнительная точка 7 найдена с помощью прямой, проведенной через точку 5. В построении использована полуокружность, расположенная во фронтальной плоскости.

Для построения в перспективе сложной объемной фигуры можно применять так называемую обертывающую поверхность (рис. 210), когда фигуру ограничивают вертикальными и горизонтальными плоскостями с перспективной сеткой так, чтобы получился параллелепипед, который затем строится в перспективе.

В заключение надо отметить, что применение правил перспективы надо соизмерять с восприятием глаза и избегать некоторых построений. На рис. 208 показано, как неестественно будет выглядеть эллипс, если взять слишком малое расстояние глаза до картины. Но и при принятом расстоянии в пределах от 1,5 до 2,5 диагоналей картины (или по другим данным: угол зрения должен быть в пределах 28-37°) иногда построение перспективы не увязывается со зрительным восприятием. По данным, которые приводит М. Ф. Федоров в перспективном анализе многих картин классиков, художники, прекрасно знавшие перспективу, прибегали к сознательному нарушению ее правил. Оно выражалось в основных чертах в следующем: в плавном искривлении прямых линий в сторону точки схода на горизонте, в применении нескольких точек схода для объективно параллельных прямых, в преувеличении размеров предметов дальнего плана. Это объясняется тем, что в натуре мы не воспринимаем реальность, как объектив фотоаппарата. В силу так называемой «относительной константности восприятия» глаза человека мы психологически выравниваем размеры удаленных предметов и близлежащих. Поэтому вытянутая вперед рука человека на переднем плане картины не изображается художником столь большой, какой бы она выглядела на фотографии, так же как голова лошади при виде ее сзади не будет такой маленькой.

Рассматривая предметы, мы поворачиваем ось глаза, т. е. каждый предмет глаз воспринимает как бы во фронтальной, а не в угловой перспективе. Этим объясняется некоторое выравнивание наклонных линий по краям картины в сторону горизонтальных. То же самое и с эллипсами, в которые превращаются в перспективе основания тел вращения: мы не замечаем отклонения большой оси эллипса от направления, перпендикулярного оси тела. Все эллипсы в горизонтальных плоскостях художники изображают прямо, т. е. с большой осью, параллельной основанию картины. Так же и шар в перспективе всегда остается шаром, а не проецируется в виде эллипса, что полагается делать по правилам или можно видеть на фотографии.

Угол зрения художник тоже не ограничивает пределами наиболее наглядной перспективы, а увеличивает его иногда до 70-90°, корректируя перспективу реальным восприятием.

Отсюда можно сделать вывод, что перспективу нужно знать и пользоваться ею для построения и сверки своего зрительного восприятия, а в конечном итоге «предмет должен быть изображен так, как он кажется глазу нашему и каков он в действительности».

В качестве примера использования на практике изложенных правил на рис. 211 дано построение перспективы пятиконечной звезды. Имея план звезды, зададимся точками P и D (или построим желаемый контур квадрата в перспективе и по нему определим точки P и D). Найдя точку О в перспективе, построим перспективу прямой 1-2 и на ней - точки А и В с помощью прямых, перпендикулярных основанию картины, и их перспектив. Точка В в перспективе определит положение прямой, параллельной основанию картины, что даст возможность найти точку С. Остается построить другие точки, симметричные А и С, и соединить их в очерк искомой перспективы звезды.