Развернутый план шолохов судьба человека. Составьте сценарный план фильма, который вы бы сняли по рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека"

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе.

«Судьба человека» – воплощение трагической судьбы русского народа

в годы Великой Отечественной войны

(Урок-размышление по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)

Цели:

  1. Учить анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание
  2. Развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь.
  3. Воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: познакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения. монологического и диалогического высказывания.
  2. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
  3. Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взимопомощи, развивать чувство патриотизма.
  4. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Оборудование : презентация, портрет М.Шолохова, иллюстрации к рассказу «Судьба человека», таблицы с опорными словами, рисунки учащихся.

ХОД УРОКА:

(На интерактивной доске фотография М.А. Шолохова и Андрея Соколова - героя его рассказа «Судьба человека»)

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята! Мы с вами живем в мирное время, но мы никогда не должны с вами забывать о том страшном времени и о тех испытаниях, которые выпали на долю нашего народа в годы ВОв, о тех, кому мы обязаны своей жизнью.

Была война,

Прошла война, но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда об этом не забудем!

Выразительное чтение стихотворения «Варварство».

Слово учителя:

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над произведениями, которые возвращают нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", - так писала одна английская газета.

Эпиграф

…Честь, совесть, порядочность, надежность – самое

Важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким

Богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо

Тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.

Б. Васильев

Слово учителя: Итак, сегодня мы говорим с вами об одном из самых замечательных и проникновенных рассказов Шолохова – «Судьба человека». В нём поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера.

На экране демонстрируется презентация «История создания рассказа».

М. Шолохов говорил: «У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать всё сызнова… Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошение, безлюдье. И не только видел, но и в тяжкие дни Великой Отечественной войны сам воевал с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком.
-Так вот об этой трагедии нашего народа в годы войны, о бедствиях и страданиях, выпавших на долю русского человека, рассказывает нам автор.

Давайте обратимся к содержанию рассказа
- В чем своеобразие композиции рассказа?

(Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками - Андреем Соколовым и Ванюшкой - и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя Андрея Соколова .)

Что утратил бы рассказ, если бы повествование велось непосредственно автором?

(Исчезли бы острота, эмоциональность событий, герой рассказывает о своей жизни так, как чувствует сам. Это видно и в интонациях, и в тех словах, которые он использует. Это исповедь героя.

Слушая историю судьбы от первого лица, мы невольно становимся очевидцами описываемых событий и ощущаем свое присутствие рядом с героем.)

На какие части можно условно разделить рассказ героя?

(на три части: 1.Довоенная жизнь. 2.Война. 3.Первые послевоенные месяцы.)

В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом.

(« Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке») –с.365

В чём же видит Андрей Соколов счастье?

(Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.)

Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя?

(У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой - вот что главное. В душе - один из источников победы. Анализируя характер героя, мы будем судить не по одному или двум его поступкам. Этот рассказ, как и роман, предполагает изучение и анализ всей жизни героя)

2-ой этап в жизни героя

Плен. Исторический комментарий.

К концу 1941 года в немецкий плен попало около 4 миллионов красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь около 1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. "Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать..."

Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний - фашистский плен.
- Как Соколов попал в плен? (текст)
- Как ведёт себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)
- В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа - всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.
Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Плен. Эпизод в церкви.

В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. (См. Таблицу)

Мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира)

Герой

Поведение

Солдат-христианин

Погибает, но не отступает от своих убеждений. Но он невольно становится виновником гибели четырех человек

Крыжнев

Пытается купить себе право на жизнь ценой чужих жизней

Противопоставление свое

Взводный

Безропотно ожидает своей участи

Доктор

«…в плену и потемках свое великое дело делал»

Какая позиция ближе всего Соколову?

(Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет)

- Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек)

Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.

Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре.

Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом:

- В чём символическое значение этого эпизода? (тест) (Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)
- А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна присущи были русскому солдату.)

Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

Меняется ли отношение фашистов к пленному?

(Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)

Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?

(Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)

Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным?

(Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)

У М.А.Шолохова любимым было стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату».

Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза - когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки. Зачитаем их.

(“Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы”; “Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом: “Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит”)

Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)

Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?

(Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)

Народная мудрость гласит: Г лаза – зеркало души ». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах...

- «Словно присыпанные пеплом » - то есть какие, какого цвета? (серые, цвета пепла)

А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла?

(Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя.

Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий. Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?

(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)

Произошло ли это с Андреем Соколовым?

(Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.)

Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”

Встреча Соколова с Ванюшкой.

Анализ эпизода.

Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши?

(Две сироты, жизни которых искорежены войной)

Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани. Как они описываются в произведении? («светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя» .)

Каково цветовое значение этого образа?

(Здесь имеется в виду ярко-голубой цвет. Чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни. Но автору мало этого определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя» . Ярко - жёлтым, звёздным, каким-то неземным цветом сияют глаза мальчика. Обратим внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы (небУШКо, ЗвёздОЧКИ): они выдают и авторское отношение)

Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв в эти страшные годы всё, что можно было, совершенно опустошённый, встречает Ванюшку с ясными, как небушко, как звёздочки, омытые дождём, глазами. Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд?

(показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).

Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.

Итак. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем? (Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку - школа).

А что такое судьба?

Словарная работа

Судьба - 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

В каком значении это слово употреблено в названии рассказа?

(В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств )

Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство)

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.

И последнее. Перечитайте финал рассказа. Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного?

Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе - живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше и чем он будет жить. ЛЮБОВЬЮ. ДОБРОТОЙ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВОМ .

Их остались лишь единицы: тех, кто видел своими глазами, тех, кто ощутил на себе порох, кровь и страх, тех, кто выжил в Великой Отечественной Войне. Война не проходит бесследно. Она оставляет глубокие раны в душах и сердцах, она не обошла ни одного дома. Не стала исключением и семья Маши Винокуровой. О своем прадедушке нам расскажет Маша Винокурова.

ВЫВОД:

Любовь к Родине - это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда уже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символичным русским именем Иван. А за ними вслед пойдёт весь русский народ, вся Россия.

Годы Великой Отечественной войны, когда страна воевала от мала до велика, не забудутся никогда. Ведь это наша история, память сердца. Хочется поклониться всем тем, кто воевал и умирал на фронтах Великой Отечественной войны для того, чтобы продолжалась мирная жизнь, чтобы спокойно спали дети, чтобы радовались, любили, были счастливы люди.

Пусть будет только мир. Советские солдаты этот мир спасли.

Люди! Покуда сердца стучатся, -

Помните!

Какой ценой завоевано счастье, -

Пожалуйста, помните!

Домашнее задание.
Написать сочинение «Что значит быть настоящим человеком?».


УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО РАССКАЗУ М. ШОЛОХОВА «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

(2 УРОКА)

«…Человек не рождается, а становится тем, кто он есть!»

Тема:

Цели:

    показать героический характер в рассказе М. Шолохова. Родина, семья, товарищи – триединая опора духовного бытия А. Соколова. Достоинство и бесстрашие Человека. Верность солдатскому долгу. Щедрость сердца, милосердие как призвание Человека;

    воспитать любовь к Родине, уважение к её прошлому.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

    познакомиться с произведением о защитниках нашей Родины.

Метапредметные:

Познавательные:

    отвечать на вопросы учителя;

    сравнивать и делать выводы;

    находить нужную информацию в тексте.

Регулятивные:

    овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.

Коммуникативные:

    владеть умениями участвовать в диалоге;

    работать индивидуально и в группе;

    использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей;

    формулировать и отстаивать своё мнение.

Личностные:

    анализировать и характеризовать состояния и чувства товарищей;

    строить взаимоотношения с их учётом.

Методические приёмы:

    выразительное чтение;

    пересказ отдельных эпизодов;

    аналитическая беседа;

    рассказ о герое;

    устное рисование.

Оформление классной доски к уроку (наглядные пособия):

1 стенд:

    портрет писателя и годы жизни писателя;

    выставка произведений писателя: «Судьба человека», «Наука ненависти», «Они сражались за Родину», «Поднятая целина», «Тихий Дон», «Донские рассказы»;

    иллюстрации к повести: «Отец и сын», «Андрей Соколов у коменданта», «Андрей Соколов», кадр из фильма «Судьба человека», любительские фотографии.

2 стенд:

    выставка произведений: «Сын полка» В. Катаев, «Василий Тёркин» Твардовский, «Они сражались за Родину», «Молодая Гвардия» А. Фадеев, «Судьба человека» М. Шолохов;

    портрет Сталина.

3 стенд:

    Б. Васильев «А зори здесь тихие»

    В. Быков «Сотников», «Обелиск»

    Ю. Бондарев «Тишина», «Последние залпы»

    К. Воробьёв «Убиты под Москвой».

1 урок:

Ход урока:

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов М. Шолохова, где трагическая судьба одного человека показана как воплощение трагедии всего народа во время ВОВ.

- Какое слово несёт логическое ударение?

СУДЬБА – лексическое значение (словарь С. Ожегова)

    стечение обстоятельств, не зависящих от воли человеческих возможностей (судьба столкнула нас с тобой)

    доля, участь (ничего не знала о судьбе брата)

    история существования (книжный стиль: у этой рукописи интересная судьба)

    будущее, что случится, что произойдёт (заботиться о судьбе государства)

Учитель:

- Почему эта тема остаётся так актуальной, то есть очень важной для настоящего момента?

- Почему книги о войне по-прежнему интересны?

Обобщение учителя:

- Потому, что в свой час, в своё время на той Великой войне были наши деды, и не чья-нибудь, и их кровь течёт в наших жилах, их память отзывается в нас. Это такие книги, как…(далее, учитель показывает книги с выставки на стендах).

- А сколько стихов, поэм, песен о войне!

Задание 1:

- Перед вами портреты писателей и поэтов: А. Твардовский, В. Катаев, М. А. Шолохов, А.Фадеев. Необходимо дать правильные ответы на вопросы викторины:

- Кто автор 3-ёх поэм? Одна из них называется «Книга про бойца». Но большинству она известна под другим названием. Как называется произведение, кто автор? (Ответ: А. Твардовский «Василий Тёркин», «Дом у дороги», «За далью – даль»).

- По одноименному роману какого писателя поставлен фильм «Они сражались за Родину»? (Ответ: М. А. Шолохов).

- Этот писатель неоднократно выезжал на фронт. Писал очерки и корреспонденции в газету «Правда». В 1944 году выпустил книгу «Ленинград в дни блокады». Кто он? (Ответ: А. Фадеев).

- С 1943-1945 годы этот писатель собирал материал о молодых гвардейцах и написал роман, всем известный. Кто он? Какой роман? (Ответ: А. Фадеев «Молодая гвардия»).

- Была первая послевоенная весна. На Верхнем Дону произошла встреча писателя и будущего героя. О каком произведении идёт речь? (Ответ: М. Шолохов «Судьба человека»).

ВЫВОД:

Учитель:

- Мы вспомнили литературные памятники великому подвигу и мужеству, памятники поколению, который является примером героизма всему человечеству. А сегодня речь пойдёт о рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Сегодня урок литературы хочется начать со слов философа Гельвеция: «Человек не рождается, а становится тем, кто он есть!» На примере образа героя А. Соколова мы постараемся понять смысл этого высказывания.

Вступительное слово учителя:

- Салют Победе в 70-ый раз прошёл на территории нашей страны. Весной 9 Мая 2015 года по все стране, по всему миру прошёл 70-ый юбилейный Парад Победы. Поэтому мы на сегодняшнем уроке обратимся к одному из важнейших событий в истории нашей Родины – ВОВ. Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами автора, а поможет нам в этом рассказ «Судьба человека». Узнаем последний жизненный путь А. Соколова, главного героя, узнаем о его судьбе и силе характера русского человека.

- Великая Отечественная Война. В душе каждого человека остались раны, которые были страшнее, чем раны от пули или снаряда. Мать не дождалась сына, жена – мужа, дети – отца или матери. И как больно было вернувшемуся с войны бойцу увидеть вместо родного дома глубокую воронку от бомбы или пустой двор, в котором его никто не встречал, так как все погибли. Каждой семьи коснулось чёрное крыло войны:

- Кто-то был ранен, кто-то погиб, кто-то вернулся с покалеченной душой.

Тема войны нашла отражение в творчестве известного русского писателя М.. Шолохова.

Ученик Д. Чвоков:

- Мы коснёмся только некоторых эпизодов жизни:

- Когда началась ВОВ, писатель был уже опытным, повидавшим многое человеком. Ведь ещё с 15 лет началась его самостоятельная жизнь. Революция, 1917 год, гражданская война 1918 сделали его очень быстро взрослыми. В 17 лет в 1922 году на Дону, в Родном крае писателя было неспокойно, банды разоряли земли. И ему пришлось мыкаться, скитаться по донской земле, гоняться за бандами.

- И вот еще одно воспитание – ВОВ. У писателя уже огромное литературное наследие: романы «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы». В годы войны он продолжал работать – его перо звало соотечественников вставать на защиту родной земли, страны. Шолохов уходит на фронт: он и корреспондент, и боец. Пережил ранение. В 1942 году, в 37 лет потерял 75-летнюю мать, которая погибла от разрыва бомбы. В годы войны были написаны публицистические произведения, рассказы «Русский характер», «Наука ненависти», немного позже – «Судьба человека», «Они сражались за Родину».

Учитель:

- А как же создавался рассказ?

История создания рассказа:

В 1946 году в 41 год во время охоты Шолохов встретился на берегу реки с бывшим фронтовиком. Эта было случайная, недолгая встреча. Он рассказал писателю, которого принял за шофёра-фронтовика, историю своей жизни, которая навсегда осталась у него в памяти. Долго Шолохов вынашивал мысль, планы, образы. И только через 10 лет в газете «Правда» был напечатан рассказ «Судьба человека», который потряс многих. В редакцию, на радио, писателю посыпались письма. Писали люди, которые пережили все ужасы плена, семьи погибших, врачи, учёные друзья по перу (даже из-за границы – Эрнест Хемингуэй (США), Ремарк). Многие писатели хотели найти Андрея Соколова, низко поклониться ему, окружить его заботой, человеческим отношением.

- Каково ваше впечатление от прочитанного произведения?

- На какие периоды можно разделить жизнь А. Соколова?

(Ответ: до войны, в период войны, после войны)

1 ряд – жизнь А. Соколова до войны;

2 ряд - жизнь А. Соколова в период войны;

3 ряд - жизнь А. Соколова после войны.

(Учащиеся анализируют не только свои эпизоды по теме, дополняют, оспаривают, выражают свои мысли и по всем вопросам и в других группах).

Учитель:

- Легко ли вам читалось произведение?

- Понятно ли вам произведение?

Работа в группах:

1 группа:

- В чём видит счастье А. Соколов?(Ответ: основной смысл - семья, работа, дом, дети…учащиеся фиксируют всё в тетрадях).

- Чему радуется герой? (Ответ: верной, хорошей жене, детям – радуют его своим успешным обучением, есть работа, дом).

- Назовите черты характера А. Соколова в довоенное время? Докажите.

*Дети активно участвую в обсуждении вопроса по прочитанному произведению.

(Ответ: трудолюбие (стр. 23), отношение к жене и детям (любовь, забота, уважение).

Мотивация:

- Какие черты характера вы бы хотели выработать?

- Нужны ли они в современном обществе?

Вопросы:

- Свой рассказ М. А. Шолохов начинает с тяжёлой просёлочной дороги. Случайно ли это?

- Почему Андрей Соколов решил рассказать о себе первому встречному?

- Расскажите о довоенной жизни главного героя (какие рабочие профессии имел, семейное положение).

- Как вы думаете, почему Ирина, когда провожала мужа на фронт, так сильно плакала?

- Каким должен быть солдат, по мнению Андрея Соколова?

- Как Андрей Соколов попал в плен?

- Почему Андрей в начале своего плена убил своего солдата?

- Сколько раз убегал главный герой из плена и все ли попытки были удачны?

- Почему немецкий офицер признал Андрея Соколова настоящим русским солдатом?

- Где и когда погиб сын Андрея Соколова?

- Как главный герой рассказа познакомился с Ваней? И почему решил его усыновить?

- Характер поведения Андрея Соколова – мужество, сострадание и любовь. Докажите это!

- В чём величие образа Андрея Соколова? Можно ли сказать, что в его судьбе отразилась судьба всего народа.

*Обсуждая книгу, дети снова и снова переживают моменты судьбы обыкновенного человека. Герой книги стал понятным и близким, его судьба станет уроком для нашей жизни учащихся.

2 урок:

Ход урока:

«Война»

- Как М. Шолохов показывает в своём рассказе вмешательство войны в судьбе обыкновенного человека? (зачитывание отрывка стр. 25-28)

- Какой эпизод в тексте раскрывает поведение человека в бесчеловечных условиях?

(чтение отрывка: эпизод в церкви)

Учитель:

Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции.

- Кто вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение и почему?

(Позиция доктора, который в плену и в потёмках своё великое дело делал…чтение отрывка стр. 30-31)

- В любых условиях оставаться самим собой, не изменять своему долгу – это позиция самого Соколова.

- На какой важный поступок решается Соколов и почему?

(Ответ: решает убить Крыжнёва, чтобы спасти взводного. Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего, да и вообще единственного русского человека убивает. Тяжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого; только в единении людей он видит спасение.)

- В чём сила духа Соколова?

(Ответ: он находится в плену, и это была единственная ситуация, где он мог продемонстрировать силу русского солдата. Голодный, как волк, давно отвыкший от человеческой пищи, но при виде обилия еды сумел задавить тошноту и оторвать глаза от стола: не поддаться искушению, то есть соблазна; …закусил только после 3го стакана; …все «харчи» были поделены всем поровну).

- Какими чертами характера обладает русский человек в этой обстановке?

(Ответ: выдержка, чувство собственного достоинства, последовательность, сила воли)

- Нужны ли такие качества русскому человеку в 21 веке?

Учитель:

- Военнослужащий Соколов, лагерный номер 331, идёт по вызову, готовясь к смерти. К ней нельзя привыкнуть, к ней нельзя подготовиться, но принять её можно по-разному, в зависимости от того, есть ли у человека характер, то есть стержень. Я не верю, что это случается вдруг. Человек готовится к этому всю жизнь. И таким шагом для Соколова был вызов к Мюллеру. Сила Соколова в любви и гордости за свою Родину за русского человека. Даже враг по достоинству оценил «настоящего русского солдата, а не военнопленного» (чтение и оценка солдата стр. 331, 337, 35).

- Но когда подвернулась ситуация, Соколов бежит из плена, прихватив немецкого майора. За это получает от советского полковника отпуск.

- Но согласно приказу №270 от 16. 08. 1941 года все пленные считались дезертирами и предателями. Сталин считал их пленниками Родины.

- Правильно ли это?

3 группа:

Жизнь Соколова после войны.

Учитель:

- И вот казалось, что всё страшное позади, но судьба даёт еще одно испытание: он получает письмо. Что же узнаёт Андрей Соколов из письма?

(Ответ: Бомба уничтожила дом, семью, а ведь было всё, оно лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, Соколов вновь один…)

- Как может повести себя человек в такой ситуации?

(Ответ: ожесточиться на весь мир, возненавидеть всех, может лишить себя жизни, если человек слаб душой, потерять веру, что жить незачем, увлечься алкоголем (спиться) и другое)

- Но, Соколов не озлобился, не пал духом, ведь жизнь продолжается.

- Какой подарок преподносит ему судьба?

(Ответ: встреча с Ваней, просмотр фрагмента из фильма).

- Каким характером должен обладать русский человек, чтобы преодолеть все испытания, выпавшие на его долю?

(Ответ: жизнестойкость, мужество, героизм, несгибаемая сила воли, стойкость, щедрое сердце простого русского солдата, который сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть).

- Но и это еще не всё. Ещё удар судьбы?

(Ответ: убит 9 мая сын Анатолий, он был командиром стр. 42-43, чтение эпизода произведения)

Учитель:

- Шолохов раскрыл лучшие черты русского настоящего национального характера и гражданина своей страны и человека.

- Почему Шолохов назвал произведение «Судьба человека»?

Задание:

Найдите слова в тексте (стр. 48, предпоследний абзац)

(…Русский человек, человек несгибаемой воли, сможет всё выдержать, все преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина).

- Какие чувства вызвало у вас это произведение?

- А просмотреть фильм?

- А можем ли назвать еще произведение, где также ярко показана судьба героя?

(Ответ: «Повесть о настоящем человеке», «Сын полка», «Русский характер» А. Толстой, «Невеста Катя Малышева» Е. Дремов).

(Во время Курского побоища случилось несчастье – обгорел, но не сгорел, благодаря водителю Чувилеву).

Закончим наше обсуждение стихотворением.

(Чтец: Софья Брызгунова)

- Раскатывалось эхо над полями,

И сизый дым коптил небесный свод

От боли землю грыз солдат зубами,

Но шёл вперёд, спасая свой народ.

- Там, где оставил след сапог солдата,

Сегодня вырос беленький цветок…

Храните память о войне ребята,

Чтоб вновь не встала на порог!..

Учитель:

(Ответ: Шолохов преследовал цель: показать, что делает с человеческой жизнью война. Далее, чтение эпизода произведения по тексту).

Вывод :

- Ребята, как на ваш взгляд прошло обсуждение, понравилось ли оно вам?

- Понятно ли произведение вам?

После просмотра фильма присутствующим предлагается сказать слово о проведении урока и установить оценку проведённого мероприятия.

Домашнее задание: (возможно на выбор)

- подготовиться к изложению по выбранному отрывку по произведению М. Шолохова «Судьба человека». (упр. 130, стр. 64, учебник за 7ой класс).

-подобрать материал на одну из тем:

«Портрет мальчика и мужчины», «Отец», «Сын».

- подготовиться к сочинению по теме

ИГРА С УЧАЩИМИСЯ

Необходимо объяснить значение слов:

- плетень - изгородь из плетёных прутьев и ветвей, на Украине часто можно встретить.

- хутор – посёлок на Украине, Кубани, Дону.

- самосад – табак собственного посева и домашней выделки.

- кисет – небольшой мешок для хранения самодельного табака, затянутый шнурком.

- гаубичная батарея – артиллерийское орудие, пушки, миномёты.

- латка – вставить, зашивать заплаты.

- бязевые исподние рубашки – нижнее хлопчатобумажное бельё.

- цигейка – меховая овца.

- шнапс – крепкий напиток.

- парабеллум – род пистолета.

- стежок – отдельная часть шва, расстояние между двумя проколами иглы.

- защитный цвет – серовато-зелёный цвет, делающий бойцов незаметными в полевых условиях войны.

Необходимо исправить ошибку:

- Боюсь, что ЛЯЖУ (лягу) и больше не встану…

- БЕЛЫЕ (белёсые) брови (а волосы белые…)

- Что я хотя и с голоду пропадаю, но давиться ИХНЕЙ (их) подачкой не собираюсь…

ЛИТЕРАТУРА:

    Журнал «Литература в школе» №3 за 1995 год.

    Журнал «Русский язык в школе» №4 за 2000 год.

    Приложение к журналу «Первое сентября»

    Статья В. Березина «Слово о счастье».

    М. Шолохов «Судьба человека» рассказ.

    Л. Мирськова «Своеобразие композиционного построения рассказа «Судьба человека».

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

В 7 КЛАССЕ ПО УПРАЖНЕНИЮ №130

ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ С ОПИСАНИЕМ ВНЕШНОСТИ (ОТРЫВОК ИЗ РАССКАЗА М. ШОЛОХОВА «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

Тема: выборочное изложение с описанием внешности (отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека»

    Портрет мальчика и мужчины

    Отец

    Сын

Тип урока: урок развития речи

Цели:

Личностные:

    положительно относиться к учению, к познавательной деятельности;

    желание ребят приобретать новее знания, умения.

Регулятивные:

    сохранять учебную задачу;

    умение составлять план и работать по нему.

Познавательные:

    решить какая информация нужна для решения учебной задачи;

    извлекать нужную информацию;

    самостоятельно находить материал из учебника.

Коммуникативные:

    ответы на вопросы;

    формулирование собственных мыслей;

    высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    аргументировать свою точку зрения;

    учиться подтверждать аргументы фактами.

    Знакомство со словом

ПОРТРЕТ – изображение какого-либо человека на картине или фотографии.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ – художественное описание кого-либо.

ЭЛЕМЕНТЫ ПОРТРЕТА :

    Рост

    Глаза

    Брови

    Руки

    Одежда

    Лицо

    Фигура

    Поза

    Манеры

    Жесты

- Основное в описании – найти характерные особенности, главное во внешности конкретной личности суметь передать их словами. Это может быть связано с особенностями занятий и профессии человека, с определённым его состоянием, с чертами его характера, то есть со всем тем, что проявляется во внешнем облике человека. Здесь ученик должен действовать подобно художнику, который в отличие от фотографа стремится изобразить в человеке самое существенное с его точки зрения. Для этого надо быть очень наблюдательным. Через описание внешности можно показать внутренний мир героя, выразить своё отношение к нему.

- Какие бывают описания портрета?

Источники:

    Описание по памяти (на основе жизненного опыта);

    По специальным наблюдениям (в том числе и по картинам);

    На основе прочитанного произведения.

ОПИСАНИЕ

ДЕЛОВОЕ НАУЧНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

Ошибки могут быть:

    Набор фраз

    Разбросанность описания

    Последовательность в описании

    Подмена описания повествованием

    Неумение вводить описание действующих лиц в повествование

    Бедность языка

РАБОТА С ТЕКСТОМ

    Вспомнить содержание рассказа

    Темы рассказа

    Основная мысль

    Какие три части можно выделить в рассказе

Цель урока: написать выборочное изложение

    Краткая беседа о рассказе М. Шолохова

Это рассказ о судьбе простого русского человека А. Соколова. Автор показывает несгибаемую волю, мужество, героизм и в то же время большое щедрое сердце русского солдата. Ведь в рассказе показана судьба не только Андрея Соколова, это и судьба мальчика Вани, у которого война отняла родной кров, мать, отца. Андрей Соколов усыновляет мальчика Ваню. И мы вместе с автором верим, что судьба Вани будет светлой и счастливой. Жизнеутверждающая сила рассказа звучит в его заключительной части: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли выдержит всё, и около отцовского плеча вырастет тот, который повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина.

Учитель:

- рассказ М. Шолохова – это рассказ в рассказе.

I . Вступление. Встреча автора с отцом и мальчиком.

II . Рассказ А. Соколова (из которого узнаём о нём и сыне)

- Откуда взят отрывок? (Ответ: Из вступительной части)

    Выразительное чтение отрывка.

(читает учитель)

*Использование просторечных слов (браток, видать, папанька, латка)

IV . Беседа по прочитанному

- Какова тема отрывка?

- Что представляет отрывок по жанру?

- Как описание внешности характеризует отца и сына?

- Почему встреча отца и мальчика введена автором в начало рассказа,во вступление?

V . Сбор материала к изложению на тему «Отец и сын»

- В чём особенность в описании героев?

Рассмотрим описание отца и сына подробнее:

Описание сына:

Общее впечатление:

Высокий, сутуловатый

Маленький, лет пяти - шести

Речь, манеры держаться, поведение

Приглушённый басок; устало брёл; устало присаживаясь; положил руки на колени; сгорбился…

Чуть-чуть улыбаясь, смело протянул ручонку; с трогательной детской доверчивостью прижался к коленям; катал снежки…

Описание рук.

Большие, тёмные, чёрствые, жёсткие, огрубевшие от физической нагрузки

Холодные, розовые ручонки…

Глаза. Взгляд.

словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской, в них трудно смотреть (так как смерть близких, тяжёлые испытания, пожарищ и пепелище войны – всё отразилось в этих глазах)

Светлые, как небушко; глядя прямо в глаза, приподнял белёсые бровки (мальчик только вступает в жизнь, у него все впереди, и взгляд его ничем не затуманен)

Одежда.

прожжённый в нескольких местах ватник небрежно, грубо затоптан; латка на выношенных защитных штанах наживлена широкими мужскими стежками; на спине тощий вещевой мешок. Свёрнутый малиновый шёлковый потёртый кисет; почти новые солдатские ботинки; платные шерстяные носки изъедены молью…

одет просто, но добротно; длиннополая курточка, подбитая лёгкой поношенной цигейкой; крохотные сапожки с расчётом надевать на шерстяной носок; искусный шов на разорванном рукаве; всё выдавало женскую заботу, умелые материнские руки…

VI . Языковая подготовка.

Учитель: сопоставляя два описания, отмечаем следующее:

    особенность описания двух героев в контрастности, резкой противоположности, что достигается и особым отбором языковых средств;

    использование художественных средств (эпитеты, сравнения)

    создавая детский портрет, автор использует слова уменьшительно-ласкательные;

    слова эмоциональной оценки (передавая своё отношение к мальчику: сынишка, ручонка, небушко, бровки, крохотные сапожки, курточка);

VII . Проектная деятельность.

«Блокнот трудных орфограмм»

- правописание причастий: приглушённый, присыпанные, наполненные, поношенный, разорванный, выношенный

- слитное и раздельное написание НЕ: неизбывная, несколько небрежно, не пришита

- правописание гласных и согласных в корне слова: чёрствый, шёлковый, шов, цигейка, расчёт, прожжённый, искусный, пассажир

- н – нн в приложении и причастиях: шерстные

- другие орфограммы: солдатский, изъедены, длиннополый, самосад

- приставки -пре и –при

Пунктационные ошибки:

- знаки препинания при однородных членах

- знаки препинания при причастном обороте

VII . Различать слова – паронимы: -надеть, -одеть.

Надеть – покрыть себя какой-либо одеждой(надеть на себя)

Одеть – снабдить кого-либо одеждой (одеть ребёнка)

НАЧАЛО ИЗЛОЖЕНИЯ

(варианты)

    Один из героев рассказа М. Шолохова «Судьба человека» - высокий, сутуловатый мужчина.

    На первой странице рассказа М. Шолохова «Судьба человека» мы знакомимся с двумя основными героями. Один из них это - …

    М. Шолохов в рассказе «Судьба человека» создаёт образ Андрея Соколова, мужественного человека, выстоявшего в трудных условиях жизни. Автор пишет о нём с глубоким уважением и сочувствием.

    И вместе с тем знакомит нас с мальчиком, потерявшим во время войны родителей и согретым любовью настрадавшегося в жизни А. Соколова.

    Взаимная любовь взрослого человека, потерявшего семью и ребёнка сироты, спасает их, помогает сохранить душу.

Окончание:

- Герой рассказа М. Шолохова покорил меня своим мужеством, храбростью, добротой. Многие люди сломались бы от такой жизни, а он выдержал, вытерпел, выстоял. Могу полагать, что тот, кого вырастит А. Соколов, он не будет хуже своего отца.

- А. Соколов понравился мне тем, что не сдался, выстоял перед Мюллером, а выпил не за победу немецкого оружия, а выпил за свою смерть, которая обошла его стороной во второй раз.

УРОК ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ПО ПОВЕСТИ А. ГРИНА «АЛЫЕ ПАРУСА»

МЕЧТА В ПРОИЗВЕДЕНИИ ГРИНА

Цель:

    ознакомить учащихся с биографией А. Грина помочь правильно понять и воспринять повесть;

    в проектной деятельности отразить символ произведения;

    пробуждать возвышенные чувства: веру, надежду, мечтательность, бескорыстие

Оборудование:

    портрет А. Грина

    выставка книг А. Грина

    рисунки учащихся

    карта (флажками показаны города, связанные с именем Грина(Одесса, Киров)

    обложка книги (нарисованная) и дата 2012 год – 90 лет (книга-юбиляр!)

    портреты главных героев: Грэй, Ассоль, Лонгрен

    изображение дома музея А. Грина в Феодосии

    изображение комнаты А. Грина в доме музее в Феодосии

    книга К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

    Л. Варламова «Дом – музей А. Грина».

Эпиграф к уроку:

Если любовь к Грину сохранится в зрелые годы, значит, человек уберёг своё сердце от постарения.

Ю. Нагибин

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

ПОВЕСТИ А. ГРИНА «АЛЫЕ ПАРУСА»

(вопросы вывешиваются в классе за 10 дней до обсуждения)

    Кто такой Лонгрен? Почему ему пришлось покинуть морскую службу?

    Какой образ жизни вёл Лонгрен? Как он воспитывал Ассоль?

    Какой случай взбудоражил жителей Каперны ранней весной?

    Когда впервые появляются в повести алые паруса?

    Какую сказку рассказал девочке Ассоль волшебник Эгль?

    Чем отличается Артур Грэй от своих родителей: какие поступки, совершённые им в детстве, вам запомнились?

    Какую роль в жизни мальчика сыграла картина, однажды увиденная в библиотеке?

    Как Артур Грэй шёл к своей цели? Какие изменения произошли с ним после побега из родного дома?

    Когда впервые капитан Грэй увидел Ассоль? Какие впечатления она произвела?

    Что узнал Грэй о девушке в трактире Меннерса?

    Как готовился капитан Грэй к встрече с Ассоль?

    Какие чувства пережила девушка, увидев корабль с алыми парусами?

    Как отреагировали жители Каперны на появление странного корабля?

    Как произошла встреча главных героев?

    В чём вы видите основной смысл произведения А. Грина «Алые паруса»?

Тип урока: комбинированный

Теория литературы:

ФЕЕРИЯ – волшебно-сказочное зрелище.

Ход урока:

    Организационный момент (проверить наличие текста, тетради по литературе, провести опросник по вопросам для обсуждения)

    Мотивация учебной деятельности

Учитель: один писатель в своём произведении сказал, что чудеса нужно делать своими руками, как это сделала платоновская Даша. Кто же этот человек? Всегда ли его окружали чудеса в жизни? О чём он писал?

    Постановка цели и задачи урока.

Учитель:

- Мы начинаем изучать произведения русских писателей XX -го века, и открывает эту страницу II -ой части литературы творчество А. Грина (книга II часть у всех учащихся в наличии, стр. 3).

- Но по программе даётся только I глава, а мы с вами прочитали всё произведение, и сегодня проводим читательскую конференцию по этому произведению

Цель:

    Обучающая: познакомиться с теоретическим понятием жанра – ФЕЕРИЯ (впервые встречаемся с этим словом, работа со словарём С. И.Ожегова, со словарём иностранных слов)

ФЕЕРИЯ – (франц.) от слова ФЕЯ имеет два значения:

- представление с фантастическими костюмами и деклорациями, с широким использованием сценических эффектов

- волшебное сказочное зрелище

    Развивающая:

-совершенствовать навыки монологической речи;

- умение высказываться;

-умение отстаивать свою точку зрения

    Воспитательная:

-развитие интереса к чтению художественной литературы (2015 год – год литературы)

Учитель:

- чтобы ещё раз перелистать страницы этого произведения и встретиться с его героями, необходимо познакомиться с личностью писателя, с «человеком светлой мечты» (К. Паустовский)

    Работа над темой урока

- Давайте познакомимся.

Приём «Кресло писателя». Комментарий. Заранее познакомившийся ученик занимает место на стуле перед классом. Сначала он рассказывает биографию писателя от первого лица, начиная с представления (настоящее имя писателя, псевдоним). После рассказа отвечает на вопросы учащихся.

Учитель:

- значение каждого писателя определяется тем, как он действует на читательские мысли и чувства вызывают его книги, хочется встретиться с героями.

*Учитель раздает дополнительный материал о писателе, то, чего не было сказано.

- начальное образование получил дома

- в 5 лет сам прочёл роман Свифта «Путешествие Гулливера в страну лилипутов»(учитель предлагает ознакомится с книгой, показывает её учащимся)

- в 8 лет открыл для себя Пушкина

- первое самостоятельно прочитанное слово – море

- читая очень много, всё, что попадалось

- учителя отмечали хорошую память

- из детства Саша вынес мало приятных воспоминаний: дома часто били, даже мать; когда Саше было 13 лет, умерла его мать, оставив троих детей; потом пришла мачеха со своим сыном, а потом родился еще один ребёнок, поэтому отъезд из дома в 15 лет не вызвал никаких возражений. Отец где-то раздобыл 25 руб. и торопливо попрощался со своим сыном, который ни разу не испытал отцовской ласки и тем более любви, с малых лет узнал, что такое голод, холод, болезнь, ночлежки вне дома, равнодушие общества.

После окончания 4ёх классного Вятского городского училища уехал в Одессу (показать флажком город на карте), бродяжничал в поисках работы; перепробовал множество профессий. Он вспоминал: «…я плавал(был учеником матроса, работал банщиком)трудился на железной дороге, на приисках, на железных рудниках, на заготовке дров, был на военной службе, дезертировал, сидел в тюрьме, но всегда мечтал о море». Поэтому он создал в книгах весёлых и смешных людей, прекрасную землю – Гринландию, которой нет на карте. В возрасте 41 год (1921 год) он женился (2ой брак, живет с ней 11 лет она его переживёт на 38 лет (показать учащимся фотографию – на экране) и ей посвятил это произведение.

Грин не дожил до зенита своей славы, ему не суждено было видеть многочисленные издания своих произведений.

30.06.1932 у постели Грина собрались врачи, обсуждали его состояние здоровья. У Грина оказался не туберкулёз – заразная болезнь, поражающая лёгкие, кости, суставы, и другие органы, а рак легких и желудка. Надежды на спасение и выздоровление не было. И в это время пришёл почтальон, который принёс перевод на 500 рублей и бандероль с 25 экземплярами книг «Автобиографические повести» (это последнее его произведение). Прощаясь с врачами, Грин каждому подарил по книге. 8.07.1932 года Грин умирает со словами: «Помираю». Долгое время книги писателя не печатались, и лишь в 1956 году усилиями К. Паустовского Грин был возвращён в литературу и тогда его произведения стали издаваться миллионными тиражами. Человек, прошедший через все тяготы жизни (Гражданская война, голод, разруха), но остался с чистым и горячим сердцем. Советую прочитать книгу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Л. Варламова «Дом – музей Грина» (путеводитель по музею А. Грина в Феодосии). Но лучшее о нём говорят его книги (выставка книг).

«Алые паруса» - лучшая книга автора, которая, к счастью включена в школьную программу.

2012 год – 90 лет (книга – юбиляр, да и сам писатель юбиляр, в 2015 году исполнилось 135 лет со дня его рождения).

Грин назвал произведение «Алые паруса» феерией, так как сказка приходит в жизнь Ассоль.

Учитель:

- прочитаны последние страницы, книга закрыта. Какие впечатления, ощущения остались от прочитанного? (Обмен мнениями).

- кто из родителей вместе с вами прочитал произведение?

- чем затронула книга?

*учащиеся делятся своими впечатлениями.

- затронуты извечные проблемы:

- взаимоотношения «отцов» и «детей»

- тема воспитания;

- тема любви

- заставляет задуматься над собой? Кто я? Что сделал я хорошего?

- нужны ли сейчас такие неистовые (необычайно сильные) писатели?

Ответ: Да, нужны. Ведь если отнять у человека способность мечтать, то жизнь станет беспросветно серым, тоскливым существованием.

- Мне хочется обратиться к словам К. Паустовского, который сказал: «Если бы Грин умер, оставив нам только одну повесть «Алые паруса», то и этого было бы достаточно, чтобы поставить его в ряд замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце».

- Согласны ли вы со мной? В чём?

(Ответ: повесть утверждает, что человек мечтал о счастье, способен совершить чудеса, становиться лучше).

    Обсуждение (вопросы для обсуждения есть у каждого в печатном виде)

Учитель: с первых страниц книги мы встречаемся с одним из героев – Лонгреном. Кто он? Что узнаём о нём?

(Ответ: Лонгрен – матрос 2-ух мачтового парусного судна «Ориона», прослужил 10 лет, есть семья (дочь Ассоль, она родилась, когда Лонгрен был в плавании) жена Мэри).

- Почему этот человек вызывает симпатию, столько уважения?

*учащиеся предлагают свои ответы:

- оставшись без жены, он выполняет всю работу по дому

- в доме тепло, достаток

- ищет выход из трудных положений (изготавливает игрушки и продаёт)

- работает в огороде

- воспитывает дочь, а это труднее для мужчины, чем женщине (ответственность за воспитание)

- отказывается от основной работы, чтобы быть с дочерью, и отказывается от нянечки

- не женится

- не приглашает никого в дом и сам никуда не ходит

- не спился (хотя ходит в лавку, выпивает, но сразу идёт домой к дочери)

- в 8 лет выучил Ассоль читать

- вновь возвращается на корабль, когда дочь подросла, а игрушки уже не покупаются

- Как вы относитесь к этому? (учащиеся высказывают мнения, но приходят к единому: это настоящий мужчина, далеко не каждый может справиться с трудностями в жизни, он преподносит урок, каким должен быть мужчина, нашим юношам).

Итак, идёт обсуждение по вопросам, предложенным учащимся.

(-Нужно сказать, что никакие трудности повесть не вызывает, ребята охотно говорят, делятся впечатлениями, зачитывают отдельные отрывки, дополняют друг друга в некоторых случаях даже спорят, связывают где это возможно, с нашим временем).

- Каждый ли мужчина может поступить, как Лонгрен? (Ответ: нет, не каждый, а человек сильный!)

ИГРА «ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ!»

Учитель начинает, а учащиеся заканчивают задание.

- первое слово, которое прочёл А.Гриневский, было… (море)

- впервые он увидел море в г. Одессе в 16 лет, когда… (хотел стать матросом)

- Гринландия – страна Грина, карта которой есть в музее писателя в городе … (Феодосия – АР Крым, Украина)

- А. Грин, несмотря на сложенную судьбу, тяжёлые испытания, очень любил…(мечтать), как и его герои, о которых он рассказывал.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

- как звали человека, который приплыл под алыми парусами? (Грэй)

- как звали сына Меннерса? (Хин)

- кто такой Эгль? (собиратель песен, легенд, преданий и сказок)

- как называется знаменитый портовый город «Гринландии»? (Зурбачак, Лисс, Феодосия, Севастополь)

- как называется корабль Грэя? («Секрет»)

- из скольких человек состоит команда на судне? (24 человека)

- кто из известных художников рисовал иллюстрации к повести «Алые паруса»? (С. Бродский, В. Власов, В. Высоцкий)

- чему учит сказка?

(выбрать вариант твета)

- Иметь одну любовь,

- Найти свою половину,

- Верить в мечту и воплотить её в жизнь.

- а будут ли счастливы Ассоль и Грэй? (14 февраля – день влюблённых, ребята пишут пожелания одноклассникам).

*Затем читаются стихи о Грине (Брызгунова С. И группа девочек, исполняется песня «Алые паруса»).

Память о А. Грине и его повести «Алые паруса»

    Учреждена премия А. Грина

    Созданы музеи в Феодосии, Одессе

    Книга «Алые паруса» переведена на многие языки мира, книга выдержала огромное количество изданий (только на русском языке выходила больше, чем 100 раз)

    Во время ВОВ был поставлен спектакль «Алые паруса» и был показан в Москве, Кирове, Орле, Костроме, а также создан балет «Алые паруса»

    В 1961 году демонстрировался фильм по телевидению не только в нашей стране, но и за рубежом (Франции, США, Англии. Режиссёр А. Птушко писал: «Хочу сделать фильм, где будут жить герои, способные мечтать»).

    Новая экранизация на телеэкране была в 1983 году

    В газете «Комсомольская правда» идёт рубрика «Алые паруса» где старшеклассники ведут диалог

- о смысле жизни;

- о своём предназначении в жизни и на Земле;

- решаются вопросы молодёжи.

    Праздник выпускников под названием «Алые паруса» в Петербурге.

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

*Класс делится на три группы

1ая группа : создать корабль с алыми парусами

2ая группа : сделать несколько поделок и найти слова из повести, которые можно подписать под поделкой

3яя группа : ребята готовят инсценировку (ребята сами выбирают сцену) «Встреча Ассоль и Грэя» (костюмы, декорация)

    Подведение урока.

Оценка ставится всем. Из 17 человек было оценено:

*2 учащихся отсутствовали по уважительной причине.

VII . Домашнее задание.

Написать сочинение – миниатюру «Чем мне понравилась повесть – сказка «Алые паруса».

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Текст повести «Алые паруса»

    К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

    Л. Варламова «Дом – музей А. Грина (путеводитель по музею А. Грина в Феодосии)

    Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»

    Журнал «Литература в школе»

    Материалы из сети интернет.

    Рисунки учащихся.

*Урок предполагает использование мультимедийных технологий.

Великая Отечественная война даже спустя много десятилетий остается величайшим ударом для всего мира. Какая же это трагедия для сражающегося советского народа, потерявшего больше всего людей в этом кровавом поединке! Жизни многих (и военных, и штатских) оказались сломаны. Рассказ Шолохова «Судьба человека» правдиво живописует эти страдания, не отдельного человека, а всего народа, вставшего на защиту своей Родины.

Рассказ «Судьба человека» основан на реальных событиях: М.А. Шолохов встретил мужчину, рассказавшего ему свою трагическую биографию. Эта история была практически готовым сюжетом, но не сразу превратилась в литературное произведение. Писатель вынашивал свою идею 10 лет, но изложил ее на бумаге всего за несколько дней. И посвятил Е. Левицкой, которая помогла ему напечатать главный роман его жизни «Тихий Дон».

Рассказ вышел в газете «Правда» накануне нового, 1957 года. А вскоре был прочитан на Всесоюзном радио, услышан всей страной. Слушатели и читатели были потрясены силой и правдивостью этого произведения, оно завоевало заслуженную популярность. В литературном отношении эта книга открыла для писателей новый способ раскрывать тему войны – через судьбу маленького человека.

Суть рассказа

Автор случайно встречается с главным героем Андреем Соколовым и его сыном Ванюшкой. В ходе вынужденной задержки на переправе мужчины разговорились, и случайный знакомый поведал писателю свою историю. Вот, о чем он рассказал ему.

До войны Андрей жил как все: жена, дети, хозяйство, работа. Но тут грянул гром, и герой ушел на фронт, где служил водителем. В один роковой день машина Соколова попала под обстрел, его контузило. Так он попал в плен.

Группу пленных привели в церковь на ночевку, в эту ночь произошло много происшествий: расстрел верующего, который не смог осквернить церковь (не выпускали даже «до ветру»), а с ним и несколько случайно попавших под автоматную очередь людей, помощь врача Соколову и другим раненым. Также главному герою пришлось задушить другого пленного, так как тот оказался предателем и собирался выдать комиссара. Еще во время очередного перегона в концлагерь Андрей пытался бежать, но был пойман собаками, которые лишили его последней одежды и всего искусали, что «кожа с мясом полетели клочьями».

Потом концлагерь: нечеловеческая работа, почти голодное существование, побои, унижения – вот что пришлось пережить Соколову. «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит!» — неосмотрительно произнес Андрей. И за такое предстал перед лагерфюрером Мюллером. Главного героя хотели пристрелить, но он переборол страх, храбро выпил три стопки шнапса за свою погибель, за что заслужил уважение, буханку хлеба и кусок сала.

Ближе к концу военных действий Соколова назначили шофером. И, наконец, появилась возможность для побега, да еще вместе с инженером, которого герой возил. Не успела утихнуть радость от спасения, подоспело горе: он узнал о гибели семьи (в дом попал снаряд), а ведь все это время жил лишь надеждой на встречу. В живых остался один сын. Анатолий тоже защищал Родину, с Соколовым одновременно подошли они к Берлину с разных сторон. Но прямо в день победы убили последнюю надежду. Остался Андрей совсем один.

Тематика

Главная тема рассказа – человек на войне. Эти трагические события – индикатор личностных качеств: в экстремальных ситуациях раскрываются те черты характера, которые обычно скрыты, понятно, кто есть кто на самом деле. Андрей Соколов до войны ничем не отличался особенно, был как все. Но в бою, пережив плен, постоянную опасность для жизни, он показал себя. Раскрылись его поистине героические качества: патриотизм, смелость, стойкость, воля. С другой стороны, такой же пленный, как Соколов, вероятно, также ничем не отличающийся в обычной мирной жизни, собирался предать своего комиссара, чтобы выслужиться перед врагом. Так, в произведении находит свое отражение и тема нравственного выбора.

Также М.А. Шолохов касается темы силы воли. Война отняла у главного героя не только здоровье и силы, но и всю семью. У него нет дома, как же продолжать жить, что делать дальше, как найти смысл? Этот вопрос интересовал сотни тысяч людей, переживших похожие потери. И для Соколова новым смыслом стала забота о мальчике Ванюшке, который также остался без дома и семьи. И ради него, ради будущего своей страны нужно жить дальше. Вот и раскрытие темы поиска смысла жизни – его настоящий человек находит в любви и надежде на будущее.

Проблематика

  1. Проблема выбора занимает важное место в рассказе. Каждый человек стоит перед выбором каждый день. Но не всем приходится выбирать под страхом смерти, зная, что от этого решения зависит твоя судьба. Так, Андрею приходилось решать: предать или остаться верным присяге, согнуться под ударами врага или бороться. Соколов смог остаться достойным человеком и гражданином, потому что определял свои приоритеты, руководствуясь честью и моралью, а не инстинктом самосохранения, страхом или подлостью.
  2. Во всей судьбе героя, в его жизненных испытаниях, отражается проблема беззащитности простого человека перед лицом войны. От него мало что зависит, на него наваливаются обстоятельства, из которых он пытается выйти хотя бы живым. И если себя Андрей смог спасти, то свою семью — нет. И он чувствует себя виноватым за это, хотя это и не так.
  3. Проблема трусости реализуется в произведении посредством второстепенных героев. Образ предателя, который ради сиюминутной выгоды готов пожертвовать жизнью однополчанина, становится противовесом образу отважного и сильного духом Соколова. И такие люди были на войне, говорит автор, но их было меньше, только поэтому мы одержали победу.
  4. Трагедия войны. Многочисленные потери понесли не только солдатские части, но и мирные жители, которые никак не могли защитить себя.
  5. Характеристика главных героев

    1. Андрей Соколов – обычный человек, один из многих, которым пришлось оставить мирное существование ради того, чтобы отстоять Родину. Простой и счастливый быт он меняет на опасности войны, даже не представляя, как можно остаться в стороне. В экстремальных обстоятельствах он сохраняет душевное благородство, проявляет силу воли и стойкость. Под ударами судьбы он сумел не сломаться. И найти новый смысл жизни, что выдает в нем доброту и отзывчивость, ведь он приютил сироту.
    2. Ванюшка – одинокий мальчик, которому приходится ночевать, где придется. Мать его убили при эвакуации, отца на фронте. Оборванным, пыльным, в арбузном соке – таким он предстал перед Соколовым. И Андрей не мог оставить ребенка, представился его отцом, дав шанс на дальнейшую нормальную жизнь и себе, и ему.

    В чем смыл произведения?

    Одна из главных идей рассказа – необходимость учесть уроки войны. На примере Андрея Соколова показано не то, что может сделать война с человеком, а что может сотворить со всем человечеством. Замученные концлагерем пленные, осиротевшие дети, разрушенные семьи, выжженные поля – это не должно повторяться никогда, поэтому и не должно забываться.

    Не менее важна идея того, что в любой, даже самой страшной ситуации, надо оставаться человеком, не уподобляться животному, которое от страха действует только на основании инстинктов. Выжить – главное для любого, но если это дается ценой предательства себя, своих товарищей, Родины, то спасшийся солдат — уже не человек, он не достоин этого звания. Соколов не предал своих идеалов, не сломался, хотя прошел через то, что современному читателю даже представить сложно.

    Жанр

    Рассказ – короткий литературный жанр, раскрывающий одну сюжетную линию и несколько образов героев. «Судьба человека» относится именно к нему.

    Однако если присмотреться к композиции произведения, то можно уточнить общее определение, ведь это – рассказ в рассказе. Вначале повествует автор, который волею судьбы встретился и разговорился со своим персонажем. Андрей Соколов сам описывает свою трудную жизнь, повествование от первого лица позволяет читателям лучше проникнуться чувствами героя и понять его. Авторские ремарки вводятся, чтобы характеризовать героя со стороны («глаза, словно присыпанные пеплом», «ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах… только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы») и показать, как глубоко страдает этот сильный человек.

    Какие ценности пропагандирует Шолохов?

    Главная ценность для автора (и для читателей) – мир. Мир между государствами, мир в обществе, мир в душе человека. Война разрушила счастливое течение жизни Андрея Соколова, как и множества людей. Эхо войны до сих пор не утихает, поэтому уроки ее нельзя забывать (хотя часто в последнее время это событие переоценивается в политических целях, далеких от идеалов гуманизма).

    Также писатель не забывает о вечных ценностях личности: благородстве, смелости, воле, желании прийти на помощь. Время рыцарей, дворянского достоинства давно прошло, однако истинное благородство не зависит от происхождения, оно в душе, выражается в ее способности к милосердию и сопереживанию, даже если окружающий мир рушится. Этот рассказ – отличный урок мужества и нравственности для современных читателей.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Главным героем рассказа является шофер Андрей Соколов. Это обыкновенный рядовой солдат Советской армии, переживший страшную трагедию во время Великой Отечественной войны, потеряв самых близких людей.

В произведении изображена суровая правда жизни со всеми ее трудностями и горестями, тяжелая борьба за идеалы человечества.

Соколов - трагическая фигура. Он - представитель народа, яркий носитель именно тех черт, которые свойственны характеру всего народа, его самобытной индивидуальности.

Главной из этих черт можно назвать любовь и привязанность к родной стране. Он постоянно вспоминает о Родине, проявляет милосердие и величие души. Он пошел на войну для того, чтобы защищать родные места.

Еще одним важным качеством героя является его скромность, проявляющаяся уже в явном нежелании, с которым он начинает рассказывать о своей трагической жизни.

Кроме того, уместно говорить о героизме Андрея Соколова, вспомнив о его поведении в плену.

Таким образом, все перечисленные факты указывают на жизненную силу героев, их народный характер. В данном произведении автор продолжает и развивает в русской литературе традиции Пушкина, Гоголя, Толстого, Лескова и других писателей, раскрывающих характер простого русского человека, являющегося средоточием силы и жизненной стойкости народа.

План

Встреча автора с Андреем Соколовым. Его рассказ о своей жизни: семейная жизнь, уход на фронт; плен; убийство предателя; концлагерь, угощение коменданта; побег из плена; известие о гибели семьи; смерть сына; переезд в Урюпинск, усыновление мальчика-сироты; дорога в Кашарский район.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека», план уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    "За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так искази Ла? Нет мне ответа ни при темноте, ни при ясном солнышке..." М. Шолохов У М. В. Исаковского есть стихотворение: "Враги сожгли родную хату,Сгубили всю его семью.Куда ж теперь идти солдату,Кому нести печаль свою?" Очень похожую на эту семейную трагедию услышал М. Шолохов в первый послевоенный год. Однажды около речной переправы писатель встретил мужчину с мальчиком. Они закурили, разговорились. И мужчина, приняв Шолохова
    По горизонтали: 5. Французский писатель, современник М. Шолохова, высоко ценивший литературное творчество писателя. 6. Колхозник-бригадир в романе «Поднятая целина». 8. Воинское звание старшего брата Николая Стрельцова из романа «Они сражались за родину». 11. Возница из романа «Поднятая целина». 12. Пулемётчик с тачанки из рассказа «Шибалково семя». 16. Лейтенант, главный герой «Науки ненависти». 18. Имя одного из сыновей писателя. 19. Народный артист СССР, сыгравший роль Григория Мелехова. 20. Кулак из романа
    В конце 56г. М. А.Шолохов опубликовал свой рассказ "Судьба человека". Это рассказ о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на жизнь и свободу родине. Андрей Соколов - скромный труженик, отец большого семейства жил, работал и был счастлив, но грянула война. Соколов, как и тысячи других, ушел на фронт. И тут все беды войны нахлынули на него: был контужен и попал в
    ВАЖНЫЕ ЭПОХИ ЖИЗНИ ИНОГДА В САМОМ ОБЫКНОВЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ РАЗГОРАЕТСЯ ИСКРА ГЕРОЙСТВА» (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека») В конце 1956 года М. А. Шолохов опубликовал свой рассказ «Судьба человека». Это рассказ о простом человеке на большой войне. Русский человек прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем невосполнимых личных утрат и трагических лишений отстоял Родину, утвердив великое право на жизнь, на свободу и независимость своей Родины. В рассказе поднята проблема
    Судьба народа в трагические периоды истории (по произведениям М. А. Шолохова)Война как трагедия народа в русской литературе XX векаВеликая Отечественная война закончилась 55 лет назад, но память о ней жива и будет жить вечно, потому что именно в этой войне раскрылись лучшие черты русского национального характера: его мужество, стойкость, массовый героизм и патриотизм. Наш народ сломил хребет фашистскому зверю, под ноги которого покорна легла Европа. Да, мы победили, но слишком
    Книги, написанные после войны, дополняли ту правду, которая была сказана и в годы войны, но новаторство заключалось в том, что привычные жанровые формы наполнялись новым содержанием. В военной прозе получили развитие две ведущие концепции: концепция исторической правды и концепция человека. Принципиально важную роль в становлении новой волны сыграл рассказ Михаила Шолохова "Судьба человека" (1956). Значительность рассказа определяется уже через само жанровое определение: "рассказ-трагедия", "рассказ-эпопея", "эпос, сжатый до размеров рассказа". Благодаря этому
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою