Семейные традиции необходимо передавать из поколения в поколение, и вот почему. Создайте свои собственные новогодние семейные традиции Итак, примеры интересных семейных традиций

В большинстве семей есть свои гласные или негласные традиции. Насколько они важны для воспитания счастливых людей?

Традиции и обряды присущи каждой семье. Даже если вы считаете, что в вашей семье нет ничего подобного, скорее всего, вы немного ошибаетесь. Ведь даже утреннее: «Привет!» и вечернее: «Спокойной ночи!» — это тоже своего рода традиции. Что уже говорить о воскресных обедах всей семьей или коллективном изготовлении елочных украшений.


Для начала вспомним, что же значит такое простое и знакомое с детства слово «семья». Согласитесь, могут быть разные варианты на тему: и «мама, папа, я», и «родители и бабушки с дедушками», и «сестры, братья, дяди, тети и т.д.». Одно из самых популярных определений этого термина гласит: «Семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью». То есть, это не просто кровные родственники, живущие под одной крышей, но и люди, помогающие друг другу и взаимно ответственные. Члены семьи в истинном понимании этого слова любят друг друга, поддерживают, вместе радуются по веселым поводам и грустят по печальным. Они как бы все вместе, но при этом учатся уважать мнение и личное пространство друг друга. И есть что-то, что их объединяет в одно целое, присущее только им, помимо штампов в паспорте.

Это «что-то» и есть семейные традиции. Вспомните, как в детстве любили приезжать к бабушке на лето? Или отмечать дни рождения большой толпой родственников? Или наряжать елку вместе с мамой? Эти воспоминания наполнены теплом и светом.

Что же есть семейные традиции? Толковые словари говорят следующее: «Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Скорее всего, это те привычные стандарты поведения, которые ребенок понесет с собой в свою будущую семью, и передаст уже своим детям.

Что же дают семейные традиции людям? Во-первых, они способствуют гармоничному развитию ребенка. Ведь традиции предполагают многократное повторение каких-то действий, а, значит, стабильность. Для малыша такая предсказуемость очень важна, благодаря ей он со временем перестает бояться этого большого непонятного мира. А чего пугаться, если все постоянно, стабильно, и родители рядом? Кроме того, традиции помогают детям увидеть в родителях не просто строгих воспитателей, но и друзей, с которыми интересно вместе проводить время.

Во-вторых, для взрослых семейные традиции дают ощущение единства со своей родней, сближают, укрепляют чувства. Ведь зачастую это моменты приятного совместного времяпрепровождения с самыми близкими, когда можно расслабиться, быть собой и радоваться жизни.

В-третьих, это культурное обогащение семьи. Она становится не просто комбинацией отдельных «я», а полноценной ячейкой общества, несущей и делающей свой вклад в культурное наследие страны.

Конечно же, это далеко не все «плюсы» семейных традиций. Но даже этого вполне достаточно, чтобы задуматься: а чем живут наши семьи? Возможно, стоит добавить немного интересных традиций?


Семейных традиций в мире существует огромное разнообразие. Но все же в целом можем попробовать их условно разделить на две большие группы: общие и специальные.

Общие традиции – это традиции, встречающиеся в большинстве семей в том или ином виде. К ним можно отнести:

  • Празднование дней рождений и семейных праздников. Такая традиция наверняка станет одним из первых знаменательных событий в жизни малыша. Благодаря таким обычаям и дети, и взрослые получают множество «бонусов»: предвкушение праздника, хорошее настроение, радость общения с семьей, ощущение своей нужности и значимости для близких. Эта традиция – одна из самых теплых и веселых.
  • Домашние обязанности всех членов семьи, уборка, раскладывание вещей по местам. Когда малыш с малых лет приучается к своим домашним обязанностям, он начинает чувствовать себя включенным в жизнь семьи, учится заботе.
  • Совместные игры с детьми. В таких играх принимают участие и взрослые, и маленькие. Делая что-то вместе с детьми, родители показывают им пример, учат разным навыкам, проявляют свои чувства. Потом, по мере взросления ребенка, ему проще будет сохранить доверительные отношения с мамой и папой.
  • Семейный обед. Очень многие семьи чтят традиции гостеприимства, что помогает объединять семьи, собирая их за одним столом.
  • Семейный совет. Это «собрание» всех членов семьи, на котором решаются важные вопросы, обсуждается ситуация, строятся дальнейшие планы, рассматривается бюджет семьи и т.п. Очень важно привлекать к совету детей – так ребенок научится быть ответственным, а также лучше понимать своих родных.
  • Традиции «кнута и пряника». У каждой семьи есть свои правила, за что можно (если можно) наказывать ребенка, и как его поощрять. Кто-то дает дополнительные карманные деньги, а кто-то – совместный поход в цирк. Главное для родителей – не переборщить, излишние требования взрослых могут сделать ребенка безынициативным и вялым или, наоборот, завистливым и злым.
  • Ритуалы приветствия и прощания. Пожелания доброго утра и сладких снов, поцелуи, объятия, встреча при возвращении домой – все это является знаками внимания и заботы со стороны близких.
  • Дни памяти умерших родных и близких.
  • Совместные прогулки, походы в театры, кино, на выставки, поездки в путешествия – эти традиции обогащают жизнь семьи, делают ее более яркой и насыщенной.

Специальные традиции – это особые традиции, присущие одной данной семье. Возможно, это привычка по воскресеньям спать до обеда, или по выходным отправляться на пикник. Или домашний кинотеатр. Или походы в горы. Или…

Также все семейные традиции можно разделить на сложившиеся сами по себе и сознательно внесенные в семью. О том, как создать новую традицию, мы поговорим немного позже. А сейчас рассмотрим интересные примеры семейных традиций. Возможно, какая-то из них понравится и вам, и вы захотите ее внедрить в свою семью?


Сколько семей – сколько и примеров традиций можно найти в мире. Но иногда они бывают такими интересными и необычными, что сразу начинаешь задумываться: «А не придумать ли мне чего-нибудь наподобие?».

Итак, примеры интересных семейных традиций:

  • Совместная рыбалка до утра. Папа, мама, дети, ночь и комары – на это решатся немногие! Но зато и масса эмоций и новых впечатлений тоже обеспечена!
  • Семейное приготовление пищи. Мама месит тесто, папа крутит фарш, а ребенок лепит пельмени. Ну и что, что не совсем ровно и правильно. Главное, что все веселые, счастливые и испачканные в муке!
  • Квесты по случаю дня рождения. Каждому имениннику – будь то ребенок или дедушка – утром вручается карта, по которой он ищет подсказки, ведущие его к подарку.
  • Поездки к морю зимой. Собрать всей семьей рюкзаки и отправиться на морское побережье, подышать свежим воздухом, устроить пикник или переночевать в зимней палатке – все это подарит необычные ощущения и объединит семью.
  • Рисовать друг другу открытки. Просто так, без повода и специального художественного таланта. Вместо того, чтобы обидеться и надуться, написать: «Я тебя люблю! Хоть ты порой и невыносим… Но я тоже не подарок.».
  • Вместе с малышней печь коржики на праздник Св. Николая для детей-сирот. Совместные бескорыстные добрые дела и поездки в детский дом помогут детям стать добрее и участливее, и вырасти небезразличными людьми.
  • Сказка на ночь. Нет, не просто, когда мама читает малышу. А когда читают все взрослые по очереди, а слушают все. Светлое, доброе, вечное.
  • Встречать Новый год каждый раз в новом месте. Неважно, где это будет – на площади чужого города, на вершине горы или возле египетских пирамид, главное – не повторяться!
  • Вечера стихов и песен. Когда семья собирается вместе, все садятся в кружочек, сочиняют стихи – каждый по строчке – и сразу же придумывают к ним музыку, и поют под гитару. Здорово! Также можно устраивать домашние спектакли и кукольный театр.
  • «Подкладывание» подарков соседям. Оставаясь незамеченными, семья одаривает соседей и друзей. Как же приятно дарить!
  • Говорим теплые слова. Каждый раз перед едой все говорят друг другу приятные слова и комплименты. Воодушевляет, правда?
  • Приготовление пищи «с любовью». «А ты любовь положил?» «Да, конечно, сейчас положу. Подай, пожалуйста, она в шкафчике!».
  • Праздник на верхней полке. Обычай встречать все праздники в поезде. Весело и в движении!


Для того, чтобы создать новую семейную традицию, необходимо всего две вещи: ваше желание и принципиальное согласие домочадцев. Алгоритм создания традиции можно привести к следующему:

  1. Собственно, придумайте саму традицию. По максимуму постарайтесь задействовать всех членов семьи, чтобы создать дружескую сплоченную атмосферу.
  2. Сделайте первый шаг. Попробуйте свое «действо». Очень важно насытить его позитивными эмоциями – тогда все с нетерпением будут ждать следующего раза.
  3. Будьте умеренны в своих желаниях. Не стоит сразу внедрять много различных традиций на каждый день недели. Для того, чтобы обычаи закрепились, нужно время. Да и когда все в жизни до мелочей распланировано – это тоже неинтересно. Оставьте пространство для сюрпризов!
  4. Закрепляйте традицию. Необходимо повторить ее несколько раз, чтобы она запомнилась и начала неукоснительно соблюдаться. Но не доводите ситуацию до абсурда – если на улице пурга или ливень, возможно, стоит отказаться от прогулки. В других же случаях традицию лучше соблюдать.

Когда создается новая семья, часто бывает так, что у супругов не совпадают понятия о традициях. Например, в семье жениха заведено все праздники отмечать в кругу многочисленной родни, а невеста встречала эти события только с мамой и папой, а какие-то даты вообще не справлялись. В таком случае, у молодоженов сразу же может назреть конфликт. Что делать в случае разногласий? Совет прост – только компромисс. Обсудите проблему и найдите наиболее подходящее обоим решение. Придумайте новую традицию – уже общую – и все наладится!


В России испокон веков семейные традиции чтились и оберегались. Они являются очень важной частью исторического и культурного наследия страны. Какие же семейные традиции были в России?

Во-первых, важным правилом для каждого человека было знание своей родословной, притом не на уровне «бабушки-дедушки», а гораздо глубже. В каждой дворянской семье составлялось генеалогическое древо, подробная родословная, бережно хранились и передавались истории о жизни предков. Со временем, когда появились фотоаппараты, началось ведение и хранение семейных альбомов, передача их по наследству молодым поколениям. Эта традиция дошла и до наших времен – во многих семьях есть старые альбомы с фотографиями близких и родных, даже тех, кого уже нет с нами. Всегда приятно пересмотреть эти «картинки прошлого», порадоваться или, наоборот, взгрустнуть. Сейчас же, с широким распространением цифровой фототехники, кадров становится все больше, но чаще всего они так и остаются электронными файлами, не «перетекшими» на бумагу. С одной стороны, так хранить фото намного проще и удобнее, они не занимают места на полках, не желтеют со временем, не пачкаются. Да и снимать можно намного чаще. Но и того трепета, связанного с ожиданием чуда, тоже стало меньше. Ведь в самом начале фотоэры поход на семейное фото был целым событием – к нему тщательно готовились, нарядно одевались, все вместе радостно шли – чем вам не отдельная красивая традиция?

Во-вторых, исконно русской семейной традицией было и остается почитание памяти родственников, поминание ушедших, а также уход и постоянная забота о пожилых родителях. Этим, стоит заметить, русский народ отличается от европейских стран, где престарелыми гражданами в основном занимаются специальные учреждения. Хорошо это или плохо – судить не нам, но то, что такая традиция есть и она жива – это факт.

В-третьих, в России издревле было заведено передавать из поколения в поколения семейные реликвии – драгоценности, посуду, какие-то вещи далеких родственников. Часто молодые девушки выходили замуж в подвенечных платьях своих мам, которые ранее получили их от своих мам и т.д. Поэтому в очень многих семьях всегда были специальные «тайнички», где хранились дедушкины часы, бабушкины кольца, семейное серебро и другие ценности.

В-четвертых, ранее очень популярно было называть родившегося ребенка в честь кого-то из членов семьи. Так появлялись «семейные имена», и семьи, где, например, дедушка Иван, сын Иван и внук Иван.

В-пятых, важной семейной традицией русского народа было и есть присвоение ребенку отчества. Таким образом, уже при рождении малыш получает часть имени рода. Называя кого-то по имени – отчеству, мы выражаем свое почтение и вежливость.

В-шестых, ранее очень часто ребенку присваивали церковное имя в честь святого, которого чествуют в день рождения малыша. По поверьям, такое имя будет защищать ребенка от злых сил и помогать в жизни. В наши дни такая традиция соблюдается нечасто, и в основном среди глубоко верующих людей.

В-седьмых, на Руси существовали профессиональные династии – целые поколения пекарей, сапожников, врачей, военных, священников. Вырастая, сын продолжал дело отца, потом это же дело продолжал его сын, и так далее. К сожалению, сейчас такие династии в России встречаются очень и очень редко.

В-восьмых, важной семейной традицией было, да и сейчас все чаще к этому возвращаются, обязательное венчание молодоженов в церкви, и крещение младенцев.

Да, много интересных семейных традиций было в России. Взять хотя бы традиционное застолье. Не зря ведь говорят о «широкой русской душе». А ведь и правда, к приему гостей тщательно готовились, убирали в доме и во дворе, накрывали столы лучшими скатертями и полотенцами, ставили разносолы в посуде, хранимой специально для торжественных случаев. Хозяйка выходила на порог с хлебом-солью, кланялась в пояс гостям, а они в ответ кланялись ей. Затем все шли за стол, ели, пели песни, общались. Эх, красота!

Какие-то из этих традиций безнадежно канули в Лету. Но как же интересно замечать, что многие из них живы, и их по-прежнему передают из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери… А, значит, у народа есть будущее!

Культ семейных традиций в разных странах

В Великобритании важным моментом в воспитании ребенка является цель вырастить истинного англичанина. Детей растят в строгости, учат их сдерживать свои эмоции. На первый взгляд может показаться, что англичане любят своих детей меньше, чем родители в других странах. Но это, конечно же, обманчивое впечатление, ведь они просто привыкли проявлять свою любовь по-другому, не так, как, например, в России или в Италии.

В Японии очень редко можно услышать детский плач – все желания детей до 6 лет сразу же исполняются. Все эти годы мать занимается только воспитанием малыша. Зато потом ребенок идет в школу, где его ждет строгая дисциплина и порядок. Любопытно также то, что под одной крышей обычно живет вся большая семья – и старики, и младенцы.

В Германии существует традиция поздних браков – там редко кто создает семью до тридцати лет. Считается, что до этого времени будущие супруги могут реализоваться на работе, построить карьеру, и уже способны обеспечить семью.

В Италии понятие «семья» всеобъемлющее – в него включаются все родственники, в том числе и самые отдаленные. Важной семейной традицией являются совместные обеды, на которых все общаются, делятся своими новостями, обсуждают насущные проблемы. Интересно, что в выборе зятя или невестки далеко не последнюю роль играет итальянская мама.

Во Франции женщины предпочитают карьеру воспитанию детей, поэтому по истечению совсем недолгого времени после рождения ребенка мама возвращается на работу, а ее чадо направляется в детский сад.

В Америке интересной семейной традицией является привычка с раннего детства приучать детей к жизни в обществе, якобы это поможет их чадам во взрослом возрасте. Поэтому вполне естественно увидеть семьи с маленькими детьми и в кафе, и на вечеринках.

В Мексике культ брака не столь высок. Семьи часто живут без официальной регистрации. А вот мужская дружба там довольно крепка, сообщество мужчин поддерживает друг друга, помогает в решении проблем.


Как видим, семейные традиции – это интересно и здорово. Не пренебрегайте ими, ведь они сплачивают семью, помогают ей стать единым целым.

«Любите свою семью, проводите с ней время вместе и будьте счастливы!»
Анна Кутявина для сайта сайт

-- [ Страница 9 ] --

(Акс.) 7) Из-за сильного переутомления я не мог заснуть, так что ночь показалась мне, несмотря на всё своё великолепие, очень длинной. (М.-Мак.) 2) Снег становился всё белее и ярче так, что ломило глаза. (Л.) 3) Воздух становился так редок, что было больно дышать. (Повеств., невоскл., сложное, сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным степени, относящимся к сказуемому с указательным словом и присоединенным к главному с помощью союза «что»; главное – двусост., распр., полное, придаточное – односост. безл., нераспр., полное.) (Л.) (Г.) 5) Я шёл очень скоро и так согрелся, что не заметил даже, как сильный мороз схватил траву и первые цветы. (Пришв.) 122. 1) Изъяснит. 2) Изъяснит. 3) Изъяснит. 4) Гусь взял в клюв другую верёвочку и потянул её, отчего тотчас же раздался оглушительный выстрел. (Ч.) 5) Пятого-шестого мая приеду в Петербург, о чём я уже писал художнику. (Ч.) 6) В ту же ночь приехал я в Симбирск, где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей, что и было поручено Савельичу. (П.) 123. (устно).

124. I. 1) Андрий поднял глаза и увидел стоявшую у окна краопред.

савицу, (какой не видел отроду). (Г.) 2) Я поглядел на неё сбоку, (так что мне стал виден чистый, нежный профиль её слегка науступки клонённой головы). (Купр.) 3) (Несмотря на то что небо покрыто кучевыми облаками), солнце светило ярко. (Арс.) 4) Решено было идти завтра, (если дождь перестанет). (Арс.) 5) Надо было торопричины питься, (так как начинало светать). (В. Кат.) 6) Тёмно-синяя поверхность моря сбросила с себя сумрак ночи и ждёт первого луча, (чтобы заиграть весёлым блеском). (Л. Т.) 7) (По мере того как угасал день), в лесу становилось всё тише и тише. (Арс.) 8) Всюместа ду, (куда ни взглянешь), виднелись мачты и развевающиеся на мачтах флаги. (Н. Чук.) 9) Было так тихо, (что слышно было редстепени кое падение капель с нависших ветвей). (Бун.) 10) Я полагал, (что мы скоро выйдем к морю), но ошибся. (Арс.) 11) В синеватой даопред.

ли, (где последний видимый холм сливался с туманом), ничто не шевелилось. (Ч.) II. 1) Нет ничего такого, (что нельзя было бы уложить в прообр. действ.

стые, ясные слова). 2) Писать нужно так, (чтоб читатель видел изображённое словами как доступное осязанию). 3) Родной язык надо любить, как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говоцели рить, (чтобы при случае передать свою мысль другому человеку ясно и просто). 4) Нужно любить то, (что делаешь), и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества. 5) Всякое масусл.

терство нужно хорошо знать, (если хочешь хорошо работать).

6) Хозяин тот, (кто трудится).

Сумрак – мгла (син.), трудится – работает (син.).

I. Солнце (что делало?) светило – глагол. II. Н. ф. – светить.

Пост.: несов. вид, неперех., 2 спр.

Непост.: в форме изъяв. накл., ед. ч., прош. вр., ср. р.

I. Мы (что сделаем?) выйдем – глаг. II. Н. ф. – выйти.

Пост.: сов. в., неперех., 1 спр.

Непост.: в форме изъяв. накл., мн. ч., буд. вр., 1 л.

III. В предложении – сказуемое.

125. 1) Куда бы нас отчизна ни послала, мы с честью дело сделаем своё. (Исак.) 2) Там, куда ещё не проникли солнечные лучи, всё утопало в синей предрассветной дымке. (Горб.) 3) На высоком голубом небе ни облачка. (Станюк.) 4) Чего только не было на столе! (Гонч.) 5) Я не доставлю вас, пока не дадите ответа. (П.) 6) Кто не бывал в тайге Уссурийского края, тот не может себе представить, какая это чаща, какие заросли. (Арс.) 7) Как ни мал дождь в лесу, он всегда вымочит до последней нитки. (Арс.) 8) Мороз не смягчается ни на минуту. (Гонч.) Не служит для отрицания, ни – для утверждения или для усиления отрицания, где не стоит при сказуемом.

126. 1) Водитель сказал, что автобус идет в парк. (Изъясн.) 2) Ученик сделал работу так, что ему пришлось ее переделывать.

(Образа действия.) 3) Друг сказал, что вечером занят. (Изъясн.) 4) Этот праздник удался потому, что ребята очень старались.

(Причины.) 5) Мы не могли понять, что происходит. (Изъясн.) 6) Вдруг вспомнилось происшествие, что случилось прошлым летом. (Опред.) 127. Хранить семейные традиции (хранить традиции – управление, семейные традиции – согласование), таинственная прелесть, ветеран войны (управление), весенний карнавал, районный фестиваль, юные таланты, кожаный чемодан, стеклянная витрина, ветряной двигатель, будущие поколения, ветреная погода, подробно комментировать шахматную партию (подробно комментировать – примыкание, комментировать партию – управление, шахматную партию – согласование), собирать старинные монеты, пряная зелень, гостиный двор.

НН пишутся в прилагательных, образованных от существительных с основой, заканчивающейся на н (весенний, песенный), а также с суффиксом енн (исключение – ветреный).

Н пишется в прилагательных с суффиксами ан (ян), ин (кожаный, серебряный, мышиный). Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

128. 1) Постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймёте, что есть много книг, без которых нельзя жить... (Изъясн.) (Д. Лихачев.) 2) Когда у меня в руках новая книга (времени), я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное (изъясн.). (М. Г.) 3) Волненью давнему парнишки доступна полностью душа, как вспомню запах первой книжки и самый вкус карандаша (времени). (Твард.) 4) Каждая книга писателя, если она написана кровью сердца (условия), – это воплощение самых заветных его дум. (Гл.) 5) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались (времени), вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга. (Марш.) 6) Чтобы открыть неведомые страны (цели), нужен был не только учебник навигации, но и «Робинзон Крузо».



(Ильин.) 7) Для того чтобы написать популярную книгу (цели), надо исключительно хорошо знать, о чём пишешь. (П. К.) 8) Книга учит, даже когда вы этого не ждёте и, может быть, не хотите (уступки). Власть книги огромна. (С.-Сок.) 129. (устно).

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

9. Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них 130. 1) [Мересьев увидел], (как вздрогнул Гвоздев), (как резко он повернулся), (как сверкнули из-под бинтов глаза). (Пол.) 2) [Мы были на летних каникулах], (когда мать, остававшаяся всё лето в городе, прислала известие), (чтобы мы все приезжали). (Кор.) 3) (Когда дверь была заперта на ключ), [Арина Петровна приступила к делу], (по поводу которого был созван семейный совет). (С.-Щ.) 131. I. 1) [Синцов долго не мог ни у кого узнать], (когда же пойдёт тот поезд на Минск, с которым ему предстояло отправляться). (Повеств., невоскл., сложное, сложноподчиненное с двумя придаточными с последовательной связью; 1-е, изъяснительное, относится к сказуемому главного «не мог узнать» и присоединено к главному с помощью союзного слова «когда»; 2-е, определительное, относится к 1-му придаточному, к существительному «поезд», и прикреплено с помощью союзного слова «с которым»; главное – двусост., распр., полное, 1-е придаточное – двусост., распр., полное, 2-е – односост. безличное, распр., полное.) (Сим.) 2) (Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон), [ему показалось], (что кто-то, затаившийся в углу, во тьме, теперь увидит и схватит его). (Фад.) 3) [Кучер Трофим, |наклонясь к переднему окну|, сказал моему отцу], (что дорога стала тяжела), (что нам не доехать засветло до Парашина), (что мы запоздаем). (Повеств., невоскл., сложное, сложноподчиненное с тремя однородными придаточными изъяснительными, относящимися к сказуемому и присоединенными к главному с помощью союзов «что»; главное – двусост., распр., полное, осложнено обособленным обстоятельствлм, выраженным деепричастным оборотом; первое и третье придаточные – двусост., нераспр., полные, второе – двусост., распр., полное.) (Акс.) 4) [Снова, после долгих лет разлуки, я увидел этот огромный сад], (в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства) и (который много раз потом снился мне). (Дост.) 5) [Я ни о чём другом, кроме уженья, не мог ни думать, ни говорить], (так что мать сердилась и сказала), (что не будет меня пускать), (потому что я от такого волнения могу захворать). (Акс.) 6) [Медведь так полюбил Никиту], (что, (когда он уходил кудалибо), зверь тревожно нюхал воздух). (М. Г.) 1) [гл.], (когда … сущ.), (с которым). последоват. подчинение 2) (когда), о чем? (что). параллельное подч.

3) [гл.], (что), (что), (что). однород. подч.

4) [ сущ.], (в котором) и (который). однородное подч.

5) последоват. подч.

6) последоват. подч.

II. 1) (Пока свободою горим), (пока сердца для чести живы), [мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы]. (П.) 2) [В дни, (когда налетающий с запада шквал сыпал ливнями огненных стрел), я отчизне, как сын и солдат, отдавал всё], (что мог), (что имел), (что умел). (Сурк.) 3) [Мы в песнях для потомства сбережём названья тех сгоревших деревень], (где за последним горьким рубежом кончалась ночь и начинался день). (Сурк.) 1) однород. подч.

2) параллельное и однородное подч.

3) сложноподч. с прид. опред.

132. 1) Когда прогремит гром, не следует бояться молнии, потому что опасность её удара уже миновала. 2) Если мы знаем скорость распространения звука, то вполне возможно определить, как далеко проходит гроза. 3) Когда тело опускается в жидкость, то оно теряет часть своего веса, которая равна весу вытесненной им жидкости. 4) Хотя горы состоят из твёрдых каменных пород, они всё-таки постепенно разрушаются, так что на месте прежних высоких гор теперь нередко находят низкие холмы и даже равнины.

133. I) Когда ремонт трамвайных путей был закончен и дорогу залили асфальтом, возобновилось движение транспорта. 2) В субботу я пошёл к своему товарищу, которому было пятнадцать лет и который тоже поступил в техникум. 3) Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце и стало смеркаться. 4) Альпинисты подошли к лагерю, где был назначен сбор всех отрядов и откуда должно было начаться восхождение на Эльбрус.

1) (Когда) и (), [к какому?

2) [ сущ.], (которому) и (который). однородное подч.

4) , (где) и (откуда).

134. 1) Книги академика Ферсмана – это воспоминания о том, как ему приходилось решать минералогические загадки, как раскрывались перед ним постепенно тайны природных богатств.

(И. Андр.) 2) Леонтьев знал что, самый страшный лесной пожар – это верховой, когда деревья горят целиком, от вершины до подножия. (Пауст.) 3) Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем, и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы. (Пауст.) 4) Когда бричка выехала со двора, он [Чичиков] оглянулся назад и увидел, что Собакевич всё ещё стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать, куда гость поедет. (Г.) 5) Он [Мересьев] почувствовал, что больше не может, что никакая сила не сдвинет его с места и что, если он сядет, ему уже больше не подняться. (Пол.) 6) Мои спутники знали, что если нет проливного дождя, то назначенное выступление обыкновенно не отменяется.

(Арс.) 7) Я заметил, что, куда ни приедешь, найдёшь что-нибудь замечательное. (Гонч.) 8) Я зачитался до того, что, когда услыхал звон колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто звонит и зачем. (М. Г.) 9) Я уже подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки. (И.) 2) [гл.], (что), (когда).

3) [сущ.], (когда) и (). о чем?

5) (когда), [гл.], (что гл.), (куда).

6) [гл.], (что (если), то). на что?

Чёрным – 2 слога.

ч – [ч] – согл., глух., мягк.

р – [р] – согл., звонк., тв.

н – [н] – согл., звонк., тв.

ы – [ы] – гласн., безуд.




Похожие работы:

«РЕЦЕНЗИИ НА КНИГУ BarnesAndNoble.com ПЯТЬ ЗВЕЗД ***** AJ, рецензент, 27 января 2004 ДИНАМИЧНЫЙ ТРИЛЛЕР! Книга Находясь вне тела, я видел Бога, ад и живых мертвецов - шедевр! На каждой странице книги автор проводит экскурсию в ужасный и реалистичный мир во внешней тьме ада. Книга раскрывает тайны смерти. Читатель сталкивается лицом к лицу с Всемогущим Богом, а также с Его заклятым врагом Вельзевулом (сатаной-дьяволом). Каждая глава открывает новую дверь ужаса, в которой будут рассмотрены ошибки...»

«МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ БАХТИН ПРОБЛЕЬЫ ПОЭТИ ДОСТОЕВСКОГО im WERDEN VERLAG МОСКВА AUGSBURG 2002 Михаил Михайлович БАХТИН ОТ АВТОРА Настоящая работа посвящена проблемам поэтики 1 Достоевского и рассматривает его творчество только под этим углом зрения. Мы считаем Достоевского одним из величайших новаторов в области художественной формы. Он создал, по нашему убеждению, совершенно новый тип художественного мышления, который мы условно назвали полифоническим. Этот тип художественного мышления нашел свое...»

«А.А. БЕСКОВ О ВОЗМОЖНОСТИ НАУЧНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЙ ЯЗЫЧЕСКОЙ МОДЕЛИ МИРА Количество научных публикаций, посвящённых тем или иным вопросам, касающимся восточнославянского язычества, практически неисчислимо. Это утверждение применимо не только к мировым запасам информационных ресурсов подобного рода, но и в отношении их отечественного сегмента. Большая часть этих публикаций имеет частный характер, преимущественно в них рассматриваются какие-то детали, имеющие отношение к древним...»

«Книга первая. Книга вторая. Книга третья. Книга четвертая. Книга пятая. Книга шестая. Книга седьмая. Книга восьмая. Ахилл Татий ЛЕВКИППА И КЛИТОФОНТ Книга первая Текст приводится по изданию: Античный роман. М., Художественная литература, 2001. Перевод и примечания: В. Чемберджи, 1969 г. I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX Первым изданием Левкиппы и Клитофонта следует считать издание 1601 года, которое было повторено в 1606 году (оно включало также и роман Лонга...»

«Сергей Кравченко Кривая империя. Книга 4 (Кривая империя #4) Введите сюда краткую аннотацию Содержание Часть 10. Третья Империя (1762 - 1862) Часть 11. Гибель Империи (1862 - 1918) Часть 12. Игры последнего века (1918 - 2000) Заключение Приложения Примечания: Источники Сергей Кравченко. Кривая Империя. Книга 4 Часть 10. Третья Империя (1762 - 1862) Екатерина II Великая мператрица взяла с места в карьер. Снизила цены на соль, запретила строить корабли, вновь затеянные покойным мужем, приказала...»

«26 НОВЫЙ ТИП ЦИКЛИЧЕСКИХ УСКОРИТЕЛЕЙ ЗАРЯЖЕННЫХ ЧАСТИЦ С СИЛЬНЫМ И СВЕРХСИЛЬНЫМ МАГНИТНЫМ ПОЛЕМ (Тролль-проект) МОСКВА 2004 Светлой памяти Фаины Панасюк НОВЫЙ ТИП ЦИКЛИЧЕСКИХ УСКОРИТЕЛЕЙ ЗАРЯЖЕННЫХ ЧАСТИЦ С СИЛЬНЫМ И СВЕРХСИЛЬНЫМ МАГНИТНЫМ ПОЛЕМ (Тролль-проект) В.С. Панасюк Федеральное Государственное унитарное предприятие Всероссийский научноисследовательский институт оптико-физических измерений Содержание Стр. Аннотация. 2 Введение. 2 Глава 1. Фундаментальные особенности синхронного ускорения...»

«Менуара Вафовна Мухина Будь зрячим без очков! Содержание От автора Введение Глава 1 Строение глаза и его функции Глава 2 Основные рекомендации и ключевые упражнения для улучшения зрения Глава 3 Что еще необходимо сделать для улучшения зрения Глава 4 Вспомогательные средства для нормализации зрения Глава 5 Организация правильного адекватно-раздельного питания Глава 6 Коротко о некоторых продуктах питания Глава 7 Пагубное влияние вредных привычек и методы восстановления здоровья Глава 8 Методика...»

«5000 заговоров сибирской целительницы Наталья Степанова 2 Книга Наталья Степанова. 5000 заговоров сибирской целительницы скачана с jokibook.ru заходите, у нас всегда много свежих книг! 3 Книга Наталья Степанова. 5000 заговоров сибирской целительницы скачана с jokibook.ru заходите, у нас всегда много свежих книг! Наталья Ивановна Степанова 5000 заговоров сибирской целительницы 4 Книга Наталья Степанова. 5000 заговоров сибирской целительницы скачана с jokibook.ru заходите, у нас всегда много...»

Преемственность поколений уже не в моде. Современные родители хранят старые фотографии не в альбоме, а на электронных носителях, а новогодние открытки бабушкам и дедушкам теперь отправляют чаще всего с помощью мессенджеров, а не почтой. Эксперт «О!» и детский психолог Анна Скавитина рассуждает, в чём главная ценность семейных традиций и почему их просто необходимо постараться сохранить.

Семейные ценности — это то, чем одна семья отличается от другой. Это семейная память, традиции, которые передаются из поколения в поколение, в общем, то, о чём в семьях обычно даже не задумываются, принимая их наличие как данность. Мы просто разделяем их вместе с остальными членами семьи или бунтуем против них. Но прежде чем разделять или бунтовать, можно попытаться осознать, что есть такого именно в вашей семье, чем она связана, какими нитями и событиями вы переплетены между собой.

Полистайте семейный альбом вместе с детьми, а если его у вас вдруг нет — сделайте, расскажите детям о близких и далёких родственниках, задумайтесь, есть ли что-то похожее в их судьбах, отражается ли это в вашей судьбе.

Например, в нашей стране, прошедшей через многочисленные войны, есть много семей, из которых поколение за поколением «вымывало» мужчин: они уходили в партизаны, на одну, другую войну, мало участвовали в семейной жизни и . Такие семьи как будто неосознанно утратили ценность мужчин или же, наоборот, мужчины в них приобрели сверхценность, потому что в силу исторических событий в доме приходилось справляться без них.

Есть у нас и такая ценность, как интеллект и работоспособность. В таких семьях принято очень много работать и вкладывать всё оставшееся время в обучение. Того же требуют от детей, отдых рассматривается как абсолютно недостойное занятие, за которое может быть стыдно.

Наши семейные ценности передают из поколения в поколение общие смыслы существования, как эстафетные палочки, которые могут быть для нас как позитивными, так и негативными. Если в вашей семье есть замечательные традиции, которые вы мечтали бы передать своим детям, то это можно сделать через общение, действия или ваше поведение.

Семейные традиции — это повторяющиеся ритуалы, которые отражают наши внутренние ценности. Общие традиции соединяют семью, поддерживают, успокаивают, делают жизнь предсказуемой. Появляется желание возвращаться домой, принимать участие в жизни семьи, возникает ощущение большего смысла от происходящего.

Люди, в чьей жизни есть место для семейных традиций, в целом . Поддержка, стабильность, понятность происходящего в мире особенно важна детям. Чем более стабильна семья, тем спокойнее и успешнее ребёнок.

Подумайте, какие традиции есть в вашей семье? Что передается из поколения в поколение, а что родилось почти случайно? Да-да, многие ритуалы возникают практически из пустяка и становятся традициями, потому что отвечают ценностям именно вашей семьи.

Вспомните, какие ценности отражают ваши семейные ритуалы. Например, традиция всем отправлять открытки на Новый год, звонить близким и далёким родственникам отражает ценность совместной поддержки: когда нас много — мы сильны, мы не одиноки. Традиция общих застолий передаёт ценность соединённости, семейной силы. Именно благодаря им ребёнок получает ролевые модели и способы, которые научат его правильно обходиться со своими чувствами, понимание того, может ли он рассчитывать на поддержку близких или надо .

Если вам кажется, что в вашей семье не так много семейных традиций, не беда. Соберитесь вместе с детьми или без них на семейный совет и поговорите о том, что важно для каждого их вас. Возможно, из этого разговора и родятся идеи новых традиций, которые будут поддерживаться вашей семьёй долгие годы.

5 идей для семейных традиций

Совместный досуг

Поход на пикник в тёплую погоду, прогулки в лесу или в парке, дома, поход в кино или театр и обсуждение просмотренного, вечерние разговоры за чаем.

Совместные застолья

Раньше была традиция гостеприимства: гость пришёл — накорми. Считалось, что человек, разделивший с тобой трапезу, не может быть твоим врагом, держать на тебя зло. Посиделки на кухне с едой, чаем, обсуждение всего на свете с друзьями или членами семьи — русский вариант психотерапии.

Празднования семейных и личных событий

Дни рождения, Новый год, 8 марта, школу — всё это поводы для сплочения, разделения и умножения радости для семьи.

Семейный фотоальбом

Семейный фотоальбом, создание генеалогического древа, герба семьи — возможность гордиться своими родными, их достижениями, историей, связью с корнями. Это даёт большую устойчивость каждому члену семьи.

Семейные реликвии

Рукописи, бабушкино кольцо или платье, патефон — эти семейные талисманы, «пустяки», которые защищают нас, передают нам послание предыдущих поколений, сообщают нам: «Каждый ценен для своей семьи, мира, и ты важен для своей семьи».

Как остановить передачу эстафетной палочки семейных устоев и ценностей, которые негативно влияют на вас и ваших детей? Главное, осознать, в чём состоит это влияние, и пробовать, насколько это в ваших силах, понемногу менять ситуацию.

Я знаю семью, в которой абсолютно не принято было отмечать детские дни рождения. Так было принято у родителей в семьях — и свой опыт они перенесли на своих детей. Дети в этой семье иногда ходили на чужие дни рождения, но на свои дни рождения они получали какого-нибудь маленького недорогого зайку и слова: «Да, кстати, у тебя день рождения». Они были вечно обижены, постоянно выясняли отношения друг с другом. В этой семье не ценились индивидуальные проявления, никто не поддерживал ценность друг друга.

Родители решили изменить эту ситуацию. Как-то они договорились вместе наряжать ёлку за два дня до Нового года, а потом — отметить детские дни рождения. Они обсудили, как каждый ребёнок мечтал провести этот день, подумали, что они могут сделать все вместе для исполнения мечты. Нет, волшебства не произошло, но они почувствовали, что в семье стало теплее — и теперь они знают, что есть место, где их любят. И, наверное, традиции именно для этого и нужны — помочь нам почувствовать, что есть на земле место, где тебя любят и ждут!

Цель: развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

Предварительная подготовка:

  1. Родительское собрание на тему «Духовные традиции семьи».
  2. Поиск старинных документов, вещей, фотографий, хранящихся в семьях. Подготовка выставки «Семейные реликвии».
  3. Написание сочинений-миниатюр на тему «Традиции и увлечения моей семьи».

Оформление :

Оборудование:

  1. Фонограмма песни М. Боярского «Посадите дерево»
  2. Цветная бумага, клей, ножницы.

Место проведения : 2 класс.

Ход беседы

Учитель: – Тема нашей сегодняшней беседы «Помни корни свои». Как вы думаете о каких «корнях» будет наш сегодняшний разговор? (Ответы детей.)

Учитель: – Мы собрались, чтобы поговорить о вашей семье, о ее традициях, увлечениях, о ваших предках. Многим из вас есть, что рассказать своим одноклассникам. Начнём наш разговор с загадки:

Задам сейчас загадку я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка.
А самая младшая – я
Какая же у нас семья?

(Ответ: 6 человек: дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочь.)

Учитель: – Да, одному человеку нелегко прожить. И что бы ни говорили, а семья – главное богатство в жизни. Та семья, где были папа и мама, а потом та, которую ты построишь сам. Что такое СЕМЬЯ? (Ответы детей.)

Обобщение учителем : Семья – это группа, живущих вместе близких родственников.

Учитель: – До начала 20 века семья состояла из нескольких поколений. Не случайно же и слово такое образовалось: «СЕМЬ» – «Я». Все жили одной большой семьей, помогали друг другу. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие. Я нашла тому много подтверждений. Вспомним хотя бы народные пословицы, поговорки, в которых говорится о семье. Я буду начинать пословицу, а вы вместе постарайтесь ее закончить…

В гостях хорошо, … (а дома лучше).
Не нужен клад, … (коли в семье лад).
Чем богаты, … (тем и рады).
Когда семья вместе, … (тогда и душа на месте).
Один в поле … (не воин).

Учитель: – В наше время семьи небольшие, в них часто по одному ребенку. А вот интересно, в какой семье легче прожить на свете? (Ответы детей.)

Учитель: – А сейчас, мы постараемся вместе ответить на вопрос: «Счастливая семья. Какая она?» (Ответы детей.)

Обобщение учителем: – Счастливая семья – это, когда всем хорошо вместе. Никто никого не раздражает, дети не проказничают, а родители не ссорятся. Когда родители на выходные не оставляют детей с бабушками и дедушками, а всей семьей дружно и весело отмечаются праздники. Когда у родителей находится время поиграть со своим ребенком. Когда у родителей и детей есть общие увлечения. Когда дети и взрослые отдыхают вместе, вместе путешествуют. Когда дети и родители увлечены одним занятием и т.д.

Учитель: – А как вы думаете, все ли семьи одинаковые? (Ответы детей).

Учитель: – Все семьи разные, они отличаются друг от друга своими привычками, обычаями, увлечениями, традициями. О своих семьях вы писали в сочинениях, и теперь пришло время рассказать об увлечениях ваших семей. (Рассказы детей.)

Учитель: А есть ли в ваших семьях ТРАДИЦИИ? (Рассказы детей.)

Обобщение учителем: Традиции – то, что перешло от одного поколения к другому, то, что унаследовано от предшествующих поколений.

Учитель: – Издревле на Руси существовал обычай: представители одной семьи занимались одним видом деятельности, передавая свое мастерство, трудовые навыки из поколения в поколение. Так рождались ДИНАСТИИ . Династии гончаров, портных, пекарей, военных, строителей, учителей. Вот, например, в моей семье бабушка – учитель русского языка и литературы, мама – учитель французского и немецкого языков, а мы с сестрой – учителя начальных классов.

Об одной очень известной семье расскажет нам мама Алеши – Лариса Ивановна, она – музыковед, заведующая архивом семьи известного музыканта Мстислава Ростроповича.


(Рассказ о семье Ростроповича).

Ученики , в чьих семьях есть династии, рассказывают о них классу.

Учитель: – Человек рождается, получает имя. Родители выбирают имя по святцам (церковным книгам) в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в тот день, когда родился ребенок. Довольно часто родители дают такое имя, какое им нравится (модное в данный период), а другие родители называют своих детей в честь родственников. Вот, например, меня назвали в честь моей прабабушки – Ольги (показ фото). А кого из вас тоже назвали в честь родных? (Ответы детей.)

Учитель: – В нашем классе много детей, носящих красивые старинные имена. Серафима, Матвей, Полина, Людмила, Григорий, Стефания…

Ученица Стефания рассказывает о происхождении своего имени.

Учитель: – Интересно, что самое популярное женское имя всех времен и народов – Анна. По планете Земля разгуливает почти 100 млн. его обладательниц.

Итак, имя каждому из нас выбрали родители. Отчество образовано от имени отца, которое в свою очередь ему дали родители. А откуда произошла фамилия? Происхождение фамилий идет из далекого прошлого. Некоторые образовались от имен:

Иванов – потомок Ивана; Васильева – Василия; Григорьева – Григория; Захарова – Захара и т.д. Некоторые фамилии произошли от профессии предков: – Кузнецовы, Рыбаковы, Столяровы. Некоторые – от географических названий: Горские, Полянские, Ржевские. Кто-нибудь из вас знает, происхождение своей фамилии? (Ответы детей.)

Учитель: – Что касается самых распространенных фамилий, то с ними дело обстоит следующим образом: только в одной Москве живет более 100 тысяч семей Ивановых, в Швеции более 300 тысяч Карлсонов, которые живут, разумеется, не на крыше, а в Китае 90 млн. китайцев отзываются на фамилию Ли.

Учитель: – Собирать и хранить семейные фотографии – это еще одна традиция.

В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, событиях. Эти фотографии хранятся в каждой семье. Вот снимок моих прапрабабушки и прапрадедушки. Снимок сделан в конце 19 века. А на этом снимке моя прабабушка со своей мамой Пелагеей. А вот это мой прадед – муж прабабушки Оли, в честь которой меня назвали Ольгой. Мы бережно храним эти фотографии.

Я люблю это таинство рода,
Дух семьи, продолжающий жить,
Заставляющий сердце народа
С красотою былого дружить.
«Очерк Растрелли» С. Копыткин (1915 г.)

Рассказ детей о старинных фотографиях, хранящихся в семейном архиве.

Учитель: Пройдет время, и ваши дети и внуки будут смотреть на ваши фотографии, которые вы оставите в семейном архиве.

Ученик: Стихотворение «Семейная фотография» (Валентин Берестов):

Натягиваю новую матроску,
И поправляет бабушка прическу,
На папе брюки новые в полоску,
На маме ненадеванный жакет,
Братишка в настроении отличном,
Румян и пахнет мылом земляничным
И ждет за послушание конфет.
Торжественно выносим стулья в сад.
Фотограф наставляет аппарат.
Смех на устах. Волнение в груди.
Молчок. Щелчок. И праздник позади.

Учитель: – Ребята, а что делает дом домом, непохожим на другие дома. Что вас окружает в квартире? (Ответы детей.)

Учитель: – Человек живет, пользуется какими-либо вещами, которые ему дороги, связаны с разными событиями в его жизни. И даже, когда человека уже нет на свете, мы продолжаем беречь его вещи, сохраняя с их помощью память о дорогом нам человеке.

У многих дома хранятся семейные РЕЛИКВИИ – вещи, свято хранимые, как память о прошлом.

Рассказы детей о семейных реликвиях.

Учитель: – С появлением современных средств связи люди все реже и реже пишут письма, все чаще ограничиваются телефонным разговором. А ведь для наших предков письма были основным средством общения на расстоянии. В моей семье письма и открытки наших родственников являются реликвией. Письма… Они трогательны, таинственны, хранят в себе дух прошлого. Я хочу показать вам письмо, которое мой двоюродный прадед, Степан Аверьянович, написал своей любимой жене Катерине, когда отбывал службу в гвардейском корпусе. Напечатано письмо на старинной пишущей машинке, где еще в конце слов приписывается «Ъ». Письмо датировано 19 января 1918 года. Оно тоже хранится в нашей семье как реликвия (зачитывается отрывок).

Человек рождается на свет, растет, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?» Люди всегда чтили своих предков. Родословная выписывалась на отдельных свитках, которые передавались следующим поколениям. А.С. Пушкин гордился своими предками до такой степени, что велел вделать пуговицу с мундира своего далекого предка Абрама Ганнибала в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и всегда с гордостью демонстрировал ее своим друзьям.

Учитель: – Сегодня мы с вами познакомимся с наукой ГЕНЕАЛОГИЕЙ. Генеалогия – раздел науки, изучающий происхождение рода. В переводе с греческого оно означает «родословная», т.е. наука, занимающаяся поиском предков .

Историю рода изображают в виде разветвленного дерева, которое называется РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО – перечень поколений одного рода, где устанавливается происхождение и степень родства.

Например, у того же А.С. Пушкина в родословном древе было 5000 исторических имен. Традиция составлять генеалогические древа возвращается в семьи.

(Рассказы родителей о родословных древах семей.)

Учитель: – Для чего нужно следовать семейным традициям, чтить, уважать их, хранить, передавать из поколения в поколение? (Ответы детей):

Чаще спрашивайте своих родных об их детстве, пусть они как можно больше рассказывают вам о своей жизни.

Учитель: – Мы сегодня говорили о ваших семьях. Но не надо забывать о том, что у нас есть еще одна большая и дружная семья – семья учащихся, сплоченных общими интересами. Наш класс – семья на все 11 школьных лет. У нас в коллективе тоже постепенно будут складываться свои традиции: утренники, праздники, экскурсии, походы.

Я предлагаю сегодня посадить дерево дружбы нашего класса.

(Под фонограмму песни Оскара Фельцмана в исполнении М. Боярского «Посадите дерево» учащиеся вырезают из цветной бумаги ручки-листочки и наклеивают на заранее заготовленный ствол дерева).

Подведение итогов классного часа:

Учитель: – Понравился ли вам наш сегодняшний разговор? Кому из вас захотелось больше узнать о своих предках? Какие появились вопросы, которые вы хотите задать своим родителям?

Наверняка вы встречали счастливые семьи, где бережно хранят традиции: собираются за праздничным столом, устраивают детские спектакли, рисуют генеалогическое древо… Неужели и вы сможете так же? О том, почему важны традиции, «ДО» рассказала семейный психотерапевт Инна Хамитова.

Праздничные традиции и семейные ритуалы важны и для детей, и для родителей. Детям совместные праздники помогают увидеть не строгих родителей, которые все время воспитывают, а людей, с которыми, оказывается, бывает интересно. Кроме того, ритуалы дают возможность почувствовать общность, осознать, что семья — единое целое.

Найдите в своей семье традиции

Традиции и ритуалы существуют в любой семье, просто они могут быть гласными и негласными. О гласных традициях говорят, ими гордятся, их сознательно поддерживают и стараются передавать из поколения в поколение. О негласных традициях никто не говорит вслух, но на самом деле они могут быть не менее устойчивыми. Кто в вашей семье укладывает детей спать? А кто их купает? Кто отправляется за продуктами или готовит завтрак в субботу утром? Все это негласные традиции. Иногда достаточно просто осознать, что они есть, чтобы превратить привычный ритуал в повод для гордости.

Рассказывает Алена: «У нас дома завтрак по субботам всегда готовят папа и старший сын, а мы с дочкой нежимся в кровати подольше. Потом мы собираемся за столом, говорим о том, что интересного случилось у всех за неделю. В будни мы редко едим вместе, а в субботу никуда не нужно торопиться. Честно говоря, утро субботы — мое любимое время».

Не позволяйте традициям конфликтовать


Не зря говорят: кто мыл посуду в первый месяц после свадьбы, тот будет мыть ее всю жизнь. В этом есть доля правды. Ритуалы и правила, по которым будет жить семья, вырабатываются постепенно. Причем каждый из супругов приносит привычки и традиции из семьи своих родителей. И, если оказывается, что представления о том, как нужно строить жизнь, у супругов не совпадают, появляется повод для конфликтов.

В каких-то семьях по воскресеньям все дружно отправляется на прогулку в лес, а где-то, наоборот, спят до обеда. И каждому из супругов ритуалы его семьи кажутся единственно возможными, просто потому что они привычные. Выход из этой ситуации только один — все проговаривать вслух, искать компромиссы и постепенно создавать свои собственные традиции. Когда проблемы замалчиваются, это в конечном итоге приводит к ссорам, которые тоже могут стать своего рода семейным ритуалом.

Рассказывает Ирина: «Мы с Андреем встречались три года, и все было прекрасно, но, когда мы поженились и стали жить вместе, проблемы начались почти сразу. Дело в том, что Андрей — коренной москвич и вырос вдвоем с мамой. Я же родом из Краснодара, и у нас всегда была большая дружная семья. По праздникам за столом у бабушки собиралось по сорок человек и все были счастливы друг друга видеть. Когда после института я вышла замуж и осталась жить в Москве, все мои родственники стали приезжать, чтобы меня навестить, тут и начались первые ссоры с Андреем. Он не понимал, почему нельзя остановиться в гостинице, он даже предлагал ее оплатить. Но я не понимала, как можно не приютить своих родных! Ведь я каждое лето проводила каникулы у тети! Не было бы счастья, да несчастье помогло. Через две недели после родов я попала в больницу, и Андрей оказался с крошечным Сашкой на руках. Моя тетя и ее старшая дочь прилетели на следующий день. Тетя нянчилась с Сашкой, а двоюродная сестра каждое утро ездила через всю Москву ко мне в больницу, чтобы забрать сцеженное молоко. В больнице я пробыла почти полтора месяца, и все это время, возвращаясь домой, Андрей видел ухоженного малыша, идеально чистую квартиру и вкусный ужин. После этого его отношение к моим родным кардинально изменилось. Но и я сделала свои выводы. Теперь, если родные приезжают надолго, мы снимаем для них квартиру неподалеку от нас».

Не бойтесь создавать свои собственные традиции


Итак, ритуалы есть в любой семье, но как быть, если вам хочется чего-то нового, праздничного и приятного? Откуда берутся все эти ежегодные детские спектакли, карнавалы и выезды на природу? И где взять силы, если все, что вам хочется делать в праздники, — это просто лежать на диване и спать до обеда? Если вы хотите создавать ваши собственные семейные традиции, очень важно понять: по‑настоящему ценные ритуалы — те, которые доставляют радость всем членам семьи. Разве вы не захотите ненадолго встать с дивана для того, чтобы заняться чем-то по‑настоящему приятным? Конечно, захотите! И время у вас найдется.

Но откуда в семьях берутся традиции? Иногда они возникают сами собой. Например, однажды вы позвали к себе первого января соседей с детьми. Дети затеяли игру в шарады, взрослые ее подхватили, и всем было так весело, что на следующий год вы подумали: почему бы не пригласить их опять? А заодно двоюродную сестру с семьей, и друзей, и, может быть, даже коллегу с детьми подходящего возраста. Вот вы и положили начало первой новогодней традиции.

Иногда традиции появляются благодаря необычным обстоятельствам, которые выбивают вас из привычной колеи. «Однажды первого января у нас сломался телевизор, — рассказывает Александра. — Мы за месяц до этого закончили ремонт, потратились на новогодние подарки. И вот оказалось, что денег на новый телевизор прямо сейчас нет, а впереди — целых десять дней. Что делать? Мы вспомнили, что где-то на антресолях валяется диапроектор и старые диафильмы, мы все это достали и запустили. Дочка пришла в восторг! Нам с мужем тоже понравилось. Каждый вечер, как только темнело, мы словно возвращались в детство. Когда приближался следующий Новый год, дочка потребовала: «Доставайте диафильмы!» Это стало нашей традицией: все долгие праздники по вечерам смотрим диафильмы. Теперь Лиза сама читает подписи и даже приглашает подружек».

Позвольте традициям меняться вместе с вашей семьей


Дети растут, и незаметно приходит момент, когда маме и папе больше не стоит переодеваться Дедом Морозом и Снегурочкой. Дети выросли, а значит, традиция должна измениться. В каких-то семьях она может стать ритуальным новогодним весельем, в котором с удовольствием участвуют повзрослевшие дети. Но часто на смену одной традиции приходит другая. В 6−7 лет ребенку не так важно видеть Деда Мороза своими глазами, зато написать ему письмо, а потом получить посылку с подарком будет очень интересно. Не бойтесь менять ритуалы. Если одна традиция уходит, это не значит, что ваша семья теряет нечто важное. Наоборот, появляется возможность приобрести новый, не менее захватывающий ритуал.

Важно быть готовыми к тому, что подростки чаще всего не хотят праздновать Новый год с родителями. Самая верная тактика в этом случае — отпустить детей, позволить им праздновать с друзьями, порадовавшись тому, что у ребенка есть свой круг общения. И, наоборот, если вашему ребенку исполнилось двадцать и при этом у него нет друзей, с которыми он хотел бы отпраздновать Новый год или пригласить их к себе, это повод для беспокойства.

Со временем мы теряем чудесных малышей, с которыми так приятно возиться, но мы приобретаем друзей. И есть множество примеров, когда взрослые дети вместе со своими малышами возвращаются в родительский дом, чтобы отпраздновать Новый год вместе, именно так, как это было много лет назад.