Скульптор Коненков: биография, творчество и интересные факты. Самый загадочный блогер россии

Скульптор С. Т. Конёнков родился в деревне Верхние Караковичи Смоленской области. На всю жизнь сохранил Конёнков любовь к людям труда, к народной поэзии. Его произведения утверждали демократические идеалы, прославляли человека - борца за народные интересы.

Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем Петербургскую Академию художеств, Конёнков живет и работает в Москве. Когда в 1905 г. вспыхнула первая русская революция, он принимает в ней непосредственное участие и тогда же создает цикл замечательных произведений, посвященных героям революции: «Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин», «Атеист» и др.

В творчестве Конёнкова оживают образы русских сказок, былин, крестьянских поверий. «Старичок-полевичок», «Лесовик», «Стрибог», «Еруслан Лазаревич», «Жар-птица» вырублены из дерева - исконного материала русских народных мастеров. Конёнков возродил дерево в русской скульптуре, раскрыл его богатые декоративные возможности. Помимо этих работ он создает скульптуры, навеянные античностью, композиции на тему музыки («Бах», «Паганини»), монументально-декоративные панно.

С. Т. Конёнков. Старичок-полевичок.
1910. Дерево.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

С. Т. Конёнков. Старичок-полевичок.
1910. Дерево.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

После Октябрьской революции Конёнков принял активное участие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. Он создает мемориальную доску «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (1918), предназначенную для Кремлевской стены (ныне в Русском музее). На открытии этой мемориальной доски с речью выступил В. И. Ленин.

В 1924-1945 гг. Конёнков живет и работает за рубежом. В это время он выполняет портреты В. И. Ленина, Ф. И. Шаляпина, А. М. Горького, И. П. Павлова, А. Эйнштейна, а также Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого.

Вернувшись в Москву, Конёнков вдохновенно работает над образами советских людей. Он выполняет портреты ученых (А. Н. Несмеянов, Н. Д. Зелинский), колхозных тружеников («Старейший колхозник деревни Караковичи И. В. Зуев»), осуществляет монументальные работы в Петрозаводске (скульптурное оформление Музыкально-драматического театра, 1953-1954) и Москве (горельефы для фасада Института геохимии и аналитической химии, 1953). В «Автопортрете» (1954) скульптор выразил высокое представление о советском художнике - творце прекрасного, несущем свое вдохновение народу. В последние годы жизни Конёнков много работал над портретами В. И. Ленина.

Коненков Сергей Тимофеевич родился 10 июля 1874 года в селе Караковичи Ельнинского района Смоленской области в крестьянской семье.

Будучи выходцем из крестьян, но решив посвятить себя искусству, он едет на учебу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а также в Академии художеств. Дипломная работа Конёнкова «Самсон, разрывающий узы» показалась в то время слишком революционной и была уничтожена.

После окончания обучения и длительного пребывания в путешествиях по Европе, Коненков встречает революционную бурю 1905 года в Москве, где, под впечатлением от происходящего, создает цикл работ, посвященных революционерам. Не смотря на то, что жил Коненков преимущественно в Москве, он часто возвращался за вдохновением на Смоленщину.

Детство скульптора, прекрасные лесные просторы Смоленской области навсегда остаются в сердце мастера, и он начинает работу над «лесной серией». Среди кореньев и стволов деревьев он выискивает лики сказочных существ, языческих богов и героев русского народного эпоса. Параллельно с «лесным» Конёнков работает и над «греческим циклом», который родился в воображении автора после путешествия в Грецию, где особое впечатление на Коненкова произвели работы Микеланджело. Воспоминания о его великих творениях прочно переплелись в творчестве Коненкова с русским фольклором, создав необычный стилистический сплав эллинской и русской культуры.

В 1922 году Конёнков женится на Маргарите Воронцовой, а спустя год они едут на международную выставку русского искусства в США. Вернуться домой, в Москву, им удастся лишь спустя 20 лет…
С 1923 по 1945 год они с супругой живут и работают в Нью-Йорке. К американскому периоду творчества относятся «библейские» работы скульптора. В это время он переживает разлуку с родиной и создает ряд скульптурных композиций пророков, апостолов и даже Иисуса Христа. Этот период жизни С.Коненкова связан со знаменитым любовным треугольником «С. Коненков - М.Коненкова - А.Эйнштейн». В настоящее время известно, что супруга знаменитого скульптора была тайным агентом, и их пребывание в Америке было связано с т.н. «Манхэттенском проектом».

После Великой Отечественной войны, в 1945 году, по личному распоряжению И.В. Сталина Коненков вернулся в Москву. Со временем нападки критики и обвинения, связанные с шпионажем и «формализмом» скульптора сходят на нет. С.Т. Коненков получает собственную мастерскую на Тверской улице в Москве.

Многие страницы жизни Коненкова были связаны со Смоленщиной, поэтому он лично настоял на том, чтобы в нашем городе был открыт музей, в котором хранилась бы лучшая часть его творений. Скульптор лично выбрал для этого старинный особняк в центре города. Официальное открытие музея состоялось 30 апреля 1973 года, но, к сожалению, сам мастер до этого события не дожил — он умер в 1971-м, на 98 году жизни.

Творчество Коненкова многогранно и до сих пор не до конца изучено. Весьма популярна коллекция портретов знаменитых людей, созданных скульптором, часть работ С.Т.Конёкова посвящена русским писателям и поэтам - А. С. Пушкину, Л. Н. Толстому, И. С. Тургеневу, В. В. Маяковскому и многим другим.

В память о С.Т. Коненкове названа улица в Смоленске, здесь работает музей автора, а так же на перекрестке улиц Пржевальского и Глинки установлен бронзовый автопортрет знаменитого скульптора XX века.

Восемнадцатилетним юношей приехал Сергей Тимофеевич Коненков (1874-1971) в Москву и был принят в Училище живописи, ваяния и зодчества. То, что иные проходят в течение пяти-шести лет, Коненков усвоил за два года и, по существу, стал мастером. Но тяга к знаниям была в нем нaстолько сильна, что он не оставил училища и, закончив полный курс, выполнил работу, принесшую ему громкое имя. Это была статуя «Камнебоец». «Камнебоец» был впервые показан на XXVII передвижной выставке в Москве и произвел подлинный фурор. Молодого мастера горячо поздравил Василий Иванович Суриков.

Осень 1899 года. Коненков приезжает в Петербург, в Академию художеств, продолжать образование. Профессор Владимир Александрович Беклемишев любезно встретил своего старого знакомого.

Они познакомились в девяносто шестом году в Риме. Петербургский профессор тогда же пригласил Коненкова в академию. Предложение было заманчивым. Академия давала глубокие знания в области перспективы и анатомии. Ее воспитанники превосходно владели рисунком. Эта школа воспитывала высокую культуру труда. Успешное окончание академического курса сулило заграничную двухгодичную командировку.

Очень скоро выяснилось, что художественный метод профессора Беклемишева решительно не удовлетворяет двадцатипятилетнего Коненкова. В Москве он привык к тому, что скульптуру следует вести по общей форме, а не по силуэту. Этот прием одобряли его московские профессора Сергей Иванович Иванов и Сергей Михайлович Волнухин. И сами они так работали. Разница в приемах имела принципиальный характер. Как можно, пренебрегая пластическими возможностями трехмерной модели, то есть пластикой общей формы, создавать образ, в основе которого одухотворенная мысль, сильное чувство?

С юношеских лет Коненкова увлекала легенда о благородном титане. Самсон верно служил своему народу, защищая его от покушений филистимлян. Тогда враги решили одолеть Самсона хитростью и обманом. Филистимляне подкупили коварную Далилу, поручив ей выведать тайну силы Самсона. Доверчивый титан открыл ей свое сердце, и Далила, опьянив народного богатыря, остригла семь кос Самсона. В них была его сила. Филистимляне выкололи Самсону глаза и сковали его медными цепями. Но прошло время, и у богатыря снова отросли волосы, к нему вернулась былая сила, и он обрушил на угнетателей колонны и стены храма, в котором они глумились над ним.

С первых же дней пребывания в Академии художеств Коненков, не переставая, думал о Самсоне. Библейский богатырь в сознании художника стал русским народом, ослепленным, связанным по рукам и ногам жестоким российским самодержавием.

В академической мастерской Коненков работает над фигурой Самсона вдохновенно. Он стремится наполнить скульптуру-символ духом современной борьбы.

Как ни могуч натурщик-грузчик из псковских мужиков, не сгибавшийся под тяжестью тридцатипудовой ноши, он не мог обладать такими мышцами, которые в неистовом порыве напряг легендарный Самсон, великан, жаждавший свободы. Единственный путь решения темы - смелая гиперболизация образа. «Самсон» должен стать воплощением всенародного протеста, носителем пафоса разгорающейся борьбы.

События памятного весеннего дня помогли скульптору обострить политический смысл конкурсной работы «Самсон, разрывающий узы». А произошло следующее. Высота статуи - четыре с половиной аршина - потребовала сооружения лесов. Стоя наверху, увлекшись лепкой головы, Коненков оступился, упал и сломал правую руку. Потерять правую руку в разгар работы – невыносимо обидно. Через два месяца кончалось конкурсное время. Выход был один - лепить левой рукой. Работал скульптор исступленно и в полтора месяца закончил статую.

Когда «Самсона» установили в Малом зале академии, статую впервые увидели Репин и Беклемишев. Репину работа понравилась. Беклемишев был недоволен.

Гиперболизация форм, обостренная экспрессивность и динамика коненковской скульптуры ничего общего не имели с установками академии, предпочитавшей «тишь да гладь» - жанровость сюжетов, привычность, вылизанность форм.

Художественный совет длился два дня. Вокруг работы разгорелись ожесточенные споры. Академистов смущало, что Коненков нарушил обычные пропорции. Они вершками измеряли работу, не вникая в ее смысл.

Заступничество Куинджи, яростная защита дипломной работы скульптора Репиным, одобрительные слова профессора Матэ и голосование «за» Беклемишева определили решение совета в пользу Коненкова большинством всего в один голос. Ни о какой заграничной командировке не могло быть и речи.

Коненков уехал в Москву, а над статуей «Самсона», как ему стало известно много лет спустя, была учинена настоящая расправа. Толпа служителей вынесла гипсового гиганта из здания академии. «Самсона» пронесли мимо древних сфинксов. Дворники тяжелыми молотками стали крушить скульптуру. Остатки «Самсона» отвезли на свалку. Все это происходило на глазах и под руководством маститых чиновников академии.

Это был гнев, продиктованный бессилием. Художественная общественность подняла «Самсона» на щит. Вот почему реакционная академия поспешила расправиться с крамольной скульптурой.

Коненков, как никто до него из профессиональных скульпторов, чувствовал дерево. Оно для него было живым, одухотворенным материалом. Художник не делал эскизов из глины. Он мыслил в материале. Композиционное мастерство Коненкова - это не результат только непрестанной учебы у великих мастеров, это поэтическое осмысление жизни в образах, которые всегда в его творчестве остросовременны.

Верность теме современности понималась Коненковым как потребностью самовыражения. Он не мыслил работы скульптора без решения самых актуальных вопросов борьбы народа за лучшее будущее. Эта тенденция проходит через все творчество Коненкова.

В годы революции он встает во главе Московского союза скульпторов и руководит осуществлением плана монументальной пропаганды. В мемориальной доске в память павших при штурме Кремля красногвардейцев, в памятнике Степану Разину, кариатидах, декорирующих вход в Главный павильон Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 года, Коненковым заложены основы советской монументальной пластики.

Когда еще страна залечивала раны войны, люди жили в землянках он первым в советском искусстве в портрете старейшего колхозника В. И. Зуева, в обобщенном образе русской советской женщины «Колхозница», в синтетическом творении, восходящем к античности, скульптурном оформлении музыкального театра в Петрозаводске воспел радость завтрашнего дня.

Петрозаводский театр. Здание украшено скульптурами, фризами и барельефами скульптора С.Т. Коненкова

Нельзя не вспомнить о титаническом и выдающемся по результатам труде Коненкова-портретиста. Им созданы воображаемые портреты гениев человечества Баха, Паганини, Пушкина, Гоголя, Достоевского. Он был дружен с Горьким, академиком Павловым, Шаляпиным, Есениным, Рахманиновым, Эйнштейном. Коненковские портреты этих великих людей - непревзойденные шедевры искусства. За «Автопортрет» 1954 года Сергей Тимофеевич Коненков был удостоен Ленинской премии.


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все


Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной


Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

10 июля 2014 года исполнилось 140 лет со дня рождения выдающегося представителя отечественной художественной культуры Сергея Тимофеевича Конёнкова.

С.Т.Конёнков. Автопортрет. Гипс. 1954 г.

Конёнков вошёл в историю как один из крупнейших скульпторов ХХ века. Ему по праву принадлежит титул реформатора русской пластики. Из-под его резца вышли фантастические образы русского фольклора - знаменитая «лесная серия», поразившая современников необычной для того времени острой пластической гиперболой и смелой фантазией. Столь же заметное место занимают его шедевры портретного искусства, среди которых знаменитый «Бах» - само олицетворение музыки, реалистические портреты друзей - Ф.И.Шаляпина, С.В.Рахманинова, Н.А.Павлова, С.А.Есенина, русских писателей - Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, учёных, в том числе знаменитый портрет А.Эйнштейна.

Выставка «Сергей Конёнков: творчество и судьба» в Московском музее современного искусства. Слева от фотографии - скульптура «Читающий татарин». Бронза. 1893 г.

Сергей Конёнков учился в Училище живописи, ваяния и зодчества у выдающихся мастеров С.Иванова и С.Волнухина. Большое влияние, несмотря на мимолётность общения, оказал на будущего скульптора блистательный Паоло Трубецкой. Совершенствование мастерства Сергей Тимофеевич продолжил в Санкт-Петербургской академии художеств, в мастерской В.А.Беклемишева, где и был создан первый конёнковский шедевр - дипломная работа «Самсон, разрывающий узы» (1902).

На выставке, посвящённой 140-летию С.Т.Конёнкова

Революция 1917 года сделала Сергея Конёнкова первым скульптором республики. В том же году для оформления Красной площади он создаёт знаменитую мемориальную доску, посвящённую павшим коммунарам.

С 1924-го по 1945 год Конёнков жил в США. Именно в Америке к Сергею Тимофеевичу пришла мировая известность: в 1926 году на международной выставке в Филадельфии он завоевал престижную премию, которая утвердила за ним ведущее место в художественном мире зарубежья. По заказу Верховного суда и для Рокфеллеровского института высших исследований в Принстоне Конёнков создал грандиозную галерею портретов знаменитых юристов и учёных. За годы работы в США Сергей Тимофеевич проявил себя не только выдающимся скульптором, но и глубоким мыслителем, оставившим потомкам оригинальную систему теософских представлений, которая получила отражение в его символической графике. Особое место в зарубежной жизни Конёнкова занимала общественная работа в Комитете помощи России в годы Второй мировой войны.

В 1945 году, когда ему исполняется семьдесят один год, Сергей Конёнков возвращается в Россию. Родина подарила ему новый заряд энергии. Творческая активность Сергея Тимофеевича была поразительной: он создаёт монументальные композиции, оформляет Музыкальный театр в Петрозаводске, выполняет рельефы для Института геохимии имени В.И.Вернадского, работает над портретами современников. В 1954 году Сергей Конёнков был вновь избран в действительные члены Академии художеств, впервые получив это высокое звание в 1916 году в Императорской академии художеств.

Уже в конце жизни Сергей Тимофеевич предпринимает попытку создать, пожалуй, первую на то время кинетическую скульптуру, речь идёт о последнем, так и не завершённом проекте-композиции «Космос».

С.Т.Конёнков. Лада. Мрамор. 1909 год

Вглядываясь с высоты прожитых лет в прошлое, скульптор говорил, что за долгие годы перед его глазами «прошли тысячи статуй»: «Я изучал египетские пирамиды, разглядывал загадочных сфинксов, возвышающихся над песками, видел подлинники бессмертных шедевров - произведения, которыми гордятся мои соотечественники, народы Греции, Италии, Франции… Искусство пластики, как факел, передаётся одним поколением другому. И этот факел никогда не затухает - то горит ровным, то разгорается бурным пламенем».

Сегодня работы Конёнкова хранятся в ведущих отечественных и зарубежных музеях: Третьяковской галерее, Русском музее, Музее С.Т.Конёнкова в Смоленске, Серпуховском художественном музее, Музее искусств Бишкека, Музее биохимика Хидго Ногуччи в Японии, Принстонском университете высших исследований (США), Мемориальном кабинете Альберта Эйнштейна, Радгерском университете (The State University of New Jersey, США), здании Верховного суда в Вашингтоне, помещении офиса музыкальной фирмы «Стейнвей-холл» в Нью-Йорке и других музеях.

С.Л.Боброва - директор мемориального музея «Творческая мастерская С.Т.Конёнкова» на открытии юбилейной выставки

В юбилейные дни в Москве проходили две выставки. В залах Московского музея современного искусства на Гоголевском бульваре состоялась большая выставка «Сергей Конёнков: жизнь и судьба». Все экспонаты представил Московский музей «Творческая мастерская С.Т.Конёнкова».

На выставке была показана лишь малая часть огромного творческого наследия мастера, тем не менее экспозиция охватывала практически все периоды его творчества. Зрители могли познакомиться с шедеврами Серебряного века, портретами знаменитых современников, удивительными композициями, выполненными в дереве, предметами его знаменитого деревянного сказочного мебельного гарнитура.

Была представлена большая коллекция графики мастера. Впервые были показаны ранние работы периода обучения в Училище живописи, ваяния и зодчества, графическая серия американского периода, посвящённая образу Самсона, рисунки последних лет жизни мастера. Пожалуй, это было одним из самых ярких открытий выставки.

Рисунки Конёнкова известны гораздо меньше, чем его скульптурные произведения, и только после смерти, когда был обнаружен его архив, по-настоящему открылась ещё одна грань дарования мастера. Он рисовал часто на случайных листках, фанере, обложках журналов. Ранних листов осталось очень мало. Это можно связать с постоянными переездами в новые мастерские, с тем, что во время его жизни в США затерялся след многих его работ. Ранние рисунки - это в основном натурные зарисовки, портреты друзей: на выставке впервые был показан портрет Сергея Есенина, выполненный в московской мастерской скульптора в 1921 году.

Конёнкову принадлежит изобретение техники процарапывания на цветных обложках журналов с последующим нанесением красочных мазков, создающих необычный эффект мерцания, странной игры света. Скульптор создаёт галерею символических композиций, посвящённых Микеланджело, Врубелю, Гоголю. Паганини и Самсон - эти образы сопровождали Конёнкова на протяжении всей жизни и стали своеобразным символическим знаком его творчества.

В мемориальном музее «Творческая мастерская С.Т.Конёнкова»

Конёнковы прожили в США почти четверть века - с 1924-го по 1945 год. Этот период до сих пор мало изучен, так как значительная часть творческого наследия осталась в США и недоступна для исследователей. Выставка в музее - форма исследования этого периода. Реконструкция кабинета художника - это прежде всего демонстрация некоего виртуального пространства. Особое внимание уделялось воссозданию быта и имитации «присутствия» художника, которую создают его личные вещи, мебель, сделанная руками мастера, кабинетная мебель в стиле ар-деко из нью-йоркской квартиры, уникальные фотографии. Здесь можно впервые увидеть портреты скульптора, выполненные его великими современниками: Николаем Фешиным, Борисом Григорьевым и Борисом Шаляпиным. Сын знаменитого певца был блистательным графиком, главным художником американского журнала Life. На стенах расположены предметы американской мастерской: карта звёздного неба, календарь майя, космогоническая карта России. На письменном столе стоит гипсовое изображение египетского сфинкса. Конёнков показывает внутреннее строение сфинкса, представляющее, по его мнению, сложное переплетение внутренних коридоров и переходов, ряд колонн и погребальных камер. Стену кабинета украшает наградной лист. В 1926 году на престижной международной выставке, проходившей в Филадельфии, Конёнков получает серебряную медаль. После этого он становится одним из самых популярных скульпторов и модным портретистом. Вскоре скульптор получает большой заказ от Института высших исследований (сейчас - Рокфеллеровский университет), где работал тогда весь цвет мировой науки. Он создаёт знаменитые портреты Альберта Эйнштейна, бактериолога Саймона Флекснера и Хидго Ногуччи. В это же время у него появляется большой заказ от Верховного суда в Вашингтоне. Он делает знаменитый портрет Сергея Рахманинова по заказу музыкальной фирмы Steinway, портрет певицы Надежды Плевицкой и, конечно, выполняет частные заказы.

Одновременно с выставкой в мемориальном музее «Творческая мастерская С.Т.Конёнкова» представлена реконструкция кабинета Конёнкова 1930-1940-х годов, который помогает погрузиться в творческий мир скульптора и почувствовать атмосферу времени далеких 1930-х годов.

(1874-1971) русский скульптор

Как художник, Коненков Сергей Тимофеевич сложился еще в XIX веке, но он сумел найти свое место и в быстро развивающемся искусстве века двадцатого. Он прошел долгий путь, но всегда был верен главному принципу - реалистическому изображению действительности. По своей творческой концепции Коненков сближается с такими известными мастерами, как А. Бурдель и Огюст Роден .

Сергей Тимофеевич Коненков родился в небольшой деревне Караковичи в Смоленской губернии в зажиточной крестьянской семье. Когда ему исполнилось четыре года, семья осиротела, умерла его мать, и мальчик переехал в дом своего дяди. Его первым учителем стал деревенский пасечник, от которого Сергей и перенял тягу к знаниям.

Дядя заметил способности своего племянника и отдал его в прогимназию, которая находилась в уездном городе Рославле. Там впервые и проявились способности Коненкова к живописи. После окончания курса прогимназии Сергей прожил год в семье знакомых своего дяди, помещиков Смирновых, занимаясь вместе с их сыном с домашними учителями.

После выпускных экзаменов в гимназии он поехал в Москву, где поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Однако по результатам вступительных экзаменов юноша был зачислен не на живописное, а на скульптурное отделение. Помощи ему ждать было не от кого, и, чтобы прокормиться, Коненкову пришлось одновременно с учебой выполнять различные заказные работы. Одной из них стало оформление фасада дома чаеторговца Перлова. Изготовленные Сергеем Коненковым эскизы были использованы и для оформления магазина хлебных изделий Филиппова.

Выпускная работа Сергея Коненкова - скульптура «Камнебоeц» - была удостоена малой золотой медали, а автор был награжден стипендией имени П. Третьякова. Она давала право годичной командировки за границу.

Вместе со скульптором П. Клодтом Коненков совершил путешествие по Германии и Италии, посетил Париж. Во время поездки он не только много рисовал, но и лепил, стремясь освоить манеру лепки мастеров Возрождения. Находясь во Франции, Сергей Тимофеевич Коненков посетил мастерскую известного скульптора О. Родена и был покорен его экспрессивной, модернистской лепкой.

Поездка за границу имела и другие результаты. Сергей Коненков понял, что ему недостает специального образования, поэтому сразу по возвращении приехал в Петербург и поступил в Академию художеств в класс скульптуры, которым руководил известный художник В. Беклемишев.

Однако вскоре у Сергея Тимофеевича Коненкова возник конфликт со своим наставником, который не мог примириться с тем, что его ученик находится под влиянием Родена, и Коненков стал работать самостоятельно. Гораздо больше ему дало общение со скульптором С. Волнухиным и художником Архипом Куинджи .

Ожесточенную дискуссию в Академии вызвала и выпускная работа Сергея Коненкова - статуя «Самсон». Профессоров смущало, что модернистская трактовка библейского мотива привела к нарушению классических пропорций фигуры. Кроме того, в предложенной Коненковым фигуре было слишком много экспрессии. Молодого скульптора поддержали только Илья Репин и А. Куинджи, они высоко оценили его работу, а Репин даже опубликовал свой отзыв в печати. Благодаря их поддержке скульптор получил звание свободного художника, хотя совет Академии все же отказал ему в обязательной заграничной командировке. А во время событий 1905 года администрация Академии даже распорядилась уничтожить эту статую, чтобы не будоражить студентов. Только в 1916 гаду Сергей Коненков был избран академиком живописи.

В последующие годы он перешел от лепки к весьма необычным для скульптуры материалам: например, стал использовать дерево, инкрустируя его драгоценными камнями. В 1907 году Коненков выставил так называемую «Лесную серию» - ряд деревянных изваяний славянских языческих богов. В них художник сочетал архаические мотивы, приемы примитивной скульптуры и модернистскую экспрессию. В результате каждая скульптура вела как бы игру со зрителем, заставляя его отгадывать сложный ребус, кто же здесь действительно изображен. В 1916-1917 годах на Пресне прошли три персональные выставки художника. Они стали событием в художественной жизни того времени.

Интересно, что в эти годы Сергей Тимофеевич Коненков сближается с большевиками и как своеобразный гимн революции создает фигуру «Нике», запечатлев в ней образ одной из революционерок.

В 1912-1913 годах Сергей Коненков вновь отправляется в путешествие, на этот раз в Грецию, а затем в Египет, где совершенствует свои стилизаторские приемы и осваивает опыт античных скульпторов.

По возвращении в Россию он становится одним из популярных скульпторов, а после революции 1917 года пытается найти свое место в новой действительности. Вначале ему это удается, и он даже принимает участие в так называемом плане монументальной пропаганды. Однако власти настороженно приняли его яркие экспрессивные работы, в которых чувствовалось явное влияние эстетики модернизма. По предложению Луначарского , Коненков, только что ставший профессором ВХУТЕМАСа, уезжает в Ригу сопровождающим художественной выставки.

Из Риги он вместе с выставкой отправился в Америку, где и остался на постоянное жительство. Начиная с 1924 года, Сергей Коненков живет вдалеке от Родины. До 1945 года скульптор работал в Америке и Италии. В это время для него основным жанром становится заказной портрет, а также детали архитектурного оформления различных зданий. Одновременно, по инициативе Максима Горького , художник создает галерею портретов деятелей русского искусства и науки - бюсты М. Горького, Александр Довженко , Ивана Павлова , Фёдора Шаляпина .

Вернувшись после Второй мировой войны в Москву, Сергей Тимофеевич Коненков был удостоен звания народного художника СССР и первым из работников искусств стал Героем Социалистического Труда. Но награды не могли повлиять на новаторский характер его скульптуры. Одновременно с такими традиционными работами, как бюст Ленина или передовых колхозников, Коненков создает образы Людвига Бетховена и Никколо Паганини , которые традиционно считались реформаторами в музыке.

В последние годы жизни художник вновь возвращается к монументальным композициям и восстанавливает свою раннюю работу «Самсон», которая теперь стала называться «Освобожденный человек». Последняя большая выставка мастера была устроена в Москве в начале 1965 года. Она была приурочена сразу к двум юбилеям Коненкова - девяностолетию со дня рождения и семидесятилетию его творческой деятельности.

На выставке были представлены практически все известные произведения ваятеля. А в предисловии к каталогу выставки известный художник Павел Корин назвал Сергея Коненкова патриархом русского искусства.