Словесное творчество детей. Теоретические основы формирования словесного творчества у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе

Развитие речи в дошкольном детстве представляет собой комплексный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Речь становиться образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Развитие образной речи должно проходить в единстве с другими направлениями работы над словом – лексическим, грамматическим, фонетическим. По тому, как ребенок строит свое высказывание, настолько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития. Систематические задания на использование разнообразных средств художественной выразительности подводят детей к самостоятельному словесному творчеству.
Задания по развитию словесного творчества детей могут быть самыми разными: от составления творческих рассказов до словообразования, от организации наблюдений ориентированных на образное восприятие окружающей действительности до придумывания новых историй о…
В возрасте 5-7 лет многие дети охотно играют словами, звуками, сочиняют короткие стишки, считалки и просто бессмысленные рифмы. Ребенок активно осваивает языковую действительность, познает грамматические правила и нормы, овладевает ими в процессе практического пользования языком.
В основе детского речетворчества лежат выработанные обществом формы взаимодействия ребенка со взрослым, формы организации детской деятельности. Овладевая языком, ребенок усваивает устойчивые традиции родного языка, учится речетворчеству.
Богатый словарный запас - необходимое условие последующего развития речи ребенка, в процессе которого он учится вычленять в слове и наполнять смыслом структурные элементы (корни, суффиксы, приставки, окончания), овладевает правилами оперирования ими.
Владение способами словообразования предполагает умение находить в предметах и явлениях существенные для называния связи и отношения, умение сравнивать разные наименования между собой, подмечать в них общие элементы, несущие одинаковый смысл, самостоятельно ими оперировать и оценивать точность, правильность сказанного или услышанного. В том и состоит суть детского словотворчества, что оно постепенно превращается во внутреннюю способность легко и быстро ориентироваться в новых словах и даже при необходимости самому их создавать. При усвоении способов словообразования важнейшей задачей является воспитание интереса к слову. Специальные речевые игры и упражнения с грамматическим содержанием, организуемые в детском саду, принесут пользу лишь в том случае, если будут опираться на опыт детей, их знания и представления об окружающем. Круг таких знаний определен программой воспитания и обучения в детском саду. Владение речью само становится условием успешности практической и познавательной деятельности ребенка, средством общения, мышления, самоорганизации.
В старшем дошкольном возрасте у ребят формируется тонкая наблюдательность, чуткость к выразительным средствам языка. Это делает речь более точной и образной.
Художественная литература имеет огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей, она обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины.
Дети переживают описанные в книге события так, как будто они происходят перед их глазами; при этом выявляется отношение детей к фактам, героям произведения.
Свои переживания, чувства, определившиеся отношения дошкольники выражают открыто, непосредственно - мимикой, жестами, восклицаниями, репликами (например, говорят о персонажах: «так ему и надо» или «она хорошая, добрая»).
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность в художественно – речевой деятельности.
Это выражается при пересказах ими текстов доступных художественных произведений, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных сочинениях – рассказах, сказках.
В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребёнком образов искусства. Необходимо воспитывать у детей интерес и любовь к художественному слову, к произведениям детской литературы и народного творчества: сказкам, рассказам, стихам; вызвать желание самому сочинить, рассказать другим детям свою сказку.

Одним из наиболее доступных и педэффективных средств формирования у дошкольников творческих речевых умений называются фольклор, в частности, народная сказка.

Для развития связной монологической речи необходимо формирование представлений о композиции рассказа, умение связывать между собой предложения и части высказывания, использовать разнообразные лексические и стилистические средства. Однако понятие «словесное творчество» гораздо шире, чем «творческое рассказывание», так как включает в себя активное сочинение, придумывание сказок, рассказов, стихов, загадок, сценариев не только на занятиях, но и в свободной самостоятельной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ

Е.Ю.Галочкина - воспитатель

(АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 187 «Солнышко», г.о. Тольятти)

Одним из приоритетных направлений педагогической науки на современном этапе является изучение творческой деятельности ребенка, поиски путей её формирования. Исследования психологов.(Л.С.Выготский, Б.М.Теплов) и педагогов (Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Дыбина О.В., Танина Л.В.) доказывают, что творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождается активностью его эмоциональных и интеллектуальных сил.

В исследованиях, посвященных проблеме словесного творчества, одним из наиболее доступных и педэффективных средств формирования у дошкольников творческих речевых умений называются фольклор, в частности, народная сказка (М.М.Конина, Л.М.Панкратова, О.И.Соловьева, и др.). Авторы отмечают очевидность влияния отдельных элементов сказки на сочинение детей. Вместе с тем в исследованиях отмечается, что соответствие специфики народных средств сказки особенностям восприятия детей еще не обеспечивает положительного воздействия фольклора на развитие детского словесного творчества, Трудности детей связаны как с содержательной (подражательность, невыразительность сочинений, а логичность содержания), так и с формальной стороной высказывания (нарушение структуры повествования, ограниченное использование стилистических средств). Психологические предпосылки, обуславливающие возможности детей в области речевого творчества, с одной стороны, и трудности, возникающие при построении сказочного повествования – с другой, являются проблемой, которая возникает при организации работы с детьми по развитию словесного творчества дошкольников.

В отечественной педагогике словесное творчество рассматривается как двуединый процесс: накопление впечатлений в ходе познания действительности и творческая переработка их в словесной форме (Н.А.Ветлугина, О.С.Ушакова).

В специальном исследовании, посвященном обучении творческому рассказыванию, выполненном Н.А.Орлановой, выделяются следующие условия обучения творческому рассказыванию:

Обогащению опыта детей;

Богатство словаря и умение им пользоваться;

Овладение умением связно рассказывать, знание структуры рассказа: начало, кульминация, конец;

Правильное понимание детьми задания «придумать».

Динамику развития детского творчества под влиянием обучения прослеживает в своем исследовании С.К.Алексеева. Она обосновывает следующую последовательность обучения:

1 этап: Учить детей подчинять свой опыт определенному замыслу, обратить внимание детей на композиционные языковые особенности рассказов (обогащение жизненного и литературного опыта ребенка, ознакомление с языковыми средствами выразительности, анализ композиционного строения произведения);

2 этап: Определить правильное соотношение между стремлением ребенка показать себя в творческой деятельности и возможностью найти подходящие средства для выражения своего замысла. Обратить внимание детей на оценку рассказов (придумывание начала и окончание рассказа, обрисовать обстановку в которой происходит действие, самостоятельное художественное дополнение рассказов);

3 этап: Поставить ребенка перед необходимостью действовать более сознательно, более самостоятельно использовать условные способы словесного творчества (самостоятельный подбор сюжетных, композиционных и языковых средств, более глубокий анализ предложенных произведений, ознакомление с новыми языковыми средствами);

4 этап: Совершенствовать умения детей комбинировать и

преобразовывать полученные представления и восприятия, обрисовывать

действие в последовательности его развития логической связи.

Для развития творческой деятельности детей необходимо создавать специальные педагогические условия:

а) подбор литературных произведений с учетом возможности специфического воплощения их содержания;

б) проведение специальных творческих заданий, развивающих театральные способности детей (соединение движений с выразительностью речи, мимикой и жестами);

в) активное участие детей в составлении сценария и подготовки спектаклей.

В дошкольном возрасте ребенок способен не только воспринимать художественные произведения, выражать свое отношение к персонажам, но и осмысливать их поведение, обобщать, анализировать, экспериментировать, и на этой основе создавать новое для себя и сверстников. Особую роль при этом играет художественное воображение.

К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал важность развития речи и способностей средствами искусства, начиная с дошкольного возраста. Недостаточно, если дети поймут содержание произведения, необходимо почувствовать его выразительные особенности выражения и образные слова. В дальнейшем они будут глубже воспринимать литературные произведения, научатся тонко различать смысловые оттенки слова и переносить их в свое творчество.

Конечно, для развития связной монологической речи необходимо формирование представлений о композиции рассказа, умение связывать между собой предложения и части высказывания, использовать разнообразные лексические и стилистические средства. Однако понятие «словесное творчество» гораздо шире, чем «творческое рассказывание», так как включает в себя активное сочинение, придумывание сказок, рассказов, стихов, загадок, сценариев не только на занятиях, но и в свободной самостоятельной

деятельности.

Образцом художественного текста с позиции структурно-смыслового единства содержания и формы является народная волшебная сказка.

Многочисленные исследователи народной сказки (В.А.Бахтина, Н.М.Ведерникова, Р.М.Волков, Н.В.Новиков, А.И.Никифоров, Э.В.Померанцева и др.) в качестве отличительного признака волшебной сказки называют ее волшебно-фантастическое начало. Единство волшебного и фантастического делает волшебную сказку особенно привлекательной для детской аудитории. Своеобразное сочетание реального и вымышленного составляет содержание волшебной сказки.

Стиль волшебной сказки представляет собой единую систему взаимосвязанных приемов и средств. Традиционные языковые формы являются предметом изучения фольклорной фразеологии. К числу типичных средств поэтики волшебной сказки относят, прежде всего, устойчивые словесные формулы, традиционные формулы, поэтические штампы являющиеся важным элементом построения сказок подобного типа (присказки, зачины, концовки) и выполняющие различные функции в повествовании.

Еще одним стилистическим приемом сказки является использование постоянных эпитетов, служащих украшением произведения. Вероятность употребления того или иного сочетания в былинном или песенном эпосе связано с особенностями отражения внешнего мира в различных жанрах. По мнению О.А. Давыдовой, 38,7% определенных сочетаний волшебной сказки не являются собственно сказочными, то есть зафиксированы и в других фольклорных жанрах «буйная голова», «каленая стрела».

К традиционным поэтическим средствам волшебной сказки также относятся: употребление синонимов «с тем и свадьбу сыграли по-хорошему, по-ладному» и парных объединений слов, выражающих одно понятие «пойдем с хлебом-солью встречать, авось замиримся», употребление антонимов «ни много, ни мало прошло времени» или усиления «волей-неволей пришлось согласиться», употребление общеязыковых пословиц и поговорок «щука востра, да не съешь ерша с хвоста», использование разнообразных сравнений «Сел Иван на волка. Волк побежал стрелою»; лексические и синтаксические повороты, образующие параллельные синтаксические конструкции «На столбу написано: «В праву дорогу идти – добра не видать, а леву дорогу идти – живому не бывать».

М.М.Конина выделяет два вида детских сочинений: творческая переработка известных сказок и собственно творческие сказки и отмечает наличие в них характерных особенностей сказки (типичных сюжетов, чудесных превращений и элементов героики, чудесных предметов, сказочной обрядности).

По ее мнению, «развитие детского словесного творчества идет по линии качественного нарастания под влиянием количественного накопления новых сказочных образов».

Народная сказка традиционно относится к кругу «детского чтения» и является одним из самых любимых детьми жанров. Сказка оказывает огромное влияние на нравственное и эстетическое развитие дошкольника. Красочное, романтическое изображение сказочного мира, идеализация положительных героев, обязательный счастливый конец, увлекательность, сочетающаяся с поучительностью – всё это вызывает у детей яркую эстетическую реакцию, способствует развитию эстетических чувств. Волшебная сказка воплощает в себе высокие идеалы народа, его мудрость. Динамика волшебной сказки требует интеллектуального напряжения, сопоставление фактов и событий при усвоении смысловой линии сюжета, т.е. возбуждает познавательную деятельность.

Для выявления особенностей восприятия сказки детьми старшего дошкольного возраста и для определения уровня словесного творчества к связной речи дошкольников мы использовали методику О.С.Ушаковой, выделив критерии и показатели.

Критерии

1.Особенности восприятия сказки

Называние существенных признаков

Определение содержания сказки

Выделение структурных частей текста

Сохранение языковых средств выразительности

2.Особенности словесного творчества

Умение подчинить сюжетную линию общей теме

Использование приемов раскрытия образов персонажей и особенностей сюжета волшебной сказки

Умение использовать разные типы предложений

Способность оформлять высказывание по законам композиции сказки

Использование выразительности

3.Определение развития связной речи

Умение определять тему высказывания и правильно воспроизводить ее содержание

Умение использовать разные виды связи между предложениями

Использование разных типов предложений.

Первое задание. С целью определения особенностей восприятия сказки в единстве ее содержания и художественной формы, предлагалась сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Второе задание. На выявление уровня словесного творчества предлагалась ситуация «Продолжи сказу».

Третье задание. Определение уровня развития связной речи велось на примере сказки «Гуси-лебеди».

Для усиления мотивации высказывания использовались различные речевые ситуации («Беседа о сказке», «Сказка по телефону», «Сочини сказку»). Выбор сказочного материала определялся требованиями методики развития речи к отбору художественных произведений с принципами педагогики и эстетики.

Неверные ответы детей заключались в неразличении сказки и рассказа.

Результаты диагностики показали, что у детей с седьмого года жизни отсутствует четкое представление о жанровых особенностях сказки, что, на наш взгляд, должно отразиться на сочинениях детей.

Понимание детьми содержания сказки определялось через выявление умения распознавать тему данного высказывания. В процессе обследования не было выявлено ни одного случая высокого уровня понимания содержания, требующего от ребенка наличие элементарных навыков анализа произведения. На основании результатов диагностики были выявлены уровни восприятия детьми народной сказки.

I уровень (высокий). Определяют жанр сказки. Называют его существенные признаки. Обобщенно определяют содержание сказки. Видят границы структурных частей текста. Стремятся сохранить языковые средства выразительности.

II уровень (средний). Правильно определяют жанр сказки, но в порядке аргументации выдвигают как существенные, так и формальные его признаки. Определяют тему повествования. Часто испытывают затруднения при вычленении основных частей композиции. Используют дополнительные языковые средства.

III уровень (низкий). Затрудняются в определении жанровой принадлежности произведения и в выявлении отличительных признаков сказки. Не понимают содержание произведения. Не видят границ между завязкой, развитием действий и развязкой сказки. Не выделяют средства выразительности сказки.

Необходимым условием словесного творчества дошкольников являются сформированность навыков связной речи, поэтому целью задания 2 стало определение уровня развития связной речи при воспроизведении содержания сказки.

Критериями для анализа пересказов детей стали традиционные в методике развития речи показатели:

  1. Понимание темы
  2. Объем и грамматика высказывания
  3. Лексика высказывания
  4. Средства связи
  5. Структурная организация каждой части
  6. Плавность и самостоятельность изложения.

Полученные данные позволили определить следующие уровни связной речи дошкольников.

I (высокий). Обобщенно определяют тему высказывания и правильно воспроизводят его содержание. Используют различные типы предложений, грамматические ошибки отсутствуют. Используют свои точные словозамены, разнообразные способы связи между предложениями. Точно оформляют высказывание. Самостоятельно пересказывают текст без пауз.

II (средний). Определяют тему высказывания. Допускают незначительные отклонения от текста. Ограниченно используют сложные предложения, возможны единичные грамматические ошибки. Обращаются к отдельным средствам языковой выразительности. Способы связи не отличаются многообразием. В случае затруднений используют небольшое количество пауз и нуждаются в дополнительных вопросах.

III (низкий). Не определяют тему высказывания. Схематично передают события, не используя средств выразительности. Допускают грамматические ошибки. При передаче содержания нарушают композиционную целостность. Не умеют самостоятельно пересказать текст (делают паузы, повторы, нуждаются в подсказках).

Детям предлагалось задание: «Представь, что ты сказочник и придумай сказку с чудесами и волшебством». Никаких указаний по выполнению заданий не давалось. Сочинения детей фиксировались и рассматривались по ряду показателей, направленных на оценку как содержания, так и художественной формы сочинения.

Вторую группу показателей составили некоторые общепринятые критерии творчества:

Беглость – способность к порождению большего числа идей, выраженных в словесных формулировках или рисунках.

Гибкость – способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.

Оригинальность – способность к выдвижению идеи.

Аутентичность – соответствие эмоциональной реакции потребностям, ценностям и интересам субъекта.

Результаты, полученные в ходе выполнения задания, могут служить основанием для определения уровней словесного творчества старших дошкольников.

I (высокий). Подчиняют сюжетную линию общей теме. Оригинально используют в сочинении приемы раскрытия образов персонажей и особенности сюжета волшебной сказки. Обращаются к традиционным изобразительно-выразительным средствам сказки.

II (средний). Стараются придерживаться выбранной темы, неточный подбор заголовка. Используют отдельные элементы сказки в сочинениях с самостоятельным сюжетом и несложным содержанием. Затрудняются в структурном оформлении повествования (одна из частей композиции отсутствует).

III (низкий). В основном придерживаются темы, но затрудняются в ее раскрытии, название отсутствует. Схематично передают события повествования или пересказывают без изменения известную сказку.

Анализ полученных результатов показал невысокий уровень развития словесного творчества детей и позволил определить пути дальнейшей работы.

Нами были разработана и апробирована система занятий и игр с включением волшебной сказки, созданы ситуации для игровых импровизаций и вовлечения детей в подготовку атрибутов, спектаклей, выставок детского творчества, что способствовало значительному повышению уровня словесного творчества старших дошкольников.


1

:В статье показано значение организации словесного творчества в современном дошкольном учреждении. Предметом исследования является процесс развития словесного творчества старших дошкольников посредством сочинения ими сказок о животных. Целью является описание содержания работы, направленной на эффективное развитие словесного творчества дошкольников. Словесное творчество рассматривается в узком смысле – создание дошкольниками собственных сказок. Определяется основа словесного творчества детей старшего дошкольного возраста - фольклорное произведение (русская народная сказка о животных). Показано преимущество использования детских сказок о животных с целью развития словесного творчества детей. Изложены данные диагностической методики по выявлению уровня развития умения сочинять сказки дошкольниками; дан анализ детских творческих работ; указаны причины ошибок и недочётов. Содержание работы по развитию словесного творчества детей представлено в три этапа: пополнение знаний детей новыми сказками; композиционный и языковой анализ сказок; процесс создания детьми собственных сказок. Перечислены педагогические приёмы, с помощью которых реализуется развитие словесного творчества старших дошкольников. Описана последовательность постепенного введения видов творческих работ на занятиях по развитию речи с дошкольниками. Автором использованы известные в методике авторские приёмы, но предлагается их собственная интерпретация. В приведенном примере фрагмента занятия показана словесная деятельность дошкольников: подбор слов по смыслу, характеристика героя, определение последовательности действия, продолжение истории. Приведены примеры детских творческих работ. Материалы статьи могут быть использованы методистами и педагогами-практиками в образовательном процессе дошкольной организации.

сочинение сказок

сказки о животных

словесное творчество

старший дошкольник

1. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок). - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 45 с.

2. Гурова И.В. Технология обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок // Самарский научный вестник. - 2013. - № 4 (5). - С. 63-65.

3. Ушакова О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - С. 18-29.

4. Николаева Н.А., Ерышова Ю.В., Генералова О.М., Корнеева М.П. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством словесного творчества // Актуальные вопросы современной педагогики. - Самара: АСГАРД, 2016. - С. 86-89.

5. Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование приемов сказкотерапии. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 144 с.

6. Серкова М. Путешествие в сказку / М. Серкова, О. Малышева // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 12. - С. 48-50.

7. Пропп В.Я. Русская сказка. - М.: Лабиринт, 2000. – 416 с.

8. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002. - 144 с.

Вопросы развития словесного творчества дошкольников составляют основу процесса обучения и воспитания. В Федеральном государственном образовательном стандарте Дошкольного образования (ФГОС ДО) выделена образовательная область «Речевое развитие», которая включает формирование умения сочинять сказки через следующие компоненты: уметь владеть речью как средством общения и культуры, иметь активный словарный запас, грамматически правильную монологическую речь, знать произведения детской литературы. Особое значение в методике развития речи дошкольников придаётся обучению сочинению сказок Е.Б. Танникова , И.В. Гурова , О.С. Ушакова и др. Достаточно широко в своих исследованиях раскрыли возможности использования сказки в системе воспитания дошкольников Н.А. Николаева , Л.А. Литвинцева и др.

Цель исследования: описать содержание работы, которое, на наш взгляд, будет способствовать развитию словесного творчества дошкольников через создание ими сказок.

Материалом исследования явились теоретические работы методистов по данной проблеме, а также творческие работы детей старшего дошкольного возраста.

Методы: теоретический анализ методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент, математическая обработка данных.

Сказки о животных являются благодатным материалом для развития словесного творчества. Сказки о животных широко используются в кругу детского чтения. Как известно, эти сказки небольшие по объёму. В них небольшое число героев (2-4), рассматривается одно сюжетное действие. Продолжительность действия обозначается системой повторов, хотя в этом типе сказок повторы необязательны. В этих сказках определённые качества характера закреплены за каждым героем: трусость - заяц, хитрость - лиса, жадность - волк и т.д. Для таких сказок характерно сближение взаимоисключающих явлений, нарушающих привычные представления, что и создает вымысел: волк рубит дрова, печет блины; заяц плачет и т.д. С точки зрения композиции сказка может строиться как одно сюжетное действие («Лиса и тетерев», «Овца, лиса и волк»), несколько действий («Волк - дурень», «Старая хлеб-соль забывается») или ряд повторяющихся эпизодов («Теремок») .

Развитие словесного творчества предполагает длительную целенаправленную работу с дошкольниками. Серкова М. детские сочинения о животных классифицировала так: 1) творческое сочинение по картинке; 2) контаминации на темы художественных произведений; 3) свободное сочинение сказок .

В данной статье мы продемонстрируем содержание работы, которое на наш взгляд, будет способствовать развитию словесного творчества дошкольников через создание ими сказок. Перед тем как начать специализированное обучение, мы предлагаем провести диагностическое обследование умения сочинять сказки у дошкольников. Непосредственное обучение проходит в три этапа. На первом этапе необходимо активизировать в речевой деятельности детей запас известных русских народных сказок и продолжать обогащать этот запас. Основными приёмами работы будут слушание, рассказывание и пересказ сказок. На втором этапе под руководством воспитателя происходит анализ принципов традиционного построения сказочного повествования, развития сюжета: повторность, цепная композиция, прием «от большого - к малому» и «от малого - к большому», традиционные зачин и концовка. Необходимо также обращать внимание детей на языковую основу сказки (постоянные эпитеты, повторы, обилие слов-действий). Педагог побуждает детей использовать эти приемы в собственных сочинениях. На третьем этапе активизируется коллективное и самостоятельное сочинение сказки. Воспитатель предлагает детям задания с постепенным усложнением: продолжить начатую сказку, придумать сказку по теме и персонажам; самостоятельно выбрать тему, персонажей, сюжет и т.д.

Руководя процессом формирования умения сочинять сказки, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы. Предпочтение следует отдавать активным педагогическим приемам, которые обеспечивают создание собственных литературных произведений, в том числе и сказок. Е.Б. Танникова предлагает метод обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок - знакомые герои в новых обстоятельствах . Моделирование сюжетов сказок по В.Я. Проппу помогает осознанию дошкольниками антитезы, характерной для сказок: персонажи (злые/добрые, умные/глупые); место действия (дворец/избушка); события (запрет/нарушение запрета) . Моделирование помогает детям удерживать в памяти похожие действия, порядок появления героев.

Результаты исследования. Опытная работа по формированию умения сочинять сказки у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 102» г. Оренбурга. В данной работе принимали участие 10 старших дошкольников в возрасте 5-6 лет. При проведении диагностики мы рассказали детям начало сказки и предложили им придумать ее окончание «Сказка про доброго зайца» (автор Л.В. Ворошнина).

Текст сказки. Жили-были заяц и зайчиха. Ютились они в маленькой ветхой избушке на опушке леса. Однажды заяц пошел собирать грибы и ягоды. Насобирал целый мешок грибов и корзину ягод.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ концовки сказки, придуманной детьми, показал, что 70% детей старшего дошкольного возраста сочинили концовку предложенной сказки по наводящим вопросам; сказка по началу сюжета получилась. В большей части работ сказка крайне бедна по содержанию, «схематична»; продолжена в соответствии с замыслом, но не завершена. Сказки, сочиненные детьми, не имели развязку, дети в основном использовали знакомые им сюжеты, не добавляя в них ничего нового, приведем пример продолжения текста сказки: И заяц сразу пошел домой. Дома его ждала зайчиха, они поели, спать легли.

У некоторых дошкольников сказка не получилась (30%). Часть детей продолжили сказку 1 предложением (И все закончилось хорошо. / Так они и жили.); словосочетанием (ягоды вкусные).

При определении уровней умения сочинять сказку у старших дошкольников выяснилось, что выделить можно только средний и низкий уровни (40% и 50% соответственно). Дети пытались в своих сочинениях наряду с персонажами сказки - заяц и зайчиха - использовать и других животных (волка, медведя). Приведем пример сочиненной сказки, где прослеживается аналогия со сказкой «Семеро козлят»: встретил Заяц волка и испугался. Волк спросил у Зайца, как его зовут, куда он идет. А Заяц его обманул и сказал, что идет в другую сторону, не домой. Волк побежал туда и заблудился, а Заяц спокойно пришел к своей Зайчихе.

Проведенное диагностическое обследование доказывает необходимость работы, направленной на формирование речевого словесного творчества дошкольников.

Формирование умения сочинять сказки у детей дошкольного возраста необходимо начинать с создания оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка-дошкольника. На первом этапе обучения старших дошкольников сочинению сказки нами был накоплен художественный материал. Мы знакомили детей со сказками, входящими в круг чтения детей. Нами были созданы условия для благоприятного словесного творчества детей, организовано взаимодействие разных видов художественной деятельности. Нами применялся приём - прослушивание сказок в грамзаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогали детям вслушаться в музыку, задуматься о характере героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка. Просмотр, последующий анализ мультфильмов, работа с отдельными фрагментами, на наш взгляд, обогатили словарный запас детей, способствовали формированию связной речи (диалог и монолог), развивали фонетико-фонематическую, просодическую стороны речи. Нами, например, было предложено детям посмотреть мультфильм «Снегурка» (1958), обменяться впечатлениями, придумать варианты развития другой сюжетной линии мультфильма или другого конца.

На последнем этапе остановимся более подробно, т.к. именно он по времени самый длительный в нашем эксперименте. Развитие умения сочинять сказки у старших дошкольников мы начали с приема - придумывание продолжения сказки.

Придумывание детьми продолжения знакомой сказки. Дети старшего дошкольного возраста вспоминали сказку «Козлятки и волк». Мы предлагали детям придумать, что было дальше. Первое продолжение сказки мы придумывали вместе, дети добавляли по одному предложению, словосочетанию, слову. Воспитатель начинает предложение, а дети по желанию продолжают: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, спрятались под стол. А это был маленький... (показывали игрушку) зайчик. Зайчик говорит: «Не бойтесь меня; это я, маленький зайчик». Козлята... (впустили зайчика). Они угостили его... (капустой, морковкой). Поели малыши и стали... (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл... (на барабане). А козлята... (весело прыгали)». После коллективного составления сказки мы переходили к индивидуальному творчеству. На первом занятии не все дошкольники справились с заданием, но у некоторых продолжение сказки получилась: Долго она ходила по лесу, траву ела и встретила Лису. Лиса ей и говорит «У меня лисята родились, дай мне молочка». Коза отвечает: «Сейчас не могу, спешу к козляткам». Приходите завтра, утро вечера мудренее. И вот утром приходит Лиса с ведерком, а у Козы все готово. На следующий день Лиса пришла с лисятами, Козе сено принесли. Волк узнал, про их дружбу и стыдно ему стало, он просил прощения за своё поведение. С тех пор стали они все жить-поживать, а лисята с козлятами прыгать - играть.

Составление продолжения сочинения на основе сказки Б.Н. Сергуненкова «Козел» мы начали с того, что предложили детям отгадать загадки о животных - персонажах произведения (затем дети называют других известных им домашних животных). Далее прочитали сказку два раза и обсудили ее содержание, провели языковой (лексический) разбор текста с использованием иллюстраций. После проведения физкультминутки провели упражнение на сравнение животных - персонажей сказки по их внешнему виду; установление сходства и различия между ними с использованием картинок и набора игрушек. Далее просили детей сочинить сказку до конца.

Сочинение сказки по теме, предложенной воспитателем (без плана). Выполнение этого задания дает большой толчок творческому воображению и самостоятельности мысли: ребенок выступает как автор; он сам выбирает содержание сказки и ее форму. Нами была предложена тема: «Сочини сказку о медведях». Приведем пример сочиненной сказки.

Жил когда-то далеко-далеко маленький Медведь. Берлога его была похожа на норку. Он всех боялся. И вот однажды встретил в лесу мужика, ему стало жалко Мишку. Мужик говорит: «Если хочешь стать большим, тебе нужно много кушать, долго спать». Мишка послушался и проспал всю зиму, а весной наелся ягод и стал расти не по дням, а по часам. Теперь медведи всегда большие.

Игры-инсценировки с игрушками. Традиционно в дошкольной образовательной организации используется приём инсценирования сказок. Этот приём эффективен, во-первых, с точки зрения развития речи, так как дети, заучивая реплики персонажей, запоминают слова-определения, слова-уточнения, слова-действия; во-вторых, с точки зрения развития словесного творчества. В игре-инсценировке дошкольники часто добавляют свои высказывания, используют лексический запас, характерный для сказок.

Соединение (контаминация) сюжетов разных сказок. При выполнении всех заданий побуждали старших дошкольников к использованию сказочных элементов (традиционные формулы, изобразительно-выразительные средства и в собственных сочинениях). Приведем пример сочинения сказки о Лисе, Петушке и Шарике.

Жил-был Шарик. Пришла как-то Лиса в деревню. Увидела щенка и говорит: «Я Петушка в гости пришла звать, ему каши наварила». Шарик ей отвечает: «Не пущу с тобой Петушка, ты его обманешь и съешь». Лиса принялась его уговаривать, Шарик согласился и сказал «Я с вами пойду». Позвал Шарик Петушка, пришли они вместе к Лисе. Она сварила кашу жидкую и потчует. Петушок клевал, клевал, так голодным остался. Шарик лакал, лакал, так и не наелся. Лиса стала в гости проситься к ним, а они её не позвали.

Составление сказки по серии картинок. Глухов В.П. считает, что сочинения по картинкам имеют большое значение для развития умений самостоятельной речи . Серии картинок способствуют обучению составлению сочинения и помогают разобраться в последовательности событий, отображающих отдельные, ключевые моменты сюжетного действия. Развивают навык анализа наглядно изображенного сюжета, умение воссоздавать сюжетную ситуацию на основе сопоставления содержания отдельных картинок.

На занятии детям предлагалось сочинить сказку по серии картинок «Умный ежик» (сюжет Н. Радлова). Воспитанникам демонстрировали серию цветных картинок среднего формата (4 картинки). Воспитанники разместили на наборном полотне картинки в нужной последовательности. В начале занятия дошкольникам предлагалось дополнить предложение нужным по смыслу словом: Ёжик нашёл в лесу кучку… (яблок). Стал он их носить домой по…(одному)./ Надоело ему…(бегать, возиться). Ежик залез на... (дерево, яблоню) и прыгнул на... (яблоки)./Яблоки нанизались на... (колючки, иголки). Затем дети воссоздали исходную ситуацию на основе содержания картинок по вопросам: вдали виден домик Ежика; он на зиму делает запасы; он угощает гостей яблоками, яблочным компотом и вареньем.

Сочинение познавательной сказки о животных. Мы использовали игру «Скажи точнее». Целью этой игры является развитие точности словоупотребления у детей. Воспитатель начинает рассказывать сказку и просит ребят помогать подбирать слова, когда он будет останавливаться. Например: Жили-были Белка и Бельчонок. Белка говорит: «Я самая главная!». Какой может быть Белка? Что она может делать? (Рыжая, шустрая, пушистая. Белка живет в лесу, в дупле. Она может собирать на зиму запасы, прыгать с дерева на дерево…) Бельчонок послушал и говорит: «Я тоже важный!». Какой может быть Бельчонок? Что он может делать? (Белый, ловкий, юркий…) и т.д. Как видим, подобранный материал позволяет сочинить научно-познавательную сказку о животных. Этот вид сказок встречается в программе дошкольного учреждения. Умение сочинять сказку подобного типа будет зависеть от того, насколько дети владеют теоретическими знаниями о том или ином животном.

Сочинение сказки по аналогии. Этот тип сочинения достаточно труден для дошкольников, поэтому мы за основу взяли сказку «Колобок». Все дети очень хорошо знакомы с этим произведением. Мы проанализировали сказку по вопросам: Кто был главным героем? Как появился Колобок? Почему случилось так, что он оказался в лесу? С кем он встретился? После этого воспитатель объяснил, что мы будем составлять похожую сказку, где героем станет… (Бублик, или Ватрушка, или Блин). Он должен встречаться с животными… (Сусликом, Белочкой, Ёжиком и др.). Героев-животных педагог предлагает выбрать самостоятельно. В конце сказки главного героя кто-то должен съесть. Сказка должна чему-либо учить, что может быть поучительным в нашей сказке? Воспитатель выслушивает варианты ответов дошкольников и предлагает сочинить сказку по аналогии. Приведем начало получившейся сказки: Жила-была мама с дочкой, испекли они однажды ватрушку. Положили её студиться на окошечко, а она ожила и убежала. Катится по дорожке, катится, а навстречу ей…

Основная задача воспитателя заключается в том, что дошкольники получили возможность научиться излагать мысли в устной форме. Воспитатель может назвать героев сказки или тему, после чего предлагает детям подумать (что могло произойти с этим героем?) и высказаться. Опыт наблюдения за дошкольниками показывает, что сначала они не знают что говорить, а потом из общего числа представляющихся мыслей и образов им сложно выбрать одну тему и упорядочить мысли. Подбор слов, словосочетаний у многих ребят занимает много времени, они утомляются и теряют интерес к работе. Воспитателю необходимо давать несколько слов (слова-помощники) для выбора детьми. Для упорядочивания действий героев и организации сюжета целесообразно использовать схемы, модели. Когда дети научатся продолжать начатый сюжет, дополнять известную сказку новыми событиями, можно приступать к созданию собственной оригинальной сказки. С этой целью лучше задавать в качестве главных героев сказки таких животных, которые редко используются в традиционных сюжетах, например: овечка, белочка и др. Как известно, образы лисы, зайца, волка будут возвращать дошкольников к уже известным сюжетам.

В процессе работы целесообразно привлекать к анализам получившихся сказок самих детей. Оценивая работы дошкольников, обращаем особое внимание на следующие показатели: оригинальность, композиция сказки (зачин, основная часть, концовка), богатство словаря, правильность и разнообразие грамматических конструкций. При организации занятий, направленных на развитие словесного творчества, необходимо выстроить методическую систему. Система будет упорядочивать частоту подобных занятий, усложнение видов работ, разнообразие типов сочинений-сказок. С целью повышения мотивации можно устроить «день сказок» и пригласить в гости детей из другой группы, можно подарить мамам (малышам) собственные сказки. По возможности воспитатель записывает детские сказки и с помощью родителей оформляет книгу сказок. Воспитанники могут выступать иллюстраторами сказок.

Выводы. Таким образом, предложенный нами комплекс мероприятий по развитию умения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок может способствовать повышению интереса к словесному творчеству. Учитывая синкретичную природу детского творчества, мы предлагали детям импровизировать, обыгрывать сюжет сказки-игры, с помощью языковых средств передавали характер и настроение персонажа в конкретных ситуациях. Мы считаем, что содержание данного комплекса может быть использовано в практической деятельности педагогов дошкольного образования.

Библиографическая ссылка

Слонь О.В. РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ) // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27858 (дата обращения: 26.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Детское словесное творчество

В основе словесного творчества, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы.

Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).

В формировании детского художественного творчества выделяют три этапа.

На первом этапе происходит накопление опыта.

Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего.

Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств.

На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым.

Педагогические условия , необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.

Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни

Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято с читать обогащение и активизацию словаря.

Одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ.

Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал.

Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме», «Как Дед Мороз пришел на елку в детский сад», «Почему девочка плакала», «Как Катя потерялась в зоопарке».

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»). Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

Например, по теме «Что случилось с девочкой» детям были предложены такие вопросы: «Где находилась девочка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее утешил?» Было дано указание «придумать» рассказ. Если дети затруднялись, педагог подсказывал («Может быть, она была на даче или заблудилась на шумной улице города»).

С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского текста. Так, после чтения и пересказывания рассказа Л. Толстого «Сел дед пить чай» педагог предлагает продолжить его. Показывает, как можно придумать конец, давая свой образец.

В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

Ниже рассмотрим особенности использования приемов обучения в зависимости от вида рассказа.

Как и в старшей группе, работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Е. И. Тихеева рекомендовала давать такое начало, которое бы предоставляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях. Приведем пример (СНОСКА: Из исследования Л. А. Пеньевской).

Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать пение птиц. Сегодня он вышел рано и зашел особенно далеко. Место было незнакомое. Даже березы и те были какие-то другие – толстые, со свисающими ветвями. Вася сел отдохнуть под большую березу, вытер потный лоб и задумался, как найти дорогу домой. Направо вела еле заметная тропинка, но куда она идет, Вася не знал. Прямо начинался какой-то спуск, а налево был густой лес. Куда идти?

Дети должны придумать, как Вася выбрался из леса.

Вспомогательные вопросы, по мнению Л. А. Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3 – 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.

В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.

Более сложный прием – рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Например, воспитатель напоминает, что скоро 8 Марта. Все дети будут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем: «Подарок маме». Лучшие рассказы мы запишем». Педагог поставил перед детьми учебную задачу, мотивировал ее, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности. В конце такого занятия можно нарисовать поздравительные открытки для мам.

Систему занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала Э. П. Короткова. Она предлагает серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение: описание персонажа, опора на образ главного героя при составлении рассказа (полнее обрисовать его и ситуации, в которых он участвовал) и др.

Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог советует, о чем можно придумать рассказ (об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке). Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план («Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко – о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце. После этого расскажешь все»).

Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Например, воспитатель дает начало рассказа «Сон Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед «Орленок». Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Этот образец в виде начала рассказа можно дополнить пояснениями: «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что-нибудь интересное или смешное».

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.

Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.

Пример сказки Тани (6 лет 7 мес.): «Волшебная палочка». Жил-был зайчик, у него была волшебная палочка. Он всегда говорил волшебные слова: «Волшебная палочка, сделай то-то и то-то». Палочка все ему делала. Постучалась к зайцу лиса и говорит: «Можно к тебе в дом, а то меня волк выгнал». Лиса обманула его и отняла палочку. Сел заяц под дерево и плачет. Идет петух: «Что ты, зайка, плачешь?» Заяц ему все и рассказал.

Петух отнял волшебную палочку у лисы, принес ее зайке, и стали они вместе жить. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки происходит поэтапно. На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях. Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей – героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета. На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет. Как уже было сказано выше, наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:

1.Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

2.Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3.Обучение детей описанию объектов природы по представлению.

4.Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.

Помощь детям оказывает образец воспитателя. Приведем пример.

«Мне очень нравится осень. Я люблю рассматривать и собирать в букеты желтые листья клена и березы, красные – осокорей, салатовые – ивы и тополя. А когда подует ветер, мне нравится, как листики срываются с деревьев, кружат в воздухе, а потом тихо-тихо падают на землю. И когда идешь по земле, по такому ковру из осенних листьев, можно услышать, как он нежно шелестит». (Н. А. Орланова).

Интересны описания-миниатюры (О. С. Ушакова). Например, после небольшой беседы о весне и лексических упражнений детям предлагают рассказать о природе весной.

Примеры упражнений: «Как можно сказать о весне, какая весна? (Весна-красна, жарка, весна-зелена, теплая, солнечная.) Какая трава весной? (Зеленая, нежная трава-мурава, травка шепчет, мягкая, травушка-муравушка, росистая, трава-шелкова, мягкая, как одеяло) Какая может быть яблонька весной? (Белоснежная, душистая, цветущая, бледнорозовая, как снег белая, нежная)».

Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки. Популярны и повсеместно в детской среде бытуют считалки – короткие рифмованные стихи, которые дети используют для того, чтобы определить ведущих или распределить роли.

Стремление к рифме, повторение рифмованных слов – не только считалок, но и дразнилок – часто увлекает детей, становится потребностью, у них появляется желание рифмовать. Дети просят давать им слова для рифмовки, а сами придумывают к ним созвучные (нитка – в пруду есть улитка; дом – в реке живет сом). На этой основе появляются стихи, часто подражательные.

Словесное творчество детей проявляется иногда после длительных размышлений, иногда спонтанно в результате какого-то эмоционального всплеска. Так, девочка на прогулке бежит к воспитательнице с букетиком цветов и сообщает взволнованно, что придумала стихотворение «Василек».

Особую роль в умственном и речевом развитии детей играют загадки. Систематическое знакомство детей с литературными и народными загадками, анализ художественных средств загадок, специальные словарные упражнения создают условия для самостоятельного сочинения детьми загадок.

Формирование поэтического словесного творчества возможно при заинтересованности педагогов и создании необходимых условий. Еще Е. И. Тихеева писала, что живое слово, образная сказка, рассказ, выразительно прочитанное стихотворение, народная песня должны царить в детском саду и готовить ребенка к дальнейшему более глубокому художественному восприятию.

Полезно вести записи детских сочинений и составлять из них книжки-самоделки, чтение которых дети с удовольствием по многу раз слушают. Такие книжки хорошо дополняют детские рисунки на темы сочинений.

В дошкольных учреждениях города Реджо-Эмилия (Италия) родилась «Игра в рассказчика». Дети по очереди поднимаются на возвышение и рассказывают своим товарищам выдуманную ими историю. Педагог записывает, ребенок внимательно следит за тем, чтобы он ничего не пропустил и не изменил. Затем иллюстрирует свой рассказ большим рисунком.

Этот пример взят из книги Джанни Родари «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй» (М, 1978). В ней говорится о некоторых путях придумывания рассказов для детей и о том, как помогать детям сочинять самим. Рекомендации автора книги находят применение и в детских садах России.


Словесное творчество дошкольников Изучение словесного творчества, творческой деятельности ребенка, поиск путей ее формирования является одним из приоритетных направлений современной педагогической науки в XXI веке.

творчество – это деятельность, в результате которой человек создаёт чтото новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. . выделено два основных показателя творчества: 1. оно должно представлять общественную ценность и 2. давать совершенно новую продукцию. По определению психологов,

Соответствует ли данным показателям детское творчество? Ответ на данный вопрос до сих пор вызываетспоры среди исследователей данной проблемы

Огромная роль творчества определяется тем, что оно открывает новые для ребенка ценности познания, преобразования, переживания, которые обогащают его мир, способствуют проявлению творческих качеств личности.

Словесное творчество дошкольников – это деятельность детей, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений – рассказов, сказок, стихов (О. С. Ушакова, А. Е. Шибицкая, М. В. Фадеева и др.).

В педагогических исследованиях, посвященных проблеме формирования словесного творчества, доказывается, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства (Э. П. Короткова, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Е. А. Флерина и другие)

Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений называется фольклор, сказка (Л. М. Панкратова, В. А. Сухомлинский, А. Е. Шибицкая).

Существует 2 точки зрения на процесс детского творчества 1. творчество это результат внутренних самозарождающихся сил ребёнка и взрослому не следует вмешиваться в его творческий процесс, так как это приводит к отсутствию индивидуального выражения личности. Так ребёнок копирует взрослого.

2. Другие признают интуитивность и самобытность художественного творчества детей, но считают нужным разумное влияние педагога. Они признают необходимость создания соответствующих условий, усвоение детьми художественного опыта, обучение приёмам творческой работы.

На 1 этапе роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений. Учить образному видению окружающего, т. е. восприятию, имеющему эстетическую окраску. Важно, чтобы дети осознали, что некоторые явления могут быть изменены и преобразованы.

2 этап - собственно процесс детского творчества: возникновение замысла, поиск художественных средств. Роль педагога заключается в создании радостной атмосферы, полной интересных переживаний и обеспечении внутренней потребности самовыражения в творчестве. Особое внимание следует уделять освоению ребенком способов сенсорного обследования предметов. Помочь детям овладеть простейшими художественными средствами.

3 этап –это создание новой продукции. Ребёнок начинает интересоваться качеством продуктов своего творчества и испытывает эстетическое удовольствие, стремясь придать им завершенность. Но переживания дошкольников будут еще полнее, если он убедится в том, что его работа интересна не только ему, но и окружающим. Поэтому столь важен анализ детской продукции, проводимый педагогом.

Словесное творчество дошкольников может проявляться в следующих формах: - словотворчество (в узком смысле); - сочинение стихотворений; - сочинение собственных рассказов и сказок; - творческие пересказы литературных текстов; - придумывание загадок и небылиц.

признаки творческого рассказывания: - увлеченность, захваченность деятельностью; - умение видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления и создавать на их основе новые образы и ситуации; - умение предоставлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями; - использование соответствующих языковых средств в целях создания образа; - самостоятельность в поисках образов и развитии сюжета; - вариативность, т. е. умение придумывать несколько вариантов сочинений на одну тему.

При обучении рассказыванию используются разные виды творческих сочинений: - придумывание продолжения и завершения рассказа, начало которого сообщает воспитатель; - придумывание рассказа (сказки) по плану воспитателя; - придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана); - придумывание рассказа (сказки) на самостоятельно выбранную тему; - придумывание рассказов (сказок) по литературному образцу.

Приемы обучения: - совместное составление с воспитателем рассказа; - вопросы воспитателя (их должно быть немного); - плана к рассказу; -повторение плана рассказа; -составление плана детьми; - анализ и оценка рассказов.