Сверхъестественные существа. Мифические существа


Те, кто знаком с исламом, знают, что в Коране и в хадисах - преданиях о словах и действиях пророка Мухаммеда – достаточно часто упоминаются демоны и невероятные звери, которые были известны ещё в аравийских мифах. Об этих сверхъестественных существах и пойдёт речь в нашем обзоре.

1. Гурии


В Коране гурии – райские девы, которые сопровождают праведников на небесах. Их часто связывают с 72 девственницами, о которых было рассказано в хадисах. Гурий описывают в хадисах, как молодых веселых черноглазых девственниц, которым чуждо всё земное. Они не теряют свою девственность, даже после совокупления с мужчиной (конечно, правоверным мусульманином). У гурий абсолютно прозрачная кожа, через которую их "можно видеть до мозга костей, как красное вино в прозрачном стакане". Если жена мусульманина-праведника была истинно верующей, то после того, как они оба окажутся на небесах, она обязательно будет пребывать рядом с мужем, вновь обретя красоту, молодость и девственность. Если же жена при жизни была холодна к своему мужу, то ему в качестве компенсации даруют гурию.

2. Ангелы


Люди, джинны и ангелы – все они творения Аллаха. Люди были сотворены из глины, а демонические джинны были сделаны из бездымного пламени. Но и тем, и другим была дарована возможность выбора между добром и злом. Ангелов Аллах создал из света и по своей сущности они существа исключительно положительные. Изначально у них нет выбора – они могли только выполнять приказы Всевышнего. Ангелам не нужна земная пища и питьё, они неустанны в своём поклонении Аллаху.

Размеры ангелов в исламе подобны скорее титанам. К примеру, Джибриль – самый большой ангел имеет 600 крыльев, которые простираются от одного края неба к другому. Рост его - от земли до неба, а двигаться он может быстрее скорости света, как и все ангелы.

3. Иблис


Иблис был джинном, который благодаря своему усердию достиг того, что был приближен Богом, и пребывал среди ангелов. Но однажды он посмел ослушаться Аллаха – отказался преклониться перед первочелочеком Адамом. Из-за этого Иблис был низвергнут, вернулся к своему племени. Знают Иблиса также под именами аш-Шайтан и Азазель (Азазил). Он любит пение, танцы и стихи, заставляет людей забывать о молитве и любыми способами мешает им совершать богоугодные дела, искушая человечество творить зло.

4. Мариды


Неуловимые мариды - джины воздуха - могут изменять свою форму по желанию, но обычно выглядят как эфирное вещество синего цвета или белые люди с белыми бородами. Джинн из Диснеевского "Аладдина" выглядит как типичный марид. Во время восстаний джиннов некоторые мариды воевали против ангелов. После их поражения, большинство маридов послушно вернулись в царство джиннов, но другие отказались и до сих пор бродят по Земле. Иногда их можно найти среди пустыни, где те выглядят как старики, путешествующие в одиночку. Правит ими Черный марид.

5. Ифриты


Ифриты, или джинны огня, являются могущественной, злобной и хитрой разновидностью джиннов. Они возникают в виде дыма, сочащегося из земли, и превращаются в больших крылатых демонов из огня. Обычно ифриты скрываются под землей или в сырых, темных местах, таких как старые руины или заброшенные заводы. Мусульмане верят, что входя в такие места, нужно читать специальную молитву против джиннов.

6. Гули


Гули, которые номинально принадлежат к джиннам (они - порождение Иблиса) и являются человекообразными существами, - сущности, которые питаются разлагающейся плотью трупов. Их движения и внешний вид чем-то похожи на уставшего Голлума из "Властелина Колец". Гули используют свои длинные когти, чтобы разрывать землю. Хотя эти существа обычно худые, они могут откормиться, если попадут на поле сражения после кровавой битвы. Чаще всего гулей можно найти в туннелях, которые они прорывают под кладбищами.

7. Наснас

Наснас - это джинн-демон, который охотится на путешественников. Он имеет форму человека, "разделенного" пополам - у него полностью отсутствует половина головы, туловища, одна рука и одна нога (которую он использует, чтобы прыгать). При этом шикк имеет вполне цельные (а не половинку) половые органы, поэтому способен спариваться с людьми. Результатом этого союза является наснас, который выглядит так же, как и шикк, за исключением того, что половина его лица находится на груди, а также он имеет хвост ягненка. Некоторые наснасы обладают крыльями, похожими на крылья летучей мыши.

8. Карин


Карин - персональный джинн, который приставлен к каждому человеку и существует параллельно ему в царстве джиннов. В некотором смысле, это нематериальный демон, который подталкивает человека к греху и ослушанию Аллаха. Некоторые говорят, что карин может стать добрым или злым в зависимости от того, как ведёт себя человек. Но большинство исламских источников говорят о том, что этого джина стоит опасаться.

Гадалки могут якобы общаться с каринами во время сеансов, подобных спиритическим, и получить полную информацию о любом человеке.

9. Бурак


Бурак - внеземное разумное существо, которое выглядит как благородный белый конь с головой человека и крыльями орла. Бурак выше, чем осел, но меньше мула. Он может передвигаться со скоростью молнии и способен в мгновение ока достигнуть горизонта. Именно на бураке (которого дал пророку ангел Джибриль) Мухаммед совершил свое знаменитое ночное путешествие из Мекки в Иерусалим. А до Мухаммеда Бурак служил и другим пророкам. Существует легенда, что именно бураки вознесут всех праведников на небеса.

10. Зверь


Когда настанет конец времен, Солнце взойдет на западе, и из земли выйдет Зверь. Это будет химера, состоящая из множества животных (к примеру, у него будет голова быка на шее страуса). Зверь будет нести в одной руке посох Моисея, а на другой у него будет одето кольцо Соломона (кольцо, которое Аллах дал Соломону, и которое предоставило ему возможность контролировать джиннов). Свет, исходящий, от Зверя, осветит лица праведников и, а лица неверующих и грешников останутся в тени.

Специально для тех, кто интересуется историей религии и религиозными книгами, мы собрали описание .

Сверхъестественное всегда привлекало к себе внимание множества людей всех национальностей на всех континентах. Этот неисчерпаемый, перманентный интерес неизменно влиял на мифы, религиозные представления, фольклор и даже обычную бытовую жизнь каждого народа. Изучать и обсуждать все это наследие можно бесконечно долго. В данной же статье мы коснемся этого феномена только с одной стороны - со стороны обитателей того которых мы обычно называем «сверхъестественные существа». Список и описание всех таких созданий в полном объеме составил бы целую библиотеку, поэтому мы ограничимся наиболее известными и популярными в современной культуре существами.

Гномы

Слово «гном» в переводе с латинского языка обозначает подземного жителя. Известны эти создания практически во всех регионах земли, где наличествует горная местность или пустыня. Традиционный, привычный всем образ гнома происходит из германо-скандинавского фольклора, но известен также и у славян (например, польские краснолюды - родственники гномов). Свой карликовый народ, обитающий в горных подземельях, водится и на Урале, где его называют то чудью, то чучками. Согласно распространенным легендам, эти сверхъестественные существа занимаются ювелирным делом, добычей всяческих сокровищ и, помимо всего прочего, обладают значительными познаниями в медицине.

Природа гномов

Само по себе слово «гном», по одной из версий, стал использовать в XVI веке Парацельс - знаменитый европейский врач и оккультист. Он применял его для обозначения духов земли - элементалей. Последние - это сверхъестественные существа, приводящие в движение окружающий мир, посредством воздействия на один из четырех первоэлементов - землю, воздух, огонь или воду. Так вот, духи, названные Парацельсом гномами, как раз жили в стихии земли. Уже потом этим термином стали обозначать весь список сверхъестественных существ, живущих, согласно легендам, под землей и объединенных общими чертами - внешним видом, ремеслом и проч.

Гоблины

Гоблины - это еще одна категория сверхъестественных соседей людей. В общем и целом их можно рассматривать в качестве дальних родственников гномов. Они также живут под землей, в горных ущельях, испещренных пещерами. Как и гномы во многих легендах, гоблины плохо переносят свет солнца. Но если гномы - это представители все же скандинавского и германского фольклора, то гоблин - это персонаж из романской культуры. Само свое название эти сверхъестественные существа получили из старофранцузского языка.

Внешний вид гоблинов описывается в легендах очень различно. Но неизменная черта всех их - это невероятное уродство. Гоблины похожи на людей, ростом могут быть от тридцати сантиметров до двух метров. Когда нужно, они умеют превращаться и в красивых людей. Но их всегда выдают длинные уши, когти на руках и зловещие звериные глаза. Единственное исключение из правил - это английские хобгоблины, которые играют в британском фольклоре роль милых домовых, о которых мы поговорим дальше.

Домовые

Существа, которые известны в России под именем домовых, - это едва ли не самый распространенный в мировом фольклоре персонаж. Разумеется, их по-разному описывают и по-разному с ними взаимодействуют, но везде эти создания возглавляют список сверхъестественных существ. В славянских племенах их величали также кутными богами. Домовой проживает вместе с семейством в их жилище и следит за хозяйством, безопасностью и благоприятной атмосферой. Впрочем, если хозяева нерадивые, то он может предстать и грозным, пугающим существом. О том, откуда происходит этот хранитель домашнего уюта, единого мнения не было. Кто-то верил, что это манифестация первопредка, прародителя рода. Другие настаивали на том, что это умерший член семьи. С христианизацией Руси вера в домовых не исчезла, но в народе стали преобладать мнения о том, что это либо дух, посланный Богом, либо, наоборот, мелкий бес, подселенный дьяволом, чтобы по мере сил вредить жителям. Впрочем, водилось также поверье, что домовыми становятся нераскаявшиеся грешники, которых Бог в наказание посылает служить людям в качестве духов-защитников.

Русские домовые

Так или иначе, домовой был тем, от кого зависело благополучие семейства. Поэтому с ним всегда старались выстроить добрые отношения. Было принято кормить домового, оставляя для него в специальном месте тарелку с пищей. Благодарный дух же защищал жилище от воров, от пожара, отводил беды и напасти. Особенно пекся домовой о домашнем скоте, и преимущественно о лошадях. Считалось, что ночами он возится в конюшне, заботясь, чтобы лошадь не осталась голодной или нечесаной. Как и прочие сверхъестественные существа, в России считалось, что домовой может предсказывать будущее. Например, если по ночам слышится грохот, вой, плач и тому подобные зловещие знаки, то приходится ждать беды. Если же по ночам наблюдается тихий смех, радостные восклицания и тому подобное, то семью ждет приятный сюрприз.

В некоторых легендах фигурируют и домовые женского пола. В ряде случаев речь идет даже о целых семействах домовых. Однако это в фольклоре встречается значительно реже.

Драконы

Очень популярные сверхъестественные существа, список которых насчитывает сотни разновидностей во всем мире, - это драконы. В настоящее время популярность их все возрастает, благодаря массовому увлечению жанром фэнтези в искусстве. Легенды о сверхъестественных существах, по виду подобных огромным ящерицам, рассекающих воздушное пространство и дышащих огнем, известны буквально на всех континентах у всех племен и народов. Сюжетная линия в них может быть очень разной, соответственно различны и культурные коды и символы, которые они несут. В Азии, например, драконы, - это мудрейшие существа, сошедшие с небес и давшие людям знания, культуру, медицину, научившие их магии, сельскому хозяйству и нравственности. На Западе же, напротив, они являлись хтоническими чудовищами, несшими с собой только смерть и разрушение. В христианские времена дракона часто ассоциировали с дьяволом, но в то же время он был излюбленным геральдическим символом. Битва с ним ради спасения женщины или приобретения богатства - это характерный сюжет для европейского, а также славянского фольклора.

Единороги

Наш список сверхъестественных существ продолжает такой интересный персонаж, как единорог. Изображают его, как правило, в виде коня с красивым прямым рогом, произрастающим изо лба.

Наиболее ранние изображения этого животного происходят из Индии, а их возраст исчисляется четырьмя тысячами лет. Постепенно из Азии этот персонаж проник в древнюю Грецию и Рим. Однако там его считали вполне реальным животным. Такие убеждения среди греков распространились благодаря врачу по имени Ктесий, который много лет провел в Персии, а по возвращении на родину в Элладу, описал в своих трудах массивных индийских ослов, у которых на лбу произрастает рог. Все это имело место в V веке а позже популяризировалось Аристотелем. Традиционная сегодня лошадиная внешность единорога изначально не была сама собой разумеющейся. Его представляли и с телом козла, и быка, а по некоторым описаниям, это существо больше смахивало на носорога.

Единороги в поздних легендах

В поздних западноевропейских мифах единорог представал как свирепое существо, встреча с которым сулила смерть. Но, будучи олицетворением нравственности и святости, это создание могло быть приручено только девственницей и удержано в подчинении только золотой уздой. Неудивительно, что с распространением католичества это животное стало одной из эмблем Девы Марии. Врагами его были слоны и львы. Вера в них была так сильна в Европе и России, что еще в XIX веке проводились натуралистические исследования, призванные выяснить, существуют ли сверхъестественные существа, называемые единорогами, на самом деле, или нет. Некоторые европейские монархи, в том числе и гордились тем, что их жезлы - атрибуты царской власти - сделаны из рога этого животного. Существовал даже европейский рынок купли-продажи этих рогов, в котором российские купцы (в основном из поморов) играли немаловажную роль. Сегодня установлено, что реально эти рога принадлежали нарвалам.

Оборотни

Оборотни - это еще одни сверхъестественные существа, список разновидностей которых превышает все мыслимые пределы. Но у всех них есть общая черта - они обладают способностью превращаться из людей в животных, и наоборот. Чаще всего это волки, но на самом деле известны легенды, в которых герои превращались и в птиц, и в рыб, и в других животных. Отличие перевоплощений оборотней от других магических превращений состоит в том, что они производят это либо по собственной воле, либо в определенных условиях, но в любом случае превращаются в людей обратно. В русской мифологии этой способностью обладал даже один из богатырей по имени Оборотнем был, согласно народным преданиям, и князь Чрезвычайно популярны аналогичные сюжеты в индейской, скандинавской и кельтской мифологиях. Кроме того, способность к таким перевоплощениям практически везде присваивали колдунам и ведьмам. Во времена инквизиции обвинение в таком деянии служило поводом к инициированию расследования о связях с дьяволом.

Иногда различали оборотней от рождения и тех, кто стал таковым по каким-либо причинам. Родиться оборотнем мог тот человек, мать которого во время беременности ела мясо животного, убитого волком, либо несла на себе проклятье оборотничества сама. А приобрести способность обращаться в зверей можно было либо магическим путем, либо стать вероотступником. Считалось, что в последнем случае человек становится оборотнем, правда, уже после смерти. К последним примыкают и дети, умершие не крещеными. Соответственно, одни оборотни переживают эту способность как проклятье, другие используют в качестве магического дара и умеют этим умением управлять.

Привидения и призраки

Привидения - это, пожалуй, единственные сверхъестественные существа, список и фото которых можно рассматривать со строго научных позиций. Явление это настолько беспрецедентное, что выходит за границы мифов и легенд и является частью повседневной жизни. И в наши дни очень много людей, даже выросших в условиях передовой цивилизации, но притом уверенных в существовании призраков. Более того, огромное количество очевидцев заявляет о том, что имели или имеют с ними контакт. Речь идет не только о медиумах и парапсихологах, но и о специалистах, находящихся в рамках строгой академической науки. Впрочем, число последних невелико. Но количество свидетельских показаний, таинственных фотографий и видеоматериалов, запечатлевших привидения, огромно.

Согласно наиболее распространенным убеждениям, призраки - это души умерших людей. Зачем они появляются в этом мире и какова их природа - единства мнений нет. Но в том, что в облике полупрозрачных силуэтов предстают умершие, сомнений нет практически ни у кого.

Русалки

Заканчивают наш список сверхъестественных существ русалки. В современной культуре это очень амбивалентный персонаж. Сразу нужно сказать, что прекрасные девы с рыбьими хвостами - это не русалки, это морские девы. Русалки же - это девушки полностью человеческого обличья, происходящие из славянских сказаний. В дохристианские времена они считались духами рек, а после христианизации распространилось мнение, что русалками становятся утопленницы, покончившие с собой. За их не принимают в загробном мире, а потому они вынуждены отбывать наказание на земле, живя на дне реки. Единственная ночь, когда русалки выходят на берег, - это ночь

Заключение

Как уже было сказано, перечисленные выше персонажи - это далеко не все сверхъестественные существа. Список их можно продолжать до десятков и сотен тысяч наименований, если подробно вникать в поверья каждого народа. Любопытствующие, без сомнения, смогут это сделать и найти еще много нового неизвестного материала.

Я уже однажды в рубрике рассказывал вам о даже привел в этой статье исчерпывающее доказательство в виде фотографий. Почему я заговорил о русалках , да потому что русалка - это мифическое существо, встречающееся во многих рассказах, сказках. И на этот раз хочу рассказать о мифических существах , существовавших в свое время по приданиям: Гранты, Дриады, Кракен, Грифоны, Мандрагора, Гиппогриф, Пегас, Лернейская гидра, Сфинкс, Химера, Цербер, Феникс, Василиск, Единорог, Виверн . Познакомимся поближе с этими существами.


Видео с канала "Интересные факты"

1. Виверн


Виверн -Это существо считается "родственником" дракона, но у него всего две ноги. вместо передней - нетопыриные крылья. Для него характерна длинная змеиная шея и очень длинный, подвижный хвост, оканчивающийся жалом в виде сердцеобразного наконечника стрелы либо копья. Этим жалом виверна ухитряется резать или колоть жертву, а при соответствующих условиях даже пронзить её навылет. Кроме того, жало ядовито.
Виверна часто встречается в алхимической иконографии, в которой (как большинство драконов) олицетворяет первичную, сырую, непереработанную материю, либо металл. В религиозной иконографии его можно увидеть на картинах, изображающих борьбу святых Михаила или Георгия. Можно виверну также найти на геральдических гербах, например, на польском гербе Лацких, гербе семейства Дрейк или Враждов из Кунвальда.

2. Аспид

]


Аспид - В старинных Азбуковниках встречается упоминание об аспиде - это змей (или змея, аспида) "крылатый, нос имеет птичий и два хобота, а в коей земле вчинится, ту землю пусту учинит". То есть все кругом разрушится и опустошится. У известного ученого М.Забылина сказано, что аспида, по народному поверью, можно встретить в мрачных северных горах и что на землю он никогда не садиться, а только на камень. Заговорить и извести змея - разрушителя можно лишь "трубным гласом", от которого горы сотрясаются. Тогда оглушенного аспида колдун или знахарь хватал раскаленными клещами и удерживал, "пока змей не погибал"

3. Единорог


Единорог - Символизирует целомудрие, а так же служит эмблемой меча. Традиция представляет его обычно в виде белого коня с одним рогом выходящим изо лба; однако, согласно эзотерическим верованиям, он имеет белое туловище, красную голову и синие глаза.В ранних традициях единорог изображался с телом быка, в более поздних с телом козла и только в поздних легендах с телом лошади. Легенда утверждает что он неутолим, когда его преследуют, но покорно ложиться на землю если к нему приблизиться девственница. Вообще единорога поймать невозможно но если и удастся то удержать его можно только золотой уздечкой.
"Спина была его изогнута и светились рубиновые глаза, в холке он достигал 2-х метров. Чуть выше глаз, почти параллельно земле, вырастал у него рог; прямой и тонкий. Гривы и хвост рассыпались мелкими кудрями, а опущенные и неестественно для альбиносов черные ресницы бросали пушистые тени на розовые ноздри." (С.Другаль "Василиск")
Питаются они цветами, особенно любят цветки шиповника, и медовой сытой, а пьют утреннею росу. Еще они ищут маленькие озерца в глубинах леса в которых купаются и пьют от туда и вода в этих озерах обычно становится очень чиста и обладает свойствами живой воды. В русских "азбуковниках" 16 -17 вв. единорог описывается как страшный и непобедимый зверь, подобный коню, вся сила которого заключена в роге. Рогу единорога приписывались целебные свойства (по фольклорным представлениям единорог своим рогом очищает воду, отравленную змеем). Единорог - существо иного мира и предвещает чаще всего счастье.

4. Василиск


Василиск - чудовище с головой петуха, глазами жабы, крыльями летучей мыши и телом дракона(по некоторым источникам огромный ящер) которое существует во мифологиях многих народов. От его взгляда каменеет все живое. Василиск - рождается из яйца, снесенного семигодовалым черным петухом (в некоторых источниках из яйца высиженного жабой) в теплую навозную кучу. По преданию, если Василиск увидит свое отражение в зеркале он умрет. Местом обитания Василисков являются пещеры, они же- его источник питания, поскольку ест Василиск только камни. Покидать свое убежище он может только ночью, поскольку не переносит крика петуха. И еще он опасается единорогов потому как те слишком "чистые" животные.
"Рожками шевелит, глаза такие зеленые с фиолетовым отливом, капюшончик бородавчатый раздувается. А сам он был фиолетово черный с шипастым хвостом. Треугольная голова с черно-розовой пастью широко распахнулась...
Слюна его крайне ядовита и если попадет на живую материю то тут же пойдет замена углерода на кремний. Проще говоря все живое превращается в камень и дохнет, хотя ходят споры что от взгляда Василиска тоже идет окаменение, но те кто хотел проверить это обратно не вернулись..".("С.Другаль "Василиск") .
5. Мантикора


Мантикора - Рассказ об этом жутком существе можно найти еще у Аристотеля (IV век до нашей эры) и Плиния Старшего (I век нашей эры). Мантикора размером с лошадь, имеет человеческое лицо, три ряда зубов, львиное тело и хвост скорпиона, красные глаза, налитые кровью. Мантикора бегает так быстро, что в мгновение ока преодолевает любые расстояния. Это делает ее чрезвычайно опасной - ведь убежать от нее почти невозможно, а питается чудовище только свежим человеческим мясом. Поэтому на средневековых мениатюрах часто можно видеть изображение мантикоры с человеческой рукой или ногой в зубах. В средневековых работах по естественной истории мантикору считали реально существующей, но обитающей в безлюдных местах.

6. Валькирии


Валькирии - прекрасные девы-воительницы, исполняющие волю Одина и являющиеся его спутницами. Они невидимо принимают участие в каждой битве, даруя победу тому, кому присуждают ее боги, а потом уносят погибших воинов в Валгалу, замок внебесном Асгарде, и там прислуживают им за столом. Сказания называют и небесных валькирий, которые определяют судьбу каждого человека.

7. Анка


Анка - В мусульманской мифологии чудесные птицы, созданные Аллахом и враждебные людям. Считается что анка существуют и по сей день: просто их столько мало, что встречаются они крайне редко. Анка во многом сходны своими свойствами с птицей феникс, обитавшей в аравийской пустыне(можно предположить,что анка - это и есть феникс).

8. Феникс


Феникс - В монументальных изваяниях, каменных пирамидах и захороненных мумиях египтяне стремились обрести вечность; вполне закономерно, что именно в их стране должен был возникнуть миф о циклически возрождающейся, бессмертной птице, хотя последующая разработка мифа совершена греками и римлянами. Адольв Эрман пишет, что в мифологии Гелиополиса Феникс - это покровитель юбилеев, или больших временных циклов. Геродот в знаменитом пассаже излагает с подчеркнутым скептицизмом первоначальную версию легенды:

"Есть там другая священная птица, имя ей Феникс. Сам я никогда ее не видел, кроме как нарисованной, ибо в Египте она появляется редко, один раз в 500 лет, как говорят жители Гелиополиса. По их словам, она прилетает, когда умирает ее отец (то есть она сама) Ежели изображения верно показывают ее размеры и величину и наружность, оперение у нее частью золотистое,частью красное. Облик ее и размеры напоминают орла."

9. Ехидна


Ехидна - полуженщина полузмея, дочь Тартара и Реи, родила Тифона и множество чудовищ (лернейскую гидру,Цербера, Химеру, Немейского льва, Сфинкса)

10. Злыдни


Злыдни - языческие злобные духи древних славян. Так же их еще называют криксы или хмыри - болотные духи, которые тем опасны, что могут пристать к человеку, даже вселиться в него, особенно на старости лет, если в жизни человек никого не любил и у него не было детей. Злыдня имеет не вполне определенный облик (говорит, но невидима). Она может оборачиваться человечком, маленьким ребенком, нищим стариком. В святочной игре злыдня олицетворяет бедность, нищету, зимний мрак. В доме злыдни чаще всего селятся за печью, но любит и внезапно вскакивать на спину, плечи человека, "ездить" на нем. Злыдней может быть несколько. Однако, проявив некоторую смекалку, их можно переловить, заперев, заключив в какую - нибудь емкость.

11. Цербер


Цербер - один из детей Ехидны. Трехглавый пес, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, и вместо хвоста у него ядовитая змея.. Служит Аиду (богу Царства мертвых) стоит в преддверии Ада и охраняет его вход. Следил за тем чтобы никто не вышел из подземного царства мертвых, ведь из царства мертвых нет возврата. Когда Цербер пребывал на земле (Это случилось из-за Геракла, который по заданию царя Еврисфея привел его из Аида) чудовищный пес уронил капли кровавой пены из пасти; из которых выросла ядовитая трава аконит.

12. Химера


Химера - в греческой мифологии извергавшее огонь чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона (по другой версии Химера имела три головы - льва, козы и дракона) По- видимому, Химера - олицетворение огнедышащего вулкана. В переносном смысле химера - фантазия, несбыточное желание или действие. В скульптуре химерами называются изображения фантастических чудовищ(например химеры собора Парижской богоматери) но считается что каменные химеры могут оживать, чтобы наводить ужас на людей.

13. Сфинкс


Сфинк с или Сфинга в древнегреческой мифологии крылатое чудовище с лицом и грудью женщины и туловищем льва. Она порождение стоглавого дракона Тифона и Ехидны. Имя Сфинкса связано с глаголом "сфинго" - "Сжимать, удушать". Насланная Герой на Фивы в наказанье. Сфинкс расположилась на горе близ Фив (или на городской площади) и задавала каждому проходившему загадку («Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?»). Не сумевшего дать разгадку Сфинкс убивала и таким образом погубила много знатных фиванцев, включая сына царя Креонта. Удрученный горем царь объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от Сфинкса. Загадку разгадал Эдип, Сфинкс в отчаянье бросилась в пропасть и разбилась на смерть, а Эдип стал фиванским царем.

14. Лернейская гидра


Лернейская гидра - чудовище с телом змеи и девятью головами дракона. Жила гидра в болоте около города Лерна. Выползала из своего логова и уничтожала целые стада. Победа над гидрой была одним из подвигов Геракла.

15. Наяды


Наяды - Каждая река, каждый источник либо ручей в греческой мифологии имели свою начальницу – наяду. Это веселое племя покровительниц вод, пророчиц и целительниц никакая статистика не охватывала, всякий грек с поэтической жилкой слышал в журчанье вод беспечную болтовню наяд. Они относятся к потомкам Океана и Тефиды; насчитывают их до трех тысяч.
«все имена их назвать никому из людей не под силу. Знает название потока лишь тот, кто вблизи обитает»

16. Рухх


Рухх - На Востоке издавна рассказывали о гигантской птице Рухх (или Рук, Страх-рах, Ногой, Нагай). Кое-кто с ней даже встречался. Например, герой арабских сказок Синдбад-мореход. Однажды он оказался на необитаемом острове. Осмотревшись, он увидел огромный белый купол без окон и дверей, такой большой, что не смог на него влезть.
«И я, - повествует Синдбад, - обошел вокруг купола, измеряя его окружность, и насчитал пятьдесят полных шагов. Вдруг солнце скрылось, и воздух потемнел, и свет загородился от меня. И я подумал, что на солнце нашло облако (а это было летнее время), и удивился, и поднял голову, и увидел птицу с огромным телом и широкими крыльями, которая летела по воздуху, - и это она покрыла солнце и загородила его над островом. И я вспомнил одну историю, которую давно рассказывали люди странствующие и путешествующие, а именно: на неких островах есть птица, называемая Рухх, которая кормит своих детей слонами. И я убедился, что купол, который я обошел, - яйцо Рухх. И принялся я удивляться тому, что сотворил Аллах великий. А в это время птица вдруг опустилась на купол, и обняла его крыльями, и вытянула ноги на земле сзади него, и заснула на нем, да будет славен Аллах, который никогда не спит! И тогда я, развязав чалму, привязал себя к ногам этой птицы, говоря себе: „Может быть, она перенесет меня в страны с городами и населением. Это будет лучше, чем сидеть здесь, на этом острове". А когда поднялась заря и взошел день, птица снялась с яйца и взвилась со мной в воздух. А потом стала спускаться и опустилась на какую-то землю, и, достигнув земли, я быстро отвязался от ее ног, боясь птицы, но птица не знала обо мне и меня не почувствовала».

Не только сказочный Синдбад-мореход, но и вполне реальный флорентийский путешественник Марко Поло, посетивший в XIII веке Персию, Индию и Китай, слышал об этой птице. Он поведал, что монгольский хан Хубилай однажды отправил на поимку птицы верных людей. Гонцы отыскали ее родину: африканский остров Мадагаскар. Самой птицы они не видели, но привезли ее перо: длиной оно было двенадцать шагов, а стержень пера в диаметре равнялся двум пальмовым стволам. Говорили, что произведенный крыльями Рухх ветер валит человека с ног, когти ее подобны бычьим рогам, а мясо возвращает молодость. Но попробуй поймать эту Рухх, если она может унести единорога вместе с тремя нанизанными на ее рог слонами! автор энциклопеди Александрова Анастасия Знали эту чудовищную птицу и на Руси, называли Страх-рах, Ног или Ногой, придавали ей еще новые сказочные черты.
«Ног-птица так сильна, что вола поднять может, по воздуху летает и четырьмя ногами по земле ходит», - повествует древнерусский «Азбуковник» XVI века.
Тайну крылатого гиганта попробовал разъяснить еще знаменитый путешественник Марко Поло: «Зовут эту птицу на островах Руком, а по-нашему не называют, но то - гриф!» Только... сильно подросший в человеческом воображении.

17. Хухлик


Хухлик в русских суевериях водяной черт; ряженый. Название хухляк, хухлик, по - видимому, произошло от карельского huhlakka - "чудить", tus - "привидение, призрак", "одетый странно" (Черепанова 1983). Облик хухляка неясен, однако говорят что он сходен с шиликуном. Этот нечистый дух появляется чаще всего из воды и становится особенно активным во время Святок. Любит подшучивать над людьми.

18. Пегас


Пегас - в греческой мифологии крылатый конь. Сын Посейдона и горгоны Медузы. Родился из туловища убитой Персеем горгоны.Имя Пегас получил оттого, что родился у истоков Океана (греч. «источник»). Пегас вознесся на Олимп, где доставлял Зевсу громы и молнии. Пегаса так же называют конем муз, так как он копытом выбил из под земли Гиппокрену - источник муз, обладающий свойством вдохновлять поэтов. Пегаса подобно единорогу можно поймать только золотой уздечкой. По другому мифу, боги подарили Пегаса. Беллерофонту, и тот, взлетев на нём, убил крылатое чудовище химеру, опустошавшее страну.

19 Гиппогриф


Гиппогриф - в мифологии европейского средневековья, желая обозначить невозможность или несообразность, Вергилий говорит о попытке скрестить коня и грифа. Четырьмя столетиями позже его комментатор Сервий утверждает, что грифы или грифоны – это животные, у которых передняя часть туловища орлиная, а задняя - львиная. Чтобы подкрепить свое утверждение, он прибавляет, что они ненавидят лошадей. Со временем выражение «Jungentur jam grypes eguis» («скрещивать грифов с лошадьми») стало поговоркой; в начале шестнадцатого века Людовико Ариосто вспомнил его и придумал гиппогрифа. Пьетро Микелли замечает, что гиппогриф более гармоничное создание, даже чем крылатый Пегас. В «Неистовом Роланде» дано подробное описание гиппогрифа, словно бы предназначалось для учебника фантастической зоологии:

Не призрачный под магом конь – кобылой
На свет рожден, отцом был его гриф;
В отца он птицей был ширококрылой, -
В отца был спереди: как тот, ретив;
Все остальное, как у матки, было,
И назывался конь тот – гиппогриф.
Рифейских гор пределы славны ими,
Далеко за морями ледяными

20 Мандрагора


Мандрагора. Роль Мандрагоры в мифопоэтических представлениях объясняется наличием у этого растения определённых снотворных и возбуждающих свойств, а также сходством его корня с нижней частью человеческого тела (Пифагор называл Мандрагору «человекоподобным растением», а Колумелла - «травой-получеловеком»). В некоторых народных традициях по виду корня Мандрагоры различают растения мужского и женского пола и даже дают им соответствующие названия. В старых травниках корни Мандрагоры изображаются как мужские или женские формы, с пучком листьев, вырастающих из головы, иногда с собакой на цепи или агонизирующей собакой. Согласно поверьям, тот, кто услышит стон, издаваемый Мандрагорой при её выкапывании из земли, должен умереть; чтобы избежать смерти человека и вместе с тем удовлетворить жажду крови, якобы присущую Мандрагоре. При выкапывании Мандрагоры сажали на привязь собаку, которая, как считалось, погибает в агонии.

21. Грифоны


Грифон - крылатые чудовища с львиным туловищем и головой орла, стражи золота. В частности известно что охраняют сокровища Рипейских гор. От его крика вянут цветы и жухнет трава, а если есть кто живой то все мертвыми падают. Глаза у грифона с золотым отливом. Голова по размеру напоминала голову волка с огромным устрашающего вида клювом в фут длинной. Крылья со странным вторым суставом, чтобы удобнее было их складывать. В славянской мифологии все подходы к Ирийскому саду, Алатырской горе и яблоня с золотыми яблоками.стерегут грифоны, василиски. Кто эти золотые яблочки попробует - тот получит вечную молодость и власть над Вселенной. А саму яблоню с золотыми яблоками стережет дракон Ладон. Ни пешему, ни конному нет сюда прохода.

22. Кракен


Кракен - это скандинавский вариант Саратана и арабского дракона, или морского змея. Спина у Кракена шириною в полторы мили, в его щупальца способны охватить самый большой корабль. Огромная эта спина выступает из моря, подобно огромному острову. У Кракена есть привычка затемнять морскую воду извержением некой жидкости. Такое утверждение породило гипотезу, что Кракен - это осьминог, только увеличенный. Среди юношеских произведений Тенисона можно найти стихотворение, посвященное этому примечательному существу:

Спокон веков в пучине океана
Громада Кракен беспробудно спит
Он слеп и глух, по туше великана
Лишь временами бледный лучь скользит.
Над ним колышутся гиганты губки,
И из глубинных, темных нор
Полипов несчислимый хор
Протягивает щупальца, как руки.
Тысячелетья Кракен там почиет,
Так было и так будет впредь,
Пока последний огонь прожжет пучину
И жаром опалит живую твердь.
Тогда он ото сна воспрянет,
Пред ангелами и людьми предстанет
И, с воем всплывши, встретит смерть.

23. Золотая собака


Золотая собака .- Это собака из золота, которая охраняла Зевса, когда его преследовал Кронос. То, что Тантал не захотел отдавать эту собаку, было первым сильным его проступком перед богами, который потом боги ему учли при выборе наказания.

«…На Крите, родине громовержца, была золотая собака. Некогда она охраняла новорожденного Зевса и питавшую его чудесную козу Амалфею. Когда же Зевс вырос и отнял у Крона власть над миром, он оставил эту собаку на Крите охранять своё святилище. Царь Эфеса Пандарей, прельщенный красотой и силой этой собаки, тайно приехал на Крит и увез её на своём корабле с Крита. Но где же скрыть чудесное животное? Долго думал об этом Пандарей во время пути по морю и, наконец, решил отдать золотую собаку на хранение Танталу. Царь Сипила скрыл от богов чудесное животное. Разгневался Зевс. Призвал он сына своего, вестника богов Гермеса, и послал его к Танталу потребовать у него возвращения золотой собаки. В мгновение ока примчался с Олимпа в Сипил быстрый Гермес, предстал перед Танталом и сказал ему:
- Царь Эфеса, Пандарей, похитил на Крите из святилища Зевса золотую собаку и отдал её на сохранение тебе. Всё знают боги Олимпа, ничего не могут скрыть от них смертные! Верни собаку Зевсу. Остерегайся навлечь на себя гнев громовержца!
Тантал же так ответил вестнику богов:
- Напрасно грозишь ты мне гневом Зевса. Не видал я золотой собаки. Боги ошибаются, нет её у меня.
Страшной клятвой поклялся Тантал в том, что говорит правду. Этой клятвой ещё больше разгневал он Зевса. Таково было первое оскорбление, нанесенное танталом богам…

24. Дриады


Дриады - в греческой мифологии женские духи деревьев (нимфы). они живут в дереве которое и охраняют и часто гибли вместе с этим деревом. Дриады единственные из нимф которые смертны. Нимфы деревьев неотделимы от дерева, в котором обитают. Считалось, что сажающие деревья и ухаживающие за ним пользуются особым покровительством дриад.

25. Гранты


Грант - В английском фольклоре оборотень, который чаще всего является смертным под видом лошади. При этом ходит он на задних ногах, а его глаза пышут пламенем. Грант - городской фейри, его часто можно увидеть на улице, в полдень или ближе к закату Встреча с грантом предвещает несчастье - пожар или что-нибудь еще в том же духе.

Кратко о статье: Говорят, будто фэнтези основано на британском фольклоре. Но многие яркие образы Старой Англии, такие как келпи, боггарты и баргесты, в наши дни незаслуженно забыты. «Мир фантастики» исправляет эту несправедливость.

ЧИСТО АНГЛИЙСКОЕ ЧУДОВИЩЕ
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СУЩЕСТВА БРИТАНСКИХ ОСТРОВОВ

Сверху к ним навстречу
опрометью бежал крохотный
гоблин - пёстрая рубаха, которая
была ему велика, билась на ветру.
- Эль! - верещал он. - Эль!
Он остановился перед ними, еле
удерживаясь на ногах.
- Он скис! Весь этот заклятый
чан скис!
Клиффорд Саймак,
«Заповедник гоблинов»

Считается, что в основе современной фэнтези-мифологии, сложившейся в середине прошлого века, лежат сказки Британских островов, опирающиеся на великий кельтский эпос... Но не всё, что считается общеизвестным, правда. Лишь немногие из существ, населяющих современные фэнтези-вселенные, имеют отношение к английскому или ирландскому фольклору. А многие образчики настоящей британской нечисти почти не представлены в мирах меча и магии. И это печально, так как речь идёт о существах весьма колоритных, способных украсить собой повествование.

ВОДЯНОЙ КОНЬ



В Средние века одним из наиболее «келпиопасных» районов считались берега озера Лох-Несс. Не исключено, что истинная форма келпи - ящер. Недаром голова озёрного чудовища часто описывается как «лошадиная».

Разговор о чисто английских чудовищах стоит начать с водяного коня. Этот кровожадный оборотень не известен на континенте, но часто встречается на островах. О его распространённости говорит уже обилие имён монстра: келпи, агишки, брэг, баггейн, бугган, глэйштн, грант, дани, фука, пикси-жеребчик, эх-ушге, кабиллушти... В каждом графстве водяного коня именовали по-своему, но представление о нём было одинаковое. Всегда совпадали две основные детали: существо обитало в воде, а выходя на сушу, принимало вид лошади. Описание конской ипостаси оборотня как стройного, божественно красивого животного - классическое, но далеко не самое распространённое. Предания обычно говорят о «лошадке», пони или жеребёнке. Очевидно, мелкие келпи встречались чаще крупных.

Нередко оборотень, кроме лошадиной, имел ещё одну или несколько альтернативных форм - например, телёнка или овечки. А наиболее изощрённые особи перекидывались даже в людей, как правило, в молодых мужчин.



Если верить легендам, келпи не раз подводила жадность. Встретив целую компанию, он «брал на борт» всё новых и новых седоков, пока кто-нибудь не замечал, что лошадь стала длинной, как змея.

Выбор личин может показаться странным, но он был оправдан избранной монстром тактикой охоты. Келпи хотел, чтобы его поймали. Стоило жертве усесться верхом, незадачливый наездник намертво прилипал, и водяной конь уносил его в пучину. Где и пожирал, по странной прихоти оставляя от тела лишь печень или лёгкие. Любопытно, что долго удерживать человека келпи не мог, поэтому, случалось, многие недели добросовестно выполнял обязанности лошади, прежде чем вода оказывалась на расстоянии броска.

Естественно, такой способ ловли хорош только против мужчин. Девушки куда реже пытались захомутать незнакомую лошадь. Другое дело - доверчивый заблудившийся телёнок... А уж тем более - прекрасный принц.

Келпи появлялся как ночью, так и днём. Оборотень мог поселиться везде - в море, озере, реке, даже в мельничной запруде. Конечно, из заливов выходили целые стаи (вернее, табуны), а в небольших водоёмах и речных омутах скрывались лишь отдельные особи. Но и они представляли нешуточную опасность. Рассказывают, что однажды водяной конь унёс и съел сразу семерых детей. А если монстр и не трогал лю- дей, то истреблял овец и коров, разоряя фермеров.

Не все келпи были свирепыми чудовищами - многие из них были всего лишь озорниками. «Искупав» седока в реке, они отпускали его вымокшим до нитки, обескураженным, но невредимым. Кроме того, в их арсенале было множество других злых, но не смертельных шуток. Ведь озорные келпи умели перевоплощаться куда лучше, чем кровожадные. Некоторым из шутников ничего не стоило притвориться не просто человеком, а несколькими людьми сразу.



Мистическую связь между лошадями и водой усматривали многие народы. У греков бог морей Посейдон одновременно «заведовал» и коневодством

РЕЧНЫЕ ЖИТЕЛИ


Мифическая фауна рек и озёр Англии до сих пор не попадала в бестиарии фэнтези-миров. Хотя существа эти воистину поразительны. Например, аванк - то ли покрытый мехом крокодил, то ли огромный хищный бобёр. Не менее удивителен Ламбтонский червь, подстерегающий жертвы на дне неглубоких рек, чтобы обвить и удушить, как питон. Рубить его бесполезно: куски червя ползут друг к другу, соединяются и немедленно срастаются. Но вне конкуренции лламхигин-и-дур - крылатые и хвостатые жабы ростом с человека. Это свирепые охотники, которые нападают на овец и даже похищают одиноких рыбаков с берегов рек. С душераздирающими воплями они выпрыгивают из зарослей, сшибают ошеломлённую жертву в воду и топят.

Как можно судить по старинным преданиям, безвредными шутниками чаще всего становились келпи, живущие вдали от больших водоёмов. В этом есть логика: тому, кто живёт в неглубоком омуте, опасно охотиться на людей. Озлобленные крестьяне могут подкараулить и убить. Келпи можно было поразить обычным железом, которое считалось «антимагическим» металлом. Бойцом же оборотень оказывался неожиданно слабым. Растерзать человека он был способен только под водой.

Никто не знает, как выглядит водяной конь в родной стихии. Обычный, «континентальный» оборотень - всегда человек. Это колдун, умеющий превращаться в зверя (версия о «болезни» или «проклятии ликантропии» возникла лишь в Новое время). Но келпи не принадлежит к роду людскому, даже копировать внешность человека умеет плохо - забывает спрятать конские уши и копыта. С другой стороны, он и не лошадь. Что же это за «оборотень» без истинного обличия?

Есть основания полагать, что келпи на самом деле не выглядит никак. Это лишённый плоти дух рек и морей, творящий тело из подручных материалов и придающий ему законченный вид иллюзиями. В пользу этой версии говорит тот факт, что если водяного коня удавалось убить на суше, его туша обращалась в кучу медуз или гниющих водорослей.

КОБЛИНАИ

На Британских островах гномы известны под названием «коблинаи», или «стуканцы». Созвучие названия с «гоблинами» случайно, но современные фэнтезийные гоблины внешность и подземный образ жизни унаследовали именно от коблинаев.

Стуканец достигает трёх футов ростом. Бороды нет. Кожа тёмная от въевшейся пыли. Длинные руки свисают почти до широких, плоских ступней. Одет в обноски шахтёрской робы и обут в тяжёлые грубые башмаки. Завершающий штрих - цветная бандана, украшающая непропорционально крупную голову. Именно повязка, а не колпак, как у немецких гномов-бородачей.

Сходство между коблинаями и гоблинами чисто внешнее. Стуканцы были добрыми. Если шахтёры проявляли к ним уважение, оставляли в шахтах еду и старую одежду, коблинаи могли указывать жилы и предупреждать об опасностях. В худшем случае обиженный коблинай шумел и кидал небольшие камни. Делить им с людьми было нечего. Сами они руду не добывали, предпочитая весело проводить время. Никто не видел коблиная с топором, да и кирку они брали в руки нечасто.

У берегов Британии обитают два типа русалок. Мерроу - обычные люди с хвостами вместо ног. У них есть перепонки между пальцами рук, но нет жабр. Дышать под водой им позволяют волшебные шапочки, сделанные на суше. Интересно, что мерроу делятся на два пола: женщины ослепительно красивы, а мужчины уродливы и зеленокожи. В отличие от опасных русских мавок, мерроу не топят пловцов. Они даже предупреждают рыбаков о приближении шторма. Души утопленников мерроу заключают в раковины и хранят.

Дружественны людям селки, или роаны - шотландские морские оборотни, принимающие форму тюленя. Селки живут на дне в дворцах из перламутра, но в погожие дни выходят на берег, чтобы порезвиться в человеческом обличии. Нередко, потеряв сброшенную тюленью шкуру и с ней возможность вернуться в море, они навсегда остаются людьми.



Острые уши современные эльфы унаследовали, вероятно, от «плохо превратившихся» келпи. Во всяком случае, в описании другой английской нечисти этот признак не упоминается.


В буках и дубах Англии обитают добрые дриады - «зелёные дамы». Но в берёзах селятся их злобные сёстры - «белые руки». Прикосновение призрачных ладоней к волосам старит его, а к сердцу - убивает.

Повторяющиеся сказания о водяных конях, скорее всего, объясняются природными условиями Англии и Ирландии. На морском побережье островов нередко можно было видеть следы копыт, уводящие в морскую пучину. Их оставляли табуны обычных лошадей, когда те обходили прибрежные скалы или пересекали залив по обнажившемуся во время отлива дну. Но древние кельты не меньше современных людей любили усматривать в самых заурядных и объяснимых явлениях мистику или заговор.

Британские домовые зовутся брауни, от слова «браун» - «коричневый», «бурый». В честь очень смуглого цвета кожи, не оценить который невозможно, так как брауни чаще всего расхаживают голышом. Почему англосаксонский домовик так напоминает африканца двух футов ростом - тайна веков.



Британские мегалиты - слишком древние и мистические сооружения даже для фэйри. Нечисть избегала и побаивалась их.



Не всякому домовому можно доверить деньги. Кроме брауни, есть ещё доби - внешне неотличимые от брауни, но очень глупые человечки. Доби слишком легко обмануть, и они сами отдадут сокровище первому встречному.


Люди боятся баньши и считают их злыми духами. Но серые плакальщицы не насылают смерть, а только предупреждают о её приближении.

Как и прочие домовые, коричневые человечки считают главным своим занятием помощь по хозяйству. Конечно, разругавшись с хозяевами дома, они могут и вредить, устраивать досадные, но не опасные каверзы. Но в целом брауни существа полезные. Питаются они овощами и фруктами, поэтому охотно присматривают не только за домом, но и за огородом.

Необычно другое. Английский домовой так близок к природе, что не живёт в доме. Брауни селятся в саду, устраивая норы под корнями или гнёзда в кронах деревьев. Убежища эти - колдовские. Днём норы не видны и открываются (в том числе и для самих хобгоблинов) только по ночам.

Умение мастерски маскировать собственные жилища позволяет брауни оказывать своим хозяевам услугу, которая не значится в прейскуранте континентальных домовиков. «Бурые» принимают на хранение ценности. Ведь из нор, в темноте невидимых, а днём уходящих в иное измерение, никто ничего не украдёт.

Ещё одна необычная особенность английского домового - умение менять облик. Разозлённый или напуганный брауни превращается в боггарта - бесформенное лохмато-волосатое чудище с длинными руками и копытцами на ногах. Вероятно, эту форму надлежит считать «боевой», но для человека боггарт совершенно не опасен. Он же маленький.

В близком родстве с брауни находится пак, шаловливый лесной фэйри ростом с ребёнка, любящий сбивать путников с пути и заставлять их подолгу блуждать в трёх соснах. Но лесная жизнь - не сахар, так что и пак при случае охотно переквалифицируется из леших в домовые.

Шотландские домовики - броллаханы и уриски - крупнее, и они постоянно носят воинственное обличие боггарта. Живут же преимущественно на природе, лишь время от времени перебираясь в человеческие поселения. Но самый необычный домовой живёт на острове Мэн. Это файнодери - могучий боггарт ростом с человека. Естественно, прятаться за камином такому богатырю не с руки, да и домашним хозяйством заниматься стыдно. Единственный из всех домовиков, файнодери предпочитает мужскую работу - помогает крестьянам в поле.

Одежда играет удивительно большую роль в британском фольклоре. Некоторые волшебные народы сами ткут себе наряды, но большинство одевается за счёт человека. Реакция фэйри на предложенные обноски очень разнообразна. Некоторые гоблины охотно примут старую куртку в уплату за помощь. Другие же, получив в дар одежду, напротив, могут возгордиться и работать больше не станут. А лесной пак, принципиально расхаживающий нагишом, в ужасе убежит, если предложить ему рубашку или штаны.

Мифология старой Англии полна упоминаний о гоблинах и эльфах. Но заимствованное после норманнского завоевания из старофранцузского языка слово «гоблин» так же, как и родное британское «фэйри», обозначало не какой-то конкретный тип сверхъестественных существ, а всю нечистую силу разом. Очень широко трактовалось и понятие «эльф». Например, водяной конь - типичный гоблин. Брауни же мог именоваться фэйри, хобгоблином или эльфом с равным успехом.

Сам Толкин в раннем стихотворении «Шаги гоблинов» использует слова «гоблин» и «эльф» как синонимы. Позже писатель пришёл к выводу, что неразбериха в терминологии недопустима, и ввёл систему, благополучно действующую до наших дней. Но и в первых набросках Современной Мифологии гоблинами (а затем гномами) именовались нолдоры. Если бы позже Профессор по каким-то причинам не передумал, в нынешних мирах меча и магии высокие гномы или бессмертно-прекрасные гоблины воевали бы против отвратительных ночных эльфов.

Но каким же представал Дивный народ в подлинных средневековых сказаниях Англии? В основу местного фольклора, несомненно, легли кельтские предания об ушедших под холмы племенах богини Дану, и германские - о диковатых лесных и речных духах, альвах. Время шло, бритты и саксы сплавлялись в единый народ, и миф постепенно менялся.

ГРЕМЛИНЫ

Легенды о гремлинах - бесах, облюбовавших технику - появились лишь в прошлом веке. Но возникли они не на пустом месте. Предками гремлинов-авиаторов были британские клабаутерманы - духи кораблей, селившиеся в носовых фигурах. Клабаутерман для судна был как домовой для здания. Одетый по военно-морской моде человечек с трубкой в зубах помогал старательным матросам, наказывал бунтовщиков и лентяев. Его особым расположением пользовался судовой плотник - в те время фактически «старший механик» корабля. Клабаутерманы обожали стук топора и работу по дереву.

Похожие духи - килмулисы - жили на английских мельницах. Они присматривали за порядком и жерновами, требуя в награду только угощение. Да и того не съедали. Рта у киллмулиса не было, только огромный, в половину роста, нос. Так что питались «мельничные» исключительно запахами и мучной пылью.




В крошек-эльфов с крыльями насекомых англичане никогда не верили. Они появились в англоязычной детской литературе лишь в Новое время.

Лишь ирландские дини ши и ферришин с острова Мэн сохранили аристократические замашки. От племён Дану они унаследовали подземные дворцы, из которых иногда ночами, поднимая целые холмы на огненных столбах, выезжали на поверхность, чтобы устроить псовую охоту или рыцарский турнир. Но если дану были роста почти великанского, то дини ши измельчали и редко вырастали выше пяти футов.

Под землёй, в полых холмах, проживало и большинство английских эльфов, именовавшихся по этой причине холмовиками, или хогменами. Это был низкорослый народ, по описанию похожий на хоббитов. Но только отчасти. Хогмены боялись солнца и лишь ночью выгоняли свои стада на подлунные пастбища. Кроме того, холмовики умели наводить порчу, при желании становились невидимыми или меняли внешность. Всеми своими способностями эльфы были обязаны волшебной одежде - стеклянным башмакам или красным колпакам с серебряными бубенчиками.

Отношения между народцем холмов и крестьянами чаще всего оставались добрососедскими. На территории хогменов не рекомендовалось пасти скот. К эльфам нужно было проявлять уважение. За любые услуги, даже самые незначительные, холмовики щедро платили: у каждого подземного эльфа был целый сундук золота. Отношения с хогменами осложняло только то, что жители холмов часто похищали человеческих детей. Взамен они оставляли своих отпрысков-подменышей - низкорослых, уродливых, капризных, но нередко наделённых сверхъестественными способностями.


Много общего с пикси имели водные эльфы - никси, проникавшие из Волшебной страны в мир людей через реки и омуты. Узнать этих фэйри можно было по мокрым волосам и зелёным зубам.

«Собака Баскервилей» из одноимённой повести Артура Конана Дойла тоже тесно связана с мифологией. В Старой Англии огромные чёрные псы с огненными глазами именовались баргестами, боуги или гримами.

По одной из легенд, это псы Одина, отставшие от Дикого Гона. Но «скандинавскую» версию можно поставить под сомнение: баргест слишком похож на другую британскую нечисть. Подобно келпи, он полиморф и способен принять облик рогатого гуманоида с клыками и когтями или чёрного шара. Общее есть у гримов и с баньши: вой баргеста может предвещать скорую кончину. Хотя чаще всего оказывается, что баргест просто пугал.

Ни в одной из форм огнеглазое чудище не пускает в ход клыки. Несмотря на устрашающую наружность и склонность бродить по кладбищам, баргест безвреден. Он всего лишь «голограмма», бестелесный призрак. Баргест - дух-хулиган, юмор которого такой же чёрный, как его шерсть. Если его игнорировать, он обидится и в отместку начнёт, например, звонить в колокола, созывая селян тушить несуществующий пожар.


В отличие от трансильванских вампиров, британские глейстиги перекидываются не в летучих мышей, а в воронов.



Песни и скрипки эльфов заставляли, забыв всё на свете, плясать до упаду. Самое удивительное, что волшебная музыка при этом описывалась как фальшивая, однообразная и заунывная.

Кроме подземных эльфов, существовали и лесные - пикси. Жили они, впрочем, не в чащобах, а в параллельном мире - Стране чудес или Волшебной Стране. Но их измерение пересекалось с миром людей именно в лесах, чаще всего вблизи болот или в других уголках, пользующихся дурной славой.

Пикси отличались красотой, а ростом не уступали людям, хотя по желанию могли становиться крошечными или перекидываться в животных. Способностями своими они, как хогмены, были обязаны волшебным шапочкам. Узнать эльфов можно было только по прищуренным, непривычным к свету глазам, а также по расшитой кружевами и бубенцами одежде психоделических расцветок. Эльфы предпочитали носить ярко-зелёные рубашки, голубые куртки и бриджи, красные чулки и колпаки. Видимо, они полагали, что именно такая цветовая гамма лучше всего гармонирует с их рыжими или золотистыми волосами. Не исключено, впрочем, что они, как и другие ночные существа, просто являлись дальтониками.



Добро пожаловать в Страну чудес!

Насколько можно судить, основным, если не единственным занятием пикси в нашем мире было заманивание людей в Волшебную страну. О целях этого мероприятия летописи молчат, но, судя по разнообразию и изощрённости методов ловли, результат был чрезвычайно важен для эльфов. В ход шли круги на полях и подброшенный на тропинки волшебный дёрн - ловушки, ступив в которые жертва проваливалась в иной мир. Блуждающие огоньки заводили путников если не прямо в Дивнолесье, то на облюбованную эльфами поляну. Ожидая гостей, пикси времени не теряли - устраивали пикник и пляски под луной. Присоединяться к их веселью сказания настоятельно не советовали. Опаснее всего было принимать от фэйри угощение: оно гарантировало полную амнезию и пробуждение в Стране чудес.

Как правило, эльфы селились целыми общинами. Исключение составляли ирландские лепреконы, предпочитавшие уединение. В остальном эти карлики полностью соответствовали описанию эльфов. Жили они под землёй и прятали горшки с золотом, применяя для маскировки тайников приёмы, явно заимствованные у брауни. Как и прочие фэйри, лепреконы обожали крикливую одежду в стиле XVII века, то есть той эпохи, когда сказки были записаны и облик существ стал каноническим. До этого момента эльфы носили праздничные крестьянские наряды, соответствующие моде текущего века.

Как и прочие жители холмов, лепреконы варили пиво, отведав которого, можно было потерять память либо и вовсе отправиться в Дивную страну без обратного билета. Обожали ирландские гномы и вино, но делать его сами не умели. Так что наткнуться на лепрекона чаще всего можно было не в лесу, а в собственном винном погребе. Некоторые из них даже селились среди бочек и превращались в погребных духов - клариконов. Эти духи безжалостно карали слуг, тайком прикладывающихся к хозяйским запасам.

Как известно, эльфы - лучшие лучники в фэнтези. Но почему волшебный народ стал ассоциироваться с оружием, в Средние века считавшимся слабым и плебейским? Вероятно, в основе мифа лежит «эльфский болт» - крошечная отравленная стрелка, которую холмовик мог пустить в обидчика. В средневековой Англии внезапную необъяснимую смерть часто списывали на происки обиженных фэйри.

Британские фэйри делятся на Благой и Неблагой дворы. Первый объединяет не очень злые народы. Второй - очень злые. Границу определить трудно.

ЧУДИЩЕ ИЗ ШКАФА


Баги (они же багабу, богглы, багбиры или буки) - это монстры, преследующие исключительно непослушных детей. Они делятся на дневных и ночных. Типичный ночной баг мохнат, у него цепкие ледяные ладони и небольшой рост, что позволяет ему скрываться в шкафу или под кроватью. Как правило, чудище лишь пугает, корчит рожи из тёмных углов. И только самых негодных мальчишек и девчонок баг хватает и пытается утащить в своё пыльное логово. Всегда неудачно.

У каждого из дневных багов есть собственное имя, внешность и сферы деятельности. Например, Ленивый Лоренс подстерегает воришек в чужих фруктовых садах. А длинноволосая, вооружённая кривыми когтями Дженни Зелёные Зубы хватает сорванцов, купающихся в прудах и реках без присмотра старших. Дженни - единственный баг-убийца. Она не шутит.

Традиционные средства - распятие, молитва или железная иголка, спрятанная за воротом, - бессильны против багов. Если ночные чудища хотя бы боятся света, то дневные баги убегают лишь при появлении взрослых.

К безусловно злым гоблинам относятся красные колпаки - клыкастые карлики, живущие в развалинах и красящие шапки человеческой кровью. В отличие от других фэйри, колпаки не боятся железа. Компанию им в развалинах составляют сприганы, уродливые злобные гномы, также использующие сталь и способные вырастать до размеров крепостной башни. В подземельях скрываются корреды, внешность которых в страшном сне не приснится: черная кожа, красные светящиеся глаза, острый горб на спине, когти и копыта. Спасти от корредов может только музыка, к которой владеющие магией чудища неравнодушны. Если развеселить корреда, он предскажет судьбу.

Очень опасны шотландские вампиры - глейстиги и бааван ши, красавицы, скрывающие под длинными зелёными платьями козьи или оленьи копыта. Но и среди глейстигов встречаются добрые, готовые помочь если не каждому человеку, то тем, кто им понравится.

В Англии каждый гоблин сам выбирает свой Двор. Ведь волшебный мир - не загробное царство. Добро и зло существуют в нём так же, как и в мире реальном. Сказка должна очаровывать, а не поучать.

Что почитать?
Роберт Бёрнс (в переводе Маршака) «Стихи»
Клиффорд Саймак «Заповедник гоблинов»
Вальтер Скотт «История Шотландии. Дедушкины рассказы»
Уильям Шекспир «Макбет»
«Корриганы» (комикс)
«Чуть-чуть безумства: Иггук» (комикс)

Во что поиграть?
Heroes of Might and Magic 3 (1999)
Baldur’s Gate 2: Shadows of Amn (2000)
Neverwinter Nights (2007)

Вампиры

Ведьмы

Драконы

Демоны

Здесь собраны почти все мифические существа, о которых нам известно что-либо.

Ни для кого не секрет, что в древности для объяснения того или иного природного явления люди ссылались на волю Богов. Таким образом, раскаты грома и молнии были показателем ярости Одина. В то время как шторм и погибель моряков было изъявлением гнева Посейдона. Египтяне верили, что солнцем управляет Бог Ра. Помимо объяснения тех или иных явлений, связанных с благосклонностью пантеона Богов определенной народности, нередко люди описывали их помощников в качестве мифических существ.

Мифы и легенды

До наших дней дошло множество эпосов, сказаний, легенд и мифов, в которых описываются удивительные создания. Они могут быть добрыми и злыми, помогать и вредить людям. Единственная общая черта у каждого из мифических персонажей – магические способности.

Вне зависимости от своего размера или места обитания мифических существ, в различных сказаниях человек мог обращаться к ним за помощью. С другой стороны есть множество рассказов о том, как люди борются с «тварями», которые запугивают жителей сел, городов и даже стран. Что интересно, наличие мифических созданий описывается в трактатах практически всех народностей, населяющих планету Земля.

Правда или вымысел?

Каждый из нас в детстве слышал сказки о Бабе-Яге, Змее Горыныче или Кощее Бессмертном. Эти персонажи типичны для легенд, возникших на Руси. В то же время, для Европейцев ближе будут рассказы о гномах, троллях, эльфах и русалках. Тем не менее, практически в любой точке земного шара хотя бы раз слышали легенды о вампирах, оборотнях и ведьмах.

Можно ли утверждать что все эти небылицы – плод воображения человека или достоверное подтверждение того, что ранее на нашей планете обитали и мифические существа? Достоверно ответить на данный вопрос невозможно. Тем не менее, множество легенд или событий описанных в них, находят подтверждение в фактах, которые открывают ученые.

О чем раздел?

Загадки существования фей, единорогов, грифонов, гарпий манят человека уже множество столетий. В данном разделе сайта вы сможете ознакомиться с информацией, которая приоткроет занавес тайны возникновения магии и ответит на наиболее популярные вопросы о мифических существах.

Здесь представлены исторические факты и описаны различные версии легенд. После прочтения статей, лично для себя, каждый сможет ответить на вопрос, существовали ли эти расы на самом деле или они являются плодом фантазии людей, которые боялись каждого шороха.