«Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт! «солнечный композитор «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!»

С 22 по 24 апреля в Москве и Санкт-Петербурге под руководством худрука Мариинского театра Валерия Гергиева проходил музыкальный марафон, приуроченный к 125-летию со дня рождения великого русского и советского композитора Сергея Прокофьева. Точнее, марафон продлится весь год и раскинется на три континента. Худрук Мариинки рассказал ТАСС, как он открыл для себя музыку Прокофьева, почему называет его солнечным композитором, а также о планах создать культурный центр имени Прокофьева в Николиной Горе, где тот прожил последние несколько лет.

Наблюдая за вами в последние годы, могу сказать, что к собственным дням рождения вы, Валерий Абисалович, относитесь без должного уважения, празднуете без кавказского размаха.

– Совсем забыть не получается, обязательно напоминают о приближении очередной годовщины, но, вы правы, не вижу оснований устраивать 2 мая шумные гуляния в свою честь. Понимаю: это далеко не самое заметное событие в истории классической музыки.

Зато памятные даты, связанные с жизнью выдающихся российских композиторов, не пропускаете. 175-летие со дня рождения Чайковского вы отметили концертом симфонического оркестра Мариинки 7 мая прошлого года в Клину, в доме-музее Петра Ильича.

– А до этого побывали в Воткинске, на родине великого Чайковского. В рамках Пасхального фестиваля проехали три десятка городов и везде исполняли бессмертные произведения классика. В том числе и 7 мая в Клину. Концерт начался в восемь вечера, закончился ближе к полуночи, но я попросил разрешения зайти в дом, в котором Петр Ильич провел последние годы жизни. Мне даже позволили сесть за рояль Чайковского, прикоснуться к клавишам инструмента. Знаете, в ту минуту я ощутил нечто особенное. Стараюсь избегать громких, пафосных фраз, но там определенно существует некая аура, суета мира не разрушает ее, не проникает сквозь стены…

В нынешнем году вы решили провести музыкальный марафон в честь Сергея Прокофьева.

– Терминология спортивная, но не знаю, как иначе назвать серию концертов, которую мы начали играть не вчера и закончим не завтра. Наиболее концентрированный отрезок пришелся на 22-24 апреля, захватив и день рождения Сергея Сергеевича. За три дня мы исполнили все семь симфоний этого солнечного композитора и много других его произведений. Раньше такого не делал никто, включая коллектив Мариинки. Но ради Прокофьева я готов стать марафонцем…

К слову, впервые музыка Сергея Сергеевича прозвучала в нашем театре ровно век назад. В 1916 году состоялась премьера "Скифской сюиты", и за дирижерским пультом стоял автор.

Вы называете Прокофьева солнечным композитором из-за того, что он родился в селе Сонцовка на Донбассе? Но у него ведь столько минорных нот…

– Нет, не из-за географических совпадений. Мне кажется, Сергей Сергеевич слышал музыку через спектр светлых, ярких лучей. Он не сумеречный и не мрачный, хотя, вы правы, в его операх и балетах много ночных сцен. И все же невероятный энергетический заряд Прокофьева выдает в нем человека солнца, а не тьмы.

Когда вы открыли его для себя?

– Очень рано. Мне было лет десять, я только-только начинал учиться играть на фортепиано, и моя первая преподавательница Зарема Лолаева дала мне задание разучить коротенький до-минорный этюд Сергея Сергеевича. Конечно, я представления не имел, кто он такой. Я вообще еще мало что понимал, но тот этюд играл с особым чувством и настроением. До этого я брался и за сонаты Моцарта, инвенции Баха, но эмоции были совершенно иные. А музыка Прокофьева – дерзкая, терпкая! – вдруг разбудила во мне внутренний азарт, зацепила и до сих пор не отпускает.

Так получилось, что и в качестве дирижера в Кировском тогда еще театре я дебютировал в январе 1978 года с оперой Сергея Сергеевича "Война и мир".

К 1991 году, когда отмечалось столетие со дня рождения Прокофьева, меня уже избрали главным дирижером театра. Надо помнить, что это было за время: мы начинали год в одной стране, а заканчивали в другой. Советский Союз приказал долго жить, старый мир рушился, новый только зарождался. Тяжелейшая историческая полоса! Тем не менее в 91-м мы сыграли премьеры трех опер Сергея Сергеевича, две из которых – "Игрок" и "Огненный ангел" – шли на нашей сцене впервые, а "Любовь к трем апельсинам" не показывалась в Ленинграде с 1926 года.

То, что столетний юбилей Прокофьева пришелся на слом эпох, кажется мне символичным. Сергей Сергеевич был мятущимся, ищущим человеком. Он рано, в 13 лет, поступил в Петербургскую консерваторию, вскоре после революции 1917 года уехал из России, успешно работал на Западе, выступал как пианист, писал музыку к балетам Сергея Дягилева, имел блестящие перспективы, тем не менее в середине 30-х, в канун Большого террора, решил вернуться на родину, где сочинял произведения во славу Сталина и даже умер с ним в один день – 5 марта 1953-го…

В итоге страна рыдала по тирану, а смерть гения осталась в тени. Те, кто провожал его на Новодевичье, несли цветы в горшках, других не осталось, все разобрали на венки вождю.

– Знаете, не надо нам сильно переживать по таким поводам. Кульбиты истории не должны становиться главным акцентом в разговоре об исполинской фигуре масштаба Прокофьева. Жизнь великого композитора не прервалась 5 марта, его физический уход не имел ничего общего с эффектом опустившегося занавеса.

Тем не менее период забвения был. Вы пытаетесь сегодня в чем-то реабилитировать Прокофьева?

– Мне кажется, Сергею Сергеевичу не нужны добровольные адвокаты и помощники. То, чем сейчас мы занимаемся, делается не только ради него. Это огромная, важная часть моей жизни и, что еще важнее, всего коллектива Мариинского театра.

23 апреля, в день рождения Прокофьева, в Концертном зале Мариинки вы исполнили кантату "К двадцатилетию Октября". Не странный выбор?

– Абсолютно нет! Это грандиозное произведение. Революционное, смелое! Оно не уступает лучшим симфониям и балетам Сергея Сергеевича, но звучит крайне редко.

Еще бы! Кантата построена на цитатах из Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина.

– Начинается все с Фейербаха, а дальше – да, идут классики марксизма-ленинизма в полном, даже расширенном составе… Скажу крамольную мысль: в этой компании меня интересует Прокофьев. Интересует настолько, что ради него готов перечитать произведения всех четверых.

Включая Иосифа Виссарионовича?

– Если понадобится для понимания сделанного Сергеем Сергеевичем.

Он же написал и "Здравицу" к 60-летию Сталина. Хотел тому понравиться?

– Это не было конъюнктурой или желанием угодить. Кантата очень яркая, талантливая, в полной мере демонстрирующая композиторский дар, технику и мастерство автора. В этот раз мы ее не исполнили, но в свое время сыграли в Нью-Йорке вместе с кантатой "К двадцатилетию Октября". Это вызвало бурную реакцию заокеанских критиков, мне крепко досталось от них на орехи. The New York Times посвятила разбору нашего выступления целую газетную страницу.

Это когда было?

– В 1996 году. Американцы неосторожно доверили мне открытие нового музыкального фестиваля в Lincoln Center. Организаторы хотели услышать что-нибудь интересное, оригинальное. Я думал совсем не долго…

Как вам кажется, Прокофьев жалел, что возвратился в СССР в 1936-м?

– Трудно сказать. Он выбрал сложную судьбу, в итоге очень многое и потерял, и приобрел. Глупо сейчас, спустя десятилетия, пытаться оценивать за другого человека плюсы и минусы. Не думаю, что кто-то знает истину и может говорить от чужого имени. Даже младший сын Прокофьева и мой друг Олег Сергеевич, к сожалению, безвременно ушедший в 1997 году, не брался ничего утверждать. Последние года полтора его жизни мы плотно общались, и я осторожно, но настойчиво поднимал тему: не ошибся ли Прокофьев, решив вернуться? Олег Сергеевич не смог дать однозначного ответа. В их жизни ведь было столько трагического…

Достаточно вспомнить, что первую жену Сергея Сергеевича Лину, мать Олега и Святослава, в 1948 году сослали в мордовские лагеря.

Испанка, приехавшая вслед за мужем в чужую страну и оставленная им здесь ради другой женщины, провела в ГУЛАГе восемь лет…

– Да, страшная история. Сыновья все знали и понимали, это наверняка наложило отпечаток на их отношение к отцу. Разумеется, возвращаясь в Россию, Прокофьев не мог предвидеть ни семейную драму, ни того, что через несколько лет начнется война, и ему придется ехать в эвакуацию. Пересидеть лихолетье в какой-нибудь благополучной Швейцарии было бы спокойнее, но, видимо, что-то подсказывало Сергею Сергеевичу: в Москве и Ленинграде у него больше возможностей реализоваться, чем в Нью-Йорке или Париже.

Может, он устал соперничать со Стравинским и Рахманиновым, которых лучше принимали в Европе и Америке?

– Знаете, все относительно. Тот же Дягилев сначала симпатизировал Прокофьеву, потом развернулся в сторону Стравинского… Он мог сознательно подсыпать перцу, будя соревновательный дух между двумя талантливыми композиторами. Со мной далеко не все соглашаются, но я убежден, что именно в конце 30-х годов, во время войны и после Победы Прокофьев написал едва ли не лучшие свои сочинения. Не уверен, что на Западе он создал бы 5-ю и 6-ю симфонии или 7-ю и 8-ю сонаты.

Перед тем, как окончательно вернуться в СССР, Сергей Сергеевич приезжал сюда с большими гастролями. Принимали его фантастически. "Любовь к трем апельсинам" в Кировском театре поставили так, что это не могло не пленить сердце автора. Он пережил шок, подлинный триумф. Думаю, это и стало для Прокофьева весомым аргументом, положительной эмоцией в пользу возвращения. Не настаиваю, но такова моя версия.

Да, в советской России у Сергея Сергеевича не было прежнего душевного спокойствия, из-за разных дрязг здоровье его пошатнулось, но в творческом отношении он выиграл. Именно здесь у него появились прекрасные исполнители – Ойстрах, Гилельс, Рихтер, Ростропович, которые прекрасно чувствовали то, что хотел выразить с помощью нот Прокофьев…

Особняком стоит музыка к фильмам "Александр Невский" и "Иван Грозный". Композитора связывала с Эйзенштейном искренняя дружба. Их встреча была большой удачей, настоящим подарком для обоих. Все равно, как если бы Рахманинов не познакомился с Шаляпиным. Беда случилась бы! А так самородки нашли друг друга…

Вернемся к прокофьевскому марафону. Вы уже обмолвились, что начался он для вас не в минувшие выходные…

– Весь 2016-й у нас проходит под знаком Прокофьева. Уже в этом году мы исполняли его произведения в самых разных странах – на Кубе, в Чили, Мексике, США, Англии, Германии, в поездках по городам России – от Владивостока и Томска до Кемерово и Улан-Удэ... Впереди – Пасхальный фестиваль, где снова будет звучать музыка Сергея Сергеевича, гастроли в Китай, Швейцарию, Францию, Бельгию, Голландию…

Все не перечислить!

Понятно, что вы не ждете благодарностей, но если предположить, что Сергей Сергеевич увидел ваши усилия, как думаете, он стал бы от этого чуть счастливее?

– Мне кажется, он бы подумал, что, может, и правильно сделал, вернувшись в Россию, раз здесь его по-прежнему так ценят и чтут.

Год назад вы рассказывали, что друзья выкупили и подарили вам на день рождения пребывавшую в запустении дачу Прокофьева в Николиной Горе. Риелторы собирались сломать ветхий домик композитора и продать землю. Этого, по счастью, не случилось. Планы создать культурный центр там, где Прокофьев прожил последние несколько лет, у вас не изменились?

– Нет, конечно. Я передал дачу собственному благотворительному фонду. Дело ведь не в том, кто формально является собственником. Важно сохранить исторический и культурный памятник. У фонда был ряд успешных проектов, его сотрудники обладают необходимым опытом… Пока до реконструкции дело не дошло, нужно соблюсти определенные бюрократические формальности, но, как говорится, процесс идет. Дом не будет заброшен, это точно. Необходимо лишь время.

Немного зная вас, могу предположить, что, закончив этот марафонский забег, вы выйдете на следующую дистанцию. Какую?

– Думаю, обилие звучащей в Мариинке музыки Прокофьева никак не обижает память о Чайковском, Глинке, Мусоргском, Стравинском, Рахманинове, Римском-Корсакове… К 25 сентября этого года, иными словами, к 110-летию Дмитрия Шостаковича вместе с его сыном Максимом мы подготовим цикл программ. Дмитрий Дмитриевич создал не так много опер и балетов, в этом смысле театр ограничен в выборе, зато по симфониям он – впереди планеты всей, чем Мариинка с огромным удовольствием и "пользуется". Играли и будем играть Шостаковича по миру.

Так что мы не стоим на месте, продолжаем двигаться вперед.

Беседовал Андрей Ванденко

Какой была бы наша жизнь без музыки? В течение многих лет люди задавали себе этот вопрос и приходили к выводу, что без красивых звуков музыки мир был бы совсем другим. Музыка помогает нам полнее ощущать радость, находить свое внутреннее «я» и справляться с трудностями. Композиторы, работая над своими произведениями, вдохновлялись самыми разными вещами: любовью, природой, войной, счастьем, печалью и многим другим. Некоторые из созданных ими музыкальных композиций, навсегда останутся в сердцах и памяти людей. Перед вами список из десяти самых великих и талантливых композиторов за все время. Под каждым из композиторов вы найдете ссылку на одно из наиболее известных его произведений.

10 ФОТО (ВИДЕО)

Франц Петер Шуберт – австрийский композитор, который прожил всего 32 года, но его музыка будет жить еще очень долго. Шуберт написал девять симфоний, около 600 вокальных композиций, а также большое количество камерной и сольной фортепианной музыки.

«Вечерняя серенада»


Немецкий композитор и пианист, автор двух серенад, четырех симфоний, а также концертов для скрипки, фортепиано и виолончели. Выступал на концертах с десяти лет, впервые выступил с сольным концертом в 14 лет. При жизни обрел популярность в первую очередь благодаря написанным им вальсам и венгерским танцам.

«Венгерский танец №5».


Георг Фридрих Гендель – немецкий и английский композитор эпохи барокко, он написал около 40 опер, множество органных концертов, а также камерной музыки. Музыка Генделя звучала на коронации английских королей, начиная с 973 года, звучит она и на церемонии королевских свадеб и даже используется в качестве гимна лиги чемпионов УЕФА (с небольшой аранжировкой).

«Музыка на воде».


Йозеф Гайдн — известный и плодовитый австрийский композитор эпохи классицизма, его называют отцом симфонии, поскольку он внес значительный вклад в развитие этого музыкального жанра. Йозеф Гайдн является автором 104 симфоний, 50 сонат для фортепиано, 24 опер и 36 концертов

«Симфония №45».


Петр Ильич Чайковский – известнейший русский композитор, автор более 80 произведений, в числе которых 10 опер, 3 балета и 7 симфоний. Был весьма популярен и известен, как композитор еще при жизни, выступал в России и за рубежом в качестве дирижера.

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».


Фредерик Франсуа Шопен – польский композитор, который также считается одним из лучших пианистов всех времен. Он написал много музыкальных произведений для фортепиано, включая 3 сонаты и 17 вальсов.

«Вальс дождя».


Венецианский композитор и скрипач-виртуоз Антонио Лучо Вивальди является автором более 500 концертов и 90 опер. Оказал огромное влияние на развитие итальянского и мирового скрипичного искусства.

«Эльфийская песнь».


Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор, поразивший мир своим талантом с раннего детства. Уже в пять лет Моцарт сочинял небольшие пьесы. В общей сложности он написал 626 произведений, среди них 50 симфоний и 55 концертов. 9.Бетховен 10.Бах

Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и органист эпохи барокко, известен как мастер полифонии. Является автором более 1000 произведений, в которые входят практически все значимые жанры того времени.

«Музыкальная шутка».

Звучит ария Царицы ночи В.А.Моцарта.

Кто написал это музыкальное произведение?

Как оно называется?

Посмотрите, какие интересные портреты Царицы ночи нарисовали ребята.

К каким композиторам относится В.А.Моцарт?

Кто еще относится к этому музыкальному направлению?

Почему этих композиторов называют венскими классиками?

Ребята, творчество каждого из венских классиков имеет свои яркие особенности, но только одного композитора называют «солнечным светом» в музыке. Имя этого музыкального гения – В.А.Моцарт.

Знаете ли вы, в каком городе родился Моцарт? Кто был его первым учителем? Сколько произведений он создал?

Как вы думаете, какая цель нашего сегодняшнего урока?

Совершенно верно. C егодня мы продолжим изучать творчество самого «солнечного» композитора. Вундеркинд - «чудо-ребенок», Моцарт стал вершиной европейской культуры 18 века.

Мы знакомимся с музыкой Моцарта с самого раннего возраста – с того момента, как начинаем смотреть пере-

дачу «Спокойной ночи, малыши!»

Преподаватель напевает мелодию колыбельной.

Нам всем известна колыбельная песенка « Спи, моя радость, усни…»

А ведь эту мелодию сочинил Моцарт. Но и это еще не все.

Преподаватель наигрывает детскую песенку.

Эта детская песенка нам знакома с детства «Жил-был

у бабушки серенький козлик». Это тоже музыка Моцарта.

Музыка композитора, жившего в 18 веке, продолжает

радовать нас и сегодня.

Говоря современным языком, это такие хиты, которые по популярности и долголетию побили все имеющиеся мировые рекорды. Давайте обратимся к некоторым страницам биографии В.А.Моцарта. Я предлагаю вам посмотреть видеопрезентацию о жизни гениального композитора.

После просмотра вам нужно будет ответить на следующие вопросы:

    В каком городе, в каком году родился В.А.Моцарт?

    Как звали отца Моцарта?

    Как звали жену Моцарта?

    Сколько прожил Моцарт и сколько произведений создал за свою жизнь?

Видеопрезентация “Вечный солнечный свет – имя тебе Моцарт» (Приложение 5).

Учитель задает вопросы.

Ребята, Моцарт был универсальным композитором.

Он оставил богатое наследие во всех музыкальных жанрах. Но особенной глубиной у композитора отличаются лирические образы. Почему мы безошибочно угадываем: звучит музыка Моцарта? На доске зашифрован ответ на этот вопрос. Какое средство музыкальной выразительности является главным в музыке Моцарта?

М-Е-Л-О-Д-И-Я

Прочитайте, пожалуйста, в учебниках на стр.52, что об этом писал сам Моцарт.

Чтобы понять, как прекрасна музыка В.А.Моцарта, мы начнем разучивать фрагмент его вокального произведения.

Звучит канон Моцарта «Dona nobis pacem »

(«Даруйте нам мир» Приложение 2).

Какое настроение царило в музыке?

Произведение звучало на русском языке?

В произведении звучат всего три слова на латинском языке «Dona nobis pacem», что переводится на русский «Даруйте нам мир». Мы будем разучивать его на латинском языке.

Это удивительно красивое вокальное произведение. Исполнение должно быть возвышенное, божественное, словно ангелы исполняют свою песню.

Разучивание фрагмента (периода) канона В.А. Моцарта.

Внимание на четкое произношение, гибкую фразировку, прикрытые гласные о,а,э. Вокализированное пение на «а». Разучивание со словами. Работа со штрихами, выстраивание динамического развития произведения.

Ребята, давайте немного отдохнем. Представьте, что вы – оркестранты симфонического оркестра. Сейчас вы будете играть на инструментах, которые я буду называть.

(Звучит В.А.Моцарт «Женитьба Фигаро» Увертюра).

На этом уроке мы познакомимся еще с одним выдающимся сочинением Моцарта, известным во всем мире.

Звучит симфония №40(фрагмент).

Какое настроение в произведении?

Кто исполняет?

Как вы думаете, к какому жанру, получившему расцвет в 18 веке, относится эта музыка?

Что такое симфония, прочитаем в учебниках на стр. 52.

От какого греческого слова произошло слово симфония?

Из какого количества частей состоит симфония?

Кто исполняет симфонию?

Примечательно, что классический состав симфонического оркестра сложился в 18веке, в творчестве Й.Гайдна.

Какие еще вы знаете оркестры?

Из всех существующих ныне оркестров симфонический оркестр - самый крупный по составу и самый мощный по звучанию. Но мы видим, что благодаря композиторскому гению В.А.Моцарта, даже самый мощный оркестр может звучать как прекрасный ручей или источник. Симфония №40 или сороковая симфония – возвышенная, волнующая, удивительная по своей красоте, заставляет нас подняться над своими заботами и подумать о чем-то светлом, чистом и прекрасном. Кто же управляет оркестром?

И сейчас у вас появиться возможность стать на несколько минут дирижерами и исполнить фрагмент сороковой симфонии Моцарта.

Звучит повторно симфония №40.

Молодцы! Вы были прекрасными дирижерами.

Итак, к каким композиторам относится В.А.Моцарт?

Какое средство музыкальной выразительности определяет сущность музыки Моцарта?

Музыка Моцарта – это чудо!

Мне хотелось бы, чтобы музыка Моцарта звучала повсюду, и может быть тогда, наш мир стал бы чище, светлее и добрее.

Исполнение песни «Всюду музыка живет». Сл.В.Суслова, муз. Я.Дубравина.

Наше музыкальное путешествие подошло к концу. Скажите, пожалуйста, что вам запомнилось больше всего?

Какие музыкальные фрагменты вам понравились?

Почему? Хотели бы вы еще больше узнать о жизни Моцарта и послушать его произведения?

Сегодня все ребята работали замечательно и получают оценку «5».

Звучит музыка В.А.Моцарта.

Академическая музыка XX века в лицах

Сергей Прокофьев мог бы стать не только признанным композитором, но и писателем. Несмотря на сложные обстоятельства и характер, и его творчество оставались оптимистичными. Без сомнения, его произведения является важным элементом академической музыки XX столетия. Concepture продолжает освещать наиболее видных композиторов этого периода.

Возможно вы не знали:

Дитя Солнца С 1916 по 1921 год Прокофьев собирал альбом автографов своих друзей, которые отвечали на вопрос: «Что вы думаете о солнце?». В последствии он получит название «Деревянная книга». Среди ответивших – К. Петров-Водкин, А. Достоевская, Ф. Шаляпин, А. Рубинштейн, В. Бурлюк, В. Маяковский, К. Бальмонт. Творчество Прокофьева часто называют солнечным, оптимистичным, жизнерадостным. Даже место его рождения (село Сонцовка) он сам называл на малороссийский манер – Со(л)нцевкой.

Любимчик властей В 30-е власти СССР зовут его домой и обещают статус «первого композитора», лучшие условия, при том, что в целом к репатриантам относятся довольно плохо (называя их «перебежчиками»). Ему предоставили огромную квартиру в доме на Земляном валу, 14, где проживали летчик В. Чкалов, поэт С. Маршак и др. Ему позволили привезти синий «Форд» и обзавестись личным водителем. После войны Прокофьев в основном жил на даче в подмосковном поселке Николина гора (купленную на сталинскую премию).

Музыкальный вундеркинд Любовь к музыке маленькому Сергею привила его мать Мария Григорьевна, которая была хорошей пианисткой. В пять лет он сочинит свое первое произведение – пьесу «Индийский галоп». К десяти годам он уже напишет оперу «Великан» и первый акт второй оперы «На пустынных островах».

«Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!»

  1. Знакомство с творчеством В. А. Моцарта.
  2. Определение важнейших стилевых особенностей творчества композитора (преобладание светлых, радостных настроений, оживлённых мелодий) на примере «Маленькой ночной серенады».

Музыкальный материал:

  1. В. А. Моцарт. Маленькая ночная серенада. IV часть. Фрагмент (слушание);
  2. В. А. Моцарт, русский текст А. Лейкиной. «Волшебные колокольчики». Фрагмент хора «Послушай, как звуки хрустально чисты» из оперы «Волшебная флейта» (пение, игра на детских музыкальных инструментах)

Характеристика видов деятельности:

  1. Устанавливать связь между характером мелодии и характером содержания музыкального произведения.
  2. Сравнивать характеры мелодий в музыкальных произведениях разных композиторов.
  3. Играть на детских музыкальных инструментах

Вольфганг Амадей Моцарт родился и жил в Австрии, но его музыку знает и любит весь мир. Эта музыка полна света, радости и красоты. Наверное, поэтому русский композитор Антон Рубинштейн назвал Моцарта Гелиосом – богом солнца.

Судьба Моцарта была удивительной. Многие из вас, наверное, слышали выражение «талантлив, как Моцарт». Так говорят, когда хотят сказать о человеке необычайно одарённом и выдающемся. Моцарт прожил всего 36 лет. Но он успел создать очень много музыкальных произведений – 50 симфоний, 19 опер, сонаты, песни и другие произведения различных жанров.

В те времена, когда ещё не было ни электричества, ни радио, ни телевидения, ни компьютеров, люди ездили на лошадях или в каретах, носили белые напудренные парики, мужчины ходили в камзолах и кружевных панталонах, а женщины – в красивых длинных платьях, именно в те далёкие времена жил и творил Вольфганг Амадей Моцарт.

Отец Вольфганга, Леопольд Моцарт, был придворным музыкантом города Зальцбурга, давал уроки музыки.

Необычная одарённость мальчика проявилась очень рано. Уже в 3 года он обнаружил удивительный и упорный интерес к музыке: едва услышав звуки, Вольфганг бросал все забавы и устремлялся навстречу им.

Малыш мог часами слушать, как занимается на клавесине сестра Наннерль. Его трудно было оторвать от инструмента: нажимая клавиши, ребёнок долго, внимательно вслушивался, шумно радуясь, когда находил понравившиеся ему созвучия, потом начал подбирать мотивы знакомых ему песенок, целые отрывки из услышанных пьес.

Однажды трёхлетний Вольф подошёл к инструменту и ударил по клавишам обеими ладошками. Послышался резкий пронзительный звук! Малыш в ужасе закрыл уши и… потерял сознание. После этого случая он относился к инструменту с великой осторожностью как к живому существу, обладающему волшебными свойствами. Он разговаривал с ним, гладил его, долго слушал каждый звук и шумно радовался, когда находил гармоничные созвучия.

Убедившись в том, что малютку-сына влечёт к музыке, отец решил потихоньку начать занятия с ним.

Когда Вольфгангу исполнилось шесть лет, всё семейство Моцартов отправилось в Мюнхен. Курфюрст Мюнхена прослушал выступление Вольфганга и его сестры Наннерль и похвалил их. После этого, вернувшись домой, юные виртуозы стали заниматься музыкой ещё прилежнее, и осенью 1862 года дети выступали в Вене перед императорским двором.

Семья Моцартов посетила все крупнейшие города Европы – Париж, Лондон, Женеву, Амстердам. Поездка продолжалась четыре года и превратилась в триумфальное шествие.

Так начался трудный творческий путь великого композитора. Уже ребёнком Моцарт много работал.

Маленький виртуозный исполнитель в белом парике с косичкой и в тяжёлом шитом золотом камзоле, подаренном мальчику при императорском дворе, выглядел забавной куклой. Ещё бы!

Ребёнок, который виртуозно владеет инструментом! Спешите видеть! Спешите слышать! Маленький музыкант сыграет на клавесине по нотам! И по памяти! С закрытыми глазами! И с закрытой платком клавиатурой! Двумя руками! Одной рукой! И одним пальцем! Угадает любую ноту, названную из публики... Сыграет с листа любые незнакомые произведения... А его музыкальные импровизации на любые темы просто неповторимы... Спешите! Спешите...

Концерты детей Моцартов продолжались по 4-5 часов и вызывали бурю удивления и восхищения. Особенно поражала своей трудностью программа Вольфганга. Маленький виртуоз играл на клавесине, скрипке и органе. Он импровизировал музыкальные произведения на заданную тему, с ходу играл незнакомые произведения. Ничего не скажешь – настоящий вундеркинд, т. е. одарённый ребёнок.

Маленький Вольфганг Амадей Моцарт, был солнечным мальчиком. Он почти всегда улыбался, словно ласковое весеннее солнышко. Потому что в нём жила музыка... Небесная, солнечная, радостная музыка! Музыка наполняла всё его существо. Музыка была его дыханием. Музыка была его зрением. Музыка была его слухом.

Послушайте один из самых прелестных оперных отрывков – хор из сказочной оперы «Волшебная флейта». Называется он «Послушай, как звуки хрустально чисты», вы сразу почувствуете лёгкость, естественность мелодии. Наверное, поэтому такая музыка легко запоминается и взрослыми, и детьми.

А знаете ли вы, какую ещё музыку создал композитор В. А. Моцарт? Все мы знакомы с музыкой Моцарта, даже не подозревая об этом.

Послушайте Колыбельную «Спи, моя радость, усни» (напевает):

Спи, моя радость, усни.
В доме погасли огни.
Птички затихли в саду.
Рыбки уснули в пруду.

Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит.
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!

В доме всё стихло давно,
В погребе, в кухне темно.
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит.

Кто-то вздохнул за стеной,
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!

Сладко мой птенчик живёт.
Нет ни тревог, ни хлопот.
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь весёлых затей.

Всё-то добыть поспешишь,
Лишь бы не плакал малыш.
Вот бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни.

Одно время эта песенка была музыкальной заставкой телевизионной передачи «Спокойной ночи, малыши!». А ведь её музыку написал Моцарт. Но и это ещё не всё. Известна ли вам такая детская песенка (напевает):


Жил-был у бабушки серенький козлик,
Вот как, вот как, серенький козлик,
Вот как, вот как, серенький козлик.

Бабушка козлика очень любила,
Бабушка козлика очень любила,
Вот как, вот как, очень любила,
Вот как, вот как, очень любила.


Вздумалось козлику в лес погуляти,
Вот как, вот как, в лес погуляти,
Вот как, вот как, в лес погуляти.


Напали на козлика серые волки,
Вот как, вот, как серые волки,
Вот как, вот, как серые волки.


Остались от козлика рожки да ножки,
Вот как, вот как, рожки да ножки,
Вот как, вот как, рожки да ножки.

Эта песенка тоже музыка Моцарта. Получается, что Моцарт, который жил более 200 лет тому назад, написал музыку к песням, которые по своей популярности и долголетию побили все имеющиеся мировые музыкальные рекорды. Оказывается, каждый из нас знал их уже с младенчества.

В необычайно музыкальном городе Вене днём и ночью можно было услышать то чудесное пение, то игру на скрипке. Послушайте «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, и вы поймёте, что это за музыка. Даже самая простая музыка была необыкновенно прекрасной. Ведь её написал Моцарт!

Серенада. Тишина, ушла дневная жара, наступает ясный тёплый вечер.
«Серено… так называли тёплую вечернюю погоду. Вот в такой вечер и раздавались «серенады» - вечерние песни влюблённых кавалеров, которые они приносили под окна своим возлюбленным. Исполнялись серенады на открытом воздухе небольшими оркестрами.

  1. Вам понравилась музыка В. А. Моцарта?
  2. Назовите, какую музыку Моцарта вы сегодня слушали?
  3. Можно ли отличить музыку В. А. Моцарта от музыки других композиторов?
  4. Что характеризует его музыку? (Радостное начало, мажорность, мелодичность, изящество.)
  5. Вспомните названия песен В. А. Моцарта.
  6. Каков был характер музыки?

Пройдёт время, но имя Моцарта по-прежнему будет на устах у благодарных слушателей. Он автор незабываемых музыкальных произведений. Моцарт был искренне убеждён, что музыка должна доставлять людям наслаждение, и всегда следовал этому своему правилу, сочиняя мелодии, на которые и сегодня отзываются наши сердца теплотой и восторгом.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Жил был у бабушки серенький козлик (потешка), mp3;
Моцарт. Волшебные колокольчики, mp3;
Моцарт. Маленькая ночная серенада, mp3;
Моцарт. Спи, моя радость, усни, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.