Жанры музыкального фольклора. Какие жанры музыкального фольклора существуют

Устное поэтическое творчество народа представляет большую общественную ценность, состоящую в его познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой. Познавательное значение фольклора проявляется прежде всего в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Познавательное значение фольклора увеличивается тем, что сюжеты и образы его произведений обычно заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений жизни и характеров людей. Так, образы Ильи Муромца и Микулы Селяниновича в русских былинах дают представление о русском крестьянстве вообще, один образ характеризует целый социальный слой людей. Познавательное значение фольклора увеличивается еще и тем, что в его произведениях не только представлены, но и объяснены картины жизни, события истории и образы героев. Так, былины и исторические песни объясняют, почему русский народ выдержал монголо-татарское иго и вышел победителем в борьбе, разъясняют смысл подвигов богатырей и деятельности исторических лиц. М. Горький говорил: «Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества » Горький М. Собр. соч., т. 27, с. 311. Идейно-воспитательное значение фольклора состою в том, что лучшие его произведения вдохновлены высокими прогрессивными идеями, любовью к родине, стремлением к миру. Фольклор изображает богатырей как защитников родины и вызывает чувство гордости за них. Он поэтизирует русскую природу -- и реки могучие (Волгу-матушку, широкий Днепр, тихий Дон), и степи раздольные, и поля широкие -- и этим воспитывает любовь к ней. В произведениях фольклора воссоздан образ русской земли. Народное творчество выражает жизненные устремления и социальные взгляды народа, а нередко и революционные настроения. Оно сыграло важную роль в борьбе народа за национальное и социальное освобождение, за его общественно-политическое и культурное развитие. Современное народное творчество содействует коммунистическому воспитанию народных масс. Во всем этом и проявляется идейно-воспитательное значение народного поэтического творчества. Эстетическое значение фольклорных произведений состоит в том, что они являются замечательным искусством слова, отличаются большим поэтическим мастерством, что сказывается и в их построении, и в создании образов, и в языке. Фольклор искусно пользуется вымыслом, фантастикой, а также символикой, т.е. иносказательной передачей и характеристикой явлений и их поэтизацией. В фольклоре выражаются художественные вкусы народа. Форма его произведений веками отшлифована творчеством прекрасных мастеров. Поэтому фольклор развивает эстетическое чувство, чувство прекрасного, чувство формы, ритма и языка. В силу этого он имеет большое значение для развития всех видов профессионального искусства: литературы, музыки, театра. Творчество многих великих писателей и композиторов тесно связано с народной поэзией.

Для фольклора характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность. Все это служит объяснением, почему лучшие произведения фольклора доставляют большое эстетическое наслаждение. Наука о фольклоре. Наука о фольклоре -- фольклористика -- изучает устное народное творчество, словесное искусство народных масс. Она ставит и решает значительный круг важных вопросов: об особенностях фольклора -- его жизненном содержании, социальной природе, идейной сущности, художественном своеобразии; о его происхождении, развитии, своеобразии на разных этапах существования; о его отношении к литературе и другим видам искусства; об особенностях творческого процесса в нем и формах бытования отдельных произведений; о специфике жанров: былин, сказок, песен, пословиц и др. Фольклор -- сложное, синтетическое искусство; нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусства--словесного, музыкального, театрального. Он тесно связан с народным бытом и обрядами, отразил в себе особенности различных периодов истории. Именно поэтому им интересуются и его изучают различные науки: языкознание, литературоведение, искусствоведение, этнография, история. Каждая из них исследует фольклор в различных аспектах: языкознание -- словесную сторону, отражение в нем истории языка и связей с диалектами; литературоведение--общие особенности фольклора и литературы и их различия; искусствоведение -- музыкальные и театральные элементы; этнография -- роль фольклора в народном быту и его связь с обрядами; история -- выражение в нем народного понимания исторических событий. В связи со своеобразием фольклора как искусства в термин «фольклор» в разных странах вкладывается различное по. своему объему содержание, а поэтому и по-разному понимается предмет фольклористики. В некоторых зарубежных странах фольклористика занимается не только изучением поэтической, но и музыкальной и хореографической сторон народно-поэтических произведений, т. е. элементов всех видов искусств. В нашей стране под фольклористикой понимается наука о народном поэтическом творчестве.

У фольклористики есть свой предмет изучения, свои особые задачи, выработаны свои методы и приемы исследования. Однако изучение словесной стороны устного народного творчества не отрывается от изучения других его сторон: сотрудничество наук фольклористики, языкознания, литературоведения, искусствоведения, этнографии и истории -- весьма плодотворно. Роды, жанры и жанровые разновидности. Фольклор, как и литература, -- искусство слова. Это дает основание фольклористике пользоваться понятиями и терминами, которые были выработаны литературоведением, естественно применяя их к особенностям устного народного творчества. Такими понятиями и терминами служат род, вид, жанр и жанровая разновидность. И в литературоведении, и в фольклористике еще нет однозначного представления о них; исследователи расходятся во мнениях и спорят. Мы примем рабочее определение, которым и будем пользоваться. Те явления литературы и фольклора, которые называются родами, жанрами и жанровыми разновидностями, представляют собой группы произведений, сходных между собой по структуре, идейно-художественным принципам и функциям. Они сложились исторически и обладают относительной устойчивостью, изменяясь лишь в незначительной степени и довольно медленно. Различие родов, жанров и жанровых разновидностей имеет значение и для исполнителей произведений, и для их слушателей, и для исследователей, изучающих народное творчество, так как эти явления представляют собой содержательные формы, возникновение, развитие, смена и отмирание которых -- важный процесс в истории литературы и фольклора.

В литературоведческой и фольклористической терминологии в наше время почти вышли из употребления понятие и термин «вид»; чаще всего они заменяются понятием и термином «жанр», хотя ранее разграничивались. Мы тоже примем как рабочее понятие «жанр» -- более узкую группу произведений, чем род. В таком случае под родом мы будем разуметь способ изображения действительности (эпический, лирический, драматический), под жанром -- тип художественной формы (сказка, песня, пословица). Но приходится ввести и еще более узкое понятие -- «жанровая разновидность», которая представляет собой тематическую группу произведений (сказки о животных, сказки волшебные сказки социально-бытовые, песни любовные, песни семейно-бытовые и т. д.). Могут быть выделены и еще более мелкие группы произведений. Так, в социально-бытовых сказках существует особая группа произведений -- сатирические сказки. Однако, чтобы представить общую картину классификации (распределения) типов произведений русского народного поэтического творчества, следует принять во внимание и еще ряд обстоятельств: во-первых, отношение жанров к так называемым обрядам (особым культовым действиям), во-вторых, отношение словесного текста к пению и действию, что характерно для некоторых типов фольклорных произведений. Произведения могут быть связаны с обрядом и пением и могут быть с ними не связаны.

Необъятно устное народное творчество. Создавалось оно веками, имеется множество его разновидностей. В переводе с английского языка "фольклор" - это "народное значение, мудрость". То есть устное народное творчество - все, что создается духовной культурой населения за века исторической жизни его.

Особенности русского фольклора

Если внимательно прочитать произведения русского фольклора, можно заметить, что он на самом деле отражает многое: и игру фантазии народа, и историю страны, и смех, и серьезные думы о жизни человека. Слушая песни и сказки предков, люди задумывались над множеством непростых вопросов своего семейного, общественного и трудового быта, размышляли, как бороться за счастье, улучшить свою жизнь, каким должен быть человек, что следует высмеивать и порицать.

Разновидности фольклора

Разновидности фольклора включают сказки, былины, песни, пословицы, загадки, календарные припевы, величание, поговорки - все, что повторялось, переходило из поколения в поколение. Исполнители при этом вносили часто в понравившийся текст что-то свое, изменяя отдельные подробности, образы, выражения, незаметно совершенствуя и оттачивая произведение.

Устное народное творчество в большинстве своем существует в поэтической (стихотворной) форме, поскольку именно она позволяла запоминать и передавать из уст в уста эти произведения на протяжении веков.

Песни

Песня - это особый словесно-музыкальный жанр. Она представляет собой небольшое по объему лирико-повествовательное или лирическое произведение, которое было создано специально для пения. Виды их следующие: лирические, плясовые, обрядовые, исторические. Выражаются в народных песнях чувства одного человека, но вместе с тем множества людей. В них нашли отражение любовные переживания, события общественной и семейной жизни, размышления о тяжелой судьбе. В народных песнях часто используется так называемый прием параллелизма, когда переносятся на природу настроения данного лирического героя.

Исторические песни посвящены различным известным личностям и событиям: завоеванию Сибири Ермаком, восстанию Степана Разина, крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева, битве под Полтавой со шведами и др. Повествование в исторических народных песнях о некоторых событиях сочетается с эмоциональным звучанием этих произведений.

Былины

Термин "былина" ввел И. П. Сахаров в 19 веке. Она представляет собой устное народное творчество в виде песни, героической, эпического характера. Возникла былина в 9 веке, она явилась выражением исторического сознания народа нашей страны. Богатыри - главные герои этой разновидности фольклора. Они воплощают собой народный идеал мужества, силы, патриотизма. Примеры богатырей, которых изобразили произведения устного народного творчества: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Микула Селянинович, Алеша Попович, а также купец Садко, великан Святогор, Василий Буслаев и другие. Жизненная основа, при этом обогащенная некоторым фантастическим вымыслом, составляет сюжет этих произведений. В них герои в одиночку одолевают целые полчища врагов, сражаются с чудовищами, преодолевают мгновенно огромные расстояния. Очень интересно это устное народное творчество.

Сказки

Былины нужно отличать от сказок. Эти произведения устного народного творчества основаны на придуманных событиях. Сказки могут быть волшебные (в которых участвуют фантастические силы), а также бытовые, где изображаются люди - солдаты, крестьяне, короли, работники, принцессы и принцы - в повседневной обстановке. От других произведений этот вид фольклора отличается оптимистичным сюжетом: в нем добро всегда торжествует над злом, а последнее или терпит поражение, или высмеивается.

Легенды

Продолжаем описывать жанры устного народного творчества. Легенда, в отличие от сказки, представляет собой народный устный рассказ. Основа его - невероятное событие, фантастический образ, чудо, которые воспринимаются слушателем или рассказчиком как достоверные. Есть легенды о происхождении народов, стран, морей, о страданиях и подвигах вымышленных или реально существовавших героев.

Загадки

Устное народное творчество представлено множеством загадок. Они являются иносказательным изображением некоторого предмета, основанным обычно на метафорическом сближении с ним. Загадки по объему очень невелики, имеют определенную ритмическую структуру, нередко подчеркиваемую наличием рифмы. Они созданы для того, чтобы развивать сообразительность, догадливость. Загадки разнообразны по содержанию и тематике. Может быть несколько их вариантов об одном и том же явлении, животном, предмете, каждый из которых с определенной стороны характеризует его.

Пословицы и поговорки

Жанры устного народного творчества включают также поговорки и пословицы. Пословица - ритмически организованное, краткое, образное изречение, афористическое народное высказывание. Она обычно имеет двухчастную структуру, которая подкрепляется рифмой, ритмом, аллитерациями и ассонансами.

Поговорка представляет собой образное выражение, которое оценивает некоторое явление жизни. Она, в отличие от пословицы, - не целое предложение, а лишь часть высказывания, входящая в устное народное творчество.

Пословицы, поговорки и загадки включаются в так называемые малые жанры фольклора. Что же это такое? Кроме вышеперечисленных видов, к ним относится и другое устное народное творчество. Виды малых жанров дополняют следующие: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, игровые припевы, заклички, приговоры, загадки. Остановимся немного подробнее на каждом из них.

Колыбельные песни

Малые жанры устного народного творчества включают в себя колыбельные песни. В народе их называют байками. Название это произошло от глагола "баить" ("баять") - "говорить". Данное слово имеет следующее старинное значение: "заговаривать, шептать". Колыбельные песни получили это название неслучайно: древнейшие из них имеют к заговорной поэзии прямое отношение. Борясь со сном, например, крестьяне говорили: "Дремушка, отойди от меня".

Пестушки и потешки

Русское устное народное творчество представляют также пестушки и потешки. В их центре находится образ подрастающего ребенка. Название "пестушки" происходит от слова "пестовать", то есть "ходить за кем-то, растить, нянчить, носить на руках, воспитывать". Они представляют собой короткие приговоры, которыми в первые месяцы жизни младенца комментируют его движения.

Незаметно пестушки переходят в потешки - песенки, сопровождающие игры малыша с пальцами ножек и ручек. Весьма разнообразно это устное народное творчество. Примеры потешек: "Сорока", "Ладушки". В них нередко уже есть "урок", наставление. Например, в "Сороке" белобока всех кормила кашей, кроме одного лентяя, хотя и самого маленького (ему соответствует мизинец).

Прибаутки

В первые годы жизни детей няньки и матери пели им песенки уже более сложного содержания, не связанные с игрой. Всех их можно обозначить единым термином "прибаутки". Содержанием они напоминают небольшие сказки в стихах. Например, о петушке - золотом гребешке, летавшем на Куликово поле за овсом; о курочке рябе, которая "горох веяла" и "просо сеяла".

В прибаутке, как правило, дана картина некоторого яркого события, либо в ней изображается некоторое стремительное действие, отвечающее активной натуре малыша. Им свойствен сюжет, но ребенок на длительное внимание не способен, поэтому они ограничиваются лишь одним эпизодом.

Приговоры, заклички

Продолжаем рассматривать устное народное творчество. Виды его дополняются закличками и приговорами. Дети на улице очень рано обучаются у сверстников разнообразным закличкам, которые представляют собой обращение к птицам, дождю, радуге, солнцу. Детвора при случае выкрикивает нараспев хором слова. Кроме закличек, в крестьянской семье любой ребенок знал приговоры. Их чаще всего произносят поодиночке. Приговоры - обращение к мыши, маленьким жучкам, улитке. Это может быть подражание различным птичьим голосам. Словесные приговоры и песенные заклички преисполнены веры в силы воды, неба, земли (то благотворные, то губительные). Их произнесение приобщало к труду и жизни взрослых крестьянских детей. Приговоры и заклички объединяются в особый отдел под названием "календарный детский фольклор". Термином этим подчеркивается существующая связь между ними и временем года, праздником, погодой, всем бытом и строем жизни деревни.

Игровые приговоры и припевы

Жанры произведений устного народного творчества включают игровые приговоры и припевы. Они являются не менее древними, чем заклички и приговоры. Ими или связывают части некоторой игры, или начинают ее. Они могут выполнять также роль концовок, определять последствия, которые существуют при нарушении условий.

Поражают игры сходством с серьезными крестьянскими занятиями: жатвой, охотой, посевом льна. Воспроизведение этих дел в строгой последовательности с помощью многократного повторения давало возможность привить с ранних лет ребенку уважение к обычаям и существующему порядку, научить принятым в обществе правилам поведения. Названия игр - "Медведь в бору", "Волк и гуси", "Коршун", "Волк и овцы" - говорят о связи с жизнью и бытом сельского населения.

Заключение

В народных былинах, сказках, преданиях, песнях живут не менее волнующие красочные образы, чем в художественных произведениях классических авторов. Своеобразные и удивительно точные рифмы и звучания, причудливые, красивые стихотворные ритмы - будто кружево сплетаются в текстах частушек, потешек, прибауток, загадок. А какие яркие поэтические сравнения мы можем найти в лирических песнях! Все это мог создать лишь народ - великий мастер слова.

Русский фольклор

Фольклор, в переводе, означает «народная мудрость, народное знание». Фольклор — народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы, т.е. фольклор — это народное историческое культурное наследие любой страны мира.

Произведения русского фольклора (сказки, легенды, былины, песни, частушки, танцы, сказания, прикладное искусство) помогают воссоздавать характерные черты народной жизни своего времени.

Творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Искусство слова было тесно связано с другими видами искусства — музыкой, танцами, декоративным искусством. В науке это называется «синкретизмом».

Фольклор был искусством, органически присущим народному быту. Различное назначение произведений породило жанры, с их разнообразными темами, образами, стилем. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Решающим событием, проложившим рубеж между мифологией и собственно фольклором, стало появление сказок, сюжеты которых основывались на мечту, на мудрость, на этический вымысел.

В античном и средневековом обществе складывался героический эпос (ирландские саги, русские былины и другие). Возникали также легенды и песни, отражающие различные верования (например, русские духовные стихи). Позднее появились исторические песни, изображающие реальные исторические событии и героев, такими, какими они остались в народной памяти.

Жанры в фольклоре отличаются также и способом исполнения (соло, хор, хор и солист) и различным сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение и пляска, рассказывание и разыгрывание).

С изменениями в социальной жизни общества в русском фольклоре возникали и новые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рост промышленности и городов вызвал к жизни: романсы, анекдоты, рабочий, студенческий фольклор.

Сейчас новых русских народных сказок не появляется, но старые по-прежнему рассказываются и по ним снимают мультфильмы и художественные фильмы. Поют и многие старые песни. А вот былины и исторические песни в живом исполнении уже практически не звучат.


На протяжении тысячелетий у всех народов фольклор был единственной формой творчества. Фольклор каждого народа неповторим, так же, как его история, обычаи, культура. А некоторые жанры (не только исторические песни) отражают историю данного народа.

Русская народная музыкальная культура


Существует несколько точек зрения, трактующих фольклор как народную художественную культуру, как устное поэтическое творчество и как совокупность словесных, музыкальных, игровых или художественных видов народного творчества. При всем многообразии региональных и локальных форм фольклору присущи общие черты, такие, как анонимность, коллективность творчества, традиционность, тесная связь с трудовой деятельностью, бытом, передача произведений из поколения в поколение в устной традиции.

Народное музыкальное искусство зародилось задолго до возникновения профессиональной музыки православного храма. В общественной жизни древней Руси фольклор играл гораздо большую роль, нежели в последующие времена. В отличие от средневековой Европы, Древняя Русь не имела светского профессионального искусства. В ее музыкальной культуре развивались народное творчество устной традиции, включающее различные, в том числе и «полупрофессиональные» жанры (искусство сказителей, гусляров и др.).

Ко времени православной гимнографии русский фольклор уже имел многовековую историю, сложившуюся систему жанров и средств музыкальной выразительности. Народная музыка, народное творчество прочно вошло в быт людей, отражая самые разнообразные грани социальной, семейной и личной жизни.

Исследователи полагают, что догосударственный период (то есть до того как сложилась Древняя Русь) восточные славяне уже имели достаточно развитый календарный и семейно бытовой фольклор, героический эпос и инструментальную музыку.

С принятием христианства языческие (ведические) знания стали искоренятся. Смысл магических действ, породивших тот или иной вид народной деятельности, постепенно забывался. Однако чисто внешние формы древних праздников оказались необычайно устойчивы, и некоторый обрядовый фольклор продолжал жить как бы вне связи с породившим его древним язычеством.

Христианская церковь (не только на Руси, но и в Европе) весьма негативно относилась к традиционным народным песням и пляскам, считая их проявлением греховности, дьявольского прельщения. Эта оценка зафиксирована во многих летописных источниках и в канонических церковных постановлениях.

Задорные, весёлые народные гуляния с элементами театрального действа и с непременным участием музыки, истоки которых следует искать в древних ведических обрядах, принципиально отличались от храмовых праздников.


Самую обширную область народного музыкального творчества Древней Руси составляет обрядовый фольклор, свидетельствующий о высокой художественной одаренности русского народа. Он родился в недрах ведической картины мира, обожествления природных стихий. Наиболее древними считаются календарно-обрядовые песни. Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем. Эти песни отражают различные этапы жизни земледельцев. Они входили в зимние, весенние, летние обряды, которые соответствуют поворотным моментам в смене времен года. Совершая этот природный обряд (песни, танцы), люди верили, что их услышат могучие боги, силы Любви, Рода, Солнца, Воды, Матери-Земли и родятся здоровые дети, родится хороший урожай, будет приплод скота, будет развиваться жизнь в любви и гармонии.

На Руси свадьбы игрались с древних пор. В каждой местности существовал свой обычай свадебных действий, причитаний, песен, приговоров. Но при всем бесконечном многообразии свадьбы игрались по одним и тем же законам. Поэтическая свадебная действительность трансформирует происходящее в фантастически-сказочный мир. Как в сказке все образы разнообразны, так и сам обряд поэтически интерпретированный, предстает своеобразной сказкой. Свадьба, являясь одним из самых значительных событий человеческой жизни на Руси, требовала празднично-торжественного обрамления. И если прочувствовать все обряды и песни, углубившись в этот фантастический свадебный мир, можно почувствовать щемящую красоту этого ритуала. Останутся «за кадром» красочные одежды, гремящий колокольцами свадебный поезд, многоголосный хор «песельниц» и заунывные мелодии причитаний, звуки свиристелей и гуделок, гармоней и балалаек — но сама поэзия свадьбы воскрешает — боль ухода из родительского дома и высокую радость праздничного состояния души — Любви.


Один из самых древних русских жанров — хороводные песни. На Руси водили хороводы на протяжении почти всего года — на Коловорот (Новый год), Масленица (проводы зимы и встреча весны), Зелена неделя (хороводы девушек вокруг берёз), Ярило (священные костры), Овсень (праздники урожая). Распространенными были хороводы-игры и хороводы-шествия. Первоначально хороводные песни входили в земледельческие обряды, но с течением столетий они стали самостоятельными, хотя образы труда сохранились во многих из них:

А мы просо сеяли, сеяли!
Ой, Дид Ладо, сеяли, сеяли!

Сохранившиеся до наших дней плясовые песни сопровождали мужские и женские танцы. Мужские — олицетворяли силу, мужество, отвагу, женские — нежность, любовь, статность.


С течением столетий музыкальный эпос начинает пополняться новыми темами и образами. Рождаются былины, рассказывающие о борьбе против ордынцев, о путешествиях в дальние страны, о возникновении казачества, народных восстаниях.

Народная память долго хранила на протяжении столетий многие прекрасные древние песни. В XVIII века, в период становления профессиональных светских жанров (опера, инструментальная музыка) народное искусство впервые становится предметом изучения и творческого претворения. Просветительское отношение к фольклору ярко выразил замечательный писатель гуманист А.Н.Радищев в проникновенных строках своего «Путешествия из Петербурга в Москву»: «Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, боль душевную означающее... В них найдешь образование души нашего народа». В XIX века оценка фольклора как «образования души» русского народа стала основой эстетики композиторской школы от Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, Бородина, до Рахманинова, Стравинского, Прокофьева, Калиникова, а сама народная песня являлась одним из источников формирования русского национального мышления.

Русские народные песни XVI-XIX веков — «как золотое зеркало русского народа»

Народные песни, записанные в различных краях России, является историческим памятником жизни народа, но и документальным источником, запечатлевшим развитие народной творческой мысли своего времени.

Борьба с татарами, крестьянские бунты — всё это откладывало по каждой конкретной местности отпечаток на народные песенные традиции, начиная с былин, исторических песен и до баллад. Как, например, баллада об Илье Муромце, которая связана с речкой Соловей, протекающей в местности Языково, там происходила борьба между Ильей Муромцем и Соловьём-разбойником, жившим в этих краях.


Известно, что в развитии устного народного творчества сыграло покорение Иваном Грозным Казанского ханства, походы Ивана Грозного положили начало окончательной победы над татаро-монгольским игом, освободившим многие тысячи русских пленных от полона. Песни этого времени стали прототипом для былины Лермонтова «Песня про Ивана Царевича» — летопись народной жизни, а А.С. Пушкин в своих произведениях использовал устное народное творчество — русские песни и русские сказки.

На Волге недалеко от села Ундоры, есть мыс под названием — Стенька Разин; там звучали песни того времени: «На степи, степи Саратовской», «У нас было на святой Руси». Исторические события конца XVII начала XVIII в. запечатлены в компиляции о походах Петра I и его Азовские походы, о казни стрельцов: «Уж как по морю синему», «По Дону гуляет казак молодой».

С военными реформами начала XVIII века возникают новые исторические песни, это уже не лирические, а эпические. Исторические песни сохраняют древнейшие образы исторического эпоса, песни о Русско-Турецкой войне, о рекрутских наборах и войне с Наполеоном: «Похвалялся вор французик Россию взять», «Не шуми ты мать зеленая дубравушка».

В это время были сохранены былины о «Суровце Суздальце», о «Добрыне и Алеше» и очень редкая сказка Горшеня. Также в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова использовались русские эпические народные песни и сказания. Сохранились древние традиции народных игрищ, ряжения и особая исполнительская культура русского песенного фольклора.

Русское народное театральное искусство

Русская народная драма и народное театральное искусство в целом — интереснейшее и значительное явление русской национальной культуры.

Драматические игры и представления еще в конце XVIII и в начале ХХ века составляли органическую часть праздничного народного быта, будь то деревенские посиделки, солдатские и фабричные казармы или ярмарочные балаганы.

География распространения народной драмы обширна. Своеобразные театральные «очаги» собиратели наших дней обнаружили в Ярославской и Горьковской областях, русских селах Татарии, на Вятке и Каме, в Сибири и на Урале.

Народная драма, вопреки мнению некоторых ученых, это естественные порождение фольклорной традиции. В ней спрессовался творческий опыт, накопленный десятками поколений самых широких слоев русского народа.

На городских, а позже и сельских ярмарках устраивались карусели и балаганы, на подмостках которых игрались спектакли на сказочные и национальные исторические темы. Увиденные на ярмарках спектакли не могли полностью повлиять на эстетические вкусы народа, но они расширили его сказочный и песенный репертуар. Лубочные и театральные заимствования во многом определили своеобразие сюжетов народной драмы. Однако они «легли» на древние игровые традиции народных игрищ, ряжения, т.е. на особую исполнительскую культуру русского фольклора.

Поколения создателей и исполнителей народных драм выработали определенные приемы сюжетосложения, характеристик персонажей и стиля. Развернутым народным драмам присущи сильные страсти и неразрешимые конфликты, непрерывность и быстрота сменяющих друг друга действий.

Особую роль в народной драме играют песни, исполнявшиеся героями в разные моменты или звучащие хором — как комментарии совершающихся событий. Песни были своеобразным эмоционально-психологическим элементом представления. Они исполнялись большей частью фрагментарно, раскрывая эмоциональный смысл сцены или состояние персонажа. Обязательными были песни в начале и конце представления. Песенный репертуар народных драм состоит преимущественно из авторских популярных во всех слоях общества песен XIX начала XX веков. Это и солдатские песни " Ездил белый русский царь«, «Мальбрук в поход уехал», «Хвала, хвала тебе, герой», и романсы «Я вечор в лужках гуляла», «Я в пустыню удаляюсь», «Что затуманилась, зоренька ясная» и многие другие.

Поздние жанры русского народного творчества — гулянья


Расцвет гуляний приходится на XVII-XIX века, хотя отдельные виды и жанры народного искусства, составлявшие непременную принадлежность ярмарочной и городской праздничной площади, создавались и активно бытовали задолго до обозначенных столетий и продолжают, часто в трансформированном виде, существовать по сей день. Таков кукольный театр, медвежья потеха, отчасти прибаутки торговцев, многие цирковые номера. Другие жанры были порождены ярмарочной площадью и ушли из жизни вместе с прекращением гуляний. Это комические монологи балаганных зазывал, раек, представления балаганных театров, диалоги клоунов-петрушек.

Обычно во время гуляний и ярмарок в традиционных местах возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, палатками, в которых продавалось — от лубочных картин до певчих птиц и сладостей. Зимой добавлялись ледяные горы, доступ на которые был совершенно свободен, а спуск на санках с высоты 10-12 м. доставлял ни с чем несравнимое удовольствие.


При всем разнообразии и пестроте городской народный праздник воспринимался как нечто цельное. Целостность эту создавала специфическая атмосфера праздничной площади, с ее свободным словом, фамильярностью, безудержностью смеха, еды и напитков; равенством, весельем, праздничным восприятием мира.

Сама праздничная площадь поражала невероятным сочетанием всевозможных деталей. Соответственно и внешне она представляла собой красочный громкий хаос. Яркие, разношерстные одежды гуляющих, броские, необычные костюмы «артистов», кричащие вывески балаганов, качелей, каруселей, лавок и трактиров, переливающиеся всеми цветами радуги изделия кустарных промыслов и одновременное звучание шарманок, труб, флейт, барабанов, возгласы, песни, выкрики торговцев, громкий смех от шуток «балаганных дедов» и клоунов — все сливалось в единый ярмарочный фейерверк, который завораживал и веселил.


На крупные, известные гулянья «под горами» и «под качелями» съезжалось немало гастролеров из Европы (многие из них содержателями балаганов, панорам) и даже южных стран (фокусники, укротителей зверей, силачи, акробаты и другие). Иностранная речь и заморские диковинки были привычным делом на столичных гуляньях и больших ярмарках. Понятно почему городской зрелищный фольклор представал нередко как своего рода смешение «нижегородского с французским».


Основа, сердце и душа русской национальной культуры — русский фольклор, это тот кладенец, это то, что наполняло издревле русского человека изнутри и эта внутренняя русская народная культура породила в конечном итоге XVII-XIX веках целую плеяду великих русских литераторов, композиторов, художников, учёных, военных, философов, которых знает и почитает весь мир:
Жуковский В.А., Рылеев К.Ф., Тютчев Ф.И., Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Салтыков-Щедрин М.Е., Булгаков М.А., Толстой Л.Н., Тургенев И.С., Фонвизин Д.И., Чехов А.П., Гоголь Н.В., Гончаров И.А., Бунин И.А., Грибоедов А.С., Карамзин Н.М., Достоевский Ф.М., Куприн А.И., Глинка М.И., Глазунов А.К., Мусоргский М.П., Римский-Корсаков Н.А., Чайковский П.И., Бородин А.П., Балакирев М.А., Рахманинов С.В., Стравинский И.Ф., Прокофьев С.С., Крамской И.Н., Верещагин В.В., Суриков В.И., Поленов В.Д., Серов В.А., Айвазовский И.К., Шишкин И.И., Васнецов В.Н., Репин И.Е., Рерих Н.К., Вернадский В.И., Ломоносов М.В., Склифосовский Н.В., Менделеев Д.И., Сеченов И.М., Павлов И.П., Циолковский К.Э., Попов А.С., Багратион П.Р., Нахимов П.С., Суворов А.В., Кутузов М.И., Ушаков Ф.Ф., Колчак А.В., Соловьёв В.С., Бердяев Н.А., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А., Писарев Д.И., Чаадаев П.Э., их тысячи, которых, так или иначе, знает весь земной мир. Это мировые столпы, выросшие на русской народной культуре.

Но в 1917 году в России осуществляется вторая попытка прервать связь времён, прервать русское культурное наследие древних поколений. Первая попытка была осуществлена ещё в годы крещения Руси. Но она не удалась в полном объёме, так как могущество русского фольклора основывалось на жизни народа, на его ведическом природном мировоззрении. Но уже где-то к шестидесятым годам ХХ века русский фольклор стал постепенно вытесняться эстрадно-популярными жанрами поп, диско и как принято сейчас говорить шансоном (тюремно-блатным фольклором) и другими видами искусств советского толка. Но особый удар был нанесён в 90-е годы. Слово «русский» негласно запретили даже произносить, якобы, это слово обозначало — разжигание национальной розни. Это положение сохраняется до сих пор.

И не стало единого русского народа, его рассеяли, его споили, и на генетическом уровне стали уничтожать. Сейчас на Руси — здесь нерусский дух узбеков, таджиков, чеченцев и всех остальных жителей Азии и Ближнего Востока, а на Дальнем Востоке китайцы, корейцы и т.д., и повсеместно осуществляется активная, глобальная украинизация России.



Народное творчество самобытно, многогранно и по своей природе теснейшим образом связано с музыкальным началом. Отсюда такое невероятное многообразие и пестрота форм, в которых выражены жанры музыкального фольклора.

Что такое фольклор?

Фольклором называют народное искусство. Это музыка, поэзия, театр, танец, которые были созданы народом и тесно связаны с традициями, религиозными верованиями, и историей.

Само слово «фольклор» имеет английские корни и переводится как «народная мудрость». По своей природе фольклор многообразен и включает в себя сказки, предания, легенды, мифы, пословицы, поговорки, заговоры, приметы, разнообразные способы гадания, всевозможные обряды, танцы и многое другое. Как это ни удивительно, но к фольклору причисляются также стишки, считалки и анекдоты. А жанры музыкального фольклора являются лишь одной из частей народного творчества.

Жанр - это?

Мы уже несколько раз упоминали (в связи с понятием фольклор) слово «жанр», но что же под ним понимается? Жанр - это вид произведения, характеризующийся определенными особенностями формы и содержания. Каждый жанр имеет свое предназначение, способ существования (например, устный или письменный) и исполнения (пение, декламация, театральная постановка и т.д.). В качестве примера можно привести следующие жанры: симфония, песня, баллада, повесть, рассказ, роман и т.д.

Что называют музыкальным фольклором?

Частушки

Частушка - это небольшая рифмованная песенка, состоящая из 4-6 строк. Обычно исполняется в быстром темпе и описывает какое-то одно событие из жизни человека. Частушки были популярны как среди сельских жителей, так и среди рабочего класса. Корни этого жанра уходят в XVIII век, но наибольшей популярности он достиг в XX веке.

Тематика частушек - это отражение самой жизни, самых насущных и злободневных проблем и ярких событий. Основная направленность этих коротеньких песенок - социальная, бытовая или любовная.

Изучение фольклора в школе

Все школьные общеобразовательные программы рассчитаны на то, чтобы дети могли изучить жанры музыкального фольклора. 5 класс начинает знакомство с жанровым разнообразием народного творчества, однако изучать его образцы ученики начинают еще в начальной школе.

Основной упор в среднем школьном звене делает на связь литературы и истории, поэтому в основном изучаются былинные напевы. Кроме этого, учеников знакомят с основными песенными жанрами. Одновременно с этим учитель рассказывает о параллелях и связи народного творчества и литературы, об основных традициях и преемственности.

Вывод

Таким образом, жанры музыкального фольклора, список которых мы попытались составить, неразрывно связаны с жизнью народа. Любое изменение в быте простого люда или всей страны тут же находило свое отражение в песенном творчестве. Поэтому перечислить все жанры фольклора, созданные на протяжении всего существования человечества, невозможно. К тому же и сегодня народное искусство продолжает свое развитие, эволюционирует, приспосабливается к новым условиям и живет. И будет жить до тех пор, пока существует человечество.

Фольклор – художественное начало

Мифологическое начало

Фольклористика

народная словесность

Основные признаки фольклора:

Былиносказатели(их пели)

3) Вариативность

· Студенческий фольклор

· Армейский фольклор

· Блатной фольклор

· Солдатский фольклор

· Бурлатский

· Политзаключенных

Причитания (текст плакался)

9) Функциональность

10) Инклюзивность

Билет 2. Система жанров русского фольклора от древности к современности.

Жанровый состав русского народного поэтического творчества богат и разнообразен, так как оно прошло значительный путь исторического развития и многосторонне отразило жизнь русского народа. При классификации необходимо учитывать, что в фольклоре, как и в литературе, употребляются две формы речи – стихотворная и прозаическая, поэтому в эпическом роде надлежит выделять стихотворные виды (былина, историческая песня, баллада) и прозаические (сказка, легенда, предание). Лирический род произведений использует только стихотворную форму. Все стихотворные произведения отличаются соединением слова и напева. Прозаические произведения рассказываются, а не поются.

Чтобы представить общую картину классификации (распределения) типов произведений русского народного поэтического творчества, следует принять во внимание и ещё ряд обстоятельств, а именно: во-первых, отношение жанров к так называемым обрядам (особым культовым действиям), во-вторых, отношение словесного текста к пению и действию, что характерно доя некоторых типов фольклорных произведений. Произведения могут быть связаны с обрядом и пением и могут быть с ними не связаны.

I Обрядовая поэзия:

1) Календарная (зимний, весенний, летний и осенний циклы)

2) Семейно-бытовая(родильная, свадебная, похоронная)

3) Заговора

II Необрядовая поэзия:

1) Эпические прозаические жанры

А) сказка

Б) предание

В) легенда (и быличка как её вид)

2) Эпические стихотворные жанры:

А) былины

Б) исторические песни(прежде всего старшие)

В) балладные песни

3) Лирические стихотворные жанры

А) песни социального содержания

Б) любовные песни

В) семейные песни

Г) малые лирические жанры (частушки, припевки и проч.)

4) Малые нелирические жанры

А) пословицы

Б) загадки

5) Драматические тексты и действа

А) ряженья, игры, хороводы

Б) сцены и пьесы.

Билет 3. Древние (архаичные) жанры фольклора (трудовые песни, заговоры, волшебные сказки и т.д.).

Фольклор как особая форма искусства возникает в глубокой древности. Процесс его возникновения восстановить трудно из-за отсутствия материалов того времени. Древнейший (архаичный) период истории человеческого общества – период доклассового его строения (первобытный строй). Фольклор доклассового, первобытнообщинного строя у многих народов имел общие черты в силу того, что народы мира в основном проходили сходные ступени исторического развития. Фольклор этой общественной формации отличается следующими особенностями:

· В нём ещё ясно сохраняются связи с трудовыми процессами

· Проявляются следы мышления древней эпохи – анимизма, магических воззрений, тотемизма, мифологии;

· Реальные явления переплетаются с вымышленными, фантастическими;

· Развиваются некоторые черты реалистичности: конкретность изображения природы и человека; верность действительности в содержании и формах (условность изображения появляется позже);

· Постепенно складываются роды, виды и жанры, из которых наиболее древние – пословицы, сказки, загадки, заговоры, легенды; на последнем этапе формации зарождаются героический эпос и предания;

· Господствует коллективное, хоровое начало творчества, однако начинают выделятся певец или запевала;

· Произведения еще не существуют в устойчивой традиционной форме, как на поздних стадиях развития фольклора, а имеют форму импровизации, т.е. текст, создаваемый в ходе исполнения;

· Постепенно обогащаются сюжеты, образность, выразительные средства, художественный формы, которые становятся всё более традиционными.

Анимизм проявился в одухотворении сил и явлений природы, например солнца и месяца, в песнях об их женитьбе, в одухотворении земли («мать сыра земля»), воды, растений, в образах водяного и лешего, в олицетворении Мороза, Весны, Масленицы, Коляды. В заговорах – обычно обращение к заре зарянице. В сказках действуют Морской царь, Месяц, Ветер, Мороз. Магия сказалась в заговорах и заклинаниях, в гаданиях о погоде и урожае, в рассказах о колдунах, в превращениях гребешка в лес, а полотенца в реку, в таких чудесных предметах как скатерть-самобранка и ковёр-самолёт. Тотемизм выразился в культе медведя и в образе медведя-помощника. В сказках и былинах есть сюжеты о чудесном происхождении героев от животных, от змея. В песнях балладного типа есть сюжеты о говорящих растениях, вырастающих на могилах людей. В сказках (особенно в сказках о животных, но и не только в них) нередки образы животных, говорящих и действующих, как люди. Мифология древнерусских племён уже приняла форму определённой системы представлений. Она включала в себя существа двух типов: богов и духов. Например, Сварог – бог солнца, Даждьбог – бог-податель жизни, Перун – бог грома, Стрибог – бог ветра, Ярило – бог света и тепла, Велес – бог-покровитель скота. Одухотворениями сил и явлений природы были водяной, леший, полевик. У древнерусских племён был широко развит культ предков, связанный с родовым строем. Он сказался в олицетворении рода и рожениц, которым приносились жертвы, в похоронных обрядах и поминаниях предков (радуница, русалии, семик).

Славянская мифология не была столь законченной системой, как греческая.Это объясняется тем, что славяне в своём историческом развитии миновали рабовладельческий строй, причинами чего были ранее развитие земледелия и оседлость, а также частые столкновения с южными кочевниками, что потребовало создания государства феодального типа. Поэтому в мифологии славян есть только зачатки деления богов на старших и младших соответственно общественному строю государства. Понятно, что в древнерусском фольклоре были не только жанры, в которых отразились анимизм, тотемизм, магия и мифология, но и жанры семейно-бытового характера, так как существовали личные отношения внутри рода, парный брак. Наконец накапливался трудовой и жизненный опыт, который запечатлевался в пословицах.

Классификация

I По результату

1) Белые - направленные на избавление от недугов и бед и содержащие элементы молитвы (знахарство)

2) Чёрные - направленные на принесение порчи, вреда, употребляемее без молитвенных слов (колдовство, связанное с нечистой силой)

II По тематике

1) Медицинские (от болезни и болезненного состояния людей и домашних животных, а так же от порчи.)

2) Хозяйственные. (Аграрные, скотоводческие, промысловые – от засухи, сорняков, для приручения домашних животных, охотничьи, рыболовные.)

3) Любовные: а)привороты(присушки); б)отвороты(отсушки)

4) Социальные (имеющие целью регулировать общественные и отношения между людьми; для привлечения почёта или милости, на поход к судье, например)

III По форме

1) Эпические

Развёрнутые, большие

1.1 эпическая картинка

1.2 заговор, построенный на разговорных формулах

1.3 закрепка (Аминь = «да будет так»)

2) формульные

краткие заговоры, состоящие из 1-2 предложений; в них нет ярких образов – приказ или просьба

3) заговоры-диалоги

4) абракадабра

Это на 99 процентов женская традиция (потому что никакой нормальный мужик этим заниматься не будет). Заговорная мафия – дело скрытное.

Персонажи:

1) человеческого мира

1.1 нейтральные (красна девица)

1.2 христианские: а) реальные (Иисус, Богородица), б) вымышленные (Богородицины дочки, Иродовы сыновья), в) персонажи истории (Николай Угодник), г) христианская нечисть (черти)

1.3 вымышленные

2) животного мира

2.1 узнаваемые

2.2 фантастические

Типичные художественные приёмы заговора:

1) на лексическом, морфологическом и даже звуковом уровнях (????????)

2) обилие эпитетов

3) сравнение

4) ступенчатое сужение образов или разворачивание (градация)

Классические легенды.

1.1. Космогонические

Например, про уточку, которая опустилась на дно водоёма, захватила немного воды в клювике – выплюнула – земля появилась (или горы – не разберу никак)

1.2. Этиологические

Легенды о сотворении животного мира. Например, была легенда о возникновении вшей. Бог зачастую выступает как карающая сила

В легенды всегда верили.

Легенда – самостоятельный взгляд на мир вокруг. Скорее всего раньше они были мифами. В мифах индейцев тоже есть идеи о происхождении животных (например, сумка у кенгуру), но нет религиозных мотивов, как в наших легендах.

1.3. Антропологические мифы.

Тут какой-то пример легенды про человека больного, но с божьей душой(???). и про собаку, которая охраняла человека и за это Бог дал ей шубку или нет

1.4. Агиографические легенды

Агиографические легенд

Житийные легенды(о святых); например, Николай Мирликийский (Чудотворец)

· Общеправославные святые

· Местночтимые святые

· Общехристианские

· Православные

Святой Егорий (Георгий Победоносец)

Воин/святой

Покровитель домашней скотины и волков

1.5. Эсхатология.

Один из разделов церковной философии. Легенды о конце света.

Особенности классических легенд:

1. Художественное время классических легенд – это время далёкого, неопределённого, абстрактного прошлого

2. Художественной пространство тоже абстрактно

3. В этих легендах речь идёт о глобальных изменениях (возникновение моря, гор, животных)

4. Все рассказы повествуются от 3го лица. Рассказчик – не герой легенды.

Легенда о местном крае.

Герои: местные сакральные(святые) природные объекты. Например, святые источники, деревья, камни, рощи, или местные иконы, а также местночтимые старцы и блаженные.

! отчасти напоминают придания, но имеют религиозный характер.

Например, о Дунечке, которая была расстреляна красной армией. Она предсказательница.

Отправила мужика на заработки в Арзамас, а не в Самару(он заработал, а те, кто ездил в Самару - нет), то есть предсказания в основном бытовые

Голуби вились над коляской в которой Дунечку вели на расстрел, прикрывая от ударов плетьми

Нимб над головой во время расстрела

После начали гореть дома в той деревне – решили устраивать поминки 2 раза в год – гореть перестали

Юродивые.

Блаженный = юродивый, который образно общается с людьми.

Паша Саровская дала кусочек красной ткани Николаю I и сказала «сынишке на штанишки»

о время прославления (преп. Серафима - сост.) Жила в Дивееве, знаменитая на всю России. Государь со всеми Великими Князьями и тремя митрополитами проследовали из Сарова в Дивеево. Предсказала ему смерть (9 солдатиков, картошка в мундире). Достала с кровати кусок красной материи и говорит: «Это твоему сынишке на штанишки». – предсказала появление сына.

Легенда о человеке.

В основе легенды о человеке лежит встреча человека с чудесной силой. Типичный пример: святой рассказывает человеку, как найти дорогу в лесу.

Святой является людям во сне «зов святого»

Паломники переселенцы – святой является и зовёт в свой монастырь.

Билет 8. Художественное пространство и время в волшебной сказке. Типы героев и композиция .

Художественное пространство и время в волшебных сказках условно, там как бы показан иной мир. Мир реальный и мир волшебных сказок можно сравнить с картинами, к примеру, Васнецова и Билибина.

В волшебной сказке выделяют 7 типов персонажей (Пропп):

1 . герой – тот, кто совершает все действия, а в конце женится.

2 . антагонист, или антипод – тот, с кем герой борется и кого побеждает.

3 . чудесный помощник.

4 . чудесный даритель – тот, кто дарит герою чудесного помощника или чудесный предмет.

5. царевна – та, на которой, как правило, женится герой и которая живет, как правило, в другой стране, очень далеко.

6 . царь – появляется в конце сказки, герой женится на его дочери или в начале сказки, как правило, он отправляет куда-то своего сына.

7. ложный герой – присваивает заслуги настоящего героя.

Можно попробовать классифицировать и по-другому, однако суть останется прежней. В первую очередь, две группы персонажей: отрицательные и положительные. Центральное место – положительные герои, как бы «персонажи первого ряда». Их можно разделить на 2 группы: герои-богатыри и «иронические», которым способствует удача. Примеры: Иван-Царевич и Иванушка-дурачок. «Персонажи второго ряда» - помощники героя, одушевленные и не (волшебный конь, волшебный меч). «Третий ряд» - антагонист. Важное место занимают героини-женщины, идеалы красоты, мудрости, доброты – Василиса Прекрасная или Премудрая, Елена Прекрасная или Премудрая. К антагонистам часто относятся баба-яга, змей и кощей бессмертный. Победа героя над ними – торжество справедливости.

Композиция – структура, построение сказки.

1.) Некоторые сказки начинаются присказками – шутливыми прибаутками, не связанными с сюжетом. Они обычно ритмичны и рифмованны.

2.) Зачин, который как бы переносит слушателя в сказочный мир, показывает время, место действия, обстановку. Представляет собой экспозицию. Популярный зачин «Жили-были» (далее – кто, и какие обстоятельства) или «В некотором царстве, некотором государстве».

3.) Действие. Некоторые сказки начинаются сразу с действия, например «Задумал царевич жениться…»

4.) Сказка имеет концовку, но не всегда, иногда с завершением действия завершается и сказка. Концовка переключает внимание от сказочного мира к реальному.

5.) Помимо концовки может быть и присказка, которая иногда соединяется с концовкой – «Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мед пил, по усам текло, а в рот не попало».

Повествование в волшебных сказках развивается последовательно, действие динамично, ситуации напряжены, могут происходить страшные события, распространено троекратное повторение (три брата три раза ходят ловить Жар-птицу). Подчеркивается недостоверность рассказанного.

Связь с обрядом инициации.

Худ пространство абстрактно; есть пограничное/переходное пространство; пространственные перемещения не показываются. Худ время также абстрактно, замкнуто, не имеет выхода в реальность; развивается от эпизода к эпизоду, ретардация.

Волшебная сказка самая архаическая – изначально она не предназначалась детям, по своему происхождению восходит к обрядам. Обряду инициации. Можно увидеть суеверные представления о том свете. Например, Баба- яга: «нос в потолок врос», «коленку в стенку упёрлись», костяная нога– т.е. без мяса – на печке она лежит как в гробу

Т.е. она – пограничный персонаж между миром мёртвых и живых – между миром и тридевятым царством.

Весенний цикл.

Масленица и масленичные обряды. В центре праздника масленицы стоит символический образ масленицы.

Сам праздник состоит из трёх частей: встречи в понедельник, разгула или перелома в так называемый широкий четверг и прощания.

Песни на масленицу можно разделить на две группы. Первая – встреча и чествование, имеет вид величаний. В них воспеваются широкая честная масленица, её яства, развлечения. Она величается полностью – Авдотьей Изотьевной. Характер песен весёлый, задорный. Песни, сопровождающие проводы, несколько иные - в них говориться о наступающем посте. Поющие сожалеют, о кончающемся празднике. Здесь Масленица – уже свергнутый кумир, она больше не величается, а называется непочтительно «обманщицей». Масленицу обычно толковали преимущественно как празднование победы весны над зимой, жизни над смертью.

Весенний пост - чистый понедельник - начало весенней календарной обрядности. Мылись в бане, мыли дом, перемывали всю посуду, шуточные действия с блинами - вешали на дерево, отдавали скотине.

Крестовая/средокрестная неделя - четвёртая после великого поста; говение ломается - пекли постное печение; гадание - монетка - монетка в печенье, в несколько крестов - монета, щепка, кольцо, давали скотине кресты.

30 марта - день сорока мучеников (печенья в виде жаворонков); встреча весны, прилёт первых птиц; 17 марта, в день Григория Грачевника, пекли грачей. Приметы: много птиц - удача, сугробы - урожай, сосульки - урожай льна. Первый весенний праздник – встреча весны – приходится на март. В эти дни в деревнях пекли из теста фигурки птиц и раздавали их девушкам или детям. Веснянки – обрядовые лирические песни заклинательного жанра. Обряд «заклинания» весны был проникнут стремлением воздействовать на природу с целью получения хорошего урожая. Имитация полёта птиц (подкидывание жаворонков из теста) должна была вызвать прилёт настоящих птиц, дружное наступление весны. Веснянкам свойственна форма диалога или обращения в повелительном наклонении. В отличии от заговора, веснянки, как и колядки. исполняются коллективно.

Благовещение - 7 апреля: "птички гнездо не завивают, девки волосы не заплетают"; нельзя зажигать свет, работать с землёй-именинницей; сезлнный перелом - убирали сани, доставали телегу.

Вербное воскресенье (последнее воскресенье перед пасхой) - "вход господен в Иерусалим". Приносили в дом вербу и хранили весь год у икон, освящали детей; пускали вербу и иконы на воду.

Страстная неделя - неделя перед пасхой. Великий четверг (в религии - пятница) - самый страшный день; беление избы, избавление избы от тараканов методом вымораживания, подрезание крыльев у домашней птицы, вся вода - святая.

Пасха - крашение яиц (ни кулича, ни пасхи нет); не ходят на кладбище, только на следующую красную/фомину неделю - вторник и суббота-радуница); певрое яйцо год хранили у иконы.

Вьюнишние песни – песни, которые в субботу или в воскресенье первой, послепасхальной недели поздравляли молодоженов. Содержание песен: пожелание молодым счастливой семейной жизни.

6 мая - Егорьев день (Георгий Победоносец); Егорий - скотий бог; первый раз выводили скот в поле

Вознесение (40 дней после пасхи)

СемИцкие обрядовые песни – 7-ая неделя после пасхи называлась семицкой. Четверг этой недели назывался Семиком, а ее последний день (воскресенье) - Троица. Совершались особые обряды, которые сопровождались песнями. Главный обряд «завивание» венка. Одев праздничные наряды, девушки шли в лес, искали себе молодую березу, наклоняли ветки березы и сплетали их с травой, через несколько дней березу срубали, носили ее по деревне, потом топили в реке или бросали в рожь. Из верхушек двух берез девушки сплетали арку и проходили под ней. Затем был обряд на гадании с венком. Тема замужества и семейных отношение занимает все большее место в семицких песнях.

Духов день - нельзя работать с землёй.

Летний цикл.

Календарные обряды сопровождались специальными песнями.

Троицко-семИцкая неделя: семИк – седьмой четверг после пасхи, троица – седьмое воскресенье. Девушки, нарядно одевшись и захватив с собой угощения, шли «завивать» берёзки – сплетали травой. Девичий праздник сопровождался ещё и гаданием. Девушки, плели венки и бросали их в реку. Гадание по венкам широко отразилось в песнях, исполнявшихся как во время гадания, так и безотносительно к нему.

Праздник Ивана Купалы (Иоанн Предтеча/Креститель) – ночь с 23 на 24 июня. В купальские праздники земле не помогают, а, наоборот, стараются взять от неё всё. В эту ночь собирают целебные травы. Кто найдёт папоротник, тому, как считалось, удастся найти клад. На росу клали платки девушки и потом ими умывались; ломали берёзовые веники для бани; молодёжь ночью купалась, очищение, прыгали через костры.

Троица - 7ое воскресенье после Пасхи. Культ берёзки. Формирование нового сваднбного цикла. Формирование слоя невест. Песенки, хороводы (выбор жениха и невесты), песни-ёканье только на Троицу. Смысл дублируется на нескольких уровнях - в действии, в словах, в музыке, в предмете. В следующее воскресенье после Тоицы праздновали проводы зимы.

Осенний цикл. (на всякий случай)

Осенние обряды у русского народа были не так богаты, как зимние и весенне-летние. Они сопровождают уборку урожая. Зажинки (начало жатвы), дожинки или обжинки (конец жатвы) сопровождались песнями. Но эти песни не имеют магического характера. Они связаны непосредственно с процессом труда. Более разнообразны же по тематике и художественным приёмам песни дожиночные. В них повествуется о жатве и обычае угощения. В дожиночных песнях встречаются элементы величания богатых хозяев, хорошо угостивших жниц.

Считалось, что урожай надо охранять, т.к. нечистая сила может его увести. Ставили снопы в виде креста, из полыни и крапивы. Стрига/Пережинаха- дух поля, забиравший урожай.

отмечая первый сноп, варили первую кашу-новину, сыпали скоту и курам. Последний сноп/последние колосья оставлли на поле, не сжинали, связывали в узелок и называи бородкой. Закончив жатву, женщины катались по земле: "Жнитка-жнитка, отдай свою силку".

После многие календарные ритуалы превратились в праздники, которые кроме обрядовой функции имеют ещё оч важную соц функцию - объединение людей, ритма жизни.

Билет 14. Былины древнейшего периода. (Волх Всеславский, Садко, Дунай, Святогор, Вольга и Микола)

Среди русских былин есть группа произведений, которую почти все фольклористы относят к числу более древних. Основное отличие этих былин в том, что в них значительные черты мифологических представлений.

1.) «Волх Всеславьевич». Былина о Волхе состоит из 2 частей. В первой он изображен как чудесный охотник, обладающий способностью превращаться в зверя, птицу, рыбу. Охотясь, он добывает для дружины пищу. Во второй Волх – предводитель похода в Индейское царство, которое он завоевывает и разоряет. Вторая часть почти вышла из бытования, так как ее тема не соответствовала идейной сущности русского эпоса. Но первая часть долго бытовала в народе. Образ чудесного охотника исследователи относят к глубокой древности, однако на этот образ наслоились исторические черты, связав былину с киевским циклом, отчего Лихачев и другие ученые сопоставляли Волха, к примеру, с Вещим Олегом. Образ Индии – сказочный, а не исторический.

2.) Былины о Садко. В основу былин положено 3 сюжета: Садко получает богатство, Садко состязается с Новгородом, Садко гостит у морского царя. Эти три сюжета существуют по отдельности и в соединениях. Первый сюжет имеет 2 различные версии. Первая: Садко 12 лет гулял по Волге; задумав отправиться в Новгород, благодарит Волгу, опуская в нее хлеб с солью; Волга дала ему наказ похвалиться «славному озеру Ильменю»; Ильмень в свою очередь наградил его богатством, посоветовав ловить рыбу, и пойманная рыба превратилась в монеты. Другая версия: Садко, бедный гусляр, уходит на берег Ильменя, играет, и к нему выходит морской царь и награждает богатством. В этом выражено народное мнение о ценности искусства; утопичность: бедняк стал богатым. Второй сюжет: получив богатство, Садко загордился, и задумал помериться богатством с самим Новгородом, но потерпел поражение. В редком варианте есть сюжет с победой Садко. Третий сюжет: Садко попал в подводное царство, полюбилась морскому игра на гуслях, и решил царь оставить его у себя и женить на девушке Чернаве; но Садко обманул царя при помощи святого Николы Можайского, и спасся, построил в честь святого церковь и перестал ездить по синему морю. Былины о Садко отличаются законченностью каждой из трех частей, драматической напряженностью действия. Пропп относил «Былины о Садко» к былинам о сватовстве, и считал главным сюжетом – «Садко у морского царя». Белинский видел основным социальный конфликт Садко и Новгорода. Сказочность свойственна первой и третьей былинам.

3.) Былины о Святогоре имеют особую форму – прозаическую. Одни из ученых считают это доказательством их древности, другие – новизны. В них содержится ряд эпизодов: о встрече Ильи Муромца и Святогора, о неверной жене Святогора, о суме с тягой земной. Эти былины древние, как и сам тип богатыря Святогора, в котором немало мифических следов. Ученые рассматривают этот образ как воплощение старых порядков, которые должны исчезнуть, потому смерть Святогоре неминуема. В былине о Святогоре и гробе сначала Илья примеряет гроб, но он ему велик, а Святогору – как раз по размеру. Когда Илья накрыл гроб крышкой, снять ее уже было невозможно, и он получил часть силы Святогора. Пропп говорил о том, что здесь смена двух эпох, и на смену былинному герою Святогору пришел Илья Муромец. Святогор – богатырь невиданной силы, но в эпизоде с тягой земной, которую не может поднять Святогор, показано существование силы еще более могучей.

Былина «Вольга и Микула» - наиболее значительная из группы социально-бытовых былин. Ее основной замысел состоит в противопоставлении крестьянина-пахаря и князя. Социальная антитеза давала возможность некоторым ученым относить сложение былины к более поздним временам, когда обострились социальные конфликты, кроме того, ее относили к новгородским былинам. Но осмеяние князя не очень характерно для новгородских былин, а конфликт поставлен в обстановку раннефеодального времени. Вольга едет собирать дань, у него храбрая дружина; Микула – не воин, но богатырь, он могуч и превосходит всю дружину Вольги, которая не может выдернуть из борозды его сошку; князь и дружина не могут догнать Микулу. Но Микула противопоставлен Вольге не только как могучий богатырь, но и как человек труда, он живет не поборами с крестьян, а своим трудом. Микуле все дается легко, он собирает богатый урожай. Ученый Соколов увидел в этом мечту крестьянства, уставшего от непосильного физического труда. В былине поэтизируется крестьянский труд, образ Микулы – воплощение сил трудового народа.

Билет 1. Основные признаки фольклора.

Фольклор – художественное начало

Мифологическое начало

Фольклористика

Фольклор называли народной поэзией, но это не так(не всё является поэзией)

В конце 19 века появился термин народная словесность (акцент на слово – опять не правильное определение например обряд вызывания дождя – убийство лягушки – без слов)

В 20 веке – Русское народное творчество.

Основные признаки фольклора:

1) Устность (устная система, культура, явление) только в устной форме

2) Не имеют письменной фиксации священные письма – исключение

Письменные заговоры, анкеты, дневники(девичий альбом) дембельский альбом

Былиносказатели(их пели)

3) Вариативность

Т.е. видоизменение одного текста

Минус в том, что мы не знаем, какой вариант был раньше

4) Локальность(все тексты и жанры фольклора имеют местную приуроченность)

Таким образом, русский фольклор – это набор жанров и в каждой местности он свой.

5) Фольклор – народная культура; народ – это низшие слои населения (крестьяне)

· Студенческий фольклор

· Армейский фольклор

· Молодёжные/неформальные группировки

· Блатной фольклор

· Солдатский фольклор

· Бурлатский

· Политзаключенных

6) Фольклор – это коллективное творчество. Создателем фольклора не является один человек.

7) Типизация; большинство произведений и жанров фольклора содержат типичные мотивы, сюжеты, словесные формы, типы героев

Например, число 3, красна девица, богатыри: все сильные, красивые, победители

8) Синкретизм –(«соединяющий в себе») соединение разных искусств в одном искусстве.

Например свадебный обряд (песни, причитания, ношение елочки(наряжали ёлочку маленькую и носили по деревне – типа как невеста елка))

Хоровод (танцы, песня, костюм +игра)

Народный театр: театр Петрушки

Причитания (текст плакался)

9) Функциональность

Каждый жанр выполняет определённую функцию. Например, колыбельная служила для ритмизации движений во время укачивания ребёнка; причитания – чтобы оплакать.

10) Инклюзивность

· Фольклор включает историческую, семейную, трудовую, звуковую память народа

· Сам фольклор органично включён в трудовую и хозяйственную жизнь народа.