Что такое композиция в литературе: приемы, виды и элементы. Композиционно-структурные особенности текста

Особенности композиции и конструктивные приемы текста.

Композиция – строение, расположение и соотношение составных частей, обусловленное его содержанием, проблематикой, жанром и назначением.

Композиция текста – это способ его построения, связи его частей, фактов, образов.

Очень часто заглавие служит ключом к пониманию всего текста, так как заголовок привлекает, подготавливает восприятие самого материала, расставляет акценты или интригует.

Большинство текстов в композиционном отношении состоит из трех частей : вступления (зачина), основной части и концовки.

Вступление (зачин) обычно выражает ключевую мысль высказывания. В системе текста это наиболее самостоятельное, наиболее значимое предложение или предложения. Функция введения новой мысли не позволяет зачину иметь в своем составе слова-заменители (местоимения или местоименные наречия) или представлять собой неполные предложения. Все его члены, как правило, выражены лексически полнозначными словами. Поскольку зачин выражает новую мысль, он как бы синтаксически открыт, незамкнут, он как бы приглашает продолжить чтение и посмотреть, как развернется, раскроется та мысль, которая подана в нем в сконцентрированном виде. Зачин группирует вокруг себя все остальные предложения, которые в какой-то степени зависят от него. Однако самостоятельность зачина относительна: он не только формирует текст, подчиняя себе все последующие предложения, но и сам зависит от них, поскольку они опираются на него и развивают его мысль.

Основная часть состоит из законченных предложений, связанных между собой и с зачином цепной или параллельной связью. Композиция этой части должна быть продуманной.

Концовка подводит итог тому, что было сказано ранее. Часто концовка представляет собой обобщающее предложение с обобщающим словом. Здесь могут быть и вводные слова, указывающие на законченность, завершенность, полную исчерпанность мысли (наконец, итак, следовательно, таким образом, одним словом). Существуют и другие грамматические средства оформления концовки, например союз и, который может открывать последнее предложение текста или замыкать в нем ряд однородных членов.

Типы композиции текста:

1) Линейная композиция – последовательное изложение фактов, событий; обычно строится по хронологическому признаку (автобиография, отчет).

2) Ступенчатая композиция – предполагает акцентированный переход от одного положения к другому (лекция, доклад).

3) Концентрическая композиция – дает автору возможность перейти от одного положения к другому с возвращением к уже приведенным положениям (по типу спирали), в этом случае подчеркивается уже известное читателю или слушателю, и к этому известному добавляется новое, такой тип композиции способствует хорошему усвоению текста.

4) Параллельная – основана на сопоставлении двух или нескольких положений, фактов, событий (например, школьные сочинения на темы «Чацкий и Молчалин», «Онегин и Ленский»).

5) Дискретная – предполагает пропуск отдельных моментов изложения событий; это довольно сложный тип композиции, характерный для художественных текстов (часто такая композиция лежит в основе детективов).

6) Кольцевая – содержит повтор зачина и концовки текста; такой тип композиции дает возможность вернуться к уже сказанному в зачине на новом уровне осмысления текста.

7) Контрастная – основана на резком противопоставлении двух частей текста.

Вполне понятно, что композиция текста в целом, его построение определяется общим замыслом, типом текста и жанрово-стилевыми особенностями.

В основе композиции лежат те или иные конструктивные приемы – способы, в которых заключена логика отношений частей текста. Прокомментируем особенности приемов, которые наиболее часто встречаются в произведениях и которые вы сами могли бы использовать при написании текстов.

1) Если части текста противопоставлены друг другу, значит в композиции использован прием контраста. На этом приеме построено стихотворение Лермонтова «Я не унижусь пред тобою».

2) Дилемма как конструктивный прием тоже достаточно часто встречается в текстах разных жанров. Суть приема состоит в выборе между двумя противоположными положениями (знаменитый монолог Гамлета).

3) Прием вопросно-ответного хода (когда автор сам задает вопрос и сам на него отвечает) необходим для привлечения внимания адресата, вызван стремлением заставить читателя или стушателя сначала ответить на вопрос, а затем сопоставить его с ответом автора.

4) Прием обрамления, когда первая и последняя фразы части текста одинаковы или почти одинаковы, способствует большей выразительности текста.

5) Прием перечисления используется для усиления, выделения логических отношений в тексте.

6) Не менее востребован и прием, называемый конкретизацией, суть его – в использовании примеров и доказательств для подтверждения мысли.

7) Композиция текста также может быть построена на приеме параллелизма.

8) В некоторых текстах можно наблюдать прием, именуемый парадоксом, построенном на намеренном нарушении логики.

Умелое использование конструктивных приемов делает текст более понятным, убедительным и запоминающимся.

4.4. Смысловые типы текстов: описание, рассуждение и повествование.

Юридическая речь по своему составу неоднородна. Каждодневная практика юриста (расследование, консультирование, оценка доказательств и т.д.) предполагает постоянный поиск связей между объектами, событиями, отдельными суждениями. Это находит выражение в различных функционально-смысловых типах речи: описание, повествование, рассуждение.

Описание – это словесное изображение явлений, предметов действительности путем последовательного перечисления их признаков (свойств). Основной вопрос, на который призвано отвечать описание, – это вопрос «какой?» Композиция описания включает: 1) название предмета, 2) изображение деталей, 3) общее впечатление о предмете или явлении. Описание характеризуется статичностью, перечислительной структурой однородных компонентов, перечислительной интонацией. Нередко речевой ошибкой в текстах-описаниях считается неоправданное использование противопоставления вместо перечисления.

Повествование представляет собой рассказ о событиях, явлениях, переданных в определенной последовательности. Такие тексты отвечают на вопрос: «Что произошло?» и характеризуются динамичностью, соотнесенностью видо-временных форм глаголов-сказуемых. Композиция обычно состоит из следующих компонентов: 1) экспозиция (часть, предшествующая завязке), 2) завязка (начало действия), 3) развитие действия, 4) кульминация (момент наивысшего напряжения), 5) развязка (конец действия). Это можно наблюдать в развернутых эпических жанрах: повестях, сказках, романах, но если текст-повествование является эпизодом полномасштабного произведения, то в его композиции могут быть представлены не все компоненты. Нарушение последовательности считается серьезной речевой ошибкой в текстах-повествованиях.



Рассуждение – функционально-смысловой тип речи, в котором исследуются предметы и явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения. Рассуждение лежит в основе убеждающей речи и представляет собой словесное обоснование какой-то мысли, идеи. Именно доказательное рассуждение – отличительная черта стиля мышления юриста.

Всякое рассуждение включает в себя три взаимосвязанных компонента: тезис, аргумент, демонстрацию.

Тезис – это словесно выраженное утверждение (положение), истинность которого обосновывается в процессе рассуждения.

Антитезис – это словесно выраженное утверждение (положение), противоположное тезису. С речевой точки зрения аргумент – это отдельная и завершенная, словесно оформленная мысль, которая оценивается аудиторией как истинная, правильная и уместная, это довод, служащий для обоснования самого тезиса.

Демонстрация – способ логической связи между тезисом и аргументами, т.е. само рассуждение.

К каждому компоненту структуры доказательного рассуждения аргументация предъявляет свои требования:

1.Тезис должен быть сформулирован четко и однозначно.

2.Тезис не должен меняться в процессе данного доказательства или опровержения (должен быть тождественным).

3.Аргументы должны быть истинными.

4.Аргументы должны являться достаточными основаниями для тезиса, т.е. автор обязан приводить такие доводы, которые подтверждают защищаемый тезис. Достаточность аргументов расценивается и в смысле их количества, и с учетом их качества.

5.Аргументы не должны противоречить друг другу и тезису.

6.Демонстрация должна представлять собой правильное рассуждение, основанное на знании законов логики: закона тождества, закона противоречия (непротиворечия), закона исключенного третьего, закона достаточного основания.

Несоблюдение указанных требований приводит к появлению ошибок и уловок в аргументации.

Под логической ошибкой обычно имеют в виду непреднамеренное нарушение правил аргументации в процессе рассуждения. Ошибки возможны по причине незнания, логической небрежности, неосведомленности, неквалифицированности. Уловка , наоборот, представляет собой преднамеренное нарушение правил аргументации и используется с целью ввести оппонента в заблуждение, создать видимость победы в споре.

I. Ошибки / уловки в отношении тезиса:

Подмена тезиса. Суть ошибки заключается в следующем: доказывается или опровергается не тот тезис, который был выдвинут сначала.

II. Ошибки / уловки в отношении аргументов:

А) «Основное заблуждение» («ложность основания») – использование в качестве аргументов заведомо ложных суждений, которые выдают или пытаются выдать за истинные.

Б) «Предвосхищение основания» – включение в речь аргументов, которые не являются заведомо ложными, но сами нуждаются в доказательствах.

В) «Порочный круг» («циклический аргумент»)– тезис обосновывается аргументами, которые представляют собой перефразированный тезис.

III. Ошибки / уловки в отношении демонстрации.

А) «Мнимое следование» («не следует»)– между тезисом и аргументами создается только видимость логической связи.

Б) «От сказанного с условием к сказанному безусловно». Довод, истинный при определенных условиях, используют как безусловно истинный (т.е. всегда).

В) «Поспешное обобщение». Ошибка возникает в том случае, когда приводимых аргументов становится недостаточно для выведения истинности заявленного тезиса.

Изучение ошибок и уловок необходимо юристу для того, чтобы распознавать их в речи своего оппонента и уметь им противостоять.

В теории аргументации принято выделять аргументы по различным критериям:

1. С точки зрения морали и нравственности (моральный критерий), аргументы можно подразделить на корректные (допустимые) и некорректные (недопустимые).

2. Исходя из критерия релевантности (приемлемости), принято выделять два типа аргументов: рациональные аргументы (ad res – довод к существу дела) и иррациональные аргументы (ad hominem– довод к человеку).

Рациональные аргументы – аргументы, основанные на разуме и логике. Иррациональные аргументы – это аргументы, которые обращены к интересам и чувствам аудитории.

3. По силе воздействия в аргументативной риторике различают следующие виды аргументов: 1) исчерпывающие (он всегда один); 2) главные (их может быть несколько); 3) спорные (аргументы, которые можно рассматривать с позиций «за» и «против»); 4) запасные .

Источниками рациональных аргументов являются утверждения о фактах; статистические данные; авторитеты; теоретические и эмпирические обобщения; ранее доказанные положения, аксиомы, постулаты; законы, научные определения.

Факты или фактические данные – это единичные события или явления, для которых характерны определенное время, место и конкретные условия их возникновения и существования.

Статистические данные – количественные показатели развития производства и общества. Статистика помогает конкретизировать сообщение, сделать его более точным.

Например, для людей верующих обращение к тексту Библии есть аргумент к существу дела; для юристов в их практике, несомненно, авторитетным источником является Конституция Российской Федерации.

К теоретическим обобщениям относятся все юридические законы и правовые нормы, вовлеченные в рассмотрение обстоятельств дела и не требующие доказательств. Эмпирические обобщения по-другому называют аргументами из опыта. Обобщают данные, полученные экспериментальным путем (измерили, взвесили). Эмпирические аргументы часто являются абсолютными доказательствами в следственной и судебной практике.

В качестве ранее доказанных аргументов можно рассматривать предварительно проверенные и оцененные в процессуальном порядке свидетельские показания. Аргументами являются аксиомы, т.е. очевидные и потому недоказываемые в данной области положения, например: «часть больше целого». Кроме того, аргументами могут являться определения основных понятий в конкретной области знаний. В судебной практике при рассмотрении конкретного уголовного дела не обсуждается и не устанавливается содержание таких понятий, как «преступление», «умысел», «вина», «отягчающие обстоятельства» и многих других. Ссылки на такие определения означают использование их в качестве доводов в правовом рассуждении.

Среди иррациональных аргументов принято выделять общие и частные .

К общим относятся аргумент к традиции, аргумент к авторитету, аргумент к интуиции, аргумент к вере, аргумент к здравому смыслу, аргумент ко вкусу (к моде).

Традиция представляет собой систему образцов, норм и правил, которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. В современном обществе традиции действенны, например, в армии, церкви, некоторых политических партиях.

Аргумент к авторитету – это ссылка на мнение или действие лица, прекрасно зарекомендовавшего себя в данной области своими суждениями или поступками. Следует помнить, что обращение к тем или иным авторитетам должно быть обусловлено спецификой той аудитории, перед которой выступает оратор.

Интуицию обычно определяют как прямое усмотрение истины, постижение ее без всякого рассуждения и доказательства. В чистом виде интуитивная аргументация является редкостью и в юридической практике вряд ли может быть применима. Интуиции близка вера – глубокое, искреннее, эмоционально насыщенное убеждение в справедливости какого-то положения или концепции. Как и все иррациональные аргументы, она нуждается в определенной аудитории, сочувственно ее воспринимающей.

В аргументации при обсуждении проблем, касающихся жизни и деятельности человека, особую роль играет здравый смысл. Прежде всего здравый смысл проявляется в суждениях о правильном и неправильном, о годном и негодном. Уже понятия здравого смысла понятие вкуса.

Аргументация к вкусу (или к моде) – это обращение к чувству вкуса, имеющемуся у аудитории и способному склонить ее к принятию выдвинутого положения. Вкус несет на себе отпечаток социальной жизни и изменяется вместе с ней.

Частные иррациональные аргументы могут быть адресованы как процессуальному оппоненту, так и всей присутствующей аудитории. Кратко охарактеризуем основные виды аргументов.

Аргумент к человеку – указание на достоинство какого-либо человека с целью вызвать к нему симпатию, доверие и тем самым отвести подозрение в совершении отрицательных поступков, нейтрализовать плохое мнение.

Аргумент к человеку, назначение которого – вызвать у аудитории неприятие определенной точки зрения, содержит характеристику негативных сторон личности и тем самым подрывает доверие слушателей к его словам.

Аргумент к публике – обращение к чувствам, настроениям, предубеждениям слушателей с целью склонить их к принятию нужного выступающему решении.

Аргумент к жалости – аргумент, рассчитанный на то, чтобы вызвать жалость к обсуждаемому лицу, обвиняемому. Часто он используются в речах судебных защитников.

Аргумент к физическому благополучию рассчитан на естественное желание человека жить так, как ему хочется, комфортно и удобно, быть физически благополучным. Помимо аргумента к физическому благополучию достаточно действенными оказываются аргументы, затрагивающие материальные, социальные и экономические интересы аудитории; чувство собственного достоинства (аргумент к тщеславию).

Аргументы справедливости и права предполагают обращение к великодушию, чувству сострадания к слабым, к чувству долга и другим благородным побуждениям.

В процессе аргументации доводы располагаются по определенным аргументационным схемам . При этом учитывается специфика аудитории.

Так, нисходящая аргументация , при которой сначала приводится самый сильный аргумент, а потом более слабые, эффективна в малоподготовленной, не слишком заинтересованной аудитории или в эмоциональной обстановке.

Восходящая аргументация (от более слабых к более сильным аргументам) оказывается действенной в спокойной обстановке при обсуждении серьезных вопросов, когда собеседники готовы слушать и анализировать.

Односторонняя аргументация (излагаются только аргументы «за» или только аргументы «против») лучше воздействует на малообразованных людей и эффективна для окончательного убеждения того, кто еще колеблется в принятии решения. Двусторонняя аргументация (использование аргументов «за» и «против» с последующим выводом) применима в подготовленной или негативно настроенной аудитории.

Оптимальным числом аргументов при доказательстве тезиса считается число «три»: один аргумент – это еще просто факт; на два аргумента – можно возразить, а на три аргумента это сделать сложнее. Третий аргумент имеет решающее воздействие: начиная с четвертого аргумента аудитория воспринимает аргумент уже не как систему, а как много аргументов. При этом возникает впечатление, что на аудиторию оратор пытается давить, «уговаривает». Есть старая поговорка: кто много доказывает, тот ничего не доказывает. «Много» начинается с четвертого аргумента.

Важно, чтобы оратор умел определять эти приоритеты и учитывать их в речи.

Композиция – строение, расположение и соотношение составных частей, обусловленное его содержанием, проблематикой, жанром и назначением.

Композиция текста – это способ его построения, связи его частей, фактов, образов.

Очень часто заглавие служит ключом к пониманию всего текста, так как заголовок привлекает, подготавливает восприятие самого материала, расставляет акценты или интригует.

Большинство текстов в композиционном отношении состоит из трех частей : вступления (зачина), основной части и концовки.

Вступление (зачин) обычно выражает ключевую мысль высказывания. В системе текста это наиболее самостоятельное, наиболее значимое предложение или предложения. Функция введения новой мысли не позволяет зачину иметь в своем составе слова-заменители (местоимения или местоименные наречия) или представлять собой неполные предложения. Все его члены, как правило, выражены лексически полнозначными словами. Поскольку зачин выражает новую мысль, он как бы синтаксически открыт, незамкнут, он как бы приглашает продолжить чтение и посмотреть, как развернется, раскроется та мысль, которая подана в нем в сконцентрированном виде. Зачин группирует вокруг себя все остальные предложения, которые в какой-то степени зависят от него. Однако самостоятельность зачина относительна: он не только формирует текст, подчиняя себе все последующие предложения, но и сам зависит от них, поскольку они опираются на него и развивают его мысль.

Основная часть состоит из законченных предложений, связанных между собой и с зачином цепной или параллельной связью. Композиция этой части должна быть продуманной.

Концовка подводит итог тому, что было сказано ранее. Часто концовка представляет собой обобщающее предложение с обобщающим словом. Здесь могут быть и вводные слова, указывающие на законченность, завершенность, полную исчерпанность мысли (наконец, итак, следовательно, таким образом, одним словом). Существуют и другие грамматические средства оформления концовки, например союз и, который может открывать последнее предложение текста или замыкать в нем ряд однородных членов.

Типы композиции текста:

1) Линейная композиция – последовательное изложение фактов, событий; обычно строится по хронологическому признаку (автобиография, отчет).

2) Ступенчатая композиция – предполагает акцентированный переход от одного положения к другому (лекция, доклад).

3) Концентрическая композиция – дает автору возможность перейти от одного положения к другому с возвращением к уже приведенным положениям (по типу спирали), в этом случае подчеркивается уже известное читателю или слушателю, и к этому известному добавляется новое, такой тип композиции способствует хорошему усвоению текста.

4) Параллельная – основана на сопоставлении двух или нескольких положений, фактов, событий (например, школьные сочинения на темы «Чацкий и Молчалин», «Онегин и Ленский»).

5) Дискретная – предполагает пропуск отдельных моментов изложения событий; это довольно сложный тип композиции, характерный для художественных текстов (часто такая композиция лежит в основе детективов).

6) Кольцевая – содержит повтор зачина и концовки текста; такой тип композиции дает возможность вернуться к уже сказанному в зачине на новом уровне осмысления текста.

7) Контрастная – основана на резком противопоставлении двух частей текста.

Вполне понятно, что композиция текста в целом, его построение определяется общим замыслом, типом текста и жанрово-стилевыми особенностями.

В основе композиции лежат те или иные конструктивные приемы – способы, в которых заключена логика отношений частей текста. Прокомментируем особенности приемов, которые наиболее часто встречаются в произведениях и которые вы сами могли бы использовать при написании текстов.

1) Если части текста противопоставлены друг другу, значит в композиции использован прием контраста. На этом приеме построено стихотворение Лермонтова «Я не унижусь пред тобою».

2) Дилемма как конструктивный прием тоже достаточно часто встречается в текстах разных жанров. Суть приема состоит в выборе между двумя противоположными положениями (знаменитый монолог Гамлета).

3) Прием вопросно-ответного хода (когда автор сам задает вопрос и сам на него отвечает) необходим для привлечения внимания адресата, вызван стремлением заставить читателя или стушателя сначала ответить на вопрос, а затем сопоставить его с ответом автора.

4) Прием обрамления, когда первая и последняя фразы части текста одинаковы или почти одинаковы, способствует большей выразительности текста.

5) Прием перечисления используется для усиления, выделения логических отношений в тексте.

6) Не менее востребован и прием, называемый конкретизацией, суть его – в использовании примеров и доказательств для подтверждения мысли.

7) Композиция текста также может быть построена на приеме параллелизма.

8) В некоторых текстах можно наблюдать прием, именуемый парадоксом, построенном на намеренном нарушении логики.

Умелое использование конструктивных приемов делает текст более понятным, убедительным и запоминающимся.

Композиция - это расположение частей литературного произведения в определённом порядке, совокупность форм и способов художественного выражения автором в зависимости от его замысла. В переводе с латинского языка означает «составление», «построение». Композиция выстраивает все части произведения в единое законченное целое.

Она помогает читателю глубже понять содержание произведений, поддерживает интерес к книге и помогает в финале сделать нужные выводы. Иногда композиция книги заинтриговывает читателя и он ищет продолжение книги или другие произведения этого писателя.

Композиционные элементы

Среди таких элементов можно выделить повествование, описание, диалог, монолог, вставные рассказы и лирические отступления:

  1. Повествование - главный элемент композиции, рассказ автора, раскрывающий содержание художественного произведения. Занимает большую часть объёма всего произведения. Передаёт динамику событий, его можно пересказать или проиллюстрировать рисунками.
  2. Описание . Это статичный элемент. Во время описания события не происходят, оно служит картинкой, фоном для событий произведения. Описание - это портрет, интерьер, пейзаж. Пейзаж - это не обязательно изображение природы, это может быть пейзаж города, лунный пейзаж, описание фантастических городов, планет, галактик или описание вымышленных миров.
  3. Диалог - разговор двух людей. Он помогает раскрыть фабулу, углубить характеры действующих лиц. Через диалог двух героев читатель узнаёт о событиях прошлого героев произведений, об их планах, начинает лучше понимать характеры героев.
  4. Монолог - речь одного персонажа. В комедии А. С. Грибоедова через монологи Чацкого автор передаёт мысли передовых людей своего поколения и переживания самого героя, узнавшего об измене любимой.
  5. Система образов . Все образы произведения, которые взаимодействуют в связи с замыслом автора. Это образы людей, сказочные персонажи, мифические, топонимические и предметные. Бывают несуразные выдуманные автором образы, например «Нос» из одноимённой повести Гоголя. Многие образы авторы просто придумали, и их названия стали общеупотребительными.
  6. Вставные рассказы , рассказ в рассказе. Многие авторы используют этот приём для завязывания интриги в произведении или при развязке. В произведении может быть несколько вставных рассказов, события в которых происходит в разное время. У Булгакова в «Мастере и Маргарите» использован приём роман в романе.
  7. Авторские или лирические отступления . Много лирических отступлений у Гоголя в произведении «Мёртвые души». Из-за них изменился жанр произведения. Это большое прозаическое произведение называют поэмой «Мёртвые души». А «Евгения Онегина» называют романом в стихах из-за большого количества авторских отступлений, благодаря которым перед читателями предстаёт впечатляющая картина российской жизни начала 19-го века.
  8. Авторская характеристика . В ней автор рассказывает о характере героя и не скрывает своего позитивного или негативного отношения к нему. Гоголь в своих произведениях часто даёт ироничные характеристики своим героям - такие точные и ёмкие, что его герои часто становятся нарицательными персонажами.
  9. Сюжет повествования - это цепочка событий, происходящих в произведении. Сюжет является содержанием художественного текста.
  10. Фабула - все события, обстоятельста и действия, которые описываются в тексте. Главное отличие от сюжета - хронологическая последовательность.
  11. Пейзаж - описание природы, настоящего и воображаемого мира, города, планеты, галактик, существующих и вымышленных. Пейзаж является художественным приёмом, благодаря которому глубже раскрывается характер героев и даётся оценка событий. Можно вспомнить, как меняется морской пейзаж в Пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке», когда старик вновь и вновь приходит к Золотой рыбке с очередной просьбой.
  12. Портрет - это описание не только внешнего вида героя, но и его внутреннего мира. Благодаря таланту автора портрет бывает таким точным, что все читатели одинаково представляют облик героя прочитанной книги: как выглядит Наташа Ростова, князь Андрей, Шерлок Холмс. Иногда автор привлекает внимание читателя к какой-нибудь характерной черте героя, например, усы у Пуаро в книгах Агаты Кристи.

Не пропустите: в литературе, примеры использования.

Композиционные приёмы

Сюжетная композиция

В развитии сюжета есть свои этапы развития. В центре сюжета обязательно стоит конфликт, но читатель узнаёт о нём не сразу.

Сюжетная композиция зависит от жанра произведения. Например, басня обязательно заканчивается моралью. Драматические произведения классицизма имели свои законы композиции, например, они должны были иметь пять актов.

Своими незыблемыми особенностями отличается композиция произведений народного фольклора. Песни, сказки, былины создавались по своим законам построения.

Композиция сказки начинается с присказки: «Как на море-океане, да на острове Буяне …». Присказка часто сочинялась в стихотворной форме и порой была далека от содержания сказки. Сказочник присказкой привлекал внимание слушателей и ждал, когда его будут слушать не отвлекаясь. Потом он говорил: «Это присказка, не сказка. Сказка будет впереди».

Затем следовал зачин. Самый известный из них начинается словами:”Жили-были” или «В некотором царстве, в тридесятом государстве…». Затем сказочник переходил к самой сказке, к её героям, к чудесным событиям.

Приёмы сказочной композиции, троекратный повтор событий: богатырь три раза сражается со Змеем Горынычем, три раза царевна сидит у окна терема, а Иванушка на коне долетает до неё и срывает кольцо, три раза Царь испытывает невесток в сказке «Царевна-лягушка».

Концовка сказки тоже традиционная, про героев сказки говорят: «Живут - поживают и добра наживают». Иногда концовка намекает на угощение: «Вам сказка, а мне баранков вязка».

Литературная композиция - это расположение частей произведения в определённой последовательности, это целостная система форм художественного изображения. Средства и приёмы композиции углубляют смысл изображённого, раскрывают характеристику персонажей. Каждое художественное произведение имеет свою неповторимую композицию, но есть традиционные её законы, которые соблюдаются в некоторых жанрах.

Во времена классицизма существовала система правил, которые предписывали авторам определённые правила написания текстов, и их нельзя было нарушать. Это правило трёх единств: время, места, сюжета. Это пятиактное построение драматических произведений. Это говорящие фамилии и чёткое разделение на отрицательных и положительных героев. Особенности композиции произведений классицизма ушли в прошлое.

Композиционные приёмы в литературе зависят от жанра художественного произведения и от таланта автора, который имеет в наличии виды, элементы, приёмы композиции, знает её особенности и умеет пользоваться данными художественными способами.

Сложен вопрос о жанре «Слова». Попытки объявить его былиной или ораторским словом, стремление отыскать в нем следы болгарской, византийской или скандинавской традиции и т. д. наталкиваются на отсутствие аналогий, надежных фактов, и прежде всего на поразительное своеобразие «Слова», не допускающее безоговорочного отождествления его с той или иной жанровой категорией.

Наиболее аргументированными являются гипотеза И. П. Еремина, рассматривавшего «Слово» как памятник торжественного красноречия, и точка зрения А. Н. Робинсона и Д. С. Лихачева, которые сопоставляют «Слово» с жанром так называемых chansons de geste (буквально «песни о подвигах»). На сходство «Слова», например, с «Песнью о Роланде» уже обращали внимание исследователи.

Характеризуя произведения этого жанра, Д. С. Лихачев пишет, что такой «эпос полон призывов к защите страны... Характерноего „направление“: призыв идет как бы от народа (отсюда фольклорное начало), но обращен он к феодалам — золотое слово Святослава, и отсюда книжное начало.

В эпосе соединяется коллективность и книжное начало (элементы ораторской прозы), элементы личностного и публицистического начала». На первый взгляд, сближение «Слова» с chansons de geste слишком общо, однако все попытки иначе определить жанр «Слова» неизбежно приводили к еще большим натяжкам и искажениям стилистической, образной и композиционной структуры памятника.

Итак, фабула «Слова» навеяна событиями 1185 г., а сюжет определен стремлением автора преподать поучительный урок князьям-современникам на примере трагической судьбы Игоря. Какова же художественная структура произведения?

Композиционно «Слово» делится на три части: вступление, основную (повествовательную) часть и заключение. Обычно считается, что во вступлении автор противопоставляет свою художественную систему традиционной, воплощенной, например, в песнях Бояна.

Но едва ли на Руси XII в., в эпоху благоговейного отношения к литературному этикету и жанровым канонам, автор, решивший нарушить традицию, стал бы открыто заявлять о своем новаторстве. Вероятней другое: вступление, как справедливо отметил И. П. Еремин, имеет чисто риторический характер и, «предпосылая его своему произведению, автор „Слова“ поступил как опытный матер, писатель большой литературной культуры.

Вступление у него преследует вполне определенную цель: подчеркнуть „торжественную“ направленность своего произведения, настроить читателя на „высокий“, необыденный строй мысли, соответствующий серьезности содержания „Слова“».

И. П. Еремин подчеркивает далее, что в некоторых жанрах древнерусской литературы — ораторских «словах», житиях — вступление являлось необходимым, этикетным элементом композиции произведения. Что же касается «полемики» автора «Слова» с Бояном, то, быть может, речь здесь идет отнюдь не о форме повествования и не о жанре, а о теме.

Автор «Слова» не хочет, подобно Бояну, воспевать славные деяния прошлого, а намерен повествовать «по былинам сего времени». В этом, и только в этом, быть может, видит свое отличие от Бояна автор «Слова» и оправдывает свое отступление от традиции перед читателем; но намерен он, как и Боян, вещать «старыми словесы трудных повестий».

Основная «повествовательная»часть «Слова» не просто рассказ о событиях — некая аналогия летописному повествованию: «...не столько факты интересуют оратора, — писал И. П. Еремин, — сколько показ своего отношения к ним, не столько внешняя последовательность событий, сколько их внутренний смысл».

Соотносимые с действительными событиями эпизоды перемежаются с литературно-вымышленными сценами (таковы, например, вещий сон Святослава и его «золотое слово» князьям; изображение скорби европейских народов, узнавших о поражении Игоря, плач Ярославны, беседа Гзы и Кончака и т. д.), а еще чаще с отступлениями: историческими экскурсами или авторскими сентенциями.

Но каждое такое отступление свидетельствует не только о широком историческом кругозоре автора, а также о его умении найти аналогии в порой отдаленных событиях, непринужденно изменять течение повествования, обнаруживая при этом обширную эрудицию и стилистическое мастерство.

Заключение «Слова» — образец «славы», типичной, возможно, для эпического жанра, о существовании которого на Руси мы узнаем из косвенных свидетельств других источников.

Поэтика «Слова» настолько своеобразна, язык и стиль его так самобытны, что на первый взгляд может показаться, будто «Слово» находится совершенно вне сферы литературных традиций русского средневековья.

В действительности это не так. В изображении русских князей, и особенно главных героев «Слова» — Игоря и Всеволода, мы обнаружим черты знакомых нам по летописанию эпического стиля и стиля монументального историзма. Как бы ни заслуживал осуждения безрассудный поход Игоря, сам герой остается для автора воплощением княжеских доблестей.

Игорь мужествен, исполнен «ратного духа», жажда «испить шеломом Дону Великого», чувство воинской чести заслоняют зловещее предзнаменование — затмение солнца. Столь же рыцарствен и брат Игоря — Всеволод, и его воины-куряне: они «под трубами повити, под шеломы взлелеяны, с конца копья вскормлены» и в битвах ищут «себе чести, а князю славы».

Но в отличие от летописи в «Слове», как памятнике поэтическом, сосуществуют как бы два плана. «Реалистическое» (а по существу — этикетное) изображение персонажей и событий постоянно соотносится с описанием полумистического мира враждебных «русичам» сил: это и зловещее предзнаменование — затмение солнца, и враждебные Игореву войску силы природы (птицы, звери, сама ночь, которая «грозою птичь убуди»), и, наконец, фантастический Див, Дева-Обида, персонифицированные бе́ды — Карна и Жля. Д. С. Лихачев заметил как-то, что «художественная система „Слова“ вся построена на контрастах».

Одним из таких контрастов является противопоставление образов-метафор: солнца, света и тьмы (ночи, темного цвета). Это противопоставление традиционно для древнерусской литературы и для фольклора. В «Слове» оно неоднократно реализуется в самых различных образах: Игорь — это «свет светлый», а Кончак — «черный ворон», накануне битвы «черные тучи с моря идут, хотят прикрыть 4 солнца».

В вещем сне Святославу видится, что этой ночью с вечера его покрывали «черной паполомой», ему наливали синее вино, всю ночь граяли «бусови врани». В той же метафорической системе построен ответ бояр Святославу: «Темно бо бе в 3 день, два солнца померкоста, оба багряная стлъпа погасоста... молодая месяца Олег и Святъслав тъмою ся поволокоста. На реце на Каяле тьма свет покрыла». Зато когда Игорь возвращается на Русь, вновь «солнце светится на небесе».

Выше уже было отмечено, что многие сцены «Слова» имеют символический смысл, в том числе и такие, казалось бы, «натуралистические» зарисовки, как рассказ о волках, воющих по оврагам, или птицах, перелетающих из дубравы в дубраву в ожидании поживы на поле битвы.

Собственно пейзажные зарисовки в «Слове» чрезвычайно лаконичны: «дльго ночь мрькнет, заря свет запала, мъгла поля покрыла», «земля тутнет, рекы мутно текуть, пороси поля прикрывают» и т. д.

При этом характерно, что в «Слове», как и в других древнерусских памятниках, нет «статичного» пейзажа, простого описания природы: окружающий мир предстает перед читателем не столько в своих неподвижных формах, сколько в своих действиях, явлениях и процессах. Автор «Слова» не говорит нам, каковы предметы, окружающие его героев, а обращает внимание на то, что совершается вокруг, говорит о действии, а не описывает картины.

В «Слове» не говорится, что ночь светла или темна, она меркнет; не описывается цвет речной воды, но говорится, что «рекы мутно текуть», а Сула уже «не течет сребреными струями»; не изображаются берега Донца, а говорится, что Донец стелет Игорю зеленую траву на своих серебряных берегах, одевает его теплыми туманами под сенью зеленого древа, и т. д.

Другой характерной чертой поэтики «Слова» являются авторские отступления. Автор прерывает рассказ о битве Игоря с половцами в кульминационный момент с тем, чтобы вспомнить «плъци Олговы, Ольга Святьславличя».

Подобно этому, между рассказом о «падении стягов Игоревых» и описанием скорбного момента пленения Игоря («Ту Игорь князь выседе из седла злата, а в седло кощиево») помещено обширное размышление автора о последствиях поражения Игоря: «Уже бо, братие, невеселая година въстала».

О бедствиях Русских земель, подвергшихся новым половецким набегам, и даже о печали, охватившей далекие страны — «немцев» и венецианцев, византийцев и «мораву», говорится ранее, чем о сне Святослава, который, судя по его символике, приснился князю именно в роковую ночь после поражения Игоря (или даже в канун его). Итак, все смещено, все символично, все служит «концепции сюжета», а не стремлению к документальности повествования.

Поняв эти особенности сюжетного построения «Слова», мы увидим, насколько бесполезны рассуждения о том, собирали ли в действительности половцы дань «по беле и веверице», целесообразно ли было приглашать на помощь Игорю Всеволода Большое Гнездо, и без того стремившегося вмешаться в южнорусские дела, поймем, что не следует на основании «Слова» судить о могуществе Ярослава Осмомысла, и т. д.

«Слово» эпично, а не документально, оно полно символики, оно и не может напоминать поэтому летописное повествование, где отступление от документальности (в изображении современных событий в пределах погодных записей!) может оправдываться либо неосведомленностью летописца, либо его политической тенденциозностью.

Сказанное здесь свидетельствует о безусловно книжной природе «Слова». Но с ней гармонично сосуществует и иная, фольклорная стихия. Эта стихия нашла свое отражение в элементах народного плача (плач Ярославны, плач жен русских воинов, павших в походе Игоря, плач матери Ростислава. Плачи же имеет в виду автор «Слова» тогда, когда говорит о стонах Киева и Чернигова и всей Русской земли после поражения Игоря).

Почему же «Слово», литературные достоинства которого были так высоко оценены в новое время, прошло малозаметным в древнерусской литературе? Правда, в начале XIV в. выписку из «Слова» сделал псковский писец Домид (Диомид), переписывавший «Апостол», а еще сто лет спустя автор «Задонщины» положил «Слово» в основу поэтического строя своего произведения, но эти отклики слишком незначительны, сравнительно с литературными достоинствами памятника, как мы смогли их оценить в новое время.

Дело, видимо, в том, что высокий политический и нравственный потенциал «Слова» очень скоро потерял свою актуальность: после монголо-татарского нашествия вспоминать о половцах и призывать князей к объединенному отпору кочевникам было уже поздно, во-вторых, не следует забывать о жанровом своеобразии «Слова», которое также не могло способствовать его популярности в «этикетной» литературе того времени.

И наконец, последнее, быть может, самое важное: «Слово» появилось накануне разгрома Южной Руси Батыем; в пламени пожаров гибли книжные сокровища именно тех городов, где списки «Слова» скорее всего могли находиться: Киева, Чернигова, Новгорода-Северского.

Возможно, лишь случайность спасла для нас «Слово»: один из списков памятника был увезен на север (во Псков, где его видел писец Домид), и, быть может, к этому списку восходит в конечном счете текст, который читался в Мусин-Пушкинском сборнике.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Особенности жанра и композиции «Слова о полку Игореве».

«Слово о полку Игореве» - произведение, выстроенное, соз­данное автором по законам ритма особого, своего порядка. Он заключается в определённом чередовании безударных и удар­ных слогов. Поэтому повествование плавное, «складное», как сказали бы современники автора.

Жанр произведения - воинская повесть. При очень высоких поэтических достоинствах текста произведение можно было бы назвать поэмой.

В плане художественном следует отметить близость произведе­ния к фольклору, к основам устного народного творчества.

Черты, которые делают «Слово» похожим на былину, сле­дующие. Это широкий размах событий, героические характеры главных действующих лиц, красота поэтического языка (напри­мер, постоянные эпитеты), глубокая и мудрая идея единения русских князей ввиду угрозы извне.

А каковы же особенности композиции «Слова о полку Иго­реве»?

Первая часть - экспозиция; в ней автор обращается к читателю и заявляет о том, каков его творческий замысел. Он намерен создать своё творение «по былинам», т.е. исходя из исторически достоверных источников. Он не следует замыслам Бояна, легендарного певца, который в своих песнопениях пре­жде всего стремился прославить русских князей.

Вступление (оно представляет собой завязку произведе­ния) повествует о том, как князь Игорь со своим воинством идёт в поход против половцев из Новгорода Северского. Затмение солнца, печальное предзнаменование, не останавливает хра­брецов. Дружинники слышат призыв любимого князя: «лучше быть убиту, чем полонёну!» - и готовы к боевым подвигам.

Нарастание действия. Пешие и конные полки дружины вступают в южные земли, всё более отдаляясь от родных преде­лов, оставляя всё, что было для каждого из них дорогим и за­ветным: свои дома, родных и близких.

«О русская земля! Ты уже за холмом!» - рефреном звучит это исполненное тоски восклицание.

Первая победоносная встреча с половцами также является элементом нарастания действия.

Трагична судьба соратников Игоря в плену у половцев и по­следующий его побег из плена.

Развязка, венчающая произведение, подана автором чита­телю в ярких тонах, наподобие торжественного гимна. Игорь возвращается в родные края, и Киевская Русь, это люди и при­рода, прощает ему ошибочный шаг; она принимает его в близ­кую, привычную для него стихию.