Имя да винчи. Жизнь на холсте. Художественные творения гениального да Винчи

Одной из моих любимых книг до сих пор является «Код да Винчи» . Жанр произведения - мистический детектив - виртуозно создает ауру таинственности вокруг и так загадочного феномена Леонардо . Назвать его только художником или скульптором я не могу, так как этот человек являлся Творцом (и только с большой буквы) эпохи Ренессанса, многогранным и талантливым. Так кем же был Леонардо да Винчи ?

С чего все началось

Как жаль, что фотографии и кинематограф появились только спустя несколько веков после Леонардо. Очень хочется посмотреть, как выглядел этот человек, какую одежду носил, улыбался или, наоборот, хмурил косматые брови. Однако, строгий образ мастера все-таки можно увидеть на площади Пьяцца делла Скала в Милане. Монумент , изображающий Леонардо и его учеников , сложно не заметить, но очень легко провести целый час, разглядывая Его лицо.


Изначально да Винчи был определен отцом в живописцы и скульпторы и начал проходить обучение во Флоренции. Пытливый ум и жажда познавать не ограничили молодого человека только сферой искусства. Вскоре были освоены гуманитарные науки, химия, моделирование и черчение .

После Флоренции да Винчи оказывается в Милане, где становится инженером при дворе герцога Сфорца. Можно сказать, что именно герцог поспособствовал развитию новых направлений в «карьере» Леонардо: архитектуры и механики .

Если представить, что фонд «Сколково» уже существовал в эпоху Возрождения, то чертежи и проекты новоявленного инженера сочли бы инновационными и сразу выделили бы гранд. Сфера научного интереса Леонардо имела широчайший диапазон: от военных аппаратов до мирных изобретений.


Кем был Леонардо да Винчи

За всю свою достаточно долгую жизнь (он умер в возрасте 67 лет) творец смог достичь поразительных успехов во многих сферах науки и искусства . Например.

Леонардо да Винчи (1452-1519) - великий итальянский художник и учёный,
яркий представитель типа "универсального человека"

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Основоположник художественной культуры Высокого Возрождения, Леонардо да Винчи сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо во Флоренции. Методы работы в мастерской Вероккьо, где художественная практика сопрягалась с техническими экспериментами, а также дружба с астрономом П.Тосканелли способствовали зарождению научных интересов молодого да Винчи. В ранних произведениях (голова ангела в “Крещении” Верроккьо, после 1470, “Благовещение”, около 1474, - оба в Уффици; так называемая “Мадонна Бенуа”, около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью, иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний.

Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др.), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции.

В 1481 или 1482 Леонардо да Винчи поступил на службу к правителю Милана Лодовико Моро, исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, устроителя придворных праздников. Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца - отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500).

В миланский период Леонардо да Винчи создал “Мадонну в скалах” (1483-1494, Лувр, Париж; второй вариант - около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись “Тайная вечеря” (1495-1497; из-за особенностей примененной во время работы Леонардо да Винчи над фреской техники - масло с темперой - сохранилась в сильно повреждённом виде; в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи; ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм.

Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты “идеального” города и проекты центрально-купольного храма, оказавшие большое влияние на современное ему зодчество Италии. После падения Милана жизнь Леонардо да Винчи прошла в непрестанных переездах (1500-1502, 1503-1506, 1507 — Флоренция; 1500 — Мантуя и Венеция; 1506, 1507-1513 — Милан; 1513-1516 — Рим; 1517-1519 — Франция). В родной Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо “Битва при Ангьяри” (1503-1506, не закончена, известна по копиям с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени. В портрете “Моны Лизы” или “Джоконды” (около 1503-1505, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния; важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке.

К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512), алтарный образ “Святая Анна и Мария с младенцем Христом” (около 1507-1510, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции, и “Иоанн Креститель” (около 1513-1517, Лувр),

где несколько слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве художника. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с “Потопом”, итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.

Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в “Трактат о живописи”, составленный после смерти мастера его учеником Ф.Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику. В споре искусств Леонардо да Винчи первое место отводил живописи, понимая ее как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе. Облик Леонардо да Винчи был бы воспринят нами односторонне без учета того, что его художественная деятельность оказалась неразрывно связанной с деятельностью научной. В сущности, Леонардо да Винчи представляет в своем роде единственный пример великого художника, для которого искусство не было главным делом жизни.

Если в молодости он преимущественное внимание уделял живописи, то с течением времени это соотношение изменилось в пользу науки. Трудно найти такие области знания и техники, которые не были бы обогащены его крупными открытиями и смелыми идеями. Ничто не дает такого яркого представления о необычайной универсальности гения Леонардо да Винчи, как многие тысячи страниц его рукописей. Содержащиеся в них заметки в сочетании с бесчисленными рисунками, придающими мысли Леонардо да Винчи пластическую овеществленность, охватывают все бытие, все области знания, являясь как бы нагляднейшим свидетельством того открытия мира, которое принес с собой Ренессанс. В этих результатах его неустанной духовной работы явственно ощущается многоликость самой жизни, в познании которой художественное и рациональное начала выступают у Леонардо да Винчи в нерасторжимом единстве.

Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени. Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов). Собранные им наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы. Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических рисунках он заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией.

И как контраст с этой полной высшего напряжения творческой деятельностьюжизненная судьба Леонардо, его бесконечные скитания, связанные с невозможностью найти в тогдашней Италии благоприятные условия для работы. Поэтому, когда французский король Франциск I предложил ему место придворного живописца, Леонардо да Винчи принял приглашение и в 1517 году прибыл во Францию. Во Франции, в этот период особенно активно приобщавшейся к культуре итальянского Возрождения, Леонардо да Винчи был окружен при дворе всеобщим почитанием, носившим, однако, скорее внешний характер. Силы художника были на исходе, и через два года, 2 мая 1519 года, он скончался в замке Клу (близ Амбуаза, Турень) во Франции.

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) – это ученый, инженер мыслитель. Но многим он известен как художник, автор таких полотен как «Мона Лиза», «Иоанн Креститель» и «Тайная вечеря». Сохранилось тринадцать работ художника, его авторству приписывают еще восемь, несколько работ утрачены. Безусловно, его вклад в искусство значим: он первый размыл контуры рисунка, показал, каким может быть рассеянный свет и дымка. Искусство итальянского Возрождения получило толчок в своем развитии и плеяду гениальных художников, среди которых Микеланджело и Рафаэль.

Леонардо прожил долгую жизнь при дворе и имел влиятельных покровителей. Однако сам себя он назвал ученым. Хотя на протяжении жизни его представляли по-разному, даже музыкантом. После смерти он оставил двум своим ученикам картины и рукописи.

Семьи у него никогда не было, а истории сохранила лишь незначительные акты о его романах. Причем скандальных: со своими учениками и иногда – натурщицами. В общем, вокруг его имени всегда было много тайн и слухов. И даже через пятьсот лет спустя человечество продолжает разгадывать тайные знаки, которые провидец скрыл не только в своих картинах, но и манускриптах, посвященных научным и исследовательским трудам.

Первенец

Он родился по большой любви и незаконной связи в 1452 году близ Флоренции. Его отец Пьеро был из знатного рода, а мать Катерина – крестьянкой. В то время подобный мезальянс существовать не мог. Отец вскоре нашел себе ровню. Детей у пары не было, поэтому в возрасте трех лет Леонардо забрал отец, решив, что сможет дать ребенку хорошее воспитание и образование.

Через десять лет мачеха умерла, а еще через год 14-летний Леонардо покинул отчий дом, чтобы изучать науки и работать подмастерьем у Андреа дель Верроккьо. У него была известная мастерская во Флоренции, где он выполнял заказы по скульптуре и редко по живописи для дома правящего клана Медичи.

Историки не исключают, что для бронзовой скульптуры Давид ему позировал его ученик Леонардо: кудряшки, высоко поднятая голова и взгляд победителя. Анатомию, моделирование человеческого тела было интересно Леонардо с тех самых пор и до кона жизни. Позже он посвятит этому направлению не одну свою работу, создав самый известный рисунок «Витрувианский человек» для иллюстрации книги ученого-энциклопедиста Витрувия. Идеальные пропорции – вот что искал Леонардо, заразившись идеей своего гениального учителя. Его скульптуры и сейчас составляют «золотой фонд» эпохи Возрождения.

В самостоятельную жизнь учеников выпускали через шесть лет. Пока он учился, его отец нашел новую мачеху своему первенцу. Всего у Пьеро было четыре брака и дюжина детей, из которых только его незаконнорожденный сын стал одним из величайших умов. Пьеро умер в возрасте 77 лет, когда его сын уже перешагнул полувековой рубеж, и им уже была создана «Мона Лиза».

О судьбе матери он ничего не знал долгих сорок лет, но многие исследователи жизни Леонардо да Винчи склонны утверждать, что ее образ он пытался воплотить не раз на своих полотнах. То, что она была красавицей, брошенной любимым и отданной замуж за нелюбимого – об этом сведения есть. Есть также данные о том, что она старалась видеться с сыном, приходила и подолгу смотрела, как он гуляет. Леонардо узнал, что Катерина его мать, будучи взрослым.

В возрасте 20 лет он получил квалификацию мастера. К этому времени он успел поработать над «Благовещением» с другими учениками и выполнить поручение учителя написать ангела для масштабного полотна «Крещение Христа», ставшей ступенькой в большое искусство. Такая помощь была обычной практикой. Талантливый ученик выполнил заказ, однако учитель был шокирован до такой степени, что признал превосходство Леонардо и забросил кисть в дальний угол до конца своих дней.

Универсальный человек

Леонардо мог часами писать, не отрываясь на еду, отдых или другие дела. Так вспоминал о мастере его ученик, который будет сопровождать его до конца. Франческо Мельци станет и его наследником. Они познакомятся, когда ему будет 15, а Леонардо 26 лет. В это время он открыл собственную мастерскую и вскоре получил большой заказ от монахов. Картина «Поклонение волхвов» так и осталась не дописанной, но в ней автор, якобы, изобразил сам себя. Справа, в углу, повернув голову, стоит кудрявый юноша. Он смотрит не в центр, где восседает Мария с малышом, и куда обращены взоры всех изображенных людей, словно единственный видит что-то вдалеке. Он начал ее писать в 1481 году, но вскоре отбыл в Милан и уже к ней не возвратился.

В Ватикане еще одна работа этого года - также не оконченная: «Святой Иероним», которую постигла печальная судьба. После смерти живописца, ее разрезали пополам, а нижнюю часть использовали как столешницу. Обнаружил ее в лавке один из кардиналов совершенно случайно через 150 лет, а папа римский ее выкупил за 2,5 млн франков.

Отвлек от этих работ Леонардо еще один заказ: сам Лоренцо Медичи, глава Флорентийской республики, знаток искусства и меценат, попросил его съездить в Милан якобы с миротворческой миссией. В те времена регионы Италии конфликтовали, виной тому была неспокойная Венеция.

Зная любовь герцога Лодовика Моро к музыке, Леонардо сделал ему в качестве подарка лиру, нижнюю деку которой украшал серебряный щит в форме головы лошади. Он и сам исполнил на ней кантату, это был любимый инструмент Леонардо, на котором он виртуозно играл. Художественное дополнение было не только украшением, оно еще усиливало звук. Кантата, исполненная флорентийцем, превозносила герцога и династию Сфорца, а больше всего регента Моро. Кроме того, положила начало дружбы между знатью и Леонардо. Известно, что он написал портреты обеих фавориток герцога: Чечилия изображена на картине «Дама с горностаем» (это животное есть на гербе Сфорца), а Лукреция позировала ему для портрета «Прекрасной Ферроньеры». Кстати, первый портрет хранится в Польше – единственный из четырех женских портретов, написанных да Винчи.

Тогда же начата работа над заказом герцога по созданию памятника Сфорца на коне. Первоначальный глиняный вариант был поврежден, когда французы захватили Милан, и правителям пришлось его покинуть. Так что до бронзового исполнения так дело и дошло.

Миланский период для 30-летнего Леонардо был плодотворным. Он был очень хорош собой, остроумен, интересен, поэтому не удивительно, что историки приписывают ему роман с одной из любовниц герцога. Платонический он был или вполне реальный - это еще одна тайна великого да Винчи, о личной жизни которого практически не сохранилось документальных данных. Некоторые его считали гомосексуалистом, но многие – девственником.

В ту первую поездку в Милан Леонардо привез с собой не только лиру, но и письмо с предложением услуг по военной части. Он пишет, что владеет несколькими уникальными рецептами против врагов. Например, знает, как потопить корабль и построить спингарды - орудия для разрушения стен. Инженерный талант пришелся по вкусу и Моро зачислил его в штат герцогских инженеров. Леонардо рьяно взялся за дело: он принялся укреплять и украшать фасад замка, проектировать ходы и дверь, которая закрывается с помощью противовеса.

Сохранились чертежи, где архитектурная и инженерная мысль Леонарда говорит о прекрасном знании фортификации, его передовых идеях в области оборонного дела.

Помимо этих забот, он был привлечен к строительству Миланского собора, вокруг которого шли противостояния немецких и итальянских мастеров. Наброски того времени показывают, каким упорством работал да Винчи над решением задачи размещения куполов. Он даже успел получить гонорар за проект, но продолжил многовековое строительство готического Дуомо другой флорентийский архитектор.

Тем не менее среди рисунков, оставленных Леонардо, есть несколько, посвященных архитектуре церквей и соборов, эскизы укреплений фундаментов и устойчивости декоративных элементов. А по просьбе герцога он начал писать «Трактат о живописи», чтобы подвести черту под их спором – что важнее из всех искусств.

Но этот труд стал гораздо шире, хотя как другие его проекты. Всего им написано тринадцать произведений об искусстве. К нему он относился с точным научным подходом: те же наблюдения, исследования, опыты. Он многое читал, изучал, чтобы привнести новое в технику живописи.

Он пишет «Мадонну в гроте» и «Портрет музыканта», приступает к работе над фреской «Тайная вечеря». Эта масштабная работа будет с ним почти три года. Он закончит ее к 46-ти годам. Всего при дворе миланского герцога он проведет семнадцать лет, изредка покидая его по делам в другие города.

Параллельно он ведет инженерную деятельность. В его рукописях появляются исследования, рисунки и чертежи, посвященные авиации. Он изобретал механизм, напоминающий вертолет и прообраз будущего современного парашюта.

Во Флоренции он не был долгое время. Он вернулся домой вслед за своей славой. Но здесь все изменилось, ушел Лоренцо Медичи, новые правители были далеки от искусства, больших заказов он не получал.

Единственным значимым предложением от представителей церкви стала картина «Святая Анна с Мадонной и младенцем», над которой он будет трудиться 10 лет. Он также предлагал властям проект канала Флоренция-Пиза, но правители этих городов все время враждовали, и инженерный талант Леонардо оказался не у дел.

Зато в Романье, регионе Италии, где новый правитель – молодой герцог Чезаре Борджиа пытался объединить мелкие феодальные земли в одно государство, его знания наук пригодилось. Он с удовольствием откликнулся на приглашение герцога. Задача соединить городок Чезену каналом с Адриатическим портом. Однако жизнь там была очень беспокойной из-за военных конфликтов и покушений на герцога. Леонардо оставил проект и отбыл в Константинополь строить мост.

Он писал властям Турции, предлагая свои разнообразные услуги, и вот получил приглашение. Турецкая история также оказалась короткой: он оставил свои расчеты и поехал во Флоренцию, где все же решили прокладывать канал. Гидравлическое сооружение от Флоренции до Пизы детально расписан в «Атлантическом кодексе». Он со знанием дела подходит к мелочам, расчетам, изучает строение земли и думает об укреплении.

Но и живопись не бросает. В этот раз ужасы войны он отразил в полотне «Битва при Ангиари». Фреска не сохранилась.

К этому периоду относится создание самой загадочной его работы: портрета Моны Лизы. До сих пор остается неизвестным, кто эта женщина и в чем ее тайна. С этой работой он едет во Флоренцию, и только через некоторое время пишет фон картины. Никогда художник с ней не расставался, и существует множество версий такой заботы, в общем-то не свойственной Леонардо.

Следующие семь лет, с лета 1506 года он проведет в Милане по приглашению французского наместника. Город находится под его управлением, некогда могущественный клан Сфорца был частично уничтожен, кто-то выжил, спасаясь бегством. В этот период умирает его отец, дела призывают отправиться во Флоренцию, где его ждут несколько неприятных месяцев. Похороны омрачены склоками в семье, из-за отсутствия завещания. Раздел имущества произошел негласно между сводными братьями и сестрами, не учитывающими в этом деле Леонардо. Старший сын, да еще и незаконнорожденный не входил в их планы. Вскоре умер и дядя Франческо, оставив и завещание, и долю наследства для племянника. Братья пошли на крайние меры, пытаясь подделать документ. Так что без суда не обошлось. Кстати, процесс он выиграл, и биться было за что: в собственности отца было несколько земельных участков, капитал и недвижимость.

Но на братьев обиду долго не стал таить: перед смертью, он оставил им свои сбережения. Деньги он не считал чем-то ценным, в отличие от картин и рукописей – это безусловное богатство, и оно семье не досталось.

В 1509 году он приступил к строительству шлюза, который бы защитил Милан от паводков. Но его не завершили, сославшись на отсутствие финансирования.

Многие полезные инженерные так и остались лишь на бумаге, впрочем, как и десяток не воплощенных в мрамор и бронзу скульптур. В виде эскизов остался последний крупный проект скульптуры, над которой работал Леонардо в 60-летнем возрасте: статуя маршала Тривульцио на коне. На этот раз помешали обстоятельства: Милан захватили французы, которые удерживали власть в городе больше года. Возвращение Сфорцев не сулило да Винчи ничего хорошего, он попал в опалу, как человек, состоявший у французов на службе. Поэтому он был рад приглашению в Рим, где к власти пришел новый папа из рода Медичей, всегда благоволивших к гению. Но и там ему ставили палки в колеса. Леонардо оставил запись, как ему не давали вести анатомические исследования, которыми он увлечен последние несколько лет. В его адрес потоком шли доносы на то, то он работает с трупами, видели в этом не здоровый интерес. Между тем, он оставил после себя исследования, детально изучив строение всех мышц человеческого тела, что было востребовано не только скульпторами, но и медиками.

В Лувре находится и последняя художественная работа мастера - «Иоанн Креститель», написанная им в Риме. Он наделся получить работу для росписи Сикстинской капеллы, но ее отдали более молодым коллегам. В спину пожилому творцу уже дышали Микеладжело, Рафаэль и многие другие талантливые художники.

Последний приют

Когда король Франции предложил заманчивые условия для деятельности и жизни, то Леонардо сразу же согласился. В 63 года здоровье пошаливало, а на родине никто не ждал. Со своим учеником, с которым он не расставался почти 30 лет, он отправился в свое последнее путешествие.

Приняли его с почестями, дали титул «первого живописца и архитектора» при короле. Предоставили хоромы в замке, доход в размере семисот золотых экю в год. Из окна спальни он видел удивительный замок покровителя и сделал рисунок. Туристы его могут видеть среди некоторых вещей, обстановки, в которой умирал творец.

У него плохо двигалась рука, последний год он практически не вставал с кровати. Он умер на 68-м году жизни в спокойной обстановке, в заботе и внимании учеников.

Его наследник Франческо Мельци всю свою жизнь хранил картины и гору рукописей на самые разные темы, из которых сохранилась только треть.

Леонардо да Винчи — один из великих гениев всех времен, значительно опередивший свою эпоху. Этот итальянский учёный эпохи Возрождения (Ренессанса) был не только выдающимся художником и скульптором, но и учёным, исследователем тайн многих наук. Он родился в небольшом поселке Винчи в 1452 году. Уже в молодые годы да Винчи написал прекрасные картины «Благовещение» и «Поклонение волхвов». Позже из-под его кисти вышли такие великолепные произведения, как настенная роспись «Тайная вечеря» в церкви Санта Мария делле Грацие, портрет Моны Лизы, «Св. Иоанн Креститель», «Бахус». На протяжении всей жизни да Винчи делал заметки по теории искусства (после смерти мастера эти записи были собраны и изданы под названием «Трактат о живописном»).

Леонардо да Винчи — гениальный художник.

Леонардо да Винчи — автор многих превосходных произведений, которые всегда будут восхищать любителей искусства. Один из выдающихся созданных им образов — портрет Моны Лизы дель Джокондо, написанный между 1503 и 1506 годами — можно увидеть в Лувре. В С.-Петербургском Эрмитаже находится другое прекраснейшее его творение — «Мадонна Литта». Многие работы гениального творца остались незаконченными, так как его в большей степени интересовала глубина процесса творения, чем эффект завершенности. Неповторимость Леонардо да Винчи проявилась и в том, что его главным образом интересовали черты лица, постановка фигуры, движение, правильное, естественное изображение предметов, светотень и перспектива. До того, как начать картину либо ваять скульптуру, мастер делал множество набросков, которые затем использовал в ходе работы. Сегодня они ценятся не меньше, чем готовые полотна великого художника.

Леонардо да Винчи — изобретатель.

Еще в молодые годы Леонардо да Винчи начал проводить научные исследования. Круг его интересов чрезвычайно широк: анатомия, ботаника, математика, физика, астрономия, оптика, гидравлика, инженерия, архитектура, музыка и поэзия. Да Винчи разработал проекты множества изобретений, придумав, в частности, прототипы вертолета, парашюта, бронепоезда, подводной лодки, текстильного станка, гидравлического пресса, прокатного стана (машины, придающей необходимую форму и размер металлическим изделиям), токарного станка, шлифовального станка, вентиля, помпы. К сожалению, гениальные достижения ученого не изменили хода развития техники, так как он отказался от опубликования своих необычных проектов.

Хронология.

1452 — родился в поселке Винчи;
1467 — становится учеником А. дель Верроккъо во Флоренции;
1482/83-1499 — работа в Милане, при дворе Л. Сфорца;
1500-1506 — жизнь и работа во Флоренции;
1503-1506 — работа над портретом Моны Лизы;
1513-1516 — жизнь и работа в Риме, под покровительством Д. Медичи, брата папы Льва Х;
1517 — переезд во Францию, строительство очистительных систем на Луаре;
1519 — смерть в Амбуале.

Знаете ли вы, что:

  • Леонардо да Винчи прославился не только гениальными картинами, но и научными открытиями, опередившими его эпоху.
  • В период работы при миланском дворе Леонардо да Винчи написал портрет Сесилии Галлерани, известный под названием «Дама с горностаем».
  • Потрет флорентийки Моны Лизы дель Джокондо замечателен прежде всего таинственной полуулыбкой женщины.
  • Множество рисунков великого мастера свидетельствуют о его увлечении, например, анатомией и механикой.

Леонардо да Винчи (родился 15 апреля 1452, село Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — умер 2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция) — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), яркий представитель типа «универсального человека» (лат. homo universale) — идеала итальянского Ренессанса. Живописец, инженер, механик, плотник, музыкант, математик, патологоанатом, изобретатель — вот далеко не полный перечень граней универсального гения. Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил свое время на несколько веков вперед. Окруженный легендами еще при жизни, великий Леонардо — символ безграничных устремлений человеческого разума. Явив собою идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. Являлся основателем искусства Высокого Возрождения.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провел вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трехлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать ее образ в своих шедеврах. В Италии того времени к незаконнорожденным детям относились почти как к законным наследникам. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно — и снова вскоре остался вдовцом. Он прожил 78 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества.

Бездельника хлебом не корми, а дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь. Он всегда готов найти оправдание собственной никчёмности.

Да Винчи Леонардо

Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто (родом) из городка Винчи». Полное его имя — итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

Существует легенда о начале пути великого художника. К отцу Леонардо будто бы обратился крестьянин. Он передал нотариусу круглый щит из фигового дерева и попросил найти художника, способного расписать этот щит. Пьеро не стал искать специалиста и поручил работу сыну. Леонардо решил изобразить нечто «страшное». Он принёс в свою комнату множество «моделей», змей и насекомых причудливого вида, и написал на щите фантастического дракона. Ошеломлённый отец после этого отправил Леонардо учиться к лучшему живописцу Тосканы, Андреа дель Верроккьо. Так юноша очутился в знаменитой художественной мастерской того времени.

В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Во Флорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового искусства. Творческая молодежь проводила время в оживленных дискуссиях. Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал свое мастерство. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.

В возрасте 24 лет Леонардо и ещё трое молодых людей были привлечены к судебному разбирательству по ложному анонимному обвинению в содомии. Их оправдали. О его жизни после этого события известно очень мало, но, вероятно, у него была собственная мастерская во Флоренции в 1476-1481 годах.

В 1482 Леонардо, будучи, по словам Вазари, очень талантливым музыкантом, создал серебряную лиру в форме конской головы. Лоренцо Медичи послал его в качестве миротворца к Лодовико Моро, а лира отправил с ним как подарок.

У Леонардо было много друзей и учеников. Что же касается любовных отношений, достоверных сведений на этот счёт нет, поскольку Леонардо тщательно скрывал эту сторону своей жизни. По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани, фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину «Дама с горностаем».

Было вино поглощено пьяницей - и это вино отомстило пропойце. Вино мстит пьянице.

Да Винчи Леонардо

Во Франции Леонардо почти не рисовал. У мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе 68-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо из Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

Новости и публикации, касающиеся Леонардо Да Винчи