Какими качествами должен обладать профессиональный психолог? Каким должен быть хороший детский психолог

Иногда можно услышать, как человеку говорят «Да ты прирожденный психолог». В самом деле, что за умения и личностные особенности необходимо иметь при поступлении на эту специальность, а каким еще можно научиться? Недавно проведенный на сайте www.futurejob.ru опрос самих практикующих психологов показал, что необходимых качеств не так уж много, все остальное - профессиональные навыки, которые можно с большим или меньшим трудом освоить в процессе учебы или практики.

Так вот, психологи пришли к выводу, что важнейшей особенностью успешного будущего психолога, вне зависимости от выбранной специализации, является интерес и уважение к Человеку . Да, именно Человеку с большой буквы. Имеется в виду искренняя заинтересованность в том, как устроен внутренний мир человека, искреннее желание разобраться в хитросплетениях человеческой психики. Эдакое здоровое любопытство: а как же он устроен, человек. Человек, другой, чем ты сам. Такой интерес мало поддается развитию, он либо есть, либо его нет. Другими словами, можно говорить о человеколюбии, дружелюбии, гуманизме.

Еще одно важное качество - толерантность . Это терпимость к другому, иному, готовность принимать разные проявления людей без агрессии и раздражения. Это качество уже, пожалуй, больше поддается развитию, но все же если оно уже есть как данность - будет проще. Ведь психолог работает с самыми разными людьми, при этом для эффективной работы очень важно безоценочное принятие человека.

Третьим было названо такое качество, как гибкость и открытость изменениям . Если вы легко приспосабливаетесь к новым условиям, если вы умеете признавать свои ошибки и быстро изменять свое поведение в зависимости от ситуации, то вы обладаете одним из профессионально важных для психолога качеств.

Будущему психологу необходима и сензитивность , иначе говоря, чувствительность. Если вы хорошо чувствуете настроение другого человека, умеете догадаться о его потребностях, ощущаете боль и радость близких как свою собственную, значит, вы обладаете еще одним важным качеством. Нужно сказать, что оно, в общем-то, развивается, но и начальный уровень имеет значение.

Среди других качеств были также названы такие, как умение ясно выражать свои мысли и умение слышать и понимать другого , ведь психолог много общается с людьми. Названо было и умение управлять собственными эмоциями . Действительно, сложно себе представить несдержанного, взрывного, крайне импульсивного психолога. Все эти умения, в принципе, поддаются развитию, было бы желание.

Нужно сказать, что основная трудность работы психолога в любой сфере - это риск эмоционального выгорания. Ведь так или иначе психолог включается в судьбу и жизнь каждого человека, пропускает его ситуации и проблемы через себя. Этот риск не стоит недооценивать. Если вы замечали, что быстро устаете от интенсивного общения, то представьте, что оно будет занимать основную часть вашей жизни в качестве профессиональной обязанности.


Таким образом, основными профессионально важными качествами выступают следующие: развитые коммуникативные навыки (умение слышать и понимать другого, умение отнестись и задать вопрос, изложить и аргументировать свою точку зрения), умение управлять своими эмоциями, способность к эмпатии (сопереживание), умение хранить тайну, высокий уровень развития словесно-логического, образного и абстрактно-символического мышления, хорошая логическая и эмоциональная память, развитые устойчивость, переключаемость и объем внимания, высокая интеллектуальная работоспособность. Гибкость, объективность, доброжелательность, уверенность в себе, ответственность, наблюдательность, терпеливость, тактичность. Широкий кругозор и эрудированность. Склонность к работе с людьми и исследовательским видам деятельности.

Профессиональные качества работника - это качества, отличающие его от представителей других профессий (Большой энциклопедический словарь).

Важнейшее качество психолога — профессиональная компетентность.

Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач (Большой энциклопедический словарь).

Она включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности. К числу характеристик профессиональной компетентности также относят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Для успешной работы в сфере научной психологии необходимы соответствующие способности. Развитие компетентности и личности психологов как специалистов начинается в студенческие годы и продолжается в течение многих лет. Профессиональное становление психологов имеет свою специфичность в области научно-исследовательской и практической психологической деятельности.

В деятельности любой профессиональной группы вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в совокупности образуют профессиональную этику. Профессиональная деятельность психолога требует соблюдения особых принципов и правил этики.

Принцип профессиональной компетентности.

Принцип ненанесения ущерба человеку.

Принцип научной обоснованности и объективности.

Принцип уважения клиента.

Принцип соблюдения профессиональной конфиденциальности.

Рассмотренные принципы этики психолога характеризуют наиболее общие положения, которые он должен учитывать в своей научной, практической и педагогической деятельности. В свете этих принципов разрабатываются правила и нормы поведения психологов, стандарты их профессиональной деятельности.

В последние годы психологами многих стран разработаны этические нормы профессиональной психологической деятельности.

В то же время в рамках отдельных видов и сфер профессиональной психологической работы существуют и особые этические проблемы. Поэтому нередко рассматриваются специфические этические принципы, важные при проведении психологического исследования, психодиагностики, психологического консультирования.

На пути профессионального становления студентов-психологов ждут надежды, разочарования, и открытия, трудный путь самопознания и освоения профессии. Определенные личностные качества могут побуждать людей заниматься психологией. Есть основания полагать, что определенные впечатления детства и юности порой играют важную роль в последующем выборе психологии как сферы профессиональной деятельности, в выборе тематики научных исследований или практической работы, а также в формировании концепции психолога. В этом разделе книги, а также в биографическом справочнике приводятся многочисленные примеры.

По мнению В.Н. Дружинина, чувство непохожести на других, неприспособленность душевного склада некоторых людей к миру, связанная с желанием эту дисгармонию преодолеть, часто приводит их к занятиям психологией. Мир другого человека для психолога является загадкой. Поэтому психологам присуща терпимость, снисходительность к людям, поскольку изначально они допускают возможность различных, нестандартных форм поведения, мыслей, переживаний. Ларошфуко писал: «Чем умнее человек, тем больше он видит различий между людьми, для человека заурядного — все люди на одно лицо».

Исследования показывают, что психологи-исследователи и психологи-практики, несмотря на сходство, отличаются по ряду личностных качеств.

Как считает К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том числе и психолога необходимы следующие черты личности:

1. Энтузиазм по отношению к работе и ее задачам.

2. Прилежание - способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду.

3. Дисциплинированность.

4. Способность к критике и самокритике.

5. Беспристрастие.

6. Умение ладить с людьми (Рамуль, 1965, с 126-135).

Важными нравственными качествами психолога безусловно считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.

В области психологии специалист должен:

− знать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;

− знать историю развития и современные проблемы психологической науки;

− знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;

− знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;

− знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;

− знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

− знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;

− знать понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;

− знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;

− знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;

− знать основные закономерности психологии образования;

− знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;

− знать основные сферы и виды деятельности психолога;

− знать основы психодиагностики и психологического консультирования;

− знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;

− владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии

− владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;

Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов (А. Косевска, 1990; С. Кратохвил, 1973; М. Либерман, 1966; К. Роджерс, 1954; Славсон, 1962; Ялом, 1973 и др.), Вачков И.В. выделил следующие личностные черты, желательные для практического психолога:

− концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

− открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

− эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

− аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

− энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

− уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

− уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

− богатое воображение, интуиция;

− высокий уровень интеллекта.

К. Рудестам пишет о взаимосвязи личностных черт, теоретических установок и стилей управления у группового психотерапевта (эти слова, по нашему мнению, могут быть отнесены к любому практическому психологу): он «должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций.

С одной стороны, с развитием самосознания, ростом опыта и знаний о групповой и индивидуальной динамике возрастает надежность интуиции. Концептуальные рамки, метод осмысления руководителем наблюдаемых им элементов поведения могут служить ему основой для проверки чувств и надежности интуиции. С другой стороны, концептуальные рамки и методы, используемые без учета интуиции и чувств, могут вести к ригидному, негибкому стилю руководства».

Рассмотрим общекультурные и профессиональные компетенции, которые должен освоить клинический психолог (здесь приведены лишь некоторые, с остальными можно ознакомиться, взяв Образовательный стандарт).

Общекультурные компетенции:

− способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1).

− способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2).

− способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3).

Профессиональные компетенции:

Готовность к активной коммуникации и информационно - аналитической деятельности: активным включением в сеть профессионального сообщества, ведением постоянного информационного наблюдения за предметной областью, анализом динамики ее развития, поддержанием активных контактов с коллегами, активным информированием профессионального сообщества о результатах собственной научной и информационно-аналитической деятельности (ПК-1);

Готовность инициировать психологические исследования: определением области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2);

Владение навыками популяризации психологических знаний, рекомендаций по использованию результатов психологических исследований и инноваций (ПК-21).

Технические средства, используемые на лекции - мультимедийное сопровождение.

Эссе- Каким должен быть психолог?

Психолог? Нет, он не волшебник,
Не чудотворец, не атлет,
Не жизненных задач решебник,
И он не супер-человек.

Он так же дышит, так же любит,
И так же чувствует, как все.
Он не вершит великих судеб,
Он все не знает о тебе.

Твои измерить может память,
Мышленье, темперамент, речь.
Он может лишь чуть-чуть исправить,
Но он не в силах уберечь.

Души твоей путеводитель,
Он лишь подсказка – не ответ,
Дорожный знак, ограничитель
Твоих ошибок, друг побед.

Гармонии в душе желая,
За вас не сотворит ее,
Советом в жизни помогая,
За вас ее не проживет.

Психолог? Нет он не волшебник,
Не шарлатан, не чародей,
Он не святой, не тяжкий грешник,
Он – человек среди людей.

Вот таким стихотворение хотелось бы начать свое эссе. Кто же такой «психолог»? Достаточно часто можно услышать: «А, психолог, это тот, что психов лечит?», «Какой ещё психолог!? Мой ребёнок здоров, это вы не умеете с ним обращаться!». Подобная реакция на упоминание профессии психолога весьма распространена до сих пор даже в среде образованных людей. С такой проблемой и я столкнулась придя работать в школу. Обучающиеся видя меня, говорили, что они не психи и психолог в школе им не нужен. Это связано в основном с тем, что психологов путают с врачами, и считают, что обратиться к психологу означает признать собственное душевное неблагополучие (болезнь). На самом деле, психолог – это специалист с высшим гуманитарным образованием в области психологии, который работает со здоровыми людьми, испытывающими определенные трудности в конкретный момент своей жизни.

Хочется освятить вопрос о том, чем занимается школьный психолог.

В работе школьного психолога можно выделить следующие направления:

1. Психологическая диагностика заключается в проведении фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психодиагностическое направление включает: выявление причин неуспеваемости, анализ проблем личностного развития, оценка развития познавательных процессов и способностей, анализ текущего физического и психического состояния учащихся, профориентация, анализ межличностных отношений учащихся, анализ семейных и детско-родительских отношений.

2. Психологическое консультирование – это работа по конкретному запросу родителей, учителей, учащихся.

3. Коррекционно-развивающая работа проводится в виде индивидуальных или групповых занятий, ходе которых психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.

4. Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

5. Методическая работа (повышение профессиональной квалификации, самообразование, работа с аналитической и отчётной документацией).

На мой взгляд психолог должен быть психически здоров. Он должен быть выносливым, выдерживать большие физические и психологические нагрузки. Для работы школьным психологом нужно обладать определенными качествами, а именно: умением слушать, сопереживать. Работая с людьми, важно четко и понятно формулировать свои мысли, быть трудолюбивым, общительным, ответственным, тактичным, контактным, эрудированным, толерантным. Психологу важно иметь чувство юмора, обладать широкими профессиональными знаниями, любить детей. В процессе работы развиваются такие качества, как умение общаться с различными людьми, понимать их проблемы и интересы, анализировать, находить компромисс; развиваются наблюдательность и профессиональные знания.

Хотелось бы чтобы родители помнили, что психолог не может за них (в обход родителей и учителя) исправить нарушения детской деятельности. Внести коррективы в собственное поведение и во взаимодействие с ребенком могут лишь сами родители и учителя. Поэтому все получится лишь в том случае, если они будут готовы это сделать и приложат все усилия к изменению действий и отношений. Всё зависит от вас самих!

Профессионально важные качества психолога подразумевают специфическую направленность, гибкую концепцию личности и мотив деятельности. Профессиональный психолог обладает высокой наблюдательностью и способностью верно воспроизводить объективность ситуации, анализировать социальное мировоззрение, а также всеми качествами, необходимыми для общения.

Гуманистическая направленность

Гуманистическая направленность проявляется в выдержке, чуткости, оптимизме, интересе к внутреннему миру человека. Таким образом, психолог – это человек, имеющий положительное восприятие себя и окружающих, а кроме всего, стремится к самосовершенствованию и профессиональному росту.

Качество внимания и восприятия

Эти качества необходимы психологам для выявления значимых характеристик личности по малоприметным, на первый взгляд, признакам и явлениям. Наблюдательный специалист, анализируя незначительное изменение в поведении пациента, за ограниченный период времени способен обнаружить симптомы неблагополучия, дать подробную характеристику личности, выявить скрытые проблемы с последующим подходом к их решению. Наблюдение – это психический процесс, составляющими которого являются мыслительные способности, включая воображение, интересы и другие качества наблюдателя.

Самообладание, толерантность

Эмоционально-волевые качества являются неотъемлимыми в работе специалиста: выдержка, самообладание, уверенность, смелость, инициативность, сдержанность, непринужденность, энергичность, приспособленность. Пессимизм, скованность, импульсивность, непредсказуемость – такие качества могут стать существенным препятствием для реализации практических навыков специалиста и его профпригодности.

Авторитетные мнения

По мнению опытных психологов, будущему специалисту необходимо обладать неподдельной заинтересованностью человеком и иметь уважение к личности. Подобный интерес невозможно развить, как и любопытство к устройству внутреннего мира. Не обойтись и без толерантности – терпимости к личностным особенностям человека, готовности принять его недостатки без негативных оценок и раздражения. Дополните эти качества гибкостью, открытостью и чувствительностью, и тогда вы будете способны проникнуться настроением человека, ощутить его боль, как собственную.

Сложность работы психологом состоит в том, чтобы услышать человека, понять его, включиться в его судьбу и пропустить проблемы обратившегося за помощью сквозь себя, т.е. полностью оказать ему психологическую помощь. В этом таится риск эмоциональной перегрузки, поэтому нельзя недооценивать сложности профессиональных обязанностей, учитывая интенсивное взаимодействие с разнообразными людьми. Для того, чтобы понять, имеются ли у вас вышеуказанные качества, не нужно обращаться к другим. Настоящий психолог прежде всего, осознает потенциал внутри себя, необходимый для работы в режиме повседневного оказания помощи.

Копнина Татьяна Ивановна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №7″

Проработала в школе в должности педагога- психолога около 20 лет

В процессе модернизации образования роль психолога возросла. На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт позволяет обратить внимание учителя на возрастные и психологические особенности обучающихся. На первый план в обучении выступают не только учебные умения ученика, но и его личностные достижения (такие, как способность взаимодействовать с окружающими, устанавливать контакты, выражать свою точку зрения и обосновывать ее и т.д.), а также метапредметные результаты (умение понимать учебную задачу, планировать собственную деятельность, контролировать и оценивать свои результаты и результаты других и т.д.) Поэтому, чтобы обучение было эффективным педагог должен идти в ногу со временем и осуществлять образовательный процесс в непосредственном взаимодействии с психологом.

Проработав в школе около 20-ти лет в должности педагога- психолога, я часто задавала себе вопрос: «каким психологом я должна быть?» . И, как говориться, опыт приходит со временем. Поэтому по прошествии лет, я поняла, что психолог должен быть для учителя – наставником, для родителя – помощником, для ученика – другом. Да, да, я не оговорилась, именно другом. Ведь дети очень четко чувствуют ложь и неискренность. Не каждый ребенок может прийти к психологу и рассказать о своих проблемах, открыться ему. Порой требуется много усилий и времени, чтобы выяснить у ребенка, что его волнует на данный момент, определить формы помощи и точки взаимодействия с педагогами и родителями. Миссию психолога на данном этапе я бы сформулировала так: «Не навреди!» Ведь, порой, наши лучшие побуждения могут обернуться для ребенка серьезной проблемой. Проводя консультации с родителями, важно следовать «золотому» правилу: «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе» . Порой для человека очень важно, чтобы ему дали возможность выговориться, а в суете дней это практически невозможно. Миссия психолога в данном случае звучит так: «Выслушай, прими, пойми и помоги!» Для одних достаточно, чтобы их выслушали, для других – направили в нужное русло, а для третьих – предложили варианты решения проблемы. В данном случае помощь психолога – опосредованная. И это важно! Он должен не мешать, не навязывать свое видение проблемы, а сопровождать, предлагать пути разрешения ситуации. Поэтому выбор как действовать в той или иной ситуации остается за консультируемым. В процессе взаимодействия психолога с педагогами, не навязывать свои убеждения, а уважать мнения каждого, даже если вы с ним не согласны. Педагоги настороженно относятся к психологам, так как считают, что могут справиться и без него. А если обращаются за помощью, то требуют максимального решения проблемы. Поэтому миссию психолога можно охарактеризовать так: «Уважай мнение каждого!» Чтобы добиться откровения учителя, важно строить взаимодействие на доверии и открытости. Важно не отстаивать свою точку зрения перед учителем, а помочь ему посмотреть на проблему со сторону (например, поставить себя на место ученика или родителя).