Кто создал кларнет. История создания кларнета. "Левша" из Нюрнберга

С одинарной тростью.

Деревянный корпус цилиндрического сечения, двухколенный, с небольшим раструбом. Трость - прямоугольная пластинка особого сорта тростника (Arundo donax) - крепится к срезу клювообразного мунд-шту-ка (по-след-ний со-еди-нён с кор-пу-сом по-сред-ст-вом ко-рот-кой пе-ре-ход-ной труб-ки - «бо-чон-ка»).

Общая длина типового кларнета in В - 66 см. Большая часть игровых отверстий (общее число 24-27) закрыта металлическими клапанами. Кларнет - транспонирующий инструмент. В современной практике наиболее употребителен кларнет in В (звучит на большую секунду ниже нотной записи), в оркестре (кларнет входит в группу деревянных духовых инструментов) используется также кларнет in А (звучит на малую терцию ниже нотной записи). Характерная акустическая особенность кларнета - образование передуваний на дуо-де-ци-му (а не на октаву, как у других деревянных духовых); с этим связано применение усложнённой клапанной системы.

Диапазон около 4 октав: от «ми» малой до «до» 4-й октавы (по написанию). Нотируется главным образом в скрипичном ключе. Характер звучания сильно различается в разных регистрах: в низком оно густое и сочное, в среднем - ясное и блестящее, в верхнем - резкое. Богатые виртуозные возможности инструмента сочетаются с широкой динамической амплитудой (от рр до ff).

Кларнет сконструировал на основе шалюмо И. К. Деннер из Нюрнберга (около 1700 года). Аппликатурные трудности при игре в тональностях с большим количеством ключевых знаков привели к появлению в середине 18 века кларнетов разных строёв, а необходимость менять инструмент во время игры, в свою очередь, - к усовершенствованию клапанной системы (так, сын изобретателя Я. Деннер сконструировал клапан дуодецимы). В 1809 году немецкой фирмой «Griesling und Schlott» построен кларнет с 10 клапанами, благодаря немецкому виртуозу Г. Берману утвердившийся как сольный инструмент.

Около 1812 года российский кларнетист И. Мюллер сконструировал кларнет in В с 13 клапанами и улучшенной рычажной системой для аппликатурных комбинаций. Этот кларнет, доработанный Берманом, утвердился как основной инструмент семейства и стал известен как «бермановский», или кларнет «немецкой» системы; в XIX-XX веках его продолжали применять и усовершенствовать. В середине XIX века в конструкции кларнета был использован клапанно-рычажный механизм немецкого флейтиста Т. Бёма. В 1889 году французской фирмой «Evette & Schaeffer» создана новая модель «бёмовского» инструмента - кларнет «французской» системы, широко распространившийся во всём мире и практически вытеснивший «немецкий» кларнет.

С середины XVIII века кларнет стал использоваться в оперном оркестре многих европейских стран (Франции, Германии, России). Большую роль в его становлении как оркестрового инструмента сыграли композиторы мангеймской школы. К. Стамиц, Ф. Покоряй, К. Ф. Абель создали концерты для кларнета с оркестром. Й. Гайдн ис-поль-зо-вал кларнет в «па-риж-ских» и «лон-дон-ских» сим-фо-ни-ях, В. А. Мо-царт - в опе-рах (начиная с «Идоменея», 1781 год) и нескольких симфониях (№ 39 Es-dur, 1788 год, и др.).

Шедевры кларнетового репертуара - Квинтет с кларнетом А-dur (1789 год) и Концерт А-dur (1791 год), созданные Моцартом для кларнетиста А. Штадлера. Л. ван Бетховен утвердил кларнет в симфоническом оркестре и создал ансамбли с ним. Значительно расширили темброво-красочные и технические возможности кларнета композиторы-романтики, в особенности К. М. фон Вебер (2 концерта с оркестром, 1811 год; Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано, 1816), И. Брамс (2 сонаты для кларнета с фортепиано, 1894 год; Трио и Квинтет с кларнетом, оба 1891 год).

Концерты написаны также Л. Шпором, И. Плейелем, С. Меркаданте. К образцам яркого использования кларнета в оркестре относятся сочинения Ф. Мендельсона, Дж. Россини, Ф. Листа, Г. Берлиоза («Фантастическая симфония», 1830 год), М. И. Глин-ки («Ка-ма-рин-ская», 1848 год; тан-цы из опер), А. П. Бо-ро-ди-на, П. И. Чай-ков-ско-го, Н. А. Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва, Р. Ваг-не-ра, Р. Штрау-са. Известно Па-те-ти-че-ское трио для клар-не-та, фа-го-та и фортепиано Глин-ки (1832 год). В му-зы-ке XX века кларнет раз-но-об-раз-но ис-поль-зо-ва-ли К. Де-бюс-си (Рапсодия для кларнета с фортепиано или струнным оркестром, 1910 год), М. Равель, Г. Малер, А. Шёнберг, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян (Трио для фортепиано, скрипки и кларнета, 1932 год) и другие композиторы.

В XX веке кларнет распространился и как джазовый инструмент. Один из крупнейших кларнетистов мира Б. Гудмен прославился в джазе и в академической музыке; для него создали концерты И. Ф. Стравинский («Чёрный концерт» для кларнета с джаз-бендом, 1945 год), П. Хиндемит (1947 год), А. Копленд (1948 год); ансамбль с кларнетом «Контрасты» - Б. Барток (1938 год). Создатель отечественной кларнетовой школы - С. В. Розанов.

В симфоническом оркестре, как правило, используются 2 кларнета и бас-кларнет. Среди многочисленных разновидностей исторических инструментов - малый кларнет, или кларнет-пикколо (в высоком строе Es), бассетгорн.

Иллюстрация:

Со-вре-мен-ный клар-нет. Архив БРЭ.

ПАСПОРТ ИНСТРУМЕНТА


Название: Кларнет

Группа: духовой деревянный музыкальный инструмент с одинарной тростью.

Родина: Кларнет был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века.

Применение: в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.

В современном симфоническом оркестре используется два (реже три или четыре) кларнета, при этом музыкант, играющий на последнем по номеру кларнете, может также (в соответствии с партитурой) исполнять партию малого кларнета или бас-кларнета. В оркестровой партитуре партии кларнетов пишутся под партиями гобоев, над партиями фаготов.

Тембр:

Среди деревянных духовых инструментов кларнет занимает особое место по своим акустическим свойствам. Его звуковой канал представляет собой закрытый цилиндр, что наделяет его рядом отличий от других подобных инструментов:

▫ нижние ноты, доступные кларнету, звучат на октаву ниже, чем у инструментов с такой же длиной канала - флейты и гобоя;

▫ в формировании звука, особенно в нижнем регистре, участвуют почти исключительно нечётные гармонические созвуки, что придаёт тембру кларнета специфическую окраску;

▫ при первом передувании (увеличении силы дыхания) происходит скачок звука сразу на дуодециму, а не на октаву, как у других деревянных духовых.

Устройство кларнетов высокого строя

Корпус кларнета представляет собой длинную прямую цилиндрическую трубку (в отличие, например, от гобоя или саксофона, имеющих конический корпус).

Как правило, материалом для корпуса служит древесина благородного дерева (чёрное дерево). Некоторые модели (предназначенные для учебных целей или для любительского музицирования) иногда делают из пластика. В 1930-е годы джазовые музыканты в поисках новых звучаний использовали металлические кларнеты, но такие инструменты не прижились. В то же время, например, в турецкой народной музыке металлический кларнет - один из основных инструментов.

В конце XX века, когда возникла проблема сокращения запасов чёрного дерева, некоторые фирмы стали выпускать кларнеты из смешанных материалов, объединяющие преимущества деревянных и пластиковых инструментов. Например, компания «Buffet Crampon» с 1994 года выпускает инструменты по технологии Green Line из материала, состоящего на 95 % из порошка чёрного дерева и на 5 % - из углепластика. Обладая теми же акустическими свойствами, что и инструменты из чёрного дерева, кларнеты Green Line намного менее чувствительны к изменениям температуры и влажности, что снижает риск повреждения инструмента, кроме того, они легче и дешевле.

Кларнет состоит из пяти раздельных частей: мундштука, бочонка, верхнего колена, нижнего колена и раструба. Отдельно приобретается трость звукообразующий элемент инструмента. Составные части кларнета герметично соединяются между собой, что достигается с помощью пробковых колец, слегка смазанных специальной мазью. Иногда корпус кларнета может быть цельным, не разделённым на части вовсе или разделённым только на две части (особенно у малых кларнетов).

Мундштук кларнета

Мундштук - клювообразной формы часть кларнета, в которую музыкант вдувает воздух. С обратной стороны мундштука на ровной поверхности расположено отверстие, во время игры непрерывно закрываемое и открываемое вибрирующей тростью звукообразующим элементом кларнета. По обе стороны от отверстия находятся так называемые «рельсы» (rails), ответственные за ограничение вибрации трости.

Небольшой изгиб в их верхней части в сторону от трости называется «выемкой». Длина выемки, а также расстояние от свободного конца трости до верхушки мундштука («открытость» мундштука) основные характеристики, отличающие мундштуки друг от друга и влияющие на тембр инструмента в целом.

На ранних этапах истории кларнета мундштук не являлся отдельной частью кларнета и переходил непосредственно в основной корпус инструмента, материалом для которого служило дерево (например, груша). С возникновением необходимости обособления мундштука от остальных частей кларнета для него начали использоваться более прочные материалы: слоновая кость, металлы и др.

Появившиеся во второй половине XIX века эбонитовые мундштуки вскоре стали по сути стандартом. Они наиболее часто используются в музыке всех жанров и дают широкие возможности управления звуком. Встречаются также мундштуки из стекла («хрустальные»), относительно простые в эксплуатации и дающие более открытое звучание, а также из пластика (обладающие более низкой ценой и менее богатым звуком), обычно используемые при обучении.

В Германии распространены мундштуки из твёрдой древесины. Вне зависимости от материала, из которого сделан мундштук, его поверхность обычно шлифуется и полируется (кроме той части, к которой прилегает трость).

Трость кларнета

Трость (язычок) - звукопроизводящая (вибрирующая) часть инструмента, представляющая собой тонкую узкую пластинку, которая изготавливается из особых пород камыша (Arundo donax) или (реже) тростника. Трость прикрепляется к мундштуку с помощью лигатуры (на жаргоне музыкантов - «машинки») - специального металлического, кожаного или пластикового хомутика с двумя винтами (новейшие модели лигатур могут иметь один винт, дающий двунаправленное завинчивание).

Изобретение лигатуры приписывается Ивану Мюллеру и относится к первой четверти XIX века. До этого времени трость привязывалась к мундштуку с помощью особого шнурка (на немецких и австрийских моделях кларнета такой способ крепления трости применяется до наших дней).

Трости продаются в упаковках, в соответствии со своей «твёрдостью» или, как говорят музыканты, «тяжестью», которая зависит от толщины рабочей поверхности трости. Некоторые музыканты с помощью специальных инструментов сами делают трости или переделывают уже купленные (до постановки производства тростей на конвейер так делали все кларнетисты). «Тяжесть» трости и характеристики мундштука взаимосвязаны.

В процессе использования трости достаточно быстро выходят из строя из-за изнашивания волокон камыша. Срок службы трости зависит от силы вдуваемого потока воздуха, «тяжести» самой трости, силы давления на неё и других факторов. При каждодневных занятиях по два часа в день трость изнашивается приблизительно через две недели.

Трость кларнета - хрупкое и тонкое устройство. Для предохранения её от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Бочонок

Бочонок - часть кларнета, ответственная за его настройку. Своё название этот элемент получил из-за внешнего сходства с маленькой бочкой.

Слегка выдвигая бочонок из корпуса или вдвигая обратно перед началом игры, можно изменять общий строй кларнета в пределах приблизительно четверти тона.

Как правило, кларнетисты запасаются несколькими бочонками разной длины, чтобы иметь возможность приспосабливаться к меняющимся условиям игры (температура, влажность воздуха и т. п.) и диапазону оркестра. Длина бочонка подгоняется к общей длине корпуса инструмента.

Верхнее и нижнее колено

Эти части инструмента расположены между бочонком и раструбом. На них находятся звуковые отверстия, кольца и клапаны. Сзади нижнего колена расположена специальная небольшая подставка, опирающаяся на большой палец правой руки, который таким образом поддерживает вес всего инструмента. Остальные пальцы открывают и закрывают отверстия на корпусе инструмента для получения звуков разной высоты.

Непосредственно пальцами закрываются и открываются семь отверстий (шесть на лицевой стороне инструмента и одно на обратной), для всех остальных используются клапаны. Элементы клапанного механизма связаны между собой сложной системой осей, рессор, тяг и винтов.

Раструб

Изообретение раструба приписывается Якобу Деннеру (1720-е годы). Эта часть инструмента позволяет извлечь самую низкую ноту (ми малой октавы) и улучшить интонирование некоторых других низких нот, а также добиться большей точности соотношения между низким и средним регистрами. Раструб бассетгорна и более низких разновидностей кларнета делается из металла и изгибается.

Выдающиеся кларнетисты

▫ Генрих Йозеф Берман - немецкий виртуоз XIX века, первый исполнитель сочинений Вебера;

▫ Бенни Гудмен - крупнейший джазовый кларнетист, «Король свинга»;

▫ Сергей Розанов - основоположник отечественной школы игры на кларнете;

▫ Владимир Соколов - один из лучших советских кларнетистов;

▫ Антон Штадлер - австрийский виртуоз XVIII-XIX веков, первый исполнитель сочинений Моцарта.

История, происхождение и развитие кларнета

Кларнет был изобретён в конце XVII - начале XVIII столетия (некоторые справочники указывают в качестве года изобретения кларнета 1690, другие исследователи оспаривают эту дату и указывают, что первые упоминания о кларнете датированы 1710 годом) нюрнбергским музыкальным мастером Иоганном Христофом Деннером (1655-1707), работавшим в то время над улучшением конструкции старинного французского духового инструмента - шалюмо.

Основным нововведением, позволяющим чётко провести различие между шалюмо и кларнетом, явился клапан на обратной стороне инструмента, управляемый с помощью большого пальца левой руки и помогающий переходу во вторую октаву. В этом регистре звучание первых образцов нового инструмента (первоначально называвшегося просто «усовершенствованная шалюмо») напоминали тембр употреблявшейся в то время трубы, называвшейся кларино (clarino), название которой, в свою очередь, произошло от лат. clarus - «ясный» (звук).

Эта труба дала своё название сначала регистру, а затем и всему инструменту clarinetto (итальянское название кларнета) буквально означает «маленькая clarino». В течение некоторого времени шалюмо и кларнет употреблялись на равных, однако уже во второй четверти XVIII века шалюмо практически исчезает из музыкальной практики.

Дело Деннера продолжил его сын Якоб (1681-1735), три инструмента его работы хранятся в музеях Нюрнберга, Берлина и Брюсселя. Все эти кларнеты имели по два клапана. Инструменты такой конструкции были весьма распространёнными вплоть до XIX века, однако австрийский музыкант Паур около 1760 года добавил к уже существовавшим двум клапанам третий, кларнетист из Брюсселя Роттенбург - четвёртый, англичанин Джон Хэйл в 1785 году - пятый, наконец, знаменитый французский кларнетист и композитор Жан-Ксавье Лефевр около 1790 года создал классическую модель кларнета с шестью клапанами.

К концу XVIII века кларнет становится полноправным инструментом классической музыки. Появляются виртуозные исполнители, улучшающие не только технику исполнения на кларнете, но и его конструкцию. Среди них следует отметить Ивана Мюллера, который изменил конструкцию мундштука, чем значительно повлиял на тембр, упростил передувание и расширил диапазон инструмента, по сути, создав его новую модель. С этого времени начинается «золотой век» кларнета.

Совершенствование кларнета

Совершенствование кларнета продолжилось и в XIX веке: профессор Парижской Консерватории Гиацинт Клозе и музыкальный мастер Луи-Огюст Бюффе (брат основателя фирмы «Buffet-Crampon» Дени Бюффе) успешно приспособили к кларнету систему кольцевых клапанов, изобретённую флейтистом мюнхенской Придворной капеллы Теобальдом Бёмом и первоначально применявшуюся только на флейте. Эта модель получила название «кларнет Бёма» или «французский кларнет».

Среди других выдающихся мастеров, принявших участие в дальнейшем улучшении конструкции кларнета, можно назвать Адольфа Сакса (изобретателя саксофона и широкомензурных медных духовых инструментов) и Эжена Альбера.

В Германии и Австрии получили распространение так называемые «немецкие» и «австрийские» кларнеты, ведущие своё происхождение от инструмента с системой клапанов, сконструированной Иоганном Георгом Оттенштайнером (1815-1879) совместно с кларнетистом Карлом Берманом, который выпустил «Школу игры на кларнете» для этой системы.

В 1900-х годах берлинский мастер Оскар Элер (1858-1936) внёс в неё небольшие усовершенствования. Традиционно такую систему называют именно «системой Элера». Механизм немецкого кларнета отличается от французского и менее приспособлен для беглой виртуозной игры. Мундштуки и трости этих кларнетов также делаются по технологии, отличающейся от французской. Считается, однако, что инструменты немецкой системы обеспечивают бoльшую выразительность и силу звука.

В течение достаточно долгого периода кларнеты немецкой системы были широко распространены по всему миру, однако приблизительно с 1950-х годов начался переход музыкантов на кларнеты французской системы, и сейчас на немецких кларнетах играют в основном только австрийские, немецкие и голландские, а также, сохраняя дань традиции - некоторые российские кларнетисты.

Помимо систем Бёма и Элера, существует ещё несколько вариантов расположения клапанов на инструменте, в частности, в начале ХХ века фирма «Selmer» выпускала «кларнеты Альбера» (напоминавшие по строению инструменты середины XIX века), а в 1960-70-х годах - «кларнеты Марки». Диапазон последних мог быть расширен вверх на октаву. Тем не менее, широкого распространения эти инструменты не получили.

Среди экспериментальных образцов разных конструкторов нужно отметить четвертитоновый кларнет Фрица Шюллера, предназначавшийся для исполнения современной музыки.

Современный кларнет представляет собой достаточно технически сложный механизм. Инструмент имеет около 20 клапанов, множество осей, рессор, тяг и винтов. Ведущие фирмы-изготовители музыкальных инструментов постоянно совершенствуют конструкцию кларнета и создают новые модели.

Разновидности кларнетов

Кларнет обладает обширным семейством: в разные годы было создано около двадцати его разновидностей, некоторые из которых быстро вышли из употребления (кларнет in H, кларнет д’амур), а некоторые - используются и в наше время.

Основными представителями этого семейства являются кларнет in B (в строе си-бемоль; также иногда называемый сопрановым или большим кларнетом) и кларнет in A (в строе ля).

Помимо этих двух основных инструментов также иногда находят применение в музыке следующие разновидности кларнета:

▫ кларнет-сопранино;

▫ малый кларнет (кларнет-пикколо);

▫ кларнет in C;

▫ бассет-кларнет;

▫ бассетгорн;

▫ альтовый кларнет;

▫ контральтовый кларнет;

▫ бас-кларнет;

▫ контрабасовый кларнет.




Про Карла, Клару, кларнет и кораллы

Знают об этом

И стары, и малы,

Ни для кого

Теперь не секрет,

Что Карл у Клары

Украл кораллы,

А Клара у Карла

Украла кларнет.

Карл не знал,

И Клара не знала,

Что о пропаже

Узнает весь свет,

Иначе бы Карл

Не брал кораллы,

И Клара тогда

Не брала бы кларнет.

Все было просто:

Они играли,

И ничего плохого

В том нет,

А всюду кричат:

– Украли! Украли!

У Клары – кораллы,

У Карла – кларнет.

Недаром твердят

Старики и старушки,

Что в детстве,

Когда начинаешь играть,

У друга нам кажутся

Лучше игрушки,

И мы на свои

Их хотим поменять.

Поэтому Карл

Поменял на кораллы

У девочки Клары

Свой новый кларнет,

А всюду твердят,

Что украл он кораллы,

А Клара у Карла

Украла кларнет.

И как у людей

Мог язык повернуться

Про Клару и Карла

Такое наврать?!

Сто раз повторить

И при том не запнуться,

Когда о таком

Очень трудно сказать,

Что Карл у Клары

Украл кораллы,

А Клара у Карла

Украла кларнет.

И если бы Карл

Не крал кораллы,

То Клара у Карла

Не крала б кларнет.

Ждет болтунов

Справедливая кара,

Ведь можно язык

Себе поломать,

Прежде чем скажешь,

Что Карл и Клара

Кларнет и кораллы

Могли своровать.

Андрей Крючков




История кларнета

Начало XVIII века для семейства деревянных духовых ознаменовалось рождением нового уникального «индиго»- инструмента, который получил название кларнет. Постепенно его тембровые краски дополнили палитру классического европейского симфонического оркестра.

История отдаёт пальму первенства в создании этого инструмента немецкому мастеру музыкальных инструментов Иоганну Кристофу Деннеру. Как говорится, всё новое - это хорошо забытое старое. Не обошло это утверждение стороной и процесс создание кларнета. Нюрнбергский маэстро модернизировал старинный французский инструмент - свирель шалюмо. Благодаря такому приёму и родился кларнет в современном его понимании. Звук шалюмо можно было услышать в различных французских оркестрах. Сам по себе инструмент представлял собой цилиндрическую безраструбную трубку с семью игровыми отверстиями. Музыкант должен был попеременно на них нажимать для извлечения звуков. Возможности диапазона этой свирели были ограничены одной октавой. Что делает Деннер? Он убирает трубочку, в которой помещался пищик, заменяя его тростью - пластинкой, сделанной из камыша, и прикрепляет ее к мундштуку. Придумав мундштук, а также систему закрепления трости к нему, тем самым, немецкий мастер запатентовал уникальный способ извлечения звука. Как бы ни совершенствовали кларнет в будущем, суть «деннеровской» схемы «мундштук + трость», пожалуй, останется неизменной. Изначально мундштук и верхнее колено инструмента были одним целым, и трость соприкасалась с верхней губой, потому что первые кларнетисты играли «тростью вверх», на перевернутом мундштуке. Позже постановка мундштука (а соответственно, и губного аппарата исполнителя) стала такой, какой она является и сегодня: трость прикрепляется снизу. Преимуществами такого положения стало то, что исполнитель мог теперь регулировать звук, интонацию, посредством изменения давления губного аппарата на трость. Также извлечение звука стало сфокусированным и четким, ведь язык при игре теперь касался трости. Говоря музыкальным языком, качество атаки за этот счёт значительно улучшилось. Первоначально Иоганн Деннер задумывал постановку рук на инструменте диаметрально противоположную той, которой кларнетисты пользуются сегодня во всём мире. То есть правая рука находилась на верхнем колене инструмента, а левая - на нижнем. Еще одной немаловажной задачей для создания полноценно звучащего инструмента стало следующее: нужно было расширить его диапазон. Обычно, для расширения диапазона любого духового инструмента используется принцип передувания. Чем больше усиливается поток воздуха в инструмент, тем выше получится нота. Когда исполнитель подаёт усиленную струю воздушного потока в кларнет, на выходе получится не просто высокий звук, а, как правило, он будет фиксированным. При том же положении пальцев на аппликатуре, но с более сильной подачей воздуха будет звучать нота, которая расположена на интервал «дуодецима» (октава + квинта) выше от «базового» звука. К примеру, изначальное «до» первой октавы, при передувании, даёт ноту «соль» второй октавы. Немецкий изобретатель решил также следовать такому принципу, однако свирель шалюмо не могла представить Деннеру возможности передувания через октаву. Поэтому мастер добавил к уже существующим шести два новых отверстия. Это позволило расширить диапазон инструмента. «Увеличились» малая и первая октавы. В малой появились такие звуки: фа, соль, ля, си. В первой - до, ре, ми, фа, соль. Немного позже Иоганн Деннер добавляет ещё пару отверстий, одно из которых он расположил на тыльной части инструмента. И приделывает к ним клапаны. Как итог, получились новые звуки. Благодаря клапанам теперь стало возможным брать ноты «ля» и «си» первой октавы.

В процессе усовершенствования инструмента, а также личных наблюдений, немецкий музыкальный мастер заметил следующее: когда происходит нажатие на второй из нововведённых клапанов, то «добыть» звук на дуодециму выше становится значительно проще и качественнее. Именно это наблюдение и стало решающей точкой отсчета рождения кларнета, как самостоятельного инструмента, а не подвида шалюмо. Теперь инструмент позволял извлекать из себя три октавы. Однако далеко не сразу его звучание стало «выровненным» - в каждом регистре был свой тембр, и они явно между собой контрастировали. Звуки, которые брались через дуодециму, получались крайне резкими и пронзительными. Их тембр перекликался со звучностью старинной трубы - кларино. Трубный «кларино» раструб, которым Деннер снабдил шалюмо, фактически и дал название «кларнет», что является уменьшительным названием от итальянского «clarino» - «clarnetto». Иоганн Кристоф Деннер передал своё музыкальное дело сыну, который также внёс свою лепту в развитие технических возможностей кларнета. Первым шагом было то, что он сделал раструб инструмента более широким. Это сделало тембр кларнета лучше. Затем мастер сдвинул тыльный клапан (вышеупомянутая «дуодецима») вверх, и сузил отверстие, находившееся под ним. Таким образом, верхний регистр зазвучал качественнее. Однако в процессе такого перемещения «потерялась» нота «си». При нажатии на дуодецимный клапан теперь звучала нота «си-бемоль». Для восстановления ноты Деннер-младший удлиняет нижнее колено инструмента и добавляет новый клапан внизу. Этот ход и определил пограничную нижнюю ноту в диапазоне кларнета. «Ми» малой октавы и по сей день является самой низкой нотой на инструменте. Все нововведения сына Иоганна Деннера историки относят к 1720 году. Ещё один музыкальный мастер, Бартольд Фриц, позднее также внёс свой вклад в создание кларнета. Третий клапан теперь закрывался мизинцем левой руки, благодаря своему изменённому расположению. В 50х годах XVIII века Иосиф Беер, немецкий кларнетист, встроил в нижнее колено два новых клапана. Диапазон инструмента стал богаче на два «базовых» звука - «фа-диез» и «соль-диез» малой октавы. При передувании, эти «базовые» звуки превращались в «до-диез» и «ре-диез» второй октавы. К концу XVIII века у кларнета появляется ещё один, уже шестой, клапан. Так, у кларнета появился ещё один звук: до-диез. Случилось это благодаря разработке Ксаверия Лефера, французского кларнетиста и профессора Парижской консерватории. Вот таким и вошёл в новый век этот деревянный духовой инструмент. Динамика звучания вполне подавалась исполнительской регулировке. Также музыканту были под силу как легатные так и стаккатные мелодии. Но оставалось ещё преодолеть сохранившуюся «неровность» и контрастность между регистрами. Слушая исполнение на кларнете с закрытыми глазами, вполне можно было сказать, что перед слушателем - два разных музыкальных инструмента. Нижний регистр отличался густыми мрачными красками, верхний же поражал своей яркостью и силой. Внизу слышались ноты шалюмо, а вверху - мотивы кларино. Слишком большого мастерства от исполнителя требовали связующие звуки между регистрами, а именно: «соль-диез», «ля», «си-бемоль» первой октавы. Кларнет с трудом «поддавался» даже виртуозам. Необходимость передувания на дуодецимный интервал также прибавляло сложностей исполнителю. Когда тональность исполняемого произведения была неудобной для кларнетового строя, и появлялось много встречных ключевых знаков, то перед исполнителем возникали определённые аппликатурные трудности. Нужно было их преодолевать. Решение пришло в виде предложения создать «семью» кларнетов. Другими словами, возникла необходимость изготовить инструменты разных размеров. В итоге появились кларнеты с разным музыкальным строем. Изначально кларнетовая «семья» состояла из таких строёв: до, ре, фа, ля, си-бемоль, си. «Ре» - кларнет ещё назывался «малым», а «фа» - кларнет - «бассетгорном». Существенное развитие и усовершенствование большой семьи европейских духовых инструментов произошло в XIX веке.

Значительной фигурой, внёсшей огромный вклад в улучшение деревянных духовых музыкальных инструментов, был знаменитый музыкальный мастер Теобальд Бём. Одной из главнейших заслуг мастера стала разработанная им новая аппликатурная система. Ставилось за цель поднять на несколько ступеней уровень виртуозности исполнителя, а, следовательно, улучшить технические данные инструмента. Также Бём приложил усилия к тому, чтобы кларнет звучал достаточно выверено и насыщенно во всём своем диапазоне. Так что кларнету было «предрешено» продолжить путь усовершенствования. Немецкий кларнетист-виртуоз Иван Мюллер помимо своих исполнительских талантов запомнился музыкальной истории еще и тем, что он значительно модернизировал «си-бемольный» кларнет. Им была проделана серьёзная работа в области переделки игровых отверстий. Важный момент состоял в том, чтобы соблюсти акустические законы выстраивания звукоряда. Сначала мастера изготавливали практически все отверстия на кларнете таким образом, чтоб исполнитель мог полностью закрыть каждую дырочку пальцем руки. Качество интонации страдало от несоблюдения акустических законов. Для достижения чистой интонации, Мюллер установил дополнительный клапан над «фа» - отверстием, и ещё несколько таких же клапанов над другими отверстиями. Теперь их стало 13. Конечно же, мюллеровская аппликатурная система также усовершенствовалась со временем. Механика кларнета весьма разнообразилась: отверстия, клапаны, рычажки - всего этого стало значительно больше. Потрясающее изменение в истории инструмента случилось в начале 40х годов. Гиацинт Клозе и фирма «Буффе Крампон» объединили совместно свои силы, и создали кларнет с выровненными по звучанию регистрами, хорошим легато и яркими трелями. Однако мастера весьма усложнили аппликатуру из-за того, что им пришлось вносить много дополнений в механику инструмента. В наши дни существуют кларнеты двух систем: бёмовская и мюллеровская.

Кларнет был изобретен в последнем десятилетии XVII столетия. Непосредственным предшественником Кларнета является древний народный инструмент свирель.

Первый изобретенный кларнет имел семь отверстий и два клапана: ля и си-бемоль (он же - клапан дуодецимы). Полутоны получались искусственно-открытием отверстия наполовину и степенью напряжения губных мышц.

Первыми композиторами, начавшими употреблять кларнет в оркестре, были Я. Стамиц (1717- 1757), К. Абель (1723-1787), К- Каннабих (1731- 1798), И. К. Бах (1735-1782). В дальнейшем значение кларнета как оркестрового и сольного инструмента возрастало соответственно его техническому усовершенствованию.

Долгое время существовали кларнеты разнообразных строев - высокие As, F, D, Es и обыкновенные С, В и А. Кроме того - Clarinette d"amour строя G (изобретенный в 1770 г.), бассетгорны (альтовые кларнеты) F и Es (изобретенные в 1782 г.), которые использовал В. Моцарт, написавший для них соло в опере "Милосердие Тита" и партию в "Реквиеме", а также бас-кларнет (изобретенный в 1793 г.) в строях С, В и А.

Развитию механизма кларнета значительно способствовали исполнители. Так, в 1809 г. кларнетист Иван Мюллер присоединил к уже имеющимся десяти клапанам несколько рычагов для получения различных аппликатурных вариантов.

В начале сороковых годов XIX века профессор Парижской консерватории Г. Клозе (1808-1880) совместно с фирмой Buffet применил на кларнете системы "Мюллер" подвижные кольца (очки), сконструированные для флейты Т. Бёмом. Это и есть тот инструмент, который обычно называют кларнетом Бёма.

Благодаря своему красивому тембру и техническим возможностям, кларнет с конца XVIII столетня занял прочное положение в оркестре и выдвинулся как сольный и ансамблевый инструмент.

В настоящее время кларнеты французской системы получили наибольшее распространение. Они имеют отличие от немецкой системы в сверлении канала инструмента. "Вилковая" аппликатура звуков (см. пример ниже) здесь не применяется:

Французская система дает большую свободу в звукоизвлечении в верхнем регистре.

Кроме того, устройство клапанной системы на нижнем колене дает возможность извлекать звуки:

Преимущество кларнетов французской системы состоит также в возможности более ясного интонирования звуков gis1, a1, b1, звучащих на кларнете немецкой системы несколько тускло. С помощью мизинцев правой или левой руки (при этом один мизинец остается свободным), что устраняет необходимость передвижений мизинцев с клапана на клапан.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

КЛАРНЕТ. История создания Дмитриев М.А. преподаватель СПб ГБОУ ДОД «Детская школа искусств № 13 Курортного района»

Был изобретен в конце XVII - начале XVIII столетия (некоторые справочники указывают в качестве года изобретения кларнета 1690, другие исследователи оспаривают эту дату и указывают, что первые упоминания о кларнете датированы 1710 годом) нюрнбергским музыкальным мастером Иоганном Христофом Деннером (1655-1707). Кларнет – язычковый деревянный духовой инструмент с одинарной тростью.

Иога́нн Хри́стоф Де́ннер (13 августа 1655, Лейпциг - 20 апреля 1707, Нюрнберг) - немецкий музыкальный мастер, считающийся изобретателем кларнета Деннер родился в семье токаря Генриха Деннера, занимавшегося также изготовлением и настройкой духовых музыкальных инструментов. В 1666 году отец и сын переехали в Нюрнберг, где в 1678 году молодой Деннер открыл первую фабрику по производству инструментов. В дальнейшем семейное дело продолжили сыновья Иоганна Деннера - Якоб и Иоганн Давид. До наших дней сохранилось 68 инструментов, автором которых считается Деннер.

Наибольшую известность Деннер получил как изобретатель кларнета. С 1680-х годов он работал над усовершенствованием конструкции старинного духового инструмента - шалюмо, и около 1690 года в результате различных экспериментов был получен новый инструмент, названный кларнетом. Некоторые исследователи оспаривают как дату появления кларнета, так и приоритет Деннера в авторстве этого изобретения. Единственный сохранившийся кларнет, считающийся работой самого Деннера, хранится в Калифорнийском университете в Беркли, второй существовавший инструмент был утрачен во время Второй мировой войны. Первое же сохранившееся упоминание о кларнете в печати датировано 1710 годом, то есть три года спустя после смерти Деннера.

Шалюмо ́ (фр. chalumeau , от греч. κάλαμος - «тростник») - деревянный духовой музыкальный инструмент эпохи Средневековья, барокко и раннего классицизма. Считается предшественником современного кларнета. Звукоряд шалюмо в основном диатонический. Поскольку инструмент не оснащен клапанами, хроматические ноты на нем звучат неясно и иногда неточно по высоте. Диапазон шалюмо не превышал полутора октав, поэтому существовали несколько разновидностей этого инструмента, настроенных в разных регистрах. В XVI-XVII веке шалюмо периодически включались в оркестры. Различные сольные произведения для этого инструмента создавались вплоть до 1730-х годов (концерт Иоганна Фридриха Фаша, двойной концерт Телемана). До наших дней сохранились восемь экземпляров старинных шалюмо. Предпринимаются попытки воссоздать на их основе современные копии инструментов Слово chalumeau встречалось во французском языке с XII века и первоначально использовалось для обозначения разных типов духовых инструментов. По конструкции шалюмо занимает промежуточное положение между блокфлейтой и кларнетом. Как и кларнет, шалюмо обладает цилиндрической трубкой и одинарной тростью.

Основным нововведением, позволяющим четко провести различие между шалюмо и кларнетом, явился клапан на обратной стороне инструмента, управляемый с помощью большого пальца левой руки и помогающий переходу во вторую октаву. В этом регистре звучание первых образцов нового инструмента (первоначально называвшегося просто «усовершенствованная шалюмо ») напоминали тембр употреблявшейся в то время трубы, называвшейся « кларино » (clarino), название которой, в свою очередь, произошло от лат. clarus - «ясный» (звук). Эта труба дала свое название сначала регистру, а затем и всему инструменту ― clarinetto (итальянское название кларнета) буквально означает «маленькая clarino ». диапазон кларнета

В течение некоторого времени шалюмо и кларнет употреблялись на равных, однако уже во второй четверти XVIII века шалюмо практически исчезает из музыкальной практики. Дело Деннера продолжил его сын Якоб (1681-1735), три инструмента его работы хранятся в музеях Нюрнберга, Берлина и Брюсселя. Все эти кларнеты имели по два клапана.

Инструменты такой конструкции были весьма распространенными вплоть до XIX века, однако австрийский мастер Паур около 1760 года добавил к уже существовавшим двум клапанам третий, бельгийский мастер Роттенбург - четвертый, англичанин Джон Хэйл в 1785 году - пятый, наконец, знаменитый французский кларнетист и композитор Жан- Ксавье Лефевр около 1790 года создал классическую модель кларнета с шестью клапанами.

Лефевр преподавал в Парижской консерватории с самого ее основания (1795) до 1824 года. Среди его учеников - многие известные кларнетисты своего времени, в их числе Бернхард Хенрик Круселль. В 1802 году вышла в печать его «Школа игры на кларнете», пользовавшаяся большой популярностью и переведенная на итальянский и немецкий языки. Жан- Ксавье Лефевр Лефевр был первым, кто расширил диапазон кларнета до современных границ (ми малой октавы - до четвертой октавы) и использовал трели на всем его протяжении. Ему также приписывается создание классической « добёмовской » модели инструмента с шестью клапанами (добавление клапана для ноты до-диез первой октавы/соль-диез второй), однако наряду с этим существует мнение, что Лефевр только перенял идею шестиклапанного инструмента, первые образцы которого появились в Германии.

К концу XVIII века кларнет становится полноправным инструментом классической музыки. Появляются виртуозные исполнители, улучшающие не только технику исполнения на кларнете, но и его конструкцию. Среди них следует отметить Ивана Мюллера, который изменил конструкцию мундштука, чем значительно повлиял на тембр, упростил передувание и расширил диапазон инструмента, по сути, создав его новую модель. С этого времени начинается «золотой век» кларнета. В начале XIX века кларнет был достаточно технически несовершенным инструментом. Некоторые хроматические звуки были недостаточно интонационно чистыми, и композиторам при написании музыки приходилось учитывать особенности инструмента.

Иван Мюллер К 1809 году он окончательно оформил новую модель инструмента и при поддержке парижского банкира М. Пети основал фабрику, на которой производились такие кларнеты. Первое сольное выступление Мюллера на новом инструменте произвело сильное впечатление на музыкальную общественность, и кларнет системы Мюллера начал быстро завоевывать популярность среди музыкантов, в числе которых были Генрих Берман и Иоганн Херштедт. В 1810 году Мюллер написал «Школу усовершенствованного кларнета». Мюллер уточнил расположение звуковых отверствий на корпусе кларнета, изобрел новую форму клапанов (вместо использовавшихся ранее плоских клапанов с кожаной подкладкой он сконструировал объемные « таблеткообразные »), предложил новое расположение мундштука (тростью вниз) и сделал ряд других усовершенствований. Среди других изобретений Мюллера - лигатура, особое устройство для прикрепления трости к мундштуку. До этого времени в качестве лигатуры использовался особый шнурок (на немецких и австрийских моделях кларнета шнурок применяется до наших дней).

Среди других выдающихся мастеров, принявших участие в дальнейшем улучшении конструкции кларнета, можно назватьАдольфа Сакса (изобретателя саксофона и широкомензурных медных духовых инструментов) и Эжена Альбера. Совершенствование кларнета продолжилось и в XIX веке: профессор Парижской консерватории Гиацинт Клозе и музыкальный мастер Луи-Огюст Буффе (брат основателя фирмы « Buffet-Crampon » Дени Бюффе) успешно приспособили к кларнету систему кольцевых клапанов, изобретенную флейтистом мюнхенской Придворной капеллы Теобальдом Бёмом и первоначально применявшуюся только на флейте. Эта модель получила название «кларнет Бёма » или «французский кларнет».

В Германии и Австрии получили распространение так называемые «немецкие» и «австрийские» кларнеты, ведущие свое происхождение от инструмента с системой клапанов, сконструированной Иоганном Георгом Оттенштайнером (1815-1879) совместно с кларнетистом Карлом Берманом, который выпустил «Школу игры на кларнете» для этой системы. В 1900-х гг. берлинский мастер Оскар Элер (нем. Oehler ; 1858-1936) внес в нее небольшие усовершенствования. Традиционно такую систему называют именно «системой Элера ».

Открыв в 1887 году собственную мастерскую по изготовлению инструментов, Элер взялся за улучшение конструкции существовавшей тогда в Германии модели кларнета Генриха Бермана. Мастер добавил дополнительные отверстия (расширив их количество до 28), при этом, однако, не меняя количества управляющих клапанов (их осталось 22). Таким образом, без усложнения аппликатуры стало возможно извлекать звуки более широкого диапазона и более чистого интонирования. Кроме того, Элер упростил извлечение некоторых нот и предложил новую конструкцию мундштука с чуть вогнутой фасеткой (поверхностью, прилегающей к трости). Идеи Элера были приняты на вооружение и развиты немецкими мастерами XX века, среди которых наиболее известны Артур Юбель (1888-1963) и Людвиг Варшевски (1888-1950). Инструменты конструкции Элера были широко распространены вплоть до середины XX века, когда их стали вытеснять кларнеты французской системы, тем не менее, и в наше время «немецкие» кларнеты активно используются в Германии и Австрии. Оскар Элер

Механизм немецкого кларнета отличается от французского и менее приспособлен для беглой виртуозной игры. Мундштуки и трости этих кларнетов также делаются по технологии, отличающейся от французской. Считается, однако, что инструменты немецкой системы обеспечивают бо́льшую выразительность и силу звука. В течение достаточно долгого периода кларнеты немецкой системы были широко распространены по всему миру, однако приблизительно с 1950-х годов начался переход музыкантов на кларнеты французской системы, и сейчас на немецких кларнетах играют в основном только австрийские, немецкие и голландские, а также, сохраняя дань традиции - некоторые российские кларнетисты. Помимо систем Бёма и Элера, существует еще несколько вариантов расположения клапанов на инструменте, в частности, в начале XX века фирма « Selmer » выпускала «кларнеты Альбера» (напоминавшие по строению инструменты середины XIX века), а в 1960-70-х годах - «кларнеты Марки». Диапазон последних мог быть расширен вверх на октаву. Тем не менее, широкого распространения эти инструменты не получили.

Среди экспериментальных образцов разных конструкторов нужно отметить четвертитоновый кларнет Фрица Шюллера, предназначавшийся для исполнения современной музыки. Современный кларнет представляет собой технически достаточно сложный механизм. Инструмент имеет около 20 клапанов, множество осей, рессор, тяг и винтов. Ведущие фирмы-изготовители музыкальных инструментов постоянно совершенствуют конструкцию кларнета и создают новые модели.