Определи основную мысль произведения паустовского. Разработка урока литературного чтения "корзина с еловыми шишками"

  • Обучающая , частично поисковая: обучать умению подчинять свою работу названию темы, умению делать выводы, строить умозаключение, показать воздействие музыки на слушателя, наблюдать за стилем К.Г. Паустовского, работать над развитием речи, учить слушать, выражать свои мысли, чувства.
  • Развивающая : развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать произведение, самостоятельность, эмоциональный мир, воображение, творческие способности, память, мышление.
  • Воспитательная : прививать чувство любви к литературе, учить любоваться красотами природы, расти добрыми, чуткими, жизнелюбивыми.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Музыка в нашей жизни всегда. Это ТВ, это радио, кто-то учится в музыкальной школе, кто-то сам сочиняет и напевает нехитрые мелодии. Музыка играет в душе, когда нам: радостно, печально, тревожно, спокойно. Музыка для каждого из нас разная. Послушаем одно из музыкальных произведений, которому уже много десятков лет, но которое до сих пор вызывает бурю эмоций.

(Звучит музыка Э. Грига из оперы «ПерГюнт»“Утро”. Приложение 1 . (Слайды с 1 по 11)

У:- Какая красивая музыка!
- Кто написал эту чудесную музыку.? (Э.Григ.) (Слайд 12)

2.Рефлексия

Какие чувства, впечатления и настроения вызвало у вас это произведение?

Что вы представили, слушая музыку?

А что произвело на вас большее впечатление, сама музыка или описание музыки Паустовским?

Что вы лучше поняли, художественное произведение или музыкальное?

Как вы думаете, почему так происходит? Что нужно для того, чтобы понять музыку?

(её надо услышать)

У:- Как связаны литература и музыка?

Д: Это произведения искусства, которые заставляют читателя или слушателя мыслить, чувствовать, переживать.

Верно, Паустовский тоже это понимает. Найдите и прочитайте фразу,

в которой он объясняет, что трудно описывать музыку словами?

(невозможно описать музыку словами, как бы ни был богат наш язык)
- Где Вы черпаете вдохновение для сочинения такой красивой музыки?- спросили как - то Э.Грига.
- В величественной, суровой, северной стране неприступных гор, густых лесов, волшебных фьордов. В стране, где живут гордые и сильные духом люди.

У: -Ребята, а кто знает, что обозначает слово фьорды?

У: Эта страна расположена на Скандинавском полуострове, за полярным кругом, в зоне сурового арктического климата. Что это за страна? Расшифруйте слово.

Назовите Родину композитора. (Слайды с 13 по 16)

Норвегия- родина Грига, композитора и музыканта.

  • Проблемный вопрос

У: Почему на уроке литературного чтения мы встретились с композитором и его замечательной музыкой? (Слайд 17)

Д: Э. Григ и его волшебная музыка лежит в основе произведения К. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”. (Слайд 18)

У: К. Паустовский любил писать истории из жизни знаменитых людей. Так появился рассказ “Корзина с еловыми шишками”.

Тема : К.Г.Паустовский
“Корзина с еловыми шишками”

Тема высказывания :
“Чем должен жить человек?”

Что необычного заметили в записи темы урока?

Д: Мы видим вопросительное предложение, а значит, нам предстоит дать на него ответ.

(Слайд 19)

У: Я хочу видеть на уроке внимательных, серьёзных, вдумчивых читателей, способных размышлять, анализировать, чувствовать сердцем и душой.

2. Осмысление

(Слайд 20 Встреча Грига и Дагни)

У: Ну, конечно, вы узнали этих героев? А что у девочки в корзине? Она так тяжела!

Д: В корзине у Дагни еловые шишки!

  • Проблемный вопрос

У: А зачем девочке понадобились шишки? (Варианты ответов детей.)

Д: Шишками можно топить печь, делать различные игрушки, утеплять дом.

У: А знаете ли вы, как появляются еловые леса? (Слайд 21)

У: Еловые леса растут из семян, которые находятся внутри шишек.(Слайд 22 для люб.)

Дагни - дочь лесника. Она собирала шишки с семенами для отца, а он, сажая семена, выращивал деревья.

У: Могла ли Дагни жить в этой избушке?

(Слайд 23 Избушка лесника)

  • Анализ текста

У: Ребята, давайте и мы соберем свои “шишки”, получим свои “семена” знаний, которые пригодятся в дальнейшей жизни. (Слайд 24)

  • Проверим домашнее задание
  1. Распредели слова по группам (ассоциативный ряд) (Слайд 25)

б) По опорному конспекту составь рассказ (описание) (Слайд 26)

Осенний лес
Грибной воздух
Шум прибоя
Пряди мха
Весёлое эхо

Зимний город
Туман
Пароходы
Пристань
Снег

У: Как вы думаете, зачем К. Паустовский включил описание осеннего леса и зимнего города? (Варианты ответов детей.)

Д: Композитор черпает вдохновение не только в природе, но и в обычной обстановке, привычном окружении. (Контраст: медь и золото листьев и заржавленный пароход.)

У: Произведение Константина Паустовского читают уже 150 лет!

Давайте и мы вслушаемся в красоту художественного слова, анализируя текст.

(Учитель раздаёт задания - “шишки” из корзины. Класс работает по группам разного уровня сложности.)

Дети вспоминают правила работы в группе. (Слайд 27 «Учись учиться»)

(Чтение вслух по цепочке, выбор старшего группы, название главы вслух, вопросы не читаем, дополнительные ответы поощряются, включаем музыку.

«Единственный путь, ведущий у знанию- деятельность.» Б. Шоу.

У: Я желаю вам плодотворной работы. (Слайд 28)

- Но сначала немного отдохнем.

Физкультминутка . (Слайд 29)

(Ребята выполняют задание, используя памятки: “Компоненты интонации”, “Идеальному читателю”, “Учись работать по алгоритму”.)

  • Работа в группе по главам произведения.

1-я группа “Встреча в лесу”. (Слайд 30)

У: Подарки материальные - вещи, игрушки - легче дарить.

Григ же задумал очень сложный - духовный подарок - музыку.

Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку, поэтому Григ обещает подарить подарок позже.

2 группа “В доме композитора”. (Слайд 31)

У: “…У тебя на сердце зацвел белый цветок и наполнил всё твоё существо благоуханием весны”.

Как ярко и точно пользуется художественным словом К. Паустовский. (Выслушивая ответы, подвожу к выводу.)

3 группа “В гостях”. (Слайд 32)

У: Дагни чуткая, милая, впечатлительная, как в детстве. (Выслушивая ответы, подвожу к выводу.)

4 группа “Долгожданный подарок”. (Слайд 33)

(Слайд 34 Фортепьяно)

(Стихотворение собственного сочинения. Синквейн.)

У: Чувства Дагни переполнили её душу. Девушка раскрылась как цветок всеми цветами радуги .

Он может расцвести в душе каждого из вас.
Давайте вернёмся к теме нашего урока. (Выслушивая ответы, подвожу к выводу. Звучит музыка.)

У: Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку Э. Грига?

Какова главная мысль произведения? (Слайд 35)

(Д: “…Вы открыли передо мной, то прекрасное, чем должен жить человек”.)

Тема : К.Г.Паустовский
“Корзина с еловыми шишками”

Тема высказывания :
“Чем должен жить человек?” (Слайд 36)

У: Ответим на главный вопрос урока.

(Слайд 37-38)

Д: Мечтой, Родиной, искусством, музыкой…

У. Да, музыка - это чудо. В переливах струн, в звучании черно-белых клавиш таятся такие чувства, которые могут изменить нашу жизнь. Откройте и вы для себя классическую музыку, слушайте ее чаще. И однажды вы тоже попадете в свою сказку.

У. Сегодня на уроке мы о многом поговорили, на много вопросов ответили. А один забыли. Причем же тут шишки?

Вспомните, как Григ помог малышке?

-Он донес ее тяжелую корзину.

А как он помог ей во взрослой жизни?

-Он помог ей жить.

А жизнь гораздо тяжелее даже самой тяжелой корзины с шишками. (Слайд 39)

У: Произведение, которое мы с вами изучили современно и актуально. Все чувства и поступки для нас важны. Есть талантливые люди (Э. Григ и К. Паустовский), которые помогли раскрыть и понять книгу душевных отношений.

Я тоже хочу подарить вам душевный подарок. (Учитель читает стихотворение.)

Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей.

Ни своих прозрений и открытий

Не держите в тайне от людей…

Торопитесь всё отдать при жизни,

Чтоб, уйдя к небытию, во власть,

Тёплым ливнем, снегом ли пушистым

Снова к милой родине припасть.

(Слайд 40)
То, что прозвучало в этих строках, касается всех нас. Автор этих стихов даёт совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым был посвящён наш урок. Это К.Г. Паустовский и Эдвард Григ.

Приготовить духовный подарок своим одноклассникам. Прочитать полное сочинение К.Г. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”.

  • Душевные слова благодарности детям за работу на уроке. (Слайд 42)

(Слайд 43 Ключ к тесту)

Просмотр содержимого документа
«К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" »












Эдвард

Григ

Композитор

музыкант

1843-1907гг



Расшифруй слово


МОЛОДЦЫ!

НОРВЕГИЯ


Норвегия – Родина Грига, композитора и музыканта.


Проблемный вопрос

Почему на уроке литературного чтения мы встретились с композитором Э.Григом и его музыкой?


Э. Григ и его волшебная музыка лежит в основе произведения К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».


Тема: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Тема высказывания: «Чем должен жить человек?»




Еловые леса растут из семян, которые находятся внутри шишек.

Для любознательных детей



Приглашение

Ребята, давайте и мы соберем свои «шишки», получим свои «семена» знаний, которые пригодятся в дальнейшей жизни.


Д.з. Распредели слова по группам (ассоциативный ряд)

Осенний лес, зимний город, воздух, шум прибоя, пряди мха, Берген, пристань, туман, золото и медь, кованые листья, пароходы, снег, весёлое эхо.


Опорный конспект

Осенний лес

Грибной воздух

Зимний город

Туман

Шум прибоя

Пряди мха

Пароходы

Пристань

Весёлое эхо

Снег


«Учись учиться»

Памятка

«Как работать на уроке в паре, группе»

  • Внимательно прочитайте задание.
  • Старайтесь разделить всю работу поровну. Тактично помогайте друг другу в случае затруднения.
  • Не стесняйтесь обратиться за помощью, но не злоупотребляй этим.
  • Если твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему так, чтобы он работал с полным напряжением сил.
  • В любом коллективном деле должна быть согласованность.

Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность». Б. Шоу



Заслушаем мнение каждого

1 группа «Встреча в лесу»

1. Где и как познакомились главные герои произведения К. Паустовского?

2. «По ролям» прочитайте диалог Дагни и Грига (при необходимости используйте памятку «Компоненты интонации»).

3. Найдите в тексте скрытые вопросы. (проблемные вопросы)


2 группа «В доме композитора»

1. Какие литературные приёмы использовал автор в рассказе? Ответ запиши в таблицу.

2. Каких слушателей больше всего ценил Григ? За что они были дороги ему?

3. Что «расцвело на сердце» у Дагни? (Попробуйте создать и защитить свой проект, используя цитаты из текста.)

Олицетворение

Сравнение

Эпитет


3 группа «В гостях»

1. Перескажите главу от имени Дагни.

Используя «театральные вещи» в тексте попробуйте изобразить театральных или сказочных персонажей. 2. Ответ аргументируйте фразой из знакомых произведений.

3. Объясните значение слова «ботфорты» (используя разные виды словарей).


4 группа «Долгожданный подарок»

1. Найдите в тексте слова при помощи которых автор передаёт всю гамму чувств Дагни на концерте. Какой частью речи являются эти слова?

2. Что услышала девушка в музыке?

Передайте состояние девушки, её душевные качества при помощи цвета. 3. Составьте синквейн.



Основная мысль произведения:

«… открыл то прекрасное,

чем должен жить человек»


Тема: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Тема высказывания: «Чем должен жить человек?»



Чем должен жить человек

Красота природы

Человеческие отношения


«Что бы тебе ни говорили

о жизни, верь всегда,

что она удивительна

и прекрасна…»


Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей.

Ни своих прозрений и открытий

Не держите в тайне от людей…

Торопитесь всё отдать при жизни,

Чтоб, уйдя к небытию, во власть,

Тёплым ливнем, снегом ли пушистым

Снова к милой родине припасть.


Домашнее задание.

Полное сочинение произведения К.Г. Паустовского

«Корзина с еловыми шишками»



Ключ к тесту

  • Первый уровень
  • норвежский
  • Дагни
  • лесника
  • музыку
  • Второй уровень

5. в еловых шишках много смолы

6. Хагеруп

7. рояль мог петь обо всём

8. загулявшие матросы, прачка, сверчок, синицы, снег, Золушка

9. портнихой

  • Третий уровень

11. симфоническую

12. восхищение, уважение, гордость

Цели урока.

Образовательная цель:

научить выделять главную мысль произведения через разные виды работы; расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас; формировать умение выражать свои мысли в устной форме.

Воспитательная цель:

воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки; способствовать формированию познавательного интереса к чтению произведений К.Г. Паустовского; воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать.

Развивающая цель:

развивать навыки чтения учащихся; творческое воображение через умение представлять картины по музыкальному произведению; развивать умение анализировать прочитанное; развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся.

Педагогические технологии:

  • объяснительно-иллюстративного обучения;
  • словесной продуктивной и творческой деятельности;
  • педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
  • здоровьесберегающая технология;
  • информационно-коммуникативная технология.

1. Организационный момент.

Учитель чтения:

Добрый день, дети! Добрый день, уважаемые взрослые! Нам приятно вас видеть.

Учитель музыки: Пусть этот урок несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

2. Постановка цели урока.

На доске: Волшебник и великий музыкант!

Чтение хором слов на доске.

Учитель музыки:

Эти слова будут темой сегодняшнего урока. К кому они относятся, вы ответите позже.

3. Сообщение о писателе.

Учитель чтения:

Ребята, посмотрите на выставку книг и скажите произведения какого писателя, здесь представлены?

Показ портрета К.Г. Паустовского.

Все произведения этого писателя наполнены удивительно тёплым и трепетным чувством любви к природе родной земли, учат видеть прекрасное. На всю жизнь писатель запомнил слова отца: “Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным”. Он стал таким.

Ребята приготовили небольшие сообщения о жизни писателя.

К.Г. Паустовский много путешествовал. Он бывал в Англии, Италии, Франции и других странах. Его восхищали люди этих стран, музеи, архитектура, музыка. Он много писал и о композиторах, художниках, писателях.

Вы уже читали произведения этого писателя? Предлагаю провести викторину и вспомнить, откуда взяты строки.

4. Викторина: “ Откуда взяты эти строки?”. (Учащиеся зачитывают отрывки из произведений)

1. “…Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались…”.(“Стальное колечко”)

2. “Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед – оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс его домой. У зайца были опалены задние ноги и живот”. (“Заячьи лапы”)

3. “Лёнька привязал к леске за хвост небольшую плотвицу и закинул её через лаз в подполье. Кот вцепился зубами в рыбью голову мёртвой хваткой. Лёнька вытащил его наружу”. (Кот-ворюга)

4. “Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазами”. (“Барсучий нос”)

5. “Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки”. (“Корзина с еловыми шишками”)

О каком известном человеке повествует К.Паустовский в своем рассказе? (О композиторе Э. Григе).

Учитель музыки: Эдвард Хагеруп Григ - норвежский композитор, пианист и дирижёр. Родился 15 июня 1843 года в Бергене. Мать композитора была пианисткой, поэтому Эдварда, его брата и трёх сестёр с детства обучали музыке. Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. В 1862 году он окончил консерваторию в Лейпциге с отличными оценками. Его судьбой отныне и навсегда стала музыка.

Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры. Композитор проявлял интерес к скандинавской литературе, и в особенности к литературе родного языка. В его музыке оживают сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии - сумрачное величие хвойных лесов, прибой северного моря.

Самые известные его произведения: Музыка к пьесе Ибсена “Пер Гюнт”, Норвежские танцы, Концерт для фортепиано с оркестром ля минор и другие.

6. Краткое сообщение о Норвегии, об Э. Григе.

Учитель музыки:

В какой стране жил композитор? (В Норвегии)

Слайды 5–9

Э. Григ очень любил природу родной Норвегии. Об этом нам расскажут ребята. (Звучит музыка Э. Грига - “Норвежский танец №2”)

Учащийся: Величественная суровая Норвегия - страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Осенью природа Норвегии блистает всеми оттенками красок. Норвегия богата преданиями, легендами, сказками. Богата она и музыкой. Это без преувеличений фантастическая страна, где хочется остаться навсегда.

Учитель музыки:

Ребята, а в каком городе родился Э. Григ?

Cлайды 10–16

Учащийся: Берген… Один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Этот город по праву считается культурной столицей Норвегии, славится национальными творческими традициями, особенно в области театра. Именно здесь, среди сказочной красоты, родился, провёл молодость, и прожил по сути всю свою жизнь Эдвард Григ.

Постановка цели урока.

Учитель чтения: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о героях рассказа “Корзина с еловыми шишками. Мне хочется, чтобы на уроке вы смогли продемонстрировать свои творческие способности. На уроке будет звучать классическая музыка Эдварда Грига.

Показ корзины с шишками.

А вот корзина с еловыми шишками поможет узнать чудесную историю неожиданной встречи.

2. Работа с текстом.

I часть рассказа. Учитель чтения:

1. - С чего начинается рассказ? Прочитаем первое предложение.

2. - Найдите отрывок, где Паустовский описывает природу осеннего горного леса. Прочитаем его.

Какими красками нарисован лес? (Зеленые пряди мха, золото и медь листьев)

Какие звуки наполняли его? (Раздаётся эхо, шелест листьев, шум прибоя) А запахи? (Грибной воздух)

Какое настроение создает это описание? (Слайд 17) Словарик настроений: возвышенное, грустное, сказочное, таинственное, беспокойное. (Возвышенное, сказочное, таинственное. Осень - поэтическое время года, оно даёт вдохновение, настраивает к творчеству)

Как вы считаете, случайно ли писатель включил в рассказ описание природы?

Как вы думаете, ребята, можно ли эти звуки, краски, запахи изобразить в музыке?

3. Среди этой сказочной красоты и произошла встреча композитора и маленькой девочки Дагни. А как произошла эта встреча мы с вами сейчас и услышим.

Слайд 18

Инсценировка.

(Звучит музыка)

Что в разговоре самое главное? (Григ решил сделать подарок.)

Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать девочке подарок?

Выслушиваются предположения детей.

Что надеялась получить Дагни в подарок?

Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждёшь с нетерпением? Зачитайте цитату из текста. (Подарки материальные - вещи, игрушки - легче дарить. Григ же задумал очень сложный духовный подарок - музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку. Поэтому композитор обещает подарить свой подарок позже.)

Какие черты характера Грига раскрываются? (Добрый – ищет подарок для незнакомой девочки, ребенок не испугался – глаза у Грига смеялись… помог (предложил сам) донести корзину. Общительный, простой - находит общий язык с простой девочкой. Дагни - дочь лесника, Э.Григ - знаменитый композитор, не высокомерен, внимательный, щедрый).

II часть рассказа. Учитель музыки:

В каком городе Григ писал музыку для Дагни?

Перенесёмся в дом композитора (Прочитайте, как он выглядел? О чем рассказывает описание дома композитора? (Не окружал себя роскошью).

Что Паустовский пишет о рояле? С чем он его сравнивает? (С голосом человека:“Рояль мог петь обо всем - о порыве человеческого духа к великому и о любви”.)

Кого представлял Григ, когда писал музыку? Зачитайте.

Найдите в тексте и прочитайте мысли Грига, писавшего музыку (1. Жизнь удивительна и прекрасна. 2. Счастлив, потому что отдал все. Григ был воодушевлён и счастлив, потому что он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается к его седой небритой щеке. Он весь отдался работе, он творил и творил великое.)

Слайд 19 (пословицы)

На доске: Не тот живёт больше, кто живёт дольше.

Учитель чтения:

Прочитайте пословицу.

Можно ли соотнести эту пословицу с жизнью и творчеством Эдварда Грига? Почему?

III-IV часть рассказа.

Вернемся же к нашей героине. Маленькая девочка выросла.

Какой же она стала?

Попробуйте составить портрет Дагни.

Куда, после окончания школы отправилась Дагни?

Куда настояла пойти однажды тётушка Магда?

В какой необычной обстановке проходил концерт?

Что такое “белые ночи”?

На севере в начале лета можно наблюдать такую картину - ночью почти светло, стоят лёгкие сумерки, т.к. солнце ненадолго прячется за горизонт.

А.С. Пушкин так красиво сказал о белых ночах Петербурга:

…И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

Учитель музыки:

Что впервые на концерте слушала Дагни? (Симфоническую музыку)

Что такое симфония. Значение этого слова прочитаем в толковом словаре.

А сейчас вы услышите отрывок из музыкальной пьесы, которая называется “Утро”. Но сначала, давайте поговорим, что такое утро? Что такое восход? Солнце? (Запись на доске).Ответы детей. (Заря, большой пылающий шар)

Учитель музыки:

Вы можете закрыть глаза. (Дети слушают с закрытыми глазами)

Прозвучала музыка. Какая это музыка по характеру? (Она то нежная, спокойная, то вдруг порывистая, взволнованная, музыка звучит то громко, то тихо).

Какими звуками, интонациями, оттенками выразил Григ пробуждение природы? (Грубые они или нежные?). Вы же постепенно открываете глаза после сна.

Тихие или громкие? (Где громче – появляется солнце, а где тихо?)

Плавные, медленные звуки или быстрая мелодия?

Грустные или радостные? Новый день – всегда радость, (событие яркое, доброе, интересное, хорошее) и мы ждём только хорошего от нового дня, надеемся только на приятные впечатления.

Какими ещё звуками модно выразить утро, пробуждение природы, восход солнца? (Запись на доске: мелодичные, ласковые, волшебные, чудесные, волнующие, приветливые, спокойные, прозрачные, весёлые, чарующие, величавые).

Учитель начальных классов:

А теперь прочитаем о том, что услышала Дагни в посвященном ей музыкальном произведении. (Чтение со слов “ Сначала она ничего не слышала” до слов “Музыка стихла.” Учащиеся следят.)

Какие картины возникают перед мысленным взором Дагни?

Почему она смогла услышать и увидеть все это? (Музыка, как живопись и поэзия, способна вызывать пространственные картины в сознании человека, наделенного, как Дагни, богатым воображением, умением чувствовать, мечтать)

Почему же Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Люди плачут не только от горя, но и от больших, хороших чувств. Это Были слёзы благодарности, Кроме того, Дагни было жаль, что Григ умер и она не скажет ему спасибо за подарок.)

Так за что же Дагни была благодарна Григу? Прочитайте. (За вашу щедрость, за то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек.)

Чем же должен жить человек? (Человек должен видеть красоту окружающего мира, совершать благородные поступки)

Эдварда Грига с нами нет, но нельзя считать его безвозвратно ушедшим от нас. Грига сделали вечным, живым и после смерти его музыка, талант, любовь к жизни, к людям, желание дарить себя, свою душу. Музыку таких людей исполняют и после их смерти, о них снимают фильмы, пишут книги, как сделал это Паустовский.

7. Итог урока.

Я предлагаю вернуться к нашей теме.

О ком эти слова? (Мы должны быть благодарны писателю К.Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом композиторе Э.Григе - об этом добром волшебнике и музыканте. Оба они великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждает в нас чистые и добрые чувства.)

Как вы думаете, был ли композитор счастливым человеком?

Наверное, и вы ребята, в своей жизни встречали людей, которые охотно давали, дарили не обязательно вещи, но и хорошие настроение, улыбку.

А сейчас каждый из вас напишет своё слово о доброте на лепестках наших цветов. Напишите на нём кратко какое доброе дело вы совершили, от которого и вам и окружающим стало радостно.

(Дети работают под спокойную музыку)

Зачитывать их не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит.

Слайд 19

“Кто добр поистине, добро творит в молчании” - английская пословица.

Посмотрите, доброта - это как сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого.

В заключение нашей встречи я хочу благодарить вас за работу, за творчество и пожелать вырасти добрыми и надёжными людьми.

Ученик наизусть:

Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей,
Ни своих прозрений и открытий
Не держите в тайне от людей...
Торопитесь все отдать при жизни
Чтоб, уйдя к небытию во власть,
Теплым ливнем, снегом ли пушистым
Снова к милой родине припасть.

Учитель чтения: Знайте, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым был посвящен этот урок чтения. Это Константин Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ.

Рефлексия.

Слайд 21-22

На прошлом уроке вы составляли синквейны о Паустовском и Григе. Мы выбрали самые удачные ваши фразы и вот что у нас получилось: (учащиеся зачитывают со слайда)

Учитель музыки: А сейчас вам предстоит творческая работа (сочинение-впечатление под музыку). Итак, как можно начать сочинение? (Разбор).

А вот такое сочинение может получиться и у вас:

“Представьте себе, что всё спит. Спит лес, спит речка, тоненький ручеёк тихонечко журчит между камушками, как будто боится нарушить тишину. Маленьким зелёным листочкам снятся маленькие зелёненькие сны. Спят звери и птицы. В дупле старого дерева мам белка прикрыла своим пушистым хвостом бельчат и уютно спит. А небо синее-синее. А звёзды большие, я звёзды большие, яркие, на небе большая луна, а на речке от неё лунная дорожка. И вот на горизонте, там, где кажется небо сходится с землёй, показалась светлая полоска. Она растёт, ширится, а звёзды начинают бледнеть и одна за другой угасать. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. Множеством блесков сверкает растянутая в лесу паутина. И вот за стволами старых лип огромный пылающий шар поднимается над землёй. Он увеличивается, сияет радостным светом, играет и улыбается. Начинается новый день”.

Как можно закончить сочинение? (Разбор). Прослушивание музыки ещё раз. Показ слайдов до конца . Творческая работа. Чтение сочинений.

Учитель музыки: Появилось ли желание познакомиться с другими произведениями искусства Паустовского и Грига?

Учитель чтения: Ребята, я хочу поблагодарить вас за хорошее чтение, за откровенность ваших ответов, за работу души. Урок закончен.

Приложение

“…Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались…”.

“Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед – оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс его домой. У зайца были опалены задние ноги и живот”.

“Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки”.

“Лёнька привязал к леске за хвост небольшую плотвицу и закинул её через лаз в подполье. Кот вцепился зубами в рыбью голову мёртвой хваткой. Лёнька вытащил его наружу”.

“Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазами”.

С детских лет Паустовскому хотелось увидеть и испытать всё, что может увидеть и испытать человек.

Родился писатель в 1892 году. Семья была большая и склонная к занятиям искусствами. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. И сам писатель всю жизнь ходил в театр как на праздник. Учился он в Киеве в классической гимназии, знал и любил литературу и много времени тратил на чтение книг. В последнем классе гимназии написал свой первый рассказ, который был напечатан в киевском журнале “Огни”. С тех пор решение стать писателем завладело им так крепко, что он начал подчинять свою жизнь этой единственной цели.

Паустовский много ездил по стране. Он хотел “всё узнать, всё почувствовать, всё понять”. Поэтому встречался с разными людьми. Сменил много занятий: был водителем трамвая, кондуктором, санитаром в военном поезде, развозившем раненых по городам. Тогда он узнал и всем сердцем полюбил среднюю полосу России (Ярославль, Нижний Новгород, Симбирск, Самару, Тамбов). Слушал множество замечательных рассказов разных людей. Позже работал на металлургическом заводе, в рыбачьей артели, репортёром в московских газетах. Писатель говорил: “Каждая моя поездка – это книга”.

Тема: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Цели: 1. Продолжить работу по совершенствованию навыка осмысленного выразительного чтения.

2. Показать, что человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.

Задачи: 1. Способствовать расширению кругозора детей, приобщению к искусству, духовной культуре.

2. Способствовать развитию музыкального и художественного вкуса.

3. Развивать речь учащихся и умение формулировать идею произведения.

4. Способствовать формированию творческого воображения через слово, музыку, изобразительную деятельность; обосновывать свою точку зрения.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.

Оборудование: 1. Мультимедийная презентация.

2. Э. Григ. Пер Гюнт: Утро. В пещере горного короля. Песня Сольвейг.

Э. Григ. Симфонический концерт №1, часть1.

Ход урока .

    Оргмомент.

    1. Слайд 1.

Работа с текстом до чтения. Прогнозирование содержания рассказа на основе заглавия и иллюстраций.

Что вы представили, читая название, рассматривая иллюстрацию?

2. Слайды 2, 3, 4. Сведения о жизни К. Паустовского.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного статистика, 31 мая 1892 года. Писатель вспоминал, что отец его был неисправимым мечтателем, поэтому часто менял место работы. После череды переездов семья Паустовских поселяется в Киеве. Константин Паустовский в Киеве учился в Первой Киевской классической гимназии. Когда он учился в 6 классе, отец оставил семью, и юный Костя стал зарабатывать на жизнь и учебу самостоятельно, занимаясь репетиторством

Что вы видите у могилы писателя? Случайно ли это?

- Как вы думаете, почему там оказалась корзина с еловыми шишками?

Мы постараемся ответить на этот вопрос в течение урока.

3. В своих произведениях К. Паустовский раскрывается нам. Мы ощущаем сердечного, душевно щедрого и необыкновенно доброжелательного человека. Его рассказы наполнены удивительно тёплым, светлым и трепетным чувством любви к природе родной земли. Однако этот рассказ о другом. Дело в том, что Паустовский писал не только о природе, но ещё о композиторах, художниках, писателях – то есть о людях, тонко чувствующих красоту окружающего мира и старавшихся своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного. Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, введёт нас в необыкновенный мир музыкального творчества норвежского композитора, пианиста Эдварда Хагерупа Грига.

4. Слайды 5, 6, 7, 8, 9. Сведения о жизни Э.Грига.1843 – 1907 (64г.)

«В Бергене все было по-старому. Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван.На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить. Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль».

III . Слайд10 Корзина с еловыми шишками.

1. Слайд 11 Словарная работа. * - поиск по толковому словарю

Берген - город в Норвегии.

Ничтожная часть - маленькая часть.

Кованые - обитые железом.

Портьеры * - плотные тяжелые занавески для окон или дверей.

Ботфорты * - высокие сапоги.

Благоухание - аромат, приятный запах.

Парча, шёлк, бархат, фетр - виды тканей.

Шпоры * - металлическая дужка с колесиком на конце, прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания коня.

Шпага * - колющее оружие с прямым длинным клинком.

2. Чтение 1 части . Выявление первичного восприятия текста

– Чтение учителем начала рассказа.

Инсценирование подготовленными учащимися с. 47 – 50. Слайды12, 13, 14, 15.

- Почему у Грига появляется желание именно Дагни подарить музыку?

Попробуем найти ответ на этот вопрос во второй части.

3. Слайд 16 Чтение 2 части учителем и учащимися.

Как вы поняли, о чём писал музыку Григ? Почему?

Каких слушателей он ценил больше всего? Почему

- Почему же Григ писал музыку именно для девочки7

4. Слайд 17 - Какие слова 2-ой части самые важные?

Все ли окружающие люди думают так же, как Григ? Всем ли приятнее отдавать, чем брать? А какая ваша позиция?

5. Чтение 3 и 4 части. Слайды 18, 19, 20, 21.

Попробуйте прожить это время с Дагни. Прислушайтесь к своим чувствам.

Что же почувствовала, пережила Дагни? А вы?

Какие картины представляла Дагни? Почему она плакала, слушая музыку?

Найдите в тексте и прочитайте мысли Грига, писавшего музыку.

А теперь найдите и прочитайте мысли Дагни, услышавшей музыку.

Что заметили? (Сходство: они подумали об одном и том же.)

Музыка победила расстояние и время, сумела передать чувства композитора и Дагни и напомнила картины природы родной Норвегии.

    Слайд 22. 1. Как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа?

Для чего живёт человек? Дагни поняла это, а вы?

Человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.

Как вы думаете, что заставляет людей писать музыку, стихи, рассказы, картины?

2. Слайд 23. Почему Паустовский называет Грига волшебником?

Паустовский называет Грига волшебником потому, что благодаря музыке Дагни вспомнила детство. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть. Им нужно успеть насладиться, не пропустить то время, в котором можно много чего успеть сделать и многому научиться. Когда человек вспоминает детство, он понимает, как много ему дала природа. Когда Дагни услышала мелодию, то она сразу вспомнила все самые прекрасные моменты жизни и человека, который так много для неё сделал, выразив в музыке её детские годы. Успейте насладиться детством, и вы поймете, что жить в мире - самый лучший подарок от природы!

3. Слайд 24. Писатель К. Паустовский и композитор Э. Григ великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. К.Паустовский считал, что дарить людям «сказку жизни» – способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле.

    Слайд 25. Итог урока.

Рефлексия: Что особенно вам запомнилось в произведении? На уроке?

VII . Домашнее задание с.47-54 выразительное чтение, рисунок Дагни.

- У нас в учебнике рассказ напечатан не до конца. У вас на партах лежит концовка. Дома прочитайте и п одготовьте ответ на вопрос: Почему дядя Нильс знал, что ее жизнь не пройдет даром?

Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.

Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.

Дагни сжала руки и застонала от не ясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.

Слушай, жизнь, - тихо сказала Дагни, - я люблю тебя. И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.

Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.

Нарисуйте, как вы представляете себе Дагни.

VIII. Слайд 26. Фрагмент слайд – фильма на музыку Э. Грига «Песня Сольвейг».

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
(2013/14 учебный год)

Номинация конкурса:

Педагогические идеи и технологии: среднее образование

Название работы:

Интегрированный урок

литературного чтения и музыки

в 4 классе по теме:

К. Г.Паустовский

"Корзина с еловыми шишками"

Учебная программа: «Литературное чтение 4 класс» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова

Бондарева Ольга Вячеславовна

Место выполнения работы:

МБОУ БГО СОШ №12
г. Борисоглебск,

Воронежская область

2014 год

Тема: К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" (2 урок)

Цель:

Раскрыть идею и смысл рассказа К.Г. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”.

Задачи урока:

Способствовать расширению кругозора детей, приобщению к искусству, духовной культуре;

Способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;

Развивать речь учащихся и умение формировать идею произведения;

Способствовать формированию творческого воображения через слово, музыку, обосновывать свою точку зрения;

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.

Оборудование: мультимедийная презентация

Э.Григ произведение из сюиты «Пер Гюнт»: «Утро».

Конспект урока

I . Организационный момент

II . Самоопределение к деятельности.

Откуда эти строки?

… Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев, но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя, с моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли.

А вы догадались, из какого произведения этот отрывок?.

( К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)(слайд 1)

А как вы думаете, что предстоит нам сегодня на уроке?

(анализ произведения)

Определите задачи урока.

Задачи: понять содержание произведения, определить основную мысль текста (слайд 2)

Также мы ответим на вопросы:

В чём заключается волшебная сила музыки и природы?(слайд 3)

Почему портреты писателя и композитора рядом? Что их объединяет? (слайд 4,5)

Введение в сюжет урока.

Для того, чтобы понять и глубже почувствовать рассказ Паустовского, необходимо хорошо знать творчество Грига и его жизнь. О том, в чем заключается творчество Грига, расскажет Оксана Вячеславовна.

Прежде, чем перейти к разговору о самом норвежском композиторе Э. Григе, мне хотелось бы услышать о стране, в которой он жил и писал свои необыкновенные произведения.

(рассказывает ученик) слайд 6-15

Величественная суровая Норвегия- страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Берген… один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Глубокие озера и чистые фьорды, зеленые склоны холмов и могучие гряды гор, суровое величие горной природы и тихий покой долин.

(рассказывает учитель музыки).

Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ – композитор, дирижёр, пианист.

С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.

Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.

Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.

Паустовский также как и Григ любил природу. Но писал он не только о природе, но и о замечательных людях, у него даже была мечта – собрать сборник биографий знаменитых людей, описать наиболее интересные случаи из их жизни.

III .Работа с текстом произведения.

Проверка домашнего задания. Чтение по ролям.

Дома вы должны были подготовить чтение по ролям отрывка встречи Дагни с Григом, составить план.

Как назвали первую часть?

ВСТРЕЧА

Какую иллюстрацию вы нарисовали бы к первой части? (слайд 16)

Чтение по ролям.

Что в разговоре Грига с Дагни самое главное?

(то, что Григ решил сделать подарок Дагни) (слайд 17)

Почему Григу захотелось сделать подарок Дагни?

(она ему очень понравилась: трудолюбива, доверчива, добра)

Главное, что могло понравиться Григу, наверно то, что девочка умеет думать и печалиться о других.

Но почему же Григ отсрочил подарок, ведь подарков всегда ждешь с нетерпением? Найдите и прочитайте об этом в книге. (…я делаю подарки для взрослых, ты еще мала и многого не понимаешь, учись терпению…)

Конечно же, подарки материальные – куклы, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку, поэтому композитор обещает его через 10 лет.

А почему через 10 лет? (потому, что тогда Дагни вырастет и сможет понять подарок)

Для чего К. Паустовский включил в свой рассказ описания природы?

Какое настроение они создают? (Возвышенное, сказочное, таинственное. Осень -поэтическое время года, оно даёт вдохновение, настраивает к творчеству)

Какие главные слова выделим из этой части?

(Григ решил сделать подарок Дагни)

Работа над 2 частью. (Рождение музыки)

Как мы назвали вторую часть?

Что бы вы нарисовали к этой части? (слайд 18)

С чем сравнивали друзья дом композитора?

Что было единственным украшением этого дома?

Дом был бедным и пустым. А счастлив ли там был Григ?

выборочное чтение

В чём заключалось счастье для великого композитора?

выборочное чтение

Каких слушателей ценил Григ больше всего?

Какие чувства пробуждала музыка Грига в тех, кто ее слушал? Докажите словами из текста.

О чем же была написана музыка?

Зачитайте самые важные слова этой части. (слайд 19)

Работа над 3 частью. (Дагни в гостях)

Как мы назвали вторую часть?

Что бы вы нарисовали к этой части? (Слайд 20)

Что изменилось в жизни Дагни, когда ей исполнилось 18 лет?

С какой целью ее отправили к тете Магде? (чтобы она посмотрела, как устроен свет, как живут люди)

Работа над заключительной частью. (На концерте)

Как мы назвали третью часть?

Что бы вы нарисовали к этой части? (Слайд 21)

Какие музыкальные термины встретили в этой части?

Симфоническая музыка – в переводе с греческого «симфония» - большое музыкальное произведение для оркестра. (Слайд 22)

А теперь давайте перенесёмся на 10 лет вперёд.

Что изменилось в жизни Дагни? Какой она стала?
- Изменилась ли Дагни внешне?

Куда любила ходить Дагни в городе?

Почему она плакала после спектаклей?

А внутренний духовный мир Дагни изменился?

Прошло 10 лет, Дагни выросла - а в душе осталась всё тем же добрым и

чутким человеком.

Помните, а ведь именно этими качествами Дагни понравилась Григу.

Какое чудо случилось с ней однажды на концерте?

Какие чувства испытала она, когда объявили посвящение? (зачитать)

Какие чувства испытывает Дагни? (Она очень волнуется, она тронута вниманием, оказанным ей таким великим человеком, как композитор Григ, Дагни плакала, не скрываясь слезами благодарности)

(Учитель музыки)

Прочитайте, что услышала Дагни, в посвящённой ей музыке?

Как вы думаете, какие чувства возникли в её душе:

(запись на слайде: изумление, восхищение, благодарность, радость, восторг, сожаление?)( Слайд 23)

Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига?

(Это слёзы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств, кроме того, Дагни жаль, что композитор умер, и она не скажет ему спасибо.)

Понравилась ли музыка Грига другим слушателям?

Почему после исполнения этой чудесной музыки «Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты?»

-(классическая музыка воздействует на душу, которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.)

Какую главную мысль открыла для себя Дагни? (Слайд 24)

- (Вы открыли для меня то прекрасное, чем должен жить человек.)(Слайд 25)

А вы хотите побывать на таком концерте и услышать музыку, подаренную Дагни?

А сейчас, ребята, вы ещё раз внимательно послушаем пьесу Э.Грига, которая только что звучала. Мне бы хотелось, чтобы вы услышали, как композитор рисует в музыке природу, как меняется музыка, какие инструменты звучат. Чтобы понять и почувствовать музыку, её нужно слушать в тишине. Поэтому приготовьтесь слушать внимательно.

Звучит музыка Э.Грига.(Слайд 26-32)

Итак, какая же эта музыка по характеру? Как композитор передаёт картины природы в музыке? Как меняется музыка? А какие инструменты прозвучали?

(Слайд 33-34)

Вот какая может быть музыка.
- Ребята, а как Паустовский помогает нам лучше воспринять текст?

-(он подбирает точные слова, оживляет музыку)

Какая музыка по словам Паустовского?

Докажите, что музыка живая.

-(она росла, подымалась и пенилась, неслась. бушевала, срывала листья)
-Автор одушевляет её, наделяя человеческими качествами.

Давайте вспомним, где ещё в рассказе Паустовский использовал олицетворения?

Дагни плакала, клавиши убегали, пароходы дремали, мелодия росла, поёт рожок, откликается оркестр, идёт дождь.
- Паустовский помогает нам лучше понять текст, настроение героев, музыки при помощи олицетворений.

IV .Обобщающая беседа .

Как же ответим на вопрос урока: в чём волшебная сила музыки?

Музыка - это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами, почувствовать, увидеть всё богатство красок природы - музыка делает нашу жизнь прекрасной. Есть такие люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить нам радость и красоту. К таким людям относятся и писатель К.Г.Паустовский, и композитор Э.Григ (слайд с портретами К. Паустовского и

Созданная Э.Григом музыка прекрасна, потому что он прославлял свою отчизну, он обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека, его мужество, верность и чистоту.

Музыка успокоила вас, настроила на работу. Она может вас и развеселить и вызвать другие глубокие чувства. За это мы бываем благодарны музыкантам, композитору, сочинившему музыку, артисту, исполнившему её.

Как вы поняли, о чём этот рассказ? Ответить на вопросы нам помогут слайды, на которые мы помещали важные слова каждой части. слайд (35-36)

-(о красоте мира и музыки, отражающей жизнь; об умении видеть прекрасное в самом обыкновенном.
- Нужно жить и любить свою жизнь потому, что она удивительна и прекрасна, что бы о ней ни говорили)

Почему сегодня портреты писателя и композитора рядом? Что объединяет их?

Музыка Грига вдохновляет писателей, поэтов и художников на создание произведений. Он своей музыкой воздействует на наши чувства, вызывает эмоции, пробуждает воображение.

-(Э.Григ и К.Паустовский – великие мастера. Один словами, другой – музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. И мы должны быть признательны им за это)

Этот урок мне хочется закончить высказыванием великого педагога Сухомлинского «Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо». (слайд 37)

V . Домашнее задание.

Дома вы вспомните все, о чем мы с вами говорили, и напишите

сочинение – отзыв о прочитанном произведении.

  1. Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

    Пояснительная записка

    Под музыку П.И. Чайковского к уроку литературного чтения по произведению В.М. Гаршина "Жаба и роза". Видеоклип "Норвегия". к произведению К.Г. Паустовский - "Корзина с еловыми шишками ". Паустовский "Корзина с еловыми шишками " (Музыкальная...

  2. Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.

    Рабочая программа

    ... по тексту Интегрированный Портрет писателя, Э. Грига, фонограмма «Заход солнца». С.47-58, в.6,7, 68 К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками ...

  3. Учебно-методическое пособие Исполнитель: Рудковская Марина Юрьевна учитель начальных классов

    Учебно-методическое пособие

    ... урока диктует сама тема . Изучая произведения К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками ». Урок можно выстраивать по следующему алгоритму. Бл.1 Работа с литературным

Цели : раскрыть значение духовной красоты человека, истинного счастья, смысл жизни; развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев; воспитывать любовь к музыке.

Оборудование : портреты К. Паустовского, Э. Грига; запись фрагмента музыкального произведения Э. Грига.

Ход урока

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Звучит спокойная музыка. На доске портреты К. Паустовского и Э. Грига.

II. Постановка цели урока.

Почему урок «Наедине с книгой» мы начали с прослушивания классической музыки? (Ответы детей.)

На какие вопросы отвечает Паустовский в своем рассказе «Корзина с еловыми шишками»? (В чем смысл жизни, какой он; счастливый человек, истинная красота - что это?)

Давайте проанализируем. (Философские рассуждения автора о жизни и смерти, о счастье, смысле жизни; глубокие мысли о вечных проблемах бытия.)

Что вы узнали о писателе? (Рассказы учащихся, учитель дополняет.)

Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 году в Москве в семье железнодорожника. Уже в школе он начал зарабатывать на хлеб.

Писать начал рано. Из воспоминаний писателя: «Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать. В каждой повести, в каждом рассказе видны следы скитаний».

Вывод о творчестве Паустовского: основное содержание рассказов - поиск красоты в обычном и скромном.

Его рассказы с удовольствием читают и взрослые, и дети.

IV. Работа по содержанию.

1. Характеристика места действия.

События в рассказе происходят в северной стране - Норвегии, с ее сумрачным величием хвойных лесов и суровой красотою озер.

Послушайте фрагмент музыки Эдварда Грига.

Звучит запись фрагмента.

Что вы чувствовали, слушая музыку Грига? (Высказывания детей.)

Вывод. Дыхание суровой и величественной природы, красочные картины народной жизни, ожившие норвежские легенды и сказки - это душа музыки композитора Грига.

2. Характеристика главной героини.

Охарактеризуйте Дагни. (Ей восемь лет; трудолюбива - несет тяжелую корзину шишек; доверчива - разговаривает с незнакомцем; мила и красива - большие глаза, как у куклы, с зелеными зрачками, тихий от смущения голос; чуткая - думает о старом дедушке и сочувствует ему; у нее доброе сердце, умеет думать и печалиться о других.)

3. Работа над художественными особенностями текста.

Прочитайте диалог композитора и девочки.

Как вы думаете, был ли Григ счастливым человеком? Что наполняло его счастьем? (Ответы детей подтвердить словами текста.)

Перечитайте слова Грига о жизни. («Я видел жизнь. Что бы ни говорили тебе о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна, я старик, но я отдал молодости жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Потому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни...»)

Сколько основных мыслей здесь заключено? Какие? Сформулируйте их своими словами. (Жизнь удивительна и прекрасна. Счастлив потому, что отдал все.)

Кто согласен с мнением Грига? Объясните, почему? (Высказывания детей.)

Физкультминутка

Упражнения на релаксацию под спокойную музыку.

Учитель. Воздействие классической музыки на душу: душа взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает, и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.

4. Обобщение.

Чтение и анализ четвертой части рассказа - «Дагни в театре, на концерте».

1) Словесное рисование .

Опишите портрет повзрослевшей Дагни. (Стройная девушка с тяжелыми русыми длинными косами цвета старого золота, красивая, с сияющими большими зелеными глазами, одета в длинное театральное черное платье из таинственного бархата.)

В чем заключалась необычность обстановки, в которой проходил концерт? (Чтение отрывка текста, где Дагни идет с тетей и дядей на концерт.)

Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Это слезы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств; кроме того, Дагни жаль, что Григ уже умер и она не скажет ему спасибо за чудесный подарок.)

Эдвард Григ похоронен на своей родине, в скале над вечно волнующимся морем.

Можно ли считать его безвозвратно ушедшим от нас, ныне живущих, или он незримо присутствует в нашей жизни? (Григ живет в своих произведениях. Его душа через музыку говорит с нами, передает свой опыт, чувствование и знание жизни.)

Поразмышляйте, что в рассказе главное: музыка или человек и духовные основы его жизни? (Ответы детей.)

Прочитайте, чем заканчивается рассказ. о чем просят нас поразмышлять? (О смысле жизни.)

Что прекрасного открыли вы для себя в рассказе К. Паустовского? (Красота природы и прекрасные люди. У них милая внешность и благородные поступки, т. е. речь и о внешней,и о внутренней красоте человека. О по-настоящему хорошей жизни, чудесных подарках - духовных.)

2) Вопросы для эрудитов .

В каком русском городе существует такая же традиция: выстрелом из пушки оповещать жителей о времени суток?

Какие музыкальные произведения Грига вы знаете? (Лирические пьесы, песни, романсы, сюиты, сонаты.)

Как примерно вычислить год, в котором произошла встреча Грига и Дагни?

V. Итог урока.

За что же Дагни благодарна Григу? Прочитайте. («За вашу щедрость. За то, что открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек...»)

Прочитайте запись на доске.

На доске: «Стихотворение, сказка, музыка - это чудеса... А чудеса способны творить люди с добрым сердцем».

Чем же должен жить человек? (Высказывания детей.)