Почему люди поют: Природа пения. Почему люди поют в душе

Многие из нас даже не осознают того факта, что любят петь, – просто подпевают (про себя или вслух) любимой мелодии за рулем автомобиля или тихо мурлычут что-то в процессе мыться посуды или иной монотонной работы. Другие наслаждаются звучанием своего голоса в полную силу – в караоке-баре или под гитару в кругу друзей. «Пение компенсирует нашу технократическую «задушенность», – считает доктор психологических наук и искусствоведения Дина Кирнарская. – Современный человек существует под шум машин в городе-муравейнике, часами сидит за компьютером, а пение возвращает нас к истокам, дает выход первобытной музыкальности. Оно приносит нам удовольствие и наполняет энергией, как отдых на берегу океана. Вот почему японцы изобрели караоке – особый способ развлечься и отдохнуть посредством пения, «перезарядить батарейки».

Голос предков

ВОЙТИ В РЕЗОНАНС С СОБОЙ, С ПРОСТРАНСТВОМ И ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ - ЭТО ДАЕТ ОГРОМНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ И ПОЛЬЗУ

Звук – самый древний способ коммуникации. «Пение старше речи, как эмоции старше разума. Люди пели раньше, чем начали говорить», – объясняет Дина Кирнарская. Потребность и способность выражать голосом некие смысловые акценты присуща нашей природе и глубоко естественна – когда-то это было прообразом членораздельной речи. «В первобытные времена общинное пение было способом присоединиться к коллективным ценностям, – продолжает Дина Кирнарская. – Такого понятия, как «фальшивое пение», просто не существовало. В контексте религиозного транса, который заставлял людей петь и танцевать, не было важно, хорошо это или плохо. Это сейчас пение стало артистической деятельностью: попросить человека спеть публично – это все равно что сказать: «Станцуй, как балерина, «Танец маленьких лебедей».

Но потребность «звучать» оказывается у многих из нас так сильна, что некоторые готовы преодолеть свое стеснение и отправиться на занятия по вокалу. «В основном учиться петь приходят взрослые люди, все из нетворческих профессий, – говорит Анна Мэйли, частный педагог по джаз- и эстрадному вокалу. – Одни хотят реализовать свои детские мечты, другие – научиться петь караоке. Когда ты можешь сделать что-то такое, чего не умеют другие, повышается самооценка. И это вдохновляет – аплодисментов хочется все больше и больше».

(Не) своим голосом

Об этом

ДИНА КИРНАРСКАЯ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ»ТАЛАНТЫ – ХХI ВЕК, 2004.

ВЛАДИМИР МАРТЫНОВ «ИСТОРИЯ БОГОСЛУЖЕБНОГО ПЕНИЯ»РУССКИЕ ОГНИ, 1994.

В пении больше, чем чистота голоса, важна его связь с эмоциями, которые нас глубоко затрагивают. Иными словами, прежде чем стараться издавать «красивые» звуки, лучше сосредоточиться на своих ощущениях, отказаться от диктата классических представлений о вокале и найти собственный голос, не стремясь подражать тембру других. Таким моментом открытия «подлинной себя» для певицы и актрисы Тины Георгиевской стала встреча с Андреем Котовым, руководителем ансамбля старинной духовной музыки «Сирин», который помог ей открыть ее настоящий голос. «Показалось, что у меня из груди выросла третья рука. Во мне, оказывается, умещалось и всегда жило нечто огромное, о чем я и понятия не имела, – вспоминает Тина. – Я ходила по дому и наслаждалась звуком, который был еще шершавый, непластичный, но зато мой, живой». Теперь Тина Георгиевская учит «звучать» других с помощью собственной психотерапевтической методики.

И просто петь наедине с самим собой – это очень полезно, уверен Владимир Коробко, преподаватель вокала в Музыкальном училище имени Гнесиных, педагог проектов «Фабрика звезд». «Люди испытывают эйфорию, когда слышат песню Уитни Хьюстон «I will always love you»: своим звучанием она гармонизирует нашу энергетику – отсюда ощущение восторга от прослушивания. На профессиональном жаргоне этот прием называется «прокачать слушателя» и давно используется американскими продюсерами. Подпевая Хьюстон, вы стремитесь воплотить гармонию, уравновесить энергетику», – говорит Владимир Коробко. «Каждый голос исключительно индивидуален, поэтому вряд ли стоит пытаться петь в точности как Хьюстон, – полагает Тина Георгиевская. – Другое дело – резонанс с самим собой, с пространством и с другим человеком. Это дает колоссальное удовольствие и пользу».

Николай Дроздов,профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, телеведущий

«Песня – это выражение нашей человеческой сущности»

«Я пою везде. Вот сейчас домой ехал и напевал: «Жил отважный капитан, он объездил много стран...» Хотя в машине есть радио, я его не слушаю, а пою. И ощущаю душевную радость. Песня – это выражение человеческой сущности, она гораздо точнее передает наши чувства, чем просто слова. Мой отец, сколько я его помню, пел русские народные песни и романсы. Вместе со своими двумя братьями он пел в церкви, у дедушки, который был священником. Дома тоже пели: «Из-за острова на стрежень…», «Есть на Волге утес, диким мохом порос…» Ну и конечно, «Спят курганы темные» – это наша любимая песня».

Петь всем телом

«Наше тело от рождения умеет петь», – утверждает французский ортофонист Филипп-Николя Мело (Philippe-Nicolas Melot). Он преподает вокал, но предпочитает говорить, что «не учит петь, а помогает голосам рождаться». «В процессе пения в нас непрерывно циркулирует энергия – она не только тратится, но и накапливается», – объясняет он. «После двух часов пения я чувствую усталость, как после занятий спортом, и сплю как младенец. Это моя личная йога», – рассказывает Кристина, банковский работник. Так же как и практика йоги, пение учит нас управлять дыханием. И не только. «Процесс пения затрагивает буквально каждую клеточку тела. Вибрации голоса распространяются и захватывают нас от макушки до пят», – подтверждает Филипп-Николя Мело. Это и психологический, и физиологический феномен: наполняющий тело звук распространяется через скелет, заставляет вибрировать сосуды. Мы вовлечены в этот процесс эмоционально и телесно – это позволяет нам пережить момент целостности нашего существа. Положительное влияние пения можно использовать для улучшения самочувствия – на этом основана, например, методика пения во время беременности и родов. «Звуковые вибрации на уровне мозга повышают секрецию эндорфинов, нейромедиаторы подавляют боль и дают ощущение хорошего самочувствия», – объясняет врач-акушер Самира Бен Хадж Йая (Samira Ben Hadj Yahia), специалист по предродовому пению. Пение тесно связано с дыханием, поэтому используется для избавления от храпа и бессонницы, для улучшения обмена веществ и укрепления иммунитета, помогает бросить курить и избавиться от лишнего веса. Известен и косметический эффект от пения – это следствие артикуляционных упражнений, сопутствующих занятиям вокалом.

Есть вопрос?

www.vocal.ru Поиск преподавателей, музыкальный форум, статьи о музыке.

horist.ru Сайт церковного и светского хорового пения, нотная библиотека, учебная литература по дирижированию и хороведению.

www.canto.ru Сайт для тех, кто интересуется древнерусским пением.

Выражать эмоции

Социальные нормы вынуждают нас быть сдержанными, но, начиная петь, мы перевоплощаемся. «Я – это уже не я, а артист, который может себе позволить быть раскованнее», – так Тина Георгиевская объясняет столь распространенное увлечение караоке. «В большинстве ситуаций вы не можете в полной мере проявить свои истинные чувства, – замечает психолог Дина Кирнарская. – В пении же вы выражаете свои чувства открыто, не стесняясь, иногда даже преувеличенно. Это оказывает психотерапевтический эффект: мы даем выход эмоциям в условиях вынужденной сдержанности и политкорректности, которые предписывает нам цивилизованное общество». В этом пение сродни танцу: выражать посредством звука сильные эмоции – значит дать выход энергии, которая в них заключена. Это один из самых эффективных способов снять стресс, поэтому многие певцы говорят, что искусство владеть своим голосом помогает владеть собой. Другими словами, прожить свои печали, исполняя классические русские романсы, или, наоборот, испытать моральный подъем, напевая арии Верди под душем, – будет для нас одинаково благотворно.

Альберт Филозов,актер театра и кино, народный артист РФ

«Пение в церковном хоре трогает меня до слез»

«В детстве, в свердловском дворце пионеров, я пел сольную партию в оперном спектакле – нас даже записывали на радио. Помню ощущение наслаждения, когда сквозь тебя проходит поток воздуха и ты извлекаешь из него звуки. Теперь я уже шесть лет пою в церковном хоре – это совершенно особая вещь. Совсем другое ощущение, нежели от оперного пения: бывает так красиво, что трогает до слез. Раньше и в России, и в Европе была традиция музицировать дома – думаю, и сейчас было бы неплохо, если бы всех с детства учили музыке. Мои дочери, например, ходят в музыкальную школу – не для того, чтобы стать музыкантами, но для дисциплины души, умения работать и преодолевать трудности».

«Это способ релаксации: тело входит с эмоциями в резонанс»

«Я обычно пою в машине, когда еду и слушаю музыку. Если совсем плохое настроение, можно в машине очень громко попеть, даже покричать – и как-то легчает. Это способ релаксации: тело входит с эмоциями в резонанс, и организм расслабляется. В детстве я пела на украинском, потому что выросла на Украине. А сейчас и на русском, и на английском. И на французском: в связи с мюзиклом Notre Dame de Paris много французской речи усвоилось, хотя по-французски я совсем не разговариваю».

Владимир Жириновский, заместитель председателя Государственной думы

«Горжусь, что за «День Победы» получил в караоке 100 баллов!»

«У меня есть караоке в кабинете, дома и на даче. И есть около десяти песен, которые отмечены особо, – пою их, когда есть время, когда я один. Люблю те песни, которые еще в детстве в душу запали, отдыхаю душой, когда пою. Выступаю публично, когда приглашают. А самую первую песню, которая была написана специально для меня, под названием «Россия», я исполнял с казачьим хором. Очень люблю патриотические песни: в караоке за «День Победы» получил 100 баллов!»

Нереализованные желания никому не идут не пользу: они портят настроение, вызывают агрессию и так далее. Но, к сожалению, наши желания не всегда совпадают с возможностями, и человек это прекрасно понимает. Например, многие любят музыку, обожают подпевать любимым исполнителям, может быть, даже пишут песни сами. И быть счастливыми им мешает только одна жестокая шутка природы: им не досталось ни голоса, ни слуха.

Есть и люди, у которых вполне неплохие вокальные данные, но запеть в чьём-то присутствии им мешают банальная нерешительность и стеснение. Как бы там ни было, отказывать себе в желании исполнять песни не нужно, ведь можно петь в душе для себя. Кроме того, ванная комната — лучшее место для пения, именно там чаще всего появляется желание исполнить что-нибудь. На то есть несколько причин.

Голос, который никто не слышит

Психологи уверяют, что люди слышат и видят себя совсем не такими, какие они есть на самом деле, поэтому поющий человек может и не заметить, что у него неприятный голос или отсутствует слух. Однако домочадцам: родителям, супругу, детям — всё равно нестерпимо неприятно слушать пение человека, которому не повезло с голосовыми данными. Тому, кто живёт один, в этом плане легче: главное — не повышать голос настолько, чтобы мешать соседям. Тем же, кто боится навредить слуху домочадцев своим желанием исполнить недавно услышанную песню, стоит почаще принимать душ — ведь там можно петь для себя, никому не мешая и не стесняясь своего голоса.

Людям свойственно принижать свои достоинства, поэтому иногда человек считает, что плохо поёт, а на самом деле его голос лучше, чем у многих певцов эстрады вместе взятых. Перестать стесняться себя бывает сложно, человек просто зажимается и теряется, если ему предстоит исполнить песню перед кем-то. Но в душевой кабинке он один, а значит может почувствовать себя спокойно и петь, зная, что не получит нелестных комментариев.

Очищение от плохих мыслей

В душе люди расслабляются: с них сходит грязь и пот, тёплая вода расслабляет мышцы. Человеку хорошо и свободно, он практически счастлив. А счастливые люди или те, у кого просто хорошее настроение, обожают петь. Психологи уверяют, что довольные своей жизнью люди поют гораздо чаще, чем те, кто постоянно устаёт или нервничает. Душ очищает не только тело, но и мысли, он расслабляет человека, а в таком состоянии люди чаще думают о приятном. Поэтому в этот момент им хочется только одного — спеть и почувствовать себя ещё счастливей.

Акустика

В ванной комнате чаще всего другая акустика, чем в других помещениях, поэтому звук тоже идёт совсем другой. А значит, проще представить, что вы поёте не у себя дома, а где-нибудь на концерте. Достаточно закрыть глаза — и вы сможете вообразить толпу фанатов, так почему бы не исполнить для них что-нибудь, что им обязательно понравится?

Воображение

Многим людям вода напоминает своеобразную музыку — переливчатую, слегка однообразную, но музыку. А когда звучит музыка, люди больше всего на свете хотят петь. Душевая лейка при должном воображении вполне может сойти за микрофон. В душе, когда человек не сосредоточен на проблемах, требующих срочного решения, у него лучше работает воображение, а значит ему не сложно воссоздать для себя желаемые условия из подручных средств и представить себя совсем другим человеком. Например, знаменитым на весь мир певцом.

Скука

Даже те, кто совсем не умеют расслабляться, могут петь в душе, правда, по совсем другой причине. Люди, привыкшие постоянно чем-то заниматься, безумно скучают в душе, ведь там нельзя ни кино посмотреть, ни книжку почитать. Это вовсе не значит, что люди потеряли вкус к жизни , раз не знают, чем себя занять. Просто такой уж это типаж людей: они просто не могут заниматься только одним делом за раз, а душевая кабинка особого выбора им не даёт. Остаётся только одно — слушать музыку и подпевать ей.

Люди поют в душе, потому что это идеальное место: оно безлюдное, способно создавать интересную акустику, позволяет расслабиться. Кроме того, там нет слушателей, которые могли бы испортить всё настроение, и человек может наслаждаться тем, что ему нравится, без страха услышать в свой адрес что-нибудь нелестное.

Мы точно не знаем, когда человек начал петь и играть на музыкальных инструментах. Но мы почти уверены: то, что начало петь и играть на музыкальных инструментах, человеком еще не было. Уверенность эта появилась совсем недавно, а еще лет пятьдесят назад весь научный мир вполне придерживался марксистско-энгельсской точки зрения на музыку: человек-де изобрел ее, чтобы ритмичными выкриками синхронизировать действия команды, которая выполняет требующую слаженности совместную работу. К примеру, надо перенести тушу мамонта или закатить на гору валун, которым хорошо будет прикрыть вход в пещеру. Словом, «Эх, дубинушка, ухнем!» - исток музыкальной традиции человечества.

Пение также идеально подходило для ритмизации монотонной деятельности: «Трись, шкура, трись - будет сыну доха. Варись, горох, варись - будет дочке каша».


Замечательная позитивная теория, которая, правда, совершенно игнорировала тот факт, что вокруг трудящегося человека день-деньской распевали песенки представители видов, в трудолюбии не замеченных и мамонтами не промышлявших. И их бодрые «чик-чирик» и «ква-ква» не делались от этого менее ритмичными и музыкальными.

В конце концов отдельные граждане начали задаваться вопросом: если всякие синички поют потому, что хотят размножаться, то почему для человека непременно нужно было придумывать какой-то другой мотив? Кхм... музыка у нас для этого тоже еще как используется! Одни серенады чего стоят. Оставим пока этих граждан задумываться и дальше и посмотрим, что тем временем происходит за забором, отделяющим физику от метафизики.


Музыка сфер


У идеалистов и романтиков, как всегда, все было куда красочнее и понятнее. Музыка - это дар богов, начальная вибрация мироздания, голос ангелов. Она усмиряет зверей, двигает камни, создает вселенные. «Из наслаждений жизни одной любви музы´ка уступает». Арфу изобрел Аполлон, лиру - Гермес, свирель - Афина. Бодхисатва спустился с неба, чтобы помочь Тосикагэ сделать семь лютен кото из священной ветви удумбара.

Люди с хорошим слухом обычно эмоциональнее

В общем, идея понятна: музыка - высшая форма существования информации, позволяющая человеку, встав на цыпочки, одним глазком заглянуть в мир непознаваемого. Именно поэтому она способна так тревожить душу. Любовь к музыке чиста, как любовь к красоте природы, в ней нет ничего эгоистичного, потребительского, похотливого. Она иррациональна, а все иррациональное идеалистами очень ценится за то, что от него никакой пользы нет.


Кстати, птичкам, лягушкам и цикадам в этой картине тоже нашлось место. Все они, пищащие, булькающие и свистящие, - участники хора, который единой песней Земли славит Господа. Прелесть, правда?

Однако разные животные на музыку реагируют по-разному. ее явно распознают и даже иногда могут «подпеть». Лошади могут гарцевать под марши. Певчие птицы охотно слушают радио и иногда пытаются повторять понравившуюся им песенку. разве что ухом недовольно поведет на особо хриплый вой из динамиков. А вомбату какому-нибудь ставь хоть Моцарта, хоть Мэнсона - в ответ будет полный игнор, и морковный хруст не станет ни на йоту ритмичнее. И в этой разнице реакций скрывается ответ на вопрос, отчего музыка кажется нам такой прекрасной.


Люди как птицы


На самом деле не были правы ни идеалисты, ни материалисты, причем последние ошибались даже больше, чем первые.

Музыка нравится людям по одной-единственной причине: мы принадлежим к видам, для которых звуковые сигналы играют важную роль в жизни, а ритмичность этих сигналов, их тональность всегда были для нас способом передачи информации от особи к особи. Иначе говоря, человеческий язык начался не со слов в современном их понимании, а с пения, с передачи эмоций и смыслов тональностью и ритмом. Пожалуй, первым об этом догадался Чарлз Дарвин, который в 1871 году написал буквально следующее: «Звуки, издаваемые птицами, в некотором отношении имеют чрезвычайное сходство с языком... Язык может восходить к пению, которое могло дать начало словам, выражающим различные ». Сегодня это предположение Дарвина считается совершенно верным. В прошлом году Массачусетский технологический университет (США) представил обширное исследование, подтверждающее эту гипотезу.

Сигеру Мигаява, ведущий автор проекта, указывает, что лишь 70–80 тысяч лет назад наши предки начали осваивать лексическую составляющую речи, вводя это новшество в привычные мотивы. До тех пор мы не говорили, а распевали, как ангелы в раю. Наши голосовые связки и речевой аппарат - один из сложнейших музыкальных инструментов в природе - убедительно свидетельствуют, что человек существо поющее. И до сих пор интонации для нас имеют большее значение, чем смысл слов (будь это не так, у сарказма не было бы ни малейших шансов на выживание).

Удивление, грусть, радость, страх, мольба - практически любую эмоцию человек может донести до другого, вне зависимости от того, на каких языках они при этом говорят. На самую древнюю форму речи не распространилось. Более того, другие групповые животные или животные-синантропы тоже могут донести до нас свои переживания. При некоторой тренировке мы распознаем и грусть в мычании коровы, и недовольство в кошачьем мяуканье, и восторг в собачьем лае. А вот чтобы понять, что не так, например, с вомбатом, нам придется щупать ему нос и пихать в попу градусник. Потому что вомбат как животное, прямо скажем, антисоциальное, не сумеет исполнить нам арию о своих страданиях. Не обучен-с.

Человеческий язык начался с пения

Вот еще пять любопытных фактов, связанных с тем, что петь мы начали раньше, чем говорить.

  • Мы легко запоминаем ритмический текст (песни и стихи помним намного лучше и дольше, чем прозу).
  • Даже профессиональная аудитория воспринимает лучше, чем сказанные им слова. Проводились эксперименты, когда перед профессиональными собраниями (медиков, филологов и др.) выступал актер, живо и эмоционально произносивший в целом бессмысленный текст с несуществующими терминами. Лишь 5–10% аудитории участников смогли распознать подделку, остальные при анкетировании высоко оценили выступление.
  • Заики практически не заикаются, когда поют.
  • 50% звуков, издаваемых матерями, занимающимися с новорожденными, лишены лексического значения (все эти «уси-пуси», «ню-ню», «плюти-плюти-плюти-плют»). Зато интонационная окраска этих сюсюканий чрезвычайно вариативна и обильна, ведь ребенку с точки зрения эволюционной программы матери важнее всего первым делом обучиться распознавать эмоции других членов группы.
  • Люди с хорошим музыкальным слухом обычно эмоциональнее, чувствительнее людей, которым медведи по ушам как следует прогулялись. Знаменитые певцы, музыканты и поэты куда чаще были невротиками и истериками, чем, например, писатели, ученые и военачальники.

Привычка к музыке нужна

Изучая песни скворцов, советский натуралист Максим Зверев поражался их вариативности. Молодой скворец, вступая в возраст репродукции, составляет собственную песню, ориентируясь на самые громкие и характерные звуки в округе. Он не только вплетает в свои брачные напевы популярные у других скворцов ритмы и звуки, но и может мяукать как кошка, квакать как лягушка, подражать цаплям, ласточкам и сойкам. А сам Зверев обогатил скворчиный фольклор звуками печатной машинки - несколько обитавших под его окном молодых птиц восхитились этим дивным треском и включили его в свой репертуар, выкинув на свалку истории все эти «пик-пик» и «щелк-щелк», которым их учили мама и папа («пик-пик» и «щелк-щелк» не привлекают внимания птицы-подростка, не заставляют к ним прислушиваться, так как слишком привычны). Но чем старше становится птица, тем реже она разучивает модные новинки, предпочитая петь то же самое, что исполняла для прекрасных дам в юности.

С человеком все происходит примерно так же. Сперва мы осваиваем «ладушки», которые, казалось бы, навеки программируют наш музыкальный генокод, но, вступая в пору полового созревания, мы готовы эти «ладушки» несколько переосмыслить. Как скворцы среди зверевской сирени, мы осматриваемся по сторонам и слушаем, что за песни исполняют самые крутые самцы. (Скворцы, конечно, не держали самого Максима Дмитриевича за альфа-самца всея округи - они слышали невероятное по громкости и неустанности щелканье и сильно зауважали невидимого парнишу.)


Так что некий условный Вася, который сейчас сильно ценит витч-хаус, потому что только самые крутые пацаны знают, что это такое, четко следует за своим отцом, научившимся некогда высовывать язык до кадыка не хуже Джина Симмонса. И вместе с папой они являются достойными наследниками Васиного прапрадедушки, терзавшего тальянку на гулянке с фабричными девчатами, потому что настоящий шикарный кавалер непременно может сыграть «Маруся отравилась» так, что на слезу пробьет («Салфет вашей милости, Акулина Макаровна, чо до нас носу не кажете?»).

Заики не заикаются, когда поют

Нет в мире искусства, чьи стили менялись бы так стремительно, как в современной музыке, потому что каждые пять - десять лет приходят новые партии мальчиков с горящими глазами, которым непременно нужно составить свою, ни на что не похожую песенку и утереть носы лохам и старичью.

И нет в мире искусства, которое было бы до такой степени мужским.

Девушки, конечно, тоже любят музыку, но несколько иначе. Просто девушкам чаще всего никому ничего не надо доказывать, и они могут отрываться не размышляя, кто и что о них подумает. Да, ей нравится челочка Джастина Бибера, эта финская песенка про «лам-ца-ца, ариба-даби-дила», а еще Сороковая симфония Моцарта, потому что она впервые поцеловалась с мальчиком на заднем дворе музыкальной школы, когда какой-то несчастный ребенок мучил Вольфганга Амадея. Девушки могут любить конкретную песню, конкретного исполнителя, но быть поклонницей какого-то определенного музыкального стиля? Нет, это большая редкость в мире женщин.

И в этом им в общем-то повезло, потому что нет более простого способа почувствовать себя устаревшим хламом, чем начать разговаривать о музыке с гражданами лет на пять - десять моложе тебя. Ты только позволил себе ляпнуть что-то про арт-рок, а они смотрят на тебя так, как будто ты вытащил из-под стола клавесин и пудреный парик.


Тайные звуки становятся явными


Точно так же, как скворцам до явления Великой Печатной Машинки приходилось вариться в собственном соку, чрезвычайно редко находя новые коленца для своих песенок, музыка до появления средств звукозаписи очень долго оставалась делом местным, национальным, иногда даже семейным и очень медленно меняющимся. Но, как только появились эти самые средства звукозаписи*, границы прорвались немедленно.

Кстати, первым таким средством были вовсе не патефоны, а ноты. Одиннадцатый век нашей эры

Например, в Японии IX века музыкальные произведения принято было хранить в секрете, приемы игры на струнных и духовых инструментах передавались от отца к дочери и от матери к сыну в обстановке строжайшей секретности - вплоть до того, что слугам, оставшимся в доме на время обучения, предписывалось затыкать уши хлопковой ватой. А если кто-то из аристократических дам или кавалеров, поддавшись просьбам императора, соглашался сыграть в дворцовом саду «Варварскую свирель» или «Из радуги яркий убор, из окрашенных перьев наряд», то потом император еще несколько лет мог хоть упроситься, но паузу держали, чтобы ненароком не запомнил кто секретных переборов, не смог кощунственно повторить.

Первыми, еще до изобретения нот, контрабандистами, коммивояжерами, распространителями музыки стали цыгане. Эта индийская каста музыкантов и певцов моталась по всей Евразии и даже местами по Африке, зарабатывая уличными концертами. Держа уши чутко раскрытыми, цыгане похищали, заимствовали, распространяли и перемешивали мелодии мира. И нет практически ни одной национальной музыкальной культуры, на которую не оказала бы влияния цыганская, то есть изначально интернациональная сборная солянка: Китай, Индия, Средиземноморье, Ближний Восток щедро, хоть и невольно, одаривали друг друга мелодиями и ритмами через цыганские гитары и бубны.


Конечно, и сегодня средний русский, средний американец, средний китаец и средний араб будут любить очень разную музыку (не стоит все же сбрасывать со счетов те самые «ладушки»). Но тысячу лет назад японец и, допустим, сакс вряд ли бы признали музыкальную культуру друг друга музыкой в принципе. Так что сегодня национальные рамки в восприятии музыки стали совсем тоненькими и прозрачными, каждый из нас составляет собственный плей-лист, лишь слегка оглядываясь на свой пол, нацию и возраст.

И хорошая новость: современный человек куда лучше умеет слышать музыку, чем его ровесник XVII, XVIII или даже XIX века. Согласно исследованиям Гарвардского университета, счет идет уже на десятилетия: люди, родившиеся в 90-х годах, лучше воспринимает сложную полифонию, чем уроженцы 80-х, а те обставляют в этом плане поколение 70-х. Что ж, это ожидаемо. Чем больше выбор блюд у слушателя, чем разнообразнее музыка, пробившаяся к его ушам, тем сложнее и прихотливее его вкусы. А появление пластинок, кассет, CD, айподов и айтюнсов превратило весь мир в поистине гигантское сборище меломанов. Способности человечества в плане музыкального восприятия растут год от года.

Так что, может, когда-нибудь мы опять вернемся к самому естественному способу общения для нашего вида и, отказавшись от слов, будем безупречно насвистывать друг другу точную информацию.


  • Больше дюжины видов музыкального слуха существует в музыкальной психологии: слух абсолютный, ритмический, внутренний, гармонический, фактурный, архитектонический и т. д. Часть из них является исключительно врожденной особенностью, часть закладывается в первые годы жизни, часть можно развить иногда даже в зрелом возрасте. Но существуют еще такие вещи, как эмоциональное восприятие музыки, как способность вырабатывать дофамин в ответ на определенные звуки в подходящей последовательности, персональные детские инбридинговые связки. В общем, в мире не найдется двух людей с одинаковыми музыкальными пристрастиями.
  • В Техасском университете в 1980-х годах был проведен опыт. Новорожденных крысят два месяца держали в клетках, в которых иногда включали музыку: одной группе - классическую, другой - атоническую, а третьей - просто шум вентилятора. Потом крыс перевели в другие клетки, где они могли сами нажимать на одну из трех клавиш и слушать любую из записей. Крысам игрушка понравилась, и они часто включали себе музыку. В какой бы клетке крысы ни воспитывались, они слушали поровну классическую и атоническую музыку, а вот клавиша с шумом вентилятора после нескольких коротких проб так и осталась невостребованной.
  • Всего 2% людей способны практически со стопроцентной точностью определить эмоциональное состояние человека по нескольким произнесенным фразам (причем текст зачитывается в спокойной манере). Эти проценты были высчитаны во время развернутых программ подготовки астронавтов в НАСА: астронавтов заставляли читать текст после тренировки, в момент подъема груза, после проигрыша любимой команды, во время вечеринки и т. д. Именно из этих 2% людей с абсолютным эмоциональным слухом подбирали потом наблюдателей за психологическим состоянием астронавтов в полете.
  • Запись стрекотания кузнечиков, поставленная на скорости, к которой восприимчиво человеческое ухо, воспринимается нами как торжественный многоголосый хорал. Такую запись cделал композитор Джим Уилсон, дав ей название «God’s chorus of crickets».

Фото: Getty Images; Everett / East News.

02.03.2015 2015-03-02

Люди не могут прожить без воздуха, воды, еды и… пения! Малыши уже с самого детства «мурлыкают» любимые песенки из мультиков, даже если еще толком не умеют разговаривать.

Кто-то поет просто для души, кто-то в рамках своей работы, поскольку пение является его профессией, кто-то использует свои песнопения для духовных и оздоровительных практик. Так или иначе – поют все. Давайте разберемся, какую же пользу приносит пение, и почему нам так нравится петь.

Желание петь появляется с самых юных лет

…потому что это традиция

В мире существуют тысячи культур со своими традициями и обрядами, со своей уникальной историей, живописью и кухней и, конечно же, своими песнями. Если вы хотите лучше познакомиться с какой-либо культурой, просто послушайте ее национальные мотивы. Они расскажут все о тонкостях души этого народа.

…потому что нужно расслабиться

Психологи советуют перед ответственным мероприятием или серьезным разговором спеть пару любимых композиций. Это нужно для того, чтобы абстрагироваться от проблем и других раздражающих факторов. Во время пения мы погружаемся в свой собственный неповторимый мир, оставляя «за бортом» все ненужное.


С помощью пения можно расслабиться

…потому что это укрепляет здоровье

Говоря научным языком, пение - это извлечение звука посредством ритмичных выдохов с участием органов дыхательной системы (ротовая полость, легкие, трахея, голосовые связки, диафрагма). Если вы регулярно занимаетесь вокалом или ходите каждые выходные с друзьями в караоке-бар, то улучшение самочувствия вам гарантировано. Кроме того, занятия вокалом (в домашних условиях или в профессиональной студии – неважно) формируют красивую осанку.

Пользу от пения обнаружили недавно – всего несколько десятков лет назад. Этому есть документальные практические подтверждения. Так, положительное влияние пения было обнаружено у пациентов, страдающих заболеваниями верхних дыхательных путей, а также у детей с проблемами заикания и больных после апоплексического удара.


Пойте на здоровье!

Физиотерапевты наряду с преподавателями йоги активно применяют пение для максимальной релаксации, ведь в его процессе выделяются эндорфины, в итоге снимается напряжение, повышаются стимулируются защитные механизмы человека и снижается болевой порог. В частности, об этом говорит известный психотерапевт, доктор Гертруд Берка-Шмид.

…потому что пришлось

Иногда нам действительно приходится петь. Например, на чьей-то свадьбе или дне рождения. Причем нередко происходит так, что то, что начиналось с великой неохотой, перерастает в истинное удовольствие, и нас уже не остановить!

…потому что очень хочется

Бывали ли у вас такие ситуации, когда вдруг возникало непреодолимое желание петь? Причем вы не могли с уверенностью сказать, откуда оно появилось. Вполне возможно, что вам просто не хватает положительных эмоций, и организм пытает таким способом восполнить их недостаток. Не спорьте с ним и спойте пару любимых композиций. По словам опытных вокалистов, приятные ощущения от пения в караоке могут сравниться с удовольствием от сеанса массажа или занятия йогой.

Спеть в караоке – значит избавиться от эмоционального напряжения

Если вы думаете, что караоке – увлечение исключительно для молодых людей, ведущих активный образ жизни, вы ошибаетесь. В последнее время в России пением «для себя» стали увлекаться и серьезные взрослые люди. Караоке для них – это способ снять эмоциональное напряжение, раскрепоститься и лучше понять свое тело.

…потому что это модно

Действительно, сегодня музыка стала самым настоящим трендом. Мы наблюдаем за популярными исполнителями, хотим выглядеть так же модно и стильно, но самое главное, подчас считаем, что можем петь, как они, или даже лучше.

Модные мотивы, которые звучат из каждого плеера, прочно «селятся» в нашей памяти. Почему бы не спеть популярную песню, тем более, что слова так и крутятся на языке?


Иногда для того, чтобы спеть, не нужно и микрофона

…потому что это романтично

У каждой пары (или почти у каждой) есть своя песня или мелодия. Кто-то под нее впервые поцеловался, кто-то – сделал предложение, а кто-то просто увидел свою вторую половинку, скажем, в метро. Детали не столь важны, главное, что в теле закипает кровь, а сердце бьется быстрее, и совсем неважно, сколько лет этой песне, ведь она напоминает вам об одном из вечных чувств – о любви.


…потому что укрепляет патриотизм

Испокон веков солдаты исполняли патриотические песни, причем делали это не только перед боем или во время подготовки, но и на отдыхе. Военные музыкальные мотивы вселяли веру в победу, а иногда и устрашали противника.

Сегодня национальные гимны, укрепляющие патриотические чувства, принято исполнять исключительно стоя и положа руку на сердце.

Спасибо деду и песне за победу!

…потому что это весело

В минуты самого безудержного веселья в любой компании найдется персонаж, переделывающий текст песни. Да-да, он меняет слова, делая из подчас трагической композиции настоящий каламбур, чем приводит в восторг всех окружающих. Хорошее настроение на такой вечеринке гарантировано!


Пение – отличный способ провести время с друзьями

…потому что это помогает организовать досуг

Даже в насыщенной жизни самого занятого человека в мире все-таки выдаются такие дни/часы/минуты, когда заняться совсем нечем. Нет под рукой ни книги, ни интересного фильма, и тогда караоке придет на помощь.

Согласно статистике, нравится в свободное время напевать любимые мотивы не только женщинам, но и представителям сильного пола. Разброс в процентном соотношении не так велик: 65 % / 35 % в пользу дам.


Выход из любой непонятной ситуации – спеть в караоке

И все же почему люди любят петь в караоке? У каждого свои причины, а, может быть, их даже несколько. Ясно главное: «песня нам и строить, и жить помогает»! Просто невозможно представить, что у нас не будет любимых музыкальных композиций и возможности хорошо отдохнуть, спев от души о любви, счастье, горе или предательстве.

Вы хотите выбрать караоке-систему? Спеть в компании друзей, получив яркие впечатления? Заходите в шоу-рум Madboy (Москва, ТЦ «Ленинградский»). У нас вы найдете все караоке-системы: от бюджетных вариантов до моделей премиум-класса для установки в элитные загородные дома и даже караоке-клубы. Вы сможете бесплатно исполнить любимые композиции на профессиональном караоке-оборудовании. Кроме того, у нас регулярно проводятся мастер-классы с участием опытных вокалистов. Вход свободный для всех желающих.

Ждем вас в любое время!

Пение действует на мозг примерно так же, как оргазм или плитка шоколада. Когда человек поет, в мозгу возбуждаются зоны, отвечающие за удовольствие. Выделяются гормоны счастья - эндорфины, а ведь они так важны для общего состояния здоровья.

2. Больше энергии

Когда человек поет, он становится более энергичным. Вялость пропадает в секунду!

3. Бесплатная тренировка легких

Пение тренирует легкие, способствует насыщению крови кислородом. Кроме того, мышцы, задействованные в процессе пения, - мышцы живота, диафрагма, межреберные мышцы- существенно укрепляются. У певиц сильный пресс!

4. Снятие стресса

Пение снижает уровень стресса. Люди, поющие в хоре или в любительском ансамбле, чувствуют себя более защищенными, социально благополучными, успешными. Для победы над депрессией стоит петь!

5. Очищение дыхательных путей

С помощью пения происходит естественное очищение дыхательных путей. Заболевания носа и горла для певцов не страшны: вероятность слечь от гайморита уменьшается, если ты любишь петь.

6. Естественный нейростимулятор

Для центральной нервной системы и мозга пение имеет огромную ценность. Как и любое занятие творчеством, пение способствует более интенсивной работе мозга, укреплению нейронных связей, а также интенсивному «включению» человека в мыслительный процесс.