Произведение моцарт и сальери краткое содержание

ДРАМАТУРГИЯ

МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ

Моцарт и Сальери

Сальери рассуждает о творчестве и своем призвании:

Преодолел

Я ранние невзгоды. Ремесло

Поставил я подножием искусству;

Я сделался ремесленник: перстам

Придал послушную, сухую беглость

И верность уху. Звуки умертвив,

Музыку я разъял, как труп. Поверил

Я алгеброй гармонию. Тогда

Уже дерзнул, в науке искушенный,

Предаться неге творческой мечты…

Усильным, напряженным постоянством

Я, наконец, в искусстве безграничном

Достигнул степени высокой. Слава

Мне улыбнулась; я в сердцах людей

Нашел созвучия своим созданьям…

Кто скажет, чтоб Сальери гордый был

Когда-нибудь завистником презренным,

Змеей, людьми растоптанною, вживе

Песок и пыль грызущею бессильно?

Никто! А ныне – сам скажу – я ныне

Завистник. Я завидую; глубоко,

Мучительно завидую. О, небо!

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений – не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан –

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?

О Моцарт, Моцарт!

В комнату входит Моцарт. Рассказывает, что, проходя мимо кабака, услышал, как слепой старик-скрипач играет Моцарта. Он привел старика с собой, просит чтобы тот сыграл что-нибудь из Моцарта. Тот играет, страшно перевирая мелодию. Моцарт смеется. Сальери в недоумении и негодовании:

Мне не смешно, когда маляр негодный

Мне пачкает мадонну Рафаэля!

Скрипач уходит. Моцарт говорит, что сочинил “безделицу”, наигрывает ее на фортепиано. Сальери поражен:

Ты с этим шел ко мне

И мог остановиться у трактира

И слушать скрыпача слепого! – Боже!

Ты, Моцарт, недостоин сам себя.

Сальери приглашает Моцарта отобедать в трактире Золотого Льва. Моцарт соглашается и уходит. Сальери решает отравить Моцарта:

Я избран, чтоб его

Остановить, – не то мы все погибли

Мы все, жрецы, служители музыки,

Не я один с моей глухою славой…

Что пользы, если Моцарт будет жив

И новой высоты еще достигнет?

Подымет ли он тем искусство? Нет;

Оно падет опять, как он исчезнет:

Наследника нам не оставит он.

Что пользы в нем? Как некий херувим,

Он несколько занес нам песен райских,

Чтоб, возмутив бескрылое желанье

В нас, чадах праха, после улететь!

Так улетай же! чем скорей, тем лучше…

Моцарт и Сальери сидят за столом, Моцарт грустен, говорит, что его тревожит “Реквием”, который он пишет. Рассказывает историю, как “Реквием” был заказан: трижды к нему приходил человек в черном, а потом, заказав произведение, исчез и не появляется, хотя заказ выполнен. Моцарт говорит, что ему всюду мерещится этот черный человек и чудится, что он сидит третьим у них за столом. Сальери пытается успокоить Моцарта, вспоминает Бомарше, который советовал ему:

Слушай, брат Сальери,

Коль мысли черные к тебе придут,

Откупори шампанского бутылку

Иль перечти “Женитьбу Фигаро”.

Моцарт вспоминает слух о том, будто Бомарше кого-то отравил, и говорит, что в это не верит, так как

Он же гений,

Как ты да я. А гений и злодейство –

Две вещи несовместные…

Сальери бросает в стакан Моцарту яд. Моцарт выпивает, идет к фортепьяно, играет “Реквием”. Сальери плачет.

Эти слезы

Впервые лью: и больно и приятно,

Как будто тяжкий совершил я долг,

Как будто нож целебный мне отсек

Страдавший член!…

Моцарт чувствует себя плохо и уходит. Сальери остается один:

Ты заснешь

Надолго, Моцарт! но ужель он прав,

И я не гений? Гений и злодейство –

Две вещи несовместные? Неправда:

А Бонаротти? или это сказка

Тупой, бессмысленной толпы – и не был

Убийцею создатель Ватикана?

(По легенде, Микеланджело убивал натурщиков, позировавших ему для скульптур, чтобы подобия его произведению на свете не существовало.)

(No Ratings Yet)

  1. Всеобъемлющая, подавляющая все остальные чувства страсть самоутверждения, стремление любой ценой утвердить себя наравне с эталонами, героями, гениями, доказать свое превосходство, исключительность – вот основной двигатель поступков главного персонажа трагедии “Моцарт...
  2. Поэт гениально воплотил в трагедии дух своего времени, проникнутого безудержной жаждой самоутверждения, расчетливостью и жестокостью, и личную жизненную драму. Сюжет пьесы основан на легенде об отравлении известным венским композитором Антонио...
  3. В творческой сокровищнице Пушкина существует целый цикл так называемых “маленьких трагедий”, характером похожих на философскую лирику. Они касаются таких тем, как смерть и бессмертие, жизни и искусства. Эти Драматические произведения...
  4. АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Питер Шеффер (Peter Shaffer) Амадей (Amadeus) Пьеса (1979) Действие происходит в Вене в ноябре 1823 г., а воспоминания Сальери относятся к десятилетию 1781-1791 гг. На авансцене в инвалидном...
  5. Порой поэтического вдохновения для Пушкина была осень. Накануне женитьбы, 3 сентября 1830 г., Александр Сергеевич приезжает в отцовское имение Болдино, чтобы уладить дела с получением наследства. Эпидемия холеры на три...
  6. ДРАМАТУРГИЯ Идейно-художественное своеобразие “Маленьких трагедий” “Маленькие трагедии” создавались в Болдине в 1830 году, когда в Москве свирепствовала эпидемия холеры (что нашло фактическое отражение в сюжете “Пира во время чумы”). Все...
  7. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ * * * Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и...
  8. А. С. ПУШКИН * * * Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал...
  9. ТРАГЕДИЯ ЛИЧНОСТИ, СЕМЬИ, НАРОДА В ПОЭМЕ А. А. АХМАТОВОЙ “РЕКВИЕМ” Поэма А. Ахматовой “Реквием” – уникальное произведение в истории русской литературы. Об ужасах сталинских репрессий она написала именно тогда, когда...
  10. Невозможно остаться равнодушным к поэме А. Ахматовой “Реквием”. Трагическая судьба, страшные годы, в которые довелось жить этой по-настоящему уникальной поэтессе, вся жизнь с ее радостями, надеждами оказалась перечеркнутой: Звезды смерти...
  11. План 1. Анна Ахматова – человек сложной судьбы. 2. Тема “испытания” в творчестве Ахматовой. 3. Материнская трагедия Ахматовой и ее отражение в творчестве. Имя Анны Андреевны Ахматовой сегодня известно как...
  12. Много кто знает, что именно термин “творчество” происходит от слова “творить”. Значение этих слов указывает на то, что каждый Творческий человек обязан вкладывать свой талант в конкретное дело. Ведь, все...
  13. “Маленькие трагедии” – одно из самых замечательных созданий Пушкина, В небольших по объему произведениях поэт отразил целые исторические эпохи, воссоздав их колорит с помощью выверенного сочетания художественных деталей. В результате...
  14. Футуристы В. В. Хлебников Не шалить! Эй, молодчики-купчики, Ветерок в голове! В пугачевском тулупчике Я иду по Москве! Не затем высока Воля правды у нас, В соболях – рысаках Чтоб...
  15. Что имел в виду Е. Эткинд, утверждая, что поэма А. А. Ахматовой “Реквием” подчинена закону симметрии? Создавая развернутое рассуждение на предложенную тему, используйте материалы словаря литературоведческих терминов (статья “Композиция”). Вспомните...
  16. УРОК МУЖЕСТВА И ДУШЕВНОЙ СТОЙКОСТИ (по поэме А. А. Ахматовой “Реквием”) Поэма А. Ахматовой “Реквием” – в истории русской литературы произведение уникальное. Само его создание – акт величайшего мужества и...
  17. Маленькие трагедии Пушкина. Драматический цикл составляют 4 одноактные пьесы. “Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”, “Каменный гость”, “Пир во время чумы”. появляются очень быстро. Пушкин ищет жанровое определение для своих пьес:...
  18. Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. А. Ахматова План I. Трагическая...
  19. Акмеисты О. Э. Мандельштам *** За гремучую доблесть грядущих веков, За высокое племя людей Я лишился и чаши на пире отцов, И веселья и чести своей. Мне на плечи бросается...
  20. Анна Ахматова – великая русская поэтесса, которая одним словом могла раскрыть, обнажить душу человека, воспеть тонкую организацию женской души, сложного мира женских чувств, трепет и нежность девичьей мечты, возвысить, подарив...
  21. Цитаты, афоризмы, крылатые выражения, пословицы и поговорки Высказывания и афоризмы о богатстве и бедности Ах, если б смерть могли купить И дни продлить мы златом, Так был бы смысл и...
  22. Пронзительная по степени трагизма поэма Анны Ахматовой “Реквием” была написана с 1935 по 1940 год. До 1950-х годов поэт хранила ее текст в памяти, не решаясь записать на бумагу, чтобы... А. А. ФЕТ * * * Учись у них – у дуба, у березы Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель...
  23. ЛИРИКА Письмо матери (1924) Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. Пишут мне, что ты, тая тревогу,...
Моцарт и Сальери

Пьеса А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» была написана в 1830 году и вошла в известный цикл автора «Маленькие трагедии». Это произведение о двух композиторах, которые по-разному подходили к созданию музыки – через упорный труд (Сальери) и вдохновение (Моцарт). В финале пьесы Сальери убивает товарища, так как завидует его гениальности. Несмотря на то, что оба героя трагедии «Моцарт и Сальери» условно совпадают со своими реальными прототипами, Пушкин изобразил в пьесе вымышленных персонажей.

Главные герои

Сальери – пожилой композитор, достигший славы долгим и тяжелым трудом, отравил Моцарта, потому что завидовал его таланту.

Моцарт – молодой талантливый композитор, не осознающий своей гениальности, был отравлен Сальери.

Сцена 1

Сальери вспоминает, как однажды, будучи еще ребенком, он услышал звучание церковного органа. Музыка настолько впечатлила мальчика, что с тех пор он посвятил ей свою жизнь, полностью отвергнув «праздные забавы» .

Для Сальери искусство было подобно ремеслу. Он, «звуки умертвив» , музыку «разъял, как труп» , и познавал гармонию, как науку, проверяя ее алгеброй.

Творя произведения, Сальери нередко сжигал свои работы, так как не считал их достаточно талантливыми. Сейчас же, благодаря упорному многолетнему труду он достиг «степени высокой» и мирно наслаждался своим «успехом, славой» . Однако Сальери мучает то, что ранее он не завидовал другим музыкантам, тогда как теперь испытывает зависть к своему другу Моцарту – молодому праздному гуляке, но гениальному композитору.

К Сальери приходит Моцарт. Гость, желая друга «нежданной шуткой угостить» , привел с собой слепого скрипача. Моцарт встретил музыканта у трактира, где тот играл одно из его произведений. Композитор просит слепца сыграть снова, и его очень веселит неумелая, фальшивая игра скрипача. Сальери же возмутило развлечение товарища, он считает, что портить гениальную музыку плохим исполнением кощунственно. Моцарт дает скрипачу денег и отпускает его. Композитор рассказывает Сальери, что ночью, страдая от бессонницы, он набросал небольшое произведение. По просьбе товарища Моцарт играет его. Сальери восхищен музыкой друга:

«Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я» .

Моцарт же, не осознавая своего величия, шутя, говорит, что «божество мое проголодалось» . Мужчины договариваются пообедать в трактире Золотого Льва. Моцарт уходит домой предупредить жену.

Оставшись сам, Сальери думает о том, что должен «остановить» Моцарта. Он достает яд – предсмертный подарок его возлюбленной Изоры. Сальери восемнадцать лет носил пузырек с собой, но, несмотря на то, что жизнь часто казалась ему несносной, все же сохранил его. Он решает отравить Моцарта за обедом:

«Теперь – пора! заветный дар любви,
Переходи сегодня в чашу дружбы» .

Сцена 2

Моцарт и Сальери обедают в трактире. Моцарт рассказывает другу, что три недели назад к нему приходил «человек, одетый в черном» . Учтиво поклонившись, он заказал композитору Requiem и скрылся. Моцарт тотчас сел за работу, но с того времени заказчик не появлялся. Композитор даже рад этому, так как не хотел бы расставаться со своей работой. Однако после случившегося Моцарт находится в постоянной тревоге:

«Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третей
Сидит» .

Сальери пытается развеять страхи друга – он вспоминает, что как-то Бомаше советовал ему для веселья выпить шампанского или перечитать «Женитьбу Фигаро» . Моцарт интересуется: правда ли, «что Бомаше кого-то отравил?» , но сам не верит в это:

«Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство –
Две вещи несовместные. Не правда ль?» .

Сальери незаметно бросает яд в стакан Моцарта и подает ему. Композитор пьет за «искренний союз, связующий Моцарта и Сальери» , после чего садится за фортепиано и играет свой Requiem. Сальери не смог удержать слез:

«Эти слезы
Впервые лью: и больно и приятно,
Как будто тяжкий совершил я долг» .

Моцарту становится нехорошо, и он уходит домой спать. Оставшись один, Сальери размышляет над словами друга:

«Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные. Неправда:
А Бонаротти? Или это сказка
Тупой, бессмысленной толпы – и не был
Убийцею создатель Ватикана?» .

Заключение

В трагедии «Моцарт и Сальери» Пушкин через сравнение двух композиторов изобразил противостояние двух начал – рационалистического, основанного на научности и творческого, базирующегося исключительно на вдохновении. Сальери не просто завидовал товарищу, он боялся его «божественного» гения – того, что после смерти Моцарта, таким как он, создающим искусство непрестанным трудом, будет незачем жить.

Тест по пьесе

Проверьте своё знание краткой версии произведения:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 1186.

Основные события из «маленькой трагедии» А. С. Пушкина многомудрый Летрекон воспроизведет для вас в сокращении, ибо питает слабость к пушкинской прозе. Сюжет книги прост: завистливый приятель убивает Моцарта за то, что тот является непревзойдённым музыкальным гением, которого Сальери не обойти без хитрости. Все подробности этого конфликта вы узнаете из краткого пересказа.

Первая сцена

Начинается «маленькая трагедия» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» с того, что Сальери предается размышлениям по поводу своего детства, сидя в комнате в одиночестве. Он вспоминает, как начался его творческий путь в мир музыки, говорит, что с малых лет восхищался церковным органом. Герой рано начал взрослеть и осознавать пристрастие к музыке, в результате чего отказался от «праздных забав» и равнодушно относился к ремеслам и наукам.

Таким образом, композитор постепенно овладел некоторым мастерством в своем деле. Тогда же он начал мечтать о творческом величии, но не задумывался о славе. Трудился музыкант усердно, днями напролет, «позабыв и сон и пищу», после чего сжигал неудачные произведения и наблюдал, как те «пылая, с легким дымом исчезали».

Слава все-таки пришла к Сальери. Музыкант искренне наслаждался не только своим успехом, но и успехом коллег. «Никогда я зависти не знал», — открыто говорит композитор. Но, по его словам, все изменилось, когда в его жизни появился гений Моцарт, а трудолюбие отошло на второй план. Именно тогда Сальери узнал, что такое «мучительно завидовать». Заканчивается исповедь тем, что музыкант выкрикивает имя Моцарта, и тот приходит на его зов.

Моцарт желает представить своему другу старого скрипача, который насмешил композитора своим исполнением арии из «Дон-Жуана». Гость относится к сомнительному мастерству скрипача с усмешкой, а Сальери негативно настроен на такого рода искусство и негодует по поводу реакции друга. Он прогоняет старика.

Однако у Моцарта есть еще новость для Сальери, и он решает показать ему несколько своих творений, которые создал от бессонницы. Музыкант был поражен композициями коллеги и называет его «богом». Автор же не видит в своих работах ничего «божественного» и отвлекается на желание перекусить.

Сальери зовет товарища пообедать в трактир Золотого Льва. Моцарт уходит, чтобы предупредить жену о своем отсутствии.

Оставшись в одиночестве, композитор снова начинает размышлять, но теперь уже о своем предназначении остановить коллегу, от которого он не ждет пользы для музыки. Герой думает, что не стоит Моцарту продолжать создавать музыкальные шедевры, которые никто не сможет перерасти, ведь из-за этого искусство погибнет, так как не сможет развиваться.

У Сальери есть яд, который оставила ему возлюбленная Изора. Композитор не смог отравить сам себя, хотя множество лет тянулся к колбе. Он продолжал надеяться, что однажды «мир принесет внезапные дары», и его «посетит восторг», или же он встретит «злейшего врага» и отравит его подарком Изоры. Сальери решает, что яд станет причиной гибели противника. На этом заканчивается первая сцена.

Вторая сцена

Вторая сцена начинается с того, что два композитора сидят в трактире за обедом. Моцарт жалуется на то, что имеет некоторые затруднения со своим «Requiem» и не может его закончить уже три недели. А все потому, что некий «черный человек» заказал у творца это произведение и с тех пор не появлялся, однако композитор переживает по поводу этого происшествия. Герою кажется, что «черный человек» всюду ходит за ним. Сальери не воспринимает всерьез опасения коллеги и рассказывает историю о Бомарше, его товарище, который советовал при любых переживаниях «откупоривать бутылку шампанского» или перечитывать «Женитьбу Фигаро».

Моцарт наслышан о Бомарше и даже знаком с историей про то, как этот композитор кого-то отравил. Однако творец уверен, что это просто слухи, ведь «гений и злодейство - две вещи несовместные». После этого Сальери подливает яд в стакан с вином приятелю, который незамедлительно говорит тост в знак дружбы и пьет один.

Сальери начинает плакать, но просит не обращать на него внимание. Моцарт чувствует слабость и отправляется домой, чтобы прилечь. Оставшись в одиночестве, герой думает о словах коллеги на тему того, что нельзя быть гением, совершая зло, но вспоминает о злодеяниях Бонаротти и создателя Ватикана, которых считает гениями.

Трагедия «Моцарт и Сальери» входит в число камерного цикла драматических произведений А.С.Пушкина, который сам автор назвал «Маленькие трагедии». Написанные в 1830-м году, они поднимали философско-нравственные проблемы, которые были важны для поэта и его близкого окружения: вызов судьбе, противопоставление чувств любви ханжеской морали общества в «Каменном госте»; разрушающая власть денег в «Скупом рыцаре»; человеческая и божественная природа гения, ответственность его за свои дела и произведения в «Моцарте и Сальери»; нежелание смеряться перед обстоятельствами, протест против фатализма в жизни в «Пире во время чумы».

«Моцарт и Сальери»

Трагедия «Моцарт и Сальери», краткое содержание которой можно свести к небольшому пересказу - философски глубоко насыщенное произведение. Автор рассматривает в нём такие важнейшие для каждого истинно талантливого деятеля искусства вопросы, как, может ли гений творить зло и останется ли он после этого гением. Что должно нести искусство людям? Может ли гений в искусстве позволить себе быть обыкновенным, несовершенным человеком в повседневной жизни, и многие другие. Потому, сколько бы раз не перечитывалось в оригинале «Моцарт и Сальери», краткое содержание этого драматического произведения, для вдумчивого читателя всегда найдётся, над чем поразмыслить.

В основу трагедии положены слухи о том, что композитор из зависти отравил гениального Моцарта. Прямых доказательств, конечно, этого преступления нет. Но не это важно Пушкину. Беря столь спорный детективный сюжет, поэт заостряет своё и наше внимание на другом: почему Сальери решает прервать жизнь своего гениального друга? или нечто другое? Можно ли соотнести гения и ремесленника? С первого прочтения «Моцарт и Сальери», краткое содержание трагедии ответа, конечно, не даёт. В Пушкина нужно вдуматься!

Итак, Сальери. Мы знакомимся с ним в самом начале произведения. Уже в годах, обласканный славой, он вспоминает о своих первых шагах в музыке. В юности, чувствуя в себе талант, он, тем не менее, не смеет поверить в себя, старательно изучает творчество великих музыкантов и подражает им, постигает «гармонию алгеброй», не творя вдохновенно музыку, согласно полёту своей души и фантазии, как это сделал бы гений, а «разнимая её, как труп», на составляющие, подсчитывая ноты и их вариации в каждом аккорде и звуке. И лишь только тщательно изучив теорию, механизмы создания музыки, её правила, Сальери сам начинает сочинять, многое сжигая, что-то, после придирчивой критики, оставляя. Постепенно он становится известен, признан. Но свою славу композитор «выстрадал»: сочинительство для него - тяжкий труд. Он сам понимает, что не Мастер - подмастерье в Великом Искусстве. Но у него нет зависти к тем, кто более знаменит и талантлив, ибо герой знает: его современники добились славы на музыкальном поприще тоже благодаря тяжкому, кропотливому труду. В этом они равны.

Иное дело Моцарт, «гуляка праздный». Он сочиняет гениальные вещи легко, шутя и, словно бы смеясь над той философией творчества, которую столь долго вынашивал и создавал для себя Сальери. Молодому гению чужд сальеривский аскетизм, строжайшая самодисциплина и боязнь отойти от признанных канонов в искусстве. Моцарт творит, как дышит: естественно, согласно природе своего таланта. Пожалуй, это более всего возмущает Сальери.

«Моцарт и Сальери», краткое содержание его, сводятся, по сути, к внутреннему спору Сальери с самим собой. Герой решает дилемму: нужен ли искусству Моцарт? Готово ли сейчас время воспринимать и понимать его музыку? Не слишком ли тот гениален для своей эпохи? Недаром Антонио сравнивает Моцарта с ангелом, светлым херувимом, который, прилетев на землю, будет служить людям упрёком в их несовершенствах. Моцарт, задав своим творчеством определённую эстетическую и этическую планку, с одной стороны, поднимает искусство и души людей к новым высотам, с другой - показывает, чего стоят нынешние композиторы и их творения. Но готовы ли самолюбивые посредственности или просто люди не слишком талантливые признать за кем-то пальму первенства? Увы, нет! Пушкин сам оказывался в подобной ситуации не раз, намного опережая своё время. Потому даже краткое содержание «Моцарт и Сальери» помогает понять, чем жил поэт, что волновало его в период создания трагедии.

К Сальери приходит Моцарт. Он хочет показать другу новую «вещицу», которую сочинил недавно, а заодно «угостить» его шуткой: проходя мимо трактира, Вольфганг услышал, как нищий скрипач играет его мелодию, нещадно фальшивя. Подобное исполнение показалось гению забавным, и он решил развеселить Сальери. Однако тот шутку не принимает и прогоняет исполнителя, бранит Моцарта, упрекая, что он не ценит свой талант и вообще недостоин сам себя. Моцарт исполняет мелодию, сочинённую недавно. И Сальери в ещё большем недоумении: как можно, сочинив столь замечательную мелодию, обращать внимание на фальшивые пассажи доморощенного скрипача, находить их забавными, а не оскорбительными. Неужели он не ценит себя, свою гениальность? И вновь возникает тема возвышенной природы истинного искусства: Сальери сопоставляет друга с Богом, который не догадывается о своей божественности. В конце сцены приятели договариваются вместе пообедать, и Моцарт уходит.

При чтении трагедии «Моцарт и Сальери», анализ следующей сцены сводится к тому, как, какими аргументами Сальери убеждает себя в необходимости оборвать жизнь гениального товарища. Он считает, что без Моцарта искусство только выиграет, что композиторы получат возможность писать музыку в силу своих скромных талантов и без оглядки на великого современника. Т.е., погубив Вольфганга, Сальери окажет неоценимую услугу искусству. Для этого Антонио решает воспользоваться ядом, полученным в дар от былой возлюбленной.

Последняя сцена - в трактире. Моцарт рассказывает другу о каком-то странном визитёре, чёрном человеке, который его преследует в последнее время. Затем речь заходит о Бомарше, таком же, как и Моцарт, гениальном человеке, драматурге с ярким, искромётным талантом и полной свободой в творчестве. Был слух, что Бомарше отравил кого-то, но Моцарт в это не верит. По его словам, злодейство и гениальность не смогут сосуществовать в одном человеке. Гений может быть только воплощением Добра и Света, Радости, а потому не может нести в мир Зло. Он предлагает выпить за них троих, собратьев по Свету - Сальери, Бомарше и его, Моцарта. Т.е. Вольфганг считает Антонио своим единомышленником. А Сальери бросает ему в бокал с вином яд, Моцарт пьёт, искренне полагая, что рядом с ним сердце такое же искреннее и большое, как и у него.

Когда Моцарт играет «Реквием», не зная даже, что, по сути, это поминальная месса по нему самому, Сальери плачет. Но это не слёзы раскаяния и боли за друга - это радость от того, что долг выполнен.

Моцарту плохо, он уходит. А Сальери размышляет: если прав Моцарт, то он не гений, ведь он совершил злодейство. Но ведь знаменитый Микеланджело тоже, как говорят, убил своего натурщика. Однако суд времён признал его гениальность. Значит он, Сальери, всё же гений? А если про Буанаротти всё выдумки глупой толпы, если скульптор не убивал никого? Тогда Сальери - не гений?

Финал трагедии открыт, за ним, как это часто бывает у Пушкина, «бездна пространства», и каждый должен решить сам, чью точку зрения, Сальери или Моцарта, признать за истину.

Полный вариант 15 минут (≈9 страниц А4), краткое содержание 4 минуты.

Главные герои

Моцарт, Сальери, Старик со скрипкой

В собственной комнате сидел Сальери. Он жаловался на несправедливость жизни. Он вспоминал детство и говорил, что появился на свет с любовью к искусству. Ребенком он плакал при звуке церковного органа. Он рано отказался от игр и забав и упоенно занялся изучением музыки. Он презрел все, что было чужеродным для музыки. Одолел трудности начала учебы и первые невзгоды. Он в совершенстве изучил музыкальное ремесло. Затем он решил заняться творчеством. Сальери не думал о славе. Часто он уничтожал собственные труды, считая, что они не доведены до совершенства. Однако, даже при постижении музыки он оставил все собственные знания, когда Глюком были открыты новые тайны искусства. Тогда он смог достичь больших высот в искусстве, слава повернулась к нему лицом. Люди откликнулись на его музыку. Сальери получал наслаждение от собственной славы. Он никому не завидовал. Наоборот, его радовали успехи друзей. Он полагал, что никто не сможет назвать его завистником. Сейчас же Сальери осознавал, что очень сильно завидовал Моцарту. Еще сильнее была обида из-за того, что судьба оказалась несправедливой. Она предоставила музыкальный дар не человеку, который на протяжении долгих лет кропотливо трудился, а простому гуляке. Она наградила даром не за беззаветную любовь к музыке. Дар озарял голову простого безумца. Сальери не мог этого понять. Он отчаянно произнес имя Моцарта. И тут появился Моцарт. Моцарту показалось, что Сальери назвал его имя, потому что увидел, что он идет. А Моцарт желал появиться неожиданно, чтобы подшутить над Сальери. Направляясь к Сальери, он услышал скрипку и заметил скрипача, который был слепым и играл знаменитую мелодию. Моцарт посчитал это занятным. Он взял скрипача с собой и попросил исполнить что-то из Моцарта. Скрипач очень фальшиво сыграл арию Дон-Жуана. Моцарт расхохотался, а Сальери был серьезным и упрекнул Моцарта. Он не мог понять, как Моцарт мог смеяться. Ведь ему самому это казалось насмешкой над искусством. Сальери прогнал старика. Моцарт дал старику деньги и попросил выпить за свое здоровье.

Моцарт подумал, что у Сальери нет сегодня настроения. Он собрался навестить его в следующий раз. Однако Сальери спросил у него, что он принес. Моцарт отговаривался и считал собственное новое произведение безделицей. Он создал творение ночью, когда его мучила бессонница. Поэтому он не хотел отвлекать этим Сальери, тем более, когда он был не в духе. Однако Сальери попросил его исполнить свое творение. Моцарт попытался рассказать, что он чувствовал во время написания и сыграл. Сальери недоумевал, как Моцарт, направляясь к нему с такой вещью, мог задержаться у трактира и увлечься уличным музыкантом. Он заявил, что Моцарт не стоил сам себя, что его творение стройное, смелое и глубокое. Он назвал Моцарта богом, который не знает о собственной божественности. Моцарт смутился от этих слов и отшутился. Сказав, что его божество хочет есть. Сальери предложил ему совместный обед в трактире. Моцарт радостно согласился. Но сначала хотел предупредить супругу, чтобы та не ждала его на обед.

Сальери остался один. Он сказал, что у него больше не осталось сил противостоять судьбе. Избравшей его собственным оружием. Он полагал, что его призвание состояло в том, чтобы остановить Моцарта, собственными поступками не поднимающего искусство, которое падет снова после его исчезновения. Сальери полагал, что живым Моцарт представлял угрозу для искусства. Сальери достал яд, который завещала ему Изора, его любимая. Яд хранился у него на протяжении восемнадцати лет. Он ни разу им не воспользовался, хотя много раз жизнь становилась для него невыносимой. Никогда он не использовал его для того, чтобы расправиться с другими. Всегда ему удавалось побороть искушение. Теперь он считал, что пришло время его использовать. Любовный дар перейдет в дружескую чашу.

В отдельном помещении трактира, где было фортепьяно, сидели Моцарт и Сальери. Сальери показалось, что Моцарт расстроен. Тот признался, что его тревога вызвана Реквием, сочиняемым им уже на протяжении трех недель. Эту вещь ему заказал какой-то таинственный незнакомец. Моцарт постоянно думал об этом человеке. Ему казалось, что он везде ходил за ним и в данный момент находился в этой комнате.

Сальери пытался успокоить его. он говорил, что это просто детские страхи. Он вспомнил собственного друга Бомарше. Тот давал ему совет справляться с плохими мыслями, используя бутылку шампанского или читать Женитьбу Фигаро. Моцарт спросил у Сальери, правда ли Бомарше кого-то отравил. Тот ответил, что друг его был очень смешон для этого. Моцарт возразил ему и сказал, что Бомарше был гением, также как он и Сальери. А злодейство и гений он считал не совместимыми вещами. Моцарт был убежден, что его спутник был согласен с ним. И в этот момент Сальери бросил яд в его стакан. Моцарт объявил тост. Сальери попытался его остановить, но опоздал. Моцарт осушил свой стакан. Моцарт решил исполнить для спутника Реквием. Сальери слушал музыку и плакал. Однако это было не раскаяние. А чувство выполненного долга. Моцарт почувствовал себя плохо и ушел из трактира. Сальери остался в одиночестве и думал над словами Моцарта о злодействе и гении. Для собственного оправдания он вспомнил легенду о Боннаротти, который пожертвовал человеческой жизнью ради искусства. Однако неожиданно его посетила мысль, что это являлось только выдумкой толпы.