Женские статуэтки времен верхнего палеолита называются. Венеры палеолита. Венера Виллендорфская: описание

Или известняк). Существуют также статуэтки, вылепленные из глины и подверженные обжигу, что является одним из древнейших примеров известной науке керамики . В целом, к началу XXI века было известно более ста «Венер», большинство из которых сравнительно небольшого размера - от 4 до 25 см в высоту.

История открытия

Первые статуэтки эпохи верхнего палеолита с изображением женщин были обнаружены около 1864 г. маркизом де Вибре (Marquis de Vibraye) в Ложери-Бас (департамент Дордонь) на юго-западе Франции. Вибре назвал свою находку «Венера распутная» (Vénus impudique), противопоставив её, таким образом, «Венере скромной» (Venus Pudica) эллинистического образца, одним из примеров которой является знаменитая «Венера Медицейская ». Статуэтка из Ложери-Бас относится к мадленской культуре . У неё отсутствуют голова, руки и ноги, но сделан четкий надрез, изображающий вагинальное отверстие . Ещё одним обнаруженным и признанным экземпляром подобных фигурок стала «Венера Брассемпуйская », найденная Эдуардом Пьеттом (Édouard Piette) в 1894 году в пещерном жилище на территории одноимённого городка во Франции. Изначально термин «Венера» в отношении к ней не применялся. Четыре года спустя Саломон Райнах (Salomon Reinach) опубликовал описание целой группы стеатитовых статуэток из пещер Бальци Росси (Balzi Rossi). Знаменитая «Венера Виллендорфская » была найдена во время раскопок в 1908 г. в отложениях лёсса в долине реки Дунай , Австрия. С тех пор сотни подобных статуэток обнаружено на территории от Пиренеев до Сибири. Учёные начала XX века, занимающиеся изучением первобытных обществ, считали их воплощением доисторического идеала красоты и, поэтому, дали им общее название в честь римской богини красоты Венеры .

В сентябре 2008 г. археологи из Тюбингенского университета обнаружили 6-сантиметровую статуэтку женщины, сделанную из бивня мамонта - «Венера из Холе-Фельс », датируемую, по крайней мере, 35 тыс. до н. э. Она на данный момент является самым древним экземпляром скульптур подобного рода и фигуративного искусства вообще (происхождение намного более древней статуэтки Венеры из Тан-Тана является спорной, хотя и оценивается в 300-500 тыс. лет). Высеченная фигурка была найдена в 6 фрагментах в пещере Холе-Фельс, Германия, и представляет собой типичную палеолитическую «Венеру» с подчеркнуто большим животом, широко расставленными бедрами и крупными грудями .

Описание

Большинство статуэток «палеолитических Венер» обладают общими художественными характеристиками. Наиболее распространены ромбовидные фигурки, суженные вверху (голова) и внизу (ноги), и широкие в средней части (живот и бёдра). У некоторых из них заметно подчёркнуты определенные анатомические особенности человеческого тела: живот , бёдра , ягодицы , груди , вульва . Другие части тела, напротив, часто пренебрегаемы или вовсе отсутствуют, особенно руки и ноги. Головы также обычно относительно небольшого размера и лишены деталей.

В связи с этим возникли споры, касательно правомерности употребления термина стеатопигия , применительно к «палеолитическим Венерам». Этот вопрос был впервые поднят Эдуардом Пьеттом (Édouard Piette), обнаружившим «Венеру Брассемпуйскую » и некоторые другие экземпляры в Пиренеях. Часть исследователей рассматривают эти характеристики, как реальные физиологические черты, подобные тем, которые наблюдаются у представителей койсанских народов Южной Африки. Другие исследователи оспаривают эту точку зрения и объясняют их как символ плодородия и изобилия. Необходимо отметить, что не все палеолитические Венеры тучные и имеют преувеличенные фемининные черты. Также не все фигурки лишены лицевых черт. Тем не менее появление статуэток, похожих друг на друга по стилю и по определенным пропорциям, позволяет говорить о формировании единого художественного канона: грудь и бедра вписываются в круг, а всё изображение – в ромб .

Напишите отзыв о статье "Палеолитическая Венера"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Палеолитическая Венера

Кутузов, которого он догнал еще в Польше, принял его очень ласково, обещал ему не забывать его, отличал от других адъютантов, брал с собою в Вену и давал более серьезные поручения. Из Вены Кутузов писал своему старому товарищу, отцу князя Андрея:
«Ваш сын, – писал он, – надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим занятиям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного».
В штабе Кутузова, между товарищами сослуживцами и вообще в армии князь Андрей, так же как и в петербургском обществе, имел две совершенно противоположные репутации.
Одни, меньшая часть, признавали князя Андрея чем то особенным от себя и от всех других людей, ожидали от него больших успехов, слушали его, восхищались им и подражали ему; и с этими людьми князь Андрей был прост и приятен. Другие, большинство, не любили князя Андрея, считали его надутым, холодным и неприятным человеком. Но с этими людьми князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись.
Выйдя в приемную из кабинета Кутузова, князь Андрей с бумагами подошел к товарищу,дежурному адъютанту Козловскому, который с книгой сидел у окна.
– Ну, что, князь? – спросил Козловский.
– Приказано составить записку, почему нейдем вперед.
– А почему?
Князь Андрей пожал плечами.
– Нет известия от Мака? – спросил Козловский.
– Нет.
– Ежели бы правда, что он разбит, так пришло бы известие.
– Вероятно, – сказал князь Андрей и направился к выходной двери; но в то же время навстречу ему, хлопнув дверью, быстро вошел в приемную высокий, очевидно приезжий, австрийский генерал в сюртуке, с повязанною черным платком головой и с орденом Марии Терезии на шее. Князь Андрей остановился.
– Генерал аншеф Кутузов? – быстро проговорил приезжий генерал с резким немецким выговором, оглядываясь на обе стороны и без остановки проходя к двери кабинета.
– Генерал аншеф занят, – сказал Козловский, торопливо подходя к неизвестному генералу и загораживая ему дорогу от двери. – Как прикажете доложить?
Неизвестный генерал презрительно оглянулся сверху вниз на невысокого ростом Козловского, как будто удивляясь, что его могут не знать.
– Генерал аншеф занят, – спокойно повторил Козловский.
Лицо генерала нахмурилось, губы его дернулись и задрожали. Он вынул записную книжку, быстро начертил что то карандашом, вырвал листок, отдал, быстрыми шагами подошел к окну, бросил свое тело на стул и оглянул бывших в комнате, как будто спрашивая: зачем они на него смотрят? Потом генерал поднял голову, вытянул шею, как будто намереваясь что то сказать, но тотчас же, как будто небрежно начиная напевать про себя, произвел странный звук, который тотчас же пресекся. Дверь кабинета отворилась, и на пороге ее показался Кутузов. Генерал с повязанною головой, как будто убегая от опасности, нагнувшись, большими, быстрыми шагами худых ног подошел к Кутузову.
– Vous voyez le malheureux Mack, [Вы видите несчастного Мака.] – проговорил он сорвавшимся голосом.
Лицо Кутузова, стоявшего в дверях кабинета, несколько мгновений оставалось совершенно неподвижно. Потом, как волна, пробежала по его лицу морщина, лоб разгладился; он почтительно наклонил голову, закрыл глаза, молча пропустил мимо себя Мака и сам за собой затворил дверь.
Слух, уже распространенный прежде, о разбитии австрийцев и о сдаче всей армии под Ульмом, оказывался справедливым. Через полчаса уже по разным направлениям были разосланы адъютанты с приказаниями, доказывавшими, что скоро и русские войска, до сих пор бывшие в бездействии, должны будут встретиться с неприятелем.
Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела. Увидав Мака и услыхав подробности его погибели, он понял, что половина кампании проиграна, понял всю трудность положения русских войск и живо вообразил себе то, что ожидает армию, и ту роль, которую он должен будет играть в ней.
Невольно он испытывал волнующее радостное чувство при мысли о посрамлении самонадеянной Австрии и о том, что через неделю, может быть, придется ему увидеть и принять участие в столкновении русских с французами, впервые после Суворова.
Но он боялся гения Бонапарта, который мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя.
Взволнованный и раздраженный этими мыслями, князь Андрей пошел в свою комнату, чтобы написать отцу, которому он писал каждый день. Он сошелся в коридоре с своим сожителем Несвицким и шутником Жерковым; они, как всегда, чему то смеялись.
– Что ты так мрачен? – спросил Несвицкий, заметив бледное с блестящими глазами лицо князя Андрея.
– Веселиться нечему, – отвечал Болконский.
В то время как князь Андрей сошелся с Несвицким и Жерковым, с другой стороны коридора навстречу им шли Штраух, австрийский генерал, состоявший при штабе Кутузова для наблюдения за продовольствием русской армии, и член гофкригсрата, приехавшие накануне. По широкому коридору было достаточно места, чтобы генералы могли свободно разойтись с тремя офицерами; но Жерков, отталкивая рукой Несвицкого, запыхавшимся голосом проговорил:
– Идут!… идут!… посторонитесь, дорогу! пожалуйста дорогу!
Генералы проходили с видом желания избавиться от утруждающих почестей. На лице шутника Жеркова выразилась вдруг глупая улыбка радости, которой он как будто не мог удержать.
– Ваше превосходительство, – сказал он по немецки, выдвигаясь вперед и обращаясь к австрийскому генералу. – Имею честь поздравить.
Он наклонил голову и неловко, как дети, которые учатся танцовать, стал расшаркиваться то одной, то другой ногой.
Генерал, член гофкригсрата, строго оглянулся на него; не заметив серьезность глупой улыбки, не мог отказать в минутном внимании. Он прищурился, показывая, что слушает.
– Имею честь поздравить, генерал Мак приехал,совсем здоров,только немного тут зашибся, – прибавил он,сияя улыбкой и указывая на свою голову.
Генерал нахмурился, отвернулся и пошел дальше.
– Gott, wie naiv! [Боже мой, как он прост!] – сказал он сердито, отойдя несколько шагов.
Несвицкий с хохотом обнял князя Андрея, но Болконский, еще более побледнев, с злобным выражением в лице, оттолкнул его и обратился к Жеркову. То нервное раздражение, в которое его привели вид Мака, известие об его поражении и мысли о том, что ожидает русскую армию, нашло себе исход в озлоблении на неуместную шутку Жеркова.
– Если вы, милостивый государь, – заговорил он пронзительно с легким дрожанием нижней челюсти, – хотите быть шутом, то я вам в этом не могу воспрепятствовать; но объявляю вам, что если вы осмелитесь другой раз скоморошничать в моем присутствии, то я вас научу, как вести себя.
Несвицкий и Жерков так были удивлены этой выходкой, что молча, раскрыв глаза, смотрели на Болконского.
– Что ж, я поздравил только, – сказал Жерков.
– Я не шучу с вами, извольте молчать! – крикнул Болконский и, взяв за руку Несвицкого, пошел прочь от Жеркова, не находившего, что ответить.
– Ну, что ты, братец, – успокоивая сказал Несвицкий.
– Как что? – заговорил князь Андрей, останавливаясь от волнения. – Да ты пойми, что мы, или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела. Quarante milles hommes massacres et l"ario mee de nos allies detruite, et vous trouvez la le mot pour rire, – сказал он, как будто этою французскою фразой закрепляя свое мнение. – C"est bien pour un garcon de rien, comme cet individu, dont vous avez fait un ami, mais pas pour vous, pas pour vous. [Сорок тысяч человек погибло и союзная нам армия уничтожена, а вы можете при этом шутить. Это простительно ничтожному мальчишке, как вот этот господин, которого вы сделали себе другом, но не вам, не вам.] Мальчишкам только можно так забавляться, – сказал князь Андрей по русски, выговаривая это слово с французским акцентом, заметив, что Жерков мог еще слышать его.
Он подождал, не ответит ли что корнет. Но корнет повернулся и вышел из коридора.

Гусарский Павлоградский полк стоял в двух милях от Браунау. Эскадрон, в котором юнкером служил Николай Ростов, расположен был в немецкой деревне Зальценек. Эскадронному командиру, ротмистру Денисову, известному всей кавалерийской дивизии под именем Васьки Денисова, была отведена лучшая квартира в деревне. Юнкер Ростов с тех самых пор, как он догнал полк в Польше, жил вместе с эскадронным командиром.
11 октября, в тот самый день, когда в главной квартире всё было поднято на ноги известием о поражении Мака, в штабе эскадрона походная жизнь спокойно шла по старому. Денисов, проигравший всю ночь в карты, еще не приходил домой, когда Ростов, рано утром, верхом, вернулся с фуражировки. Ростов в юнкерском мундире подъехал к крыльцу, толконув лошадь, гибким, молодым жестом скинул ногу, постоял на стремени, как будто не желая расстаться с лошадью, наконец, спрыгнул и крикнул вестового.
– А, Бондаренко, друг сердечный, – проговорил он бросившемуся стремглав к его лошади гусару. – Выводи, дружок, – сказал он с тою братскою, веселою нежностию, с которою обращаются со всеми хорошие молодые люди, когда они счастливы.
– Слушаю, ваше сиятельство, – отвечал хохол, встряхивая весело головой.
– Смотри же, выводи хорошенько!
Другой гусар бросился тоже к лошади, но Бондаренко уже перекинул поводья трензеля. Видно было, что юнкер давал хорошо на водку, и что услужить ему было выгодно. Ростов погладил лошадь по шее, потом по крупу и остановился на крыльце.
«Славно! Такая будет лошадь!» сказал он сам себе и, улыбаясь и придерживая саблю, взбежал на крыльцо, погромыхивая шпорами. Хозяин немец, в фуфайке и колпаке, с вилами, которыми он вычищал навоз, выглянул из коровника. Лицо немца вдруг просветлело, как только он увидал Ростова. Он весело улыбнулся и подмигнул: «Schon, gut Morgen! Schon, gut Morgen!» [Прекрасно, доброго утра!] повторял он, видимо, находя удовольствие в приветствии молодого человека.
– Schon fleissig! [Уже за работой!] – сказал Ростов всё с тою же радостною, братскою улыбкой, какая не сходила с его оживленного лица. – Hoch Oestreicher! Hoch Russen! Kaiser Alexander hoch! [Ура Австрийцы! Ура Русские! Император Александр ура!] – обратился он к немцу, повторяя слова, говоренные часто немцем хозяином.
Немец засмеялся, вышел совсем из двери коровника, сдернул
колпак и, взмахнув им над головой, закричал:
– Und die ganze Welt hoch! [И весь свет ура!]
Ростов сам так же, как немец, взмахнул фуражкой над головой и, смеясь, закричал: «Und Vivat die ganze Welt»! Хотя не было никакой причины к особенной радости ни для немца, вычищавшего свой коровник, ни для Ростова, ездившего со взводом за сеном, оба человека эти с счастливым восторгом и братскою любовью посмотрели друг на друга, потрясли головами в знак взаимной любви и улыбаясь разошлись – немец в коровник, а Ростов в избу, которую занимал с Денисовым.
– Что барин? – спросил он у Лаврушки, известного всему полку плута лакея Денисова.

Года четыре назад посещал я Эрмитаж и там в каких то дальних закоулках сфотографировал(фотографию не выкладывают она получилась не очень хорошей ) одну из "палеолитических венер", это одни из самых древних изделий человека найденных археологами,средняя датировка любой из них(их сейчас найдено сотни экземпляров ) 20 тыс. лет до н.э. Вдумайтесь в эту цифру, одна такая статуэтка вмещает в себя всю человеческую цивилизацию,все достижения которых добилось человечество можно с легкостью уместить в возраст одной такой статуэтки..

Венера Брассемпуйская
Это вторая по счету "венера" из всех вообще найденных на данный момент. Обнаружена во Франции в 1894 году близ селения Брассемпуй. Изготовлена из слоновой кости,датируется промежутком 26 000-24 000 до н.э. считается одним из наиболее ранних реалистичных изображений человеческого лица.


Как вы понимаете это только часть целой фигуры которая увы не сохранилась,голова с шеей составляют длину 3,65 см.

Реконструкция возможного облика.То что на голове трактуют и как схематическое изображение волос или как на реконструкции считают неким капюшоном,второе название этой фигурки "Дама с капюшоном"

Еще более уникальной фигурой является Человеколев .

Статуя считается одной из древнейших известных скульптур в мире и самой древней зооморфической скульптурой.Статуэтка датируется 32 000 лет до н.э.! Изготовлена из бивня мамонта,в высоту 29,6 см. На левой руке присутствует семь параллельных, горизонтальных линий.
Наличие подобной фигуры в то время говорит ровно о двух вещах: это статуэтка какого то божества,значит уже в то время имелись какие то религиозные воззрения,антропологи сопоставив размеры и масштабы отклонили версию что это человек в львиной шкуре т.е. шаман. И второе,скажем так,наличие абстрактного мышления и воображения признается современными учеными у человека того времени только теоретически и есть точка зрения что все известные палеолитические венеры изготовлялись с натуры, то есть что художник видел, то и лепил..
Интересный факт-в Южной Индии до сих пор существует поклонение Нарасимха,человекульву.

Есть еще вот такая венера,она интересна тем что в своей руке держит как полагают рог бизона.

Венера Лоссельская . Фигура представляет собой барельеф выполненный в известняке. Датируется 25 000 лет до н.э. Фигура примечательна самим рогом,на нем имеется тринадцать надрезов-13 лунных месяцев в году.Специалисты по доисторической религии так же считают что этот рог позже стал известен как Рог изобилия(считаю послезнанием и притянуто за уши хотя много позже и появились изображения богинь с разными предметами в руке,в том числе и рогом ).

И наконец совсем недавняя находка.

Венера из Холе-Фельс
Обнаружили её в 2008 году близ Шельклингена, Германия. Кстати в том же районе что и Человекальва.
На данный момент статуэтка является древнейшим признанным(есть две намного более ранних "венеры", но черты вообще человека там схематичны) произведением искусства верхнего палеолита и доисторического фигуративного искусства вообще.Её возраст датируется между 35 000 и 40 000 лет до н.э. Относится к тому времени когда кроманьонцы только начали переселение в Европу.Сделана из бивня шерстистого мамонта,высота 6 см.,на месте головы — отверстие, дающее право сделать вывод, что статуэтка использовалась как кулон.

Небольшое уточнение по поводу "что художник видел то и лепил" в научной среде идет давний спор-часть исследователей рассматривает подчёркнутые анатомические особенности человеческого тела: живот, бёдра, ягодицы, груди, вульву, как реальные физиологические черты, подобные тем, которые наблюдаются у представителей койсанских народов(бушмены и готтентоты) Южной Африки.


Другие исследователи оспаривают эту точку зрения и объясняют их подчеркивание как символ плодородия и изобилия.
Кстати, не все палеолитические Венеры тучные и имеют преувеличенные женские черты. Также не все фигурки лишены лицевых черт.

Женские фигурки из камня и кости, безликие, но с подчеркнутыми признаками женского, рождающего естества, были очень широко распространены в верхнем палеолите всей Северной Евразии. Почти безусловно они отражали возрождающую к печной жизни материнскую утробу земли. Вестоницкие «венеры» особенно интересны тем, что сделаны из глины и обожжены. Это чуть ли не первые и истории человечества образцы терракоты (25 500 лот назад).

Палеолитические «венеры» Ориньякского времени:

а) из Виллендорфа, Австрия. Высота 11 см. Известняк;

б) из Сапиньяно, Италия. Высота 22,5 см. Серпентин;

в) из Леспюжю, Франция. Высота 14,7 см. Кость мамонта;

г) из Дольних Вестониц, Чехия. Терракота

руке массивный рог, очень напоминающий роги изобилия, но, скорее всего это - знак присутствия Бога-Зубра.

И не то чтобы палеолитический художник просто не умел или не желал изображать женскую красоту. На нескольких памятниках мы можем видеть, что он в принципе прекрасно это делал - головка из слоновой кости (Брассемпуй), рельеф в пещере Ля Мадлен, открытый в 1952 году. Но фигурки и изображения «венер» отнюдь но ставили целью прославить совершенство женской красоты.

Находки, сделанные на Украине К. Поликарповичем, проясняют смысл странных статуэток. В святилище на Десне кроме черепов и бивней мамонта, кроме ревунов им была найдена и женская фигурка из слоновой кости типа «венер». Она раньше была прикреплена к чему-то и являлась частью заупокойного святилища.


Беременная женщина у ног оленя.

Крупные копытные животные, зубры, мамонты, олени, быки становятся в верхнем палеолите почти универсальным образом Небесного Бога. Они, носители мужского «семейного» начала, дают жизнь, которую принимает и вынашивает в своей утробе «Мать-Земля». Не эта ли мысль направляла резец верхнепалеолитического мастера из Ложери-Басс, когда он работал над изображением беременной женщины у ног оленя?


Скорее всего, эти «венеры» являлись изображениями «МатериЗемли», беременной умершими, которым надлежит еще родиться вновь к вечной жизни. Может быть, сущность так изображавшаяся была самим родом в его протяжении от предков к потомкам, Великой Матерью, всегда производящей на свет жизнь. На Украине же, в Гагарине, семь таких фигурок располагались по стенам землянки мадленцев. Они стояли в специальных нишах. Это безусловно был объект поклонения. Для хранительницы рода не важны индивидуальные «личные» признаки. Она - вечно беременное жизнью чрево, вечно кормящая своим молоком мать. Вряд ли размышления древних поднимались до высоких абстракций, но коль хоронили они своих мертвецов в землю, то стало быть верили и в их воскресение, а если верили, то не могли не поклоняться Матери-Сырой-Земле, дающей пишу, жизнь и возрождение.


Надежды кроманьонцев не ограничивались землей, они душой стремились к небесному Богу-Зверю, всемощному подателю жизни. Но из опыта повседневности они прекрасно знали, что семя жизни должно найти ту почву, в которой только и может прорасти. Семя жизни давало небо, почву - земля. Поклонение МатериЗемле, столь естественное у земледельческих народов, в действительности оказывается древнее земледелия, так как целью поклонения был для древнего человека не земной урожай, но жизнь будущего века.

Весьма ошибается Мирча Элиаде, когда во введении к «Священному и мирскому» утверждает: «Ведь очевидно, что символика

и культы Матери-Земли, плодовитости человека,... священности Женщины и т.п. смогли развиться и составить широко разветвленную религиозную систему лишь благодаря открытию земледелия. Столь же очевидно, что доаграрное общество бродяг-номадов было не способно также глубоко и с той же силой прочувствовать священность Матери-Земли. Различие опыта - это результат экономических, социальных и культурных различий, одним словом - Истории» 1 - «Очевидное» - еще не истинное, это лучше других должен был знать религиовед. Культы Матери-Земли охотников верхнего палеолита заставляют нас предположить, что религиозное не есть всегда продукт социального и экономического, но, подчас является их причиной и предпосылкой.

Для лучшего понимания всей неоднозначности причин и следствий в человеческой культуре особенно интересны фигурки «венер» из Дольни Вестонице. Вестоницкие «венеры» сделаны из глины и обожжены. Это чуть ли не первые в истории человечества образцы терракоты (25 500 лет назад). Древний мистик должно быть старался в самом материале запечатлеть великую идею земли, соединяющейся с небесным огнем для принятия в себя небесного семени. Может быть удар молнии, оплавившей почву, навел его на эти образы. От бытовой керамики, появляющейся в раннем неолите, эти специально обожженные на огне глинянные статуэтки Матери-Земли отделяют не менее двенадцати тысячелетий.

Очень характерна и обнаруженная в конце 1950-х годов под навесом скального укрытия Англе сюр л"Англи (Angles-sur-1"Anglin, Вьенна, Франция) сцена мадленского времени. Три женщины, с ясно подчеркнутыми знаками своего пола, стоят близ друг друга. Одна - с узкими девичьими еще бедрами, другая - беременная, третья - старая, обрюзгшая. Первая стоит на спине зубра, поднятый хвост и наклоненная голова которого показывают, что он изображен в возбуждении гона. Не отображает ли этот рельеф ритм жизни и не подчеркивает ли он, что для кроманьонца жизнь эта была не случайностью, но божественным даром, семенем Божиим, которой надо правильно распорядиться, дабы обрести вечность? А может быть это первое из долгого ряда изображений Великой Богини в трех ее образах - невинной девушки, матери и старухисмерти, изображений - столь характерных для позднейшего человечества? Смерть, уведение от жизни в этом случае оказывается не полным исчезновением, но только этапом бытия, за которым следует новое зачатие божественным семенем, новое рождение.

1 М. Элиаде. Священное и мирское. М., 1994. С. 20-21 (с исправлением ошибок, допущенных при переводе).

полным исчезновением, но только этапом бытия, за которым следует новое зачатие божественным семенем, новое рождение.


Возможно, эта найденная в природе и не требующая доработки фигурка является одним из первых женских портретов в истории Земли (Берехат Рам (Berekhat Ram), Голанские высоты, Израиль, 800-233 тыс. до н.э., вулк. туф, 3 см, найдена в 1981 г.,).

Со временем статуэтки всё более приобретают женские черты. До верхнепалеолитических шедевров им ещё далеко, но путь развития уже вырисовывается (800-232 тыс. до н.э., Еврейский университет, Иерусалим


“протовенеры” из местонахождения Гросс Пампау, Германия, ок. 0, 5 млн л. н.

Венера из Тан-Тана — антропоморфная кварцитовая фигурка длиной 580 мм, обнаруженная в 1999 году немецкой экспедицией в пойме реки Дра южнее марокканского города Тан-Тан .
Вместе с Венерой из Берехат-Рама (известной с 1981 года по палестинским материалам) представляет собой древнейший (500—300 тыс. лет) образец «палеолитической венеры» и, таким образом, возможно, самый ранний известный науке памятник художественного творчества.

В пещере Холе-Фельс (Hohle Fels, «Полые скалы») на юго-западе Германии найдена древнейшая в мире статуэтка.


Всего лишь шесть сантиметров высотой... Самую, возможно, древнюю из всех известных до сих пор женскую фигурку представили на пресс-конференции в Тюбингене нашедшие ее немецкие археологи. Ей около сорока тысяч лет. Маленькая, вырезанная из бивня мамонта женская фигурка - одна из главных археологических сенсаций последних лет. До сих пор во время раскопок поселений раннего каменного века находили лишь фигурки животных. "Швабскую Венеру", как ее назвали в Германии, нашли в сентябре прошлого года к югу от Штутгарта, в горном массиве на берегу одного из притоков Дуная. Несколько экспертиз, проведенных за это время, подтвердили надежды археологов: неизвестный мастер каменного века вырезал ее 40 тысяч лет назад. То есть речь идет о самом древнем из известных до сих пор скульптурном изображении человека.


Достаточно беглого взгляда, чтобы в миниатюрных палеолитических фигурках выделить ярко выраженную женскую телесность, отсутствие лица и полное невнимание изготовителя к проработке конечностей (Бальци Росси, Италия, 25-20 тыс. лет до н.э., стеатит, 6,1 см,


Вестоницкая Венера — «палеолитическая венера», обнаруженная в Моравии 13 июля 1925 года и в настоящее время выставленная в Моравском музее г. Брно. Является древнейшей известной науке керамической статуэткой. Высота 11,1 см, ширина 43 мм. Принадлежит Граветтской культуре и датируется различно — между 29 000 и 25 000 гг. до н. э.


Венера Виллендорфская (нем. Venus von Willendorf) — небольшая статуэтка женской фигуры, обнаружена в одном из древних захоронений близ местечка Виллендорф, в Австрии археологом Йозефом Сцомбати (нем. Josef Szombathy) в 1908 году. В настоящее время хранится в венском Музее Естествознания.
Статуэтка высотой 11 см вырезана из оолитового известняка, который не встречается в данной местности (что говорит о передвижениях древних) и подкрашена красной охрой. По оценке 1990 года, фигурка изготовлена примерно за 22-24 тысячи лет до нашей эры. Почти ничего не известно ни о месте, ни о методе изготовления, ни о культурном назначении данной статуэтки.


Зарайск. Женская фигурка. 20 тыс. до н.э. Бивень мамонта. Размеры: высота - 16,6 см; ширина у плеч - 4 см, у пояса - 5,1 см, у бедер - 5,5 см; толщина у плеч - 3 см, у пояса - 4.3 см, у бедер - 4.4 см. Соотношение длины туловища к длине ног 8,6/7,6 см .
Две женские фигурки, вырезанные из бивня мамонта, а также целый ряд других художественных изделий верхнего палеолита обнаружены на участке раскопок под Зарайском (в 150 км от Москвы). Что касается "венер", то сходные с ними фигурки каменного века археологи уже находили в целом ряде мест от Пиренеев до Сибири. А очень похожие на зарайские — в селе Костенки Воронежской области и селе Авдеево Курской области, что говорит о культурных связях между этими регионами.
Но относительно культурного или религиозного назначения статуэток среди специалистов до сих пор идут споры.
Любопытно, что обе статуэтки были тщательно захоронены в специальных круглых ямках, причём снизу под фигурки были подложены мелкий песок и красная охра, а сверху древние люди прикрыли "венер" лопатками мамонта.

Неолитическая Мораванская Венера (возраст — 22800 лет) Моравани над Вахом, Словакия, кость мамонта, 7,7 см. О неолите, когда возникло земледелие, имеется больше сведений. Предполагается, что люди культура линейно-ленточной керамики пришли на территорию Словакии около 5000 лет до нашей эры. Найдены остатки поселений, могильники (например, в Нитре и Штурово), остатки керамики, обетные дары или культовые предметы, например, женские фигурки («палеолитические Венеры») из Нитранского града или Мораван-над-Вагом.


Известна также Венера (на рисунке в середине) из Савиньяно (Италия); статуэтка изготовлена из серпентина, высота ее 22,5 сантиметра.

Вершиной художественного мастерства является Венера из Леспюг: она вырезана из кости мамонта, высота ее 14,7 сантиметра). Хотя ее тело обладает невероятно преувеличенными чертами, но имеет гармоничный облик и сделано с большим художественным вкусом. Вся ее фигура симметрична и образует правильный ромб. Небольшая голова переходит в узкую грудь, тело расширяется в сильные бока и вновь суживается к едва намеченным ногам. Действительно, это произведение большого мастера. В позднем каменном веке ориньякский скульптор создал творение, которое дошло до нас под названием Венера из пещеры Леспюг, — женская фигура эпохи палеолита, вырезанная из бивня мамонта, найденная в 1922 году в верховьях реки Гаронны во Франции. Этот период охватывает 30-10 тысяч лет до н.э.


ВЕНЕРЫ ПАЛЕОЛИТА Статуэтка из известняка (в центре). Высота -10,2 см. Костёнки-1, второй жилой комплекс. Возраст стоянки: 22-23 тысячи лет. Две статуэтки из бивня мамонта. Высота -11,4 см (слева) и 9,0 см (справа). Костёнки-1, первый жилой комплекс. Возраст стоянки: 21-23 тысячи лет.

Кастинск, Костенёк, Костёнки... Название села на реке Дон в 40 километрах южнее Воронежа. Скульптурные фигурки обнажённых женщин, прозванных археологами во всем мире «палеолитическими Венерами», появились на территории Европы 20-27 тысяч лет назад. Впервые фрагмент такой статуэтки археологи обнаружили в 1894 году в местечке Брассемпуи во Франции. Затем их стали находить и на других стоянках палеолита в Европе, в том числе и десять статуэток хорошей сохранности ― в Костёнках-1, изготовленных из известняка и бивня мамонта.

Кого могли изображать эти фигурки с их гипертрофированными объёмами груди, живота и бедер? Предположений нашими известными археологами было высказано много. Одни считали, что эти фигурки ― символы плодородия и объединения рода, другие видели в них атрибуты охотничьей магии, третьи ― владычиц сил природы и даже «сверхчеловеческих существ женского пола»

Не только целая статуэтка, но и её сексуально значимая часть вполне могла удовлетворить палеолитического мужчину (Костёнки, Россия, 23 тыс. лет до н.э., мергель, 13,5 см

Обычно их называют мальтийскими Венерами. Одной из ярких особенностей мегалитической культуры является обилие статуэток и статуй с изображением стилизованных женщин. Есть и изображения мужчин, а также, скажем так, людей неясного пола, но женские фигурки явно преобладают. Есть, кстати, странные статуэтки, у которых можно менять головы. Короче, все эти находки в совокупности позволяют на данный момент отнести культуру к явно матриархальному типу с культом поклонения богине (богиням), культом плодородия и изобилия (статуэтки женщин явно показывают, что они еще не были знакомы с системами похудания, а мужчин держали в разумном достатке).

Самая большая из них имеет высоту около метра, символизируя собой, видимо, богиню - мать. Как правило, их датируют в интервале 3000 - 2500 г. до н.э. Постройки имели откровенно культовое предназначение и имеют своебразные "алтари", ниши, каменные столы, дверные проемы, подиумы и лестницы.

>> Палеолитические Венеры

Палеолитические Венеры

Для всеобъемлющего представления о Венере, обычно мысленно переносятся во времена античности и видят цветущую женственность Венеры Милосской, пленяющую мужское воображение богиню любви и красоты, выходящую из пены морской небожительницу Сандро Боттичелли. А что, если отправить воображение на тридцать или тридцать пять тысяч лет назад? Верхний палеолит - ранний каменный век - подарил человечеству изображение самой древней Венеры, богини истинной, чудо и предназначение которой - продолжение жизни.

Венеры палеолита или палеолитические Венеры - это обобщающий термин для доисторических фигурок, рельефов и статуэток женщин, в основе изображения которых есть много общих признаков. Традиционного современного эротизма в древних статуэтках нет, но есть восхищение и преклонение перед женщиной-матерью, женщиной-богиней, женщиной-началом жизни. Венеры палеолита - это всегда тучные, чаще всего беременные женщины, с обвисшей грудью, молоком которой вскормлено очень много детей, с огромными бедрами, обеспечивающими легкие роды. Всем органам женского тела, которые отвечают за процесс деторождения, уделено особое внимание, остальное - волосы, улыбка, глаза, длинные ноги - совершенно не интересовали доисторического художника.

Статуэтки распространены по всей территории Евразии, от Байкала до Пиренеев. Материал фигурок - кость, бивни мамонта, мягкий камень, поддающийся обработке примитивными орудиями первых скульпторов: известняк, кальцит, стеатит. Кстати, первая керамическая статуэтка в истории человечества - это палеолитическая Венера, найденная в Чехии. На данный момент археологи располагают сотней фигурок Венер высотой от 4-х до 25-ти сантиметров, самыми известными из которых являются:

Венера из Холе-Фельс, 35-40 тыс. лет, Германия, бивень мамонта;

Вестоницкая Венера, 27-31 тыс. лет, Чехия, керамика;

Венера Виллендорфская, 24-26 тыс. лет, Австрия, известняк;

Венера из Леспюг, 23 тыс. лет, Франция, слоновая кость;

Венера Мальтинская, 23 тыс. лет, Россия, бивень мамонта;

Венера Брассемпуйская, 22 тыс. лет, Франция, слоновая кость;

Венера Костенковская, 21 тыс. лет, Россия, известняк;

Венера Лоссельская, 20 тыс. лет, Франция, известняк.

Фигурки в большинстве принадлежат к археологической граветтской культуре, также встречаются как более ранние образцы культуры ориньякской (35 тысяч лет назад, Венера из Холе-Фельс), так и более поздние статуэтки периода мадленской культуры.

Многими учеными были предприняты попытки создать классификацию находок. В научном мире наименее спорной считается классификация Генри Дельпорта, в основе которой лежит географический принцип:

Пиренейско-аквитанская группа (Венера Леспюгская, Лоссельская и Брассемпуйская);

Средиземноморская группа (Венера с острова Мальта);

Рейнско-дунайская группа (Венера Виллендорфская и Венера из Вестониц);

Среднерусская группа (Костенки, Зарайск, Гагарино);

Сибирская группа (Венера Мальтинская, Венера из Бурети).

Есть две, пожалуй, самые загадочные из палеолитических Венер, то есть фигурки, создание которых рукой человека не доказано. Большинство исследователей утверждают, что антропоморфные черты обе фигурки приобрели природным путем. Все дело в возрасте находок, если классическим Венерам каменного века максимум 40 тысяч лет, то Венере из Тан-Тана от 300 до 500 тысяч лет, а Венере из Берехат-Рама

230 тысяч лет. Материал спорных фигурок кварцит и туф, мягкие породы камней, в значительной степени подверженные эрозии.

Первая Венера была обнаружена во Франции в 1864 году. Маркиз де Вирбе представил общественности свою находку, окрестив ее "Венера распутная" (Venus impudique ). Статуэтка маркиза де Вирбе относится ко времени мадленской археологической культуры. Это небольшая женская фигурка грубой работы без головы, рук и ног, мастер уделил внимание лишь женским половым признакам: четкий надрез на месте вагинального отверстия и большая грудь. В 1894 году, и снова во Франции, на территории пещерного жилища людей каменного века Эдуард Пьетт обнаружил первую из знаменитых палеолитических антропоморфных женских фигурок - Венеру Брассемпуйскую. Венера Виллендорфская пролежала 26 тысяч лет на берегу Дуная, пока не была извлечена из отложений лесса в 1908 году. На данный момент последней значимой находкой является Венера из Холе-Фельс, плюс - она еще и древнейшая из обнаруженных статуэток, самый первый образец фигуративного искусства.

Почему ученые называют доисторические статуэтки "Венерами"? Если в научных кругах существуют разногласия в датировке, предназначении и способе обработки материала при создании фигурок, то относительно символики мнение едино: женская статуэтка раннего каменного века - это воплощение идеала красоты того времени, следовательно, обобщенное название было дано в честь богини красоты. Попытки интерпретировать значение и возможное использование древних статуэток основывается на предположениях, на личных догадках археологов, на тех или иных представлениях ученых о мироздании, но нет самого основного при любом доказательстве - нет фактов. Случай распространенный практически для всех артефактов доисторического времени, и непреложная истина в том, что подлинное культурное значение предметов останется навсегда загадкой и никогда не выйдет за рамки чьих-то домыслов, предположений или стереотипов. Самыми правдоподобными считаются следующие версии о предназначении палеолитических Венер: символ плодородия, как женского, так и сельскохозяйственного; изображение Матери-Богини или любого другого женского божества; защитный женский талисман; порнографическое изображение. Найденных в захоронениях подобных статуэток единицы. Единственное, что можно утверждать с уверенностью: фигурки не могли нести практического применения и не являлись орудием для добычи средств к существованию. Распространенные места находок - это открытые поселения или пещеры.

Объединяющий фактор для Венер каменного века - это художественные характеристики. Наиболее распространенный тип представляет собой ромбовидную фигурку с широкой средней частью - это бедра, ягодицы и живот, и суженными верхней и нижней частями - голова и ноги. У статуэток чаще всего отсутствуют ноги и руки. Голова маленькая, без деталей.

Классические, признанные всеми Венеры относятся к двум культурам верхнего палеолита: граветтской и солютрейской - это самые тучные фигурки, ко времени мадленской культуры статуэтки становятся грациознее, обретают лицо, детали тела приобретают четкие линии, заметно увеличивается художественное мастерство. Известно использование охры при создании фигурок - это Венера Виллендорфская и Венера Лоссельская. Однозначно, покрытие охрой несет сакральную символику (кровь при менструации или при рождении), прослеживается связь с неким религиозным ритуальным действом.

Среди сотни женских фигурок верхнего палеолита, каждая из которых заслуженно претендует на уникальность, все же существует самая уникальная - Венера Вестоницкая, она заставила научный мир кардинально пересмотреть представления о жизни древнего человека. Нашли "богиню каменного века" в Чехии, 13 июля 1925 года на месте древнего очага археологи Эммануэль Даниа и Йозеф Сеидл. Участники экспедиции не сразу поняли, какое сокровище держат в руках и что будет значить для истории их небольшая находка. На первый взгляд это было уже известное женское изображение: пышная грудь, широкие бедра и круглый живот. Только когда были заботливо счищены все "наносы времени" , стало ясно - скромные чешские историки в один миг стали знаменитыми, богиня Венера явила свою доброту и в который раз удивила человечество подарком. Венера Вестоницкая - самая древняя керамическая статуэтка с вкраплениями органического материала. Неоспоримое доказательство того, что примерно 26-29 тысяч лет назад люди умели обжигать глину, до 1925 года даже самые смелые умы не могли предположить подобного. В 2004 году было проведено томографическое исследование статуэтки, и снова сенсация - оказывается, на фигурке есть отпечаток пальца десятилетнего ребенка, оставленный перед обжигом. Принадлежит Венера из Верхних Вестониц граветтской археологической культуре.

Предмет длиной в 11 сантиметров, в каком-то роде переворачивающий археологическую науку с ног на голову. В настоящее время Венера Вестоницкая выставлена в музее чешского города Брно.