Чем отличаются народная элитарная массовая формы культуры. Элитарная, массовая и народная культура

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры. Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры. Ее философские основы. Элитарная культура как антипод массовой культуры. Типичное проявление элитарной культуры.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2009

    Что такое культура, возникновение теории массовой и элитарной культуры. Неоднородность культуры. Особенности массовой и элитарной культуры. Элитарная культура как антипод массовой. Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культур.

    реферат , добавлен 12.02.2004

    Эволюция понятия "Культура". Проявления и направления массовой культуры нашего времени. Жанры массовой культуры. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурами. Влияние времени, лексикон, словарь, авторство. Массовая, элитарная и национальная культура.

    реферат , добавлен 23.05.2014

    Понятие культуры, характеризующей особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. Предпосылки формирования массовой культуры, ее современное понимание. Основные свойства элитарной культуры, ее недостатки.

    контрольная работа , добавлен 08.04.2013

    Постановка проблемы типологизации культур. Элитарная и массовая культура: их взаимоотношения и роль в обществе. Особенности массовой культуры в России, ее сложный социально-культурный феномен. Субкультура с точки зрения культурологии и ее разновидности.

    контрольная работа , добавлен 24.02.2011

    Анализ массовой и элитарной культур; понятие "класс" в социальной структуре американского общества. Проблема массовой культуры в различных вариантах концепции "постиндустриального общества". Возможные решения соотношения массовой и элитарной культуры.

    реферат , добавлен 18.12.2009

    Формула элитарной культуры - "искусство для искусства", ее создание образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными. Массовая культура и "усредненный" уровень духовных потребностей: социальные функции, кич и искусство.

    Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры; молодежная субкультура

    Сегодня существует ряд классификаций видов и форм культуры, на которых стоит кратко остановиться.

    Наиболее широкое понимание культуры подразумевает, что все, созданное руками и интеллектом человечества (в противоположность творениям природы) можно отнести к культуре. Отсюда идет деление на материальную и духовную культуру , хотя оно и носит довольно условный характер. К первой относится техническое оснащение хозяйственной деятельности человека, предметы быта, одежда, любые предметы, не несущие дополнительной смысловой или ценностной нагрузки, а выполняющие определенную функцию. Вместе с тем сегодня одежда человека не только призвана защищать от холода, но имеет множество дополнительных смысловых нагрузок – стиль, соответствие веяниям моды, цветовая гамма позволяют получить много дополнительной информации о пристрастиях и образе жизни.

    Таким образом, материальная культура – это то, что сохраняется в вещах, а духовная культура – то, что накапливает, аккумулирует, хранит и передает выработанный прежними поколениями опыт. Духовное производство - производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Основное отличие от материального производства состоит во всеобщем характере потребления - духовные ценности не уменьшаются пропорционально количеству людей, а являются достоянием всего человечества.

    Иногда ученые выделяют следующие элементы духовной культуры: произведения монументального искусства (скульптуры, архитектуры) театральное искусство, изобразительное искусство (живопись, графика), музыку, различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы), общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, обычаи). Более подробно о духовности и духовном мире человека будет сказано чуть ниже.

    По другой классификации выделяются направления, в которых реализуется нематериальная деятельность человека: искусство, наука, религия, мораль. Здесь также трудно говорить о строгом отделении одного от другого. Так, икона одновременно является святыней для верующих и произведением искусства для многих других, в том числе и нерелигиозных людей. Существует этика научной работы, в основу которой поставлена деятельность во благо человека и основанная на гуманных началах. Поэтому запрещены медицинские эксперименты на людях, а фашистские опыты на узниках концлагерей до сих пор остаются одной из позорных страниц истории человечества и науки.

    В человеческом обществе исследователи выделяют несколько форм культуры. Во все времена в обществе четко выделялись элитарная , высокая культура, доступная немногим избранным - изящное искусство, классическая музыка и литература, и народная культура, включающая сказки, фольклор, песни и мифы. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция нарушалась редко.

    Сегодня и элитарная и народная культуры сохранили своих почитателей. Мы ходим на камерные концерты классической музыки, посещаем просмотры малобюджетных фильмов, иногда вместе с друзьями попадаем в небольшие театры на авторские спектакли. Это произведения элитарной культуры, особое качество которых – сложность изобразительных средств, языка, необходимость специальной подготовки слушателя, зрителя к их восприятию. Народная культура сохраняется и развивается в современном мире. Многие деятели искусства используют народные мотивы в своем творчестве. Например, музыканты популярной рок-группы «Ю-Ту» опираются в своем творчестве на старинный ирландский фольклор. Российски музыканты и художники также бережно относятся к народным традициям, фольклору. С появлением средств массовой информации (радио, прессы, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой.

    Рассмотрим основные формы культуры более подробно.

    Элитарная (в пер. с фр. «лучший, избранный») или высокая культура направлена на узкую группу людей, разбирающихся в искусстве, включает классические произведения, а также новейшие веяния, известные узкому кругу сведущих людей. В определенном смысле это культура так называемых избранных, людей с высокой образованностью, духовным аристократизмом, ценностной самодостаточностью. Критики этого направления говорят, что здесь искусство существует только для искусства, хотя должно ориентироваться на человека, она замыкается в своем тесном мирке и фактически не приносит пользы человечеству. В начале ХХ века в кругах столичной российской интеллигенции большую популярность приобрел декаданс, как направление, провозгласившее полный разрыв с окружающей действительностью, противопоставление искусства реальной жизни. Вместе с тем, здесь происходит постоянный поиск нового, творческое осмысление идеалов, ценностей и смыслов, предполагается эстетическая свобода и коммерческая независимость творчества, отражается сложность и разнообразие форм художественного освоения мира.

    Народная или национальная культура предполагает отсутствие персонифицированного авторства, создается всем народом. Сюда включаются мифы, легенды, танцы, сказания, эпос, сказки, песни, пословицы, поговорки, символы, ритуалы, обряды и каноны. Элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия). В этих произведениях отражается уникальный опыт и специфический характер того или иного народа (этноса), обыденные представления, стереотипы социального поведения, культурные эталоны, нравственные нормы, религиозные и эстетические каноны. Народная культура существует преимущественно в устной форме, характеризуется однородностью и традиционностью, опирается на представления народа о самом себе и окружающем мире. Она может существовать в 2-х основных видах - популярная (описывает современный быт, нравы, обычаи, песни, танцы) и фольклорная (обращение к прошлому и его ключевым моментам).

    Массовая культура ориентируется прежде всего на коммерческий успех и массовый спрос, удовлетворяющая любые требования масс населения, а ее продуктами являются шлягеры, которые зачастую живут очень короткой творческой жизнью и быстро забываются, вытесняемые новым потоком попкультуры, а сиюминутные потребности и запросы людей становятся направляющей силой развития. Естественно, что при этом произведения ориентированы на усредненные стандарты и типового потребителя.

    В наш век глобализации с тенденцией к стандартизации (практически традиционным набором каждого крупного города мира является ресторан Макдональдс, одинаковые упаковки порошков, зубных паст и продуктов в магазинах, похожие друг на друга уличные и телевизионные рекламы, зачастую отличающиеся только языком сопровождения картинки) культура стремительно утрачивает свою индивидуальность и эксклюзивность. Она все больше нацелена на яркость внешних проявлений и развлекательность, приучает к облегченным трактовкам культурных идеалов, простым решениям, активно использует средства массовой информации, моду и рекламу. Для усвоения продуктов массовой культуры не требуется специальной подготовки и образования, образно говоря, она насыщает желудок, легко и быстро переваривается, но не способствует духовному росту.

    Функционирование массовой культуры определяется феноменом потребления, а не потребностью в духовном развитии, самосовершенствовании. Масса вытесняет личность, а стадность и унифицированность становятся ориентирами развития. Современная литература, кино, публицистика зачастую ориентированы на криминальные, экономические, политические, любовные сюжеты, но не поднимают так называемых «вечных вопросов». Засилье продуктов так называемой массовой культуры сегодня представляет одну из наибольших опасностей для формирования духовности.

    Среди специфических признаков массовой культуры можно выделить следующие: примитивизация отношений между людьми; развлекательность, забавность, сентиментальность; натуралистическое смакование сцен насилия и секса; культ успеха (главным образом финансового, материального), сильной личности и жажда обладания вещами; культ посредственности, условность примитивной символики.

    Массовая культура практически не связана с религиозными или классовыми различиями. Средства массовой информации и массовая культура неразрывны между собой. Культура становится «массовой», когда ее продукты стандартизируются и распространяются среди широкой публики. Отличительным признаком произведений массовой культуры является их нацеленность на получение коммерческой прибыли, удовлетворение массового спроса. Сегодня мы практически каждый день сталкиваемся с массовой культурой. Это и многочисленные сериалы, которые идут по телевидению, ток-шоу, концерты сатириков, эстрадные выступления. Все то, что буквально обрушивают на нас средства массовой информации.

    Часто приходится слышать новость: одновременно во многих странах мира на экраны кинотеатров выходит новый блокбастер, фильм, на производство которого были затрачены огромные суммы, измеряемые миллионами и десятками миллионов долларов, фильм, насыщенный компьютерными спецэффектами, все роли в котором играют суперзвезды. Это – типичный продукт современной массовой культуры. В нашу страну сейчас часто приезжают популярные во всем мире артисты, например Мадонна. Ее выступление – шоу – также продукт массовой культуры. Эпитет «массовая» отнюдь не является синонимом «плохая». Может быть весьма качественный продукт массовой культуры, добротный, а может быть и бездарный. Как, впрочем, и продукт любой другой культуры.

    Важно понимать, что в современном мире все реже можно встретить в чистом виде продукт какой-либо одной формы культуры. Чаще всего, это смешение культурных стилей и жанров. Народные произведения могут исполняться на современных музыкальных инструментах, приобретать современные аранжировки. Также трансформируются произведения высокого классического искусства. Важно только, чтобы каждое произведение культуры служило целям духовного обогащения людей, развитию человеческой личности.

    В современном мире ученые выделяют и еще одну форму культуры – экранную (культура, созданная и передаваемая с помощью компьютера). Примером подобной культуры могут служить столь популярные сегодня у людей разных возрастов компьютерные игры, виртуальная реальность.

    Кроме того, во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих свои особенные культурные ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающих группу от остального общества, называют субкультурой . Одной из распространенных в современном мире субкультур является молодежная, отличающаяся своим языком (сленгом) и образом поведения. Представитель такой субкультуры, завидев кого-то в модной одежде, непременно скажет: «Какой прикид!» Родителей он именует «предками», а если что-либо происходит не так, он выразится: «Это все не в кассу». Представители разных субкультур хорошо понимают друг друга, а их понимают далеко не все. При виде панка с розовыми или зелеными волосами или бритого скина добропорядочный обыватель средних лет может только возмутиться и заметить, что мир летит в тартарары и вскорости следует ожидать конца света.

    Говоря о культуре, мы все время обращались к человеку. Но ограничить культуру отдельным человеком невозможно. Культура обращена к нему, как члену определенного сообщества, коллектива. Культура во многом и формирует коллектив, связывает людей с их ушедшими предками, налагает на них определенные обязательства, задает нормативы поведения. Стремясь к абсолютной свободе, люди иногда бунтуют против сложившихся установлений, против культуры. Проникнувшись революционным пафосом, некоторые сбрасывают с себя налет культурности. Что тогда остается от «человека разумного»? Первобытный дикарь, варвар, но не освобожденный, а, напротив, закованный в цепи своей темноты. Бунтуя против культуры, человек тем самым выступает против всего, что накоплено веками, против самого себя, против своей человечности и духовности, утрачивает человеческий облик.

    Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного людьми опыта.
    Осуществляемый в России переход от тоталитарного к демократическому государству сопровождается глубоким кризисом, охватившим практически все сферы общественной жизни. Его проявления можно наблюдать и в области духовной культуры (смена духовных ценностей; снижение общего культурного уровня населения; низкий уровень государственного финансирования культурных и научных центров; слабость правовой базы, которая была бы призвана регламентировать культурные процессы).

    Национальная культура. Общность нации, народа выражается в особой национальной культуре. Национальная культура - это ценности, нормы и образцы поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. К символам относятся: государственный флаг и герб, одежда, священные предметы и места, общие праздники и ритуалы; к верованиям: Бог или божества, священные книги, мифология, легендарные герои, заповеди и запреты, особые культовые действия и священнослужители; к ценностям: моральные установки, представления о добре и зле, отношение к дружбе и любви; к нормам: законы и традиции; к образцам поведения: мода, правила, устойчивые обороты речи, игры.

    В большинстве стран мира взаимодействуют разные национальные культуры. При этом существуют различные модели совместного проживания. В одних государствах приезжие люди отказываются от прежних представлений и взглядов, принимая установки, господствующие в данной стране (ассимиляция); в других - этнические группы смешиваются между собой и создают новый тип общей культуры; в третьих - каждая группа сохраняет собственную культуру, и они соседствуют друг с другом. Тот или иной вариант выбирается с учетом исторических особенностей, и невозможно сказать, какой из них лучше, а какой - хуже.

    Важной частью национальной культуры является национальное самосознание - совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов общности о своей истории, современном состоянии, перспективах развития. Кроме того, у каждой нации или народа есть свой фольклор, песни и танцы, художественные промыслы. Сознательно или бессознательно они опираются на народное творчество, выражают национальные ценности и идеалы. Можно говорить и об особом национальном менталитете - складе ума, стереотипах и установках мышления. Национальная культура является важнейшим наследием наших предков, поэтому ее сохранение и развитие - не только долг государства, но и дело каждого члена общества.


    Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую культуру и элитарную культуру.

    Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Массовая культура - это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

    Массовая культура (от лат. massa – комок, кусок) - явление культуры XXв., порожденное НТР, урбанизацией, разрушением локальных общностей, размыванием территориальных и социальных границ. Время ее появления – серединаXXв., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофон) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. В собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX - XX веков.

    Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия парламентскую деятельность, Франция - культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».

    Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, при этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией. Многие творческие организации (кинематограф, дизайн, ТВ) тесно связаны с банковским и промышленным капиталом и сориентированы на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции - это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру - это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.

    Ярким примером массовой культуры является эстрадная музыка, которая понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают и выходят из моды. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная.

    Цель массовой культуры - стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя. Массовая культураформирует особый тип пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Она создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию.

    Следовательно, рассчитана массовая культура на массовое потребление и на среднего человека, она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. В социальном плане она формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс».

    Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторская: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. Для этого массовая культураиспользует такие развлекательные виды и жанры искусства, как цирк, радио, телевидение; эстрада, шлягер, китч, сленг, фантастика, боевик, детектив, комикс, триллер,вестерн, мелодрама, мюзикл.

    Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам. И все это сочетается с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. Сегодня новомодные «звезды искусственного Олимпа» насчитывают не меньше фанатичных поклонников, чем старые боги и богини. Современная массовая культура может быть интернациональной и национальной.

    Особенности массовой культуры: общедоступность (понятность всем и каждому) культурных ценностей; легкость восприятия; шаблонность созданных социальных стереотипов, тиражируемость, развлекательность и забавность, сентиментальность, упрощенность и примитивность, пропаганда культа успеха, сильной личности, культа жажды обладания вещами, культа посредственности, условность примитивной символики.

    Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа, механизм ее распространения напрямую связан с рынком, и она преимущественно является приоритетом мегаполиснных форм существования. Основа успеха массовой культуры – это бессознательный интерес людей к насилию и к эротике.

    Вместе с этим, если рассматривать массовую культуру как стихийно складывающуюся культуру повседневной жизни,которая создается обычными людьми, то ее положительными моментами являются ориентация на среднюю норму, простая прагматика, обращенность к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории.

    В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру.

    Элитарная (высокая) культура - культура элиты, предназначенная для высших слоев общества, обладающих наибольшей способностью к духовной деятельности, особой художественной восприимчивостью и одаренных высокими нравственными и эстетическими задатками.

    Производителем и потребителем элитарной культуры является высший привилегированный слой общества - элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное). Элита - это не только родовая аристократия, а та образованная часть общества, которая обладает особым «органом восприятия» - способностью к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности.

    По разным оценкам потребителями элитарной культуры в Европе на протяжении нескольких веков остается примерно одна и та же доля населения – около одного процента. Элитарная культура – это, в первую очередь, культура образованной и богатой части населения. Под элитарной культурой обычно подразумевают особенную утонченность, сложность и высокую качественность культурной продукции.

    Главная функция элитарной культуры – производство социального порядка в виде права, власти, структур социальной организации общества, а также обосновывающей этот порядок идеологии в формах религии, социальной философии и политической мысли. Элитарная культура предполагает профессиональный подход к созданию, а люди, создающие ее, получают специальное образование. Круг потребителей элитарной культуры – это ее профессиональные творцы: ученые, философы, писатели, художники, композиторы, а также представители высокообразованных слоев общества, а именно: завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, литературоведы, писатели, музыканты и многие другие.

    Элитарную культуру отличает очень высокий уровень специализации и высочайший уровень социальных притязаний личности: любовь к власти, богатству, славе считается нормальной психологией любой элиты.

    В высокой культуреапробируются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя (до 50 лет, а иногда и более). Определенный срок высокая культура не только не может, но должна оставаться чуждой народу, ее необходимо выдержать, а зрителю за это время творчески созреть. Например, живопись Пикассо, Дали или музыка Шенберга трудна для понимания неподготовленного человека даже сегодня.

    Поэтому элитарная культура носит экспериментальный или авангардный характер и, как правило, она опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком.

    С ростом уровня образования населения расширяется и круг потребителей элитарной культуры. Именно эта часть общества способствует общественному прогрессу, поэтому «чистое» искусство должно быть ориентировано на удовлетворение запросов и потребностей элиты, и именно к ней должны обращаться своими произведениями художники, поэты, композиторы. Формула элитарной культуры: «Искусство ради искусства».

    Одни и те же виды искусства могут принадлежать как высокой, так и массовой культуре: классическая музыка – высокой, а популярная – массовой, фильмы Феллини – высокой, а боевики – массовой. Органная месса С. Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального рингтона на мобильном телефоне, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведе

    ний Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры. То же самое относится и к Моне Лизе на упаковке туалетного мыла или ее компьютерной репродукции.

    Особенности элитарной культуры: ориентируется на «людей гения», способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности, отсутствуют социальные стереотипы, глубокая философская сущность и нестандартное содержание, специализированность, изысканность, экспериментальность, авангардизм, сложность культурных ценностей для понимания неподготовленного человека, утонченность, высокая качественность, интеллектуальность.

    Вывод.

    1. С точки зрения научного анализа не существует более полноценной или менее полноценной культуры, две данные разновидности культуры являются культурой в полном смысле этого слова.

    2. Элитарность и массовость – это лишь количественные характеристики, имеющие отношение к числу людей, которые являются потребителями артефактов.

    3.Массовая культура соответствует потребностям людей в целом, а потому отражает реальный уровень человечества. Представители элитарной культуры, создавая нечто новое, тем самым поддерживают достаточно высокий уровень общей культуры.

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    Элитарная (высокая) и народная (низовая) культура. Авторство и анонимность, новаторство и традиционность. Массовая культура как феномен ХХ века. Предпосылки появления массовой культуры. Современные формы массовой культуры, ее механизмы и принципы. Культурологические концепции массового общества: апологетическая (Т. Парсонс, Л. Уайт) и социально-критическая (Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассет, Т. Адорно, М. Маклюэн. Э. Фромм). Масскульт как пародия на высокую культуру (Д. Макдональд). Формы массовой культуры: массовое искусство, средства массовой информации, массовая социальная мифология, массовые политические движения, "индустрия детства". Потребность в массовом зрелище как антропологическая данность. Масса и толпа, масса и элита.

    Элитарная культура. Культура элиты: глубина, утонченность, рафинированность, узкая специализация, творчество, уникальность, неповторимость, разобщенность, индивидуализм, непонимание и нежелание услышать другого. Проблема имиджа. Идеология "искусства для искусства". Элитарная культура и классическое искусство. Кич как потеря вкуса и как массовое искусство для избранных.

    Элитарная , или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства».

    Элитарная культура.

    Субкультура привилегированных групп об-ва, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае круг тех и других почти совпадает), Э.к. сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле (во всех ее истор. и типологич. разновидностях - фольклору, народной культуре, офиц. культуре того или иного сословия или класса, гос-ва в целом, культурной индустрии технократич. об-ва 20 в. и т.п.). Более того, Э.к. нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта (включая их пародирование, осмеяние, иронию, гротеск, полемику, критику, опровержение), на демонстративной самоизоляции в целом нац. культуры. В этом отношении Э.к. - характерно маргинальный феномен в рамках любого истор. или нац. типа культуры и всегда - вторична, производна по отношению к культуре большинства.

    В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем элитарной культуры является высший привилегированный слой общества - элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное). Однако в философии и культурологии получило большое распространение понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями. Элита есть в каждом общественном классе. Элита - это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Основные - элементы элитарной концепции культуры содержатся уже в философских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

    В своем основополагающем труде «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части: «людей гения» (т. е. способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности) и «людей пользы» (т. е. ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность).

    В культурологических концепциях Ф. Ницше, сформулированных им в известных трудах элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше и уникальной эстетической восприимчивостью.

    Совершенно не обязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Новое искусство, наоборот, должно отчуждать людей от реальной жизни.

    Культурологические теории, противопоставляющие друг другу массовую и элитарную культуры, являются реакцией на сложившиеся в искусстве процессы. Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в ряде течений отечественной и западноевропейской художественной культуры. Так, например, в России на рубеже XIX-XX веков идеи элитарной культуры активно развивало и внедряло художественное объединение «Мир искусства». Лидерами «мирискусников» были редактор одноименного журнала С. П. Дягилев и талантливый художник А. Н. Бенуа. Дягилев прямо и открыто заявлял о «самоцельности» и «самополезности» искусства, считая одновременно «правду в искусстве». Акцентируя внимание на человеческой личности, лидеры «мирискусничества» в духе элитарных культурологических концепций К. Леонтьева и Ф. Ницше приходили к абсолютизации личности творца. Считалось строго обязательным наличие в любом живописном и музыкальном произведении особого авторского видения действительности.

    Эта культура принципиально обращается только к элите. Она не стремится к тому, чтобы быть понятой всеми: она замкнута, герметична, доступна лишь незаурядным людям. У массы излюбленным является такое искусство, в центре внимания которого находится человек и его страсти.

    Долгое время особенности элитарной культуры рассматривались "от противного", точкой отсчета была массовая культура. Унифицированности и тривиальности последней элитарная культура противопоставляет оригинальность и индивидуальность в поисках новых художественных решений; простоте и доступности - закрытость и зашифрованность культурных кодов; минимуму изобразительных средств - самый широкий спектр средств выразительности и т.д.

    Но главное отличие элитарной культуры от массовой состоит в том, что истинно творческой является культура элитарная: именно здесь создаются новые культурные формы и определяются пути дальнейшего развития. Знаменитый "Улисс" Дж.Джойса, произведения Г.Гессе и Х.Л.Борхеса, французский "новый роман"; картины П.Пикассо, К.Малевича, В.Кандинского; фильмы А.Тарковского, А.Сокурова, Дж.Джармуша, П.Гринуэя; музыка Дж.Кейджа и Э.Денисова являются тому примером.

    В элитарной составляющей культуры происходит апробация того, что, спустя годы, станет общедоступной классикой, а возможно и перейдет в разряд тривиального искусства (к которому исследователи относят так называемую "поп-классику" - "Танец маленьких лебедей" П.Чайковского, "Времена года" А.Вивальди, например, или еще какое-нибудь чрезмерно растиражированное произведение искусства). Время стирает границы между массовой и элитарной культурами. То новое в искусстве, что сегодня является уделом немногих, через столетие будет понятно уже значительно большему числу реципиентов, а еще позже может стать в культуре общим местом.

    В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия) Еще одно название народной культуры - фольклор. Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

    Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший размах ее начинается с середины XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку».

    Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная. Но в отличие от элитарной массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной - она всегда авторская. Она призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и стремится его отразить.

    Серийный характер ее продукции обладает рядом специфических признаков:
    примитивизацией отношений между людьми;
    развлекательностью, забавностью, сентиментальностью;
    натуралистическим смакованием насилия и секса;
    культом успеха, сильной личностью, жаждой обладания вещами;
    культом посредственности, условностью примитивной символики.

    Представленные специфические признаки обусловлены тем, что массовая культура базируется на архетипах. (От греч. Arche – начало и typos – образ; в аналитической психологии К.Юнга бессознательная форма восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, счастья, труда и т.д.). К таким архетипам относится бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И этот интерес - основа успехов массовой культуры, ее произведений. Тем не менее образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. С произведениями народной и элитарной культуры такого не происходит.

    Формы культуры: элитарная народная массовая.

    Три формы: элитарная, народная, массовая и две ее разновидности: субкультура и контркультура.

    1) Элитарная или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку, литературу, она придумана для восприятия средне образованного человека. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества. Критики, литераторы, художники, театралы, писатели, музыканты. Формула элитной культуры – «искусство ради искусства».

    2) Народная культура создается анонимными творцами не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народные культуры по происхождению называют любительскими или коллективными. Они включают: мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми. Фольклор - народное творчество создается различными слоями населения.

    З) Массовая культура или общедоступная - время появления середина ХХ века, когда СМI4 стали доступны всем слоям населения. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения, независимо от уровня образования. У нее широкая аудитория, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры быстро выходят из моды. Поп культура сменовое название массовой культуры, а китч ее разновидность.

    Особенности современной молодежной культуры.

    Доминирующая культура - совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуются большинство членов общества. Поскольку общество распадается на множество групп:

    национальных, социальных, профессиональных - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения.

    Малые культурные миры называются субкультурами - это часть общей культуры, системы ценностей, традиций, обычаев присущих большой социальной группе. У каждого поколения, у каждой социальной группы свой культурный мир. У большей части современной молодежи, отдых и досуг - ведущие формы жизнедеятельности, они вытеснили труд, как важнейшую потребность. От удовлетворенности досуга теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. В молодежной субкультуре отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм

    Молодежная субкультура обладает своим языком, модой, искусства, стилем поведении. Все больше она становится неформальной культурой, носителем которой выступает неформальные подростковые группы.

    Контркультура - это субкультура, которая находится в конфликте с доминирующей культурой. Концепция всеобщего отрицания была подхвачена молодежью Запада.

    (Р.S. борьба за свободу человеческого существования должна начинаться со всеобщего отрицания всего и вся.) На этой концепции основывалось движение «Новых левых» в 70-е годы - это молодежное движение заставило правительство ряда Западных стран, создать специальные министерства по делам молодежи. Молодежную культуру в 70-х годах на Западе называли культурой протеста. Молодежь выступала против системы ценностей отцов, заявив, что она не хочет преуспевать в будущее, что надо делать любовь, а не деньги. В качестве альтернативы, Западного образа жизни, молодежь создала движение панков, хиппи. Занялась изучением восточных религий, встало в ряды территориальных «красных бригад», стремилась к разрушению рационалистической культуры Запада.

    Несмотря на вызывающие «карнавальное» поведение, молодежь ставило на обсуждение важнейшие вопросы бытия: как жить правильно, возможна ли чистая любовь, где все в мире продается, есть ли честность и порядочность, уважение к жизни. Молодежь не редко становилась и становится игрушкой в чужих руках. Ее безжалостно эксплуатирует шоу-бизнес и коммерческий спорт, из нее выкачивают деньги, индустрия досуга и модные магазины, она подвержена СМИ.

    Но в целом процесс адаптации молодежи к существующей в обществе культуре, происходит достаточно эффективно и подрастающее поколение пока не нашло путей развития человечества оригинальней тех, по которым прошли и идут их родители.


    Тема 3.3 Урок 4 «Духовная жизнь общества»

    Вопросы:

    1.Цивилизация. Понятие и виды цивилизации. Исторические типы цивилизации

    2.Условия современной цивилизации.

    3.Две мировые цивилизации: Запад-Восток, Россия в условиях мировой цивилизации.

    Вопрос 1 : Цивилизация. Понятие и виды цивилизации. Исторические типы цивилизации

    Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный):

    1. общефилософское значение - социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства);

    2. историко-философское значение - единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли);

    3. стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания);

    4. локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.