Локальные конфликты примеры из литературы. Художественный конфликт в литературе

Кратко:

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - разногласие, противоречие, столкновение, воплощенное в сюжете литературного произведения.

Различают конфликты жизненные и художественные . К первым относятся противоречия, отражающие социальные явления (например, в романе И. Тургенева «Отцы и дети» изображено противостояние двух поколений, олицетворяющих две социальные силы - дворянство и демократов-разночинцев), а конфликт художественный - столкновение персонажей, выявляющее их черты характеров, в этом смысле конфликт определяет развитие действия в сюжете (например, взаимоотношения Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова в указанном сочинении).

Оба типа конфликта в произведении взаимосвязаны: художественный убедителен лишь в том случае, если отражает отношения, существующие в самой действительности. А жизненный состоятелен, если воплощен высокохудожественно.

Различают также конфликты преходящие (возникающие и исчерпывающие себя по мере развития сюжета, они часто построены на перипетии) и устойчивые (неразрешимые в пределах изображаемых жизненных ситуаций или неразрешимые в принципе). Примеры первых можно найти в трагедиях В. Шекспира, детективной литературе, а вторых - в «новой драме», произведениях авторов модернизма.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Художественный конфликт — столкновение человеческих воль, мировоззренческих представлений, жизненных интересов — служит источником сюжетной динамики в произведении, провоцируя по воле автора духовное самовыявление героев. Резонируя по всему композиционному пространству произведения и в системе персонажей, он втягивает в свое духовное поле и главных, и второстепенных участников действия.

Все это, впрочем, достаточно очевидно. Но гораздо менее очевидно и бесконечно более важно другое: перевоплощение частного жизненного конфликта, твердо очерченного в форме внешней интриги, его сублимация в высшие духовные сферы, которая тем очевиднее, чем значительнее художественное творение. Привычное понятие «обобщение» здесь не столько проясняет, сколько запутывает суть дела. Ведь сущность именно в том и состоит, что в великих произведениях литературы конфликт нередко сохраняет свою частную, порой случайную, иногда исключительно единичную жизненную оболочку, уходя корнями в прозаическую толщу бытия. Из нее уже невозможно плавное восхождение на высоты, где царят высшие силы жизни и где, например, месть Гамлета вполне конкретным и духовно ничтожным виновникам гибели его отца перевоплощается в сражение с целым миром, утопающим в грязи и пороке. Тут возможен лишь мгновенный рывок как бы в другое измерение бытия, именно перевоплощение коллизии, не оставляющее и следа от пребывания ее носителя в «прежнем мире», у прозаического подножия жизни.

Очевидно, что в сфере вполне частного и вполне конкретного противоборства, обязывающего Гамлета к мести, она протекает вполне успешно, в сущности, без колебаний и каких-либо признаков рефлективной расслабленности. На духовных же высотах месть его обрастает множеством сомнений именно потому, что Гамлет изначально ощущает себя ратоборцем, призванным сразиться с «морем зла», прекрасно сознавая, что акт его частной мести кричаще несоизмерим с этой высшею целью, трагически ускользающей от него. Понятие «обобщение» не подходит к подобным конфликтам именно потому, что оно оставляет ощущение духовного «зазора» и несоизмеримости между внешним и внутренним действием героя, между конкретной и узкой целью его, погруженной в эмпирику бытовых, социальных, конкретно-исторических отношений, и его высшим предназначением, духовной «задачей», которая не умещается в границах внешней коллизии.

В шекспировских трагедиях «разрыв» между внешним конфликтом и его духовным перевоплощением, разумеется, осязаемей, чем где бы то ни было; трагические герои Шекспира: и Лир, и Гамлет, и Отелло, и Тимон Афинский — поставлены перед лицом мира, сбившегося с колеи («распалась связь времен»). Во множестве же произведений классики отсутствует или приглушено это ощущение героического единоборства с целым миром. Но и в них конфликт, замыкающий на себе волю и помыслы героя, обращен как бы к двум сферам сразу: к среде, к социуму, к современности и одновременно к миру незыблемых ценностей, на которые всегда покушаются и быт, и социум, и история. Иногда только отблеск вечного сквозит в житейских перипетиях противостояния и борьбы персонажей. Однако и в этих случаях классика потому и классика, что коллизии ее прорываются к вневременным устоям бытия, к сущности человеческой природы.

Только в авантюрном или детективном жанрах или в «комедиях интриги» совершенно отсутствует это соприкасание конфликтов с высшими ценностями и жизнью духа. Но потому и персонажи здесь превращаются в простую функцию сюжета и своеобразие их обозначено лишь внешней совокупностью поступков, не отсылающих к самобытности души.

Мир литературного произведения — почти всегда (быть может, лишь за исключением идиллических жанров) подчеркнуто конфликтный мир. Но бесконечно сильнее, нежели в реальности, здесь напоминает о себе гармоническое начало бытия: в сфере ли авторского идеала, или в сюжетно воплощенных формах катарсического очищения ужаса, страдания и боли. Миссия художника заключается, конечно, не в том, чтобы сглаживать конфликты реальности, нейтрализуя их умиротворяющими финалами, а лишь в том, чтобы, не ослабляя их драматизма и энергии, видеть вечное за временным и будить память о гармонии и красоте. Ведь в них-то как раз и напоминают о себе высшие истины мира.

Внешний конфликт , выраженный в сюжетно запечатленных столкновениях персонажей, - иногда лишь проекция конфликта внутреннего , разыгравшегося в душе героя. Завязка внешней коллизии в этом случае несет в себе лишь провоцирующий момент, падая на душевную почву, уже вполне готовую к сильному драматическому кризису. Потеря браслета в лермонтовской драме «Маскарад» , конечно, мгновенно толкает действие вперед, завязывая все узлы внешних столкновений, питая драматическую интригу всевозрастающей энергией, побуждая героя к поискам способов мести. Но сама по себе эта ситуация могла быть воспринята как крушение мира лишь душой, в которой уже не было мира, душой, пребывающей в подспудной тревоге, теснимой призраками минувших лет, испытавшей нее соблазны и коварство жизни, знающей размеры этого коварства и потому вечно готовой к обороне. Счастье воспринимается Арбениным как случайная прихоть судьбы, за которой непременно должна последовать расплата. Но важнее всего, что Арбенина начинает уже тяготить безбурная гармония покоя, в чем он еще не готов признаться самому себе и что глухо и едва ли не безотчетно сквозит в его монологе, предшествующем возвращению Нины из маскарада.

Потому-то арбенинский дух так молниеносно срывается с этой неустойчивой точки покоя, с этой позиции шаткого равновесия. В единый миг просыпаются в нем прежние бури, и давно лелеявший месть миру Арбенин готов обрушить эту месть на окружающих, не пытаясь даже усомниться в основательности своих подозрений, ибо весь мир в его глазах давно уже пребывает под подозрением.

Как только вступает в действие конфликт, в системе персонажей тотчас же происходит поляризация сил : персонажи группируются вокруг главных антагонистов. Даже боковые ответвления сюжета оказываются так или иначе втянуты в эту «заражающую» среду главной коллизии (такова, например, линия князя Шаховского в драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»). Вообще отчетливо и смело прочерченный конфликт в композиции произведения обладает особой связующей силой. В драматических формах, подчиненных закону неуклонного нарастания напряжения, эта скрепляющая энергия конфликта выражается в наиболее отчетливых проявлениях. Драматургическая интрига всею «массою» своей устремляется «вперед», и единая коллизия отсекает здесь все, что могло бы затормозить это движение или ослабить его темп.

Всепроникающий конфликт (двигательный «нерв» произведения) не только не исключает, но и предполагает существование малых коллизий , сфера действия которых эпизод, ситуация, сцена. Порою кажется, что они далеко в стороне от противоборства центральных сил, как далеки, например, на первый взгляд, те «маленькие комедии», которые разыгрываются на композиционном пространстве «Горя от ума» в тот момент, когда появляется вереница гостей, приглашенных на бал к Фамусову. Кажется, что все это лишь персонифицированная атрибутика социального фона, несущая в себе самодовлеющий комизм, никак не включенный в контекст единой интриги. Между тем весь этот паноптикум монстров, каждый из которых не более чем забавен, в совокупности своей рождает впечатление зловещее: трещина между Чацким и окружающим его миром разрастается здесь до размеров пропасти. С этого момента одиночество Чацкого абсолютно и на комедийную ткань конфликта начинают падать густые трагические тени.

За пределами социальных и бытовых столкновений, там, где художник прорывается к духовно-нравственным основам бытия, конфликты порою приобретают особую проблематичность. Особую потому, что неразрешимость их питается двойственностью, скрытой антиномичностью противоборствующих сил. Каждая из них оказывается этически неоднородной, так что гибель одной из этих сил не возбуждает лишь мысль о безусловном торжестве справедливости и добра, а вселяет скорее ощущение тяжелой грусти, вызванной падением того, что несло в себе полноту сил и возможностей бытия, хотя бы и надломленных роковым ущербом. Таково финальное поражение лермонтовского Демона, окруженное как бы облаком трагической печали, порождаемой гибелью мощного и обновляющего устремления к гармонии и добру, но роковым образом надломленного неизбывностью демонизма и, стало быть, несущего трагедию в самом себе. Таково же поражение и гибель пушкинского Евгения в «Медном всаднике» , несмотря на всю кричащую несоизмеримость его с лермонтовским символическим персонажем.

Прочными узами прикованный к быту и, казалось бы, навсегда отлученный от большой Истории ординарностью своего сознания, преследующий лишь малые житейские цели, Евгений в минуту «высокого безумия», когда в нем «мысли страшно прояснились» (сцена бунта), взмывает на такую трагическую высоту, на которой он оказываетя хотя бы на миг антагонистом, равным Петру, возвестителем живой боли Личности, теснимой громадою Государства. И в этот миг его правда уже не субъективная правда частного человека, а Истина, равная истине Петра. И это равновеликие Истины на весах истории, трагически непримиримые, ибо, одинаково двойственные, они заключают в себе как источники блага, так и источники зла.

Вот почему и контрастное сцепление бытового и героического в композиции и стиле пушкинской поэмы — не просто знак противостояния двух несоприкасающихся жизненных сфер, закрепленных за противоборствующими силами (Петр I, Евгений). Нет, это сферы, подобно волнам, интерферирующие и в пространство Евгения, и в пространство Петра. Лишь на миг (однако ослепительно яркий, равновеликий целой жизни) приобщается Евгений к миру, где властвуют высшие исторические стихии, как бы прорываясь в пространство Петра 1. Но и пространству последнего, героически вознесшемуся в надбытовые выси большой Истории, подобно уродливой тени, сопутствует жалкое жизненное пространство Евгения: ведь это второй лик царственного града, детища Петрова. А в символическом смысле это возмущающий стихию и пробуждающий ее бунт, итог его государственного деяния — попрание личности, брошенной на жертвенник государственной идеи.

Забота художника слова, формирующего конфликт, не сводится к тому, чтобы непременно разрубить гордиев узел его, увенчав свое творение актом торжества какой-либо противоборствующей силы. Иногда зоркость и глубина художественного мышления в том и заключаются, чтобы воздержаться от соблазна такого разрешения коллизии, для которого не дает поводов реальность. Мужество художественной мысли особенно неотразимо там, где она отказывается идти на поводу господствующих в данный момент духовных поветрий времени. Великое искусство всегда идет «против течения».

Миссия русской литературы XIX столетия в самые кризисные моменты исторического бытия заключалась в том, чтобы сместить интерес общества с исторической поверхности в глубину, а в понимании человека сдвинуть направление неравнодушного взгляда от человека социального к человеку духовному. Вернуть, например, к жизни представление о вине личности, как это сделал Герцен в романе «Кто виноват?», в ту пору, когда уже явно претендовала на господство теория всеобъемлющей вины среды. Вернуть это представление, не упуская, конечно, из поля зрения и вины среды, но пытаясь понять диалектику того и другого, — в этом и заключались корректирующие усилия искусства в эпоху трагического, в сущности, пленения русской мысли поверхностным социальным доктринерством. Мудрость Герцена-художника здесь тем очевиднее, что ведь и сам он как политический мыслитель соучаствовал в этом пленении.

Недавно на прозеру прочитала потрясающий по своей наивности отклик одного автора. На упрек читателя, мол, не убедителен был конфликт в вашем рассказе, автор на голубом глазу написал: а у меня и не было никакого конфликта, моя героиня – очень мирная женщина и ни с кем не ссорится.
Ну что тут скажешь? Только и сядешь писать очередную статью (смайлик).
Прошу прощения у старожилов К2, начну с хорошо вам известного, можете пробежаться по диагонали))) А вот в конце обещаю новое – про виды конфликтов в литературном произведении.

В быту мы понимаем под конфликтом нечто вроде ссоры – причем ссоры крутой, как минимум, с криками, а то и с привлечением физической силы.
Литературный конфликт не есть ссора персонажей.
Литературный конфликт – это противоречие, образующее сюжет.
Нет конфликта – нет произведения.

Таким образом, если в реальной жизни человек может гордиться тем, что он «неконфликтный», то для автора – это скорее недостаток. Хороший автор должен уметь создать конфликт, развить его и вразумительно закончить.
Вот об этом и поговорим.

Сначала – о ТИПОЛОГИИ литературных конфликтов.

Выделяют внешние и внутренние конфликты.

Например, «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо.
Типичный внешний конфликт - есть герой, волею судьбы попавший на необитаемый остров, и есть среда, что называется, в чистом виде. Противником человека становится природа. Социальной подоплеки в романе нет. Герой не борется ни с социальными предрассудками, ни с противодействием общественных идей – на кону выживание героя как биологического организма.
Герой совершенно одинок – ему противостоит мир, к которому не применимы моральные законы. Шторм, ураган, палящее солнце, голод, дикая флора и фауна существуют сами по себе. Чтобы выжить, герою предстоит принять условия игры, не имея возможности их изменить. Конфликт=разногласие, противоречие, столкновение, острая борьба, воплощенные в сюжете литературного произведения? Безусловно.

Следующий тип конфликтов – тоже внешний, но уже с обществом= конфликт как противоречие между отдельными людьми\группами.
Чацкий против фамусовского общества, Мальчиш-Кибальчиш против буржуинов, Дон Кихот против мира.

Не обязательно, что главной фигурой противостояния должен быть именно человек.
Пример – роман Чингиза Айтматова «Плаха». Конфликт человека и пары волков, потерявших своих детенышей по вине человека. Волки противопоставлены человеку, очеловечены, наделены благородством и высокой нравственной силой, которой лишены люди.

Источником конфликта является несовпадение интересов общества (глобально) и интересов конкретного индивидуума.

Например, повесть Распутина «Прощание с Матерой». На Ангаре строят плотину, и деревня Матера, просуществовавшая триста лет, будет затоплена.
Главная героиня, бабка Дарья, безотказно и самоотверженно прожившая всю жизнь, вдруг поднимает голову, начинает активно сопротивляться – впрямую вступает в бой за деревню, вооружившись палкой.

Кроме интересов общества=группы людей, персонажу могут противостоять частные интересы отдельных личностей.
Полевая мышь принуждает Дюймовочку выйти замуж за соседа Крота, а злобный Степлтон хочет уморить сэра Баскервиля.

Разумеется, не бывает чисто внешних конфликтов. Любой внешний конфликт сопровождается развитием в душе героя противоречивых чувств, желаний, целей и т.д. То есть говорят о ВНУТРЕННЕМ конфликте, который делает персонаж более объемным, и, соответственно, все повествование более интересным.

Мастерство автора заключается именно в том, чтобы создать пул конфликтов=точек пересечения интересов персонажей и убедительно показать их развитие.
Вся мировая литература – это сборник конфликтов. Но при всем многообразии существуют основные точки, на которых строится сюжет.

Прежде всего, это ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА, то есть то, по поводу чего возникло противоборство между героями.
Это может быть материальные предметы (наследство, имущество, деньги и пр.) и нематериальные=отвлеченные идеи (жажда власти, соперничество, месть и т.д.). В любом случае конфликт в произведении – это всегда конфликт ценностей героев.

Здесь мы сталкиваемся со второй опорной точкой – УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТА, то есть персонажи.

Как мы помним, персонажи бывают главными и второстепенными. Градация проходит именно по степени вовлеченности действующего лица в конфликт.
Главные герои – те, чьи интересы лежат в основе противоборства. Например, Петруша Гринев и Швабрин, Печорин и Грушницкий, Сомс Форсайт и его жена Ирэн.
Все остальные являются второстепенными, могут входить в «группу поддержки» (=быть более приближенными к главным героям) или просто оттенять события (=служить «объемным фоном»).
Чем больше персонаж может влиять на событие, тем выше его ранг в градации действующих лиц.
В по-настоящему хорошем произведении никогда не бывает «пустых» персонажей. Каждое действующее лицо в определенный момент подбрасывает дровишек в конфликт, а количество «вбросов» прямо пропорционально рангу персонажа.

Для участия в конфликте персонажам необходима МОТИВАЦИЯ.
То есть автор должен четко представлять, каких целей хочет достигнуть тот или иной персонаж.

Мотив и предмет конфликта – разные вещи.
Например, в «Собаке Баскервилей» предмет конфликта материален (это деньги и поместье).
Мотив сэра Баскервиля (тот, который племянник) – вернуться на родину (как вы помните, он искал счастье в Канаде) и, став обеспеченным человеком, вести жизнь, подобающую английскому джентльмену.
Мотив Степлтона – устранить конкурентов (в лице дяди и настоящего племянника) и тоже стать богатым.
Мотив доктора Мортимера – выполнить волю своего друга, Чарльза Баскервиля (дяди), соблюсти законы наследования и позаботиться о Генри Баскервиле (племяннике).
Мотив Шерлока Холмса – докопаться до истины. Ну и так далее.
Как видите, предмет один, он одинаково значим для всех персонажей, однако мотивы разнятся.
Это и мотив власти (Степлтон), мотив достижения (Степлтон, Генри Баскервиль), мотив самоутверждения (Степлтон, Генри Баскервиль, Шерлок Холмс), мотив долга и ответственности (доктор Мортимер), процессуально-содержательный мотив=стремление выполнить дело только потому, что оно нравится человеку (Шерлок Холмс) и т.д.
Каждый из персонажей уверен в своей правоте, даже если он объективно (?- с точки зрения читателя) не прав. Автор может симпатизировать любому персонажу. Выразить свои симпатии автор может при помощи фокала.
Попробуем посмотреть на конфликт «Собаки Баскервилей» немного с другой стороны. Степлтон тоже был из рода Баскервилей, и следовательно, имел такие же (или почти такие же) права на наследство. Однако Конан Дойл осуждает методы, которые использует Степлтон. Поэтому события в меньшей степени показываются глазами Степлтона, в большей – глазами его оппонентов. За счет этого достигается бОльшая эмпатия к Генри Баскервилю.

Возвращаемся к нашей теме – создание литературного конфликта.

Мы разобрали ЭТАП ПОДГОТОВКИ – выбран предмет конфликта, определен круг участников, каждому из которых присвоен весомый мотив. Что же дальше?

Все начинается в возникновения конфликтной ситуации, которая возникает еще до того, как начинает разворачиваться сюжет. Сведения о предпосылке конфликта даются в ЭКСПОЗИЦИИ произведения.
При помощи экспозиции автор создает атмосферу, настроение произведения.

Жила была женщина; ей страх как хотелось иметь ребеночка, да где его взять? И вот она отправилась к одной старой колдунье и сказала ей:
- Мне так хочется иметь ребеночка; не скажешь ли ты, где мне его взять?
- Отчего же! сказала колдунья. Вот тебе ячменное зерно; это не простое зерно, не из тех, что растут у крестьян на полях или что бросают курам; посади-ка его в цветочный горшок увидишь, что будет! (Андерсен. Дюймовочка)

Тогда что-то щелкнуло, и цветок распустился совсем. Это был точь-в точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка, и за то, что она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом, ее прозвали Дюймовочкой.

Исходя из характеристики героя понимаем: будет противостояние индивидуума и среды.
Среда в данном произведении представлена отдельными персонажами, имеющими определенные характеристики.
Автор ставит ГГ в сложные положения=этапы развития сюжета.
Какие же сюжетные узлы=инциденты показывает нам автор?
Первое столкновение сторон – эпизод с жабой и ее сыном (которые символизируют враждебную среду).

Раз ночью, когда она лежала в своей колыбельке, через разбитое оконное стекло пролезла большущая жаба, мокрая, безобразная! Она вспрыгнула прямо на стол, где спала под розовым лепесточком Дюймовочка.

Есть характеристика персонажа (большущая, мокрая, безобразная). Указана его мотивация («Вот жена моему сынку! сказала жаба, взяла ореховую скорлупу с девочкой и выпрыгнула через окно в сад»)

Первый этап конфликта решается в пользу ГГ

…девочка осталась одна-одинешенька на зеленом листе и горько-горько плакала, ей вовсе не хотелось жить у гадкой жабы и выйти замуж за ее противного сына. Маленькие рыбки, которые плавали под водой, верно, видели жабу с сынком и слышали, что она говорила, потому что все повысунули из воды головки, чтобы поглядеть на крошку невесту. А как они увидели ее, им стало ужасно жалко, что такой миленькой девочке приходится идти жить к старой жабе в тину. Не бывать же этому! Рыбки столпились внизу, у стебля, на котором держался лист, и живо перегрызли его своими зубами; листок с девочкой поплыл по течению, дальше, дальше... Теперь уж жабе ни за что было не догнать крошку!

Обратили внимание? В конфликт вступили новые силы – рыбки, персонажи в ранге «группа поддержки». Их мотив – жалость.

На самом деле, с точки зрения психологии произошла ЭСКАЛАЦИЯ конфликта – нарастание напряжения и увеличение количества участников.

Следующий сюжетный узел – эпизод с майским жуком. Отличия от предыдущего (с жабой) – объем больше, присутствуют диалоги, появляется «группа поддержки» оппонента ГГ (другие майские жуки и гусеницы).

Сюжетное напряжение нарастает.
Дюймовочка одна-одинешенька мерзнет в голом осеннем поле.

Новый виток конфликта со средой (=с новым ее представителем – полевой мышью). Эпизод с мышью длиннее эпизода с жуком. Больше диалогов, описаний, появляются новые персонажи – крот и ласточка.

Обратите внимание, ласточка изначально вводится как нейтральный персонаж. До поры до времени ее роль в сюжете скрыта – это интрига произведения.

Также стоит отметить развитие образа ГГ. В начале сказки Дюймовочка весьма пассивна – спит себе в своей шелковой постельке. Но конфликт со средой заставляет ее действовать. Она убегает от жабы, после расставания с майским жуком в одиночку борется за выживание и, наконец, приходит к протесту – несмотря на запреты мыши ухаживает за ласточкой.
То есть герой развивается в соответствии с развитием конфликта произведения, через конфликт раскрывается характер.
Каждое действие героя вызывает к жизни действие его противника. И наоборот. Эти действия, вытекающие одно из другого, двигают сюжет к конечной цели – доказательству посылки произведения, выбранному автором.

Далее по композиции.
Эскалация переходит в КУЛЬМИНАЦИЮ (момент наивысшего напряжения), после которой конфликт разрешается.
Кульминация - наиболее напряженный момент в развитии сюжета, решающий, переломный момент во взаимоотношениях и столкновении героев, с которого начинается переход к развязке.
С точки зрения содержания кульминация - некое жизненное испытание, которое максимально заостряет проблему произведения и решающим образом выявляет характер героя.

Наступил день свадьбы. Крот пришел за девочкой. Теперь ей приходилось идти за ним в его нору, жить там, глубоко-глубоко под землей, и никогда не выходить на солнышко, крот ведь терпеть его не мог! А бедной крошке было так тяжело навсегда распроститься с красным солнышком! У полевой мыши она все-таки могла хоть изредка любоваться на него.
И Дюймовочка вышла взглянуть на солнце в последний раз. Хлеб был уже убран с поля, и из земли опять торчали одни голые, засохшие стебли. Девочка отошла от дверей подальше, и протянула к солнцу руки:
- Прощай, ясное солнышко, прощай!

И здесь выстреливает интрига, заложенная автором заранее. На первый план выходит ласточка, персонаж-«миротворец». В критический момент, когда гибель героя кажется неизбежной, она уносит Дюймовочку в прекрасную страну, где живут существа, подобные ГГ (помним, что конфликт изначально строился на непохожести ГГ на окружение).

Финал произведения строится на описании постконфликтной стадии. Противоречия разрешились (в данном случае в пользу ГГ).

И снова о типологии конфликтов, но теперь – с точки зрения сюжета.

Выделяют конфликты:
- статичный
- скачущий
- постепенный
- предваряющий

Вспомним героиню пьесы «Чайка» Машу – ту, которая всегда ходит в черном и говорит, что носит траур по своей жизни.
Маша влюблена в Константина Треплева, а тот не замечает ее чувств (или замечает, но абсолютно к ним безразличен). Здесь – ядро конфликта Маша-Треплев.
Чехов весьма умело обозначает его, неоднократно возвращается к нему, но не развивает. Перед нами – СТАТИЧНЫЙ конфликт. «Статичный» - значит «не движущийся», лишенный действующей силы.
НЕразвитие героя – признак статичного конфликта.

Любовь Маши длится годами. Она выходит замуж, рожает ребенка, но продолжает любить Треплева. Чувства ее неизменны, развития (как изменения) не происходит. В течение пьесы она не становится ни активней, ни пассивней в проявлении своей любви.
Статичность конфликту придана намеренно. Маша – типичная (для чеховских произведений) героиня. Живет по инерции, что называется, плывет по течению и не делает попыток стать хозяйкой своей же собственной жизни.

Разумеется, Машу нельзя назвать истуканом\манекеном. Чехов вкладывает в ее уста немало весомых реплик, характеризующих других героев и продвигающих действие вперед. Жизнь Маши все-таки движется, но столь медленно, что кажется неподвижной.
Цель введения данного персонажа в пьесу - оттенить действия других героев.
То есть, статичный конфликт не годится для того, чтобы строить на нем (и только на нем) все произведение – читатели со скуки умрут. Однако статичный конфликт весьма подходит для побочной фабульной линии.

Теперь вспомним героя «Тараса Бульбы» - Андрия.
Андрий, так же, как и его брат Остап, сначала весьма доволен жизнью в Запорожской Сечи, проявляет себя «славным козаком». Однако при осаде Дубны вдруг переходит на сторону поляков.
Это, так называемый, СКАЧУЩИЙ КОНФЛИКТ.

Ключевое слово здесь «вдруг», но будьте уверены: неожиданность автор припас для читателя, а сам прекрасно представлял, какой путь прошел его герой. Ни один человек не способен мгновенно измениться. Все изменения характера имеют предпосылки в этом самом характере и требуют некоторого времени, чтобы прорасти.
Скачущий конфликт – большое искушение для неопытного автора. При помощи такого конфликта можно достигнуть потрясающей динамики произведения, но! Малейшая неточность в изображении подспудных душевных переживаний героев, секвестирование эпизодов приведет к тому, что читатель не поймет мотивации персонажа=образуется логическая дыра в сюжете.

Гоголь, кстати, весьма тщательно подготовил как бы внезапное преображение своего героя. Андрий встретил прекрасную полячку накануне своего отъезда из Киева, имел с ней свидание в костеле и по дороге в Сечь думал как раз о ней. Вот вам подспудные душевные переживания персонажа.

Таким образом, скачущий конфликт – это не разрыв в логике, а убыстрение ментального процесса.

ПОСТЕПЕННЫЙ КОНФЛИКТ – это классика. Он развивается естественно и без видимых усилий со стороны автора. Данный конфликт плавно вытекает из характера героя.

Формально автор показывает конфликт через цепь продуманных эпизодов. В каждом на героя оказывается некое воздействие. Герой вынужден отвечать определенными действиями. От эпизода к эпизоду воздействие усиливается, соответственно, происходит и изменение героя. Малые конфликты (т.н. «переходы») ведут героя от одного состояния к другому до тех пор, пока ему не придется принять окончательное решение.
Пример – та же «Дюймовочка».

Ни одно литературное произведение не может существовать без ПРЕДВАРЯЮЩЕГО КОНФЛИКТА.

Предваряющий конфликт придает повествованию нужную напряженность.
Произведение должно начаться с действия, которое предопределяет основной конфликт.

Так, в «Макбете» военачальник слышит пророчество, что он станет королем. Пророчество терзает его душу, пока он не убивает законного короля. Пьеса начинается, когда у Макбета просыпается желание стать королем.

РЕЗЮМЕ

Конфликт – это сердцевина любой литературы, и всякий конфликт чем-то подготавливается, предваряется.

Конфликт можно найти везде. Любое устремление героя может быть почвой для возникновения конфликта. Сведите противоположности лицом к лицу, и конфликт неизбежен.

Существуют сложные формы конфликтов, но у всех простая основа: атака и контратака, действие и противодействие.
Конфликт вырастает из характера. Напряженность конфликта определяется силой воли героя.

Внешне конфликт состоит из двух противоборствующих сил. На самом деле каждая из этих сил есть продукт массы сложных, развивающихся обстоятельств, создающих столь сильное напряжение, что оно должно разрешиться взрывом= кульминацией.

Точки развития конфликта (завязка, кульминация, развязка) определили соответствующие элементы сюжета (где они характеризуются с содержательной стороны, между ними размещаются развитие и спад действия) и композиции (где они характеризуются со стороны формы).

Произведение без конфликта разваливается. Без конфликтов не может быть жизни на земле. Так что литературные правила – это только повторение универсального закона, управляющего Вселенной.

© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213082801495
обсуждение

Вы уже знаете, что начинать писать свой рассказ необходимо с создания персонажей. Но даже когда вы уже полностью распишите образ вашего героя и расскажите читателю часть его биографии, он все же останется неживым. Оживить его поможет только действие - то есть, конфликт.

Вы даже можете попробовать оживить персонажа для себя, не трогая сюжет книги. К примеру, представьте, что каждый из ваших героев нашел кошелек с деньгами. Как он поступит с ними? Будет искать владельца, или заберет себе? Может, потребует награду за возвращение? В общем, реакция персонажа в данной ситуации сможет сказать о нем довольно много. Именно так вам нужно оживлять ваших героев для читателей.

Самый продуманный сюжет в мире теряет смысл, если в нем отсутствует напряжение и восторг, которые привносит конфликт.

1. Конфликт - это столкновение желаний персонажа с противодействием

Чтобы в вашей истории возник конфликт, необходимо создать не только персонажа, но и какое-то противодействие, которое будет мешать осуществлению его планов. Это могут быть как сверхъестественные силы, погодные условия, так и действия других героев. Только благодаря борьбе, которая возникнет между персонажем и противодействием, читатель сможет узнать, кем является герой на самом деле.

Конфликт в истории осуществляется по схеме« действие-противодействие». То есть, перед тем, как наткнуться на какие-то преграды, ваш персонаж должен осуществить какие-то действия. К примеру, представим, что герой хочет поехать на Рождество к своим родителям, однако его девушка против, так как она пообещала своей семье, что они вместе приедут к ней домой. Ваш персонаж столкнулся с противодействием, и возник конфликт. Он не может поехать домой, чтобы не обидеть девушку, но также не хочет нарушать обещание, данное своим родителям. Благодаря этой ситуации читатель сможет узнать больше как о характере героя, так и о характере его девушки.

То есть, к онфликт развивается, когда у героев разные цели и когда каждый из них испытывает необходимость достичь своей цели. Чем больше причин не уступать будет у каждой из сторон, тем лучше для вашего произведения.

2. Как регулировать силы противодействия

В каждом произведении очень важно, чтобы антагонист был не слабее протагониста. Согласитесь, никому не захочется смотреть бой между чемпионом мира и любителем. Почему? Потому что исход будет всем известен.

Раймонд Халл в своей работе« Как написать пьесу» поделился интересной формулой противодействия: «Главный персонаж + его Цель + Противодействия = Конфликт»(ГП+Ц+П=К).

Ваш герой обязан получать такие сложности и препятствия, которые он сможет преодолеть лишь приложив максимум усилий. И читатель всегда должен сомневаться, удастся ли персонажу выйти победителем из следующей схватки.

3. Принцип связки

«Тигель» играет роль горшка или топки, где варится, запекается или тушится художественное произведение. Моисей Малевинский «Наука о драматургии»

Тигель - самый важный элемент органической структуры художественного произведения. Это как-будто емкость, в которой содержатся персонажи, по мере накаления обстановки. Тигель не позволит конфликту угаснуть, и будет мешать персонажам сбежать.

Персонажи остаются в тигле, если желание участвовать в конфликте сильнее стремления его избежать.

Например, вы пишите историю о мальчике, который ненавидит свою школу, и ему приходится искать различные причины, чтобы не ходить туда. Читатель может подумать - а почему бы ему тогда просто не перейти в другую школу? Это логический вопрос, и вам необходимо придумать ответ. Может, его родители не хотят заниматься переводом в другую школу? Или, возможно, он живет в маленьком городке, и это единственная школа, а обучаться дома возможности нет?

В общем, у персонажа должны быть причины остаться, и продолжать участвовать в конфликте.

Без тигля персонажи разбегутся. Не будет персонажей - не будет конфликта, не будет конфликта - не будет драмы.

4. Внутренний конфликт

Кроме внешнего конфликта также огромное значение имеет внутренний конфликт. Люди в жизни, обычно, часто сталкиваются с ситуациями, в которых не знают, как правильно поступить. Они сомневаются, тянут с принятием решения и т. д. Также должны делать и ваши персонажи. Поверьте, это поможет вам сделать их более реалистичными.

К примеру, ваш герой не хочет идти в армию, хотя понимает, что он должен это сделать. Почему он не хочет туда идти? Возможно, он боится, или же не желает оставлять свою девушку на такое длительное время. Причины должны быть реалистичными и действительно значительными.

Герой по очень серьезной причине должен или вынужден совершить некий поступок и одновременно, по столь же серьезной причине, не может совершить его.

Внешний и внутренний конфликты по отдельности не сделают ваше произведение качественным. Однако, если использовать их обоих, то результат точно оправдает себя.

5. Типы конфликта

Трагедия повествует о душевных переживаниях героя (внутреннем конфликте), ведущего отчаянную борьбу с противодействующими ему силами. Густав Фрейтаг «Искусство трагедии».

Основой трагедии является борьба. Темп происходящих событий доходит до высшей точки драмы(кульминации), а затем резко замедляется. Эта самая борьба и является конфликтом.

Существует три вида конфликтов :

1. статичный. Данный конфликт не развивается на протяжении истории. Интересы героев сталкиваются, но накал остается на одном уровне. Персонажи во время такого конфликта не развиваются и не меняются. Этот тип подойдет для описания спора или ссоры;

2. быстроразвивающийся(скачкообразный). Во время такого конфликта, реакции персонажей являются непредсказуемыми. Например, читатель может ожидать, что герой просто улыбнется, а тот вдруг начинает хохотать в полную силу. Обычно такой вид конфликтов используется в дешевых мелодрамах;

3. медленно развивающийся конфликт. В качественных литературных произведениях лучше всего использовать данный вид конфликта. Он не только поможет вам сделать историю более интересной, но также ярко раскроет персонажа. Во время такого конфликта состояние героя будет меняться в зависимости от ситуации, ему придется принимать сложные решения, и выбирать, как реагировать в той или иной ситуации.

Ярким примером такого конфликта можно считать заключение Графа Монте-Кристо в одноименной книге. Когда героя сажают в камеру, сначала он шокирован происходящим, и просит, чтобы ему объяснили ситуацию. Затем он начинает злиться и угрожать. Потом он сдается, и впадает в апатию. Согласитесь, если бы герой сразу же сдался, читать было бы совершенно неинтересно.

Характер вашего персонажа необходимо развивать не резко, а постепенно, чтобы читателю всегда было интересно узнать что-то новое.

Конфликт

Конфликт

КОНФЛИКТ (буквально «столкновение»). - В широком смысле К. следует называть ту систему противоречий, к-рая организует художественное произведение в определенное единство, ту борьбу образов, социальных характеров, идей, которая развертывается в каждом произведении - в эпических и драматических широко и полно, в лирических - в первичных формах. Понятие К. само по себе в достаточной степени многообразно: можно говорить о К. в смысле внешней противопоставленности персонажей: напр. Гамлета и его противника, о ряде более частных К. - Гамлета и Лаэрта и др. Можно говорить о внутреннем К. в самом Гамлете, о внутренней борьбе его противоречивых устремлений и т. д. Эту же противоречивость, конфликтность можно усмотреть и в лирическом творчестве, сталкивающем различные отношения к действительности и т. д. К. в этом смысле есть неотъемлемый момент в каждом фабульном (а часто и бесфабульном, напр. лирическом) произведении, и момент совершенно неизбежный; социальная практика всякой социальной группы представляется непрерывным диалектическим движением от одних возникающих на ее пути социальных противоречий к другим, от одного социального конфликта к другому. Разрешая эти противоречия, осознавая их, «общественный человек, воспроизводящий в художественном творчестве свои чувства и мысли» (Плеханов), тем самым воспроизводит свои противоречивые отношения к противоречивой объективной действительности и разрешает их; так. обр. всякое художественное произведение представляется прежде всего диалектическим единством - единством противоречий. Тем самым оно всегда конфликтно, в основе его всегда существует определенный социальный К. Выражаясь в лирике в наименее ощутимых формах, К. чрезвычайно ярко выступает в эпосе и драме, в различных композиционных противопоставлениях борющихся персонажей и т. п.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Конфли́кт

(от лат. conflictus – столкновение), столкновение между персонажами художественного произведения, между героями и обществом, между различными побуждениями во внутреннем мире одного персонажа. Конфликт – это противоречие, определяющее движение сюжета. Традиционно конфликты принято подразделять на внутренние (в пределах самосознания, души одного героя) и внешние. Среди внешних конфликтов выделяются психологические (в частности, любовные), социальные, идейные (в т. ч. политические, религиозные, нравственные, философские). Такое выделение видов очень условно и часто не учитывает взаимосвязи или слияния разных конфликтов в одном произведении.
В разные литературные эпохи доминировали различные конфликты. В античной драматургии преобладали сюжеты, изображающие тщетное противоборство персонажей и судьбы. В драматургии классицизма (во Франции – П. Корнель , Ж. Б. Расин, Вольтер , в России – А. П. Сумароков и др.) господствовали конфликты, построенные на противоборстве между страстью и долгом в душе героев. (У А. П. Сумарокова к ним добавлялся конфликт между правителем и его подданными.) В романтической литературе был распространён конфликт между исключительной личностью и бездушным, отторгающим её обществом. Вариантами этого конфликта были: изгнание или бегство из общества свободолюбивого и гордого героя (произведения Дж. Г. Байрона , ряд сочинений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова ); трагическая судьба «дикаря», «естественного человека» в мире цивилизации, лишённом свободы (поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри»); горестная участь художника в пошлом и не ценящем красоты обществе (в Германии – произведения Э. Т. А. Гофмана , в России – сочинения В. Ф. Одоевского , Н. А. Полевого, М. П. Погодина , повесть Н. В. Гоголя «Портрет»); образ так называемого «лишнего человека », не способного освободиться от тягостной скуки существования, не находящего цели в жизни (Онегин у А. С. Пушкина, Печорин у М. Ю. Лермонтова, Бельтов у А. И. Герцена , Рудин, Лаврецкий, Литвинов и др. персонажи у И. С. Тургенева ).
Устойчивый вариант конфликта характерен для драматургии от античности до современности: это преодоление влюблёнными молодыми героем и героиней препятствий, чинимых родственниками (чаще всего родителями), которые мешают женитьбе главных действующих лиц.
Большинство конфликтов мировой литературы может быть сведено к своего рода моделям – нескольким повторяющимся видам конфликта.
Некоторые конфликты представляют собой не просто противоборство между персонажами, но столкновение противоположных начал бытия, символами которых могут быть герои или образы произведения. Так, в пушкинской поэме «Медный всадник» изображается трагическое противоречие между тремя силами – заурядной личностью, обыденным человеком (Евгением), Властью (её символ – памятник Петру I) и Стихией (её воплощение – наводнение, взбунтовавшаяся Нева). Такие конфликты характерны для произведений на сюжеты мифологической природы, с персонажами символико-мифологического характера. Так, в романе рус. писателя-символиста Андрея Белого «Петербург» изображается не столько столкновение определённых индивидуальных персонажей (сенатора Аблеухова, революционера-террориста Дудкина, провокатора Липпанченко и др.), сколько конфликт между двумя внешне противоположными, а внутренне родственными началами, борющимися за душу России – Западом и Востоком.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Конфликт" в других словарях:

    конфликт - (от лат. conflictus столкновение) столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. В основе любого К. лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции… … Большая психологическая энциклопедия

    - (от лат. conflictus) в психологии столкновение двух или более сильных мотивов, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Психологически конфликт связан с тем, что ослабление одного мотивирующего стимула ведет к усилению другого и… … Философская энциклопедия

    - (лат. conflictus – столкновение) – способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения достигнутого единства, согласия и сотрудничества. В состоянии конфликта могут находиться отдельные люди,… … Политология. Словарь.

    - (лат. conflictus, от confligere сталкиваться). Столкновение, спор, распря. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНФЛИКТ лат. conflictus, от confligere, сталкиваться. Столкновение, спорь, распря.… … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    КОНФЛИКТ, конфликта, муж. (лат. conflictus) (книжн.). Столкновение между спорящими несогласными сторонами. Конфликт рабочих с администрацией. || Осложнение в международных отношениях. Польско литовский конфликт. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

    - (от лат. conflictus столкновение) столкновение сторон, мнений, сил … Большой Энциклопедический словарь

    - (от лат. conflictus столкновение) противоречие во взглядах и в отношениях, столкновение расходящихся, противоположных интересов, острый спор. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М … Экономический словарь

    Несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели … Словарь терминов антикризисного управления

    - (лат. conflictus столкновение) в широком смысле столкновение, противостояние сторон. Философская традиция рассматривает К. как частный случай противоречия, его предельное обострение. В социологии социальный К. процесс или ситуация, в которой одна … Новейший философский словарь

Книги

  • , Глазырин Т.С.. Конфликт интересов как основа коррупционных правонарушений ставит под угрозу авторитет государственной (муниципальной) службы, поражая организационные, правовыеи нравственные основы…

УДК 82.0

Lukov Vl. A. The Conflict in the Literary Work

Аннотация ♦ В статье конфликт рассматривается как одна из центральных категорий литературоведения.

Ключевые слова : конфликт, литературоведение, литературное произведение.

Abstract ♦ The article considers the conflict as one of the central categories in literary studies.

Keywords : conflict, literary studies, literary work.

Конфликт (в литературоведении), или художественный конфликт — одна из основных категорий, характеризующих содержание литературного произведения (в первую очередь драмы или произведения с ярко представленными драматическими чертами).

Происхождение термина связано с латинским словом conflictus — столкновение, удар, борьба, бой (встречается у Цицерона).

Конфликт в художественном произведении — противоречие, образующее сюжет, формирующее систему образов, концепцию мира, человека и искусства, особенности жанра, выражающееся в композиции, накладывающее отпечаток на речь и способы описания героев, могущее определять специфическое воздействие произведение на человека — катарсис.

В теории драмы Лессинга, эстетике Гегеля использовался термин «коллизия», позже вытесненный термином «конфликт» (коллизия считается или сюжетной формой проявления конфликта, или, напротив, наиболее общим типом конфликта).

Обычно в произведениях (особенно в крупных формах) присутствуют несколько конфликтов, образующих систему конфликтов. В ее основе лежит определенная типология конфликтов, которые могут быть открытыми и скрытыми, внешними и внутренними, острыми и затяжными, разрешимыми и неразрешимыми и т. д.

По характеру пафоса конфликты могут быть трагическими, комическими, драматическими, лирическими, сатирическими, юмористическими и т. д., участвуя в оформлении соответствующих жанров.

По сюжетному разрешению конфликты в литературных произведениях бывают военными, межнациональными, религиозными (межконфессиональными), межпоколенческими, семейными, образуя сферу социальных конфликтов и определяя тем самым социальную (социально-психологическую) жанровую генерализацию (например, древние эпопеи: индийская «Махабхарата», «Илиада» Гомера; новые эпопеи и исторические романы: романы В. Скотта, В. Гюго, «Война и мир» Л. Н. Толстого; социальный роман в творчестве О. Бальзака, Ч. Диккенса, М. Е. Салтыкова-Щедрина; романы о поколениях: «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Подросток» Ф. М. Достоевского; «семейные хроники»: «Будденброки» Т. Манна, «Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси, «Семья Тибо» Р. Мартен дю Гара; жанр «производственного романа» в советской литературе и др.).

Конфликт может быть перенесен в сферу чувств, определяя психологическую жанровую генерализацию (например, трагедии Ж. Расина, «Страдания юного Вертера» И. В. Гёте, психологические романы Ж. Санд, Г. Мопассана и др.).

Конфликт может характеризовать не систему персонажей, а систему идей, становясь философским, идеологическим и формируя философскую, идеологическую жанровые генерализации (например, философская драма П. Кальдерона, философский роман и новелла Т. Манна, Г. Гессе, М. А. Булгакова, идеологический роман Н. Г. Чернышевского «Что делать», роман Ф. М. Достоевского «Бесы», социологический роман А. А. Зиновьева «Глобальный человейник» др.). Конфликт присутствует во всех разновидностях литературы, детской, «женской», детективной, фантастической, также как и в документальной, биографической, публицистической и т. д.

Точки развития конфликта (завязка, кульминация, развязка) определили соответствующие элементы сюжета (где они характеризуются с содержательной стороны, между ними размещаются развитие и спад действия) и композиции (где они характеризуются со стороны формы).

Некоторые художественные системы связаны с формулированием сквозного (основного) конфликта. В классицизме таким конфликтом стал конфликт между чувством и долгом (впервые высокохудожественно раскрыт в «Сиде» П. Корнеля, переосмыслен в трагедиях Ж. Расина, позже видоизменен в трагедиях Вольтера и т. д.). Романтизм сменил главный конфликт искусства, сформулировав конфликт между идеалом и действительностью. В 1940-50-е годы в советском литературоведении дискутировалась проблема бесконфликтности литературы, конфликта между хорошим и лучшим и т. д. Напротив, в современной литературе (особенно в «массовой беллетристике») конфликт нередко преувеличен для усиления внешнего эффекта.

Наиболее ярко конфликт представлен в драме. В драматургии У. Шекспира и А. Чехова выявлены два полюса в этом отношении: у Шекспира — открытый конфликт, у Чехова — конфликт, скрытый повседневностью. На рубеже XIX-ХХ веков получает развитие особая форма презентации конфликта в драме — «дискуссия» («Кукольный дом» Г. Ибсена, драмы Д. Б. Шоу и др.), позже продолженная и переосмысленная в экзистенциалистской драме (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Ж. Ануй) и в «эпическом театре» Б. Брехта и оспоренная, доведенная до абсурда в модернистской антидраме (Э. Ионеско, С. Беккет и др.). Широко распространено и соединение шекспировской и чеховской линий в одном произведении (например, в драматургии М. Горького, в наше время — в театральной трилогии «Берег утопии» Т. Стоппарда). Категория «конфликт» в последнее время потеснена категорией «диалог» (М. Бахтин), но здесь можно усмотреть временные колебания в отношении фундаментальных категорий литературоведения, ведь за категорией конфликта в литературе стоит диалектическое развитие действительности, а не только собственно художественное содержание.

ПРИМЕЧАНИЕ

См.: Сахновский-Панкеев В. Драма: Конфликт — композиция — сценическая жизнь. Л., 1969; Коваленко А. Г. Художественный конфликт в русской литературе. М., 1996; Кормилов С. И. Конфликт // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Коваленко А. Г. Художественный конфликт в русской литературе. М., 1996.

Кормилов С. И. Конфликт // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

Сахновский-Панкеев В. Драма: Конфликт — композиция — сценическая жизнь. Л., 1969.