Музей военной техники под открытым. Музей военной техники на поклонной горе

Пожалуй, не там много музеев, по которым мужчины ходят с восторженными лицами. В музее танков в подмосковной Кубинке основная масса посетителей именно мужчины, которые перемещаются от одного железного гиганта к другому с горящими глазами. Самый крупный музей танков в России находится всего в 60 км от Москвы. Побывать там хотя бы один раз каждый мужчина просто обязан.
Однажды осенью один из друзей моего мужа пригласил нас съездить в танковый музей на Кубинку. Мужчина, естественно, несказанно обрадовался. Про себя того же самого сказать не могу, ну подумаешь, танки! Но на что не пойдешь, чтобы провести время вместе в субботу, хоть на танке, хоть с «катюшей». Но отбросьте скептис! Музей танков оказался очень интересным, произвел впечатление на всю женскую половину компании.

Танковый музей в Кубинке

Совет! Одежда для поездки должна быть соответствующей, чтобы защититься от пронизывающего ветра и дождя. Если с Вами поедут женщины, убедите их отказаться от высоких каблуков в пользу спортивной и удобной обуви, потому что ходить придется много. Детей тоже берите с собой? Дети, которых мы видели в музее, были в восторге, особенно в те моменты, когда взрослые тайком разрешали им залезать на танки.
Итак, выехали мы в субботу рано, часов в 11, но это не помешало нам стать в пробке на Минском шоссе на выезде из Москвы. В общей сложности дорога до Кубинки заняла примерно час.

Найти музей не сложно: по левую руку на Минском шоссе стоит танк, за танком надо будет развернуться на развилке-бабочке, и повернуть к танковому музею. По обе стороны дороги к музею увидите много припаркованных автомобилей. Но нам все-таки удалось оставить машину недалеко от входа.
В кассе купили билеты и небольшой буклетик, посвященный Павильону №1, «Тяжелой технике Советской Армии». Такие буклетики есть почти по каждому павильоне. В них дается описание каждого представленного экземпляра танка с технико-тактическими характеристиками. На обложке буклетика была карта, которая помогла ориентироваться на территории и без экскурсовода. Мы ведь самостоятельные, экскурсию не брали. Хотя знающий экскурсовод, наверняка, сможет рассказать немало историй про этих железных монстров.
Даже зимой там огромное количество народа, не смотря на то, что в павильонах собачий холод. Но ведь это крупнейший танковый музей мира, поэтому можно и потерпеть. Представьте себе, что музею танков в Кубинке более 70 лет! Танки начали коллекционировать с 1938 года.
В павильонах расположились более 300 образцов военной техники, преимущественно танки, из 14 стран мира. Наибольший интерес вызывают экспонаты, которые являются единственными экземплярами в мире: советский тяжёлый пяти башенный танк Т-35, 180-тонный немецкий сверхтяжёлый танк “Маус”, 600-мм самоходное орудие “Адам”.

Что мы увидели в музее?

На территории музея расположены 7 павильонов:
1. Павильон №1 . Тяжелые танки Советской Армии
2. Павильон№2. Средние и основные боевые танки Советской Армии и Российской Федерации
3. Павильон№3. Легкие танки Советской Армии и техника ВДВ
4. Павильон№4. Гусеничная и колесная техника Советской Армии и Российской Федерации
5. Павильон№5. Техника Великобритании, Канады, США
6. Павильон№6. Техника фашисткой Германии
7. Павильон№ 7. Техника стран Европы и техника Японии.

В самом конце аллеи находится администрация и буфет. Туалет на территории, кстати, тоже есть. Ну так, на всякий случай.
Музей танков на Кубинке занимает несколько огромных ангаров (не отапливаемых), но некоторые экспонаты находятся на свежем воздухе. Интересно, что в каждом из павильонов расположены информационные исторические стенды, посвященные тематике павильонов.

Экспонаты под открытым небом

Первым делом мы отправились смотреть танки, которые были выставлены под открытым небом: Т-50, Т-34, Т-34 в зимней окраске, ИС-2 (Иосиф Сталин), СУ-152 "Зверобой", Американский танк М5 "Стюарт", Марк III "Валентайм".
Итак, вот они, «базовые модели» танков, танки-победители.
Т-50 советский легкий танк. Т-50 был разработан в 30-е, но принят на вооружение только в июле 1941 г. 45-мм пушке этого танка дали прозвище «Прощай жизнь». Хороший танк, однако в Великой отечественной войне не выдержал конкуренцию с военной техникой Германии. Требовалось что-то другое.


Т-34 образца 1941 г. Самый массовый средний танк Второй мировой войны. Однако, конструкторы столкнулись с рядом сложностей, для того чтобы принять его на вооружение. После того, как финальный образец прошел все испытания, по какой-то причине было запрещено его представлять партии и правительству. Тогда Михаил Кошкин, конструктор, решился пригнать танк в Москву из Харькова тайно, сам лично. В условиях полной секретности, обходя населенные пункты, два танка пошли на Москву в 1940 году. Однако, в Москве их встретили сотрудники ОГПУ. Все инженеры были арестованы. Самое главное- что цель была достигнута, 17 марта танк был продемонстрирован Сталину и в том же месяце был принят на вооружение.


Т-34-85 в зимней окраске (белый). Лучший легкий танк времен войны. Сложно представить, но официально его сняли с вооружения российской армии в 1993 году. Это со времен то войны!


Танк Т-34-85

ИС-2 (Иосиф Сталин) - тяжелый танк прорыва. Сила отдачи его 122 мм пушки была такова, что могла оторвать башню танка. Иногда передачи приходилось переключать вдвоем.


СУ-152 "Зверобой". Единственная машина способная уничтожать немецкие "Тигры" и "Пантеры" на любых дистанциях боя, за что и получила прозвище "Зверобой". В мировой практике танкостроения нет примеров, когда танк был спроектирован и создан по приказу Сталина за 25 суток (в 1943 году).


СУ-152 Зверобой

Американский танк М5 "Стюарт" , поставлялся по ленд-лизу. Машина хорошо ездила по бетону и по песку. Однако, в России этот вариант не подходил; танк застревал даже в лужах. Ко всему еще его карбюраторный двигатель требовал авиационный бензин высокой очистки, который у нас во время войны был на вес золота. Броня защищала только от пуль, а 37 мм пушка не справлялась даже с легкими немецкими танками.


Американский танк М5 "Стюарт"

Марк III "Валентайм" - английский танк. Бронирование мощнее, чем у нашего Т-34, но броня собрана на болтах. Немецкий снаряд, не пробивая броню, рвал болтовые соединения. Много усилий наши конструкторы потратили на то, чтобы написать инструкции, как английские танки заводить в условиях русской зимы.


Марк III "Валентайн" - английский танк

Вообще между ангарами выставлены различные интересные экземпляры, например Бронепоезд, бронетранспортер Ленина и тд.


Бронепоезд

Танки Советской Армии

В ангарах, посвященных танкам Советской Армии поражаешься, какое огромное количество моделей здесь выставлено. Даже берет гордость за нашу страну.


Внутри ангара


Средний танк Т-34


Историческая справка

Павильон «Техника фашисткой Германии»

Во время Великой отечественной войны значительное количество Германской техники было захвачено Красной Армией. Танки использовались для тестирования советских бронетанковых пушек, а также для изучения. В этом павильоне представлены: мега-монстр 188-тонный танк «Маус» и самоходная осадная мортира Gёrat 040 «Karl», «Тигры» и «Пантеры», «Фердинанд» и «Ягдтигр».

Наиболее интересные экспонаты павильона немецкой техники

Минный тральщик (вес 39 тонн). В 1945 году при испытании захваченного трала на Кубинском полигоне, он наехал на заранее установленную мину. Машина перевернулась, а жесткая конструкция обеспечила контузию экипажу. Больше машину не испытывали.


Минный трал

126-тонная самоходная мортира "Карл". Во всем мире их было изготовлено всего 6. У каждой было имя собственное: "Адам", "Ева", "Один", "Тор", "Локи", "Тюр". Впервые были применены для разрушения Брестской крепости в 1941 г. Каждый снаряд весил 2200 кг и мог проломить 3-х метровую толщу железобетонного монолита. Брест, Одесса, Севастополь, Варшава равнялись ею с землей. Скорость небольшая - 10км/ч. Боевой расчет 8 человек, а для обеспечения работы требовалось 108 человек. Единственный оставшийся в мире экземпляр.


Самоходная мортира

Самый тяжелый танк в мире Maus- "Мышь"(Вес 188 тонн) Для сравнения пусковая установка "Тополь -М" весит 120 тонн. Его не выдерживал ни один автомобильный мост. Всего изготовлено 2 экземпляра. При наступлении наших войск немцы взорвали оба танка. После войны по личному указанию маршала Жукова из двух машин собрали одну для дальнейших испытаний на полигоне. При обстреле из танка ИС-2 (фото выше) снаряды так и не смогли ни разу пробить броню этого танка. Вокруг этого танка всегда столпотворение мужчин.


танк Мышь

Единственный сохранившийся в мире танк-шар. Подвижный артиллерийский корректировочный пункт. Скорость 8 км/ч.


Противотанковая САУ "Фердинанд"


Противотанковая САУ Фердинанд

Знаменитый Тигр , разработанный фирмой "Хеншель" совместно с Фердинандом Порше. По комфортности не уступает современным танкам. Полуавтоматическая коробка передач, гидроусилитель рулевого управления.


Полугусеничный мотоцикл НК-101


Полугусеничный мотоцикл НК-101

Павильон «Техника стран Европы и техника Японии»

В этом павильоне выставлена уникальная коллекция японской бронетехники - танки 30-х годов, применявшиеся в боях у озера Хасан и реки Халхин-Гол. А также техника стран Европы.


Средний танк MK V


Не помню как называется танк, но выглядит прикольно

В заключение

Нас настиг дождь, пришлось его немного переждать и погреться в буфете.
В кафе-буфете продаются вполне съедобные пицца и пирожки. Также можно выпить чай-кофе и сок.

Видели бы Вы, в каком восторге ходят здесь мужчины. Лица светятся от счастья, можно подумать им только что выдали премию миллион рублей. Причем все пытаются залезть на танк и сфотографироваться, хотя это строго запрещено и штраф 500 рублей.
Мы провели в танковом музее на Кубинке около 4-х часов. Это было интересное и познавательное путешествие.


Слава доблестным танкистам!

Как добраться до музея танков в Кубинке:

Железнодорожным транспортом: ехать на электричке до станции Кубинка Белорусского направления, выход на левую сторону, далее маршрутным такси№59 до остановки «музей БТВТ» (танк ИС-3 на Минском шоссе), далее прямо по дороге, держась левой стороны, вдоль забора до ворот Музея БТВТ.
Автомобильным транспортом: до 64 км. Минского ш. Хочу сразу предупредить, что если соберетесь ехать на выходных, выезжать нужно пораньше, так как пробка даже на выезде.
Ориентир - слева танк ИС-3. От танка влево в поле идет дорога 400 м. до КПП и кассы. (прим. поворот налево ЗАПРЕЩЕН, ехать вперед 400 м., эстакада "восьмерочку" и обратно к Москве до танка)

Один из самых известных технических музеев Подмосковья находится в Кубинке. Музей будет интересен, в первую очередь, любителям танков и тяжелой бронетехники. «Центральный музей бронетанкового вооружения и техники» — самый крупный танковый музей в мире по уникальности представленных экспонатов. Посетители музея могут увидеть более 300 экспонатов из них около 60 — это экспериментальные разработки, созданные в единственном экземпляре.

Музей в Кубинке был создан еще в 1938 году. Однако в связи с секретностью доступ в него был ограничен. Одной из причин было наличие среди экспонатов иностранных образцов военной техники, что намекало на участие СССР в различных военных конфликтах. Только в 1992 году музей стал открытым для всех.

Полезная информация

  • Когда ехать? Большая часть техники стоит в павильонах, и ехать можно в любую погоду. Иногда в музее устраивают демонстрацию техники в ходу. Обычно это происходит 23 февраля, 9 мая и в День танкиста (второе воскресенье сентября). Информацию о танковых шоу ищите на сайте музея — mbtvt.ru
  • Как добраться? 50 километров от МКАД по Минскому шоссе. Координаты музея — Карта проезда . Будьте внимательны, некоторые навигаторы попытаются провести вас через садовые участки, но проезд через них закрыт. Нужно развернуться на развязке в Кубинке и немного проехать в сторону Москвы. В выходные дни, особенно во время демонстрации проездов техники, неминуемы сложности с парковкой, приготовьтесь к тому, что придется бросить машину вдалеке от музея и пройти пешком.
  • Координаты парковки 55.5669716 — 36.7157936 (55°34?01.1?N — 36°42?56.9?E)
  • Сколько потратить времени? Целый день.
  • Сколько стоит? Взрослый билет — 400 рублей, детский — 300 рублей, дошкольники — бесплатно. Фотосъемка — 150 рублей.
  • Часы работы? По выходным музей работает с 10 утра до 7 вечера (касса до 6). Понедельник — выходной.
  • Где поесть? На территории танкового музея работает полевая кухня и кафе «Самоволка».
  • Чем занять ребенка? Если вашему ребенку не интересны танки, имейте ввиду, что других развлечений здесь нет.
  • Что привезти? На территории музея работают антикварные лавки военной тематики и сувенирные магазины.

Виртуальная экскурсия

Мы не будем рассказывать и показывать в нашей экскурсии о самых известных танках и бронетранспортерах. О них и так уже много сказано, и поэтому лучше поехать и посмотреть на них вживую. Здесь мы расскажем о некоторых не столь известных образцах вооружения.

Демонстрация техники

Но для начала несколько фотографий с демонстрационного проезда, состоявшегося в бронетанковом музее 23 февраля 2014 года.

Первым по музейному полю проехал легендарный Т-34.

Затем — плавающий танк ПТ-76. (Здесь наша редакция может ошибаться, поскольку мы не специалисты. Будем рады, если более опытные читатели нас поправят.)

И завершился проезд демонстрацией БТР-80. Отсутствие стрельб и показ всего трех машин было вызвал разочарование у публики, но новость о том, что прямо в эту минуты наши лыжники заняли на Олимпиаде весь пьедестал почета в гонке на 50 километров, привела ко всеобщему ликованию.

Танкисты.

Экспонаты под открытым небом

Прежде чем заходить в павильоны, пройдемся по территории. У входа в музей размещены танки стран-победительниц во Второй мировой войне.

Английский MARK III «Valentine 4». «Валентайны» поставлялись в Красную Армию по ленд-лизу и впервые вступили в бой именно здесь, на Можайском фронте. Впоследствии «Валя-Таня», как их называли танкисты, воевал практически на всех фронтах Великой Отечественной войны.

Американский «Стюарт» (M5A1). Производимый фирмой Cadillac данный танк также поставлялся в СССР по ленд-лизу. Именно «Стюарт» был первым советским танком, вступившим в бой при сражении на Курской дуге.

Ну и конечно же наша бронетехника. СУ-152. Данная самоходная установка хорошо зарекомендовала себя в борьбе с немецкими «Тиграми» и «Пантерами». По данной причине танкисты назвали этого «истребителя кошачьих» «Зверобоем».

И опять легенда. Т-34-85 в зимней раскраске. Данная модификация поступила на вооружение в 1944 году и приняла участие во взятии Берлина.

Неподалеку от танков-победителей стоит стелла. Это братская могила, где покоятся останки 4 танкистов, погибших в августе 1943 года во время Смоленской операции.

У входа в павильон советской и российской бронетехники находится броневичок, что логично. Говорят, что это именно с броневика этой модели выступал Ленин в 1917, сразу после прибытия на Финляндский вокзал.

Пройдя немного вглубь территории, сложно пройти мимо бронепоезда, а точнее — мотоброневагона.

Бронированные машины

Заглянем в интерьер одного из первых отечественных броневиков, выпускавшихся на «Руссо-Балте». Все довольно аскетично. Обзор у водителя не очень хорош. «Руссо-Балт тип С» был первым российским серийным бронеавтомобилем. Выпущенный в 1914 году он использовался в Первой Мировой и Гражданской войнах.

Посмотрим на дальнейшую эволюцию броневиков. Бронеавтомобиль БА-21. Экспериментальная модель 1938 года в единственном экземпляре. Создана на базе грузовика ГАЗ-21. Колесная формула 6×4.

БТР-40Б. Базовая модель создана в 1947 году. Модель «Б» отличается от нее наличием бронированной крыши. Интересно, что БТР-40 стоит на вооружении некоторых стран до сих пор. Так, в израильской армии до сих пор используются шесть таких бронеавтомобилей.

А это модификация БТР-40, приспособленная для движения по рельсам. Создана в 1969 году. Специальные откидные катки спереди и сзади устанавливались в положение «а теперь мы бронепоезд» за 3-5 минут. При этом машина приводилась в движение основными колесами.

Параллельно с легким БТР-40 в СССР выпускался тяжелый БТР-152. Находился на вооружении Российской армии до 1993 года. Интересно, что во время беспорядков в Будапеште в 2006 году протестующим удалось запустить музейный БТР-152 и использовать его в столкновениях с полицией. В машине использовалась система автоматической подкачки шин, прибор ночного видения. Конструкторы даже подумали о комфорте военных — в «салоне» есть печка!

А это боевая техничка. На сухом языке военных — бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К. Служит для эвакуации повреждённых машин с поля боя, вытягивания застрявшей техники, оказания помощи в ремонте и обслуживании. Умеет плавать. На борту несет лебедку, сварочный аппарат, подъемный кран и упор для закрепления машины на местности.

Другая техничка — БРЭМ-2. Выпускалась с 1986 года на базе требующих капремонта БМП-1. Такие автомобили очень бы пригодились и сейчас для любителей поездить по непролазному российскому бездорожью.

Ну и наконец БМП-3. Одна из самых современных боевых машин пехоты, стоящая на вооружении Российской армии. Машина способна вести боевые действия в условиях ядерной войны, стрелять на плаву при волнении в 3 балла, способна автоматически распознавать и атаковать цели противника. На сегодняшний день в мире нет аналогичных машин, равных БМП-3 по огневой мощи. Примечательно, что одна машина стоит на вооружении армии США (была продана Украиной).

Первый советский танк Т-18, как и самый популярный советский автомобиль, был копией «Фиата». Выпускался с 1928 по 1931 годы. Применялся в конфликте на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 году и в первые дни Великой Отечественной.

Огнеметный танк ОТ-130. Выпускался с 1938 года. Всерьез разработкой огнеметных танков занимались только в СССР. Да и то, к началу XX века производство огнеметных танков сошло на нет.

Боевая машина десанта (БМД). Выпускалась с 1968 года. Имеет пневмоподвеску с изменяемым клиренсом, сейчас такой опцией могут похвастаться дорогие внедорожники. При помощи водометных движителей способна перемещаться по воде. В 1980 году впервые в мире БМД была десантирована вместе с экипажем. Обратите внимание, что несмотря на пушки, ракеты и водометы, наличие лопаты на борту никто не отменял.

А это — единственный в мире серийный ракетный танк ИТ-1. Был разработан в 1965 году, аббревиатура ИТ обозначает «Истребитель танков» и стрелял ракетами «Дракон». Несмотря на хорошие показатели стрельбы и надежности, танк не прижился и в 1970 году был снят с вооружения.

Образцы снарядов для пушек различных калибров.

Самоходные установки

Посмотрев на необычные танки, переходим в ангар с самоходными установками. Тут тоже есть на что посмотреть.

Вот это, например, самоходный прожектор диаметром полтора метра. Предназначался для подсветки зоны боевых действий танковых войск.

Тяжелая самоходная установка СУ-14-2 с пушкой калибра 152 мм. Для испытательных целей в 1940 году были изготовлены две машины, после чего работы были прекращены. Но машины пригодились, причем именно здесь, в Кубинке. В 1941 году они принимали участие в боевых действиях при обороне Москвы, где использовались для стрельбы с закрытых позиций по наступающим войскам немцев.

Современная самоходная установка со 152-мм пушкой выглядит так и носит мирное название «Акация». Серийно выпускалась с 1980-х годов, применялась в Афганистане и Чечне.

Танки зарубежных стран

Начнем осмотр экспозиции с первого в мире легкого танка. Renault FT17 был построен в 1917 году и стал одним из самых удачных танков Первой мировой. В его создании принимал участие сам Луи Рено. В конструкции танка впервые использовалась вращающаяся башня. На базе захваченного в бою с белогвардейцами и силами Антанты танка в СССР в 1920 году выпущена точная копия танка — «Рено Русский».

Как видим, известные автомобильные бренды не стояли в стороне от изготовления бронированных машин. Следующая модель — это Fiat Ansaldo (L6-40). Итальянец серийно выпускался с 1939 по 1943 год. Участвовал в боевых действиях на Балканах, в Африке и против СССР.

А это — TKS, польская разведывательная танкетка. Иначе — безбашенный танк. В этого малыша помещался экипаж из двух человек. В первые дни Второй мировой эти танкетки приняли на себя удар немецкой бронетехники, и, несмотря на свой размер, действовали довольно эффективно. Польский танкист Роман Эдмунд Орлик за сентябрь 1939 года на танкетке TKS с 20-мм орудием подбил 13 немецких танков. А немецкий офицер, захваченный в плен, сказал так:

…очень сложно попасть из пушки по такому маленькому таракану

Такие, казалось бы, миролюбивые страны как Швеция тоже выпускали танки. Например, средний танк Strv 74. Выпускался в конце шестидесятых. В боевых действиях танк не участвовал. Как он попал в музей — тоже непонятно.

Даже небольшие союзники Германии производили бронетехнику. На фото ниже — Зриньи-II, венгерская самоходная установка. Выпускалась с 1943 по 1944. Считается самой удачной венгерской боевой машиной периода Второй мировой.

Еще один интересный экспонат — это японский бронетранспортер-дрезина «Со-ки» тип 95. Выпускался с 1936 года. Судя по размеру колеи (1524 мм), машина предназначалась для передвижения по железным дорогам Советского Союза.

Немецкие танки времен Второй мировой

В немецком павильоне более всего поражает разнообразие и техническое совершенство машин. Видя насколько серьезным был противник, понимаешь насколько героическим был подвиг наших солдат.

Во Вторую мировую немцы делали попытки сконструировать противоминный трал для создания проходов в минных полях. В его разработке принимали участие фирмы Крупп, Даймлер-Бенц и Майбах. В музее в Кубинке находится единственный в мире сохранившийся экземпляр трала.

Этот гибрид трактора и мотоцикла предназначался для перевозки орудий в десантных и горных войсках. HK-101 был разработан в 1940 году. Конструкция машины оказалась очень удачной. Ее применяли и в качестве прокладчика кабеля, и для буксировки самолетов. Транспортер обладал очень высокой проходимостью и был незаменим в СССР в холодное время года и в осеннюю распутицу. После войны HK-101 выпускался для сельскохозяйственных нужд и в качестве почтовой машины в горах.

На фото ниже представлен Tiger II (или Королевский Тигр) — самый мощный серийный танк времен Второй мировой. Обладая мощной броней и пушкой, танк получился очень тяжелым, и ходовые качества Королевского Тигра оставляли желать лучшего. В первом же бою на восточном фронте в августе 1944 было уничтожено 13 танков.

Советская разведка донесла об их приближении, и наши танкисты и артиллеристы устроили засаду. Тигры засели в грунт примерно на 20 сантиметров и не могли дальше двигаться, когда на них выскочила группа наших Т-34-85. Тяжелые башни немецких танков не успевали вращаться за юркими «тридцать четверками».

В результате экипажи немецких машин были вынуждены бежать с поля боя, не успев подорвать технику. Один из брошенных танков и стоит сейчас в танковом музее в Кубинке.

Самоходная осадная мортира Gerat 040 «Karl». Средство для разрушения наиболее мощных оборонительных сооружений. Такие установки применялись при штурме Брестской крепости, под Львовом, Севастополем и при подавлении Варшавского восстания.

Это не гигантская консервная банка с тушенкой из мяса голштинских коров, а машина наблюдателя. Была захвачена в качестве трофея. Разработана в качестве подвижного наблюдательного пункта и корректировки огня артиллерии.В корпусе спрятан мотоциклетный двигатель. Два передних колеса ведущих и одно рулевое. Опытный образец, в боях участия не принимал.

Легкий носитель заряда «Goliath». Относится к классу малогабаритных танкеток. Интересно, что это электромобиль образца 1942 года. Управлялась машина с пульта управления по проводам. Впервые немцы применили ее на Курской дуге. Эффективность оказалась ниже ожидаемой, емкости батарей не хватало.

Танки англоязычных стран

Отдельный ангар в музее посвящен танкам Великобритании, США и Канады.

Дедушка современных танков, английский средний танк Mk V. Был создан в 1918 году. Состоял на вооружении Латвии, Эстонии, Польши и Японии. Несколько танков использовались в Гражданской войне в России армией генерала Врангеля.

А это уже знакомый нам по уличной экспозиции «Валентайн 2». Только здесь он выступает в роли мостоукладчика. Машина имела складной мост. В Советский Союз по ленд-лизу было поставлено 25 мостоукладчиков.

Еще один британец — бронированный разведывательный автомобиль Ferret Mk 2 (Хорек). Разработан незадолго после окончания Второй мировой. Автомобиль получился очень удачным и до сих пор стоит на вооружении некоторых развивающихся стран. Модель популярна у частных коллекционеров в связи с небольшими размерами и демократичной ценой машины. В США ее можно купить за 20-30 тысяч долларов.

У канадцев тоже есть оригинальные разработки, которые не стыдно показать миру. Например, бронированный гусеничный снегоход B-3. Создан компанией Бомбардье в 1938 году. Обладал высокой проходимостью в условиях снежной целины и болот.

Глядя на технику канадцев, создается впечатление, что зимы у них больше, чем у нас. Вот, например, еще одна разработка Bombardier: снегоход B-2. Предназначался для перевозки личного состава и буксировки пушек. Поставлялся в армии Канады и Великобритании.

Питание и сувениры

Территория музея огромная, на ее осмотр может уйти весь день. Поэтому неудивительно, что вам захочется перекусить. Сделать это можно на полевой кухне рядом со входом.

Любители комфорта приглашаются в кафе «Самоволка» в самом конце музея, в здании администрации. По выходным кафе работает с 10 утра до 7 вечера без перерыва.

Выбрав в выходной день Поклонную гору в качестве места для прогулки, мы семьей решили для начала прогуляться по Парку Победы. Весенняя зелень щедро создавала тень в неожиданно жаркий день, широкие дорожки позволяют не только гулять, но и кататься на велосипеде/роликах/самокате, яркие пятна тюльпанов на клумбах радовали глаз. Мы решили зайти на Выставку Военной техники, располагаемой в Парке Победы. И сыну, и мужу это было интересно - мальчишки они такие, мальчишки!

Выставка занимает значительную часть Парка, имеет две кассы - в начале выставки и в конце. Около касс можно оценить план, узнать детали, купить билет. Взрослый стоит 250 рублей (возможно, только в выходной день), дошкольники проходят бесплатно - и на том спасибо. Остальные условия посещения различными социальными группами я не знаю, билет покупала не я. Некоторые детали можно прочитать на билете:

Территория выставки огорожена широким металлическим забором, через который можно посмотреть часть выставки, скорее, заинтересоваться ею, потому что экспонаты действительно заслуживают внимания. На самой выставке действую правила:

При входе в открытый музей посетителей встречают танки и пушки. У каждого экспоната имеется описание, из которого можно узнать "живой" ли это экспонат - принимал ли участие в Великой Отечественной, или это только макет, размеры, вес, участие в боях, сборка и реставрация. Как правило, большинство представленных экспонатов - "живые", что вселяет еще бОльшее уважение и восторг, поскольку не каждый день можно прикоснуться к истории так близко. Кстати, трогать экспонаты руками нельзя.

Военная техника представлена не только Великой страны-победителя, но и военного противника - немецкие танки. А них соответствующие опознавательные знаки.


После нескольких экспонатов начинается что-то интерактивное. Импровизированная граница, партизанские особенности ведения боев, окопы и варианты для отстрела врагов. Причем здесь можно ходить - в лабиринтах окопов бегают не только дети, но и радуются взрослые.

Выглядит все очень внушительно. Заблудиться, конечно, нельзя, но наиграться и получить дозу радости очень даже можно. Тем, кто не хочет преодолевать траншеи, можно обойти вокруг и посмотреть на все происходящее сверху. Чем-то эти окопы напомнили мне муравейник, по крайней мере, в современной интерпретации.

И я не устояла, заглянула внутрь, почувствовать себя партизаном: да уж, и стрелять, и прятаться тут довольно удобно.

Заглянем в жилищный блок партизан. Землянка не заметна не только с воздуха, но и прекрасно спрятана от глаз на уровне земли. При этом здесь даже можно жить, в чем лично можно убедиться, заглянув в окошки:

Идем дальше. Оглянемся назад, чтобы оценить масштабы выставки и представленные окопы и траншеи. Еле забрали сына отсюда - так детям понравилось бегать по лабиринту и играть в войнушку! Вдали мы видим дозорную вышку в миниатюре, настоящие пушки.

Больше всего захватывает дух от экспонатов, которые реально участвовали в войне. Например, вот останки немецкого бомбардировщика, найденного в Мурманской области:

Военный транспорт. В миниатюре они были очень популярны у детей нашего времени.

Отдельное внимание заслуживают паровозы. Это нечто грандиозное - огромное и серьезное. Я и представить себе не могла, что они такие большие!

В музее под открытым небом представлено огромное количество техники. Здесь и пушки разного формата и назначения, дальности полета, танки, другая артиллерийская техника. Очень познавательно и наглядно не только для детей, но и для взрослых. экспонаты расставлены в легко воспринимаемом внешнем виде, так, чтобы одно не накладывалось на другое, и не мелькало в глазах.

Далее в крытом павильоне представлена авитехника - самолеты, бомбардировщики, истребители, и другие военные воздушные судна. Какое счастье, что сейчас мирное время, и вся техника мирно спит. Еще раз Спасибо деду за победу!...

В следующем крытом павильоне представлены артиллерийские установки. Рано или поздно, как и предполагалось, здесь развернулся фотопрокат военной одежды и автоматов, для детей и взрослых, для памятного фото на фоне военной техники. Правда, платно или не очень, не знаю, не уточняла, но думаю, что не на добрых началах.

Завершает первую часть выставки военной техники большой самолет. Его описания у меня нет, но размеры впечатляют, все-таки, это не гражданская авиация.

После нахождения под жарким утомительным солнцем и парниковым эффектом навесов с техникой, переходим в импровизированную лесную полосу, где жили и вершили добро партизаны. Здесь можно найти их землянки - вровень с поверхностью земли, боевые посты, и даже где-то делался вполне настоящий обед. Детям было дозволено побегать по массивным бревнам построек.

Перевели дух в тени среди партизан, и далее отправляемся рассматривать военно-морской флот: подводные лодки, торпеды, мины. Экспонаты стоят в самой настоящей воде - от этого еще большее впечатление от масштабов и истинных размеров техники. Раньше такое только в кино видела, в реале все выглядит более "живо". Где это позволительно и допустимо, дети не упускают возможности залезть на установку и почувствовать себя настоящим воином. И даже взрослые - замечено - пытались тайком прицелиться из установки, или запрыгнуть на подножку.

Огромная артиллерийская установка на рельсах производит впечатление на всех (представителей мужского пола). Выглядит действительно очень внушительно! Рядом с ней лежали парочка якорей, весом каждый по 3 тонны. Всего-то, мелочь какая!))

Хочу еще отметить, что выставка расположена не просто на открытой площадке, а напоминает скорее парк (в современном восприятии), или даже больше природные условия, где проводились бои или жили наши бойцы. Природный ландшафт очень наглядно помогает почувствовать себя частью тех времен, сравнить размеры различных экспонатов, ведь они представлены по образцу и подобию, или же настоящие, бывшие в боях.

В завершении выставки посмотрим на японскую технику. Не трудно заметить, чем именно она отличается он советской: яркие камуфляжные расцветки и характерный для Японии красный круг.

Выставка довольно большая, и интересная. Большое количество военной разнообразной техники, реальные размеры, большинство из которых участвовали в настоящих в боях, боевые машины, артиллерийские орудия, локомотивы и морская техника - не могут оставить равнодушными.

Уверена, что выставка понравится не только детям, но и взрослым. Другой такой, в таком масштабе, я не видела.

Сейчас часто говорят, что не нужно поощрять интереса мальчишек к оружию, поскольку это развивает агрессивность. Нужно, дескать, внушать мальчикам, что оружие – это плохо. Но воспитывай не воспитывай, а тяга к военному делу у ребят всегда была и, наверное, будет.

И я здесь не исключение, поэтому с детства по возможности с интересом посещал места, где была представлена военная техника.

Особенно интересовала вражья военная техника. Хотелось увидеть её своими глазами, сравнить и попробовать понять, чья же лучше. И как получилось, что немцы сначала дошли до Москвы и даже до Волги, а война всё же закончилась в Берлине и на Эльбе. И действительно ли «тридцатьчетвёрка» – «лучший танк второй мировой войны», как писалось в учебниках истории в советское время. И всё же — хороши или плохи танки и самолёты наших врагов? Да и про технику «союзников» разное писалось. Особенно если учесть, что эти самые союзники стали в годы «холодной войны» самыми главными противниками.

Известно, что отличное собрание техники находится в подмосковной Кубинке. Но туда пока не добрался.

А теперь не надо долго ехать из Москвы, а можно сесть на метро и доехать до станции «Парк Победы».

Там рядом с Центральным музеем ВОВ под открытым небом расположилась отличная выставка военной техники, где представлено самое разное вооружение и оборудование времён Второй мировой. В ближайшей перспективе будет и выставка современного вооружения. Экспонаты уже расставлены, только доступ туда пока закрыт.

недоступная пока экспозиция современной техники

Билет стоит 250 рублей. За эти деньги пока можно посмотреть технику и вооружение времён Второй мировой войны. Может со временем к этому добавится и оружие более ранних времён. Надеюсь, что будет так.

Сначала, после предъявления билетов, попадаем на выставку немецких танков, самоходок и пушек, развёрнутых против наших укреплений. От некоторых немецких танков остались только остовы. Понятно — это начало войны.

Очень интересны немецкие т-3 и т-4, а так же чехословацкий т-38. После оккупации Чехословакии её техника исправно служила нацистам. Сразу видно, что небезызвестный Резун-«Суворов» напрасно смеялся над отсталостью немецких и чешских машин. Выглядят они грозно. А если учесть всем известное немецкое и чешское качество, то многое становится более понятным.

чехословацкий т-38

самый массовый немецкий т-4

Вражеским противостоят наши танки, пушки и укрепления начального периода войны. Смотрятся тоже внушительно.

т-26 о двух головах

т-26, самый массовый наш танк начала войны

«полуторка»

Роль транспорта в войне, когда нужно было подвезти невероятное количество боеприпасов, оборудования и продовольствия, доставить к фронту миллионы солдат и увезти обратно миллионы же раненых, всем понятна.

Много места занимает артиллерийская экспозиция.

«боги войны»

Отдельно представлена бронетанковая техника конца войны. Наша и союзников. Жаль нет немецких «пантер» и «тигров», не с чем сравнить.

Советские тяжёлые танки впечатляют, вот только всегда ли качество соответствовало внешнему виду. Ведь профессиональных рабочих, ушедших на фронт, на заводах заменили женщины и дети. А были ли они достаточно квалифицированы для производства сложной техники?

ис-2, «зверобой»

ис-3, к сожалению в войне поучаствовать не успел

Привлекает внимание самоходка ису-152. Не знаю, как она проявила себя на фронтах, но выглядит воистину устрашающе.

Внушительны и американский «шерман», и английская «матильда». Может, у «матильды» калибр пушки маловат. Но ведь не всё определятся калибром. А к концу войны был он увеличен до соответствующих времени 75 мм.

американский «шерман»

смертоносный «мессер»

После прохода через воссозданный партизанский район с землянками, между которыми притаились кафе с посетителями, мирно попивающими пивко, попадаешь на выставку военно-морского флота.

«партизанский лагерь»

Там представлены мины и торпедные аппараты, корабельные пушки, подводные лодки и даже пара военных кораблей.

«как жахнет»

Как при таком мощном вооружении наш флот почти не проявил себя в годы войны именно как флот? Например, немцы без особых потерь эвакуировались из Крыма.

Нельзя же считать, что военно-морской флот должен быть поставщиком морской пехоты да служить для поддержки наземных операций? Снятые с кораблей матросы, не обученные сухопутному бою и даже не переодетые в защитную форму ведь не становятся полноценной пехотой, несмотря на весь свой героизм и морской шик.

Очень интересна коллекция японской техники. Слава богу, наша армия много её взяла в качестве трофеев: и при капитуляции Квантунской армии в Маньчжурии, и при освобождении Курильских островов. Может и в самой Японии такого полного собрания нет.

Самолёты японские соответствовали требованиям времени.

А вот танки на вид уступали европейским и были на уровне середины 30-х годов. Что не удивительно. Ну не было у японцев достойного противника в Китае и Юго-восточной Азии. Не с кем было соревноваться, так сказать. Но ведь отставали японские танкостроители всего лет на 5 – 7, а так ли это много?

Хорош плавающий танк Ка-Ми.

плавающий танк «Ка-Ми»

Плавучесть его обеспечивалась 2-мя понтонами, которые сбрасывались после выхода на берег. И опять же вспоминается Резун-«Суворов» много посмеявшийся над этим японским изобретением. «Вот, дескать», писал он, «у тов. Сталина были плавающие танки без всяких понтонов. Плавали они самостоятельно, а у глупых японцев только с понтонами. Ерунда японская». И ведь поверил я Резуну. Но я–то не специалист, а Резун — профессиональный военный. И он должен знать, что танк и не должен плавать. Плавать должны катера и подлодки. У танка совсем другие задачи. Он даже на поле боя может пребывать не своим ходом, а на тягаче. Как у умных израильтян. Ну, или приплыть на понтонах, а перед боем их сбросить, как у японцев. А не гонять по всей Европе на колёсах, как предполагали наши стратеги перед 2-й мировой войной.

Наше вооружение представлено на выставке достаточно полно. Помимо оружия, участвовавшего в боях много опытных образцов, которые, как следует из надписей на пояснительных табличках, никогда не стояли на вооружении. Про многие виды танков и пушек указано, сколько их было произведено. Прямо скажем, военной техники у нас делалось много. И самых разных образцов и модификаций. Денег партия и правительство, и лично товарищ Сталин, на армию не жалели. Выглядит наша техника очень достойно, особенно та, что производилась ближе к концу войны.

В этой статье я планирую упорядочить и собрать в единый полный список все технические музеи России, обязательные к посещению любому уважающему себя техноманьяку. Запись будет постоянно обновляться, будут постоянно добавляться новые места.

Я буду очень рад, если вы поможете мне заполнить эту страницу и напишете в комментариях о тех технических музеях, которые я еще не упомянул. Вместе мы сможем сделать очень полезный справочник, который поможет вам в путешествиях.

Что же касается технических музеев за пределами Российской Федерации — про них есть отдельная запись .

Технические музеи Москвы и Московской области:

Расположение: посёлок Монино, Московская область

Тематика: Гражданская и военная авиация СССР/РФ

Просто Мекка для любителей авиации! В экспозиции музея — несколько десятков самолетов и вертолетов, среди которых много уникальных машин (например — Т-4 («Сотка»), М-50, Ми-12, ВВА-14 — и множество других). Состояние большинства экспонатов на троечку, но в музее работает команда волонтеров, постепенно восстанавливающих самолеты до приемлемого вида. Кроме открытой площадки, есть и несколько залов с экспонатами — там тоже есть на что посмотреть.

Центральный музей Великой Отечественной Войны («Поклонная Гора»)

Расположение: г. Москва, м. Парк Победы

Тематика: Техника ВОВ (авиация, танки, артиллерия, автомобили и пр.), оружие, диорамы

Мемориальный комплекс в память о Великой Отечественной, главный объект мемориального парка Победы на Поклонной Горе. В экспозиции музея — тысячи уникальных экспонатов ВОВ и более 300 образцов военной техники — несколько десятков советских, немецких, американских и британских танков и САУ, истребители и бомбардировщики периода ВОВ (оригиналы и полноразмерные макеты), автомобили, артиллерия и спецтранспорт.

Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот»

Расположение: Москвская обл., Одинцовский район, г. Кубинка, 55 км Минского шоссе

Тематика: Бронетехника, авиация, автомобили, космос

Совсем недавно открытый комплекс, включивший в себя музей бронетанковой техники в Кубинке (один из крупнейших в мире музеев БТТ), музей авиации авиабазы «Кубинка», музей ретро-автомобилей и многое другое. Суммарно сейчас в экспозиции парка — более 700 единиц техники. На территории парка постоянно проводятся различные мероприятия и выставки.

Расположение: г. Москва, ул. Советской Армии, д.2

Тематика: Бронетехника, авиация, артиллерия, флот

Один из крупнейших музеев России, основан почти сто лет назад — в 1919 году. В фондах и экспозиции насчитывается более миллиона единиц хранения. Это боевые и трофейные знамёна периода гражданской и Второй мировой войн, документы, предметы живописи, фотодокументы, оружие, награды, личные вещи офицеров и солдат. На открытой площадке музея экспонируются около 157 единиц боевой артиллерийской, бронетанковой, ракетной (в том числе американская MGM-31A «Першинг-1А»), авиационной, военно-морской техники и вооружения, от орудий и танков гражданской войны до современных оперативно-тактических и стратегических ракет, ракетоносной авиации и средств ПВО.

Музей «Московский транспорт»

Расположение: г. Москва, ул. Рогожский вал, 9/2

Тематика: Автомобили

Бывший «Музей ретро-автомобилей на Рогожском Валу». Крупный автомобильный музей: на площадке представлены автомобили знаменитых заводов ЗИЛ, ГАЗ, АЗЛК, ВАЗ, ЗАЗ, УАЗ и других. В коллекции собраны разные модификации знаменитых автомобилей «Победа», «Чайка», «Москвич» и «Волга». Крупнейшая в мире коллекция легендарных советских авто и прочих интересных, красивых, необычных и винтажных автомобилей. Есть и зарубежные ретро-автомобили — несколько десятков классических американских и европейских моделей.

Музей Космонавтики

Расположение: Россия, Москва, проспект Мира, 111

Тематика: Ракетно-космическая техника

Знаменитый космический музей у ВДНХ — один из крупнейших научно-технических музеев мира. В коллекции — более 93 000 экспонатов. Из техники есть космические аппараты и автоматические станции (реальные и модели), макеты ракет-носителей, луноход. В силу специфики музея абсолютно всем техноманам рекомендовать не могу, но если в вашу сферу увлечений входит космос — однозначно сюда!

Расположение: Московская область, городской округ Красногорск, посёлок Архангельское, Ильинское шоссе, 4-й км, с8

Тематика: Автомобили, мотоциклы, авиация, бронетехника

Крупнейший в России частный музей техники. Основан предпринимателем Вадимом Задорожным в 2001 году. В экспозиции музея насчитывается более 1000 экспонатов (включая стрелковое оружие и различные предметы). Среди техники много уникальных образцов. Музей состоит из зала и открытой площадки (с выставленной техникой). Крайне рекомендуется к посещению.

  1. Музейно-мемориальный комплекс истории Военно-морского флота России (г. Москва) (Официальный сайт)
  2. Галерея частных коллекций «Автовилль» (г. Москва) (Официальный сайт)
  3. Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов (г. Москва) (Официальный сайт)
  4. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники (г. Кубинка-1) (Официальный сайт)
  5. Музей индустриальной культуры (в Кузьминках-Люблино) (Официальный сайт)
  6. Музей вертолетного завода имени Камова (г. Люберцы)
  7. Музей Московского вертолетного завода им. М.Л.Миля (п. Томилино)
  8. Музейный комплекс «История танка Т-34» (д. Шолохово) (Официальный сайт)
  9. Музей ПВО, музей Войск противовоздушной обороны (г. Балашиха) (Официальный сайт)
  10. Военно-технический музей в Черноголовке (г.о. Черноголовка) (Официальный сайт)
  11. Ленино-Снегиревский военно-исторический музей в Истринском районе (Истринский район, Ленино-Снегири) (Официальный сайт)

Технические музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

  1. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (г. Санкт-Петербург) (Официальный сайт)

Технические музеи Казани и Республики Татарстан:

  1. Музей завода №124 (КАПО имени Горбунова) (г. Казань) (фоторепортаж — часть 1 , часть 2)

Технические музеи Самары и Самарской области:

  1. Музей «Самара Космическая» (г. Самара) (официальный сайт)
  2. Поволжский музей железнодорожной техники (г. Самара) (Информация)
  3. Музей истории Куйбышевской железной дороги (г. Самара) (фоторассказ)
  4. Музей истории трамвайно-троллейбусного управления (г. Самара) ()
  5. «Мотомир Вячеслава Шеянова» (г. Самара) (официальный сайт , фоторассказ)

Технические музеи Краснодара и Краснодарского края:

Музей военной техники краснодар

Музей военной техники «Оружие Победы»

Расположение: Краснодар, ул. Красина, 2 (парк 30-летия Победы)

Тематика: БТТ и артиллерия Советского Союза периода Великой Отечественной Войны

Музей военной техники под открытым небом, единственный в Краснодаре. Стандартный набор советских военных и послевоенных танков и пушек. Из интересного — есть подводная лодка.

Музей ретро-автомобилей Краснодар

Музей ретро-автомобилей

Расположение: г. Краснодар, Воронежская улица, 124

Тематика: автомобили мира

Частный автомобильный музей, принадлежащий сервису по замене автостекол. Музей бесплатный, вход свободный. Около двадцати старинных автомобилей (самый старый экспонат — 1908 года). Есть американский автопром и российская классика. Фотографировать нельзя!

Сочи Автомузей

Расположение: г. Сочи, Олимпийский парк, улица Международная д. 12

Тематика: автомобили СССР

В музее представлена большая коллекция советских автомобилей от начала 30-х до конца 90-х годов XX века. Внушительное число представительских машин (ЗиС’ы ЗиЛ’ы, ГАЗ и пр.), есть спецтехника, мотоциклы, автобусы и грузовики. Вся экспозиция находится в закрытом павильоне, машины за ограждением (не со всех ракурсов можно подойти).

Расположение: г. Адлер, ул.Триумфальная 26, «Сочи Автодром»

Тематика: зарубежные спорткары и суперкары

В экспозиции музея представлены европейские и американские спортивные автомобили: Aston Martin DB9, Ferrari F40, DeLorean DMC, Dodge Viper и множество других интересных экспонатов. Есть настоящий гоночный болид F1 сезона 2004 года. Очень много атрибутики — гоночные костюмы, шлемы, масштабные модели и пр.

Музей ретро-автомобилей в архипо-осиповке

Музей ретро-автомобилей

Расположение:

Тематика: автомобили мира

Маленький музейчик для отдыхающих. В коллекции 15 автомобилей — в основном советский автопром

Музей космонавтики архипо-осиповка

Музей космонавтики

Расположение: с. Архипо-Осиповка, Набережная

Тематика: космос

Достаточно крупный для столь неподобающего места музей. В коллекции более 1 000 экспонатов. Живой техники нет — только макеты ракет и космических аппаратов.

Музей военной техники «Военная горка»

Расположение: Краснодарский край, городской округ Анапа, Витязево с., ул. Пролетарская

Тематика: авиация и БТТ Советского Союза

Своеобразный музей под открытым небом, в составе — несколько десятков единиц бронетехники, авиации, артиллерии, поездов и даже флота. Экспонаты не в лучшем состоянии, нелепо покрашены (например, колеса выкрашены в белый цвет). Каких-то совсем уникальных машин нет.

Музей истории боевой техники

Расположение: Краснодарский край, г. Новороссийск, улица Суджукская коса, 1А

Тематика: БТТ Советского Союза периода Великой Отечественной Войны

Выставка техники под открытым небом, входит в состав мемориального комплекса «Малая Земля». В составе преобладает отечественная бронетехника (Т-34, ИС-2, ИС-3 и пр.) и артиллерия, есть немецкая противотанковая пушка PAK-40. Коллекция немногочисленная, состояние техники плачевное.

Расположение: Краснодарский край, г. Новороссийск, набережная Адмирала Серебрякова, 2А

Тематика: флот

Корабль-музей, второй после «Авроры». Спущен на воду в 1951 году, нес службу до 1987 года. Корабль находится в резерве ВМФ, артиллерия и силовая установка полностью функциональны. Крейсер открыт для посещения как корабль-музей, проводятся только групповые экскурсии.

Технические музеи Саратова и Саратовской области: