Полное имя шекспир. Уильям Шекспир краткая биография. Произведения Уильяма Шекспира

Уильям Шекспир – один из самых великих драматургов и поэтов в истории. Его произведения изучают во всех школах мира, а пьесы переведены на все основные языки и ставятся на сценах театров чаще, чем пьесы каких-либо других авторов.

Работы Шекспира состоят из 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэм и 3 эпитафий. Шекспир именуется национальным поэтом Англии, а его фамилия с английского языка переводится как «потрясающий копьём».

Однако были и те, кто скептически относился к творчеству английского писателя. Одним из самых авторитетных его критиков являлся . Он публично критиковал способности Шекспира, как драматурга.

При этом великий русский драматург называл Шекспира «объективным поэтом» и очень восхищался им. считал Чехова продолжателем шекспировских традиций.

Смерть

В последние годы жизни Уильям Шекспир жил в родном городе, где продолжал писать пьесы. Чем он занимался еще невозможно сказать по причине отсутствия какой-либо достоверной исторической информации.


Недавно обнаруженный в семейной коллекции портрет елизаветинца (1610). Некоторые искусствоведы утверждают, что это единственный прижизненный портрет Уильяма Шекспира

Биографы, изучающие рукописи Шекспира, отмечали, что в конце жизни его почерк стал более размашистым и неуверенным. На основании этого некоторые из них выдвинули версию о том, что драматург был серьезно болен.

После смерти все его имущество перешло дочерям. Интересен факт, что на том месте, где Шекспир прожил свои последние годы, ему был позже установлен памятник.

Если вам понравилась биография Шекспира – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Уильям Шекспир родился в городе Стратфорд-на-Эйвоне, графство Уоркшир. Отец будущего драматурга, Джон Шекспир, был довольно обеспеченным перчаточником. Точная дата рождения Уильяма неизвестна, но в регистрационных книгах сохранилась дата его крещения – 26 апреля 1564 года. Он был третьим ребенком в семье.

Предположительно, Уильям получил образование в стратфордской школе Короля Эдуарда VI.

В 18-летнем возрасте Шекспир стал мужем Энн Хэтэуэй, которой было 26 лет. К моменту вступления в брак дочь землевладельца Энн была беременна. У супругов родилось трое детей: Сьюзен (1583 год), Хемнет и Джудит (1585 год).

Точных сведений о дальнейших семи годах жизни Уильяма нет. Краткая биография Шекспира этого периода жизни полна догадками. Есть версия, что Шекспир бежал из родного города, чтобы не быть наказанным за браконьерство.

Примерно в начале 1590-х годов Шекспир перебрался в Лондон, где и начал свою театральную карьеру. В театре «Роза» была поставлена его историческая хроника «Генрих VI». С 1954 года Шекспир становится участников театральной труппы «Слуги лорда-камергера», которая и занимается постановкой его произведений. Вскоре драматург становится одним из владельцев труппы, а сама она приобретает большую известность. Яков I, ставший королем в 1503 году, выдал труппе королевский патент.

К концу 1590-х годов произведения Шекспира начали печатать. Тем не менее, он не покидал и работу в театре. В этот период он ставит пьесы «Падение Сеяна», «У каждого свои причуды», ряд других.

В начале 1600-х годов работы в столичных театрах поубавилось, поскольку город страдал от регулярных вспышек чумы. Шекспир решил переехать в Стратфорд, но время от времени приезжал в Лондон для работы. С 1606 года из-под пера Шекспира вышло только несколько пьес.

Скорее всего, к 1612-1613 годам Шекспир уже был серьезно болен. Произведения этого времени написаны плохим, неровным почерком. А после 1613 года драматург и вовсе перестал писать.

Уильям Шекспир умер 23 апреля 1616 года. Причины смерти остаются неизвестны. Спустя три дня после кончины тело Шекспира было погребено в Статфорде, в церкви Святой Троицы. Согласно завещанию Шекспира, основная часть его имущества отходила дочери Сьюзен, а также ее потомкам.

Творческое наследие Уильяма Шекспира насчитывает 154 сонета и около 38 пьес. Всемирно известными стали его «Макбет», «Король Лир», «Гамлет», «Отелло», «Сон в летнюю ночь» и другие произведения.

Краткая биография Шекспира – это целый набор предположений и загадок. Спустя два столетия после смерти драматурга начали выдвигаться теории, согласно которым произведения, приписываемые Шекспиру, на самом деле ему не принадлежат. Сторонники этой версии опираются в первую очередь на тот факт, что до нашего времени не сохранилось ни одной рукописи Шекспира. Тем не менее, пока что достаточных фактов для опровержения традиционной теории найти не удалось.

Не существует и доподлинных описаний внешности драматурга, которые были сделаны еще при его жизни. Начиная с XVIII века, появилось множество фальсификаций по этому поводу.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Уильям Шекспир - один из величайших драматургов не только в Англии, но и во всем мире. Его имя давно стало нарицательным, а произведения являются обязательными для чтения в школах практически всех стран.

Великий драматург Англии

Город, где родился Шекспир, является сам по себе памятником его творчества. Эта персона, бесспорно, является самой великой из всех известных в истории. Шекспир - самый известный англоязычный поэт и драматург, а также актер неугомонной эпохи Возрождения.

Ведь именно он оказал огромное влияние на изменение и развитие театрального искусства. Его произведения доступны для чтения практически на любом языке мира. В каждом современном театре в действующем репертуаре присутствует как минимум одна постановка по мотивам классических, исторических и романтических произведений Шекспира: «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Макбет», «Отелло» и прочие. Спектакли по пьесам Шекспира ставятся чаще, чем по произведениям любого другого драматурга. На родине, в Англии, его считают национальным поэтом и достоянием культурного наследия страны.

Колыбель великого писателя

Английский городок Стратфорд-апон-Эйвон, где родился Уильям Шекспир, расположен в хорошо известном графстве Уорикшир. Отцом творческой личности был успешный торговец и знатный ремесленник Джон Шекспир, уважаемый в городке. Он даже однажды был избран в мэры.

До наших дней дошли скудные сведения о детстве и юношестве писателя. Известно, что он обучался в лучшей «грамматической школе» тех времен, изучал несколько языков, в том числе латинский и древнегреческий. Также юноша углубленно осваивал историю, увлекался литературой и античной мифологией. Все эти познания отразились на дальнейшем творчестве драматурга.

Слава взамен семейных пенат

В том же городе, где родился Шекспир, проживала его будущая жена, Энн Хатауэй. Они сочетались браком, когда писателю было всего 18 лет. У них было две дочери и сын, который умер в раннем отрочестве. Спустя три года Шекспир оставил свое семейство и покинул Он отправился покорять столицу Туманного Альбиона - Лондон, и уже через несколько лет ему покорились лучшие театральные подмостки, а его неповторимые пьесы стали публиковать еще при жизни.

Раннее творчество писателя было посвящено созданию комедийного жанра и хронологии исторических событий. Уже вполне прославленный драматург вернулся в родной город в 1613 году и спустя всего три года скончался. Ему было чуть больше пятидесяти лет.

Двадцать лет творчества

Биография великого Уильяма Шекспира вот уже на протяжении многих веков является темой для многочисленных дискуссий, предположений, гипотез, домыслов среди ведущих историков и летописцев, так как полна белых пятен. И скорее всего, что споры по поводу личности популярнейшего драматурга будут прекращены не скоро, а возможно, этого никогда и не случится, но тем не менее все гениальные создания и творения Ренессанса по сей день вдохновляют издателей, режиссеров-постановщиков и артистов всей планеты. Первые произведения драматурга относятся к 90-м годам шестнадцатого века, а последняя пьеса была написана в начале второго десятилетия последующего столетия. Таким образом, созидательный путь к великому сожалению потомков, оказался длиной всего лишь в два десятка лет. Но даже за столь короткий период в его драматургии сумела отразиться эволюция всей идеологии ренессансной эпохи.

Памятные места на родине Шекспира

Город, где родился Шекспир, до сих пор живет и дышит легендарным величием знаменитого драматурга. В памятных местах организованы музеи и воссоздана атмосфера тех времен. Места, где родился Шекспир, улица Хинли-Стрит и небольшой елизаветинский домик, принадлежавший его отцу, знамениты на всю округу и являются точкой, где собираются тысячи поклонников творчества. В доме сохранены все комнаты и интерьер тех далеких лет: мастерская отца драматурга, а также родительская спальня с колыбелью будущего великого автора гениальных пьес.

Рядом с особняком, где родился Шекспир, находится Королевский театр, открытый в его честь в 1879 году. В древнем родовом особняке, принадлежавшем супруге драматурга Энн Хатауэй, также находится памятный музей.

После возвращения из Лондона, где Шекспир добился успеха и признания, он остался в Старфорд-апон-Эйвон и поселился в доме, известном как Нью-Плейс. Тепло в нем поддерживали десять каминов, а за его окнами было разбито два фруктовых сада.

Писатель прожил здесь до самой своей смерти, после чего дом унаследовала его старшая дочь Сюзанна. Позже потомки Сюзанны продали дом, а в 1759 году он был снесен. В конце девятнадцатого века общественный фонд «Дом Шекспира» выкупил этот участок. Теперь в городе, где родился Шекспир, страна Туманного Альбиона, да и весь мир могут посещать прекрасные сады и внутренний дворик, сохранившиеся до сих пор. Они доступны для посещения всем поклонникам творчества драматурга.

Фестивали пьес

Из года в год, вот уже на протяжении достаточно длительного периода времени в городе, где родился Уильям Шекспир, проходит литературный и театральный фестиваль пьес по великолепным произведениям драматурга. Проводится он ежегодно в один и тот же день - 23 апреля, в день ангела и кончины писателя. Город торжественно украшают, на улицах проводится театрализованное представление, в библиотеках и Шекспировском центре ведутся просветительские лекции.

Любопытно, что Стратфорд-апон-Эйвон, город, где родился Вильям Шекспир, является побратимом отечественного Пушкина - города, названного в честь другого величайшего русского поэта.

Жизнь Уильяма Шекспира (кратко)

Уильям Шекспир

В 1582 г. чрезвычайно поспешно состоялся брак между 18-летним Уильямом Шекспиром и небогатой девушкой Энн Хатауэй, бывшей на 8 лет старше его. Вероятно, это было следствие неосторожного увлечения со стороны пылкого юноши, в котором потом ему пришлось каяться всю жизнь. Где и чем жили первое время молодые, также неизвестно; но когда дела отца стали клониться почти к полному расстройству, молодой Шекспир около 1586 г., оставив семью в Стратфорде (у него было уже несколько детей), отправился в Лондон, где он встретил земляков, служивших в труппе лорда-камергера. При этой труппе и пристроился Шекспир сначала в качестве актера, а потом в качестве поставщика пьес. Вскоре он приобрел громкое имя в театральных кружках, нашел среди аристократического лондонского общества друзей и покровителей, занял в труппе лорда-камергера привилегированное положение, и когда дела труппы пошли блестяще, так увеличил свои средства, что в 1597 г. мог купить в Стратфорде дом с садом. В 1602 и 1605 гг. Шекспир купил на значительные суммы еще несколько участков земли в Стратфорде и, наконец (около 1608 г.), оставил Лондон, чтобы в привольной обстановке зажиточного сквайра отдохнуть от волнений столичной и театральной жизни. Однако, он не прервал окончательно связей с театром, ездил в Лондон по делам, принимал у себя друзей и товарищей по сцене и отсылал к ним в Лондон свои новые пьесы. Умер Уильям Шекспир на 52-м году жизни, 23 апреля 1616 г.

Первый период творчества Шекспира (кратко)

На основании изучения произведений Уильяма Шекспира, можно достоверно утверждать, что во время лондонской жизни он много потрудился над своим образованием. Он, несомненно, достиг основательного знания французского и итальянского языка и в переводах был хорошо знаком с лучшими произведениями классической и новоевропейской литературы, сильное влияние которых отразилось уже на юношеских произведениях Шекспира. Поэма «Венера и Адонис» (1593 г.), написанная на заимствованный у Овидия сюжет, и поэма «Лукреция», в которой обработан известный рассказ из первой книги Тита Ливия хотя и проявляют самостоятельность молодого поэта в отношении понимания и разработки психологических типов, однако по стилю, разукрашенному риторикой, всецело принадлежат к модной тогда итальянской школе. К ней же относятся и те «сладкие сонеты» – как называли их современники (изданы в первый раз в 1609 г.), которые так интересны и загадочны в автобиографическом отношении, и в которых Шекспир то превозносит какого-то друга, то изображает свои чувства к какой-то красавице-кокетке, то предается грустным размышлениям о бренности всего земного.

В драматических произведениях раннего периода развития его таланта (1587–1594 гг.) Шекспир также не вышел еще из современного ему литературного течения. Такие пьесы, как «Перикл», «Генрих VI» и особенно «Тит Андроник» (впрочем, принадлежность их Шекспиру оспаривается), при всех поразительных штрихах, дающих предчувствовать великого мастера, сильно грешат недостатками напыщенно-кровавых трагедий Кида и Марло. А юношеские комедии Уильяма Шекспира («Два веронца», «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой») могут, как и модные тогда на английской сцене плавтовские и итальянские комедии, заслужить упрек в запутанности интриги, внешности комизма, наивности действия, хотя здесь обильно разбросаны превосходные сцены, положения и ярко обрисованы характеры. В комедии «Бесплодные усилия любви», на которую можно смотреть, как на переходную к более зрелому периоду творчества, Шекспир уже осмеивает модный, цветистый стиль, которому раньше сам отдавал дань.

Второй период творчества Шекспира (кратко)

В следующий, сравнительно краткий период (1595–1601 гг.) гений Уильяма Шекспира развивается все шире и свободнее. В трагедии «Ромео и Джульетта» (см. полный текст и краткое содержание) он сочетал восторженный гимн любви с похоронною песнью молодого чувства изобразил любовь во всей её глубине и трагизме, как могучую и роковую силу, а в почти одновременно написанной комедии «Сон в летнюю ночь» эта самая любовь, вставленная в рамку душистой ночи, во мраке которой резвятся шаловливые эльфы и своевольно соединяют человеческие сердца, трактуется как лучезарное сновидение и облекается в грациозную дымку фантастических красок, В «Венецианском купце» Шекспир переходит уже к анализу трудных нравственных проблем и показывает себя глубоким знатоком человеческой души во всей сложности её перекрещивающихся побуждений, рисуя в Шейлоке и жестокого ростовщика, и нежно любящего сына, и неумолимого мстителя за униженный народ. В комедии «Двенадцатая ночь» он выступает против несимпатичной ему пуританской нетерпимости; в пьесе «Все хорошо, что хорошо кончается» наносит удар родословным предрассудкам, а вслед за этим разражается беззаботным смехом в комедии «Много шума из ничего».

Кадры из художественного фильма «Ромео и Джульетта» с бессмертной музыкой Нино Роты

Принадлежащие к этому переходному для Шекспира периоду исторические драмы или драматические хроники из английской истории («Король Иоанн», «Ричард II», «Ричард III», «Генрих IV» в 2 частях, «Генрих V») представляют важный шаг в развитии творчества Уильяма Шекспира. От фантастических сюжетов с общечеловеческими типами он обратился теперь и действительности, погрузился в историю с её упорной борьбой разнообразных интересов. Но как бы утомившись от продолжительного созерцания мрачных и нередко возмутительных картин английской истории, в которой он встретился с демоническим образом Ричарда III, этого олицетворенного зла, как бы желая развлечься и немного освежиться, Шекспир пишет милую, изящную пастораль «Как вам это понравится» и бытовую комедию «Виндзорские насмешницы» с сатирическими стрелами в отжившее и разлагающееся рыцарство.

Третий период творчества Шекспира (кратко)

В третий, самый зрелый период творчества, из-под пера Уильяма Шекспира вышли произведения столь же великие по широте замысла, ясности художеств, образов и психологической глубине, как и совершенные в отношении композиции, сжатости и силы языка, гибкости стиха. Сердце человека открыло уже Шекспиру все свои тайны, и с какой-то стихийной, никем не превзойденной, божественно вдохновенной мощью он создает одно бессмертное творение за другим и в грандиозных личностях своих героев воплощает все разнообразие людских характеров, всю полноту мировой жизни в её вековечных и незыблемых проявлениях. Восторг любви и муки ревности, честолюбие и неблагодарность, ненависть и коварство, гордость и презрение, терзания угнетенной совести, красота и нежность девичьей души, неугасимый пыл любовницы, сила материнского чувства, оскорбленная подозрением верность жены – все это проходит перед нами в длинной веренице шекспировских образов, всё это живет, волнуется, трепещет и страдает, все это раскрывается перед нами в поразительных картинах, то полных крови и ужаса, то проникнутых ароматом и негой любви, то запечатленных умилением и тихой скорбью.

Жизнь Шекспира мало известна, он разделяет судьбу подавляющего большинства других английских драматургов эпохи, личной жизнью которых современники мало интересовались. Существуют различные взгляды на личность и биографию Шекспира. Основным научным течением, поддерживаемым большинством исследователей, является сложившаяся на протяжении нескольких столетий биографическая традиция, согласно которой Уильям Шекспир родился в городе Страдфорде-на-Эйвоне в состоятельной, но не благородной семье и был членом актёрской труппы Ричарда Бёрбеджа . Данное направление изучения Шекспира называют «стратфордианством».

Существует также противоположная точка зрения, так называемое «антистратфордианство» или «нестратфордианство», сторонники которой отрицают авторство Шекспира (Шакспера) из Стратфорда и считают, что «Уильям Шекспир» - это псевдоним, под которым скрывалось иное лицо или группа лиц. Сомнения в верности традиционной точки зрения известны уже начиная с XVIII века . Вместе с тем, среди нестратфордианцев нет единства относительно того, кто именно был настоящим автором шекспировских произведений. Число вероятных кандидатур, предложенных различными исследователями, к настоящему времени насчитывает несколько десятков.

Традиционные взгляды («Стратфордианство»)

Уильям Шекспир родился в городке Стратфорд-на-Эйвоне (графство Уорикшир) в 1564 году , по преданию, 23 апреля . Его отец, Джон Шекспир, был состоятельным ремесленником (перчаточником) и ростовщиком, часто избирался на различные общественные должности, один раз был избран мэром города. Он не посещал церковные богослужения, за что платил большие денежные штрафы (возможно, что он был тайным католиком) . Его мать, урождённая Арден, принадлежала к одной из старейших английских фамилий. Считается, что Шекспир учился в стратфордской «грамматической школе» (англ . «grammar school»), где получил серьёзное образование: стратфордский учитель латинского языка и словесности писал стихи на латыни. Некоторые учёные утверждают, что Шекспир посещал школу короля Эдуарда VI в Стратфорде-на-Эйвоне, где изучал творчество таких поэтов, как Овидий и Плавт , однако школьные журналы не сохранились , и теперь ничего нельзя сказать наверняка.

Воссозданный театр «Глобус», в котором работала труппа Шекспира

Критика традиционных взглядов («Нестратфордианство»)

Известные сейчас автографы Шекспира из Стратфорда

«Нестратфордианская» линия исследований подвергает сомнению возможность написания Шекспиром из Стратфорда «шекспировского канона» произведений.

Для чёткости терминологии нестратфордианцы строго различают «Шекспира», автора шекспировских произведений, и «Шакспера», жителя Стратфорда, стремясь доказать, в противовес стратфордианцам, что эти личности не тождественны .

Сторонники этой теории полагают, что известные о Шакспере факты входят в противоречие с содержанием и стилем шекспировских пьес и стихотворений. Нестратфордианцами выдвинуты многочисленные теории относительно их настоящего авторства. В частности, в качестве кандидатов на авторство пьес Шекспира нестратфордианцы называют Фрэнсиса Бэкона , Кристофера Марло , Роджера Меннерса (графа Рэтленда), королеву Елизавету и других (соответственно «бэконианская» , «рэтлендианская» и т. п. гипотезы).

Аргументы нестратфордианцев

Нестратфордианцы основываются, в том числе, на следующих обстоятельствах:

Представители нестратфордианства

В 2003 году вышла книга «Шекспир. Тайная история» авторов, выступивших под псевдонимом «О. Козминиус» и «О. Мелехций». Авторы проводят детализированное расследование, говоря о Великой Мистификации, результатом которой (якобы) явилась не только личность Шекспира, но и многие иные известные деятели эпохи.

В книге Игоря Фролова «Уравнение Шекспира, или „Гамлет“, которого мы не читали» , основанной на тексте первых изданий «Гамлета» ( , , гг.), выдвинута гипотеза о том, какие исторические лица скрываются за масками шекспировских героев.

Драматургия

Английская драма и театр времён Уильяма Шекспира

Английские драматурги-предшественники и современники Уильяма Шекспира

Основная статья : Театральная техника в эпоху Уильяма Шекспира

Вопрос периодизации

Исследователи творчества Шекспира (датский литературовед Г. Брандес , издатель русского полного собрания сочинений Шекспира С. А. Венгеров) в конце XIX - начале XX в.в., опираясь на хронологию произведений, представили его духовную эволюцию от «бодрого настроения», веры в торжество справедливости, гуманистические идеалы в начале пути до разочарования и уничтожения всяких иллюзий в конце. Однако в последние годы появилось мнение, что заключение о личности автора по его произведениям есть ошибка .

В 1930 году шекспировед Э. К. Чемберс предложил хронологию творчества Шекспира по жанровым признакам, позднее она была скорректирована Дж. Макмануэем. Выделялись четыре периода: первый (1590-1594 г.г.) - ранние: хроники, ренессансные комедии, «трагедия ужаса» («Тит Андроник»), две поэмы; второй (1594-1600 г.г.) - ренессансные комедии, первая зрелая трагедия («Ромео и Джульетта»), хроники с элементами трагедии, хроники с элементами комедии, античная трагедия («Юлий Цезарь»), сонеты; третий (1601-1608 г.г.) - великие трагедии, античные трагедии, «мрачные комедии»; четвёртый (1609-1613 г.г.) - драмы-сказки с трагическим зачином и счастливым финалом. Некоторые из шекспироведов, в том числе и А. А. Смирнов объединяли первый и второй периоды в один ранний .

Первый период (1590-1594)

Первый период приблизительно приходится на 1590-1594 годы.

По литературным приёмам его можно назвать периодом подражательности: Шекспир ещё весь во власти своих предшественников. По настроению этот период сторонники биографического подхода к исследованию творчества Шекспира определяли как период идеалистической веры в лучшие стороны жизни: «С увлечением наказывает молодой Шекспир порок в своих исторических трагедиях и с восторгом воспевает высокие и поэтические чувства - дружбу, самопожертвование и в особенности любовь» (Венгеров).

Вероятно, первыми пьесами Шекспира были три части «Генриха VI». Источником для этой и последующих исторических хроник служили «Хроники» Холиншеда . Тема, объединяющая все шекспировские хроники, - смена череды слабых и неспособных правителей, приведших страну к междоусобицам и гражданской войне и восстановление порядка с воцарением династии Тюдоров . Подобно Марло в «Эдуарде II» Шекспир не просто описывает исторические события, а исследует мотивы, скрывающиеся за поступками героев.

С. А. Венгеров видел переход ко второму периоду «в отсутствии той поэзии молодости , которая так характерна для первого периода. Герои ещё молоды, но уже порядочно пожили и главное для них в жизни - наслаждение . Порция пикантна, бойка, но уже нежной прелести девушек „Двух веронцев“, а тем более Джульетты в ней совсем нет».

В это же время Шекспир создаёт бессмертный и интереснейший тип, которому до сих пор не было аналогов в мировой литературе - сэра Джона Фальстафа . Успех обеих частей «Генриха IV » не в последнюю очередь и заслуга этого самого яркого действующего лица хроники, сразу ставшего популярным. Персонаж несомненно отрицательный, но со сложным характером. Материалист, эгоист, человек без идеалов: честь для него ничто, наблюдательный и проницательный скептик. Он отрицает почести, власть и богатство: деньги нужны ему лишь как средство получить еду, вино и женщин. Но сущность комизма, зерно образа Фальстафа не только его остроумие, но и весёлый смех над самим собой и окружающим миром. Его сила в знании человеческой природы, ему противно всё, что связывает человека, он - олицетворение свободы духа и беспринципности. Человек уходящей эпохи, он не нужен там, где государство могущественно. Понимая, что такой персонаж неуместен в драме об идеальном правителе, в «Генрихе V » Шекспир убирает его: зрителям просто сообщают о смерти Фальстафа. По традиции принято считать, что по просьбе королевы Елизаветы, желавшей увидеть Фальстафа на сцене ещё раз, Шекспир воскресил его в «Виндзорских насмешницах » . Но это лишь бледная копия прежнего Фальстафа. Он растерял своё знание окружающего мира, нет более здоровой иронии, смеха над самим собой. Остался лишь самодовольный пройдоха .

Гораздо удачнее попытка снова вернуться к фальстафовскому типу в заключительной пьесе второго периода - «Двенадцатой ночи » . Здесь мы в лице сэра Тоби и его антуража имеем как бы второе издание сэра Джона, правда, без его искрящегося остроумия, но с тем же заражающим добродушным жуирством. Отлично также вкладывается в рамки «фальстафовского» по преимуществу периода грубоватая насмешка над женщинами в «Укрощении строптивой » .

Третий период (1600-1609)

Третий период его художественной деятельности, приблизительно охватывающий 1600-1609 годы, сторонники субъективистского биографического подхода к творчеству Шекспира называют периодом «глубокого душевного мрака», считая признаком изменившегося мироощущения появление персонажа-меланхолика Жака в комедии «Как вам это понравится» и называя его чуть ли не предшественником Гамлета . Однако некоторые исследователи считают, что Шекспир в образе Жака всего лишь осмеивал меланхолию , а период якобы жизненных разочарований (по версии сторонников биографического метода) на самом деле не подтверждается фактами биографии Шекспира. Время создания драматургом величайших трагедий совпадает с расцветом его творческих сил, решением материальных затруднений и достижением высокого положения в обществе.

Около 1600 года Шекспир создаёт «Гамлета » , по мнению многих критиков, - самое глубокое своё произведение. Шекспир сохранил сюжет известной трагедии мести, но всё внимание перенёс на духовный разлад, внутреннюю драму главного героя. В традиционную драму мести был введён герой нового типа. Шекспир опередил своё время - Гамлет не привычный трагический герой, осуществляющий мщение ради Божественной справедливости. Приходя к выводу, что одним ударом невозможно восстановить гармонию, он переживает трагедию отчуждения от мира и обрекает себя на одиночество. По определению Л. Е. Пинского , Гамлет - первый «рефлектирующий » герой мировой литературы.

Корделия. Картина Вильяма Ф. Йеменса (1888)

Герои «великих трагедий» Шекспира - люди выдающиеся, в которых перемешано добро и зло. Сталкиваясь с дисгармонией окружающего мира, они совершают нелёгкий выбор - как существовать в нём, они сами творят свою судьбу и несут всю полноту ответственности за это.

В это же время Шекспир создаёт драму ». Несмотря на то, что в Первом фолио 1623 года она отнесена к комедиям, комического в этом серьёзном произведении о неправедном судье почти нет. Её название отсылает к поучению Христа о милосердии , по ходу действия одному из героев угрожает смертельная опасность, а финал можно считать условно счастливым. Это проблемное произведение не укладывается в определённый жанр, а существует на грани жанров: восходя к моралите оно устремлено к трагикомедии .

  • Сонеты, посвящённые другу: 1 -126
    • Воспевание друга: 1 -26
    • Испытания дружбы: 27 -99
      • Горечь разлуки: 27 -32
      • Первое разочарование в друге: 33 -42
      • Тоска и опасения: 43 -55
      • Растущее отчуждение и меланхолия: 56 -75
      • Соперничество и ревность к другим поэтам: 76 -96
      • «Зима» разлуки: 97 -99
    • Торжество возобновлённой дружбы: 100 -126
  • Сонеты, посвящённые смуглой возлюбленной: 127 -152
  • Заключение - радость и красота любви: 153 -154

Проблемы датировок

Первые публикации

Как считается, половина (18) пьес Шекспира была опубликована тем или иным образом при жизни драматурга. Главнейшей публикацией шекспировского наследия по праву считается фолио 1623 года (так называемое «Первое фолио») , изданное актёрами труппы Шекспира Джоном Хемингом и Генри Конделом. В это издание вошли 36 пьес Шекспира - все, кроме «Перикла» и «Двух знатных родичей». Именно это издание лежит в основе всех исследований в области шекспироведения.

Вопросы авторства

Пьесы, обычно считающиеся шекспировскими

  • Комедия ошибок ( г. - первое издание, - вероятный год первой постановки)
  • Тит Андроник ( г. - первое издание, авторство спорно)
  • Ромео и Джульетта
  • Сон в летнюю ночь ( г. - первое издание, - гг. - период написания)
  • Венецианский купец ( г. - первое издание, - вероятный год написания)
  • Король Ричард III ( г. - первое издание)
  • Мера за меру ( г. - первое издание, 26 декабря г. - первая постановка)
  • Король Иоанн ( г. - первое издание подлинного текста)
  • Генрих VI ( г. - первое издание)
  • Генрих IV ( г. - первое издание)
  • Бесплодные усилия любви ( г. - первое издание)
  • Как вам это понравится (написание - - гг., г. - первое издание)
  • Двенадцатая ночь (написание - не позже , г. - первое издание)
  • Юлий Цезарь (написание - , г. - первое издание)
  • Генрих V ( г. - первое издание)
  • Много шума из ничего ( г. - первое издание)
  • Виндзорские проказницы ( г. - первое издание)
  • Гамлет, принц датский ( г. - первое издание, г. - второе издание)
  • Всё хорошо, что хорошо кончается (написание - - гг., г. - первое издание)
  • Отелло (создание - не позже г., первое издание - г.)
  • Король Лир (26 декабря
  • Макбет (создание - около г., первое издание - г.)
  • Антоний и Клеопатра (создание - г., первое издание - г.)
  • Кориолан ( г. - год написания)
  • Перикл ( г. - первое издание)
  • Троил и Крессида ( г. - первая публикация)
  • Буря (1 ноября г. - первая постановка, г. - первое издание)
  • Цимбелин (написание - г., г. - первое издание)
  • Зимняя сказка ( г. - единственное сохранившееся издание)
  • Укрощение строптивой ( г. - первая публикация)
  • Два веронца ( г. - первая публикация)
  • Генрих VIII ( г. - первая публикация)
  • Тимон Афинский ( г. - первая публикация)

Апокрифы и утерянные работы

Основная статья : Апокрифы и утерянные работы Уильяма Шекспира

Вознаграждённые усилия любви (1598)

Литературная критика произведений Шекспировского корпуса

Русский писатель Лев Николаевич Толстой в своём критическом очерке «О Шекспире и о драме» на основании детального разбора некоторых наиболее популярных произведений Шекспира, в частности: «Король Лир», «Отелло», «Фальстаф», «Гамлет» и др. - подверг резкой критике способности Шекспира как драматурга.

Музыкальный театр

  • - «Отелло» (опера), композитор Дж. Россини
  • - «Капулетти и Монтекки » (опера), композитор В. Беллини
  • - «Запрет любви, или Послушница из Палермо» (опера), композитор Р. Вагнер
  • - «Виндзорские проказницы» (опера), композитор О.Николаи
  • - «Сон в летнюю ночь» (опера), композитор А. Тома
  • - «Беатриче и Бенедикт» (опера), композитор Г.Берлиоз
  • - «Ромео и Джульетта» (опера), композитор Ш. Гуно
  • А. Тома
  • - «Отелло» (опера), композитор Дж. Верди
  • - «Буря» (балет), композитор А. Тома
  • - «Фальстаф» (опера), композитор Дж. Верди
  • - «Влюблённый сэр Джон» (опера), композитор Р.Воан-Уильямс
  • - «Ромео и Джульетта» (балет), композитор С.Прокофьев
  • - «Укрощение строптивой» (опера), композитор В. Шебалин
  • - «Сон в летнюю ночь» (опера), композитор Б.Бриттен
  • - «Гамлет» (опера), композитор А. Д. Мачавариани
  • - «Гамлет» (опера), композитор С.Слонимский
  • - «Король Лир» (опера), композитор С.Слонимский
  • В честь Шекспира назван кратер на Меркурии .
  • Шекспир (в соответствии со стратфордианской позицией) и Сервантес оба умерли в 1616 году
  • Последним прямым потомком Шекспира из Стратфорда была его внучка Элизабет (род. в 1608), дочь Сьюзен Шекспир и доктора Джона Холла. Три сына Джудит Шекспир (в замужестве Куини) умерли молодыми, не оставив потомства.

Примечания

Библиография

  • Аникст А. А. . Театр эпохи Шекспира. М.: Искусство, . - 328 °C. 2-е изд.: М., Издательство Дрофа, . - 287 с. - ISBN 5-358-01292-3
  • Аникст А . Шекспир: Ремесло драматурга. М.: Сов.писатель , . - 607 с.
  • Аникст А . Шекспир. М.: Мол. гвардия , . - 367 с. («Жизнь замечательных людей »)
  • Аникст А . Творчество Шекспира.- М.: Гослитиздат, . - 615 с.