Святитель николай храм христа спасителя. Храм христа спасителя принял реликвию из итальянского бари

В преддверии праздника Рождества Христова ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев рассказывает о святынях кафедрального собора, иконах с интересной историей, старинном Евангелии, которое выносят только 2 раза в год, а также отвечает на вопрос о елках и корпоративных праздниках, которые якобы проходят в Храме.

Отец Михаил, какую святыню Храма Христа Спасителя Вы бы назвали главной?

Думаю, что главной святыней является частица Ризы Господней. Не так давно мы сделали для нее особый аналой, и теперь она помещается у правого клироса отдельно от других святынь

Это делается для того, чтобы все, кто приходит в наш храм, могли по отдельности приложиться именно к этим великим святыням. Кроме этого, у нас есть гвоздь Креста Господня и прочие святыни .


- Думаю, если задать вопрос о главной святыне Храма Христа Спасителя москвичам, большинство назовут мощи святителя Филарета, а о частицах Риз и не вспомнят. Как Вы считаете, почему?

Боюсь, что, к сожалению, многие москвичи не назовут и мощи святителя Филарета. Часто бывает, что люди приходят в наш храм, видят раку с мощами святителя и спрашивают: «А кто это?». И приходится им рассказывать, кем был святитель Филарет, какое духовное влияние он оказал на историю нашей Церкви и какой интеллектуальный вклад внес в проектирование и создание Храма Христа Спасителя.

Наверное, о том, что у нас находятся частицы Риз, мало кто знает, потому что об этом нигде не было сказано публично. И потом, они ведь были переданы в наш храм не так давно, а раньше находились в Музеях Московского Кремля и поэтому не были широко доступны для поклонения. До революции, например, частицу Ризы Господней выносили для поклонения верующим один раз в год - в день ее положения в Москве. Это был большой московский праздник, и множество народа стекалось, чтобы помолиться перед этой великой святыней и приложиться к ней.

Потом Риза хранилась в запасниках Музеев Московского Кремля.

19 августа 2000 года, в день великого освящения Храма Христа Спасителя, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и с разрешение дирекции Музеев Кремля мы с крестным ходом обнесли частицу Ризы Господней вокруг храма, и весь этот день она пребывала в Храме Христа Спасителя. Конечно, потом мы вынуждены были отдать ее обратно в музей, и только в 2007 году по просьбе покойного Патриарха Алексия II было принято решение передать ее и некоторые другие святыни, которые также хранились в кремлевских музеях, Русской Православной Церкви.

Нам передали и Ризу Господню, и Ризу Пресвятой Богородицы, а кроме того - гвоздь Креста Господня, мощи святого равноапостольного великого князя Владимира, святого великомученика Феодора Стратилата, великомученицы Евфимии Всехвальной, преподобного Михаила Малеина, Иоанна Крестителя, Василия Великого и главу святителя Григория Богослова.

Святыни были переданы в исторических ковчегах, что, конечно, было некоторым спорным моментом, потому что для музеев эти ковчеги представляли ценность. Но нашлись люди, которые оплатили изготовление копий этих ковчегов, в которые мы и переложили частицы мощей. Таким образом, ковчеги были возвращены в музеи, а святыни, которые не представляли ценности для светской истории, остались в Церкви.

В первое время мы выносили частицу Ризы Господней только на субботу-воскресенье. Но в наш храм приезжает множество паломников из разных городов и стран, не все имеют возможность прийти именно в выходные дни, поэтому мы сочли возможным и необходимым, чтобы она пребывала в храме и была доступна верующим в любой день.

Какова история частиц Ризы Господней и Ризы Божией Матери, как они попали в Москву?

Что касается частицы Ризы Господней, не совсем понятно, что это за Риза. Один из вариантов предания гласит, что это хитон Спасителя, полученный по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии. Согласно другой версии, Риза Спасителя — это не хитон, а другая верхняя одежда — плащ (гимантий), потому что хитон просто нельзя было бы позже разделить на части: он бы распустился, так как был вязаным. Так или иначе, Риза Господня была перенесена в Иверию (Грузию), где хранилась в древней столице — Мцхете, в Патриаршем соборе Светицховели.

В 1617 году Грузию захватил персидский шах Аббас II. Его солдаты разорили храм и передали Ризу шаху. В 1625 году шах, по настоянию русского посла, прислал Ризу в дар царю Михаилу Федоровичу. Патриарх Московский Филарет (Романов) собрал достоверные сведения о Ризе Господней, и только после этого она была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. В честь этого события был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней в Москве, 10 июля по старому стилю (23 июля - по новому). Впоследствии фрагмент Ризы Господней был разделен для того, чтобы отправить частицы святыни в крупные города империи. В 1918 году частица ризы Господней, которая хранилась в алтаре Успенского собора Московского Кремля, была перенесена в Крестовоздвиженский монастырь, а после его закрытия конфискована и помещена в фонды Музеев Московского Кремля.

В XIV веке Дионисий Суздальский привез на Русь из Константинополя. В числе прочих святынь она находилась в так называемом «ковчеге Дионисия», который был значимой реликвией московских великих князей. После октябрьского переворота 1917 года частица Ризы Богородицы попала в Музеи Московского Кремля. В наш храм ее передали в 2008 году.

Более точных сведений об истории этих реликвий у нас нет.

В Храме Христа Спасителя находится икона Божией Матери «Смоленская» с очень необычной историей

У нас в храме есть две Смоленских иконы.

Одна, XVI века, пребывает в нижнем храме.

Этот образ имеет трагическую судьбу: его распилили на 4 части и готовились переправить за границу, но что-то не сложилось, и каким-то образом он попал к моему знакомому художнику - реставратору. Он отреставрировал эту икону, соединил четыре части так, что следов распила практически незаметно, и решил, что Храм Христа Спасителя - достойное место для размещения этого большого старинного образа. Сейчас он находится слева от иконостаса, возле Тихвинского придела.

Вторая икона находится в верхнем храме у мощей святителя Филарета. Это знаменитая чудотворная икона Божией Матери «Смоленская - Устюженская» из города Устюжна Вологодской губернии.

Изначально икона пребывала в местном соборе, после революции в храме сделали музей, и икона стала музейным экспонатом. Потом она куда-то пропала, может быть, ее тайно вывезли или выкрали, и в какой-то момент появилась на одном из заграничных аукционов. Некий благотворитель выкупил эту древнюю икону, и в период своего первого президентства Владимир Владимирович Путин преподнес ее в дар Святейшему Патриарху Алексию II. По благословению Святейшего икона была передана в Храм Христа Спасителя в особом киоте, и было решено, что она будет пребывать здесь до тех пор, пока Устюженский собор не будет передан Церкви.

Надо сказать, к нам в храм приезжали люди из города Устюжна и просили, чтобы икона пока осталась в нашем храме, потому что боятся, что она снова может пропасть и уже вряд ли будет возможно снова ее найти.

Какие еще иконы с необычной историей есть в кафедральном соборе?

Икона святителя Николая из города Бари, которая находится в нижнем, Преображенском храме с правой стороны, у придела Алексия человека Божия. Этот образ сделан итальянским художником в 1994 году. Я не случайно употребляю именно это слово - «сделан» - потому что икона выполнена в достаточно редкой технике и не просто написана красками, но и содержит в себе аппликации из полудрагоценных камней.

Изначально икона была помещена в городе Бари в базилике, в которой пребывают мощи святителя Николая. Видя, с какой любовью русские паломники приезжают поклониться святителю, создавший ее художник принял решение передать образ в дар Русской Православной Церкви, и по благословению Патриарха Алексия II он был принесен в Храм Христа Спасителя, один из приделов которого посвящен святителю Николаю.

Интересен путь, который икона проделала из Бари до Москвы. По морю она была привезена в Одессу, из Одессы по суше ее пронесли и провезли до Москвы через несколько епархий Русской Православной Церкви, причем на протяжении всего пути перед ней совершали молебны, пели акафисты. Многие, зная об этом, приходят к нам в храм, преклоняют колена перед этим образом и, как рассказывают, через это изображение святитель Николай подает людям свою помощь.

В декабре 2012 года в наш храм была передана еще одна икона святителя Николая, которая связана с именем великой певицы Галины Павловны Вишневской, которую мы отпевали совсем недавно - 14 декабря.

В 1979 году муж Галины Павловны, Мстислав Леопольдович Ростропович, купил икону в одном из лондонских антикварных магазинов. Образ святителя Николая долгое время хранился в их семье и был очень почитаем. В последние годы жизни Галина Павловна приняла решение передать икону в Храм Христа Спасителя, зная, что один из его приделов посвящен святителю Николаю, и намеревалась осуществить это 19 декабря этого года. Для певицы 19 декабря было значимо не только как общецерковный праздник святителя Николая, но и как очень памятная личная дата: 19 декабря 1961 года Анна Андреевна Ахматова, услышав по радио, как Вишневская поет «Бразильскую бахиану №5» Эйтора Вилла-Лобоса, написала посвященное ей стихотворение:

Женский голос как ветер несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется -
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственный лестницы взлет.

Но Господь распорядился иначе: 11 декабря Галина Павловна скончалась. На 9-й день, который приходился как раз на 19 декабря, ее дочери Елена и Ольга, исполняя волю почившей матери, принесли икону в наш храм.

Образу святителя Николая необходима определенная реставрация. После того, как она будет сделана, мы найдем для иконы подобающее место, на котором она будет находиться постоянно.

Есть в нашем храме еще одна интересная икона - образ Спасителя из южного придела верхнего храма, изготовленный одним из православных людей Грузии. Образ этот не привлекает к себе внимания какими-то красками или художественными особенностями, но с ним связана особенная история. Человек, который изготовил его, вместе с супругой пешком пронес его из города Кутаиси в Москву в Храм Христа Спасителя. Единственное место, где супруги проехали на машине - Карачаево - Черкесия, потому что им запретили нести образ Христа по территории этой мусульманской республики.

Наверное, нельзя не упомянуть и знаменитый образ священномученика Александра Хотовицкого?

Да, такую икону больше нигде не найдешь. Протопресвитер Александр был последним ключарем первого Храма Христа Спасителя, и было желание каким-то образом запечатлеть память о нем в нашем храме.

Первоначально священномученик Александр был канонизирован в Американской Православной Церкви. Естественно, там был написан его образ, и я попросил сделать с этой иконы список, но только приблизить его к нашей традиции. Так в нашем храме появилась первая небольшая икона священномученика Александра, которая сейчас расположена в нижнем храме. Но хотелось, чтобы образ отца Александра присутствовал в самом Храме Христа Спасителя, и по моей просьбе художник Никита Нужный, который принимал участие в росписи нашего храма, написал икону священномученика Александра в полный рост, стоящего как бы у стены внутри Храма Христа Спасителя. На мой взгляд, получилось очень удачно.

Симметрично этой иконе в правой части храма располагается образ святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, созданный тем же художником. Как известно, после долгих десятилетий Синодального периода именно в нашем храме схиархимандрит Алексий вытянул жребий и произнес имя будущего Патриарха: «Тихон». И хотелось, чтобы память об этом моменте в нашем храме тоже была как-то запечатлена.

Одно из сокровищ храма - старинное Евангелие. Что это за книга и как она попала в храм?

Это напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны.

В наш храм оно было передано по завещанию покойного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима для особо торжественных праздничных богослужений. Когда я был иподиаконом у патриарха Пимена, в храме святителя Николая в Хамовниках было большое старинное Евангелие, которое выносили в престольный праздник, когда служил Патриарх. Вспомнив об этом, решили такую традицию поддержать и установить в Храме Христа Спасителя. По благословению приснопамятного Патриарха Алексия II наше старинное Евангелие выносится только дважды в год: на великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на Пасхальную великую вечерню. Обычно его выносят два протодиакона, потому что одному человеку поднять 30-килограммовую книгу не под силу.

Святейший Патриарх читает Евангелие, стоя в Царских вратах, и это придает богослужению особенную торжественность. В остальные дни Евангелие хранится у нас в ризнице.

В алтаре храма находятся шесть подлинных отреставрированных полотен художника В.П. Верещагина. Есть ли возможность хотя бы иногда выносить их, чтобы можно было посмотреть?

Вынести их из алтаря невозможно, потому что это громадные полотна 6 на 3 метров.

А почему было решено оставить эти шедевры в алтаре, где их не видит никто, кроме священнослужителей? Ведь, к примеру, фрагменты «Тайной вечери» из разрушенного храма выставлены в Музее Храма Христа Спасителя.

От «Тайной вечери» ничего не осталось, кроме этих фрагментов, а полотна Верещагина сохранились полностью, и после реставрации их решили поместить на прежнее места. Некоторое время назад один художник делал с них репродукции, которые можно было приобрести у нас в лавке с иконами. Сейчас мы с ним не сотрудничаем, но эти полотна можно найти в альбомах, посвященных Храму Христа Спасителя.

Порой у нас бывают крайности: мощи воспринимаются или как магический предмет, благодаря которому совершаются чудеса, или же, напротив, видятся как нечто ничего не значащее, к чему относятся с равнодушием и невниманием. Как правильно относиться к мощам?

Сейчас практически в каждом храме Русской Православной Церкви есть частицы мощей тех или иных святых, появилась возможность привозить мощи или частицы мощей из одних городов и стран в другие. Порой это происходит несколько бесконтрольно, поэтому Святейший Патриарх создал специальную комиссию по перевозу мощей, так что сейчас перемещение святынь регулируется священноначалием и приводится в должный порядок.

К сожалению, приходится наблюдать, что у некоторых из наших верующих людей вошло в привычку приходить в храм, искать реликвии и стремиться приложиться к как можно большему их количеству: считается, что чем больше святынь поцелуешь, тем больше благодати получишь. В этом есть опасность, потому что в этой погоне за количеством человек может попросту потерять духовное настроение, расположение и благоговение, которое должно быть при виде святыни. Помню, с каким благоговением мы приезжали в Троице-Сергиеву лавру, чтобы приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского. Это было целое событие! И все внимание было сконцентрировано на этой встрече с преподобным и молитву у раки с его мощами и ни на что более не рассеивалось.

К святыне нужно подходить, не думая, что, если мы приложимся к ней, она непременно произведет на нас какое-то магическое воздействие и мы станем лучше, чище, здоровее, богаче. Чтобы стать чище и лучше, нужно произвести определенную работу внутри себя и прикосновение к святыне может только помочь нам в этом духовном делании и совершенствовании, вдохновить, придать сил и радости. Разумеется, у мощей происходят чудесные явления и исцеления, но это зависит от веры и состояния человека и от того, что желает для нас Господь. Надо помнить, что, надеясь получить помощь, мы обращаемся ни в коем случае не к частице мощей, а к святому, который незримо присутствует рядом с ними и через святыню может подать нам помощь, если на то будет воля Господа.

Отец Михаил, сейчас, в дни новогодних каникул, многие возмущены тем, что в Храме Христа Спасителя проводятся елки, корпоративы и концерты. Насчет корпоративных праздников возникают вопросы на протяжении всего года. Как возможно, чтобы такие вещи проводились в помещении храма?

Спасибо за этот вопрос, потому что он постоянно возникает. Как бы мы ни объясняли, что бы ни говорили, почему-то сознание людей не воспринимает наши слова. Журналисты - я не знаю, почему, то ли специально, то ли по незнанию, то ли потому что им все равно, что говорить публике, - постоянно говорят о том, что в храме проводятся эти мероприятия. Один из последних примеров - прошедшая по телевидению новостная передача про благотворительный концерт Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, который проходил в Зале Церковных соборов. Я сам видел, как корреспондент, стоя напротив Храма Христа Спасителя и показывая на него, говорил, что вот, сегодня вечером в главном кафедральном соборе страны поют мировые знаменитости. Это была ложь, потому что Каррерас и Доминго давали концерт исключительно в Зале Церковных соборов, ни о каком выступлении в храме речи не было и быть не могло.

Еще раз хочу сказать, что в самом храме, там, где совершается богослужение, никаких елок, концертов, корпоративов, автомобильных стоянок и автомобильных моек нет. В Храме Христа Спасителя совершается только богослужение. Мероприятия проводятся в Зале Церковных соборов и трапезных палатах.

А разве эти помещения не относятся к храму?

Зал Церковных соборов с храмом никак не соединен и не имеет к нему никакого отношения. Он был построен не на церковные, а на бюджетные деньги правительства Москвы. Им, равно как и трапезными палатами и вообще всем комплексом, распоряжается не Церковь, не те, кто служит в Храме Христа Спасителя, а Фонд Храма Христа Спасителя - организация, которая никаким образом не связана с Московской Патриархией. Наряду со множеством светских там проходят и церковные мероприятия, например, Архиерейские и Поместные соборы, Епархиальные собрания московского духовенства.

То есть с просьбой об аренде Зала Церковных соборов и трапезных палат обращаются не к Церкви, не к Патриарху и не к Вам?

Нет. Это все - к Фонду. И поскольку Фонд управляет этими помещениями, мы никак не можем влиять на мероприятия, которых проходят в этих залах, будь то концерт или корпоратив. С нами их никак не согласовывают.

Если Церковь не владеет этими помещениями и, условно говоря, приходит туда, условно говоря, «в гости», значит ли это, что для церковных мероприятий - например, патриарших трапез, Архиерейского собора и так далее - эти залы также приходится арендовать?

Если трапезы или мероприятия (например, Архиерейский собор или Епархиальное собрание) проходят в присутствии Святейшего Патриарха, Фонд не берет арендную плату. Но если мы хотим, скажем, провести детскую елку или молодежный вечер в трапезной палате или в Зале Церковных соборов, то должны заплатить за аренду.

А почему в этом году Епархиальное собрание московского духовенства проходило не в Зале Церковных соборов, как в прежние годы, а в самом Храме Христа Спасителя?

Обычно Епархиальное собрание проходило раньше, чем начинались елки, и Зал Церковных соборов был свободен, в нем не были установлены декорации, которые сложно поставить и демонтировать. В этом году собрание состоялось почти перед самым Новым годом, когда все елки были уже распланированы и декорации смонтированы, поэтому было решено собраться в самом храме. Многим это понравилось, потому что была более церковная обстановка. И Святейший Патриарх сказал, что в будущем году Епархиальное собрание также будет проходить в самом Храме Христа Спасителя.

Николай Чудотворец - самый почитаемый святой в России. Итальянский город Бари, где они хранятся около тысячи лет, мощи покинули впервые за все это время. Исключение было сделано только для нашей страны. Двери главного храма страны распахнутся для поклонения святыне в два часа дня, но люди стали занимать очередь еще рано утром. Уже сейчас она растянулась почти на полтора километра - от Крымского моста до Соймоновского проезда.

С сегодняшнего дня любой желающий может поклониться мощам святителя Николая, которые накануне были доставлены в храм Христа спасителя. Через полчаса начнется праздничное богослужение, которое возглавит патриарх Кирилл. И хотя до того момента, как будет открыт доступ к святыне, еще почти пять часов, уже сейчас на Пречистенской набережной начали собираться верующие. Кто-то шепчет молитвы, другие люди поют псалмы, многие пришли с иконами Николая Чудотворца. Атмосфера пропитана ожиданием великого праздника.

Событие действительно уникальное, мощи святого не покидали итальянский Бари на протяжении более чем 900 лет, и принесение мощей в Россию стало возможным благодаря договоренностям патриарха Московского и всея Руси Кирилла с папой Римским Франциском в феврале 2016 года на Кубе. Николая Чудотворца чтут как православные, так и католики. Но в России отношение к этому святому особое - в каждом храме есть икона святого угодника, к нему обращаются и в горе и в радости, просят о помощи и покровительстве. Организаторы рассчитывают на большое количество людей. Очередь будет начинаться у Крымского моста, это станция метро «Парк культуры», это в двух километрах от храма. Если людей будет очень много, то очередь будет продолжаться в сторону Лужников. Паломникам будут помогать 10 тысяч волонтеров. Будут организованы пункты питания, обещают, что все будет по доступным ценам. Никто не мешает взять с собой воду и небольшой запас продуктов. Никаких спецпропусков и вип-очередей, отдельная очередь будет для инвалидов-колясочников и тех, которые передвигаются на костылях.

С завтрашнего дня доступ к святыне будет открыт с 8 утра до 9 вечера. В Москве мощи будут находиться до 12 июля, затем на две недели будут перенесены в Санкт-Петербург. Можно вспомнить события шестилетней давности, когда в Москве поклонялись поясу пресвятой Богородицы, привезенному из Афона. Тогда к святыне приложились около трех миллионов человек. Вряд ли на этот раз число паломников будет меньше.

В связи с прибыием мощей Святого Николая Чудотворца в Москве будет ограничено движение. С сегодняшнего дня и по 13 июля перекроют Соймоновский проезд, а также одну полосу Пречистенской набережной со стороны храма Христа Спасителя от Крымского моста до улицы Ленивка.

Менее двух часов остается до того, как в храме Христа Спасителя будет открыт доступ к мощам Николая Чудотворца, которые накануне доставили из итальянского города Бари. Его святыня покинула впервые почти за тысячу лет. Событие поистине историческое. Для того чтобы поклониться мощам, люди едут со всей России. Николай Чудотворец - самый почитаемый и любимый в нашей стране святой.

Верующие стали занимать очередь на Пречистенской набережной сегодня с шести утра - за восемь часов до того момента, когда доступ к мощам святителя будет открыт для всех желающих. Людей очень много, паломников, чтобы избежать толкучки, пускают через рамки металлоискателей группами по 100-150 человек. Так, чтобы поклониться мощам, как говорят верующие, придется потрудиться - подождать несколько часов. Впрочем, как говорят люди, такое ожидание не в тягость. Многие молятся, поют псалмы, у людей в руках иконы Николая Угодника. Многие пришли с детьми. Люди приехали из разных регионов России, даже из других государств.

Час назад в храме Христа Спасителя завершилось торжественная литургия, ее возглавил Патриарх Кирилл. Через полчаса в храме снова начнется богослужение, и молитва не будет смолкать практически все время, пока люди будут прикладываться к мощам. Организаторы рассчитывают на большое количество людей. Очередь будет начинаться у Крымского моста - это станция метро «Парк культуры», в двух километрах от храма. Если людей будет очень много, то очередь будет продолжаться в сторону Лужников. Так что тогда придется выходить уже либо на станции «Фрунзенская» или «Воробьевы горы».

О длине очереди можно будет узнать в Интернете - все поисковые системы без проблем сразу находят сайты, посвященные этому событию. Паломникам будут помогать 10 тысяч волонтеров. Будут организованы пункты питания – обещают, что все будет по доступным ценам. Впрочем, никто не мешает взять с собой воду и небольшой запас продуктов. И никаких спецпропусков и вип-очередей, отдельная очередь будет для инвалидов-колясочников и тех, кто на костылях.

С завтрашнего дня доступ к святыне будет открыт с 8 утра до 9 вечера. Можно вспомнить события шестилетней давности, когда в Москве поклонялись поясу Пресвятой Богородицы, привезенному из Афона. Тогда к святыне приложились около трех миллионов человек. Вряд ли на этот раз число паломников будет меньше.

Спецборт, спецсопровождение и даже шаг почетный караул чеканит как-то особенно - с осторожностью - в золотом ковчеге мощи Николая Чудотворца. В это время возле храма Христа Спасителя - несколько тысяч верующих поднимаются на цыпочки, стараются быть ближе к ограждениям. «Встречаем Николу», - с заботой и любовью говорят они.

Самый почитаемый, словно близкий родственник, вхожий в каждую семью святой. Так говорят про Николая Чудотворца православные. А у католиков общехристианский святой - прообраз Санта-Клауса. До сегодняшнего дня эти мощи хранились под спудом в итальянском городе Бари. Почти тысячу лет их не доставали оттуда. Сделать верующим в России подарок, патриарх Московский и всея Руси Кирилл и папа Римский Франциск договорились в прошлом году во время встречи на Кубе.

«То событие, которое сейчас происходит на наших глазах и при нашем участии - по-настоящему есть событие историческое. Наверняка на жизни нашего Отечества, на жизни нашего народа, на жизни нашей церкви отразится это историческое событие», - сказал патриарх.

Небольшие иконы с изображением Святого Николая часто берут с собой в дальние поездки, ведь, по преданиям, он в том числе покровитель путешественников. Кстати священники любят говорить, что все люди странники и усердные молитвы именно Николаю сделают жизненный путь каждого человека легче.

«Чтобы стало меньше невзгод, войн, противоречий. Это сейчас так важно, мир так хрупок в настоящий момент. И мы все молим Николая Чудотворца, чтобы мир был не только на российской земле, не только на нашем континенте, но и во всем мире», - говорит Татьяна Скрыльникова.

Николай Угодник, Николай Чудотворец, Николай Святитель - много имен и одна народная любовь. Поклониться мощам, прикоснуться, помолиться о спасении души россияне смогут до 28 июля.

Из Москвы в Петербург мощи перевезут после 12 июля. Известно, что под золотой крышкой ковчега, который сделан российскими ювелирами, самая близкая к сердцу часть мощей Святителя Николая. А сердце в христианской традиции - сосредоточение веры.

В связи с прибытием мощей Николая Чудотворца в Москве будет ограничено движение. С сегодняшнего дня и по 13 июля перекроют Соймоновский проезд, а также одну полосу Пречистенской набережной от Крымского моста до улицы Ленивка. Кроме того, на этот же период изменится режим работы станции метро «Кропоткинская». Северный вестибюль, тот, который ближе к храму Христа Спасителя, будет работать только на вход, южный - как обычно.

Условия и порядок поклонению мощам св. Николая Угодника сообщает пресс-служба Московской Патриархии.
Руководитель Пресс-службы Патриарха сообщил, что делегация Русской Православной Церкви прибудет в Бари 20 мая. Часть мощей святителя будет вложена в специально изготовленный ковчег. Утром 21 мая в Бари будет совершена Божественная литургия, после чего ковчег с мощами святителя будет доставлен спецрейсом в Москву.

Из аэропорта мощи будут принесены в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя, где вечернее богослужение возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

По словам отца Александра, «вся церковная Москва колокольным звоном всех московских храмов» будет встречать мощи святого угодника Божия. Колокольный звон начнется в 18.00 с «главной колокольни нашей страны, нашей Церкви, с колокольни Ивана Великого в Московском Кремле».

Доступ паломников к святыне в Москве будет организован 22 мая с 12.00 до 21.00, с 23 мая по 12 июля ― с 8.00 до 21.00.

«Дни, в которые святыня будет находиться в Москве и Петербурге, думаю, можно по праву назвать Никольскими днями», ― добавил отец Александр. Среди множества организационных вопросов, которые предстоит решить в связи с принесением мощей, одним из важнейших священник Александр Волков назвал обеспечение приема многочисленных паломников, «которые со всей страны, не только из нашей страны, но и со всех, я думаю, пределов Русской Православной Церкви ― из Украины, Белоруссии ― будут прибывать для поклонения в Москву или в Санкт-Петербург».

Глава Пресс-службы Патриарха сообщил о значительной поддержке, которую оказывает Правительство Москвы в деле принесения и вопросах организации доступа верующих к святыне, и поблагодарил мэра Москвы С.С. Собянина «за неизменную поддержку всех церковных инициатив».

Мощи святителя Николая будут пребывать в Храме Христа Спасителя в Москве до 12 июля, после чего будут доставлены в Санкт-Петербург, где, как ожидается, будут доступны для поклонения верующих в Троицком соборе Александро-Невской лавры.

Руководитель Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы В.В. Черников подчеркнул, что власти столицы понимают всю важность мероприятия, поэтому после обращения Святейшего Патриарха к мэру Москвы С.С. Собянину столичный градоначальник «дал четкие поручения всем необходимым структурным подразделениям для того, чтобы организовать всю необходимую работу».

«Мы постараемся сделать все, чтобы люди чувствовали себя комфортно, ― продолжил В.В. Черников. ― Мы готовы принять любое число паломников, которые пожелают прикоснуться к мощам, все сделать для того, чтобы все прошло, во-первых, безопасно, а во-вторых, комфортно». Для обеспечения безопасности будет задействовано более двух тысяч сотрудников правоохранительных органов.

Очередь к Храму Христа Спасителя в Москве будет формироваться у Крымского моста, на ее протяжении будут размещены три пропускных пункта, сообщил руководитель столичного Департамента региональной безопасности.

«Будут организованы три контрольно-пропускных пункта. Мы на месте будем регулировать процесс создания очереди. Будут формироваться так называемые шлюзы, чтобы люди могли чувствовать себя комфортно, ― пояснил чиновник. ― В зависимости от погоды в этих «шлюзах» будут находиться автобусы для того, чтобы люди могли отдохнуть, если стояние будет более чем несколько часов в очереди».

Вместе с тем В.В. Черников отметил, что мощи будут находиться в Храме Христа Спасителя достаточно долго, более полутора месяцев, и призвал верующих «спланировать свое время и прийти в течение всего этого промежутка времени» во избежание чрезмерного наплыва паломников в первые дни принесения мощей.

В свою очередь заместитель руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы К.Л. Блаженов напомнил, что у Правительства Москвы уже накоплен большой опыт сотрудничества с Русской Православной Церковью в дни принесения святынь, таких как Пояс Пресвятой Богородицы, Дары волхвов и др. «Все возникающие вопросы будут решаться оперативно, с тем чтобы люди, приехавшие со всей России, и не только из России, могли поклониться святыне. Мы сделаем все необходимое, чтобы это событие стало ярким событием в истории Москвы», - заверил он.

К.Л. Блаженов сообщил, что для паломников будет организованы точки питания по доступным ценам. Всего будет не менее 11 таких точек.

Руководитель Молодежного отдела Московской городской епархии М.Г. Куксов назвал участие столичной молодежи в принесении мощей святителя Николая большой честью и большой ответственностью. «Ребята будут помогать с 22 июня по утро 13 июля включительно, пока мощи будут находиться в городе Москве, - сообщил руководитель Молодежного отдела. - Ежедневно будет организовано две смены добровольцев, в каждой из которых примут участие не менее двухсот человек».

По словам М.Г. Куксова, все волонтеры в обязательном порядке проходят регистрацию; кроме того, для них, при поддержке профильных департаментов города Москвы, будет организовано обучение, «чтобы молодые люди достойно провели все мероприятия и были готовы к любым нестандартным ситуациям».

Желающие прибыть к мощам святителя Николая из регионов будут приезжать организованно, уточнил М.Г. Куксов. «Регионы расписаны по дням, чтобы одновременно не было большого наплыва людей, - ребята будут их встречать, направлять в общую очередь», - добавил глава епархиального отдела.

По его оценке, в Москве предполагается привлечь не менее 10 тысяч волонтеров. «Поэтому мы с радостью приглашаем ребят принять участие в великом для нашего города деле, помолиться и потрудиться у мощей, помочь тем, кто в горе и радости идет к мощам святителя Николая, чтобы приложиться и получить просимое», - заключил М.Г. Куксов.

Участники пресс-конференции единодушно заверили, что никаких спецпропусков для желающих поклониться мощам святителя в обход общей очереди не будет.

«Никаких специальных пропусков не будет, доступ к мощам будет организован в порядке общей очереди для всех граждан», - заявил В.В. Черников.

«Мы не предполагаем никаких специальных, отдельных пропусков ни для каких организованных групп граждан - ни для представителей епархий, ни для представителей других Поместных Церквей, ни для инославных, ни для кого. Единственная группа граждан, которой соответствующие структуры в Правительстве Москвы будут обеспечивать более беспрепятственный проход, это маломобильные группы граждан», - уточнил священник Александр Волков, по словам которого проход к мощам по «vip-пропускам» обессмысливает паломничество и поклонение святыне.

Отвечая на вопрос журналистов о предполагаемом количестве паломников, глава Пресс-службы Патриарха священник Александр Волков отметил, что «сейчас нет задачи определять какие-то цифры».

«Штаб, который будет постоянно работать в Храме Христа Спасителя, в который войдут и представители Москвы, и Русской Православной Церкви, будет в ежедневном режиме отчитываться о том, что происходит с очередью, и сообщать, информировать всех через сайт принесения мощей

Имеет колоссальную известность в христианском мире. Он совершил большое количество чудес во время жизни, а также после собственной кончины. Несмотря на рождение в Ликии, имя преподобного старца широко распространено в России.

Николай Чудотворец. Икона из Свято-Духова монастыря. Серед.XIII в. Новгород. Русский музей

Иконография

Икона святого Николая Чудотворца является гарантом защиты людей от страшных бедствий и болезней. Она помогает в обретении второй половины , исцеляет от недугов и возвращает покой душе.

Еще молитвы святому Николаю:

Портретные черты святого Николая точно сохраняются на протяжении многих веков. Его внешний вид всегда выделялся независимой и запоминающейся индивидуальностью. Это доказывается тем, что даже редко молящийся человек легко узнает лик преподобного старца.

Местное почитание Николая из Ликии началось сразу после смерти Угодника, а глобальная слава во всем христианском мире пришла к его мощам и иконам в промежутке от IV до VII столетия . Однако из-за христианских гонений иконография святого Николая сложилась только в X веке. Самое первое изображение (настенная роспись) преподобного находится в церкви Антиква (Рим). Фрески и мозаики Николая Чудотворца демонстрировались в соборах Константинополя, Киева и Старой Ладоги.

Образ святителя находился в декорациях храмов Византии и Древней Руси. Здесь его помещали как единично, так и в церковной композиции.

  • Правая десница Угодника делает благословляющее движение, а в левой руке находится Священное Евангелие.
  • В комплект облачения святого входит риза, фелонь (верхнее монашеское одеяние без рукавов) и омофор (нарамник).
  • В структуре большинства святынь зритель наблюдает образы Богородицы и Иисуса Христа, помещенные в овальные медальоны. Пречистая Матерь и Сын Божий возвращают преподобному старцу омофор (нарамник) и Священное Евангелие - предметы архиерейского почета.
  • С XV столетия в храмах Руси демонстрировалась икона в честь «Николы Можайского». Она творчески повторяет деревянную статую, которая покровительствовала Можайску.
  • Нередко святитель изображался как воинствующий защитник с мечом в правой руке. Такая иконография заимствовалась русскими мастерами из романского искусства.
  • Изображение святого ратника, отводящего угрозу от родины, обрело большую популярность на Руси, ведшей непрерывные войны в промежутке от XV по XVI столетия. Меч символизировал Божье Слово, рассекающее всяческие грехи.
  • «Никола Зарайский» - знаменитое изображение, где преподобный запечатлен с простертыми объятиями. Правая его десница совершает благословение, в левой - находится Евангелие. Такой стиль иконы чрезвычайно распространен в христианском искусстве и называется «оранта».

Большинство других изображений Чудотворца не отличаются коренным образом от вышеперечисленных: они корректно вписываются в традиционную иконографию. Такие изображения прославляются чудесами и получают наименования от места обретения.

Интересно! Древнейшей иконой Угодника, известной христианской церкви, считается изображение Николая с Мессией и многими святыми на полях. Полотно отличается тем, что преподобный старец не делает благословляющего жеста правой рукой. Монахи называют это движение «жестом речи» как указывающее на Священное Писание .

Поклонение верующих мощам святителя Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя

В чем помогает святой лик

Святого старца часто называют «скоропослушником», потому что он довольно быстро отвечает каждому человеку, прочитавшему молебен. Если прошение остается без ответа, необходимо пересмотреть свой образ мыслей и действий. Человек обязан изменить собственное отношение к окружению, научиться помогать, несмотря на эгоистичные порывы.

Ответ приходит только тем, кто читает молитвы от чистого сердца и с полноценной верой.

Преподобного старца чрезвычайно любили простые выходцы из народа, он всегда откликался на зов о помощи. Поэтому его святые мощи и изображения привлекают так много верующих.

  • Икона святого Николая Угодника помогает противостоять несправедливости со стороны начальства или правительства.
  • Молитвы перед изображениями преподобного старца защищают невинно осужденных. Приснопамятный старец всегда ратовал за Высшую Истину, отводя неправду от жертв судьбы.
  • Святыни Николая Чудотворца рассматриваются как небесные покровители сирот, детей и потерявших опору вдов. Преподобный всю жизнь посвятил обездоленным, скорбящим и несчастным людям, его первым желанием становилось делание добра ближнему своему.
  • Угодник защищает путешественников и делает так, чтобы дорога стала намного безопаснее. Для защиты от аварий необходимо молиться Святому Духу, а потом лично просить Николая о безопасности.

Святой лик присутствует во многих домах верующих, а также в транспортных средствах. Обычные люди обращаются с личными проблемами к святым угодникам, так как не желают отвлекать Всевышнего Господа по мелочам. Это не совсем верно, потому что Бог знает все и способен разрешить любую задачу. Помня о святых изображениях, необходимо мысленно приближаться к Истинному Отцу, который развеет тьму невежества.

Совет! Православная традиция знает множество молитв, обращенных к Николаю Угоднику. Верующий должен выбрать её соответственно с тем результатом, который желает получить. Молитвенный способ обращения известен с давних времен и справедливо считается гарантией защиты от неприятностей.

Читая священные слова перед образом, человек очищает разум от налета невежественного видения мира.

Икона Николаю Чудотворцу

Чудеса Николая Угодника

Экстраординарные события происходили во многих уголках мира и нашего государства.

  • В XI столетии в Днепре утонул младенец. Родители искренне и скорбно молили Угодника о его возвращении. Вскоре ребенок был найден живым, здоровым и мокрым под святыней преподобного старца. Именно тогда икону признали чудотворной и стали называть «Никола Мокрый». До 1920 года дожила только копия этой святыни, а во время войны 1941 года она навсегда пропала из церковного мира.
  • Летописи утверждают: новгородский правитель Мстислав, страдающий тяжелым недугом, увидел во сне преподобного Чудотворца. Он повелел князю перевести собственный образ в Новгород из Киева. Послы попали в неумолимую бурю на Ильменском озере и пришвартовались на острове Липно, чтобы переждать непогоду. Здесь они пробыли четыре дня и увидели прибывшую по волнам икону Николая Угодника, за которой они направлялись в Киев. Князь Мстислав исцелился и поместил святыню в Никольском Соборе. На острове Липно вскоре построили монастырь в честь нахождения иконы.
  • Когда Можайск подвергся вражескому нападению, Мирликийский Угодник устремился на защиту города. Он парил в воздухе над главным храмом, держал в правой деснице небесный клинок, а в левой его руке находилась миниатюрная модель защищаемой церкви. Враги, увидевшие это чудо, наполнились ужасом и отступили. Жители Можайска в благодарность за спасение города сотворили резное изображение святителя. Сегодня эта скульптура хранится в Третьяковской галерее.
  • В 1225 г. образ Угодника, который назывался «Никола Можайский», перенесли в рязанскую землю из Корсуни. Здесь святыня совершала невероятные чудеса, исцеляя людей и обороняя город от врагов.

Почитание

В русской православной традиции святителя Николая вспоминают три раза в год. Для каждого торжества существует индивидуальная гимнография.

  • 19 декабря отмечается день кончины преподобного старца.
  • 22 мая празднуют прибытие останков в Бари. В других местах христианского мира это событие было отвергнуто по скрытым соображениям. На Руси эта дата установилась усилиями митрополита Иоанна II.
  • 11 августа церковь отмечает рождение Николая Угодника. В Византии составили специфическую службу на это торжество. Преставление святителя - единственная память, имеющая греческое происхождение.

В России имя преподобного Николая Чудотворца является чрезвычайно значимым, а количество его икон приравнивается к таковому у Пречистой Девы. В мае 2017 года православная церковь договорилась с представителями католицизма о перенесении малой части мощей в храм Спасителя.

Церкви в честь святого Николая Угодника:

  • Храм святителя Николая в Зеленограде