Таблица гроза островский по действиям и явлениям. А.Н. Островский "Гроза": описание, герои, анализ произведения

Первая половина XIX в. Вымышленный приволжский городок Калинов. Общественный сад на высоком берегу Волги. Местный механик-самоучка Кулигин беседует с молодыми людьми - Кудряшом, приказчиком богатого купца Дикого, и мещанином Шапкиным - о грубых выходках и самодурстве Дикого. Затем появляется Борис, племянник Дикого, который в ответ на расспросы Кулигина рассказывает, что его родители жили в Москве, дали ему образование в Коммерческой академии и оба умерли во время эпидемии. Он же приехал к Дикому, оставив сестру у материнской родни, чтобы получить часть наследства бабушки, которое Дикой должен ему отдать согласно завещанию, если Борис будет к нему почтителен. Все его уверяют: на таких условиях Дикой никогда не отдаст ему денег. Борис жалуется Кулигину, что никак не может привыкнуть к жизни в доме Дикого, Кулигин рассказывает о Калинове и завершает свою речь словами: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

Калиновцы расходятся. Вместе с другой женщиной появляется странница Феклуша, хвалящая город за «бла-а-лепие», а дом Кабановых за особую щедрость к странникам. «Кабановы?» - переспрашивает Борис: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем», - поясняет Кулигин. Выходит Кабанова в сопровождении дочери Варвары и сына Тихона с женой Катериной. Она ворчит на них, но наконец уходит, разрешив детям пройтись по бульвару. Варвара отпускает Тихона тайком от матери выпить в гостях и, оставшись вдвоём с Катериной, беседует с ней о домашних отношениях, о Тихоне. Катерина рассказывает о счастливом детстве в родительском доме, о своих горячих молитвах, о том, что она переживает в храме, воображая ангелов в солнечном луче, падающем из купола, мечтает раскинуть руки и полететь и, наконец, признается, что с ней происходит «неладное что-то». Варвара догадывается, что Катерина кого-то полюбила, и обещает по отъезде Тихона устроить свидание. Это предложение приводит Катерину в ужас. Появляется сумасшедшая барыня, грозящая тем, что «красота-то в самый омут ведёт», и пророчит адские муки. Катерина страшно пугается, а тут ещё «гроза заходит», она торопит Варвару домой к образам молиться.

Второе действие, происходящее в доме Кабановых, начинается разговором Феклуши с горничной Глашей. Странница расспрашивает о домашних делах Кабановых и передаёт баснословные рассказы о дальних странах, где люди с пёсьими головами «за неверность» и т. п. Появившиеся Катерина и Варвара, собирающие Тихона в дорогу, продолжают разговор об увлечении Катерины, Варвара называет имя Бориса, передаёт от него поклон и уговаривает Катерину спать с ней в беседке в саду после отъезда Тихона. Выходят Кабаниха и Тихон, мать велит сыну строго наказывать жене, как жить без него, Катерину унижают эти формальные наказы. Но, оставшись наедине с мужем, она умоляет его взять её в поездку, после его отказа пытается дать ему страшные клятвы в верности, но Тихон и слушать их не хочет: «Мало ли что придёт в голову...» Вернувшаяся Кабаниха приказывает Катерине кланяться мужу в ноги. Тихон уезжает. Варвара, уходя гулять, сообщает Катерине, что они будут ночевать в саду, и даёт ей ключ от калитки. Катерина не хочет его брать, потом, поколебавшись, прячет в карман.

Следующее действие происходит на скамейке у ворот кабановского дома. Феклуша и Кабаниха беседуют о «последних временах», Феклуша говорит, что «за грехи наши» «время в умаление приходить стало», рассказывает о железной дороге («змия огненного стали запрягать»), о суете московской жизни как дьявольском наваждении. Обе ждут ещё худших времён. Появляется Дикой с жалобами на свою семью, Кабаниха упрекает его за беспорядочное поведение, он пытается ей грубить, но она это быстро пресекает и уводит его в дом выпить и закусить. Пока Дикой угощается, приходит присланный семьёй Дикого Борис, чтобы узнать, где глава семейства. Выполнив поручение, с тоской восклицает о Катерине: «Хоть бы одним глазком взглянуть на неё!» Вернувшаяся Варвара велит ему ночью приходить к калитке в овраге за кабановским садом.

Вторая сцена представляет ночное гулянье молодёжи, на свидание к Кудряшу выходит Варвара и велит Борису подождать - «дождёшься чего-нибудь». Происходит свидание Катерины и Бориса. После колебаний, мыслей о грехе Катерина не в силах противиться проснувшейся любви. «Что меня жалеть - никто не виноват, - сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю (обнимает Бориса). Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

Всё четвёртое действие, происходящее на улицах Калинова, - на галерее полуразрушенного здания с остатками фрески, представляющей геенну огненную, и на бульваре, - идёт на фоне собирающейся и наконец разразившейся грозы. Начинается дождь, и на галерею входят Дикой и Кулигин, который принимается уговаривать Дикого дать денег на установку солнечных часов на бульваре. В ответ Дикой его всячески бранит и даже грозит объявить разбойником. Стерпев брань, Кулигин начинает просить денег на громоотвод. Тут уж Дикой уверенно заявляет, что от посланной в наказание грозы «шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться» грех. Сцена пустеет, затем на галерее встречаются Варвара и Борис. Она сообщает о возвращении Тихона, слезах Катерины, подозрениях Кабанихи и выражает опасение, что Катерина признается мужу в измене. Борис умоляет отговорить Катерину от признания и исчезает. Входят остальные Кабановы. Катерина с ужасом ждёт, что её, не покаявшуюся в грехе, убьёт молнией, появляется сумасшедшая барыня, грозящая адским пламенем, Катерина не может более крепиться и прилюдно признается мужу и свекрови в том, что «гуляла» с Борисом. Кабаниха злорадно заявляет: «Что, сынок! Куда воля-то ведёт; Вот и дождался!»

Последнее действие снова на высоком берегу Волги. Тихон жалуется Кулигину на своё семейное горе, на то, что мать говорит о Катерине: «Её надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась!» «А я её люблю, мне её жаль пальцем тронуть». Кулигин советует простить Катерину, но Тихон объясняет, что при Кабанихе это невозможно. Не без жалости говорит он и о Борисе, которого дядя посылает в Кяхту. Входит горничная Глаша и сообщает, что Катерина исчезла из дома. Тихон боится, как бы «она с тоски-то на себя руки не наложила!», и вместе с Глашей и Кулигиным уходит искать жену.

Появляется Катерина, она жалуется на своё отчаянное положение в доме, а главное - на страшную тоску по Борису. Её монолог заканчивается страстным заклинанием: «Радость моя! Жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!» Входит Борис. Она просит его взять её с собой в Сибирь, но понимает, что отказ Бориса вызван действительно полной невозможностью уехать вместе с ней. Она благословляет его в путь, жалуется на гнетущую жизнь в доме, на отвращение к мужу. Навсегда простившись с Борисом, Катерина начинает в одиночестве мечтать о смерти, о могиле с цветочками и птицах, которые «прилетят на дерево, будут петь, детей заведут». «Опять жить?» - с ужасом восклицает она. Подойдя к обрыву, она прощается с уехавшим Борисом: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» и уходит.

Сцена заполняется встревоженным народом, в толпе и Тихон с матерью. За сценой слышен крик: «Женщина в воду бросилась!» Тихон порывается бежать к ней, но мать его не пускает со словами: «Прокляну, коли пойдёшь!» Тихон падает на колени. Через некоторое время Кулигин вносит тело Катерины. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Бросаясь к Катерине, Тихон обвиняет мать: «Маменька, вы её погубили!» и, не обращая внимания на грозные окрики Кабанихи, падает на труп жены. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» - этими словами Тихона завершается пьеса.

Изучая библиотечную статистику, школьные аналитики пришли к выводу, что тексты произведений, которые изучают на уроках литературы, сегодня практически не востребованы. Что же читают школяры? Как они справляются с программой?

"Гроза". Островский. Краткое содержание первого действия

Начало девятнадцатого века, обычный день в небольшом (придуманном автором) городке Калинов. Мещанин Шапкин, самоучка Кулибин и приказчик местного купца-самодура беседуют о бесчеловечном нраве купца с говорящей фамилией Дикой. К ним присоединяется племянник Дикого, Борис, недавно приехавший из Москвы. Из разговора с ним Кудряш и Шапкин узнают, что юноша получил в Москве хорошее образование (он закончил Коммерческую Академию). Сейчас же он приехал к дядюшке, чтобы получить часть наследства от родителей, которые умерли во время эпидемии в Москве. Надеясь на порядочность Дикого, Борис оставил в Москве на попечение родственников родную сестру. Он готов исполнить требование, указанное в завещании: быть почтительным к дядюшке.

Однако в ответ на рассказ Бориса все присутствующие начинают уверять его, что Дикой - не тот человек, который может отдать наследство, тем более, на таких условиях.

Молодые люди, отметив жестокость городских нравов, расходятся, а им на смену выходит странница Феклуша, прославляющая благолепие города и щедрость семейства Кабановых. Однако механик Кулибин высказывает мнение о том, что именно Кабаниха является самой большой ханжой в городе.

Появляется Кабаниха с дочкой Варварой, сыном Тихоном и его женой Екатериной. Она уходит, веля сыну следить за тайком отпускает Тихона выпить, а сама остается с Катериной, которая вспоминает свое детство.

Варвара понимает, что Катерина влюблена не в мужа, и обещает устроить свидание, чем страшно пугает девушку. Действие заканчивается.

Примечание. В краткое содержание Островского «Гроза» не вошел монолог Катерины, важный для понимания ее образа. Это стоит учитывать.

"Гроза". Островский. Краткое содержание второго действия

Дом Кабановых. Варвара и Катерина продолжают беседу под бесконечный монолог Феклуши о фантасмагорических чудесах дальних стран. Догадавшись, что Катерина влюблена в Бориса, Варвара предлагает ей после отъезда мужа спать в садовой беседке. Выходит Тихон в сопровождении матери Кабанихи. Та велит отъезжающему Тихону как следует научить жену тому, что она должна делать в его отсутствие. Униженная Катерина умоляет мужа взять ее с собой, но почувствовавший скорую свободу от материнского надзора Тихон остается глух к просьбам.

Тихон уходит, Варвара передает колеблющейся Катерине ключ от садовой калитки. На этом действие заканчивается.

"Гроза". Островский. Краткое содержание третьего действия

В первой части у Кабановского дома беседуют Кабаниха, Феклуша, Дикой.

Во второй части Варвара устраивает свидание Катерины и Бориса, после которого девушка не может больше скрывать свою любовь. Она готова во всем признаться, что пугает Бориса.

"Гроза". Островский. Краткое содержание четвертого действия

Начинается гроза. Варвара сообщает Борису, что вернулся Тихон. Испуганная грозой Катерина уверена, что так ее хочет покарать Бог за измену. Она при всех признается мужу в измене.

В последнем действии, не вынеся унижений от свекрови, жалости мужа и трусости Бориса, Катерина бросается в реку с обрыва.

Сквозная тема драматургии Островского - патриархальный быт и его крах, а также изменение личности в связи с этим. Островский обличает и поэтизирует традиционный уклад и в трагедии «Гроза», созданной в 1859. Перед вами – краткое содержание пьесы ГРОЗА по действиям.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА :

  • Савел Прокофьевич Дикой – купец, значительное лицо в городе.
  • Борис Григорьевич – племянник его, молодой человек, по­рядочно образованный.
  • Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – богатая купчи­ха, вдова.
  • Тихон Иванович Кабанов – её сын.
  • Катерина – жена его.
  • Варвара – сестра Тихона.
  • Кулигин – мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.
  • Ваня Кудряш – молодой человек, конторщик Дикова.
  • Шапкин – мещанин.
  • Феклуша – странница.
  • Глаша – девка в доме Кабановой.
  • Барыня с двумя лакеями – старуха семидесяти лет, полу­сумасшедшая.

Гроза – краткое содержание.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.

Действие происходит в городе Калинове, на бе­регу Волги, летом. Общественный сад на высоком берегу, за Волгой сельский вид. Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин про­гуливаются.

Кулигин поет «Среди долины ровный, на гладкой высоте.. .». Перестает петь и восхищается красота­ми Волги. Разговаривает с Кудряшом. Неподале­ку Дикой ругает племянника, размахивая руками. Оба характеризуют его отрицательно: ругатель, ни за что человека оборвет, достался ему в жер­твы Борис Григорьевич. Тут же говорят про Каба­ниху - что она делает подобные вещи под видом благочестия, а Дикой как с цепи сорвался, и унять его некому. Кудряш высказывает мысль, что Дикого надо проучить: поговорить в переулке с гла­зу на глаз, чтоб шелковый сделался. «Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать », - замечает Шапкин.

«Не отдаст он меня: он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею… он слово, а я десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану», -

отвечает Кудряш. Кулигин замечает, что лучше уж стер­петь. Дикой и Борис проходят мимо, Кулигин сни­мает шапку. Шапкин говорит Кудряшу: «Отойдем к сторонке: еще привяжется, пожалуй». Отходят. Те проходят мимо. Дикой называет племянника дармоедом, в этот выходной он все время попада­ется ему под ноги. Дикой уходит, Борис остается на месте. Кулигин спрашивает, почему Борис жи­вет у дяди и терпит его брань.

Борис рассказывает: бабушка его невзлюбила отца за то, что он женился на благородной, поэто­му они жили в Москве. Потом бабушка умерла и оставила завещание, чтобы дядя выплатил племянникам их часть только с условием, если они будут к нему почтительны. Кулигин замечает, что с таким условием наследства не видать никогда. Борис согласен, но ему жаль больную сестру, оставшуюся в Москве. Он выполняет любую рабо­ту у дяди, а сколько ему заплатят - не знает. Ди­кой ко всем придирается, а когда его обидит такой человек, которому он не смеет ответить, срывает зло на домашних.

Проходят несколько человек с вечерней служ­бы. Кудряш и Шапкин кланяются и уходят. Борис жа­луется Кулигину, что никак не привыкнет к мест­ным обычаям. Кулигин отвечает, что никогда и не привыкнет, нравы в городе жестокие, бедность и гру­бость.

Входят Феклуша и другая женщина. Феклуша рассказывает женщине про щедрость купцов, осо­бенно Кабановой. Борис спрашивает у Кулигина про Кабанову и слышит в ответ: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». После паузы Кулигин говорит Борису, что хочет изобрести вечный двигатель, продать англичанам, а день­ги использовать для того, чтобы дать мещанству работу.

Борис, оставшись один, размышляет о своем со­беседнике и думает о женщине, в которую влюбил­ся. Тут же он видит ее. Идет семья Кабановых: Ка­баниха, Тихон, Катерина и Варвара.

Кабаниха строжит сына, он весь в ее воле, со всем соглашается. Его сестра Варвара про себя ворчит на маменьку. Кабанова говорит, что родительская строгость - от любви, а дети да снохи не понимают. Пеняет сыну, что жена ему милее матери, от­водит его от Кабанихи. Катерина говорит ей, что почитает ее как родную мать, на что свекровь от­вечает, что, если ее не спрашивают, выскакивать не на­до. Катерина обижается, а Кабаниха все распекает сына. Он тоже огорчается. На это мать заявляет, что такого мужа не будет бояться жена, а если так, то и свекровь она не будет бояться. С женой нуж­но не лаской, а окриком - учит она Тихона. Ина­че жена и любовника заведет. А Тихон еще и се­стре не должен подавать отрицательный пример, она девица. Назвав сына дураком, Кабаниха ухо­дит домой, молодежь гуляет еще немного. Тихон начинает выговаривать жене, что из-за нее ему попало от маменьки. Сначала Кабаниха пристава­ла к нему с женитьбой, а теперь проходу не дает из-за жены. Варвара заступается за Катерину, говорит, что Тихон и мать на нее только нападают, а сам брат только и думает о том, чтобы с Диким выпить. Тихон признается, что сестра угадала. Вар­вара отпускает его к купцу, Катерина и Варвара остаются вдвоем. Катерина спрашивает у Варвары, жалеет ли она ее, любит ли. Услышав утвер­дительный ответ, откровенничает с ней:

«Знаешь, мне что в голову пришло?.. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?»

Катерина вспоминает свою жизнь до замужества: жила без забот, маменька ее наряжала, полон дом был бого­молок, ходили в церковь, слушали жития, стихи пели. Варвара говорит ей, что у них то же самое. Но Катерина возражает: в доме Кабанихи она чувствует себя подневольной, даже сны ей снятся редко, и не те, а раньше снилось, что летала. Кате­рина думает, что скоро умрет, потому что чувству­ет что-то необыкновенное, как будто снова жить начинает; чего-то боится, как будто стоит над про­пастью и ее туда толкают, а удержаться не за что. Варвара беспокоится, здорова ли Катерина, на что ей Катерина отвечает, что лучше бы была больна. Мечтается ей о жарких разговорах, о чужих объ­ятьях, любит она другого. Варвара не осуждает ее. Наоборот, обещает завтра, как только Тихон уедет, помочь Кате встретиться с мужчиной.

Входят барыня с палкой и два лакея в треуголь­ных шляпах сзади. Барыня говорит девушкам, что красота ведет в омут и все будут кипеть в смоле. Уходит. Катерина пугается. Варвара говорит, что все вздор, барыня сама грешила, теперь всех пу­гает. Но Катерина не успокаивается, а еще боль­ше паникует от приближения грозы. Она боится, что ее убьет и она предстанет перед Богом после такого разговора со всеми лукавыми мыслями, то­ропится домой- молиться. Подходит Кабанов, его торопят идти домой.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

В доме Кабановых Глаша собирает вещи Тихо­на в узлы Входит Феклуша. В разговоре со слу­жанкой пугает ее наказанием за грехи, говорит, что только здесь закон праведный, а другие - не праведные, пугает землей, где все люди с песьими головами, потому что наказаны за неверность. На­говорившись, Феклуша уходит.

Входят Катерина и Варвара. Варвара велит отнести вещи в кибит­ку, оставшись наедине с Катериной, разговарива­ет с ней. Катерина рассказывает, какой она была в детстве:

«Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Оби­дели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и от­пихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!»

Варвара говорит ей, что она не любит Тихона, Катерине его жалко, но жалость - не любовь. Варвара догадывается, в кого она влюблена, потому что не раз видела, как меняется в ли­це Катерина, увидев Бориса Григорьича. Варвара передает от него поклон и учит: не выдай себя, учись врать, дом на этом и стоит. Катерина отве­чает, что думать о нем не хотела, будет мужа лю­бить, а Варвара ее смущает, и напоминает про Бори­са. Ночью Катерину «смущал враг », даже из дома хотела уйти. Варвара считает, что можно делать все, что хочешь, только втайне, Катерина не ви­дит в этом ничего хорошею и решает терпеть, по­ка терпится. А если терпеть не сможет, уйдет. «Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена », - говорит ей Варвара.

«Коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» -

отвечает Катерина. Немного помолчав, Варвара предлагает, как уедет Тихон, спать в саду, в беседке. На нерешитель­ность Катерины она говорит, что и ей так нужно.

Тихона тем временем опять наставляет маменька. Даже вне дома он связан по рукам и ногам, только и думает, как поскорее вырваться из-под материнской опеки и запить. Перед отъездом Кабано­ва велит сыну приказать жене, чтобы она слуша­лась свекровь, не грубила, почитала ее, как родную мать, не сидела, как барыня, сложа руки, в окна глаз не пялила и на молодых парней не загляды­валась. Кабанов, сконфузившись, все повторяет. Катерина строго глядит на него. Кабанова с дочерью уходят. Катерина стоит как будто в оцепенении. Тихон заговаривает с пей, просит прощения. По­качав головой, Катерина говорит, что свекровь ее обидела, кидается на шею мужу и просит его не уезжать. Кабанов, не может ослушаться мамень­ки, да и сам он хочет вырваться из дома побыстрее, даже от жены:

«Да как знаю я теперича, что неде­ли две никакой грозы надо мной не будет, канда­лов этих на ногах нет, так до жены ли мне?»

Кате­рина ищет в муже поддержку, средства спастись от искушения, а он говорит, что ей нечего пережи­вать, если она остается с маменькой. Жена просит Тихона взять с нее страшную клятву верности, но Тихон ее не понимает.

Входят Кабанова, Варвара и Глаша. Тихону но­ра ехать. Он прощается с Кабанихой - она велит кланяться ей в ноги. Прощается с Катериной, она кидается Тихону на шею. Кабаниха велит соблю­дать порядок и кланяться в ноги главе семьи. Ка­банов целуется с Варварой и Глашей, уходит, за ним Катерина, Варвара и Глаша.

Кабанова, оставшись одна, размышляет вслух о глупой молодежи, не знающей порядка, и о ста­рине, на которой свет держится. К ней входят Ка­терина и Варвара. Свекровь продолжает учить Катерину:

«Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полто­ра воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего».

Варвара уходит со двора, Кабаниха идет молить­ся, Катерина задумывается. Она хотела бы иметь детей, жалеет, что не умерла маленькой, думает, как бы скоротать время до приезда мужа. Решает по обещанию сшить белье и раздать бедным. Тут опять появляется Варвара, собирается гулять. Она сообщает Катерине, что маменька позволила спать в саду, а там за малиной есть калитка на зам­ке, ключ от нее Варвара подменила, и теперь Катерине можно встретиться с Борисом. Варвара от­дает ключ Катерине, та растеряна, хочет бросить ключ, а потом рассуждает, что поглядеть на Бо­риса и поговорить с ним - не грех, может, такого случая больше не будет. Решает не обманывать себя - признается, что ей очень хочется увидеть Бориса.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Кабанова и Феклуша сидят на скамейке перед воротами у дома Кабановых. Разговаривают. Фек­луша прославляет «добродетель» хозяйки, сетуя на людскую суету и гульбища. Осуждает появле­ние поезда, для нее это огненный змий, который кажется суетным людям машиной, только пра­ведные видят его в истинном обличье. Время, по утверждению Феклуши, становится короче за гре­хи людские. Кабанова говорит, что будет еще ху­же. Подходит Дикой. Начинает спорить с Кабани­хой, та его осаживает, не желая спорить, собирается идти домой. Тогда Дикой просит ее остаться и поговорить, чтобы успокоиться, его рассердили с са­мого утра. Пристают те, кому он задолжал, а он от этого заводится, все домашние в страхе. Кабаниха приглашает его к себе на ужин, уходят.

Глаша ос­тается у ворот и замечает Бориса. Он подходит и спрашивает про дядю. Глаша отвечает и уходит, а Борис страдает, что нельзя незваным войти в дом и взглянуть на Катерину: «Что вышла замуж, что схоронили - все равно ». Навстречу Борису идет Кулигин, зовет на бульвар. Кулигин рассуждает - пустует бульвар, бедным гулять некогда, а бога­тые по домам сидят, семьи тиранят:

«Все шито да крыто - никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Ты, говорит, смотри в людях ме­ня да на улице, а до семьи моей тебе дела нет; на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да со­баки злые. Семья, говорит, дело тайное, секрет­ное! Знаем мы эти секреты-то!.. Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домаш­них так, чтобы ни об чем, что он там творит, писк­нуть не смели. Вот и весь секрет».

Видят Кудряша и Варвару, они идут и целуют­ся. Затем Кудряш уходит, а Варвара идет к своим воротам и зовет Бориса. Он подходит.

Кулигин уходит на бульвар. Варвара пригла­шает Бориса к оврагу за садом Кабанихи. Он идет вслед за Кулигиным.

Ночью к оврагу, покрытому кустами, подходит Кудряш с гитарой, садится на камень и поет. При­ходит Борис. Кудряш ждет Варвару и не понима­ет, что нужно здесь Борису. Тот признается, что полюбил замужнюю. Кудряш предостерегает: за это его зазнобу, если узнают, в гроб вколотят.

«Смотрите - себе хлопот не наделайте, да и ее-то в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и ду­рак, да свекровь-то больно люта».

Выходит из калитки Варвара, поет, Кудряш от­вечает ей песней. Варвара сходит по тропинке и, закрыв лицо платком, подходит к Борису, велит ему подождать.

Парочка обнимается и уходит на Волгу. Борис словно во сне, сердце бьется, он ждет Катерину: она тихо сходит по тропинке, покрытая большим белым платком.

Борис говорит ей о любви и хочет взять за ру­ку. Катерина пугается и просит не трогать ее, про­гоняет его прочь. Катерина говорит Борису, что он загубил ее, только его воле она подчиняется, сама над собой уже не властна, кидается к нему на шею. Влюбленные обнимаются. Теперь Катерине хочет­ся только умереть, Борис успокаивает ее, она же думает о расплате за грех, о людском суде. Нако­нец решает: будь что будет, погуляем, пока муж не приехал, а если потом запрут, так все равно най­дется возможность повидаться,

Возвращаются Кудряш и Варвара, отправля­ют их погулять, сами садятся на камень. Кудряш опасается, не хватится ли их Кабаниха. Варвара говорит, что если и проснется, то не сможет в сад пройти, заперто. А Глаша караулит, чуть что - голос подаст. Кудряш тихо играет на гитаре. Пора домой, первый час ночи. Кудряш свистит Борису. Прощаются, договариваются встретиться завтра.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

На берегу Волги - узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки. Несколько гуляющих мужчин и женщин прохо­дят за арками, разговаривают о том, что собирается гроза, прячутся под сводами. Осматривают разрисованные стены: изображена геена огнен­ная, куда едут люди «всякого звания и всякого чи­на », Литовская битва. Входят Дикой и за ним Кулигин, все кланяются и принимают почтительное положение. Кулигин уговаривает Савела Прокофьича пожертвовать десять рублей для пользы общест­ва; он хочет поставить на бульваре солнечные часы. Дикой недоволен, сердит, отмахивается от собе­седника, называет его разбойником. Когда Кулигин предлагает спасаться от грозы громоотводом, Дикой говорит, что гроза посылается в наказание и громоотводом от нее не оборонишься. Дождь проходит. Дикой и все остальные уходят. Через неко­торое время под своды быстро входит Варвара и, притаившись, кого-то высматривает. Проходит Борис, она манит его рукой. Девушка сообщает, что Тихон приехал раньше времени и Катерина все время плачет и не поднимает на него глаз. Кабани­ха-косится па нее, а ей от этого еще хуже, Варва­ра подозревает, что Катерина расскажет все му­жу. Борис пугается. Вдали гремит гром.

Кабанова, Кабанов, Катерина и Кулигин идут по бульвару. Услышав гром, Катерина пугается, вбегает под своды и хватает Варвару за руку. Ка­банова замечает, что «надо жить-то так, чтобы всегда быть готовой ко всему; страху-то бы такого не было ». Тихон защищает жену: грехов у нее не больше, чем у всех, а грома она от природы боится. Кабанова говорит, что он не может знать все гре­хи жены, Тихон отшучивается, а Катерина уже готова признаться, но Варвара обрывает разговор.

Борис выходит из толпы и раскланивается с Ка­бановым, Катерина вскрикивает. Тихон успокаи­вает ее. Варвара делает Борису знак, тот отходит к самому выходу. Кулигин выходит на середину, обращается к толпе. И гроза, и северное сияние, и кометы, по его мнению, - благодать, а не угроза:

«Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каж­дая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Изо все­го-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! Я вот не боюсь. Пойдемте, сударь!» -

обращается он к Бо­рису. «Пойдемте! Здесь страшнее! » - отвечает Борис. Уходят.

Кабаниха недовольно ворчит на Кулигина, Люди смотрят на небо и говорят о его необыкновенном цвете, делают вывод, что гроза убьет кого-то. Катерина говорит мужу, что гроза убьет ее. Входит барыня с лакеями. Катерина с криком прячется. Барыня смеется над ней:

«Видно, боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется! Как не хотеться! - видишь, какая красавица… Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте- то своей. Много, много народу в грех введешь… А кто отвечать будет? За все тебе отвечать придется. В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей!»

Катерина в ужасе прячется, Варвара советует ей встать в уголок и помолиться, Катерина отходит, встает на колени, видит на стене изображение геены огненной и вскрикивает. Кабанов, Кабанова и Варвара окружают ее. Катерина в страхе приз­нается во всем и падает без чувств на руки мужа.

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

Кулигин в сумерках сидит на лавочке и поет. По бульвару идет Тихон. Подходит к Кулигину и начинает жаловаться: «Несчастный я теперь, бра­тец, человек! Так ни за что я погибаю, ни за грош!» Тихон считает маменьку причиной всего, что про­изошло. Жену он любит, побил немного по приказу матери, но жаль на нее смотреть. Кабаниха гово­рит, что Катерину «надо живую в землю зако­пать, чтобы она казнилась! », ест ее поедом. Тихон, если бы не маменька, жену простил бы. Глядя на Катерину, убивается, видит, что Борису ее тоже жалко. Самого Бориса дядя отправляет на три го­да в Сибирь. Семейство Кабановых «расшиблось врозь »: Варвара сбежала с Кудряшом, как толь­ко маменька стала ее запирать на замок. Дом Ти­хону опостылел.

Входит Глаша, говорит, что Катерина сбежала и ее не могут найти. Кабанов боится, что она нало­жит на себя руки от тоски. Все уходят ее искать.

Катерина идет по бульвару. Она ищет Бориса, чтобы проститься с ним, но его нигде нет. Жалеет, что ввела его в беду, жалуется на тяжелые ночи и нелегкие дни, хочет, чтобы ее казнили, бросили в Волгу. Зовет Бориса, он идет на голос. Обнима­ются, плачут вместе. Катерина просит, чтобы он взял ее с собой, но Борис не может, лошади уже готовы и дядя отправляет его. Катерина жалуется на мучительницу-свекровь, на попреки. Ласка Ти­хона для нее хуже побоев. Катерина просит Бори­са по дороге подавать нищим и приказывать им мо­литься за ее грешную душу. Прощаются. Борис, заподозрив неладное, спрашивает, не задумала ли она чего.

Катерина успокаивает его, отправляет домой. Борис, уходя, рыдает: «Только одного и надо у бо­га просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго!»

Катерина провожает его глаза­ми и размышляет, куда ей идти: «Мне что домой, что в могилу - все равно… В могиле лучше… » Ду­мает о смерти, как об избавлении от надоевшей жизни в противном доме, в противной семье. Под­ходит к берегу и громко прощается с Борисом.

Кабанова, Кабанов, Кулигин ищут Катерину, подходят к месту, где ее видели люди. С разных сторон собирается народ с фонарями. С берега кричат, что в воду бросилась женщина. Кулигин и за ним несколько человек убегают. Кабанов хочет бежать, но мать удерживает его за руку. Тихон просит отпустить его: «Я ее вытащу, а то так и сам… Что мне без нее! » Кабанова не пускает его, грозя проклятием, разрешает только подойти к телу, ког­да вытащат.

Кулигин вытаскивает тело. Тихон еще надеется, что она жива, но Катерина, ударившись виском о якорь, умерла. Кабанов бежит, навстречу ему Ку­лигин с народом несут Катерину.

«Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хо­тите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который мило­серднее вас!» -

говорит Кулигин Кабановым, кладет тело на землю и убегает. Кабанов бросает­ся к Катерине, плачет по ней: «Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы.. » Кабанова говорит ему: «Что ты? Аль себя не помнишь? Забыл, с кем гово­ришь?.. Ну, я с тобой дома поговорю ». Низко кла­няется народу, благодарит за услугу. Ей кланяются.

«Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» - говорит Тихон и падает на труп жены.

Надеюсь, каткое содержание пьесы «Гроза» помогло вам подготовится к уроку русской литературы.

Любуясь речным видом и разговаривая с молодым конторщиком Кудряшом и мещанином Шапкиным. Вдали показывается местный буян, купец Савёл Дикóй. Махая руками, он ругает идущего рядом с ним племянника, Бориса Григорьевича. Шапкин и Кудряш перебрасываются замечаниями о том, что такого скандалиста, как Дикой редко встретишь: он то и дело, будто срываясь с цепи, набрасывается с бранью на знакомых и незнакомых. Кудряш, парень лихой и задорный, говорит, что Дикого неплохо бы поймать где-нибудь в переулке и хорошенько постращать.

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль

Островский «Гроза», действие 1, явление 2 – кратко

Подходят Дикой и Борис. Савёл Прокофьевич ругает племянника «дармоедом» и «езуитом». Выясняется и «вина» Бориса: он всего лишь не вовремя попался дяде на глаза.

Островский «Гроза», действие 1, явление 3 – кратко

Дикой в гневе уходит, а Борис Григорьевич подходит к Кулигину, Кудряшу и Шапкину. Те сочувственно спрашивают его: не тяжко ли жить у дяди и каждый день слушать брань? Борис рассказывает, что живёт у Дикого поневоле. Отец Бориса – брат Савёла Прокофьевича – рассорился со своей матерью, богатой купчихой, из-за того, что женился на благородной. Мать в завещании отписала всё своё огромное состояние Савёлу – с тем, чтобы он всё же выплатил некоторую часть Борису и его сестре по достижении ими совершеннолетия, но лишь при условии, что «они будут к нему почтительны». Борису теперь приходится проявлять «почтительность» к дяде. Дикой, самодур и «воин», которые ежедень бьётся со своими домашними бабами и детьми, уже так замучил Бориса, что тот готов уехать, бросив надежду на наследство, но надо думать о судьбе неимущей сестры.

Кудряш и Шапкин уходит. Кулигин же произносит перед Борисом свой знаменитый монолог – «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе» , ярко рисуя в нём господствующие в Калинове невежество, корыстолюбие и произвол. Человек простой, но довольно образованный Кулигин лелеет мечту открыть «перпету-мобиль» (вечный двигатель), заработать на этом миллион и обратить эти деньги на общественную пользу. Но у него нет средств даже на модели.

Островский «Гроза», действие 1, явление 4 – кратко

Кулигин тоже уходит. Борис, оставшись один, размышляет над своей горестной судьбой, которая недавно осложнилась новым несчастьем: он влюбился в замужнюю женщину.

Островский «Гроза», действие 1, явление 5 – кратко

Борис как раз замечает предмет своей страсти. Эта молодая красавица Катерина , жена купца Тихона Кабанова, которая сейчас идёт со свекровью, мужем и его сестрой Варварой из церкви. Мать Тихона – Марфа Кабанова (Кабаниха) – по характеру напоминает Савёла Дикого. Но в отличие от него, она не столько яростно ругает домашних, сколько изводит их нудными нравоучениями, которые читает «под видом благочестия».

Сейчас, по дороге из церкви, Кабаниха прямо в присутствии Катерины отчитывает сына за то, что он стал любить жену больше, чем мать, и готов «на неё мать променять». Слабовольный Тихон едва возражает родительнице: «зачем менять? я вас обеих люблю». Кабанова сурово велит ему «не прикидываться сиротой», отчитывает за то, что он редко прикрикивает на Катерину и редко грозит ей. «Так порядку не будет. Грех один! Так жене твоей хоть любовника заводи!»

Скромная и кроткая Катерина молчит, слушая всё это. Сестра Тихона, Варвара, глядит на мать с отвращением и неприязнью.

Островский «Гроза», действие 1, явление 6 – кратко

Кабаниха уходит домой. Бесхарактерный Тихон начинает было пенять Катерине, что «из-за неё мать его ругает», но возмущённая этим несправедливым упрёком Варвара велит ему замолчать. Пользуясь отсутствием матери, Тихон убегает к Савёлу Дикому: выпить с этим своим всегдашним собутыльником.

Островский «Гроза», действие 1, явление 7 – кратко

Варвара жалеет Катерину. Та, растрогавшись, произносит перед ней грустный монолог . «Почему люди не летают, как птицы… – спрашивает она. – Я бы разбежалась, подняла руки и полетела». Катерина вспоминает своё детство в родительском доме: «У вас я завяла, а такая ли я была!» Она рассказывает Варваре, как в ней души не чаяла мать. Они с ней ходили в церковь, и девочка Катерина так истово молилась там, что все люди вокруг на неё смотрели. Для неё церковь была почти раем, во время службы она едва не наяву видела ангелов, а по утрам ходила молиться в сад, с плачем, на коленях – сама не зная о чём. Катерина вспоминает свои девичьи сны с картинами, как на иконах. И вдруг произносит: «Я умру скоро. Страшно мне. Как будто стою я над пропастью, и кто-то меня туда толкает».

Варвара говорит, что она давно догадалась: Катерина любит не мужа, а другого. Катерина со слезами признаётся в этом как в страшном грехе. Варвара успокаивает её и обещает устроить Катерине свидания с её возлюбленным, когда Тихон на днях уедет по купеческим делам. Катерина слушает эти слова с большим испугом.

Островский «Гроза», действие 1, явление 8 – кратко

Появляется сумасшедшая старая барыня, которая ходит по городу с двумя лакеями в треугольных шляпах. «Что, красавицы? Молодцов поджидаете, кавалеров? Красота-то ваша в омут ведет! Все в огне гореть будете неугасимом!» Уходит.

Островский «Гроза», действие 1, явление 9 – кратко

Катерина дрожит после пророчества барыни, но Варвара успокаивает её: «Не слушай её. Она сама всю жизнь смолоду грешила – от этого теперь умирать боится».

Собирается гроза. Катерина со страхом глядит на небо: «Не то страшно, что гром убьет, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами и помыслами лукавыми. И как я явлюсь перед богом после этого разговору с тобой!»

Для перехода к краткому содержанию следующего действия «Грозы» пользуйтесь кнопкой Вперёд ниже текста статьи.

СМЫСЛ ЗАГЛАВИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В название пьесы вынесено слово гроза — природное явление, часто внушающее страх людям. С самого начала пьесы гроза становится предвестником какого-то несчастья, которое должно случиться в спокойном городе Калинове. Первый раз гроза гремит в первом действии после слов полусумасшедшей барыни, напророчившей Катерине трагическую судьбу. В четвертом действии горожане снова слышат раскаты грома. Слышит его и Катерина, которая после свиданий с Борисом не может заглушить в себе муки совести. Гроза приближается, начинается дождь.

В раскатах грома Катерине чудится Божий гнев. Она боится предстать перед Богом с грехом на душе. В этом же действии пьесы Катерина признаётся во всём мужу. Грозу герои воспринимают по-разному. Для Катерины это символ возмездия за грехи и символ душевных страданий. Для Дикого это Божья кара. Для Кулигина гроза — природное явление, от которого можно защититься громоотводом. Гроза олицетворяет бурю в душе Катерины. На страхе держится порядок в городе Калинове.

[свернуть]

КОМПОЗИЦИЯ

Пьеса состоит из пяти действий и начинается сценой, в которой Кулигин, Кудряш, Дикой и Борис встречаются на берегу Волги. Это своего рода экспозиция, из которой читатель узнаёт о месте и времени действия, понимает будущий конфликт произведения. События разворачиваются в провинциальном городке на Волге в мещанской среде, а завязка действия заключена в том, что Борис влюблён в замужнюю женщину. Кульминационный момент пьесы — сцена признания Катерины мужу. Она подкреплена не только эмоциональным накалом, связанным с переживаниями главной героини, но и разразившейся грозой, образ которой символизирует страдания Катерины. Кульминация событий необычна тем, что она происходит не в самом конце пьесы, кульминацию и развязку отделяет целое действие.

Развязка пьесы — смерть главной героини, которая в силу своего гордого нрава и искренности натуры не нашла другого выхода из конфликтной ситуации, в которой оказалась. Действие пьесы заканчивается там же, где и начиналось, — на берегу Волги. Таким образом Островский использует приём кольцевой композиции. Тем не менее автор отходит от классических канонов построения драматического произведения.

Островский вводит романтические описания природы, противопоставляя их жестоким нравам города Калинова. С помощью этого он «раздвигает» рамки произведения, подчёркивая социально-бытовой характер пьесы. Островский нарушает классическое правило трёх единств, характерное для драмы. Действие пьесы охватывает несколько дней, а события происходят и на улицах города Калинова, и в беседке в саду, и в доме Кабанихи, и на берегу Волги. В пьесе две любовные линии: Катерина — Борис (главная) и Варвара – Кудряш (второстепенная).

Эти линии отражают различное восприятие, казалось бы, похожей ситуации. Если Варвара легко притворяется, приспосабливается, обманывает и скрывает свои похождения, а потом вообще сбегает из дома, то Катерина не может вынести мук совести, а смерть становится для неё избавлением от невыносимых страданий. Кроме этого, в пьесе присутствует множество второстепенных героев, которые помогают автору ярче и полнее передать жестокие нравы купеческого «темного царства».

[свернуть]

КОНФЛИКТ

Основной конфликт пьесы намечается в самом её начале. Он связан с жестокими нравами города Калинова и образом главной героини, которая не может существовать в обстановке косности, безжалостности и мракобесия. Это конфликт души, которая не терпит неволи и грубости, и окружающего общества, в котором главная героиня вынуждена жить. Катерина не способна приспособиться к образу жизни семьи Кабановых, где, чтобы выжить, надо лгать, притворяться, льстить, скрывать свои чувства и мысли.

На первый взгляд, кажется, что только Кабаниха противостоит Катерине, отравляет ей жизнь, придирается и упрекает во всём. И действительно, Кабаниха — глава семьи. В доме все её слушаются. Она руководит не только делами, но и личной жизнью домашних. Кабаниха, как и Катерина, обладает сильным характером и волей. Она не может не вызывать уважения. Ведь эта женщина защищает тот жизненный уклад, который считает самым лучшим, но который через некоторое время будет безвозвратно утерян. Не будь Кабанихи, Катерине жилось бы гораздо при вольнее, ведь её муж не жесток и безвреден.

Конфликт также назревает и в душе главной героини, которую мучают угрызения совести. Внутри неё не могут ужиться любовь к Борису и чувство долга по отношению к мужу. Этот конфликт приобретает разрушительный характер и становится для Катерины роковым. Однако конфликт пьесы носит не частный, а общественный характер. Кабаниха олицетворяет всё купеческое сословие вместе с Диким, сумасшедшей барыней и другими приверженцами провинциального уклада жизни. В пьесе поднимается проблема внутренне свободного и искреннего человека, столкнувшегося с косной средой купечества тех времён.

Это столкновение личности с образом жизни целой социальной группы. Отражением общественного конфликта являются и споры Дикого с Кулигиным. С одной стороны, предстаёт недалёкий, но богатый и влиятельный купец-самодур, а с другой — умный, талантливый, но бедный мещанин. И никакие доводы Кулигина не могут воздействовать на Дикого. «Гроза» — это не классическая трагедия, а социально-бытовая драма. Не приспособившись, чувствительный и добрый человек не сможет выжить в мире, где властвуют такие люди, как Дикой и Кабаниха.

[свернуть]

КАТЕРИНА

Катерина — жена Тихона, невестка Кабанихи, главная героиня произведения. Она противопоставлена другим персонажам пьесы. Катерина молода и привлекательна. Искренне старается приспособиться к тому образу жизни, который выпал на её долю. Она старается уважать свекровь, которая без конца её попрекает. Её речь полна достоинства, девушка хорошо воспитана. Катерина обладает поэтичной душой, которая тяготится обыденной жизнью и стремится к свободе. Её знаменитый монолог «Отчего люди не летают так, как птицы?» раскрывает внутренний мир главной героини. Она стремится к гармонии в душе, к спокойствию и свободе.

Характер Катерины формировался в атмосфере мира и покоя отчего дома, где не было грубости и ругани. Катерина набожна, она искренно верит в Бога, любит ходить в церковь, потому что чувствует в этом потребность, а не потому, что так принято. Катерине чужды притворство и лесть. В церкви душа Катерины находила успокоение и красоту. Она любила слушать жития святых, молиться, беседовать со странницами.

В своей вере Катерина необычайно искренна. Катерине противопоставлена Варвара Кабанова, ещё один женский образ в пьесе. Положение Варвары схоже с положением Катерины. Они примерно одинаковые по возрасту и социальному положению. Обе живут в доме Кабановой под её строгим надзором, в атмосфере постоянных запретов, придирок и жесткого контроля. Только Варвара, в отличие от Катерины, прекрасно сумела приспособиться к окружающим условиям. Чтобы видеться с Кудряшом, Варвара стащила у матери ключ от калитки и позвала Катерину ночевать в беседке, чтобы не вызывать подозрений.

Любовная интрижка с Кудряшом лишена глубокого чувства. Для Варвары это лишь способ провести время и не зачахнуть от скуки в доме матери. Обманув мужа, Катерина испытывает муки совести в первую очередь перед самой собой. Её душа не может жить во лжи. Она боится не Божьей кары, как Дикой или Кабаниха, она сама не может жить с грехом на душе. Самоубийство, которое также считается грехом, страшит Катерину меньше, чем вынужденное возвращение в дом свекрови. Невозможность жить с нечистой совестью в атмосфере лжи и жестокости вынуждает героиню броситься в Волгу.

[свернуть]

КАБАНИХА

Кабаниха — Марфа Игнатьевна Кабанова, богатая купчиха, которая держит в страхе всю свою семью. У неё сильный и властный характер. Кабаниха сварлива, груба, жестока, эгоистична. При этом она постоянно прикрывается благочестием и верой в Бога. Кабаниха следует старым патриархальным традициям, регулируя жизнь своих уже взрослых детей. Она считает, что муж должен поучать и наставлять жену, даже имеет право бить её, а жена должна причитать и плакать, выказывая любовь к мужу. Кулигин говорит о ней: «Ханжа … Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Даже сын только и мечтает как бы уехать из дома и вырваться из-под власти матери. Жизнь невестки Кабаниха делает особенно невыносимой. Страх — вот на чём должна быть основана семейная жизнь.

Кабаниха поучает сына, как тот должен обращаться с женой: «Как зачем бояться! Как зачем бояться! .. Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» По мнению Кабанихи, её взрослые дети не способны «своей волей жить», а она, наставляя их, оказывает им благодеяние. Показательна сцена отъезда Тихона, когда мать даёт ему наставления.

Её не интересует предстоящая деловая поездка сына, зато она хочет продемонстрировать собственную значимость в доме. Кабаниха велит Тихону поучать жену: «Скажи, чтоб не грубила свекрови … Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня! .. Чтоб в окна глаз не пялила! .. Чтоб на молодых парней не заглядывалась без тебя!» Тихон безропотно повторяет слова матери, не понимая, почему он должен поучать жену и в чём та виновата. Кажется, что Кабаниха не упускает ни одной возможности по казать, кто же в доме хозяин. Она словно боится, что скоро её время кончится.

Ведь молодые – дочь и сын — открыто или тайно пытаются жить по-своему. Век Кабаних и Диких проходит. В финале произведения Кабаниха слышит уже неприкрытый протест сына, когда он обвиняет мать в смерти жены. Она угрожает Тихону, который уже её не слышит. Кабаниха — это символ русского патриархального купечества, исповедующего традиционные духовные ценности, но дошедшего в этом до грубости и жестокости.

[свернуть]

ТИХОН И БОРИС

Тихон Иваныч Кабанов — сын Кабанихи. Находится в полном подчинении у собственной матери, которая всячески его унижает. Тихон не смеет открыто сказать поперёк ни одного слова, хотя внутренне не согласен с матерью и устал от её диктата. На людях же он сама покорность и угодливость. По своему характеру он добр, мягок и покладист. Не хочет быть грубым с женой. Ему необходимо, чтобы жена его любила, а не боялась (хотя мать заставляет третировать жену). Он не хочет быть жестоким и безжалостным, не хочет бить жену, что считается нормальным в купеческих семьях.

Когда мать велит Тихону наставлять жену, как та должна вести себя в его отсутствии, он не понимает, в чём Катерина виновата, и даже пытается защищать её. Узнав о неверности жены, Тихон был вынужден, по приказу матери, её наказать, о чём потом сам жалел, и поэтому испытывал муки совести. Тихон слаб по характеру. Он не может противостоять волевой и властолюбивой матери. Однако в финале пьесы даже у Тихона вырывается протест. Он смеет обвинить Кабаниху при всех в смерти жены, не боясь последствий. Борис — племянник купца Дикого.

Он вырос в Москве, видимо в любящей семье, получил хорошее образование. Борис — единственный из героев, кто одет в европейское платье. Он говорит правильно и красиво. Из произведения мы узнаём, почему Борис оказался в зависимом положении от своего дяди. Отсутствие средств к самостоятельному существованию заставляет героя терпеть грубость и унижения, хотя они и причиняют ему страдания.

Борис выбирает выжидательную позицию, не пытаясь как-то изменить данную ситуацию. Для него оказывается легче дожидаться возможного наследства, снося несправедливость и самоуправство дяди. На первый взгляд, Борис и Тихон противопоставлены друг другу. Главная героиня влюбляется в Бориса. Ей кажется, что он не похож на других обитателей города Калинова. Однако у Бориса и Тихона много общего. Они слабы характером, безвольны и не способны защитить Катерину.

Показательна сцена прощания Катерины и Бориса перед его отъездом в Сибирь. Он оставляет Катерину в этом городе, прекрасно зная, во что превратится её жизнь. При этом он говорит, что она замужем, а он свободен. Борис оказывается не способен спасти Катерину.

[свернуть]

«ТЁМНОЕ ЦАРСТВО»

Город Калинов, где разворачивается действие пьесы «Гроза», расположен в живописном месте — на берегу Волги. В начале пьесы Кулигин восторгается видом на реку, который открывается с высокого берега. Калинов — провинциальный городок, в котором жизнь идёт потихоньку, неторопливо. Везде царят спокойствие и скука. Однако тишина провинциального города скрывает жестокие и грубые мещанские нравы. Правят городом богатые самодуры, а бедные бесправны и незаметны.

Сам Кулигин, талантливый и умный человек, признаёт, что единственный способ выжить в этом городе — это притворяться и скрывать под маской покорности свои мысли. Он с горечью говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры!» В Калинове царят жадность и обман. Честному человеку здесь не пробиться. А те, у кого есть деньги, делают с бедными людьми всё, что пожелают. Даже в деловых отношениях купцы не гнушаются обманом. «Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти». Дикой — купец, «хозяин» города Калинова. Он богат, занимает видное положение. К его мнению прислушиваются, его боятся.

Дикой чувствует свою власть, что выражается в ощущении безнаказанности (он не стесняется ругать племянника на глазах всего города, в то время как Кабаниха прячет истинное лицо под маской благочестия). Шапкин почтительно и не без боязни говорит о Диком: «…Савел Прокофьич… Ни за что человека оборвет». А Кудряш добавляет: «Пронзительный мужик!» Дикой беспощаден не только к посторонним, но и особенно к родным.

Борис, племянник Дикого, вынужден терпеть его издевательства, чтобы получить законно причитающееся ему наследство: «Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит всё-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость». Дикой и сам, кажется, не понимает, почему он так грубо и жестоко обращается с людьми. Ни за что он обругал мужика, пришедшего за заработанными деньгами: «Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце».

Кулигин восклицает, что внешне город Калинов и его жители вполне положительны. Однако в семьях царят жестокость, самоуправство, насилие и пьянство: «Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят … И что, сударь, за этими замками разврату тёмного да пьянства! И всё шито да крыто … » Дикой вместе с Кабанихой олицетворяют старый, патриархальный уклад жизни, характерный для купеческого сословия России XIX века. Они ещё сильны и обладают властью над теми, кто слабее и беднее, но и они чувствуют, что их время на исходе.

Пробивается другая жизнь молодая, ещё робкая и незаметная. Новое поколение жителей Калинова по-разному пытается противостоять власти Дикого и Кабанихи. Кулигин, хоть и боится Дикого и старается быть незаметным, всё же излагает ему свои прогрессивные предложения вроде устройства городских часов или громоотвода. Варвара и Кудряш совсем не боятся ни Кабаниху, ни Дикого. Они пытаются жить по-своему и вырываются из-под власти старших. Тихон находит выход в пьянстве, как только оказывается вне дома. Для Катерины же таким выходом становится самоубийство.

[свернуть]

ЯЗЫК ПЬЕСЫ

«Гроза» во многом стала новаторским произведением для своего времени. Это можно сказать и о художественных средствах, использованных автором. Каждого героя характеризует свой собственный стиль, язык, ремарки. Это язык русского народа, преимущественно купечества, живой и неприукрашенный. Дикой невежественен, его речь изобилует просторечиями (заморочило, подсунь) и бранными словами (дурак, разбойник, червяк, nроклятый).

Кабаниха, ханжа и лицемерка, использует в речи религиозные слова (Господи, грешить, грех), поучает домашних, употребляя пословицы (чужая душа nотёмки, дальние nроводы — лишние слёзы) и просторечную лексику (поюлить, нюни распустил). Борис, человек образованный, говорит правильно, у него поставленная речь. Тихон постоянно поминает маменьку, преклоняясь перед её волей. Катерина эмоциональна, в её речи много восклицательных предложений (Ах! Загубил, загубил, загубил!) и поэтичных слов (детки, ангел, василёк на ветру).

Кулигин, просвещённый человек, учёный, употребляет научные термины (громовые отводы, электричество), одновременно эмоционален, цитирует как Державина, так и произведения народного творчества. Островский пользуется таким приёмом, как говорящие имена и фамилии. Прозрачно значение фамилии Дикой, которая указывает на необузданный нрав купца-самодура. Купчиху Кабанову не зря прозвали Кабанихой.

Это прозвище указывает на жестокость и свирепость его обладательницы. Оно звучит неприятно и отталкивающе. Имя Тихон созвучно со словом тихий, что подчёркивает характер этого персонажа. Он и говорит тихо, и так же бунтует против матери, когда оказывается вне дома. Его сестру зовут Варвара, что в переводе с греческого языка означает чужая, имя говорит о необузданности и непокорности её натуры. И действительно, в итоге Варвара уходит из дома.

При этом нельзя забывать, что они оба Кабановы, т. е. и для них характерны черты, свойственные всей семье. Фамилия Кулигин созвучна с фамилией известного изобретателя Кулибина и с названием птицы кулик. Кулигин, как птица, робок и тих. Имя главной героини особенно точно её характеризует. Катерина по-гречески означает чистая. Она единственная искренняя и чистая душа в городе Калинове.

[свернуть]

«ГРОЗА» В РУССКОЙ КРИТИКЕ

Пьеса «Гроза» стала произведением, вызвавшим ожесточённые споры критиков XIX века. Известнейшие публицисты того времени высказывали критические замечания по поводу драмы Островского: Д. И. Писарев в статье «Мотивы русской драмы», А. А. Григорьев в статье «После Грозы» Островского» и многие другие. Наиболее известна статья Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», написанная в 1860 году.

В начале статьи Добролюбов рассуждает о неоднозначном восприятии другими критиками творчества Островского. Сам же автор отмечает, что драматург «обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные её стороны». Пьеса «Гроза» — лучшее доказательство этих слов. Центральной темой статьи становится образ Катерины, которая, по мнению Добролюбова, и является «лучом света» в царстве самодурства и невежества. Характер Катерины — это нечто новое в веренице положительных женских образов русской литературы.

Это «решительный, цельный русский характер». Именно самой жестокой купеческой средой, изображённой Островским, обусловлено возникновение такого сильного женского характера. Самодурство «дошло до крайности, до отрицания всякого здравого смысла; оно более чем когда-нибудь враждебно естественным требованиям человечества и ожесточённее прежнего силится остановить их развитие, потому что в торжестве их видит приближение своей неминуемой гибели».

Вместе с этим Дикой и Кабаниха уже не так уверены в себе, они лишились твёрдости В действиях, утратили часть своей силы и уже не вызывают всеобщего страха. Поэтому те герои, жизнь которых ещё не стала невыносимой, терпят и не хотят бороться. Катерина же лишена всякой надежды на лучшее.

Однако, ощутив свободу, душа героини «рвётся к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Что ей смерть? Всё равно — она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых». Именно так Добролюбов объясняет финал пьесы, когда героиня кончает жизнь самоубийством. Критик отмечает цельность и естественность натуры Катерины.

В её характере нет «внешнего, чужого, а всё выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нём и затем срастается с ним органически». Катерина чуткая и поэтичная, у неё, «как личности непосредственной, живой, всё делается по влечению натуры, без отчётливого сознания … ». Добролюбов сочувствует Катерине особенно тогда, когда сравнивает её жизнь до замужества и существование в семье Кабанихи. Здесь «всё мрачно, страшно вокруг неё, всё веет холодом и какой-то неотразимой угрозой … ». Смерть становится для Катерины освобождением. Силу её характера критик видит в том, что героиня смогла решиться на этот страшный шаг. Борис не может спасти Катерину. Он слаб, героиня полюбила его «на безлюдье». Борис похож на Тихона, только он «образованный».

Такие герои зависимы от «тёмного царства». Добролюбов отмечает, что в пьесе «Гроза» присутствует «высота, до которой доходит наша народная жизнь в своём развитии, но до которой в литературе нашей умели подниматься весьма немногие, и никто не умел на ней так хорошо держаться, как Островский». Мастерство драматурга состояло в том, что он сумел «создать такое лицо, которое служит представителем великой народной идеи».

[свернуть]

Действие первое

Изображаемые события происходят летом в городе Калинове, который стоит на берегу Волги. В общественном саду встречаются часовщик-самоучка Кулигин, конторщик Ваня
Кудряш и мещанин Шапкин. Кулигин, человек с поэтической душой и тонким чувством прекрасного, сидит на скамье, восхищается красотой Волги.

Герои видят, как вдалеке купец Савёл Прокофьевич Дикой ругает племянника Бориса. «Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нём и ездит». Шапкин говорит, что некому унять Дикого. На это Кудряш отвечает, что не боится ни грозного купца, ни его ругани.

Появляются Дикой и Борис Григорьевич, молодой образованный человек. Дикой бранит Бориса, обвиняя его в безделье и праздности. Затем Дикой уходит.

Остальные герои интересуются у Бориса, почему он терпит такое обращение. Оказывается, Борис зависит от Дикого материально. Дело в том, что по завещанию бабушки Бориса и его сестры Дикой обязан выплатить им наследство, если те будут с ним почтительны. Борис рассказывает о своей жизни.

Семья Бориса жила в Москве. Родители хорошо воспитали сына и дочь, ничего для них не жалели. Борис получил образование в Коммерческой академии, а его сестра — в пансионе. Но родители неожиданно скончались от холеры, и дети остались сиротами. Теперь, не имея средств к существованию, Борис вынужден жить у Дикого и во всём его слушаться, надеясь, что тот когда-нибудь выполнит своё обещание и отдаст его часть наследства.

Дикой хотел, чтобы сестра Бориса жила у него, но родственники матери её не отпустили. Кулигин и Борис остаются одни. Борис жалуется, что не привык к такой жизни: он одинок, ему всё здесь чужое, он не знает здешних обычаев, не понимает образа жизни.

Борис в отчаянии восклицает: «Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им». Кулигин отвечает, что Борис никогда не сможет свыкнуться с грубыми мещанскими нравами местного общества. В городе царят «жестокие нравы», даже дела купцы ведут между собой нечестно, стремясь обмануть друг друга не столько ради выгоды, сколько из злобы.

Кулигин, оказывается, пишет стихи, но боится вынести их на суд публики: «Съедят, живого проглотят.

В частной жизни людей дела обстоят не лучше. Заходит речь о семействе Кабановых, где старая купчиха держит и дела, и всех домашних в своих руках, при этом прикидывается набожной и милосердной.

Оставшись один, Борис сожалеет о загубленной молодости, о том, что влюбился в замужнюю женщину, которая приходит вместе с супругом и свекровью. Борис уходит.
Появляется Марфа Игнатьевна Кабанова, богатая купчиха, вдова, прозванная Кабанихой. С ней сын Тихон Иванович, невестка Катерина и дочь Варвара.

Кабаниха упрекает Тихона вне послушании, тот оправдывается. Она учит сына, как надо обходиться с женой, жалуется, что жена Тихону теперь стала милее матери и прежней любви она от него не видит.

Тихон открыто не может возразить Кабанихе, но на самом деле тяготится её нравоучениями. Кабанова уходит. Тихон упрекает жену, учит, как нужно отвечать матери, чтобы та была довольна. Но Катерина не умеет притворяться. Варвара защищает её. Тихон уходит. Девушки остаются. Сестра Тихона жалеет Катерину. Катерина мечтает вырваться
из этой жизни, стать свободной, точно птица. С тоской она вспоминает свою жизнь до замужества.

В отчем доме Катерину не неволили, она жила так, как хотела, в мире и покое. Вставала она рано, ходила на ключ, поливала цветы. Потом шла с матерью в церковь. Героиня вспоминает: «до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду… ».

В доме у них всегда были богомолки и странницы, которые рассказывали, где были и что видели. Тогда Катерина была счастлива. На слова Варвары о том, что и в доме Кабанихи живут так же, Катерина отвечает, что тут «всё как будто из-под неволи».

Катерина вдруг говорит, что скоро умрёт. Её одолевают недобрые предчувствия: « … что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или … уж и не знаю». Катерина говорит, что на душе у неё грех — ведь она другого любит и поэтому страдает. Варвара же не понимает, зачем так себя изводить: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! .. Так какая ж неволя себя мучить-то!»

Когда уедет муж, у Катерины будет возможность без помех встретиться с возлюбленным. Но героиня боится, что после встречи с ним она уже не сможет вернуться домой. Варвара спокойно отвечает, что потом видно будет.

Проходящая мимо барыня, полусумасшедшая старуха лет семидесяти, грозит Катерине и Варваре, приговаривая, что красота и молодость ведут к погибели; при этом она показывает в сторону Волги. Эти слова ещё больше пугают Катерину. Её одолевают недобрые предчувствия о своей трагической судьбе.

Варвара передразнивает барыню, называя её старой дурой: «Вздор всё. Очень нужно слушать, что она городит. Она всем так пророчит. Всю жизнь смолоду-то грешила. Спроси-ка, что об ней порасскажут!

Вот умирать-то и боится. Чего сама-то боится, тем и других пугает». Варваре непонятны страхи Катерины. Вдруг Катерина слышит раскаты грома. Она пугается Божьего гнева и того, что может предстать перед Богом с грехом на душе: «Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, — вот что страшно».

Катерина торопится домой, не собираясь дожидаться Тихона. Варвара говорит, что ей нельзя показаться дома без мужа. Наконец Тихон приходит, и все торопятся домой.

Действие второе

Действие открывается диалогом странницы Феклуши и Глаши, служанки в доме Кабановых. Глаша собирает вещи хозяина в дорогу. Феклуша рассказывает девушке небывалые истории о заморских странах. Причём сама она в этих странах не бывала, но много слышала. Её рассказы напоминают небылицы. Глаша удивляется услышанному и восклицает: «Во ещё какие земли есть! Каких-то, каких-то чудес на свете нет! А мы тут сидим, ничего не знаем».

Варвара и Катерина собирают Тихона в поездку. Варвара называет имя возлюбленного Катерины. Это Борис. Варвара предупреждает Катерину об осторожности и необходимости притворяться и скрывать свои чувства. Но притворство чуждо Катерине. Она говорит, что будет любить мужа. Её опять одолевают мрачные предчувствия.

Катерина говорит о своём характере, что способна терпеть до определённого момента, но если её сильно обидят, то может и уйти из дома, что не удержат её никакими силами. Она вспоминает, как в детстве уплыла на лодке, обидевшись на родных, Варвара предлагает Катерине ночевать в беседке, иначе её одну мать не отпустит.

И добавляет, что Тихон только и мечтает уехать, чтобы хоть ненадолго вырваться из-под власти Кабанихи. Марфа Игнатьевна приказывает Тихону дать перед отъездом наставления жене.

Она диктует наставления, а сын повторяет. Он велит Катерине не грубить матери, не перечить, почитать её как собственную мать.

Наедине Тихон просит у жены прощения. Катерина умоляет мужа не уезжать или взять её с собой. Она предчувствует беду и хочет, чтобы Тихон потребовал с неё какую-нибудь клятву. Но он не понимает состояния Катерины. Ему хочется только одного — поскорее уехать из родительского дома и оказаться на воле.

Тихон уезжает. Кабаниха упрекает Катерину в том, что та не любит мужа и не причитает после его отъезда, как должна делать хорошая жена.

Оставшись одна, Катерина думает о смерти и сожалеет, что у неё нет детей. Она собирается заняться до приезда мужа домашними делами, чтобы отвлечься от грустных мыслей.

Варвара достала ключ от калитки в саду и отдала его Катерине. Той кажется, что ключ жжёт ей руки. Катерина в раздумьях: выбросить ключ или спрятать. Наконец она решает оставить ключ и увидеться с Борисом.

Действие третье

Кабаниха и странница Феклуша сидят на скамейке. Феклуша хвалит город Калинов, говоря, что здесь спокойно и хорошо, нет суеты, всё «благочинно».

Появляется Дикой. Он говорит, что величайшее для него удовольствие — обругать кого-нибудь. Кабаниха и Дикой уходят в дом.

Появляется Борис. Он ищет дядю, а думает, как бы увидеть Катерину. Вслед за Борисом появляется Кулигин. Он говорит, что в городе за маской благополучия и покоя скрываются грубость и пьянство. Они замечают целующихся Варвару и Кудряша. Борис подходит к ним. Варвара приглашает его к калитке в свой сад.

Ночью у калитки встречаются Кудряш и Борис. Борис признаётся ему, что полюбил замужнюю женщину. Кудряш говорит, что если женщина замужем, то надо её бросить, иначе она погибнет, людская молва её уничтожит. Потом он догадывается, что возлюбленная Бориса — Катерина Кабанова. Кудряш говорит Борису, что, видимо, это она его на свидание пригласила. Борис счастлив.

Появляется Варвара. Она уводит Кудряша, наказав Борису ждать здесь. Борис взволнован. Приходит Катерина. Борис признаётся Катерине в любви. Она очень взволнованна. Сначала гонит Бориса, потом выясняется, что и она его любит. Борис счастлив, что муж Катерины уехал надолго и можно будет без помех с ней встречаться. Катерину же не покидают мысли о смерти. Она мучается, так как считает себя грешницей.

Появляются Кудряш и Варвара. Они радуются тому, как всё удачно устроилось с калиткой и свиданиями. Влюблённые прощаются.

Действие четвёртое

Горожане гуляют по берегу с видом на Волгу. Собирается гроза. Появляются Дикой и Кулигин. Кулигин просит купца установить на улице часы, чтобы каждый гуляющий видел, который час. Кроме этого, часы будут служить украшением города. Кулигин обратился к Дикому как к человеку влиятельному, который, возможно, захочет сделать что-нибудь на благо горожан. В ответ Дикой только бранит изобретателя.

Кулигин предлагает установить громоотводы и пытается объяснить купцу, что это такое. Дикой не понимает, о чём идёт речь, и говорит о грозе как о каре небесной. Разговор между ним и изобретателем так ни к чему и не привёл.

Встречаются Варвара и Борис. Варвара сообщает, что Тихон вернулся раньше времени. Катерина сама не своя, плачет, боится посмотреть мужу в глаза. Кабаниха что-то подозревает. Борис испуган. Он боится, что Катерина обо всём расскажет мужу, просит Варвару поговорить с Катериной.

Приближается гроза. Начинается дождик. По бульвару гуляют Катерина, Кабаниха, Варвара и Тихон. Катерина очень боится грозы. Увидев Бориса, она совсем пугается. Кулигин успокаивает её, пытаясь объяснить, что гроза не напасть, а «благодать» для природы. Борис уходит со словами: «Здесь страшнее!»

Люди в толпе говорят, что гроза убьёт кого-нибудь. Катерина в панике. Она утверждает, что гроза убьёт её. Появляется сумасшедшая барыня. Её слова о красоте и грехе становятся последней каплей для Катерины: ей кажется, что она умирает, ей видится геенна огненная … Катерина падает на колени перед мужем и признаётся, что десять
ночей гуляла с Борисом. Тихон пытается успокоить жену, он не хочет скандала на людях.

Варвара всё отрицает. Раздаётся раскат грома. Катерина падает в обморок. Кабаниха злорадствует.

Действие пятое

Встречаются Тихон и Кулигин. Когда Кабанов ездил в Москву, он, вместо того чтобы вести дела, все десять дней пил. Кулигин уже слышал, что случилось в семействе Кабановых. Тихон говорит, что ему жаль жену, и побил он её совсем немного, как маменька приказала. Кабаниха же говорила, что Катерину надо живьём в землю закопать.

Но Тихон не жесток с женой, он переживает за неё. Катерина же «плачет да тает как воск». Кулигин говорит, что Тихону пора перестать делать, как прикажет матушка. Кабанов отвечает, что не может, да и не хочет жить своим умом: «Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим. Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью: пусть
маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится».

Кабаниха и Варвару довела, что та сбежала с Кудряшом, и никто не знает, где она. Дикой собирается отправить Бориса работать на три года к знакомому купцу, подальше из Калинова. Появляется Глаша. Она говорит, что Катерина ушла куда-то. Тихон беспокоится, считает, что надо её немедленно найти. Он боится, как бы Катерина что-нибудь с собой не сделала.

Катерина одна. Она думает о Борисе, переживает, что опозорила его. Героиня не думает о себе. Она мечтает о смерти как об избавлении от невыносимых страданий, мучается от того, что душу свою погубила. Катерина мечтает хотя бы ещё раз увидеть Бориса.

Появляется Борис. Катерина бросается к нему. Герой говорит, что уезжает очень далеко. Катерина жалуется ему на свекровь и мужа. В доме Кабановых ей стало совсем невыносимо. Борис же волнуется, как бы их не застали вместе. Катерина рада, что смогла ещё раз увидеть любимого. Она наказывает ему по дороге подавать всем нищим, чтобы те
молились за неё.

Борис очень торопится уезжать. Вдруг у него появляются опасения, не задумала ли Катерина сделать с собой что-то плохое. Но она успокаивает его. Борис мучается из-за страданий Катерины и своих собственных, но сделать ничего не может. «Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Эх, кабы сила!»

У Бориса даже возникают мысли о смерти Катерины, чтобы та больше не страдала: «Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго!» Герои прощаются. Борис, рыдая, уходит.

Катерина одна. Она не знает, что ей делать и куда идти. «Да, что домой, что в могилу! что в могилу! В могиле лучше… Под деревцом могилушка … как хорошо! Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче!»

Катерина не хочет жить, люди ей противны. Она мечтает о смерти. Убежать не может, потому что воротят домой. И тогда Катерина решает броситься в Волгу. Появляются Кабаниха, Тихон и Кулигин. Они на берегу реки. Тихон боится за жену. Кабаниха его попрекает. Никто не видел Катерину.

Кулигин вытащил мёртвую Катерину из воды и принёс её тело: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судьёй, который милосерднее вас!» Тихон бросается к жене и упрекает мать в том, что она виновата в смерти Катерины: «Маменька, вы её погубили! Вы, вы, вы … »

Кажется, что он уже не боится Кабанихи. Герой в отчаянии восклицает: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

Гроза. Краткое содержание по действиям

4.1 (82%) 10 votes