Тадж-Махал: история любви, воспетая в камне. Чудеса Индии: Тадж-Махал. История создания, фотографии, информация для туристов


Шах Джахан - император Великих Моголов, потомок Тамерлана, третий сын императора Джахангира, внук императора Акбара Великого.

Шах Джахану было всего 16, когда он влюбился в плямянницу последней жены своего отца. Впервые он увидел Арджуманд (так звали девушку) во время ярмарки, так называемой Мина-базар, традицию которой положил ещё Акбар. Это была специальная ярмарка для женщин гарема, устраиваемая в пределах дворца Агры, на которую допускались мужчины, но только из ближайшего окружения правителя. Женщинам разрешалось быть без покрывал во время этой ярмарки и они могли приобрести что-нибудь для себя из многочисленных предлагаемых товаров или продавать свой: ювелирные украшения или одежду собственного дизайна.

Шах Джахан проходил мимо, когда увидел красивую девушку у прилавка. Поражённый её красотой, он подошёл. Девушка продавала простые стеклянные украшения. Принц спросил цену. В шутку красавица ответила «10 тысяч». К её удивлению принц тотчас же выложил всю сумму. Тогда, решив, что принц принял безделушки за настоящие бриллианты, девушка рассмеялась и начала шутить о некомпетентности будущего правителя. Однако принц только хотел произвести впечатление на красавицу.

Так началась история их любви. Шах Джахан, не откладывая дела в долгий ящик, поспешил к отцу и рассказал ему о своей внезапной любви и о желании сделать девушку своей женой. Отец только рассмеялся. У него были другие планы: женить сына с политической выгодой. Что и было сделано.

Однако Шах Джахан был терпелив и настойчив и добился своего: через 4 года он и Арджуманд поженились. Это случилось в 1612 году, когда ему было 20, а ей 19 лет. С тех пор они никогда не расставались.

Арджуманд сопровождала мужа в многочисленных военных компаниях и в скитаниях во время ссоры с отцом, несмотря на многочисленные беременности. Шах Джахан был так влюблён в свою Арджуманд, что не обращал внимания на других женщин. Из 16 детей Шах Джахана - 14 рождены Арджуманд. Это ли не лучшее доказательство того, с кем он проводил время?

Став императором, Шах Джахан дал своей любимой жене официальное имя Мумтаз Махал, что значит «украшение дворца».

Через 4 года она умерла на руках у своего любимого супруга, родив ему 14-го ребёнка.

Существует легенда, что, умирая, она попросила Шах Джахана о двух вещах: не иметь больше детей от других жён и построить памятник их любви. А может это было собственное решение правителя, почему и нет?

Он был в трауре 2 года, носил белую одежду, не посещал гарем, не устраивал развлечений, не слушал музыку и даже не пользовался парфюмом. Очень часто он посещал временную гробницу жены и проводил там ночи. Возможно, строительство Тадж Махала помогло ему выйти из депрессии и справиться со своим горем, хотя по сведениям очевидцев, Шах Джахан уже никогда не был прежним, часть его души умерла вместе с Арджуманд.

Через много лет, тяжело больной и старый (он прожил 74 года, тогда как Арджуманд умерла, когда ей было 36), отстранённый от власти, Шах Джахан часами смотрел из окна своей темницы на Тадж Махал, где покоилась любовь его жизни. А после смерти и он был погребён в этой же гробнице, рядом с Мумтаз Махал.


... Слезам, оплакивающим любовь,
ты пожелал придать вечную жизнь...
ты... поймал время в сеть красоты,
и бесформенную смерть увенчал
бессмертием формы.
Тайну, которую ты в ночной тиши
Поведал на ушко любимой,
Хранит теперь камень
В вечном молчании своем.
... мрамор все еще шепчет звездам:
“Я помню”. Рабиндранат Тагор


«Наконец настал долгожданный день. Великолепная кавалькада направлялась к Тадж-Махалу.

Впереди скакал всадник на белом коне. Юношеская осанка, уверенная посадка... Никто не дал бы шестидесяти лет повелителю. И если спрашивали Шах-Джехана, как удается ему сохранять молодость, ответ был одним - ни часу праздного безделья.

Тадж-Махал был чудесен в любое время. На рассвете его купола и минареты окрашивались в теплые розовые тона, днем он представал во всем своем блеске, лунными ночами он казался вознесенным над земною тьмой сияющим сказочным замком, в котором обитали феи, прислуживающие прекрасной принцессе. Но сейчас наступал вечер, и краски были слегка приглушены.


Кавалькада приблизилась к массивным трехъярусным воротам, и Шах-Джехан, повернувшись к свите, поднял руку в запрещающем жесте. Последний служитель покинул сад и, обойдя спешившихся придворных, присел на корень баньяна, вместе с охраной настраиваясь на долгое ожидание. Шах в одиночестве въехал под резную арку. Ворота за ним закрылись. Пустынные дорожки, легкая дымка, тишина... Высокий забор отделял его от подданных. Только Он и ОНА. Он - пока еще в этом мире. Она - в ином.


Шах-Джехан вошел в предусмотрительно оставленные открытыми двери филигранной работы и словно заново увидел величавый зал глазами Арджуманд. Он обещал ей, умирающей, воздвигнуть памятник, достойный их любви, и сделал это.

Медленно, волнуясь, как перед свиданием с любимой после долгого похода, он спускался по ступеням в нижний зал. Окон здесь не было. Слабый свет лился через входной проем. Шах зажег свечи. Пламя полыхнуло искрами в бесценном бриллианте “Кох-и-Нур” изголовья гробницы, многократно отразилось от зеркального сводчатого потолка, и поверхность саркофага словно оделась светло-розовой шелковой тканью, вышитой тончайшими узорами.

Он погладил мрамор, показавшийся живым - местами теплее, местами чуть прохладнее, опустился на колени и закрыл глаза. Мысли, чаяния, образы ушедшего и неосуществленные мечты нахлынули осенним половодьем...


Милая моя, чем старше я становлюсь, тем чаще являются мне образы давно ушедшего детства. Ты помнишь, как я обнял тебя впервые?


Тетушка Мехр-ун-Нисса пригласила нас с сестренкой в ваш дворец Арам-Бага. Ты играла с Гюли в куклы посреди беседки, увитой розами. Няня шла к вам от дома с блюдом фруктов. А я сидел неподалеку, глядя на безмятежно плывущие облака и пытаясь заучить 21-ю суру Корана: “... Но многие из этих не знают истины и потому удаляются”. Вдруг раздался истошный вопль Гюли: Арслан, лохматый рыжий пес садовника, сорвавшийся с цепи, мчался к беседке. Бог мой, ты не звала на помощь, ты встала между грозным псом и сестренкой, раскинув руки, защищая ее. Я уже был рядом, отгоняя негодника, да и не был тот злым, просто обрадовался свободе, а, заметив переполох, поспешил убраться восвояси.И только тут ты расплакалась, уткнувшись носом в мое плечо. Я гладил то тебя, то Гюли, говоря, что все позади. А твоя няня все еще бежала к нам, и брошенные ею абрикосы солнечными шариками катились по лужайке.


Ты всегда защищала кого-нибудь. Семь лет после свадьбы мы скитались по свету, преследуемые Джехангиром, сталкиваясь в жестоких схватках с родичами. Но когда, наконец, трон стал нашим, ты будто забыла все зло, творимое ими, и умоляла меня отменить приказ об умерщвлении всех моих братьев с племянниками.


Родная моя, ты не жаловалась на трудности долгих переходов. Ухаживая за детьми, изнемогая от усталости, всегда находила и для меня теплое слово поддержки. Мой друг, моя помощница... Тебя называли “белолицей персиянкой” и “бриллиантом в короне”. Твою красоту, ничуть не льстя, воспевали поэты всех стран. Но что было бы в ней без мудрости? И лишь тебе я мог доверить главную печать. Лишь в твоих советах видел искреннее желание блага мне и государству. Меня достигали беззлобные ухмылки, когда важная церемония или встреча с чужеземным принцем переносилась только потому, что ты не могла присутствовать на ней.


И мнение твое не принято было оспаривать. Ты видела все сразу, а они понимали позже, и я преклонялся перед твоей прозорливостью. Во время бесед с послами я и сейчас, случается, замираю, прислушиваюсь, пытаясь уловить твой тихий голос. Что ответила бы ты, мой главный и бескорыстный советник, моя святыня?


Возлегаю на “Павлиньем троне”, давая аудиенцию, а рука тянется погладить прекрасных птиц с изумрудными глазами на его колоннах, которых касались твои нежные пальцы. Снова смотрю на стену “Диван-и-хаса” под драгоценным серебряным потолком, украшенную резьбой и инкрустациями - с персидским изречением:
“И коли есть блаженство рая на земле,
то здесь оно, а более - нигде”.


Но роскошь дворцов и все богатства мира я хотел лишь положить к твоим ногам. И придя в города, сложенные из песчаника, оставлял их мраморными - во имя твое. Когда ты видела что-то прекрасное, оно умножалось от восхищения в глазах твоих.

Меня называют великим зодчим, я могу выразить мысли в формах и линиях, но когда мне хотелось сказать о своей любви к тебе, я не находил слов, чтобы передать всю силу ее и нежность.

Со свадебных дней я понял, что нет и не будет у меня никого роднее тебя. Может, это общая наша персидская кровь, восходящая к деду Гьяс-Бегу? Не знаю. И не знаю, что в тебе любил больше - глаза, длинные и таящие загадку, или уста твои - верхняя губка чуть полнее нижней, и оттого ты, если была усталой или грустной, становилась похожей на обиженного ребенка, и хотелось прижать тебя к сердцу и сделать все, даже невозможное, только бы вернулась радостная улыбка, только бы снова появились веселые ямочки в уголках губ. Твои ласковые руки... Тонкие и прохладные пальцы ложились на мой лихорадочный лоб - и уходили болезни, и мысли становились яснее. Твое сладостное тело - два десятилетия оно дарило мне несказанное блаженство, отдавая себя без остатка мне и детям. Твое бедное тело, такое теплое и нежное, девять раз корчилось в родовых муках, и боль разрывала чрево. Все ли дети достойны твоих страданий?


Ты гордилась бы нашей дочерью. Я и Джаханара - ты поручила нас друг другу на смертном одре. И я всегда чувствовал заботу нашей девочки. Но, странно, только дочь унаследовала мою страсть к зодчеству. Ее влекли чертежи мастеров, и я доверил ей возведение собора Джама-Масджида. И теперь это любимая мечеть жителей Агры. Дара Шукох - я всегда питал к нему слабость и позволял заниматься философией в ущерб обретению боевого опыта. Он и сейчас возле меня. Я отдыхаю душой, беседуя с ним, впитавшим учения суфиев. Другие... Шуджа - убежденный шиит, а Аурангзеб шиитов ненавидит. Аурангзеб - главная моя боль. Родная моя, если бы ты дольше оставалась с нами, тебе удалось бы смягчить его жестокий нрав и властолюбие, наделить его гибкостью ума и уважением к старшим. Как нам не хватает твоей мягкой мудрости!


Время утекает с водами Джамны. На девятнадцатом году ты стала моею, восемнадцать лет счастье подарила ты мне, и еще столько же понадобилось для возведения Тадж-Махала. Если бы знать, сколько еще мне отпущено судьбой для пребывания в мире бренном... Я бы возвел свою усыпальницу. Так и вижу ее: черный мраморный дворец - зеркальное подобие твоего, белого - возносится на противоположном берегу. Осенью вода подступает к самым ступеням, и над нею легкой дугой двуцветный мост соединяет дворцы, словно супружеские покои... Кружевной мост, в плетении которого черные нити мои, а белые - твои.


Ты помнишь, как впервые в порыве уничтожающей страсти я назвал тебя нежным именем - Лаъла? Лаъла - алая капля рубина, пламенные уста, кровиночка моя. Я не тороплю время, но иногда душа моя рвется в стремлении соединиться с тобой...


Шах Джахан поднялся с колен. Две свечи из трех догорели. Он с подсвечником в руках ступил в верхний зал. Откуда-то дунул ветерок, коснулся истаявшей свечи. Пламя дрогнуло и погасло.Он словно ощутил рядом дыхание любимой.


- Лаъла, - тихо проговорил шах. Чей-то шепот стал ему ответом.
- Лаъла! - громко воскликнул он тогда и, потрясенный, долго слушал, как откликнулся храм.

Многократное эхо под куполом все пело и пело песню вечной любви».


Рабиндранат Тагор называл Тадж-Магал «слезинкой на лице вечности», а Редьярд Киплинг - «самой чистой из вещей». Шах-Джахан построил его в память о своей второй жене Мумтаз, умершей при рождении их четырнадцатого ребенка. Тадж-Магал (”Корона, вершина”), первоначально названный Шах-Джеханом “Тадж-Бибика-Рауза” (”Усыпальница царицы сердца”).


Эти события происходили в Индии в шестнадсатом столетии. Шах - Джахан был императором Империи Моголов. А его супруга Мумтаз - Махал была дочерью министра. Она родилась 15 апреля 1592 года и была лишь на год младше Шаха Джахана. По легенде они познакомелись на рынке. В тот момент Мумтаз Махал продавала на рынке деревянные украшения, а Шах - Джахан ходил по рынку. Когда он увидел девушку, она сразу ему настолько понравилась, что он захотел взять её в жены. Ихняя помовка состоялась, когда Шах - Джахану было 16 лет, а Мумтаз - Махал 15. Официальная свадьба проведена через пять лет - 10 мая 1612 года. Он был еще наследным принцем. Он взошел на трон 14 февраля 1628 года и стал пятым императором династии Бабура, а его жена стала называться Мумтадж Магал Бегим, т.е. царица Мумтадж Магал. Хотя у Шаха Джахана были и другие жены и дети от них, но видно они не принимались в расчет, т.к. нигде в официальных документах о них нет сведений. Она была счастлива в любви и браке, она страстно любила своего мужа и жила только им.

Но жизнь ее была коротка.
Тадж биби, как звали ее придворные родила ему 14 детей, из которых выжили лишь восемь: четверо сыновей и четверо дочерей. Самым старшим из них был Аурангзеб. 17 июня 1631 года она умирает в возрасте 39 лет.


«Падишах не выдержал, разрыдался, упал на колени перед ней в присутствии потрясенных придворных. Она вытерла ему шалью слезы, пытаясь утешить его. Оба рыдали обнявшись.

Придворный поэт писал: «Описать их горе у человека не хватит сил”. Шах Джахан обещал исполнить все, что она пожелает. Она просила его больше не жениться и не заводить больше детей, чтобы у ее сыновей не было соперников в претензиях на трон. «Во - вторых, - говорила она,- прошлой ночью во сне я видела красивый дворец, подобно которому, наверное, нет ничего во всем мире. Постройте в память обо мне такой дворец и похороните в нем мои останки. Он должен быть уникальным, исключительно красивым и совершенным». «Но как мне узнать, каким он должен быть?» - спросил он. «Вам принесут его проект», - сказала она ему. В этот момент раздался пронзительный детский крик. Родилась последняя дочь Дахра-ара бегим, и в тот же миг Мумтадж Магал не стало. «Аллах Акбар»,- прошептала она последние слова. «Аллах Акбар», - ответил Шах Джахан.


Ее любовь была взаимной. Она стала для него смыслом жизни, объектом неутолимой и непреодолимой любви. Ее похоронили в одном из садов на окраине Агры и в течение шести месяцев ее тело находилось там.


Это время Шах Джахан, божья тень на земле, изучал проекты дворца, который он обещал построить для Мумтадж Магал. Но все представленные варианты были им отвергнуты.


Однажды ночью к нему во дворец проник незаметно для стражи дервиш и дал ему несколько листов самаркандской бумаги, с чертежами и планами. “Саиб баба, - сказал он, - вот дворец, о котором вам говорила Сахиб биби перед смертью”. Шах Джахан рассматривал их, дервиш исчез также незаметно, как и появился. Проект ему понравился, и он дал приказ немедленно начать подготовительные работы.


Весь проект, планировка, конструкции сооружений все было основано на тщательных математических расчетах. Десятки математиков должны были обосновывать каждый шаг строительных работ. Он распахнулся на площади 100 гектаров, и все сооружения связаны между собой единой логической системой и правильных математических и геометрических увязок. Венециансие архитекторы, посещавшие Тадж Магал в XVIII веке писали, что сам Архимед Сиракузийский не мог бы найти более правильного решения планировки комплекса.


Английские ученые, исследования Тадж Магал в 1815 году пришли к выводу о безупречности математических расчетов при строительстве сооружений и высокого качества работ. Они высказали мнение, что дворец будет стоять вечно, т.к. построен ” в полном соответствии с природными и общественными требованиями”.


Почти триста пятьдесят лет стоит этот мавзолей, не потеряв своей первозданной красоты. Время благоговейно сохранило его, стихийные бедствия пощадили его, а воины во время войн становились стражами всего комплекса, стремясь не допустить ему ущерба.


Приводятся 644 айята Корана из 24 сур. Сюда ушло 74 камня сапфира, 144 рубина, 625 алмаза, 50 связок жемчуга и 97 топаза. С Цейлона везли ляпис-лазурь, с гор золото в слитках, из Йемена корнелин, фирузу с Тибета, коралл с побережья Индийского океана, аджубу (камень-чудо) из Сурата, хризолит с берегов Нила, оникс из Южной Индии, красный камень отовсюду.

Здесь царит вечная весна. Все цветет круглый год. Не успевает отцвести одни растения, как начинают цвести другие. Вся внутренняя площадь обсажена красивейшими декоративными деревьями, доставленные со всех уголков Индии. Искусственные ирригационные сооружения наполняют его водоемы кристально чистой родниковой водой, доставляемых из родников. В течение всех этих сотен лет день и ночь 85 фонтанов работали не останавливаясь ни на минуту.


Строительство Тадж Магал продолжалось 16 лет. Ежегодно работало до 40 тысяч рабочих. Но постоянных строителей было всего 25 тысяч, которые осуществляли самые ответственные работы. После строительства Тадж Магал Шах Джахан серьезно заболел. Однажды ему стало настолько плохо, что придворные разнесли слух о его смерти.


Оба старших сына. Даро и Аурангзаб, оба дети от Мумтаз Магал, рванулись к власти. Война за корону длилась пять лет. Вся несметная казна делийских императоров хранилась в Агре. Агра с Тадж Магалом были главными призами победителю в этой самой схватке двух родных братьев. Даро был слаб, да и умом не удался. Шах Джахан стал на его сторону, рассчитывая, что в случае его победы, он будет продолжать царствовать, а Даро будет игрушкой в его руках. Он отдал ему всю казну и армию. Это было ошибкой. В войне Аурангзаб одержал победу. Даро был казнен, а отец-император оказался в его руках пленником, поддержавшим его врага. Его закрыли в его покоях, а все необходимое приносила ему прислуга.


Жизнь медленно, но верно угасала в нем. Отстраненный от власти, он просил сына, нового властителя Индии, дать ему возможность видеть Тадж Магал. Аурангзаб исполнил его просьбу и велел соорудить на берегу Джамны, прямо против Тадж Магал, крепость и в одном из помещений поместить отца с окнами, выходящими на мавзолей. Слуг ему не полагалось. При нем неотступно, вплоть до его кончины, была его последняя дочь Дахра-ара бегим, родившаяся одновременно со смертью своей матери Мумтадж Магал 17 июня 1631 года, свидетельница его императорской мощи и спутница его бессильной и унылой старости. Шах Джахан скончался 22 января 1666 года, проведя семь лет своей жизни в заточении, с утра до вечера наблюдая за своим чудом Тадж Магал. По повелению Аурангзаба его тело похоронено рядом с Мумтадж Магал.

Тадж-Махал - самая роскошная из ныне известных гробниц - была построена в 17 столетии на севере Индии в городе Агра. Великий Шах-Джахан возвел это великолепное здание из белого мрамора в честь Мумтаз-Махал - своей умершей супруги. Уже несколько столетий это монументальное строение считается памятником истинной, настоящей любви мужчины к своей женщине. Элизабет Байленд в своей книге «Три мудреца Востока» так описала историю любви могущественного правителя Шах-Джахана и его любимой Мумтаз-Махал.

«Эта персидская девушка стала для молодого индийского правителя воплощением мечты. Он находил в ней вдохновение для своих великих дел и начинаний. Спустя столетия их образы все также неотделимы друг от друга. О том, как тесно были переплетены их жизни, какие чувства испытывал великий шах к своей любимой, говорят поэтические строки о том, что «трону мира» он готов предпочесть самый маленький локон, ниспадающий на «ее изящную шею».

Во времена жизни Шах-Джахана пожелания члена величественной династии Моголов относительно количества жен и наложниц не ограничивались никакими законами, указами либо общественным мнением. Индийский правитель волен был брать женщин столько, сколько сочтет необходимым, и использовать их по своему желанию и усмотрению. Однако совершенно определенно известен тот факт, что правитель Шах-Джахан никогда не ставил свою возлюбленную жену в условия соперничества с другими женщинами. Истории известно о существовании еще двух жен, но в этих случаях речь может идти только о политических браках и не более того.

Отдавая дань своей великой любви к женщине, Шах-Джахан возвел для Мумтаз-Махал прекрасный, самый роскошный на тот период времени беломраморный дворец, являющийся уникальным произведением архитектурного и художественного искусства и по сей день. Мраморные колонны - резные, словно кружево - упирались в потолок со знаменитой надписью, выполненной золотыми красками: «Если существует рай на земле, то он здесь, он здесь, он здесь». Стены великолепного дворца украшали мозаики, выложенные драгоценными камнями и изображавшие экзотических птиц и прекрасные цветы.

Смерть настигла жену императора Шах-Джахана в родах. Мумтаз-Махал покинула своего мужа, подарив ему четырнадцатого ребенка. Старый персидский манускрипт повествует о том, что когда императору стало известно о приближающейся кончине своей горячо любимой Мумтаз, он горько заплакал, скорбя о любви к этой женщине. По всем помещениям дворца раздавался такой плачь, что казалось, что погасли звезды, на землю обрушился великий потоп и наступил великий судный день. Но великое горе разбудило его дар, его великий талант: Шах-Джахан принял решение построить для своей возлюбленной Мумтаз гробницу, подобную прекрасному венку любви к единственной женщине.

В те давние времена все прекрасные и знаменитые строения служили монументами для правителей - гордых и напыщенных, памятниками богатых городов, либо храмами для поклонения богам. И только Шах-Джахан в чистоте и красоте белого мрамора воплотил истинные чувства, связывающие мужчину и женщину, настоящее слияние душ. Более двух десятков тысяч рабочих возводили последний приют для Мумтаз-Махал - возлюбленной королевы великого Шах-Джахана - в течение 17 долгих лет.

Здесь важно знать, что культура тех времен, к которым принадлежали Мумтаз и Шах-Джахан, предполагала полное подчинение и зависимость женщины от мужа. В этой культуре не было эмансипации или матриархата: женщины не требовали господства или равенства с мужчинами. Но Мумтаз-Махал все-таки получила признание своего мужа, получила его преданную любовь, уважение и почитание. Самым дорогим подарком, преподнесенным мужчиной любимой женщине, самым ярким признанием в бесконечной любви стал Тадж-Махал - дворец, который Шах-Джахан возвел для своей любимой Мумтаз-Махал.

Возлюбленная жена Шах-Джахана отличалась необыкновенной привлекательностью. Ее прекрасное лицо с большими черными глазами совершенной формы в окружении длинных шелковистых ресниц, изящными бровями, напоминающими изогнутые крылья ласточки, обрамляли длинные черные локоны. Кожа ее была белой и бархатистой. Но только прекрасными внешними данными не ограничивались достоинства Мумтаз-Махал.

У нее был благородный ум, искренний и непорочный. Дружелюбие и приветливость сопровождали ее на протяжении всей ее жизни. Невероятное терпение позволяло ей выдерживать все тяжкие, выпавшие на ее долю испытания. В жизни Мумтаз с мужем был тяжелый период перед восхождением на трон, когда были попытки устранить Шах-Джахана.

Будущий правитель в поисках безопасности кочевал с места на место, скрываясь от преследования императорской армии. Принц в то время лишился поддержки многих друзей и советников, и только верная и любящая Мумтаз-Махал была рядом со своим мужем всегда, сопровождая его в тяжелых походах и скитаниях, стойко перенося все лишения кочевой жизни.

Мудрость, рассудительность и проницательность были верными спутниками Мумтаз-Махал на протяжении всей жизни. Благодаря этим своим качествам она пользовалась безграничным доверием своего мужа в делах как личного, так и государственного характера. Она была для него превосходным советником по самым разным вопросам. Человеколюбие, доброта и милосердие были у нее в крови. Ни одна просьба из огромной толпы просителей не оставалась без ее внимания. Многие подданные, приговоренные к смерти, были обязаны ей своей жизнью, помилованием и императорским прощением за содеянные преступления. Мумтаз-Махал помогала всем, кто к ней обращался за помощью: нуждающимся, сиротам, вдовам.

Мумтаз-Махал полностью соответствовала понятию идеальной жены. Своей красотой, умом и изяществом она пленила своего мужа. Когда ей требовалось склонить Шах-Джахана на свою сторону, она делала это так искусно, что никто из окружающих о ее намерениях не имел ни малейшего представления. На протяжении всей жизни этой супружеской пары ощущалось всестороннее влияние Мумтаз-Махал на своего мужа - могущественного правителя Шах-Джахана.

За долгие 4 десятилетия, в течение которых правил Шах-Джахан, известно лишь о трех войнах, связанных с отражением нападения и с подавлением мятежей. Возможно, причиной такого длительного мира было влияние Мумтаз-Махал на своего царственного мужа. Истории не известно ни одного эпизода за 40 лет владычества Шах-Джахана, связанного с кровопролитием или жестокостью по отношению к народу. Успех его царствования заключался в грамотной внешней политике и справедливом внутреннем судопроизводстве.

Сегодня совершенно очевидно, что воздействие Мумтаз-Махал на формирование и становление характера своего могущественного мужа Шах-Джахана было глубоким и всеобъемлющим. Хотя в летописях нет никаких записей или высказываний императора на эту тему, как нет и никаких документов, подтверждающих информацию о Мумтаз-Махал, как об общественном деятеле. Все, что сегодня доступно взгляду современных жителей планеты - это прелестный образ, сияющий драгоценным камнем в прекрасной оправе величия и могущества.

) - в девичестве Арджуманад Бану Бегам, любимая жена правителя империи Великих Моголов Шах-Джахана .

Биография

Она была дочерью известного сановника падишаха Джахангира визиря Абдул Хасана Асаф-хана . Имя Мумтаз-Махал своей невестке дал отец Шах-Джахана Джахангир во время свадебной церемонии. Оно означает «Украшение дворца».

Дети Мумтаз-Махал

  1. Хуралнисса Бегам (1613-1616)
  2. Джаханара Бегам (1614-1681)
  3. Падшахзаде Дара Шикох (1615-1659)
  4. Шахзаде Мухаммад Султан Шах Шуджа Бахадур (1616-1660)
  5. Рошанара Бегам (1617-1671)
  6. Падишах Мухйи уд-Дин Мухаммад Аурангзеб (1618-1707)
  7. Шахзаде Султан Умид Бахш (1619-1622)
  8. Сурайя Бану Бегам (1621-1628)
  9. Шахзаде Сын (1622)
  10. Шахзаде Султан Мурад Бахш (1624-1661)
  11. Шахзаде Султан Луфталла (1626-1628)
  12. Шахзаде Султан Даулат Афза (1628 - 1629)
  13. Хуснара Бегам (1630)
  14. Гаухара Бегам (1631-1707)

Напишите отзыв о статье "Мумтаз-Махал"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Мумтаз-Махал

* * *
От автора: Прошло много-много лет после моей встречи с Изидорой... И уже сейчас, вспоминая и проживая бывшие далёкие годы, мне удалось найти (находясь во Франции) любопытнейшие материалы, во многом подтверждающие правдивость рассказа Севера о жизни Марии Магдалины и Иисуса Радомира, которые, думаю, будут интересны для всех, читающих рассказ Изидоры, и возможно даже помогут пролить хоть какой-то свет на ложь «правящих мира сего». О найденных мною материалах прошу читать в «Дополнении» после глав Изидоры.
* * *
Я чувствовала, что весь этот рассказ давался Северу очень непросто. Видимо, его широкая душа всё ещё не соглашалась принять такую потерю и всё ещё сильно по ней болела. Но он честно продолжал рассказывать дальше, видимо понимая, что позже, возможно, я уже не смогу ни о чём более его спросить.

На этом витраже Магдалина изобра-
жена в виде Учителя, стоящего над
королями, аристократами, филосо-
фами и учёными...

– Помнишь ли, Изидора, я говорил тебе, что Иисус Радомир никогда не имел ничего общего с тем лживым учением, о котором кричит христианская церковь? Оно было полностью противоположно тому, чему учил сам Иисус, а после – и Магдалина. Они учили людей настоящему ЗНАНИЮ, учили тому, чему мы учили их здесь, в Мэтэоре...
А Мария знала даже больше, так как могла свободно черпать своё знание из широких просторов Космоса, после того как от нас ушла. Они жили, тесно окружённые Ведунами и одарёнными, которых люди позже переименовали в «апостолов»... в пресловутой «библии» оказавшихся старыми, недоверчивыми иудеями... которые, думаю, если бы могли, по-настоящему тысячу раз предали бы Иисуса. «Апостолами» же его в реальности были Рыцари Храма, только не построенного человеческими руками, а созданного высокой мыслью самого Радомира – Духовного Храма Истины и Знания. Этих рыцарей вначале было всего лишь девять, и собрались они вместе для того, чтобы в силу своих возможностей оберегать Радомира и Магдалину в той чужой и опасной для них стране, в которую так безжалостно швырнула их судьба. А ещё задача Рыцарей Храма состояла также и в том, чтобы (случись что-то непоправимое!) сберечь ИСТИНУ, которую несли «душой пропавшим» иудеям эти двое чудесных, светлых людей, отдававших свой Дар и свои чистые Жизни за покой на их любимой, но всё ещё очень жестокой планете...

Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве Мудрова Ирина Анатольевна

Мумтаз Махал и Шах-Джахан

Мумтаз Махал и Шах-Джахан

Моголы завоевали Индию еще в XVI столетии и перенесли столицу из Дели в Агру. Шах-Джахан, потомок Чингисхана, был выдающимся полководцем, предводителем Великих Моголов. Он был третьим сыном императора Джахангира, правил в Индии в первой половине XVII века. В 1612 году, будучи еще принцем, он взял себе третью жену - девятнадцатилетнюю Арджуманад Бану Бегам, племянницу любимой супруги императора, что существенно прибавило ему шансов в борьбе за престолонаследие.

После смерти Джахангира наследник провозгласил себя в Агре императором, приняв тронное имя Шах-Джахан.

У Шах-Джахана, как и положено высокому правителю в Индии, был огромный гарем. Но любимой женой его была Арджуманад. Еще во время свадебной церемонии отец Шах-Джахана Джахангир дал ей имя Мумтаз Махал, что означает «Украшение дворца». Шах так сильно любил свою избранницу, что не мог расстаться с ней ни на час. Мумтаз Махал стала человеком, которому он полностью доверял и даже советовался. Она единственная из его гарема сопровождала в военных походах. За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. В 25 лет Мумтаз Махал родила третьего сына - Аурангзеба, - который стал впоследствии великим правителем.

Мумтаз Махал не пережила тяжелых родов 14 ребенка. Произошло это во время возвращения из удачного военного похода на Декан, в лагере, разбитом под Бурханпуром. Ей было 38 лет, шаху - 39. Шах-Джахан был настолько охвачен горем, что едва не покончил жизнь самоубийством. Перед смертью она просила мужа никогда больше не жениться и построить в ее память мавзолей.

Остаток жизни шах посвятит грандиозному проекту, который был бы достойным по красоте его любимой жены, а по величию - силы его чувств. Мавзолей назвали Тадж-Махал. На строительство комплекса было приглашено более 22 000 мастеров со всех концов империи. Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь - серебристым. Из-за жары (Агра - самый жаркий город в Индии), пар, исходящий от земли создает иллюзию, что дворец парит над землей, как душа прекрасной Мумтаз.

Дворец стал не только символом любви, но и свидетельством необузданных амбиций монарха. По задумке Шах-Джахана напротив Тадж-Махала, на другом берегу реки, должен был стоять построенный из черного мрамора его собственный мавзолей. Влюбленных соединял бы черно-белый ажурный Мост вздохов - символ вечной, нетленной, неподвластной времени любви. Индия была разорена войнами и расточительным проектом, второй такой казался безрассудством, народ стал роптать. Мавзолей был делом жизни императора - он забыл о том, что владыке, желающему сохранить трон, нужно быть безжалостным, нетерпимым и коварным. Таким стал Аурангзеб, третий сын Шах-Джахана и Мумтаз Махал, храбрый воин и не знающий сомнений исламский фанатик. Он расправился с братьями и в 1658 году захватил власть. Потом он разогнал зодчих и камнерезов, а отца заточил в собственных покоях - угловой башне крепости. Бывшему императору оставили нескольких слуг и серебряное зеркало, в котором он ловил отражение минаретов Тадж-Махала: через много лет заточения старик наполовину ослеп и почти ничего не видел вдали. Он умер в 1666 году в возрасте 74 лет.

Прах императора по воле Аурангзеба был перенесен в Тадж-Махал ночью и захоронен без почестей.

Аурангзеб создал мощную, внушавшую ужас соседям державу: его слово было законом, ему повиновались сотни тысяч свирепых конников, по его приказу с лица земли исчезали целые города, при нем государство достигло наибольшей протяженности и могущества. Смерть почти 90-летнего Аурангзеба привела к междоусобию его сыновей и внуков и распаду государства. Сейчас его не помнит никто. Память о его матери, воплощенная отцом в прекрасный мавзолей, пережила века и восхищает народы мира.

Из книги Любовные истории автора Останина Екатерина Александровна

Легенда о Шах-Джахане и его возлюбленной Мумтаз. Пожертвовать короной ради любви Согласно легенде, Шах-Джахан встретил свою возлюбленную на базаре. Девушка была настолько красива, что деревянные бусы, которые она продавала, показались принцу великолепными бриллиантами.

Из книги Непарадные портреты автора Гамов Александр

XI. Людмила, Джахан, Любовь, Валентина (ПОРТРЕТЫ

Из книги Размышления странника (сборник) автора Овчинников Всеволод Владимирович

2. Джахан Поллыева: «Ну и мысли у мужчин!» Помощник Президента России Джахан Поллыева, которая руководит спичрайтерами, отказывала мне в интервью одиннадцать раз. Пришлось воспользоваться банальным, но проверенным способом: я дождался весны, купил букет тюльпанов и

Из книги 100 историй великой любви автора Костина-Кассанелли Наталия Николаевна

Хава-Махал (Дворец ветров) Дворец магарджи тоже кажется иллюстрацией из волшебной сказки. Сказочным выглядит его розовый цвет, его изысканные аркады. Главным декоративным элементом дворца служит резьба по мрамору. Перед входом во дворец стоят два больших металлических

Из книги автора

Нур Джахан и Джахангир У каждой великой истории любви есть своя предыстория. Династия Великих Моголов, правившая в Индии, началась с Бабура – завоевателя из клана Тимуридов. Бабур, приходившийся великому Тамерлану прапраправнуком, был не только замечательным

Легенда гласит, что в возрасте 15 лет, князь, который вскоре станет «королем мира» впервые увидел 14-летнюю Арджуманад Бану Бегам (будущую Мумтаз Махал) на восточном базаре, развернувшемся недалеко от Королевского дворца. Кто-то считает, что красавица была бедной девушкой, но на самом деле «луналикая дева» имела знатное происхождение, являясь дочерью главного министра королевства. Ожидание свадьбы заняло долгие пять лет, церемония откладывалась по ряду причин.

Во-первых, принцу Хурраму (настоящее имя Шаха Джахана) предназначалась в жены персидская принцесса, ну, а во-вторых, бракосочетания при дворе принято было совершать согласно астрологическому прогнозу, а благоприятная дата наступала лишь в 1612 году. Поскольку ислам разрешал многоженство, то препятствий к браку между Арджуманад и Хуррамам не было, оставалось лишь ждать. В течение целых пяти лет влюбленные не могли видеть друг друга, но юношеское чувство лишь крепло, в итоге свадьба состоялась. На бракосочетании отец жениха, император Джаханджир «переименовал» свою невестку Арджуманд Бану. Дело в том, что по традициям Моголов, представительницы королевской семьи получали новое имя после своего замужества или других важных моментов жизни, которое и использовалось в последствие публично. Так «родилась» Мумтаз Махал (значение имени: «Украшение Дворца»).

К слову, в 1612 году Хуррам еще не взошел на престол, коронация случится гораздо позже, в 1628 году. Вообще-то принц имел мало шансов перенять бразды правления у своего отца, потому что не был старшим среди многочисленных отпрысков правителя Моголов Джаханжира. Однако император всегда выделял Хурамма среди других детей и даже нарек его Шахом Джаханом, что в переводе означало «Властитель Мира». Принц Хуррам пользовался заслуженной любовью при дворе, ведь он был не только образован и хорошо разбирался в искусстве, но и немало поспособствовал укреплению империи, одерживая многочисленные победы в военных кампаниях.



Считается, что к трону Хуррама привела случайность. Однако историки предполагают, что коварный принц подстроил смерть своего старшего брата и смог взойти на престол, сменив на посту старого и больного Джаханжира. Все это время преданная супруга Мумтаз Махал была верной соратницей и компаньонкой мужа, сопровождала царевича в военных походах, помогала советом в государственных делах. Современники утверждают, что Шах Джахан не обращал никакого внимания на остальных жен и наложниц, пока его супруга была жива. Мумтаз не только была хорошей женой, но и стала матерью для 13 детей Джахана. Не смотря на частые роды и тяготы походной жизни, верная супруга была всегда рядом со своим властителем.



Итак, лишь 1628 году Шах Джахан стал Императором огромного королевства. Историки отмечают, что его царствование принесло огромную пользу для государства. В этот период империя Моголов крепла и богатела, а основным принципом, характеризующим политику правления Джахана, стала фраза: «Если и есть рай на Земле, то он находится здесь».

Однако древняя восточная поговорка гласит «Сладость удовольствия не бывает без горечи….» Спустя три года, после восшествия на престол Хуррам был вынужден отправиться в новый военный поход, на этот раз путь лежал в Бурханпур для того, чтобы подавить восстание и навести порядок во взбунтовавшейся провинции. Мумтаз Махал как обычно решила последовать за мужем, не смотря на то, что находилась на сносях.


Именно в Бурханпуре королева родила своего 14-ого ребенка, спустя несколько дней после родов ослабевшая женщина умерла. Причиной тому стала инфекция, с которой не смог справиться ослабевший от частых беременностей организм женщины. В то время Мумтаз было всего 36 лет.

Придание гласит, что убитый горем Шах Джахан поклялся умирающей жене, что создаст для нее мавзолей невиданной красоты, который увековечит их любовь в веках. Правитель сдержал свое слово – после смерти жены единственной заботой и отрадой для него стало строительство усыпальницы.

Первоначально могила Мумтаз находилась Бурханпуре, и лишь спустя какое-то время останки доставили в Агру и захоронили недалеко от быстрой реки Ямуна. На месте погребения было начато строительство мавзолея, которое длилось около 22 лет.

Возведение усыпальницы было завершено в 1648 году (хотя возможно, отделочные работы продолжались вплоть до 1652 года) и обошлось правителю в 32 миллиона рупий. Судя по дошедшим до нас письменным источникам, главным архитектором Тадж-Махала был некто Устад-Иса, известнейший агрийский зодчий того времени. Кроме него, к строительству было привлечено множество мастеров из Дели, Лахоры, Мултана, а также из Багдада, Шираза и Бухары. В общей сложности над Тадж-Махалом трудились не менее двадцати тысяч человек. Существует мнение о том, что к строительству привлекались также архитекторы и художники из Италии и Франции, но в архитектуре Тадж-Махала наиболее четко прослеживается преемственность монументального древнеиндийского искусства в сочетании с элементами средневекового зодчества Ирана и Средней Азии.



Считается, что даже Шах-Джахан мог приложить руку к строительству усыпальницы, по крайней мере, сама идея, концепция здания точно принадлежит ему. Император обладал глубокими познаниями в искусстве и был хорошим художником к тому же, на создание Тадж-Махала его вдохновляла огромная, всепоглощающая любовь к Мумтаз. Шах Джахан воплотил в мавзолее свое видение мира, мира гармоничного, изящного и чистого. Тадж-Махал стал не только материальным воплощением любви, но и символом великой эпохи.

Отметим, что усыпальница Мумтаз выстроена в строгих канонах исламской архитектуры, поэтому имеет некую схожесть с мечетью. На это указывают: минареты, купола, стрельчатые пологие арки, арабская вязь и растительный орнамент на стенах и фасаде здания. Тадж-Махал воздвигнут на квадратной платформе (186 на 186 футов) с четырьмя усеченными углами. Таким образом, мавзолей имеет форму неправильного восьмиугольника.

Как уже и говорилось выше, при создании Тадж-Махала использовался причудливый арабский стиль, в котором каждый элемент неповторим, и при этом превосходно вписывается в общую архитектурную композицию. Кроме того, все строения комплекса подчиняются строгой симметрии. Основной материал для строительства - белый мрамор, его доставляли на специальных повозках из месторождения, находящегося в 320 км. от Агры.



Центральный купол мавзолея достигает 58 футов в диаметре, и поднимается ввысь на 213 футов (74 метра). Его окружают четыре купола меньших размеров, а чуть дальше высятся четыре изящных тонких минарета, которые, словно часовые, охраняют покои Мумтаз от незваных гостей. Примечательно, что башни возведены под углом, они немного отклонены назад – это вовсе не огрех в проектировке, а продуманная деталь. Такое положение минаретов спасло бы усыпальницу от разрушения при землетрясении. Кстати, не чудо ли, что Тадж-Махал ни разу не был сильно поврежден из-за сильных подземных толчков, столь частых в этой сейсмически активной зоне?
Вся поверхность Тадж-Махала (как внутри, так и снаружи) украшена резьбой и инкрустирована полудрагоценными камнями, такими как агат, яшма, бирюза, малахит, сердолик. А над каждой аркой, ведущей в усыпальницу, вырезаны цитаты из Корна, чьи затейливые завитки-узоры, придают еще большую прелесть усыпальнице. Кроме того, большая часть стен и панелей внутри мавзолея изукрашена затейливым мусульманским орнаментом.

В центре мавзолея, лежат останки императрицы и Шаха Джахана. Кенотафы (ложные гробницы) окружены мраморной изгородью, которая искусно декорирована ажурным орнаментом и самоцветами. В тех гробницах, что расположены в погребальной камере на самом деле нет тел, они захоронены в склепах под ними. Находясь внутри усыпальницы, так легко представить себе как некогда убитый горем правитель проливал слезы над могилой жены. И в те далекие времена лучи солнца также как и сейчас озаряли саркофаг Мумтаз, и исходящий свет ласкал лицо и руки скорбящего мужа, словно нежные прикосновения пальцев его возлюбленной королевны. Лишь голос муллы, читающего суры из Корана, гулко отдаваясь эхом, рассекал тишину, тишину и покой, нашедшей здесь последнее пристанище «луналикой девы»….



Мавзолей Тадж-Махал - это часть огромного комплекса, состоящего из главных ворот, ведущих в великолепный, искусно разбитый сад. Сюда же входит мечеть, гостевой дом (приемный зал) и еще несколько других роскошных зданий. Мечеть, выстроенная из красного песчаника, также привлекает внимание паломников и туристов. Особенно интересны красивые ворота, украшенные 22 куполами, символизирующими количество лет, затраченных на строительство Тадж–Махала.

Тадж-Махал стоит в самом конце этого комплекса, на берегу реки Ямуны. В настоящее время он потерял часть былого великолепия - вандалы не пожалели и этого шедевра архитектуры. Так, во время одного из набегов неприятеля были украдены серебряные ворота, безвозвратно исчезло жемчужное покрывало, которым убирали кенотаф Мумтаз, часть самоцветов была выдолблена из фасада здания и внутренних стен … Однако Индийское правительство старается поддерживать памятник в достойном состоянии. Так же этот объект занесен в список культурно-исторических ценностей мира и охраняется ЮНЕСКО. Интересно, что для реставрации стен до сих пор используют старинное индийское косметическое средство, приготовленное на основе извести и молока. Эту «маску» наносят на мраморные стены здания, что позволяет отбелить их очистить от загрязнений.
Достойное обрамление Тадж-Махалу – великолепный парк, который имеет четкую планировку. Возможно, именно здесь приложили свои умения приглашенные европейские мастера. В центре огромного сада расположен бассейн, разделяющий комплекс на четыре части, которые, в свою очередь, также делятся на равные секции. Весь комплекс на две половины делит оросительный канал, протянувшийся через всю территорию сада. К минаретам Тадж-Махала ведут дорожки, выложенные плиткой.

Таким образом, сад повторяет причудливый стиль самого Тадж-Махала, где каждая деталь необычная и гармонична, но при этом подчиняется общей симметрии.


Жемчужина Индии – Тадж Махал… Сейчас, спустя много веков он остается по-прежнему прекрасным. Днем, молочно белые мраморные стены улавливают лучи яркого солнца и сами будто излучают свет, ночью – мавзолей источает лиловое сияние, а ранним утром он уже имеет розовый, словно перламутровый, окрас. Мавзолей отражается в спокойных водах реки Ямуна, загадочно сияет в утренней дымке и издалека, кажется, что Тадж-Махал парит над землей, устремляясь ввысь, к небесам. Поэт Рабиндранат Тагор сказал о Тадж-Махале: «Пусть великолепие алмаза, рубина, жемчуга исчезнет как магическое мерцание от радуги, только пусть одна слеза – Тадж-Махал ярко сияет на щеке времени…».