Василиса-Прекрасная: "Образ добра и красоты". Характеристика василисы премудрой из сказки царевна лягушка Портрет василисы премудрой из сказки царевна лягушка

Женский персонаж в русских народных сказках. Является одним из множества воплощений собирательного образа Царевны. Также встречается под именами Василиса Премудрая , Елена Прекрасная , Марья Искусница , Марья-Моревна .

Прежде чем переходить к характеристике образа, важно отметить, что все русские народные сказки имеют глубокие корни. Они неявно повествуют о тех временах, когда в обществе господствовали древние общинно-племенные порядки. Порой, популярный и, казалось бы, простой сюжет повествует о таких немыслимых, для современного человека вещах, что волосы на голове встают дыбом. Кстати, образ Василисы -Царевны здесь не исключение.

Общие черты

Итак, как выглядят сказочные девицы? Они непременно очень хороши собой. При виде царевны главный герой с первого взгляда влюбляется в нее. Причем, влюбляется даже в том случае, если видит не саму девушку, а лишь ее портрет или отражение.

Девицы почти всегда являются носителями какой-либо сверхъестественной силы, которая достается им по праву родства. Например, . Нередко, они по своей воле или против нее перевоплощаются в животных (Царевна-Лебедь, и др.).
В конце любой сказки, Царевна становится женой главного героя. Однако, путь к замужеству может быть различным. Так выделяются два основных вида таких женских персонажей:

  • кроткие и покладистые девушки, для которых замужество – спасение. Они вечно благодарны главному герою и безропотно становятся его сказочными помощницами (Царевна-Лебедь);
  • агрессивные, насильно выдаваемые замуж, старающиеся всячески отвратить от себя главного героя (Марья-Моревна, Царевна-Несмеяна).

Роль отца

Рядом с каждой сказочной девицей непременно присутствует второстепенный персонаж – ее отец. В некоторых сказках он почти нейтрален и не обладает властью. В иных же, словно руководит сюжетом. Например – царь, выдавая свою царевну замуж придумывает различные испытания для женихов. Он, вроде бы и хочет устроить судьбу дочери, но, с другой стороны, делает все, чтобы помешать женихам.

В чем подтекст ситуации?

Дело в том, что в общинах древности существовал порядок, согласно которому престолонаследие переходило не по мужской линии, а по женской. То есть, преемником на престол становился не сын царя, а муж царской дочери. Отсюда и борьба за власть.

На данный факт также указывает еще один интересный момент. Нередко, сказочная героиня, желая все же помочь будущему супругу, открывает ему какой-то секрет – указывает, где у нее изъян, отметина, отличительная особенность, и тем самым помогает пройти испытание. Речь идет о древнем родовом клеймении. Каждый род имел свои отметины – татуировки. Присоединяясь к клану женщины (элементы матриархального строя), мужчина узнавал ее клеймо и, в последствии, сам получал такое же.

Тайный дом

Девушка оказывается в заброшенном лесном доме, в окружении одних лишь мужчин. Ее роль вполне очевидна. Мужчины «сосланные» на время своей инициации или наступления половозрелости, проживают отдельно от остальной общины, узнают тайны мироздания, приобретают секретный опыт. Женщина (или женщины ), после проживания с ними, обязана забыть все, что она видела и слышала. Именно поэтому, согласно сказочному сюжету, она умирает. Ее кладут в хрустальный (кварцевый) гроб и оставляют одну.

Известно, что хрусталю в древности предавалось особое значение, так как он обладал очистительной силой. После данной процедуры, девушка могла вернуться к обычной жизни, то есть создать семью в рамках общинных устоев.

Брошенная

Нередко в сказках случается так, что сказочный герой забывает возлюбленную. Она просит его не забывать ее, а он, нарушая данное слово, возвращается в родные земли и встречает другую. Конечно, в итоге по сюжету, он возвращается к своей первой любви. Но это только в сказке.

Речь все о том же обряде инициации. Женщины, с которыми молодые мужчины вступали в связь во время своего проживания в отдалении от общины, впоследствии оставались брошенными. Мужчины возвращались в общину и заключали браки по законам своего племени. Идея о неизбежности хэппи-энда появилась в культуре лишь с наступлением эпохи христианизации. Полигамия стала порицаема. Так, сказочный герой, под влиянием совести, был вынужден вернуться к девушке, с которой имел связь ранее.

Итог

Несмотря на такую, довольно прозаичную картину первобытно-общинных отношений в сказочных сюжетах, образ Царевны (Василисы Прекрасной , Василисы Премудрой , Царь-Девицы и др.) остается одним из самых возвышенных в русских народных сказках. С особой важностью здесь подчеркивается роль женского начала, нетривиальные свойства женского ума и многие другие достоинства.

Вряд ли найти, среди русских народных сказок более известной, чем «Царевна -лягушка». Точно определить время её рождения не представляется возможным, так же, как и назвать точно её автора. Автор - народ, не зря она и называется народной. Как и все народные сказки, она имеет свой смысл, цель и предназначение: учить добру, верить в неизбежное торжество добра над злом. Неоценима её воспитательная роль, «сказка ложь, да в ней намёк-добрым молодцам урок».

Композиция сказки «Царевна-лягушка» построена по традициям русских народных волшебных сказок. Здесь есть сказочная завязка, развитие, в котором усиливается напряжение, присказки и троекратные повторы и, наконец, счастливая концовка. Особое место занимает здесь само временно-пространственное измерение мира волшебной сказки.

Анализ сказки

Сюжет

Сюжет сказки довольно сложен, множество героев наполняют её, от простых людей до сказочных животных и других волшебных персонажей. Завязка сюжета начинается с того, что царь-отец отправляет своих трёх сыновей за невестами. Для этого используется довольно оригинальный способ -лук и стрела. Куда попадёт стрела, там и ищи свою невесту. Таково напутствие отца. В результате каждый из сыновей получает себе невесту, за исключением младшего Ивана, стрела которого угодила в болото с соответствующим выбором болотного существа - лягушки. Правда, не простой, а говорящей человеческим голосом. Иван, как сказали бы сегодня, будучи человеком чести, взял лягушку по её же просьбе в качестве невесты. Нельзя сказать, чтобы он был в восторге от подобного выбора, но такова была воля отца.

В ходе повествования царь устраивает своим невесткам три испытания, два из которых старшие снохи с успехом провалили, а жена Ивана-царевича, оказавшаяся на самом деле заколдованной девушкой Василисой Прекрасной, прекрасно справилась с ними, приведя царя в восхищение. На третьем задании ей пришлось явиться на пир, устроенный в честь невестушек царём, в своём человеческом обличье, окончательно очаровав царя.

Воспользовавшись случаем, молодой муж лягушки отправляется домой, находит лягушачью шкурку и сжигает её в печи. В результате этого необдуманного поступка он лишается своей жены, которая отправляется в царство Кащея Бессмертного. Всё, что остаётся Ивану-царевичу, это отправляться следом за ней, дабы вернуть её. По пути он встречает различных сказочных зверей, готовых ему помочь за сохранённые им жизни и помощь. В числе его сторонников оказывается и сказочная Баба-яга, которую Иван покорил своей благовоспитанностью. Она же и рассказала ему об эффективном способе уничтожения Кащея. В результате длительных приключений и помощи друзей животных, Иван побеждает Кащея и возвращает Василису Прекрасную.

Главные герои сказки

Основными положительными героями сказки являются, конечно, Иван-Царевич и Василиса-Прекрасная. Иван - это воплощение доблести, храбрости и самоотверженности, готовый ради любимой идти на край света и вступить в смертельную схватку даже с таким противником, как Кащей Бессмертный. Вместе с тем, он великодушен, милосерден и бескорыстен. Все эти качества в полной мере проявляются при встрече с теми зверями, которые встречаются ему на пути. Приходит время и те, кому он помог также помогают ему в трудную минуту.

Основная идея проходит красной нитью через всю сказку - будь бескорыстен, помогай другим от чистого сердца и всё это вернётся к тебе ещё большим добром. Будь целеустремлён и неси ответственность за свои поступки, не бойся трудностей и удача будет всегда сопутствовать тебе.

Василиса-Прекрасная это идеал женщины, умной, любящей, преданной. Помимо главных героев сказка наполнена множеством героев-помощников. Это мамки- няньки, помогающие Василисе, говорящие звери, старичок, подаривший Ивану царевичу путеводный клубок и Баба -Яга, которая помогла ему найти дорогу в царство Кащея.

И, наконец, сам Кащей Бессмертный. Воплощение зла! Персонаж насколько зловредный, настолько и любвеобильный, так как в большинстве русских сказок именно он является похитителем красавиц. Поступки его далеки от нравственности, но и получает он по заслугам.

Заключение

Мораль сказки совершенно соответствует христианским заповедям. Никакие неблаговидные поступки не остаются безнаказанными. Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.

Каждая сказка несёт в себе нравственные уроки и определённую мораль, позволяющую делать определённые выводы, отличать добро от зла и воспитывать в себе лучшие человеческие качества. В данном случае, сказка учит доброте, терпимости, заботе о ближнем, трудолюбии и любви. Сказка учит тому, что нельзя делать выводы по внешнему виду. В любой непривлекательной лягушке может скрываться Василиса Прекрасная, со своим богатым духовным миром. Относиться к людям следует внимательнее и терпимее, быть скромнее и учтивее. Тогда всё у тебя всё будет получаться ладно и красиво.

Культура русских традиционных сказок, в которых народ пытался высказать свое национальное мироощущение, многообразна. Рассказчики, передающие истории из уст в уста, выдумали колоритных персонажей, которые окутаны ореолом таинственности.

Так, в национальных книгах встречаются летающая на метле , хозяин подземного царства и Василиса Премудрая, которая олицетворяет добро, заботливость и решительность. В основном эта девушка выступает как невеста главного героя, будь то или , но первоначально героиню предстоит спасти, а потом уже жениться.

Образ и характеристика


«Царевна лягушка» – пожалуй, самая популярная сказка о Василисе Премудрой, однако подобный сюжет с использованием антитезы встречается и в других странах, например, Италии и Греции. Произведение рассказывает о царе, у которого было три сына. Когда пришло время искать даму сердца, братья пустили по стреле, дабы выбрать себе невесту. Ивану-царевичу повезло меньше всех, потому что его стрела оказалась у лягушки. Но знал бы молодой человек, что в кожу земноводного облачена Василиса, жертва колдовских чар Кощея Бессмертного!

Несмотря на столь плачевное положение, девушка умудрялась справляться (при помощи колдовства или «мамок-нянек») со всеми заданиями царя, чтобы показать себя с наилучшей стороны: выткала ковер, испекла вкусный хлеб. Когда подходит время пира, Василиса сбрасывает лягушачью шкурку и предстает писаной красавицей, от которой невозможно оторвать глаз.


Иван-царевич пожелал, чтобы его супруга осталась в таком облике навсегда, поэтому втайне сжег «одежду» девушки. Но царский сын сделал ошибку, из-за которой Премудрая обязана вернуться в Кощеево царство. Поэтому главный герой, вооружившись луком, отправляется на поиски злого колдуна, дабы освободить свою невесту.

Помимо прочего, Василиса умеет разговаривать с животными, Солнцем и Луной. А в сказке «Морской царь» главная героиня перевоплотилась в утку, а своего спутника превратила в селезня, чтобы спастись от неистового владельца трона, обитателя морского пространства.

Экранизации

Сказки о Василисе Премудрой не раз превращались в мультики и кинофильмы, а роль героини исполняли именитые актрисы. Рассмотрим несколько популярных фильмов.

«Веселое волшебство» (1969)

В 1969 году режиссером Борисом Рыцаревым была поставлена киносказка по мотивам пьесы Нины Гернет и Григория Ягдфельда «Катя и чудеса». Сюжет картины вращается вокруг Кати: девочка случайным образом нашла волшебную «кощееву траву», которая может расколдовать Василису Прекрасную.


Когда уборщица Акулина Ивановна, которая в прошлом была Бабой-Ягой, рассказала школьнице историю о Кощее, они отправились навстречу приключениям, чтобы одолеть злого волшебника и спасти заколдованную девушку. Роль Василисы досталась актрисе Светлане Смехновой, а других персонажей исполнили Марина Козодоева, Андрей Войновский, Елизавета Уварова, и другие актеры.

«Там, на неведомых дорожках…» (1982)

Режиссер Михаил Юзовский порадовал заядлых киноманов кроссовером по мотивам книги «Вниз по волшебной реке». Картина рассказывает о том, как мальчик Митя Сидоров окунается в сказочные приключения и встречается с культовыми русскими персонажами, например, с Бабой-Ягой, которая предстает в облике доброй колдуньи.


Василису Афанасьевну Премудрую сыграла , которая поработала на одной съемочной площадке с Романом Монастырским, и .

«Чудеса в Решетове» (2004)

Режиссер показал любителям кинематографа оригинальную концепцию, поместив сказочных героев в современный мир. Персонажи вынуждены скитаться по свету. Они не могут оставаться на одном месте подолгу, ибо нестареющая Василиса и говорящий кот – это как минимум странно. Когда герои переезжают в провинциальный городок Решетов, там начинают твориться чудеса: то волшебная водица появляется в колодце, то бабушка Ядвига ночью летает на стиральной машинке.


В Василису перевоплотилась актриса Мария Глазкова, а в роли ее коллег по съемочной площадке выступили

Описание Царевны-лягушки из сказки «Царевна-лягушка» поможет вспомнить все об этом герое в деталях.

«Царевна лягушка» описание Василисы Премудрой

В образе лягушки нашла отражение мечта народа об идеальной героине, умной, скромной, трудолюбивой, способной победить силы зла, сотворить новый счастливый и справедливый мир.

Описание Василисы из сказки «Царевна-лягушка» : Работать умела красиво и ловко, В деле любом проявляла сноровку, Хлебы пекла и скатерти ткала, Шила рубашку, узор вышивала, Лебедью белой в танце плыла…

Василиса Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера. Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.

Основная роль героини волшебной сказки – быть помощницей своего жениха или мужа. Только благодаря ей герои сказок оказываются вместе. Именно поэтому народ и создал такой величественный образ Василисы Премудрой, соединивший в себе истину жизни, тепло и доброту души, любовь, ум.

«Царевна лягушка» характеристика Василисы Премудрой

Когда стрела младшего брата упала на грязное болото, он потерял всякий интерес к жизни, так как в жены ему досталась лягушка. С этого момента его начинают все время преследовать горькие размышления о том, что судьба распорядилась по отношению к нему очень жестоко, дав ему в жены отвратительную, пучеглазую лягушку. Однако, он и предполагает, что Царевна-лягушка – это на самом деле красивая и милая девушка, которую околдовали за то, что она ослушалась отца, в результате чего была заколдована и должна была носить лягушечью шкуру целых три года.

Всю работу по дому Царевна-лягушка делает ночью, так как жених не должен видеть ее в образе девушки. Когда царь велит каждой невесте сшить кафтан для него, то Царевна-лягушка оказывается замечательной рукодельницей и шьет такой кафтан, в котором даже не стыдно выйти королю на праздник. Когда же царь захотел, чтобы каждая из невест испекла хлеб, он даже не предполагал, какой красивый хлеб испечет невеста младшего сына. Украшен хлеб был печатными узорами, а сверху украшали его города с заставами. Когда же они Иван Царевич с невестой явились на пир, то она поразила всей своей необычайной красотой. Во время пира наследник престола совершает опрометчивый поступок, он находит лягушачью кожу и бросает ее огонь.

Василиса Премудрая очень опечалилась, так как оставалось ей носить лягушечью шкуру всего три дня, обернулась Царевна-лягушка кукушкой серой и улетела в царство Кощея Бессмертного. Теперь для него начинаются действительно настоящие приключения, поскольку его невеста оказывается в замке у Кощея и чтобы ее спасти – нужно много пройти и испытать немало трудностей.

Во время своего путешествия в царство Кощея, Иван-Царевич сталкивается и с другими животными, а именно: с зайцем, селезнем и щукой. Сначала он собирался убить их, но потом ему становится жалко животных, и он отпускает их. Животные проявляют свою благодарность и становятся его верными друзьями и помощниками в его нелегком пути к царству Кощея.

Образ Царевны-лягушки ранее рассматривали как архетип тотемной супруги, на которой должен был жениться первобытный охотник для того, чтобы охота выдалась удачной. Рассматривался миф, который объясняет этот смысл ритуала и поясняет, что женитьба необходима для того, чтобы культурный герой смог получить определенные блага для людей.

Описание Василисы Премудрой из сказки «Царевна-лягушка» Вы можете расширить через форму комментариев.

Каждый ребенок любит слушать сказки, ведь они погружают в таинственный и волшебный мир, где оживают звери и птицы, говорят деревья и происходят чудеса. Одной из моих любимых сказок является . Сюжет этой сказки очень интересный, а главное поучительный. Но не о сюжете пойдет сегодня речь в моем , а о главной героине Василисе Премудрой и ее , ради которой главный герой Иван царевич прошел серьезные испытания.

Василиса Премудрая краткая характеристика

В сказке мы сразу знакомимся с Василисой Премудрой, которая предстает перед нами в образе лягушки. Именно к ней прилетела стрела, выпущенная Иваном. Кроме того, что лягушка может разговаривать человеческим голосом, ничто больше не говорит о том, что в лягушачьей шкурке скрывается прекрасная девушка Василиса, которую заколдовал Кощей.

С первых дней своего замужества, пусть и в образе лягушки, Василиса старается поддержать мужа и предстает любящей, заботливой женой и мастерицей на все руки. Тому свидетельством являются выполненные на отлично все задания царя. В образе Василисы Премудрой воплотились лучшие черты русских женщин. Это верность, покорность, ум и терпение. В ее характере переплелись душевная простота, скромность, величавость, спокойствие и хитрость. В любых ситуациях она сохраняет способность здраво мыслить, а ее фраза Утро вечера мудренее многим людям помогает в настоящей жизни.

Это Василиса Премудрая — мудрая женщина, которая не стала упрекать своего мужа, когда тот спалил шкурку лягушки, хоть и понимает — ей теперь нужно возвращаться к Кощею. Но она верит в Ивана и в то, что он ее не оставит в беде. И Иван оправдал все надежды Василисы Премудрой. Они остаются вместе.

Если подвести итог, то в образе царевны мы видим олицетворение любви, доброты, семейного счастья и мира.