Что делают в крематории. Что делать после ритуала кремации? Психология взаимоотношений с заказчиком

Техник крематория из Великобритании рассказала о секретах своей работы и ответила на вопросы, которые люди хотели узнать о последнем пристанище человека. Многие домыслы о работе крематориев были развеяны, но появилось и много новых подробностей. Например, о том, какой тип людей горит быстрее, чем пахнет в помещении после кремации и действительно ли крематории приторговывают прахом.

Техник рассказала, что в среднем процедура кремации длится чуть дольше часа, в зависимости от материала, из которого изготовлен гроб. Тела сжигают при температуре от 800 до 1 000 градусов, пока не останется один пепел.

Раковые опухоли делают кремацию дольше, пожилые или хрупкие люди также растягивают время горения и сгорают медленнее, чем более крупные люди с большим количеством жира. У очень худых людей нет большого количества топлива, поэтому может потребоваться больше времени на их кремацию.

Сотрудница крематория рассказала, что после процедуры ничем особенным не пахнет. Пепел состоит только из пережжённых костей и гроба. Мышцы и ткани полностью уничтожаются во время горения.

Техник рассказала, что иногда в остатках после кремации всё же остаются частички костей, если в них было много кальция. Также часто попадается несгоревший пирсинг и кольца. Украшения, по её словам, во время кремации расплавляются в маленькие шарики. Их не снимают заранее с покойника, если об этом не просят родственники.

Однажды я сгребала пепел и после кремации сохранилась книга. Мы думаем, что это была Библия с очень плотно упакованными страницами. Много лет назад распорядители по похоронам использовали Библии в качестве подушек для покойного.

Специалист также развеяла слухи о том, что сотрудники крематориев приторговывают человеческим пеплом (непонятно, с какими целями).

Они (останки, которые выдают родным) абсолютно на 100 процентов из правильного пепла. Идентификационная карточка прикрепляется к останкам и остаётся с ними до тех пор, пока пепел не покинет наш крематорий.

Отвечая на вопрос, на что похож человеческий пепел, сотрудница крематория ответила, что в большинстве случаев на очень мелкий гравий, а не на пепел от сигарет, как считают многие.

Техник рассказала, что, несмотря на то, что крематории «достаточно широки», существует «предел» размера тела, который они могут обрабатывать - из-за ограничений по весу. Некоторых «чрезвычайно больших людей» проще захоронить «с помощью крана».

Бывают и форс-мажорные ситуации. Например, иногда могут взрываться кардиостимуляторы внутри человека. Эксперт также рассказала о предпочтении в гробах. Картонные и плетёные ей не нравятся, потому что они «слишком хлипкие» и «создают много пепла».

Говоря о личном отношении к своей работе, техник рассказала, что «когда понимает, что последней прикасается к гробу чьего-то любимого человека, то чувствует большую честь».

Но у меня нет никаких эмоций, поскольку я не знала этого человека. Мне печально видеть детей или людей моего возраста, но я сохраняю это в себе. Эта работа заставляет меня любить жизнь и жить в полную силу.

Недавно довольно экстравагантного «клиента» пришлось принимать сотрудникам крематория на Карибах. Там молодого миллионера, любившего красивую жизнь, провожали в последний путь очень пышно. В гроб , а сам гроб доставили в крематорий на спорткаре.

А иногда похороны могут превратиться в настоящее веселье, как бы цинично это ни звучало. О таком случае рассказал житель Австралии, недавно похоронивший бабушку. Они с отцом хотели красиво развеять пепел бабули над океаном, но внезапно .

Правда ли, что болезни объясняются психологическими причинами, какие разумные основания есть у этой идеи, и что делает её такой соблазнительной.

В 1923 году писательница Кэтрин Мэнсфилд, страдая от запущенного лёгочного туберкулёза, отметила в своём дневнике: «Скверный день. <...> ужасная боль и так далее. Ничего не могла делать. Слабость была не только физической. Чтобы выздороветь, я должна исцелить своё "я" . В этом корень того, что я не выздоравливаю. Мой разум мне не подчиняется». Тремя годами ранее Франц Кафка, страдая от того же заболевания, писал Милене Есенской: «Болен мой разум, а болезнь лёгких лишь выражение моего душевного недуга».

Если все болезни происходят от нервов, то лечить от туберкулёза нужно не лёгкие, а больную волю. Примерно так рассуждали тысячи вполне благоразумных людей на протяжении десятков лет - до тех пор, пока врачи не обнаружили причины туберкулёза и не научились эффективно его лечить с помощью стрептомицина и других противомикробных препаратов. Теперь сложно найти человека, который бы всерьёз верил в то, что туберкулёз происходит от внутренних конфликтов или чрезмерных страстей.

Убеждения меняются, но многое остаётся неизменным. Например, вера в то, что корни заболеваний нужно искать в психике человека.

Психосоматика - слово, которым принято обозначать единство телесных и психических функций у млекопитающих вида Homo sapiens . Психологические факторы влияют на возникновение заболеваний, а заболевания оказывают обратное влияние на психику человека: с этими простыми утверждениями не станут спорить даже самые консервативные представители официальной медицины.

Но человек, который убеждён, что «все болезни - от нервов», порой идёт гораздо дальше. Язву желудка и двенадцатиперстной кишки он свяжет с нелюбовью к себе, артрит - с нерешительностью и отказом действовать. Приверженцы альтернативной медицины любое, даже самое тяжёлое заболевание могут объяснить психологическими причинами. Как в таком случае отделить правду от вымысла, а реальные медицинские факты - от пустых заявлений?

«Каждый сам создаёт свою болезнь»

Луиза Хей и Лиз Бурбо - одни из самых известных апологетов идеи, что наши мысли и убеждения - главный источник наших психоэмоциональных и физических недугов (в России их дело продолжает, к примеру, Валерий Синельников ). Они даже разработали таблицы, в которых конкретные болезни соотносится с определёнными психологическими состояниями. Болезнь Паркинсона, по мнению Хей, возникает от страха и стремления к контролю. Аденоиды у детей появляются, когда они чувствуют, что родители их не любят. «Злоба, недовольство и обида, накопленные в течение долгого времени, буквально начинает поедать тело и становится болезнью, называемой РАК» - пишет она в своей самой известной книге «Исцели свою жизнь».

И у этой веры есть вполне серьёзные (и печальные) последствия. Человек, который убеждён, что его сердечные недомогания вызываются отказом от радости, скорее будет повторять про себя «я с удовольствием пропускаю поток радости через своё сознание, тело, жизнь» (как советует Хей), вместо того, чтобы своевременно обратиться к кардиологу. Альтернативная медицина вовсе не случайно подвергается наибольшим нападкам со стороны многих учёных и профессиональных скептиков. Даже если лечение, которое предлагают альтернативные «целители», само по себе безвредно, оно может стоит вам жизни из-за игнорирования реальных медицинских проблем.

Приведём всего один пример. Многие знают, что Стив Джобс девять месяцев после постановки диагноза отказывался от операции по удалению рака поджелудочной железы. Вместо этого он сел на диету, пробовал пищевые добавки, акупунктуру и другие альтернативные методы лечения. Когда он всё-таки лёг на операционный стол, было уже поздно: метастазы распространились по телу, и врачи не смогли его спасти. Артур Левинсон, друг Джобса и коллега по Apple, позднее рассуждал : «Мне кажется, Стив так страстно желает, чтобы мир был устроен определённым образом, что заставляет его быть таким. Иногда это не срабатывает. Реальность жестока». Рак не подчиняется нашим убеждениям, какими бы позитивными и благозвучными они не были. Любая болезнь своенравна. На неё не подействовать лишь убеждением.

Когда Сьюзен Сонтаг обнаружила, что болеет раком, она решила написать эссе , которое избавило бы эту болезнь от моральной и психологической окраски. В 1970-е годы многие считали, что рак вызывают определённые психологические характеристики пациентов: подавление эмоций, неудовлетворённость близкими отношениями, боль от недавней разлуки. Она сравнила эту болезнь с туберкулёзом, который тоже совсем недавно связывался с конкретными психологическими комплексами и «страстями». Ещё раньше такими характеристиками наделяли чуму. В XVI-XVII веке, в страдающем от эпидемии Лондоне бытовало поверье, что «счастливый человек неуязвим для заразы». Когда были найдены реальные методы лечения, эти фантазии быстро отошли в прошлое. То же самое случилось с туберкулёзом, а со временем, возможно, произойдёт и с раком.

Но как бы далеко ни зашёл прогресс в медицине, массовое убеждение в психологической природе заболеваний никуда не уходит.

С одной стороны, под этим убеждением кроются реальные основания. Влияние хронического стресса на возникновение многих заболеваний доказано многократными исследованиями. Стресс ослабляет реакции иммунной системы и делает организм более уязвимым для самых разных болезней. В этом случае врачи прибегают к «теории слабого места» , согласно которой на фоне стресса в первую очередь отказывают те органы и системы, которые у конкретного пациента ослаблены генетически. Но, как замечает Сонтаг, «гипотеза об иммунологическом отклике на эмоциональные потрясения вряд ли тождественна - или поддерживает - мысль о том, что эмоции вызывают болезни, а тем более положение о том, что определённые эмоции становятся причиной определённых болезней».

Не существует прямой связи между болезнями и психическими состояниями.

Вера в то, что источником заболеваний являются определённые состояния психики, уходит глубоко в прошлое. Ещё во времена Платона и Сократа греческий врач Гиппократ утверждал, что состояние организма тесно связано с темпераментом человека. Гневливость вызывает астму, вялость - расстройства желудочно-кишечного тракта, меланхолия - болезни сердца и мозга. Но Гиппократ всё-таки не преувеличивал важность психологии: основным источником болезней он считал дисбаланс жидкостей (гуморов) внутри организма. Гуморальная теория веками определяла облик западной медицины, пока не были найдены более эффективные теории и соответствующие методы лечения. Во времена Гиппократа многое было простительно. Но сегодня утверждение о том, что рак вызывают невысказанные обиды, можно объяснить только цинизмом или глупостью.

Какие болезни можно объяснить психологией

Само слово «психосоматика» появилось только в XIX веке, а классическая теория психосоматических заболеваний возникла уже к середине XX столетия. Один из основоположников этого подхода, психоаналитик Франц Александер,в 1950 году привёл перечень из семи основных психосоматических болезней, который в целом остаётся верным до сих пор. Это так называемая «чикагская семёрка»:

    эссенциальная гипертензия;

    язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки;

    ревматоидный артрит;

    гипертиреоз (тиреотоксикоз);

    бронхиальная астма;

    язвенный колит;

    нейродермит.

Современная медицина не отрицает, что эти заболевания часто возникают на фоне стресса и негативных психологических переживаний. Но нельзя считать психологию их единственной причиной. Так, для возникновения язвы желудка не менее важным компонентом в большинстве случаев является бактерия Helicobacter pylori .

Другая разновидность заболеваний, которыми занимается современная психосоматическая медицина - это расстройства, у которых отсутствует физиологический субстрат при несомненном наличии негативных симптомов. Симптомы могут быть самыми разными: боли в разных частях тела; расстройства желудочно-кишечного тракта; кожные высыпания; неконтролируемые судороги и головные боли. Считается, что психосоматическую природу имеет синдром раздражённого кишечника - одно из самых распространённых в мире заболеваний ЖКТ, от которого страдают примерно 15-20% взрослого населения планеты. Но в последние годы учёные обнаруживают доказательства того, что определённые виды СРК являются аутоимунным заболеванием, которое возникает у людей, перенёсших бактериальную кишечную инфекцию.

Синдром хронической усталости, или миалгический энцефаломиелит - болезнь, которая сейчас подвергается сходному пересмотру. Ранее этот синдром, жертвы которого испытывают недостаток энергии даже при минимальных нагрузках и зачастую оказываются изолированы от общества, считался одной из разновидностей истерии. Пациентам рекомендовалось пройти курс психоанализа, чтобы проработать вытесненные эмоциональные травмы, которые якобы выражаются в упадке сил и других физиологических симптомах. Причины этой болезни до сих пор неизвестны (хотя есть предположения о вирусном характере СХУ). Зато очень хорошо известно, что ни психотерапия, ни антидепрессанты, ни «позитивный настрой» не помогают избавиться от болезни.

Состояние сознания и психологические установки обладают большой властью над телесными функциями. Это доказывает действенность механизма плацебо и его оборотной стороны - ноцебо. В 2007 году житель американского города Джексон, участвовавший в клиническом испытании антидепрессанта , поссорился с подругой, проглотил оставшиеся таблетки и был доставлен в больницу с тахикардией и опасно низким давлением. Когда организаторы испытаний сообщили, что пациент был в группе плацебо и принимал пустышки, все симптомы прошли за 15 минут.

Сознание телесно, а тело воспринимается психологически. Стресс - это не просто набор ощущений в нашей голове. Это конкретный физиологический процесс, который влияет на работу внутренних органов. Но, помимо психологических причин, у большинства заболеваний есть множество иных - питание, образ жизни, состояние окружающей среды, генетическая предрасположенность и случайные инфекции. Именно эти причины, как правило, оказываются основными.

Потребность объяснять болезни через негативные эмоции и психологические установки больше говорит не о болезнях, а о самом объясняющем и об уровне знаний его эпохи. Когда люди ничего не знали о бактериях и антибиотиках, у них были все основания считать чуму божьей карой, а туберкулёз - следствием несдержанных страстей. У любой болезни по определению есть психологическое измерение. То, как ведёт себя наше тело, влияет на внутреннее состояние и образ мыслей, а внутреннее состояние влияет на тело.

Что делает этот путь объяснения таким соблазнительным? Во-первых, его относительная простота. «Язва у тебя потому, что ты кого-то не перевариваешь» - произнесите это, и жизнь станет простой и понятной. Гораздо сложнее говорить о взаимодействии бактерий с внутренней средой организма, рационом питания, образом жизни, стрессом и многими другими физиологическими механизмами. Во-вторых, психологическое объяснение даёт иллюзию контроля над заболеванием. Прими свои эмоции, научись контролировать внутренние конфликты - и болезни тебе не грозят. Нет нужды говорить, что счастье никогда не было достаточной причиной для бессмертия.

В большинстве случаев от психологических объяснений в медицине лучше избавиться и посмотреть для начала на физиологию. Иногда болезнь - это просто болезнь, без всяких скрытых значений и подтекстов.

Цель данной публикации - расширить представление о кремации как современном способе захоронения, который стремительно развивается практически во всем мире. Наибольшее развитие он получил в Японии, Великобритании, Франции, Германии, Польше и Чехии.

Среди многих рациональных соображений, ведущих к кремации усопших, приоритетным является именно гигиенический аспект, прежде всего охрана источников питьевой воды и недостаток земельных мест для классического захоронения. Вредное воздействие кладбищ на подземные воды намного больше, чем общество предполагает. Речь не только об экологии, но и об экономике. Расходы захоронений в крематориях на 20-25 процентов дешевле в сравнении с захоронениями в земле.

О том, как осуществляется сам процесс кремации, мы попросили рассказать генерального директора Новосибирского крематория А.М. Кравчука.

Для России процесс кремации не является пока привычным способом захоронения. Именно поэтому нужны определенные знания о сущности процессов, протекающих в кремационной печи, а также понятие обо всей процедуре этого нового для россиян вида захоронения.

Признаюсь, мне самому пришлось немало потрудиться, чтобы во всех тонкостях постичь основы кремационных процессов. Когда впервые увидел печь, которая в два раза меньше обычного металлического гаража, то подумал, что смогу быстро разобраться в технологии и основное внимание уделю обряду, организации собственно ритуала прощания. Именно там, в душевной горести людей, как мне казалось тогда, будут основные мои заботы. Но когда стал вникать, увидел сложнейшую компьютерную начинку, понял, что это только с виду печь выглядит маленькой.

Истории современной кремации более 100 лет. Много ученых в мире трудились над этой задачей. При всей кажущейся простоте конструкции печи сама кремация как технология предстала для меня как емкий, высокотехнологичный инженерно-биологический, последовательно управляемый с помощью электроники процесс.

Но все по порядку. Кремационный процесс возвращает природе тела усопших после предварительного сжигания в кремационной печи. Чтобы превратить труп человека в горстку пережженных белых косточек, которые легко превращаются в пепел, требуется очень высокая температура, 860-1100 градусов Цельсия. Такой температуры легче достичь, сжигая не твердое топливо, а газ, который может дать необходимую для сжигания трупа температуру. Мало достичь высокой температуры, нужно еще добиться того, чтобы сжигать труп не в пламени огня, а в струе раскаленного воздуха. В этом случае будет гарантия, что останки не смешаются с продуктами горения топлива.

Камеру сжигания делают из огнеупорного кирпича; размером она более обширна, чем самый большой гроб. Чтобы исследовать и постичь конструктивные детали, я сам неоднократно залазил в эту самую камеру сжигания. Находясь в печи, представлял все физические процессы, которые происходят во время сгорания: как происходит подача газа, воздуха; за счет чего создается давление; из каких форсунок и в какой момент проводится нагнетание горячего воздуха; за счет чего происходит огненное вихрение; куда отходят газовые продукты сгорания; каким образом осуществляется дожиг останков с помощью дополнительной горелки.

Процесс кремации должен проводиться до полной минерализации органической массы, при соблюдении строгой сепарации праха отдельных умерших. Совершенно неприемлемо ускорять процесс путем воздействия более высоких температур, делением тел или разгребать горячие остатки.

Мертвые тела отличаются с точки зрения кремации по возрасту усопших, по времени, которое истекло между смертью и кремацией, по применяемым лекарствам при длительных болезнях, ведущих к смерти, и по весу.

Классическим примером влияния длительного лечения на процесс кремации является затруднительное сжигание кальцинированных тканей умерших от туберкулеза. Во время моего знакомства с работой крематориев в Москве, Санкт-Петербурге, Минске, Милане, Кельне, Риме, во многих чешских крематориях персонал откровенно делился со мной опытом. Например, рабочие зала печей рассказывали мне о таких своих наблюдениях: кремация более полных умерших протекает очень быстро, как спички вспыхивают тела наркоманов. И наоборот, тела умерших от рака горят на 20-35 минут дольше. Я сам неоднократно в глазок печи наблюдал за кремацией раковых больных. Интересно, что пораженные опухолью ткани фактически не горят, или горят, но совсем другим - синим, сияющим пламенем, как будто это не тело, не органическая ткань сгорает, а что-то совсем иное. Не даром сегодня медики все чаще говорят об информационной природе раковых и других системных заболеваний.

В стенке камеры есть специальное отверстие для отвода жидкости, испаряющейся с трупа. Органы человеческого тела имеют в себе много жидкости: легкие - 79%, печень - 74%, почки - 81%, мозг - также 81% и т.д. Вся эта жидкость при высоких температурах печи превращается в пар, вот почему от взрослого человека весом 60-65 кг после сжигания остается только 2 - 2,5 кг пепла и пережженных костей. Кроме тел умерших, сжигаются также гробы, их оснащение и одежда покойника.

Неотделимой операцией технологического процесса в крематориях является обработка пепла перед укладкой в урну. Зольники с выгребенным пеплом охлаждаются в пространстве печи. Традиционно урны выполняют в виде кубка, вазы с крышкой, шкатулки, чаши, изготавливаются из мрамора, гранита и другого натурального камня, керамики, синтетических материалов, имеют религиозную символику, украшаются растительным или геометрическим орнаментом.

Совершить погребение урны с прахом можно уже на следующий день после кремации, если уже определено место. Но родные и близкие умершего имеют возможность после кремации без спешки найти оптимальное место и удобное время года для погребения урны с прахом. В течение одиннадцати месяцев ее могут оставить на хранение в крематории и лишь на двенадцатый, если она еще не получена, напоминают ответственному лицу из родственников и близких покойного о необходимости ее погребения.

К достоинствам колумбарного вида захоронения относится невысокая стоимость ниши и мемориальной плиты, закрывающей помещенную в нее урну. Кроме открытых колумбариев, бывают и закрытые. Колумбарий, расположенный в помещении, удобен для посещения места захоронения в любую погоду в любое время года. Однако в последнее время более часто прибегают к захоронению урн с прахом на кладбищах в могилах родственников, что также обходится недорого.

После окончания церемонии гроб перемещают на передвижную платформу и с помощью специального приспособления подают в камеру сжигания. В дверях камеры есть небольшое отверстие, «глазок», через которое можно следить за процессом сжигания, которым управляет компьютер. Чтобы не было ни одной возможности смешивать останки, каждого покойника, которого привезли в крематорий, регистрируют, а на гроб кладут номерок из огнеупорного кирпича или металлическую пластину с номером. Когда заканчивается сжигание, номерок оказывается вместе с пеплом, таким образом, невозможно смешать останки разных покойных.

В заключение хотелось бы добавить, я недавно вернулся из третьей своей заграничной командировки в Чехию, Германию, Италию, где проходил стажировку, знакомился с опытом работы европейских крематориев, обучался работать на оборудовании фирмы «ТАВО», которое будет поставлено в Новосибирск уже в июне. Я присутствовал при закладке новосибирской печи. Сегодня она уже приняла законченное очертание, завершена футировка стен. Чехи обещают к середине июня закончить ее производство.

А.М. Кравчук, генеральный директор Новосибирского крематория

В.А. Толоконский, глава администрации новосибирской области:

Еще в мою бытность мэром я тщательно изучил вопросы кремации. К этому обязывал меня статус города-гиганта, у которого за вековую историю накопилось много проблем в сфере погребения. Городской бюджет ни тогда не имел, ни сейчас не имеет резервов для значительных многомиллионных инвестиций. К счастью, теперь появились частные инвесторы. За основу мы приняли самую дешевую и самую эффективную технологию кремации на основе европейского опыта. Когда я был мэром, нам было сделано предложение от франко-голландской фирмы «ТАВО» о поставке кремационного оборудования. По нашей просьбе тогда был разработан бизнес-проект крематория. Бюджет не позволил реализовать его.

Честно говоря, мы рассматривали много предложений от иностранных и отечественных производителей - их было более десяти. По просьбе департамента потребительского рынка собирала эти планы «Сибирская Ярмарка» - устроитель единственной в России похоронной выставки «Некрополь». У них большая база данных, обширные контакты со всем миром в этой сфере.

Инвесторы обещают в конце 2001 года открыть крематорий. Конечно, он не заменит традиционные формы захоронений. Один из самых важных аргументов в пользу кремации - ее дешевизна, а также экологичность.

Новосибирск - город с полуторамиллионным населением - давно должен был иметь крематорий, а новосибирцы должны иметь выбор: погребение в землю или кремация.

Обязанность живущих не только заботиться хорошо о своих усопших, но и обеспечить такую окружающую среду, чтобы живым было возможно безопасно жить.

С.Б. Якушин, президент Выставочного общества «Сибирская Ярмарка»:

Горький опыт прощания с близким постиг я более двадцати лет назад, когда почил мой отец, находясь в гостях у старшего сына в Ленинграде. Мама, брат, сестра - все мы вместе решили тогда, что тело отца будем кремировать, чтобы урну захоронить на Первомайском кладбище в Новосибирске. Отец был известным человеком в районе, он много сделал для Первомайки. Нам выделили место на главной аллее для погребения праха. Тогда это была «новая», малоизвестная форма захоронения.

До сих пор не могу забыть детали торжественного ритуала в Ленинградском крематории. Отец мой - фронтовик. Мама трижды за годы войны получала на него похоронку, но никогда - в душе - не хоронила его, верила, что он жив. И все три раза он возрождался. Ведущий церемонии, профессиональный артист-оратор, начал короткий рассказ о жизни отца простыми и одновременно торжественными словами: «Сегодня мы прощаемся с гражданином СССР Борисом Ивановичем Якушиным, орденоносцем..., фронтовиком, которого не смогла сразить пуля врага...» Все тихо рыдали. Говорили сдержанно, проникновенно, атмосфера была благоговейная. Прощались мы с отцом под гимн Советского Союза. Почему-то на душе было светло.

Прежде чем гроб опустился из траурного зала в зал печей, ведущий попросил всех присутствующих обойти постамент по кругу и правой рукой дотронуться до изголовья гроба.

Мы с братом и сестрой переживали за маму, не знали, как её сердце «справится» в крематории. Но ритуал был спланирован и проведен таким образом, что в нем не было места громкому плачу, исступленным завываниям, «бросаниям на гроб». Тихо, торжественно, достойно, уважительно. Во многом благодаря самой церемонии мама смогла по-христиански спокойно пережить прощание с отцом.

С тех пор я - горячий сторонник кремации. На наших выставках - сначала «РитуалСиб», а затем «Некрополь» (вот уже пять лет выставка проводится в Москве) - мы старались как можно шире пропагандировать идею кремации. Мы собирали крематоров со всего мира. Сегодня нам известны более 20 производителей кремационного оборудования. Все они выставляли свои проекты на выставках. Не случайно несколько лет назад мэрия Новокузнецка обратилась к нам с просьбой помочь им провести тендер на лучший крематорий. Тогда эксперты признали лучшим оборудование франко-голландской фирмы «TABO», у которой открыто большое производство в Чехии. Крематорий в Новокузнецке уже работает.

Мне давно хотелось, чтобы и в нашем городе был построен крематорий. Помню, долго убеждал мэра И.И. Индинка в необходимости кремации в новосибирском мегаполисе, где под кладбища занято почти полмиллиона гектаров. Иван Иванович - глубоко верующий человек, а православие в то время занимало более жесткую позицию по вопросу кремации. Однажды мы оказались вместе в Лондоне. Я уговорил его посетить старейший крематорий в Европе, которому больше века. Поездка в крематорий произвела глубокое впечатление на нашего мэра. Мы подошли к урне с прахом русской балерины А. Павловой. Рядом с урной небольшая статуэтка балерины. От трогательности момента, которая выражалась прежде всего в достоинстве и уважении памяти ушедших, Иван Иванович расплакался. Сравнение было не в нашу пользу. «Хороним индустриально, складируем в земле, как на промышленной базе, память не сохраняем, семьи на кладбищах разлучаем. Крематорий в Новосибирске обязательно нужно строить. Упустили время!» - сказал И.И. Индинок.

Ущемленный бюджет города не позволил начать стройку. Но подготовительная работа была проведена большая. Новый мэр В.А. Толоконский исследовал эту проблему во всех тонкостях. Заочно мы в мэрии провели два тендера на лучшее кремационное оборудование. По причине финансовых трудностей и других более веских социальных приоритетов проект крематория был отложен.

Попытки «Сибирской Ярмарки» на выставках «Некрополь» привлечь внимание частного капитала в этот проект не принесли успеха. Частный бизнес неохотно вкладывает деньги в проекты, срок окупаемости которых 8-10 лет. К тому же похоронная сфера не очень емкая - весь оборот новосибирской похоронки не превышает 50-70 млн рублей в год. Это большая иллюзия, что похоронка - сфера богатая, где можно получать сверхприбыли. Для крупного капитала это сравнительно небольшие деньги, чтобы выделить крематорий в качестве приоритетного проекта. К тому же возврат средств пролонгирован во времени. А у мелкого и среднего предпринимателя - на похоронном рынке Новосибирска 15 фирм - нет свободных средств для крупных инвестиций.

Сегодня у Новосибирска появился уникальный шанс построить крематорий с помощью иностранного инвестора. Было бы непростительной ошибкой не воспользоваться этим.

Недавно я беседовал на тему кремации с Епископом Новосибирским и Бердским Тихоном. У православия, как и у католиков, заметно смягчилось отношение к кремации. Владыка Тихон, например, не видит глумления над телом во время кремации. «А если утонувших подводников съели рыбы? Или люди погибли в пожаре? Разве их души не воскреснут?» - лаконично и просто ответил на мой вопрос о его отношении к кремации Владыка Тихон.

Православный и католический синоды несколько лет назад постановили не вмешиваться в дела государства: если по причинам экономической, санитарно-эпидемиологической целесообразности и с учетом волеизъявления граждан необходима кремация, обе христианские церкви решили совершать отпевание усопших перед кремацией. По благословению Патриарха Русской православной церкви Алексия II во всех российских крематориях служат православные священники.

Нет сомнения, открытие крематория - это новый культурный, эстетический, духовный уровень в похоронном деле Новосибирска. Возможность для многих семей оставаться после кончины вместе, в одном семейном склепе - колумбарии, а не быть захороненными на разных кладбищах, в разных городах согласно прописке. Это решение и назревшей социальной проблемы - удаление похорон из многоэтажек, представляющих опасность физическому и психологическому здоровью соседей, путем переноса ритуала прощания в специальные залы в крематории.

Не могу не вспомнить и другие слова И.И. Индинка: «Нужно было бы построить Дом прощаний обязательно на Красном проспекте. Человек жил в этом городе, приумножал своим трудом его развитие. Каждый новосибирец вправе рассчитывать на то, что в последний его день город будет прощаться с ним на своей главной улице».

Хочется надеяться, что уже в конце этого года в Новосибирске будет построен крематорный комплекс с колумбарным парком и двумя залами прощания.


1. После прибытия траурной процессии к крематорию, родственник или ответственное лицо с необходимыми документами обращается к дежурному администратору для внесения соответствующей записи в регистрационную книгу установленного образца на основании свидетельства о смерти и счета-заказа на похороны, выдача близкому родственнику умершего удостоверение о захоронении (в случае последующего захоронения гроба с телом в могилу) или документ на кремацию.

2. Если гроб с телом находился в охлаждаемом помещении здания траурных гражданских обрядов (крематория), близких родственников приглашают для опознания покойного.

3. Внесение гроба в зал и размещение атрибутов должно производится до приглашения участников похорон. Атрибуты траурного ритуала размещают в зале следующим образом:

Портрет на постаменте или на подставке - у изголовья гроба;
- ордена и медали на траурных подушечках – у переднего края постамента;
- венки – справа и слева за постаментом;
- крышку гроба – у стены, справа от постамента (ее ставят вертикально, узким концом вниз);
- гроб с телом – на катафалке.

4. После установки гроба с телом и атрибутов похорон хор или оркестр исполняют траурные мелодии или включается запись траурной мелодии и под ее негромкое звучание приглашается войти в зал сначала родных и близких, которые садятся на места, установленные по правую руку от покойного, а затем и все участники церемонии прощания.

5. Разводящий выставляет к гробу четырех участников почетного караула, которые становятся у изголовья и в ногах попарно, лицом друг к другу (боком к длинной стороне гроба). Перед началом митинга почетный караул снимается.

6. После окончания звучания траурной мелодии ответственный, стоя у изголовья гроба, открывает траурную церемонию прощания кратким словом, например: «В этот скорбный час мы собрались в траурном зале, чтобы проводить в последний путь (называет имя, отчество, фамилию покойного). Открываем траурную церемонию прощания с гражданином России (перечисляет почетные звания, называет фамилию, имя и отчество покойного)». Ответственный предоставляет слово друзьям и сотрудникам покойного. Выступающие говорят о жизненном пути покойного, его заслугах перед обществом, городом, организацией, семьей. Если нет лиц, желающих выступить на церемонии прощания, то слово о жизненном пути покойного произносит с согласия родственников, церемониймейстер. Сведения о покойном он получает из «Кратких сведений об умершем(ей»), которые дают родственники при оформлении документов.

7. В ритуальном зале крематория по окончании тpaypной церемонии церемониймейстер просит всех проститься с покойным. Участники ритуала поочередно подходят к гробу для обряда последнего целования. Церемониймейстер закрывает лицо покойного покрывалом и с помощью кого-либо из присутствующих закрывает гроб крышкой. Церемониймейстер объявляет: «Гражданин Российской Федерации (называет фамилию, имя и отчество) закончил свой жизненный путь. Пусть добрая светлая память о нем сохранится в наших сердцах на долгие годы». Звучит траурная мелодия. Все склоняют головы. В крематории гроб с катафалка перемещают на лифт или транспортер. Для военнослужащих дается залп салюта. Церемониймейстер объявляет: «Траурная церемония окончена». Затем он провожает родственников к автобусу и, прощаясь, еще раз выражает им соболезнование. Рекомендуемая продолжительность траурной церемонии - до 30 минут. Если проводится отпевание, то освященную землю в гроб не вкладывают, а сохраняют для последующего вложения в урну.

8. Остающиеся после каждого ритуала прощания в зале крематория венки с лентами, вазоны и букеты цветов должны удаляться персоналом крематория на специальную площадку памяти, с которой после истечения 3 дней их перемещают на хозяйственный двор, а затем увозят для утилизации.
Захоронение урны с прахом

1. Захоронение праха может производиться как в урне, так и без урны. Предусмотрены следующие способы захоронения:
- захоронение урны с прахом в землю с установкой памятника;
- захоронение урны с прахом без установки памятника;
- установка урны с прахом в колумбарии (в «стене скорби»);
- развеивание праха.

2. Захоронение урны с прахом на кладбище при крематории должно производиться на основании предъявленных документов о кремации и паспорта лица, получающего урну. Для захоронения урны с прахом на другом кладбище данного города кроме указанных выше документов необходима справка администрации этого кладбища о наличии земельного участка (ниши в колумбарии) для захоронения. Урна с прахом может быть передана на следующий день после кремации. В особых случаях - передача урны в день кремации.

3. По письменному заявлению лица, на имя которого выписан документ о кремации, захоронение урны с прахом, установка ее в нише колумбария или захоронение праха без урны (развеивание) могут быть выполнены персоналом кладбища без присутствия при этом заявителя с составлением акта о совершенном погребении и записью в «Книге памяти».

4. Во время передачи урны с прахом в зале не должно быть других урн, кроме той, которая подлежит передаче, а также не должны присутствовать люди, не имеющие отношения к данной процедуре.

5. Урну рекомендуется устанавливать на постаменте с оформлением из живых цветов. Передача урны через окно не допускается. На урне должны быть написаны фамилия, имя, отчество умершего и регистрационный номер кремации. Перед передачей урны служащий выражает родным и близким соболезнование. Служащий на основании предъявленного ему документа о кремации и свидетельства о смерти заполняет и вручает родным удостоверение о захоронении урны с прахом. При этом вносится соответствующая запись в регистрационную книгу.

6. Служащий крематория должен бережно снять урну с прахом с катафалка, переместить ее в переносной футляр и вручить близкому человеку покойного. В тех случаях, когда урну с прахом хоронит большая группа людей, для переноса урны к месту захоронения (установки) следует применять катафалк-носилки.

7. Родных и близких, направляющихся к месту захоронения (установки) урны с прахом, должен сопровождать рабочий кладбища. Захоронение урны с прахом (установка в нишу колумбария) производится рабочим кладбища. На место захоронения родственники возлагают цветы. На мемориальных плитах, закрывающих нишу, не рекомендуется помещать фотопортреты, рекомендуется помещать изображения трудовых и боевых символов, допускается изображение религиозных символов.

8. Ко дню захоронения (установки) урны с прахом должна быть изготовлена мемориальная плита, закрывающая нишу колумбария, или памятник на могилу; на плите или памятнике указывают имя, отчество и фамилию, дату рождения и смерти захороненного.

9. Прах кремируемых сохраняется при крематории в течение 1 года со дня кремации. По истечении срока хранения администрация крематория обязана письменно известить об этом лицо, которому выдан документ о кремации, и далее администрация имеет право захоронить прах (без урны) в месте захоронения «невостребованных прахов». С этой целью на территории крематория должно быть предусмотрено место общего захоронения «невостребованных прахов». Оно должно иметь удобные подходы, отмечаться общим памятником (обелиском, стелой) без указания фамилий захороненных. Имена и фамилии захороненных следует вносить в «Книгу памяти».

Ниже Вы найдете ответы на вопросы о кремации, которые люди задают чаще всего.

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос – обратитесь к нашим распорядителям похорон. Они быстро и квалифицированно проконсультируют Вас.

Сколько людей выбирают кремацию?

В городах России, где есть крематории, число кремированных достигает 60% от числа всех умерших.

Какие религии не приемлют кремацию?

Ортодоксальные евреи, греческая православная церковь и мусульмане не позволяют кремацию.

Все христианские конфессии, сикхи, индуисты и буддисты не против кремирования умерших.

Что дешевле – похороны или кремация?

Из-за острой нехватки места для традиционных похорон цена на кремацию ниже.

Для уточнения расценок, пожалуйста, обратитесь к нашим распорядителям похорон.

Нужно ли оформлять какие-то специальные документы для кремации?

Список документов для кремации не отличается от тех, что нужны для традиционных похорон.

Если смерть была неестественной (травма, преступление) для кремации потребуется разрешение прокуратуры.

В остальных случаях Вам потребуется удостоверение личности, паспорт умершего, гербовое свидетельство о смерти, медицинское свидетельство о смерти.

Наши распорядители похорон помогут Вам с оформлением любых документов.

Нужно ли снять ювелирные украшения перед кремацией?

Некоторые материалы (стекло, некоторые металлы, ПВХ) не допускаются при кремации.

Если Вы хотите положить что-то в гроб умершего – проконсультируйтесь с распорядителем похорон.

По кодексу кремирования гроб не открывают после того, как он доставлен в крематорий. Заранее позаботьтесь о ювелирных украшениях или вещах в последний путь.

Как я могу организовать прощание?

Прощание с умершим в залах крематория может быть организовано по Вашему желанию.

Это может быть религиозный ритуал с участием приглашенного священника.

Любой ритуал должен пройти в отведенное для этого время аренды зала – 45 минут.

Чтобы все прошло с почтением и без суеты мы советуем заехать в церковь по дороге в крематорий.

Если Вам требуется пригласить религиозного деятеля, то распорядитель похорон поможет с этим.

Через сколько после прощания происходит фактическая кремация?

Кремация происходит в день прощания, как правило через несколько часов.

В отдельных случаях родственник или близкий человек может присутствовать при кремации, как того требуют некоторые религии.

Это требует отдельной договоренности.

Что происходит с гробом после прощания?

Сотрудники крематория переносят гроб из зала прощания в помещение предварительной подготовки. Табличка с данными умершего сверяется с документами и прикрепляется к печи.

Табличка остается на печи в процессе кремации и до момента извлечения из нее праха умершего.

По кодексу кремации гроб не открывается во время его перемещений по крематорию. Вы можете не беспокоится о сохранности вещей, которые Вы положили умершему в последний путь.

Как происходит процесс кремации?

Гроб помещается в крематорную печь. Температура в ней остается очень высокой на протяжении всего процесса. Время кремации – порядка 90 минут.

После из печи извлекаются оставшиеся небольшие фрагменты костей. Их помещают в специальную машину и размалывают до консистенции пепла.

Затем весь прах помещают в герметичную упаковку и запечатывают в урну.

На урну прикрепляется табличка с данными умершего.

Как я могу быть уверен, что прах моего близкого не смешается с другим?

Крематорная печь предназначена только для одного гроба за раз. После завершения процесса кремации прах извлекается и помещается в изолированную камеру для охлаждения. После прах извлекают и помещают в индивидуальную герметичную упаковку.

Кодекс кремации не допускает нахождения пепла нескольких человек в одном помещении на всех этапах процесса.

Где можно похоронить урну с пеплом?

Урна с пеплом может быть похоронена в семейной могиле на обычном кладбище. При этом на один участок помещается до 6 урн с прахом, что является экономически выгодным решением.

Так же урна может быть захоронена в специальном стеллаже с ячейками – колумбарии.

Колумбарии бывают открытого и закрытого типа. В первом случае урна стоит в открытой ячейке и видна всем посетителям.

В закрытом колумбарии урна запечатывается в ячейку каменной или металлической крышкой с выгравированными данными умершего.

В России, по западному примеру, набирает популярность развеивание праха близкого человека над его любимым местом. Это может быть берег моря, горы или парк. Обратите внимание, что в этом случае Вам потребуется разрешение землевладельца.

Могу ли я захоронить урну на территории крематория?

В крематории Санкт-Петербурга возможно захоронение праха умершего.

Доступны колумбарные стены, урновые участки на кладбище, семейные участки.

Примите во внимание, что подхоронение в семейные могилы не производится в зимнее время. Вы можете оставить урну на хранение в крематории и захоронить ее в землю с наступлением весны.

В ячейку колумбарной стены можно поместить прах более чем одного человека. При этом для праха используется бархатный мешочек, поскольку урны физически не помещаются в ячейки.

Сообщите о желании захоронить прах умершего на территории крематория своему распорядителю похорон, и он организует это для Вас.

Можно ли перевозить урну с прахом в другую область/страну?

Для перевозки урны Вам потребуется справка о кремации, разрешение санэпидемстанции на перевозку праха и разрешение той организации, услугами которой Вы воспользуетесь (РЖД, авиакомпания, автобусный парк).

В случае перевозки урны в другую страну потребуется задекларировать ее на таможне.

Перед принятием решения о перевозке обязательно заранее обратитесь в компанию-перевозчик. Это поможет спланировать поездку в случае, если один из вариантов перевозки окажется недоступным.

Вы можете обратится к распорядителю похорон, и он поможет Вам с решением вопроса транспортировки.

Как мне сообщить, что я хочу быть кремированным?

В первую очередь сообщите о своем решении близким, родным или человеку, который будет заведовать Вашими похоронами. Так же Вы можете написать завещание и заверить его у нотариуса. Оно будет прочитано только после Вашей смерти и должно быть исполнено. Завещание является Вашей последней волей. Если оно заверено, то имеет юридическую силу.

Так же Вы можете заранее спланировать свои похороны, обратившись в выбранное похоронное бюро. Распорядитель похорон поможет Вам все спланировать.

Этим вариантом часто пользуются пожилые или тяжело больные люди с целью снять со своих близких тяжелый груз организации похорон.

Где находится крематорий?

Крематорий для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области находится по адресу Шафировский проспект, 12.

Проезд общественным транспортом: городской автобус №138 от станции метро «Площадь Мужества» до конечной остановки «Крематорий».