Художественный мир как самостоятельная литературоведческая категория. Мир произведения

См.: Введение в литературоведение / Чернец Л.В. Хализев В.Е. и др./ рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. – М: “Высшая школа”, 2000.

Художественный мир - это содержание литературного П., эстетически выявляющего единство «действительности познания» и «действительности поступка» (М.М. Бахтин). Эстетическое бытие такого единства внутренне осуществляется, совершается в слове, в тексте художественном. Именно он становится единственно возможной формой воплощения этого содержания.

Более четкое противопоставление двух аспектов произведения мы находим в работе польского философа Р. Ингардена «Двухмерность структуры литературного произведения» (1940-1947): «...в одном измерении мы имеем дело с последовательностью сменяющих друг друга фаз - частей произведения, а во втором - с множеством совместно выступающих разнородных компонентов (или, как я их иначе называю, «слоев»)»; «...звучания слов и языково-звуковые явления образуют некое довольно спаянное целое. <...> Подобно звучанию слов, значения их также связываются друг с другом, образуя речевые обороты или предложения (точнее - смысл предложений). <...> Предложения же, в свою очередь, не изолированы друг от друга, а более или менее тесно между собой связаны, образуя целое высшего порядка (например, «рассказ», «речь» и т. д.). Точно так же обстоит дело и с «представленными» в произведении «предметами». При всем их множестве и разнообразии они также связаны друг с другом и складываются в более или менее спаянное целое, безусловно, благодаря тому, что обозначаются связанными друг с другом предложениями. Целое это мы называем предметным слоем, или изображенным в произведении миром» (Хрест. С. 33-34).

Мир произведения имеет объективную (мир персонажей и событий, о которых рассказывается) и субъективную («событие самого рассказывания») стороны.

Художественное произведение - это относительно завершенный образ мира, воплощающий определенную эстетическую концепцию действительности. Разумеется, никакое художественное произведение не в силах объять целый мир. Но образ мира - это не «копия мира» и не «сколок» с какого-то фрагмента действительности, литературное произведение - это особая художественная система, в которой из отдельных, вполне исчислимых образов, запечатленных в пределах ограниченного словесного текста, формируется целостный, безграничный образ мира, аналог всей действительности, сконцентрировавший в себе постигаемый художником эстетический смысл человеческой жизни.

Вырабатывая представление о специфике художественного произведения как образа мира, нужно освоить два важнейших теоретических положения:

1) Образ мира в художественном произведении - это образ Космоса, «сокращенная Вселенная». Генетически образ мира, созидаемый в художественном произведении, восходит к мифопоэтической модели мира, которая всегда носила «космографический» характер, то есть наглядно демонстрировала вселенский порядок, объясняла законы мироустройства, оправданность бытия. С возникновением художественного сознания произошла перестановка в мифопоэтической модели Космоса: в произведении искусства человек с периферии мироздания переместился в центр Космоса, а все явления вселенского универсума, которые в мифологии были воплощением знания о законах природы, разместились вокруг человека, приобрели ценностное значение по отношению к человеку - стали эстетической мерой его судьбы и поведения. (Уже в народных сказках солнце задерживалось на небе, чтобы помочь добру молодцу, совершающему доброе дело. А в шолоховском «Тихом Доне» Григорий Мелехов, только что похоронивший свою Аксинью, видит над собою черное солнце.) Образ мира как «человекоцентричный Космос» есть универсальная эстетическая мера, с которой искусство подходит к объективной действительности, пытаясь постигнуть ее смысл, ее благостность или враждебность духовной сути человека. Даже в тех произведениях, где заявляются концепции, ставящие под сомнение самый смысл бытия и существования человека: например, в искусстве барокко и модернизма - образ мира создается по контрасту с образом Космоса (как «минус-Космос»), как трагическая или саркастическая демонстрация Хаоса, бес-порядка, бес-смысляцы.

2) Образ мира, воплощенный в художественном произведении, всегда условен - он созидается посредством определенных приемов, носящих конвенциональный характер, т.е. определенного кода, одинаково понимаемого автором и читателем. Какого-то единого, универсального принципа организации литературного произведения в целостный образ мира не существует. Если в мифологиях происходит непосредственное запечатление мирового универсума (ареопаг олимпийских богов в греческой мифологии, образ Мирового Древа, Реки Жизни, Библейская мифология), то уже в героическом эпосе Гомера создается «иллюзия всемирности». Если, например, в романе выпукло выступают характерные стороны художественной реальности, образуя некий метафорический образ мира, то художественный мир чеховского рассказа представляет собой своеобразную синекдоху - часть от целого как концентрированное и выразительное воплощение эстетической сущности всего целого. А, например, в лирическом стихотворении реалии только обозначены целой системой «сигналов», которые предназначены для того, чтобы вызвать у читателя определенные ассоциации (ассоциативный фон), и при их посредстве произвести перекодировку «глобальной модели мира», существующей в его сознании.

Путем теоретического абстрагирования можно выявить общую структурную модель литературного произведения, изучение которой позволит понять основные принципы формирования при ее посредстве разнообразных образов мира.

3. Какова же эта общая структурная модель литературного произведения? В современном литературоведении утвердился взгляд на художественное произведение как на сложную систему, состоящую из следующих взаимосвязанных структурных уровней и их подсистем.

- уровень концептуальный (его подсистемы - тематика, проблематика, конфликт, идейный пафос);

- уровень «внутренней формы» (его подсистемы - субъектная и пространственно-временная организации художественного мира);

- уровень «внешней формы» (его подсистемы - речевая и ритмико-мелодическая организации текста).

Непосредственно воспринимается «внешняя форма», на ее основе складываются представления о предметных чувственно-наглядных и эмоционально-невещественных образах, а возникающий из системы этих образов некий воображаемый художественный образ жизни (как «модель мира») становится воплощением определенной эстетической концепции действительности.

4. Совершенно очевидна соотнесенность структурных уровней произведения с основными сторонами художественной деятельности: познавательно-оценочная сторона искусства осуществляется прежде всего через концептуальный уровень произведения, моделирующая - через уровень внутренней формы, а знаково-коммуникативная - через «внешнюю форму».

Для описания организации произведения как художественного целого используются термины «композиция», «архитектоника», «структура». В ряде случаев они употребляются как синонимы, а нередко им придаются специфические значения. Так, под архитектоникой чаще всего имеют в виду организацию «внешней формы» произведения и включают ее в понятие «композиции». В свою очередь, термин «композиция» употребляется в самых разных значениях: и как общая организация произведения в идейно-эстетическое целое, и как организация художественного текста (описание, повествование, диалог, монолог и т.п.), и как организация воображаемого мира (пейзаж, портрет, сюжет и т.п.), и как организация его отдельных составляющих (композиция повествования, композиция сюжета и т.п.). Во избежание смешения понятий мы будем пользоваться теми терминами, которые соответствуют современным представлениям о литературном произведении как сложной многоуровневой системе и обозначают ее подсистемы: субъектная организация, пространственно-временная организация (хронотоп), речевая организация, ритмо-мелодическая организация (стиховая форма).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29

На вопрос что такое художественный мир? заданный автором Невропатолог лучший ответ это " Художественный мир " является одной из центральных категорий литературоведения. Это явление подробно рассматривалось Д. С. Лихачевым, Ф. П. Федоровым и другими литературоведами. Так, например Ф. Федоров дает следующее определение данному термину: " Художественный мир - это система универсальных духовных отношений, заключенных в тексте, имеющем эстетическое значение, та "внутренняя форма", которая построена "внешней формой" - речевой системой, если речь идет о литературе. Художественный мир, как было указано еще Аристотелем, есть "подражание" (сочинения эпоса, трагедий, а также комедий и дифирамбов.. . -все это в целом не что иное, как подражания) , есть отражение объективного мира, отражение опосредованное, если в основу художественного задания была положена нормативная функция (конструирование нормы предполагает знание той реальности, которая ту или иную норму выдвигает) , или отражение непосредственное, если в основу художественного задания кладется познавательная функция (исследование реальности во всех ее формах и закономерностях). " "Однако, - замечает Федоров, - художественный мир - это не только отражение, но и концепция объективного мира, его оценка его версия; отражение реальности в искусстве невозможно без ее оценки, без учета системы сложившихся о ней представлений; художественный мир - это картина мира, сложившаяся в сознании художника... " " Художественный мир произведения отражает не объективный мир в целом, а лишь его локальную, "избранную" часть, это - "сокращенный" мир; но будучи "сокращенным", художественный мир представляет собой модель мира в целом, где часть изоморфна целому: "Каждый отдельный текст одновременно моделирует и некоторые частный и универсальный объект". Отсюда следует, что художественный мир, будучи своеобразной "второй реальностью", по структуре своей отличной от реальности объективной, представляет собой определенную систему; все его компоненты взаимосвязаны, взаимодействуют, выполняют строго определенные функции. " "То обстоятельство, что художественный мир характеризуется системностью, свидетельствует о нем как о единстве, как о художественном целом, как о мире." И далее автор пишет: " Художественный мир, будучи "бесконечным лабиринтом сцеплений", существующим как система, как "целостность", не есть нечто неподвижное, статичное; это динамическая система, в которой совершается непрерывное изменение, целью своей имеющее построение "целостности". В некотором смысле художественный мир есть система растущего организма. И наконец, последнее: Художественный мир, как и мир объективный, неисчерпаем; реципиент, воспринимая созданный художником мир, одновременно и творит этот мир; художественный мир как система духовных отношений создается не только автором, но и читателем, зрителем, слушателем.Обращаясь к истории восприятия пространства и времени в европейском сознании, Федоров пишет: "С точки зрения, восходящей к Платону и Демокриту и сконцентрированное выражение получившее у Ньютона, пространство есть пустота, вмещающая материю, а время есть нечто, что "протекает равномерно", "без всякого отношения к чему-либо внешнему", то есть как нечто, не зависящее ни от пространства, ни от материи. Не только в науке, но и в европейском сознании в целом вплоть до ХХ века ньютоновская позиция была господствующей, что применительно к художественному миру проявилось в понимании пространства только как места действия, а времени - как длительности действия. Такое понимание не вело к осмыслению сущности и функций пространства и времени в художественном мире, практически исключало их из реестра литературоведческих категорий. " Субъективное пространство-время художника, воплотившееся в созданном им художественном мире, становится формой существования этого художественного мира, определяет его структуру.

Реальность, создаваемая художником, подчас настолько тонка и неуловима, что не так просто дать ей адекватное определение. Однако каждый мало-мальски думающий читатель, а речь здесь, в первую очередь, о литературных способах создания миров, сталкивался с нею. Причем неважно, низкопробное попадалось чтиво, или высококлассное произведение. В обоих случаях мы оказывались подгруженными в художественный мир произведения, о чем и пойдет речь в небольшом материале на окололитературную тему. Да не обессудь, вед-профессионал.

Художественный мир

Попробуем дать определение этой неуловимой субстанции, за которой гоняются уважаемые писатели и все подвизающиеся на ниве. Русские литературоведы ссылаются на замечательного филолога, обосновавшего в свое время сие понятие. Разговор о Лихачеве Дмитрии Сергеевиче. Введенный им в русское термин означает реальность, или предметность, как отмечается самим автором, созданная с помощью речи и определенной доли вымысла.

Итак, художественный мир - это нечто, созданное на грани содержания (смысла произведения) и его словесной ткани. Тут обязательно наличие активного и пассивного начал. За первое отвечает одушевленное, за второе - вся остальная вселенная во всех ее многообразных проявлениях. Мир произведения - это художественно обработанная при помощи изобразительных средств реальность, подчиняющаяся законам словесного искусства.

Составляющие

Внутренний мир произведения включает несколько важнейших составляющих. Перечислим основные:

  • персонажи, объединенные автором в определенную систему;
  • их поведение;
  • психическая деятельность;
  • внешние данные;
  • событийный ряд, формирующий сюжетную линию;
  • персонажное окружение, включая пейзажи, интерьеры и т.п.;
  • разнообразнейшие подробности изображаемого: акценты автора, метафорический язык, многоуровневые подтексты и др.

Не так уж и много, на первый взгляд. Однако простейший анализ лишь подчеркивает, насколько глубок может быть мир произведения.

Заключение

Способность автора несколькими мазками передать невероятную глубину завораживает. Особенно искушенного читателя. Художественный мир в литературе - бесконечность, создаваемая моментами, малыми порциями, деталировками, выстраивающими перед ценителем настоящую, вымышленную, но невероятно реальную вселенную. В этом и заключается истинный талант создателя. Это и есть искусство.

Мир литературного произведения — это воссозданная в нем посредством речи и при участии вымысла предметность. Он включает в себя не только материальные данности, но и психику, сознание человека, главное же — его самого как душевно-телесное единство.

Мир произведения составляет реальность как «вещную», так и «личностную». (Под вещью философия XX в. разумеет бытие пассивное и безгласное, личностное же начало понимается как активное и говорящее бытие.) В литературных произведениях эти два начала неравноправны: в центре находится не «мертвая природа», а реальность живая, человеческая, личностная (пусть лишь потенциально).

Мир произведения составляет неотъемлемую грань его формы (конечно же, содержательной). Он находится как бы между собственно содержанием (смыслом) и словесной тканью (текстом). Заметим, что слово «мир» используется в литературоведении и в ином, более широком значении — «как синоним творчества писателя, своеобразия того или иного жанра: мир Пушкина, Лермонтова, рыцарского романа, научной фантастики и т. д.».

Понятие «художественный мир произведения» (иногда именуемый «поэтическим», или «внутренним») укоренено в литературоведении разных стран. У нас оно было обосновано Д.С. Лихачевым. Важнейшие свойства мира произведения — его нетождественность первичной реальности, участие вымысла в его создании, использование писателями не только жизнеподобных, но и условных форм изображения.

В литературном произведении царят особые, собственно художественные законы. «Пусть мы имеем дело с миром совершенно ирреальным, — писал У. Эко, комментируя свой роман «Имя розы», — в котором ослы летают, а принцессы оживают от поцелуя. Но при всей произвольности и нереалистичности этого мира должны соблюдаться законы, установленные в самом его начале. Писатель — пленник собственных предпосылок».

Мир произведения — это художественно освоенная и преображенная реальность. Он многопланов. Наиболее крупные единицы словесно-художественного мира — персонажи, составляющие систему, и события, из которых слагаются сюжеты. Мир включает в себя, далее, то, что правомерно назвать компонентами изобразительности (художественной предметности): акты поведения персонажей, черты их наружности (портреты), явления психики, а также факты окружающего людей бытия (вещи, подаваемые в рамках интерьеров; картины природы — пейзажи).

При этом художественно запечатлеваемая предметность предстает и как обозначенное словами внесловесное бытие, и как речевая деятельность, в виде кому-то принадлежащих высказываний, монологов и диалогов. Наконец, малым и неделимым звеном художественной предметности являются единичные подробности (детали) изображаемого, порой четко и активно выделяемые писателями и обретающие относительно самостоятельную значимость.

Так, Б.Л. Пастернак замечал, что в стихах А.А. Ахматовой его чарует «красноречие подробностей». Он придавал деталям в поэзии некий философический смысл. Последние строки стихотворения «Давай ронять слова,жизнь, как тишина осенняя, — подробна») предварены суждением о «боге деталей» как «всесильном боге любви».

От эпохи к эпохе предметный мир произведений все шире и настойчивее осваивается в его мельчайших подробностях. Писатели и поэты как бы вплотную приближаются к изображаемому.

Когда сюда на этот гордый гроб

Придете кудри наклонять и плакать

По поводу этих строк из пушкинского «Каменного гостя» Ю.К. Олеша заметил: «Кудри наклонять» — это результат обостренного приглядывания к вещи, несвойственного поэтам тех времен. Это слишком «крупный план» для тогдашнего поэтического мышления. Во всяком случае, это шаг поэта в иную, более позднюю поэтику».

Своего рода максимума детализация изображаемого достигла в литературе второй половины XIX столетия — и на Западе, и в России. Знаменательно утверждение Л.Н. Толстого, что воздействие на читателя «только тогда достигается и в той мере, в какой художник находит бесконечно малые моменты, из которых складывается произведение искусства».

В.Е. Хализев Теория литературы. 1999 г.

Художественный мир - это условная реальность, созданная воображением писателя с помощью художественных средств по законам словесного искусства.

Художественный образ и язык литературного произведения

Художественный образ в искусстве является средством создания «второй реальности», способом привлечь к творимому художественному миру внимание того, к кому он обращается, ибо без сотворчества читателя (слушателя, зрителя) творимый художником мир никогда не «оживёт», не приобретёт самодостаточности.

Образный строй, образная система литературного произведения создаётся с помощью языкового материала.

Лексические средства языка:

Архаизмы - устаревшие слова и обороты речи, вышедшие из употребления: «указал приходить», «оный», «гласит».

Историзмы - слова, обозначающие предметы и явления, относящиеся к прошлой эпохе и не встречающиеся

в современной жизни: «государь», «подворье», «летописец».

Экзотизмы - слова, обозначающие реалии необычной, малоизвестной национальной культуры, а также называющие предметы и явления экзотической природы. В стихотворении Н. С. Гумилёва «Галла», например, встретим: «седые обезьяны», «сикомора», «Харрар» и «Черчерские горы».

Диалектизмы - это лексика, характерная для отдельных говоров, локализованных в различных областях нашей страны, нередко указывающая на происхождение или жизнь человека в той или иной области, на географическое место действия.

Варваризмы - слова, взятые из иных языков и сохраняющие свой иноязычный облик, но получающие в заимствующем языке более или менее регулярное употребление.

Канцеляризмы - слова, словосочетания и устойчивые грамматические конструкции официально-делового стиля.

Неологизмы - новые слова, вводимые в язык для обозначения вновь появляющихся предметов и явлений.

Сказ - способ организации литературного повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь. Сказовую форму повествования, к примеру, используют Н. С. Лесков в «Левше» и П. П. Бажов в «Уральских сказах».

Изобразительно-выразительные средства художественной речи

К изобразительно-выразительным языковым средствам художественной литературы относятся:

Эпитет - художественно-образное определение какого-либо предмета или явления.

Пример: печаль - «невыразимая», глаза - «огромные», май - «солнечный», пальцы - «тончайшие» (О. Мандельштам. «Невыразимая печаль…»).

Гипербола - художественное преувеличение.

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

(М. Ю. Лермонтов. «Бородино»)

Литота - художественное преуменьшение («обратная гипербола»).

Пример: «Младший сын был ростом с пальчик…» (А. А. Ахматова. «Колыбельная»).

Тропы - слова или словосочетания, употреблённые не в прямом, а в переносном значении. К тропам относятся аллегория, аллюзия, метафора, метонимия, олицетворение, перифраз, символ, симфора, синекдоха, сравнение, эвфемизм.

Аллегория - иносказание, изображение отвлечённой идеи посредством конкретного, отчётливо представляемого образа. Аллегория однозначна и прямо указывает на строго определённое понятие.

Пример: лиса - хитрость, волк - жестокость, осёл - глупость (в баснях); мрачный Альбион - Англия (А. С. Пушкин. «Когда сожмёшь ты снова руку…»).

Аллюзия - один из тропов, заключающийся в использовании прозрачного намёка на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого этого факта.

Пример: упоминание А. С. Пушкиным об Отечественной войне 1812 года:

За что ж? ответствуйте: за то ли,

Что на развалинах пылающей Москвы

Мы не признали наглой воли

Того, под кем дрожали вы?

(«Клеветникам России»)

Метафора - это скрытое сравнение на основе каких- то признаков, общих для сравниваемых, сопоставляемых предметов или явлений.

Пример: Горит восток зарёю новой (А. С. Пушкин. «Полтава»).

Симфора - усложнённая метафора, в которой опущено связывающее звено, сравнения и даны характерные для предмета признаки, вследствие чего образ не названного прямо предмета ощущается как чисто художественное представление, совпадающее с понятием о предмете (метафоризация другой метафоры).

Пример: Над озером лебедь в тростник протянул, // В воде опрокинулся лес (А. А. Фет. «Над озером лебедь в тростник протянул…»).

Олицетворение - наделение предметов и явлений неживой природы чертами живого существа (чаще всего - человека).

Пример: «Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы (М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»).

Метонимия - поэтический троп, состоящий в замене одного слова или понятия другим, имеющим с первым причинную связь.

Есть Музей этнографии в городе этом

Над широкой, как Нил, многоводной Невой.

(Н. С. Гумилёв. «Абиссиния»)

Синекдоха - один из тропов, который строится на отношениях количества; большее вместо меньшего или наоборот.

Скажите: скоро ль нам Варшава

Предпишет гордый свой закон?

(А. С. Пушкин. «Бородинская годовщина»)

Перифраз - троп, который строится на принципе развёрнутой метонимии и заключается в замене слова или словосочетания описательным оборотом речи, в котором указаны признаки не названного прямо предмета.

Пример: в стихотворении А. А. Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям…» с помощью перифраза изображается сам А. С. Пушкин:

Здесь лежала его треуголка И растрёпанный том Парни.

Эвфемизм - замена грубого, неприличного или интимного слова или высказывания другими, прозрачно намекающими на подлинное значение (по стилистической организации близкий к перифразу).

Пример: женщина в интересном положении вместо беременная, поправился вместо растолстел, позаимствовал вместо украл и т. п.

Символ - скрытое сравнение, при котором сравниваемый предмет не называется, а подразумевается с известной долей вариативности (многозначности). Символ лишь указывает на какую-то действительность, но не сравнивается с ней однозначно и непосредственно, в этом содержится принципиальное отличие символа от метафоры, с которой его часто путают.

Пример: Я ведь только облачко, полное огня (К. Д. Бальмонт. «Я не знаю мудрости»). Единственной точкой соприкосновения между поэтом и облачком оказывается «мимолётность».

Анафора (единоначатие) - это повторение сходных звуков, слов, синтаксических и ритмических повторений в начале смежных стихов, строф (в стихотворных произведениях) или близко расположенных фраз в абзаце или в начале смежных абзацев (в прозе).

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

(А. К. Толстой. «Коль любить, так без рассудку…»)

Многосоюзие - такое построение строфы, эпизода, стиха, абзаца, когда все основные входящие в него логически значимые фразы (отрезки) связаны одинаковым союзом:

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

(И. А. Бунин. «Одиночество»)

Градация - постепенное, последовательное усиление или ослабление образов, сравнений, эпитетов и других средств художественной выразительности.

Никто не даст нам избавленья,

Ни Бог, ни царь и ни герой…

(Э. Потье. «Интернационал»)

Оксиморон (или оксюморон) - контрастное сочетание противоположных по значению слов с целью создания поэтического эффекта.

«…Люблю я пышное природы увяданье…»

(А. С. Пушкин. «Осень»).

Аллитерация - приём звукописи, придающий строкам стиха или частям прозы особое звучание с помощью повторения определённых согласных звуков.

Пример: «Катя, Катя, - высекают мне подковы скакуна…» В стихотворении И. Сельвинского «Черноглазая казачка» повторение звука «к» имитирует цокот копыт.

Антифразис - употребление слова или выражения в противоположном их семантике смысле, чаще всего - ироническом.

Он пел поблеклый жизни цвет

Без малого в осьмнадцать лет.

(А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»)

Стилизация - это приём, заключающийся в том, что автор сознательно подражает стилю, манере, поэтике какого-то другого известного произведения или группе произведений.

Пример: в стихотворении «Царскосельская статуя» А. С. Пушкин прибегает к стилизации античной поэзии:

Урну с водой уронив, об утес её дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой,

Дева над вечной струей вечно печальна сидит.

Автология - употребление в произведении слов и выражений в их прямом, непосредственном, обыденном значении. Это нейтральная, «прозаическая» речь.

Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю

Слугу, несущего мне утром чашку чаю,

Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?

(А. С. Пушкин. «Зима. Что делать нам в деревне?..»)

Антитеза - художественное противопоставление образов, понятий, положений, ситуаций и т. д.

Пример: вот фрагмент исторической песни «Выбор Ермака атаманом»:

Не ясные соколы слеталися

Собиралися-соезжалися

Добрые молодцы…

Стиль в литературном произведении

Стиль - это система художественных приёмов и средств, свойственных отдельному произведению и выражающих его глубокую оригинальность и неповторимость.

Смысл литературного произведения

Тема художественного произведения - «…объект художественного отражения, те жизненные явления, которые воплощаются в произведении искусства» 1 . Например, темой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является судьба конкретного преступника - вымышленного персонажа, Родиона Раскольникова.

1 Есин А. Б. Литературное произведение: типологический анализ. - М., 1992.

Тематика - художественная взаимосвязь и взаимозависимость нескольких самостоятельных тем.

Основная тема - тема, организующая весь художественный мир произведения (как правило, масштабного).

Проблема - это основной вопрос, поставленный в произведении.

Проблематика - это совокупность и взаимосвязь всех проблем, поставленных в литературном произведении.

Художественная идея - главная обобщающая мысль или система мыслей в литературном произведении.

При определении идеи и идейного звучания очень важно для читателя учитывать авторскую позицию.

Способы выражения авторской позиции: непосредственно прямо в тексте (слова автора), персонаж-резонёр, заглавие, эпиграф; эмоциональные характеристики персонажей, то, как описываются и оцениваются автором изображаемые им события, общая тональность произведения; пейзаж, интерьер, портрет; интонация произведения (сарказм, ирония и т.п.) и др.

Пафос литературного произведения

Пафос - это основной эмоциональный тон, основное эмоциональное настроение произведения, а также эмоционально-оценочное освещение того или иного персонажа, события, явления автором.

Героика, или героический пафос, связан с активным, действенным утверждением возвышенных идеалов, во имя достижения которых героям приходится преодолевать очень серьёзные препятствия, рисковать собственным благополучием, а нередко и жизнью. Героическим пафосом пронизана баллада М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Трагизм, или трагический пафос, выражает страдание, невыносимую скорбь. Как правило, он связан с ситуациями, в которых любое решение героя неизбежно приведёт его к несчастью, а его выбор - это выбор «из двух зол». Трагический пафос опирается на конфликт, не имеющий благополучного разрешения (таков конфликт между Данилой Бурульбашем и Колдуном в «Страшной мести» Н. В. Гоголя). Трагическим пафосом характеризуется новелла И. А. Бунина «Лапти».

Романтика, или романтический пафос, по своим проявлениям очень похож на пафос героический, поскольку передаёт сильное эмоциональное переживание, устремлённость к возвышенному и значительному идеалу. Но романтический пафос основан не на деятельном воплощении поставленной цели, а на переживании мечты (часто недостижимой), на поисках средств воплощения этой мечты в действительность. На романтическом пафосе базируется поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

Сентиментальность, или сентиментальный пафос, возникает, когда в произведении автор намеренно подчёркивает своё эмоциональное отношение к изображаемому и настойчиво стремится вызвать сходные эмоции у читателя. Пример: стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».

Драматизм, или драматический пафос, проявляется в произведениях, где взаимоотношения персонажей или отношения персонажа с окружающим миром характеризуются особой напряжённостью, конфликтностью, но в отличие от трагических ситуаций здесь возможен благоприятный исход, хотя он и требует от персонажей принятия правильных решений и активности, решительных действий. Пример: новелла В. Г. Распутина «Уроки французского».

Юмор, или юмористический пафос, мы ощущаем в произведениях, представляющих нам комические характеры и ситуации. Этот пафос, как правило, сопровождается добродушной улыбкой читателя. Пример: водевиль А. П. Чехова «Медведь».

Сатира, или сатирический пафос, направлена против пороков, которые «бичуются» смехом, вызывающим не столько веселье, сколько возмущение читателя. Пример: новелла А. П. Чехова «Хамелеон».

Инвектива как вид пафоса предполагает откровенное выражение обвинения в адрес людей или событий. Пример: А. С. Пушкин «Свободы сеятель пустынный», где поэт ясно высказывает своё негодование в адрес людей, наделённых рабской психологией, лишённых понятия чести.

Лирический пафос предполагает создание в произведении особой атмосферы, настраивающей читателя на проявление субъективно-заинтересованного отношения к описываемому автором.

Человек и мир в литературном произведении

Психологизм - подробное, глубокое и жизненно достоверное изображение внутреннего мира персонажа или лирического героя, его чувств, мыслей, переживаний, желаний, настроений в литературе.

Портрет - изображение внешности персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т. п.). Пример: портрет «вожатого» (Пугачёва) в романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкина.

Пейзаж - это описание природы и внешнего пространства окружающего человека мира. Пейзаж бывает сельским, городским и естественным (леса, горы, степи без следов человеческого присутствия).

Интерьер - это поэтическое описание внутреннего убранства какого-либо помещения (комнаты, дома, храма, каземата и т. п.).

Художественная деталь - изобразительная или выразительная подробность изображённого мира литературного произведения.

Пример: в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» при характеристике подворья Мелеховых приводится очень простая, но яркая деталь - «железные петухи».

Колорит - использование художественных приёмов и средств для достижения исторической, национальной, бытовой и т. п. достоверности при создании художественного мира литературного произведения. Различают исторический, национальный и местный колорит.

Характер в литературе

Персонаж - это наиболее нейтральное название, указывающее только на одно из действующих в художественном мире произведения лиц. Персонажами могут быть и люди, и животные (Ю-ю из рассказа Куприна), и фантастические существа (Змей Горыныч из русских сказок), и даже предметы (Пружинка из «Городка в табакерке» Одоевского).

Протагонист - основной персонаж литературного произведения, чья судьба в первую очередь интересует автора, на чьей стороне находятся авторские симпатии.

Антагонист - персонаж, противостоящий главному положительному герою (протагонисту), нередко вступающий с ним в борьбу; активный отрицательный персонаж, вызывающий явное неприятие автора.

Резонёр - герой, которому писатель «доверяет» выразить авторскую позицию, оценить происходящее, чтобы помочь читателю понять авторский замысел.

Персонаж-повествователь - образ самого повествующего.

Литературный тип - герой, наделённый общими для большой группы людей чертами, свойственными определённому социальному или имущественному положению, возрасту и прочему.

Характер предполагает отображение в художественном произведении человеческой личности с присущими ей социальными и психологическими чертами.

Время и пространство в литературе

Хронотоп художественного мира произведения строится не по законам науки, но подчиняется лишь непреложным правилам словесного искусства, помогая писателю реализовать свою творческую фантазию, сформировать с помощью своего воображения «вторую реальность».

Сюжет и композиция литературного произведения

Композиция - состав и последовательность расположения частей, эпизодов и элементов литературного произведения, а также взаимосвязи между отдельными художественными образами.

Художественный конфликт - это воплощённое противопоставление, столкновение, противоборство, противоречие, важное для организации художественного мира произведения и раскрытия содержания.

Завязка - момент (эпизод), когда возникает конфликт. (Завязкой комедии «Горе от ума», например, является приезд Чацкого для встречи с Софьей.)

Развитие действия - постепенное оформление и нарастание противоречия, противоборства, препятствий на пути героев. (В комедии «Горе от ума» это попытки Чацкого вернуть себе расположение Софьи.)

Кульминация - момент, когда конфликт требует своего разрешения, не может развиваться дальше. (В «Горе от ума» это момент, когда Чацкий узнаёт, что Софья распустила слух о его сумасшествии.)

Развязка - разрешение основного конфликта. (Развязка комедии «Горе от ума» - это отъезд Чацкого.)

Экспозиция - дополнительная часть повествования, предваряющая завязку: она знакомит читателя с местом, временем и обстоятельствами действия, непосредственно подготавливает возникновение основного конфликта, а также представляет главных героев.

Постпозиция - эпизоды основной части повествования, следующие за развязкой. (Это тоже не обязательный элемент.) В «Капитанской дочке» А. С. Пушкина постпозицией оказываются последние замечания, написанные якобы от лица издателя записок П. А. Гринёва.

Пролог - дополнительный элемент композиции, отделённый от основного сюжета и предшествующий завязке (или экспозиции) для сообщения каких-либо дополнительных сведений.

Эпилог - дополнительный элемент построения литературного произведения: краткий рассказ о том, что произошло с персонажами после завершения сюжетного действия, или открытое выражение авторской позиции. Например, в эпилоге романа И. С. Тургенева «Ру

дин» на нескольких страницах описывается вся жизнь главного героя, протекшая после событий, показанных в романе.

Ретроспекция - возвращение к прошлому, описанию уже произошедших событий, с помощью воспоминаний, рассказа об этих событиях, обнаружения документов, записей и т. п. Пример: в романе А. С. Пушкина «Дубровский» читатель сначала видит появление в доме То- роекурова Дефоржа и лишь потом узнаёт, каким образом вместо приглашённого учителя в усадьбе оказался Дубровский.

Фабула - расположение основных эпизодов, основных событий повествования в их хронологической последовательности.

Сюжет - художественно мотивированное расположение основных эпизодов в конкретном литературном произведении. Иначе говоря, сюжет - это композиционно оформленная фабула.