Индустриальное общество: проблемы и ценности. Кафедра культурологии пгту

Современный этап развития западноевропейского общества принято называть индустриальной цивилизацией. Первыми теоретиками культуры индустриального общества стали Р. Арон, У. Ростоу, Д. Бэлл, Дж. Гэлбрейт. Они во многом расходились по политическим взглядам, но их объединяла идея технической детерминации культуры. Их идея заключалась в том, что сам характер техники как основного средства взаимодействия с действительностью детерминирует социальную структуру общества. Эти теории, сформировавшиеся в 40-60-х гг. XX в. критиковались как правыми, так и левыми, поскольку из них следовал вывод о том, что индустриализация создает адекватные себе организационные формы, эффективное функционирование которых обеспечивается соответствующей системой духовных ценностей. Отсюда неизбежно следовал вывод о сближении по мере роста индустриализации капиталистической и социалистической систем, поэтому эта теория получила еще наименование теории конвергенции (от лат. convergo - сближаю).

Несмотря на некоторые расхождения во взглядах и в предмете анализа (Ростоу сосредоточился на происхождении индустриального общества, Арон - на состоянии современного ему общества, Бэлл и Гэлбрейт - авторы теории постиндустриального общества), итогом исследований стало выявление типологических черт индустриальной культуры. Эти типологические характеристики культуры формируются в любой общественной системе, вступающей на путь модернизации и индустриализации. Предполагается, что культура любого модернизированного общества является инвариантом индустриальной культуры.

Индустриальный тип культуры сформировался в результате научнопромышленной революции в процессе становления и развития машинного производства.

Машинное производство потребовало возникновения адекватных форм организации труда и социальных институтов регуляции человеческой деятельности. Прежде всего, изменилась социальная структура: произошло перераспределение рабочей силы (миграция сельскохозяйственного населения в сферу промышленности). Машинное производство потребовало не только концентрации рабочей силы, что привело к урбанизации и разрыву традиционных связей, но и формирования новых организационных структур и регулятивных институтов. Основной организационной структурой индустриального общества выступает фирма или корпорация.

Вместе с тем индустриальное производство выходит за пределы локального поселения, и поэтому образуются надлокальные связи, обусловленные рыночным характером распределения. Население, обслуживающее и обеспечивающееся индустриальным производством, не контролируется традиционными институтами, свободно от территориальных, личностных и религиозных зависимостей, поэтому общество объединяется надлокальными структурами - государством, которое объединено идеей гражданства. Машинное производство и рыночное хозяйство требуют не только рациональной организации труда, но и институциализации предпринимательской деятельности, а также ее ценностного обоснования. Техническое производство существует только при условии постоянного обмена товарами, деньгами, трудом и информацией. Эти два обстоятельства - ценностное обоснование предпринимательства и свободная циркуляция информации - требуют личной инициативы, поэтому одной из важнейших ценностей становится свобода. Система ценностей включает в себя и труд как инструментальную ценность. Помимо прямых задач - обеспечения производственного процесса, труд обеспечивает единство социума, независимо от социального статуса, профессиональной и этнической принадлежности. В условиях индивидуализма, порожденного обостренным чувством свободы и идеей личной ответственности (за конечный продукт, за предпринимательскую деятельность и т.д.), мерилом социального статуса, усердия, успеха становятся деньги. При разобщенности социума

(маргинализация, деаристократизация, индивидуализм) необходима ценностная опора существования и деятельности личности, и разрушенные социальные групповые связи заменяются семьей. С ценностью семьи связана ценность частной сферы, которая теперь рассматривается как закрытая для общественных институтов. Вместе с тем индустриальное общество принципиально конфликтогенно (причины этого - урбанизация, маргинализация, концентрация капитала), что является причиной формирования регуляционной системы сдержек и противовесов - для индустриального общества характерным типом государства является либерально-демократическое. С другой стороны, Р. Дарендорф, англоамериканский философ, социолог и политик, усматривает и положительную сторону конфликтности индустриального общества. Предложенная им конфликтно-динамическая модель общественных отношений имеет следующее обоснование: рациональные способы освоения действительности не ограничиваются познавательной деятельностью, рациональный тип мышления пронизывает всю человеческую деятельность, и рациональные способы регулирования конфликта являются основанием позитивной эволюции общественных отношений.

Таким образом, типологические черты индустриальной культуры следующие:

  • рационализм как основной способ освоения действительности, который не только обеспечивает производственный процесс путем приращения новых знаний, но является способом организации общественного бытия и разрешения социальных конфликтов;
  • конфликтно-динамический характер культуры, вытекающий из организационной природы индустриальной технологии, но обеспечивающий ускоренное развитие общества;
  • индивидуализм, который по своему происхождению связан с технико-технологическим процессом, требующим личной ответственности на каждом этапе производства, но ориентирован на самоценность человеческой личности, признание неотъемлемости ее фундаментальных прав и свобод;
  • фундаментальные ценности индустриальной культуры (свобода, труд, деньги, семья), определяющие сквозные модели поведения и пронизывающие всю социальную структуру;
  • полистилизм, получивший отражение в философии как постмодернизм, который проявляется как многообразие культурных моделей поведения, форм искусства и выражает культурную и экономическую дифференциацию общества, в соответствии с социальными статусами, ролями, доходами;
  • основным социальным трамплином, каналом социальной мобильности - средством повышения социального статуса является образование, которое обеспечивает доступ к наиболее высокооплачиваемым профессиям, но одновременно культурно-образова-тельный уровень является признаком принадлежности к высшему социальному слою.

Демократические принципы в социальной структуре, развитие экспериментальной науки и индустриализации. Это создано ещё в 17 веке. Результатом промышленной революции стало возникновение индустриального общества. Идеалами которого является труд, производство, наука, образование, демократия. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика во главе которой стоят промышленники и учёные. Фабрика вы это время сменила мануфактуру приведя к невиданному прежде росту производительности общественного труда. Введение технических новшеств сопровождалось укрупнением предприятий, переходом к выпуску массовой, сандартизированной продукции. Массовое производство приводило к урбанизации. (росту городов) Перспектива ускоренного развития капитализма продемонстрировала сша. Процесс стал всеохватывающим и более однородным, шёл процесс превращения истории во всемирную историю. Становление культуры как единства, многообразия национальных культур и художественных школ. В этот процесс включаются и традиционные странны, например, Япония. Особый колорит приобретает проблема культурного диалога. Складывается новая система ценностей. В основе сенситивность – польза, достаток, комфорт. Прогресс отождествляется с экономическим прогрессом. При этом принцип пользы трансформирует понятие истины. Суть то, что удобно и полезно. Утилитарный характер приобретает этикет. Регуляция взаимоотношений между свободными партнёрами по средствам купли-продажи. Продавец должен быть вежливым и обходительным, а покупатель нет. Внимание уделяется только тем, кто полезен. Отношения формализуются.

В середине 19 века произошла промышленная революция, в результате которой сформировалось индустриальное общество. Оно основывалось на демократии, на экспериментальной науке, внедрении новых технологий. Ничто из этого не было изобретением 19 века. Идеалами этого общества являются труд производства, образование. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика во главе которого стоят промышленники и учёные. Фабрика в это время сменяет мануфактуру, что привело к невиданному ранее росту производительности общественного труда. Предприятия переходят к выпуску массовой, стандартизированной продукции. Всё это производит к урбанизации. Росту городов. Города становятся культурными и промышленными центрами индустриального общества. Перспективы ускоренного развития капитализма всему миру демонстрирует США. Процесс сложения мирового хозяйства, рынка охватывает оба полушария, история превращается во всемирную историю, культура развивается как единство многообразия культурных художественных школ. К концу 19 века из традиционности выходит Япония. В это время обостряется проблема диалога культур. Ценностями индустриального общества являются сенситивные – комфорт, достаток, развитие отождествляется с экономическим прогрессом. Принцип пользы трансформирует понятие истины. Истина – то, что удобно и полезно. Утилитарная культура. Утилитаризм проникает в этикет, когда вежливость проникает к тому, кто полезен. Человеческие отношения начинаются рассматриваться как взаимоотношения между партнёрами купли-продажи. Основной ценностью индустриальной цивилизации стал технический прогресс. По подсчётам Сорокина, что 19 век принёс открытий больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые. (8527). Бурный технический рост исходил из двух посылках западно-европейской культуры. Вера в активную роль разума человека. Кроме того, в 19 веке изменилось отношение к функции науки, раньше господствовали познавательная, воспитательные. Теперь – прикладная. Европа гордится своими достижениями. 1851 год – Лондонская выставка. В результате безраздельно выросло техническое господство человека над процессом, материей. Появились новые типы преодоления пространства. 19 век – «железных дорог». В быт входят телефон, телеграф. В декабря 1839 года Луи Дагер и Нисефор объявили о создании фотографии. Появляется кинематограф Люмьеры. Первые сюжеты до 3 минут. (Приезд поезда, обед детей, полит и поливальщик). Техническое тело культуры.


Познание позволило приблизить части мира друг к другу. Изменение роли религии. Завершился процесс расколдовывания мира. Ушла вера во сверхъестественное. Дебат Улилбрфорса с Гексли. 1860 год в Оксофрде. Победа дарвинизма. Наука добилась независимости от религии. Дарвинизм отвечал потребности общества. Фрейд доказывает, что идея Бога – плод слабости человека, мечтание о могущественной власти. Стремление человека к защите и покровительству.

Маркс – вздох угнетённой твари – религия. Связал её с интересами классовой борьбы. Критическое изучение библейских текстов опровергло их богоданность. Введено обязательное светское образование. Духовенство было лишено прав. В 19 веке – кризис христианской космологии и морали. Подтвердил Ф. Ницше: Бог умер. Это мы его умертвили. В морали нарастает индивидуализм. Ты ничего не должен мне, я ничего не должен тебе. Изменяется семья. Уменьшилась, появились семейные ячейки. Меньше детей. Улучшается качество жизни. Появляется паровое отопление. Во внешнем облике древних вещей открылось открытие Тонета. Гнлул на пару фанеру. Делали венские стулья. Формируется детский мир. В богатых домах появляются детские комнаты., одежда, книги, игрушки. Переоценивается роль элитарного искусства. Настойчиво претендует на звание духовного ориентира. Искусство – выражение нравственных идеалов. Среди сосуществующих режмов.Больше всего соответствовал реализм. Реализм появляется 1857 сборник статьей «реализм». Изучение об эволюции видов соответствовало идее искусства о социальных типах. «Человеческая комедия» Оноре Бальзак. 95 произведений. Предисловие – манифест реалистического искусства. Квинтэссенция в изречении Бальзака – внешняя форма – основа.

Индустриальное общество распространило образ делового человека. Бальзак воссоздаёт класс предпринимателей. Противоположный тип Байроническому герою. Одержимые властью, богатством. Интерес к обывателю. В 1864 году вышел роман братьев Гарку «Жермини». Предисловии пишут: «в условии демократии мы задали себе вопрос, неужели низкие классы не имеют право на роман. Неужели народ должен оставаться под литературным запретом. Пользоваться презрением автора. Филистёры. 1830 переходит из немецкого в другие европейские языки. Было в студенческом жаргоне. Филистер – тот кто часто прогуливает лекции. В 19 веке – обыватель вульгарный, лицемерный, бездарный, самодовольный. Флобер – «лексикон прописных истин» (свод филистерской морали 700 постулатов).

Представители живописи: Курбе, Милле. Представители критического реализма, ориентированного на изображение жизни обездоленных слоёв общества, которые противопоставлялись жизни богатых. Жизнь труженика полей – основная тема Милле. Характерны фигуры крестьян. Милле поэтизирует труд. Изображая труд, можно передать человечность. Активным борцом за критический реализм стал Густав Курбе. Художник изображает непосильный труд и нищету людей (картина «дробильщики камней», «похороны в Орнане»). В последней картине всё было ново. Похороны обывателя маленького городка. Мелкие буржуа и зажиточные крестьяне, которых художник изображает без всяких прекрас. Передаёт жизнь со всей беспощадной правдой. Одни картины – прославление безобразного.

Основы реалистического пейзажа заложены Камилем Каро.

Эссе по теме:

«Истоки и ценности индустриальной цивилизации»

Индустриальное общество – это господство машинного производства. Его базовая структура – экономика, а основа индустрии – машины. Основным направлением общества является состязание человека с преобразованной природой.

Для индустриального общества характерны:

В экономической сфере:

· Независимость от природно-климатических условий

· Промышленный характер экономики

· Развитая промышленная техника и технология

· Частная собственность на предметы и средства труда

В политической сфере:

· Форма государственного строя – унитарное государство

· Форма правления – монархия или республика

· Демократический или антидемократический режим

В социальной сфере:

· Сословно-классовый характер отношений к средствам производства, к положению человека в социальной группе

· Зависимость положения личности от собственных заслуг, социальная мобильность

В духовной сфере:

· Рационалистичность, прагматизм сознания, вера в безграничные возможности личности

· Идеалами являются свобода, равенство, справедливость

Техника всегда развивалась неравномерно: когда-то открытия следовали друг за другом, а было и так, что многие десятилетия не было никаких открытий. Конец средневековья охарактеризован вступлением человека в новую эру научного и технического развития, это было время великих открытий.

XV век был поворотным в истории человечества: именно тогда стало утверждаться диктатура Европы, а именно португальцы в это время основывают первые колонии в Африке, затем в колониальные войны включились и другие страны Европы – так начинается капиталистическая эра производства.

Слово «капитал», появившись около XII-XIII века, означало первоначально ценности. Запас товаров массу денег или же деньги приносящие процент. Однако после некоторого времени к владельцем денег приходит осознание того, что одалживание денег в долг или продажа товаров, произведенных кем-то приносит меньше дохода, чем если производить самим эти же товары. Поняв это, владельцы денег поняли и другое, что для проникновения капитала в сферу производства нужны определенные отношения в обществе и в связи этого появляется такое понятие как рабочая сила. В следствии чего отношения между работником и собственником средств производства окончательно приобрели экономический характер, что не могло сказаться на всех других сторонах жизни общества.

Одним из важных моментов истории была эпоха Возрождения. Она совпала с открытием Нового Света и с повторным открытием античного мира. Особенно заметные изменения происходили в городах, где очень быстро рос капитал городских жителей и что сразу меня социальный статус этих жителей. В городах бурно протекала хозяйственная и политическая жизнь, формировались новые идеи о представлении личности человека. В эту эпоху человек стал рассматриваться не как носитель пороков, а как свободная личность, претендующая на то, что она хочет. Именно благодаря постоянному и органическому взаимодействию новых идеалов и ценностей эпоха Возрождения смогла выдвинуть титанов мысли и создать непреходящие духовные ценности. Однако меньше во всякой литературе упоминается, что неотъемлемой частью жизни людей этого времени – была вера в астрологию и какие-либо магические действия. Также в эту эпоху гуманизм нередко соседствовал с разгулом страстей и смертей, такие известные люди как Лоренцо Медичи, цезарь Борджиа или Леонардо Да Винчи не пренебрегали заговорами, а иногда и убийствами. Также эта эпоха ассоциируется у нас с таким словом как инквизиция, подсчитано, что в это время из-за инквизиции было сожжено 30тыс. людей. Но также в эпоху средневековья была несвойственна вера в человека, в его необычайные особенности. В человеке, полагал Альберти Батиста, есть что-то бессмертное от Бога. Активность, для которой рожден человек, потенциально безгранична. Формирование новых ценностей связано и с широким, сложным по составу участников социально-политическим и идеологическим движением против католической церкви, и в ряде реформаций в некоторых странах католическая церковь утратила свое монопольное положение или оказалась в бо льшей зависимости от государства – духовная диктатура была сломлена. Нравственные идеалы Возрождения развивались, видоизменялись и характеризовались чертами расчетливости, трудолюбия, поклонения богатства и презрения к бедным.

В конце средневековья происходили и изменения в социально-политической структуре и наиболее яркие веяние проявились в парламентаризма.

Парламентаризм – это система правления, для которой характерно наличие представительного органа – парламента, осуществляющего законодательную власть и определяющего основные направления внутренней и внешней политики правительства. Парламентаризм предполагает принцип ответственности правительства перед парламентариями, имеющими право выносить вотум недоверия правительства.

Важным этапом на пути к современной цивилизации стал XVIII век, именно тогда начался процесс разделения экономической и политической власти на основе формирования правового государства. Существенные изменения произошли в характере взаимодействия человека и природы. Быстрый рост промышленности производства и резкое расширение хозяйственной деятельности пагубно сказывались на состоянии природной среды. В развитии общества все ярче проявлялись такие факторы, как смена технических достижений и технологий, экономическая конкуренция, отчуждение человека от результатов труда, борьба трудящихся за экономические права.

Во второй трети века начинается формирование крупного машинного производства. Индустриальная цивилизация наступает и несет с собой ощущение огромных возможностей человека, веру в его способности преобразовывать окружающий мир, произвести поистине революционные сдвиги во всех сферах общественной жизни.

Результатом промышленной революции (середина 19 века) стало возникновение индустриального общества. Идеалами такого общества являютсятруд, производство, наука, образование, демократия. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика, во главе которой стоят промышленники и учёные.Фабрика в это времясменила мануфактуру , приведя к невиданному преждеросту производительности общественного труда.Введение технических новшеств сопровождалосьукрупнением предприятий, переходом к выпуску массовой, стандартизированной продукции. Массовое производство приводило курбанизации (росту городов). Перспективу ускоренного развития капитализма продемонстрировали США. Процесс стал всеохватывающим и более однородным,шёл процесс превращения истории во всемирную историю . Становление культуры как единства, многообразия национальных культур и художественных школ. В этот процесс включаются и традиционные страны, например, Япония. Особый колорит приобретает проблема культурного диалога. Складывается новая система ценностей. В основесенситивность – польза, достаток, комфорт .Прогресс отождествляется с экономическим прогрессом. При этомпринцип пользы трансформирует понятие истины .Суть то, что удобно и полезно. Утилитарный характер приобретает этикет. Регуляция взаимоотношений между свободными партнёрами по средствам купли-продажи.Продавец должен быть вежливым и обходительным, а покупатель нет. Внимание уделяется только тем, кто полезен. Отношения формализуются.

Основной ценностью индустриальной цивилизациистал технический прогресс . По подсчётам Сорокина, что19 век принёс открытий больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые (8527). Бурный технический рост исходил из двух посылках западноевропейской культуры.Вера в активную роль разума человека. Кроме того, в 19 веке изменилось отношение к функции науки, раньше господствовали познавательная, воспитательная. Теперь –прикладная . Европа гордится своими достижениями.1851 год – Лондонская выставка. В результате безраздельно выросло техническое господство человека над процессом, материей. Появилисьновые типы преодоления пространства. 19 век – «железных дорог». В быт входяттелефон, телеграф . В декабря 1839 года Луи Дагер и Нисефор объявили о созданиифотографии . Появляетсякинематограф (Люмьеры). Первые сюжеты до 3 минут. (Приезд поезда, обед детей, полит и поливальщик).

Познание позволило приблизить части мира друг к другу. Изменение роли религии . Завершился процесс расколдовывания мира.Ушла вера во сверхъестественное . Дебат Улилбрфорса с Гексли. 1860 год в Оксфорде.Победа дарвинизма. Наука добилась независимости от религии. Дарвинизм отвечал потребности общества.Фрейд доказывает, чтоидея Бога – плод слабости человека , мечтание о могущественной власти. Стремление человека к защите и покровительству.

Маркс – религия - вздох угнетённой твари . Связал её с интересами классовой борьбы. Критическое изучение библейских текстов опровергло их богоданность. Введенообязательное светское образование .Духовенство было лишено прав . В 19 веке – кризис христианской космологии и морали.Ф. Ницше: Бог умер .Это мы его умертвили. В морали нарастаетиндивидуализм . Ты ничего не должен мне, я ничего не должен тебе. Изменяется семья. Уменьшилась, появилисьсемейные ячейки .Меньше детей . Улучшается качество жизни. Появляется паровое отопление. Во внешнем облике древних вещей открылось открытие Тонета. Делали венские стулья.Формируется детский мир. В богатых домах появляютсядетские комнаты , одежда, книги, игрушки. Переоценивается роль элитарного искусства. Настойчиво претендует на звание духовного ориентира. Искусство – выражение нравственных идеалов. Среди сосуществующих режимов. Больше всего соответствовалреализм . Изучение об эволюции видов соответствовалоидее искусства о социальных типах .«Человеческая комедия» Оноре Бальзак. 95 произведений.Предисловие – манифест реалистического искусства. Квинтэссенция в изречении Бальзака – внешняя форма – основа.

Индустриальное общество распространило образ делового человека .Бальзак воссоздаёт класс предпринимателей .Противоположный тип Байроническому герою . Одержимые властью, богатством.Интерес к обывателю . В 1864 году вышел роман братьев Гарку «Жермини». Предисловии пишут: «в условии демократии мы задали себе вопрос, неужели низкие классы не имеют право на роман. Неужели народ должен оставаться под литературным запретом. Пользоваться презрением автора.Филистёры . 1830 переходит из немецкого в другие европейские языки. Было в студенческом жаргоне. Филистер – тот кто часто прогуливает лекции. В 19 веке –обыватель вульгарный, лицемерный, бездарный, самодовольный. Флобер – «лексикон прописных истин» (свод филистерской морали 700 постулатов).

Представители живописи: Курбе, Милле .Представители критического реализма , ориентированного наизображение жизни обездоленных слоёв общества, которые противопоставлялись жизни богатых. Жизнь труженика полей – основная тема Милле. Характерны фигуры крестьян.Милле поэтизирует труд . Изображая труд, можно передать человечность. Активным борцом за критический реализм стал Густав Курбе. Художник изображаетнепосильный труд и нищету людей (картина «Дробильщики камней», «Похороны в Орнане»). В последней картине всё было ново. Похороны обывателя маленького городка. Мелкие буржуа и зажиточные крестьяне, которых художник изображает без всяких прекрас. Передаёт жизнь со всей беспощадной правдой. Одни картины – прославление безобразного.

Основы реалистического пейзажа заложеныКамилем Каро .


Социокультурные противоречия буржуазного общества
Антагонизм человека и техники.
Экологические границы индустриализма
Подобный материал:
  • Культура Древней Греции и Древнего Рима. Культура средневековой Европы. Культура Византии. , 122.28kb.
  • , 231.79kb.
  • Культура нового и новейшего времени , 631.85kb.
  • Лекция Философия Нового времени. Рационализм Р. Декарта. Проект «великого восстановления , 133.98kb.
  • Ix. Европейская культура Нового времени: от расцвета к кризису (XVII – XIX века) , 1306.42kb.
  • Концепция карнавальной культуры в работах М. Бахтина. 11. Мифологическая культура, , 52.52kb.
  • Культура нового времени. Европейская культура XVI-XVII , 268.66kb.
  • Европейская культура XIX века , 184.82kb.
  • Литература (по всем темам курса) , 6319.55kb.
  • Тематическое планирование курса истории в 7 классе , 140.1kb.
Художественная культура

Искусство.

В искусстве XIX в. необходимо выделить не­сколько художественных направлений, связанных с разви­тием всей культуры.

Романтизм в искусстве и литературе имеет общие свой­ственные черты: неприятие современной им буржуазной, ме­щанской действительности, противопоставление прозе суще­ствующего мира мир идеального. Это противопоставление осуществлялось присущими разным видам искусства соб­ственными способами выразительности. Например, противо­поставление дня, наполненного суетой, привело поэтов, му­зыкантов и живописцев к поэтизации ночи, этого странного, порой ирреального мира, живущего по своим законам. Ноч­ной жанр становится любимым в творчестве художников-ро­мантиков. Иногда лирика ночи отступает перед ужасом мрака Неприятие жизни и действительности рождает мотив ухо­да, бегства от жизни, которое выражается в разных формах, в том числе в жанре путешествия, скитания, чаще всего на Восток. Тема смерти приобретает особый смысл. Излюблен­ная тема романтиков - герой-бунтарь, трагическая борьба, смятение бурных чувств. Портретная живопись приобретает особое значение. Художники стремятся изобразить внутрен­нюю работу мысли, самоуглубление, чувственную индивиду­альность. Образы бурной природы позволяют аллегоричес­ки передать задуманное. Тема героической борьбы со стихи­ей, отчаянное напряжение, порыв - общие для романтиков европейских стран. Стремление глубже узнать тонкости че­ловеческой души рождает темы трагедии сломленной судьбы, больной души, отчаяния. Наиболее яркими представителями французской школы являлись Э. Делакруа, Т. Жерико.

Романтизм нашел отражение и в пейзажной живописи, пе­редающей особое настроение, вдохновение от созерцания родной природы. Это прежде всего характерно для английс­кого искусства, яркими представителями которого являлись Дж. Констебль, Дж. Тернер, Р. Бенингтон.

Реализм. История реализма как направления в искусстве связана с пейзажной живописью Франции, с так называемой барбизонской школой. Барбизон - деревня, куда съезжа­лись художники для написания сельских пейзажей. Они от­крыли красоту природы Франции, красоту труда крестьян, что явилось освоением реальности и стало новизной в искус­стве. К барбизонской школе относится творчество Т. Русо, Ж- Дюпре, Ш. Добиньи и др. Близко к ним по тематике стоят К. Коро, Ж- Милле. Главой реалистического направления стал Гюстав Курбе. Исторические события, происходившие во Франции начиная с революции 1830 г. и кончая Парижс­кой коммуной, франко-прусской войной, нашли отражение в творчестве художника-графика Оноре Домье. Его творчество получило популярность благодаря появлению литографии, т. е. возможности тиражирования графических произведений искусства.

Импрессионизм. Название этого течения происходит от французского слова, означающего «впечатление». История жанра берет начало из творческих исканий и реалистов и ро­мантиков. Сущность импрессионизма состоит в стремлении передать непосредственное впечатление от окружающего мира. Живописными средствами художники стремились передать неповторимость и иллюзию света, воздуха, воды, цвет во всей его чистоте, тонкие нюансы световоздушной среды. Живопись раздвинула рамки пространства, «открыла окно» в природу со всеми неповторимыми и мимолетными ее изме­нениями. Основоположником направления был Эдуард Мане, но признанным его лидером стал Клод Моне. Выдаю­щимися импрессионистами были О. Ренуар, Э. Дега, А. Сислей, К. Писсаро, позже - П. Сезанн, В, ван Гог и очень бли­зок к ним по характеру творчества был скульптор О. Роден. Импрессионизм положил начало новому восприятию окру­жающего мира, позволил ощутить прелесть каждого мгнове­ния жизни и оказал огромное влияние на появление новых на­правлений в искусстве.

В целом культура Западной Европы в XIX в. складывалась как культура индустриального общества со всеми присущими ей характеристиками и оказала влияние на дальнейшее его формирование.

Характерные черты индустриального буржуазного общества

В зависимости от контекста индустриальное общество мо­жет обозначаться как «буржуазное», «капиталистическое», «технически развитое», «современное» и т п. Реально фун­кционирующая индустриальная система совмещает в себе его различные начала и уклады. В силу этого термин «инду­стриальный» принимается как обобщающий многообразие социально-экономических вариантов современного обще­ства.

Самая характерная черта индустриального общества состо­ит в том, что в нем производство основано на преобладании накопленного труда (капитала) над живым трудом. Накоплен­ный труд принимает форму средств производства - техно­логий, орудий труда, ресурсов и т п, закрепленных в виде собственности любого типа. Труд носит квалифицированный и специализированный характер, развитое производство оз­начает высокую степень разделения труда

Вторая важнейшая характеристика индустриального об­щества, на которую обращали внимание и К. Маркс, и Э. Дюркгейм, и М. Вебер, заключается в глубокой раздво­енности и противоречивости принципов его социальной орга­низации.

В противоречии между все более углубляющимся разде­лением труда или усилением различий между разными частями общества и потребностью в поддержании взаи­модействия и единства;

* в противоречии, относящимся к социально-классовому расслоению общества, которое вызывает социальную на­пряженность и классовую борьбу.

В становлении буржуазного общества в Европе важную ориентирующую роль играли принципы буржуазной этики, выработанные и упорядоченные в рамках религиозной систе­мы. Этому способствовали и протестантизм, и католицизм. С течением времени сфера религиозной регуляции сокраща­лась, уступая свое место светским принципам и нормам.

Важным сдвигом в культуре Западной Европы стало ут­верждение в идеологии, искусстве, философии принципа ре­ализма. Мифологическое и религиозное мировосприятие за­мещается признанием действительности, которая требует учета обстоятельств и преодоления иллюзий. Утверждалось утилитарное мышление, тесно привязанное к потребностям реальной жизни. В социальной жизни сформировалась ав­тономия церкви и государственно-политической власти, ус­тановились стойкие буржуазные отношения в каждом соци­альном слое.

На протяжении XIX - XX вв. в буржуазном обществе про­исходит выработка специализированных ценностных ориен­тации и внедрение в общественное сознание высокого пре­стижа предпринимательства. В идеологических установках утверждается имидж преуспевающего человека, воплощаю­щего дух предприимчивости, решимости, стремления к рис­ку, соединенного с точным расчетом, а соединение духа пред­принимательства с национальным духом оказывается важ­ным средством сплоченности общества. Утверждение наци­онального единства означало сглаживание внутренних различий, барьеров, границ. На государственном уровне осу­ществляются различные программы, направленные на смяг­чение последствий социального расслоения, на обеспечение выживания и сохранения статуса малообеспеченных слоев населения.

Межгосударственные отношения европейских стран стре­мились к социокультурному плюрализму, хотя борьба за са­мостоятельность и автономные права приводила к длитель­ным и кровопролитным войнам. Иногда соперничество пере­носилось на колониальные пространства.

Постепенно снижался уровень централизации, политичес­кой и духовной монополии, что в итоге и способствовало уси­лению плюрализма. Взаимодействие различных центров вли­яния создавало такую плюралистическую систему, в которой регуляция отношений вырабатывалась на основе взаимного соотношения прав и обязанностей. Такая система способ­ствовала уничтожению анархии, авторитаризма и формиро­ванию механизма правовой регуляции отношений.

Принципы демократии осуществлялись прежде всего в го­сударственной жизни, распространяясь и на другие сферы общества.

Ценности индустриального общества

Сложный механизм промышленно развитой системы тре­бует для поддержания не только соответствующей социаль­ной структуры, разделяемой прежде всего на различные ка­тегории, но и приоритета ценностей, присущих буржуазному индустриальному обществу, таких как:

Достижение и успех,

Частная собственность,

Индивидуализм,

Активность и труд,

Потребительство,

Универсализм,

Вера в прогресс,

Уважение к науке и технологии. Эти ценности активно утверждаются всей системой духов­ного воздействия на массы населения.

Социокультурные характеристики индустриального общества

Формирование новых принципов регуляции социокультурной жизни отвечало тем переменам в западноевропейском об­ществе, которые сопровождают его на позднем этапе разви­тия, называемом обычно модернизацией.

Техника и культура индустриального общества.

Первы­ми в этап модернизации вступили США, Западная Европа, Япония.

Модернизация связана с интенсивным развитием техни­ки, вызванном тем императивом индустриального общества, о котором уже говорилось: необходимостью утверждения преобладания накопленного труда над живым. Важная хо­зяйственная причина технизации заключается в том, что без новых технических средств производства невозможно обес­печить уровень потребления и образ жизни, соответствую­щий характеристике индустриального общества. Важная по­литическая причина заключается в том, что в условиях на­ционального соперничества более развитые в техническом отношении страны и нации могут защищать свои интересы с большим успехом и даже диктовать свою волю менее раз­витым сообществам. В культурном плане принято выделять две духовные причины, придавшие высокий престиж техни­ческому обществу. Во-первых, это представление о челове­ке как об активном преобразователе природы, во-вторых, это утверждение активной роли разума в постижении ре­альности и его способности конструировать мир по-своему. Влияние техники, однако, не сводится только к высоким тех­нологиям. Это еще и трансформация мировосприятия чело­века.

Массовость производства . В индустриальном обществе динамика производства измеряется в физическом или денеж­ном выражении, т. е. по критериям количества и объема. Эти критерии распространяются и на остальные сферы.

Потребление энергии как критерий уровня жизни. Ис­пользуя новые источники энергии, современная техника по­зволяет осуществлять грандиозные проекты. Ставка на новые источники энергии породила прорыв в технологиях, ставших иногда весьма опасными для человека.

Разрыв с традициями. Техника постоянно обращена к бу­дущему. Совершенствование уровня жизни предполагает со­вершенствование технологий, которые должны постоянно об­новляться. В такой ситуации обращение назад означает ко­нец прогресса, без которого сам смысл процесса модерниза­ции утрачивается. Возникает упоение процессом поиска нового, желание постоянного обновления, т. е. разрыв с тра­дициями.

Чувство функциональности. Совершенствование техноло­гий и производства, «вещность» сознания, культ техники по­рождают рациональное отношение к миру как к среде функ­циональных объектов. Даже сам человек стал рассматривать­ся с позиций рациональной значимости.

Новые коммуникации. Техника связи, совершенствуясь, способствует интенсификации процессов общения, разруше­нию политических и культурных барьеров, приближению пе­риферийных областей к центрам и тем самым способствует расширению процесса модернизации.

Новые модели мышления. Массовое распространение тех­ники потребовало принципиального изменения человеческо­го мышления. Уменьшается роль антропоморфных образов, гуманитарных принципов. Их оттесняет естественнонаучный подход к миру, природе, обществу, человеку. Мышление при­обретает абстрактный характер. Новые принципы социаль­но-технологической организации деятельности охватили не только крупную индустрию, но и распространились на все сферы жизни, в том числе и духовную. В итоге духовная куль­тура превращается в индустрию массового сознания.

Социокультурные противоречия буржуазного общества

Социальное и духовное отчуждение . Отчуждение стало одной из важнейших характеристик индустриального обще­ства. Из сферы производственных отношений отчуждение распространилось и на социальные нормы.

Колониализм. Подчинение более отсталых стран с целью эксплуатации их ресурсов не ограничилось установлением по­литического и экономического господства, а сопровождалось подавлением локальных культур во имя универсализма запад­ной индустриальной цивилизации. Это вызвало движение за национальное освобождение, приобретшее крупномасштаб­ный характер.

Антагонизм человека и техники. Наступление технициз­ма всегда встречало противодействие со стороны гуманитар­но ориентированных слоев интеллигенции. Именно антаго­низм техницизма и контркультуры является важной характе­ристикой культуры индустриального общества.

Экологические границы индустриализма . Индустриаль­ное общество основано на «жестких» технологиях, осуществ­ляющих принцип «человек-покоритель природы». Природа рассматривается как внешний объект, а не как среда обита­ния. Хотя такая мировоззренческая установка способствова­ла высокой эффективности производства, она же стала при­чиной глобальных процессов экологической деградации. Дру­гим следствием стала чрезмерная урбанизация планеты, создавшая тяжелые условия для физического существования человека.

Особенности и противоречия культуры буржуазного инду­стриального общества нашли свое продолжение и в современ­ном постиндустриальном обществе.

Отсканировано с книги

Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.