Мифы о роли библиотек в современном российском обществе. Роль библиотек в современном обществе

Реферат по предмету информационная культура.

Выполнила: студентка Ропперт Ж.В.

Иркутск 2006

Введение.

Библиотека – что это?

Существуют сотни определений библиотек, но полностью их сущность всё равно не охвачена. Причины в том, что речь идет о самых универсальных учреждениях из всех созданных человеком. Их богатство и значение росли по мере того, как человек делал очередные шаги в познании окружающего мира и самого себя. Они содержат «всё» и имеют отношение «ко всему», призваны оказывать помощь и содействие «кому угодно» и «в чем угодно», человеку – в любом возрасте и в любом состоянии, здоровому и больному, свободному и заключенному, зрячему и незрячему. В библиотеках – все знания, накопленные поколениями разных народов на долгом историческом пути: о живом и мертвом, о микромире и о галактиках.

Чего у них пока недостаточно – это того, что самим человеком не познано, например точных данных о том, где находятся границы Вселенной и когда мир прекратит существование, что будет после этого. Отсутствуют среди богатств библиотек и определенный ответ на вопрос, для чего человек появился на Земле (зачем он создан Господом из «праха земного» - по Библии).

В библиотеках представлено то, что А.И.Герцен назвал духовным завещанием одного поколения другому. «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась, - писал он.- Она росла вместе с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в неё записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная аутография, которая называется всемирной историей. Но в книге - не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммы истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; она - программа будущего. Итак, будем уважать книгу!»

Сама же библиотека, по словам великого мыслителя и демократа, это - «открытый стол идей, за которым каждый найдет ту пищу, которую ищет; это - запасный магазин, куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берут их в рост».

В поэтической форме нетленный характер и значение библиотек выразил И.А.Бунин:

Молчат гробницы, мумии и кости,Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

Ныне письмена приобрели много новых форм, которые облегчают их хранение и передачу на расстояние. Но всё равно их необходимо воспринимать через зрение, а также слух. И библиотека обретет новые разновидности. Но всё равно, её содержание в образном, общедоступном, традиционном смысле - это Книга. Недооценивать библиотеку - значит игнорировать Книгу: чудо из чудес, созданное Человеком.

И если люди в чём-то ошибутся и окажутся в несчастье, то «когда-нибудь этому настанет конец. И человечество оглянется в растерянности. И, углубившись в себя, задумается о целях, предназначениях своего пути. И будет искать ответ в заброшенной и огрубевшей, заросшей чертополохом, как поле, слишком долго лежавшее под паром, душе своей. И не найдёт ответа. И тут ответ ему даст книга. Книга, которую человек презрел и зашвырнул. Книга, странный плод мечтаний, и не нужная никому рухлядь; книга, такая тусклая рядом с «золотой действительностью». Книга, которая считалась умершей; книга, старый дешёвый хлам; книга, источник всякой жизни. Книга, которая измерила параллели и меридианы души человеческой, вторглась в глубины мозга, унося давние поколения в высочайшую высоту и в самую дальнюю даль. Книга – это манна небесная, способная накормить толпы; пища, которой, чем больше ешь её, тем больше становится; волшебный хлеб, дающий сытость голодным, богатство нищим, силу немощным. Книга, благодаря которой любой может стать банкиром, Крезом знаний, миллионером мыслей».

Великая библиотечная держава.

ХХ век позади. За десять лет до его окончания Россия – в традиционном понимании этого слова – в очередной раз сменила общественный строй, а заодно и географические границы, потеряв при этом четверть территории и половину населения. Ученые и писатели ищут ныне то определение, которым можно было бы окрестить ушедший век в целом.

В России ХХ век включает ряд исторических периодов, ограниченных революциями, войнами и другими событиями, в основном трагического характера, с миллионами жертв.

Образно эта сторона века охарактеризована и многими поэтами.

Например, в начале столетия:

Двадцатый век… Ещё бездомней,

Ещё страшнее жизни мгла.

Ещё чернее и огромней

Тень Люциферова крыла.

Александр Блок

В конце его:

Я устал от двадцатого века,

От его окровавленных рек.

И не надо мне прав человека,

Я давно уже не человек.

Владимир Соколов

Сегодня, даже трудно представить, какой была бы наша страна и все сферы жизни в ней, материальной и духовной, если бы её путь был плавным, спокойным, благоприятным для созидания и творчества, в том числе и для развития библиотек. На деле же их сеть росла, а затем сокращалась, множество библиотек погибло, однако вслед за этим, блюдя традиции многовековой «книжной премудрости», народ создавал новые библиотеки.

Отчет истории нынешней сети этих учреждений ведется с начала советского периода. Это и верно, и неверно. Советский строй воспринял от дооктябрьской России значительную сеть библиотек, особенно крупных научных и публичных, а также личных. И хотя были допущены – вследствие национализации библиотек частных и церковных – большие потери произведений печати, библиотечное дело всё же развивалось на созданной в прежние эпохи основе. В этом процессе принимало участие и значительное число специалистов отрасли, которые были обучены и воспитаны ранее. Но кем бы библиотеки ни были учреждены, на них затрачивались народные средства. И библиотеки способствовали тому, чтобы общество стало грамотным и поднялось к вершинам научного и технического творчества, созидая новые духовные ценности.

В годы советской власти библиотечное дело, став составной частью культурно-образовательной и национальной политики, обновлялось и развивалось на новых идеологических началах.

Сеть библиотек выросла многократно - до 300 и более тысяч; в их фондах было накоплено около 5 миллиардов книг и брошюр. К тому времени, когда у нас началось выполнение этой задачи, она была решена лишь в немногих государствах – нескольких европейских и США.

Сказанное происходило в условиях весьма многонациональной и многоконфессиональной страны. При этом более чем для 40 народов была впервые создана или усовершенствована письменность. Библиотеки получили развитие во всех республиках – союзных и автономных, и не только в городах, но и на селе; они стали играть большую роль в различных сферах жизни – ликвидации неграмотности, проведении социальных, культурных и экономических преобразований.

В советское время было и то негативное, что во многом определяло деятельность библиотек: диктат Коммунистической партии, единые идеологические установки, цензура, временами жестокая. Но в библиотеках имелись и широко использовались десятки миллионов единиц естественнонаучной, технической, сельскохозяйственной, медицинской и другой литературы. Фонды массовых библиотек на 50-60 процентов состояли из художественной литературы, в том числе произведений многих величайших писателей России и других стран.

Цензура, жесткий контроль за составом распространяемых в обществе произведений письменности, а позднее – печати, существовала во всем мире в течение столетий, даже тысячелетий. Особенно жесткой стала цензура после возникновения книгопечатания. Она господствовала и в России на протяжении веков, с перерывами только на время революции 1905 года и на период с марта по май 1917 года.

Вообще история книжного дела на Руси, в России, в СССР – это история гонения на печать, цензуры церковной, светской, государственной и партийной. В этих условиях и развивалось печатное слово, создавались библиотеки, обслуживались читатели. Основная масса фондов нынешних библиотек – это ведь то, что было накоплено до начала 90-ых годов нашего века, в цензурную эпоху, в том числе и известная доля отечественных и зарубежных изданий, вышедших в свет до 1917 года в крупных библиотеках.

Ко второй половине ХХ века вопрос о цензуре в аспекте человеческих свобод стал признанной на международном уровне проблемой.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году, цензура у нас отменена.

Вряд ли существует страна, в истории которой в прошлом отсутствовали бы какие-либо периоды, события, явления, деяния негативного характера.

Но принято гордиться лучшим, что было в прошлом. Этому соответствует мудрая английская поговорка:«Right or wrong – my country».

В 90–е. годы в российских библиотеках произошли большие изменения. Человеческая личность освободилась от многого, что ее стесняло

Советский режим покинул историческую сцену, куда вступил под звуки фанфар.

Окончательная оценка советского этапа библиотечного развития, как и соответствующего периода истории нашей страны, - дело будущего. Но сегодня не следует ни идеализировать его и сожалеть, что он остался в прошлом, ни рисовать всё, что было тогда, одними черными красками.

Политические перемены - устранение цензуры - создали благоприятные условия для деятельности библиотек, что совпало и с общими тенденциями развития этих учреждений во всем мире.

Библиотеки получили у нас значительную свободу деятельности. Созданы условия для самоорганизации и самодеятельности их сотрудников. Получает развитие их содружество с собратьями по профессии из других стран. Появились возможности для включения библиотек в глобальную библиотечно-информационную систему.

Произошли изменения и в типологии библиотек. Понятия, направления, виды деятельности, укоренились в библиотечном деле России.

Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий.

В последнее десятилетие и в профессиональных кругах, и в общественном мнении доминируют два противоположных тезиса о происходящем в библиотеках.

Тезис первый – библиотеки в России гибнут.

Тезис второй – библиотеки в России активно развиваются.

Едва ли такие объективные критерии и методы анализа деятельности библиотек, используя которые можно было бы поставить короткий и понятный всем диагноз тому, что же, действительно, происходит сегодня в российских библиотеках?

Современная библиотековедческая наука выработала достаточное количество и таких критериев, и таких методов. Но даже самым добросовестным образом используя весь этот инструментарий, простой, однозначной, понятной и разделяемой всеми оценки получить не удастся.

Развитие библиотечного дела и библиотечного обслуживания в России в 1990-е годы отмечено серьезными противоречиями – несомненными достижениями на одних направлениях и потерями на других, активизацией одних библиотек и затуханием других.

Но ведь это не только в библиотеках – всё в России до предела противоречиво.

Не так давно один наш известный политик сказал что-то вроде того, что, анализируя происходящее у нас, строя прогнозы и принимая политические решения, надо постоянно иметь в виду: Россия – это одновременно Европа и Азия, Запад и Восток, Север и Юг, страна очень богатая и в то же время очень бедная, ещё тоталитарная, но уже демократическая, по-прежнему закрытая для мира, но и открытая до незащищенности, с высокими технологиями и в то же время отсталая, высокоразвитая и развивающаяся.

Наши библиотеки существуют именно в такой крайне неоднородной, ни на кого не похожей стране и отражают происходящее в ней. Закономерно, что у нас есть библиотеки слабые, умирающие, не отвечающие никаким, даже самым заниженным, требованиям.

В последние годы мы стали свидетелями того, как сильно меняются представления о задачах и возможностях библиотек, об их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре, их роли в политической жизни, развитии демократии, местного самоуправления, рыночной экономики, формирования глобального информационного пространства. Эти представления претерпевают изменения одновременно и на профессиональном, и на правительственном, и на обывательском уровне.

Происходит эволюция социальной роли библиотек. К традиционным функциям просветительского характера, сохранения и приумножения культурного наследия добавляются функции информационных центров, предоставляющих доступ к национальным информационным сетям и банкам.

Меняются традиционные внутрибиблиотечные технологии, формы библиотечного обслуживания населения, характер взаимодействия с органами власти, различными социальными группами.

Закономерно и то, что по сравнению с другими учреждениями культуры в России именно на библиотеках реформы отражаются наиболее сильно и драматично, качественным образом меняя их роль в обществе, расширяя предъявляемые к ним требования. Библиотеки в наибольшей мере зависимы от изменений в окружающей их среде – состояния книгоиздания, книгораспространения, развития информационной сферы и телекоммуникаций, работы почты и транспорта, таможни, но главное, - от изменений в структуре общества, снижения уровня жизни значительной его части, появления новых сфер занятости и новых социальных групп с информационными потребностями.

Только библиотеки стремятся отслеживать весь национальный репертуар печати, приобретают выходящие в стране издания, чтобы предоставить их в общественное пользование.

Библиотеки выдвинулись в число тех немногих социальных институтов, которые берут на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства регионов такой огромной страны.

В нынешний момент обществу нужны новые практические и фундаментальные знания, достоверная, оперативно получаемая информация. Потребность в этом может быть удовлетворена только через государственные и муниципальные общедоступные библиотеки, поскольку библиотека осталась единственным учреждением, предоставляющим доступ к культуре, знаниям и информации бесплатно.

С конца 1980 года, востребованость в библиотеках заметно возросла. При значительном сокращении сети других учреждений культуры, библиотеки приняли на себя функции культурных центров, организующих досуг людей.

По данным на 1 января 1999года, библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек

Крупнейшими в стране являются две имеющие статус национальные библиотеки Российской Федерации - Российская государственная библиотека в Москве и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге, а также Библиотека Российской академии наук. Все три библиотеки относятся к сонму мировых библиотечных гигантов.

Наиболее обширна и разветвлена сеть публичных библиотек, в которую входят девять библиотек федерального ведения:

Российская государственная библиотека;

Российская национальная библиотека;

Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. Рудомино;

Государственная публичная историческая библиотека;

Государственная общественно-политическая библиотека;

Российская государственная библиотека по искусству;

Российская государственная юношеская библиотека;

Российская государственная детская библиотека;

Российская государственная библиотека для слепых.

Частью этой сети являются 282 центральные библиотеки всех 89 субъектов Российской Федерации.

В системе высшего и среднего специального образования имеются примерно три тысячи библиотек университетов, академий, институтов, школ, колледжей.

В системе общего образования действуют более 63 тысяч школьных библиотек.

Крупная сеть исследовательских библиотек создана Российской академией наук. Она включает 375 библиотек.

В советский период каждое отраслевое министерство (здравоохранения, сельского хозяйства и т.д.) создало свою сеть специализированных библиотек, которую возглавляла центральная отраслевая библиотека. Научно-методическим центром для всех библиотек являлась Государственная публичная научно-техническая библиотека СССР, с универсальными фондами по науке и технике.

Одной из крупнейших библиотек мира в своей сфере является Всероссийская патентно-техническая библиотека

Для обслуживания высших органов государственной власти созданы Библиотека Президента Российской Федерации и Парламентская библиотека Российской Федерации.

Разветвлённой сетью библиотек располагают Министерство обороны РФ и другие силовые ведомства.

Библиотеки России, по сути, представляют собой целостный единый организм и традиционно взаимодействуют друг с другом, а также с зарубежными библиотеками, при необходимости обмениваясь документами и информацией о них.

Практически каждая отрасль народного хозяйства имеет центральное книгохранилище на федеральном уровне.

В отличие от других стран государственный библиографический учет российской печатной продукции ведут не национальные библиотеки, а специализированное библиографическое учреждение - Российская книжная палата (РКП). Она издает текущие указатели и ежегодники выходящих книг, журнальных и газетных публикаций, нотных изданий, географических карт. С 1994 года российская национальная библиография выпускается на CD-ROM.

Из-за того, что наука в СССР развивалась в основном не в университетах, а в специальных научно-исследовательских институтах, вузовские библиотеки России гораздо беднее и несопоставимы по своему значению с западными, поскольку они изначально были ориентированы в основном на учебный процесс и никогда не были открыты для широкой публики.

В силу этого и некоторых других обстоятельств каждая из территорий, составляющих ныне Российскую Федерацию, имеет одну открытую для всех центральную региональную библиотеку с универсальным фондом, включающим и основной репертуар научной литературы. По типу и по составу коллекций такие библиотеки представляют собой сочетание публичной и академической библиотеки в западном понимании, что-то вроде

общенациональной мини – библиотеки.

Многие административные центры краев, областей и районов открывали специальные библиотеки отдельно для детей и отдельно для юношества. Основной упор делался на специфику работы с этими категориями читателей.

Экономические реформы вызвали уменьшение общей численности библиотек.

Больше всего пострадали партийные, профсоюзные и научно-технические библиотеки. Во многих случаях эти библиотеки были полностью приняты на бюджетное финансирование органами культуры, либо их книжные фонды были переданы в публичные библиотеки.

Новые технологии в библиотечном деле.

Важнейшие задачи библиотек в современном мире все чаще формируются как обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранение её источников, поскольку эти обе задачи вбирают в себя почти все остальные. Библиотекаря же всё чаще называют не хранителем и пропагандистом книги, а информационным специалистом, навигатором в океане информации, удваивающейся количественно каждые восемь лет.

Входящая в третье тысячелетие современная библиотека- это уже не только книгохранилище, но и своеобразный электронный архив. Это единственное место на земле, где предоставляется доступ к информации и на традиционных носителях, и в электронном виде. Онлайновое обслуживание удаленных пользователей библиотек так же, как и предоставление информации из удаленных источников, в библиотеках западных стран стало нормой.

Что произойдет с библиотеками в условиях интеграционных процессов? Будут ли наши учреждения включены в единую международную систему? На этот вопрос трудно дать точный ответ и тем более вряд ли возможно указать какие-то, хотя бы приблизительные сроки.

Начнем с того, что технологические предпосылки для этого уже существуют, и подобный процесс идет – особенно в развитых странах. Наша страна переживает тот же процесс.

Библиотеки все больше и больше будут насыщаться техникой. Здесь ещё произойдут резкие повороты и скачки. В России ныне совершается переход от стадии, когда многие библиотеки, особенно сельские, не имеют даже телефона, не говоря уже о множительной технике, к стадии включения этих учреждений в информационные системы, в том числе – глобальные.

Чем только, технически и технологически, не обеспечивается в библиотеках серьёзный читатель! Находясь в стенах одной из них, он может обращаться к богатствам других и пользоваться электронной доставкой нужных ему источников; к его услугам - машиночитаемые базы данных. Он может работать с компьютером и получать копии материалов - как в печатной, так и в электронной версиях. Крупная библиотека способна обеспечить переводами читателя с одного языка на другой. Особые условия все чаще создаются для специфических категорий пользователей – возрастных, с физическими недостатками и т.д.

Каковы же социальные последствия новшеств? Уже сегодня они позволяют сделать для посетителей то, что находится в так называемом виртуальном мире. Из учреждения, которое обеспечивало доступ к знаниям, закрепленном на материальных носителях и хранящихся на полках, библиотека превращается в полноправного совладельца информационных богатств других учреждений, а ее сотрудники – в собственников знаний, подлинных крезов.

Это привело к изменению состава библиотекарей по специальностям. Появляется много новых профессий, меняется структура учреждений, формы и методы управления им. Во всем этом большую роль играют как электроника и автоматикой, так и педагогические и психологические подходы.

Успешно шествует по планете Интернет. Интернет – продукт человеческого гения, являясь глобальной системой, создает новый информационный климат на планете, олицетворяет свободу слова, плюрализм, дает возможность широкого обмена мнениями между отдельными людьми и между народами. Отмечается и большое значение Интернета как средство образования, научно - технического и экономического прогресса, а в политическом отношении – как символа демократии. Интернет – этап в развитии самого человека.

Для библиотек Интернет создал и продолжает создавать, расширять условия для использования их справочного и энциклопедического потенциала. То, что до сих пор требовало огромных усилий по поиску источников информации и баз данных в почти дух сотнях существующих стран и тысячах мест – библиотеках, архивах, музеях и т.п., ныне входит в повседневную жизнь наших учреждений, усиливая их социальную роль.

Вместе с тем на основании практики специалисты заметили, что Интернет не может заменить библиотек. Более того, заметили его негативные стороны. Он таит в себе угрозу пресыщения неупорядоченной информацией, в которой немало хаотического; отсутствуют ограничения ее состава, в том числе морального и политического характера.

Многих людей в мире волнуют и проблема информационной безопасности связанной с общедоступностью Интернета.

Но вернемся к библиотекам, которые обязаны использовать то, что им необходимо, исходя из запросов и потребностей человека, обратившегося к ним. Переход читателя под власть Интернета часто меняет его потребности, воздействует на психику, отвлекает его от тех побудительных мотивов, которые привели его к нам.

«Хотя библиотека и является по своей природе одним из носителей консервативных ценностей, она не имеет права отказаться от Интернета. Но в тоже время она и не может принимать все его ресурсы и все его «правила игры» без разбора. Библиотека должна осторожно менять традиции классификации поиска, хранения и потребления информации. Поэтому она не вправе довериться Интернету в том виде, каков он есть. Скорее ей следует воспользоваться теми его возможностями, которые не столько отменяют привычные формы его работы, сколько совершенствуют и упрощают их».

«Интернет- это стремительный, бурно несущийся поток. Надо найти вначале свой брод, потом свой островок, чтобы закрепиться, устоять, а затем поплыть со всеми вместе, не утонув и не будучи выброшенным на берег».

«Всё равно самым доступным и самым качественным передатчиком информации остаётся на долгие времена великое изобретение Гуттенберга – книга… Если люди отказываются от книги, виноват отнюдь не Интернет… Только безумец будет читать «Божественную комедию» с экрана или множить её на принтере… Никакой Интернет не заменит альбом с литографиями Доре. Не следует предаваться очередной маниловской грёзе. Нет царского пути в царство мировой информации. Дорога туда идет через школу, вуз, аспирантуру. Единственное, чем Интернет опасен,- это иллюзорной причастностью к науке или культуре всякого электронного зеваки, умеющего открывать файл. Нынешние электронные «Митрофанушки» и « кислотники» часами пялятся в экран, думая, что вот так, не учась, легко и свободно, они станут равными собеседниками богов. Они забывают, что «боги»- всего лишь виртуальные миражи, а потому доступны всем и каждому. Побеседовать с виртуальным Эйнштейном может и пятиклассник. Только надо помнить, что такой Эйнштейн ничем не отличается от Микки Мауса.»

Каковы же социальные последствия новшества? Уже сегодня они позволяют сделать доступными для посетителей то, что находится в так называемом виртуальном мире.

Библиотека уже в течение многих веков шла дорогой глобализации, постепенно ускоряя ее и приближаясь к тому, что, по мнению тех же ученых, должно привести к возникновению единой универсальной культуры. Библиотеки еще во времена глубокой древности предоставляли друг другу свои сокровища для переписывания.

Начиная с эпохи Возрождения, особенно в Новое время, получили развитие регулярный импорт и экспорт книг, количество которых в наши дни исчисляется десятками миллионов экземпляров. Возникли международный книгообмен, международный межбиблиотечный абонемент – как постоянные и регулируемые специальными соглашениями и инструкциями процессы. В течение веков развивается переводческая деятельность, играющая, особенно в наши дни, огромную роль в обмене духовными ценностями. Благодаря переводам до нас дошли многие памятники античной науки, философии, литературы.

Фонды на протяжении истории библиотек становились все более интернациональными, в том числе многоязычными. Но дело этим не ограничивалось: в течении многих веков взыскательный читатель стремился попасть в библиотеку, обладающую максимумом духовных сокровищ. Так что не только источники знания доставлялись к человеку, но и сам человек «доставлялся» к подобным источникам. В наши дни для пользования любой библиотекой любым человеком, создаётся всё больше условий, в том числе, и потому, что количество людей, владеющих другими языками помимо родного, исчисляется уже миллионами.

Всемирная система библиотек как звено глобализма технически и технологически подготовлена. Важно, чтобы политические и особенно экономические условия нового века, всё мировоустройство способствовали её созданию в соответствии с общечеловеческими интересами.

Список литературы

Кузьмин Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом. – М.: Либерия, 1999.Фонотов Г.П. Библиотеки – общество – Россия. Исследование социокультурной среды.- М.: Либерия, 2002.Андреева И.А. На пороге радикальных перемен.- // Библиотека.- 2004.-№1.-с.49-52.

... «Этика библиотекаря: моральный закон внутри нас. Опыт разных стран» . Цель моей работы – изучение кодекса этики российского библиотекаря и рассмотрение основных этических проблем обслуживания современного пользователя. 1. «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» В настоящее время обсуждается вопрос о подготовке новой редакции «Кодекса профессиональной этики российского...



Иными словами, информационные ресурсы общества представляют собой сведения различного характера, материализованные в виде документов, баз данных и баз знаний. Роль информационного ресурса в развитии современного общества огромна. Информационные ресурсы значительно упрощают нашу жизнь, делают ее более мобильной, способствуют высокой эффективности, выполняемой нами работой; в общем, они...

Реферат по предмету информационная культура.

Выполнила: студентка Ропперт Ж.В.

Иркутск 2006

Введение.

Библиотека – что это?

Существуют сотни определений библиотек, но полностью их сущность всё равно не охвачена. Причины в том, что речь идет о самых универсальных учреждениях из всех созданных человеком. Их богатство и значение росли по мере того, как человек делал очередные шаги в познании окружающего мира и самого себя. Они содержат «всё» и имеют отношение «ко всему», призваны оказывать помощь и содействие «кому угодно» и «в чем угодно», человеку – в любом возрасте и в любом состоянии, здоровому и больному, свободному и заключенному, зрячему и незрячему. В библиотеках – все знания, накопленные поколениями разных народов на долгом историческом пути: о живом и мертвом, о микромире и о галактиках.

Чего у них пока недостаточно – это того, что самим человеком не познано, например точных данных о том, где находятся границы Вселенной и когда мир прекратит существование, что будет после этого. Отсутствуют среди богатств библиотек и определенный ответ на вопрос, для чего человек появился на Земле (зачем он создан Господом из «праха земного» - по Библии).

В библиотеках представлено то, что А.И.Герцен назвал духовным завещанием одного поколения другому. «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась, - писал он.- Она росла вместе с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в неё записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная аутография, которая называется всемирной историей. Но в книге - не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммы истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; она - программа будущего. Итак, будем уважать книгу!»

Сама же библиотека, по словам великого мыслителя и демократа, это - «открытый стол идей, за которым каждый найдет ту пищу, которую ищет; это - запасный магазин, куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берут их в рост».

В поэтической форме нетленный характер и значение библиотек выразил И.А.Бунин:

Молчат гробницы, мумии и кости,Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

Ныне письмена приобрели много новых форм, которые облегчают их хранение и передачу на расстояние. Но всё равно их необходимо воспринимать через зрение, а также слух. И библиотека обретет новые разновидности. Но всё равно, её содержание в образном, общедоступном, традиционном смысле - это Книга. Недооценивать библиотеку - значит игнорировать Книгу: чудо из чудес, созданное Человеком.

И если люди в чём-то ошибутся и окажутся в несчастье, то «когда-нибудь этому настанет конец. И человечество оглянется в растерянности. И, углубившись в себя, задумается о целях, предназначениях своего пути. И будет искать ответ в заброшенной и огрубевшей, заросшей чертополохом, как поле, слишком долго лежавшее под паром, душе своей. И не найдёт ответа. И тут ответ ему даст книга. Книга, которую человек презрел и зашвырнул. Книга, странный плод мечтаний, и не нужная никому рухлядь; книга, такая тусклая рядом с «золотой действительностью». Книга, которая считалась умершей; книга, старый дешёвый хлам; книга, источник всякой жизни. Книга, которая измерила параллели и меридианы души человеческой, вторглась в глубины мозга, унося давние поколения в высочайшую высоту и в самую дальнюю даль. Книга – это манна небесная, способная накормить толпы; пища, которой, чем больше ешь её, тем больше становится; волшебный хлеб, дающий сытость голодным, богатство нищим, силу немощным. Книга, благодаря которой любой может стать банкиром, Крезом знаний, миллионером мыслей».

Великая библиотечная держава.

ХХ век позади. За десять лет до его окончания Россия – в традиционном понимании этого слова – в очередной раз сменила общественный строй, а заодно и географические границы, потеряв при этом четверть территории и половину населения. Ученые и писатели ищут ныне то определение, которым можно было бы окрестить ушедший век в целом.

В России ХХ век включает ряд исторических периодов, ограниченных революциями, войнами и другими событиями, в основном трагического характера, с миллионами жертв.

Образно эта сторона века охарактеризована и многими поэтами.

Например, в начале столетия:

Двадцатый век… Ещё бездомней,

Ещё страшнее жизни мгла.

Ещё чернее и огромней

Тень Люциферова крыла.

Александр Блок

В конце его:

Я устал от двадцатого века,

От его окровавленных рек.

И не надо мне прав человека,

Я давно уже не человек.

Владимир Соколов

Сегодня, даже трудно представить, какой была бы наша страна и все сферы жизни в ней, материальной и духовной, если бы её путь был плавным, спокойным, благоприятным для созидания и творчества, в том числе и для развития библиотек. На деле же их сеть росла, а затем сокращалась, множество библиотек погибло, однако вслед за этим, блюдя традиции многовековой «книжной премудрости», народ создавал новые библиотеки.

Отчет истории нынешней сети этих учреждений ведется с начала советского периода. Это и верно, и неверно. Советский строй воспринял от дооктябрьской России значительную сеть библиотек, особенно крупных научных и публичных, а также личных. И хотя были допущены – вследствие национализации библиотек частных и церковных – большие потери произведений печати, библиотечное дело всё же развивалось на созданной в прежние эпохи основе. В этом процессе принимало участие и значительное число специалистов отрасли, которые были обучены и воспитаны ранее. Но кем бы библиотеки ни были учреждены, на них затрачивались народные средства. И библиотеки способствовали тому, чтобы общество стало грамотным и поднялось к вершинам научного и технического творчества, созидая новые духовные ценности.

В годы советской власти библиотечное дело, став составной частью культурно-образовательной и национальной политики, обновлялось и развивалось на новых идеологических началах.

Сеть библиотек выросла многократно - до 300 и более тысяч; в их фондах было накоплено около 5 миллиардов книг и брошюр. К тому времени, когда у нас началось выполнение этой задачи, она была решена лишь в немногих государствах – нескольких европейских и США.

Сказанное происходило в условиях весьма многонациональной и многоконфессиональной страны. При этом более чем для 40 народов была впервые создана или усовершенствована письменность. Библиотеки получили развитие во всех республиках – союзных и автономных, и не только в городах, но и на селе; они стали играть большую роль в различных сферах жизни – ликвидации неграмотности, проведении социальных, культурных и экономических преобразований.

В советское время было и то негативное, что во многом определяло деятельность библиотек: диктат Коммунистической партии, единые идеологические установки, цензура, временами жестокая. Но в библиотеках имелись и широко использовались десятки миллионов единиц естественнонаучной, технической, сельскохозяйственной, медицинской и другой литературы. Фонды массовых библиотек на 50-60 процентов состояли из художественной литературы, в том числе произведений многих величайших писателей России и других стран.

Цензура, жесткий контроль за составом распространяемых в обществе произведений письменности, а позднее – печати, существовала во всем мире в течение столетий, даже тысячелетий. Особенно жесткой стала цензура после возникновения книгопечатания. Она господствовала и в России на протяжении веков, с перерывами только на время революции 1905 года и на период с марта по май 1917 года.

Вообще история книжного дела на Руси, в России, в СССР – это история гонения на печать, цензуры церковной, светской, государственной и партийной. В этих условиях и развивалось печатное слово, создавались библиотеки, обслуживались читатели. Основная масса фондов нынешних библиотек – это ведь то, что было накоплено до начала 90-ых годов нашего века, в цензурную эпоху, в том числе и известная доля отечественных и зарубежных изданий, вышедших в свет до 1917 года в крупных библиотеках.

Ко второй половине ХХ века вопрос о цензуре в аспекте человеческих свобод стал признанной на международном уровне проблемой.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году, цензура у нас отменена.

Вряд ли существует страна, в истории которой в прошлом отсутствовали бы какие-либо периоды, события, явления, деяния негативного характера.

Но принято гордиться лучшим, что было в прошлом. Этому соответствует мудрая английская поговорка:«Right or wrong – my country».

В 90–е. годы в российских библиотеках произошли большие изменения. Человеческая личность освободилась от многого, что ее стесняло

Советский режим покинул историческую сцену, куда вступил под звуки фанфар.

Окончательная оценка советского этапа библиотечного развития, как и соответствующего периода истории нашей страны, - дело будущего. Но сегодня не следует ни идеализировать его и сожалеть, что он остался в прошлом, ни рисовать всё, что было тогда, одними черными красками.

Политические перемены - устранение цензуры - создали благоприятные условия для деятельности библиотек, что совпало и с общими тенденциями развития этих учреждений во всем мире.

Библиотеки получили у нас значительную свободу деятельности. Созданы условия для самоорганизации и самодеятельности их сотрудников. Получает развитие их содружество с собратьями по профессии из других стран. Появились возможности для включения библиотек в глобальную библиотечно-информационную систему.

Произошли изменения и в типологии библиотек. Понятия, направления, виды деятельности, укоренились в библиотечном деле России.

Все большее внимание информированию населения по различным аспектам общественной жизни уделяют учреждения культуры, которые ведут активный поиск новых форм позитивного воздействия на человека, организуют досуг населения. Учреждения культуры проводят с населением идеологическую работу посредством современных методов, разнообразных по содержанию и рассчитанных на все категории населения. Одна из задач этой работы – возрождение и развитие исторических традиций народного творчества, народных праздников, традиций и обрядов, организация полноценного досуга населения.

Проходят беседы, вечера-встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, концерты, повсеместно проводятся праздники деревень, отмечаются государственные и профессиональные праздники, праздники обрядов и фольклора. Все это приобщает людей к духовным традициям, формирует любовь к родному краю, отечественной истории.

В практике работы с населением закрепились и стали традиционными сельские сходы, вечера-рапорты, вечера династий, сельские вечерки «Добрый вечер, соседи». На таких мероприятиях люди отдыхают, встречаются с руководителями, обсуждают и разрешают наболевшие вопросы.

Вечера-рапорты, праздники деревень, сельские вечерки и другие методы общественно-политической работы получили широкое признание и поддержку среди населения. И это, прежде всего, потому, что на них живо и интересно ведется разговор о лучших людях села, передовиках производства, разумно сочетается взыскательный разговор о проблемах сегодняшнего дня с чествованием ветеранов войны и труда. В целях совершенствования идеологической работы в районе практикуется проведение выездных отчетных концертов самодеятельных художественных коллективов в сельские населенные пункты.

Цикловые мероприятия, заключающие массовые театрализованные праздники, посвящаются возрождению народных обрядов и традиций. К их числу относятся купальские и рождественские праздники, масленица и дожинки, театрализованные новогодние представления. Совместно с общественностью проводятся мероприятия, посвященные Дню матери и Дню семьи. Во время таких мероприятий проводится продуманная информационная и воспитательная работа среди женщин.

Основная цель таких мероприятий – возвеличить человека труда, показать его лучшие моральные качества, дать возможность интересно отдохнуть, получить хороший заряд энергии для будущей работы.

В процессе поиска новых форм и методов организации общественно-политического информирования населения во многих сельсоветах созданы сельские информационные центры. В них сосредоточена достаточно разнообразная информация по различным аспектам деятельности, имеются республиканские, областные и местные периодические издания. Здесь же сельчане могут посмотреть телевизор, послушать радио. В информационных центрах органами власти проводятся различные общественно-политические и культурно-массовые мероприятия.

Особое значение в организации идеологической работы с населением имеют мероприятия, связанные с проведением государственных, общереспубликанских и профессиональных праздников и памятных дат. Они эффективно влияют на поведение людей, являются важным фактором нравственного совершенствования личности, повышения ее внутренней и внешней культуры, формирования убеждений. Свидетельством этого стали мероприятия, посвященные 60-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

Первостепенное значение придается приобщению населения к истинным культурным ценностям белорусского народа, возрождению и дальнейшему развитию лучших национальных традиций, народных промыслов и обрядов, воспитанию духовности и уважения к истории своего государства. При учреждениях культуры созданы и работают любительские объединения активную работу осуществляет детская школа художественных ремесел по привлечению детей и подростков к занятиям народными промыслами.

На пути к информационному обществу неуклонно повышается значимость библиотеки. Информационное обеспечение всех слоев населения с учетом социальных, хозяйственных, демографических изменений, оперативное информирование по актуальным проблем жизни общества – важнейшее направление деятельности библиотеки. В работе с населением широко используются общественно-политические чтения, лектории, доклады и беседы, тематические вечера, дни специалистов, коллективные просмотры, а также дискуссии и круглые столы.

В настоящее время в библиотеках сконцентрирована информация любого содержания – и политическая, и, что важно, профессиональной направленности. Специальная литература так необходима для повышения профессиональной квалификации работников сельскохозяйственных, промышленных предприятий и организаций.

Например, за центральной библиотекой г. Солигорска прочно закрепилась роль посредника между руководящими структурами и населением города: на базе читального зала периодики действует Информационный центр по вопросам местного самоуправления, в котором собирается, систематизируется и предоставляется в пользование прежде всего местная информация. Стали доброй традицией совместная подготовка и проведение «круглых столов» по важнейшим политическим, общественным проблемам.

Библиотека постоянно участвует в проведении единых дней информирования. В информационном центре оформлена папка «Примерная тематика единых дней информирования». Библиотека ведет информирование руководителей горисполкома по системе ТОР – тематическое обслуживание руководителей.

Библиотека является центром правовой и деловой информации. Понятие «правовое просвещение» становится все более актуальным, тем более, что законодательная база страны интенсивно обновляется. Центр оснащен эталонным банком данных правовой информации Республики Беларусь и другими официальными изданиями Национального центра правовой информации. Ежемесячно на базе ЦБ организовываются встречи адвокатов с пользователями библиотекой. В рамках маркетинговой программы «Современный читатель: проблемы и интересы» разработана подпрограмма «Информационная поддержка образования», задача которой – информирование и развитие информационной культуры учителей и учащихся.

Сегодня для библиотеки главное – организовать досуг молодежи, увлечь ее новыми идеями. Поэтому при юношеском абонементе начало свою работу молодежное клубное объединение «Поколение NЕХТ».

Значительный вклад в информировании населения вносят культурно-просветительные учреждения города: детская школа искусств, городской Дворец культуры, краеведческий музей, центральная библиотечная система города. На высоком организационном уровне проходят городские мероприятия, посвященные государственным праздникам.

Управление образования и отдел идеологической работы Барановичского горисполкома проводят большую идейно-воспитательной работу с учащимися и студенческими коллективами города. В управлении образования создан информационный центр по обеспечению координации информационно-пропагандистской работы, куда вошли работники управления образования, городского методического кабинета, представители учебных заведений города.

Все материалы, которые разрабатывает и получает отдел идеологической работы, передаются в информационный центр управления образования. Далее информация передается, пересылается, в информационные центры учебных заведений города, которые возглавляют заместители директоров по воспитательной работе. Во всех учебных заведениях города внесены дополнения в функциональные обязанности заместителей директоров по воспитательной работе, связанные с организацией и проведением информационно-идеологической работы среди учащейся и студенческой молодежи.

В учреждениях образования города разработаны мероприятия по совершенствованию информационно-идеологической работы, налажена система контроля. Контроль осуществляется во время фронтальных и тематических проверок, при посещении учебных заведений кураторами. Информационный центр управления образования периодически запрашивает сведения из центров учебных заведений.

Вопросы информационно-идеологической работы внесены в планы работы кафедр, методических объединений учителей-предметников, классных руководителей.

В учебных заведениях города имеются единые дни для проведения информационных занятий. В расписание учебных занятий заложены информационные и классные воспитательные часы. Используются в работе с учащимися такие формы внеклассной работы, как семинары, лектории, круглые столы, дискуссии, на которые приглашаются работники городского исполнительного комитета, компетентные в основных вопросах и направлениях социально-экономической политики.

В рамках информационно-идеологической работы в учреждениях образования созданы лектории и лекторские группы информаторов, политклубы. Их целью является не только информирование о государственной внутренней и внешней политике, но и обучение молодёжи навыкам анализа текущих событий. В учебных заведениях имеются информационные уголки, выставки методической литературы в помощь организаторам идейно-воспитательной работы. Большую работу в этом направлении ведут библиотеки школ и учебных заведений, музеи.

Весьма интересным является опыт работы в данном направлении Чаусского райисполкома. В районном отделе образования ведена должность заместителя начальника отдела по идеологической работе. В учреждениях образования идеологическая работа возложена на заместителя директора по воспитательной работе. В годовых планах работы отдела и учреждений образования идеологическая работа спланирована в отдельном разделе: «Идеологическая работа».

Для оказания методической помощи классным руководителям в районе создано методическое объединение классных руководителей. Среди множества рассматриваемых вопросов особое внимание уделяется вопросам идеологической и идейно-воспитательной работы со школьниками. Аналогичные методические объединения созданы во всех школах района. На них рассматриваются вопросы и оказывается методическая помощь классным руководителям с учетом возможностей данного учебного заведения, заслушиваются отчеты классных руководителей о проделанной работе, обобщается опыт лучших, подводятся итоги конкурсов.

С целью оказания методической помощи заместителям директоров по идеологической и учебно-воспитательной работе по организации информационно-пропагандистской работы в учебных заведениях в отделе образования создан Информационно-пропагандистский центр.

Ежегодно в школах района утверждаются планы идейно-воспитательной работы на новый учебный год, пересматриваются составы координационных советов по вопросам идейно-воспитательной работы и планы их работы.

Для оказания помощи классным руководителям аналогичные центры созданы во всех школах района. Ими разрабатывается тематика классных часов, тематические планы проведения Дней информирования для учащихся, тематика тематических информационных часов, готовятся методические материалы.

В учебных заведениях определены часы информирования, которые внесены в расписание уроков. При их проведении используются различные формы политического просвещения учащихся всех возрастов; чтение и обсуждение газетных и журнальных статей, тематические и обзорные информации, беседы, диспуты, заочные путешествия, устные журналы, деловые игры. В каждом классе школ оформлены информационные уголки, созданы лекторские группы. Проводятся смотры-конкурсы на лучший информационный уголок.

Информационно-пропагандистская работа в учебных заведениях основывается на пропаганде и осмыслении символов государства: герба и флага. Герб и флаг имеются в актовых залах, классных комнатах, кабинетах администрации. Проводятся специальные уроки, посвященные государственной символике Республики Беларусь, праздники Дня Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь. Большинство школ района имеют свою символику: эмблему и гимн школы.

Большая работа в школах района осуществляется по воспитанию гражданственности и патриотизма. В районе разработана программа «Сыны Отечества», над реализацией которой работают все учреждения образования района. В рамках этой программы проводятся определенные мероприятия на различную тематику. Особое внимание уделяется оформлению информационных стендов. На них располагается всевозможная информация, которая позволяет учащимся свободно ориентироваться в общественной и политической жизни страны.

С целью проверки состояния идеологической работы в учреждениях образования проводится анкетирование среди учащихся, мониторинг уровня идеологической работы.

Главная цель – посредством идейно-воспитательной и идеологической работы, проводимой на основе принципа системности, вовлечь белорусскую молодежь в социально-экономические и политические процессы построения сильной и процветающей Беларуси.

В начале было Слово. Но свою подлинную мощь оно обрело с появлением книги. Книга сыграла и продолжает играть основополагающую роль в развитии нашей цивилизации. Гигантская, накопленная за века библиотека - это надежная память человечества, где запечатлены его свершения и мечты, прозрения и заблуждения. Эта библиотека создавалась на камне и металле, глиняных табличках и деревянных дощечках, свитках папируса и пергаментных кодексах, пальмовых листьях и бересте, шелке и бумаге - менялся материал и способ изготовления, но неизменным оставалось ее назначение: служить сохранению и передаче знания, опыта, художественных ценностей. А библиотеки важны для общества потому, что они обеспечивают всем гражданам доступ к знанию и культуре. Во всем мире библиотеки являются первым прибежищем для пользователей информации, доступным для всех слоев населения. Но, к сожалению, в настоящее время, снизилась роль библиотек в культурной жизни общества.

В районе 14 библиотек. Реже стали посещать наши библиотеки люди разных поколений. Снижается читаемость и интерес к книге любого жанра. Учащиеся читают мало. Все чаще они получают информацию из компьютера. Но библиотекари прилагают максимум усилий, чтобы библиотека оставалась центром культуры, информации, общения.

Наша ЦБС имеет хорошие традиции. Определены приоритетные направления, разработаны ведомственные целевые программы, которые уже действуют долгие годы. Созданы библиопроекты «Интересные люди родного края», «За здоровый образ жизни».

Работает православная кафедра в детской библиотеке. Кирилло - Мефодиевские чтения, проводимые детской библиотекой стали традиционными. Они помогают обогатить наших детей духовно, отвлечь от вредных привычек.

Большую работу библиотеки ведут по профилактике правонарушений и наркомании. Воспитательная работа среди учащихся проводится как в библиотеке, так и в школе, посредством разнообразных массовых мероприятий: классных часов, часов информации, часов экологии, часов здоровья, уроков истории и уроков мужества и др. Большое внимание уделяется информационным технологиям. В ЦБС 10 компьютеров. Создаются авторские проекты по актуальным темам. Изучается передовой опыт библиотек страны и области. Стараемся принимать все интересное, новое, чтобы привлекать пользователей в библиотеки особенно детей и молодежь. Для детей и молодежи работает 22 клуба по интересам. Есть у нас и помощники. Активно работают библиотеки с Домами культуры, школами, филиалом Демидовского аграрно-технологического техникума, отделом по делам молодежи и спорта, военкоматом, центром социальной защиты, клубами «Молодые душой» и «Катюша», редакцией местной газеты, и правоохранительными органами.

Сейчас пред ЦБС стоит задача компьютеризировать все библиотеки. Особенно большой проблемой встает вопрос создания электронного каталога Велижской ЦБС. Это требует больших финансовых затрат и обучения работников. В следующем году мы должны начать эту работу.

В библиотеках района стабильные кадры. Здесь работают люди, которые знают и ценят свою профессию. И только библиотечные работники все это время остаются на передних рубежах в борьбе за образованного, воспитанного и приобщенного к духовному богатству россиянина. Ведь библиотека не просто место для предоставления услуг, она вместилище знаний, сокровищница человеческих мыслей, кладезь мудрости, хранилище богатства и достояние нашей культуры.

В наш компьютерный век

Все же библиотек

Не потеснить Интернету,

Вам благодарны за это!

Библиотекарям слава!

Им - хвала и почет!

Пусть же наша держава

Должное им воздает!

Уважаемые библиотечные работники района, поздравляю вас с Общероссийским днем библиотек. Искренне и сердечно желаю Вам процветания и успехов, бесконечного энтузиазма, здоровья, счастья и благополучия! Чтобы Удача, Успех и Вдохновение были верными спутниками в вашей работе. Настойчивости и терпения в решении каждодневных задач.

Г.В.Краснощекова, заслуженный работник культуры РФ, директор МБУК «Велижская ЦБС»

Университет начинается с библиотеки

Е А МАТВЕЕВА РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ, ЕЕ ВКЛАД В СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФОНДЫ БИБЛИОТЕК СТРАНЫ НЕ ТОЛЬКО СОСТАВЛЯЮТ ИНФОРМАЦИОННУЮ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ ЭТНОСА. ИХ ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, СОХРАННОСТЬ И ПОПОЛНЕНИЕ ХАРАКТЕРИЗУЮТ КУЛЬТУРНУЮ ПОЛИТИКУ СТРАНЫ И ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВА.

Омский государственный технический университет

УДК 021.13.3:008

Современный мир развивается с быстротой, ранее не ведомой человечеству, а вместе с ним не менее стремительно меняется человеческое общество, а следовательно, в какой-то мере и сам человек. Сегодня во все сферы деятельности прочно вошел термин "глобализация". И практически в то же время на первый план вышло другое, казалось бы, противоположное ему понятие - "национальная безопасность". Эти два термина своей противоречивостью ясно показывают, что человечество осознает невозможность своего дальнейшего развития без объединения знаний, ресурсов, накопленного опыта, но вместе с тем каждая нация боится потерять свою индивидуальность и присущие только ей национальные особенности, свою самобытность. Эта противоречивость отражается, конечно же, в государственной политике, а также влияет на развитие различных социальных институтов общества. Стремление к новому и вместе с тем бережное хранение накопленного за века культурного богатства присущи и такому институту общества, как библиотека.

Она органически входит во все области и все этапы человеческой жизни - детство, школу, профессиональное обучение, производство, науку, досуг. Она вездесуща, постоянна, общедоступна. Она бережно собирает, хранит и предоставляет произведения письменности, аудиовизуальные и электронные материалы миллионам читателей. Это своего рода информационная модель национальной культуры каждого народа.

"В ходе развития библиотеки как института, обслуживающего потребности общества, создаются и запечатлеваются достижения, знания и технические возможности определенного времени, особенности регионов, культурные традиции сообщества.... Библиотеки - памятники культуры, которые несут в себе, как и объекты культурного наследия, информационный потенциал для последующих поколений, ресурсный потенциал для общественного использования в настоящем и средообразующий потенциал, определяющий параметры сложившейся в регионе соответствующей социокультурной среды" . Именно поэтому столь близка этому институту "национализирующая миссия", ее особая роль в сохранении и поддержании национальных ценностей".

Защита и сохранение культурных особенностей народов и наций в последнее время вышли на первый план и стали ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения. За последнее десятилетие в нашей стране очень часто звучали слова о национальной культуре, о правах наций на самоопределение. И вместе с тем очень мало было сделано для того, чтобы слова превратились в конкретные дела. Хотя проблема национальной культуры, ее сохранения действительно важна.

"Национальная культура - это культура народа, живущего в условиях цивилизации, осознающего себя частью этой цивилизации наряду с другими народами. Она не просто воспроизводит этнокультурные особенности данного народа, но служит условием его жизни в общециви-лизационном пространстве, объединяющем его с близкими ему "по духу" народами. Народ, не способный к такой жизни, не может быть нацией.

Посредством национальной культуры народ обретает способность общаться с другими народами, входящими с ним в единое цивилизационное пространство, сохраняя при этом свою самобытность и неповторимость. В равной мере национальная культура есть разговор становящейся цивилизации с народами, которые она вовлекает в свою орбиту" .

Поэтому, "если мы хотим жить в стране, культурно осознающей себя единой нацией, то библиотека должна стать одним из главных ее институтов, приобщающих население к письменной, литературной, художественной традиции" . Библиотека в этом случае является как бы формой генерации культурного фонда нации, ее документальным ядром.

Судьба библиотек в течение многовековой истории развития нашей цивилизации всегда была прямо связана с судьбой письменности. "Из трех существующих типов культуры - этнической (или народной), письменной и массовой, письменная культура - это единственное условие, единственная форма существования нации. Нация складывается, прежде всего, через приобщение людей к письменной культуре, к письменной традиции" . И вряд ли стоит доказывать, что в процессе предоставления источников письменной культуры библиотека занимает первое место, ее не сможет заменить какое-либо другое учреждение или информационное пространство.

В современной библиотеке удачно сочетается обслуживание пользователей с различными навыками информационной культуры. В ее стенах читатель может полистать книги, вышедшие в прошлом году, и познакомиться с документами, срок хранения которых насчитывает уже несколько сотен лет. А в соседнем отделе ему предоставят возможность поискать нужную информацию в Интернете, поработать с CD-ROM. Но несмотря на все новые технологии, вошедшие в повседневную работу, библиотека необходима обществу, прежде всего, как институт, предоставляющий документы в традиционном виде. "Это особенно важно, учитывая, что для большинства населения даже развитых стран, не говоря уже о бедных и отсталых, Интернет недоступен ввиду отсутствия во многих населенных пунктах соответствующих технических средств. В будущем мультимедийные ресурсы и их использование будут связаны со сложными специ-

алиэированными средствами и программным обеспечением, в результате чего реальный доступ к информации будет осуществляться через ограниченное число рабочих станций" .

Среди библиотек самыми богатыми книжными собраниями располагают, конечно же, национальное библиотеки. И именно они несут наибольшую ответственность за сохранение национальной культуры. "Представляется, что особый общественный статус и непреходящее значение национальной библиотеки обусловлены уникальными возможностями и ролью печатного (рукописного в прошлом или электронного в будущем) слова, ролью книги (используем этот термин в обобщенном, собирательном смысле). Ведь в конечном итоге в книге отображается все, что происходило и происходит в жизни. В ней запечатлены все материальные памятники истории, политические события, научные достижения, все духовные искания. Библиотека же, где документы - книги, рукописи, журналы, газеты, брошюры, плакаты, карты, ноты, открытки и др. хранятся веками, становится своеобразным зеркалом жизни общества, его исторической памятью. Она - образ мира материального и духовного. Национальной библиотекой создается, прежде всего, образ Отечества во всей его многогранности - в чертах благородных и обыденных, прекрасных и трагических, полных достоинства или смятения.

Даже в случае непредвиденных катастроф, это - одна из гарантий возрождения общества. Вспомним слова академика Д.С. Лихачева, который часто повторял: "Что бы ни случилось в мире, какими бы не были страшными культурные потери - духовное и материальное возрождение возможно, если сохранятся крупные библиотеки и архивы" .

Общество построено многими поколениями людей, каждое из которых вносило свой вклад в развитие знаний и формирование культуры. Все свои достижения, находки, открытия они фиксировали в форме печатных материалов. А последние, в свою очередь, кропотливо собирались в фондах библиотек. "Ликвидацию фондов, их оскудение и, следовательно, деструкцию исторической памяти действительно необходимо рассматривать как угрозу национальной безопасности. Если нет исторической памяти, народ превращается в население, в толпу. Если нет традиции - нет общих ценностей, незачем проявлять альтруизм, самоотверженность, все духовные ценности общества начинают деградировать" . Мы уже сегодня становимся свидетелями того, во что превращается человек, не получивший элементарного воспитания и образования. Недаром так много говорят о "потерянном" поколении современной молодежи.

Между тем во всем мире давно признано, что накопленные страной библиотечные, музейные, архивные фонды и есть главный показатель того культурного ресурса, который образует ее, так сказать, национальный культурный капитал. "Закрепляясь преимущественно в письменной форме, национальная культура обретает способность жить и накапливаться не столько в естественной памяти народа, сколько в искусственно созданных хранилищах -музейных коллекциях разного рода, архивах, библиотеках и пр. Реальный объем национальной культуры, если его измерять в каких-то количественных единицах, определяется именно тем, что собрано в этих хранилищах и, стало быть, доступно для дальнейшего пользования. Единица библиотечного, музейного и прочего хранения - наиболее элементарная форма учета национальной культуры, всего того, что хранится в памяти нации" .

"Директор Национальной библиотеки Франции Жан Флавье считает обязанностью библиотеки сохранение и предоставление информации из прошлого - без этого невозможно понять сегодняшний мир. По мнению директора Немецкой библиотеки Клауса-Дитера Лемана библиотека должна обеспечивать диалог культур и обмен знани-

ями: информационное общество не может заменить традиционные формы человеческих коммуникаций" .

"Библиотекари несут ответственность за сохранение материалов о нашем прошлом и сбор информации о нашем настоящем. Они каталогизируют все эти данные таким образом, чтобы их можно было быстро и легко отыскать и сделать доступными для тех, кто в них нуждается. Они ответственны не только перед теми, кто пользуется библиотекой в настоящее время, но и перед теми, кто много веков спустя будет изучать информацию, собранную сегодня" .

Но библиотеки не ограничиваются хранением собранных в своих фондах книжных памятников. Реализация социокультурной функции национальных библиотек связана также с их обширной работой по построению достоверной информационной модели национальной культуры. "Над созданием этой модели либо ее отдельных функциональных блоков работают сегодня все национальные библиотеки России. В законченном виде она позволит, во-первых, зафиксировать исторический путь национальной документальной культуры, во-вторых, реконструировать в различных аспектах (историко-генетическом, предметно-содержательном и др.) развития национального культурного процесса как такового. Результатом этого будет установление необходимых отношений между национальными информационными ресурсами и их потребителями.

Информационная модель национальной культуры - это не только инструмент фиксации определенного состояния культуры этноса, но и способ отношения к национальным историко-культурным ценностям. Обе ее ипостаси являются основными составляющими понятия "культурное возрождение".

Вопросы культурной реабилитации и выбора путей дальнейшего развития культуры остро стоят сегодня перед всеми без исключения народами Российской Федерации. Однако культурное возрождение - это не только возвращение к культурным истокам и восстановление культурных норм и типов социального поведения, но и сознательное преодоление культурной замкнутости, возможность самоопределения в пределах мировой, а не локальной культуры. И это не грозит потерей национальной специфики, поскольку специфика и уникальность могут сохраниться только в рамках мировой (межнациональной) кооперации благодаря отказу от исторической инерции и переходу к активному движению вперед. Возрождение культуры в таком понимании - это возвращение ей способности к построению образа "будущего" в отличие от преимущественного сосредоточия на реконструкции образа "прошлого".

Конечно же, библиотеки - наша общая память, но это отнюдь не означает, что они связаны только с прошлым, они же и основа для инноваций и культурного развития. Потому что нельзя двигаться вперед, не зная старого. Социально-экономическая история ведущих стран мира показывает, что достижение высокого уровня развития должно быть основано, с одной стороны, на вовлечении в процесс управления максимально широких слоев населения, а с другой - на рациональном использовании и минимизации общих затрат природных, трудовых и финансовых ресурсов.

Информация тоже является национальным ресурсом. "В определенном смысле она подобна другим видам национальных ресурсов - недрам, воде, лесам и т.п. Сохранение, развитие и рациональное использование информации является задачей государственного значения" .

Не преувеличивая, можно сказать, что сохранение фондов библиотек является основным условием для выживания национальной и мировой культуры и науки. За рубежом этот факт осознали уже давно. В Европе только за последние пять лет были оборудованы три современных здания для национальных библиотек. Да и

рядовые библиотеки маленьких городков оснащены так, что даже наши крупные городские библиотеки могут только мечтать о такой технике. Национальные библиотеки Европы играют большую роль и в исследовательских программах. "В Европейской Комиссии существует так называемая пятая рамочная программа развития научных исследований и технологий, которая начата в 2000-м и завершится в 2004 г. Достаточно большая ее часть отведена проблемам информационного общества. В ее рамках есть программа, в которую входят библиотеки, музеи, архивы. Она называется "культурное наследие и информационные ресурсы" и имеет целью предоставить более широкий доступ рядовым гражданам и профессионалам европейских стран к постоянно расширяющимся ресурсам в области культуры и информации" . В нашей же стране библиотекам по-прежнему приходится изо дня в день доказывать свою значимость и необходимость.

Всем известна фраза: "Кто владеет информацией, тот правит миром". Информация давно уже стала дорогостоящим товаром. И вместе с тем информационные ресурсы являются частью национальной культуры. "Определяя национальную культуру как культурный капитал нации, необходимо подчеркнуть его первостепенное значение по сравнению со всеми другими видами капитала - промышленного, торгового, финансового и пр. Именно от него, в первую очередь, зависят экономическое благосостояние страны и ее политическая независимость. Культурный капитал делает возможным само существование нации как субъекта экономического и политического развития. Нет нации до и вне этой культуры, тогда как последняя творится первоначально наиболее выдающимися представителями образованной элиты и только затем становится всеобщим достоянием, распространяясь в обществе по каналам письменной коммуникации. Можно сказать, что нация рождается, прежде всего, в университетских аудиториях и библиотечных залах, чтобы обрести затем характер политического и экономического единства. Наличие оригинальных мыслителей, писателей, художников -еще не признак сложившейся нации, но ее предпосылка. Когда плоды их деятельности усваиваются большинством населения, становятся достоянием каждого, возникает родство людей не только по происхождению и месту проживания, но и по культуре. И только такое родство создает нацию". Поэтому очень важно обеспечить равную доступность информации, то есть идей и знаний всем людям, независимо от места их проживания,

профессии, имущественного достатка. А это достигается только через широко развитую систему библиотек. Процветающие библиотеки - одна из составляющих материального и, что более важно, духовного благополучия государства.

Они представляют собой своеобразный мост из прошлого в будущее. Здесь вы найдете все, что накоплено человечеством за века своего существования, познакомитесь с новым. И здесь же готовится основа для управления информационными ресурсами будущего.

Литература

1. Антопольский А. Совместные усилия ведомств и организаций - залог сохранения информации / А. Антокольский, К. Вигурский // Библиотека. -1998. - № 2. - С. 1518.

2. Багрова И. Есть ли у библиотек будущее в XXI век // Библиотековедение. -1999. - №1. - С. 138-150.

3. Библиотека для России: новые тенденции и традиционные ценности II Библиотековедение. - 1999. -№2.-С. 28-47.

4. Брайен Л. Будущее библиотеки // НТБ. -1996. - №4. -С. 27-37.

5. ЗегбертМ. Программы Европейской Комиссии: Возможности участия библиотек СНГ// Библиотековедение. -2000,-№4.-С. 17-19.

6. Книга и культура мира в России: Румянцевские чтения - 2000 // Библиотековедение. - 2000. - №5. - С. 6-15.

7. Кузнецова Т.Я. Национальные библиотеки республик России как центры информационного моделирования национальных культур.

8. Межуев В. Национальная культура как понятие и явление// Библиотековедение. -1999. - № 2. - С. 48-59.

9. Могилевер Н. Информация тоже источник получения средств//библиотека. -1998. - №6. - С. 14-15.

10. Морозова И.В. Проест "Память России": Опыт, проблемы, перспективы // Библиотековедение. - 2000. - №4. -С. 38-45.

11. Чурбанов В. Библиотека для России: новые тенденции и традиционные ценности // Библиотековедение. -1999.-№3. -С.36-42.

МАТВЕЕВА Елена Анатольевна, ведущий библиотекарь библиотеки ОмГТУ.