Московский государственный университет печати. Русская культура XIX века

Особенности развития культуры в XIX веке. XIX век получил название «золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся положение в общемировой культуре. Культурное развитие России в первой половине столетия определялось активным участием страны в европейской политике, сблизившим Россию и Европу; появлением оппозиционных и революционных течений общественной мысли; ослаблением такого векового устоя русской жизни, как крепостничество. Русская культура второй половины XIX века испытывала на себе огромное влияние реформ 60 - 70-х гг. С падением крепостного права происходит духовное раскрепощение народа, расширяется круг лиц творческого труда - носителей культуры. Простой народ со своими традициями, нравами, ценностями и запросами становится центральной темой в культуре и искусстве. Немаловажное значение имел и научно-технический прогресс, который служил и фактором, и показателем уровня культурного развития.

Образование и просвещение. В начале XIX в. просвещение было признано важнейшим направлением государственной политики. Во главе учебной системы становится Министерство народного просвещения, созданное з 1802 году. Государственные учреждения, созданные при Александре I, нуждаются в образованных кадрах, для подготовки которых учреждается ряд новых университетов (Виленский, Дерптский, Харьковский, Казанский, С.-Петербургский), образцовых средних учебных заведений - лицеев (наиболее известный - Царскосельский) и гимназий, в которых могли учиться только дворяне. Во второй половине начинает уделяться большее внимание народному образованию. Численность начальных школ выросла с 1856 по 1896 с 8 до 79 тыс., в которых обучалось до 4 млн человек. И, тем не менее, большая часть простого народа оставалась безграмотной. Государственная политика по отношению к просвещению испытывала постоянные колебания, поскольку именно среди образованных людей распрострацялись вольнодумство и стремление к преобразованиям. В периоды реакции и ужесточения внутренней политики (эпоха Николая I - 30-е - начало 50-х гг.; Александра III - 80 - 90-е гг.) усиливался государственный контроль за образованием, затруднялся доступ в учебные заведения, ограничивалась их внутренняя автономия.Периодика. XIX век стал временем бурного развития русской общественно-политической периодики. На страницах газет и журналов велась полемика между сторонниками различных направлений общественной мысли, оценивались важнейшие события и явления жизни государства и общества, публиковались произведения, сочинения крупнейших отечественных мыслителей, писателей, поэтов, критиков. Целые поколения воспитывались на таких изданиях, как «Вестник Европы» Н.М. Карамзина; «Современник» A.C. Пушкина и H.A. Некрасова, а. затем Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова; «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.А. Некрасова и др. Особенно быстрый рост периодика переживает за 40 пореформенных лет, когда число изданий увеличилось со 104 до 800. В 90-е гг. Россия выходит на третье место (после Германии и Франции) по количеству названий выпускаемой литературы. Периодическая печать и литература способствовали просвещению общества, росту политической культуры и правосознания жителей страны.

Наука. Развитие науки в первой половине XIX в. имело свои особенности, состоявшие в интенсивном накоплении фактического материала, новых теоретических разработок и в острой борьбе прогрессивных ученых с представителями идеалистических теорий. Большое влияние на научные открытия оказывала передовая философская мысль, считавшая естественные науки фундаментом материалистического мировоззрения. Новым явлением в науке становится ее практическая направленность. Открытия и изобретения многих русских ученых носят общемировое значение: настоящий переворот в геометрии произвели исследования Н.И. Лобачевского, создавшего систему т.н. «неевклидовой» геометрии; физик Б.С. Якоби сконструировал электромотор; величайшим научным открытием стал периодический закон химических элементов, сформулированный Д.И. Менделеевым; глубокие исследования в сфере психологии и высшей нервной деятельности человека и животных проводили И.И. Сеченов и И.П. Павлов и т.д. Огромный шаг вперед в XIX веке был сделан в познании и осмыслении русского прошлого, что было связано с общим подъемом русского национального самосознания в эту эпоху. Такие крупнейшие.историки XIX в., как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский создали фундаментальные труды по русской истории, где освещаются проблемы формирования государственности в России, основных тенденций жизни государства и общества, роли народа в жизни страны и т.д.

Литература. XIX век стал «золотым веком» русской классической литературы. В начале столетия основной тенденцией в литературе является смена классицизма и сентиментализма новым течением - романтизмом, воспевающим уход от повседневности, стремление к возвышенному идеалу, его поиск в прошлом. Это направление проявляется в произведениях В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, ранних сочинениях A.C. Пушкина и М.КХ Лермонтова. Во второй четверти XIX в. в русской словесности утверждается реализм - стремление изображать жизнь в ее типических проявлениях. Основоположниками реализма в русской литературе были гениальный поэт, прозаик, драматург и публицист - А.С. Пушкин, перу которого принадлежат такие шедевры русской литературы, как «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Пиковая дама» и многие другие, и талантливый писатель и драматург - Н.В. Гоголь, создатель произведений, беспощадно изобличавших крепостнические и самодержавные порядки России 30-40-х гг. - «Ревизор» и «Мертвые души». Крупнейшими литераторами первой половины XIX в. были А.С. Грибоедов, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, И.А. Гончаров и др. Центральными темами произведений крупнейших писателей середины - второй половины XIX в. - И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого - стали вопросы человеческой природы, смысла жизни, сущности бытия. Этот психологизм был вызван той напряженностью в обществе, которая была характерна для второй половины XIX столетия.

Живопись. Смена стилей и направлений происходила в начале XIX в. и в живописи. Классицизм, в котором преобладали религиозная и мифологическая тематика, вытесняется вначале романтизмом (проявившимся в полотнах О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова), а затем реализмом, получившим особое развитие во второй половине века. Наиболее значимым явлением этого периода в живописи было «Товарищество передвижных художественных выставок», в состав которого входили такие мастера, как И. Крамской, Н. Ге, В. Суриков, В. Перов, А. Саврасов, И. Шишкин и др. Позднее к ним примкнули И. Репин, И. Левитан, В. Маковский. Сюжетная линия, в основе которой стоял русский народ, его жизнь, быт, традиции; история России, проблемы современной действительности; манера изображения, глубокий драматизм и психологизм картин, делают работы этих мастеров шедеврами мировой культуры.

Архитектура. В архитектуре первой половины XIX в. господствовал классицизм. В Санкт-Петербурге воздвигаются величественные официальные здания и архитектурные ансамбли, призванные символизировать величие и процветание Российской империи. В этот период были построены ансамбль Дворцовой площади, Исаакиевский собор, здания Сената и Синода и т.д. В пореформенный период на архитектуру оказывают воздействие различные факторы. Это, во-первых, достижения промышленного прогресса, приведшие к появлению новога типа зданий, с другой стороны, проявляется стремление к стилизации «под старину», результатом чего было появление так называемого «неорусского» стиля. В этом стиле были построены здания Исторического музея, Верхних торговых рядов (ГУМа), Московской городской думы и др. В конце XIX в. в архитектуру начинают проникать элементы стиля модерн.

Музыка. Наиболее активно русская музыкальная культура развивается во второй половине XIX в. Огромный вклад в развитие этой сферы внесли представители так называемой «Могучей кучки» - М. Балакирев, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и Ц. Кюи. Для творцов объединения характерно создание крупных музыкальных форм, проникнутых высоким патриотическим духом. Величайшим композитором эпохи был П.И. Чайковский, чьи оперы, балеты и симфонии проникнуты глубоким лиризмом и человечностью, наполнены искренними чувствами. Величайшие достижения русской культуры XIX века были вызваны ростом национального самосознания российского общества, просвещения, научно-технического прогресса и т.д. В сферу культуры и искусства вовлекаются все большие слои общества. Национальный элемент в русской культуре данной эпохи становится преобладающим, что приводит к ее неповторимости и мировой значимости.

Учебная программа

Самара 2010


Введение

Предмет и задачи курса. Отличительные черты русской культуры 19-го столетия. Возрастание ее роли в мировой культуре. Периодизация культурного процесса. История изучения данного этапа развития русской культуры. Основные собрания и публикации памятников культуры России XIX века.

1. Особенности русской культуры первой половины XIX века. Наука, образование, книжное дело и периодика

Предпосылки “золотого века” русской культуры. Влияние экономического развития, укрепления хозяйственных и торговых связей, распространения отходничества на культуру. Столица и провинциальный город, усадьба и деревня в культурном процессе. Культурно-информационная инфраструктура: пути сообщения, транспорт, почта.

Политика государства в области культуры. Цензура. Рост общественного интереса к вопросам культуры. Меценатство. Межнациональные и зарубежные культурные связи.

Война 1812 года и подъем национального самосознания. Возрастание интереса к отечественной истории. “История государства Российского” Н.М. Карамзина. Начало систематического собирания и публикации источников по русской истории. Интерес к фольклору со стороны образованной части общества. П.И. Киреевский. Научные учреждения и общества. Успехи естественных и гуманитарных наук в России. Выдающиеся деятели науки и техники. Великие географические открытия русских мореплавателей.

Реформы в области образования при Александре I и Николае I. Рост числа начальных школ различных ведомств. Уровень грамотности дореформенной России. Развитие религиозной, профессиональной, средней общеобразовательной и высшей школы. Художественное образование в России. Изменения в Академии художеств. Открытие Московского училища живописи и ваяния.

Формирование системы культурно-просветительских учреждений. Библиотеки. Возникновение государственной публичной библиотеки в Петербурге. Музеи. Открытие для широкой публики Оружейной палаты Кремля и Императорского Эрмитажа. Частные собрания.

Книгоиздательское дело и книжная торговля. Крупнейшие издатели. Рост периодики. Журналы, их тематическая и идейная направленность. Разнообразие столичных газет. “Губернские ведомости” – первые официальные газеты в провинции.

2. Литература, эстетическая и общественно-политическая мысль, музыка и театр первой половины XIX века

Литература - ведущая область русской культуры первой половины XIX века и основная форма выражения общественно-политических идей. Художественные направления в литературе.

Сентиментализм Н.М. Карамзина и его последователей. Споры о литературном языке и стилистике. А.С. Шишков и “Беседа любителей русского слова”. Романтизм 1810-1820-х гг. В.А. Жуковский. Литературные общества “Арзамас”, “Зеленая лампа”, “Вольное общество любителей русской словесности”. Литературные салоны и их расцвет во второй четверти XIX в. Реализм. Становление русской классической литературы “золотого века” и утверждение новых норм литературного языка в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и их современников. Темы патриотизма, гражданственности, народа в творчестве русских писателей. Нравственность и гуманизм русской литературы. Исторические романы М. Загоскина и И. Лажечникова.

“Натуральная” школа и “критический” реализм в 1840-1850‑е гг. Превращение литературно-художественной критики в оружие идейной и общественно-политической борьбы.

Основные направления общественно-политической мысли. Углубление идейного размежевания в общественном сознании. Идеи декабристов и их влияние на общество. Теория “официальной народности”. “Философические письма” П.Я. Чаадаева и споры вокруг них. Интерес к классической немецкой философии в России. Западники и славянофилы – российские либералы. Русский утопический социализм. В.Г. Белинский. А.И. Герцен.

Развитие эстетической мысли. “Вольное общество любителей Российской словесности, наук и художеств”, “Общество поощрения художеств”, их роль в развитии культуры и искусства. Первые художественные журналы в России.

Связь театрального и музыкального искусства с литературой, с идейными спорами, общественными настроениями. Основные центры театральной культуры. Малый театр и его роль в становлении реализма на русской сцене. М.С. Щепкин и другие выдающиеся актеры. Театр в провинции. Утверждение национальной школы в оперной и симфонической музыке. М.И. Глинка. А.С. Даргомыжский. Музыка в быту. Русский романс.

3. Высокий классицизм в архитектуре Петербурга первой половины XIX в.

Архитектура первой трети ХIХ в. Основные черты стиля высокого (позднего) классицизма. Развитие городского ансамбля при строительстве общественных зданий. Синтез архитектуры и скульптуры. Внедрение новых технических приемов и новых строительных материалов. Два этапа в развитии архитектуры позднего классицизма, до войны 1812 года и после ее окончания.

Первый этап высокого классицизма Петербурга. Д. Кваренги. Смольный институт. А.Н. Воронихин. Его работа в малых архитектурных формах и декоративном искусстве. Казанский собор и создание городского ансамбля на главной улице Петербурга. А.Д. Захаров. Здание Адмиралтейства и принцип решения крупного ансамбля в историческом центре Петербурга. Роль скульптурной декорации в оформлении фасада и интерьеров. Проектирование ансамбля Стрелки Васильевского острова. Тома де Томон. Биржа. Ростральные колонны.

Второй этап высокого классицизма Петербурга. К.И. Росси – великий архитектор, мастер монументальных и величавых построек, крупных городских ансамблей. Михайловский дворец. Здание Генерального штаба и ансамбль Дворцовой площади. Александринский театр, площадь и улицы, примыкающие к нему. Здание Сената и Синода, Сенатская площадь. Усиление роли декоративных элементов и скульптуры в художественном решении зданий.

Завершение застройки Стрелки Васильевского острова. И.Ф. Лукини. Здания Таможни и пакгаузов. Архитектурное творчество В.П. Стасова. Павловские казармы в Петербурге. Проекты полковых соборов. Участие В.П. Стасова в застройке Москвы (Провиантские склады) и Костромы (Табачные ряды). Жилые постройки архитекторов П. Жако и Д. Адамини. Петербургские мостостроители В.И. Гесте, Е.А. Адам, Г. Треттер и их сооружения: Зеленый (Полицейский), Трехколенный, Почтамтский и Банковский мосты.

4. Архитектура классицизма первой половины XIX века в Москве, подмосковных усадьбах и провинциальных городах. Переход от классицизма к эклектике в середине XIX в.

Особенности московской архитектурной школы высокого классицизма. Необходимость решения важных градостроительных задач после пожара Москвы в 1812 г. Роль архитектора О.И. Бове в создании нового облика древней столицы. Реконструкция Красной площади. Закладка Александровского сада у кремлевской стены на месте поймы реки Неглинной. Здание Манежа (совместно с инженером А. Бетанкуром) и Манежная площадь. Здание Большого театра (совместно с А.А. Михайловым) и ансамбль Театральной площади. Триумфальная арка. Роль скульптур работы И. Витали в ее решении. Первая Градская больница. Церковь Всех Скорбящих Радости.

Своеобразие композиционных решений жилых и общественных зданий Д.И. Жилярди в Москве. Дом Луниных на Никитском бульваре. Здание Опекунского совета на Солянке. Реконструкция здания Московского университета. Ансамбли загородных усадеб Высокие Горы и Кузьминки. А.Г. Григорьев – ученик и последователь Д.И. Жилярди. Особняки Хрущевых и Станицкой на Пречистенке. Церковь Большое Вознесение у Никитских ворот. Особенности московского “ампира”, черты камерности, лиризма. Типовые приемы скульптурной декорации. А. Витберг. Проект Храма Христа Спасителя в Москве. Е.Д. Тюрин. Собор Богоявления в Елохове.

Ансамбль подмосковной усадьбы Юсуповых в Архангельском. Участие в его создании крепостных архитекторов и мастеров. Садово-парковое дело в России. Расцвет пейзажного искусства.

Причины разложения стиля классицизма и перехода к эклектике (историзму). Появление новых типов зданий и сооружений: музеев, железнодорожных вокзалов, магазинов-пассажей и др. Эклектика в Петербурге. О. Монферран. Исаакиевский собор и Александрийская колонна. А.П. Брюллов. Лютеранская церковь святого Петра. Аничков мост (совместно с инженером А.Д. Готманом и скульптором П.К. Клодтом). А.И. Штакеншнейдер. Дворец Белосельских-Белозерских. Интерьеры Зимнего дворца. Л. Кленце. Новый Эрмитаж. Р.А. Желязевич. Пассаж.

Архитектурная эклектика Москвы. Работы М.Д. Быковского в Страстном и Ивановском монастырях. К.А. Тон. Храм Христа Спасителя. Большой Кремлевский дворец. Оружейная палата. Железнодорожные вокзалы в столицах.

Провинциальный классицизм и эклектика. Памятники и ансамбли Ярославля, Костромы, других городов России. Творчество губернских архитекторов. П.Я. Паньков. П.И. Фурсов. Воспроизведение приемов каменной архитектуры классицизма и эклектики в деревянной застройке. Памятники Вологды.

5. Особенности живописи первой половины XIX века. Мастера романтического портрета О.А. Кипренский, В.А. Тропинин и их современники

Своеобразие позднего классицизма в живописи. Стилевое разнообразие в произведениях искусства. От классицизма к романтизму и реализму.

Творчество В.К. Шебуева и его деятельность в Академии Художеств. “Гадание. Автопортрет”. А.И. Варнек. “Автопортрет” и “Портрет графа Т. Потоцкого”. П.Е. Заболотский “Портрет М.Ю. Лермонтова”.

О.А. Кипренский. Ранний период творчества. Портреты мальчика Челищева, Хвостовой, Давыдова, Ростопчиных, Жуковского, Уварова. Графические портреты периода Отечественной войны. Пенсионерская поездка в Европу и возвращение на родину. Поздний период творчества. Портреты Авдулиной, А.С. Пушкина. Эволюция образа художника в автопортретах Кипренского. Черты романтизма и реализма в работах Кипренского. Новаторство художника в содержании портретных образов и в формах выражения.

В.А. Тропинин. Развитие интимного портрета. Своеобразие творческих приемов, проявление жанровых элементов и формирование нового типа портрета. Работы московского периода. “Портрет сына”, “Портрет П.А. Булакова”, “Портрет А.С. Пушкина”, “Гитарист”, “Кружевница”, “Белошвейка”, “Пряха”, “Автопортрет”, “Портрет И.П. Шереметевской”.

Народный бытовой портрет. Произведения непрофессиональных, неизвестных и провинциальных художников.

6. Утверждение в русском искусстве первой половины XIX века пейзажа, бытового жанра, натюрморта

С.Ф. Щедрин – основоположник русского лирического пейзажа. Романтическая окраска творчества художника и его эволюция в итальянский период. Элементы жанра в пейзажах Щедрина. “Новый Рим. Замок св. Ангела”. “Берег Сорренто с видом на остров Капри”. “Большая гавань на острове Капри”. “Терраса, обвитая виноградом”. “Терраса на берегу моря. Капуччини близ Соренто”. “Набережная Мерджеллина в Неаполе”.

А.Г. Венецианов. Ранние работы и карикатуры. Жанровые композиции и пейзажные изображения русской природы. “Гумно”. “На пашне. Весна”. “На жатве. Лето”. Отдельные крестьянские образы, характер их трактовки, приемы идеализации. “Захарка”. “Пряха”. “Девушка с теленком”. “Жнецы”. “Девушка с бураком”. “Спящий пастушок”. “Девушка в платке”. Автопортрет и портреты В.К. Головачевского, В.С. Путятиной, дочерей художника, В.П. Кочубея. Интерьер в картинах Венецианова. “Утро помещицы”. Школа Венецианова. Г.В. Сорока. “Кабинет дома в Островках”, “Рыбаки”, “Портрет А.Г. Венецианова”, “Автопортрет”. Е.Ф. Крендовский. “Сборы на охоту”. А.В. Тыранов. “Мастерская художников братьев Чернецовых”, “Вид на реке Тосно”. Н.С. Крылов. “Зима”. С.К. Зарянко. “Портрет Ф.П. Толстого”, “Мужской портрет”. К.А. Зеленцов. “В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях”.

Пейзажная живопись М.Н. Воробьева (“Вид Дворцовой набережной”, “Вид пристани с египетскими сфинксами днем”), М.И. Лебедева (“Аричча близ Рима”, “В парке”), А.М. Дорогова (“Вид Константинополя”). Кавказские, крымские и волжские пейзажи братьев Н.Г. и Г.Г. Чернецовых. Г. Чернецов как мастер группового портрета. Развитие от романтического к реалистическому пейзажу в творчестве И.К. Айвазовского (“Вид Одессы в лунную ночь”, “Девятый вал”, “Черное море”).

Русский натюрморт. И.Т. Хруцкий. “Цветы и плоды”. Другие жанры в творчестве этого художника.

7. Исторический жанр в живописи первой половины XIX века. Творчество К.И. Брюллова и А.А. Иванова. Зарождение критического реализма

Исторический жанр. Кризис академического искусства. Ф.А. Бруни. “Смерть Камиллы, сестры Горация”. “Медный змий”. Росписи Исаакиевского собора.

К.И. Брюллов. Эволюция творчества. Сочетание традиций классицизма с чертами романтизма и реализма. “Итальянский полдень”. “Вирсавия”. Картина “Последний день Помпеи” и ее место в русской исторической живописи. Портрет в творчестве Брюллова. “Всадница”, портреты Н. Кукольника, А. Струговщикова, Ю. Самойловой, Е.П. Строгановой, великой княгини Елены Павловны, М.-А. Ланчи, автопортреты.

А.А. Иванов. Философская глубина и психологизм произведений. Ранние работы. “Приам, испрашивающий у Ахилла тело Гектора”, “Аполлон, Кипарис и Гиацинт, занимающиеся музыкой”, “Явление Христа Марии Магдалине”. Работа над картиной “Явление Христа народу”. Характер замысла и особенности его воплощения. Этюды к картине. Жанровые работы и пейзажи Иванова. Эволюция миросозерцания.

Графика и ее значение в развитии русского искусства. Военные картинки 1812 года И.И. Теребенева и других авторов. Зарождение критического отношения к действительности. Работы В.Ф. Тимма и Т.Г. Шевченко. Сближение графического искусства с литературой своего времени. Иллюстрации А.А. Агина к “Мертвым душам” Н. Гоголя и Г.Г. Гагарина к “Тарантасу” В. Сологуба.

П.А. Федотов и развитие бытового жанра. Ранние графичекие работы. Обращение к станковой живописи. “Разборчивая невеста”, “Свежий кавалер”, “Завтрак аристократа”, “Сватовство майора”. Поздние произведения. “Вдовушка”, “Игроки”, “Анкор, еще анкор!”. Портрет и пейзаж в творчестве Федотова. Воздействие Федотова на русскую живопись.

8. Скульптура и декоративно-прикладное искусство первой половины XIX в.

Связь скульптуры с архитектурой. Работы мастера-каменотеса С.К. Суханова на здании Биржи и ростральных колоннах. Жанры скульптуры и ее стилевая эволюция. Мотивы сентиментализма в скульптуре. П.П. Соколов. “Молочница с разбитым кувшином”.

И.П. Мартос – блестящий выразитель идей русского классицизма в различных жанрах. Путь скульптора от ранних произведений к зрелому периоду. Стилистика позднего классицизма в работах начала ХIХ столетия. Тема надгробия, развитие идеи и формы ее выражения. Рельефы Казанского собора (совместно с И.П. Прокофьевым). Памятник Минину и Пожарскому.

Ф.Ф. Щедрин и И.И. Теребенев. Путь к монументальному стилю. Патриотический пафос их работ. Решение синтеза скульптуры и архитектуры в здании Адмиралтейства.

С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский. Монументальные и декоративные работы. Скульптурные группы у здания Горного института. Колесницы Славы над аркой Генерального штаба и Аполлона на Александринском театре. “Русский Сцевола”. Портретные работы. Надгробные памятники.

Ф.П. Толстой и его место в скульптуре классицизма. Своеобразие творческого пути. Медали в память Отечественной войны 1812 года. Барельефы. Круглая скульптура. Графика Ф.П. Толстого.

Б.И. Орловский. Станковая скульптура, памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли перед Казанским собором. П.К. Клодт. Скульптурные группы на Аничковом мосту, памятники Николаю I и И.А. Крылову.

Н.С. Пименов и А.В. Логановский, их скульптуры играющих крестьянских парней. И.П. Витали в оформлении Триумфальных ворот в Москве и Исаакиевского собора в Петербурге. Портреты работы И.П. Витали и С.И. Гальберга. Н.А. Рамазанов. “Портрет Н.В. Гоголя”. А.И. Теребенев. Атланты портика Нового Эрмитажа.

Малые скульптурные формы в украшении бытовых предметов. Я. Самарин.

Декоративно-прикладное искусство в культуре России первой половины ХIХ века. Его особенности и виды. Вклад Академии Художеств и крепостных мастеров в развитие декоративного искусства. Художественное ремесло в убранстве царских резиденций (Зимний дворец, Большой Кремлевский дворец и др.), музеев (Новый Эрмитаж), аристократических усадеб (Архангельское) и в быту: мебель, светильники, декоративные вазы, изделия из камня и металла. Обработка малахита – вершина русского камнерезного дела. Малахитовая гостиная Эрмитажа. Ювелирное искусство. Произведения в стиле “второго (или “ложного”) барокко” фирмы Никольс и Плинке и фабрики Сазикова. Табакерки и другие изделия мастера И.В. Кейбеля. Становление ювелирной фабрики И. Губкина. Ордена и медали. Церковная утварь. Посуда. Распространение самоваров. Фарфор. Стекло. Одежда и мода. Освоение изготовления и украшения булатной стали (Златоуст), флинтглясса (Гусь-Хрустальный), папье-маше (Федоскино), “мороза” по жести (Великий Устюг).

9. Особенности русской культуры второй половины XIX века. Наука и просвещение, книжное дело и периодика, графика и фотография

Влияние отмены крепостного права и реформ 1860-1870-х гг. на культурный процесс. Отражение в культуре экономического развития и изменений в социальной структуре общества. Социокультурный облик пореформенного города. Усиление влияния города на культуру села. Закат усадебной культуры. Расширение возможностей культурного обмена и распространения достижений культуры в связи с развитием транспорта, почты, телеграфа, звукозаписи.

Правительственный курс и преобразования в области культуры в царствование Александра II и Александра III. Отношение к культуре различных общественных сил и течений. Частная инициатива и благотворительность в области культуры. Международные культурные связи России и ее вклад в мировую культуру второй половины XIX века.

Условия развития науки и техники. Первые научные съезды в России. Научно-просветительское движение. Влияние успехов естественных наук на духовную и умственную жизнь. Выдающиеся достижения русских ученых и изобретателей. Подъем исторической науки. С.М. Соловьев. В.О. Ключевский. Русские путешественники, географы, этнографы, фольклористы.

Объективные условия развития просвещения в эпоху капиталистической модернизации. Политика властей в отношении начальной школы. Министерские школы. Участие интеллигенции в развитии народного образования. Появление и расцвет земской школы. Роль церкви в распространении грамотности и просвещения. Церковно-приходские школы. Воскресные школы и формы внешкольного образования. Состояние общего среднего и профессионального образования. Гимназии. Реальные училища. Технические училища. Университеты и высшая специальная школа. Эволюция художественного образования. Основание консерваторий в Петербурге и Москве. Женское образование. Высшие женские курсы в Москве и Петербурге.

Развитие системы культурно-просветительских учреждений. Развитие искусствоведческой науки, музейного дела. Художественные и промышленные выставки. Общедоступные музеи и частные коллекции. Создание Третьяковской галереи. Библиотеки. Открытие публичной библиотеки в Москве. Книгоиздание. Распространение книги в народной среде. Лубочная литература. Офени. Русская периодика в столицах и провинции. Эмигрантские и подпольные издания. Книжная и журнальная графика. Появление и распространение фотографии в России.

10. Общественно-политическая мысль, литература, театр и музыка второй половины XIX века

Основные проблемы социально-политической и экономической жизни в русской общественной мысли. Активизация общественной жизни и идейной борьбы. Охранительное течение и его идеологи. Русский либерализм, разнообразие его проявлений. Подъем радикальной революционной мысли. Демократы-“шестидесятники”. Народничество. Распространение марксизма в России. Нравственно-религиозные поиски русских мыслителей. Почвенничество. Создание Н.Я. Данилевским теории культурно-исторических типов. Философские и эстетические идеи времени.

Расцвет критического реализма в русской литературе второй половины XIX века и ее обличительный пафос. Нигилизм как общественно-культурное явление и антинигилистическая литература. Гуманизм и просветительство в литературных произведениях. Отход ведущих мастеров слова от “злобы дня” к общечеловеческим, философско-нравственным проблемам. Отражение в литературе утраты общественного оптимизма демократической интеллигенцией.

Художественные достижения выдающихся русских писателей и общественное звучание их творчества, жизни и деятельности. Н.Г. Чернышевский. И.С. Тургенев. И.А. Гончаров. Н.А. Некрасов. Ф.М. Достоевский. Л.Н. Толстой. А.П. Чехов. В.Г. Короленко. Влияние литературной критики на формирование идейных воззрений и художественных вкусов читателей. Развитие публицистики, ее тем и направлений.

Театральная и музыкальная жизнь столиц и провинциальных городов. Утверждение в драматургии и музыке принципов реализма, народности, национального своеобразия. Театр А.Н. Островского. Композиторы “Могучей кучки”. Музыкальный мир П.И. Чайковского. Формирование русской оперной национальной исполнительской школы. Становление русской хореографической школы. Романс и песня. Фольклор в музыкальной культуре. Духовная музыка.

11. Архитектура второй половины XIX века

Внедрение в архитектуру достижений промышленного прогресса, совершенствование строительной техники, дальнейшее развитие типологии зданий. Тенденция перехода от дворца к особняку, от усадьбы к даче. Упадок дворянской усадьбы и появление новых объектов садово-паркового искусства. Карабиха. Абрамцево. Спасское-Лутовиново. Ясная Поляна. Городские и курортные бульвары, сады, парки. Появление типа многоэтажного доходного дома. Негативные последствия капиталистического развития городов – хаотичность застройки, диспропорции и несогласованность в масштабах сооружений, резкий контраст между торжественным и парадным центром и убогими окраинами.

Смешение “исторических” стилей, исчезновение из их числа классицистических традиций. Использование принципа стилизаторства – имитации в убранстве фасадов зданий типичных форм и деталей одного или сразу нескольких стилей (ренессанса, готики, мавританского и др.) Дворец Великого князя Владимира Александровича (арх. А.И. Резанов), Архив Государственного Совета (ныне РГАВМФ) и дворец Великого князя Михаила Михайловича (арх. М.Е. Месмахер), Балтийский вокзал и особняк Штиглица (арх. А.И. Кракау) – петербургские постройки в стиле неоренессанс.

“Русский” (или псевдорусский) стиль как одна из разновидностей эклектики. Этапное событие в его оформлении – постройка архитектором Н.В. Никитиным “Погодинской избы” (дома историка М. Погодина) в Москве. Каменные московские сооружения – здания Исторического (арх. А.А. Семенов и В.О. Шервуд) и Политехнического (арх. И.А. Монигетти и Н.А. Шохин) музеев, Городской думы (арх. Д.Н. Чичагов), Биржи (арх. А.С. Каминский), Верхних торговых рядов (ныне здание ГУМа, арх. А.Н. Померанцев). Церковь Воскресения “на крови” в Петербурге (арх. А. Парланд). Главный дом Нижегородской ярмарки (арх. К.В. Трайман, А.Т. Трамбицкий, А.И. фон Гоген). Работы архитекторов В.А. Гартмана и И.П. Ропета (Петрова).

12. Утверждение реализма в живописи второй половины XIX века. Творчество художников-реалистов московской и академической школ в 1860-е гг. Родоначальники передвижничества: В.Г. Перов и И.Н. Крамской

Ведущая роль живописи среди других видов изобразительного искусства. Доминирующее значение реалистического направления. Поиски новых средств художественной выразительности, обновление языка живописи. Размывание традиционных границ жанров, совмещение приемов и задач разных жанров в одном полотне.

В.Г. Перов. Начало творческого пути. Связь с традициями П. Федотова. Обличительные черты в живописи: “Проповедь на селе”, “Сельский крестный ход на Пасху”, “Чаепитие в Мытищах”, “Трапеза”. Зрелый период творчества: “Гитарист-бобыль”, “Проводы покойника”, “Тройка”, “Приезд гувернантки в купеческий дом”, “Последний кабак у заставы”, “Утопленница”, “На могиле сына”. Типичность образов, их социально-заостренный характер, документальность. Портретный жанр в творчестве Перова. Портреты А.Н. Островского и Ф.М. Достоевского. Поздние работы: “Птицелов”, “Рыболов”, “Охотники на привале”. Исторический жанр в творчестве Перова. “Спор о вере”.

Московская художественная школа – оплот реализма в живописи 1860-х гг. Бытовой жанр в картинах И.М. Прянишникова “Шутники. Гостиный двор”, В.В. Пукирева “В мастерской художника” и “Неравный брак”, А.И. Соломаткина “Славильщики-городовые”. Реалистическое обращение к темам близкого и давнего прошлого. Н.В. Неврев “Торг”. В. Шварц. “Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче”.

Художественная жизнь середины XIX века в Академии художеств и отражение в ней социальных проблем. “Привал арестантов” В.И. Якоби. “Искушение” Н.Г. Шильдера – первая картина в коллекции П.М. Третьякова.

“Бунт четырнадцати” во главе с И.Н. Крамским (1863). Санкт-Петербургская Артель художников. Организация Товарищества передвижных художественных выставок (1870). Основные направления деятельности Товарищества. Важность просветительской функции. Сложность взаимоотношений Товарищества и Академии художеств. Борьба новых идей с консервативными тенденциями. В.В. Стасов – художественный критик и идеолог нового поколения художников. П.М. Третьяков – собиратель произведений нового русского искусства. И.Н. Крамской – теоретик и вожак “передвижничества”.

Творчество Крамского-художника. Автопортрет и портреты деятелей культуры: фотографа М.Д. Тулинова, писателей Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, мецената П.М. Третьякова, издателя А.С. Суворина, философа В.С. Соловьева, художника И.И. Шишкина, астронома О.В. Струве. Психологизм портретов художника. Постановка этических вопросов в живописи на евангельские темы. “Христос в пустыне”. Другие жанры в творчестве Крамского. “Крестьянин с уздечкой”. “Русалки (Майская ночь)”. “Осмотр старого дома”. “Лунная ночь”. “Неизвестная (Незнакомка)”. “Неутешное горе”.

13. Реализм в историческом, религиозно-философском, бытовом, батальном жанрах второй половины XIX в. Традиции академизма в работах на темы античности и русской истории

Н.Н. Ге – ближайший сподвижник И.Н. Крамского. Влияние традиций Брюллова и Иванова на формирование художника. Библейские темы в раннем творчестве Ге. “Саул у Аэндорской волшебницы”, “Тайная вечеря”. Особенности исторической живописи мастера. “Петр I допрашивает царевича Алексея Петергофе”. Обращение к религиозно-нравственной тематике и поиски новой живописной выразительности в поздних работах. “Что есть истина? Христос и Пилат”. “Голгофа”. Ге как портретист. Автопортрет. Потрет Е.О. Лихачевой.

Жанровая живопись передвижников. Укрупнение формата картин, стремление к объективно-эпическому стилю. Г.Г. Мясоедов – инициатор создания Товарищества передвижных выставок. “Земство обедает”. “Страдная пора. Косцы”. Темы крестьянского быта и умирающей барской усадьбы в творчестве В.М. Максимова. “Больной муж”. “Приход колдуна на крестьянскую свадьбу”. “Бабушкины сказки”. “Все в прошлом”. Мастер многофигурных композиций К.А. Савицкий. “Ремонтные работы на железной дороге”. “Встреча иконы”. “На войну”.

Новые темы и образы в произведениях Н.А. Ярошенко: “Студент”, “Курсистка”, “Заключенный”, “Кочегар”. Картина “Всюду жизнь”, ее философский и идейный смысл. Портрет актрисы П.А. Стрепетовой.

Традиционное понимание и новое осмысление жанра В.Е. Маковским. “Осужденный”. “На бульваре”. “Вечеринка”. “Крах банка”. Тема детства в произведениях В.Е. и К.Е. Маковских “Свидание”, “Дети, бегущие от грозы”. Образы Востока у К.Е. Маковского. “Перенесение священного ковра в Каире”.

В.В. Верещагин. “Туркестанская” и “балканская” серии батальных картин: “Двери Тимура”, “Торжествуют”, “Смертельно раненый”, “Перед атакой”, “Панихида по убитым”, “Шипка – Шейново. Скобелев под Шипкой”. “Апофеоз войны” – квинтэссенция пацифизма художника. Незаконченная “индийская” серия. Историческая серия “1812 год. Наполеон в России”. Тема 1812 года в творчестве А.Д. Кившенко. “Военный совет в Филях”.

В.И. Суриков. Философское осмысление русской истории в картинах “Утро стрелецкой казни”, “Меншиков в Березове”, “Боярыня Морозова”. Монументальность полотен художника, сила их художественной выразительности. Мастерство композиции, особенности света и цвета в бытовых и героических композициях “Взятие снежного городка”, “Переход Суворова через Альпы”, “Покорение Сибири Ермаком”, “Степан Разин”, “Посещение царевной женского монастыря”. Портрет в творчестве Сурикова.

Традиции академизма в исторической живописи. К.Д. Флавицкий. “Христианские мученики в Колизее”. “Княжна Тараканова”. В. Смирнов. “Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя”. “Смерть Нерона”. Г.И. Семирадский. “Римская оргия”. “Танец среди мечей”. “Фрина на празднике Посейдона в Элевсине”. “Похороны знатного руса (по ибн-Фадлану)”. С. Бакалович. “Гладиаторы перед выходом на арену”.

14. Пейзажная живопись передвижников

Эстетика нового реалистического пейзажа второй половины ХIХ в. Критическое переосмысление традиций академического и позднеромантического пейзажа. Новый идеал красоты и вдохновения в обыденных, повседневных проявлениях, неброских привычных видах родной природы. Особая эмоциональность и передача настроения в пейзажных образах.

Лирический русский пейзаж. А.К. Саврасов. “Вид в Ораниенбауме”. Поездка на Верхнюю Волгу и появление картин “Грачи прилетели” и “Разлив Волги под Ярославлем”. Педагогические труды Саврасова. Продолжатель его традиций Ф.А. Васильев. “Вид на Волге. Барки”. “Оттепель”. “Мокрый луг”. “Болото в лесу. Осень”. “В крымских горах”.

Эпическое звучание пейзажей И.И. Шишкина. “Рожь”. “Полдень. В окрестностях Москвы”. “Корабельная роща”. “Среди долины ровныя…”. “Дубовая роща”. “Дождь в дубовом лесу”. “Утро в сосновом бору”.

А.И. Куинджи – непревзойденный мастер цвета и света в пейзаже. “Вечер на Украине”. “Ночь на Днепре”. “Березовая роща”. “Радуга”.

В.Д. Поленов. Патриархальный городской и усадебный пейзаж. “Московский дворик”. “Бабушкин сад”. “Заросший пруд”. Сочетание пейзажа с евангельскими сюжетами. “Христос и грешница”. “На Тивериадском (Генисаретском) озере”.

Творчество И.И. Левитана – завершение исканий пейзажистов-пере­движ­ни­ков. Мастерство камерного лирического этюда в ранних работах Левитана. “Осенний день. Сокольники”. Зрелый период творчества мастера. Импрессионистические элементы в трактовке видимого мира. Пейзаж-настроение и философский пейзаж в творчестве художника. “Вечер. Золотой Плёс”. “После дождя. Плёс”. “Золотая осень”. “Тихая обитель”. “У омута”. “Март” “Летний вечер”. “Сумерки. Стога”. “Владимирка”. “Над вечным покоем”. “Тишина”. “Озеро”.

15. Достижение в произведениях И.Е. Репина вершин русского реализма. Отход от реалистического искусства и зарождение русского декоративного модерна в творчестве В.М. Васнецова

Мастерство и многогранность творчества И.Е. Репина. Постижение высот академической школы. “Воскрешение дочери Иаира”. “Садко”. Картины “Бурлаки на Волге” и “Крестный ход в Курской губернии” как произведения программного характера. Образы “Протодиакона” и “Горбуна” и их социальное значение.

Обращение Репина к историческим темам. “Царевна Софья”. “Иван Грозный и его сын Иван. 18 ноября 1581 г.”. “Запорожцы”. Отражение революционного движения в картинах “Арест пропагандиста”, “Отказ от исповеди”, “Не ждали”.

Творчество Репина в портретном жанре. Богатство психологической и эмоциональной характеристики образов В. Стасова, Л. Толстого, М. Мусоргского, А. Глазунова, П. Третьякова. Камерный характер портретов родных и близких художника. Выдающееся мастерство в создании сложных групповых портретов. “Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве”. Картина “Заседание Государственного Совета” и ее значение. Этюды к картине как новый метод портретирования. Репин – педагог. Эпистолярное и мемуарное наследие художника.

В.М. Васнецов как живописец. Ранние произведения в бытовом жанре и отказ от него. Обращение к истории и сказке. “После побоища Игоря Святославича с половцами”. “Три царевны подземного царства”. “Аленушка”. “Ковер-самолет”. “Витязь на распутье”. “Иван Грозный”. Нарастание декоративного начала в его живописи. Монументальная композиция “Каменный век” в Историческом музее Москвы.

Стремление Васнецова к возрождению древнерусского религиозного искусства. “Крещение Руси”, “Богоматерь Благодатное небо”, другие сюжеты художественной росписи Владимирского собора в Киеве и икон.

Театрально-декорационная работа Васнецова над сказкой “Снегурочка”. Картина “Богатыри” как первое обращение в живописи к былинному эпосу и как декоративное панно. Ведущая роль Васнецова в зарождении национально-романтического направления русского модерна.

16. Скульптура и декоративно-прикладное искусство второй половины XIX века

Постепенная утрата скульптурой монументальных черт. Увлечение повествовательностью, большее внимание деталям, дробность форм – свидетельства отступления от классицистических норм. Распад большого синтеза искусств, проявления эклектического “бесстилья” в середине XIX века. Появление предпосылок возрождения стилевого единства, начало поисков нового стиля и синтеза искусств к концу века.

Кризисные явления и достижения в скульптуре. Памятники “Тысячелетие России” в Новгороде и Екатерине II в Петербурге (скульптор М.О. Микешин). Памятники в Москве А.С. Пушкину (скульптор А.М. Опекушин) и первопечатнику Ивану Федорову (скульптор С. Волнухин).

М.М. Антокольский. Отход от монументальных средств скульптуры и замена их обращением к скульптурным образам “монументальных личностей”: Сократ, Христос, Нестор, Иван Грозный, Ермак, Петр I. Скульптурные портреты современников.

Бытовой жанр в скульптуре. Ф.Ф. Каменский. “Первый шаг”. М. Чижов. “Крестьянин в беде”. В.А. Беклемишев. “Деревенская любовь”.

Мелкая пластика. Вклад Е.А. Лансере в развитие анималистического и исторического жанров. “Святослав”. “Царский сокольничий”.

Мемориальная, садово-парковая и декоративно-прикладная скульптура.

Ведущие ювелирные фирмы и фабрики страны (О. Курдюкаева, К.Э. Болина, П.А. Овчинникова, Д. Орлова, И.С. Губкина, Ф. Фульда, Грачевых, Сазиковых, И.П. Хлебникова, К.Ф. Верфеля и др.) Превращение мастерской ювелиров Фаберже в крупнейшую ювелирную фирму России. Использование “натуральных форм” в ювелирных изделиях. Воспроизведение архитектурных ландшафтов, бытовых сцен и “русской темы”. Имитация в драгоценном металле других материалов.

Декоративное искусство в интерьере общественных, жилых, промышленных помещений. Ме­бель и ее мастера. Фарфор. Стекло. Культура одежды и обуви. Мода. Модные салоны. Развитие народных художественных промыслов. Выставки изделий художественного ремесла и декоративного искусства.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ХIХ ВЕКА

1. Особенности русской культуры первой половины XIX века.

2. Наука и образование первой половины XIX века.

3. Книжное дело и периодика первой половины XIX века.

4. Литература, эстетическая и общественно-политическая мысль первой половины XIX века.

5. Музыка первой половины XIX века.

6. Театр первой половины XIX века.

7. Высокий классицизм в архитектуре Пе­тербурга первой половины ХIХ века.

8. Восстановление и строительство общественных зданий Москвы после войны 1812 года. Архитектура классицизма первой половины XIX века в Москве.

9. Усадебное строительство первой половины XIX века. Классицизм в архитектуре русской провинции.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08

1. Введение.

2. Предреформенная Россия.

2.1 Образование и просвещение.

2.2 Успехи научной мысли.

2.3 Общественно-политическая мысль

2.4 Художественная культура

Список литературы

1. Введение.

Всю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую половину века (предреформенная Россия) и вторую половину века(пореформенная Россия).

На общественно - культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны - Отечественная война 1812 г. и движения декабристов. Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры.

Эпоха 1812 г. - важный этап в развитии национального самосознания. Общая идейная атмосфера предвоенных лет и периода Отечественной войны вызвала небывалый патриотический подъем в стране. Успешное завершение в войне воспринималось современниками как, национальная победа, предотвратившая иноземное порабощение. “Война 1812 г. пробудила народ русский к жизни и составляет важный период в политическом его существовании.” “1812 г. - эпоха, с которой начиналась новая жизнь для России и дело не только во внешнем велич ии и блеске, но прежде всего во внутреннем развитии в обществе гражданственности и образования, которые были результатом этой эпохи”.

С ростом национального самосознания связан интерес к собственной истории, особенно возросший в это время. Фактом огромного культурного значения стала “История государства Российского” Н. М. Карамзина, первые 8 томов которой увидели свет в 1818 г. Карамзин стал первым историком, которого стада читать публика.

Эпоха 1812 г. породила также довольно широкое распространение религиозных исканий среди части светских и духовных деятелей в России. Правительство в лице Александра I придерживалось в это время в своей конфессиональной политике принципа веротерпимости ко всем религиям наравне с православием.

Еще при Павле I была разрешена деятельность Ордена иезуитов, стремившихся к распространению католицизма в России. Александр I покровительствовал миссионерской деятельности Британского библейского общества, занимавшегося распространением Библии. В декабре 1812 г. была разрешена деятельность петербургского Библейского общества. В это время Библия издавалась на русском, французском языках, языках народов России (прежде тексты Библии существовали только на церковнославянском языке).

Однако претензии Библейского общества выступать в роли верховного арбитра в вопросах религии, вмешаться вдела православной церкви вызывали недовольство и протест со стороны и церковных иерархов, и некоторых политических деятелей (А. А. Аракчеева, архимандрита Фотия, А. С. Шишкова и др.). В изменившейся ситуации, в 1826 г., Библейское общество прекратило свое существование. Несколькими годами ранее была запрещена деятельность иезуитов в России (1820), по распоряжению правительства закрыты масонские ложи (1822).

Выступление дворянских революционеров в декабре 1825 г. было, несомненно, важной вехой в общественно- культурной жизни страны. “Декабристы пробудили душу у нового поколения”. Стремление осмыслить и понять идеи дворянских революционеров, принять или отвергнуть их способствовало активизации духовной жизни интеллектуальных слоев русского общества, появлению новых ориентиров в официальной идеологии.

Для общественной мысли XVIII - начала XIX вв. принадлежность России к Западной Европе была фактом очевидным. Теперь, после событий 14 декабря 1825 г., осознание этой духовно- интеллектуальной связи стало восприниматься резко критически со стороны официальных властей. В правительственных документах (Манифест 13 июля 1826 г., “Донесение следственной комиссии”) декабризм объявлялся “заразой, принесенной извне”, а противопоставление России Западной Европе возводилось в принцип официальной идеологии. Мысль о превосходстве самодержавной, православной России над “гниющим” Западом стала одной из составных частей теории официальной народности. В социально - экономической жизни страны во второй четверти XIX в. все более определенно обозначались процессы, свидетельствовавшие о кризисе феодально - крепостнической системы, дальнейшем развитии капиталистического уклада, углублении социальной дифференциации.

Массовое применение техники, связанное с промышленным переворотом, т.е. переходом мануфактуры в фабрику, было качественно новым моментом в развитии производительных сил. К этому времени относится зарождение отечественного машиностроения. На заводах изготовлялись паровые двигатели, рабочие машины и механизмы, главным образом для технических предприятий. В 1831 г. В России возникло первое механическое заведение для производства сельскохозяйственных машин.

Паровые двигатели стали использоваться на транспорте. В1815 году на Неве появился первый пароход. С конца 30-х годов началось железнодорожное строительство. Открытое в 1851 г. железнодорожное сообщение между Москвой и Петербургом имело большое значение для развития внутренних экономических связей.

Но все же в первой половине XIX в. основным видом транспорта оставался гужевой и водный, а главными путями сообщений - грунтовые дороги и реки. Железнодорожных путей в России к 1861 г. насчитывалось всего около 1,5 тыс. верст, что для огромных пространств страны было очень незначительно.

Идеи национальной самобытности, используемые официальной идеологией, стали применяться в культурной политике правительства, прежде всего по отношению к системе образования и просвещения. Для ограждения России от потрясений Западной Европы и их последствий предполагалось “умножать, где только можно, число умственных плотин”. Так считал министр народного просвещения С. С. Уваров в начале 30-х годов.

Уже в последнее десятилетие царствования Александра I в школьном образовании усилилось влияние церкви и религии. В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с С.Н. Голицыным - председателем петербургского Библейского общества. В 1819 г. во всех российских университетах учреждались кафедры “ богопознания и христианского учения” и вводился курс богословия. В XVIII в. отсутствие богословия в учебном плане Московского университета отличало его от других европейских университетов. В начальных школах было запрещено изучение книги “О должностях человека и гражданина”, из курса уездных училищ исключены начала естественной истории и технологии, сократились курсы географии и истории. “Науки, изощряющие ум, не составляют без веры и безнравственности благоденствия народного, обучать грамоте весь народ принесло бы более вреда, чем пользы, науки полезны только тогда, когда как соль употребляются в меру, смотря по состоянию (т. е. сословию) людей” В этих словах был сформулирован принцип сословности образования, ставший главным в политике правительства Николая I по отношению к школе.

Одним из средств борьбы с распространением в обществе прогрессивных идей становилась цензура. Изданный в 1826 г. цензурный устав получил у современников название “чугунного”. Цензор мог по своему усмотрению сокращать текст, заменять слова и выражения. С этого времени вплоть до конца николаевского царствования усиливалось открытое гонение на передовую литературу и журналистику, а годы, последовавшие за революционными событиями 1848 г. в Западной Европе, получили печально известное название “эпохи цензурного террора”. Запрещалось к изданию все, что в малейшей степени, по мнению властей, могло повредить существовавшим в России порядкам, “ослабить должное к власти почтение”. В цензурных циркулярах 50-х годов указывалось, что “в книгах для простого народа” нельзя допускать критики правительства, церкви, описывать “бедствия крепостного крестьянства”, следовало “избегать говорить о народной воле, о требованиях к нуждам рабочих классов”.

2. Предреформенная Россия

(Первая половина XIX века.)

2.1. Образование и просвещение.

В 20-50-е годы изменилось отношение правительства к задачам, которые должна была решать школа в системе просвещения. Если в начале XIX в. приоритетным было общее образование, то теперь школа прежде всего способствовала восприятию нравственности, основанной на религиозных чувствах. В утвержденном в 1828 г. Уставе учебных заведений целью обучения считалось “при нравственном образовании доставлять юношеству средства к приобретению нужнейших по состоянию каждого познаний”.

В этот период усиливается сословность в системе образования, нарушается преемственность обучения в общеобразовательной школе, что прежде декларировать в правительственных постановлениях.

Типы школ сохранялись, но каждый из них становился сословно-обособленным. Приходские одноклассные училища предназначались для детей “самых низших сословий”, в них обучали закону божьему, грамоте и арифметике. Уездные трехклассные училища создавались для детей “купцов, ремесленников и других городских обывателей”, в их программе были русский язык, арифметика, начала геометрии, история и география. В гимназиях , которые имели семь классов, получали образование главным образом дети дворян, чиновников, богатых купцов. Рескрипт правительства 19 августа 1827 г. еще раз подтверждал, что крепостные крестьяне не должны допускаться в гимназии и университеты, они могут обучаться только в школах, где “предметы не выше тех, кои преподаются в училищах уездных” . Все эти меры правительства были направленны на укрепление сословных различий. В одном из циркуляров попечителям учебных округов министр народного просвещения С. С. Уваров подчеркивал, что “при возрастающем повсюду стремлении к образованию наступило время пещись о том, чтобы чрезмерным стремлением к высшим предметам учения не поколебать некоторым образом порядок гражданских сословий” . Однако помимо идеологической направленности, в деятельности Министерства народного просвещения было немало сделано для улучшения системы образования: увеличилась численность училищ и гимназий, проведена университетская реформа (1835).

О развитии классической культуры в России

В истории русской культуры классическим принято называть период, приходящийся на XIX столетие, в котором отечественная культура:

В то время как становление западноевропейской «классики» стимулировалось плодами Возрождения, классицизма и Просвещения и протекало одновременно с этими процессами, генезис русской классической культуры происходил позднее – на стыке XVIII и XIX столетий.
Звание «первого классика» по праву закрепилось за Н. М. Карамзиным, который поднял в своих работах вопрос национальной идентичности. Историк пророчески усмотрел в этой проблеме исключительную «своевременность» для отечественной культуры и, приняв её за ядро культурного развития, возвёл до предмета научного сознания.
Следующим был , который, в свою очередь, во главу своей творческой парадигмы поставил так называемую «всемирную отзывчивость», которая позволила ему отобразить инокультурные образы и идеи средствами национальной культуры и приобщить её к культуре общемировой в виде неотъемлемого сегмента.

Так были намечены два вектора в русской культуре:

  • центробежный («отзывчивость»)
  • и центростремительный (идентичность).

В течение всего XIX века отечественным классикам удавалось соблюдать своеобразный «паритет» между ними, однако паритет этот был зыбким. Центральные «равновесные» тенденции нередко сменялась периферическими «неравновесными», стремившимися обогнать «культурный центр».

Консерваторы и «прогрессисты» — начало культурной непримиримости

Социальная двойственность классической русской культуры проявилась в обоюдной борьбе консерваторов и лагеря «прогрессистов», к которому принято относить , демократов, а для позднего периода и социалистов. Данное противостояние оформилось к концу XVIII столетия, когда единая дворянская культура раскололась на консерваторов и либералов, а кульминационная его точка пришлась на декабристское восстание. Данное выступление само по себе стало отражением социокультурных процессов, сводившихся к упомянутому противостоянию, а его поражение продемонстрировало неподготовленность общества к глубинным социально-политическим изменениям и приверженность к традиционным ценностям и «низов», и «верхов».

Новый виток противостояния — дворянство и разночинцы

В середине столетия упомянутая антиномия получило новую форму, превратившись в противостояние культур дворянства и разночинцев. Результатом развития разночинской (в первую очередь, в ее интеллигентской части) идеологии стало определённое смещение акцентов в самой структуре отечественной культуры. Поскольку единственным консолидирующим фактором для новой интеллигенции были не социальное или профессиональное происхождение, а идеология, именно на этой почве начинают возникать радикальные идеи, догматизм, образцы «идейной нетерпимости» или социального утопизма, переносящие «политику в литературу».

О «литературоцентризме» русской культуры 19 века

Подобные социальные тенденции и оказались причиной того, что литература, наряду с литературной критикой, в XIX веке стала оказывать колоссальное влияние на сопутствующие культурные процессы, порождая определённый .

Литература и критика были призваны компенсировать дефицит культурной свободы в целом. Они оказались единственной общественной трибуной, с которой было позволено говорить о насущных проблемах, пусть и иносказательно. Это в особенности относилось к политической мысли, которая в условиях деспотизма тоже могла реализоваться лишь в виде «инобытия литературы».

Политизация культуры и русская «контркультура»

Именно поэтому во второй половине 40-х годов отечественная культура начинает стремительно политизироваться. Если консерваторы предпочитали «запрещать» и выступали за идеологически унитарную культуру и официоз, то радикалы стремились подорвать устоявшийся порядок в идеологии и обществе. Если охранительные силы апеллировали к одиозной «уваровской триаде»:

то их оппоненты пытались противопоставить:

  • самодержавному строю — крестьянскую демократию,
  • идеям – науку и атеизм,
  • а «народности» как воплощению покорности – народное самоуправление и бунт.

Со временем культурная поляризация становится тотальной. Культура «распадается» на антиподы:

  • гуманитарное знание – позитивизм,
  • «чистое искусство» – польза,
  • следование традициям – нигилизм и т.д.

В связи с этим в 60-70-е годы и возникает русская «контркультура» – в пику культуре официальной. Творчеством апологетов радикальной философии – , Бакунина, и других – интересовалось преимущественно студенчество, те самые «дети», которые, по мнению радикалов, и должны выстроить новое общество, разрушив законы «отцов».

Репрессивные меры со стороны официальных властей, направленные против радикалов, лишь помогали формировать образ культурных «великомучеников» и стимулировали интерес к ним со стороны читающей общественности. В то же время к поборникам официальной идеологии сформировалось более чем прохладное отношение. Красноречивой была формулировка «Примирения нет!» – своеобразный лозунг радикального движения.

Толстой и Достоевский как зеркало основных противоречий русской классической культуры

Подобной «борьбой противоположностей» обернулось и творчество и , чьё наследие воплощает в себе определённую философскую «взаимодополненность». Внутренний мир толстовских персонажей вмещает в себе перманентную смену диаметральных душевных состояний и философских воззрений и является воплощением бесконечного поиска духовного совершенства. Персонажи же «полифонических романов» Достоевского обитают в бесконечных противоположностях, которые не могут органически сменять друг друга, но лишь сосуществуют в душе человека, толкая его на постоянную нравственную борьбу. В попытке выразить бинарность культуры каждый автор пошёл своим путём: Толстой попытался воплотить её во временной сменяемости противоположностей, а Достоевский в идейной полифонии и многомерности. Более того, если Толстой попытался «сгладить» эти противоположности единством авторских суждений и усилил центростремительность творчества, то Достоевский и здесь отдал предпочтение полифонизму, относительности и центробежности.

Даже названия главных романов классиков есть отражение бинарности, а точнее – различий в её понимании. «Война» и «мир» у Толстого снова призваны поочерёдно сменять друг друга во времени, «преступление» и «наказание» же у Достоевского вновь сосуществуют параллельно, непрерывно довлея над героями романа.

Так, невзирая на творческую противопоставленность, оба классика сумели «примирить» в своих работах два ключевых направления в культуре классического этапа – центростремительное и центробежное, осуществив это с колоссальным философско-психологическим размахом.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

История русской культуры: XIX век. Яковкина Н.И.

2-е изд., стер. - СПб.: Лань, 2002 - 576 с.

Книга посвящена наиболее яркому и плодотворному периоду культурной жизни России - XIX веку, освещает развитие образования, литературы, изобразительного искусства, театра. Особое место в изложении уделяется Петербургу как крупнейшему культурному центру того времени. Книга ориентирована на всех читателей, интересующихся проблемами отечественной культуры.

Рекомендовано министерством общего и профессионального образования Российской федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных, заведений, обучающихся по специальности «Культурология».


Формат: doc / zip

Размер: 653 Кб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ АВТОРА 3
ПРЕДИСЛОВИЕ 4
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
ВВЕДЕНИЕ 6
Примечания 10
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРОСВЕЩЕНИЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 11
§ 1. ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ 11
§ 2. НИЗШИЕ И СРЕДНИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РОССИИ 16
Приходские училища 16
Уездные училища 19
Гимназии 20
§ 3. РОССИЙСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ 25
§ 4. ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 36
§ 5. ЧАСТНЫЕ ПАНСИОНЫ 42
§ 6. ДОМАШНЕЕ ВОСПИТАНИЕ 45
§ 7. ЗАКРЫТЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДВОРЯНСКИХ ЮНОШЕЙ КАДЕТСКИЕ КОРПУСА. ПАЖЕСКИЙ КОРПУС. ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ 51
Пажеский корпус 54
Царскосельский лицей 57
Примечания 63
ГЛАВА ВТОРАЯ. КНИЖНОЕ ДЕЛО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 68
§ 1. ИЗДАТЕЛЬСТВО И КНИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ В РОССИИ 68
§ 2. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ РОССИИ 74
§ 3. БИБЛИОТЕКИ 78
Примечания 83
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 85
§ 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 85
§ 2. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 89
§ 3. СПОРЫ О ЯЗЫКЕ 93
§ 4. ВОЙНА 1812 ГОДА И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 95
§ 5. РОМАНТИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1810-1820 ГОДОВ 98
§ 6. ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ 1815-1825 ГОДОВ 104
А. С. Пушкин 116
§ 7. ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА 117
§ 8. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА 126
§ 9. ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЛОНЫ 133
§ 10. РАЗВИТИЕ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 143
§ 11. ОБРАЗОВАНИЕ «НАТУРАЛЬНОЙ ШКОЛЫ» В 40-х ГОДАХ XIX ВЕКА 149
Примечания 154
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. РУССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 157
§ 1. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА 157
§ 2. КЛАССИЦИЗМ И «АКАДЕМИЗМ» В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ 161
§ 3. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ
Творчество А. Г. Венецианова 164
§ 4. РОМАНТИЗМ. ТВОРЧЕСТВО К. БРЮЛЛОВА И О. КИПРЕНСКОГО 170
Карл Брюллов 171
§ 5. ЗАРОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗМА В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ 180
Творчество П. А. Федотова 180
Примечания 184
ГЛАВА ПЯТАЯ. РУССКИЙ ТЕАТР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 186
§ 1. КРЕПОСТНЫЕ ТЕАТРЫ 186
§ 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТЕАТРЫ 188
§ 3. СЦЕНИЧЕСКИЙ КЛАССИЦИЗМ 192
§ 4. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ НА РУССКОЙ СЦЕНЕ 196
§ 5. РОМАНТИЗМ В РУССКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 199
Сценический романтизм 202
§ 6. ЗАРОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗМА В СЦЕНИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ 204
М. С. Щепкин 204
Примечания 208
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
ВВЕДЕНИЕ 211
Примечания 214
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРОСВЕЩЕНИЕ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 215
§ 1. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 215
Крестьянские школы 216
Земская школа 217
Городская начальная школа 222
§ 2. ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ 223
§ 3. ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ 226
§ 4. СРЕДНЯЯ ШКОЛА 232
§ 5. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. УНИВЕРСИТЕТЫ 240
§ 6. ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 255
§ 7. ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ 266
Примечания 274
ГЛАВА ВТОРАЯ. КНИГОИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ 279
§ 1. КНИГОИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 279
§ 2. РОССИЙСКИЕ ГАЗЕТЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 290
§ 3. РОССИЙСКИЕ ЖУРНАЛЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 298
§ 4. БИБЛИОТЕКИ 304
Примечания 308
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 310
§ 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60-70-х ГОДОВ 310
§ 2. КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
60-70-х ГОДОВ 320
§ 3. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ДОСТОЕВСКОГО И ТОЛСТОГО 60-70-х ГОДОВ 326
§ 4. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 80-90-х ГОДОВ XIX ВЕКА 334
Примечания 357
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 359
§ 1. АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ И «БУНТ 14-ти» 360
§ 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ 367
§ 3. ХУДОЖНИКИ О РОССИИ (ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ) 372
§ 4. ВОЙНА НА ПОЛОТНАХ В. В. ВЕРЕЩАГИНА 378
§ 5. ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ 382
§ 6. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ 387
Примечания 389
ГЛАВА ПЯТАЯ. РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 392
§ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА. АРТИСТЫ И ЗРИТЕЛИ 393
§ 2. РЕПЕРТУАР 399
§ 3. МАСТЕРА СЦЕНЫ 407
§ 4. НАРОДНЫЕ ТЕАТРЫ 420
Примечания 422