Портреты главных героев евгения онегина. Роман “Евгений Онегин” Пушкина: анализ, характеристика героев, материалы для сочинений

«Евгений Онегин» по праву стоит особняком среди произведений русской литературы 19 века. Это одно из самых гармоничных по композиции и богатых по содержанию произведений Пушкина. Больше 8 лет посвяти Александр Сергеевич своему детищу: начав работу над романом в стихах весной 1823 года, завершил произведение он только к осени 1831. Это была самая кропотливая и длительная работа над произведением в его жизни.

Он то бросал работу над «Евгением Онегиным», то вновь приступал к ней. Условно работу над романом можно подразделить на четыре этапа, в течение которых в жизни Пушкина случилось множество событий: и южная ссылка, и Болдинская осень, и череда бурных романов. Все главы издавались постепенно, по мере написания, одна за другой. Последний авторский вариант увидел свет в 1837 году. Согласно описанию, действия в романе охватывают промежуток времени на протяжении 6 лет. В процессе повествования герои взрослеют, проходят некоторый жизненный путь и превращаются из мечтательных юношей и девушек в зрелых состоявшихся личностей.

Благодаря выражению эмоций героев посредством стихотворной формы, роман получает большую лиричность и выразительность, таким образом, читателю становится понятна и доступна вся палитра чувств, которую закладывал в основу автор. Помимо этого, Пушкин вводит в роман и себя в качестве одного из героев повествования, он хранит у себя письмо Татьяны и встречается с Онегиным в Петербурге. В романе есть множество лирических отступлений, где Пушкин делится с читателем своими мыслями и переживаниями, как бы отчуждаясь от хода и главной линии повествования.

Анализ произведения

Основной сюжет произведения

В основе сюжета лежит любовная линия: молодая Татьяна Ларина влюбляется в яркую неординарную личность Евгения Онегина. Еще совсем юный, он уже устал от шумной суеты и мишуры окружающей его, и называет свою душу охладевшей. Молодая влюбленная девушка решается на отчаянный шаг и пишет письмо-признание, где со свойственной ее юношеской натуре пылкостью изливает Евгению свою душа и высказывает надежду на возможность романтических отношений между ними. Герой не отвечает Татьяне взаимностью, чем очень сильно ранит ее. Между молодыми людьми происходит решительное объяснение, и Онегин мягко говорит Татьяне о том, что его черствая душа уже не способна полюбить, пусть и такую юную и прекрасную девушка как Татьяна. Позже, когда Ларина становится замужней женщиной и, казалось бы, обретает тихое семейное счастье, пути героев пересекаются вновь. Онегин понимает, какую ужасную ошибку он совершил, но, к сожалению, исправить что-либо уже не возможно. Татьяна произносит свое знаменитое «…но я другому отдана, и буду век ему верна…», чем ставит точку в несостоявшейся истории любви.

Множество ошибок, которые свойственно делать людям, особенно в юношестве, помешали молодым героям быть вместе, несмотря на их взаимную любовь. Только пройдя через череду душевных потрясений, Онегин понимает, что Татьяна - та самая девушка, с которой он мог бы быть очень счастлив, но, как водится, понимает это он слишком поздно. Все это, безусловно, заставляет читателя задуматься над тем, а не совершает ли он подобную ошибку. А, быть может, погружает в воспоминания о прошлых печальных опытах или заставляет вновь пережить пылкие и нежные первые чувства.

Главные герои

Одним из главных героев является Евгений Онегин. Замкнутый юноша со сложным характером. Автор намеренно не идеализирует его образ, наделяя его всеми теми недостатками, которые обычно присущи реальному человеку. С детства он не знал нужды ни в чем, будучи сыном Петербургского дворянина. Его душа не тяготела к труду, была изнежена романами, балами и научными трудами любимых авторов. Жизнь его была так же пуста, как и у миллиона таких же барских отпрысков того времени, наполнена кутежами и развратом, бессмысленным прожиганием жизни. Как это водится, в результате подобного образа жизни Евгений стал настоящим черствым эгоистом, задумывающимся лишь о собственных удовольствиях. Он не в грош не ставит чужие чувства и с легкостью оскорбляет человека, если тот пришелся ему не по душе или произнес неуместную на его взгляд фразу.

Между тем, не лишен наш герой и положительных черт: например, на протяжении всего романа, автор показывает нам, насколько Онегин тяготеет к науке и знаниям. Он постоянно в поиске того, чем можно пополнить и расширить свое сознание, изучает труды философов, ведет интеллектуальные беседы и споры. Помимо этого, в отличие от сверстников, ему очень быстро надоедает суета балов и бессмысленное времяпровождение. Очень скоро, читатель может наблюдать его личностный рост, в то время, как его друзья один за другим неминуемо деградируют, превращаясь в обрюзгших помещиков.

Не смотря на его разочарование и неудовлетворения тем образом жизни, который он вынужден вести, у него не хватает душевных сил и мотивации порвать этот замкнутый круг. Он не ухватился за ту спасительную соломинку, которую протягивает ему чистая и светлая девушка Татьяна, признаваясь в любви.

Поворотным моментом его жизни служит убийство Ленского. В этот момент у Онегина открываются глаза, он понимает насколько ничтожно все прежнее его существование. От чувства стыда и угрызений совести он вынужден бежать, и отправляет покорять просторы страны в надежде укрыться от «кровавой тени» убитого друга.

Из трехлетнего вояжа он возвращается совсем другим человеком, зрелым и осознанным. Вновь встретив Татьяну, которая на тот момент уже замужем, он понимает, что испытывает к ней чувства. Он видит в ней взрослую умную женщину, прекрасную собеседницу и целостную зрелую натуру. Он поражается ее величию и светской холодности, не узнавая в ней той робкой и нежной деревенской девушки, какой он знал ее раньше. Теперь она любящая жена, тактична и доброжелательна, сдержана и спокойна. В эту женщину он влюбляется без памяти, и ею он безжалостно отвергнут.

Это и послужило финалом романа, дальнейшая жизнь Онегина и Татьяны остаются для читателя неизвестными. Пушкин не дает никакого ответа на вопросы о том, смог ли Евгений смириться и забыть свою любовь и как он провел свои последующие дни? Была ли в дальнейшем счастлива Татьяна замужем за нелюбимым мужчиной? Все это осталось тайной.

Не меньший по значимости образ, описанный в романе - образ Татьяны Лариной. Ее Пушкин описывает как простую дворянку из провинции. Скромная барышня, не наделенная особенной красотой и внешней привлекательностью, однако, обладающая удивительно глубоким многогранным внутренним миром. Ее романтическая поэтичная натура завораживает читателя и заставляет симпатизировать и сопереживать ее страданиям с первой до последней строчки. Пушкин и сам не раз признается в любви к своей вымышленной героине:

«Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою!».

Таня растет довольно замкнутой, погруженной в собственные чувства, закрытой девочкой. Ее лучшими друзьями очень рано стали книги, в них она искала ответы на все вопросы, через страницы романов она познавала жизнь. Тем более странным выглядит для читателя неожиданный порыв Татьяны и ее откровенное письмо Онегину. Такое поведение совсем не свойственно ее характеру и свидетельствует о том, что чувства, вспыхнувшие к Евгению, были столь сильны, что затмили разум молодой девушки.

Автор дает нам понять, что и после отказа, и после длительного отъезда Онегина, и даже после замужества Таня не перестает любить его. Однако огромное благородство и чувство собственного достоинства не дает ей возможности броситься в его объятия. Она уважает своего мужа и оберегает свою семью. Отказавшись от чувств Онегина, она проявляет себя как исключительно рассудительная, сильная и мудрая женщина. Долг оказывается для нее превыше всего, и это ее решение заставляет читателя проникнуться к героине глубоким уважением. Страдание же и позднее раскаяние Онегина является закономерным финалом его образа жизни и поступков.

(Картина К. И. Рудаковой "Евгений Онегин. Встреча в саду" 1949 )

Помимо главных героев, в романе описано множество второстепенных персонажей, однако такой яркой характеристики, как Татьяна и Онегин не получает больше никто. Разве что Ленскому автор уделяет некоторое внимание. С горечью он описывает его трагическую судьбу с несправедливым финалом. Пушкин характеризует его как исключительно чистого юношу, с незапятнанной репутацией и высокими моральными качествами. Он талантлив и порывист, но при этом весьма благороден.

Заключение

Особняком стоит описание природы в романе: ему автор уделяет немало времени. Мы можем найти на страницах романа прекрасные картины, воссоздающие перед нашими глазами Москву, Петербург, Крым, Одессу, Кавказ и, конечно, чудесную природу российской глубинки. Все, что описывает Пушкин - обыденные картины российской деревни. В то же время, он делает это так виртуозно, что картинки, созданные им, буквально оживают в воображении читателя, завораживают его.

Не смотря на неутешительный финал романа, его вовсе нельзя назвать пессимистическим. Наоборот, обилие светлых живых моментов заставляет читателя верить в прекрасное будущее и с надеждой смотреть вдаль. Здесь так много светлых, настоящих чувств, благородных порывов и чистой любви, что роман более способен выводить читателя на положительные эмоции.

Вся композиция романа выстроена удивительно гармонично, что удивительно, учитывая то, с какими большими перерывами автор вновь приступал к работе над ним. Строение имеет четкую, стройную и органичную структуру. Действия плавно проистекают одно из другого, на протяжение всего романа применяется излюбленный пушкинский прием - кольцевая композиция. То есть, место начальных и конечных событий совпадает. Читатель также может и отследить зеркальность и симметричность происходящих событий: Татьяна и Евгений несколько раз оказываются в схожих ситуациях, на одной из которых (отказ Татьяны) действие романа прерывается.

Стоит отметить, что ни одна любовная история в романе не имеет успешного финала: как и ее сестре Татьяне, Ольге Лариной не суждено было обрести счастья с Ленским. Разность героев показана через противопоставление: Татьяна и Ольга, Ленский и Онегин.

Подводя итог, стоит отметить, что «Евгений Онегин» - поистине подтверждение недюжинного поэтического таланта и лирического гения Пушкина. Роман читается буквально на одном дыхании и захватывает с первой своей строчки.

Русская реальность 20-х годов XIX века предстает перед читателем в романе великого поэта действительности Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин". Это произведение имеет очень большое значение в мировой литературе. Автор смог в нем соединить воедино романтизм и реализм, юмор и элегию, правду и мечту. Прекрасные стихи соединились с лирическими отступлениями и передали удивительные картины русского национального бытия. Пушкин тонко описывает городскую действительность Москвы и Петербурга, деревенский быт, времена года. Энциклопедией русской жизни назвал великий критик Белинский роман "Евгений Онегин". Анализ произведения продемонстрирует вам его значимость и грандиозность.

Как создавался роман?

Анализ "Евгения Онегина" Пушкина доказывает, что роман создавался на протяжении нескольких периодов творчества поэта. Сам гений говорил, что работа над книгой длилась чуть более 7 лет. Роман публиковался частями по мере написания, а в 1833 году появилось полное издание. Пушкин все время до этого вносил какие-то поправки в текст. В итоге у мастера получился шедевр, состоящий из 8 песен, или частей, и приложения "Отрывки из путешествия Онегина". Пушкиным была написана еще одна глава, но так как она содержала некоторые опасные политические намеки, связанные с декабризмом, автору пришлось ее сжечь. Начинал работу над книгой поэт, находясь в ссылке на юге (в Одессе), закончил работу в деревне Болдино.

Направленность и жанровое своеобразие произведения

"Евгений Онегин" является реалистическим романом с социально-психологическим направлением. Написан он в стихотворной форме. Подобного произведения в русской литературе того времени еще не было. Александр Сергеевич отступил от романтических канонов и придал своему творению больше реалистичности.

Что же хотел показать в своей книге А.С. Пушкин? Читатель видит молодого человека, Евгения Онегина, типичного героя того времени. Рядом с ним поэт рисует еще несколько образов, их характеры, поведение, ситуации, в которые они попадают. Этим самым автор объясняет различные социальные проблемы. Формирование взглядов и характера героя происходило под воздействием различных событий в светском обществе. Детальное и тщательное описание поступков персонажей позволяет назвать роман социально-бытовым.

Любовная история произведения лишена привычной романтичности. Пушкин показывает взаимное чувство, которое героям приходится искоренить под воздействием внешних обстоятельств. Кроме мира героев произведения (Евгения, Татьяны, Ленского) в романе четко прослеживается мир автора - рассказчика, который отражается в лирических отступлениях. Это позволяет отнести произведение к лиро-эпическому роду.

Краткий анализ "Евгения Онегина" Пушкина

Шедевр Александра Сергеевича начинается обращением к читателю, где он характеризует свое произведения, называя его главы полусмешными, полупечальными, простонародными и идеальными. Познакомьтесь с сюжетом и кратким анализом "Евгения Онегина" по главам:


  • Именины . Ленский сделал Ольге предложение и готовится к свадьбе. Ленские приглашают Евгения на именины Татьяны. Перед этим девушка видит вещий сон, в котором Онегин убивает Ленского. Взволнованная Татьяна на вечере не знает, как вести себя перед Евгением. Тот заметил это растерянное поведение девушки и сердится на Ленского, который его туда привез. В знак мести Евгений ухаживает за Ольгой, а она кокетничает с ним. Ревнивый поэт вызывает Онегина сразиться на дуэли.
  • Поединок . Анализ 6 главы "Евгения Онегина" очень важен для общего понимания всего романа. Евгений осознает свой подлый поступок, но все же соглашается на поединок. Онегин стреляет первым и убивает Владимира. Погиб поэт, который мог бы прославиться на весь мир.
  • Москва . Ольга не долго тужила за Ленским и вскоре вышла замуж. Татьяна все еще любила Онегина. Через некоторое время ее увозят в Москву, чтобы выдать замуж. Ее мужем стал один генерал.
  • Странствие. Большой свет . Онегин несколько лет путешествовал по свету. По возвращению на одном из балов в столице он встретил Татьяну, которая превратилась в светскую даму. Он влюбляется в нее и пишет несколько писем с признанием. Изменившаяся Татьяна все еще любит его, но выбирает честь семьи и мужа. Роман заканчивается трогательным прощанием между героями.

Зеркальность композиции романа

Александр Сергеевич для создания своего шедевра использовал прием зеркальной композиции. Такой способ раскрывает духовное становление Онегина и Татьяны. В начале произведения читатель видит влюбленную Татьяну, страдающую от неразделенных чувств. Автор всячески поддерживает, сочувствует и симпатизирует своей героине.

В конце романа всем открывается влюбленный Евгений, но Татьяна уже вышла замуж. Теперь автор сопереживает Онегину. Все повторяется в зеркальной последовательности. Примерами эффекта бумеранга являются два письма: одно от Татьяны, другое от Онегина.

Еще одним примером зеркальной симметрии является сон Татьяны и ее замужество. Медведем, спасшим ее во сне, стал ее будущий муж.

Основные темы и проблемы

В романе "Евгений Онегин" Александр Сергеевич показал типические натуры своей эпохи в их формировании. Читатель видит представителей разных прослоек общества: столичный высший свет, провинциальное дворянство, простых городских жителей и крестьян. Изображая реалистические образы дворянства, Пушкин затрагивает следующие темы:

  • образование;
  • воспитание;
  • семейные отношения;
  • культурные традиции;
  • любовь;
  • дружба;
  • политика;
  • обычаи и нравы;
  • исторические вопросы;
  • мораль.

Роман насыщен лирическими отступлениями, где ярче всего видны размышления автора о жизни. Пушкин рассуждает по поводу литературы, театра, музыки. Автор раскрывает важнейшие общественные и нравственно-философские проблемы:

  • цель и смысл жизни;
  • настоящие и ложные ценности;
  • губительность эгоизма и индивидуализма;
  • верность любви и долгу;
  • быстротечность жизни;
  • ценность мгновений.

Главная мысль и пафос

Роман Пушкина назван именем главного героя, это говорит о значимости этого персонажа в книге. Задачей автора было создать героя того времени. И он это сделал. Пушкин показывает, что счастливая жизнь ждет только мало думающих, мало знающих людей, которые не стремятся ни к чему духовному и высокому. Людей, имеющих чуткую душу, ждут страдания. Одни, подобно Ленскому, гибнут, другие томятся в бездействии, как Онегин. Таким, как Татьяна, предначертано молча страдать.

Пушкин винит во всем не героев, а ту среду, в которой формировались их характеры. Она прекрасных, благородных и умных людей сделала несчастными. Московское и петербургское высшее общество писатель рисует критически. Для его изображения Пушкин использует сатирический пафос.

Герой своего времени - Евгений Онегин

Онегин представляет высший петербургский свет. Он вырос эгоистичным, не приучен к труду, его обучение проходило шутя. Все свое время он тратит на светские развлечения. Это привело к тому, что он не смог понять чувств юной Татьяны, ее душу. Жизнь героя так и не сложилась, как бы он того хотел. Причина такого несчастья в том, что он не понял простую истину - счастье рядом с преданным другом, верной женщиной.

Анализ героя "Евгения Онегина" доказывает, что на его преобразования повлияли многие события, особенно смерть Ленского. Внутренний мир Онегина в конце книги стал намного богаче.

Татьяна Ларина - милый идеал поэта

С образом Татьяны Лариной у Пушкина связаны представления о русском национальном характере. Русская душою она впитала все традиции и обычаи семейства Лариных. Героиня выросла среди русской природы на сказках и преданиях своей няни. У героини очень тонкий внутренний мир и чистая душа.

Татьяна - сильная личность. Даже в конце романа она остается простой и естественной. Свою любовь она приносит в жертву нравственной чистоте, верности долгу, искренности в отношениях.

Владимир Ленский

Еще один представитель дворянства, Ленский, выступает юным романтиком-мечтателем. Автор сочувствует этому герою, восхищается им, иногда грустит и улыбается. Владимир стремится к героизму, живет воображаемым миром. Он очень пылкий, порывистый и далек от действительности.

Святыми понятиями для Ленского являются любовь, благородство и честь. В героическом порыве Владимир погибает во время нелепой дуэли с другом.

Меню статьи:

Евгений Онегин из одноименного романа А.С. Пушкина является уникальным персонажем, в котором в равной доле сошлись положительные и отрицательные качества характера. Именно поэтому его образ, несмотря на весь драматизм и негативное влияние на судьбы и жизни других персонажей, привлекательный.

Возраст и семейное положение Онегина

Евгений Онегин – молодой дворянин потомственного происхождения. Другими словами, его дворянский титул перешел к нему от предков, а не был заслужен самим Онегиным. Родился Евгений в Петербурге, там же он провел большую часть своей жизни. Родители Онегина к моменту повествования уже умерли, точная дата смерти родителей неизвестна, единственно, что можно сказать: на момент смерти родителей Онегин не был маленьким ребенком – в романе есть упоминания о том, что родители принимали участие в процессе его воспитания и образования.

Других детей у его родителей не было. Двоюродных братьев и сестер у Онегина также нет – его ближайшие родственники бездетны. Онегин был «наследник всех своих родных».

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете познакомиться с А. С. Пушкина в таблице.

После смерти отца Евгений стал наследником не только дворянского титула, но и многочисленных долгов. Положить конец долгам помог случай – его дядя был тяжело болен, и по всем прогнозам вскоре должен был умереть. Так как наследников у дяди не было, то владельцем дядиного имения должен был стать ближайший родственник. В данном случае им был Онегин.

Евгений приезжает к умирающему дяде, но руководит Онегиным не чувство привязанности к дяде или любовь к родственнику – в случае с Онегиным это был тактический ход.

Евгений только создавал видимость горечи утраты, на самом деле он равнодушен к персоне дяди, а ухаживания за умирающим нагоняют на молодого человека тоску и уныние.

После смерти дяди Евгений отдает кредиторам поместье отца и таким образом избавляется от долгов. Таким образом, у молодого 26-летнего холостого дворянина появляется возможность начать жизнь с нового листа.

Образование Евгения Онегина и род деятельности

Евгений Онегин, как и все дворяне, был образованным человеком. Однако его базовые знания желают быть лучше – учитель Онегина мосье Л′Аббе не был строгим учителем, он часто делал Евгению поблажки и старался не усложнять жизнь Онегина науками, поэтому качество знаний Евгения при его природном потенциале могло быть лучше. О том, получал ли образование Онегин в учебных заведениях, не известно ничего. Несмотря на такое явное пренебрежение науками Онегин, как и все дворяне, хорошо знал французский (Он по-французски совершенно / Мог изъясняться и писал), немного знал латынь (Он знал довольно по-латыни, / Чтоб эпиграфы разбирать). Он очень не любил историю: «Он рыться не имел охоты / В хронологической пыли / Бытописания земли».

Пушкин в романе говорит о том, что Евгений жил беззаботно и не испытывал никаких трудностей жизни. Цели в жизни у него также не было – Онегин жил одним днем, предаваясь развлечениям. Евгений не состоял на военной или же гражданской службе. Это происходило вполне вероятно из-за его прихоти, а не из-за невозможности приступить к службе.

Евгений Онегин ведет активную светскую жизнь – он завсегдатай балов и званых обедов.

Привязанность к модным тенденциям в одежде

Евгений Онегин – настоящий денди. «Острижен по последней моде».

Его костюм всегда соответствует последним модным тенденциям. Евгений много времени проводит за гигиеническими процедурами, долго одевается, рассматривая свой наряд со всех сторон: «Он три часа по крайней мере / Пред зеркалами проводил».

Для него непозволительно, чтобы в его внешности было что-то не идеальное. Онегин не выглядит нелепо в своем костюме, ему комфортно в такой одежде. Его пластика движений удачно подчеркивается с помощью тех или иных элементов одежды.

Онегин и общество

Выход в общество для Онегина стал повседневным развлечением – поэтому в скором времени все типы поведения аристократов ему стали хорошо известны, а некогда увлекавшие его выходы в свет стали утомлять и наводить скуку.

Евгений редко чем может увлечься – ему все надоело: и театр, и балы, и званые обеды – все нагоняет скуку на молодого франта. Именно поэтому Евгений старается отстраниться от любого общения – он слишком устал от общества и предпочитает уединение». Ему наскучил света шум…. и в деревне скука та же.

В целом же Евгений не любил ни общество, ни людей. Единственный человек, которому он завидовал и уважал, был Владимир Ленский:
Хоть он людей, конечно, знал
И вообще их презирал, -
/ Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.

Досуг Онегина

Так как Евгений Онегин не состоит на службе и фактически ничем не занят, то в его арсенале оказывается много свободного времени. Однако, несмотря на все сопутствующие факторы, он долго мается, не зная чем себя занять. У Онегина ничего не вызывает интерес – ни наука, ни путешествия.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с в повести А. С. Пушкина “Пиковая дама”.

Время от времени Онегин коротает время за чтением книг. В основном это произведения на экономическую тематику, например, работы Адама Смитта, но и это не длилось долго «как женщин, он оставил книги». Сам же Евгений любит философствовать, хотя глубокими знаниями не обладает ни в одной отрасли науки или культуры.

Евгений Онегин и женщины

Онегин был заметной личностью в глазах аристократов. Его молодость, естественная красота и хорошие манеры позволили ему стать фаворитом в женском обществе. В начале такое внимание к своей персоне льстило Онегину, но в скором времени это Евгению надоело.


Онегин замечает, что в основном все женщины непостоянны – они легко переменяют свое решение и это откладывает негативный отпечаток на взаимоотношения с женщинами.

Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели

После приезда в деревню Онегин знакомится с молодым помещиком – романтиком-поэтом Владимиром Ленским. Именно благодаря Ленскому Евгений попадает в дом Лариных.

Ольга, младшая сестра, была невестой Ленского, а вот у старшей, Татьяны, жениха не было. Несмотря на то, Татьяна заметно отличается от других представительниц женского пола, ее персона не вызывает у Онегина интерес. Однако такая же тенденция не срабатывает в случае с Татьяной – девушка влюбляется в молодого человека и решается первой признаться в своих чувствах. Однако, Онегин не испытывает влюбленности по отношению к девушке, он пытается дать ей советы и ведет себя с ней грубо, чем приносит ей значительные душевные муки и разочарование.

Евгений Онегин и Ленский

После переезда в деревню Евгений избавляется от многочисленных долгов, но убежать от общества и скуки ему так и не удалось. Как и в любой другой деревне, находящейся на отдаленном расстоянии от больших городов, приезд любого нового человека вызывает ажиотаж. Поэтому надежды Онегина на уединенную жизнь никоим образом не могли быть оправданы. Усиливал эту печальную тенденцию еще и тот факт, что Евгений был молод, состоятелен и холост, а значит, он был потенциальным женихом.

Интерес к персоне Онегина возникал не только у молоденьких незамужних девушек и их родителей. В лице Онегина Владимир Ленский предполагал найти себе друга. Евгений был совсем не похож по своему темпераменту и характеру на Владимира. Такое разногласие во взглядах и личностных качествах привлекало молодого поэта. Со временем, Онегин стал другом Ленского, несмотря на то, что дружба, как и любовь, ему уже порядком надоела и разочаровала: «друзья и дружба надоели».


Нельзя сказать, что Онегина и Ленского связывает истинное понятие дружбы, по крайней мере, со стороны Евгения. Он поддерживает свое общение с молодым поэтом исключительно из-за скуки и отсутствия другой компании.

Во время празднования именин Татьяны Лариной, куда его привел Ленский против желания, Онегин порядком скучает, его злит поведение Татьяны. Вскоре, Евгений решает отомстить Владимиру за то, что привел его сюда силком – он танцует с Ольгой – невестой Ленского, чем вызывает приступ ревности у своего друга. На этом инцидент не был исчерпан – за приступом ревности последовала дуэль. Евгений прекрасно понимает, что был неправ, но объясниться с другом не решается – Евгений намеренно пренебрегает некоторыми правилами дуэли (опаздывает, берет в секунданты слугу), надеясь, что из-за этого Ленский отложит дуэль, но это не происходит. Как видим, Онегин не безнадежный человек, но он не в силах признать публично свою ошибку, что приводит к трагедии – Ленский получил смертельное ранение и умер на месте:

Убит!.. Сим страшным восклицаньем
Сражен, Онегин с содроганьем
Отходит и людей зовет…

Характеристика личностных качеств Евгения Онегина

С младенческих лет Евгений Онегин не был обделен вниманием. Он вырос в достатке и вседозволенности, поэтому в взрослом возрасте он был эгоистичным и разбалованным человеком.

У Онегина есть огромный потенциал для развития своей личности – у него незаурядный ум, он сообразительный и внимательный, но всем этим пренебрегает. Он не желает заниматься чем-либо полезным, что принесло бы ему положительные плоды в будущем – ему нравится плыть по течению.

Онегин умеет производить впечатление на людей – он умеет рассуждать на любую тему, невзирая на поверхностность своих знаний. Онегин – не эмоциональный и неромантичный человек. У него «резкий охлажденный ум».

Онегин «Всегда нахмурен, молчалив, / Сердит и холодно-ревнив!». Он окружающим кажется странным и чудаковатым и это еще больше притягивает к нему людей.

Таким образом, Евгений Онегин – необычный персонаж – у него есть все возможности изменить свою жизнь и привнести много положительного в жизнь своих родных, но он пренебрегает этим ввиду своей несдержанности и неумения заставить себя делать нужные, но неинтересные вещи. Его жизнь похожа на бесконечный праздник, но, как и любое другое занятие, постоянные развлечения наскучили Онегину и стали причиной его хандры.

Образ Евгения Онегина в романе “Евгений Онегин” Пушкина: описание героя в цитатах

4 (80%) 7 votes

Образ Автора проявляется в многочисленных «лирических отступлениях» романа, которые выстраиваются в особую сюжетную линию.
Уже из 1 главы читатель понимает, что А. гоним и, возможно, сослан. О родном Петербурге А. рассказывает сквозь грустную дымку разлуки. Мы узнаем, что молодость автора пронеслась, как и у Онегина, в вихре света. Теперь об этом ему приходиться лишь вспоминать.
Знакомство А. с Онегиным происходит, когда обоих настигает хандра. Это сближает героев. Но А., в отличие от Онегина, по-другому справляется с тоской. Он уходит в политическую оппозицию, о чем мы узнаем по его намекам на свое изгнанничество.
А. живет вдали от столиц: сначала где-то на юге, затем – в своем имении. Здесь он занимается творчеством: пишет стихи и читает их «старой няне да уткам».
Постоянно вторгаясь в повествование, ироничный А. создает иллюзию свободного течения романной жизни. Рассуждение о поэтической славе, о неприступных красавицах, о русской речи, о любви к самому себе, об альбомах уездных барышень и светских дам, о достоинствах разных вин, литературоведческая полемика, - все это вводит в роман пласты русской действительности и делает его «энциклопедией» русской жизни. Благодаря этому А. становится посредником между романной жизнью и действительностью. От главы к главе А. меняется. В своих симпатиях он постепенно перемещается от Онегина к Татьяне, его идеалы становятся более патриархальными, национальными. В конце 6 главы А. заглядывает в свое будущее: «Ужель мне скоро тридцать лет?» Близится перелом в душе А., вместе с тем меняются и его жизненные обстоятельства: изгнание окончилось, он снова в свете. 8 глава дает совершенно новый образ А. Как и у Онегина, у А. в конце романа начинается новый виток судьбы. На его пороге он вспоминает свои истоки – Лицей, первое появление Музы и т.д. Именно глазами своей Музы А. смотрит на Татьяну и Онегина в конце романа. В финале произведения А. уподобляет роману саму жизнь, где реальность и вымысел перепутаны и тесно переплетены.


Владимир Ленский – антипод Онегина, призванный оттенить качества этого героя.
Л. приезжает в свое имение «из Германии туманной», где он стал поклонником философа Канта и романтическим поэтом.
Л. довольно близко сходится с Онегиным, вводит его в дом Лариных, знакомит с Татьяной и своей невестой Ольгой. Раздраженный Онегин начинает притворно ухаживать за Ольгой за две недели до их свадьбы с Л. Из-за этого герой вызывает Онегина на дуэль, на которой погибает.
В романе Л. 18 лет, он богат и хорош собою. Все поведение Л., его речь, облик («кудри черные до плеч») указывают на свободомыслие, на новомодный романтизм героя. Большим романтизмом отличается и поэзия Л.: он поет «нечто и туману даль», пишет «темно и вяло».
Л. влюбляется в Ольгу, видит в ней романтическую героиню из книг, которая состоит только из поэтических черт. Но герой жестоко ошибается в своей возлюбленной и платит за это жизнью.
Несмотря на все модные веяния, которые Л. привез из Германии, в душе он остается милым, простым, не слишком утонченным и не слишком глубоким русским помещиком.
Такая раздвоенность личности героя привела к трагическому финалу: Л. умирает на дуэли, т.к. совместить противоположности его характера невозможно. Если бы Л. стал поэтом или героем, он все равно бы не утратил худших помещичьих черт; если бы он стал уездным помещиком, то все равно бы пописывал стишки. Но в любом случае, не был бы счастлив.


Ольга Ларина – сестра Татьяны Лариной, невеста Ленского. Несмотря на то, что О. любит Ленский, она показана через холодное восприятие Онегина: «Кругла, красна лицом она». Это сделано для того, чтобы показать, что Ленский любит не реальную О., а придуманный им романтический образ.
О. – обычная деревенская барышня, против собственной воли назначенная Ленским на роль его Музы. Эта роль девушке не под силу, но она в том не виновата. Не виновата она и том, что Ленский неверно истолковывает поведение О., например, на именинах Татьяны. Готовность без конца танцевать с Онегиным объясняется у О. не желанием вызвать ревность и тем более изменить, а просто легкомысленностью ее характера. Поэтому она не понимает причин расстройства Ленского на балу и причин дуэли.
О. не нуждается в жертве, которую Ленский готов принести в борьбе за ее любовь на дуэли.
Легкомысленность – вот главная черта этой героини. Погибшего за нее Ленского О. оплачет и очень скоро забудет. «С улыбкой на устах» она тут же выйдет замуж за улана – и уедет с ним в полк.


Евгений Онегин – молодой дворянин, главный герой романа.
О. получил домашнее «французское» воспитание. Его образование весьма поверхностно (немного латыни, анекдоты из мировой истории, неумение отличить «ямба от хорея», увлечение работами модного в то время экономиста Адама Смита). Зато герой полностью постиг «науку страсти нежной». Он «жить торопиться и чувствовать спешит». О. развлекается всеми способами: посещает театр, балы, дружеские ужины, светские обеды и т. д. Но вскоре герой разочаровывается во всем. Его охватывает «хандра». Причина тоски О. – его душевная пустота. Внешний блеск героя указывает на внутренний холод, его язвительность говорит о высокомерии и презрительности ко всему миру. О. сам осознает свою «душевную инвалидность». Надеясь развеять тоску, О. едет в деревню к заболевшему дяде. Здесь он знакомится с Ленским, который представляет его семье Лариных. Татьяна Ларина влюбляется в О. и признается ему в своих чувствах. Встреча с Татьяной что-то затрагивает в «душе холодной и ленивой». Но О. отказывает девушке, говоря о том, что не создан для любви и семейной жизни. Спустя некоторое время оскорбленный О. Ленский вызывает героя на дуэль, где погибает от его руки. Гибель юного Л. потрясает О. Он уезжает путешествовать. В конце романа О. появляется вновь. Он прибывает в Петербург, где встречает вышедшую замуж Татьяну. Увидев блистательную княгиню, О. открывает в своей душе способность искренне любить («как дитя»). Письмо, которое он пишет Татьяне, подтверждает это. Не получив ответа, О. в отчаянье принимается читать без разбора, пробует сочинять. Но, если в деревне он читал «по обязанности» и от скуки, то теперь от страсти. От страсти он совершает и «неприличный» поступок: посещает Татьяну без предупреждения, в ее уборной. Пустота героя начала заполняться сильным чувством, жизнью сердца. Отказ Татьяны перечеркнул все надежды О., но в то же время произвел в нем переворот всех его мыслей и душевных чувств. Финал романа остается открытым: о дальнейшей судьбе О., переродившегося благодаря любви, можно лишь догадываться.


Татьяна Ларина – главная героиня романа.
Само имя героини, традиционно простонародное, указывает на ее связь с национальными корнями, с миром провинциальной русской жизни.
В первой части романа Т. предстает уездной 17-летней барышней. С детства она тиха, задумчива, дика. Ее внутренний мир сформирован, с одной стороны, укладом русской помещичьей жизни, с другой стороны, миром сентиментальных романов, которые она так любила. В миг, когда пред ней предстает Онегин, Т. ждет возвышенной любви и готова влюбиться «в кого-нибудь», лишь бы он походил на романтического героя. Т. пишет о своей любви к О. в письме, нарушая все нормы поведения ее времени. Но Онегин отказывает девушке, а позже совсем уезжает из деревни. Оставшись одна, Т. посещает деревенский кабинет О., пытаясь понять его внутренний мир. Рассматривая обстановку, пометы на полях книг, ей открывается истина: «Уж не пародия ли он». Зимою Т. везут в Москву на «ярмарку невест», где на нее обращает внимание «какой-то важный генерал». В конце романа мы видим совсем другую Т. – светскую красавицу-даму, молодую княгиню. Несмотря на внешние изменения, героиня сумела сохранить все лучшие внутренние качества: душевную тонкость, глубину, благородство и т. д. О. влюбляется в Т., но та не отвечает на его письмо и при встрече «делает отповедь» герою: «Тогда …Я вам не нравилась…Что ж ныне Меня преследуете вы?» В ее монологе чувствуется тайная любовь к Онегину, но в то же время достоинство и смирение пред жизненным долгом («Но я другому отдана И буду век ему верна»).

Евгений Онегин - главный герой одноименного романа в стихах Пушкина Александра Сергеевича, богатый дворянин двадцати шести лет, живущий в Петербурге и приехавший в деревню к дяде за наследством. Несмотря на то, что принадлежит герой к высшему сословию, образован он поверхностно:

"Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить".

Онегин - типичный образ "лишнего человека". В молодости он активно ведет светский образ жизни, превосходно владеет и пользуется правилами поведения в своем обществе. Однако потом герой меняется, устает и испытывает разочарование от подобной жизни, ему становится скучно:

"Ему наскучил света шум..."

Он умный и сообразительный, но у него нет интереса к жизни, он не может использовать свои качества и таланты, чтобы принести другим пользу. Лишь к концу произведения, когда Евгений встречает изменившуюся Татьяну на балу, он меняется и сам. Он влюбляется, но поздно: Татьяна "уже другому отдана". В герое просыпается буря чувств, смятение. Ему нигде нет места в мире, он "лишний".

Татьяна Ларина - дворянка из небогатой семьи, живущая с матерью и сестрой Ольгой. Она очень простая, доверчивая, мечтательная девушка, умная, образованная, любящая природу. Задумчивая и молчаливая. Ее основное занятие - чтение книг, которые любит так сильно, что по ним судит людей. Именно такая страсть к романам и заставила ее сразу же влюбиться Онегина, в его загадочность.

Татьяна, как и Евгений, меняется по ходу развития сюжета. Если в начале она предстает перед читателями наивной и мечтательной девушкой, то потом она становится более зрелой, благородной. На балу она отказывает Онегину, хоть и любит его сама, потому что вышла замуж. Татьяна сохраняет честь и верность моральным принципам.

Ольга Ларина - младшая сестра Татьяны. Красивая, простая, общительная и кокетливая девушка, но беспечная и ветреная. В отличие от своей сестры, глубоким внутренним миром не выделяется. Смерть жениха Ленского ее долго не печалит: через год она выходит замуж.

Владимир Ленский - молодой дворянин, друг и при этом антипод Онегина. Он поэт, романтик. Учился в Германии, по возвращении полон надежд. Он верит в любовь, в счастье, он наивный, сентиментальный мечтатель.

Причиной дуэли между друзьями послужили не только противоположные характеры и взгляды на мир. Хоть Онегин и является лишним человеком в своем обществе, противостоять ему он не может, он вырос и воспитан в нем. Поэтому, даже если он не хочет дуэли со своим другом, отказаться от нее и пойти против дворянских правил он не может.

Зарецкий - секундант, приятель Ленского. Хитрый и расчетливый. Именно он подтолкнул Ленского на решение закончить спор с Онегиным дуэлью.

Образ автора - рассказчик тоже является важным героем "Евгения Онегина". Следует отличать его от самого автора, то есть Пушкина. Это персонаж, лично знакомый с Онегиным, от лица которого рассказывается весь роман в стихах.