Приобщение дошкольника к художественной литературе. Воспитательная программа по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе «Волшебный мир книг

«Приобщение детей к художественной литературе»

воспитатель Берсенёва Н.Н.

Воспитание детей средствами искусства слова — сложный педа-гогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не чита-тели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. Наша педагогика рассматривает воспита-ние детей посредством художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними проис-ходит. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей. Перейдём к формам работы с детьми по приобщению к художественной литературе. Приобщение детей к художественной литературе начинается с создания условий. Что должно быть в группе:

Создание условий

(как в методическом кабинете, так и в каждой возрастной группе)

Книжный уголок (см. приложение №1)

Театральный уголок в группах старшего дошкольного возраста и уголок ряжения в группах младшего дошкольного возраста

Создание мини-музея детской книги

Совместная деятельность с воспитателем

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению детей с художественной литературой

Ежедневное чтение произведений художественной литературы в отрезок времени, отведённый в режиме дня

Изготовление книг-самоделок в процессе непосредственно образовательной деятельности по ручному труду (полечим книгу)

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим - предметным миром («Откуда книга к нам пришла»).

Художественное творчество (организация конкурсов детских рисунков по произведениям художественной литературы, лепка, аппликация рисование по произведениям худ. литературы)

Словарное творчество (придумывание рассказов, загадок, сказок)

Организация досуговой деятельности (вечера загадок, КВН, «Поле чудес» и.т.д.)

Литературно-музыкальные праздники

Конкурсы

Экскурсии в библиотеку

3. Самостоятельная деятельность детей

Организация сюжетно-ролевых игр в «Библиотеку» - старший дошкольный возраст, «Книжный магазин»…

Драматизация сказок, стихов, потешек, перевёртышей, басен…

Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация)

4. Организация работы с родителями

Анкетироание

Литературные вечера

Конкурсы

Совместные праздники, досуги

Консультации

Выставки

Самая главная задача при ознакомлении детей с худо-жественной литературой - это воспитание любви к книге

- Следует ли сочетать несколько произведений на одном заня-тии?

Методисты, занимающиеся изучением этого вопроса, считают, что на одном занятии можно сочетать несколько произведений, если они небольшого размера. Объединять их нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить ряд произ-ведений о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персона-же, а также произведения, посвященные какому-либо нравственно-му понятию (честности, смелости и др.).

Можно объединять произведения, различные по жанру: сказку, рассказ, прибаутку, басню и т.д., или сочетать произведения, в кото-рых изображены контрастные характеры или поступки. Это помогает детям лучше понять положительные или отрицательные качества.

Схема построения занятия по ознакомлению с художе-ственной литературой следующая: (1 — вступительная часть, облегчающая последующее восприятие произведения; 2 - основная часть -работа с литературным произведением, использование различных методов и приемов; 3 - заключительная часть.)

Какие вы знаете методы и приемы, способствующие лучшему восприятию произведений? (объяснение непонятных слов, показ иллюстраций,

— Надо ли детям объяснять незнакомые слова, и если надо, то когда?

Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не поймут и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятное слово во время рассказа, не останавливаясь, синонимом или краткой фразой. Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова. Что получилось бы, если воспитатель задался бы целью объяснить все незнакомые слова в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Таких слов немало: откуп, чупрун, пряха и т.д. Однако и без объяс-нения этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой, жадной старухи воспринимаются детьми очень живо. Права Е.И. Тихеева, которая говорила, что «лучше недообъяснить, чем переобъяснить».

В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию заранее, и если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то эти слова или выражения лучше им объяснить.

В ходе чтения не следует отвлекать детей объяснениями, вопроса-ми, замечаниями.

- Когда уместен показ иллюстраций по ознакомлению с художественной литературой?

Для активизации детского внимания можно иногда перед чтени-ем показать красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое проиллюстрировано, чтение можно сопро-вождать показом рисунков.

При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком все произведение, а затем показать детям картинки, но и то если они крупные. Если же рисун-ки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно. После занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рас-сматривания.

довести чтение до конца. Кроме того, одни дети в этом случае вместо того, чтобы слушать, с нетерпением ожидают, когда можно будет начать есть; другие испытывают разоча-рование, когда приходится прерывать чтение на интересном месте. Нельзя читать детям перед сном. Это возбуждает воображение, приводит в волнение чувства детей, и они после чтения долго не засыпают; сон их наполняется сновидениями, и в результате они не отдыхают как нужно.

Приложения:

  1. Содержание книжного уголка
  2. Анкета для родителей по теме «Ребёнок и книга»
  3. Анкета для детей
  4. Кроссворд по произведениям художественной литературы
  5. Памятка для родителей по воспитанию любви к книге у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание книжного уголка

Место для подбора материалов и оборудования, его содержание зависит от возраста детей и тех задач, которые решаются в данный период времени на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Это может быть:

  1. Наглядный материал:

v детская художественная литература (сказки, произведения дет-ских писателей). Особое место на книжных полках и витринах долж-но принадлежать книгам, составляющим репертуар театрализован-ной деятельности детей, которая тесно связана с впечатлениями и зна-ниями, приобретенными при чтении книг, просмотре диафильмов;

v иллюстрации, репродукции картин, открытки. Дети их рас-сматривают вместе с воспитателем, уточняя, закрепляя знания, по-лученные ими на занятиях по ознакомлению с явлениями социаль-ной жизни, художественному слову;

v картины по сюжетам произведений художественной литерату-ры и сказок для составления творческих рассказов по ним;

v книги-игрушки, книги-малышки, книги-самоделки, изготов-ленные детьми вместе с воспитателем.

  1. Настольно-печатные дидактические игры литературного содер-жания («Волшебный кубик», «Домики-сказки» и др.).
  2. Набор диафильмов, кассет по книгам, сказкам.
  3. Детские работы на сюжеты сказок и литературных произведе-ний.
  4. Грамзаписи, кассеты литературных произведений, сказок для самостоятельного прослушивания.
  5. Ширмы и различные театры (плоскостной, пальчиковый и т.д.).

Обогащение предметно-развивающей среды новыми пособиями, материалами, атрибутами должно быть содержательно оправданным, связанным с освоением нового материала, знакомством со стихот-ворениями, сказками, с повторением старого, а значит, и более лег-кого для детей материала.

Беседа - опрос детей по теме

«Ознакомление с художественной литературой»

  1. Любишь ли ты, когда тебе читают книги

взрослые? ___________________________

2. Есть ли у тебя дома книги? _____________

3. Кто тебе их читает? _____________________

4. Какие книги ты любишь?_______________________________________ _

5.Есть ли у тебя любимая книга?_________________________________

6. Кто твой любимый герой? _______________________________________

7. Какие сказки ты знаешь? ______________________________________

8. Каких писателей ты знаешь? Назовите их___________________________

В книге представлен перечень произведений художественной литературы для чтения детям дошкольного возраста. Литературный материал подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетического вкуса, культуры восприятия произведений.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

Валентина Викторовна Гербова
Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации

Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду" под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Программа по приобщению детей к художественной литературе печатается по тексту книги "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Предисловие

Настоящее издание является частью методического комплекта к "Программе воспитания и обучения в детском саду" (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006), которая в соответствии с современными задачами дошкольного образования предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей.

Ведущие цели "Программы" – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к школе.

К "Программе" подготовлены краткие "Методические рекомендации" (М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2006), раскрывающие особенности организации и методики работы по всем основным разделам воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Более подробные методические руководства к "Программе" содержатся в методических пособиях: Комарова Т. С. "Изобразительная деятельность в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез), Гербова В. В. "Развитие речи в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез), Теплюк C. H., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. "Дети раннего возраста в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез) и др.

Пособие "Приобщение детей к художественной литературе" продолжает серию изданий данного учебно-методического комплекта. Книга включает программу и методические рекомендации по приобщению детей 2–7 лет к художественной литературе.

Программа

В "Программе воспитания и обучения в детском саду" художественная литература рассматривается как самоценный вид искусства. Литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя оказывает огромное влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

Программные произведения отбирались особенно тщательно, с учетом их художественных достоинств, доступности содержания детям определенного возраста. Мы стремились представить как классические произведения, известные не одному поколению читателей, так и произведения современных отечественных и зарубежных авторов.

Воспитание читателя – процесс длительный и трудоемкий, поэтому перечни художественных произведений и задачи приобщения детей к художественной литературе для каждого дошкольного возраста свои.

Детям любого возраста по возможности следует читать каждый день (новые и уже знакомые произведения). Программные задачи необходимо решать и на занятиях, и вне их.

Программа предоставляет воспитателю право вносить определенные изменения в списки рекомендованной литературы с учетом регионального компонента содержания дошкольного образования и особенностей режима работы дошкольного образовательного учреждения.

Первая младшая группа
(от двух до трех лет)

Неоднократно читать художественные произведения, предусмотренные программой для детей второй группы раннего возраста .

Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: "Кто (что) это?", "Что делает?". Пересказывать детям содержание несложных сюжетных картинок. Предлагать воспроизводить действия (движения) персонажа ("Покажи, как клюют зернышки цыплята, как девочка ест суп").

Обращать внимание детей на ребенка, рассматривающего книжку по собственной инициативе, одобрять его деятельность.

Для чтения детям

Сентябрь – октябрь – ноябрь

Русский фольклор

Повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных детям второго года жизни.

Песенки, потешки. "Наши уточки с утра…"; "Пошел котик на Торжок…"; "Заяц Егорка…".

Сказки. "Козлятки и волк", обр. К. Ушинского

Фольклор народов мира "Три веселых братца", пер. с нем. Л. Яхнина; "Бу-бу, я рогатый", лит., обр. Ю. Григорьева.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. "Мишка", "Грузовик" (из цикла "Игрушки"), "Кто как кричит"; В. Берестов. "Большая кукла"; Г. Лагздынь. "Петушок"; С. Маршак. "Сказка о глупом мышонке"; Э. Мошковская. "Приказ" (в сокр.); Н. Пикулева. "Лисий хвостик"; К. Чуковский. "Федотка".

Проза. Л. Толстой. "Спала кошка на крыше…", "Был у Пети и Миши конь…".

Произведения поэтов и писателей разных стран С. Капутикян. "Все спят", пер. с арм. Т. Спендиаровой.

Декабрь – январь – февраль

Русский фольклор

Песенки, потешки. "Наша Маша маленька…"; "Чики, чики, кички…", "Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу".

Сказки. "Теремок", обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира "Котауси и Мауси"; англ., обр. К. Чуковского; "Ой ты заюшка-по-стрел…"; пер. с молд. И. Токмаковой.

Нельсон Кристина Эрвиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МГОУ детский сад№5 "Золотой ключик"
Населённый пункт: г. Люберцы
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"
Дата публикации: 20.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Тема моего опыта работы: "Приобщение детей к художественной литературе"

Всем известно, что действенным средством умственного, нравственного и

эстетического воспитания ребёнка в детском саду служит художественная литература.

Чтение художественных произведений играет важную роль в процессе всестороннего

детей и их родителей к книге в условиях детского сада

Актуальность приобщения дошкольников к миру художественной литературы

определяется тем, что у детей снижается интерес к чтению. Уже в дошкольном возрасте

дети предпочитают книге просмотр телевизора или компьютерные игры, а также

всевозможные гаджеты: планшеты, телефоны и т.д. Как результат, уже младшие

проблемой, поэтому для меня она особо актуальна.

Целью моей работы стало формирование интереса к чтению и потребности ребенка

в художественной литературой.

И чтобы достичь этой цели, я выделила для себя главные задачи в данном

направлении:

1.Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям

художественной литературы.

2. Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров,

выражать эмоции.

3. Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах

деятельности (игровой, продуктивной, в общении).

4. Дать информацию родителям о важности чтения художественных книг в

развитии ребенка.

Для своей работы я использую следующую методическую литературу:

1. В.В.Гербова “Приобщение детей к художественной литературе”

2.З.А. Гриценко “Пришли мне чтение доброго”

3. Л.М.Гуревич “Ребенок и книга”

4. О.С.Ушакова “Знакомим дошкольников с художественной литературой”

родителей”

6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Свою работу я вела в двух направлениях: в детском саду, это работа с детьми и с

педагогами; и работа с семьей.

Приобщая детей к художественной литературе, я использую разнообразные методы,

приемы и средства такие как: чтение произведений, обсуждение с детьми содержания

прочитанного, пересказ произведения, заучивание наизусть стихотворения, потешек, игры-

драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, элементы инсценировки.

Более эффективным, на мой взгляд, является практический метод, а именно

театрализованная деятельность по прочитанному, т. к. она способствует пониманию и

усвоению детьми смысла художественного произведения, позволяет раскрыть их

актерские таланты, заставляет сопереживать своим героям и просто помогает детям

находить общий язык друг с другом.

Помимо этого, с целью ознакомления детей с художественной литературой и

формирования любви и интереса к книге я использую следующие формы работы:

Оформление книжного уголка в группе;

– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.

Занятия по ознакомлению с биографиями писателей.

Создание «Книжкиной больницы» в группах, что помогло привить детям бережное

отношение к книге.

Выставки детского творчества по мотивам прочитанных произведений.

– экскурсии в библиотеку

В целях повышения своей квалификации я проводила различные консультации, семниры-

практикумы, мастер классы для педагогов для

повышения

профессионального

педагогов,

активизирования

применения

художественной

литературы

развития

коммуникативных

качествв

педагогов, умение работать в коллективе; раскрытия творческого потенциала каждого

педагога. Итогом нашей совместной работы был поставлен спектакль для детей.

Свою работу с детьми я веду регулярно и систематически. Но она не была бы такой

полной и эффективной без привлечения родителей, потому что решающую роль в

развитии ребенка на любом возрастном этапе играет семья.

Работу с родителями по приобщению детей к художественной литературе я начала на

первом же родительском собрании с анкетирования. Родителям было предложено ответить

на несколько вопросов, с целью определить роль родителей в развитии интереса к

семейному чтению с детьми и выявить проявляют ли интерес сами родители к

художественной литературе.

По результатам анкетирования мною был сделан вывод -

важно привлечь внимание родителей к семейному чтению.Для этого было необходимо

расширить работу с родителями по данной теме. И мною был разработан и реализован

проект "Читающая семья".

Цель проекта – помочь родителям осознать ценность семейного чтения как эффективного

средства образования и воспитания дошкольников, возродить традиции семейного чтения.

На начальном этапе проекта я составила памятки для родителей о важности ежедневного

домашнего чтения, о правильном подборе литературы для детей, о воспитании бережного

отношения к книге и многие другие.

Для реализации проекта в группе был создан уголок “Читающая семья”. В этом уголке два

художественного произведения, не входящие в программу детского сада. Далее родителям

предлагалось ответить на ряд вопросов по прочитанному произведению, которые я

готовила заранее. На вопросы родители отвечали вместе с детьми и свои ответы они

опускали в специальный почтовый ящик. И в конце каждого месяца подводился итог –

какая семья была самой активной и правильно ответила на все вопросы. А в конце года я

подвела общий итог, и самая читающая семья была награждена почетной грамотой.

На завершающем этапе реализации проекта я предложила родителям с детьми побыть не

только читателями, но и издателями. Для этого необходимо было выбрать наиболее

понравившееся произведение из прочитанного и сделать по мотивам этого произведения

семейную книгу своими руками. Многие семьи проявили невероятные творческие

способности. Теперь наш уголок в группе пополнился книгами совместного творчества

ребенка и родителя.

По завершению проекта я провела повторное анкетирования родителей, задавая им те же

вопросы, что и в начале года, и увидела положительную динамику. Родители стали чаще

них большую значимость, появились традиции семейного чтения.

Подводя итоги работы над приобщением детей к художественной литературе, я сделала

вывод: моя целенаправленная, систематическая работа дала высокие результаты. У детей

повысился интерес к книге, обогатились знания о произведениях художественной

литературы, дети стали более активными на занятиях, расширился их словарный запас,

речь детей стала более грамотной, насыщенной, сформировалась монологическая речь,

обогатилось их воображение, фантазия. Дети стали проявлять больше сочувствия к

героям, стали переживать вместе с ними их невзгоды, приключения, победы. У многих

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Становление детской художественной литературы как дошкольной дисциплины

2. Возрастная периодизация детей дошкольного возраста и психофизиологические особенности их приобщения к художественной литературе

3. Методы и формы приобщения дошкольников к художественной литературе

Заключение

Литература

Введение

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. В.Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон» Белинский В.Г. Избранные педагогические произведения. Изд-во АПН РСФСР, 1948. . На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Ф.А. Сохин, А.А. Леонтьев и др.).

О.С. Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет жизни.

Целью данной работы является рассмотрение особенности приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе.

Поставленная цель привела к решению следующих задач:

1. Изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по данной теме.

2. Рассмотреть историю становления детской художественной литературы как дошкольной дисциплины.

3. Выявить основные методы и формы приобщения дошкольников к художественной литературе.

Объектом исследования является приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе.

Предметом исследования являются особенности приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе.

1. Становление детской художественной литературы как дошкольной дисциплины

Детская литература - это комплекс произведений, созданных специально для детей с учетом психофизиологических особенностей их развития .

Взрослый человек воспринимает детскую литературу по-разному: один уважительно относится к ее истории, наслаждается богатством ее художественных достижений; другой видит в ней забаву для маленьких, недостаточной для глубокого внимания; третий вообще не имеет представления о том, что такая литература существует.

Становление детской литературы связано с появлением книг учебного назначения. Их авторы рассматривали художественное слово, помещенное рядом с обучающим материалом, как стимул к учению и усвоению житейских правил (А. Т. Болотов, И. И. Дмитриев, M. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина, M. H. Mуравьёва, M. M. Херасков).

Детская литература, история возникновения которой исчисляется с конца XV в., давно утвердилась вправе быть самоценным видом словесного художественного творчества, играющим приоритетную роль в развитии и воспитании ребенка.

Детская литература XV - XVII вв. развивалась в ответ на общественно-государственные запросы, была средоточием современных научных представлений, педагогических идей и художественных тенденций. Нередко именно в детских книгах появлялись принципиальные новшества: первые стихи, первые специфические приемы диалога автора с маленьким читателем, первый рисунок светского содержания. Детям предназначалась и первая светская печатная книга - азбука Ивана Федорова.

По результатам научных исследований того периода можно сделать вывод о том, что первая методическая статья была написана московских вольнодумцев Федором Курицыным на рубеже XV - XVI вв. и посвящалась она грамматике. В ней Ф. Курицын рассуждал не о том, как учить, а о том, зачем нужно учить детей .

Первым, кто занялся вопросами методики работы с детской книгой, был переводчик латинской грамматики для русских детей Дмитрий Герасимов. В предисловии к книге, которая называлась «Донатус» (по имени автора, древнеримского лингвиста XV в. Элия Доната), он обозначил те необходимые сведения, которые должен иметь ребенок, чтобы получить представление о книге и развивать желание читать и изучать ее. В первую очередь это сведения об авторе, что для тех времен было новаторством. Древнерусская литература анонимна: автор или не называл себя, или скрывался за именем кого-то из великих, приписывая свои произведения.

В «Азбуке» И. Федорова содержится первое обращение к родителям, что свидетельствует о понимании автором двусторонности педагогического процесса и необходимости единения учителя, ученика и родителей в деле обучения и воспитания детей, в приобретении филологических знаний, в искоренении невежества.

Связь филологического текста и методики работы с ним объясняется тем, что детская литература еще не являлась самостоятельным видом искусства. Но именно эта связь повлияет на своеобразие детской литературы, которая по природе своей будет призвана решать не только эстетические, но и педагогические задачи.

Создатели детских книг осознанно выступали в роли просветителей: писали статьи о воспитании, о значении детской литературы и детского чтения.

В XVII в. вопросами детского чтения занимались писатели, педагоги, государственные деятели, люди разных профессий и взглядов на воспитание и обучение. Сподвижник Петра I, Феофан Прокопович написал для детей «Краткую русскую историю» и «Первое учение отрокам» - еще один свод назиданий и правил для детей.

Середина XVII века скудна на детские книги. Некоторый подъем наметился только в последней трети века, в пору правления Екатерины Второй. Просвещенная императрица хорошо разбиралась в европейской философии и литературе своего времени, сама написала около пяти тысяч разнообразных сочинений, в том числе педагогические статьи и детские сказки. Екатерина Вторая немало сделала для становления новой системы учебных заведений в России, поощряла искусства и литературу.

Огромную роль в демократизации детской литературы сыграли такие выдающиеся деятели екатерининской эпохи, как Н.И Новиков, Н.Г.Курганов, А.Т. Болотов, Н.М. Карамзин. Они настойчиво прививали своим юным читателям мысль о добродетелях, не зависящих от сословной принадлежности человека, всемерно расширяли представления детей об окружающем мире.

В последней трети XVII в. активизируется изучение вопросов детского чтения. Педагог и общественный деятель И.И Бецкой, работая над различными трактатами, регламентирующими деятельность учебно-воспитательных учреждений, конкретизирует методы и приемы работы с детьми согласно возрасту, дает отдельные советы по формированию круга чтения и эстетического развития молодого поколения. Он не рекомендует использовать в общении с детьми от пяти лет «привидения от страшилищ», так как они «помрачают» ум детей ложными понятиями и рождают страх .

Также педагог рекомендовал не заставлять детей много учить наизусть, особенно то, что они не понимают. И.И. Бецкой считал, что детей от пяти лет можно учить читать, но только для того, «чтоб зрением привыкали к познанию литер», настоящее же чтение начинается в отрочестве .

Н.И. Новиков, много сделавший для развития детской литературы и детского чтения, считал, что детей нужно учить рассуждать над текстом и прилагать «все читаемое или слышимое ими к ним самим и к особенным обстоятельствам, в которых они обретаются или впредь обретаться могут». Таким образом, дети будут учиться извлекать опыт из прочитанного, думать над ним.

Одним из первых в отечественной методике детского чтения Н.И. Новиков занялся вопросами формирования круга детского чтения, как теоретическими, так и практическими. Он считал, что дети должны читать не только учебную литературу. Желая расширить круг детского чтения и вывести его за пределы школьной литературы, Н. Новиков издает журнал «Детское чтение для сердца и разума». Журнал был адресован детям от 6 до 12 лет. Цель и назначение журнала Н.И. Новиков видел в том, чтобы способствовать воспитанию добрых граждан, помочь развитию тех чувств, без которых человек в жизни благополучен и доволен быть не может. В соответствии с этой программой в произведениях русской и переводной литературы, помещавшихся на страницах журнала, внушались благородные идеалы: человек ценился только в силу его личных достоинств, всякое насилие подвергалось осуждению («Дамон и Пифиас», «Великодушие в низком состоянии», «Переписка отца с сыном о деревенской жизни», «О подражании родителям» и др.).

Важнейшим достижением детской литературы первой половины XIX века нужно считать обретение своего языка, рожденного живой стихией разговорной речи, облагороженного высочайшим вкусом поэтов, прежде всего гениального Пушкина. И сегодня язык пушкинских сказок остается эталоном для детских писателей.

Развитие детской литературы шло в русле «большой» литературы и педагогики. Ориентирами для культуры были идеалы просвещенного гуманизма, демократизма и патриотизма.

Огромным достижением можно считать появление теории и критики детской литературы - в статьях ведущего критика первой половины XIX века В. Белинского. Им было доказано, что детская литература есть высокое искусство, к которому приложимы строгие критерии народности, гуманизма, образности, что детская книга должна служить не только предметом развлечения или обучения, но важным средством духовного развития ребенка. Он провозгласил лозунг литературы для маленьких читателей - «Минуя разум, через сердце» . Указал признаки, по которым узнается псевдо литература, и описал вред, наносимый ею ребенку. Им были заложены основы детского чтения как относительно самостоятельной области педагогического знания, получившей дальнейшее развитие во второй половине XIX в..

К середине XIX в. трудами В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова стала складываться методика приобщения ребенка к книге, особая Российская школа чтения, основными положениями которой был учет возрастных особенностей читателя, внимание к восприятию произведения ребенком, посильный детям анализ художественного текста, тщательный отбор книг для детского чтения.

Детская литература для дошкольников стала активно выделяться только к концу XIX века. Специфика этой литературы была обоснована в статье Л.Н. Толстого «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» . Л. Толстой считал, что детям должен быть предложен «самый большой и разнообразный выбор серьезных тем». Последующее развитие литературы подтвердило это положение с одним уточнением: детская литература отдает предпочтение темам, взятым из жизни своего читателя. Например, тема детской игры и игрушки, тема детства, тема природы и изображения животного мира, тема внутрисемейных отношений и отношений внутри детского коллектива.

В 1940 - 1950-е гг. закрепилась и в дальнейшем продолжала бытовать традиция социального и нравственного анализа произведений детской литературы и отбора их для детского чтения. Эстетическая ценность текстов значения не имела.

В 1920 - 1930-е гг. наметилась, а в 1950 - 1960-е гг. утвердилась тенденция развития методики приобщения детей к чтению вне зарубежного опыта в этой области.

К середине 1970-х гг. был накоплен большой опыт по изучению восприятия литературы дошкольниками различных возрастных групп, что дало возможность Л.М. Гурович поставить вопрос о теоретических основах методики ознакомления дошкольников с художественной литературой .

Таким образом, мы видим, что детская художественная литература как образовательная область еще совершенно молодая.

2. Возрастная периодизация детей дошкольного возраста и психофизиологические особенности их приобщения к художественной литературе

Особенности приобщения ребенк дошкольного возраста к художественной литературе как одному из видов искусства зависит, на наш взгляд, от сформированности у него психических процессов, в частности воображения.

Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные с возрастом, со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других - отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга).

Особенности творческого воображения детей дошкольного возраста связаны с тем, что в дошкольном возрасте продолжается совершенствование детского организма: темпы роста детей от 3 до 5лет несколько замедляются по сравнению с предыдущим возрастным периодом, но в возрасте от 5 до 8 лет снова повышаются. Одновременно со общим ростом и увеличением массы тела идут процессы анатомических изменений и функционального развития всех основных тканей и органов ребенка. Происходит постепенное окостенение скелета, возрастает масса мышц, повышается работоспособность детского организма. Но наряду с этим отмечается быстрая утомляемость и истощаемость нервных клеток. К 6-7 годам ребенок успешно овладевает сложными видами движения..

У ребенка дошкольного возраста продолжает совершенствоваться функциональная активность коры мозга. Высокая чувствительность нервной системы обуславливают яркость, остроту восприятия, детскую впечатлительность, поэтому в воспитании и обучении дошкольников такое важное значение приобретает отбор впечатлений и знаний (это преимущественно элементарные знания об окружающей жизни).

В дошкольном возрасте при целенаправленном воспитании развиваются способы зрительного, слухового, осязательного восприятия, нагляднодейственного и образного мышления, волевых, эмоциональных и мотивационных процессов.

Овладевая познавательными процессами, дети становятся способными к элементарному анализу и синтезу, классификации, начинают высказывать суждения об окружающих их предметах и явлениях. В целом дошкольный возраст характеризуется пытливостью, любознательностью. Но если естественная любознательность ребенка не удовлетворяется, он становится пассивным.

Для дошкольного возраста характерны свежесть и острота воображения, проявляющихся в разных видах деятельности. Под воздействием взрослых деятельность дошкольника становится произвольной и управляемой, что очень важно для воспитания внимательности во время обучающих занятий, труда.

Становление личности дошкольника выражается в формировании его характера. Большое значение имеет развитие сознания, появление разнообразных мотивов деятельности, поведения. Дошкольник уже может подчинить личные мотивы поведения общественным, давать оценку своего поведения и поведения других детей, основываясь на требованиях воспитателей, родителей.

В игровой ситуации, при обучении на занятиях у дошкольника образуются волевые качества характера. Формирование нравственного сознания характеризуется появлением чувства долга, справедливости, достоинства и других социальных чувств. Дошкольник начинает понимать значение предъявляемых к нему требований. Переживания при совершении хороших и дурных поступков вызываются уже не только отношением взрослого, но и собственным суждением, нравственным отношением к ним. У детей проявляются более глубоко чувства смущения, стыда и, наоборот, радости и удовлетворения от сознания выполненных общественных требований.

У дошкольника имеются возрастные предпосылки для развития способностей. Это дает основание изменять и усложнять содержание обучения, варьировать соотношение игровых, словесных, наглядных и практических методов воспитания и обучения, использовать все возможности, которые имеются в дошкольном детстве, для всестороннего воспитания ребенка .

Каждый ребенок - индивидуальность. Для развития личности путем воспитания и обучения важно знать не только социально-типические возрастные черты, но и индивидуальные психологические особенности, качества и свойства ребенка. Основой индивидуальных свойств личности является тип нервной системы, от которого зависит сила основных нервных процессов, их подвижность, уравновешенность. Определенный сплав свойств порождает индивидуальный стиль деятельности, поведения. Основой индивидуальных склонностей к некоторым видам деятельности служат анатомо-физиологические особенности анализаторных систем. Так, природные задатки являются условиями развития способностей. Развитие же задатков целиком зависит от условий жизни и воспитания. Своеобразие каждого ребенка выражается в уровне и объеме анатомо-физиологических задатков и способностей. Это вызывает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании и обучении детей.

Наряду с природными анатомо-физиологическими индивидуальными свойствами у каждого человека складывается неповторимая по своему своеобразию жизнедеятельность. Воспитание и социальная среда формируют индивидуальный склад личности, который проявляется в направленности способностей, потребностей, целей, чувств, воли и характера. Учет этих особенностей в воспитании и обучении требует индивидуального подхода к детям. Каждый ребенок обладает индивидуальными особенностями как физического, так и личностного развития, и необходимо учитывать эти особенности в процессе воспитания и обучения ребенка.

Таким образом, у ребенка дошкольного возраста продолжает совершенствоваться функциональная активность коры мозга, развиваются способности зрительного, слухового, осязательного восприятия, наглядно-действенного и образного мышления, волевых, эмоциональных и мотивационных процессов.

Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом - книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им. Наиболее активно они воспринимают малые жанры фольклора (потешки, прибаутки), песни игрового характера, сказки, стихи. Знакомство детей со стихотворными текстами целесообразно проводить на занятиях в детском саду и дома, а также во время прогулки, одевания, умывания, кормления. При этом дети вместе с взрослым разыгрывают сюжеты стихотворных произведений, прислушиваются к звукоподражаниям, созвучиям, рифмам.

Читательские интересы дошкольников постарше более разнообразны: им нравятся книги о животных, природных явлениях, детях, описания игровых и бытовых ситуаций. Главная ценность данного возраста - высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки, поэтому мы и говорим о возможности и необходимости формирования литературного вкуса с раннего дошкольного возраста. Особенно актуально это для нашей действительности, когда прилавки магазинов и киосков завалены яркими, броско иллюстрированными книжками для дошкольников. Но содержательная их сторона, к сожалению, часто примитивна и не только не прививает вкус, а наоборот, обедняет духовный мир ребенка, не развивает эмоционально-окрашенную, образную речь.

О специфике детской литературы после Л. Толстого говорили не раз, и к сегодняшнему дню определился целый ряд особенностей, таких, как единство литературных и педагогических принципов. Писатель выступает посредником между читателем и обществом. А. Гайдар писал: «Нужно объяснить ребятам, как сделать винт или как устроен танк. Но этого мало. Писатель должен объяснить ребятам слова «честь», «знамя», «смелость», «правда». Пожалуй, тут и заключена главная трудность, стоящая перед детским писателем: о вещах отвлеченных, «недетских» рассказать конкретно, «по-детски» .

Кроме того, писатели и исследователи указывали на специфику текста детского произведения, где, по словам Рогачева, «идет постоянный взаимообмен эстетики и дидактики». Достаточно часто детский текст имеет игровой характер. Писатель играет словами, мыслями, звуками. Он старается сказать так, как сказал бы ребенок, угадать течение его мысли, выразить его представление о мире. А.К. Покровская заметила, что в книгах для маленьких детей существуют свои художественные средства изображения действительности. Среди таких приемов следует назвать анимизм и антропоморфизм, и алогизм действительного. Авторы, пишущие для маленьких, не только широко используют детскую речь как художественный прием, но и выстраивают сюжет, сообразуясь с особенностями детского мышления и языка (короткие жанровые формы, звукоподражание) Текст детской книги для дошкольников невозможно представить без иллюстраций.

Помимо всего вышесказанного, детская литература отличается особым типом героя. Ему свойственно только то, что свойственно читателю. Они доступны восприятию маленького слушателя, близки ему по духу, выражают его потребности и возможности. Первый тип - герой маленький, равный по возрасту и по росту читателю, но «удалой», сильный, спешащий на помощь. Второй - герой, терпящий бедствие, нуждающийся в помощи, защите, совете. Третий тип - герой, не существующий в реальной действительности, не имеющий аналогов. Четвертый тип - герой почемучка.

Определим возрастные особенности дошкольника как читателя. Первой является наивность восприятия прочитанного. Дошкольники отождествляют литературу с действительностью (поэтому испытывают страх при чтении страшных рассказов).

Второй возрастной особенностью является эмоциональность восприятия прочитанного. Воспринимая сказку, ребенок бурно выражает свои эмоции: плачет, смеется, сочувствует, возмущается и т.д. С одной стороны, это хорошо: он является заинтересованным, сопереживающим читателем. Но, с другой стороны, сильные эмоции не позволяют трезво, критически оценить прочитанное. Поэтому одновременно с эмоциональностью нужно воспитывать и рациональность восприятия.

Еще одна особенность дошкольника-читателя - стремление подражать. Он читает преимущественно те книги, которые нравятся сверстникам, воспитателю, ориентируется на их мнение. Поэтому у детей нужно развивать самостоятельность восприятия .

Описанные возрастные особенности позволяют выделить негативные стереотипы дошкольника-читателя, которые надо преодолевать, и позитивные, которые надо формировать. Можно назвать четыре группы таких стереотипов.

Первая - стереотипы отношения к процессу чтения. Среди них имеют место негативные: отношение к чтению исключительно как к развлечению, отдыху, получению удовольствия или, наоборот, обязанности. В противовес им нужно формировать позитивные стереотипы: отношение к чтению, как к серьезному занятию, требующему работы мысли, как к полезному занятию, обогащающему духовный мир человека, позволяющему удовлетворить познавательные интересы.

Вторая группа -- стереотипы читательских интересов и предпочтений. Здесь также имеют место: стереотип ограниченного читателя, когда ребенок слушает только сказки и не любит стихи и т.д.; читателя всеядного, который читает без разбору все книги, включая и взрослые; читателя конформиста, читающего только те книги, которые читают сверстники. Преодолевая эти стереотипы, мы формируем позитивный стереотип разборчивого читателя - он не читает все книги подряд, а выбирает те из них, которые полезны.

Третья группа - стереотипы восприятия прочитанного. Среди них для дошкольников характерен негативный стереотип «наивного реалиста»: ребенок воспринимает прочитанное как реальность, идентифицирует себя с героем книги. Чем плох такой стереотип? Во-первых, он не позволяет осуществить анализ прочитанного. (В школе от ребенка будут требовать, чтобы он определил замысел писателя и средства его достижения, а ребенок не будет к этому готов.) Во-вторых, стереотип наивного реалиста не позволяет критически оценить прочитанное. Он требует коррекции, направленной на формирование позитивных стереотипов читателя-собеседника (ведущего диалог с писателем, автором телевизионной программы), читателя-критика, вдумчивого, заинтересованного, обогащающего замысел автора собственными находками. Надо учить дошкольников не перевоплощаться, а примерять прочитанное на себя, сравнивать.

И, наконец, четвертая группа - стереотипы оценки прочитанного. Зачастую дошкольники либо вообще не оценивают прочитанное, либо оценивают некритически, полагаясь только на эмоции или мнение взрослых и сверстников. Поэтому необходимо воспитывать дошкольников как критически мыслящих, творческих читателей .

3. Методы и формы приобщения дошкольников к художественной литературе

дошкольник приобщение художественный литература

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения.

В круг детского чтения входят:

Произведения устного творчества русского народа и народов мира;

Классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

Современная литература (русская и зарубежная).

1 младшая группа (2 - 3 года). Программа «Детство»

Задачи: - вызывать интерес к иллюстрациям и желание рассматривать книгу вместе с воспитателем и самостоятельно; - знакомство с народными песенками и потешками; - знакомство с небольшими и понятными детям авторскими стихотворениями.

Основные формы работы с детьми: - показ иллюстраций, - демонстрация картинок (предметные, сюжетные) используя фланелеграф; - перед чтением потешки проводится дидактическая игра, связанная с ней по содержанию; - в ряде случаев воспитатель сопровождает чтение показом действий, описанных в потешке.

Средства, методы и приемы использования художественной литературы в работе с детьми младшего дошкольного возраста:

1. Поэтические произведения (народные песенки, потешки, стихотворения, песенки). Во многих жизненных ситуациях то или иное произведение оказывается к месту. С помощью поэтического текста дети зовут солнышко - ведрышко, если оно внезапно спряталось и вовсе сегодня не показывалось. За завтраком (полдником) напоминать малышам потешку «Травка Муравка». По дороге на прогулку под текст соответствующей потешки дети показывают, как шагают большие ноги (т-о-п, т-о-п) и бегут маленькие ножки (топ, топ, топ). Помогая ребенку надеть варежки, читать стихотворение «Мой пальчик» Н. Саконской, поощряя попытки проговаривать слова. Некоторые стихи можно прочитать детям перед сном «Баю - бай, баю - бай» (русская народная песенка).

Если ребенок забрался на колени, самое время «прокатить» его на лошадке («Еду - еду к бабе, к деду…», русская народная песенка).

Потешки отличаются богатством форм и размеров. Содержание одних не нуждается в пояснении, для правильного восприятия других требуется показ соответствующих предметов, действий, разъяснений. Ознакомление с последними требует предварительной работы. Так, перед чтением потешки «Ай, качи-качи…» вместе с детьми разглядывать и сравнивать калачи и баранки (натуральные), рассматривать картинку на которой изображена печь. Перед чтением потешки «Наши уточки с утра…» можно организовать подвижную игру «Не будите индюка».

После первого чтения повторить потешку еще 3-4 раза. При этом возможны следующие варианты:

Использовать теже приемы и тот же наглядный материал, что и при первом чтении;

Читая потешку, не прибегать к наглядности;

Можно использовать новый наглядный материал или видоизменять прежний, варьировать игровые ситуации. Например, к детям «приходит» еще один игрушечный кот с просьбой прочесть стихотворение «Пошел котик на торжок…» и про него.

Каждое программное поэтическое произведение читается детям в течение всего года.

2. Сказки в стихах. При каждом удобном случае просить детей воспроизвести действие персонажа. Дети, например, показывают, как в упомянутой сказке С. Маршака котенок «в углу за сундуком моет лапу языком»; как вприпрыжку бежит за покатившимся карандашом; пытается достать карандаш, закатившийся под шкаф.

3. Сказки. Маленьким детям рассказывать русские народные сказки в наиболее доступной для них обработке. Для полноценного восприятия текста очень важны рисунки и беседа с детьми по их содержанию. Рассматривая рисунок, на котором рядом с крохотным зайчишкой стоит огромный бык, обещавший выгнать из домика лису и позорно отступивший, дети понимают, что силен не тот, кто собой велик, а тот, кто храбр.

Первое знакомство со сказкой - это рассказывание ее всем желающим. Рассказывать сказку повторно в этот день не следует. Рассказать детям эту же сказку через 2 - 3 дня. Дети уже знают содержание сказки, охотно договаривают отдельные сова и фразы. Теперь можно показать им спектакль, используя фигурки настольного театра.

К концу года вместе с музыкальным руководителем и родителями можно поставить несложный спектакль.

4. Рассматривание иллюстрированных книг. С помощью картинок общаться с ребенком, рассказывать и показывать, просить малыша найти на картинке кого-то и восхитится его наблюдательностью.

2 младшая группа (3 - 4 года).

Задачи: - вызывать интерес к иллюстрациям и желание рассматривать книгу вместе с воспитателем и самостоятельно; - знакомство с народными песенками и потешками; - знакомство с небольшими и понятными детям авторскими стихотворениями; - ежедневное чтение народных песенок, потешек, народных и авторских сказок, стихов, рассказов русских и зарубежных авторов.

Основные направления работы с детьми. Начиная учебный год, надо повторять с детьми то, с чем знакомили ранее. При каждом удобном случае читать малышам народные песенки и потешки, стихи; рассказывать народные сказки.

Формы организации усложняются:

1. Чтение по ролям. Несколько раз детям читается произведение, одобряется их попытка читать вместе с воспитателем. Как только дети запомнят текст, организуется чтение по ролям.

2. Подвижные и хороводные игры. Народные песенки настраивают слушателей на определенные действия, призывают кому-то помочь, кого-то спасти, от кого-то убежать, кого-то поймать и т.п.

3. Чтение стихов. - Стихотворения для детей, небольшие по объему и понятные им по содержанию, часто адресованы какому-то конкретному ребенку, о чем свидетельствует его имя в тексте. Заменив это имя на одного из присутствующих - и ребенок получает весьма необычный и приятный для него подарок.

Если в песенке имя не упоминается, но воспитатель читает ее и при этом посматривает на кого-то из малышей и лукаво улыбается, ребенок бывает польщен таким вниманием. Другие дети, наблюдая за воспитателем и прислушиваясь к песенке, понимают, почему песенка адресована именно этому ребенку, и начинают подражать его действиям. На другой день опять собирается группа детей и читается им то же стихотворение.

Если ребенок запомнил стихотворение воспитатель предлагает ему «подарить» стихотворение присутствующим сверстникам.

Запоминая новые стихотворения, песенки, дети постепенно забывают старые. Поэтому время от времени в подходящих случаях воспитатель должен напоминать старые стихи.

4. Небылицы. Познакомив детей с небылицей, следует снова прочитать ее через 2-3 дня, потом через неделю и далее читать в течение года при каждом подходящем случае.

5. Народные сказки. Сказки детям не рассказываются, а читаются, поскольку они достаточно велики по объему и содержат сложные для запоминания рифмованные строки и звукоподражания. Чтобы дети узнали и полюбили сказки, их надо читать неоднократно. Дети любят слушать одно и то-же, поэтому не стоит спешить со сменой репертуара. Нужно читать сказку 3-4 дня, затем сделать перерыв и повторить сказку через неделю или две, через месяц, через два месяца.

Средняя группа (4 - 5 лет)

Задачи: - Упражнять детей в пересказе литературных произведений (целиком, по частям, с использованием элементов драматизации); - Продолжать формировать интерес к книгам, их рассматриванию; - Знакомить с произведениями разных жанров; - Заучивать стихотворения и выразительно их читать; - Расширять и закреплять в реальной жизни нормы речевого этикета на основе усвоения детьми этических норм и правил.

Основные направления: ежедневно читать. В перечень программных литературных произведений включаются стихи, рассказы и авторские сказки, герои которых по своим человеческим проявлениям близки и понятны ребенку, учат его быть добрым, сильным, справедливым и великодушным.

1. Юмористические произведения. Эти произведения лучше всякого нравоучения излечивают от лени, упрямства, капризов, эгоизма.

2. Продолжать работу по ознакомлению детей с новыми произведениями малых форм фольклора: народными песенками, считалками, загадками, скороговорками. Эти произведения считаются воплощением человечности, юмора, выразительности языка; в них встречаются идеальные сочетания труднопроизносимых звуков, продуманные по звучанию сочетания слов. Важно, чтобы дети не просто знали, помнили считалки, но и самостоятельно пользовались ими в игре.

4. Сказки (русские народные сказки, сказки народов мира, литературные сказки): - Детей знакомить с новыми сказками; - Рассказывать уже знакомые им произведения; - Устраивать драматизации небольших отрывков из сказок, поощряя попытки детей играть роли, а не просто проговаривать слова; - Сочинять концовки к сказкам, в частности к произведениям Дж. Родари. («Сказки, у которых три конца»); - Приветствуются попытки детей сочинять сказки, бережно относиться к их творчеству, не отказывать в помощи.

5. Обращаеть внимание детей на образную сторону художественного произведения. Возраст 4-5 лет - пора особого отношения к красоте, в частности к красоте языка. Важно объяснять детям, что об одном и том же можно рассказать по-разному.

6. Стихи. Дети в этом возрасте начинают слышать красоту поэтической речи. Детям этого возраста надо помогать учить стихи наизусть. Предлагая стихотворения для заучивания надо предоставлять ребенку право выбора. Чтобы стихотворения запомнились, ребенку надо неоднократно его услышать и проговорить. Проговаривать стихи, чтобы запомнить, - этот мотив для ребенка не убедителен, надо организовать игру. Предложить детям передать содержание стихотворения выразительными жестами. Многие поэтические произведения хорошо читать по ролям, особенно те, которые знакомят детей с правилами хорошего тона.

Старшая группа (5 - 6 лет).

Задачи: 1.Соверщенствовать эстетическое восприятие художественных произведений. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения). 2. Помогать ребенку почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививая чуткость к поэтическому слову. 3. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях произведений. 4. Воспитывать у ребенка потребность рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания. Показать детям основные различия между сказкой, рассказом, стихотворением.

Основные направления работы с детьми: Ежедневно читать детям знакомые и новые произведения художественной литературы, заучивать стихотворения; создавать условия для рассматривания книг с иллюстрациями лучших художников.

Формы организации образовательной деятельности: - ежедневное чтение старшим дошкольникам сказок, рассказов, стихов, самостоятельное рассматривание детьми книг; - свободное общение с детьми на основе художественной литературы (проводится раз в неделю во вторую половину дня).

Здесь есть возможность предложить детям тот вид деятельности, который в настоящий момент их особенно привлекает: рассматривание книг, драматизация, кукольный спектакль, чтение произведений в лицах, совместное чтение с детьми достаточно большого по объему стихотворения или сказки в стихах, рассказывание стихов жестами.

Подготовительная группа (с 6 до 7 лет).

Задачи: 1. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. 2. Совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений: формировать способность проявлять бескорыстную радость, душевное волнение при встрече с добрым и красивым миром; испытывать сострадание и сочувствие к героям книг, мысленно ощущая себя рядом с ними или отожествляя себя с полюбившимся персонажем. 3. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения), помогая ребенку почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививая чуткость к поэтическому слову. 4. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях и спектаклях (эмоциональность исполнения и естественность поведения, умение интонацией, жестом и мимикой передавать свое отношение к содержанию произведения и ситуациям, в нем описанным). 5. Воспитывать у ребенка потребность рассматривать книгу и иллюстрации. Помогать детям видеть основные различия между сказкой, рассказом, стихотворением.

Основные направления работы с детьми: 1. Ежедневно читать детям художественную литературу и разговаривать о прочитанном.

2. Не забывать о необходимости повторного чтения произведений. Однажды услышанная сказка (рассказ), даже если она оставила след в душе ребенка, быстро затеряется в потоке иной, не менее интересной дошкольнику информации.

3. Проводить специальные занятия по ознакомлению детей с художественной литературой. Цель таких занятий - обогащать и уточнять представления детей о книгах, их авторах, жанрах произведений, о выразительности, образности и красоте литературного языка; помогать ребенку ориентироваться в мире художественных произведений; выявлять симпатии и предпочтения детей.

4. Раз в неделю во вторую половину дня следует посвящать художественной литературе с целью удовлетворения потребности детей в свободном общении по поводу художественной литературы и реализации себя в играх, драматизациях и спектаклях по мотивам литературных произведений.

5. Регулярно предоставлять в распоряжение детей книги для рассматривания.

6. Интересоваться, какие мысли появились у ребенка в процессе самостоятельного ее рассматривания.

Формы организации: - ежедневно читать старшим дошкольникам сказки, рассказы, стихи, самостоятельное рассматривание детьми книг; - занятие с детьми. С их помощью решаются все задачи по ознакомлению дошкольников с художественной литературой; - свободное общение с детьми на основе художественной литературы (проводится раз в неделю во вторую половину дня). Здесь есть возможность предложить детям тот вид деятельности, который в настоящий момент их особенно привлекает: рассматривание книг, драматизация, кукольный спектакль, чтение произведений в лицах, совместное чтение воспитателя с детьми достаточно большого по объему стихотворения или сказки в стихах, рассказывание стихов жестами.

Средства, методы и приемы работы с детьми: - выставки художественной литературы в книжном уголке; - пополнять запасы знаний дошкольников считалками, скороговорками, небылицами; - чтение сказок, рассказов, повестей; - чтение и заучивание стихов. Улавливать красоту, выразительность языка. Для заучивания наизусть, детям следует предлагать небольшие динамичные произведения, включающие диалоги, заучивание проводится 1 раз в месяц. Детям читается текст 1-3 раза; поясняется, как нужно прочесть те или иные строчки, упражнять детей в выразительном чтении этих строк. Многие стихи построены на диалогах, поэтому их легко читать по ролям или вместе с воспитателем, а многие стихи к тому же еще и пропеваются. Начать стихотворение, а дети договаривают отдельные слова и фразы. Каждый ребенок договаривает то, что помнит; - участие в драматизациях и спектаклях.

Заключение

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Общеизвестно ее воздействие на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольников. Связная речь показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Значение художественной литературы велико: она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя представления ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература расширяет кругозор, вводит в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, литературный и художественный вкус, а также способствует появлению собственных суждений о прочитанном, потребности высказываться, развивает речь.

По словам известного литературоведа Ю.М. Лотмана, художественные тексты обладают свойствами «сгущенной информативности», т.е. содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. И действительно, художественные тексты -- при правильном их подборе -- могут охватить если не все, то большую часть образовательных, воспитательных умений, которые необходимо освоить детям. Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательном процессе.

Используя художественные произведения как готовый культурный материал, воспитатель и родители выступают проводниками детей в миры, создаваемые книгой, и в то же время не остаются безучастными исполнителями, а, как партнеры, вместе с ними удивляются, восхищаются, огорчаются, предвосхищают возможные коллизии -- сопереживают персонажам в происходящих с ними событиях.

Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В отличие от других форм -- продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой -- она не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно и перейти в их свободную деятельность в силу того, что они в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя и родителей в плане подбора художественных произведений для чтения, с тем, чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребенка.

Воспитание интереса к чтению книг не должно ограничиваться каким-либо одним аспектом, как это часто делается: например, творческое восприятие художественных произведений формируется только на занятиях по развитию речи. Такое воспитание должно проводиться не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности, и прежде всего в семье.

Литература

1. Арзамасцева И.Н, Николаева С.А. Детская литература: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 1997.

2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975.

3. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. - М, 1955. - Т. I, IV. - Т.1., Т.2.

4. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. / под ред. А. Петровского. - М.: Педагогика, 1979.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

6. Бурмистрова Л.В., Лазаренко О.И., Ястребова А.В. Гуманитарное образование, духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников средствами русского языка и отечественной культуры. - М.: Московская инновационная сеть «Пушкинское слово», 2006.

7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1979.

8. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие / В.И. Волынкин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

9. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования. - М. - Л., 1956.

10. Выготский Л.С. Мышление и речь: Соб. соч. в 6-ти т. - Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982.

11. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе: программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

12. Григорьев А.П. Литературная критика. - М.: Худ. лит., 1967.

13. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. - М.: Линка-Пресс, 2003.

14. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2004.

15. Гурович Л. М. О теоретических основах методики ознакомления дошкольников с художественной литературой // Герценовские чтения. Дошкольное воспитание: Научные доклады. - Л., 1976.

17. Для самых маленьких: хрестоматия / сост. В. Лунин. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

18. Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. С.Ф. Егорова. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.

19. Зябкина В.В., Микляева Н.В. и др. Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой: метод. пособие / под ред. Н.В. Микляевой. - М.:УЦ «Перспектива», 2010.

20. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / сост. Г.А. Дубровская. - 3-е изд. - М.: Дет. лит., 1989.

22. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Знание, 1979.

23. Коконова И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология дошкольников». - М.: Просвещение, 1989.

24. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников. - М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2006.

25. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 8.

26. Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. / Люблинская А.А. - М.:, 1965.

27. Молодова Л.П. Беседы с детьми о нравственности и экологии: метод. пособие для учителей и воспитателей младших школьников. - Мн.: ООО «Асар», 2002.

28. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитанности школьников. - М.: Педагогика, 1984.

29. Мухина B.C. Детская психология: Учеб. для пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1985.

30. Первое словечко: хрестоматия для детей / сост. Кл. Лукашевич. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003.

31. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

32. Проблемы Дошкольного образования XXI века // Материалы научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Е.А. Флериной. - М., 2000.

33. Романюта В.Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться: методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, воспитателей и родителей. - М.: АРКТИ, 2004.

34. Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы. - М.: Педагогика, 1978.

35. Сухомлинский В.А. О воспитании / сост. и авт. вступ. очерков С. Соловейчик. Изд. 5-е. - М.: Политиздат, 1985.

36. Толстой Л.Н. Об искусстве и литературе. (Подгот. текстов, вступит. статья и примеч. К.Н. Ломунова). - М.: Сов. Писатель, 1958. - Т. 2.

37. Тюников Ю., Мазниченко М. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. - 2005. - №9.

38. Ушинский К.Д. Родное слово. - М., 1948. - Т. 2.

39. Харченко. Дм. Как хомячок Кроша Зернышкин научился быть добрым: Рассказ для детей о совести. - Мн.: Свято-Елисеевский монастырь, 2004.

40. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада / сост. З.Я. Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая; под ред. В.И. Логиновой. - М.: Просвещение, 1990.

41. Читаем детям: книга для чтения в национальных детских садах РСФСР: пособие для воспитателя / авт.-сост. З.Г. Сахипова, А.Ш. Асадуллин; под ред. З.Г. Сахиповой. - Л.: Просвещение. Ленингр. Отд-ние, 1987.

42. Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей детских садов. - М.: Изд. дом «Воспитание дошкольника», 2003.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История становления детской литературы. Возрастная периодизация детей дошкольного возраста. Психофизиологические и возрастные особенности ребенка как читателя. Средства, методы и приемы использования художественной литературы в работе с дошкольниками.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2014

    Социальная основа лжи; процесс воспитания правдивости у дошкольников. Формирование честности и правдивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы. Методика обследования воспитанников ДОУ на выявление причин детской лжи.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Развитие связной речи в онтогенезе. Описание детей с общим недоразвитием речи. Литературные произведения, рекомендуемые для детей дошкольного возраста. Особенности работы по коррекции нарушений связной речи средствами детской художественной литературы.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2017

    Динамика восприятия в период дошкольного детства. Анализ восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста сказок. Экспериментальное выявление особенностей восприятия дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2014

    Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста. Использование художественной литературы как средства развития словарного запаса детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры с наглядным материалом, их применение в младшей группе.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2012

    Значение использования народных традиций (фольклора) в развитии детей среднего дошкольного возраста. Организация музыкально-художественной деятельности дошкольников в форме развлечения (народного гуляния) – "Масленница-блиноедка", методика проведения.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2014

    Проблема нравственного воспитания дошкольников. Особенности восприятия детьми произведений художественной литературы. Воспитательная роль сказок. Формирование дружеских взаимоотношений у детей младшего дошкольного возраста посредством данного жанра.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2014

    Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей. Особенности развития словаря дошкольников, методы его обогащения и активации. Развитие словаря детей 6–7 лет в процессе использования художественной литературы, его динамика.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2010

    Сущность и содержание патриотизма, направления его формирования. Особенности и методы, используемые в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, применение детской литературы в данном процессе, разработка рекомендаций.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2015

    Роль театрализованной игры в развитии личности ребенка. Содержание педагогической деятельности, направленной на знакомство дошкольников с художественной литературой и формирование творческой активности детей в процессе театрально-игровой деятельности.

Мастер – класс для родителей ДОУ «Приобщение детей к художественной литературе через сказки в домашних условиях»

Участники мастер – класса: Родители.
Продолжительность мастер-класса: 10 минут
Цель : Приобщать родителей к чтению детьми художественной литературе через сказки в домашних условиях.
Задачи:
- Развивать эмоциональные связи с ребенком, позитивное общение, умение находить общие интересы и занятия.
- Приобщение дошкольников к художественной литературе, чтению.
Планируемые результаты: родители будут чаще читать художественные произведения дома детям.
Оборудование : нет
Раздаточный материал : листы с содержанием сказки, стаканы с водой, трубочки, пластмассовые ложки, целлофановые пакеты, воздушные шары, ветки деревьев, шуршащие пакеты, книги, деревянные палочки..

Ход мастер-класса:

Все участники сидят полукругом или кругом.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие родители рада вас видеть на нашем мастер
классе. Тема нашего мастер-класса «Приобщение детей к художественной литературе через сказки в домашних условиях»
Для начала поприветствуем друг друга: ведущий приветствует рядом сидящего
участника: «Добрый вечер» приветствие передается рукопожатием, объятием или
другим приемлемым жестом. Мы поделились с вами своим теплом и хорошим
настроением
1. Теоретическая часть мастер- класса.
Сегодня мы с вами, поговорим о том, как приобщать детей к художественной литературе.
Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества. Художественная литература помогает ребёнку уже в раннем возрасте познавать окружающий его мир. Она развивает мышление и воображение у ребёнка, даёт прекрасные образы русского литературного языка, обогащая его эмоции. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение. Однако, в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников (телевидение и компьютеры), таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо– эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления об общении между людьми как таковом. Поэтому перед педагогами и родителями встает задача – как приобщать дошкольников к художественной литературе, чтению. Дети, получившие «книжную «прививку»в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном виде занятий, хорошо говорят. (Л. Н. Зеленцова) . Существует много форм работы по формированию у детей интереса к художественной литературе, чтению. Когда мы начали работать по этой теме, перед нами встали вопросы: С чего начать? Нужна ли родителям и детям, родившимся в 21 веке книга. Конечно же да! Большинство родителей не читают детям дома, некоторые читают от случая к случаю. А ведь без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги.
Небольшие художественные произведения мы используем на занятиях, в режимных моментах вне занятий, на утренней гимнастике, особенно активно в период адаптации детей к новым для них условиям детского сада. В этом нам помогают сказки. Когда ребенок скучает по дому, маме, он не способен к общению с другими детьми, мы переключаем его внимание на яркую, красочную книгу и сопровождаем рассматривание иллюстраций движением пальцев, чтением…
Мы рекомендуем вам использовать в домашних условиях для чтения произведений сказку «Родничок», автор Татьяна Домаренок-Кудрявцева.
2. Практическая часть.
Ведущий: а сейчас давайте превратимся в актеров. Я буду вам рассказывать сказку и показывать вам, а вы будете повторять вместе со мной.
Однажды в лесу родился маленький Родничок. Как только он пробился из земли на белый свет и увидел яркое солнышко, голубое небо, деревья и траву, то так обрадовался, что подпрыгнул высоко вверх и запел свою любимую песенку:
Я родничок веселый
И звонкий как ручей!
Всех напою водичкой
И птичек, и зверей!
И зажурчал
(Вода в стакане и трубочка)
В это время по тропинке недалеко от Родничка пробегал маленький длинноногий Жеребеночек вместе со своей мамой лошадкой. Он размахивал хвостиком и постукивал копытцами, совсем как взрослый коник. (Пластмассовые ложки) Услыхал жеребенок песенку Родничка, подошел к нему (пластмассовые ложки), напился ключевой воды и радостный поспешил за мамой (ложки). Мимо него напиться воды спешил ежик. Он пробирался сквозь кусты и сухую листву (шелест пакета). Вдруг послышался треск и шум (ломаются ветки). Это шел медведь. Ежик испугался и хотел убежать. Но медведь был добрый и пришел только напиться воды. Вдалеке послышались два выстрела (лопаем шар). Вспорхнули и полетели птицы (книги), насторожились звери. Из кустов выскочил испуганный заяц (стук деревянными палочками). Он попил водички и успокоился. Звери прислушались. Больше никаких звуков не было слышно. И они довольные разошлись по норкам. А маленькому Родничку стало так приятно, что всем нравиться его ключевая водичка, что с тех пор он поет свою веселую песенку. Не уставая и день и ночь (журчание водой). И кто бы ни шел, не летел мимо, обязательно услышит его звонкое журчание и подойдет, чтобы напиться и умыться родниковой водой. Вот такой веселый и добрый Родничок родился однажды на свет.
3. Заключительная часть.
Рефлексия:
– Интересна ли вам была тема нашего мастер-класс?
- Узнали ли вы как можно заинтересовать детей для чтения художественных произведений?
Ведущий: В заключении предлагаю вам поиграть в игру пожелания. Каждый участник
пожелает своему соседу слева, что-нибудь хорошее (передается игрушка и слова
пожелания). Все ваши пожелания обязательно сбудутся.
Я думаю, что сегодня весело и с пользой провели время, узнали что-то полезное для себя и воспользуетесь нашими советами.
Всем спасибо за внимание и успехов вам в воспитание наших деток.