Сказки для подготовительной группы детского сада. Методическая разработка на тему: сборник сказок для сказкотерапии с детьми дошкольного возраста

Существует великое множество детских сказок, стихов, поучительных рассказов для детей. Те, которые мы используем в обучении и воспитании детей, прошли проверку временем, на них выросло уже не одно поколение.

В данном тематическом разделе собраны публикации о том, как сделать занятия по художественной литературе интереснее, разнообразнее и занимательнее для ребят. Как научить детей не просто понимать текст произведения, но и улавливать его смысл. При этом расширяя свой словарный запас и развивая творческое воображение. Немало места здесь отведено и авторским стихотворениям для детей.

Пробуждаем в детях стремление к чтению, любовь к книгам.

Включает в себя разделы:
  • Писатели для детей. Знакомимся с детской художественной литературой
  • Чтение художественной литературы, пересказ, заучивание

Показаны публикации 1-10 из 35686 .
Все разделы | Сказки для детей, детская литература, стихи, детские книги

Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе «По страницам нашей сказки» Конспект интегрированного занятия по развитию речи во 2 младшей группе на тему : «По страницам нашей сказки » Цель : Приобщение детей к устному народному творчеству. Задачи : Образовательные : - продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя; - понимать и у потреблять в...

Методические рекомендации «Содержание книжного уголка в дошкольном учреждении» Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей . Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький...

Сказки для детей, детская литература, стихи, детские книги - Театрализованное представление чувашской народной сказки «Путешествие Мышки Вострохвостика»

Публикация «Театрализованное представление чувашской народной сказки «Путешествие...» Сценарий чувашской народной сказки «Путешествие Мышки Вострохвостика» Программное содержание: приобщать к культуре и традициям народов Чувашии через знакомство с народной сказкой и музыкой; продолжать работу над развитием музыкальных и творческих способностей детей средствами...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Детская художественная литература в формировании личности и речевом развитии ребенка Книга играет огромную роль в формировании личности ребенка - дошкольника, в его речевом развитии. Детскую художественную литературу необходимо рассматривать, как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный,...

Театральное представление по инсценировке сказки «Под грибом» Составила: Хлабыстина Елена Михайловна МДОУ № 8, г. Касли челябинской области. Тема: Театральное представление, по инсценировки сказки, «Под грибом» Цель: Развитие умения разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, использовать для воплощения...


Выставка композиций «Зимняя сказка на окне» в подготовительной группе с задержкой психического развития (фотоотчет. Цель: Формировать знания о признаках зимы. Развивать воображение посредством творческой деятельности. Задачи: активизации воображения. Развитие мелкой моторики...

Сказки для детей, детская литература, стихи, детские книги - Познавательный проект «Красная книга заповедника «Денежкин камень»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 17 комбинированного вида «Земляничка» Познавательный проект Красная книга заповедника "Денежкин камень". Разработчик: Болдырева Любовь Васильевна, воспитатель высшей кв. категории. с. Коменки 2018 г....

Проект «Книжкин дом» вторая младшая группа, краткосрочный, познавательно-речевой Имеют голос дрозд и чижик, И дождь, и ветер, и река… А есть ли голоса у книжек? Конечно, есть! Наверняка! У этой книжки - голос папы, Когда начнет он мне читать. У этой книжки - голос мамы, Когда я...

Т. Лукашова. Рассказ «Про медвежонка»

Жил-был был один медвежонок. У него было много игрушек. Позвал он к себе во двор играть зайчонка. Стали они из кубиков дом строить. Не понравилось медвежонку, как зайчонок стены строил, он закричал: «Не так надо строить!» – и сказал зайчику обидное слово. Не захотелось больше зайчонку с медвежонком играть, и ушел он.

Скучно медвежонку одному – позвал он лисенка. Захотели они на велосипеде покататься. Не сумели договориться друзья, кто первый будет кататься, и снова медвежонок наговорил неприятных слов лисенку. Заплакал от таких слов лисенок и ушел. Вышла мама медвежонка и сказала ему...И понял тогда медвежонок…

Решил он извиниться перед друзьями и послать им по почте открытки.

Мальчик Огонек.

Жил на свете маленький горячий Огонек. И очень ему хотелось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза – словом, все, как у ребят.

Он попросил Фею Огня, и она превратила его в мальчугана. «Только помни, – сказала Фея, – тебе нужно остерегаться воды». Еще она сказала ему, что если он попадет в воду – то погаснет, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька.

Крепко подружился он с ребятами. Всегда были они вместе, только на реку купаться Огонек с товарищами не ходил.

Однажды он шел по берегу реки и улыбался солнцу, речке, деревьям, траве и цветам. И вдруг увидел: тонет мальчишка, уже и голова его едва видна над водой.

Что делать?

Вспомнил Огонек слова волшебницы: «Попадешь в воду – погаснешь, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька».

Вспомнил и … бросился в воду. Подплыл, поддержал мальчишку и спас его. Выбрались они на берег. И тут почувствовал Огонек, что начал гаснуть, и погас.

Остались на песке только черные угольки.

Все это с высокого неба видело солнце. Ясное, справедливое. Оно собрало все свои лучи в один сильный, живой и горячий луч, направило его на угольки и снова превратило их в мальчика- Огонька, у которого было большое любящее сердце.

О. Хухлаева. Сказка «Хочу быть счастливым»

Жил-был котенок, который очень волновался, вырастет ли он счастливым. Поэтому он часто спрашивал у своей мамы:

Мам! Я стану счастливым?

Не знаю, сыночек. Я очень бы этого хотела, но сама не знаю, – ответила мама-кошка.

А кто знает? – допытывался котенок.

Может быть, небо, может быть, ветер. А может быть, солнце. Они далеко, им виднее, – отвечала мама, улыбаясь.

И тогда наш котенок решил сам поговорить с небом, ветром и солнцем. Залез он на самую высокую березу в их дворе и закричал:

Эй, небо! Эй, ветер! Эй, солнце! Я хочу быть счастливым!

Ты хочешь быть счастливым – значит, будешь счастливым!

Притча «Счастливая пора»

Когда-то давным-давно на вершине горы вырос золотой тюльпан. Стало людям известно от одного колдуна, что внутри бутона этого тюльпана спрятано человеческое счастье. И вот потянулись на вершину горы толпы людей и пытались открыть бутон – кто силой, кто хитростью, кто заклинаниями. Но не давалось им счастье в руки, и уходили люди ни с чем.

Однажды пришла к цветку бедная женщина, ведя за руку маленького мальчика. Она хотела всего лишь посмотреть на загадочный цветок. Но мальчик вдруг вырвался из ее рук, подбежал к блестящему на солнце цветку и весело засмеялся. (Смех ребенка записан на аудиокассету) .

И тогда случилось чудо – бутон раскрылся! То, что не смогли сделать сила или колдовство, сделал веселый смех ребенка! С тех пор детство стало самой счастливой порой в жизни человека.

Т. Рик. «Лекарство от плохого настроения»

Феи слетелись со всего сада. Шутка ли, маленькая принцесса Юленька заболела! И болезнь-то у нее необычная!

Это скука тоскливая, – определила болезнь Фея Ромашек.

Вовсе нет, это тоска скучная! – заспорила Фея Пионов.

Это грусть печальная! – вмешалась Фея Ночных Фиалок.

Нет-нет! Печаль грустная! – закричала Фея Маргариток.

Ах, о чем вы спорите! – возмутилась Фея Колокольчиков. – Девочка в печали! Весь день слезы льет.

Ей просто необходимо лекарство от плохого настроения! – заявила Фея Душистого Горошка.

Я предлагаю изготовить лекарство из лунного света, – сказала Фея Ночных Фиалок, – для этого надо собрать лунный свет в чашечку, поставить его в холодное место, чтобы он загустел, а потом принимать по две капли три раза в день.

От лунного света еще больше плакать хочется! – возразила Фея Жасмина. – Лучше готовить из цветочной росы.

Ну нет, – наморщила нос Фея Пионов, – от цветочной росы веселья не прибавится. Лучше из аромата розы.

А я предлагаю обрадовать нашу девочку, – сказала Фея Ромашек. – Подарить ей новую куклу.

Не развлечет ее кукла, – печально вздохнула Фея Жасмина, – она же принцесса! У нее этих кукол – пруд пруди!

Может быть, звездопад устроить? – предложила Фея Ночных Фиалок.

Ее рано спать уложат, не увидит наша девочка звездопада, – вздохнула Фея Колокольчиков.

Но пока цветочные феи спорили, в дверь дома, где жила принцесса Юленька, позвонили. На пороге стоял синеглазый мальчик Максимка.

Дождь уже кончился, – сказал он, – сейчас радуга появится. Пойдешь со мной по деревьям лазить?

Пойду! – обрадовалась принцесса Юленька.

И надо же – плохое настроение само собой куда-то улетучилось!

(Воспитатель по ходу сказки может на фланелеграфе выкладывать персонажей: Фею Пионов, Фею Маргариток и т.д., сначала плачущую принцессу, а в конце, после появления мальчика Максима, улыбающуюся принцессу; можно изменить цвет ее платья).

М. Пляцковский. «Урок дружбы»

Жили-были два воробья, которых звали Чик и Чирик.

Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», – подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.

Нашел эти зернышки Чирик, собрал аккуратно в пакетик и полетел к своему приятелю Чику.

Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.

Не надо… Зачем? – стал отмахиваться крылышками Чик. – Ты нашел – ты и ешь!

Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик. – А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

Ты, наверное, прав, – ответил Чик.

Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля – это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал:

Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок…Дружбы!

    Какой урок Дружбы? – не понял Чик.

А.Митяев. «Велит почтение»

Дети сказали отцу:

Мы заметили: когда приходят бабушка и дедушка, ты встаешь и не садишься, пока они не сядут. Почему так?

Родители кормили меня, одевали, учили, растили, воспитывали, – ответил отец. – За все это у меня к ним уважение и почтение. Оно-то и велит мне стоять.

А почему люди стоят, когда исполняется Гимн? Тоже велит почтение?

Да. Почтение к нашей Родине. Мы дышим ее воздухом. Пьем ее воду, едим хлеб, собранный с ее полей. Мы гордимся ее историей и сегодняшними делами, верим в ее прекрасное будущее. А Гимн – это торжественная песнь Родине. Как же не встать, когда исполняется Гимн!

Мы всегда будем слушать Гимн стоя, – сказали дети отцу.

Конечно, – сказал отец. – Но почтение еще велит выучить Гимн наизусть. Когда люди поют Гимн, они торжественно обещают любить Родину.

В. А.Сухомлинский «Цветок и снег» .

Это было зимой. Вера каталась на санках. Возвращаясь домой, она нашла возле куста сирени сломленную веточку.

Вера взяла веточку, принесла домой. Налила в кувшин воды, поставила в него ветку сирени.

Через несколько дней распустились почки, появились зеленые листочки.

Однажды Вера посмотрела на зеленую веточку и всплеснула руками от радости. Между листочками зацвел фиолетовый цветок.

Девочка поставила кувшин с зеленой веточкой на окно. Ей показалось, что веточка со страхом смотрит на снежный ковер.

Вера внимательно – внимательно посмотрела на цветок, а потом сказала: «Не грусти, веточка, скоро весна».

В. Сухомлинский «Потребность человека в человеке»

Воспитатель читает рассказ в сокращении.

Однажды в выходной день пошли в лес всей семьей: отец, мать, пятиклассник Толя и четырехлетний Саша. В лесу было красиво и весело. Родители показали детям поляну, на которой цвели ландыши.

Рядом с поляной рос куст шиповника. На нем зацвел первый цветок – розовый, ароматный. Вся семья села под кустом. Отец читал интересную книгу.

Вдруг послышался грохот грома. Упали первые капли, а потом дождь полил как из ведра.

Отец отдал свой плащ маме, и дождь был ей не страшен. Мама отдала свой плащ Толе, и дождь ему стал не страшен.

Саша спросил:

Мама, почему это так: вам отдал свой плащ папа, Толю своим плащом одели вы, а меня своим плащом одел Толя? Почему каждый не надел свой плащ?

Каждый должен защищать того, кто слабее, – ответила мама.

А я почему никого не защищаю? – спросил Саша.– Значит, я самый слабый?

Если ты никого не защищаешь, ты действительно самый слабый, – с улыбкой ответила мама.

Но я не хочу быть самым слабым! – решительно сказал Саша.

Он подошел к кусту шиповника, отвернул полу плаща и прикрыл розовый цветок шиповника: ливнем уже оторвало два лепестка, цветок поник – слабый, беззащитный.

Теперь я не самый слабый, мама? – спросил Саша.

    Да, теперь ты сильный и мужественный, – ответила мать.

Т. Лукашова. Сказка про ежика

Жил-был ежик. В лесу никто не хотел с ним дружить.

«Посмотри, какой у меня красивый пушистый хвост, – говорила лиса.– Разве я могу дружить с такой серой колючкой, как ты!»

«Ты слишком маленький, – говорил ему медведь.– Я могу раздавить нечаянно тебя одной лапой!»

«Ты такой неуклюжий. Не попрыгаешь с тобой», – пищал заяц.

Однажды утром ежик, как обычно, отправился на лесную поляну поискать себе грибов и ягод на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса, за которой гнался охотник. Ежик свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги. Охотник споткнулся об острые иголки ежа и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса успела убежать, а ежик спрятался за куст.

Спасая лису, он повредил себе лапку. Совсем грустно стало ежику: как же он будет грибы и ягоды собирать? Он еле-еле добрался до своей норы. А там его уже ждала лиса:

«Спасибо тебе, ежик, за то, что ты спас меня! Ты очень смелый! А еще у тебя очень чуткое и отзывчивое сердце! Ты настоящий друг!»

Лиса приносила ему лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у ежика болела лапка и ему трудно было ходить. Ежик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок. У него был настоящий друг.

Однажды ежик встал рано утром, собрал цветы и подарил их лисе со словами: «Спасибо тебе, лиса, и за твою чуткость и отзывчивость!»

На кого в этой сказке, дети, вы хотели бы быть похожими и почему?

У кого из героев сказки чуткое, отзывчивое сердце?

«Рассказ про Маленькую девочку »

Одна Маленькая девочка хотела скорее стать взрослой. Для этого она сначала решила, что если наденет такую же одежду, как у взрослых женщин, то сразу превратится в тетю. Девочка достала из шкафа мамино платье и туфли, нарядилась в них и стала смотреться в зеркало. Ей показалось, что хорошо бы еще сделать прическу, как у мамы, и подкрасить реснички. Девочка так и поступила. После этого она снова посмотрела в зеркало и увидела...

«Нет,– решила Маленькая девочка, – одними платьями и прическами здесь не обойдешься. Надо подумать, что еще делают взрослые. Вот мама, например, варит обед. Надо и мне приготовить обед!» И она живо принялась за дело.

Но – странные вещи! Морковка никак не хотела мыться, а картофель – чиститься, капуста же так растопырила свои листья, что к ней вообще было страшно подступиться... А вода на плите хоть и вскипела, но была совершенно не похожа на мамин вкусный борщ...

«Нет,– решила Маленькая девочка, – папе такой обед вряд ли понравится!»

И она подумала, а не лучше ли пойти погулять во двор? Когда девочка спускалась по лестнице, навстречу ей поднималась бабушка с тяжелой сумкой.

Странное дело! Ноги сами остановились, а язык сказал: «Бабушка! Давайте, я вам помогу!» Старушка так устала нести тяжелую ношу вверх, что согласилась отдать один сверток из сумки. Когда девочка проводила бабушку до ее квартиры, та сказала: «Спасибо! Какая взрослая у твоих родителей дочка! Наверное, они этому очень рады».

И тут Маленькая девочка почувствовала себя и вправду взрослой, хотя не было на ней ни маминого платья, ни высоких каблуков. «Странное дело, – подумала девочка, – я совсем не выросла и почти ничего делать не умею так, как взрослые, а меня назвали взрослой!»

И она спросила об этом у старушки. Та ответила: «Ты вела себя так, как взрослая».

Т. Лукашова. «Попугайчики»

Одной девочке очень понравились попугайчики в зоомагазине. Она попросила маму купить клетку и попугайчиков домой. «Но ведь нужно ежедневно кормить, чистить клетку и менять воду, – сказала мама, – а мне некогда, ведь я каждый день на работе. Я устаю, и мне хочется отдохнуть, когда же я буду заботиться о попугайчиках?»

«Нет! Нет, мамочка! Не переживай, это я буду о них заботиться», – сказала девочка.

И вот попугайчики переселились в дом и стали весело щебетать и радовать всю семью. Но прошел один, другой день, и попугайчики перестали весело щебетать, сидели понурые и ждали….

Как вы думаете, кого они ждали? –

Конечно, девочку, которая все чаще и чаще убегала поиграть, забыв….

Да, покормить попугайчиков.

Однажды мама пришла с работы, смотрит – у попугайчиков нет ни воды, ни корма – и сказала своей дочке…

Стыдно стало девочке, и она пообещала маме…

Какие сказки читать детям?

В этой статье Вы найдете:

  1. рекомендации по подбору сказок для детей по возрастам (ранний возраст – до 3 лет, младший дошкольный возраст – 3-4 года, старший дошкольный возраст – 5-7 лет),
  2. рекомендации о том, как читать эти сказки малышам.

Раздел 1. Сказки для детей раннего возраста (до трех лет)

Приобщить малышей к чтению – это не значит накупить много книг и дать к ним доступ ребенку или давать ему аудиозаписи со сказками. При-общение – это всегда общение малыша со взрослым по поводу книг, это наше наблюдение за тем, как воспринимает ту или иную книгу малыш, это ее обыгрывание с детьми. В слушании книг, которые читает мама, малыш учится усидчивости, умению слушать и слышать.

— Самые маленькие дети в возрасте до трех лет учатся слушать и понимать сказки:

а) в сопровождении иллюстраций или игрушек (Вы показываете картинки или разыгрываете сюжет с помощью игрушек),

б) без наглядной основы (т.е. просто слушая текст в Вашем чтении или рассказывании).

Малыш раннего возраста может понять текст сказки без картинок и показа сценок (т.е. без наглядного сопровождения) только в том случае, если это хорошо знакомые ему произведения или очень близкий опыту ребенка простой знакомый ему сюжет.

— Во время чтения сказок малышам привлекайте их к договариванию последних слов во фразе (договаривание последних слогов в знакомых строчках, договаривание слов персонажей). Например: Вы начинаете фразу, а малыш – заканчивает, например: «Я по коробу…?» (малыш заканчивает). Этим Вы развиваете речь малыша, побуждаете его говорить, вслушиваться в слова произведения, готовите к пересказу сказок, к построению диалогов.

— Пойте вместе с ребенком известные ему повторяющиеся песенки персонажей сказки.

— Очень полезно петь и проговаривать слова сказки в разном темпе: быстрее и медленнее. Или с разной силой голоса: громко – тише – совсем тихо (например, слова медведя говорим громко, а такие же слова мышки – очень тихо, почти шепотом)

— Учите говорить интонационно выразительно: радостно или грустно, удивленно или смело (Как спел Колобок свою песенку – испуганно или смело? Давай и мы так же споём – и вместе поем песенку, продолжая читать сказку).

— Читают малышам примерно 10 минут, если ребенку интересно – то 15 минут. Читать нужно ежедневно (лучше в одно и то же время и в одном и том же месте). Сначала малыша привлечет необычная обстановка, яркие картинки в книжке, потом он начнет интересоваться ее содержанием.

— Если ребенку в раннем возрасте не читали или мало читали, то в три года он обычно с трудом прослушивает сказку, не отвлекаясь.

1.1. Какие сказки читать детям 1 года?

Русские народные сказки:

  • Курочка Ряба
  • Колобок
  • Репка (в обработке К. Ушинского)
  • Как коза избушку построила (в обработке М. Булатова)
  • К. Чуковский. Цыпленок.
  • Т. Александрова. Чушка и Хрюшка (в сокр.)
  • В. Сутеев. Цыпленок и утенок.

1.2. Какие сказки читать детям 2 лет?

Русские народные:

  • «Золотое яичко»,
  • «Колобок» (в обработке К. Ушинского),
  • «Теремок» (в обработке М. Булатова),
  • «Как коза избушку построила»,
  • «Козлятки и волк» (в обработке К.Ушинского),
  • «Репка»,
  • «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова)
  • Три медведя (Л. Толстой)
  • Н. Абрамцева. Как у зайчонка зуб болел.
  • Т. Александрова. Зверик. Медвежонок Бурик.
  • В. Бианки. Лис и мышонок.
  • С. Козлов. Солнечный заяц и медвежонок.
  • Д. Мамин – Сибиряк. Притча о Молочке, овсяной Каше и сером котишке Мурке»
  • Д. Мамин – Сибиряк. Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост
  • С. Маршак. Сказка о глупом мышонке.Теремок.
  • С. Михалков. Три поросёнка.
  • Н. Павлова. Земляничка.
  • В. Сутеев. Кто сказал «мяу». Цыпленок и утенок и другие.
  • К. Чуковский. Цыпленок. Топтыгин и Лиса. Котауси и Мауси. Федорино горе. Путаница.
  • О. Альфаро. Козлик – герой (перевод с исп.)
  • В. Балл. Желтячок.
  • Д. Биссет. Га-га-га (перевод с англ.)
  • Л. Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду (перевод с англ.)
  • Б. Поттер. Ухти – Тухти (перевод с англ. О. Образцовой) – с 2-2,5 лет, читать маленькими отрывками
  • Ч. Янчарский. В магазине игрушек. Друзья (из книги «Приключения Мишки Ушастика) (перевод с польского В. Приходько)

До новых встреч на «Родной тропинке»!

Еще о чтении и книгах для самых маленьких Вы найдете интересную информацию в статьях:

—Ответы на вопросы читателей сайта. Как читать книги малышам, возрастные и индивидуальные особенности восприятия детьми текста и иллюстраций в книгах. Секреты интересного чтения.

— как правильно выбирать и как читать? Круг детского чтения от рождения до трех лет. Как подружить ребенка с книгой?
— как выбирать книжки с рассказами для самых маленьких, на что обратить внимание при чтении, как научить понимать книжки без картинок. Тексты рассказов для чтения детям 1-2 лет.
— из картона и бумаги, фотографий и ткани? Как ее использовать для развития ребенка? Какие развивающие книжки можно сделать своими руками из подручных материалов?

«Слоненок с шариками».

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».

В кратчайшие сроки возможно проработать с детьми всевозможные страхи.

Во время рассказывания, сказка для ребенка значит как психологическая консультация для взрослого, только работа идет на внутреннем, подсознательном уровне человеческих проблем и способы их решения. Дети будут более мудрыми, а поведение будет адекватным.

Цель: прорабатывать с детьми сказочные ситуации, как сказочный урок будет использован в реальной жизни.

Задачи: Решения проблем детских капризов. Развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Отвечать на вопросы, соотносить ответы со своим поведением.

Ход занятия.

Ребята я предлагаю вам присесть на сказочный «летающий» ковер, взяться за руки, на несколько минут закрыть глаза и представить, что вы летите в страну сказок;

Жил-был маленький слоненок . Мама и папа его очень любили. Они вместе играли, гуляли, купались в реке и пускали фонтаны из своих длинных хоботов. Маленький слоненок очень лю-бил проводить время со своими родителями.

Но однажды, гуляя с мамой и папой по парку, слоненок увидел у обезьянки большой воздушный шарик. Слоненку он очень понравился и он захотел такой же.

Мама, папа, я тоже хочу такой шарик, купите мне, пожалуйста!

Мама и папа очень любили своего сыночка и решили порадовать малыша. Они купили ему красивый желтый шар.

Слоненок был счастлив, он повсюду ходил со своим шариком. А когда ложился спать, привязывал его к своей кроватке.

Вскоре, гуляя по парку, слоненок увидел у медвежонка очень красивый зеленый шар, и конечно же попросил родителей купить ему такой же. Мама и папа не хотели расстраивать своего любимого сына, и купили ему зеленый шарик. Слоненку он очень понравился.

Но вскоре малыш захотел иметь красный шар и синий тоже. И любящие родители снова не смогли ему отказать. Но слоненку хотелось еще и еще воздушных шариков, а у родителей уже не осталось денег. И тогда малыш стал капризничать и говорить:

Ну купите, купите мне этот шарик, ведь у меня такого еще нет!

Тогда родителям слоненка пришлось брать дополнительную работу, чтобы заработать побольше денег на шарики. И чем больше сын просил у них шариков, тем дольше они стали задерживаться на работе. Они меньше стали бывать со слоненком, играть с ним, а совместные прогулки по парку совсем прекратились.

Слоненку становилось грустно одному, и даже многочисленные воздушные шарики его уже не радовали.

И вот настал день, когда в комнату к слоненку уже невозможно было войти. В ней было столько шаров, что малыш не мог даже пошевелиться.

Тогда слоненок собрал все шары и вышел на улицу. Но шаров оказалось так много, что они стали поднимать слоненка высоко-высоко в небо. Малыш испугался, что навсегда улетит от родителей и стал звать на помощь. Он кричал: «Помогите! Помогите! »

Прилетели воробьи и острыми клювами стали клевать шары - один за другим. Так постепенно слоненок опустился на землю. Он сел на травку и задумался.

Как ты думаешь, о чем? Ответы детей. Может быть, он задумался о том, как было хорошо с папой и мамой гулять, играть, купаться в реке и пускать большие фонтаны из хобота?.

Как вы думаете, что может слоненок для этого сделать?

Дети подходят к столу, на столе бумага, карандаши цветные и восковые мелки.

Как вы думаете, что может слоненок для этого сделать? Нарисуйте и

подскажи ему, пожалуйста.

Физ. минутка. Ребята вот тот самый воздушный шарик. Давайте в него поиграем! Игра с воздушным шариком.

Анализ, обсуждение сказки, проработка сказочных смыслов и связь с реальными жизненными ситуациями.

Каждый ребёнок проговаривает. Чему научила сказка? Что было интересным? Как он себя чувствовал на занятии? Что было интересным? С чем уходишь?

Подводим итог занятия, отмечаем отдельных детей за их заслуги, подчеркиваем значимость приобретенного опыта, проговариваем конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

Ритуал «выхода» из сказки. Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Говорим: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все чему мы научились. Эти знания пригодятся в жизни».

Рефлексия. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя, окружающий мир есть радость для тебя… Ты всегда радость для другого. Береги себя и другого береги. Уважай, люби все, что есть на Земле - это чудо! И ты тоже - чудо! Спасибо всем за работу, за то, что вы есть. Спасибо.

Верь в себя (О.Хухлаева)

В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть сильным, смелым, делать что-то полезное для окружающих. Но на деле у него никогда ничего не получалось. Он всего боялся и совсем не верил в себя. «Разве я что-то могу? Разве я что-то сумею? Мне страшно вечером в темноте, страшно одному дома, страшно далеко плавать», - думал он. поэтому все в лесу звали его Зайчишкой-трусишкой. От этого ему становилось грустно, обидно. И часто он плакал, когда оставался один. А не дразнил Зайчонка только его единственный друг Барсучонок.

И вот как-то раз они вдвоем отправились играть к реке. Больше всего им нравилось догонять друг друга, бегая через деревянный мостик. Первым догонял Зайчонок. Но когда Барсучонок пробегал по мосту, одна доска сломалась, и он упал в речку. Он не умел плавать и стал барахтаться и кричать, прося о помощи. А Зайчонок умел немного плавать, но он сам очень испугался. Он бегал по берегу и звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучонка. Но никого поблизости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего друга. Он сказал себе: «Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучонка». Не думая об опасности, он бросился в воду и вытащил друга на берег. Барсучонок был спасен!

Когда они вернулись домой и рассказали про случай на реке, никто сначала не мог поверить, что это Зайчонок спас друга. Но потом стали хвалить Зайчонка и устроили большой праздник в его честь. Этот день для Зайчонка стал самым счастливым. Все гордились им, и он сам гордился собой, потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное.

И на всю жизнь он запомнил слова, которые сказал сам себе в трудную минуту: «Верь в себя - и ты победишь!»

Однажды мальчик со своим отцом отправился в горы. Неожиданно мальчик споткнулся и упал. Больно ударившись, он закричал: «ООООО ййййй!»

К своему удивлению он услышал, что где-то далеко в горах какой-то голос вторил ему: «ООООО ййййййй!»

Побуждаемый любопытством, он прокричал: «Кто ты?».

И в ответ услышал: «Кто ты?».

Рассерженный таким ответом мальчик громок выкрикнул: «Трус!»

До него донесся ответ: «Трус!»

Тогда мальчик посмотрел на отца и спросил: «Что это такое?»

Отец улыбнулся и сказал: «Сынок, а теперь послушай внимательно!»

Затем он прокричал в направлении гор: «Я восхищаюсь тобой!»

Тогда он снова прокричал: «Ты победитель!»

Удивленным непонимающим взглядом мальчик смотрел на отца.

Тогда отец объяснил сыну: «Люди называют этот голос ЭХО, а в действительности это жизнь. Она возвращает тебе назад все, что ты говоришь или делаешь. Наша жизнь - это простое отображение наших поступков. Жизнь вернет тебе все, что ты дал ей».

Один из законов жизни гласит: «Как аукнется, так и откликнется». Родители должны помнить, что каждую минуту наши дети впитывают то, что потом эхом отзовется в нашей жизни.

«Шрамы на душе»

Один мальчик часто злился на других и легко выходил из себя. Как-то раз отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал:

Каждый раз, когда не сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора. В первый же день мальчик вбил в столб 37 гвоздей. Но он учился сдерживать свой гнев и с каждым днем забивал гвоздей всё меньше и меньше. Наконец, наступил день, когда мальчик ни разу не вышел из себя. Он рассказал об этом своему отцу, и тот ответил:

Каждый день, когда тебе удастся сдержаться,

вытаскивай из столба один гвоздь.

Шло время, и однажды мальчик снова пришел к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец подвёл мальчика к забору:

Ты справился с заданием, посмотри, сколько в столбе осталось дыр. Он уже никогда не будет таким, как прежде.

Так и с человеком; когда ты говоришь злое слово, на его душе остаётся шрам, такой же, как эти дыры.

Даже если ты потом извинишься, шрам все равно остается. Береги своих друзей, показывай им, как много они для тебя значат.

«Просьба к Богу»

Однажды учительница начальных классов попросила детей написать сочинение о том, что бы они хотели, чтобы Бог сделал для них.

Вечером, когда она проверяла тетради, она наткнулась на сочинение, которое её очень расстроило.

В этот момент вошёл её муж и увидел, что женщина плачет.

«Что случилось?! - спросил он её.

«Читай» - ответила она, протянув сочинение мальчика.

«Господи, сегодня я прошу тебя о кое-чём особенном: преврати меня в телевизор. Я хочу занять его место. Хочу жить как живёт телевизор в нашем доме. Хочу иметь особое место и собирать вокруг себя всю семью. Хочу, чтобы меня слушали, не перебивая и не задавая вопросов, когда я говорю. Хочу быть центром внимания. Хочу, чтобы со мной занимались, как занимаются телевизором, когда он перестаёт работать. Хочу быть в компании отца, когда он возвращается домой, даже уставший. Чтобы моя мама, вместо того, чтобы игнорировать меня, шла ко мне, когда остаётся одна и грустит. Хочу, чтоб хоть иногда, мои родители оставляли всё в стороне и проводили немного времени со мной. Боже, я не прошу много…Я только хочу жить как живёт любой телевизор».

«Кошмар! Бедный мальчик!» - воскликнул муж учительницы.

«Что же это за родители такие?!»

Она со слезами на глазах ответила: «Это сочинение нашего сына.

СИМФОНИЯ ЖИЗНИ

Жизнь подобна симфонии, а каждый из нас - инструмент, играющий свою неповторимую партию в этом прекрасном музыкальном произведении. Ни один инструмент не может сыграть мелодию, написанную для другого. У каждого своя собственная и неповторимая партия. Каждый важен и необходим для достижения гармонии.

Если мы, как инструменты, играем свою мелодию, не согласуясь с другими инструментами, то тем самым мы создаем дисгармонию. Если мы, как инструменты, не замечаем указаний Космического Дирижера, то тем самым мы препятствуем благозвучному исполнению Земной Симфонии.

Если инструмент теряет ноты, по которым должен играть, и забывает, что он должен исполнять, то, скорее всего, он станет подыгрывать другим. Но эта игра уже не будет его неповторимой партией. Он не найдет истинного счастья и радости, исполняя партии, написанные для других.

Если инструмент полюбил какую-то определенную партию и отказывается играть то, что просит космический дирижер, то польза от этого инструмента для Земной Симфонии будет никакая и он может стать препятствием на пути к гармонии.

А кроме того, если инструмент расстроен, то никакую партию он благозвучно исполнить не сможет. Инструмент нужно каждый день настраивать (аналог дисциплины) и играть на нем.

Знаете ли вы свою партию? Исполняете ли вы ее? Не фальшивите ли вы? Готовы ли вы исполнять разные партии, предлагаемые вам космическим дирижером?

Притча «Два ангелочка»

У Господа на посылках были два ангелочка. Один из них постоянно путешествовал между землей и небесами. Другой почти все время проводил, сидя на облачке и думая, зачем же другой ангелочек все время путешествует между землей и небесами.

Сидящий ангелочек решил спросить у занятого, что же он такое делает. «Скажи мне, братец ангел, что это у тебя за работа такая, которой ты занят все время?» И занятой ангелочек ответил ему: «Я собираю все «Прошу тебя, Господи» у людей на Земле и приношу их Господу. А позволь мне спросить тебя, в чем заключается твоя работа, если ты почти все время просиживаешь на этом облачке и смотришь на Землю?»

Сидящий ангелочек торжественно ответил: «Моя работа состоит в том, чтобы собирать все «Спасибо, Господи» у людей на Земле и доставлять их Господу».

(Дадим же скучающему ангелу работу!)

Из книги «Современные притчи» Роберта Элиаса Наджети

Жила когда-то птица, которая не умела летать. Как цыпленок она ходила по земле, хотя и знала, что некоторые птицы летают.
Случилось так, что, в силу ряда обстоятельств, яйцо летающей птицы высидела эта нелетающая птица. В должное время птенец вылупился, причем со способностью летать, которая уже проявлялась время от времени, когда он еще был в яйце.
Иногда он спрашивал свою приемную мать: "Когда же я полечу?". И привязанная к земле птица отвечала ему: "Чтобы взлететь, ты должен быть настойчив в своем стремлении, как все птицы".
Она ведь не умела преподать оперившемуся птенцу урок полета, даже не знала, как вытолкнуть его из гнезда, чтобы он мог научиться.
Но странно, что птенец сам не замечал этого. Чувство благодарности к приемной матери не позволяло ему понять свое положение.
- Если бы не она, - рассуждал он сам с собой, - я до сих пор оставался бы в яйце.
А иногда он говорил себе так:
- Любой, кто смог меня высидеть, конечно, научит меня летать. Это только вопрос времени или, возможно, все зависит от моих собственных усилий, может быть, для этого надо обладать какой-то высшей мудростью - других причин нет. Птица, которая привела меня к моему теперешнему состоянию, в один прекрасный день поднимет меня на следующую ступень.

Этот рассказ в том или ином виде появляется в различных вариантах "Авариф аль-Маариф" - произведении Сохраверди, написанном в 12 веке, и несет в себе много значений. Говорят, что ученик может истолковать ее интуитивно, соответственно тому уровню сознания, которого он достиг. На обычном, поверхностном уровне он, несомненно, дает моральную основу, на которую опирается современная цивилизация. Здесь подчеркиваются две идеи.
Первая - предположение, что одно "обязательно вытекает из другого, может оказаться абсурдным и помешать дальнейшему прогрессу.
Вторая - если человек может справиться с какой-нибудь одной задачей, это не значит, что он может справиться с другой.

Сказка о двух братьях и сильной воле

Давным-давно в одной далекой стране жили-были два брата. Они жили очень дружно и все делали вместе. Оба брата хотели стать героями.

Один брат сказал: "Герой должен быть сильным и смелым" и стал тренировать силу и ловкость. Он поднимал тяжелые камни, лазал по горам, плавал по бурной реке.

А другой брат сказал, что герой должен быть упорным и настойчивым, и стал тренировать силу воли: ему хотелось бросить работу, но он доводил ее до конца, ему хотелось съесть на завтрак пирог, но он оставлял его на ужин; он научился говорить "нет" своим желаниям.

Шло время , братья выросли. Один из них стал самым сильным человеком в стране, а другой - самым настойчивым и упорным, он стал человеком с сильной волей. Но однажды случилась беда: на страну напал страшный Черный Дракон. Он уносил скот, жег дома, похищал людей.

Братья решили спасти свой народ. "Я пойду и убью Дракона",- сказал первый брат.

"Сначала надо узнать, в чем его слабость",- ответил другой брат. "Мне не нужно знать, в чем его слабость,- сказал силач,- Главное, что я сильный". И он отправился к высокой горе, на которой стоял замок Черного Дракона.

"Эй, Дракон! Я пришел победить тебя! Выходи на бой!- закричал силач. Ворота замка распахнулись и навстречу ему вышел страшный Черный Дракон. Его черные крылья заслоняли небо, его глаза горели, как факелы, а из пасти вырывался огонь.

Увидев это чудовище, силач почувствовал, как страх входит в его сердце, он начал медленно отступать от Дракона, а Дракон стал расти, расти и вдруг он щелкнул хвостом, и сильный брат превратился в камень.

Узнав о том, что случилось с силачом, его брат решил, что пришел и его черед сразиться с Драконом. Но как его победить? И он решил спросить совета у Мудрой Черепахи, которая жила на другом конце земли.

Путь к этой черепахе лежал через три очень опасных королевства.

Первым было королевство хочукалок. У человека, который попадал в это королевство, сразу появлялось множество желаний: ему хотелось получить красивую одежду, дорогие украшения, игрушки и лакомства, но стоило ему сказать "хочу", как он тут же превращался в хочукалку и навсегда оставался в этом королевстве. У нашего героя тоже появилось множество желаний, но он собрал всю свою волю, и сказал им "нет". Поэтому ему удалось уйти из этой страны.

Вторым было на его пути королевство тыкалок, жители которого все время друг друга дергали и отвлекали от дел, поэтому в этом королевстве никто ничего не мог делать: ни работать, ни отдыхать, ни играть. Нашему герою тоже захотелось начать дергать других за руки и приставать к прохожим, но он снова вспомнил о своей воле и не стал этого делать. И хорошо поступил, потому что иначе он бы тоже стал тыкалкой и остался бы в этом королевстве.

И наконец, третьим на его пути было самое страшное королевство - королевство якалок. Как только он вошел в это королевство, ему сразу захотелось закричать: "Я самый умный", "Я самый смелый", "Я самый красивый", "Я самый-самый...". И здесь ему понадобилась вся сила воли , которую он тренировал много лет. Он молча миновал и это королевство и оказался у дома Мудрой Черепахи.

Здравствуй, Мудрая Черепаха,- сказал он.- Я пришел к тебе за советом. Пожалуйста, научи меня, как победить Черного Дракона.

Победить Дракона может только человек с сильной волей,- ответила Черепаха.- Ты прошел три страшных королевства, значит, ты можешь сделать это. Чем сильнее воля человека, тем слабее страшный Дракон. Иди, ты победишь.

И Черепаха закрыла глаза, а наш герой поклонился ей и отправился обратно в свою страну.

Он подошел к воротам замка, в котором жил Черный Дракон, и вызвал его на бой. Дракон вышел из замка, расправил свои черные крылья и пошел навстречу смельчаку.

Герою стало страшно при виде чудовища, но он собрал свою волю и поборол страх, он стоял на месте и не отступал ни на шаг.

И вдруг... страшный Дракон начал уменьшаться, он становился все меньше и меньше, пока совсем не исчез! Черепаха сказала правду: чем сильнее воля человека, тем слабее злой Дракон.

Как только Дракон исчез, рассыпался и его черный замок, а навстречу герою выбежали живые и невредимые жители страны, среди которых был и его брат. С тех пор они жили счастливо. Так сильная воля помогла герою победить зло.

Воля - что это такое?

Зачем она нам нужна?

Сказка о добром ежике

«У мамы-ежихи родился ежонок.

Ежонку не надо простынок, пеленок.

Зароется в листья, лишь высунет нос он.

Послушным, культурным и вежливым рос он.

Любили ежонка и мама, и папа,

Любил его даже медведь косолапый.

Медведю всегда уступал он дорогу,

Не лез под его косолапую ногу.

Он всем помогал, ни над кем не смеялся,

И каждому чем-то помочь он старался.

Для птичек в гнездо собирал он листочки,

На спинке носил он для белок грибочки.

Со всеми здоровался ежик, прощался,

Со всеми зверями в лесу он общался.

И звери лесные его полюбили

И с радостью в гости к нему приходили.

Явилась лиса из соседнего леса,

Вела себя гордо она, как принцесса.

Над всеми смеялась, ни с кем не считалась

И пышным хвостом без конца похвалялась.

Сказала ежонку лиса горделиво:

«Ты серый, колючий, ничуть не красивый!

Как можно ходить в этой шубе колючей!

Сидеть тебе дома, наверное, лучше!»

Но ежик ответил ей просто, без злости:

«Сегодня у нас собираются гости.

Там всем хорошо, никому не обидно,

Колючая шуба? Ведь это не стыдно?

На вас не сержусь, но мне стало понятно:

Колючий характер иметь - неприятно!»

Нет, еж на лису не сердился нисколько,

Ее образумить старался он только.

Лиса продолжала вести себя дерзко,

И выгнали звери лисичку из леса.

Они ей сказали: «Тебе мы не рады!

Хоть ты и красива, нам это не надо!»

Лиса накричала на всех по привычке,

Но быстро забыли об этой лисичке.

А маленький ежик как прежде - веселый.

Он ходит в лесную звериную школу.

Он там обучается разным наукам,

Расскажет о них своим деткам и внукам.

Он добрый и милый, и все его любят,

Ведь добрый сердиться и злиться - не будет.

Кто вежлив и кроток, тот будет любимым,

А кто неуживчив, тот будет гонимым.

Не нужно сердиться, не нужно браниться

И только хорошему нужно учиться».

Честный мальчик

Давным-давно жил в горном селении мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи на чужих работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал те дрова на рынке. Однажды осенью, когда с деревьев опали последние листья, а холодный ветер загнал в норы лесных зверюшек, мальчик взял свой топор и отправился за дровами.

Шёл он, шёл и пришёл к горному озеру. А у того озера росло большое дерево. «Срублю-ка я это дерево, - подумал мальчик. - Из него много дров получится». Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро. Сел мальчик на берегу и заплакал: для него ведь топор дороже золота. Чем он теперь дрова рубить будет?
Вдруг загуляли по озеру синие волны, и из воды старичок вышел старенький.
— О чём ты, мальчик, плачешь? - спрашивает.
Рассказал ему мальчик, какая с ним беда приключилась, а старичок и говорит: Не горюй, мальчик, найду я топор твой.
Сказал он так и под водой скрылся.
Вот опять загуляли по озеру синие волны, и из воды старичок вышел старенький, а в руке у него топор из чистого золота.
- Этот ли топор твой? - спрашивает. Замахал мальчик руками:
- Что ты, дедушка, не мой это топор!
Усмехнулся старик в седую бороду и снова под водой исчез.
Долго ждал его мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и протянул мальчику топор серебряный.
- На, бери свой топор, - говорит.
А мальчик ему и отвечает:
- Нет, дедушка, мой топор из железа сделан.
И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз был у него в руках топор железный.
Увидал мальчик топор, обрадовался.
- Вот мой топор, дедушка, - говорит.
А старик усмехнулся ласково и сказал:
- Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото. За это отдам я тебе все три топора. Продай их на рынке - они дорого стоят, - и пусть твоя мать не работает больше на чужих людей.
Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры. Взял мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошёл. С тех пор не знали они с матерью нужды и горя.

Чего синичка плачет?

В.Сухомлинский

В доме на краю села жили мужчина и женщина. Было у них двое детей — Миша и Оля. Около дома рос высокий ветвистый осокорь.

* Сделаем на осокоре качелю, — сказал Миша.

* Ой, хорошо будет качаться! — обрадовалась Оля.

Полез Миша на осокорь, привязал к ветке верёвку. Стали на качалю Миша и Оля, да и ну себе качаться.

Качаются дети, и осокорь качается. Качаются дети, а вокруг них синица летает и поёт, поёт.

Миша и говорит:

— И синице весело, что мы качаемся. Как она радостно поёт.

Посмотрела Оля на ствол осокоря и увидела дупло, а в дупле — гнездышко синички, а в гнёздышке — птенцы маленькие!!!

Синичка не радуется, а плачет, — сказала Оля. Чего же ей плакать? — удивился Миша.

Подумай, чего, — ответила Оля. Миша слез с качели, стал на землю, смотрит на синичкино гнездо и плачет?

Осенью пахнет яблоками.

В. Сухомлинский

Тихий осенний день. В яблоневом саду летают шмели. Вот они заметили яблоко, которое упало с дерева и лежит на земле. Из яблока течет сладкий сок. Облепили яблоко шмели. Зашло солнце. А в саду пахнут яблоки, нагретые солнцем. Где-то запел сверчок. Когда это из яблони на землю упало яблоко — гуп... Сверчок замолчал. Пролетела напуганная птица.. Где-то за лесом в ночном небе вспыхнула звезда. Опять запел сверчок. Уже и месяц выплыл на небо, а яблоки пахнут горячим солнцем.

Все поет в лесу

В.Сухомлинский

Весной мы ходили к лесу. Взошло солнце, подихнув легенький ветерок, и все деревья бы, лесу запели. Каждое пело свою песню.

Береза пела нежную песню. Слушали это пение, хотелось подойти к белокорой красавице, обнять ее. Дуб пел мужественно песню. Когда мы слушали это пение, хотелось быть сильными, отважными.

Ива, что склонилась над прудом, пела задумчивую песню. Прислушиваясь к этому пению, мы думали, что придет осень, да и опадет, осыпятся листья с деревьев.

Рябина пела тревожную песню. От этого пения набежала мысль о темной ночи и бурной грозе, от которой гнется тонкая рябина, ища защиты.

Вот какие песни мы услышали в лесу.

Утром на пасеке

В.Сухомлинский

Было солнечное весеннее утро. Из улья вылетела пчелка. Покружила над пасекой да и унеслась вверх
Смотрит — на земле что-то белеет. Спустилась — а то яблоня цветет. Нашла самый пахучий цветок, села на лепестки да и пьет сладкий сок. Напилась еще и деткам своим набрала. Опять поднялась, полетела. Летит над лугом, вдруг видит: на зеленом ковре много золотых солнышек. Спустилась пчелка. Перед ней — цветёт одуванчик. Цветки большие, благоухающие. Нашла пчелка самый пахучий цветок. Села на золотое солнышко, и набрала много-много меда.

Вернулась пчелка домой. Отнесла мед в улей, вылила в миски маленькие. Да и полетела к подружке своей. Рассказала ей о яблоне, об одуванчике. Да и полетели они вместе.

А солнце светило над всем миром. Оно грело и яблоню, и зеленый луг, и пруд. И пчелы радостно пели, потому, что есть солнце. И золотые солнышка цветы.

Как пчела находит цветок ландыша

В. Сухомлинский

Вылетела из улья пчелка. Летает над пасекой и наслушается. Слышит: где-то далеко-далеко звенят голосистые колокольчики. Летит пчелка на музыку колокольчиков. Прилетела к лесу. А это звонят цветы ландыша. Каждый цветок — маленький серебряный колокольчик. Внутри — золотой молоточек. Бьет молоточек по серебру — раздается звон, вплоть до пасеки несется. Вот так ландыш зовет пчелку. Прилетает пчелка, собирает из цветка пыльцу и говорит: Благодарю, цветочек...

А цветок молчит. Он лишь покорно опускает головку.

Седые волосы

В.Сухомлинский

Маленький Миша увидел в косе матери три седых волоса.

Мама, в Вашей косе три седые волосинки— сказал Миша. Мама улыбнулась и ничего не сказала. Через несколько дней Миша увидел в материнской косе четыре седых волоса.

Мама, — сказал Миша удивлённо— в Вашей косе четыре седые волосинки, а были три...Почему поседел еще один волос?

От боли, — ответила мать. —Когда болит сердце, тогда и седеют волосы...

А от чего же у вас болело сердце?

Помнишь, ты полез на высокое- высокое дерево? Я посмотрела в окно, увидела тебя на тоненькой ветке. Сердце заболело, и волосинка посидела.

Миша долго сидел задумчивый, молчаливый. Потом подошел к маме, обнял ее и тихо спросил:

Мама, а когда я на толстой ветке буду сидеть, волосы не поседеют?

1. Что увидел Миша в косе матери?

2. От чего появились у мамы седые волосинки?

3. Почему через несколько дней седых волосинок у матери стало больше?

4. Понял ли Миша, от чего у мамы появлялись | седые волосы?

Яблоко в осеннем саду.

В.Сухомлинский

Поздней осенью маленькие близнецы Оля и Нина гуляли в яблоневом саду. Был тихий солнечный день. Почти все листья с яблонь опали и шуршали под ногами. Только кое-где на деревьях остались пожелтелые листочки.

Девочки подошли к большой яблоне. Рядом с желтым листком они увидели на ветке большое розовое яблоко.

Оля и Нина аж вскрикнули от радости.

Как оно здесь сохранилось? — с удивлением спросила Оля.

Сейчас мы его сорвем, — сказала Нина и сорвала яблоко. Каждой хотелось подержать его в руках.

Оля хотела, чтобы яблоко досталось ей, но она стеснялась сознаться в этом, а поэтому сказала сестре:

—Пусть тебе будет яблоко, Нина...

Нине тоже хотелось, чтобы яблоко досталось ей, но она тоже стеснялась высказать это желание, потому сказала сестре:

— Пусть тебе будет яблоко, Оля...
Яблоко переходило из рук в руки, девочки не могли прийти к согласию. Но вот них обеих мелькнула одна и та же мысль: они прибежали к маме радостные, взволнованные. Отдали ей яблоко.

В маминых глазах сияла радость

Мама разрезала яблоко и дала девочкам по половинке.

1. Что нашли Оля и Нина в осеннем саду?

2. Почему девочки передавали яблоко одна дрой?

  1. Что они решили сделать с яблоком?
  2. Чему обрадовалась мама?
  3. Как ты думаешь, для чего мама раделила яблоко поровну между сестрами?

А сердце тебе ничего не сказало?

В.Сухомлинский

Андрюша пришел со школы и увидел заплаканную мать. Он положил книжки и сел за стол. Ждёт обед.

—А папу отвезли в больницу, — говорит мать. — Занемог отец.

Она ожидала, что сын обеспокоится, встревожится. Но сын был невозмутим, спокоен.

Мать большими глазами смотрела на Андрея.

— А нам завтра в лес идти, — говорит Андрюша. - Завтра же воскресенье. Учительница сказала, чтобы все пришли к школе в семь утра.

* Куда же ты пойдешь завтра? — спросила мать.

* В лес... Как сказала учительница.

* А сердце тебе ничего не сказало? — спросила мата и заплакала.

1. Почему мама смотрела на Андрея большими глазами?

2. Почему мама заплакала?

3. Каких людей называют бессердечными?

Ворона и соловей.

В.Сухомлинский

Вывела Ворона одного единственного птенца — Воронёнка. Она любила своего ребенка угощала его вкусными червячками.

Но вот полетела Ворона за едой и пропала. Уже и солнышко поднялось выше дерева, на котором они жили, а матери все нет. Заплакал Воронёнок. Плачет, слезы ручейками льются на землю. Немало птичек затихло|, жалко им горемычного малого.

Услышал Соловей плач Воронёнка. Задрожало от жалости соловьиное сердце. Оставил свое гнездо Соловей, прилетел к вороньему, сел рядом с птенцом и запел свою замечательную песню. Аж ветер притих, заслушался.

А Воронёнок, как будто и не слышит соловьиного пения, плачем заливается.

Но вот услышал Воронёнок — где-то вдали раздался мамин голос: кра|, кра|... Мгновенно перестал он плакать и говорит:

* Слышишь, это моя мама поет! Замолчи, пожалуйста, не пищи!

* Кра, кра-кра|... — зазвучало поблизости, и Соловей замолчал. Он перелетел на соседнее дерево и задумался... В тот вечор лес не слышал соловьиного пения.

  1. Почему плакал Воронёнок?

2. Как Соловей утешал Воронёнка?

3. Когда Ворон перестала плакать?

4. Почему в тот вечер лес не слышал соловьиного пения?

Стакан воды.

В.Сухомлинский

Юрин дедушка заболел. Дедушке восемьдесят пять лет.

Он знает немало интересных сказок и удивительных былей, которые любит слушать Юра.

А теперь дедушка лежит и трудно дышит. Мама приказала:

— Сиди, Юра около дедушки, присматривай за ним. Попросит воды — подай свежей, попросит открыть окно — открой.

Юра сидел возле кровати больного дедушки, читал книжку. За полдня дедушка раза три попросил воды.

Поднадоело парню сидеть. Положил книжку на стол, тихо вышел из дома и побежал к ребятам играть в футбол.

Несколько часов гулял на стадионе, уже и солнце к закату склонилось.

Но| беспокойно было у него на душе. Что-то словно угнетало его. Оставил Юра игру, побежал домой.

Чуть отворил дверь, подошел к кровати — и упал на колени. Дедушка лежал мертвый. А в стакане не было и капельки воды. Потом всю жизнь Юру мучали упреки совести. Он думал: дедушка, по-видимому умер, потому, что не было воды. Ему хотелось пить, а в стакане — ни капельки. А он в мяч играл с ребятами.

—Делай не то, что хочется, а то, что нужно, — учил Юра своего сына.

1. Какой наказ от матери получил Юра?

2. Выполнил ли Юра наказ матери?

  1. Что случилось, пока Юра играл в футбол|?

4. Почему умер | дедушка?

5. Чему учил Юра своего сына?

Именинный обед.

В.Сухомлинский

У Нины большая семья:мама, отец два брата, две сестры и бабушка.

Нина самая младшая: ей восьмой год. Бабуся — самая старшая: ей восемьдесят два года. У бабушки дрожат руки. Несет| ложку бабуся| — ложка дрожит, капельки падают на стол.

Скоро у Нины день рождения. Мама сказала, что на ее именины у них будет праздничный обед. На обед Нина пусть пригласит подруг.

Вот и наступил этот день. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: это и бабушка за стол сядет. А у нее же руки дрожат.

Нина тихонько сказала маме:

— Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится.

* Почему? — удивилась мама.

* У нее руки дрожат. Капает на стол.
Мама побледнела.

Не сказав ни одного слова, она сняла |со стола белую скатерть и спрятаа ее в шкаф. Долго сидела молча, потом сказала:

—У нас сегодня бабушка больна. Поэтому именинного обеда не будет. Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.

1. Расскажи про Нинину семью.

2. Какой праздник наступил?

3. Почему Нина не захотела, чтобы бабушка присутствовала на праздничном обеде?

4. Что сделала мама? Почему?

Хочется затронуть именно сказочную тематику для этого возраста, так как именно сказка считается первым серьёзным литературным произведением, с которым знакомят ребёнка. При выборе сказки для малыша мы учитываем не только возрастные особенности, что немало важно, но и индивидуальные. Например, если ребёнок очень активный, легковозбудимый, или как говорится «трудный ребёнок», то не следует подбирать сказки со злыми героями, где ярко прослеживается жестокость мира, описываются плохие поступки, и те сказки, которые вызывают отрицательные чувства. Вообще любые дети любят сказки волшебные, где добро побеждает зло, с хорошим финалом. Сказки должны нести воспитательное значение, учить добру, отзывчивости. При восприятии сказки дети должны научиться чему-то. Определённые сказки носят и терапевтический эффект, тогда мы будем говорить о сказкотерапии.

В старшем дошкольном возрасте сказки играют не меньшую роль в воспитании ребёнка. В этом возрасте ребёнок способен устанавливать причинно-следственные связи, поэтому можно подбирать длинные, богатые по содержанию сказки, состоящие из нескольких глав. Такие сказки можно растянуть на длительный период времени. Они несут не только воспитательное значение, но и развивают речь, мышление, внимание и память ребёнка. При чтении таких сказок важно напоминать краткое содержание предыдущих глав. Для детей этого возраста реже читаются русские народные сказки, чаще повествуются авторские сказки писателей.

Например, можно читать сказки Толстого для детей этого возраста. Самые известные из них: «Золотой ключик или приключения Буратино», «Иван Царевич и серый волк», «Сорочьи сказки», «Война грибов с ягодами», «Мальчик с пальчик» и т.д. А.Н. толстой не только писал сказки для детей, но и переводил и обрабатывал иностранные сказки и русские народные.

Очень хорошим средством воспитания являются стихотворные сказки. Самым ярким представителем такого рода жанра являются сказки А.С. Пушкина. Эти произведения – просто шедевр русской классики для детей. Для старшего дошкольного возраста рекомендуют «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказку о царе Солтане …». Другие сказки Пушкина А.С. подходят для более старшего возраста, их проходят уже в школе.

Нельзя не упомянуть сказки Носова Н. Кроме детских рассказов он писал и сказки, которые полюбились детям. Не могу не отметить, что Носов Н. мой любимый детский писатель. Детей знакомят с его сказками «Бобик в гостях у Барбоса» и «Приключения Незнайки и его друзей» и другие части Незнайки.

Хороша для детей сказка Ершова П. «Конёк – Горбунок». Она так же относится к стихотворным сказкам. Несёт в себе воспитательное значение. Заканчивается хорошо, добро и справедливость торжествуют над коварством и завистью.

Можно вспомнить ещё несколько сказок, с которыми неплохо было бы познакомить ребёнка: Паустовский К. «Тёплый хлеб», Одоевский «Городок в табакерке», Маршак С. «Двенадцать месяцев», Шварц Е. «Сказка о потерянном времени» и т.д.

Неплохо так же упомянуть и сказки зарубежных авторов: Г. Андерсена, А. Линдгрен, братьев Гримм, В. Гауфа, Дж. Родари, Ш. Перро и т.д. Не забудьте только, оставить сказки ребёнку для самостоятельного чтения.

Читайте детям с удовольствием и не забывайте, что книга – это источник знаний!