Виды культуры. Понятие и виды культуры. Типы, виды и формы культуры

Технические растения – это растения, используемые в производстве. Однако не стоит думать, что технические культуры растений выращивают лишь для того, чтобы удовлетворить потребности человека в пище, одежде и так далее. Многие технические культурные растения служат и для услады глаз – взять хотя бы подсолнечник, который многие флористы используют для создания прекрасных композиций. Ниже приведены примеры технических культурных растений с фотографиями и краткими характеристиками.

Какие бывают технические растения: лен

Список технических растений, крайне важных в современной жизни, начнем со льна. Одежда из льна очень популярна. Уже 10 000 лет из стеблей этого растения получают волокно, прядут нити, ткут ткани. Жмых льна идет на корм коровам, а мякина - свиньям. Скорее всего, родиной льна являются горные районы Китая, Индии и Средиземноморья. На территорию России лен попал из Азии. Сегодня он возделывается в умеренном поясе всей Евразии, Северной Америки и Северной Африки.

Лен – яркий пример технического растения, к этому роду относятся более 100 видов, но самым распространенным является лен обыкновенный, или прядильный.

Говоря о том, какие культурные растения называют техническими, нельзя не отметить, что лен используется не только в хозяйстве. Один из его видов - лен крупноцветковый с изящными красными цветами - высаживают в садах как декоративное растение.

Сегодня разводят два подвида обыкновенного льна: долгунец - для пряжи и кудряш - для семян. А долгунец еще известен как лен посевной, моченец, ильнец, ильняк, люченец и сланец.

Прежде чем отправить собранный лен на фабрику, его необходимо высушить. Это делают прямо на поле.

Посмотрите на фото этого технического растения — у льна пятимерный цветок (т. е. имеет 5 лепестков и 5 тычинок). Кроме того, есть еще 5 недоразвитых зубчиков, которые расположены напротив лепестков.

Льняные платья раньше были частью национального костюма у многих народов, в том числе у русского, белорусского и украинского. Сегодня лен ценится особенно высоко, ведь синтетические ткани не могут его заменить.

Льняное семя имеет целебные свойства: оно помогает при воспалениях. Из семян также делают масло, которое употребляется в пищу. Но чаще всего из льняного масла делают лаки и краски, а также используют его для изготовления непромокаемых тканей.

Лен - это не единственное растение, из которого делают пряжу. Есть еще и джут, растущий в тропиках, а также в Индии, Бангладеше и Мьянме. Из него изготавливают не только канаты, но и ковры, упаковки и пакеты, которые гораздо лучше и долговечнее пластиковых.

Какие культурные растения называют техническими культурами: хлопок

Для названия такого технического растения, как хлопок, во всем мире используется слово cotton. Хлопок, а точнее хлопчатобумажные изделия, знаком всем. До второй половины XIX в. вместо слова «хлопок» применяли термин «хлопчатая бумага» - отсюда и распространились такие понятия, как хлопчатобумажная ткань, хлопчатобумажная промышленность. Волокно, которое идет на производство ткани, добывают из плодов хлопчатника. Говоря о том, какое растение является технической культурой, хлопок вспоминают чаще всего — он настолько важен, что его даже называют белым золотом.

Хлопок зацветает примерно через 10-12 недель после посева семян. На нем появляются цветки белого или желтого цвета. Со временем они меняют окраску и становятся розовыми или фиолетовыми.

Хлопчатник - основная прядильная культура нашей страны.

Хлопчатник выращивают во всем мире. Известно несколько видов этого растения. Самые распространенные - хлопчатник обыкновенный и хлопчатник травянистый. Есть еще хлопчатник барбадосский и древовидный, но они культивируются в гораздо меньших объемах. Хлопок выращивают в теплых краях - в Закавказье, Средней Азии, Индии, Америке, а также во многих других регионах.

Хлопчатник - это род семейства, относящегося к мальвовым. Плодом хлопчатника является коробочка с семенами, которые покрыты белым пушком. Этот пушок и есть хлопок. Существует два вида хлопковых волосков: длинные и пушистые или короткие и ворсистые.

Хлопок-сырец отправляют на хлопкоочистительный завод, где сначала отделяют волокна от семян, а затем длинные волокна от коротких. Волокна, достигающие 20-55 мм, идут на изготовление ткани. Из коротких волокон делают вату. Кроме того, волокна хлопка используют для производства взрывчатых веществ, искусственного волокна, пленок, лаков и пластмасс.

Одежду из хлопка шили давно, а рабочие плотные штаны изготавливали даже из конопли. Их делали в основном из парусины, так как парусники уступили место пароходам, и оставалось много лишней ткани. Но считают, что джинсы появились к 1853 г. Тогда американский портной Леви Стросс стал шить для ковбоев, фермеров и золотоискателей рабочую одежду из хлопка, используя заклепки на швах для карманов, чтобы сделать их прочнее. Он покрасил их самой дешевой синей краской. Первые джинсы стоили 1 доллар 46 центов. А в XX в. они завоевали весь мир, став одеждой, доступной для каждого.

Вырастить хлопок не так уж и просто. На протяжении многих веков его убирали, да и сейчас убирают вручную. Это очень тяжелый труд - под жарким солнцем нужно собрать все коробочки с белым пухом, из которого потом, к примеру, сошьют твои джинсы. В наши дни на многих хлопковых полях работают хлопкоуборочные комбайны.

В Средние века европейцы знали, что хлопок собирают с растения, но мало кто его видел. Многие считали, что на этом чудесном растении вырастают животные наподобие ягнят, с которых состригают шерсть.

Пример технического культурного растения: подсолнечник

Список технических культурных растений, употребляемых в пищу и служащих для составления цветочных композиций, возглавляет подсолнечник. Благодаря своей красоте и яркости он по праву считается солнечным растением. Какие ещё технические растения так радуют глаз? С утра подсолнечник раскрывает свои соцветия-корзинки навстречу солнцу, да и сам похож на солнышко. Отсюда и пошло название этого технического культурного растения – подсолнечник означает «под солнцем». А пришло это растение к нам из Америки. Индейские племена считали его символом дневного светила и выращивали его уже в 3000 г. до н. э., в основном ради муки. В Европу подсолнечник привезли вскоре после первых путешествий Колумба, примерно в 1500 г. Однако долгие годы он считался декоративным растением и только в XIX в. стал важной сельскохозяйственной культурой.

Подсолнечник относится к обширному роду, включающему более ста видов. Самый известный из них - подсолнечник масличный, или подсолнечник однолетний. Это растение устойчиво к засухе и любит свет. Именно его сегодня выращивают во всем мире для производства подсолнечного масла. Однако это растение может давать и мед, и резину, точнее млечный сок-латекс, из которого и делают резину. Сегодня ученые вывели для производства резины специальные сорта. Из лузги подсолнечника делают топливные брикеты.

Соцветием подсолнечника является корзинка с наружными бесплодными цветками, дающими красивые лепестки, и внутренними, которые дают плоды-семянки. Эти плоды расположены по спирали и создают эффектную сердцевину. Сегодня выведено множество декоративных сортов с оранжевыми, кремовыми, розовыми, красными лепестками.

Подсолнечник масличный тоже бывает декоративным, но ради красоты разводят и другие виды этого растения.

Есть сведения, что ацтеки еще до открытия Америки европейцами добывали масло из подсолнечника.

В Англии в 1716 г. был оформлен патент на производство подсолнечного масла, но дальше этого дело не пошло. И только в 1829 г. в России крепостной крестьянин графа Шереметева Даниил Семенович Бокарёв из Алексеевки сумел получить подсолнечное масло и вместе с купцом Папушиным организовал первый в мире маслодельный завод. Подсолнечное масло стали называть «постное», потому что его можно было употреблять во время Великого поста. Очень быстро это производство распространилось по всей России, в Западной Европе и Америке. А в Алексеевке Белгородской области Бокарёву даже воздвигли памятник.

Топинамбур или земляная груша

Топинамбур, или земляная груша, - это тоже подсолнечник, но многолетний и немного другого вида, чем растение, из которого добывают масло. Свое научное название - подсолнечник клубненосный - он получил потому, что на его корнях формируются клубни, обладающие полезными свойствами. Соцветия топинамбура немного похожи на подсолнечник масличный, только главным в топинамбуре являются не семечки, а клубни, немного похожие на грушу.

Какое растение является технической культурой: масляное дерево

Продолжая разговор о том, какие бывают технические растения, нельязя не вспомнить о маслине или оливе - одном из самых древних культурных растений в мире. Причем в диком виде это вечнозеленое субтропическое дерево не встречается. Родом оно из Средиземноморья, а разводится ради оливкового масла, которое получают из его плодов. На русском языке и для дерева, и для плода существует два названия - маслины и оливки. Собственно говоря, латинское название «олеа», от которого произошло слово «олива», и означает «масло». Поэтому оливковое масло буквально толкуется как «масло масляное».

Плод оливы - костянка, и зелеными бывают не только незрелые оливки. Некоторые сорта сохраняют зеленый цвет, даже зрелые и съедобные.

Темные оливки называют «маслины», но на самом деле и те, и другие - плоды одного и того же дерева. Просто созревая, эти плоды меняют цвет.

Оливковые рощи украшают южные страны уже тысячи лет. До сих пор точно неизвестно, где истинная родина этих деревьев. Но один из мифов повествует, что оливу подарила грекам богиня Афина, которая оспаривала у Посейдона власть над Аттикой - областью, где ныне находится город Афины. Посейдон же подарил людям новый источник воды. Но дар Афины сочли более важным. И сегодня оливковая ветвь служит символом мира, ведь она является источником благополучия для множества людей.

В России оливками называют зеленые плоды масличного дерева, а маслинами - черные. Обычно зеленые плоды консервируют, а из черных делают масло. А консервированные черные маслины часто могут оказаться зелеными оливками, которые обработали так, что они потемнели.

Древнегреческий поэт Гомер, живший около VIII в. до н. э., упоминает в своей поэме «Одиссея» оливковое масло и описывает обычай умащать им тело.

Но он называет этот обычай восточным, а значит, в те далекие времена привычная для Греции олива была еще чужеродной.

Какие ещё бывают технические растения: гевея

Что сегодня может быть привычнее резины? Она встречается везде - от шин и различных прокладок в механизмах до мячей и ластиков, и, конечно же, цветных резинок, скрепляющих волосы. Но так было не всегда.

Говоря о том, какие растения называют техническими культурами, не все вспомнят гевею. А ведь когда была открыта Америка, конкистадоры привезли оттуда мячи из плотной древесной смолы - очень упругие и прыгучие. Но только в 1738 г. французский путешественник Ш. Кондамин обнаружил в Амазонской селъве удивительное дерево - гевею, выделяющую белую смолу, точнее млечный сок, который индейцы назвали «каучу» - «слезы млечного дерева». Они делали из каучу непромокаемые ткани, обувь, сосуды для воды, детские игрушки. Европейцы же, чаще видевшие уже застывший сок, дали ему название «резина» (от латинского - «смола»).

Бразилия много лет берегла источник своего богатства, и за попытку вывезти из страны семена гевеи здесь полагалась смертная казнь. Однако в 1876 г. британский разведчик Генри Уикхем сумел вывезти 70 000 семян на корабле «Амазонас». И вскоре плантации гевеи появились во всей Юго-Восточной Азии. Сегодня в Бразилии производится лишь небольшая доля натурального каучука.

Гевея относится к семейству молочайных. У большинства таких растений при надрезе выделяется белый как молоко сок (латекс). У этого вечнозеленого дерева ростом до 20-30 м в латексе содержится примерно 40-50% каучука. Чтобы получить натуральный каучук, кору гевеи надрезают и в специальные емкости собирают латекс - млечный сок.

Добытый из латекса каучук не сразу превращается в привычную резину. Его обрабатывают кислотами, чтобы он свернулся, потом промывают водой. Затем из него раскатывают листы, которые сушат и коптят, чтобы уберечь каучук от вредных бактерий и окисления. Поэтому на каучуковых плантациях можно видеть такие резиновые «простыни».

Экипажи с металлическими колесами были очень неудобными, и пассажиров в них здорово трясло. Однако появление бесшумных шин вызвало недовольство, ведь теперь приближение тихого экипажа можно было и не услышать. В Америке резиновые шины сначала даже запретили, а в России московские власти приказали, чтобы экипажи на резиновом ходу, обрызгивающие грязью неосторожных прохожих, имели специальные номера, «дабы обиженные шинниками обыватели могли заметить своих обидчиков, чтобы привлечь их к законной ответственности».

По характеру творений можно выделить культуру, представленную в единичных образцах и массовую культуру . Первая форма по характерным признакам творцов подразделяется на народную и элитарную культуру. Народная культура представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. н. Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т. д.

Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. При этом массовая культура часто использует упрощенные образцы элитарной и народной культуры («ремиксы»). Массовая культура усредняет духовное развитие людей.

Субкультура — это культура какой-либо социальной группы: конфессиональная, профессиональная, корпоративная и т. п. Она, как правило, не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет специфические особенности. Признаками субкультуры становятся особые правила поведения, язык, символика. Каждое общество имеет свой набор субкультур: молодежной, профессиональной, этнической, религиозной, диссидентской и т. д.

Доминантная культура — ценности, традиции, взгляды и т. п., разделяемые лишь частью общества. Но эта часть имеет возможность навязывать их всему обществу либо в силу тою, что она составляет этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмом принуждения. Субкультура, которая противостоит доминантной культуре, называется контркультурой. Социальной основой контркультуры являются люди, в определенной мере отчужденные от остального общества. Исследование контркультуры позволяет понять культурную динамику, становление и распространение новых ценностей.

Склонность оценивать культуру своей нации как хорошую и правильную, а другую культуру — как странную и даже аморальную получила название «этноцентризм ». Многие общества этноцентричны. С точки зрения психологии это явление выступает фактором единения и стабильности данного общества. Однако этноцентризм может быть источником межкультурных конфликтов. Крайние формы проявления этноцентризма представляют собой национализм. Противоположностью выступает культурный релятивизм.

Элитарная культура

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью , либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — “искусство для искусства ”.

Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень. К сожалению, первый процесс пока протекает гораздо интенсивнее, чем второй.

Народная культура

Народная культура признается особой формой культуры.В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки . Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

Массовая культура

Массовая или общедоступная не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью , чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.

Субкультура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культуры называются субкультурами.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной . Говорят о молодежной субкультуре субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причесываться, одеваться, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир.

Контркультура

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Культура в России

Состояние духовной жизни современной России можно охарактеризовать как переходное от отстаивания ценностей, связанных с попытками построения коммунистического общества, к поиску нового смысла общественного развития. Мы вышли на очередной виток исторического спора между западниками и славянофилами.

Российская Федерация — многонациональная страна. Ее развитие обусловлено особенностями национальных культур. Уникальность духовной жизни России заключается в многообразии культурных традиций, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов и т. д., что связано со спецификой культурного наследия разных народов.

В настоящее время в духовной жизни нашей страны наблюдаются противоречивые тенденции . С одной стороны, взаимное проникновение различных культур способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, с другой — развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство требует взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей.

В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют от­носительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Та­ким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры - это отрасли культуры, подобно тому, как в промышленно­сти существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкострое­ние, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промыш­ленность и т.д.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относи­тельно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура - такие самобытные и са­модостаточные явления, которые не принадлежат к реально сущест­вующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны от­нести к культурным типам.

Этническая культура - это культура людей, связанных общно­стью происхождения и совместного проживания (так сказать, единых по «крови и почве»). Ее основная черта - местная ограниченность, же­сткая локализация в социальном пространстве. В ней господствует сила традиции, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся от поколе­ний к поколениям на семейном или соседском уровне. Будучи необхо­димым и достаточным условием существования этноса, этническая культура перестает быть таковой применительно к существованию на­ции. Следует различать этнос и нацию, не сводя тем самым этническую культуру к национальной.

В отличие от первой, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных друг с другом кровнородственными и племенными отношениями. Границы национальной культуры задаются силой, мощью самой этой культуры, ее способностью распространяться за пределы общинно-родовых и ло­кально-территориальных образований. Национальная культура возни­кает в силу принципиально иного способа межчеловеческой культур­ной коммуникации, прямо связанной с изобретением письменности.

Термин «тип» предполагает, что национальные культуры - рус­скую, французскую или китайскую - мы можем сравнивать и нахо­дить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяй-стенные. В таком случае латиноамериканская культура, культура по­стиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полно­стью автономными образованиями; они не являются также со­ставными частями какого-то целого. Высокая или элитарная куль­тура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выра­жения худозкественного содерзкания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнитель­ского мастерства.

Элитарная, высокая культура (elite, франц. - избранный, лучший, отборный, отборный) - культура письменная; создается преимущест­венно образованной частью общества для собственного потребления; с опережением использует художественные приемы, которые будут вос­приняты широкими слоями позже, с культурным запаздыванием; пона­чалу носит авангардный, экспериментальный характер, оставаясь чуж­дой широким массам. Ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой.

Народная культура - сфера неспециализированной (непрофес­сиональной) культурной деятельности устной традиции, бытующая по фольклорному типу в прошлом и настоящем, передаваемая из поколе­ния в поколение в процессе непосредственного взаимодействия (совме­стных трудовых, обрядово-ритуальных, праздничных действий). Соз­дается анонимными творцами, как правило, не имеющими профессио­нальной подготовки.

Массовая культура - вид "культурной индустрии", производящий культурную продукцию каждодневно в больших масштабах, рассчи­танную на массовое потребление, распространяемую по каналам, включающим технически совершенные средства массовой информации и коммуникации; порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связана с формированием массового общества. Время ее воз­никновения - первая половина-середина XX в. Массовая культура предстает как культура всеобщая, космополитическая, переходящая в фазу глобальной культуры. Как правило, обладает меньшей художест­венной ценностью, чем элитарная и народная.

Видами культуры мы будем называть такие совокупности пра­вил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностя­ми более общей культуры. К примеру, субкультура представляет со­бой такую разновидность господствующей (общенациональной) куль-туры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. Так, молодежная субкультура создана воз­растной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджера-ми.

Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенацио­нальной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую суб­культуру, антагонистически настроенную по отношению к господ­ствующей культуре.

К основным видам культуры мы будем относить:

Доминирующую (общенациональную, национальную или этниче­скую) культуру, субкультуру и контркультуру;

Сельскую и городскую культуры;

Обыденную и специализированную культуры. Доминирующая культура - совокупность ценностей, верований,

традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, тради­ций, обычаев, присущих большой социальной группе; является частью доминирующей культуры, но имеет отличные или противостоящие черты, добавляя к ряду ценностей доминирующей культуры новые, ха­рактерные только для нее.

Контркультура - субкультура, находящаяся в конфликте с гос­подствующими ценностями с доминирующей культуры.

Сельская культура - культура крестьянства, деревенская культу­ра, характеризующаяся неравномерностью трудовой загруженности в течение года, персонификацией межличностных отношений, отсутст­вием анонимности поведения и наличием неформального контроля жизни членов локальной общности, доминированием внутриобщинной информации над официальной государственной.

Городская культура - индустриальная, урбанизированная культу­ра, характеризующаяся высокой плотностью населения, разнообразным культурным пространством, анонимностью социальных отношений, индивидуальным выбором стиля социальных контактов, равномерным трудовым ритмом.

Обыденная культура - это совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни, владение обычаями по­вседневной жизни социальной среды, в которой проживает человек (нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения). Это культура, не получившая институционального закрепления. Процесс освоения человеком обыденной культуры называется общей социали­зацией или инкультурацией личности.

Специализированная культура - сфера общественного разделе­ния труда, социальных статусов, где люди проявляют себя в социаль­ных ролях; культура, ставшая институализированной (наука, искусство, философия, право, религия).

Инкультурация - процесс усвоения традиций, обычаев, ценно­стей и норм нормам поведения в конкретной культуре; изучение и передача культуры от одного поколения к другим.

Социализация - процесс усвоения основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера в современном общест­ве.

Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Ду­ховную и материальную культуру правильнее считать комбинирован­ными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от об­щей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Раз­новидностями духовной культуры выступает художественная, а разно­видностью материальной - физическая культура.

С давних времен установилась достаточно тесная связь человека с растительным миром. Есть некоторые виды, которые люди высаживают сами, ухаживают за всходами, затем собирают урожай. Но в природе существуют виды, которые развиваются вне зависимости от деятельности человека. Культурные растения, названия которых будут приведены ниже, имеют особое значение для людей. Что же собой представляют виды, входящие в эту категорию? Об этом, а также о том, какие растения относятся к культурным, далее в статье.

Общая информация

Группы культурных растений, список которых будет приведен ниже, выращиваются человеком для получения кормов для сельскохозяйственных животных, пищевых продуктов, промышленного, лекарственного и прочего сырья и для других целей. В соответствии с восьмым изданием Международного номенклатурного кодекса, сегодня признается три категории, по которым осуществляется разделение рассматриваемых представителей флоры. К ним, в частности, относят вид, группу и грекс (для орхидных). Получены они все из диких сортов. При этом применялась селекция, гибридизация либо методы генной инженерии. При поиске диких сортов для выведения культурных растений и последующего их использования, сформировалось учение о центрах происхождения агрокультур. Так, Вавилов, обобщив имевшиеся знания, выделил 7 главных центров. При этом необходимо сказать, что группы культурных растений, в отличие от диких сортов, не имеют естественных зон распространения (ареалов).

Видоизменение диких сортов

В результате селекции дикорастущие культуры стали давать высокие урожаи в новом климате или на новых почвах - в условиях, необычных для них. В итоге, некоторые сорта так изменились, что сейчас сложно определить их предков. Для повышения урожайности агрокультур человек стал применять удобрения. Вместе с этим, проводилась борьба против вредителей при помощи инсектицидов и фунгицидов.

Культурные растения. Примеры. Классификация

Существуют следующе группы культурных растений:


Описание

Группы культурных растений определяются в соответствии с различными признаками. Достаточно широко используется классификация в соответствии с хозяйственным назначением того или иного сорта. Так, существуют группы лекарственных, медоносных, красильных, прядильных, кормовых, пищевых, технических и прочих культурных растений. В качестве разновидности данной классификации (менее удобной и, в связи с этим, редко используемой) может выступать разделение в соответствии с веществами, присутствующими в них. В этом случае различают, например, алкалоидосодержащие, белкосодержащие, жирномаслиничные и прочие. Также нередко используют и смешанную классификацию: вместе с пищевыми, лекарственными, кормовыми, выделяют также масличные, волокнистые, пряно-ароматические группы культурных растений. Однако наиболее логичной и вполне доработанной системой считается классификация в соответствии с отраслевым принципом.

Разделение в соответствии с отраслями земледелия

Специалисты выделяют группы культурных растений по типу сельскохозяйственной деятельности: плодоводству, овощеводству и полеводству. Соответственно, существуют плодовые, овощные и полевые сорта. Вторые, в свою очередь, разделяют на корнеплодные (редис, морковь, свекла), листовые (салат, шпинат, капуста), плодовые (огурец, томат), стеблевые (спаржа, кольраби), луковичные (чеснок, лук). В качестве особой подгруппы во многих случаях рассматриваются вкусовые (пряно-ароматические) культурные растения (петрушка, укроп). Клубнеплоды представляют собой сорта со съедобными клубнями. Среди основных продуктов питания следует назвать картофель (в Европе), маниоку и ямс (в Африке).

Полевые сорта

Эта группа растений включает в себя (хлебные злаки - рожь, пшеницу, зернобобовые - чечевицу, сою, горох, крупяные сорта - просо, гречиху, корнеплоды (турнепс, свеклу), клубнеплоды (картофель), прядильные (коноплю, лен, хлопчатник), масличные (горчицу, арахис, подсолнечник), (люцерну, клевер). В некоторых случаях к полевым относят и бахчевые арбузы, дыни. Но, как правило, удобнее рассматривать их в качестве отдельных культур либо в составе овощных культурных групп. По мнению специалистов, целесообразно также отдельно выделять лекарственные сорта (валериану, наперстянку и прочие), эфиромасличные (лаванду, кориандр), а также специфичные виды (махорку, табак).

Плодовые сорта

К этой группе относятся агрокультуры, которые дают сочные плоды. Их, в свою очередь, разделяют на косточковые (абрикос, слива, вишня), семечковые (айва, груша, (смородина, земляника, малина, клубника). В эту же группу в ряде случаев включают цитрусовые (апельсин, лимон), орехоплодные (фундук, миндаль, грецкий орех). В плодово-ягодных иногда выделяется подгруппа субтропических сортов. К ним, в частности, относят мушмулу, гранат, инжир. Близкими к плодово-ягодным считаются такие культуры, как шиповник, облепиха и прочие витаминоносные.

Злаки

Во всей группе полевых культур злаковые растения считаются наиболее важными. Среди самых популярных видов следует отметить рис, пшеницу, рожь, овес, кукурузу, просо. Эти культуры по разным данным занимают порядка трех четвертей всей пахотной земли планеты. Пшеницу выращивают практически везде: это основной хлеб для человека, который он потребляет каждый день. Часть урожая, кроме того, используется для откорма скота. Не менее важной культурой считается рис. В азиатских государствах он считается главным продуктом питания. При автоматическом сборе, обмолоте, например, пшеницы в комбайне, получают чистое зерно. Совершенствуя агрегаты, человек приспосабливает их для сбора и других культур, например, сои, кукурузы и прочих.

Виноград едят в свежем виде, а также делают из него сок, вино, изюм

Под понятие «культурные растения» попадают все дикие и сельскохозяйственные растения, которые выращивает человек для получения пищи, промышленного сырья, корма для скота и декоративных целей. Исходя из конечного назначения, все культурные растения классифицируются на 14 групп .

  • зерновые и хлебные злаки (пшеница, рис, кукуруза)
  • зерновые и крупяные культуры (ячмень, овес, рожь, просо, сорго)
  • зерновые и бобовые культуры (фасоль, соя, горох, чечевица, бобы, люпин, нут)
  • крахмалоносные растения (картофель, батат, маниок)
  • сахароносные растения (сахарный тростник, сахарная свекла)
  • масличные растения (маслина, подсолнечник, хлопок, лен, горчица, рапс)
  • волокнистые растения (хлопок, лен, конопля)
  • овощные растения (капуста, лук, чеснок, морковь, свекла, перец, огурец, томат)
  • бахчевые культуры (арбуз, дыня, тыква)
  • плодовые растения (яблоня, виноград, груша, вишня, слива, смородина, малина)
  • плодовые растения субтропиков (апельсин, мандарин, лимон, хурма, инжир)
  • плодовые растения тропиков (банан, ананас, манго, кокосовая пальма, киви)
  • стимулирующие растения (чайный куст, кофе, какао, кола, табак)
  • наркотические растения (мак, конопля, кока)

Помимо этого отдельные группы культурных растений составляют декоративные, домашние и пряные растения. Как таковой пользы от двух первых нет, но они выполняют эстетическую функцию. Пряные растения, обычно, улучшают аппетит.

Исследованием происхождения культурных растений наука занимается примерно два века. В конце XIX века швейцарский ботаник Альфонс Декандоль, сын одного из крупнейших ботаников Огюстена Декандоля, сформулировал идею центров происхождения культурных растений. Он предположил, что культурные растения начали выводиться человеком, жившим в предгорьях, а уж потом по мере освоения паводковых равнинных земель распространились по Земле. В пользу такого предположения говорит то, что условия для создания небольших участков для посева и полива из речушек и ручьев более легкие, чем условия на паводковых равнинных землях. Таким образом, получается, что известные нам древнейшие центры земледельческой культуры в междуречье Тигра и Евфрата и дельте Нила унаследовали и развили более ранние достижения человека и в этом смысле не могут считаться пионерскими.

Через полвека Николай Вавилов осуществил более 50 экспедиций по всему земному шару и доказал существование первичных и вторичных центров происхождения культурных растений. Была собрана их уникальная коллекция, спасенная героическими усилиями сотрудников института растениеводства во время блокады Ленинграда.

Кофе - главный продукт экспорта тропических стран

На всей Земле насчитывается 12 региональных центров происхождения культурных растений, однако все время появляются новые данные, и картину нельзя считать окончательной. Примерно равную обоснованность имеют три концепции происхождения культурных растений. По одной все культурные растения произошли из одного центра. По другой существовало несколько независимых очагов происхождения земледельческих культур. По третьей, диффузной, никаких центров не было вовсе. Некоторые специалисты полагают, что история народов и ландшафтов до того разнообразна, что все три концепции могут быть отчасти верными.

Возраст земледелия оказывается достаточно солидным. Первый интерес людей к пшенице и ячменю появился не менее 20 000 лет назад - таким сроком датируются остатки диких пшеницы и ячменя, найденные археологами на стоянках человека на территории современного Израиля. Самым древним находкам культурных пшеницы и ячменя из Иордании 11 000 лет. По оценкам ученых, процесс одомашнивания этих зерновых культур продолжался не менее тысячи лет. Он был вполне осознанным. Несмотря на различие природных условий и сельскохозяйственных традиций, разными народами созданы посевные растения с совершенно определенными, важными для хозяйствования признаками: неломким колосом, голозерностью, высокой продуктивностью и коротким периодом цветения и созревания. Генетические исследования показывают, что такая скорость выведения полезных сортов оказалась возможной, потому что для существенного изменения свойств растения нередко достаточно одной мутации.