Что нужно чтобы хорошо писать. Личное: Как научиться писать интересные тексты. Мозговой штурм при написании текста

В помощь начинающим авторам мы создали и без конца дорабатываем . (Недавно я узнала, что ее используют в качестве учебного пособия на одном уважаемом онлайн-курсе по писательству:)) А еще я постоянно обращаю внимание на статьи, в которых опытные писатели дают советы - как научиться писать интересно.

6. Хорошие тексты рождаются в результате переработки

Хороший писатель - не тот, у кого тексты сразу рождаются идеальными, а тот, кто тратит время на их оттачивание. Обычно идеи возникают в вашем мозгу не в том виде, в каком ими лучше всего делиться с другими людьми. Это требует работы. Эти слова нужно подчинить себе. Засучите рукава и боритесь с ними. Вот что говорит Стивен:

«Во многом советы писателям - это советы по доработке. Очень немногие люди достаточно талантливы, чтобы не только изложить сколько-нибудь правдоподобный аргумент, но при этом еще и сформулировать его ясными словами. Большинству авторов требуется два раза проработать текст, чтобы этого добиться, потому что тот порядок, в котором идеи приходят к автору, редко соответствует порядку, в котором их лучше всего потребляет читатель. Зачастую написание хорошего текста предполагает пересмотр и перестановку мыслей, чтобы читателю было легко за ними следить».

И если вы думаете, что СМС, e-мейлы и соцсети уничтожают словесность, то вы ошибаетесь. Как пишет исследователь Кристиан Раддер, «Twitter может даже улучшать качество текста, потому что заставляет людей втискивать смысл в ограниченное число знаков. Лингвисты также измерили лексическую плотность Твиттера и обнаружили, что она не просто выше, чем у e-мейлов, но и сопоставима с уровнем „умного“ журнала Slate».

Журналистам, вместе с которыми мы делали ежемесячный деловой журнал, я советовала «переспать» со статьей. После того, как текст как будто бы полностью готов, его нужно отложить. Лучше всего - до завтра. А на следующий день прочитать свежим взглядом от корки до корки. Однако не забывайте о том, что лучшее - враг хорошего. И хотя я отлично представляю, как трудно бывает усмирить свой перфекционизм (этот материал я перерабатываю уже в четвертый раз), примите как факт: всех косяков не отследить и не исправить. Пусть уж на сайте появится статья с ошибкой, чем не появится никакой.

Подведем итог

Шесть советов от Стивена, которые сделают ваш текст классным:

  1. Пишите, как говорите, рисуйте картинки, рассказывайте истории. Будьте конкретны, помогите читателю увидеть все своими глазами и не пытайтесь произвести на него впечатление.
  2. Остерегайтесь «проклятия знания». Попросите кого-нибудь прочитать ваш текст и оценить - насколько он доступен для понимания. Не доверяйте своему мозгу.
  3. Не прячьте смысл. Если читатели не понимают, о чем идет речь, они теряют интерес к чтению.
  4. Не обязательно писать строго по правилам. Иногда можно их нарушить.
  5. Читайте больше. Никогда не прекращайте учиться.
  6. «Хороший текст» означает «перечитанный и переработанный». Никогда не нажимайте «отправить» прежде, чем прочтете вашу статью несколько раз. Но не пытайтесь довести его до идеала.

Оригинал статьи Эрика Баркера

Рэп в последние десятилетия очень популярен среди молодежи самых разных стран. Многие его просто слушают, некоторые придерживаются еще и соответственного стиля одежды и образа жизни. Но есть и творческие личности, которые хотят реализовать себя в музыке. Но как это сделать? Как сочинять рэп? Есть некоторые базовые моменты.

Выбор ритма

Как сочинять рэп? Обычно в самом начале процесса создания песни рождается мелодия, а затем уже и текст. Рэп-исполнители поступают аналогично - вначале идет «чувство ритма», а затем на него ложатся слова. Именно поэтому можно сказать, что ритм - это основа песни. Важно, чтобы текст подходил под данную музыку. Например, под явно минорную лирическую мелодию не годится оптимистический, юморной и веселый текст. Для тренировки вы можете взять несколько своих самых любимых ритмов. Необходимо полностью доверять своей интуиции и музыкальному чутью.

«Чужой» ритм

Как сочинить рэп? Для начала необходимо научится попадать в ритм. Прежде чем останавливаться на одной вариации, нужно прослушать большое количество самых разных. Слушая ритмы, можно представлять, какой смысл был бы заложен в слова, которые могли подойти под данный ритмический рисунок. Только таким образом можно ответить на интересующий нас вопрос. Даже если появилась идея песни (текста, стихов), постарайтесь выбрать несколько вариантов музыкального сопровождения. Можно взять для начала ритм из соул-песни или старого джаза - так делали и делают многие известные хип-хоп артисты. Итак, как сочинять рэп? Прежде всего, нужно найти свой ритмический рисунок.

«Свой» ритм

После этого нужно попробовать сочинить ритм самостоятельно. Для этого можно использовать компьютер и программы для виртуального создания музыки, к примеру, «ФЛ-Студио» или «Кубейс». Как сочинять рэп? Как придумать для него ритм? Это можно сделать с помощью виртуальной драм-машинки. Канонической является Roland TR 808. Многие классические треки написаны с ее помощью. В ней есть множество разных звучаний барабанов, тарелок, рабочих, трещоток и просто звуков перкуссий, которые можно программировать и создавать разные ритмические рисунки, а затем обрабатывать их для получения уникальной дорожки.

Мелодия

Как сочинять рэп? Основой должна выступать музыка, поэтому после создания ритма надо определится с мелодией под него. Можно подобрать уже существующую и слегка ее видоизменить. После этого надо попробовать записать так называемый черновой трек. Не нужно расстраиваться, если он получился не таким, каким слышится в голове. Первый блин всегда комом. Однако, прослушивая его, можно (и нужно) искать свои ошибки и анализировать их.

Мозговой штурм при написании текста

Как научиться сочинять рэп на ходу? Это так называемый фристайл - высшая степень мастерства рэпера. Естественно, достичь этого быстро невозможно. Но можно над этим работать.

Имея на руках написанные ритм и мелодию, необходимо пытаться импровизировать под них. Не нужно браться за ручку и бумагу - это должен быть чистый полет фантазии. Вначале мысли будут спутанными, рифмы - плохими. Но со временем они начнут складываться вместе в уже оформленные куплеты. И их уже можно будет записывать и комбинировать.

Как научиться сочинять рэп? Следуйте описанным выше советам. Именно таким образом учились создавать музыку многие таланты современности. Наращивайте текстовую массу.

Как сочинять рэп? Необходимо выбрать ключевые пункты из записанных куплетов. Наполняйте текст идиомами и метафорами. Как сочинять рэп на ходу? Очень важно быть убедительным. Концентрируйтесь на наиболее запоминающихся образах и строчках. Лучше отказаться от всего, что не соответствует интонации, настроению, истории или теме. Если сложно определить подходящее и неподходящее, можно использовать один незамысловатый трюк: спойте песню по памяти, не глядя в текст. Если вспомнить определенный момент сложно, значит, с большой долей вероятности, он является слабой частью материала. Такой текст подлежит переработке или вырезанию вообще. Особенно это важно, если будущий исполнитель задумался над тем, как сочинить рэп про любовь. Эта интимная тема не должна содержать в лирике ничего лишнего, иначе быстро испортит впечатление слушателя.

Но какой длины должна быть песня? В среднем это два-три куплета по нескольку десятков тактов и три-четыре припева. В припеве количество строк может быть разным, но не рекомендуется записывать их слишком много, так как хук должен быть запоминающимся.

Рифмы на ходу

Как сочинять рэп где угодно? Просто надо позволить мыслями течь свободно. Держите при себе записную книжку везде - в транспорте, во время совершения покупок, на работе. Как часто говорится в интервью с рэперами, очень популярным местом для написания текстов является душ, а временем - момент перед сном/после пробуждения. Важно не упустить находку, а сразу записать ее. Не стоит зацикливаться на мысли «как научиться сочинять рэп на ходу». После того как блокнот будет исписан строчками текстов, можно начинать редактировать их: разбирать, какие рифмы и темы получаются лучше, какие - хуже и так далее.

Важность хорошего хука

Когда человек пишет доклад, он начинает с тезиса. Но как применить это правило к музыке? И при этом как сочинять рэп? Начать следует с хука. Этот момент в песне еще называют просто припевом. Хук не только отражает саму суть и основную тему композиции. Он должен быть цепляющим и уникальным. Хороший хук - основа для ритма и текста. Если вы не знаете, как сочинять рэп сразу, на ходу, то можно взять строчки из другой песни и перефразировать их «под себя».

Структурирование песни

После создания ритма, мелодии и текста необходимо сложить финальную версию песни. Начинать куплет можно с любой части текста, а заканчивать нужно строчками, которые несут основную идею в себе. Как сочинить рэп? Наиболее популярной структурой является такая: вступление вначале, затем куплет и припев, снова повторяющиеся куплет и припев, после этого может идти проигрыш или еще какие-либо вставки, а затем снова припев (иногда можно повторить его несколько раз, или сделать модуляцию - переход в другую тональность). Концовка тоже может быть разной: можно резко оборвать песню, можно закончить речитативом под минимальный аккомпанемент, просто декламацией, уйти «на фэйд» (то есть когда песня постепенно затихает). В песне может быть вставка (соло) на каком-либо инструменте. Ее можно ввести, например, перед последним припевом. Очень интересным является использование бэк-вокала (дополнительного, «на подпевках»). Это могут быть как голоса заинтересованных друзей, так и ваш собственный, но в этом случае его придется слегка изменить.

Любому человеку под силу написать песню! Для этого потребуются лишь базовое умение играть на мелодическом музыкальном инструменте, например, на гитаре или фортепиано, и знание надлежащей методологии работы. А если вы умеете придумывать различные идейные задумки мелодий, сочинять песенную лирику и объединять все это воедино, то вполне можете считать себя автором песен. Возможно, что вскоре непостижимым для себя образом вы уже будете исполнять свою песню на сцене перед ревущей от восторга толпой поклонников!

Шаги

Часть 1

Сочинение мелодии

    Определитесь с жанром сочиняемой песни. Различные музыкальные жанры обладают определенными специфическими особенностями, которые при желании можно использовать в своей песне. Если вы стремитесь написать песню в русском народном стиле, возможно, вы захотите использовать в работе гармонь и строить мелодию и слова к ней под тему утраты и жизненных трудностей. Если вы хотите сочинять в стиле рока, можно, например, работать с электрогитарой и строить мощные аккорды и лирику на тему какого-нибудь восстания.

    Выберите темп и музыкальный размер, которые наилучшим образом подойдут для настроения и жанра сочиняемой мелодии. Более быстрые темпы и тактовые размеры лучше подходят для радостных или хаотичных песен, например, в стиле техно или панк-рока. Печальные или эмоциональные песни, например, в народном или в поп-стиле, обычно обладают более медленным темпом и тактовым размером. Если ваша песня не удовлетворяет предложенным вариантам, в качестве темпа можно выбрать для себя нечто среднее, что типично для классической рок-музыки.

    Придумайте базовую мелодию на гитаре или фортепиано. Даже если вы не намереваетесь использовать эти инструменты в конечном варианте песни, они позволят вам легко экспериментировать на этапе создания мелодии. Начните с работы с обычными нотами, такими как до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Держите в уме предполагаемую тематику песни и расположите ноты в таком порядке, который мог бы передать необходимое настроение.

  1. Развейте мелодию, переложив ее в другие мажорные или минорные тональности. Используйте такую тональность исполнения мелодии, которая лучшим образом передаст настроение песни. Экспериментируйте с различными вариантами мелодии, пока не найдете то, что будет правильно звучать и интонировать. Мажорные тональности обычно считаются веселыми, радостными и энергичными. Минорные тональности чаще бывают меланхоличными и эмоциональными.

    • Например, тональность ре минор зачастую считается самой печальной.
    • До мажор - одна из самых радостных по звучанию тональностей.
    • В зависимости от выбранной для песни темы, можно также варьировать мажорные и минорные тональности, чтобы передать разнообразие чувств.

The Village продолжает пропагандировать эффективное самообразование. На этой неделе мы решили узнать, как усовершенствовать свои писательские навыки, чтобы написать роман, сценарий, достойную колонку или безукоризненный репортаж. Редактор The Village Weekend выбрала несколько книг, курсов и лекций по теме, а также узнала у экспертов, возможно ли самому научиться писать легко и интересно.

Сергей Волков

доцент факультета филологии НИУ ВШЭ, преподаватель истории русской литературы в Школе-студии МХАТ, главный редактор журнала «Литература»

Само понятие «хорошо писать» весьма относительно . Хорошо - для кого? Одним читателям покажется, что написано хорошо, другие будут воротить нос. Это как с певцами: в принципе, в ноты все попадают, но кого-то ты слушаешь как заворожённый, а кого-то терпеть не можешь. Но у него есть свои поклонники, которые, в свою очередь, могут не выносить твоего кумира.

Впрочем, если особо не мудрить, то хорошо писать - это писать ясно, понятно, образно, структурно и по делу. Так, чтобы было чем поживиться читательским мозгам и от чего испытать чувственное удовольствие. Языковое чувство - тоже чувство, и его надо лелеять в себе и удовлетворять в других.

Поэтому, прежде всего, у пишущего должно быть что сказать. У него должна быть мысль. В процессе писания она может разветвляться и усложняться, но исходный сгусток должен существовать до текста. Или не мысль, а образ. Какая-то плотная пульсирующая зона, побуждающая к тому, чтобы в эту пульсацию впасть. Вообще желание и побуждение для писания так же важны, как для любви.

И второе. Чтобы уметь писать - надо писать. Постоянно. Нельзя теоретически научиться ездить на велосипеде. Чтобы ездить - надо ездить. Каждый день. Садиться и крутить педали. Падать, вставать и снова садиться. Хорошим «велосипедом» для пишущего может стать блог, страничка в соцсетях. Туда можно писать коротко, потихоньку приучаясь выражать то, что ты думаешь и чувствуешь, как можно более точно. И здесь же есть возможность получить обратную связь от читателей.

Ради тренировки можно писать обо всём: подслушанный в метро разговор, неожиданный снегопад в апреле, пришедшее в голову воспоминание из детства. Главное - найти «разность потенциалов», какое-то напряжение между двумя полюсами, началом и концом зарисовки, сознательно устроить в своём рассказе какое-то противостояние элементов. Чтобы на этот крючок попался читатель и уже не слезал с него.

А чтобы увидеть, как это делать, надо читать. Как можно больше разного. Не только художественные тексты, но и публицистику, хорошие научные тексты, записные книжки, мемуары и письма. И тех, кто активно и хорошо - с вашей точки зрения - пишет в Сети. Можно и поподражать кому-то вначале - для ученичества полезно. Осваивая разные манеры и стили, вы постепенно находите свой.

Вот чего далеко ходить: возьмите и напишите пародию на мои рацеи о том, что значит «хорошо писать». Если вам удастся поймать некоторые особенности только что прочитанного текста и повторить их, гротескно преувеличив, - это будет здорово. Зааплодирую первым.

Конечно, писательский навык можно развить: если бы я не был в этом убеждён, я бы не вёл литературные курсы вот уже шестой год. Все наши навыки опираются на какую-то природную склонность, но без должного развития этой склонности ничего не получится. В этом смысле ремесло профессионального составителя текстов ничем не отличается от ремесла музыканта. На мои курсы приходят люди скорее начинающие и даже любопытствующие, которые имеют некоторую предрасположенность, но обстоятельства ранее не позволяли эту предрасположенность реализовать. Не меньше половины приходящих - люди, работающие в PR и журналистике, то есть умеющие составлять тексты и нуждающиеся в толчке для перехода грани между журналистикой и литературой. Я по мере сил стараюсь помочь им преодолеть эту грань. Наши курсы устроены как семинарские занятия: сначала я читаю лекцию на определённую «техническую» тему, а потом задаю писать этюды, которые проверяются в классе. Мы устраиваем круговые семинарские обсуждения с их коллегами и товарищами, а я на правах мэтра эти обсуждения подытоживаю. Я не изобретаю велосипед: именно так работают литературные семинары в моём родном .

Есть ряд ошибок, которые допускают начинающие авторы. Всё зависит от бэкграунда, с которым они приходят. Если автор приходит с журналистским бэкграундом, то он чувствует ритм фразы, знает, что нельзя дважды в одном предложении ставить слово «был», но у него есть провалы и изъяны в сюжетосложении. Тогда я ему подсказываю, что финал из произошедшего не вытекает логически, что экспозиция слишком затянута. Как правило, это случается из-за того, что сочинённый текст слишком близко связан с биографией самого автора (что совершенно нормально для первой, второй, третьей книги: вспомним Толстого с его «Отрочеством»), и говорит о том, что литературные законы отличаются от законов жизни. А есть люди с другим бэкграундом - простите меня за некоторую гендерную неполиткорректность, - как правило, взрослые, сложившиеся мужчины, которым есть что сказать. Они делают простейшие ошибки на уровне фразы - то самое двойное «был». Я им это показываю. То есть занимаюсь тем, чем занимается редактор в издательстве.

Осенью, если на землю не обрушится комета, я продолжу вести такие курсы и по-прежнему испытываю по этому поводу большой энтузиазм. Мне будет легче, потому что в этом году запустилось сразу несколько подобных проектов - попробуйте набрать в «Яндексе» «литературные курсы Москва» и посмотреть на подборку. Это все мои друзья, и я рад за них, потому что пока этот рынок представляет собой зияющую пустыню.

Олег Кашин

журналист

Надо много читать, я бы даже сказал - читать всё , то есть не составлять себе списков авторов, СМИ или книг, а реально читать всё подряд, включая всякий информационный мусор. Надо иметь представление, что и как уже написано, как сейчас пишут, как не пишут. В любом деле важнее всего система координат, в которой ты существуешь. Для пишущего человека такой системой должны быть все тексты, которые ему доступны.

Писательский блок или, наоборот, вдохновение - это не то чтобы миф, но что-то близкое к этому. Пусть Лев Толстой, царствие ему небесное, страдает от писательского блока, он гений, ему можно. Мы с вами люди простые, у нас дедлайн, и от нас ждут текста, всё остальное - глупости. В молодости у меня были проблемы, когда я долго не мог начать текст, и тогда я открывал окно нового поста в ЖЖ или нового письма в почте, писал там, и всё получалось сразу, потому что написать письмо или пост проще, чем статью. Очень помогает придумать конкретного адресата, к которому обращён текст: вот как будто ты персонально ему рассказываешь эту историю, ориентируясь на то, что ему будет интересно, сколько минут он будет тебя непрерывно слушать (а потом надо отвлечься, как-то пошутить или сменить тему) и тому подобное. А секрет хорошего текста на то и секрет, что никто его не знает и предугадать, получится текст или нет, по-моему, просто нельзя.

Что читать

Кристофер Воглер. «Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино »

Свежеизданный на русском языке учебник по сценарному мастерству от одного из ведущих сценаристов и кинопродюсеров, консультанта голливудских киностудий, принимавшего участие в создании, например, «Бойцовского клуба» и «Короля Льва».

Юрген Вольф. «Литературный мастер-класс. Учитесь у Толстого, Чехова, Диккенса, Хэмингуэя и многих других современных авторов »

Как составить распорядок дня и заработать на творчестве, почему Джон Ирвинг писал без отдыха, а Клайв Стейплз Льюис - с пяти до семи вечера и кто считал, что писатели не должны встречаться друг с другом, - в своей увлекательной, и притом полезной, книге рассказывает писатель Юрген Вольф.

Роберт Макки. «История на миллион. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только »

Ещё одна важная книга для сценаристов от наставника 35 оскароносных авторов, Питера Джексона, Джулии Робертс и доброй половины сотрудников Paramount и Pixar. В своём неоднократно переиздававшемся труде Роберт Макки подходит к сторителлингу системно, предлагая отказаться от набора сюжетов и придумать для истории драматическую структуру.

Марк Уайтхаус, Максим Трудолюбов, Александр Гордеев, Леонид Бершидский. «Догма газеты „Ведомости“ »

Обязательное чтение для молодых журналистов: не только о беспристрастной работе с фактами и правах интервьюера, но и о бессмысленности слов «очевидно» и «своеобразный».

Лидия Чуковская. «В лаборатории редактора »

Трогательная книга литературного редактора, писательницы и дочери Корнея Чуковского о том, с чем сталкивались редакторы прозы в советских журналах, как пишут одарённые писатели и почему некоторым авторам стилистическими правками не поможешь.

Что смотреть

Джулиан Фридман - об искусстве сторителлинга

Литературный агент с 30-летним стажем рассказывает, как из 6 тысяч заявок от молодых писателей ему каждый год приходится отбирать шесть.

Светлана Рейтер - о том, как писать репортаж и расследование

Мастер-класс бывшего спецкорреспондента Lenta.ru и автора многочисленных расследований «РБК».

Дмитрий Быков - о том, где искать сюжет и что дозволено писателю

Небольшое интервью, кажется, самого плодовитого современного российского писателя и публициста о том, в чём заключается миссия автора и почему ему разрешён промискуитет.

Arzamas. «Русская классика. Начало»

Как Толстой хотел написать роман о декабристах, а написал «Войну и мир», зачем Лермонтов переносит развязку в начало «Героя нашего времени» и другие секреты классических произведений XIX века, полезные всякому, кто задумал стать автором сам, - в специальном проекте Arzamas.

Где учиться

Creative Writing School

Лауреат Бунинской премии, литературовед и профессор НИУ ВШЭ Майя Кучерская запускает Школу писательского мастерства, в которой профессиональные авторы (среди них Дмитрий Быков, Александр Архангельский и Авдотья Смирнова) будут учить слушателей писать рассказы, биографии и сценарии, а также расскажут об особенностях российского книжного рынка. Набор на мастерскую прозы уже закрыт, в мастерских по биографии, переводу и сценарию ещё осталось несколько мест.

Где: Библиотека-читальня имени Тургенева

Стоимость: 20 тысяч рублей/курс

Школа редакторов

Дизайн-бюро Артёма Горбунова открывает школу, в которой научат редактуре, типографике, вёрстке, проектированию интерфейса, управлению проектами, переговорам и работе с клиентом, а также «юридической стороне творчества». Лучшим выпускникам школы после почти годового обучения предложат работу в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», компаниях «Актион» и SuperJob, а также в самом бюро.

Где: дистанционно

Стоимость: от 40 тысяч за одну степень обучения. Есть 10 бесплатных мест.

Хочешь от жизни большего?

Подпишись и получай больше интересных статей вместе с подарками и бонусами.

Более 2000 человек уже подписались на лучшие материалы недели

Отлично, теперь проверь почту и подтверди подписку.

Ой, что-то пошло не так попробуйте еще раз 🙁

Текст влияет на всю нашу жизнь. Мы сталкиваемся с ним ежедневно и очень много пишем: на учебе, работе, для постов в соцсетях… Зачастую по текстам нас оценивают, составляют мнение о нас.

Почему так трудно написать текст? Ведь хочется уметь писать так, чтобы люди нас понимали, хотели читать еще и еще. ..Так как же сделать, чтобы вам не был мучительно стыдно за свои тексты? Как научиться писать интереснейшие статьи?

Читайте советы о том, как научиться писать тексты!

1. Визуализируйте все, о чем пишите

80% информации, которую человек получает ежесекундно, он получает с помощью зрения. Логично, что если мы хотим донести до читателя максимум информации, то нужно использовать самый эффективный путь.

Ученые доказали, что лучше всего воспринимаются тексты, в которых прописаны конкретные выражения, позволяющие сформировать определенный образ.

Чтобы читатель от «Вроде понятно» пришел к «Я понял», нужно визуализировать для него образы.

2. Вступайте в диалог с читателем

Они пытаются выглядеть умнее, вставляют профессионализмы (а зачастую и канцеляризмы) направо и налево, используют выражения а ля «Как мы все знаем…» или «Очевидно, что…» в тех случаях, когда все на самом деле далеко не очевидно. Пишут длинными сложночитаемыми предложениями и так далее.

В большинстве случаев читатели разделятся на две половины: одни поверят в «великий гений» такого автора, а их самооценка упадет ниже плинтуса, другие скажут: «Да кто ты вообще такой, что передо мной хохлишься?» и перестанут читать. Поэтому не надо так писать.

Классические тексты, в которых предполагается равенство между автором и читателем, помогают последнему почувствовать себя гением

Стивен Пинкер, лингвист Гарвардского университета

А как надо правильно писать?

Надо быть с читателем на одном уровне. Используйте так называемые «кулерный тест»: Представьте, что вы читаете свой материал приятелю, с которым встретились у кулера на работе. А еще лучше, дайте прочитать текст кому-нибудь другому. Другу, коллеге, любимому человеку. И задайте три вопроса:

Приятно ли ему будет вас слушать?

Поймет ли он вас?

Сделает ли правильные выводы?

Если ответ на все три вопроса «да», то вы написали отличный материал.

В молодости у меня были проблемы, когда я долго не мог начать текст, и тогда я открывал окно нового поста в «Живой Журнал» или нового письма в почте, писал там, и всё получалось сразу, потому что написать письмо или пост проще, чем статью. Очень помогает придумать конкретного адресата, к которому обращён текст: вот как будто ты персонально ему рассказываешь эту историю, ориентируясь на то, что ему будет интересно, сколько минут он будет тебя непрерывно слушать (а потом надо отвлечься, как-то пошутить или сменить тему) и тому подобное

В общем, разговаривайте с читателем, как с другом, тогда даже самые требовательные и занятые люди найдут время на ваш текст или статью.

3. Не тяните, скрывая главное

В самом начале материала подарите читателю главную мысль. Если он не поймет, в чем тут «соль», то воспринимать текст будет тяжело.

Представьте, что главному редактору спортивного издания скажут, что юношеская сборная России обыграла своих ровесников из Испании. Несмотря на то, что это сфера его профессиональных компетенций, он ничего не поймет.

Какая сборная? Юношеская — это и до 18, и до 16, и до 14. В каком виде спорта обыграла? Футбол? Баскетбол? Хоккей? Возникает масса вопросов даже у подкованного в теме человека.

А что если ваш читатель — новичок? Он не поймет ничего и почувствует себя идиотом. Это негативные эмоции. Они ассоциируются с вашим блогом, либо изданием. Итог — вы потеряете читателя. Это плохо.

Поэтому всегда выдавайте основную мысль в начале, чтобы читатель мог ориентируясь на нее воспринимать материал. В интриге нет никакого смысла, если человеку непонятно, о чем вы тут рассказываете. Тогда он бросает читать.

4. Откладывайте текст в «долгий ящик»

После того, как написанный материал приведен к оптимальному виду (с вашей точки зрения), закройте его и отложите до следующего дня. Займитесь другими делами. Можно начать работу над следующим текстом, главное — к уже написанному больше не прикасайтесь.

На следующий день откройте материал и перечитайте еще раз. Вероятнее всего, будут детали, которые захочется исправить, дописать или поменять. Исправьте, но на этом лучше остановиться.

Окончательное редактирование материала проводите не раньше, чем через сутки после его написания.

5. Всегда проверяйте орфографию и пунктуацию!

Банальные ошибки в написании слов или постановки запятых могут серьезно испортить о вас впечатление.

Если с вами периодически случаются такие казусы, то глупо предлагать вам повторить школьный курс русского языка. Вероятнее всего, у вас на это нет времени.

В таком случае, постарайтесь проверять свои тексты через специализированные онлайн — сервисы или в Microsoft Word.

Сервисы для проверки орфографии и пунктуации в тексте:

  • http://text.ru/spelling — простой и понятный сервис для быстрой проверки текста, там же можно проверить уникальность текста;
  • https://www.artlebedev.ru/tools/ — набор из нескольких крутых сервисов на каждый день для профессионального копирайтера и журналиста;
  • https://tech.yandex.ru/speller/ — сервис от компании Яндекс для проверки грамотности текста, можно встроить в свой сайт.

Лучше 100 раз проверить и убедиться что все хорошо, чем один раз расслабиться и потом краснеть. Всегда проверяйте написанный текст на грамотность!

6. Пишите как можно больше

Тут все также, как с ездой на велосипеде: невозможно научиться кататься в теории. Нужно просто брать и ехать! Падать, подниматься и пытаться снова. По-другому никак.

С текстом точно так же, как с великом. Нужно писать каждый день, регулярно, постоянно. Жить этим делом. Ни дня без строчки. Тогда и только тогда вы сможете стать по-настоящему профессиональным копирайтером или журналистом.

Пишите каждый день, набивайте руку.

  • Стивен Кинг пишет 6 страниц в день,
  • Джеймс Паттерсон — 4 страницы,
  • Джеймс Джойс считал удачным день, когда он добавлял в текст 6 новых букв.
  • А вы сколько страниц (слов, знаков) пишете в день?

7. Читайте как можно больше

Хорошо писать невозможно, если вы не проводите за книгами хотя бы несколько часов в день. Когда мы читаем, в голове откладываются новые слова и выражения, обновляются старые, перенимается стилистика и манера правильной речи.

Читайте классическую литературу. Но не забывайте почитать и что-нибудь другое - иногда полезно перенести свое внимание даже на откровенный «шлак», чтобы уметь отличать одно от другого.

Надо много читать, я бы даже сказал — читайте все. Не составляйте себе списков авторов, СМИ или книг, а реально читайте всё подряд, включая всякий информационный мусор. Нужно иметь представление: что и как уже написано, как сейчас пишут, как не пишут. В любом деле важнее всего система координат, в которой ты существуешь. Для пишущего человека такой системой должны быть все тексты, которые ему доступны

Олег Кашин

В начале не зазорно пытаться подражать известному автору. В этом нет ничего страшного, сам А.С. Пушкин в юности подражал, например, Байрону (известный английский поэт-романтика XIX века).