И я яковлев биография на чувашском языке. Инспектор чувашских школ. И. Я. Яковлев как писатель, переводчик и издатель

Презентация на тему: Иван Яковлевич Яковлев – просветитель чувашского народа



































1 из 34

Презентация на тему: Иван Яковлевич Яковлев – просветитель чувашского народа

№ слайда 1 https://fs1.ppt4web.ru/images/2692/52310/310/img1.jpg" alt="И.Я.Яковлев родился 25 апреля 1848 года в деревне Кошки-Новотимбаево Буинского у" title="И.Я.Яковлев родился 25 апреля 1848 года в деревне Кошки-Новотимбаево Буинского у">

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Иван Яковлевич Яковлев – выдающийся просветитель, гуманист и демократ. Он создал педагогическую систему, где достижения теории сочетаются с народными традициями. И. Я. Яковлев заложил основы среднего и высшего образования. Основанная им Симбирская школа явилась могучим очагом просвещения и культуры, центром подготовки кадров для чувашского народа

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Семья ЯковлеваЖенился И.Я.Яковлев в 1877г. на Екатерине Алексеевне Бобровниковой, сироте, которую вырастила и воспитала семья директора Казанской инородческой учительской семинарии профессора Н.И. Ильминского. Создался необычный союз людей, которые прошли трудный путь жизни. У них родилось трое детей: Алексей (член-корреспондент АН СССР, профессор), Лидия (искусствовед, переводчик) и Николай (инженер, музыкант). Ныне их внуки и правнуки живут и трудятся не только в России, но и за рубежом, продолжая замечательные традиции своего прародителя.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

№ слайда 16

Описание слайда:

Новый алфавит и издание книгС 1873 г. И.Я.Яковлев вместе со своими учениками начал издавать двуязычный (чувашский и русский) букварь. Издание таких букварей продолжалось до 1919 г. После окончания университета Яковлев организует Переводческую комиссию из числа преподавателей и учащихся. Их силами переведены и изданы учебные книги К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.Баранова и других, а также произведения классиков русской и зарубежной литературы. В Симбирске был создан издательский центр, открыты книжные склады для распространения дешевых книг среди сельского населения.

№ слайда 17

Описание слайда:

Рост Симбирской чувашской школыЧастная школа И.Я.Яковлева просуществовала около трех лет. В 1871 г. она стала образовательным учреждением Министерства народного просвещения. После этого школа постепенно расширялась: появились женское отделение, учебно-производственные мастерские, домовая церковь и т.д. В 1920 г. на базе школы возник институт народного образования – первый вуз в истории чувашского народа. В одном из зданий этого института ныне находится Государственный музей И.Я.Яковлева и его школы

№ слайда 18

Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

№ слайда 20

№ слайда 21

Описание слайда:

№ слайда 22

Описание слайда:

№ слайда 23

Описание слайда:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Обращаюсь к вам первым, друзья и родичи мои чуваши. О вас болел я душой, к вам в этот час обращается мысль моя, и вам хочу сказать мои последние пожелания. - Крепче всего берегите величайшую святыню – веру в Бога. Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает и ободряет душу в часы несчастья и горя, очищает и просветляет ее в счастье и удаче. С верой в Бога не страшны жизненные испытания; без веры в Него холодно и мрачно на земле. Веруйте, что есть Высший мироздатель за добро и за зло, что есть Высшая правда, есть Божий суд, грозный и праведный. -Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли. Народ этот принял вас в свою семью, как братьев не обидел и не унизил вас. Ведомый Провидением к великим, нам незримым целям, народ этот да будет руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него. Трудна была жизнь этого народа, много горестей и несчастий встретил он на своем долгом и скорбном пути, но он не угасил в себе светочей духа и не утратил понимания своего высокого призвания.

№ слайда 24

Описание слайда:

Да будет его радости вашими радостями, его горести вашими горестями, и вы приобщитесь к его светлому будущему и грядущему величию. Народ этот не обидел вас в прошлом, он не обидит вас и в будущем. Любите его и сближайтесь с ним. На всяком поле есть плевелы, но мой долгий опыт да будет порукой тому, что среди русского народа вы всегда встретите добрых и умных людей, которые помогут вашему правому делу. Русский народ выстрадал свою правду, и, нет сомнения, правдой этой он поделится с вами. Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью. Залогом и путеводной звездой да послужит бессмертное имя учителя моего Николая Ивановича Ильминского, олицетворяющего для меня все величие и всю красоту русского народного характера. - Обращаюсь к тем из вас, кому выпало счастье получить образование. Помните, что вы сами должны помогать своим бедным и обездоленным сородичам, не надеясь на то, что помощь к ним придет откуда-нибудь со стороны. Помните, что долг работать над просвещением чуваш лежит прежде всего на вас, на людях, которые вышли из их же среды. Возвращайтесь же к своим соплеменникам с сокровищами научного знания, насаждайте среди них понятия гражданственности, учите их закону и праву: заботу об этом должны взять на себя вы, выходцы из народа

№ слайда 25

Описание слайда:

Не гнушайтесь бедности, слабости и невежества своих сородичей: из них вы вышли, и для них вы должны поработать, чтобы заплатить ваш долг за полученное за счет народа образование. Любовь народная вознаградит вас за то, что вы не забудете вашего долга перед своими младшими братьями. - Помните, что владеть сердцем народным вы сможете, только если не будете чуждаться языка народного. В обращении к родному языку нет измены русскому делу: служить великому русскому отечеству можно, не забывая родного языка, воспринятого от матерей ваших. - Доделайте то, что может быть, не удастся закончить мне: дайте чувашскому народу Священное писание полностью, завершив перевод Ветхого завета. Послужите делу христианского просвещения, распространяя свет Евангелия среди многочисленных народностей, населяющих русский Восток: по языку и духу вы ближе к этим народностям, чем сами русские. Работой на этой обширной ниве вы заплатите русскому народу часть того великого долга, которым вы обязаны ему, получив из его рук свет веры Христовой.- Берегите семью: в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чуваш. Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье – защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если обережете семью, обережете детей и создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда.- Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей, помните о великом завете Спасителя: любите и ненавидящих вас, и твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисхождения.

№ слайда 26

Описание слайда:

Верьте в силу мирного труда и любите его. Делайте самое маленькое дело терпеливо и с любовью, не ропщите на размеры жизненной задачи. Самое малое дело можно осветить и осмыслить любовным к нему отношением и самое большое можно уронить и обесславить отношением небрежным и нерадивым. Счастье и успех придут ко всякому, мирно и с любовью совершаемому делу. Бойтесь путей кривых и обходных: успехи, достигаемые нечистыми средствам, – успехи непрочные и временные. Вот все, что я хочу сказать вам, готовясь предстать перед высшим Судией. Если в ком есть память о вольной или невольной обиде, мною причиненной, прошу простить меня и помолиться обо мне. Сердечно благодарю за тепло и ласку, которыми не по заслугам моим дарили меня вы, мои соплеменники, и многие, многие русские люди, приходившие с открытым сердцем на помощь моему делу. Горячую благодарность приношу всем товарищам и сотрудникам моим по работе: без их бескорыстного усердия был бы невозможен и мой труд. Шлю привет непосредственным ученикам моим. Учебные часы, среди них проведенные были отрадными часами моей жизни. Да сохранит и да обережет вас Бог в жизненных путях ваших.

Описание слайда:

Опубликованные трудыУчебники И.Я. Яковлева -Букварь для чуваш. Казань, 1872 (издавался до 1919 г.) -Первоначальный учебник русского языка для чуваш, вып.1, Казань, 1892.-Букварь для чуваш. Часть вторая. Русские разговорные уроки. Изд. 16-е Православного Миссионерского Общества. Симбирск, 1904.-Первая книга для чтения после букваря на чувашском языке. Симбирск, 1909 (в соавторстве с К.В.Ивановым). Книги, брошюры, статьи и письма-Протоиерей Алексей Иванович Баратынский. Казань, 1895.-Временные педагогические курсы, устроенные при Симбирской чувашской учительской школе в 1891 году для учителей чувашских школ (с кратким очерком таких же курсов 1884 года). Симбирск, 1899.-Краткий очерк Симбирской чувашской школы (по случаю сорокалетия. 1868-1908). Симбирск, 1908.- На память о 40-летии Симбирской чувашской школы. Симбирск,1910 (с предисловием Н.И.Колосова).-Отчет о состоянии сельскохозяйственной фермы Симбирской чувашской учительской школы за 1912 год. Симбирск, 1913 (с приложением документов).-Война и чувашская школа в Симбирске. Симбирск, 1915. -Материалы к истории Симбирской чувашской школы, мужского и женского при ней приходских училищ с трехлетними педагогическими курсами. Симбирск, 1915

№ слайда 31

Описание слайда:

Отчет о состоянии Симбирской чувашской школы за первую половину 1875 – 1876 учебного года. Сначала был опубликован в журнале «Циркуляр по Казанскому учебному округу», 1876, № 3. С. 147-171, потом вышел отдельной брошюрой (Симбирск, 1876).-Положение о Симбирской чувашской учительской школе. Симбирск, 1890.-Отчет о состоянии сельскохозяйственной фермы Симбирского общества, переданной в ведение Симбирской чувашской учительской школы с 15 марта 1893 года по январь 1894 года. Симбирск, 1895.-Поездка воспитанников Симбирской чувашской учительской школы и воспитанниц женского при ней училища в Казань, Н. Новгород, Кострому, Ярославль, Сергиеву Лавру и Москву летом 1896. См. также «Циркуляр по Казанскому учебному округу», 1896, № 10. С. 494-509.-Соображения о распространении женского образования между чувашами. Симбирск, 1897. то же в журнале «Православный благовестник», 1897, № 5. С. 227-232; № 6. С. 264-269; № 7. С. 317-324.-Устав Православного Святодуховского Братства при церкви Симбирской чувашской учительской школы и женского при ней училища. Симбирск, 1898.-Проект устава Православного Святодуховского духовно-просветительного Братства при храме Симбирской чувашской учительской школы и женского при ней училища. Симбирск, 1911.-Проект устава Церковного чувашского трудового женского общежития на речке Вараксарарке. Симбирск, 1911.-Краткий очерк Симбирской чувашской учительской школы (по случаю сорокалетия 1868-1908). Симбирск, 1908.-Очерк возникновения женского при Симбирской чувашской школе училища. Симбирск, 1911.И многие другие.

№ слайда 32

Описание слайда:

Награды1.Орден св. Станислава 3 степени. Награжден 26 декабря 1878 г. – «за отлично-усердную службу».2. Орден св. Станислава 2 степени. Награжден 27 декабря 1887 г. – «за отлично-усердную службу».3. Орден св. Анны 3 степени. Награжден 15 мая 1889 г. – «за отличие на службе».4. Орден св. Анны 2 степени. Награжден 26 декабря 1892 г. – «за отлично-усердную службу».5. Орден св. Равноапостольского князя Владимира 4 степени. Награжден 9 марта 1900 г. – «за отлично-усердную службу». Медали: 1. Серебряная медаль в память в Бозе почивающего императора Александра III на Александровской ленте. Награжден 25 апреля 1896 г. на основании именного высочайшего указа от 26 февраля 1896 г.2. Темно-бронзовая медаль на ленте из государственных цветов. Награжден 30 января 1897 г. – «За труды по I всеобщей переписи населения 1897 г.»3. Медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых.4. Медаль в память Отечественной войны 1812 г.

№ слайда 33

Описание слайда:

№ слайда 34

Описание слайда:

Список использованной работы и интернет-ресурсов:Краснов Н, Г., Иван Яковлевич Яковлев. Жизнь. Деятельность. Педагогические идеи. Очерки, Чебоксары, 1976http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./86/3743/7378Википеди - Ирĕклĕ энциклопедин чăваш уйрăмĕ http://cv.wikipedia.org/

Чувашский просветитель Иван Яковлев родился 25 апреля 1848 года в неприметной деревушке Кошки-Новотимбаево, в Он был сыном небогатого крестьянина и в совсем раннем возрасте остался без родителей. Осиротевшего ребенка усыновила чувашская семья Пахомовых из той же деревни.

Ранние годы

Мальчику повезло получить образование, которое в будущем позволило ему не только начать карьеру, но и заняться просвещением поволжского населения. В 1856 году мальчик отправился на учебу в училище, в соседнее село Буинского уезда.

Иван Яковлев попал туда благодаря предписанию, которое издало удельное ведомство, отвечавшее за образование крестьян-сирот. Сельское училище было окончено в 1860 году. В нем Иван Яковлев стал лучшим учеником. Природные способности и таланты позволили ему попасть в уездное училище губернского города Симбирска, а потом и в местную гимназию.

Знакомство с чувашской культурой

Яковлев попал в класс землемеров. Окончив учебу в гимназии, он четыре года проработал по своей специальности в Симбирской удельной конторе. Будучи сельским мерщиком, молодой Иван Яковлев объездил не только родную, но и соседние Казанскую и Самарскую губернии. Путешествия не проходили даром. Посещая села и знакомясь с местными жителями, землемер лучше узнавал жизнь, культуру и быт поволжского населения, среди которого были русские, татары, чуваши и мордва.

В то же время на мировоззрение молодого Яковлева сильное влияние оказывали либеральные идеи 60-х гг. XIX века. Следуя этим заветам, он пришел к выводу, что родной чувашский народ нуждался в просвещении, приобщении к русской культуре, а также обучении грамоте. В поволжской провинции уровень ее распространения был крайне низок по сравнению со столицей. Иван Яковлев верил, что, для того чтобы улучшить жизнь чувашей, вовсе не обязательно было прибегать к кровопролитным революциям и социальным потрясениям. Достаточно просветить народ и воссоздать его культуру.

Педагог

Для осуществления своего замысла Яковлев стал подрабатывать репетиторством. Впрочем, эта работа не была его основным занятием. Деньги от уроков начинающий преподаватель стал тратить на организацию и содержание собственной частной школы для чувашских детей.

На этом первом этапе главным товарищем и соратником просветителя был его односельчанин Алексей Рекеев. Он разделял идеи и надежды, которые испытывал Иван Яковлевич Яковлев. Биография педагогов показала, что их стремление обучать детей из глубинки не было просто сиюминутным увлечением юности - они действительно посвятили этой цели свои жизни.

Сторонники

Серьезную поддержку Яковлеву оказал Илья Ульянов - инспектор народных училищ Симбирской губернии и отец Владимира Ленина. Его помощь способствовала расширению школы молодого педагога. В 1870 году Иван Яковлев окончил обучение в гимназии, получив золотую медаль. После этого он отправился продолжать образование в Казанский университет. Во время его отсутствия о чувашской школе заботился Инспектор народных училищ отправлял студенту книги, необходимую литературу и даже деньги, для того чтобы он мог беспрепятственно получить специальность.

В университете Яковлев познакомился с профессором и знатоком фольклора Николаем Ильминским. Его детальные консультации позволили составить новый чувашский алфавит, созданный на основе славянской графики. Уже давно назрела необходимость его обновления. Дело было в том, что прежний алфавит, использовавший в качестве основы тюркский древнебулгарский язык, устарел, а использовался он только небольшой частью населения.

Издание букваря

Появление нового чувашского букваря не заставило себя долго ждать. Книга была издана в 1872 году. Этот букварь и написанные позже рассказы Ивана Яковлевича Яковлева стали важной вехой для развития национальной культуры поволжского народа. Книги просветителя быстро обрели популярность и стали поистине народными. При этом первые два тиража букваря издавались на собственные средства педагога. Самоотверженное решение просветителя не было удивительным для тех, кто хорошо его знал.

Много сил, времени и других ресурсов на просвещение народных масс тратил Иван Яковлевич Яковлев. Биография этого человека удивительна и ярка, ведь до него никто не прикладывал столько усилий для того, чтобы помочь развитию чувашской культуры. В 70-е Яковлеву помогала его молодость и юношеский задор, с которым он брался за любое дело.

Инспектор чувашских школ

В 1875 году студент окончил Казанский университет, получив диплом историко-филологического факультета. Теперь перед ним открылись совершенно новые возможности. Молодой человек стал инспектором, следившим за состоянием чувашских школ в поволжских губерниях. Местом его постоянного пребывания стал Симбирск, где находился центр учебного округа.

Именно тогда филолог и историк во всю силу принялся за просветительскую и педагогическую деятельность. Она была полна тревогами, заботами и драматическими противостояниями с местными чиновниками. Но в то же время каждый публичный рассказ Ивана Яковлева о деле всей его жизни привлекал к нему множество сторонников. Это были не просто симпатизирующие люди. Большую их часть представляли губернские дворяне, обладавшие деньгами и влиянием. Во многом благодаря им просветителю удалось встать во главе Симбирской чувашской школы. Это учебное заведение быстро превратилось в локальный феномен. В школе получали специальность будущие педагоги, которые потом начинали работать в местных небольших школах, помогая чувашским детям избавляться от безграмотности. За пятьдесят лет работы Симбирская школа выпустила несколько тысяч учителей. Это образовательное учреждение стало важным центром чувашской культуры и письменности.

Литературная деятельность

Что конкретно делал Иван Яковлев? Биография педагога представляет пример постоянно пишущего человека. Просветитель регулярно издавал новые учебные пособия, учебники, переводил на чувашский язык художественную, медицинскую, сельскохозяйственную и другую литературу. Особенной популярностью пользовались рассказы Ивана Яковлевича Яковлева для детей. Они издавались в виде сборников и хрестоматий, моментально распространявшихся среди народных масс. В каждом чувашском доме, где воспитывали малышей, эти книги стали настольными.

Отдельное место занимает эпистолярное наследие Яковлева. Просветитель переписывался с академиками, учеными, музыкантами, художниками, журналистами и издателями. За пятьдесят лет он написал около двух тысяч больших писем. Теперь все они представляют историческую и культурную ценность. Благодаря им можно восстановить картину поволжской провинции конца XIX - начала XX в. Письма и сказки Ивана Яковлева не раз переиздавались как в советскую, так и в современную эпоху.

Чувашский просветитель

Важнейшим принципом просветителя была его идея о том, что чувашская культура должна интегрироваться с русской и ни в коем случае не вступать с ней в конфликт. Яковлев считал, что интересы народов огромной империи, а потом и социалистического государства не могут быть противопоставлены. Наоборот, все нации, вне зависимости от их этнических и культурных отличий, должны встать на путь объединения и укрепления связей между собой.

Этот принцип лучше всего отражался на деятельности педагога, связанной с просвещением чувашей. Яковлев полагал, что этот народ должен приобщиться к христианству, так как именно религия могла стать важным связующим звеном между разными этносами. Для этого он сам перевел на чувашский язык некоторые библейские сочинения, в том числе Псалтырь и Новый завет. Для этого же Иван Яковлевич в свое время создал новый алфавит, основанный на кириллице. Кроме того, он считал, что необходимо знакомить русское население с чувашскими реалиями - бытом, традициями и обычаями. Просветитель продолжал преподавать и писать книги до глубокой старости.

Он скончался 23 октября 1930 года. Сегодня память об Иване Яковлеве чтится на территории всего Поволжья, и особенно среди чувашского населения.

Великий Учитель и Просветитель чувашского народа Иван Яковлевич Яковлев

И.Я. Яковлев родился 13(25) апреля 1848 году в чувашской деревне Кошки – Новотимбаево Бюргановского приказа Жуковского прихода Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшский район Татарстана). Детство его было трудным, как он сам писал … «хотя по поверью чуваш, время моего рождения считается самым счастливым (он родился в третий день Пасхи), но меня судьба начала преследовать почти со дня рождения. Я был излишний в семействе, за мной некому было присмотреть, сестра была слишком молода»… Несмотря на трудности в жизни, он всегда стремился к знаниям и не случайно в нем зародились сострадания обиженным, он в меру своих сил оказывал им помощь и содействие, о чем позднее вспоминал: « Я вообще с малых лет не мог спокойно видеть бедствий, страданий людей без того, чтобы не постараться для них что-либо сделать. Окончив удельное, уездное училища, землемерно -таксаторские классы, готовясь к вступительным экзаменам в Симбирскую гимназию, молодой Иван Яковлев находил время изучать «инородческий вопрос». Вся печатная информация того времени обсуждала культуру «инородного» народа без учета этнографических и исторических условий, включая защиту национальной политики царизма и призывали не тратить средств на обучение грамоте «инородцев», якобы недалеко ушедших от животных. Яковлев глубоко возмущался к таким невежественным выпадам, таким как статьи священника В. Комарова, считавшего чувашей «полудикими овцами», за их причастность язычеству, жертвоприношения, сопровождаемые общественными молениями. Яковлев готовит статьи о духовной жизни чувашей, его мифологии, трудовые традиции и публикует в газете «Симбирские губернские ведомости»

После окончания Симбирской гимназии, Казанского университета, И.Я. Яковлев постоянно задумывался над тем, как преобразовать и превратить систему обучения «инородцев» национальную. Для этого надо было создать доступный народу алфавит, обучить и подготовить учителей, переводчиков из самих чувашей, составить буквари, учебники и учебные пособия. Для этих целей молодой Иван Яковлев собирает вокруг себя единомышленников, талантливую молодежь, ученых-педагогов и они блестяще выполняют эту тяжелую задачу. Результатом длительных поисков, анализа, изучения создания алфавита татарского языка, к 1871 году создается чувашский алфавит и в 1872 выходит в свет первый чувашский букварь «ТЪВАШ АДИЗЕНЕ СЫРЪВА ВЪРЕНМЕЛЛИ КНЕГЕ». Чувашские поговорки, пословицы были использованы Яковлевым очень широко при составлении букваря. По его мнению, народная мудрость, образцы устной словесности родного языка должны вызвать в школьниках любовь к родному слову, с малолетства терпеливое, серьезное отношение к учению, труду, самой жизни. Особенное внимание Иван Яковлевич уделил третьему разделу Букваря, в котором осветил нравоучения и правила для начинающих учиться Грамоте. В нем есть и бытовые правила, отражающие бедность и нищету чувашских крестьян того времени и призывы к бережливости во все времена: « Тумтире тирпейле тыт, ан сур: сурак пулсан селе; шатак пулсан сапла; ху япалуна ху турлетме ан ватан – вал хурлах ес мар» (С одеждой обращайся аккуратно, не рви: если порвал зашивай сам, поставь заплатку, чинить свои вещи не стесняйся, и это не должно быть зазорно). Здесь же правила для трудового обучения в семье: «Аллуна пурта-сесе тыта пусласан кирле япала тума хатлан. Малтан начар тусан аллу веренсе таре. Начарне тава пелсессен аваннине те таван. Сын есне ан хурла, хурланинчен мухтани аван» (Как только научилсяобращаться с ножом и топором, старайся мастерить нужные вещи, так, как их сделали другие. Мастерство рук постепенно совершенствуется от плохого к хорошему. Чужой труд лучше одобрить, чем хаять).
Традицию чувашского народа воспитание детей в труде и для труда И.Я. Яковлев заложил в Букварь как нормы поведения детей в семье и вне ее, чтобы дети придерживались следующих правил: «Урама тухса выляса суриччен киленте ес тума юрат» (Чем гулять на улице, лучше работай дома); Паркаланса, варкаланса ан суре, туре суре. Паханса таракан сынсенчен лайах иртсе кай. Асу-анну сук серте те ан иртен.Самалпа кайсан, час тавран. Намассар сынсем хушшинче ан тар, весен усал самахне ан итле, весем патенчен часрах кай. Весем пек ирсер, уса самаха ан верен. Ун пек сертен часрах тарса кай.Аста пына унта ан ултала, улталасан сана сын шанми пуле». (При ходьбе соблюдай осанку, шагай прямо. При встрече старших кланяйся. Не шали и там, где нет твоих родителей. Куда бы тебя ни посылали по делу, возвращайся быстрее. Не находись среди безнравственных людей и не слушай их ругательские слова. Всюду будь честным, если лжешь, тебе перестанут верить).

О значении книги для начинающих учиться грамоте, о наставлениях всем тем, кто впервые читает ее И.Я. Яковлев наставляет: «Кенекене алла илсен малтан шухашла, мен калать-ха ку кенеке манна тесе, анланса вулам халь те. Кенеке юлташпа пер тан. Асла сыннан самахе епле усалла, ыра кенекен самахе те сапла пулать. Асла сынпа перле ялан тараймастан, кенекене ху патанта ялан тытса тамалла». (Прежде чем прочитать книгу, постарайся понять, о чем говорится в ней. Книга является другом в жизни. Ее слова так же ценны, как и советы умного человека. Ты всегда не можешь быть рядом с умным человеком, но книга постоянно должна находиться с тобой).
Первый чувашский букварь предназначался не только для обучения основам грамоты, но и для воспитания самых необходимых норм поведения чувашей, которые передавались предками чувашей из поколения в поколение. Как первая народная книга - Букварь отражал многранные стороны духовной жизни чувашей: их быт и нравы, образцы устной словесности, религию и т.д. При всех достоинствах Букваря, он не получил широкого признания ни среди учителей, ни среди учащихся, прежде всего из-за недостатков алфавита со множествами букв черточками над буквами, что затрудняло его усвоение. Поэтому Яковлев со своими единомышленниками в том же 1872 году усовершенствовал алфавит, оставив в нем только 27 букв. На этом алфавите в этом же году были изданы литографским способом «Букварь для чуваш» и перевод книги с татарского языка «Начальное учение православной христианской веры», которые положили начало зарождению Чувашского литературного языка.



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Основные даты жизни и деятельности
  • 3 Чины и награды Российской империи
  • 4 История Симбирской чувашской школы
  • 5 Семья И. Я. Яковлева
    • 5.1 Супруга
    • 5.2 Дети
    • 5.3 Внуки
    • 5.4 Правнуки
  • 6 И. Я. Яковлев как писатель, переводчик и издатель
  • 7 Память
  • 8 Фотогалерея
  • Литература

Введение

Иван Яковлевич Яковлев - чувашский просветитель конца XIX - начала XX веков.


1. Биография

Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года в семье удельного («государственного») крестьянина в деревне Кошки - Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне - Тетюшский р-он Республики Татарстан). Рано оставшись без родителей, он был усыновлен семьей русского крестьянина Пахомова, однодеревенца. Имя и фамилию будущий педагог получил по имени и фамилии своего крестного отца Ивана Яковлева.

В 1856 году по предписанию удельного ведомства И. Яковлев был отдан на учёбу в удельное училище в с. Старые Бурундуки Буинского уезда. По окончании его, как лучший ученик, в 1860 году был принят в уездное училище в г. Симбирске. В конце этого же года с группой учеников 1 класса И. Яковлев был переведен в только что открывшиеся при Симбирской мужской гимназии землемеро-таксаторские классы, где проучился до 1863 года. По окончании учёбы он был направлен на службу в Симбирскую удельную контору и около четырёх лет проработал сельским мерщиком.

Часто разъезжая по Симбирской, Казанской и Самарским губерниям, И.Яковлев знакомился с культурой, жизнью и бытом русского, татарского, чувашского, мордовского населения. Под влиянием либеральных идей 60-х гг. XIX столетия он приходит к мысли о необходимости попытаться облегчить жизнь родного чувашского народа не с помощью разорительных революций, а прежде всего путем его просвещения, приобщения к грамоте и к русской культуре. Постепенно И. Яковлев вынашивает планы воссоздания чувашской культуры. Но он чувствует, что для этого требуется дополнительное образование.

В конце 1866 года Яковлев с большим трудом добился освобождения от службы в удельном ведомстве (по закону, как сирота, обучавшийся за счёт государства, он должен был отработать там не менее 10 лет) и осенью 1867 года поступает в V класс Симбирской мужской гимназии.

Обучаясь там, Яковлев вызывает к себе в Симбирск односельчанина А. В. Рекеева, а затем других чувашских мальчиков и начинает учить, содержа их на средства, добываемые репетиторством. Организованная таким образом частная школа затем, при активной поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова, постепенно расширяется.

В 1870 году Иван Яковлев с золотой медалью окончил гимназию и поступил в Казанский университет. Заботу о чувашской школе в годы его студенчества взял на себя И. Н. Ульянов, с которым Яковлев активно переписывался, получал от него учебники, литературу, а нередко и - материальную поддержку.

В университете Яковлев знакомится с известным ученым-ориенталистом профессором Н. И. Ильминским, консультируется у него по «инородческому» (национальному) вопросу. При активном содействии Ильминского к концу 1871 года И.Яковлев составляет на основе русской графики первый вариант нового чувашского алфавита, поскольку старый, созданный на основе древнебулгарского (тюркского) языка в начале текущего тысячелетия, был основательно забыт.

В дальнейшем яковлевский алфавит совершенствуется. В 1872 году на нём был издан букварь, ставший подлинно народной книгой. Первые два выпуска букваря Яковлев, сам испытывая материальные затруднения, издает на свои средства. Тогдашними консерваторами букварь был встречен в штыки: «Пылкость молодой натуры, с которой он (Яковлев - ред.) принялся за дело, была причиной того, что он встал на неправильный путь в инородческом деле. Г-н Яковлев в деле образования чуваш задался мыслью чувашский язык сделать книжным…»

В 1875 году Иван Яковлев успешно окончил историко-филологический факультет Казанского университета и был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, куда входили учебные заведения Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Астраханской и Вятской губерний с центром пребывания в г. Симбирске. С этого времени развернулась полная забот, тревог и порой драматической борьбы, напряженная педагогическая и просветительская деятельность Ивана Яковлевича Яковлева, ставшая делом его жизни. Опираясь на помощь и содействие русских прогрессивно настроенных общественных деятелей и коллег, он осуществлял административное и педагогическое руководство Симбирской чувашской школой, превратившейся со временем в кузницу учительских кадров для чувашских и других школ Поволжья, преподавал в ней, открывал и инспектировал школы в местностях с чувашским населением, разрабатывал педагогические и методические принципы обучения в национальной школе. Он составлял и выпускал учебники и учебные пособия, писал рассказы, организовывал перевод на родной язык учебной, художественной, сельскохозяйственной, медицинской и другой литературы.

И.Яковлев вел активную переписку с академиками С. Платоновым, В. Радловым, А. Кони, В. Имшенецким, музыкальными деятелями М. Балакиревым, С. Смоленским, художником-академиком Н. Кошелевым и многими другими. В числе его корреспондентов были: известный немецкий издатель, основатель «Universal Bibliothek» в Лейпциге А. Реклам, французские учёные Л. Сиклер, А. Пинар, венгерские - Г. Балинт, Д. Месарош, редактор «Revue Oriental» академик Б. Мункачи и другие. За 50 лет своей деятельности Яковлев написал около 2 тысяч писем. Основная их тема - просвещение и национальный подъем родного народа, приобщение его к русской культуре. За 50 лет яковлевская чувашская Симбирская школа выпустила тысячи учителей и учительниц, в последние годы число воспитанников доходило до 350 человек обоего пола. Она стала центром создания новой чувашской письменности, переводов и издания книг на чувашском языке, распространения их в десятках тысяч экземпляров среди сельского населения.

Многие выпускники школы, окончив с успехом разные высшие учебные заведения, отметили свой жизненный путь выдающимися достижениями «на поприщах науки, искусств, ремесел, сельского хозяйства и т. п.», - с гордостью писал И.Яковлев.

То, что было сделано им для чувашского народа, И. Яковлев считал сделанным и для русского и других народов. Он никогда не противопоставлял интересы своего народа интересам других, выступал поборником дружбы народов. Более того, он считал, что только сближаясь с русским народом, сливаясь с Матерью - Россией, чуваши могут сохранить себя как народ. «Поэтому-то одной из задач создававшейся мной школы, - писал И. Яковлев, - было всячески содейсттвовать сближению между народами русским и чувашским на почве школьной программы, жизни, быта. Для этого должны были служить следующие меры: 1) приобщение чуваш к христианской культуре, признаваемой народными массами (И. Яковлев организовал перевод и перевел на чувашский язык часть Библии: Новый Завет и Псалтирь. В настоящее время Библия целиком переведена и издана на чувашском языке); 2) создание чувашского литературного языка и письменности, притом с алфавитом, имеющим общее с алфавитом русским; 3) ознакомление русского народа с жизнью и бытом чуваш, равно как и ознакомление чувашского народа с историческим прошлым, настоящим Матери-России».

Осенью 1919 года И. Я. Яковлев по болезни вышел на пенсию. В 1922 году он переехал жить в Москву к сыну. Скончался Иван Яковлевич Яковлев в 1930 году.

Наследие И. Яковлева в свете последних исторических перемен ещё подлежит переосмыслению. Это - дело будущего. В годы коммунистического режима многое из жизни и деятельности этого выдающегося человека замалчивалось по идеологическим основаниям, а полуправда, как показывает жизнь, опаснее лжи. Истинный масштаб сделанного выдающимся сыном чувашского народа, воспитанного в русской семье, станет ясен после изучения и введения в научный оборот документов, к которым до недавнего времени у многих исследователей просто не было доступа.


2. Основные даты жизни и деятельности

  • 1856-1860 гг. - Учёба в Бурундукском удельном училище
  • Декабрь 1860 г. - май 1863 г. - Учёба в землемерно-таксаторских классах при Симбирской гимназии
  • Май 1864 г. - декабрь 1866 г. - Служба в удельном ведомстве
  • 1(13) сентября 1868 г. - поступление в V класс Симбирской мужской гимназии
  • 28 октября (9 ноября) 1868 г. - Основание Симбирской чувашской школы
  • 25 июня (7 июля) 1870 - получение золотой медали об окончании гимназии
  • 12 (24) августа 1870 г. - поступление в Казанский университет
  • 1871-1873 гг.- создание чувашской письменности, издание букваря и учебника для чувашских школ
  • 17 (29) июня 1875 г. - получение свидетельства об окончании Казанского университета
  • 28 августа (9 сентября) 1875 г. - назначение инспектором чувашских школ Казанского учебного округа
  • 1877 г. - преобразование Симбирской чувашской школы в центральную
  • 26 сентября (8 октября) 1877 г. - вступление в брак с Е. А. Бобровниковой
  • 1878 г. - открытие женского класса при центральной школе
  • 1890 г. - Преобразование Симбирской центральной школы в учительскую
  • 1901 г. - Открытие женских педагогических курсов при Симбирской чувашской учительской школе
  • октябрь 1917 г. - Преобразование Симбирской чувашской учительской школы в учительскую семинарию
  • октябрь 1922 г. - переезд к сыну в Петроград
  • лето 1923 г. - переезд в Москву
  • октябрь 1928 г. - Празднование 80-летия со дня рождения и 60-летия со дня основания первой чувашской школы.
  • 23 октября 1930 смерть в Москве и похороны на Ваганьковском кладбище

3. Чины и награды Российской империи

Орден Св. Станислава 3 ст. 26.12.1878 г.
Орден Св. Станислава 2 ст. 27.12.1887 г.
Орден Св. Анны 3 ст. 15.05.1889 г.
Орден Св. Анны 2 ст. 26.12.1892 г.
Серебряная медаль в память Александра III 25.04.1896 г.
Тёмно-бронзовая медаль «За труды по I всеобщей переписи населения 1897 г.» 30.01.1897 г.
Орден Св. Владимира 4 ст. 9.03.1900 г.
Действительный статский советник 1904 г.
Медаль в память Отечественной войны 1812 г.
Медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых.


4. История Симбирской чувашской школы

В конце 60-х годов XIX века в Симбирской губернии было 305 чувашских селений, насчитывающих более 100 тыс. жителей и ни одной школы с преподаванием на чувашском языке. Первая такая школа открылась на личные средства гимназиста И. Яковлева и размещалась на частных квартирах. При поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова 15 ноября 1871 года школа приобрела официальный статус, постоянное финансирование и помещение. Закончив университет, И. Н. Яковлев занялся дальнейшим её развитием. Для школы было приобретено на набережной Свияги каменное двухэтажное здание с находящимися при нём строениями и землей. После капитального ремонта, в сентябре 1877 г., была переведена с собственный постоянный дом. В нём разместились учебные классы, спальни воспитанников, кухня, столовая, пекарня и учительская квартира.

В числе построек, вместе с каменным домом, находился одноэтажный деревянный флигель, отведенный под женское отделение школы, которым заведывала жена И. Я. Яковлева - Екатерина Алексеевна, приемная дочь Н. И. Ильминского. Первоначально там разместилась квартира инспектора Яковлева - до 1885 года.

Построеные в 1878 году мастерские школы, по ходатайству И. Я. Яковлева были перестроены в домовую церковь. 20 января 1885 года храм был освящен во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов. Позже. в 1897-1898 гг. здание было надстроено вторым этажом, пристроен алтарь. В здании разместились школьная библиотека и классы женского отделения. В настоящее время здание передано Ульяновской епархии, и в нём располагается храм во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов.

Для мастерских было отстроено новое двухэтажное каменное здание, где производилось обучение столярно-токарному, переплетному и ручному труду. Вся классная и школьная мебель изготавливалсь в мастерских, кроме этого мастерские выполняли заказы города, в том числе для кадетского корпуса, гимназии, лютеранской кирхи и вообще изделий на продажу, что являлось важной статьей дохода школы. Мастерские давали школе до 3,5 тыс. рублей дохода в год, а накопленный капитал школы к 1917 году составил 100 тыс. рублей

В 1906 году при Симбирской чувашской школе было открыто мужское двухклассное приходское училище, в 1910 году переведенное в собственное трехэтажное здание, пожертвованное сибирским меценатом Н. Я Шатровым.

Наиболее значительным зданием школы было построенное в 1885 году трехэтажное здание, на третьем этаже которого разместилась квартира И. Я. Яковлева и женское отделение, которым заведывала его жена - Екатерина Алексеевна. Квартира семьи Яковлевых, в которой они прожили до 1922 года, состояла из 6 комнат - кабинета, столовой, гостинной, спален Ивана Яковлевича и Екатерины Александровны и детской.
К 1917 году чувашская учительская семинария представляла собой комплекс состоящий из учительской школы, мужского и женского начальных училищ, женских педагогических курсов, сельскохозяйственной школы 1 разряда. В школу принимались крещеные и некрещеные чуваши, а также русские и крещеные татары в возрасте от 11 до 18 лет. К 1918 году в чувашской народной школе было подготовлено около 1200 человек.

В 1919 году в соответствии с реформой образования РСФСР, было принято решение о закрытии Симбирской чувашской семинарии и открытии на её базе учительского института, без учета сложившегося чувашского направления. От чувашской семинарии оставались только трехгодичные чувашские курсы при институте. Все имущество семинарии предавалось институту. Иван Яковлевич остался не у дел. Он всеми силами и средствами старается сохранить свое детище. 23 ноября 1919 г. в газете «Заря» - органе Симбирского губкома РКП(б) и губисполкома, появилась заметка: «Яковлев и чуваши», в которой говорилось, что «деятельность Яковлева имела огромное значение среди чувашского населения, но тем не менее в данный революционный момент приходится от Яковлева, безусловно, отказаться. Как он сам, так и его взгляды устарели для нашей эпохи, для нашего времени» . 25 ноября коллегия Симбирского губоно постановила: «Считая, что пребывание Яковлева в стенах семинарии вредно отражается на деятельности семинарии, по предложению Наркомпроса уволить Яковлева в отставку с сохранением за ним пенсии».
Лишь весной 1920 года при вмешательстве В. И. Ленина, лично знакомого с семьей Яковлевых по Симбирску, была назначена пенсия И. Я. Яковлеву и его жене, а 1 сентября 1920 года в зданиях бывшей чувашской семинарии открылся Чувашский институт народного образования, позднее - Ульяновский чувашский педагогический техникум. 23 сентября 1928 г. техникуму было присвоено имя И. Я. Яковлева. С 1937 года техникум стал педагогическим училищем им. И. Я. Яковлева, которое просуществовало в Ульяновске до 1956 г.


5. Семья И. Я. Яковлева

«В семейной жизни я был счастлив и в жене, и в детях моих»

5.1. Супруга

В 1870 г., будучи студентом Казанского университета, Иван Яковлевич познакомился с Н. И. Ильминским и его семьей, в которой воспитывалась их приемная дочь Екатерина Алексеевна Бобровникова (р. 2 октября 1861 г.). Через семь лет состоялась свадьба 16-летней Екатерины, выпускницы казанской женской гимназии, и 29-летнего инспектора чувашских школ Ивана Яковлева.

В жизни Екатерины Алексеевны были не только домашние обязанности. В 1878 году при Симбирской чувашской школе было открыто женское отделение, которое она позднее возглавила и работала преподавателем и воспитателем бок о бок со своим мужем.


5.2. Дети

28 декабря 1878 года в семье Яковлевых родился первый ребёнок, которого в память деда назвали Алексеем. Позднее родились Наталия, Лидия, Николай и Александр. Из них Наташа и Саша умерли в раннем возрасте.

  • Алексей Иванович Яковлев (1878-1951) - известный историк, член-корреспондент АН СССР, лауреат Государственной премии СССР;
  • Николай Иванович (1883-1949) - горный инженер, военный конструктор, музыковед;
  • Лидия Ивановна (1881-1942) - филолог и переводчик.

5.3. Внуки

Достойные продолжатели рода - внучка О. А. Яковлева, кандидат исторических наук, внук И. А. Яковлев стал доктором физико-математических наук. Ещё две внучки: Е. А. Некрасова - доктор искусствоведения, А. А. Некрасова - профессор Государственного института театрального искусства.

5.4. Правнуки

А. Б. Покровская - народная артистка Российской Федерации, А. Б. Покровский - концертмейстер Московской консерватории, В. В. Павлов - заслуженный артист Российской Федерации, Е. В. Павлова - кандидат искусствоведения, Франсуаза Варе - профессор медицины (Франция), праправнук М. О. Ефремов - заслуженный артист Российской Федерации. Л. Д. Некрасова - москвовед, искусствовед. Это уже шестое поколение замечательного сына чувашского народа.


6. И. Я. Яковлев как писатель, переводчик и издатель

Знакомство с ученым-ориенталистом Н. И. Ильминским в годы учёбы в Казанском университете утвердила желание И. Я. Яковлева в создании чувашской азбуки, букваря и издании книг для чувашей, которым по незнанию русского языка был закрыт путь к знаниям и литературе. Изучение фонетики чувашского языка привело к созданию первой чувашской азбуки, насчитывающей 47 букв. Была составлена азбука и букварь, с поучительными для народа пословицами и поговорками. Однако выяснилось, что 47 букв сложно для запоминания и И. Я. Яковлев переработал азбуку, оставив в 1873 году только 25 букв.

В первую очередь И. Я. Яковлев занялся переводом на чувашский язык Евангелия, который в целом был завершен только к 1911 году. Над переводом Библии он работал до 1922 года, когда неизданные материалы И. Я. Яковлев передал в архив Британского библейского общества. Кроме религиозной литературы им были изданы литературный сборник «Сказки и предания чуваш» и «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним» в двух томах, переводы на чувашский язык произведений русских классиков: «Полтавы» Пушкина, «Песни про купца Калашникова» Лермонтова, рассказов Толстого и др

За всю жизнь Яковлев издал более 100 книг и брошюр на чувашском языке.

Некоторые сочинения И. Я. Яковлева:

  • Букварь для чуваш . Казань, 1872 (издавался до 1919 г.).
  • О школьном образовании чуваш . «Городской и сельский учитель», 1897, в. 5;
  • Краткий очерк Симбирской учительской школы . Симбирск, 1908;
  • Детские рассказы . Чебоксары, 1968.
  • Письма . Чебоксары, 1985. - 366 с.
  • Верьте в Россию и любите её . Чебоксары.: Чувашский госуниверситет, 2002. - 308 с.

7. Память

Для развития и сохранения наследия И. Я. Яковлева в Чебоксарах создан Институт И. Я. Яковлева при Чувашском государственном университете им. И. Н. Ульянова

Православный миссионер , педагог, организатор народных школ, создатель нового чувашского алфавита и учебников чувашского и русского языков для чувашей, писатель, переводчик, фольклорист.

Биография

Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года в семье удельного («государственного») крестьянина в деревне Кошки́-Новотимба́ево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне - Тетюшский район Республики Татарстан). Рано оставшись без родителей, он был усыновлен семьей чувашского крестьянина Пахомова, односельчанина. Имя и фамилию будущий педагог получил по имени и фамилии своего крёстного отца Ивана Яковлева.

Основные даты жизни и деятельности

  • 1856 - 1860 - учёба в Бурундукском удельном училище
  • Декабрь 1860 - май 1863 г. - учёба в землемерно-таксаторских классах при Симбирской гимназии
  • Май 1864 - декабрь 1866 г. - служба в удельном ведомстве
  • 1(13) сентября 1868 - поступление в V класс Симбирской мужской классической гимназии
  • 28 октября (9 ноября) 1868 - основание Симбирской чувашской школы
  • 25 июня (7 июля) 1870 - получение золотой медали об окончании гимназии
  • 12 (24) августа 1870 - поступление в Казанский университет
  • 1871-1873 - создание чувашской письменности, издание букваря и учебника для чувашских школ
  • 17 (29) июня 1875 - получение свидетельства об окончании Казанского университета
  • 28 августа (9 сентября) 1875 - назначение инспектором чувашских школ Казанского учебного округа
  • 1877 - преобразование Симбирской чувашской школы в центральную
  • 26 сентября (8 октября) 1877 - вступление в брак с Е. А. Бобровниковой
  • 1878 - открытие женского класса при центральной школе
  • 1890 - преобразование Симбирской центральной школы в учительскую
  • 1901 - открытие женских педагогических курсов при Симбирской чувашской учительской школе
  • октябрь 1917 - преобразование Симбирской чувашской учительской школы в учительскую семинарию
  • октябрь 1922 - переезд к сыну в Петроград
  • лето 1923 - переезд в Москву
  • октябрь 1928 - празднование 80-летия со дня рождения и 60-летия со дня основания первой чувашской школы
  • 23 октября 1930 - смерть в Москве и похороны на Ваганьковском кладбище

Чины и награды Российской империи

  • Орден Св. Станислава 3 ст. (26.12.1878)
  • Орден Св. Станислава 2 ст. (27.12.1887)
  • Орден Св. Анны 3 ст. (15.05.1889)
  • Орден Св. Анны 2 ст. (26.12.1892)
  • Серебряная медаль в память Александра III (25.04.1896)
  • Тёмно-бронзовая медаль «За труды по I всеобщей переписи населения 1897 г.» (30.01.1897)
  • Орден Св. Владимира 4 ст. (9.03.1900)
  • Медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых (1913)

История Симбирской чувашской школы

В конце 60-х годов XIX века в Симбирской губернии было 305 чувашских селений, насчитывающих более 100 тысяч жителей и ни одной школы с преподаванием на чувашском языке. Первая такая школа открылась на личные средства гимназиста И. Яковлева и размещалась на частных квартирах. При поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова 15 ноября 1871 года школа приобрела официальный статус, постоянное финансирование и помещение. Закончив университет, И. Я. Яковлев занялся дальнейшим её развитием. Для школы было приобретено на набережной Свияги каменное двухэтажное здание с находящимися при нём строениями и землей. После капитального ремонта, в сентябре 1877 года, была переведена в собственный постоянный дом. В нём разместились учебные классы, спальни воспитанников, кухня, столовая, пекарня и учительская квартира.

В числе построек, вместе с каменным домом, находился одноэтажный деревянный флигель , отведенный под женское отделение школы, которым заведовала жена И. Я. Яковлева - Екатерина Алексеевна, приёмная дочь Н. И. Ильминского . Первоначально там разместилась квартира инспектора Яковлева - до 1885 года.

Построенные в 1878 году мастерские школы, по ходатайству И. Я. Яковлева были перестроены в домовую церковь . 20 января 1885 года храм был освящен во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов . Позже, в 1897-1898 годах, здание было надстроено вторым этажом, пристроен алтарь . В здании разместились школьная библиотека и классы женского отделения. В настоящее время здание передано Ульяновской епархии , и в нём располагается храм во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов.

Для мастерских было отстроено новое двухэтажное каменное здание, где производилось обучение столярно -токарному, переплетному и ручному труду. Вся классная и школьная мебель изготавливалась в мастерских, кроме этого мастерские выполняли заказы города, в том числе для кадетского корпуса , гимназии, лютеранской кирхи и вообще изделий на продажу, что являлось важной статьей дохода школы. Мастерские давали школе до 3,5 тыс. рублей дохода в год, а накопленный капитал школы к 1917 году составил 100 тысяч рублей.

В 1906 году при Симбирской чувашской школе было открыто мужское двухклассное приходское училище , в 1910 году переведенное в собственное трехэтажное здание, пожертвованное симбирским меценатом Н. Я. Шатровым.

Наиболее значительным зданием школы был построенный в 1885 году трехэтажный дом, на третьем этаже которого разместилась квартира И. Я. Яковлева и женское отделение, которым заведовала его жена - Екатерина Алексеевна. Квартира семьи Яковлевых, в которой они прожили до 1922 года , состояла из 6 комнат - кабинета, столовой, гостиной, спален Ивана Яковлевича и Екатерины Александровны и детской.

К 1917 году чувашская учительская семинария представляла собой комплекс, состоящий из учительской школы, мужского и женского начальных училищ , женских педагогических курсов, сельскохозяйственной школы 1-го разряда. В школу принимались крещеные и некрещеные чуваши, а также русские и крещеные татары в возрасте от 11 до 18 лет. К 1918 году в чувашской народной школе было подготовлено около 1200 человек.

В 1919 году в соответствии с реформой образования РСФСР, было принято решение о закрытии Симбирской чувашской семинарии и открытии на её базе учительского института, без учета сложившегося чувашского направления. От чувашской семинарии оставались только трехгодичные чувашские курсы при институте. Все имущество семинарии предавалось институту. Иван Яковлевич остался не у дел. Он всеми силами и средствами старается сохранить своё детище. 23 ноября 1919 года в газете «Заря» - органе Симбирского губкома РКП(б) и губисполкома, появилась заметка: «Яковлев и чуваши», в которой говорилось, что «деятельность Яковлева имела огромное значение среди чувашского населения, но тем не менее в данный революционный момент приходится от Яковлева, безусловно, отказаться. Как он сам, так и его взгляды устарели для нашей эпохи, для нашего времени» .

25 ноября коллегия Симбирского губоно постановила: «Считая, что пребывание Яковлева в стенах семинарии вредно отражается на деятельности семинарии, по предложению Наркомпроса уволить Яковлева в отставку с сохранением за ним пенсии».

Лишь весной 1920 года при вмешательстве В. И. Ленина , лично знакомого с семьей Яковлевых по Симбирску, была назначена пенсия И. Я. Яковлеву и его жене, а 1 сентября 1920 года в зданиях бывшей чувашской семинарии открылся Чувашский институт народного образования, позднее - Ульяновский чувашский педагогический техникум. 23 сентября 1928 года техникуму было присвоено имя И. Я. Яковлева. С 1937 года техникум стал педагогическим училищем им. И. Я. Яковлева, которое просуществовало в Ульяновске до 1956 года.

Семья И. Я. Яковлева

«В семейной жизни я был счастлив и в жене, и в детях моих»

Супруга

В 1870 году, будучи студентом Казанского университета, Иван Яковлевич познакомился с Н. И. Ильминским и его семьей, в которой воспитывались дети умершего друга и коллеги Ильминского А. А. Бобровникова - Екатерина (р. 2 октября 1861 г.) и Николай. Через семь лет состоялась свадьба 16-летней Екатерины, выпускницы казанской женской гимназии, и 29-летнего инспектора чувашских школ Ивана Яковлева.

В жизни Екатерины Алексеевны были не только домашние обязанности. В 1878 году при Симбирской чувашской школе было открыто женское отделение, которое она позднее возглавила и работала преподавателем и воспитателем бок о бок со своим мужем.

Умерла Яковлева Е. А. в 1936 году.

Дети

28 декабря 1878 года в семье Яковлевых родился первый ребёнок, которого в память деда назвали Алексеем. Позднее родились Наталия, Лидия, Николай и Александр. Из них Наташа и Саша умерли в раннем возрасте.

  • Яковлев, Алексей Иванович (1878-1951) - историк, член-корреспондент АН СССР , лауреат Сталинской премии;
  • Некрасова, Лидия Ивановна (в девичестве Яковлева) (1881-1942) - филолог, искусствовед, этнограф, переводчик с английского и немецкого;
  • Яковлев, Николай Иванович (1883-1949) - горный инженер, военный конструктор, музыковед.

Внуки

  • Некрасова, Екатерина Алексеевна (в девичестве Павлова) (?-1911);
  • Павлова, Екатерина Алексеевна (1905-1989) - доктор искусствоведения, специалист по истории русского и европейского искусства, переводчик;
  • Яковлев, Иван Алексеевич (1912-2000) - доктор физико-математических наук, профессор;
  • Некрасова, Анна Алексеевна (1913-2003) - режиссёр Центрального детского театра, профессор Государственного института театрального искусства;
  • Некрасов, Дмитрий Алексеевич (1914-1971);
  • Яковлева, Ольга Алексеевна - кандидат исторических наук;
  • Маару, Наталья Алексеевна (в девичестве Яковлева).

Правнуки

  • Павлова, Екатерина Всеволодовна (1934-2015) - пушкинист, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры Российской Федерации;
  • Покровская, Алла Борисовна (р. 1937) - народная артистка Российской Федерации;
  • Павлов, Владимир Всеволодович (р. 1940) - заслуженный артист Российской Федерации;
  • Покровский, Александр Борисович (р. 1944) - концертмейстер Московской консерватории;
  • Варе, Франсуаза - профессор медицины (Франция);
  • Некрасова, Лидия Дмитриевна (р. 1951) - москвовед, искусствовед.

Праправнуки

  • Толмачёв, Василий Михайлович (р. 1957) - доктор филологических наук, профессор МГУ;
  • Ефремов, Михаил Олегович (р. 1963) - заслуженный артист Российской Федерации;
  • Ордынская, Любовь Михайловна (р. 1966) - дизайнер-типограф;
  • Павлов, Алексей Владимирович (р. 1975);
  • Макеева, Надежда Дмитриевна (в девичестве Некрасова) (р. 1978);
  • Мартынова, Варвара Дмитриевна (в девичестве Некрасова) (р.1980);
  • Павлов, Всеволод Владимирович (р. 1983);
  • Нифонтова, Полина Дмитриевна (в девичестве Некрасова) (р. 1983);
  • Павлова, Екатерина Владимировна (р. 1985);
  • Павлова, Ольга Владимировна (р. 1989).

Прапраправнуки

  • Ефремов, Никита Михайлович (р.1988) - российский актёр театра и кино;
  • Ефремов, Николай Михайлович (р.1991) - российский актёр кино;
  • Макеева, Маргарита Кирилловна (р. 1995);
  • Некрасов, Леон Кириллович (р. 1997);
  • Некрасов, Никита Кириллович (р. 2000);
  • Некрасов, Иван Андреевич (р. 2004);
  • Некрасова, Вероника Андреевна (р. 2005);