Интересные факты из жизни александра николаевича островского.  Островский А.Н. Основные даты жизни и творчества Что островский сделал для ребенка

  • Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Детство и юность будущего драматурга прошли в Замоскворечье.
  • Отец Островского, Николай Федорович, в свое время окончил курс в Духовной Академии. Служил в Гражданской палате, занимался частной адвокатурой. Под конец жизни заслужил и приобрел чин потомственного дворянина.
  • Мать Островского, Любовь Ивановна, урожденная Саввина, была дочерью священника. Родила мужу одиннадцать детей, из которых выжило четверо. Умерла в 1831 году. Детей воспитывала няня, Авдотья Ивановна Кутузова, а впоследствии – вторая жена Николая Федоровича.
  • Мачеха Островского, баронесса Эмилия Андреевна фон Тесин, по происхождению была шведкой. Она воспитала детей Николая Федоровича и привила им любовь к европейскому искусству. Во многом благодаря ей дети в семье Островских говорили на нескольких языках. Александр, в частности, знал греческий, французский, немецкий, позже - английский, итальянский, испанский языки.
  • 1835 год – Александр Островский отдан в 1-ю Московскую гимназию.
  • 1840 год – Островский заканчивает гимназию и поступает на юридический факультет Московского Университета. Отец хочет, чтобы Александр стал юристом, но стремление к литературному творчеству и увлечение театром оказываются сильнее.
  • 1843 год – Островский прерывает учебу в Университете (его мало интересует юриспруденция), но по настоянию отца поступает на службу писцом в Московский совестный суд. Эта работа очень помогла Островскому как писателю, дала богатый материал для будущего творчества, ведь перед ним проходили непридуманные истории из частной жизни обычных людей. Александр Николаевич записывал все сколько-нибудь примечательные случаи из купеческого и дворянского быта.
  • 1846 год – Островский задумывает написать комедию. По разным источникам, она называлась «Несостоятельный должник» или «Картина семейного счастья». Окончательный вариант, впрочем, был назван «Свои люди – сочтемся!» и появился позже.
  • 1847 год – наброски будущей комедии и очерк «Записки замоскворецкого жителя» опубликованы в «Московском городском листке». Одну сцену пьесы Островский писал в соавторстве с провинциальным актером Дмитрием Горевым, в результате чего под первой публикацией стояли инициалы не только «А.О.», но и «Д.Г.». Недоброжелатели Александра Николаевича впоследствии воспользовались этим обстоятельством и раздули большую кампанию по обвинению драматурга в плагиате.
  • Весна 1848 года – семья Островских переезжает в имение Щелыково в Кинешемском уезде Костромской губернии. Это было желание Николая Федоровича, который решил под старость вернуться в родные места. Александр Николаевич, который уже давно жил отдельно от семьи, тем не менее, посещает Щелыково. Его очаровывает среднерусская природа, а Волга производит неизгладимое впечатление. Впоследствии восхищение великой русской рекой отразится во многих произведениях драматурга.
  • Конец 40-х годов – Александр Николаевич и его первая жена, московская мещанка Агафья Ивановна, начинают жить гражданским браком.
  • 1849 год – Островский пишет свою первую комедию «Свои люди – сочтемся!» (сначала названную «Банкрут»).
  • 1850 год – «Свои люди – сочтемся!» опубликована, но указом императора Николая I комедия запрещена к постановке на сцене. Автор же был уволен со службы и отдан под надзор полиции. Надзор сняли только после воцарения Александра II . Однако пьеса получила одобрение И.А. Гончарова и Н.В. Гоголя . Островский становится известным. Он начинает сотрудничать с журналом «Московитянин», входит в круг писателей, художников и других работников искусства. В этом году были также написаны пьесы «Утро молодого человека» и «Неожиданный случай».
  • 1851 год – написана и опубликована «Бедная невеста».
  • 1855 – 1860 годы – в этот период Александр Николаевич сближается с революционными демократами. Характерная черта произведений этого времени – противопоставление «властителей» «маленькому человеку». Островский пишет «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанницу».
  • 1856 год – Островский начинает сотрудничать с журналом «Современник». В этом же году Великий Князь Константин Николаевич предлагает российским писателям командировку – описать различные области страны в плане бытовом и промышленном. Островский берет на себя Волгу, от верховьев реки до Нижнего Новгорода. Он путешествует на пароходе, по пути делая многочисленные записи.
  • 1857 год – Островский пишет пьесу «Не сошлись характерами».
  • 1859 год – написана «Гроза». В этом же году были напечатаны два тома сочинений А.Н Островского.
  • 1860 год – Добролюбов, высоко оценив «Грозу», пишет статью «Луч света в темном царстве».
  • 1860-е годы – в этот период творчества Островский обращается к исторической тематике. Пишет хроники «Тушино», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», психологическую драму «Василиса Мелентьева».
  • 1861 год – разрешена постановка пьесы «Свои люди – сочтемся!».
  • 1863 год – Островский награжден Уваровской премией. Избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук.
  • Второй женой Александра Николаевича стала актриса Малого театра Мария Васильевна Бахметьева. Она была намного моложе Островского.
  • 1864 год – у Островских появляется первенец, сын Александр. Всего же у Александра Николаевича было шесть детей: в 1866 году родился сын Михаил, в 1867 году дочь Мария, в 1869 сын Сергей, в 1874 – вторая дочь Любовь, в 1877 году – четвертый сын Николай.
  • 1865 – 1866 годы – в это время (точная дата не определена) Островский создает в Москве Артистический кружок, откуда впоследствии на Московскую сцену вышли многие талантливые театральные деятели. С начала 1866 года Александр Николаевич назначен заведующим репертуарной частью московских императорских театров.
  • Период 1870-х годов – Островский в своих произведениях обращается к жизни дворянства. Выходят пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», «Снегурочка», «Волки и овцы». В первой половине десятилетия в Москве было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, председателем которого Александр Николаевич был до самой смерти.
  • 1870 – 1880 годы – известны как последний период творчества Александра Николаевича Островского. Для произведений характерно обращение к судьбе русской женщины в постреформенной России: «Последняя жертва», «Бесприданница», «Сердце не камень», «Таланты и поклонники» и другие пьесы.
  • 1881 год – при дирекции имперских театров учреждена Комиссия «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления». Островский принимает самое живое участие в работе Комиссии, и его стараниями были приняты многие изменения, значительно улучшившие материальное положение актеров.
  • 1883 год – Император Александр III жалует Островскому пенсию в размере 3000 рублей в год.
  • 1885 год - Островский назначен заведующим репертуарной частью московских театров и одновременно начальником театрального училища.
  • 2 (14) июня 1886 года – Александр Николаевич Островский умирает в имении Щелыково. Похоронен на местном кладбище. Всего, по разным данным. Островским было написано 47 или 49 пьес.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

    Александр Николаевич Островский В.Г. Перов. Портрет А.Н. Островского (1877) Дата рождения: 31 марта (12 апреля) 1823(18230412) Место рождения … Википедия

    Островский, Александр Николаевич - Александр Николаевич Островский. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (1823 86), русский драматург. Творчество Островского заложило основы национального репертуара русского театра. В комедиях и социально–психологических драмах Островский вывел галерею … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Островский, Александр Николаевич знаменитый драматический писатель. Родился 31 марта 1823 г. в Москве, где его отец служил в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Матери Островский лишился еще в детстве и никакого… … Биографический словарь

    Русский драматург. Родился в семье чиновника юриста; мать ≈ родом из низшего духовенства. Детство и раннюю юность провёл в Замоскворечье ≈ особом… … Большая советская энциклопедия

    Островский Александр Николаевич - (1823—1886), драматург. В Петербург приезжал неоднократно с 1853, был тесно связан с общественной, литературной и культурной жизнью столицы. Большинство пьес Островского впервые опубликованы в Петербурге — в журналах «Современник»,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1823 86) русский драматург, член корреспондент Петербургской АН (1863). Творчество Островского заложило основы национального репертуара русского театра. В комедиях и социально психологических драмах Островский вывел галерею типов от охваченных… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1823 1886), драматург. В Петербург приезжал неоднократно с 1853, был тесно связан с общественной, литературной и культурной жизнью столицы. Большинство пьес О. впервые опубликованы в Петербурге в журналах «Современник», «Время». В журнале… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Драматический писатель, начальник репертуара Императорского Московского театра и директор Московского театрального училища. А. Н. Островский родился в Москве 31 го января 1823 г. Отец его, Николай Федорович, происходил из духовного звания, и по… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1823 1886), русский драматург, член корреспондент Петербургской АН (1863). Брат М. Н. Островского. Творчество Островского заложило основы национального репертуара русского театра. В комедиях и социально психологических драмах Островский вывел… … Энциклопедический словарь

    ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич - (1823—86), русский драматург. Организатор и пред. Об ва рус. драматич. писателей и оперных композиторов (с 1870). Пьесы (комедии и драмы): в прозе — «Семейная картина» (1847, пост. 1855), «Свои люди — сочтемся» (1850, пост. 1861),… … Литературный энциклопедический словарь

Книги

  • Бесприданница. Гроза (CDmp3) , Островский Александр Николаевич. Островский Александр Николаевич (1823 - 1886) - русский драматург, чьё творчество заложило основы национального репертуара русского театра. В пьесах А. Н. Островского запечатлен колорит…
  • Пьесы: Островский А. Н., Чехов А. П., Горький М. , Горький Максим, Островский Александр Николаевич, Чехов Антон Павлович. А. Островский, А. Чехов и М. Горький - гениальные реформаторы и новаторы сцены, коренным образом изменившие театр. В эту книгу вошли пять знаменитых пьес великих драматургов - "Гроза",…

Александр Николаевич Островский - русский драматург и писатель, творчество которого сыграло немаловажную роль в развитии русского национального театра. Его перу принадлежит несколько известнейших произведений, некоторые из которых входят в литературу для школьной программы.

Семья писателя

Отец Островского, Николай Федорович - сын священника, служил судейским стряпчим в столице и жил в Замоскворечье. Оканчивал он московскую духовную семинарию, а также семинарию в Костроме. Его мать была из довольно бедной семьи и скончалась, когда Островскому исполнилось семь лет. Помимо Александра, в семье родилось еще три ребенка. Когда их мать умерла, спустя пару лет отец женился повторно, а его избранницей стала баронесса Эмилия Андреевна фон Тессин. Она и заботилась далее о детях, возложив на себя хлопоты по их воспитанию и получению должного образования.

В 1835 году Александр Островский поступил в Московскую гимназию, а спустя 5 лет - в университет столицы на юриспруденцию. Как раз в этот период времени он начинает испытывать повышенный интерес к театральным постановкам. Молодой Островский часто посещает Петровский и Малый театры. Его обучение внезапно прерывается несдачей экзамена и ссорой с одним из учителей, и он уходит из университета по своему желанию, после чего устраивается на работу писцом в московский суд. В 1845 он находит работу в коммерческом суде, в отделе канцелярии. Все это время Островский накапливает информацию для своего будущего литературного творчества.

В ходе своей жизни писатель был женат два раза. С первой женой, Агафьей, фамилия которой не сохранилась до наших дней, он прожил около 20 лет. Его дети от этого брака, к сожалению, умерли, будучи еще совсем маленькими. Вторая супруга - Мария Бахметьева, от нее детей у него было шесть - две дочки и четыре сына.

Творческая деятельность

Первая литературная публикация - «Ожидание жениха», появляется в 1847 году в «Московском городском листе», с описанием сцен из купеческого быта тех времен. В следующем году Островский заканчивает написание комедии «Свои люди - сочтемся!». Она была поставлена на театральной сцене и получила немалый успех, послуживший стимулом тому, что Александр окончательно пришел к решению - посвятить все свои силы драматургии. Общество тепло и с интересом отнеслось к этому произведению, но оно же стало и причиной гонений со стороны власти, из-за слишком откровенной сатиры и оппозиционного характера. После первого показа, пьесу запретили для постанови в театрах, а писатель около пяти лет состоял под надзором у полиции. В итоге, в 1859 пьеса существенно переделывается и переиздается с абсолютно другим финалом.

В 1850 году драматург посещает кружок литераторов, где получает негласное звание певца нетронутой фальшью цивилизации. С 1856 года он становится автором журнала «Современник». Тогда же, Островский с коллегами едет в этнографическую экспедицию, задачей которой является описание народов, проживающих на берегах рек России, в ее европейской части. В-основном писатель изучал быт народов, живущих на Волге, в связи с чем и написал большой труд «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода», отразив в нем главные этнические черты людей из тех мест, их жизнь и обычаи.

В 1860 году свет увидела самая известная пьеса Островского - «Гроза», действия которой происходят именно на берегах Волги. В 1863 году он получает премию и почетное членство в Петербургской академии наук.
Умер Островский в 1886 году и похоронен в селе Николо-Бережки.

  • Концептуальный взгляд Островского на театр - это построение сцен основанных на условности, с использованием богатств русской речи и грамотного ее использования в раскрытии персонажей;
  • Театральная школа, которую основал Островский, в дальнейшем получила развитие под руководством Станиславского и Булгакова;
  • Не все актеры хорошо отнеслись к нововведениям драматурга. Например, основоположник реализма в русском театральном искусстве - актер М. С. Щепкин, ушел с генеральной репетиции «Грозы», проходящей под руководством Островского.

Александр Островский

Василий Перов . Портрет А.Н. Островского (1877 )

Имя при рождении:

Александр Николаевич Островский

Дата рождения:

Место рождения:

Москва , Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Щелыко ́ во , Костромская губерния , Российская империя

Род деятельности:

драматург

Алекса ́ ндр Никола ́ евич Остро ́ вский (31 марта (12 апреля ) 1823 - 2 (14) июня 1886 ) - выдающийся русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук .

Происхождение

Отец будущего драматурга, выпускник Московской духовной семинарии , служил в Московском городском суде. Мать из семьи духовного сословия, умерла при родах, когда Александру было семь лет.

Младший брат - государственный деятель М. Н. Островский .

Детство и юность

Детство и юность писателя прошло в Замоскворечье . Отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. Островский был предоставлен самому себе, ещё в детстве пристрастился к чтению.

Начало литературной деятельности: выбор в пользу драматургии

В 1840 по окончании гимназии был зачислен на юридический факультет Московского университета , но в 1843 ушёл из него, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845 -1851 ). Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского.

На литературное поприще вступил во второй половине 1840-х гг. как последователь гоголевской традиции , ориентированный на творческие принципы натуральной школы . В это время Островским был создан прозаический очерк «Записки замоскворецкого жителя », первые комедии (пьеса «Семейная картина » была прочитана автором 14 февраля 1847 в кружке профессора С. П. Шевырева и одобрительно принята им).

Широкую известность драматургу принесла сатирическая комедия «Банкрот» («Свои люди - сочтёмся », 1849 ). В основу сюжета (ложное банкротство купца Большова , коварство и бездушие членов его семьи - дочери Липочки и приказчика, а затем зятя Подхалюзина, не выкупивших старика отца из долговой ямы, позднее прозрение Большова) были положены наблюдения Островского над разбором семейных тяжб, полученные во время службы в совестном суде. Окрепшее мастерство Островского, новое слово, прозвучавшее на русской сцене, сказались, в частности, в сочетании эффектно развивающейся интриги и ярких бытоописательных вставок (речи свахи, перебранки матери и дочери), тормозящих действие, но и дающих ощутить специфику быта и нравов купеческой среды. Особую роль тут сыграла неповторимая, одновременно и сословная, и индивидуально-психологическая окрашенность речи персонажей .

Островский - «бесспорно первый драматический писатель»

«Колумб Замоскворечья»

Уже в «Банкроте » обозначилась сквозная тема драматургического творчества Островского: патриархальный, традиционный быт, каким он сохранялся в купеческой и мещанской среде , и его постепенное перерождение и крах, а также сложные взаимоотношения, в которые вступает личность с постепенно видоизменяющимся укладом. Создав за сорок лет литературного труда пятьдесят пьес (некоторые - в соавторстве), ставших репертуарной основой русского общедоступного, демократического театра , Островский на разных этапах своего творческого пути представлял по-разному главную тему своего творчества. Так, став в 1850 сотрудником известного своим почвенническим направлением журнала «Москвитянин » (редактор М. П. Погодин , сотрудники А. А. Григорьев , Т. И. Филиппов и др.), Островский, входивший в так называемую «молодую редакцию», попытался придать журналу новое направление - сосредоточиться на идеях национального своеобразия и самобытности , но не крестьянства (в отличие от «старых» славянофилов ), а патриархального купечества .

В своих последующих пьесах «Не в свои сани не садись », «Бедность не порок », «Не так живи, как хочется » (1852 -1855 ) драматург попытался отразить поэзию народного быта: «Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим», - писал он в «москвитянинский» период. В это же время драматург сошёлся с девицей Агафьей Ивановной (у которой от него было четверо детей), что привело к разрыву отношений с отцом. По рассказам очевидцев, это была добрая, сердечная женщина, которой Островский во многом был обязан знанием московского быта.

Для «москвитянинских» пьес характерен известный утопизм в разрешении конфликтов между поколениями (в комедии «Бедность не порок », 1854 , счастливая случайность расстраивает навязываемый отцом-самодуром и ненавистный для дочери брак, устраивает брак богатой невесты - Любови Гордеевны - с бедным приказчиком Митей). Но эта черта «москвитянинской» драматургии Островского не отменяет реалистического качества произведений этого круга. Сложным, диалектически соединяющим противоположные, казалось бы, качества оказывается образ Любима Торцова , спившегося брата купца-самодура Гордея Торцова в написанной значительно позднее пьесе «Горячее сердце » (1868 ). Любим заставляет прозреть Гордея, лишившегося трезвого взгляда на жизнь из-за собственного тщеславия, увлечения ложными ценностями. Пьеса впервые поставлена на сцене 15 января 1869 года в Малом театре в бенефис Прова Михайловича Садовского .

В 1855 драматург, не удовлетворенный своим положением в «Москвитянине » (постоянные конфликты и мизерные гонорары), покинул журнал и сблизился с редакцией петербургского «Современника » (Н. А. Некрасов считал Островского «бесспорно первым драматическим писателем»). В 1859 вышло первое собрание сочинений драматурга, принесшее ему и славу, и человеческую радость.

«Гроза»

Впоследствии две тенденции освещения традиционного уклада - критическая, обличительная и поэтизирующая - в полной мере проявились и соединились в трагедии Островского «Гроза » (1859 ). Произведение, написанное в жанровых рамках социально-бытовой драмы, одновременно наделено трагической глубиной и исторической значимостью конфликта. Столкновение двух женских характеров - Катерины Кабановой и её свекрови Марфы Игнатьевны (Кабанихи ) - по своему масштабу далеко превосходит традиционный для театра Островского конфликт между поколениями. Характер главной героини (названной Н. А. Добролюбовым «лучом света в тёмном царстве») складывается из нескольких доминант: способности к любви, стремления к свободе, чуткой, ранимой совести. Показывая естественность, внутреннюю свободу Катерины, драматург одновременно подчеркивает, что она тем не менее - плоть от плоти патриархального уклада .

Живя традиционными ценностями, Катерина, изменив мужу, отдавшись своей любви к Борису, становится на путь разрыва с этими ценностями и остро сознает это. Драма Катерины, обличившей себя перед всеми и покончившей с собой, оказывается наделенной чертами трагедии целого исторического уклада, который постепенно разрушается, уходит в прошлое. Печатью эсхатологизма , ощущением конца отмечено и мироощущение Марфы Кабановой, главной антагонистки Катерины. При этом пьеса Островского глубоко проникнута переживанием «поэзии народной жизни» (Аполлон Григорьев ), песенно-фольклорной стихией, ощущением природной красоты (черты пейзажа присутствуют в ремарках, встают в репликах персонажей).

Поздний этап творчества

Новые герои

Последующий большой период творчества драматурга (1861 -1886 ) обнаруживает близость поисков Островского к путям развития современного ему русского романа - от «Господ Головлевых » М. Е. Салтыкова-Щедрина до психологических романов Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского . Мощно звучит в комедиях «пореформенных» лет тема «бешеных денег», рвачества, беззастенчивого карьеризма представителей обедневшего дворянства в сочетании с богатством психологических характеристик персонажей, с все возрастающим искусством сюжетостроения драматурга. Так, «антигерой» пьесы «На всякого мудреца довольно простоты » (1868 ) Егор Глумов в чём-то напоминает грибоедовского Молчалина . Но это - Молчалин новой эпохи: изобретательный ум и цинизм Глумова до поры до времени способствуют его начавшейся было головокружительной карьере. Эти же качества, намекает драматург, в финале комедии не дадут Глумову пропасть и после его разоблачения. Тема передела жизненных благ, появления нового социального и психологического типа - дельца («Бешеные деньги », 1869 , Васильков), а то и дельца-хищника из дворян («Волки и овцы », 1875 , Беркутов) существовала в творчестве Островского до конца его писательского пути. В 1869 Островский вступил в новый брак после смерти Агафьи Ивановны от туберкулеза . От второго брака у писателя родилось пятеро детей.

«Лес»

Жанрово и композиционно сложная, насыщенная литературными аллюзиями, скрытыми и прямыми цитатами из русской и зарубежной классической литературы (Гоголь , Сервантес , Шекспир , Мольер , Шиллер ) комедия «Лес » (1870 ) подводит итог первому пореформенному десятилетию. В пьесе затрагиваются темы, разрабатывавшиеся русской психологической прозой , - постепенное разорение «дворянских гнезд», духовный упадок их владельцев, расслоение второго сословия и те нравственные коллизии, в которые оказываются вовлечены люди в новых исторических и социальных условиях. В этом социальном, бытовом и нравственном хаосе носителем гуманности и благородства оказывается человек искусства - деклассированный дворянин и провинциальный актёр Несчастливцев.

В жанре драмы

Помимо «народной трагедии» («Гроза »), сатирической комедииЛес »), Островский на позднем этапе своего творчества создает и образцовые произведения в жанре психологической драмы («Бесприданница », 1878 , «Таланты и поклонники », 1881 , «Без вины виноватые », 1884 ). Драматург в названных пьесах расширяет, психологически обогащает сценические характеры. Соотносимые с традиционными сценическими амплуа и с общеупотребительными драматургическими ходами, характеры и ситуации оказываются способными меняться непредвиденным образом, демонстрируя тем самым неоднозначность, противоречивость внутренней жизни человека, непредсказуемость каждой житейской ситуации. Паратов - это не только «фатальный мужчина», роковой возлюбленный Ларисы Огудаловой , но и человек простого, грубого житейского расчета; Карандышев - не только «маленький человек», терпящий циничных «хозяев жизни», но и личность с необъятным, болезненным самолюбием; Лариса - не только страдающая от любви героиня, идеально отличающаяся от окружающей её среды, но и находящаяся под влиянием ложных идеалов («Бесприданница »). Столь же психологически неоднозначно решен драматургом характер Негиной Таланты и поклонники »): молодая актриса не просто избирает путь служения искусству, предпочитая его любви и личному счастью, но и соглашается на участь содержанки, то есть «практически подкрепляет» свой выбор. В судьбе известной артистки Кручининой Без вины виноватые ») переплелись и восхождение на театральный Олимп, и страшная личная драма. Таким образом, Островский идет по пути, соотносимому с путями современной ему русской реалистической прозы , - пути все более глубокого осознания сложности внутренней жизни личности, парадоксальности совершаемого ею выбора.

Театр Островского

Памятник Островскому у Малого театра в Москве

Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Основные идеи реформы театра:

  • театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);
  • неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;
  • ставка на всю труппу, а не на одного актёра;
  • «люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу - её можно и прочитать».

Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создает актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов , Сергей Васильев , Евгений Самойлов , Пров Садовский .

Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Щепкин . Драматургия Островского требовала от актёра отрешенности от своей личности, чего М. С. Щепкин, не делал. Он, например, покинул генеральную репетицию «Грозы» будучи очень недоволен автором пьесы.

Идеи Островского были доведены до логического конца Станиславским .

Народные мифы и национальная история в драматургии Островского

Особое место в наследии Островского занимает «весенняя сказка» «Снегурочка » (1873 ). В начале 1873 года Малый театр был закрыт на ремонт. Три труппы императорских московских театров, драматическая, оперная и балетная должны были выступать на сцене Большого театра , и понадобились спектакли, в которых все три труппы могли быть задействованы. Дирекция обратилась с предложением написать соответствующую пьесу к Островскому. Музыку по личной просьбе драматурга заказали 33-летнему П.И. Чайковскому , молодому профессору Московской консерватории, который уже был автором двух выдающихся симфоний, трех опер. "Снегурочка" стала на его творческом пути мостиком от первых композиторских опытов и гениальных прозрений к "Лебединому озеру", "Евгению Онегину". В "Снегурочке" поэтические и утопические воззрения Островского на возможность гармонических отношений между людьми облекаются в форму литературной «сказки для театра», в которой фигурируют образы, родственные образам славянской мифологии . В 1881 году на сцене Мариинского театра состоялась успешная премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» , которую композитор называл своим лучшим произведением. Сам А. Н. Островский по достоинству оценил творение Римского-Корсакова : «Музыка к моей „Снегурочке “ удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

Обращается драматург и к историческим жанрам - хроникам , трагедиям , комедиям , написанным на темы русской истории : «Козьма Захарьич Минин-Сухорук » (1861 , 2-я редакция 1866 ), «Воевода » (1864 , 2-я редакция 1885 ), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский » (1866 ) и др.. Национальная история дает Островскому материал для создания крупных, энергичных характеров, для широкого использования героического начала в драматургии.

Кончина

В конце жизни Островский наконец-то достиг материального достатка (он получал пожизненную пенсию 3 тысячи рублей), а также в 1884 занял должность заведующего репертуарной частью московских театров (драматург всю жизнь мечтал служить театру). Но здоровье его было подорвано, силы истощены. Он скончался у себя в имении Щелыково от наследственной болезни - стенокардии .

МОУ « Лицей « Школа менеджеров »

« Жизнь и творчество А.Н.Островского »

Ученицы 9В класса

Полторыхиной Анастасии.

Новомосковск 2010г.